Если вы любите старинные легенды, мифы и сказания, то вы пришли по адресу. Сегодня мы продолжаем наше путешествие по славянской мифологии, которая может поведать вам много интересного, познавательного и увлекательного о нашей истории. Собственно говоря, сегодня настал черед существа, которое является, пожалуй, самым популярным в мире наших народных сказок, о Бабе-яге.
Содержание
- 1 Кто такая Баба-яга?
- 2 Существует ли Баба-яга?
- 2.1 Настоящая легенда Баба-Яга в различных мифологиях
- 2.2 Баба-яга — жрица
- 2.3 Баба-яга — распорядительница ритуала
- 2.4 Баба-яга — древняя лекарка
- 2.5 Баба Яга – Змеиха
- 2.6 Богиня Ягиня – хозяйка леса
- 2.7 Баба Яга – добрая или злая?
- 2.8 Баба Яга – проводник в загробный мир (стражница загробного мира)
- 3 Юная Баба Яга
- 4 Внешний вид персонажа
- 5 Воплощения Ягишны
- 6 Магические атрибуты Бабы Яги
- 6.1 Избушка на курьих ножках
- 6.2 Светящиеся черепа у дома
- 6.3 Ступа и помело
- 7 Кто такая Ягиня
- 8 Как представлена у славян
- 9 Атрибутика и символика Яги
- 10 Баба яга как оберег дома
- 11 Семья Ягини
- 12 Баба Яга и Ягиня — различия и схожесть
- 13 Баба Яга — на самом деле богиня Макошь?
- 14 Колдунья живущая между двумя мирами
- 15 Версии появления Бабы Яги
- 16 Баба Яга запекает младенцев
- 17 Баба Яга — медиум
- 18 Почему Баба Яга — старуха?
- 19 Баба-Яга на экране
- 20 Интересные факты
Кто такая Баба-яга?
Кто такая Баба-яга, как выглядит и чем промышляет, многие знают с детства. А вот откуда пошел этот древнейший мифологический образ, известно не всем. Исследователи долго изучали этот вопрос и собрали множество теорий ее происхождения.
Мы же знаем Бабу-ягу как популярного персонажа русских сказок. Вот ее главные черты:
- косматые, растрепанные волосы;
- страшный вид;
- большой, длинный и горбатый нос;
- костяная нога.
Примечательно также, где живет Баба-яга. В качестве жилища сказочной старухи всегда изображали избушку на курьих ножках без окон и дверей. Она расположена на краю леса, а вход в нее всегда скрыт от человеческих глаз. Передвигается Баба-яга в летающей ступе.
И хотя ее принято считать негативным персонажем, в народном эпосе присутствуют разные интерпретации образа Бабы-яги:
- мудрая старуха, которая может дать ценный совет, подарить магический предмет, накормить и даже спасти жизнь;
- злая Баба-яга, которая ворует и ест детей, владеет темной магической силой и может запросто погубить кого угодно.
Уникальная способность Бабы-яги заключалась еще и в том, что она умела перевоплощаться в обычных женщин и под их видом могла поселиться в любой деревне. Из-за этого деревенских ведьм часто подозревали в связях с Бабой-ягой.
Кроме русских сказок, колдунья также популярная героиня чешского, словацкого и белорусского фольклора. Однако история Бабы-яги своими корнями уходит глубоко в древнюю славянскую мифологию.
Баба-яга/В. М. Васнецов
Этнографы убеждены, что давным-давно этот сказочный персонаж считался божеством смерти. Баба-яга охраняла вход в царство мертвых и провожала души усопших в потусторонний мир. И хотя в сказках о такой ее роли речи не идет, она все равно осталась значимым персонажем: к ней приходили за помощью и советом, когда, казалось, надежды больше не было. Кроме того, Бабу-ягу всегда считали истинной хозяйкой леса: ей подчинялись силы природы, звери и птицы, а также она обладала мощным даром прорицания.
Исследователи отмечают: множество фактов о Бабе-яге свидетельствуют о том, что она мертва и вполне может быть проводницей в подземный мир:
- У старухи распущены волосы, а в давние времена косы расплетали только мертвым женщинам.
- Раньше умерших хоронили в специально отведенных домиках, которые стояли на срубленных деревьях и не касались земли. Такую «домовину» очень напоминает избушка на курьих ножках.
- Мертвецов хоронили ногами к выходу. Заглянув в домик, можно было увидеть только их костлявые ноги. Отсюда, говорят, и пошло выражение «костяная нога».
- Также предки верили, что мертвецы могут летать в гробах — прямо как Баба-яга в своей ступе.
В самые трудные времена славяне приходили к умершим предкам за советом и поддержкой. Однако по пустякам их тревожить было запрещено, поэтому домовины открывали только в крайних случаях.
Еще одним предметом изучения была тайна, скрытая в имени героини. Что значит сочетание «Баба-яга»? Происхождение такого прозвища лингвисты объясняют двумя теориями:
- Слово «яга» в разных языках имеет негативные значения: болезнь, ужас, гнев, чахнуть, раздражать, скорбеть.
- Праславянское слово «яга» использовали для обозначения змей. К слову, многие эксперты склоняются к мнению, что Баба-яга обладала змееподобной внешностью и характерным хвостом.
Зарождение образа Яги уходит корнями глубоко в историю древних племен. За время существования он не раз менялся, и историкам остается лишь высказывать о нем предположения, ссылаясь на имеющиеся факты.
Баба-яга/И. Я. Билибин
Существует ли Баба-яга?
Баба-яга — персонаж вымышленный, однако эксперты считают, что у нее были реальные прототипы. Что послужило основой для возникновения такого образа в народном творчестве? Вот несколько самых популярных версий:
Настоящая легенда Баба-Яга в различных мифологиях
На Славянской земле появилось много различных мифов и поверий. Один из таких мифов миф про Бабу-Ягу. Мифология славян говорит нам, что Баба-Яга, она же и Ягишна и Яга-Ягишна, один из самых древних персонажей славянского фольклора. Изначально у славян она была богиней, а точнее, богиней смерти. Выглядела она более фантастически, чем сегодня, считалось, что это была женщина со змеиным хвостом, стерегущая вход в мир смерти и провожающая мертвых в их путешествии к подземному миру. Здесь можно рассмотреть параллель с другим мифологическим персонажем — Ехидной из мифов Греции. Более того, согласно легендам, после того как Геракл и Ехидна разделили ложе появились первые скифы, от которых, в свою очередь, произошли славяне. Современная Баба-Яга, несмотря на свою человеческую форму, имеет много схожих черт с настоящей Бабой-Ягой. Можно предположить, что одноногость Бабы-Яги имеет прямую отсылку к древней Бабе-Яге, со змеиным хвостом. Все эти факты, более того, связывают данного персонажа с животноподобному образу, а именно олицетворяют со змеей. Данное пресмыкающееся на протяжении длительного времени считалось приспешником нечистых сил. В древних манускриптах змея является охранником преисподние. Позже появились змееподобные люди. Исходя из всего вышенаписанного, можно предполагать, что настоящая Баба-Яга является отсылкой к богине смерти у древних славян, которую они чтили и уважали. В связи с тем, что Баба-Яга имела такую мощь, знание и силы многие герои ходили к ней за советом или за помощью.
Кроме всего вышеизложенного, существовало и другое поверье о настоящей Бабе-Яге. Считалось, что она может жить в любой деревни, притворяясь одной из селянок. В данном случае это представление сравнивает ее с обычной ведьмой. Скорее всего, эта мысль пошла из инквизиторских времен Европы. Но конкретно у славян, Баба-Яга являлась все же более сильным персонажем, чем обычная ведьма. Обычно она живет в глухом, темном месте леса, куда очень тяжело пробраться. Считалось, что место, на котором стоит ее избушка на курьих ножках, является некой границей между двумя измерениями. Мифы также гласят, что настоящая еда, которую есть Баба-Яга, это человеческое мясо, дающее ей силу. Жить на границе миров может только существо наполовину мертвое, вследствие данного факта настоящая Баба-Яга имеет почти безграничную силу.
