Быт и нравы казачества в романе тихий дон сочинение

В романе-эпопее М. Шолохова «Тихий Дон» изображена история казачества в бурное время с 1912 по 1922 год. Автор отразил и своеобразный уклад жизни казаков, их традиции, культуру и нравы. Роман насыщен событиями общественно-политической жизни, которые оказали большое влияние на судьбу донского казачества.

Главные герои романа – люди с яркими индивидуальными характерами, сильными страстями, непростыми судьбами. Григорий Мелехов, чей нравственный облик и тернистый жизненный путь показаны наиболее развернуто, не случайно занимает центральное место в романе. В его жизненных исканиях отразилась судьба всего донского казачества в это нелегкое время.

С самого детства Григорий постигает ценность свободного крестьянского труда, забот по укреплению хозяйства, семьи. Писатель показывает нам, что традиции казачества включают в себя общечеловеческие нравственные ценности.

Художественный мир романа наполнен красками, насыщен красотой родной природы. Автор создает прекрасные пейзажи донской земли, которые помогают ему глубже раскрыть характеры героев, а читателям – проникнуться силой и красотой земли, с которой связана жизнь казачества.

В начале романа мы знакомимся с бытом и нравами казачьей станицы накануне Первой мировой войны. Казалось бы, ничто не предвещает будущих потрясений. Жизнь хутора Татарский течет мирно и спокойно. Этот покой нарушается разве что слухом о связи замужней солдатки Аксиньи Астаховой с Гришкой Мелеховым. Уже здесь выявляется самобытность героев, чьи чувства противоречат общепринятой морали. Именно в Григории и Аксинье наиболее полно отражаются характерные черты казачества. История женитьбы Григория говорит о том, что в казачьей среде сын должен беспрекословно подчиняться воле отца. На примере его судьбы мы видим, насколько это могло определить ход всей дальнейшей жизни. Григорий вынужден расплачиваться за свое подчинение воле отца всю жизнь. Такое решение делает также несчастными двух незаурядных, гордых женщин, любящих Григория. Драматизм личной жизни героя усугубляется теми потрясениями, которые пришли на донскую землю в 1918 году. Автор романа показывает, как рушится привычный жизненный уклад казачества, как вчерашние друзья становятся врагами, как разрываются родственные связи.

Мы видим, что расходятся жизненные пути бывших друзей – Мелехова и Михаила Кошевого, который проникается политическими взглядами большевиков. В отличие от Григория он не испытывает сомнений и колебаний. Идеи справедливости, равенства и братства настолько овладевают Кошевым, что он уже не считается с дружбой, любовью, семьей. Несмотря на то что Мелехов – его старый друг и брат его жены, он настаивает на его аресте. А сватаясь к сестре Григория Дуняшке, он совершенно не обращает внимания на гнев Ильиничны. А ведь он расстрелял ее сына Петра. Для этого человека не остается ничего святого. Он даже не позволяет себе расслабиться и насладиться красотой родной земли. «Там люди свою и чужую судьбу решают, а я кобылок пасу. Как же так? Уходить надо, а то засосет», – думает Мишка, когда работает отарщиком. Такое фанатичное служение идее, непоколебимая уверенность в своей правоте свойственны и другим героям-коммунистам, изображенным Шолоховым в романе.


 


Совсем по-иному рисует писатель Григория Мелехова. Это незаурядная личность, думающий, ищущий человек. Во время Первой мировой войны он храбро сражался на фронте, даже получил Георгиевский крест. Он честно исполнил свой долг. Последовавшие затем Октябрьская революция и Гражданская война привели шолоховского героя в смятение. Теперь он уже не знает, кто прав, на чьей стороне сражаться. Он пытается сделать свой выбор. И что же? Сначала он сражается за красных, но убийство ими безоружных пленных отталкивает его. Когда большевики приходят на его родину, он яростно борется с ними. Но поиски истины так ни к чему и не приводят, превращая его жизнь в драму.


Мы видим человека, потерявшегося в круговороте событий. Вся сущность Григория сопротивляется насилию над человеком, это отталкивает его и от красных, и от белых. «Все они одинаковы! – говорит он склоняющимся на сторону большевиков друзьям детства. – Все они ярмо на шее казачества!» И когда Григорий узнает о бунте казаков в верховьях Дона против Красной Армии, он выступает на стороне бунтовщиков. Теперь он думает: «Будто и не было за плечами дней поисков правды, испытаний, переходов и тяжелой внутренней борьбы. О чем было думать? Зачем металась душа, – в поисках выхода, в разрешении противоречий? Жизнь казалась насмешливой, мудро-простой». Григорий приходит к пониманию, что «у каждого своя правда, своя борозда. За кусок хлеба, за делянку земли, за право на жизнь всегда боролись люди и будут бороться. Надо биться с тем, кто хочет отнять жизнь, право на нее».

Но такая правда жизни все-таки ему не по нутру. Он не может равнодушно смотреть на нескошенный хлеб, пустые гумна, думая о том, как надрываются от непосильной работы бабы в то время, когда мужчины ведут бессмысленную войну. Почему нельзя спокойно жить на своей земле и работать для себя, для семьи, для страны, в конце концов? Этим вопросом задается Григорий Мелехов и в его лице – все казачество, мечтающее о вольном труде на родной земле.

