В данном материале мы рассмотрим различия между литературными произведениями.
Содержание
- Чем отличается сказка от рассказа: сравнение, разница и сходство
- Чем отличаются сказки от рассказов о животных: сравнение, разница и сходство
- Чем отличаются сказки от фантастических рассказов: сравнение, разница и сходство
- «Храбрый утенок» Житкова — это сказка или рассказ?
- Чем отличается повесть от рассказа и сказки?
- Чем отличается быль от повести, рассказа и сказки?
- Чем отличается басня от сказки и рассказа?
- Чем отличается стихотворение от рассказа и сказки?
- Чем отличается басня от стихотворения?
- Видео:«Храбрый утёнок». Б.Житков
В данной статье мы разберемся в различиях сказок от повести, стихотворения, басни. А также разберем каждый из этих литературных видов подробней.
Чем отличается сказка от рассказа: сравнение, разница и сходство
Сказка и рассказ относятся к прозаичному изложению какого-либо сюжета, во многом есть сходство между ними, а также разница. Схожая манера повествовательного описания, наличие героев первого и второго плана, а также присутствие захватывающего сюжета и развязки истории.
Различие состоит в том, что сказка основана больше на выдуманных событиях, с нотками волшебства и фантазии и практически всегда имеют счастливый конец. Конечно, поэтому сказки так легко запоминаются детям и взрослым. В сказках часто скрывается очень важная мораль, а благодаря тому, как ее преподносят в виде волшебных историй, эту мораль легко донести деткам.
Рассказ же основан на реалистичных событиях, чаще всего в рассказах используют небольшое количество героев и участников, и зачастую небольшой объем произведения. Благодаря присущим монологам, логическим рассуждениям, образ главного героя кажется достаточно правдоподобным и реальным.
Основные отличия:
- В сказке с каждым эпизодом, открываются новые приключения. Рассказ – то и есть краткий эпизод, который для героя становится главным
- В сказке используется вымысел и аллегория, а в рассказах – реалистические события
- В рассказе время ограничено и пространство, вот в сказке наоборот
- В рассказе не используют много действующих лиц, в отличие от количества героев сказки
Чем отличаются сказки от рассказов о животных: сравнение, разница и сходство
В сказках всегда присутствуют элементы выдуманного, чародейства и волшебства, в рассказах же повествуется о более реальных событиях, даже если они взяты не из настоящей жизни, то основаны на реальных действиях.
Сказочные животные всегда имеют человеческие черты, например, в сказках животным присуще умение разговаривать, ходить как человек и многое другое. В то время когда в рассказах используют животных в их обычной интерпретации.
С детства каждый может вспомнить чудесные сказки на ночь, в которых рассказывается о различных животных и выдуманных персонажей, которые своим поведением напоминают людей. В сказках действующие лица в виде животных наделены эмоциями и чувствами, чего нельзя встретить в обычных рассказах о жизни.
Чем отличаются сказки от фантастических рассказов: сравнение, разница и сходство
Фантастика – это жанр художественной литературы, в котором используется элементы чего-то странного, необычного, выходящего за рамки привычной жизни. Такой жанр однозначно присущ всем известным сказкам, но также используется и в реальных рассказах.
- Одно из главных отличий сказок и рассказов – это то, что в рассказах всегда есть автор, а в сказки зачастую имеют фольклорное происхождение.
- Второе отличие заключается в том, что фантастические рассказы не направлены на то, чтобы научить чего-то, в то время, когда в сказках всегда присутствует скрытая мораль и учит нас зачастую любви, добра, уважения и т.д. Другими словами фантастические рассказы существуют для развлечения, а сказки — для обучения.
- Третье отличие фантастических рассказов и сказок – это конец истории. Всегда сказки заканчиваются хорошо и счастливо, что очень привлекает маленьких читателей, а вот рассказы не всегда имеют благоприятное окончание, по крайней мере, целевая аудитория рассказов рассчитана на более старшее поколение.
«Храбрый утенок» Житкова — это сказка или рассказ?
Сказка «Храбрый утенок» стала классикой в художественной литературе и бесспорно пользуется широкой популярностью среди юных читателей. Вводят в программу уже во втором классе и детки с радостью слушают и перечитывают эту сказку.
- Несмотря на то, что у данного произведения есть автор и сюжет достаточно небольшой, это не рассказ, а сказка, т.к. животные определенно наделены человеческими качествами, эмоциями.
- Также, данное произведение имеет мораль и учит маленьких читателей храбрости, силы воли и смелости, необходимости иметь внутренний стержень и веру. Автор подчеркивает важность дружбы, ведь в одиночку противостоять врагу очень сложно. Всем вместе можно стать непобедимой силой.
- После прочтения данного произведения, можно понять важность храбрости и бесстрашия, ведь все что кажется, нам страшным не всегда является таким на самом деле. Сказка учит смотреть в глаза своему страху, и дает мотивацию для того чтобы перебороть его.
Благодаря тому, что произведение имеет мораль, главные герои в виде утят, которые наделены человеческими качествами, и счастливый конец – можно с легкостью определить что «Храбрый утенок» Бориса Житкова – это сказка.
Чем отличается повесть от рассказа и сказки?
Для того чтобы разораться в чем разница между рассказом, повестью и сказкой, сначала нужно понять определение этих терминов.
- Сказка, как нам известно, это художественное произведение, которое основано на выдуманных и нереальных событиях. Всегда имеет счастливый конец, и целенаправленна на то чтобы донести мораль, и чего-то научить читателя.
- Рассказ – это короткое произведение, основанное на более реалистичных событиях и описывает какой-то фрагмент из жизни главного героя. Конец не всегда заканчивается хорошо, и зачастую используется небольшое количество действующих лиц.
- Повесть – это исключительно жанр русской литературы, в остальных же такого термина нет. Грубо говоря, повесть – это что-то среднее между романом и рассказом. Имеет достаточно большое количество действующих лиц, которые могут меняться в ходе рассказа. Также повесть больше по объему чем рассказ.
Основные отличия:
- Количество персонажей в сказке и повести может быть одинаковым и доходить до большого количества героев, которые меняются на протяжении истории. А в рассказах всегда используется небольшое количество действующих лиц.
- Объем повести намного больше чем в рассказах.
- Для жанра повести, а также для сказки характерно отслеживания ряд событий, которые переплетаются между собой, а в рассказах встречается всего лишь одно авторское событие, или взят фрагмент из жизни, истории.
- В повести можно встретить предысторию, плавно развивающийся сюжет, чего не встретишь в рассказах и сказках.
Чем отличается быль от повести, рассказа и сказки?
Быль – это один из жанров фольклорной литературы, события передаются на «народном языке», другими словами, как пересказ. Если сравнивать с рассказом, повестью и сказкой, то были больше схожая с последним жанром.
Разница между сказкой и былью:
- Сказка имеет более устойчивую структуру, чем быль
- Быль имеет неповторяющийся сюжет, главная мысль сохраняется, но могут поменяться герои, место происхождения и др.
- Героем были, чаще бывает человек, который совершил захватывающие подвиги, такой сюжет также интригует, как и сказка, но в отличие от сказки используется меньше волшебства и чародейства
- В рассказе и повести всегда есть автор, в отличие от были и сказки, т.к. это народное творчество
- Конец у сказки всегда счастливый, чего не скажешь об остальных жанрах. Быль может заканчивается даже трагедией или драмой
Чем отличается басня от сказки и рассказа?