В славянских сказках и мифах Баба-Яга выступает в разных амплуа. Иногда это существо, которое замечательно владеет техником боя на мечах и может неровне бороться с любым богатырем. Чаще всего это старуха, которая похищает детей и есть их, в связи, с чем на нее идет охота. Также Баба-Яга может выступать в роли советника героя. Пригласив героя в гости, она напоит его накормит и если надо даст совет как победить зло. Настоящая старая Баба-Яга в основном передвигается с помощью ступы. Чтобы никто не шел следом, к ступе прикреплены метла, которое заметают за ней все следы. Баба-Яга обладает бескрайними знаниями, знает будущее, а также темную магию. В ее распоряжении настоящая сила тьмы. Баба-Яга также повелевает змеями, черными котами, лягушками, воронами. Все эти животные глаза и уши ведьмы. Более того, в каждого из них она может перевоплотиться и наблюдать за людьми. В поверьях сказано, что Баба-Яга может повелевать силами природы.
По обыкновению ее сравнивают с чем-то нехорошим. Вокруг нее обитает сама смерть. Она похищает и есть людей, в особенности детей. Иногда ее сравнивают с настоящим крылатым змеем. Баба-Яга живет в избушке на курьих ножках. Считается, что данная избушка — это некий портал в другой мир.
Баба-яга — жрица
По некоторым сведениям, прообразом Бабы-яги была жрица, которая в давние времена руководила ритуалом кремации мертвых. Отсюда и пошло поверье, что некоторые колдуньи были проводниками между мирами живых и мертвых.
Баба-яга — распорядительница ритуала
Другая версия гласит, что настоящая Баба-яга была распорядительницей важного ритуала — инициации. Его проходили мальчики-подростки десяти-двенадцати лет, когда готовились стать охотниками. Их уводили в лес и подвергали суровым, даже жестоким испытаниям:
- закапывали в землю;
- испытывали огнем и голодом;
- отрезали пальцы рук и пр.
Считалось, что во время такого экзамена на зрелость юноши временно «умирали» и попадали в царство Смерти. А затем им на смену «рождались» настоящие мужчины. Любопытно, что сами испытуемые действительно верили, что побывали в загробном мире.
Исследователи предполагают, что проводить такой обряд могла ведунья племени. Она же впоследствии стала Ягой из мифов, которая якобы похищала и убивала детей. Согласно другой теории, обрядом инициации руководил мужчина, переодетый в женские одежды, что было данью древним традициям матриархата.
Кадр из фильма «Морозко» (1964)
Баба-яга — древняя лекарка
Также многие эксперты считают, что прототипами Бабы-яги могли стать обычные знахарки и ведуньи:
- Они исцеляли людей, были в тесной связи с природой, обладали мощной интуицией и способностями к прорицанию.
- Жили ведуньи обычно подальше от людей — на окраинах деревень, а то и у самого леса.
Сказки о том, что Баба-яга любит поджаривать людей в печи и съедать, отсылают к реально существующему обряду перепекания младенцев. В древние времена считалось, что если ребенок родился слишком маленьким и хилым, больным или раньше срока, он не дозрел в утробе матери. Тогда в дом звали ведунью, она укладывала новорожденного на лопату и отправляла в теплую печь без огня.
Печь была самым священным местом в доме. А рождение ребенка сопоставляли с выпеканием хлеба: во время ритуала младенцев даже обмазывали ржаным тестом на воде. Более того, в некоторых местностях обряд проходили все новорожденные без исключения.
Как видите, прототипы Бабы-яги, как и сам мифологический персонаж, изначально имели положительный посыл: они помогали людям и защищали от злых сил. Лишь со временем в сказках образ Бабы-яги демонизировали: ее хорошие черты превратились в плохие, а благие намерения трансформировались в зло.
В наше время древние ритуалы упразднились, мифологическое сознание сменилось научным мировоззрением. Поэтому Баба-яга существует теперь лишь как сказочный персонаж.
Баба Яга – Змеиха
Первоначально образ Бабы Яги восходит к тотемному животному — чёрной змее. Считается, что само слово «яга» является первоначальным, позже изменённым именем змеи. Связью со змеёй поясняется и хромота Бабы Яги. Аналогично с мифическим змеем, она чувствует «запах мяса» и «духа человеческого».
Богиня Ягиня – хозяйка леса
Образ лесной Яги-волшебницы, связан со сходством Яги и женщин-шептуний, пустынниц, которые жили в лесах, собирая травы, варили целебные зелья, приручали животных и птиц, помогали всем, кто к ним приходил. Именно к шептуньям (как и Бабе Яге) приносили больных и слабых детей. С принятием христианства «лесная» религия стала трактоваться как абсолютная нечисть, а хозяйка леса – как злая Баба Яга ведьма, которая ворует детей и съедает их. Не случайно в позднейших сказках всё чаще отрицательный образ старухи чаще предстаёт перед нами в образе ведьмы.
Баба Яга – добрая или злая?
В образе Бабы Яги каждый читатель увидит то, что близко его воображению, пониманию, фантазии. Несмотря на то, что в восточнославянских сказках образ Бабы Яги в большей части отрицательный, встречаются и такие, где Баба Яга делает и добрые дела.
Таким образом, невозможно чётко и однозначно определить принадлежность Бабы Яги к царству добра или зла. Этот образ привлекает, завораживает, притягивает к себе.
По-прежнему к образу Бабы Яги хочется относится с детской наивностью. Ещё многочисленные поколения детей будет воспитываться на народных сказках, где она злая и коварная, но, вместе с тем, забавная и добрая. Сказки ещё раз напоминают нам, что добро и зло живут рядом, но добро всегда побеждает.
Баба Яга – проводник в загробный мир (стражница загробного мира)
Яга в сказках часто представляется и в качестве хранительницы, которая охраняет границу между миром живых и миром мёртвых.
Сказочный герой, прежде чем пожаловать к её избушке на курьих ножках, сталкивается и беседует с лесными животными (зайцем, лисой, волком, медведем). После визита избушки Бабы Яги героя ждут испытания в виде встреч с Кощеем Бессмертным, Драконом, Одноглазым Лихом, Лешием – то есть с существами, которые не относятся к реальному миру. Они отражают собой в сказке мир мёртвых. Баба Яга относится к этому миру лишь наполовину: одна нога у неё костяная или железная, вторая живая.
Юная Баба Яга
Яга или, как её ещё называют, Ягишна, Ягибиха — один из самых запоминающихся и неоднозначных образов, сформированных в рамках славянской культуры. Считают, что Яга является дочерью повелителя потустороннего мира — Вия. Взгляд чудовища может мгновенно убить любого человека. Особенностью этого существа также является то, что он обладает чрезмерно длинными веками и, чтобы их поднять, ему требуется посторонняя помощь.
В юном возрасте Ягишна могла посоревноваться в красоте с богиней любви Ладой. Она часто находилась в скитаниях по подземному царству, благодаря чему:
- обрела необыкновенную физическую мощь;
- изучила искусство тёмной магии;
- научилась понимать язык животных и растений;
- стала необычайно сильным воином.
Повелитель Царства мёртвых долгое время пытался выдать свою дочь замуж, но этому не суждено было случиться, т.к. главным условием Яги было то, что будущий супруг должен одолеть её в поединке.
В современном мире более распространён образ Бабы Яги в качестве уродливой, пугающей старухи, вынужденной жить между мирами живых и мёртвых. Считают, что боги прокляли бессмертную колдунью за её деяния, отобрав у неё вечную молодость и неземную красоту. Часто её приписывают роль проводника душ между мирами.
Внешний вид персонажа
В славянской мифологии Баба Яга выглядит как горбатая, безобразная старуха с длинным, крючковатым носом и морщинистым лицом. Одной из главных отличительных черт во внешнем виде колдуньи считают высохшую, костяную ногу. У неё длинные седые волосы, вставные железные зубы и отвисшая грудь.
Определить возраст Бабы Яги невозможно, т. к. она существует со времён глубокой древности и обладает даром бессмертия.
Существует несколько вариантов одежды Бабы Яги. Обычно её изображают одетой в старое, длинное платье зелёного цвета. На голове традиционный головной убор с рогами под названием кика. На ногах лапти, плетёные из соломы. В некоторых вариантах её описывают в ярко-красной юбке и сапогах.