Григорий ожесточается, впадает в отчаяние. Он насильственно отторгнут от всего, что ему дорого: от дома, семьи, любящих людей. Он вынужден убивать людей за идеи, которые не может понять. Герой приходит к осознанию того, что «неправильный у жизни ход», но он не может ничего изменить, хотя он всем своим сердцем хочет, чтобы в казачьем мире был лад.

Незыблемость в казачьей среде идеалов дома, семьи М. Шолохов раскрывает также в женских образах. В матери Григория Ильиничне и в его жене Наталье воплощены лучшие черты женщины-казачки: почитание святости домашнего очага, верность и преданность в любви, терпение, гордость, трудолюбие. Соперница Натальи Аксинья – красавица с независимым, смелым характером, бурным темпераментом – дополняет ряд образов казачек, делая их более разносторонними. Мать Григория была для него поистине близким человеком. Она понимала его, как никто другой. Она же и призывала его к человеколюбию: «Слухом пользовались мы, что ты каких-то матросов порубил… Господи! Да ты, Гришенька, опамятуйся! У тебя же ить вон, гля, какие дети растут, а у этих, загубленных тобой, тоже небось детки поостались… В измальстве какой ты был ласковый да желанный, а зараз так и живешь со сдвинутыми бровями».

Жизнь человека бесценна, и никто не имеет права ею распоряжаться даже во имя самых благородных идей. Об этом говорила Григорию мать, и к осознанию этого пришел сам герой в результате своих жизненных мытарств. К этой мысли приводит читателя Шолохов, который возвращает нас своим романом к трагическим страницам российской истории.

В романе «Тихий Дон» автор утверждает простую истину, говоря нам, что смысл человеческой жизни состоит в труде, в любви, заботе о детях. Именно эти ценности лежат в основе нравственности казачества, чья трагическая судьба в начале XX века так полно и широко показана в этом замечательном романе.









Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Быт и нравы казачества в прозе Шолохова. Поищите еще с сайта похожие.

В романе-эпопее М. Шолохова «Тихий Дон» изображена история казачества в бурное время с 1912 по 1922 год. Автор отразил и своеобразный уклад жизни казаков, их традиции, культуру и нравы. Роман насыщен событиями общественно-политической жизни, которые оказали большое влияние на судьбу донского казачества.

Главные герои романа – люди с яркими индивидуальными характерами, сильными страстями, непростыми судьбами. Григорий Мелехов, чей нравственный облик и тернистый жизненный путь показаны наиболее развернуто, не случайно занимает центральное место в романе. В его жизненных исканиях отразилась судьба всего донского казачества в это нелегкое время.

С самого детства Григорий постигает ценность свободного крестьянского труда, забот по укреплению хозяйства, семьи. Писатель показывает нам, что традиции казачества включают в себя общечеловеческие нравственные ценности.

Художественный мир романа наполнен красками, насыщен красотой родной природы. Автор создает прекрасные пейзажи донской земли, которые помогают ему глубже раскрыть характеры героев, а читателям – проникнуться силой и красотой земли, с которой связана жизнь казачества.

В начале романа мы знакомимся с бытом и нравами казачьей станицы накануне Первой мировой войны. Казалось бы, ничто не предвещает будущих потрясений. Жизнь хутора Татарский течет мирно и спокойно. Этот покой нарушается разве что слухом о связи замужней солдатки Аксиньи Астаховой с Гришкой Мелеховым. Уже здесь выявляется самобытность героев, чьи чувства противоречат общепринятой морали. Именно в Григории и Аксинье наиболее полно отражаются характерные черты казачества. История женитьбы Григория говорит о том, что в казачьей среде сын должен беспрекословно подчиняться воле отца. На примере его судьбы мы видим, насколько это могло определить ход всей дальнейшей жизни. Григорий вынужден расплачиваться за свое подчинение воле отца всю жизнь. Такое решение делает также несчастными двух незаурядных, гордых женщин, любящих Григория. Драматизм личной жизни героя усугубляется теми потрясениями, которые пришли на донскую землю в 1918 году. Автор романа показывает, как рушится привычный жизненный уклад казачества, как вчерашние друзья становятся врагами, как разрываются родственные связи.

Мы видим, что расходятся жизненные пути бывших друзей – Мелехова и Михаила Кошевого, который проникается политическими взглядами большевиков. В отличие от Григория он не испытывает сомнений и колебаний. Идеи справедливости, равенства и братства настолько овладевают Кошевым, что он уже не считается с дружбой, любовью, семьей. Несмотря на то что Мелехов – его старый друг и брат его жены, он настаивает на его аресте. А сватаясь к сестре Григория Дуняшке, он совершенно не обращает внимания на гнев Ильиничны. А ведь он расстрелял ее сына Петра. Для этого человека не остается ничего святого. Он даже не позволяет себе расслабиться и насладиться красотой родной земли. «Там люди свою и чужую судьбу решают, а я кобылок пасу. Как же так? Уходить надо, а то засосет», – думает Мишка, когда работает отарщиком. Такое фанатичное служение идее, непоколебимая уверенность в своей правоте свойственны и другим героям-коммунистам, изображенным Шолоховым в романе.