Басню от сказок отличить не всегда получается, т.к. у них достаточно много общего и схожего. Рассказ же имеет большинство различий с таким жанром, как басня.
- Басня относится к эпическим жанрам, и основана на мифологии, которая возникла в процессе расцвета античной культуры. Так же как и сказка, у басни есть мораль, имеет поучительный и развлекательный характер. Сходство фигурирует и в конце сюжетов, как и в сказке, так и в басне – всегда добрый и нравоучительный конец, зачастую описывается в форме пословицы или присказки.
- Отличительной чертой сказки есть то, что в ней развитие сюжета происходит как цепь событий. Сюжет басни развивается как одно целое.
- В басне можно встретить мифических созданий и животных, которые символизируют определенные человеческие качества, например: лиса – это символ хитрости, волк – алчности, сова – мудрости, заяц – трусости и мн.др.
Также различие между басней, сказкой и рассказом, в том что басня – это сатирическое произведение, чаще написанное в стихах, а вот рассказ и сказка – в прозе. Басня, как и рассказ – это короткое произведение, а сказка не имеет четких границ написания.
Чем отличается стихотворение от рассказа и сказки?
Стихотворение – это поэтическая форма лиро-эпичного жанра художественной литературы. Отличить стихотворение от сказки сможет даже начинающий читатель, т.к. особенностью стихотворений является ритмичная форма написания. Рифма – не читается отличительной характеристикой стихов, т.к. в белом стихотворении она отсутствует.
Чаще в стихотворении поэт выражает свои чувства, переживания и эмоции. В отличии от сказок и рассказов, стихи нельзя пересказать. В стихах всегда упорядочен текст, автор задает определенный ритм произведения, который при пересказе можно утратить.
Основные отличия:
- Рассказ и сказка – это прозаичные произведения, а стихи – имеют свою упорядоченную структуру
- В рассказах не используется рифма, в то время, когда в большего количества стихов – рифма это обязательное условие написания, не считая белых стихов
- В стихотворениях отсутствует сюжетная линия, в отличие от рассказов и сказок
- Рассказы и сказки основаны на эпичном сюжете из жизни героя, а благодаря стихотворению автор может передать свое эмоциональное состояние
- Пересказать рассказ и сказку возможно, а вот если пересказать стихотворение – его смысл утратится.
Чем отличается басня от стихотворения?
Стихотворением называется небольшое произведение с рифмой, через которое автор передает внутреннее состояние, эмоции и переживание читателю. Ритм и рифма такому виду произведения присуща не во всех случаях, например при написании белого стиха, но определить стихотворение можно благодаря повышенной эмоциональности и небольшому объему произведения.
Басня – это небольшое произведение основано на мифологии и выдуманных историях, также написана как и в стихах, так и в прозе. По своим характеристикам такой жанр очень схож со сказками, но имеет также отличительные черты.
- В отличие от басни стихи не ограничены в своих целях, то есть в стихах отсутствует мораль и поучительный характер. А басня всегда несет в сюжете нравоучительный характер.
- Отличие между басней и стихом – это действующие лица. В басне чаще используют героев животных, которые наделены человеческими чертами. В то время, когда героем стиха может быть кто угодно.
- Также, отличительная черта стихов и басни – это то, что произведения в стихах может быть тесно связанно с реальностью и действительностью, но это не является главным условием. Также в стихах нет описания конкретного события.
В то время, когда басня основана на вымысле, описывается воображаемый и несуществующий мир. А в ходе сюжета описывается «наболевшая» проблема, которая касается человечества и общества.
Видео:«Храбрый утёнок». Б.Житков
Чем отличается сказка от рассказа
Сказка и рассказ во многом похожи. Их сближает четко обозначенный сюжет, повествовательная манера описания событий, присутствие главных и второстепенных героев, действия которых обусловлены необычной ситуацией. И все-таки сказку отличают от рассказа по форме и содержанию, определяющим жанровую принадлежность любого литературного произведения.
Рассказ относят к малым эпическим жанрам, объединяющим прозаические произведения, в которых события ограничены узкими пространственно-временными рамками. Сюжет рассказа развивается на основе отдельного эпизода из жизни героя, раскрывающего его характер или определяющего мотивы его поступков. Все описываемые события служат цели подготовить кульминацию – самый важный момент повествования, в котором конфликт произведения достигает максимального напряжения.
В рассказе вымышленные или реальные события описываются как достоверные, происходящие в определенном месте и связанные с конкретным временем.
Композиционные особенности рассказа заключаются в возможности использовать авторскую характеристику персонажей, включать лирические отступления, произвольно выстраивать диалоги и монологи. Это позволяет раскрыть идею произведения и создать объемный, жизненный образ главного героя. Особенности повествовательной техники и приемов определяют авторский стиль.
Сказка строится на основе вымысла, не претендующего на достоверность. Ее содержание – занимательная история с превращениями и чудесными приключениями, которые являются не отдельным эпизодом из жизни героя, а представлены как цепь тесно связанных событий, цель которых – испытание, позволяющее и достичь богатства, чести, славы, вернуть утраченное.
Сюжеты сказок повторяются. Сказочные герои – своеобразные символы, олицетворяющие добро или зло. В народных сказках исследователи выделяют так называемые «бродячие» сюжеты, сходство которых в разных культурах связывают с определенным периодом формирования общественного сознания, которое во всех этнических общностях имеет сходные черты. Сказки – древнейший вид творчества, и даже в современном литературном, авторском изложении они наследуют главные закономерности создания: развитие действия как испытание героя, помощь мистических сил, возврат утерянного, счастливый конец.
Если в рассказе присутствует оригинальная техника повествования, определяющая авторский стиль, то в сказке важным композиционным элементом являются речевые шаблоны – устойчивые обороты и традиционные для устного народного творчества средства художественной выразительности: постоянные эпитеты, олицетворения, метафоры. Например: долго ли коротко сказка сказывается; жили-были старик со старухой; русским духом пахнет; вина заморские; красна девица; злая мачеха.
В рассказе не бывает большого количества действующих лиц. В сказке, кроме главного персонажа, встречается как минимум три его противника и столько же помощников. В литературной сказке герой может оказаться в ситуации, которая разворачивается в противостояние сил добра и зла, представленных собирательными образами.
Отличие сказки от рассказа заключается в следующем:
- В сказке описываются приключения героя, каждое из которых – важный эпизод в развитии сюжета. Рассказ строится на основе одного короткого эпизода, играющего фатальную роль в жизни героя.
- Сказочные события – аллегорический вымысел, а в рассказе всегда подразумевается достоверность происходящего.
- Действие в сказке не ограничено в пространстве и времени в отличие от рассказа, где оно всегда кратковременно и происходит в конкретном месте.
- Рассказ имеет оригинальный сюжет и отражает авторский стиль. Сказочные сюжеты повторяются, а повествование сохраняет устойчивые, традиционные для сказок речевые обороты.
- Авторская позиция в рассказе может быть выражена с помощью отступлений, оценочной характеристики героев или композиционного приема использования контрастных деталей. В сказке прямая авторская оценка отсутствует – отражается только общая идея.
Чем отличается стихотворение от рассказа
Отличить стихотворение от рассказа несложно даже неискушенному читателю. Гораздо сложнее установить, в чем именно заключается это отличие.
Стихотворение является особой, поэтической формой, которую относят к лиро-эпическим жанрам художественной литературы. Ее основной признак – в ритмической организации текста, основанной на упорядоченном чередовании ударных и безударных слогов. Такое чередование называется стихотворным размером. В системе стихосложения выделяют пять основных размеров: ямб, хорей, анапест, амфибрахий и дактиль.