Воплощения Ягишны
В древнерусских легендах и сказках можно встретить абсолютно разные описания того, как выглядит Баба Яга. Существуют различные варианты её воплощений, отличающиеся между собой миссией колдуньи и её поведением по отношению к людям. Чаще остальных можно встретить 3 образа колдуньи.
- Преимущественно Бабу Ягу изображают как жестокую ведьму, крадущую человеческих детей и питающуюся их плотью. Иногда она возвращает мёртвые тела украденного ребёнка, бросая их на крышу родительской хаты.
- Встречается также образ воительницы Яги. Она сражается с врагами, умело обращаясь с магическим мечом.
- Есть также и положительный образ старухи Ягибихи. Она живёт глубоко в лесу, встречает путников, кормит их и даёт отдохнуть с дороги. В русских сказках она часто помогает героям достичь своей цели, даёт мудрые советы или дарит магические предметы.
Магические атрибуты Бабы Яги
Стоит также уделить внимание магическим атрибутам, сопровождающие образ Ягибихи в славянских легендах и сказках. Они играют особую роль в раскрытии образа колдуньи.
Избушка на курьих ножках
Избушка Бабы Яги согласно русским легендам, расположена в самом центре леса, т. е. там, где находится граница между миром живых и миром усопших. За основу образа такой избушки был взят древний славянский обряд погребения умерших людей. Прах человека помещали в так называемые «домовины» — небольшие деревянные домики, расположенные на пнях. Появление у избушки курьих ножек связывают с тем, что у таких пней часто над землёй выступали корни, издали напоминающие куриные лапы.
Вход в домовину усопшего обязательно должен быть расположен в сторону леса, т. е. мира мёртвых, и в обратную сторону от поселения живых людей. Поэтому избушка Ягибихи, расположенная на опушке, всегда повёрнута в сторону леса.
Светящиеся черепа у дома
Часто в русских сказках можно встретить описание избушки колдуньи, где говорится, что вокруг её дома расположен деревянный тын из кольев. На этих кольях висят лошадиные, а иногда и человеческие, черепа, светящиеся волшебным огнём в ночи. Они служат также для отпугивания смертных.
Ступа и помело
Передвигается Баба Яга в железной ступе. В некоторых преданиях она летит по воздуху, а в других — скачет по земле. Помело помогает колдунью подгонять ступу и заметать за собой следы.
Кто такая Ягиня
Ягиня — дочь Вия, властителя мира Нави и названная дочь Макошь — богини судьбы.
Ягиня у славян была мудрой волшебницей с доброй и светлой душой, хранившая границы миров.
Обладала она мудростью женской да в колдовстве сильна была. Жила на границе между мирами и власть над пространствами имела. Могла Ягиня из мира Нави в Явь путешествовать спокойно, да души умерших встречать и переводить в загробный мир.
Баба Яга считается хранительницей границ между миром явным (яви) и нави (мира мертвых).
Сила магическая сильна была, много она для мира Яви делала. Путь правильный найти помогала, мудростью поделиться могла. Детей мудрости учила да от хвори лечила, Девушек княжеского рода к жизни замужней готовила.
Как представлена у славян
В разных источниках образ Ягини разнится. В одних она изображена молодой красавицей быстрой да сильной. На ногах сапожки золотые. Косы длинные разными украшениями украшены, одежда чистая да светлая.
В других источниках это взрослая женщина, мать.
В более поздних источниках старуха одиноко живущая в лесу непроходимом да детей ворующая на съедение, но это уже сказки советского времени.
Обращались к Йогине за советом, однако помогала она не каждому. Сначала испытания разные устраивала ибо знания большие могут вред принести людям при неправильном использовании. Мудрости лишь достойных учила.
Со всего свету приходили учиться к ней мудрости. А в тяжелые времена, когда раздор и войны были, собирала Яга детей сирот и учила мудрости житейской. Многие из тех сирот волхвами стали да жрецами, а женщины хорошими женами становились, детей рожали, род продолжали.
Современная баба яга отличается от своего первичного прообраза. Изображена одинокой старухой живущей в глухом лесу. Однако силу мудрости сказки сохранили и по сей день.
Поэтому и звали славяне ее Матушкой Ягиней.
Также Ягиня связана с обрядом инициации. Когда юноши проходили испытания перед наречением имени.
Атрибутика и символика Яги
Современная баба яга — это древняя Ягиня (Йогиня). Потому и атрибуты у них одинаковы.
- Филин птица мудрости;
- длинные волосы как символ силы и женственности;
- клубочек путь указывать,
- тарелочка с яблочком чтобы будущее видеть,
- ступа для полета;
- да метла чтобы зло выметать.
Баба яга как оберег дома
В современном мире баба яга в виде куклы часто используется для защиты дома и семьи от всякого негатива. Учитывая то, что Ягиня жила на границе миров и не пропускала навьи сути в мир нави, оберег вешается над входом в дом и не пропускает зло в семью. Также баба яга служит оберегом любви и семейных отношений.
Семья Ягини
Отец Ягини — Вий: повелитель подземного мира, мать названная Макошь. От обоих родителей мудрости и умений она взяла.
Супруг — Велес. Вместе с Велесом она поселилась в верхнем мире Нави. Оба они волшебством владели да с животными дружбу водили. Понимали и подчиняли разных зверей.
Подругой значится Морана — богиня смерти.
Баба Яга и Ягиня — различия и схожесть
Сложно судить спустя столько веков о подлинности Ягини и её перерождения в Бабу Ягу. Возможно, это совершенно два разных персонажа древней славянской мифологии. Некоторые из учёных предполагают, что так оно и есть, и гипотеза единства этих двух персонажей, основано на вольном аспекте схожести имён. В пользу этой теории, можно сказать, само слово баба, как и мама и папа, относится к именам человеческим. То есть та же Ма-ра — это мать, родившая Ра. А ма-ма, это означает родившая вторую, после божественной, сущность — человеческую.
Но как бы там не было, не возможно окончательно отказаться от идеи идентичности Ягини и Бабы Яги. Обе жили в чаще лесной, в заколдованном доме на курьих ножках. Здесь стоит упомянуть, что «курья» — это не курица вовсе, как многие привыкли думать. Курьей называли дымящее, горячее место, которое могло, словно воронка крутиться и затягивать в другой мир существа. Это и считалось вратами в мир иной. Так, получается обе были хранительницами прохода в мир мёртвых. Обе прекрасно понимали язык зверей и растений всяких, и лес в услужении был у обеих.
А ещё обе наставляли на путь праведный отважных и сильных духом. Были они суровыми в испытаниях духа и силы воли избранных. Только достойным, они давали совет и преподносили дары волшебные, что героям могли помочь в преодолении преград на их пути.
Ягиня и вовсе считалась хранительницей не только междумирья, но и мудрости и колдовства неизведанного. Не зря ведь к ней за помощью всякий раз тёмная Мара приходила. А Баба Яга, вопреки всем сказочным россказням, всех героев в доме своём принимала и почивала, на печь спать укладывала, а по утру в путь отправляла.
Верить или нет в единство Яги и Ягини — это выбор каждого. Но это неоднозначно, так как прямых доказательств, опровергающих или наоборот доказывающих подобное, просто нет.
Баба Яга — на самом деле богиня Макошь?
Выше перечисленные теории относительно происхождения Бабы яги далеко не единственные. Если мы обратимся в славянским мифам, то узнаем еще одну, весьма странную и, казалось бы, нереальную легенду.
Согласно ней Баба Яга — это далеко не ужасающая колдунья обитающая в отдаленной избушке в темном лесу. А легендарный персонаж, темная ведьма и жена самого Велеса. Это подталкивает к мысли, что, возможно, за обликом Бабы Яги на самом деле прячется богиня Макошь, которая и являлась супругой Велеса.
Как известно, Макошь была одной из центральных фигур в славянских мифах, особой популярностью она пользовалась у представительниц женского пола. Ее считали божеством удачи, плодородия и благодати.
Колдунья живущая между двумя мирами
Так как долгое время Яга жила на окраине леса (на рубеже между миром людей и темным лесом — миром мертвых) это повлияло на ее дальнейшую судьбу. Она все время жила на рубеже между явью и навью.
Возможно, именно поэтому обыватели и приписали ей черты колдуньи, которая обитает между двумя мирами. Эта информация объясняет наличие у ведьмы костяной ноги, ведь она является частью загробного мира. В таком случае Баба Яга похожа на живого мертвеца.
Зачастую при описании образа данного персонажа в древней славянской мифологии люди упоминали, что у неё железные зубы. Это указывает на то, что Бабу Ягу нельзя назвать существом из Нави со стопроцентной уверенностью. Всё из-за того, что такой металл с давних пор служит одним из основных орудий против темных сил, наряду с серебром.
Однако и к живым причислить ее тоже нельзя, так как она умеет говорить с растениями, животными, повелевает стихиями, в арсенале имеет различные магические атрибуты.
Версии появления Бабы Яги
Существует еще несколько версий, которые характеризуют Баба Ягу. По одной из них, Яга — прародительница жизни на земле. Яга — имя, сокращенное от Яшки, а Яшка — от ящерицы. Ящерица у славян считалась творцом всего живого. От этого слова образовалось слово «пращур».
Вторая версия гласит, что женщина была берегиней, местной ведуньей. Ведунья помогала людям, излечивала их от болезней, давала мудрые советы. Принятые христианские законы, обязывали уничтожить светлые языческие традиции, отчего добродетельный образ ведуньи исказили до неузнаваемости.
Баба Яга в славянской мифологии приносила помощь людям, но христианство изобразило её, как страшную старуху, которая только и думает о том, как навредить людям и зажарить в печи младенца. Люди, обладающие знаниями о целебных растениях, считались магами. На них охотились, а поймав, жестоко казнили или сжигали заживо. По этой причине люди, разбирающиеся в мироздании, были вынуждены бежать и вести жизнь отшельника.
Третья версия происхождения уходит глубоко в славянские мифы. Из них можно узнать, что сказочный персонаж не подходит под описание ужасной ведьмы, а является легендарной богиней по имени Макошь. Супруга Велеса была в большом почете у женщин, так как управляла деторождением и благостью.
Баба Яга запекает младенцев
Запекание младенцев, описанное во многих сказках — это древний славянский ритуал. Он назывался «припекание младенца».
Причины его возникновения можно найти в Википедии. Обряд проводился с целью излечить больного ребенка, а слабому от рождения малышу вернуть силы для полноценного развития. «Припекание» было широко распространено не только в древности, но и в начале XX века.
Хилых, недоношенных или больных малышей приносили к местной бабке-знахарке. Она обмазывала младенца ржаным тестом, укладывала на лопатку и три раза отправляла в умеренно растопленную печь (не горячую!). После таких манипуляций ребенок быстро шел на поправку, а его родителям давались советы о том, как правильно кормить и воспитывать чадо. Зная об этом ритуале, сказочные события, связанные с запеканием детей в печке, предстают уже в ином свете. Баба Яга у древних славян, помогала детям выздороветь.
Из сказок каждый знает, что избушка колдуньи стоит «на курьих ножках». Словосочетание дополнено изображением жилища: изба имеет две огромные куриные ноги, с помощью которых она имеет возможность поворачиваться «ко мне передом, а к лесу задом». Но как такое возможно?
На самом деле, выражение «курьи ножки» было искажено, так как имелось в виду, что у дома были подпоры куреня. Они напоминали ножки, отчего и пошло всем известное выражение.
Баба Яга — медиум
Описанная во многих сказках внешность Бабы Яги, наводит на размышления о том, что женщина жила на границе реального и загробного мира. На это указывает костяная нога, как знак загробного мира и железные зубы. Скорее всего, зубы были не железными, а серебряными, так как серебро имеет большое значение в борьбе с нечистыми силами. Зубы служили ей своеобразной защитой.
В подтверждение этой версии служат её способности общаться с животными. Помощники старухи — черный кот или черный ворон. Как известно, животные и птицы есть у каждого медиума (мага, способного общаться с духами умерших людей). В некоторых сказках упоминается её способность общаться с растениями и управлять стихиями природы.
Почему Баба Яга — старуха?
Так, если в ранних славянских преданиях это вечно юная и сильная темная воительница, в поздних легендах она предстает в образе старухи, которая внушает ужас. Относительно этого также есть миф.
Легенда гласит, что это случилось после того, как Велес украл небесных коров. Сделано это по совету Бабы Яги. После этого вечно молодая колдунья стала дряхлой и вернуть себе молодость не сумела.
Как видите, образ Бабы Яги в славянской мифологии очень неоднозначный и разноплановый. Кто-то считает ее мудрой ведающей женщиной, кто-то прекрасной воительницей, живущей на границе двух миров, а кто-то дряхлой старухой пугающей людей и ненавидящей всё живое.
Баба-Яга на экране
Персонаж занял прочное место в литературе, мультфильмах и сказочных кинопостановках. Баба-Яга начала мелькать на экранах в советское время – кинозвездой старуху сделал великий режиссер-сказочник Александр Роу. Первым образ этого отрицательного персонажа примерил Георгий Милляр в 1939 году в сказке «Василиса Прекрасная». Зловещая Баба-Яга получилась настолько удачной, что сразу верится в ее реальное существование.
Примечательно, что Георгий Францевич самостоятельно придумал и создал костюм: нацепил грязное старое тряпье, а на седую взлохмаченную голову надел тоже не первой свежести платок, повязав его особым способом – чтобы концы торчали вперед. После славного дебюта Милляр еще несколько раз снимался в этой роли у Роу.
Список мужчин, которые сыграли киношную Ягу, пополнил Зиновий Гердт, вжившись в роль в музыкальной постановке «В тринадцатом часу ночи».
Телевизионный путь Бабы-Яги оказался не так прост. В россыпи кинолент отражена противоречивость натуры жительницы леса. Добрую старушку в лице актрисы Валентины Сперантовой юное поколение 60-х годов увидело в сказке «Веселое волшебство». Еще ласковее образ Яги создала Татьяна Пельтцер в фильме «Там на неведомых дорожках…». Упитанная бабушка с добрейшей душой украсила картину «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил» – образ создала Мария Барабанова.
Нетривиальная старуха получилась у Майи Булгаковой в фильме «Лада из страны берендеев». А коварством наделила персонаж Валентина Кособуцкая, появившись в «Новогодних приключениях Маши и Вити».
В свои работы героиню славянских преданий с удовольствием брали и режиссеры, далекие от жанра сказок. Баба-Яга вошла в фильмы с фантастическим уклоном «Лиловый шар» (роль отошла Валентине Ховенко) и «Остров ржавого генерала» (образ блестяще воплотил Александр Леньков).
После распада Советского Союза хозяйка избушки на курьих ножках и не подумала покидать кинематограф. Правда, сначала сделала 15-летний перерыв в «карьере», а в 2004 году вновь порадовала зрителей, появившись на экранах молодой и красивой Ягой, влюбленной в Кащея Бессмертного. На роль Яги в молодости в ленте «Легенда о Кащее, или В поисках тридесятого царства» пригласили Марию Машкову.
В очередной раз вспомнили о персонаже в 2009 году – неподражаемая Лия Ахеджакова представила Бабу-Ягу в «Книге мастеров». А спустя три года на экраны вышла «Реальная сказка», где Яга снова стала доброй в исполнении Людмилы Поляковой.
На сегодняшний день заключительной попыткой поместить в кино сказочную старуху стал фильм «Последний богатырь» (2017 год). В волшебной режиссерской фантазии с элементами комедии в роли могущественной знахарки выступила Елена Яковлева.
Лесная колдунья с легкой руки создателей кино и мультипликаторов оказалась еще и великолепной певицей. Первую песню Бабы-Яги (видео) на экранах исполнила Валентина Кособуцкая в фильме «Новогодние приключения Маши и Вити».
Интересные факты
- Село Кукобой в Ярославской области в 2004 году, несмотря на критику со стороны Русской православной церкви, провозгласили родиной лесной старухи. Для привлечения туристов здесь собрали музей Бабы-Яги, в котором проходят программы с веселыми приключениями в компании любимых сказочных героев. Во владениях Яги начинается «аномальная зона» – у тех, кто переступает границу музейной территории, перестают ловить связь телефоны. Гостеприимная хозяйка поит посетителей чаем с пирогами, особенно вкусно накормит в свой день рождения – 26 июня.
- Сказочная постановка «Последний богатырь» стала третьим русским фильмом студии «Disney». Открыла этот необычный список лента «Книга мастеров», затем сняли «Счастье – это…»
- «Последний богатырь» быстро возглавил рейтинг лидеров проката. За две недели показа картины в кинотеатрах удалось собрать больше 1 млрд. рублей.
- Авторы сказок не всегда строят избушку Бабы-Яги в настоящем лесу. Так, в «Книге мастеров» дом колдуньи соорудили прямо на территории Белорусского музея народной архитектуры и быта.
- Создатели российской организации по борьбе за права потребителей «Хрюши против» придумывая название, оттолкнулись от знаменитого мультфильма 1979 года выпуска, где звучит фраза: «А Баба-Яга против!»
- Роль Бабы-Яги Георгий Милляр в сказке «Морозко» (1965) исполнил восьмой раз. Кроме того, в этой же картине актер перевоплотился в разбойника и подарил свой голос петуху.
Давненько, видимо, я не разбирала сказок, потому что вдруг получаю такой вопрос ( в старой теме про сказки): «А чего русские сказки не разбираете? Про Ягу-Костяную ногу слабо написать?»
Не, не слабо, просто и повода хорошего не было. Как говорится, просили — получите)) Я вот только не понимаю, какую сказку имеет ввиду автор, но учитывая, что он мне вообще любит кидать дурацкие картинки, разберу образ в целом.
Баба-яга, Яга-баба… В названии страшной лесной ведьмы соединились два слова. Одно из них вполне понятно: баба — это ‘женщина’, ‘старуха’. Но что значит Яга и откуда такое слово появилось? По этой теме высказывалось много предположений.
Баба Яга это не только сказочный,но и мифический персонаж.Многие умы пытались разгадать происхождение этого имени.Я попытаюсь объединить некоторые версии.
СКАЖИТЕ, КАК ЕЁ ЗОВУТ?
1.По Далю и Абрамову-это Баба-в-яге. Яга-меховая одежда у некоторых северных народов, сшитая мехом наружу;
2.В языке древнеиндейских народов «Яга»-болезнь,досада, гнев (Макс Фасмер);
( Этимологический словарь Макса Фасмера указывает, что имя Яги родственно прибалтийским словам, обозначающим досаду, раздражение, нечто противное, а также древне-исландскому ekki — «скорбь», «боль». )
3.Древеегипетский вариант- «Яга»- мудрость;
4.Произошло сращением слов баба (старуха) и Яга(злая);
К данной группе этимологически родственных слов следует отнести и русский диалектный глагол ягать ‘кричать, ругаться’. Но с этим соглашаются не все исследователи. Ягать обычно соотносят с латышским indzêt ‘стонать’, литовским iñdzti ‘плакать, сетовать, жаловаться’; связаны ли эти слова с нашей ягой, пока неясно.
5. На языке коми слово «яг» означает лес. С чешского «jeze» переводится как злая тётка. На словенском «jezа» означает гнев, а сербохорватский предлагает вариант «jeзa», что значит ужас. На санскрите слово яга происходит от корня ah, что в переводе – двигаться.
ЯГИНЯ- БОГИНЯ?
Это — что касается её имени. А сущности? Баба Яга — это жена Велеса и сильная колдунья, о которой в древнеславянской мифологии было сложено немало легенд. С течением времени этот персонаж постепенно превратился в злую, страшную, косматую старуху-людоедку на костяной ноге, живущую в лесу в странном домике на птичьих ножках и заманивающую людей к себе. Однако не всё так просто. Всегда ли Баба Яга была отрицательным персонажем?
Яга, являясь дочерью Вия, владыки Срединного царства Нави, имела неограниченный доступ к самому верхнему царству, в котором до поры до времени хозяина не было. Благодаря этой возможности Яга, которая, кстати говоря, по красоте не уступала ни Ладе, ни Деване, во время своего вековечного блуждания по подземному царству обрела уникальный дар – она стала понимать языки практически всех порождений Нави. Когда Велес, предавший Перуна, был изгнан из Прави, и забрел в Верхнее царство Нави, Там он и встретил Ягу, с которой сначала сошелся в поединке, а потом искренне полюбил.
Также Бабу Ягу называли Бурей Ягой Усоньшей Виевной. У неё была сестра — Златогорка (Латыгорка), Золотая Баба, великанша, первая супруга Даждьбога.
Иван Журавлев. Яга Виевна.
ЯГИНЯ — БЕРЕГИНЯ?
В дохристианские времена на Руси Бабу-Ягу считали Берегиней. Имя «Яга» происходит от «ящура» — прародителя всего живого, некогда жившего на земле. Баба Яга — прародительница, очень древнее положительное божество славянского пантеона, хранительница рода и традиций, детей и лесного пространства. А куриные ножки ее избы — это просто ножки-подпоры.
В дохристианской России Яга считалась самой известной берегиней, она хранила род и народные традиции. После того как Русь была крещена, вера в языческих богов стала считаться ересью и они в большинстве своём превратились в зловредные и страшные существа. Не миновала эта участь и Бабу-Ягу, которая стала противной, злой и некрасивой старухой, чей вид и поведение внушали страх.
ЯГА ИЛИ ЙОГА?
Мы уже говорили о том, что изначально Яга была персонажем положительным. По одной из них это древняя славянская богиня, причем совсем не злая — она покровительствовала детям и звалась бабой Йогой.
Иванов Всеволод Борисович. «Полёт Йогини-матушки».
Есть ещё одна версия её имени. Имя нашей Бабы-Яги было — Баба Йога или Йогиня-Матушка. Это Вечнопрекрасная Богиня, добродушная, любящая, почитаемая древними славянами. Она считалась Береги ней, покровительницей детей, а особенно детей-сирот. Странствуя по Земле, часто на Огненной Небесной Колеснице, Йогиня-Матушка собирала беспризорных детей-сирот, потомков Рода Небесного.
ПРОВОДНИК МЕЖДУ МИРАМИ
Во многих русских сказках главный герой для достижения своей цели должен попасть в Тридевятое царство. И помогает ему в этом именно Баба-Яга. После того как царевич, крестьянин, любой другой добрый молодец попадает к бабке, он просит ее о помощи в этом. Помните: «Ах ты, старая хрычовка: не накормивши, не напоивши, баньку не истопивши, уже и спрашиваешь?»
Кстати, о баньке. Яга, допросивши добра молодца, приступает к протапливанию бани, где тщательно парит гостя. Это не что иное как ритуальное омовение. Она кормит его своей едой, что тоже напоминает поминальнй обед ( для проникновения в царство мёртвых).
И ведь сама баба Яга живёт в двух мирах, в избушке-на-курьих-ножках, которая имеет два входа. И имеет костяную ногу, что сродни одноногим фоморы у древних кельтов. У фоморов было две ноги, но только одна из них была видна, так как принадлежала нашему миру, а вторая — невидима, так как пребывала в мире мёртвых. А у бабы Яги — «мёртвая», костяная нога, чтобы уж точно не ошибиться))) Сама избушка у неё тоже непростая. В древности у славян было принято возводить своеобразные склепы для мертвых, которые представляли собой небольшие постройки на высоких сваях. Такие дома ставились на краю леса. Есть предположение, что именно поэтому Баба-Яга живет в своеобразном домике для мёртвых, и ее избушку можно рассматривать как перевалочный пункт между жизнью и смертью.
Избушка бабы Яги на территории парка Скансен в Стокгольме.
А это Изнакурнож, который мы встретили в посёлке Ульяновка по дороге в Санкт-Петербург. Тут нржки реально массивные и держат избу.В сорока километрах от Санкт-Петербурга красуется целое поместье Бабы Яги. А автор этого сказочного места — бывший директор одного из петербургских заводов минеральных вод Василий Козин.
Передвигается баба Яга в ступе, при этом во время полёта использует помело для заметания следов. Ступа внешне похожа на дубовую колоду, а в ней в старые времена хранили мертвецов. Следовательно, Баба-Яга по сути носится по воздуху в гробу, в дубовой ступе. Вот и видно, что это проводник между мирами.