Совсем по-иному рисует писатель Григория Мелехова. Это незаурядная личность, думающий, ищущий человек. Во время Первой мировой войны он храбро сражался на фронте, даже получил Георгиевский крест. Он честно исполнил свой долг. Последовавшие затем Октябрьская революция и Гражданская война привели шолоховского героя в смятение. Теперь он уже не знает, кто прав, на чьей стороне сражаться. Он пытается сделать свой выбор. И что же? Сначала он сражается за красных, но убийство ими безоружных пленных отталкивает его. Когда большевики приходят на его родину, он яростно борется с ними. Но поиски истины так ни к чему и не приводят, превращая его жизнь в драму.

Мы видим человека, потерявшегося в круговороте событий. Вся сущность Григория сопротивляется насилию над человеком, это отталкивает его и от красных, и от белых. «Все они одинаковы! – говорит он склоняющимся на сторону большевиков друзьям детства. – Все они ярмо на шее казачества!» И когда Григорий узнает о бунте казаков в верховьях Дона против Красной Армии, он выступает на стороне бунтовщиков. Теперь он думает: «Будто и не было за плечами дней поисков правды, испытаний, переходов и тяжелой внутренней борьбы. О чем было думать? Зачем металась душа, – в поисках выхода, в разрешении противоречий? Жизнь казалась насмешливой, мудро-простой». Григорий приходит к пониманию, что «у каждого своя правда, своя борозда. За кусок хлеба, за делянку земли, за право на жизнь всегда боролись люди и будут бороться. Надо биться с тем, кто хочет отнять жизнь, право на нее».

Но такая правда жизни все-таки ему не по нутру. Он не может равнодушно смотреть на нескошенный хлеб, пустые гумна, думая о том, как надрываются от непосильной работы бабы в то время, когда мужчины ведут бессмысленную войну. Почему нельзя спокойно жить на своей земле и работать для себя, для семьи, для страны, в конце концов? Этим вопросом задается Григорий Мелехов и в его лице – все казачество, мечтающее о вольном труде на родной земле.

Григорий ожесточается, впадает в отчаяние. Он насильственно отторгнут от всего, что ему дорого: от дома, семьи, любящих людей. Он вынужден убивать людей за идеи, которые не может понять. Герой приходит к осознанию того, что «неправильный у жизни ход», но он не может ничего изменить, хотя он всем своим сердцем хочет, чтобы в казачьем мире был лад.

Незыблемость в казачьей среде идеалов дома, семьи М. Шолохов раскрывает также в женских образах. В матери Григория Ильиничне и в его жене Наталье воплощены лучшие черты женщины-казачки: почитание святости домашнего очага, верность и преданность в любви, терпение, гордость, трудолюбие. Соперница Натальи Аксинья – красавица с независимым, смелым характером, бурным темпераментом – дополняет ряд образов казачек, делая их более разносторонними. Мать Григория была для него поистине близким человеком. Она понимала его, как никто другой. Она же и призывала его к человеколюбию: «Слухом пользовались мы, что ты каких-то матросов порубил… Господи! Да ты, Гришенька, опамятуйся! У тебя же ить вон, гля, какие дети растут, а у этих, загубленных тобой, тоже небось детки поостались… В измальстве какой ты был ласковый да желанный, а зараз так и живешь со сдвинутыми бровями».

Жизнь человека бесценна, и никто не имеет права ею распоряжаться даже во имя самых благородных идей. Об этом говорила Григорию мать, и к осознанию этого пришел сам герой в результате своих жизненных мытарств. К этой мысли приводит читателя Шолохов, который возвращает нас своим романом к трагическим страницам российской истории.

В романе «Тихий Дон» автор утверждает простую истину, говоря нам, что смысл человеческой жизни состоит в труде, в любви, заботе о детях. Именно эти ценности лежат в основе нравственности казачества, чья трагическая судьба в начале XX века так полно и широко показана в этом замечательном романе.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Шолохов
  • Картины жизни донских казаков в романе Тихий Дон Шолохова

Сочинение Картины жизни донских казаков в романе Тихий Дон Шолохова

Михаил Шолохов дает нам возможность своими глазами увидеть жизнь казаков, увлекая читателей в такой далекий и невозвратимый мир.

В начале повествования перед нами предстают картины мирной жизни, неспешно течет время в тихом патриархальном мирке. Казаки заняты созидательным трудом, без которого немыслимо представить их жизнь. Разумный труд дорог казакам не только из-за необходимости пропитания, вовсе нет. Для казачества труд так же естественен, как смена времен года, как погодные явления, как сама жизнь. Но это не простые хлебопашцы, они чувствуют превосходство, гордясь своим сословием, пренебрегают простыми крестьянами, мужиками. Казаки не очень религиозны, больше подчиняются обрядовости. Хотя еще крепки нравственные устои, казаки не склонны обуздывать свои страсти. Падение Аксиньи не особо тревожит Григория Мелехова, и ответственность за ее судьбу он вовсе не чувствует. Убежать с любимой Мелехов не готов, привязанность к своему миру, казачеству, гораздо сильнее любовной.