Стихотворный текст чаще всего делится на относительно самостоятельные фрагменты – строфы с рифмующимися концовками строк. Однако стихотворение может быть написано и без деления на строфы, если, по замыслу автора, оно представляет собой единое концептуальное целое. Рифма также не является обязательной характерной чертой поэтического произведения: в белых стихах она отсутствует.
Стихотворение всегда отражает глубокие переживания лирического героя, даже если оно создано в повествовательной манере на историческую тему или относится к гражданской лирике. Личный мотив – один из способов передачи эмоционального состояния автора, благодаря которому стихотворение приобретает внутренний накал и способность воздействовать на читательское восприятие.
Пересказ стихотворения в прозаической форме искажает его содержание. Стихотворный текст четко упорядочен, и, к тому же, в нем используются стилистически оправданные средства художественной выразительности: метафоры, эпитеты, образные сравнения, имеющие дополнительную смысловую нагрузку. Эмоции, которые вызывает стихотворение, возникают именно потому, что автор находит наиболее точную форму словоупотребления, создает нужный ритм, использует различные приемы особой организации речи, включая инверсию и аллитерацию.
При пересказе все это утрачивает значение.
Рассказ обладает совсем другими жанровыми признаками. Он относится к эпическим произведениям, написанным в прозе: для них обязателен сюжет с точно определенной завязкой, кульминацией и развязкой. Авторская идея в рассказе реализуется через событийно-оценочную связь фрагментов повествования. Они выстраиваются вокруг важного для раскрытия этой идеи эпизода из жизни героя по принципу причины и следствия.
Текст рассказа должен обладать динамичностью, точностью каждой детали, напряженностью ритма, который, в отличие от стихотворного, проявляется не на слоговом уровне, а в общей стилистике повествования. Ярким примером может служить известный «телеграфный» стиль рассказов Хемингуэя.
Содержание рассказа легко передать своими словами, если следовать логике авторского повествования.
Отличие стихотворения от рассказа заключается в следующем:
- Рассказ – одна из прозаических форм эпического жанра. Стихотворение относится к лиро-эпическим литературным жанрам.
- Ритмическая организация в рассказе проявляется на уровне авторского стиля. В стихотворении ритм является основой упорядоченного чередования ударных и безударных слогов, то есть, стихотворного размера.
- В рассказе не используется рифма. В большинстве стихотворных текстов рифма считается обязательным формообразующим элементом.
- Рассказ строится на сюжетной основе. В стихотворении чаще всего сюжетная линия отсутствует.
- Повествование в рассказе связано с необычным эпизодом из жизни главного героя. Стихотворение передает эмоциональное состояние лирического героя, вызванное какими-либо важными для него событиями.
- Содержание рассказа можно передать в краткой форме без искажения авторской идеи. Пересказать стихотворение своими словами невозможно.
Чем басня отличается от рассказа
«Мораль сей басни такова…» Почему так по-разному воспринимаются рассказ и басня?
Что такое басня и рассказ
Басня – жанровая разновидность произведений художественной литературы, для которых характерны стихотворная организация текста, нравоучительность содержания, сатирический стиль изложения, использование иносказания в качестве приема художественного изображения и наличие назидательного вывода.
Рассказ – небольшое по объему авторское произведение эпического жанра, написанное в прозе. Имеет четко обозначенный сюжет, который развивается как эпизод из жизни главного героя, раскрывающий его характер, образ мыслей или мотивацию поступков.
В чём же разница между басней и рассказом?
В басне вымышленные события не выходят за рамки конкретного места и времени. Они изображаются как сказочно-фантастическая или бытовая ситуация, в которой проявляются человеческие слабости, недостатки и пороки.
Прием аллегории, широко используемый в баснях, позволяет автору в иносказательной форме изобличать явления, заслуживающие осуждения и порицания, а также поднимать вопросы нравственного и морально-этического плана.
Главное средство художественной выразительности в басне – острая сатира. Персонажами могут быть люди, животные и даже неодушевленные предметы, благодаря приему олицетворения наделенные человеческими качествами.
Важным композиционным элементом басни является мораль – короткое высказывание, в котором заключается нравоучительный совет или вывод. Мораль чаще всего входит в заключительную часть басни, хотя иногда может предшествовать повествованию, определяя его тему и сатирическую направленность.
В рассказе повествуется о событиях, близких к реальным. Они происходят с героем при особых, исключительных обстоятельствах, в которых проявляются его личные позитивные или негативные качества.
Повествование в рассказе подчинено причинно-следственной связи: оно объединяет отдельные фрагменты художественного текста в единое целое.
Рассказ может содержать элементы сатиры, аллегорические образы и иносказания, однако их использование служит стилистической выразительности, а не является жанровым признаком для этого вида прозы.
Текст басни создается преимущественно в стихотворной форме.
Отличие между басней и рассказом заключается в следующем:
- Содержание басни имеет нравоучительный характер. Основой содержания рассказа является повествование о каких-либо событиях из жизни героя.
- Басня содержит поучение в виде краткого вывода – морали. В структуру рассказа мораль как художественный элемент не входит.
- В баснях используются олицетворения, метафоры, аллегория и другие виды иносказаний. В рассказе их использование имеет фрагментарный характер.
- Басни часто создаются в стихотворной форме.
Чем отличается басня от сказки
Отличить басню от сказки порой бывает непросто, поскольку необычность происходящего и персонажи этих небольших по объему вымышленных историй имеют много общего. Занимательное содержание и нравоучительный подтекст сближает эти жанры настолько, что их принципиальные различия оказываются очевидными только при детальном анализе содержания и формы.
Басня относится к малым эпическим жанрам, сложившимся как часть мифотворчества в период расцвета античной культуры. Заимствованные из мифов аллегорические образы приобрели в басне новый смысл. Они стали иносказательной формой изображения человеческих достоинств и пороков, проявляющихся в поступках, отношениях, житейских ситуациях.
Басня представляет собой короткий рассказ дидактического характера, в котором персонажи становятся предметом сатирического изображения, поскольку действуют вопреки правилам общепринятой морали. Оценка их действиям дается в краткой афористичной концовке басни как вывод обобщающего характера или в начале рассказа как нравоучение, требующее сатирической иллюстрации.
Сказка имеет не менее древнюю историю. Считается, что изначально сказочное повествование имело не только развлекательный характер, но, прежде всего, служило предупреждением или поучением, в котором на примере сказочных героев демонстрировались последствия поведения, нарушающего родовое табу или языческий ритуал. Сказка, как и басня, могла иметь нравоучительную концовку в форме пословицы, поговорки или присказки.
При всем сходстве, басня и сказка имеют отличительные жанровые особенности. В басне выделяют событийную часть и собственно нравоучение, составляющие ее композиционное целое. Сюжет сказки не имеет такого деления – он развивается как цепь событий, в результате которых герой, заручившись поддержкой добрых сил, справляется с невыполнимой задачей и получает награду.
Большинство персонажей басен заимствованы из мифов и представлены образами животных, наделенных аллегорическими чертами человеческого характера: волк отличается алчностью и жестокостью, лиса – хитростью и корыстолюбием, сова – мудростью, медведь – грубостью, лев – благородством. В сказках о животных эти качества имеют не аллегорическое, а символическое значение, а сами персонажи действуют не в одной конкретной ситуации, проявляющей эту символику, а на протяжении всего повествования, многократно подтверждая ассоциативную связь образа с ролью, которая отведена ему в сказочном сюжете.