ЕСТ ДЕТЕЙ? ИЛИ ЛЕЧИТ ИХ?
Баба Яга в сказках — известная ведьма и колдунья. Но ведь можно и по-другому взглянуть на её образ: она знахарка, целительница и врачевательница. Она умеет готовить самые разные снадобья, приворотные зелья, настойки, она сушит коренья и травы, в общем, полностью соответствует образу знахарки.
В старинных сказках часто упоминается, что Баба-Яга жарит младенцев в печи, засовывая их туда на лопате. Но, если вспомнить обряд «припекания» младенцев, которые были больны рахитом, то всё станет ясно. Малыша укутывали в своеобразную простынку из теста, укладывали на лопату для хлеба и несколько раз засовывали в тёплую протопленную печь. После этого ребенка распеленывали, использованное тесто выкидывали во двор, где его (по приданиям – вместе с болезнью) съедали собаки.
Сегодня Бабу-Ягу никто не боится, она воспринимается исключительно как сказочный персонаж. Однако в каждой сказке есть доля сказки. И есть она где-то, в дремучих лесах России, легендарная избушка на курьих ножках, где ждёт очередного добра молодца старуха на костяной ноге))
Источник вдохновения — https://zhiznteatr.mirtesen.ru/blog/43080850411/Baba-YAga,-kto-ona-takaya
#летовместе
Скоро та самая ночь перед Рождеством, поэтому сказочная мат/часть.
Тем более, что возникали обсуждения Бабы-Яги и даже дискуссии.)
С чего вообще всё началось… Ну, конечно, с моей работы.))
Правда на этот раз не совсем.
Мы с соавтором много пишем легенд. А выбрали мы очень и очень непростой тип – легендарную сказку. Поэтому, для некоторых сюжетных поворотов приходится перелопачивать, вспоминать, анализировать мат/часть, как профессиональную, так легендарную и сказочную.
И вот однажды я наткнулась на одно любопытное заклинание, точнее приворот к Бабе-Яге. Но не буду забегать вперёд, про него чуть позже…
Заклинание показалось настолько вдохновительным, что у нас с Ярославом получилась отдельная сказка в постмодернистском духе. Правда её лучше читать до всего этого. Хотя… можно и после))
И мы решили поделиться мат/частью про Бабу-Ягу. Вдруг кому пригодится.
Персонаж она очень непростой и любопытный, её образ может меняться. Она из тех, кто бывает и положительным и отрицательным героем. И до сих пор о ней идут споры в учёных кругах.))
Но для мат/части это не так важно.)
Кто ж такая Баба-Яга?
Баба-Яга — в славянской мифологии лесная старуха-волшебница, ведьма. Согласно сказкам восточных и западных славян, Баба-Яга живет в лесу в «избушке на курьих ножках», пожирает людей; забор вокруг избы — из человеческих костей, на заборе черепа, вместо засова — человеческая нога, вместо запоров — руки, вместо замка — рот с острыми зубами. Благодаря народному эпосу, образ Бабы-Яги дошел до нас во многих мифах и легендах, таким, каким его рисовали наши предки.
Происхождение и родословная Бабы-Яги
В.И. Даль: «Баба – замужняя женщина из низших сословий»
«Баба – Яга», по В. Далю, «ведьма или выдёма – колдунья, чародейка, спознавшаяся, по суеверию народа, с нечистой силою, злодейка, у которой бывает хвостик».
«Баба» на древнееврейском означает «врата новой жизни». Однокоренное слово «бабай» – домовой, глава рода. Бабой называли женщину только после рождения ребенка.
Бабой называли каменного грубого истукана на древних курганах.
Начнем с имени: Баба – главная женщина во всех культурах.
Яга – огнь-огонь – от «ягать» – кричать, вкладывая в свой крик все силы,
– «ягая», имеющего два значения: «злая» и «больная»,
– в некоторых славянских языках «ягая» означает человека с больной ногой (костяная нога). Возможно, Баба-Яга вобрала в себя какое-нибудь или даже все эти значения.
В книге «Слово о словах» Успенского проведена такая гипотеза: на Руси детей пугали татарином, говоря малышу, что его унесёт бабай или бабай- ага (вежливое обращение к мужчине – воину) А малыши переделали бабая, а бабай – ага в бабу Ягу(при быстром произношении «бабай – ага» слышится «баба Яга».
Есть другая версия. Название от соснового таёжного бора, в котором растёт ягель (он назывался «яг») .Баба в яге (в мохнатой шубе без рукавов).
Многие ученые настаивают на том, что Баба-Яга божественная сущность, прародительница рода человеческого.
На самом деле нет сказки, где бы Баба-Яга жарила детей, она только хочет это сделать. Но существовал замечательный обряд – перепекание больного ребенка. Баба-Яга – Бабка–повитуха. Бабка-повитуха клала ребенка на раскатанное тесто (в это тесто заговаривался определенный заговор) и заворачивала в него ребенка. После этого клала на хлебную лопату и запихивала в печь на некоторое время. Вытаскивала, разворачивала, тесто отдавала собакам. Ребенок выздоравливал.
В книге «Старинные диковинки» из серии книг «Библиотека русской фантастики» в томе, где рассказывается о богатырях есть глава «О происхождении Бабы-Яги» в ней говорится, что был главный чёрт. Он был великим химиком и варил в котле 12 злых жен, надеясь извлечь из них совершенную эссенцию зла, которая бы превзошла самое его свойство. «По физике ведал он, что нет приличнейшей к тому материи, которую он избрал, а по математическим вычислениям нашел он, что каждая злая баба содержит в себе злого спирту противу простого чёрта, как 7 к 22, а противу самого его ровно 11 часть, и для того варил он иих 12. Но как колбы тогда ещё не были изобретены, то восходящие парами частицы спирта ловил он рот. Уже работа подходила к концу, в котле осталось только оставшиеся и бесполезные для дальнейших опытов продукт, как он забывшись, плюнул в котёл; спирт, весь смешавшись с его слуною попал в остатки, и дьявол, сверх ожидания, увидел происшедшую из оного Бабу-Ягу. Он счёл её за совершеннейшее зло и для того посадил в стеклянную банку, намерясь со временем выварить дюжину Баб Ягих, а из оных ещё произвести лучшее зло. Но между тем свесив, сколько в ней было зла, и сравнив с некоторыми светскими госпожами. К досаде увидел, что они без переварки не уступают ей нравом и на золотник. Это его так рассердило, что он с досады банку ударил об пол, банка рассыпалась, а у бабы–Яги отлетели прочь ноги. Увидев после этого, что он освобождает тем свет от изрядного зла, одумался и, поставя ей костяные ноги, вдунул в её знания чародейства, а для выезда её из ада подарил ей вместо коляски одну из своих ступ, на которой она и поныне скачет по свету, приключая оному разные пакости».
Сказку всегда предваряет миф. Баба-Яга (Яга-Ягинишна, Ягибиха, Ягишна) – очень древнее славянское божество, хранительница домашнего очага, рода, традиций, детей и домашнего хозяйства.
Баба – Яга (Буря-Яга, Язя) – лесная старуха-волшебница, ведьма, которой подвластны вихри и вьюги. Первоначально это было божество смерти: женщина со змеиным хвостом, которая стерегла вход в подземный мир и провожала души усопших в царство мертвых. Раньше верили, что Баба – Яга может жить в любой деревне, маскируясь под обычную женщину: ухаживать за скотом, стряпать, воспитывать детей, – то есть считали, что она ведьма.
Лесная Яга-колдунья восходит к древнейшим представлениям о Великой Матери мира – хозяйке зверей, прародительнице всего живого, ведающей судьбами людей и наделяющей шаманов их сверхъестественной силой. Возможно даже, что сказки о «Яге-похитительнице» возникли на основе древнего колдовского обряда инициации, посвящения юношей в охотники, введения их в определенную возрастную группу. Обряд инициации заключался обычно в том, что подростков, мальчиков 10-12 лет, на некоторое время уводили из селения и подвергали различным испытаниям, проводя своеобразный экзамен по всем практическим охотничьим навыкам; при этом юноши как бы «умирали» для племени, чтобы вместо них «родились» мужчины, воины и охотники. В древнейшие времена этим сложным ритуалом, церемонией посвящения юношей в охотники, могла руководить женщина-ведунья.
Если кратко, то Баба Яга, символизирующая женщину как Великую Мать, богиню – повелительницу и прародительницу животных, связанную с потусторонним миром мертвых, может служить основой для создания сказочного образа Бабы-Яги.
Внешний вид Бабы Яги
«Ягайя-Баба не цвела цветочком, не росла молодою молодушкой, она – вечная старушка», пишет про нее собиратель фольклора XIX века М. Макаров. И старушка не из красавиц.
Внешне Баба – Яга – это безобразная сгорбленная старуха c длинными лохмами нечесаных волос, с длинным, синим, сопливым носом крючком, с одной костяной или золотой ногой. Но есть и другое объяснение «костеногости». В 1970 году К.Д. Лаушнин писал следующее: «Прежде чем стать сказочным персонажем, Баба-Яга была существом мифологическим – славянской богиней смерти…. Она была одноногой… Некоторые сказки прямо называют Бабу-Ягу одноногой – «Ах, ты, Бабушка-Яга, одна ты нога!», – обращается к Яге герой сказки «Иван-Царевич и богатырка Синеглазка». В сказке «Ванюша-дурачок» Баба-Яга является к трем братьям, расположившимся в лесу, и «прыгает вокруг них на одной ноге». Но гораздо чаще встречается в сказках не одноногая, а костеногая Баба-Яга. При дальнейшем развитии образа одна нога приобретала новые фантастические признаки: она становится то деревянной, то золотой, то костяной. Последний признак оказался самым стойким.
Реже в сказках упоминается золотая нога. В древних поверьях народов, говоривших на индоевропейских языках, в стопе ноги заключалась живая душа человека. Ее вместилищем была особая маленькая навья косточка. Если нога не живая, а костяная или золотая, то перед нами уже не человек, а только дух или «навь». Навь, по славянским поверьям, душа предка, покойника. Баба-Яга, таким образом, представлялась как существо загробного мира, посредник между царством живых и мертвых, мифологический персонаж, лишенный живой души.
Одета Баба в одну рубаху без опояски. Глаза Яги горят красными сполохами. У Бабы-Яги костлявые руки и острые железные зубы.
Грубая старуха проводит большую часть времени сидя на печи, прядет кудель, ткет холсты. Баба-Яга любит загадывать загадки и разрешать их.
У Бабы-Яги волосы косматые, косы расплетены. В культуре древних славян распущенные волосы – связь с потусторонним миром; еще косы расплетались у умершей женщины. Баба-Яга, видимо, умершая. Костяная нога – умершая так давно, что тело истлело. Так же, как и Кощей Бессмертный (кощь – кость), она принадлежит сразу двум мирам: миру живых и миру мертвых. Отсюда её почти безграничные возможности.
Нос в потолок врос. Видимо, в доме у неё очень тесно. Точнее дом у неё совсем не прост. Но об этом позже. К тому же Баба-Яга по всей видимости слепа в мире живых. «Фу-фу, – говорит, – русским духом пахнет». Но во многих сказках она может видеть будущее. и предсказать какие опасности ждут героя.
В общем, внешний вид героини всегда разнообразен, но её всегда можно соотнести с образом русской женщины.
Где живет Баба-Яга?
Живет она в дремучих лесах заповедных. «Ехал он долго ли, коротко ли, низко ли, высоко ли, ехал день до вечеру, красна солнышка до закату».
«За тридевять земель в тридесятом царстве, за огненной рекою живет Баба Яга».
«Баба Яга в ступе едет, пестом погоняет, помелом след заметает» – это значит, что нет следа, он заметен, и не узнать, где она пролетала.
Здесь нашел отражение древний обычай: когда хоронили покойника, к телеге, везущей гроб, привязывали ветки, чтобы замести след покойника, чтобы не вернулся он в мир живых.
Баба Яга не просто ведьма. Она – проводник в потусторонний мир, мир мертвых. Об этом говорит все вышеперечисленное: и непривлекательный внешний вид, и костяная нога, и черепа на заборе, и то, что живет она за огненной рекою, (или у реки Смородины), на границе миров.
Избушка Бабы Яги
Живет она в избушке, да не в простой, а на курьих ножках. Избушка заслуживает того, чтобы рассмотреть повнимательнее — страшное это место!
«… забор вокруг избы из человечьих костей, на заборе торчат черепа людские, с глазами; вместо дверей у ворот – ноги человечьи, вместо запоров – руки, вместо замка – рот с острыми зубами» .
В других сказках проще и безопаснее: «…стоит избушка на курячьих ножках, на бараньих рожках, когда надо – повертывается».
Избушка Бабы Яги всегда повернута к лесу, к миру мертвых. Это символический вход в волшебный, потусторонний мир, поэтому, чтобы попасть туда, герой должен исполнить некий ритуал, сказать волшебные слова: «Повернись ко мне передом, к лесу задом, как мне в тебя войти, так и выйти». «Избушка-избушка, повернись к лесу задом, ко нам передом, нам в тебя лезти, хлеба-соли ести». Тогда избушка поворачивается, и можно войти.
Почему избушка стоит на куриных ногах? Возможно, в некоторых сказках прообразом Яги стали ведуньи. Эти женщины знали целебные свойства растений, заговоры, умели лечить людей. Знания такого рода передавались по женской линии и хранилось в строгом секрете, поэтому селились ведуньи отдельно, часто в лесу. Чтобы уберечься от опасностей дикого леса и предотвратить гниение дерева избушку ставили на столбы.
Или в сказке подчеркивается таким образом, что жилище Яги не принадлежит к земному миру, а как бы парит между мирами.
Что же говорит Яга, когда добрый молодец входит в избушку?
– Фу-фу, русским духом пахнет!
– Прежде русского духу слыхом не слыхано, видом не видано, а нынче русский дух сам в ложку садится, сам в рот катится!
Одни исследователи русского фольклора, как например М. Макаров, собиратель станинных преданий XIX века, считают, что такие присказки уходят корнями в татаро-монгольское иго. Другие, как фольклорист Владимир Пропп, склоняются к тому, что Яга не принадлежит к миру живых, и чувствует именно «живой дух». Мне ближе вторая точка зрения. Ведь в некоторых сказках Яга говорит – «ЧЕЛОВЕЧЬИМ духом пахнет».
Образ сказочной Бабы Яги связан со славянской мифологией, где ей принадлежала роль лесной старухи, волшебницы, ведьмы.
Функции Бабы Яги в русской сказке
Волшебная сказка знает несколько образов Бабы – Яги
Мы знаем много сказок, где Баба Яга помогает герою. Таким образом она выступает Ягой-помощницей. Что же наша добрая старушка делает для молодца?
Помогает в переходе.
Прежде всего она помогает ему перейти из нашего мира в потусторонний, из Яви в Навь. Это её главная задача в данной ипостаси.
Например в сказке «Иван Быкович» богатыри поехали биться с Чудом-юдом, на реку Смородину, на калиновый мост. Река здесь символизирует границу между мирами, мост – переход через эту реку. Баба Яга «пропустила» их через свою избушку к этому месту, предварительно убедившись, что они отправляются на доброе дело. «Ай да Ванюша! За дело хватился!» Считалось, что по калинову мосту может пройти и вернуться обратно только человек с чистыми помыслами, а дурной человек попадает под мост, и навсегда остается в Нави. И – да, она здесь добрая! И в некоторых сказках даже ласковая: «Ну, дитя мое милое, далеко же тебе ехать… … Возьми, дитятко, моего коня».
Указывает дорогу.
«Что ж ты, царевич, со мной прощаешься, а не спросишь, в какую сторонушку тебе идти? Ступай-ка ты, добрый молодец, вот по этой дороженьке…» . Это сказка «Иван-царевич и Царь-девица».
Указывает дорогу и дает совет.
В сказке «Царевна-лягушка» Яга научила Ивана-царевича, где найти Кощееву смерть.
Дарит волшебные предметы.
Иногда у Бабы Яги есть старшие сестры, более мудрые. Именно к ним посылает она Ивана-царевича, да еще и дарит коня, чтобы добраться до них, так как живут они так далеко, что простому смертному до них не добраться. Об этом говориться в «Сказке о молодильных яблоках и живой воде» и «Заколдованная королевна».
А младшая дочь в сказке «Перышко Финиста ясна сокола» получает от сестер-старушек (а по сути Бабок-ежек) серебряное донце, золотое веретенце; серебряное блюдо и золотое яичко; золотое пяличко да иголочку. С помощью этих волшебных вещей и советов старушек она находит и получает своего потерянного жениха.
А еще есть сказки, которые, как мне кажется, приоткрывают завесу тайны и показывают нам, откуда берет начало образа доброй Бабы Яги, дарительницы, советчицы и помощницы- в славянской мифологии.
Искал солдат свою жену в сказке «Заколдованая королевна», попал к Бабе Яге, та его направила к своей средней сестре, а та – к старшей. Спрашивает солдат, где искать ему королевну, а старшая Яга отвечает: «…вот я созову всех своих ветров и у них спрошу. Они по всему свету дуют, так должны знать».
В сказке «Кощей бессмертный» последняя из трех старух, к которой приехал Иван-царевич, на вопрос, где найти Ненаглядную красу, говорит: «…наутро соберу моих ответчиков, может, кто из них знает». Собрала рыб и гадов морских, зверей лесных и птиц воздушных. Знала ответ только загадочная птица Моголь, она и перенесла Ивана-царевича к невесте.
Баба Яга в этом случае – трансформированный образ Великой богини, Мокоши (или Макоши), единственного женского божества в древнеславянской мифологии. Некоторые исследователи видят здесь символику матриархата. А почему же она настолько некрасива? С приходом Христианства на Русь языческие боги неохотно сдавали свои позиции. Многие постепенно изменились, но не ушли совсем. И Баба Яга в этом случае превратилась в безобразную, но добрую старуху.
Яга-злодейка
Героями этих сказок выступают в основном дети. Они оказываются в избе Бабы Яги, которая собирается посадить их на лопату, изжарить в печке и съесть. Как же попадают дети «в плен» к Яге?
Она или ее помощники похищают детей, оставленных без присмотра на улице. Гуси-лебеди унесли братика, за которым недоглядела сестра, посадила его на травку, а сама убежала играть с подружками. Ивашка плыл один в лодочке, а Баба Яга обманула его и унесла с собой, собираясь съесть.
В сказке «Баба Яга» мачеха посылает к ней падчерицу, которая тоже должна быть съедена…
Почему же именно на лопату и в печь? В старину существовал на Руси такой обряд: хилых, слабых новорожденных детей обмазывали тестом, клали на хлебную лопату и трижды на короткое время помещали в теплую печь, читая ритуальные наговоры. Ведь печь в традициях древних славян имела особое значение, символически соединяя в себе три стихии – воздух, землю и огонь, считалась источником жизненной силы.
Может быть этот обычай нашел отображение в сказке, а может быть более древний обряд посвящения юношей в мужчины. Юноша должен был символически сгореть и возродиться.
Как бы то ни было, а никто из детей не бывает по-настоящему изжаренным. Ивашка спасся благодаря смекалке (перехитрил дочку Бабы Яги и изжарил ее сам), девочка из сказки «Баба Яга» спаслась благодаря доброму совету и добрым делам (покормила животных и смазала ворота), а гуси-лебеди не нашли брата с сестрой, потому что сестра стала скромнее и перестала быть заносчивой. В сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» коварная ведьма (Баба Яга) хитростью и обманом выманила Аленушку из дому, утопила ее и чуть было не зарезала козленка.
Яга здесь олицетворяет опасность для детей, оставленных без присмотра взрослых. А уж дети, попавшие одни в лес и заблудившиеся (вспомним, что избушка Яги находится в неведомом месте), чаще всего были обречены на смерть. Но доброе сердце и смекалка помогут вернуться домой живыми и невредимыми.
Баба Яга испытывает героя сказки
Есть сказки, в которых Яга хоть и недобрая, но помогает герою или героине. Для того, чтобы получить помощь, нужно выполнить задания. А задания Бабка дает невыполнимые. Василисе Прекрасной наказывает: «…двор вычисти, избу вымети, обед состряпай, белье приготовь да пойди в закром, возьми четверть пшеницы и очисть ее от чернушки… сверх того возьми мак и очисти его от земли по зернышку… а не то съем тебя!».
И ни за что бы не справится Василисе с заданием, если бы не волшебная куколка, подарок матери. Или заставляет пасти табун волшебных кобылиц, которые по ее приказу разбегаются по полям, по лесам, и не собрать бы их, если б не помощники.
В этой роли Баба Яга, хотя и помогает главному герою, но не от чистого сердца, а ищет для себя какую-то выгоду, корысть.
В волшебных сказках описывается несколько образов Бабы Яги: Яга-воительница, Яга-похитительница, Яга-дарительница, Яга-советчица, Яга-повелительница, Яга-охранительница, Яга-прародительница.
Образ Бабы Яги может быть как положительным, так и отрицательным; сказки напоминают, что добро и зло в этой жизни живут рядом, но добро всегда побеждает.
Ступа в славянской мифологии — это транспорт мертвых, неживых персонажей. В погребальных обрядах древних европейцев ступу и пест клали в могилы еще 4 тысячи лет назад, Характерная для Бабы-Яги метла или пест выполняют роль своего рода стимулятора движения. Яга в полете пестом погоняет, метлой следы заметает.
Метла — предмет, непосредственно связанный с женским началом, а также с магией очистительной силы в представлении древних. Например, по древней традиции на похоронах весь путь от дома до могилы надо было непременно промести метлой. Иначе покойный найдет путь домой с погоста, вернется, начнет вредить людям.
Баба-Яга является не только одним из самых популярных персонажей в славянской мифологии, но и самым харизматичным, это едва ли не самая популярная женщина из всех многочисленных волшебных героинь русских сказок. Она традиционно ассоциируется с нечистой силой, предстает в образе злой колдуньи, однако зачастую мы видим, как она помогает добрым молодцам в поисках царевны, и делает это бескорыстно.
Баба-Яга — хранительница различных волшебных ремесел. Василиса Прекрасная у нее выучилась великолепно ткать и шить. Характер у Бабы-Яги строгий. Определит вечером задание, потом обязательно проверит, выполнено ли. Нерадивость, лень не переносит — накажет. А то, что уроки ее очень трудны, уж извините, ведь не простые ученицы у нее — все молодые волшебницы. Поэтому в наших волшебных сказках в образе Бабы-Яги как бы переплелись качества положительного и отрицательного персонажа.
В детстве каждый ребенок хотя бы раз слышал сказку о Бабе-Яге и помнит, как родители пугали ею, стоило ребенку в чем-либо провиниться, или ослушаться старших. Повзрослев, мы осознаем весь колорит этого мифического персонажа.
На детских утренниках или на русских гуляньях, посвященных какому либо празднику, не обойтись без такого яркого героя как Баба-Яга. Она и закрутит сюжет любого действия, и испытает смелых и сильных в бою, и, конечно же, щедро наградит достойных.
А вот и то заклинание, которое вдохновило на сказку..
«Помолюся я, поклонюся Бабе-Яге и ее дочерям. Ой, еси, вы, яги-бабовы дочки, присушите рабу божию … ко мне, доброму молодцу, метлами, все следы заметите, клюками застучите, огонь в печах медных разожгите, чтоб пеклась так обо мне … и калилась ее любовь, как медная печь огненная, во всякое время, во всякий час».
Самое примечательное в нём то, что оно мужское. Вообще, мужские заклинания встречаются значительно реже, чем женские. И само наличие такого заклинания хорошо согласуется с тем, что сказочная Баба-Яга мужчин одаривала чаще, чем женщин. Последние должны ей, как правило, послужить/угодить. Видимо, к юношам Яга более благосклонна. Особенно к тем, кто ищет любимую. Так почему бы об этом не написать сказку? Но не простую, а… Вот мы и написали. Тут! ))
А кому хочется ещё фактов о Яге, то вот.
Ну, и ещё развлечься в компании фактов о сказочных героях в честь сочельника.))