Здесь Дон еще тихий, ведь казаки консервативны, революционные идеи не то что не привлекают, они смешат. Весь уклад царской России, все устои государственности кажутся простому казачеству незыблемыми. Аполитичность казаков, их ограниченность в районах собственных хуторских представлений, безусловно, повлияли на крах всей государственности. Невыносимое наказание понесли они за свою недалекость – разрушены миры и судьбы, не стало целого сословия.

В то же время, казаки чувствуют свою ответственность по отношению к выполнению воинского долга. Родители загодя приобретают для сынов обмундирование, оружие, растят лучших коней. Казачата с детства владеют шашкой, с детства готовятся к будущему служению Отечеству. Старик Мелехов привозит непутевому сыну все снаряжение перед отправкой на фронт, несмотря на то, что был сердит и с сыном не общался. Никто из казаков не отлынивает от исполнения воинской повинности. Ветераны рассказывают молодежи о доблести, проявленном ими героизме, встречах с представителями царской семьи. Все воспоминания бережно хранятся и передаются в семьях.

Революция и гражданская война страшным ударом, потрясением разбила казачество на два воюющих непримиримых лагеря. Разлом прошел по патриархальным огромным семьям, да он прошел по душам и сердцам людей. Лишь бедные матери не знали ненависти к белым и красным, к своим сынам. Кого ненавидеть – старшего или младшего, сына или мужа, брата или отца?!

Поражают картины жестокости, которые беспристрастно изображает Шолохов. Жуткие избиения жен мужьями, равнодушие окружающих, их расправы с воинскими противниками показывают звероподобность казаков.

Автор отобразил не только быт казаков, но и его особый язык. В донском диалекте нашли отображение род занятий казаков, его отношение к воинскому сословию.

Писатель показывает нам душу Григория Мелехова, как типичного представителя казачества в эпоху разлома. Его мировоззрение меняется, как меняется мир вокруг. Это искалеченная судьба человека, рожденного для труда и любви.

Произвол советской власти по отношению к казачеству приводит к уничтожению его как класса. Михаил Шолохов взывает к читателям: будьте людьми, имейте любовь к окружающим. Писатель показывает всю пагубность войны, те ужасные последствия, к которым она приводит. Новый мир оказался ничуть не добрее и справедливей разрушенного. Эта тщета и гордыня человеческая выливается в кровавые слезы целого народа. Лишь взаимоуважение, любовь, прощение могут созидать новое.

2 вариант

Донское казачество появилось ещё в эпоху царя Ивана Грозного. Они стали надежным заслонам на южных рубежах молодого государства российского. Они защищали Русь от крымских татар. Императрица Екатерина даровала им земли на Дону и дала право на самоуправление, отменила на Дону налоги и крепостное право.

Казаки считались привилегированным сословием. Но иногда отдельные личности были недовольны властью. К ним относятся Ермак, Пугачев и другие недовольные казаки.

На вопрос кто такие казаки был дан в романе Михаила Шолохова «Тихий Дон». Один из героев романа озвучил одну из официальных версий появления казачества, ссыльный Штокман сказал, что казаки это беглые люди, которые селились на Дону. Из этого следовало, что люди, поселившиеся на Дону, когда – то были крепостными, но оказавшись здесь стали вольными. Было выражение «воздух Дона делает свободным». Казак это вольный человек! Все казаки с детства могли ездить верхом, владеть шашкой, уважали старших, любили свою землю.

В романе «Тихий Дон» описано время между мировой войной и революцией в России. Описана жизнь казаков в быту и в обществе. В романе описана трагедия жизни, когда политика сталкивает лбами родных людей, разваливает семьи и рушит жизни людей.

Автор подробно описывает жизнь казачьей станицы. Он показывает, что казаки были отличные воины, хорошие земледельцы, уважали старшее поколение, чтили традиции. Родители решали судьбы детей, женили из без их согласия. И когда в жизни героев случается любовь, для них это становится трагедией, поэтому и измены в семьях были не редкость. Ведь любовь в жизни человека это всегда светлое чувство и ценность жизни.

В книге писатель показал жизнь казаков до и после революции. Разные судьбы и разные поколения. У казаков были большие семьи, они вели хозяйство, пахали землю, собирали урожай, занимались рыболовством и охотой. За свою службу на благо Отчизне получали ордена. И в итоге их поставили перед выбором, за какую власть они будут воевать, с этого момента семьи раскололись на два лагеря. 

В романе описывается бунт казаков против Красной Армии. Им не нравилось, что женщины взвалили на свои плечи мужские заботы, урожай стоит в поле не собранным, идет бессмысленная война, русские убивают русских.

Писатель смог точно передать жизнь и быт казаков, потому что сам был родом из казаков.

В романе показаны консервативные казаки, революция их не привлекает, она им кажется  смешной. Царская Россия для них незыблема.