Басня – сатирическое произведение, чаще всего написанное в стихотворной форме. Сказка – традиционно прозаический жанр. Приемы сатиры в ней используются эпизодически и не являются доминантой, за исключением сатирических сказок.
Сказка строится с многократными повторами, использованием устойчивых речевых оборотов, постоянных эпитетов, сравнений и метафор. Повествование басни отличается сжатостью, динамизмом развития сюжета, имеет ограниченный выбор средств художественной выразительности.
Отличие басни от сказки заключается в следующем:
- Басня – короткий нравоучительный рассказ, состоящий из двух равнозначимых частей: описания события и афористичной концовки или начала. Сказка не имеет явно выраженной нравоучительной установки. Ее содержание подробно передает события, в результате которых герой побеждает зло и получает награду.
- В отличие от сказки как преимущественно повествовательного жанра, басня является сатирическим произведением.
- В сказке основными средствами художественной выразительности являются метафора и постоянные эпитеты, в басне – аллегория.
- Персонажи сказок чаще всего люди и мифические существа, реже – звери. В баснях действующие лица, как правило, — животные.
Чем отличается литературная сказка от народной сказки
Народные и литературные сказки относятся к одному жанру, но имеют существенные отличия. Это касается и формы повествования, и внутреннего содержания произведений. Основой всех сказок является история о чудесных приключениях героев, однако в фольклорных сюжетах она строится по традиционной схеме, а в литературных может иметь произвольный многоплановый вариант изложения.
Народные сказки – древнейшее культурное наследие, которое сохранило представление наших предков о взаимоотношениях человека и природы. В них отражены нравственные принципы существования общности людей в условиях постоянной борьбы за выживание, определена четкая грань между добром и злом и проявляются выразительные черты национального характера, верований, быта.
Народные сказки классифицируют как волшебные, бытовые, былинные, богатырские, сатирические. Особое место в этой классификации занимают сказки о животных, возникновение которых исследователи устного народного творчества связывают с языческими ритуалами.
Литературная сказка возникла гораздо позже. Во второй половине XVIII века с развитием просветительских идей в европейской литературе появились авторские обработки фольклорных сказок, а в XIX традиционные сказочные сюжеты стали использовать Ш. Перро, братья Гримм, Г.Х. Андерсен, А. Гофман – писатели, которых весь мир признал классиками этого жанра.
В большинстве литературных сказок повторяются фольклорные мотивы и присутствует волшебная атрибутика, позаимствованная из языческих ритуалов, однако развитие сюжета, как и выбор персонажей, подчинены воле автора. Сказка становится художественным произведением со сложной системой метафорических образов, свойственных притче.
Разница между литературной и народной сказкой заключается в следующем:
- Литературная сказка – авторское произведение в отличие от народной сказки, которая возникла как малый эпический жанр в результате коллективного творчества этноса.
- Литературная сказка – жанр художественной литературы, в то время как народная сказка – один из фольклорных жанров, особенность которого – устный пересказ.
- Литературная сказка может иметь придуманный автором свободный сюжет. В народной сказке сюжетная линия строго подчинена определенной схеме, которой должен придерживаться рассказчик, чтобы сохранить канву повествования.
- Система образов в литературной сказке произвольна, в народной – обусловлена традициями и представлениями о добрых и злых силах.
- Народная сказка в художественной форме отражает глубинный пласт коллективного сознания и относится к древнейшему виду устного народного творчества. Литературная сказка может продолжать национальные традиции, но является плодом авторского воображения и в жанровом плане близка к современным видам приключенческой и фантастической литературы.
Чем отличается сказка от были
Многие народные сказки начинаются со слов: «Было это или не было…» Сказочный вымысел рождается как фантастическая, волшебная реальность. В устном народном творчестве есть еще один жанр, по форме и содержанию близкий к сказкам. Это быль – история о необычных событиях и невероятных ситуациях, в которые попадают ее герои.
Что такое сказка и быль
Сказка – занимательный повествовательный жанр устного народного творчества. Сказкам свойственен приключенческий сюжет с волшебными превращениями, мотив испытания героя, использование тройных повторов, постоянных эпитетов, разговорных оборотов речи.
Быль – одна из разновидностей фольклорных жанров, в которой реальные события передаются в народной интерпретации. Форма повествования в были синтезирует приемы народных сказителей и авторский стиль некоторых прозаических произведений.
В чем же разница между сказкой и былью?
Сказка имеет устойчивый тип структуры: в ней обязательны зачин, приключения героя, волшебство, преодоление препятствий и счастливый конец.
К приемам организации повествования в сказке относятся тройные повторы, употребление устойчивых эпитетов, речевых формул, а также создание образов, олицетворяющих силы добра и зла. Нравственная ценность сказок в их жизнеутверждающем содержании, в том, что зло всегда бывает наказано, а добро, красота, порядок побеждают.
Каждое фольклорное произведение, которое относится к жанру были, имеет уникальный, не повторяющийся сюжет. В нем обязательно описывается необычное событие или трудно объяснимая ситуация. Они не считаются типичными, как повторы в сказочных сюжетах, и строятся по типу авторской художественной прозы.
Героем были обычно становится реальный человек, чей поступок, подвиг или неожиданное приключение заставили людей передавать его историю из уст в уста. Эта история так же занимательна, как сказка, но в ней в меньшей мере выражена сказочная символика: отсутствуют волшебные превращения, смягчена гипербола, описание героя и его поступков не всегда соответствует схеме «добро – зло».
Быль может иметь драматический и даже трагический для героя конец, хотя в большинстве случаев сказитель сводит повествование к счастливой развязке.
Отличие между сказкой и былью заключается в следующем:
- Сказка – коллективный вымысел, народная фантазия о противостоянии добра и зла.
- Быль имеет реальную основу: в ней повествуется о том, что было.
- Герои сказок олицетворяют силы добра и зла.
- В были герой – индивидуальность, человек с собственной судьбой.
- В сказке используются устойчивые приемы построения сюжета.
- Сюжет были произволен: он строится по принципу рассказа с последовательным ходом действия, в котором отсутствуют шаблоны.
Чем отличается сказ от сказки
Устное народное творчество – предмет пристального внимания не только фольклористов, но и культурологов, историков, литературоведов. В сказках, былинах, сказах, преданиях отражаются глубинные представления народа о нравственной основе собственных культурных традиций, проявляется богатое многообразие национального языка, реализуется мощный коллективный творческий потенциал.
Наиболее близки по форме и содержанию фольклорные жанры сказки и сказа. Однако каждый из этих жанров имеет свои характерные признаки, которые свидетельствуют о разной интерпретации в народном сознании значимых тем, определяющих этническое самосознание.
Сказка – это устный пересказ вымышленных историй, в которых герои проходят ряд испытаний, чтобы добиться победы добра над злом. Волшебная атрибутика народных сказок, общение персонажей с животными, помогающими преодолеть колдовство или справиться с невыполнимой задачей, языческая символика некоторых образов – все это свидетельствует о том, что в сказках можно найти следы забытых верований и обрядов, связанных с родовыми тотемами и представлениями наших предков об окружающем мире. Сказка – древнейший вид устного творчества, основой которого служат устойчивые архетипы, отражающие наше восприятие жизни и смерти, рождения, здоровья, болезни, осуществления желаний, любви, власти, богатства.
Сказ, в отличие от сказки, является эпическим повествованием о народных героях и перипетиях их жизненного пути. Они напоминают былины, поскольку в центре внимания и сказителя, и слушателя оказывается незаурядная личность или связанные с ней события, а не фантастический вымысел.
В литературных произведениях сказ может имитировать устный импровизированный монолог с использованием диалектных выражений, просторечий, синтаксических оборотов, напоминающих построение фраз в сказках, былинах или исторических песнях.
Часто сказ используется в авторской художественной прозе как стилистический прием для того, чтобы усилить оценочный оттенок речи конкретного героя или подчеркнуть особенность его суждений. Подбор архаической лексики сближает сказ со сказкой, однако это только внешнее сходство, основанное на стилизации и подборе необычных речевых оборотов.
Разница между сказкой и сказом заключается в следующем:
- Сказка представляет собой устойчивый вид устного повествования о фантастических, вымышленных событиях. Литературная сказка строится по тому же принципу, что и народная, но может иметь дополнительные сюжетные линии, отличаться лексическим строем. Сказ повествует о реальных событиях, в центре которых – яркая, самобытная личность, чья судьба воспринимается как исключительная, почти фантастическая история.
- Возникновение сказок связано с языческими культами и символикой. Это продукт коллективного творчества, народного соавторства. Сказ – более поздний фольклорный жанр. В нем присутствует личностная оценка и авторское начало. Именно поэтому сказ как элемент повествования можно встретить в произведениях художественной литературы (например, «Левша» Н.С. Лескова).
- Развитие действия в сказке происходит по определенной схеме, которой полностью подчинен сюжет: зачин; событие, побуждающее героя покинуть дом и отправиться в путь; волшебные приключения и счастливый конец. Сюжеты сказов не повторяются, они менее схематичны.
- В сказке самое главное – действо. Сказ – преимущественно оценочное повествование.
Чем отличается былина от сказки
Былина – особый песенный эпический жанр, сложившийся в русском фольклоре на рубеже X-XI веков. Как и в народной сказке, в былине присутствуют этнические элементы бытописания и мифотворчества, однако ее отличительной чертой является не развлекательный или нравоучительный сюжет, на котором основано сказочное повествование, а описание исторически значимых событий, воплотивших народное представление о богатырской силе и доблести.
В сказке персонажи утратили прямую связь с реальными героями и приобрели абстрактное значение, выраженное в противоборстве добра и зла. Сюжет сказок – вымысел, созданный как трансформация реальности в чудесный образ, связанный с мистическими представлениями определенной этнической группы об окружающем мире.
Былина конкретизирует героев, сыгравших важную роль в исторических событиях или прославившихся среди соплеменников особыми достоинствами и ратными заслугами.
Существенно отличается и стиль повествования в сказках и былинах. Содержание сказки передается в обычной повествовательной манере, близкой к разговорной речи. Былины исполняются торжественным речитативом под струнный аккомпанемент, благодаря которому сказитель имеет возможность сохранить ритм стиха, присущий былинному тексту.
Свойственные былине средства художественной выразительности также имеют отличия от традиционных тропов, используемых в сказке. Гипербола, повтор устойчивых оборотов, нагнетание слов-синонимов, обилие эпитетов, антитеза – все эти формообразующие приемы используются в былине, чтобы подчеркнуть торжественность и сохранить сюжетную линию.
Сказки создавались как поучительные и одновременно развлекательные истории. Они рассказывались в кругу домочадцев, могли иметь концовку с подтекстом: «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок».
Былины прославляли героев-богатырей. Их исполняли при большом стечении народа, на площадях и у городских стен.
Отличие былины от сказки заключается в следующем:
- Былина является народной эпической песней, а сказка относится к малым повествовательным эпическим жанрам.
- Сюжет сказок – вымысел, былина всегда имеет историческую основу и реальный прототип героя.
- В сказке используется разговорный стиль повествования, былина исполняется речитативом.
- Сказка – прозаическое произведений устного народного творчества, былина имеет стихотворный размер.
- Основной прием былины – гипербола, повтор, устойчивые формулы и речевые обороты.
Чем отличается миф от сказки
Увлекательное чтение мифов и сказок доставляет удовольствие не только детям, но и взрослым.Мифы и сказки – неисчерпаемый источник информации, позволяющий проникнуть в тайны прошлого и будущего. Мифические и сказочные сюжеты, дополняя друг друга, дают возможность воссоздать целостную картину мира и определить в ней место человека.
Что отличает мифы от сказок и благодаря чему эти жанры не утратили актуальности в наши дни?
Мифы – это древнейшие предания, отражавшие в коллективном сознании обобщенный образ окружающего мира.
Наши предки воспринимали мифы как реальность, персонифицируя божественные силы и наделяя их чертами земных людей. В мифах с особой торжественностью описывались деяния богов и подвиги героев, от которых зависела жизнь простых смертных. Катаклизмы природы, войны, смену правления – все значимые события в мифах находили простое и убедительное объяснение.
Сказка также относятся к древнейшим видам коллективного народного творчества. Сказочный вымысел – способ переосмыслить закономерности человеческой жизни и объяснить прядок вещей, который определен волей свыше. В сказках разных народов нашли отражение фрагменты этнических культовых обрядов и языческих ритуалов. С ними связаны волшебные превращения героев, мотив колдовства, смерти и воскрешения, чудодейственной силы амулетов.
Если в мифах передаются общие представления о месте человека в строгой иерархии земных и божественных сил, то мир сказок максимально приближен к обычной жизни. В нем можно найти интересные подробности быта, семейного уклада, обычаев. Сказочные персонажи взяты и перенесены в вымышленный мир из обычной жизни.
Мифы, в отличие от сказок, населены богами и героями. Структура мифа строится на основе сюжетной линии, которая может иметь многократные повторы в других сюжетах. Сказка имеет строго определенную композицию. Сохранять ее помогают устойчивые формообразующие элементы: троекратные повторы, ситуации испытания героев, обилие постоянных эпитетов.
Стиль сказок определяет обычная разговорная речь с включением пословиц, поговорок, загадок. Описание жизни богов и героев требует торжественности и особой ритмической организации речи.
Отличие мифа от сказки заключается в следующем:
- В отличие от сказок, передающих представление наших предков об окружающем мире на бытовом уровне, мифы отражают обобщенный образ действительности как упорядоченную систему взаимодействия высших сил.
- Содержание сказок воспринимается как вымысел, мифы создавались как общенародная интерпретация реально происходивших событий.
- В сказке человек вступает в противоборство с силами зла, чтобы достичь желаемого, в мифе повествуется о богах и героях, которые вершат судьбы простых смертных.
- Сюжеты отдельных мифов связаны между собой, но развиваются свободно, без строгих канонов повествования. В сказках выдерживается строго определенная композиция с устойчивыми формообразующими элементами.
- Язык сказок максимально приближен к народному, мифы отличает особая торжественность речи.
Чем легенда отличается от сказки
Сказки и легенды относятся к жанрам устного народного творчества. Сказки и легенды имеют разную основу и наделены подтекстом, значительно отличающимся по содержанию.
Что такое легенда и сказка
Сказка – повествовательный фольклорный жанр, в котором поэтический народный вымысел сочетается с образностью речи и устойчивостью повторяющихся сюжетов. К разновидностям этого жанра относят волшебные, бытовые, новеллистические, героические сказки и сказки о животных. В них обязательно присутствует тема испытания героя, волшебных превращений, вмешательства сверхъестественных сил.