Также читают:

Картинка к сочинению Картины жизни донских казаков в романе Тихий Дон Шолохова

Картины жизни донских казаков в романе Тихий Дон Шолохова

Популярные сегодня темы

  • Образ и характеристика Николая Алексеевича в рассказе Тёмные аллеи Бунина

    Благодаря выходу в свет трогательной истории о взаимоотношениях двух по-своему влюбленных героев рассказа И. А. Бунина «Темные аллеи», читатель имеет возможность познакомиться с яркими образами

  • Сочинение на тему Поход в зоопарк

    Что может быть замечательнее похода в зоопарк? Я очень ждал этого события. Мне не терпелось поскорее очутиться в царстве животных.

  • Сочинение по картине Решетникова Опять двойка 5 класс

    Картину Опять двойка Ф. Решетников написал в 1952 году. Недавно закончилась война, и детям нужно было получать образование.

  • Сочинение День защитника отечества 23 февраля

    Традиционно День защитника отечества празднуется в последний месяц зимы — в феврале, когда холодная пора уже тихонько отступает, и все начинает оживать. Это день дедов, отцов, сынов, братьев, наших потенциальных защитников.

  • Сочинение по картине Левитана Вечерний звон

    Все больше и больше Исаак Левитан вдохновлялся от русской природы. Художнику нравилось бродить по чащам леса, маленьким деревням и наслаждаться этими неописуемыми видами.

(430 слов) Роман-эпопея «Тихий Дон» — необычайно масштабное произведение. Современные литераторы ведут споры, как молодой Шолохов сумел написать такой роман, не имея никакого прямого отношения к казачеству и богатого жизненного опыта? Однако, большинство все же признает авторство Михаила Александровича. Во-первых, мать писателя, Анастасия Даниловна, происходила из казацкой семьи. Во-вторых, Шолохов все детство провел на Дону, в станице Вешенской. Он был окружен казачьим бытом, перенимал их обычаи и манеру речи, знал народные песни. К тому же, немаловажную роль сыграла и природа Дона – величавые широкие берега реки и просторы донских степей. Все эти воспоминания из детства помогли писателю воссоздать реальную картину жизни донского казачества в переломный период Гражданской войны.

Каждый персонаж в романе наделен яркой индивидуальностью и самобытным характером. По Шолохову, казак – это всегда сильный и выносливый человек, способный вести хозяйство, уважающий традиции и обычаи своего народа. Эти качества отчетливо проглядываются в образе Григория Мелехова – главного героя романа. Его жизнь полна противоречий и метаний: он не может выбрать между женой и любовницей, а во время Гражданской войны не может решить, на чьей стороне ему быть. Эта внутренняя борьба Григория – прямая отсылка к общественным волнениям того периода, ведь никто не знал, какой путь окажется правильным и какие будут последствия. Только одно было очевидным для казаков – они устали от долгой Первой мировой войны и не желали больше вступать в Гражданскую. Многих, как и Григория, тянуло домой, в родные места. Казаки очень свободолюбивы: в борьбе с Советской властью они старались сохранить суверенность своих земель до последнего, но Советская власть все же подавила восстание и установилась на территории Донского казачества. 

В казачестве силен авторитет старшего поколения. Об этом свидетельствует эпизод, в котором Пантелей Мелехов решает женить Гришку на Наталье, дочери купца Коршунова. По всем традициям прошло сватовство Григория к Наталье, а их свадьба сопровождалась шумными народными песнями и танцами. Казаки верят в приметы: Пантелей Прокофьевич часто обращал внимание на состояние погоды, и делал прогнозы, к примеру, будет ли весна ранняя, пойдет ли снег и т.д. Но не только хорошие личностные качества освещает Шолохов. Так, через образ Степана Астахова автор порицает пьянство, жестокость и грубость рядового казака, а через образ Дарьи Мелеховой он раскрывает всю низость их разгульного образа жизни. Михаил Александрович никак не оправдывает негативные черты, присущие многим казакам того времени, но он старается показать их, чтобы в назидательной форме привлечь внимание к такому поведению. 

Шолохову с удивительной точностью удалось изобразить реальное казачество и свойственные ему проблемы. Автор уважает этот народ и глубоко сопереживает тем потерям, которые он понес во время Гражданской войны. И единственный верный путь для казаков, по мнению автора, — это воссоздать быт заново, вновь собрать воедино все культурные ценности и обычаи, чтобы вместе строить светлое будущее. 

Автор: Вероника Параскевова

Роман-эпопея М.А. Шолохова «Тихий Дон» открыла перед читателем двери в жизнь особого, привилегированного сословия — донского казачества. Сделав центром повествования семью Мелеховых из небольшого хутора Татарский, автор не только обозначил семейную тему как одну из смысловых центров произведения, но и глубоко раскрыл особенности быта, нравов и обычаев казачьего Дона.

«Мелеховский двор — на самом краю хутора», — такой фразой М.А. Шолохов открывает свое произведение. Первые страницы «Тихого Дона» посвящены предыстории семьи Мелеховых, точнее — трагичному эпизоду из жизни Прокофия Мелехова, взявшего себе в жены турчанку. Реакция жителей хутора обнажила темную жестокость и нетерпимость казаков: беременную иноземку растерзала толпа, а Прокофий, мстя за смерть жены, разрубил «до пояса» зачинщика расправы, после чего был отправлен на каторгу. Однако ребенка удалось спасти. Его нарекли, в честь деда, Пантелеем. «С тех пор и пошла турецкая кровь смешиваться с казачьей. Отсюда и повелись в хуторе горбоносые, диковато-красивые казаки Мелеховы, а по уличному — Турки».