Легенда – небольшое по объему эпическое произведение, которое передает содержание какого-либо значимого события, повествует о подвигах народных героев или объясняет происхождение жизни и различных процессов, связанных с возникновением и развитием окружающего мира. Легенды существуют в виде устных пересказов и письменных текстов, предназначенных для коллективного чтения.
В чём же разница между легендой и сказкой?
Сюжет сказки строится как ряд троекратно повторяющихся испытаний героя. Он справляется с невыполнимыми задачами при помощи колдовства и волшебных предметов, полученных в дар от мудрецов или мистических существ, олицетворяющих силы природы.
Сказочный вымысел не связан с какими бы то ни было реальными событиями. Его содержание имеет нравственно-поучительный подтекст, благодаря которому становится очевидной грань между добром и злом – понятиями, исключительно важными для формирования общественной морали.
Легенды всегда связаны с реальностью. В них повествуется о значительных исторических событиях и подвигах героев, в поэтической форме объясняется зарождение общественных отношений и возникновение всего, что окружает человека на земле: гор, водных источников, пустынь, небесных светил.
По содержанию легенды ближе к мифам, чем к сказкам. Они населены великанами и полубогами, в которых угадываются вполне человеческие черты. Легенда всегда относится к конкретному месту; действие в ней развивается не по устойчивому сказочному сюжету, а как ход событий в реальной жизни.
В легендах, как и в сказках, широко используется прием гиперболизации. Их герои наделены невероятной силой или особыми знаниями; в отличие от сказочных персонажей, они не прибегают к помощи волшебных предметов, а полагаются только на себя и богов, по воле которых совершают подвиги и одерживают победы.
Отличие легенды от сказки заключается в следующем:
- Сказка – фантастический вымысел. Легенда чаще всего имеет реальную основу.
- Построение сказочного сюжета подчиняется устойчивым правилам с использованием троекратных повторов, обязательным зачином и счастливым концом. В легендах сюжет развивается как последовательный ход близких к реальности событий.
- Народные сказки – жанр устного поэтического творчества. Легенды существуют и в устной форме, и в виде фрагментов священных книг.
- В сказках увлекательное содержание сочетается с нравственно-поучительным подтекстом. В легендах заключается определенная философская идея.
- Героями сказок могут быть не только люди, но и животные. В легендах животным отводится второстепенная роль.
- Жанровые разновидности сказок делятся на три основные группы: сказки о животных, волшебные и бытовые сказки. Легенды имеют градацию не по жанровому, а по содержательному признаку: с повествованием о подвигах, явлениях природы, исторических событиях, происхождении человека и окружающего мира.
Чем отличается сказочная повесть от фантастической повести
Эта разница, прежде всего, заключается в выборе объекта художественного изображения. Сказочная повесть продолжает традиции народной и литературной сказки. В ней отображается вымышленный мир, в котором добро противостоит злу, а герои подвергаются многократным испытаниям, прежде чем достигают благородной цели. Динамика повествования строится на неожиданных поворотах сюжета, развивающегося как цепь событий, связанных с волшебством, превращениями, возникновением непреодолимых препятствий, справиться с которыми героям помогают отвага, честность, бескорыстие или магические знания.
Фантастическая повесть строится по другому принципу. Фантастика отличается от сказочного вымысла тем, что в центре внимания оказывается срытое, трудно поддающееся объяснению, но потенциально возможное явление или событие. Свойственное этому жанру обобщение позволяет развивать актуальные для конкретного исторического времени темы: состояние духовного мира современных людей, прогресс и его последствия для человечества, проблемы адаптации личности в социуме, будущее планеты в условиях активного вмешательства человека в законы природы.
Отличие сказочной повести от фантастической заключается в следующем:
- Сказочная повесть, как и литературная сказка, – вымышленная развлекательно-познавательная или поучительная история.
- Фантастическая повесть описывает вымышленное, но условно возможное событие или явление, побуждающее задуматься о важных проблемах отношений человека и окружающего мира.
- Сюжет сказочной повести строится как ряд приключений героев, а в фантастической повести сюжетная линия подчинена идее представить необычное как реальность.
- Жанру сказочной повести присущи темы борьбы добра и зла, поиска утраченного. Тематика фантастических повестей затрагивает духовный мир человека и глобальные проблемы современности.
- Персонажами сказочной повести могут быть люди, животные и любые существа, созданные в воображении автора. В фантастической повести главным героем остается человек со сложным внутренним миром.
Источник: http://thedifference.ru/chem-otlichaetsya-skazka-ot-rasskaza/
1)В марте 2012 года посмотрела журналистское расследование Эдуарда Петрова «Честный детектив», в котором рассказывалось, как в академгородке стали происходить жестокие убийства детей, одиноких стариков, бомжей. (2)Первой жертвой стал двенадцатилетний парнишка, который пошел кататься на горку и не вернулся.(3) Мать, разыскивая дитя, металась по городку до тех пор, пока его тело не нашли с проломленным черепом.(4) Следующей жертвой нападавших стала пенсионерка, одиноко сидевшая около своего подъезда. (5)Ей нанесли удары тяжелым предметом по голове.(6) К счастью, ее крик о помощи был услышан жильцами соседнего дома и скрип открывающейся двери балкона спугнул нападавших. (7)Женщина осталась жива, но ужас, пережитый ею, равнодушие соседей,покрытая шрамами голова – все это оставило глубокий след в ее душе.
(8)По городку ползли слухи о маньяках. (9) Люди боялись за жизни близких, обращались с письмами о защите в полицию, однако жертв не удалось избежать. (10)Следующими жертвами стали бомжи.
(11)Выйти на след преступников помог случай. (12)В отдел полиции обратился некий гражданин, принесший флешку, на которой двое молодых людей совершают убийство бомжихи, а затем начинают издеваться над ее телом: выкалывают глаз, отрезают ухо. (13)Режут руку. (14)Убийцами оказались семнадцатилетний Лыткин и бывший студент медицинского университета Ануфриев.
(15)Зачем я об этом пишу?(16) Меня поразила не только жестокость, с которой убивали людей в мирное время, но и причина, по которой совершались убийства. (17)На вопрос следователей Лыткин ответил: «Интересно посмотреть, как умирает человек».
(18)Такой цинизм! (19)Действительно, интересно посмотреть, как мучается котенок, которому надели на шею петлю и повесили.(20) Интересно посмотреть, как голубь с отрезанными лапками мучается, так как не может нигде присесть.(21) Нам книжки читать не интересно! (22)Нам надо видеть шоу!(23) Омерзительное, грязное шоу, чтобы кровь стыла в жилах!
(24)Вы думаете, Ануфриев раскаивается в совершенном преступлении? (25)Он — несостоявшийся хирург. (26)Он не считает себя маньяком.(27) А слово «убийца» из его уст звучит почти как «герой». (28) Сейчас они сидят за решеткой, но ни у одного, ни у другого не возникло чувство раскаяния за совершенное преступление перед обществом, перед матерью убитого ребенка, перед самим собой.
(29)Возникает вопрос: что же такое наказание?
(30)Может быть, как в Белоруссии нужно оставить смертную казнь?(31) Как говорится, око за око, зуб за зуб? (32)Когда убийца будет знать, что за жизнь человека у него заберут его собственную жизнь?
(33)В заключение хочу привести слова американского актера Джона Кьюсака: «Наказание по-русски, когда человек через покаяние переживает преступление».(34)К сожалению, у этих нелюдейни чувства стыда, ни покаяния я не увидела. (Дубовицкая Е.А.)
Помогите найти проблему
Сказки есть у многих народов мира, но ближе всего нам, конечно, русские народные. Наверняка каждый сможет отличить, например, поэму от других жанров по ряду признаков. Разобраться, чем сказка отличается от рассказа, уже сложнее.
Что такое сказка?
Сказка – это разновидность фольклорного или литературного жанра. Чаще всего в ней рассказывается о событиях, произошедших в прошлом (эпос). Сюжет имеет бытовой, героический либо волшебный характер. При этом вымышленность событий или действующих лиц не скрывается от читателя. Большинство сказок написано прозой.
Термин «сказка» впервые зафиксирован в источниках 17-го века, но современное значение он приобрел только ближе к 19-му веку, а прежде подобные произведения назывались баснями.
Интересный факт: понятие «сказка» присутствует только в немецком и русском языках. То есть данное слово указывает только на этот жанр. Во всех остальных языках его обозначают при помощи различных понятий. Например, в английском это «tale, story, fable и др.», в немецком – только «Märchen».
В зависимости от принадлежности к жанру, сказки бывают:
- литературные;
- фольклорные.
Литературные сказки в отличие от народных принадлежат определенному автору и не были распространены в устной форме до момента публикации. Они могут быть поучительными или просто содержать рассказ в народном стиле.
Фольклорная сказка представляет собой жанр устного и письменного народного творчества, который свойственен разным народам. Следует отличать сказку от так называемых «достоверных» повествований, например: мифа, предания, легенды и т.п. В историческом плане фольклорные сказки появились раньше, чем литературные.
3 главных признака фольклорной сказки: анонимность, устность, коллективность. В народных произведениях часто присутствуют специальные «формулы», которые используются в начале, середине и в конце, например, фразы «жили-были…» или «в некотором царстве…». Также события могут разворачиваться в одних и тех же местах, а по отношению к персонажам используются одинаковые эпитеты: «добрый молодец».
Среди фольклорных сказок также выделяют множество жанровых разновидностей: о животных, волшебные, бытовые, анекдотические и др. Первым собирателем русских народных сказок называют А. Афанасьева, который в 1870 г. выпустил сборник для детей.
Что такое рассказ?
Рассказ – то же самое, что и новелла – жанр малой повествовательной прозы. Рассказам предшествовали устные фольклорные пересказы и притчи. Они характеризуются наличием одной проблемы, небольшим числом действующих лиц, одной-двумя сюжетными линиями.
Традиционная структура рассказа состоит из завязки, развития событий (кульминации) и развязки, но все зависит от автора. К слову, его правильно называть не рассказчиком, а новеллистом. Обычно новые рассказы одного и того же автора публикуются в периодических изданиях, а когда их становится довольно много, выпускается сборник.
Интересно, что до середины 19-го века в России не выделяли рассказы в отдельный жанр, поскольку все крупные произведения считались романами, а небольшие – повестями. Но затем появилось мнение, что в рассказе описывается небольшой период из жизни героя, все события разворачиваются медленно. А в повести может быть охвачен огромный временной промежуток.
Отличия между сказкой и рассказом
Единственные особенности, объединяющие рассказ и сказку: наличие сюжета, главного героя, повествовательный стиль и прозаическая форма. Однако основой сюжета в рассказе является один короткий эпизод из жизни главного героя, который каким-то образом повлиял на него. В сказке же все завязано на приключениях персонажа, и выделить какое-то одно событие сложно – каждый момент имеет значение для сюжетной линии.
В рассказах редко говорится о чем-то неправдивом, а действие имеет четко установленные временные рамки. Сказка без вымышленных событий была бы просто-напросто скучной, поэтому в ней всегда присутствует элемент волшебства, а время и пространство не имеют границ.
Также автор рассказа имеет свою манеру изложения, показывает собственное отношение к событиям, персонажам и предлагает читателю уникальный сюжет. В сказках присутствует много повторяющихся речевых оборотов, сюжетных линий, а читателю необходимо самому понять главную суть.
Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Удивительно, но мало какие люди, интересующиеся литературой и разбирающиеся в ее жанрах, знают, что такое быль. Само слово вызывает довольно экзистенциальные ассоциации, но уж никак не рассматривается в качестве литературного термина. Как ни странно, быль – это действительно жанр литературы, относящийся к прозе и обозначающий любой рассказ о событиях, которые якобы имели место на самом деле.
Быль иль небыль?
Главное отличие были от рассказа заключается в том, что первая чаще всего пересказывается устно, а второй распространяется на бумаге. Можно пояснить, что такое быль, с помощью противоположного термина — небыль. Когда человек рассказывает «небыль» или «небылицу», это попросту значит, что он лжет, причем эта ложь совершенно очевидна. Это может выражаться в явном преувеличении или преуменьшении, приписывании личностям или предметам каких-то необычных свойств и так далее. При этом оба собеседника прекрасно понимают, что небылица – это неправда, и поэтому функция такого рассказа, скорее, развлекательная, чем познавательная.
Сказка – ложь, да в ней намек
О том, что такое быль, расскажет даже не каждый преподаватель литературы в высшем учебном заведении. Проблема заключается не только в том, что их подготовка не является такой уж хорошей, но еще и сам по себе такой термин употребляется крайне редко. Например, для студента, который с детства знает, что такое сказка, «быль» может ассоциироваться только с чем-то старомодным и давно вышедшим из употребления в современном языке. Один из синонимов этого термина – «бывальщина» — также звучит крайне старомодно. Это что-то, передаваемое из уст в уста в деревеньках, часто шепотом или при свете свечи. Причем нередко такие вот былины имеют мистический подтекст, то есть рассказывают о действиях сверхъестественных сил и связаны с кознями Дьявола. Богобоязненные люди даже не слушают такие вот «былины», предпочитая просто несколько раз перекреститься и перечитать Псалтирь. А вот среди деревенской молодежи пересказ бывальщин – явление частое.
Кто сочиняет былины и верит в них
Понять, что такое быль, очень легко, если ознакомиться с литературой старше 20 века. Например, разнообразные рассказы о домовых, русалках, лесных духах и другой «нечисти», в которых главный герой якобы своими глазами видел их проделки – это и есть былины, которыми кормят детей перед сном или для того, чтобы заставить их слушаться. Конечно, для современного человека все это – не более чем издержки мифологии и пережитки прошлого. Но для людей, которые все еще чувствуют «аутентичное» дыхание прошлых столетий, эти былины – настоящее сокровище. Дело еще и в том, что очень часто такие вот сказки – это единственное, что помогает хоть как-то развлечься деревенской молодежи. Они идеально подходят для встреч у костра, где самое страшное, что может угрожать компании, – это лютые комары и клещи в траве. Рассказывая друг другу о встречах с нечистой силой, которые якобы случились или с ними, или с их родственниками, они ощущают самый настоящий адреналин. Так что можно сказать, что быль – это своеобразный аттракцион для жителей отдаленных от цивилизации районов.
Современная быль для прогрессивных людей
Совсем не новость, что былины уже давно вышли из моды, и на их место пришли рассказы другого формата. В лагерях эта практика все еще проводится, но с каждым годом интенсивность ее уменьшается. Конечно, в наше время быль тоже существует, просто называется немного по-другому. Например, в некоторых источниках можно найти так называемые «крипипасты», то есть страшные истории, которые, якобы, тоже имели место в реальной жизни. Некоторые читатели верят авторам, некоторые продолжают относиться к ним со здравой долей скепсиса. Однако свою «пугательную» функцию они все-таки выполняют, поэтому современные пользователи все-таки представляют себе, что такое быль. Определение ее, конечно, слегка модифицировалось, однако суть не изменилась. Людям во все времена хотелось пощекотать себе нервы, а быль, как бы она ни называлась, делает именно это.
Что это — быль: сказка о реальности или выдумка ради искусства?
- Быль иль небыль?
- Сказка – ложь, да в ней намек
- Кто сочиняет былины и верит в них
- Современная быль для прогрессивных людей
Что такое небылицы? Небылицы: доклад, определение
Что такое небылицы? Ответим на данный вопрос. Небывальщина, или небылица — это жанр фольклора, представляющий собой стихотворное или прозаическое повествование, небольшое по объему, в основном комического содержания, сюжет которого составляет изображение действительности, нарочито искаженной.
Небылица – это живой фольклорный и литературный жанр
В статье рассказывается о жанре небылицы, о ее русских и английских корнях, а также о причинах притягательности этого жанра для детей.
Удивительно, но мало какие люди, интересующиеся литературой и разбирающиеся в ее жанрах, знают, что такое быль. Само слово вызывает довольно экзистенциальные ассоциации, но уж никак не рассматривается в качестве литературного термина. Как ни странно, быль – это действительно жанр литературы, относящийся к прозе и обозначающий любой рассказ о событиях, которые якобы имели место на самом деле.
Быль иль небыль?
Главное отличие были от рассказа заключается в том, что первая чаще всего пересказывается устно, а второй распространяется на бумаге. Можно пояснить, что такое быль, с помощью противоположного термина — небыль. Когда человек рассказывает «небыль» или «небылицу», это попросту значит, что он лжет, причем эта ложь совершенно очевидна. Это может выражаться в явном преувеличении или преуменьшении, приписывании личностям или предметам каких-то необычных свойств и так далее. При этом оба собеседника прекрасно понимают, что небылица – это неправда, и поэтому функция такого рассказа, скорее, развлекательная, чем познавательная.
Былины — разновидность устного народного творчества в песенно-эпической манере. Их сюжет, как…
Сказка – ложь, да в ней намек
О том, что такое быль, расскажет даже не каждый преподаватель литературы в высшем учебном заведении. Проблема заключается не только в том, что их подготовка не является такой уж хорошей, но еще и сам по себе такой термин употребляется крайне редко. Например, для студента, который с детства знает, что такое сказка, «быль» может ассоциироваться только с чем-то старомодным и давно вышедшим из употребления в современном языке. Один из синонимов этого термина – «бывальщина» — также звучит крайне старомодно. Это что-то, передаваемое из уст в уста в деревеньках, часто шепотом или при свете свечи. Причем нередко такие вот былины имеют мистический подтекст, то есть рассказывают о действиях сверхъестественных сил и связаны с кознями Дьявола. Богобоязненные люди даже не слушают такие вот «былины», предпочитая просто несколько раз перекреститься и перечитать Псалтирь. А вот среди деревенской молодежи пересказ бывальщин – явление частое.
В начале было слово, и оно было устным. Из уст в уста передавались предания, легенды, сказки,…
Кто сочиняет былины и верит в них
Понять, что такое быль, очень легко, если ознакомиться с литературой старше 20 века. Например, разнообразные рассказы о домовых, русалках, лесных духах и другой «нечисти», в которых главный герой якобы своими глазами видел их проделки – это и есть былины, которыми кормят детей перед сном или для того, чтобы заставить их слушаться. Конечно, для современного человека все это – не более чем издержки мифологии и пережитки прошлого. Но для людей, которые все еще чувствуют «аутентичное» дыхание прошлых столетий, эти былины – настоящее сокровище. Дело еще и в том, что очень часто такие вот сказки – это единственное, что помогает хоть как-то развлечься деревенской молодежи. Они идеально подходят для встреч у костра, где самое страшное, что может угрожать компании, – это лютые комары и клещи в траве. Рассказывая друг другу о встречах с нечистой силой, которые якобы случились или с ними, или с их родственниками, они ощущают самый настоящий адреналин. Так что можно сказать, что быль – это своеобразный аттракцион для жителей отдаленных от цивилизации районов.
Михаил Пришвин писал не о природе. Он создавал незабываемые образы людей. Одной из вершин его…
Современная быль для прогрессивных людей
Совсем не новость, что былины уже давно вышли из моды, и на их место пришли рассказы другого формата. В лагерях эта практика все еще проводится, но с каждым годом интенсивность ее уменьшается. Конечно, в наше время быль тоже существует, просто называется немного по-другому. Например, в некоторых источниках можно найти так называемые «крипипасты», то есть страшные истории, которые, якобы, тоже имели место в реальной жизни. Некоторые читатели верят авторам, некоторые продолжают относиться к ним со здравой долей скепсиса. Однако свою «пугательную» функцию они все-таки выполняют, поэтому современные пользователи все-таки представляют себе, что такое быль. Определение ее, конечно, слегка модифицировалось, однако суть не изменилась. Людям во все времена хотелось пощекотать себе нервы, а быль, как бы она ни называлась, делает именно это.
Что такое небылицы? Ответим на данный вопрос. Небывальщина, или небылица — это жанр фольклора, представляющий собой стихотворное или прозаическое повествование, небольшое по объему, в основном комического содержания, сюжет которого составляет …
далее
В статье рассказывается о жанре небылицы, о ее русских и английских корнях, а также о причинах притягательности этого жанра для детей.
далее
Быличка — это жанр устного народного творчества. Это небольшой по объему, но крайне эмоциональный рассказ о непосредственно произошедшей встрече с обитателями потустороннего мира или же об ощущении их невидимого присутствия и разного рода …
далее
Не нужно быть филологом, чтобы заметить, что слова «быль» и «былина» однокоренные. Исследователи «Слова о полку Игореве» дают следующее определение слова «былина», встречающегося в произведении: » быль, …
далее
Деление литературы на виды повествовательных форм и жанры часто оказывается весьма условным. И если, например, рассказ от романа можно отличить по объему, то иногда возникают и более сложные ситуации. Так, понять, чем отличается рассказ от сказки, …
далее
Снегурочка, Баба-Яга, Иван-Царевич – истории с участием этих персонажей большинство людей слышит еще в раннем детстве. Однако мир фольклора гораздо богаче, содержит не только сказки, но и песни, баллады, былины. Далеко не все смогут дать правильный ответ на вопрос о том, что такое былина в литературе, какова ее роль. Итак, что же представляет собой этот жанр?
далее
Былины — разновидность устного народного творчества в песенно-эпической манере. Их сюжет, как правило, построен на описании какого-либо неординарного события из прошлого или заметного исторического эпизода.
далее
В начале было слово, и оно было устным. Из уст в уста передавались предания, легенды, сказки, былины. Они есть, наверное, у каждого, даже совсем небольшого по численности народа.
далее
Михаил Пришвин писал не о природе. Он создавал незабываемые образы людей. Одной из вершин его творчества стала сказка для детей, как всегда называл он ее сам, «Кладовая солнца». А на деле получился новый жанр – сказка-быль.
далее
Что такое былина, знает каждый школьник. Этот жанр устного народного творчества рассказывает о былых временах, о героях, о славных богатырях, которые жили на русской земле.
далее
Исследование показало, что женщины, которые съедали 75 граммов сушеного яблока каждый день в течение…
далее
Как флора и фауна эволюционировала на отдаленных островах за океаном, так же развивались растения и животные…
далее