Сцена из прошлого семьи Мелеховых претворяет события романа не случайно: история гибели турчанки рисует основные черты изображаемой среды — мира донского казачества, а также заявляет основные социально-нравственные конфликты этого закрытого общества. Кроме того, становится очевидной параллель между судьбами представителей двух поколений, деда и внука. Григорий, полюбивший замужнюю казачку Аскинью, тоже нарушил законы мира, в котором жил. Ради благополучия семьи он готов был «прикончить эту историю», однако сама Аксинья, не боясь осуждения, открыто протестовала против закостенелых устоев казачества, от которых успела настрадаться. Если колебания Григория объясняются крепостью патриархальных традиций в среде, в которой он рос, и уважением к воле старших, которое сызмальства воспитывается в маленьких хуторянах, то храбрость его возлюбленной питает осознание естественности своего права на любовь и счастье.

Несмотря на то, что участи Аксиньи и безымянной турчанки показывают «изнанку» обычаев этого сословия, автор раскрывает и «другую сторону», обыденность, в которой видит идеал народной жизни. Чем ближе М.А. Шолохов знакомит читателя с казачеством, тем больше положительных черт открывается в нем. За дверьми хутора Мелеховых кипит будничная жизнь, заполненная крестьянскими работами, исполнением военных обязанностей, праздниками и уникальными обычаями.

Поэзия рабочего процесса красной нитью проходит через каждую сцену, изображающую казачий быт. В их среде человек ценится по отношению к труду, о лентяях же говорят презрительно и с непониманием. Мелеховы — труженики, охотно возделывающие землю, которая им принадлежит. Глава семьи, Пантелей Прокофьич — трудолюбивый, хозяйственный человек, в своем образе воплощающий общую для казаков домовитость и любовь к родной земле. Больше всего на свете он заботится о благополучии своего дома и людей, его населяющих. Гордость его сочетается с большим сердцем — ему сложно было простить Григорию непослушание, но как гордился он офицерским званием своего сына, его успехами на фронте! В этом уважении к воинским обязанностям сказывается с пеленок привитое понятие о долге каждого казака: отдать долг перед Родиной и Отечеством.

Жена Пантелея Прокофьича, Ильинична, «мужественная и гордая старуха», всю жизнь была хранительницей домашнего очага и настоящей Матерью; ее Шолохов выписывал с особой любовью и трепетом, глубоко уважая сильный характер этой простой трудящейся женщины. Она оставалась опорой для мужа, для детей, для невесток и внуков, ее руки возделывали плодородный чернозем донских земель, пекли к обеду хлеб и разливали по рюмкам водку. Ильинична, как и Пантелей Прокофьич, воплощает собой дух настоящего казачества с его любовью к родной земле, тягой к труду и чувством неразрывной связи своей с природой.

Мелеховы, подобно другим казаки, проводили день в хозяйственных заботах, без которых их жизнь теряла существенную часть смысла. Так, мотив страданий, испытываемых казаками вдали от родной земли, их безотчетная тяга к физическому труду воплощается в образе Григория Мелехова, который никогда не забывал о доме во время своих скитаний. Его жизненный путь — череда разлук и воссоединений с семьей, — закономерно обрывается автором на пороге его собственного дома. Григорий возвращается к мирному земледельческому труду, воспитанию сына — к тому, в чем М.А. Шолохов видел смысл человеческой жизни.

На чтение 8 мин Просмотров 14.4к.
Обновлено 22 февраля, 2021

Картины жизни донских казаков в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон» помогают понять бурное историческое время начала XX века.

М.А. Шолохов далеко не первый автор, рассказывавший о казачестве. У истоков этой темы стоит памятник литературы XIV–XV вв. «Задонщина». В литературе XIX века эта тема затронута Н.В. Гоголем в «Тарасе Бульбе» и Л.Н. Толстым в «Казаках». Именно Донщина — центр сюжетных линий в шолоховском романе. Хотя казаки селились и на берегах Яика, Днепра, но именно Тихий Дон (как его именовали, батюшка) стал олицетворением казачьего быта: это станицы, хутора и куреня по берегам реки, степи, заросшие ковылём и полынью, курганы, охраняющие старинную казачью славу.

Казаки всегда жили в постоянной опасности, именно поэтому так сильны среди них традиции братства, самодисциплины, подчинения старшему, а также воинское мастерство, ведь учились они сражаться с детства. Русские цари часто привлекали вольных казаков на службу, но те зачастую подчинялись лишь приказам своих начальников, а не государевым. Действовали так, как считали нужным сами, согласуясь с собственными представлениями о правде и совести. К знаменитым личностям можно отнести Ермака Тимофеевича, Емельяна Пугачёва и других. Казаки называли себя воинами Христа, защитниками православных: именно вера помогала стойко переносить все лишения и невзгоды. Отражение этих традиций мы и видим в романе-эпопее.

Итак, главные составляющие духовного мира казачества — это честный труд на земле и воинский долг.

В начале романа описан луговой покос. Что мы видим? Женщины и мужчины одеты в яркую одежду, «будто на годовой праздник». Все улыбаются, незамысловато, но по-доброму шутят. Казаки — труженики, и они радуются от предстоящего общения с природой, землёй, от ждущего их крестьянского труда. Все едины в своём порыве. И Донщина отвечает им взаимностью, не зря Шолохов использует олицетворения («луг вздыхал», «тучки ползли»), показывая это чувство близости, единения. Кстати, такое же настроение мы видим в сцене охоты в романе Л.Н. Толстого «Война и мир», а радостный крик Наташи Ростовой перекликается с весёлостью Дуняшки: «…на душе вот такой же синий покой и чистота». Не зря потом на войне Григорий Мелехов будет испытывать тоску по этому времени и труду: «Хорошо бы взяться за чапиги и пойти по влажной борозде за плугом».

Но казаки не просто крестьяне. Они, прежде всего, воины. И это видно во многих деталях. Например, Григорий, не решаясь уйти с Аксиньей, вспоминает о том, что ему «на энтот год» надо идти на службу. Мужчины должны были отбывать в лагеря со своим конём, «справой». Вспомним, что такой же военный сбор, куда отправляется Тарас с сыновьями, описан у Гоголя. Пантелей Прокофьевич гордится призом за джигитовку (скачки на лошадях и выполнение трюков), который он получил на смотре самого императора. Свои письма к сыну он подписывает воинским званием — старший урядник. А как он рад за Григория, который первый на хуторе получает георгиевский крест за подвиг (протащил на себе «шесть вёрст раненого подполковника»).

Умеют казаки и веселиться. Одна из ярких картин мирной жизни — свадьба Григория и Натальи. Автор точно передаёт народные традиции, например, поиск кладки, то есть выкупа за невесту: «Кладка должна быть… а ты мне-е-е уважь». Описаны и суеверия. Так, Василису колет веник, спрятанный под кофту: «…по приметам, сваты, укравшие у невесты веник, не получат отказа». Сама свадьба проходит с шутками, песнями, плясками. Петро старается не отходит от оробевшего брата, поддерживает его. Шолохов по-доброму рассказывает о застолье, о красных лицах, «мутных во хмелю, похабных взглядах и улыбках». Эти детали показывают, насколько открытые и простые перед нами люди, искренние и в горе, и в радости.

Не скрывает Шолохов и жестоких нравов донских казаков: «В каждом курене горько-сладкая жизнь». Например, хуторяне толпой с особой жестокостью расправляются с турчанкой (бабкой Григория), Степан Астахов избивает жену, казаки набрасываются тавричан, что приехали на мельницу. Но не эта дикость нравов определяет духовный мир. Скорее, такие сцены — это исключение, следствие разочарования и разрушения личности. Всё же характер донских казаков формируют другие ценности. Это земля и труд, воинский долг и честь, семья и любовь.

Не менее важны в описании жизни донских казаков и картины семейного быта. Во главе семьи стоит мужчина, которого все слушаются беспрекословно. Патриархальные нравы царят во всём. Родители приучают детей к труду на своём примере. Слово отца в семье, что слово атамана для войска, то есть его не обсуждают. Каждый казак с малолетства знает Божью заповедь о том, что родителей нужно почитать. Так, Пантелей Прокофьевич женит Григория на Наталье, довольно резок в своих высказываниях (называет жену «каргой старой», а сына «кобелиной»). При этом он любит домочадцев, заботится о них, обсуждает с ними важные вопросы (например, семейную жизнь Григория и Натальи, отношения Дуняшки и Михаила Кошевого). Открытость и честность вообще характерна для донских казаков. Ещё одна их особенность — любовь к детям, ведь именно они продолжают род. Даже суровые старики смягчаются, когда речь идёт о младших. Так, для Пантелея Прокофьевича Дуняшка — «отцовская слабость», да и во внуках он «души не чает», балует их. Семейные узы для донских казаков нерасторжимы, вечны. Неверность осуждается. Поэтому-то люди и не принимают открытых встреч Григория с Аксиньей: «теперь на них при встречах почему-то стыдились люди смотреть».

Семейные отношения раскрываются уже в самом начале романа: «Пантелей Прокофьевич… зачикилял к дому. Гришку он нашел в горнице. Не говоря ни слова, достал его костылем вдоль спины». В семье важны такие понятия, как достоинство («не страми отца»), хорошие отношения с хуторянами («не пакости соседу»). Один из важных принципов — послушание старшим, причём почтение порой внушается посредством силы. И если поначалу Мелехов-младший даёт отпор отцу, перехватывая костыль, то позднее женится на Наталье (хотя справедливости ради стоит заметить, что она ему нравится). И эта буйная натура раскроется потом и в самом Григории, а Пантелей Прокофьевич перенял вспыльчивость у своего отца, отбывавшего срок на каторге. И всё же понятия семьи, а шире и рода для казаков священны.

Особенно показательно отношение казаков к женщинам — матерям, сёстрам, жёнам, возлюбленным. Лучшие черты воплощены в образе Ильиничны. Это женщина-мать, которая почитает святость домашнего очага, признаёт верность и преданность мужу, имеет безграничное терпение и гордость. Главная её черта — мудрость, всепрощение и человеколюбие. Именно эти качества пытается привить она своим сыновьям: «…ты каких-то матросов порубил… Да ты, Гришенька, опамятуйся!» И сама она имеет большое сердце, полное сострадания. Особенно ярко это проявляется в сценах общения с Кошевым. Мы видим трагедию войны, когда на хуторе Татарском «добрая половина отступивших навсегда осталась в чужих краях». Ильинична же ждёт Григория: она повесила его фуражку на гвоздь, рядом пристроила поддёвку, готовит всегда что-то лишнее на обед. Но приходит Мишка Кошевой. Он давно приметил Дуняшку, поэтому и является в дом Мелеховых. Однако Ильинична не может простить ему смерти сына Петра и свата Мирона Коршунова. Молодой человек не слушает её, ведь девушка отвечает ему взаимностью, поэтому приходит делать разную работу по дому. Однажды у него случается приступ лихорадки, и Ильинична отмечает, что он худой, больной и такой же несчастный, как они все. Непрошеная жалость к «душегубу» просыпается в её сердце. Она прощает его ради счастья дочери, ради продолжения жизни.

Итак, всё существование донского казачества подчиняется вечным законам человеческого бытия. Они живут честно, всей душой привязаны к своей земле, готовы сражаться за свою свободу и независимость. К сожалению, в романе они поставлены перед выбором, за кого воевать — за красных или за белых. Но как сделать выбор, если и те, и другие — это твои близкие, соседи, знакомые? Именно поэтому в смутное время они колеблются и сомневаются. Политические интриги для них не важны, куда существеннее, что пшеница не убрана, женщины вынуждены взвалить на свои плечи бытовые тяготы, мужчины — бессмысленно сражаться. Исторические потрясения в стране приносят перемены в сложившийся уклад: рушатся привычные связи, рождаются новые традиции и нормы. Однако пройдя через испытания, казаки остаются верными себе и своим ценностям. А вечными оказываются честь, верность Отечеству, любовь, семья.

Эпический роман Михаила Шолохова о казаках на Дону является весьма крупным творением. Многие эксперты спорят, каким образом на тот момент молодому писателю удалось создать такое масштабное произведение, ведь он никак не был связан с казачеством напрямую, и у него отсутствовал нужный для этого жизненный опыт. Но подавляющее количество признает факт авторства Шолохова над произведением.

Так, ссылаются на то, что мать Михаила Александровича была из семьи казаков, и, кроме этого, будущий писатель, будучи еще ребенком, рос в казачьей станице. Его в детстве окружал казацкий уклад жизни и быт, жаргон и манеры поведения, обычаи, культура и творчество.

Кроме того, на него влияли донские просторы – у реки в то время были широкие могучие берега, а за ними – степной простор. Все это писатель запомнил, будучи ребенком, и это оказало ему помощь в сотворении мира в произведении – таким, каким он был в годы Гражданской войны.

Все персонажи произведения уникальны и индивидуальны, имеют свою точку зрения и нрав. Шолохов считал, что казаком мог быть лишь сильный человек, который был вынослив, чтил свой народ и мог вести хозяйство.

Этими качествами наделен главный герой эпопеи, Григорий Мелехов, образ которого, однако, противоречив и неоднозначен – так, он мечется между супругой и любовницей, и не может выбрать, к кому примкнуть в годы Гражданской войны. По сути, через метания Мелехова, писатель отобразил общественные волнения той поры, потому что никто точно не мог знать, как все закончится, и что хорошо, а что нет. Для казаков однозначным был факт нежелания участвовать в новой, уже Гражданской войне, после столь долгой и тяжелой Первой мировой. Большинство казаков, как и Григорий, были людьми свободолюбивыми, уставшими от одной войны и хотевшими на родину. И их борьба с властью Советов была выражением этой свободолюбивости, которой, однако, не суждено было установиться на этой земле.

Для казака очень важно мнение старших, которые для него авторитетны. Это подтверждает факт женитьбы Григория Мелехова и Натальи Коршуновой. Сватали молодых согласно традициям казачества, женили тоже. Казаки были людьми суеверными и примечали все, что происходило.

Но Шолохов не делает из казаков идеальных людей, он показывает и их негативные стороны. Так, в Астахове показаны пороки пьянства, жестокости и грубости, которые присущи рядовым казакам. Образом Дарьи Мелеховой Шолохов порицает разгул их жизни. Автор осуждает негативные качества казаков, однако он обнажает их в назидание.

Писатель очень точно показал казачество, каким оно было в реальной жизни со всеми, присущими для него проблемами и невзгодами. Видно, что автор очень уважает казаков как народ, и он переживает по поводу их потерь в войне. И писатель считает, что для казаков лучшим вариантом в новых условиях является возрождение и сохранение их быта, культуры, обычаев и традиций. Они должны создать все заново, начать с нуля, собирая осколки своего прошлого.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Быт и нравы героев пьесы гроза сочинение план
  • Быт и бытие обломова сочинение
  • Быт египта и азии по рассказу египтянина синухета
  • Быт в армии сочинение
  • Быстрый пребыстрый как пишется

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии