БЫТ И НРАВЫ «ТЕМНОГО ЦАРСТВА» В ПЬЕСЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»
Пьеса «Гроза» была написана в период подъема общественного движения, когда всеми ощущалась необходимость экономических и политических перемен, и в произведении Островского отразилась историческая ситуация. В своей пьесе Островский изобразил общество середины девятнадцатого века, его быт и нравы. Он очень ярко и точно воспроизвел жизнь патриархального купечества, отношения в котором были основаны только на материальных ценностях, а стремление к знаниям, интерес к открытиям в области, науки воспринимались как что-то бесполезное и ненужное. Островский, изображая мир невежд и «самодуров русской жизни», обличал пороки общества. Старый, косный порядок, стражами которого являются Дикой и Кабаниха, господствует в отношениях героев. Персонажи пьесы оказываются в зловещей среде бессердечности и тупого преклонения перед могуществом старых, давно изживших себя порядков. Так, Кабанова, защитница старых основ жизни, обычаев и обрядов «темного царства», тщетно пытается внушить деспотические законы, составляющие, по ее мнению, основу домашнего благополучия и прочность семейных уз: беспрекословное подчинение воле мужа, покорность, уважение к старшим, выполнение всех старинных обрядов, а главное — никогда не сметь «свое суждение иметь». Так Кабанова воспитывала своего сына, отбив у него всякое желание самостоятельно мыслить. «Да смеем ли мы… подумать», — подводит Тихон итог «маменькиному» учению. Это общество деградировавших личностей. По выражению Добролюбова, Тихон — «простодушное и пошловатое… существо». Он доверил свои чувства самому близкому человеку, матери, а Кабаниха под прикрытием безграничной «любви» дала ему понять, что он лишь слуга, выполняющий ее прихоти. Она так вошла в роль всемогущей правительницы, что намеревалась сделать из всего своего окружения рабов, «добру научить». Все в этом мире тиранов живут несвободно, «будто из-под неволи». Эта норма жизни утверждается «старшими», которые уверены, что те «глупые», кто «на свою волю хотят». Люди, находящиеся под гнетом таких, как Кабанова, ассоциируются с безвольными крепостными крестьянами. Но и им «хозяева жизни» жить не дают. Ведь свобода, по мнению Кабанихи, ведет к крушению старых порядков, сторонником которых является и Савел Прокофьевич Дикой.
Дикой — главная фигура в Калинове. Его образ — это яркий пример тех нравов, царивших в обществе. Он груб и очень богат. Половину города он держит в кулаке, заставляет работать на себя, а когда приходит время расплаты» то он деньги платит очень неохотно, иногда даже может «обругать» или «прибить». Он либо вообще не платит, либо обсчитывает. «Что ж тут особенного, — объясняет он, — я им по копейке недодам, а у меня целое состояние складывается». Власти поддерживают Дикого, потому что он «свой» человек, он опора городничего и полицмейстера: им невыгодно с ним ссориться. Угодить Дикому невозможно. Кудряш говорит, что у него вся жизнь на ругательстве основана. А ярче всего быт Дикого и всего «темного царства» характеризует Кулигин: «А у кого деньги… тот старается бедного закабалить… Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти. Враждуют друг нд друга; залучают в свои высокие хоромы пьяных приказных… А те… злостные кляузы строчат на ближних». Таков быт мира самодуров. Главная черта Дикого — грубость. Он также может делать все, что вздумается, ведь раздавить человека при его деньгах ему ничего не стоит. А его основной смысл жизни — обогащение. Но и не только его, это принципы жизни любого представителя «темного царства», им всем присущи невежественность и суеверность.
Рисуя образы этих героев, Островский совершенно ясно показывает, что жизнь в провинциальной России отстала и жестока, что правят этой жизнью люди, которым нет дела до человеческого достоинства и внутренних переживаний других. «Жестокие нравы в нашем городе, жестокие», — характеризует Кулигин быт и нравы города Калинова.
Кулигин
Образ Кулигина, по факту, является единственным лучом света в темном и алчном обществе Калинова.
Кулигин не отличается ни знатным происхождением, ни богатством. Он мечтательная натура, открытая для новшеств. Целью его жизни стало создание вечного двигателя. Он единственный человек во всем обществе, живущий в гармонии с самим собой.
Кулигин не стремится к власти или обогащению он привык жить честно и доброжелательно относиться к людям. Именно этот персонаж способен обличить все пороки Калинова, что и делает в своем монологе.
Кудряш
Ваня Кудряш – еще один необычный персонаж в городе. Он единственный человек, способный дать отпор Дикому. По своему характеру Кудряш грубый и не романтичный человек, но при этом он обладает веселым нравом. Некоторое время Иван втайне встречается с Варей Кабановой, а затем убегают с ней от злой и сварливой Кабанихи.
Природа Калинова
Калинов – это небольшой городок на берегу Волги. Его ландшафт активно противопоставляется обстановке и настрою местных жителей. Природа Калинова прекрасна – гладь реки, зелень в теплое время года, снежные пейзажи зимой, однако не все жители способны это заметить.
Предлагаем читателям познакомиться с героями пьесы “Бедность не порок” в пьесе А. Островского.
В большинстве случаев люди заняты своими проблемами (истинными или ложными), сконцентрированы на конфликтных ситуациях своих личных или других людей.
Вариант 2
«Гроза» — пьеса А.Н. Островского — написана во второй половине ХIХ века. Произведение затрагивает социально-этические нормы, присущие обществу того времени. Через призму событий, происходящих в городе Калинове, автор показывает мещанский уклад быта зажиточных горожан.
В обществе мещан и зажиточных купцов не в чести образованность и порядочность. Здесь, в этом царстве, прозванном «тёмным», в почёте только богатство и власть, которую эти деньги дают. Грубые и невежественные горожане не знают, что творится за пределами их города. Для того, чтобы узнать, что нового происходит в мире, им достаточно послушать россказни странников и странниц. Ничего их не интересует и никуда они не стремятся.
Наиболее яркими представителями этого застойного общества являются персонажи пьесы Савелий Игнатьевич Дикой и Кабанова Марфа Игнатьевна. Дикой – богатый купец, поднявшийся из нищеты. Своё состояние он любит и ценит превыше всего на свете. Люди для ничего не значат и не стоят ничего. Пользуясь своим положением, он унижает всех, кто зависит от его расположения. Но он никогда не бывает в настроении, если по какой-либо причине нужно расстаться с деньгами. И совсем неважно, просят ли у него в долг или нужно выплатить зарплату работникам. Готовый ругать и унижать любого, кто придёт к нему с просьбой, Дикой, однако боится тех, кто выше его по положению в обществе.
Ничем не лучше Савелия Игнатьевича купчиха Кабанова. Такая же деспотичная и жестокая, она уверена, что знает, как нужно правильно жить. Считает своё мнение единственно верным. И, соответственно со своими представлениями, пытается установить в доме свои правила. Ей неважны человеческие чувства. Слово «любовь» ей вообще неведомо. Она терроризирует домочадцев вечными придирками и нравоучениями. Внешне соблюдая общепринятые приличия, в душе Кабаниха не верит даже в Бога. Она ходит в церковь, соблюдает посты. Но это просто соблюдение традиций и не более того.
В обществе, где главный бог – деньги, нет места настоящим человеческим чувствам. Здесь нет уважения, любви, милосердия и сострадания к ближнему. Через тёмную толщу обмана, лицемерия, грубости и невежества трудно пробиться свету.
Молодое поколение
Патриархальные устои и традиции того времени характеризуются нравственными и духовными проблемами, а также конфликтами в купеческих семьях. Жителей Калинина интересует только материальное благополучие, при этом не имеет значения, каким образом оно достаётся. Деньги здесь могут решить любую проблему. Нажива и обогащение — цель жизни местных жителей. Таким героям, как Дикой и Кабаниха, позволено практически всё. Их самодурству нет предела. Особенно это касается молодого поколения.
Другое поколение города, после Кабанихи и Дикого, представлено Тихоном, Борисом и Варварой. Они вынуждены жить по устаревшим традициям. Характеристика молодого поколения:
- Варвара научилась умело притворяться, лгать и изворачиваться;
- Борис бессилен против Дикого, так как материально зависим от него;
- Тихон не может ступить шагу без разрешения и чётких указаний матери.
В условиях деспотизма каждый из них каким-то образом приспособился к такой жизни. Любое проявление личности в этом обществе подавляется на корню.
Символ прошлого столетия
В пьесе «Гроза» А. Н. Островский показывает реальный город России конца 60-х годов XIX века. Типичный образ купеческого российского народа является символом позапрошлого столетия, а точнее — его середины. Основной мыслью можно считать контраст между красотой и гармонией пейзажа волжского края и несправедливостью, жестокостью, чёрствостью человеческой натуры. Автор сумел передать отчаянную безысходность и крайнюю степень отчаяния, которую перенёс в бытовую плоскость жителей Калинова. Умелое описание обычаев, быт и нравы «тёмного царства» по-настоящему ужасают современного читателя.
Начинается пьеса с восхищенных высказываний Кулигина о красоте местных пейзажей и самой Волги. Но жители небольшого городка не имеют желания замечать этого великолепия. Дома и постройки ограничены со всех сторон высокими заборами. Кажется, что жители хотят полностью ограничить себя от окружающего мира. Мещанин Кулигин сравнивает городок с консервной банкой, где царит напряжённая атмосфера, негативная энергия накапливается, а выплеснуть её местному населению некуда. Пространство здесь жёстко ограничено.
Тема суеверия в драме затронута отдельно. В силу своей необразованности жители верят в то, что гроза — это божье наказание. По этой причине Дикой не имеет желания ставить громоотводы. Кабаниха верит в то, что поезд — это «огненный змий». Все остальные уверены, что Литва упала с неба.
Вариант 6
Знаменитое произведение «Гроза» было написано писателем после поездки по Волге в 1856 году. Островский вначале хотел создать цикл пьес про купечество в провинции, однако это ему не удалось. Но в 1859 году в свет вышла первая пьеса под названием «Гроза», где открыто и четко показана жизнь купеческой семьи и положение в ней русской женщины.
При чтении произведения читатель ожидает появление главной героини. С первых же страниц мы знакомимся с Катериной и видим, насколько сильный характер у данного персонажа, что очень помогает противиться своенравной и жестокой свекрови. Девушку никогда не унижали таким образом, да и воспитание у нее было иное. Писатель с особой любовью рассказывает нам, как жила Катерина до замужества и как она противостоит этому бессердечному обществу. Это еще раз показывает нам, что новое общество не хочет жить по-старому. И взаимоотношения героини с Кабанихой свидетельствует о том, что здесь рассматривается одна из сторон социального конфликта. Но если посмотреть с другой стороны, то можно увидеть, что Катерина борется сама с собой, то есть здесь происходит духовный конфликт. Поэтому наверное произведение больше всего похоже на трагедию.
Представителями старых традиций являются Кабанова и Дикой, где особо ярко показана Кабаниха. Приверженец домостроя пытается навязать своим членам семьи определенные порядки и традиции, пытаясь добиться от всех полного подчинения. И сын женщины оказался в ее власти. Таких же порядков придерживается, и Дикой, для которого важны лишь деньги. Ярким противопоставлением в пьесе выступает Кулигин, человек новых идей и взглядов, защищающий свой авторитет, ссылаясь на учения Ломоносова и Державина.
Присмотревшись внимательно к сцене спора самоучки-изобретателя и богатого дельца, мы увидим, как один из них пытается отстоять устои патриархального общества, а другой хочет в это проникнуть. В этом и заключается суть социального конфликта. Духовный же конфликт отчетливо виден в образе Катерины, выросшей в среде, где невозможно нарушение моральных и нравственных законов. Попадая в мир совершенно других ценностей, девушка находится в смятении. Старый уклад жизни приходит в разрушении внутри самой Катерины. Ее трагедия заключается в том, что она с такими высокими нравственными требованиями совершенно не может приспосабливаться к жизни. Замученная укорами супруга, она признается ему в том, что встречалась с Борисом. Однако хоть Тихон и простил ее, она не находит душевного спокойствия. Гибель Катерины показывает ее моральное превосходство над невежественными людьми.
10 класс
- Сочинения
- Литература
- Островский
/
/
Темное царство в пьесе Гроза — сочинение
А.Н. Островский заканчивает произведение под названием «Гроза» в 1859 году, когда государство стояло на границе отмены крепостничества. Общество находилось на границе общественных и государственных перемен.
В центре событий купеческая среда, которая олицетворяет «темное царство». Островский точно и красиво передает все существующие отрицательные образы, появляется фактически целая галерея образов, наделенных достаточно отрицательными чертами характера.
Он использует образы горожан, чтобы показать невежественность большинства населения, а также необразованность и нежелание принимать новые порядки и устои, ведь общество постоянно меняется, а люди не хотят следовать в след за происходящими изменениями.
Самыми яркими представителями темного царства является старшее поколение, которое изображено в лице Кабанихи и Дикого. Марфа привыкла истязать окружающих ее людей, в том числе и своих близких, она постоянно раздражена, поэтому упрекает их, постоянно сыплет упреками. При этом она полностью доверят и опирается на советы старины, она не смотрит на то, что происходит в окружающем мире. При этом для других она старается в авторитет поставить также старину. Все в доме Кабанихе подчиняется ее порядкам и устоям.
Второй представитель темного царства намного проще и примитивней относится к любым ситуациям. Но при этом он с легкостью унижает других людей и кричит на них, старается доказать свою правоту.
Но при этом, все проявления характеров героев темного царства, происходят от бессилия и опустошенности. Они понимают, что фактически не могут противостоять устоявшимся в обществе устоям и тому, что общество постоянно меняется.
Но при этом, далеко не каждый может бороться с влиянием темного царство. Оно обладает достаточной силой и фактически давит на некоторых героев. Так, например, Тихон Кабанов фактически забит своей матерью, которая пытается во всем и всегда доказать свою правоту.
Стоит сказать, что произведение, получившее название «Гроза», получилось фактически гениальным. Автор фактически с легкостью описывает темное царство, в котором некоторые могут узнать окружающее общество, а некоторые могут разглядеть свои собственные привычки и повадки. Невежественное общество существует и сегодня, при этом старается устанавливать собственные правила, которые не всегда являются правильными.
Сочинение 2
А.Н. Островский написал пьесу «Гроза». В своих произведениях автор не боялся описывать пороки людей и социальную несправедливость. Город, в котором происходили события пьесы «Гроза» критики принялись называть «темным царством».
«Темное царство» поглощает всех персонажей, которые в него попали. Все кто поселяется в этом месте, становятся злыми, бесчеловечными, безнравственными людьми. Оно полностью меняет характер человека. Здесь царствуют свои законы и правила. Одной из представителей «темного царства» является властная женщина Кабаниха. Она жестока и бессердечна. Она ненавидит всех окружающих людей, а особенно свою невестку Катерину. Девушка не по своей воле стала жертвой этого «темного царства». Над ней страшно и бесчеловечно издевается Кабаниха. Катерина хочет вырваться из этого места, но она не в силах, что то поменять. Её засасывает это болото. Катя искренняя, добродушная, милая девушка. Она хочет быть свободной. Это место для нее словно ад.
Тихон это супруг Катерины его можно считать жертвой. Он давно смирился со своей жизнью и ничего не хочет менять. Парня устраивает то болото, в котором он существует. Его нельзя осуждать. Тихону можно только посочувствовать. Он не имеет своего мнения и полностью зависит от своей матери. Возможно, он хотел бы изменить свою жизнь, но он не может этого сделать. Смерть Катерины разбудила в нем бунтаря, но протест его длился недолго и в тот же час был подавлен Кабанихой.
Еще в «темном царстве» правит Дикой это богатый купец. Он злой, жестокий, жадный человек. Его не интересует чужое мнение. Он, как и Кабаниха портит жизнь окружающим и получает от этого невероятное удовольствие. У него тоже есть своя жертва – это Борис его родной племянник. Молодой парень полностью зависит от дяди и его мнения.
Катерина это единственный светлый человек в этом «темном царстве». Она подобна лучику солнца в непроглядной тьме. Но, она не смогла совладать со злом. Девушку сломило «темное царство».
В этом обществе правят деньги, злоба, зависть и ненависть. Здесь нет места настоящим искренним чувствам. В «темном царстве» нет любви, сострадания и дружбы. В своем произведении Островский показал, что не всегда добро сильнее зла. В произведении «Гроза» свет не смог пробиться сквозь темноту лицемерия, скупости, злости и жестокости. В «темном царстве» правит зло и добру здесь не нашлось места. Островский описал основные человеческие пороки в пьесе «Гроза».
Сочинение «Тёмное царство» в пьесе «Гроза» (10 класс)
Знаменитая пьеса А.Н.Островского «Гроза» была написана во времена, предшествующие великому событию в истории России – отмене крепостного права. Это был 1859 год, когда на суд читателей и критиков вышло новое произведение автора, основой для которого стали как события в личной жизни, так и окружающая Александра Николаевича обстановка.
Драма рассказывает о противоречиях и борьбе светлого и чистого внутреннего мира главной героини с темным, мрачным, лживым, полным ханжества и невежества окружающим обществом, которое показано в лицах семьи Кабановых и других персонажах пьесы.
События происходят в обычном провинциальном городке Калинове.
Катерина росла и воспитывалась в любви и уважении, с детства ей были привиты такие хорошие качества, как доброта, богобоязненность. Злую шутку с ней сыграла судьба. Вся ее жизнь перевернулась после того, как Катерина вышла замуж за милого молодого человека, единственным недостатком которого было беспрекословное подчинение матери. Это и стало источником постоянного контроля и деспотии свекрови над бедной девушкой.
После свадьбы Кабаниха начала чувствовать потерю прежней связи с сыном, то, что он стал любить супругу больше, чем ее. Указывать, как поступать в той или иной ситуации, как прежде, уже не могла, это не давало ей покоя. Так как Тихон был слабохарактерным человеком, мать давила на него, принуждая выполнять ее волю. Марфа Игнатьевна находила хитрые способы, прикрываясь благовидными предлогами, оскорбить или обвинить в неуважении к себе молодую пару. Под фразой «уважать родителей» она подразумевала нечто иное, чем то, что обычно принято считать. Кабаниха требовала к себе не простого уважения, а беспрекословного и безропотного подчинения.
Угнетение мы видим и на примере еще одного персонажа пьесы – Дикого. Помещик — злой, властный человек, который думает только о своей выгоде. Еще он вспыльчив и жесток, все это проявляется в отношении к семье, которая находится в постоянном страхе, к его племяннику Борису и крепостным. Как свойственно духовно и нравственно бедному человеку Дикой срывается на более слабых, если происходит конфликт с вышестоящими лицами. Так поступает и Кабаниха.
Основой описанного общества является угнетение и ущемление прав бедных слоев населения зажиточными людьми. Это видно из рассказа Кулигина Борису, об обстановке в городе. Здесь любой помещик может поступить нечестно по отношению к крепостным, просто-напросто обобрать их, скопив для себя на этом целое состояние.
Этому страшному, несправедливому миру пытается противостоять светлая и чистая душа, непохожий на других внутренний мир Катерины. Главная героиня пьесы жалеет о потерянных счастье и свободе, которые были у нее до замужества. Хоть Борис любит супругу и является мягким, добрым и образованным человеком, быть счастливыми этой паре не суждено, так как мрачный, окружающий мир убивает их светлые души.
К сожалению, мрак, описанный в пьесе «Гроза», соответствует той действительности, которая царила в годы написания произведения А.Н.Островским. Темное царство, где царствуют злость, угнетение слабых, несправедливость, воровство, все это находится в сущности жителей города Калинова. Целью автора было показать пороки человечества тех времен, после осознания которых будущие поколения постараются не повторить прошлые ошибки общества и искоренить то темное царство в своих душах.
Рассуждение
Пьеса «Гроза» — это одно из знаменитых творений А. Н. Островского, величайшего писателя XIX века. Эту пьесу А. Н. Островский написал осенью в 1859 году. Летом этого же года писатель отправился в путешествие по Волге, которое организовали для того, чтобы изучить быт и культуру местных народов. В течение путешествия А. Н. Островский постоянно фиксировал в своей записной книжке разные детали: черты характера приволжских народов, их обычаи и традиции. Благодаря этим записям появились герои пьесы, а город Калинов является собирательным образом нескольких населённых пунктов Поволжья.
В этой пьесе рассказывается о том, как в вымышленном городе Калинове «правило» так называемое Тёмное царство. Тёмное царство – это круг лиц, занимающих высокое положение в обществе. Главными среди них были Кабаниха (Марфа Кабанова) и Савел Прокофьевич Дикой – представители купечества в этом городе. Дикой и Кабаниха фактически владели городом и держали всех людей в страхе. Эти люди очень жестокие, властные и бесчувственные. На протяжении всей пьесы показаны жестокие нравы Тёмного царства в разных проявлениях. В лице Дикого и в лице Кабанихи. Итак, рассмотрим их поподробнее.
Во-первых, влияние Кабанихи. Прежде всего характер и черты Марфы Кабановой хорошо показаны в семейных взаимоотношениях. Она считает себя главой семьи. Главной жертвой Кабанихи была Катерина – скромная и добрая девушка. Катерина – это образ птицы, у которой отобрали свободу, так как после свадьбы с сыном Кабанихи – Тихоном она становится рабыней в их семье. А Тихон – слабохарактерный человек, который не способен перечить своей матери, даже если он этого хочет. Поэтому между Кабанихой и Катериной, которая так и не смогла привыкнуть к такой жизни, возникает конфликт, в результате которого Катя совершает самоубийство, а жизнь в Калинове остаётся прежней.
Во-вторых, роль Дикого. Он очень невежливый, грубый, жадный и трусливый человек. Дикой всегда любит поругаться с кем-нибудь. Часто обижает тех, кто не может ему противостоять, но с более властными людьми не связывается. В разговоре всегда ставит себя выше всех, не любит платить зарплату своим работникам. Его скверный характер проявляется в разговорах с Кулигиным, Борисом и другими. В общем, Дикой подлый человек, которого боятся только за его состоятельность.
Подводя итоги, хочу сказать, что Тёмное царство существует и в современной жизни, так как в мире всегда есть и будут невинные люди, страдающие и зависящие от тех, у кого есть власть.
`
Темное царство в пьесе Гроза
Популярные сочинения
- Сочинение Данко и Ларра сравнительная характеристика по рассказу Старуха Изергиль Горького
В рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» присутствуют два персонажа-антипода: Ларра и Данко. Оба героя обладают внешним совершенством, они молоды и красивы, однако по характеру, жизненным убеждениям герои совершенно разные
- Сочинение Лирика Тютчева
Лирика Федора Ивановича Тютчева – многолика. Она представлена в пейзажной, гражданской, любовной и философской тематике. Тем не менее, в своем творчестве Ф. И. Тютчев уделяет большое внимание именно теме любви
- Сочинения для 4 класса
- Сочинения
- По литературе
- Островский
- Темное царство в пьесе Гроза
Александр Николаевич Островский является известнейшим русским драматургом и «отцом» русского национального театра. В своих пьесах, Островский не раз изображал социальную несправедливость и изобличал человеческие пороки. Пьеса «Гроза» также относится к списку этих произведений. Город, который автор описывает в пьесе, критики назвали «темным царством».
«Темное царство» засасывает всех, кто в него попадает. Оно уничтожает в людях человечность, превращая их в злых, безнравственных и бессердечных личностей. «Темное царство», как и любое царство, состоит из людей. Некоторые в нем его жертвы, некоторые же напротив — представители «темного мира». И конечно же, как и в любом царстве, в нем есть свои правители. Кабаниха — один из самых ярких примеров властителей «темного царства». Эта жестокая женщина всеми силами пытается изжить со свету свою невестку Катерину. Молодая девушка является жертвой «темного царства» и в первую очередь Кабанихи. Она изо всех сил пытается выбраться из этого болота. Катерина чистая и добрая девушка, она всей душой рвется на свободу. Она мечтает полететь, как птица, и никогда больше не возвращаться в ад, во главе которого восседает ее свекровь. «Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела».
Муж Катерина Тихон также является жертвой «темного царства». Но, к сожалению, он уже стал его частью. Оно высосало из него все соки и несчастный герой полностью зависит от решений своей матери. Он бы мечтал бежать, но не может. Лишь после смерти своей Кати, он пытается взбунтоваться, да только бунт в его лице, это одно только слово поперек слова матери.
Кроме Кабанихи, имеется еще купец Дикой. Он жесток, скуп и никогда не прислушивается к мнению других. Ему есть кем помыкать, да и кому жизнь попортить. Его племянник Борис является его главной жертвой. Молодой человек полностью зависит от дяди.
В «темном царстве» есть и еще жертвы, есть и явные закоренелые представители этого отжившего мира ( такие, как Кабанова или Дикой ). Царство было озарено лишь одним лучиком — Катериной, чистой душой. Но и она была загублена, задушена там. С помощью, удивительно хорошо подобранных характеров. Островскому удается через свое «темное царство» указать на проблемы тогдашней России и выявить извечные человеческие пороки.
Вариант 2
«Гроза» — пьеса А.Н. Островского — написана во второй половине ХIХ века. Произведение затрагивает социально-этические нормы, присущие обществу того времени. Через призму событий, происходящих в городе Калинове, автор показывает мещанский уклад быта зажиточных горожан.
В обществе мещан и зажиточных купцов не в чести образованность и порядочность. Здесь, в этом царстве, прозванном «тёмным», в почёте только богатство и власть, которую эти деньги дают. Грубые и невежественные горожане не знают, что творится за пределами их города. Для того, чтобы узнать, что нового происходит в мире, им достаточно послушать россказни странников и странниц. Ничего их не интересует и никуда они не стремятся.
Наиболее яркими представителями этого застойного общества являются персонажи пьесы Савелий Игнатьевич Дикой и Кабанова Марфа Игнатьевна. Дикой – богатый купец, поднявшийся из нищеты. Своё состояние он любит и ценит превыше всего на свете. Люди для ничего не значат и не стоят ничего. Пользуясь своим положением, он унижает всех, кто зависит от его расположения. Но он никогда не бывает в настроении, если по какой-либо причине нужно расстаться с деньгами. И совсем неважно, просят ли у него в долг или нужно выплатить зарплату работникам. Готовый ругать и унижать любого, кто придёт к нему с просьбой, Дикой, однако боится тех, кто выше его по положению в обществе.
Ничем не лучше Савелия Игнатьевича купчиха Кабанова. Такая же деспотичная и жестокая, она уверена, что знает, как нужно правильно жить. Считает своё мнение единственно верным. И, соответственно со своими представлениями, пытается установить в доме свои правила. Ей неважны человеческие чувства. Слово «любовь» ей вообще неведомо. Она терроризирует домочадцев вечными придирками и нравоучениями. Внешне соблюдая общепринятые приличия, в душе Кабаниха не верит даже в Бога. Она ходит в церковь, соблюдает посты. Но это просто соблюдение традиций и не более того.
В обществе, где главный бог – деньги, нет места настоящим человеческим чувствам. Здесь нет уважения, любви, милосердия и сострадания к ближнему. Через тёмную толщу обмана, лицемерия, грубости и невежества трудно пробиться свету.
Эссе на тему «Быт и повседневная жизнь древних греков»
Любое государство начинается с семьи. Именно она, а не военные силы является ее основой и опорой. Именно поэтому я начну с рассказа о древнегреческой семье.Выбирая тему для эссе, я руководствовалась, прежде всего, таким критерием, как мой личный интерес к ней. Древнегреческая культура, лежавшая в основе современной европейской цивилизации, а точнее, ее быт и нравы, несомненно, должны быть изучены мной для того, чтобы уметь чётко отслеживать хронологию человеческого развития, в особенности его европейской части. Изучение явлений быта так важно, потому что именно они определяли культурную специфику эпохи в целом, давали яркую характеристику отдельных социальных слоев и явлений. Для человека быт являлся и до сих пор является демонстрацией определённой системы ценностей — как своей собственной, так и своего окружения.
Изучив структуру семьи Древней Греции: её состав, традиции, обычаи, умения, ведение хозяйства и другие культурные особенности, я пришла к выводу, что древнегреческая семья отличалась в первую очередь, своей сплочённостью, ведь за действие любого из своих членов отвечала вся семья в целом.
Внимание!
Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.
Расчет стоимости Гарантии Отзывы
Важно отметить то, что древнегреческая семья всегда была патриархальна, и это наложило немалый отпечаток на ее культурные особенности. Слово мужчины было законом в семье. Женщины занимали подчинённое положение и были обязаны слушать мужчин практически во всех вопросах, кроме хозяйственно-бытовых. Например: выбор спутника жизни не зависел от желания невесты, главой семьи был отец, женщина была обязана иметь покровителя-опекуна. То есть она признавалась фактически недееспособной. Роль женщины как центра домашнего быта была, на мой взгляд, малозаметна и недостаточно замечена мужчинами той эпохи. Конечно, в классический период жизнь эллинок немного облегчилась — в Афинах женщинам позволили оставлять прошение на развод, но в остальном все осталось по-прежнему.
Что касается воспитания детей, то оно носило исключительно внутрисемейный характер. Воспитанием мальчиков занимался отец, а девочки оставались при матери. Я считаю, что воспитанию детей в Древней Греции уделялось достаточно внимания: детей учили воинским навыкам (прыжки, борьба, метание диска, дротика, владение оружием), пению, различным ремеслам, ведению домашнего хозяйства.
Центром семейной жизни являлся дом. О нём сейчас и пойдет речь.
Для меня самой яркой особенностью древнегреческого жилища является его разделение на две половины — мужскую и женскую. Я считаю, что данное решение говорит нам о рациональности и логичности греков.
Читая о жилище греков, меня поразил тот факт, что даже дома знати отличались своей загрязнённостью. Ведь в моём представлении, греки с таким изысканным и утончённым вкусом, пониманием эстетики, никак не вяжутся с грязью в доме. Так или иначе, грязь была — видимо, бороться с сажей было совсем невозможно.
Греки украшали свои жилища металлом, слоновой костью, цветной глиной, что говорит о их высоком уровне культуры и развитом чувстве вкуса. В классический период появились роскошные дома-предместья, где были конюшни, торговые лавки и сараи. В домах стала появляться прекрасная настенная живопись, мозаика, статуи, украшения из золота и бронзы. Этот факт говорит мне о процветании Греции, ее возрастающем богатстве и могуществе. Нельзя отрицать и существовавшие трущобы бедняков, но следует отметить, что в их домах были все удобства и комфорт, необходимые для жизни человека той эпохи.
В ранние периоды развития древнегреческого общества особой кухни не существовало. Процесс приготовления пищи был простым и незамысловатым: основу пищи составляли жареное мясо и хлеб, кухонная утварь была скудна и примитивна. В классический период процесс приёма пищи стал более осмысленным и обстоятельным. Например, появилась культура распития вина и появление различных лакомств (лепешки с медом, сыр и прочее).
Нужна работа? Есть решение!
Более 70 000 экспертов: преподавателей и доцентов вузов готовы помочь вам в написании работы прямо сейчас.
Расчет стоимости Гарантии Отзывы
Читая поэму Гомера «Одиссея», я нашла подтверждение своим словам о греческой кухне:
«Хлеб положила перед ними почтенная ключница, много
Кушаний разных прибавив, охотно их дав из запасов.
Кравчий поставил пред ними на блюдах, подняв их высоко,
Разного мяса и кубки близ них поместил золотые;
Вестник же к ним подходил то и дело, вина подливая».
Что касается домашней утвари, то о ней можно сказать, что древние греки уже знали о столовой приборах из глины и даже серебра. Вещи хранили в ларях. Спали, укрывшись овечьей шкурой, сидели на стульях, а под ноги ставили скамейку. Гигиенические процедуры греки проводили в больших медных котлах. Комнаты освещали смолистыми лучинами. Этими фактами можно ещё раз подчеркнуть цивилизованность и развитость древнегреческого общества относительно той эпохи в целом.
Я считаю, что невозможно говорить о быте и повседневности греков, не затронув их традиции гостеприимства. Чаще всего ужин эллинов происходил в компании друзей. Традиции общего питания были очень сильны в Древней Греции. Обычай требовал, чтобы приглашённые на трапезу гости приходили вовремя. Это говорит о пунктуальности греков и их уважении друг к другу.
Что касается древнегреческих развлечений, то очень популярным времяпровождением эллинов были азартные игры, игры на ловкость и внимательность, чисто спортивные игры.
Огромное внимание греки уделяли своему физическому состоянию. Спорт являлся важной частью жизни каждого гражданина полиса. Борьба была одним из самых популярных в Элладе занятий. Её видов было великое множество. Бег являлся одним из самых древних и почитаемых в Элладе состязаний. Метание диска и дротика составляло важную часть древнегреческих гимнастических упражнений. Следует вспомнить, что Олимпийские игры также зародились в этот период в Греции. Спорт в Древней Греции был фактически образом жизни. Я считаю, что в наше время следует активно внедрять такую практику в нашу повседневную жизнь, ведь сильная и здоровая нация — это сильное государство.
Я не могу обойти стороной и всевозможные обряды, так как они являются неотъемлемой частью повседневной жизни греков. Например, большое значение придавалось процессу захоронения человека, так как эллины верили в жизнь после смерти, а правильное погребение было единственным условием обретения душой усопшего спокойного посмертия. Заморские походы и войны принесли обычай сжигать умершего и класть его останки в урну. Традиции посещения могил усопших и почтения их памяти трауром в течении 30-40 дней осталась и до наших пор. Особенно распространены такие обряды в нашей стране и странах СНГ.
Нужна работа? Есть решение!
Более 70 000 экспертов: преподавателей и доцентов вузов готовы помочь вам в написании работы прямо сейчас.
Расчет стоимости Гарантии Отзывы
Особое внимание греками уделялось и процессу свадебного обряда. Он состоял из нескольких этапов. Некоторые традиции сохранились и до сих пор. Это такие традиции как: белое платье у невесты, выкуп невесты женихом, сопровождение свадебной церемонии ребёнком. Я считаю, что эти обычаи не утратили своей актуальности и до сих пор заставляют человечество благодарить греков за их возникновение, ведь они завораживают и придают торжественности этому светлому мероприятию.
Своему внешнему виду греки уделяли большое внимание. Хочу отметить, что, несмотря на простоту изготовления, их одежда была достаточно красивой и практичной. Одежда могла говорить о статусе её владельца, его положении в обществе. Например, в Спарте красная хламида являлась отличительным признаком статуса полноправного гражданина этого полиса.
Из-за существования большого количества причёсок в Элладе было высоко развито парикмахерское искусство. Под влиянием войн менялась и мода на прически у мужчин — с длинных волос на короткие, также постепенное укорачивание бороды.
Женщины уже знали о косметике и умело ей пользовались, умели перекрашивать волосы и использовали парики, делали сложные прически. Я заметила, что многие из них не выходят из моды даже в наше время. Это позволяет мне ещё раз отметить изысканный вкус греков и их дальновидность в моде.
Эллины уделяли большое внимание образованию и науке. Обучаться греки начинали уже с раннего детства. Знакомство с науками начиналось с обучения чтению, письму и началам арифметики. Учили наизусть стихи известных поэтов. Обучались музыке, гимнастике, танцам, борьбе.
В эллинистический период престиж образованности стал еще более высок. Теперь стали изучать философию и астрономию, математику, географию, основы медицинских наук. Спортивному и военному воспитанию по-прежнему уделялось большое внимание. Существовали как частные гимназии, так и бесплатные государственные школы.
Можно с уверенностью отметить, что эллины были заинтересованы в воспитании настоящих граждан полиса — здоровых духовно и физически.
Закажите работу от 200 рублей
Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.
Расчет стоимости Гарантии Отзывы
Поговорив об основных культурных аспектах жизни и древних греков, пора переходить к рассказу об основных их занятиях, позволяющих им обеспечивать себя и свою семью.
Так, например, одним из основных мужских занятий того времени стало скотоводство. Разводили коров, овец, коз, быков и даже лошадей. Земледелие было важным и почётным занятием. Существовало хлебопашество и выращивание деревьев (в основном, виноградных и оливковых). Древним эллинам было известно также и бортничество. Охота и рыболовство играли лишь вспомогательную роль.
Я считаю, что эти факты говорят о высоком уровне развития греков в сельскохозяйственной области. Во многом эти умения позволили грекам стать могущественной цивилизацией.
Говоря о повседневной жизни греков, было бы непростительно замалчивать о таком её явлении как рабство. Интересная для меня особенность этого периода в том, что свободные мужчины и женщины, даже представители знати, работали рядом с рабами и рабынями и не стыдились этого. Например, Царевич Парис пас отцовские стада, а царь Одиссей гордился своим умением пахать землю.
Общественная жизнь греков, по моему мнению, также заслуживает особого внимания. Я специально оставила этот аспект их жизни для завершения эссе, чтобы плавно подвести к итогам и выводам о быте и повседневной жизни эллинов.
Древние греки умели благоустраивать свой город и делали это довольно успешно: активно использовали акведуки, украшали улицы барельефами, солнечными часами, статуями. Большое значение придавалось внешнему облику общественных зданий.
Центром экономической жизни города продолжала оставаться агора. Торговые точки уже были достаточно хорошо развиты, было множество иностранных купцов.
Нужна работа? Есть решение!
Более 70 000 экспертов: преподавателей и доцентов вузов готовы помочь вам в написании работы прямо сейчас.
Расчет стоимости Гарантии Отзывы
Тягу к прекрасному эллины удовлетворяли преимущественно благодаря театрам, из чего можно сделать вывод о высоком культурном развитии древнегреческого общества. Также излюбленными местами отдыха горожан были стадионы, ипподромы, гимнасии, палестры, т.е. места, отвечавшие наклонностям и интересам древних греков.
Таким образом, я пришла к выводу, что эллины в ранний и классический период развития древнегреческого общества обладали передовыми знаниями в области ведения домашнего хозяйства, быта, культуры.
Древние греки внесли огромный вклад в развитие современного европейского общества, ведь многие открытия и умения эллинов используются и в наше время. Культура быта античности явилась основой для дальнейшего развития быта и повседневности современного мира.
Сочинение Темное царство в рассказе Островского Гроза
События пьесы разворачиваются в придуманном автором уездном городе, где процветают жестокие нравы, характерные для российской действительности того времени.
Писатель описывает деградацию русского народа конца XIII века и полную парализацию социально-экономического положения государства на примере судеб жителей провинциального населенного пункта.
Царство тьмы представлено писателем в типичных образах представителей русского купечества, погрязших в жадности, лжи, наглости – Савела Прокопьевича Дикого и Марфы Игнатьевны Кабановой.
Купец Дикой – самый зажиточный человек города, пребывающий в постоянном состоянии опьянения, презирающий всех вокруг и уверенный в своей безнаказанности. Он позволяет себе не только унижать окружающих, но даже поднимать на них кулаки. Дикой проявляет свое самодурство ежедневно, независимо от настроения и состояния, считая, что его финансовое положение позволяет ему все, что угодно и общающиеся с ним люди обязаны его уважать и преклоняться перед ним.
Персонаж Кабанихи, богатой купчихи города, еще одного представителя темного царства. Отличие Кабанихи от Дикого в том, что она проявляет свои дурные наклонности не в общественной жизни, а в своем собственном семействе. Пожилая самодурка ощущает свое материальное превосходство над членами семьи, сыном Тихоном, дочерью Варварой и невесткой Катериной. Кабаниха считает, что у нее есть моральное право воздействовать на них как морально, так и физически.
Тихон с детства ощущает постоянный страх перед матерью, воспитан в беспрекословном ей подчинении. Как личность, молодой мужчина полностью уничтожен, он даже не в состоянии встать на защиту жены. Катерину бессердечная свекровь беспрерывно унижает и заставляет совершать поступки, которые девушка не в силах вынести.
Порядочная образованная Катерина не в силах смириться с навязанным ей образом жизни и находит единственный способ вырваться из темного плена – сначала бросается в омут грешной любви к племяннику Дикого Борису, а затем совершает самоубийство. Тем самым, девушка, лучик тепла и света в семействе Кабановых, выражает некий протест против варварских законов жестокой Кабанихи.
Дочь Кабанихи в силу своего недалекого ума тоже проявляет попытки противостоять матери, но искалеченная натура позволяет ей лишь жить двойной жизнью, постоянно лицемеря перед Кабанихой.
Создав яркие персонажи, характеризующие реальное положение людей тогдашней России, автор доносит до читателя драматизм моральной атмосферы страны и тусклые попытки некоторых прогрессивных россиян разорвать оковы всепоглощающей тьмы.
«Быт и нравы «темного царства» (по пьесе А. Н. Островского «Гроза»)»
Основой конфликта пьесы А. Н. Островского «Гроза» является противостояние темной и невежественной купеческой среды со светлой личностью. В итоге побеждает «темное царство» города Калинова, которое, как показывает драматург, очень сильно и имеет огромное влияние. Что же представляет собой это «темное царство»? Каковы его обычаи и нравы? Всем в городе заправляют богатые купцы — Савел Прокофьевич Дикой и его кума Марфа Игнатьевна Кабанова. Дикой — типичный самодур. В городе его все боятся, поэтому он творит бесчинства не только у себя в доме («за высокими заборами»), но и в пределах целого Калинова. Дикой считает себя вправе унижать людей, всячески над ними издеваться — ведь на него нет управы. Так этот герой поступает со своими домашними («с бабами воюет»), так ведет себя со своим племянником Борисом. Да и все жители города покорно терпят издевательства Дикого — ведь он очень богат и влиятелен. Лишь Марфа Игнатьевна Кабанова, а попросту Кабаниха, способна усмирить буйный нрав своего кума. Он не боится Дикого, потому что считает себя равной ему. И действительно, Кабаниха — тоже самодур, только в пределах семьи. Эта героиня считает себя хранительницей основ Домостроя. Для нее патриархальные законы — единственно верные и приемлемые, потому что это заветы предков. И Кабаниха особенно рьяно отстаивает их, видя, что приходит новое время с новыми порядками и нравами. В семье Марфы Игнатьевны все вынуждены жить так, как велит она. Ее сын, дочь, сноха приспосабливаются, ломают себя, идут на противоборство — делают все, чтобы выжить в «железных тисках» Кабанихи. Марфа Игнатьевна психологически уничтожает их, вынуждает ненавидеть себя, но не замечает этого: ей дороже те вековые устои, которые являются основой ее жизни. Но Дикой и Кабаниха — это лишь верхушка «темного царства». Их силу и могущество поддерживает невежественные «придворные», такие, как странница Феклуша. Эта женщина, живущая тем, что прикармливается в богатых домах купцов, поддерживает веру Кабанихи в Домострой, в религиозные предрассудки. Рассказы Феклуши о далеких землях, где живут люди с «песьими головами», о большом мире, где скоро наступит конец света, потому что люди позабыли законы предков, заставляют Кабаниху еще яростнее защищать свои взгляды. Помимо Феклуши, подданными «темного царства» являются Тихон Кабанов, Варвара, Борис, Кулигин, да и все остальные жители Калинова. Ведь все они воспитывались по старым патриархальным законам и все они живут по ним. Тихон стремится вырваться из-под опеки матери и почувствовать себя свободным в другом городе. Варвара живет так, как ей нравится, но тайком, изворачиваясь и обманывая. Борис, из-за наследства, вынужден во всем слушаться Дикого… Никто из этих людей не сумел открыто жить так, как он считает нужным, быть свободным, как-то измениться. Да и осуждают ли эти люди законы «темного царства»? Думаю, что нет. Именно поэтому, утверждает А. Н. Островский, патриархальные купеческие законы так сильны в провинции, именно поэтому так трудно и долго доходят до русской «глубинки» новые веянья, прогресс, просвещение.
Вариант 4
Человек представляет собой отдельный мир с характером, поступками и привычками и чувствами гордости. Именно такие проблемы затронул Островский в своем творении «Гроза». В книге Островский описал 2 поколения, чтобы донести до народа несовместимость жестокости и почтения, достоинства и необразованности. Старшему поколению писатель дал название «темное царство». В младшее поколение вошли современные люди, не признающие старинных традиций и обычаев. Главными сторонниками «темного царства» считались Дикой и Кабанова. В данных образах автор полностью раскрыл характер властвующего класса.
Дикой и Кабанова были самыми влиятельными людьми города Калиново. За счет богатства у них была власть и руководство над всеми. Они мучили своих близких и наемных крестьян. По словам Кулигина, Дикой и Кабанова угнетая своих работников, становились все богаче. Они безжалостно эксплуатировали и наживались на других людях. Автор описал их как невежественных и грубых людей. Они постоянно занимались самодурством. Родные ходили по дому и раздражали Дикого. Больше всего Дикого раздражал Борис. Дикой сильно злился, когда у него просили деньги. Он постоянно ругался и ничего не мог с собой поделать. При напоминании о деньгах Дикого одолевала злость.
Кабанову раздражала Катерина и ее поступки. Катерина защищала своего супруга от лишней брани и свое личное достоинство. Кабановой было противно от того, что кто — то посмел ей перечить. Между Кабановым и Дикой была одно отличие по отношению к окружающим людям и к родным. Дикой постоянно показывал злость и открыто выражал свои чувства. Кабанова всегда была благочестива и свою злобу не показывала.
Сторонники « темного царства» всегда будут необразованными, жестокими и жадными. Подобные качества не были даны с рождения. Отрицательные качества они приобрели в той обстановке, в которой они выросли. Дикой и Кабанова всегда будут дружить. Везде и всегда они ходили вместе.
В обществе всегда есть люди, которые скрывают свое безрассудство, необразованность под маской прогрессивности и интеллигентности. Кабанова и Дикой мучают и эксплуатируют окружающих, при этом не страшатся последствий. Дикой и Кабанова были настоящими приверженцами «темного царства». Представители проповедовали грубость, лицемерие, скудоумие и жадность. Кабанова и Дикой питали ненависть ко всему прогрессивному и новому.
Сочинив поэму, Островский намеревался показать народу всю сущность «темного царства» через поступки Дикого и Кабановой. По словам автора, богатые вельможи были подлыми и бездуховными. Большинства состоятельных людей России 19 столетия обладали такими качествами как у представителей «темного царства».
- Сочинения
- По литературе
- Островский
- Темное царство в пьесе Гроза
Темное царство в пьесе Гроза Островского сочинение
Александр Николаевич Островский является известнейшим русским драматургом и «отцом» русского национального театра. В своих пьесах, Островский не раз изображал социальную несправедливость и изобличал человеческие пороки. Пьеса «Гроза» также относится к списку этих произведений. Город, который автор описывает в пьесе, критики назвали «темным царством».
«Темное царство» засасывает всех, кто в него попадает. Оно уничтожает в людях человечность, превращая их в злых, безнравственных и бессердечных личностей. «Темное царство», как и любое царство, состоит из людей. Некоторые в нем его жертвы, некоторые же напротив — представители «темного мира». И конечно же, как и в любом царстве, в нем есть свои правители. Кабаниха — один из самых ярких примеров властителей «темного царства». Эта жестокая женщина всеми силами пытается изжить со свету свою невестку Катерину. Молодая девушка является жертвой «темного царства» и в первую очередь Кабанихи. Она изо всех сил пытается выбраться из этого болота. Катерина чистая и добрая девушка, она всей душой рвется на свободу. Она мечтает полететь, как птица, и никогда больше не возвращаться в ад, во главе которого восседает ее свекровь. «Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела».
Муж Катерина Тихон также является жертвой «темного царства». Но, к сожалению, он уже стал его частью. Оно высосало из него все соки и несчастный герой полностью зависит от решений своей матери. Он бы мечтал бежать, но не может. Лишь после смерти своей Кати, он пытается взбунтоваться, да только бунт в его лице, это одно только слово поперек слова матери.
Кроме Кабанихи, имеется еще купец Дикой. Он жесток, скуп и никогда не прислушивается к мнению других. Ему есть кем помыкать, да и кому жизнь попортить. Его племянник Борис является его главной жертвой. Молодой человек полностью зависит от дяди.
В «темном царстве» есть и еще жертвы, есть и явные закоренелые представители этого отжившего мира ( такие, как Кабанова или Дикой ). Царство было озарено лишь одним лучиком — Катериной, чистой душой. Но и она была загублена, задушена там. С помощью, удивительно хорошо подобранных характеров. Островскому удается через свое «темное царство» указать на проблемы тогдашней России и выявить извечные человеческие пороки.
Вариант 2
«Гроза» — пьеса А.Н. Островского — написана во второй половине ХIХ века. Произведение затрагивает социально-этические нормы, присущие обществу того времени. Через призму событий, происходящих в городе Калинове, автор показывает мещанский уклад быта зажиточных горожан.
В обществе мещан и зажиточных купцов не в чести образованность и порядочность. Здесь, в этом царстве, прозванном «тёмным», в почёте только богатство и власть, которую эти деньги дают. Грубые и невежественные горожане не знают, что творится за пределами их города. Для того, чтобы узнать, что нового происходит в мире, им достаточно послушать россказни странников и странниц. Ничего их не интересует и никуда они не стремятся.
Наиболее яркими представителями этого застойного общества являются персонажи пьесы Савелий Игнатьевич Дикой и Кабанова Марфа Игнатьевна. Дикой – богатый купец, поднявшийся из нищеты. Своё состояние он любит и ценит превыше всего на свете. Люди для ничего не значат и не стоят ничего. Пользуясь своим положением, он унижает всех, кто зависит от его расположения. Но он никогда не бывает в настроении, если по какой-либо причине нужно расстаться с деньгами. И совсем неважно, просят ли у него в долг или нужно выплатить зарплату работникам. Готовый ругать и унижать любого, кто придёт к нему с просьбой, Дикой, однако боится тех, кто выше его по положению в обществе.
Ничем не лучше Савелия Игнатьевича купчиха Кабанова. Такая же деспотичная и жестокая, она уверена, что знает, как нужно правильно жить. Считает своё мнение единственно верным. И, соответственно со своими представлениями, пытается установить в доме свои правила. Ей неважны человеческие чувства. Слово «любовь» ей вообще неведомо. Она терроризирует домочадцев вечными придирками и нравоучениями. Внешне соблюдая общепринятые приличия, в душе Кабаниха не верит даже в Бога. Она ходит в церковь, соблюдает посты. Но это просто соблюдение традиций и не более того.
В обществе, где главный бог – деньги, нет места настоящим человеческим чувствам. Здесь нет уважения, любви, милосердия и сострадания к ближнему. Через тёмную толщу обмана, лицемерия, грубости и невежества трудно пробиться свету.
Сочинение Темное царство в рассказе Островского Гроза
События пьесы разворачиваются в придуманном автором уездном городе, где процветают жестокие нравы, характерные для российской действительности того времени.
Писатель описывает деградацию русского народа конца XIII века и полную парализацию социально-экономического положения государства на примере судеб жителей провинциального населенного пункта.
Царство тьмы представлено писателем в типичных образах представителей русского купечества, погрязших в жадности, лжи, наглости – Савела Прокопьевича Дикого и Марфы Игнатьевны Кабановой.
Купец Дикой – самый зажиточный человек города, пребывающий в постоянном состоянии опьянения, презирающий всех вокруг и уверенный в своей безнаказанности. Он позволяет себе не только унижать окружающих, но даже поднимать на них кулаки. Дикой проявляет свое самодурство ежедневно, независимо от настроения и состояния, считая, что его финансовое положение позволяет ему все, что угодно и общающиеся с ним люди обязаны его уважать и преклоняться перед ним.
Персонаж Кабанихи, богатой купчихи города, еще одного представителя темного царства. Отличие Кабанихи от Дикого в том, что она проявляет свои дурные наклонности не в общественной жизни, а в своем собственном семействе. Пожилая самодурка ощущает свое материальное превосходство над членами семьи, сыном Тихоном, дочерью Варварой и невесткой Катериной. Кабаниха считает, что у нее есть моральное право воздействовать на них как морально, так и физически.
Тихон с детства ощущает постоянный страх перед матерью, воспитан в беспрекословном ей подчинении. Как личность, молодой мужчина полностью уничтожен, он даже не в состоянии встать на защиту жены. Катерину бессердечная свекровь беспрерывно унижает и заставляет совершать поступки, которые девушка не в силах вынести.
Порядочная образованная Катерина не в силах смириться с навязанным ей образом жизни и находит единственный способ вырваться из темного плена – сначала бросается в омут грешной любви к племяннику Дикого Борису, а затем совершает самоубийство. Тем самым, девушка, лучик тепла и света в семействе Кабановых, выражает некий протест против варварских законов жестокой Кабанихи.
Дочь Кабанихи в силу своего недалекого ума тоже проявляет попытки противостоять матери, но искалеченная натура позволяет ей лишь жить двойной жизнью, постоянно лицемеря перед Кабанихой.
Создав яркие персонажи, характеризующие реальное положение людей тогдашней России, автор доносит до читателя драматизм моральной атмосферы страны и тусклые попытки некоторых прогрессивных россиян разорвать оковы всепоглощающей тьмы.
Вариант 4
Человек представляет собой отдельный мир с характером, поступками и привычками и чувствами гордости. Именно такие проблемы затронул Островский в своем творении «Гроза». В книге Островский описал 2 поколения, чтобы донести до народа несовместимость жестокости и почтения, достоинства и необразованности. Старшему поколению писатель дал название «темное царство». В младшее поколение вошли современные люди, не признающие старинных традиций и обычаев. Главными сторонниками «темного царства» считались Дикой и Кабанова. В данных образах автор полностью раскрыл характер властвующего класса.
Дикой и Кабанова были самыми влиятельными людьми города Калиново. За счет богатства у них была власть и руководство над всеми. Они мучили своих близких и наемных крестьян. По словам Кулигина, Дикой и Кабанова угнетая своих работников, становились все богаче. Они безжалостно эксплуатировали и наживались на других людях. Автор описал их как невежественных и грубых людей. Они постоянно занимались самодурством. Родные ходили по дому и раздражали Дикого. Больше всего Дикого раздражал Борис. Дикой сильно злился, когда у него просили деньги. Он постоянно ругался и ничего не мог с собой поделать. При напоминании о деньгах Дикого одолевала злость.
Кабанову раздражала Катерина и ее поступки. Катерина защищала своего супруга от лишней брани и свое личное достоинство. Кабановой было противно от того, что кто — то посмел ей перечить. Между Кабановым и Дикой была одно отличие по отношению к окружающим людям и к родным. Дикой постоянно показывал злость и открыто выражал свои чувства. Кабанова всегда была благочестива и свою злобу не показывала.
Сторонники «темного царства» всегда будут необразованными, жестокими и жадными. Подобные качества не были даны с рождения. Отрицательные качества они приобрели в той обстановке, в которой они выросли. Дикой и Кабанова всегда будут дружить. Везде и всегда они ходили вместе.
В обществе всегда есть люди, которые скрывают свое безрассудство, необразованность под маской прогрессивности и интеллигентности. Кабанова и Дикой мучают и эксплуатируют окружающих, при этом не страшатся последствий. Дикой и Кабанова были настоящими приверженцами «темного царства». Представители проповедовали грубость, лицемерие, скудоумие и жадность. Кабанова и Дикой питали ненависть ко всему прогрессивному и новому.
Сочинив поэму, Островский намеревался показать народу всю сущность «темного царства» через поступки Дикого и Кабановой. По словам автора, богатые вельможи были подлыми и бездуховными. Большинство состоятельных людей России 19 столетия обладали такими качествами как у представителей «темного царства». В современном мире проблемы, поднятые в произведении, тоже бывают актуальны.
Также читают:
Картинка к сочинению Темное царство в пьесе Гроза
Популярные сегодня темы
- Сочинение Кто такие «маниловы»? Итоговое 11 класс
Источником понятия фамилии «Манилов» стало известное произведение Николая Гоголя «Мертвые души». Часто называют слово «маниловщина».
- Анализ рассказа Самовар Горького
Главным героем произведения оказывается безмозглый Самовар, случай которого принят за основное содержание сказки. Он находится на широком столе в одном из зданий и утверждает находящейся неподалеку столовой посуде
- Главные герои романа Доктор Живаго Пастернака и их характеристика
Данный роман является сложным и многогранным произведением Пастернака, за который он получил Нобелевскую премию в области литературы. В произведении описывается жизнь людей живших во времена написания данного романа
- Анализ произведения Шолохова Червоточина
Произведение является одной из составных частей цикла рассказов писателя под названием «Лазоревая степь», основной темой которых представляются авторские размышления о переменах в человеческом сознании в период
- Про животных
В мире существует огромное количество видов животных – домашние и дикие, добрые и опасные. Животных также именуют меньшими братьями человека.
Сочинение на тему: Быт и нравы «темного царства» в драме А. Н. Островского «Гроза»
На чтение 4 мин Просмотров 2к. Опубликовано 14 сентября, 2021
Сочинение.
Быт и нравы «темного царства» в драме А.Н. Островского «Гроза»
Читая произведения Островского, мы невольно попадаем в ту атмосферу, которая царит в данном обществе, и становимся непосредственными участниками тех событий, которые происходят на сцене. Мы сливаемся с толпой и как бы со стороны наблюдаем за жизнью героев. Так, оказавшись в приволжском городе Калинове, мы можем наблюдать быт и нравы его жителей. Основную массу составляет купечество, жизнь которого с таким мастерством и знанием дела показал драматург в своих пьесах. Именно оно и является тем “темным царством”, которое правит бал в таких тихих провинциальных приволжских городах, как Калинов. Познакомимся с представителями этого общества. В самом начале произведения мы узнаем о Диком, “значительном лице” в городе, купце. Вот как говорит о нем Шапкин: “Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще. Ни за что человека оборвет”. Тут же мы слышим и о Кабанихе и понимаем, что они с Диким “одного поля ягоды”. “Вид необычный! Красота! Душа радуется”, — восклицает Кулигин, но на фоне этого прекрасного пейзажа рисуется безотрадная картина жизни, которая предстает перед нами в “Грозе”. Именно Кулигин дает точную и четкую характеристику быта, нравов и обычаев, царящих в городе Кали-нове. Он один из немногих осознает ту атмосферу, которая сложилась в городе. Он прямо говорит о необразованности и невежестве масс, о невозможности честным трудом заработать деньги, выбиться в люди из-под кабалы знатных и важных лиц в городе. Они живут вдали от цивилиза-.ции и не очень-то к ней стремятся. Сохранение старых устоев, страх перед всем новым, отсутствие всякого закона и власть силы — вот закон и норма их жизни, вот чем живут и довольствуются эти люди. Они подчиняют себе всех, кто их окружает, подавляют всякий протест, любое проявление личности. Островский показывает нам типичных представителей этого общества — Кабаниху и Дикого. Эти лица занимают особое положение в обществе, их боятся и потому уважают, они имеют капитал, а следовательно, — власть. Для них не существует общих законов, они создали свои и заставляют остальных жить в соответствии с ними. Они стремятся к тому, чтобы подчинить себе тех, кто слабее, и “умаслить” тех, кто сильнее. Они деспоты как в жизни, так и в семье. Мы видим это беспрекословное подчинение Тихона своей матери, а Бориса — своему дяде. Но если Кабаниха бранит “под видом благочестия”, то Дикой ругается так, “как с цепи сорвался”. Ни тот, ни другой не желает признавать ничего нового, а хочет жить по домостроевским порядкам. Их невежество в сочетании со скупостью вызывают у нас не только смех, но и горькую усмешку. Вспомним рассуждения Дикого: “Какое еще там електричество!.. Гроза-то нам в наказание посылается, чтоб мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости господи, обороняться”. Нас поражает их бессердечие по отношению к зависимым от них людям, нежелание расстаться с деньгами, обманывать при расчетах с рабочими. Вспомним, что рассказывает Дикой: “О посту как-то, о великом, я говел, а тут нелегкая и подсунь мужичонка; за деньгами пришел, дрова возил… Согрешил-таки я: изругал, так изругал… чуть не прибил”. У этих властителей есть и те, кто невольно помогает им осуществлять их господство. Это и Тихон, который своим молчанием и слабоволием только способствует укреплению власти маменьки. Это и Фе^луша, необразованная, глупая сочинительница всяких небылиц про цивилизованный мир, это и горожане, обитающие в этом городе и смирившиеся с такими порядками. Все они вместе и являются тем “темным царством”, которое представлено в пьесе.
Островский, используя различные художественные средства, показал нам типичный провинциальный город с его обычаями и нравами, город, где царит произвол, насилие, полное невежество, где подавляется любое проявление к свободе, свободе духа.
Основой конфликта пьесы
А. Н. Островского
«Гроза» является противостояние темной и невежественной купеческой среды со светлой личностью. В итоге побеждает «темное царство» города Калинова, которое, как показывает драматург, очень сильно и имеет огромное влияние.
Что же представляет собой это «темное царство»? Каковы его обычаи и нравы? Всем в городе заправляют богатые купцы — Савел Прокофьевич Дикой и его кума Марфа Игнатьевна Кабанова.
Дикой — типичный самодур. В городе его все боятся, поэтому он творит бесчинства не только у себя в доме («за высокими заборами»), но и в пределах целого Калинова. Дикой считает себя вправе унижать людей, всячески над ними издеваться — ведь на него нет управы. Так этот герой поступает со своими домашними («с бабами воюет»), так ведет себя со своим племянником Борисом. Да и все жители города покорно терпят издевательства Дикого — ведь он очень богат и влиятелен.
Лишь Марфа Игнатьевна Кабанова, а попросту Кабаниха, способна усмирить буйный нрав своего кума. Он не боится Дикого, потому что считает себя равной ему. И действительно, Кабаниха — тоже самодур, только в пределах семьи.
Эта героиня считает себя хранительницей основ Домостроя. Для нее патриархальные законы — единственно верные и приемлемые, потому что это заветы предков. И Кабаниха особенно рьяно отстаивает их, видя, что приходит новое время с новыми порядками и нравами.
В семье Марфы Игнатьевны все вынуждены жить так, как велит она. Ее сын, дочь, сноха приспосабливаются, ломают себя, идут на противоборство — делают все, чтобы выжить в «железных тисках» Кабанихи. Марфа Игнатьевна психологически уничтожает их, вынуждает ненавидеть себя, но не замечает этого: ей дороже те вековые устои, которые являются основой ее жизни.
Но Дикой и Кабаниха — это лишь верхушка «темного царства». Их силу и могущество поддерживает невежественные «придворные», такие, как странница Феклуша. Эта женщина, живущая тем, что прикармливается в богатых домах купцов, поддерживает веру Кабанихи в Домострой, в религиозные предрассудки. Рассказы Феклуши о далеких землях, где живут люди с «песьими головами», о большом мире, где скоро наступит конец света, потому что люди позабыли законы предков, заставляют Кабаниху еще яростнее защищать свои взгляды.
Помимо Феклуши, подданными «темного царства» являются Тихон Кабанов, Варвара, Борис, Кулигин, да и все остальные жители Калинова. Ведь все они воспитывались по старым патриархальным законам и все они живут по ним. Тихон стремится вырваться из-под опеки матери и почувствовать себя свободным в другом городе. Варвара живет так, как ей нравится, но тайком, изворачиваясь и обманывая. Борис, из-за наследства, вынужден во всем слушаться Дикого… Никто из этих людей не сумел открыто жить так, как он считает нужным, быть свободным, как-то измениться. Да и осуждают ли эти люди законы «темного царства»? Думаю, что нет. Именно поэтому, утверждает
А. Н. Островский
, патриархальные купеческие законы так сильны в провинции, именно поэтому так трудно и долго доходят до русской «глубинки» новые веянья, прогресс, просвещение.
«Тёмное царство» в пьесе «Гроза»
Пьеса Островского «Гроза» вызвала бурную реакцию в сфере литературоведов и критиков. Свои статьи этому произведению посвящали А. Григорьев, Д. Писарев, Ф. Достоевский. Н. Добролюбов спустя некоторое время после выхода «Грозы» в печать написал статью «Луч света в тёмном царстве». Будучи хорошим критиком, Добролюбов подчеркнул хороший стиль автора, похвалив Островского за глубокое знание русской души, и упрекнул других критиков в отсутствии прямого взгляда на произведение. Вообще, взгляд Добролюбова интересен с нескольких точек зрения. Например, критик считал, что в драмах должно показываться пагубное влияние страсти на жизнь человека, поэтому Катерину он называет преступницей. Но Николай Александрович тем не менее говорит, что Катерина является также и мученицей, ведь её страдания вызывают отклик в душе зрителя или читателя. Добролюбов даёт очень точные характеристики. Именно он назвал купечество «тёмным царством» в пьесе «Гроза».
Если проследить то, как купечество и смежные с ним социальные пласты отображались на протяжении десятилетий, то складывается полная картина деградации и упадка. В «Недоросле» Простаковы показаны ограниченными людьми, в «Горе от ума» Фамусовы – застывшие изваяния, которые отказываются жить честно. Все эти образы – предшественники Кабанихи и Дикого. Именно на эти двух персонажах и держится «тёмное царство» в драме «Гроза». Автор знакомит нас с нравами и порядками города уже с первых строк пьесы: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» В одном из диалогов между жителями поднимается тема насилия: «У кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить… А между собой – то, сударь, как живут!
… Враждуют друг на друга». Сколько бы люди ни скрывали того, что происходит внутри семей, остальным и так всё известно. Кулигин говорит, что и Богу здесь давно никто не молиться. Все двери заперты, «чтоб люди не видали, как… своих домашних едят и семью тиранят». За замками – разврат и пьянство. Кабанов ходит пить к Дикому, Дикой практически во всех сценах появляется пьяный, Кабаниха тоже не прочь пропустить рюмку — другую в компании Савла Прокофьевича.
Весь тот мир, в котором живут обитатели вымышленного города Калинова, насквозь пропитан ложью и жульничеством. Власть над «тёмным царством» принадлежит самодурам и обманщикам. Жители настолько привыкли к бесстрастному раболепствовать перед более богатыми людьми, что такой образ жизни является для них нормой. К Дикому часто приходят просить денег, при этом зная, что он унизит их, но не даст нужной суммы. Больше всего негативных эмоций в купце вызывает родной племянник. Даже не из-за того, что Борис льстит Дикому, чтобы получить денег, а потому, что сам Дикой не желает расставаться с полученным наследством. Главные его черты – грубость и жадность. Дикой считает, что раз у него есть большое количество денег, значит, другие должны ему подчиняться, бояться его и при этом уважать.
Кабаниха ратует за сохранение патриархального строя. Она настоящий тиран, способный свести с ума любого, кто ей не нравится. Марфа Игнатьевна, прикрываясь тем, что почитает старые порядки, по сути, разрушает семью. Её сын, Тихон, рад уехать как можно дальше, лишь бы не слышать приказов матери, дочь ни во что не ставит мнение Кабанихи, врёт ей, и в конце пьесы просто сбегает с Кудряшом. Больше всех доставалось Катерине. Свекровь открыто ненавидела невестку, контролировала каждое её действие, была недовольна любыми мелочами. Наиболее показательной представляется сцена прощания с Тихоном. Кабаниха была оскорблена тем, что Катерина обняла мужа на прощание. Ведь она женщина, а, значит, всегда должна быть ниже мужчины. Удел жены – бросаться мужу в ноги и рыдать, моля о скором возвращении. Катерине не нравится такая точка зрения, но она вынуждена покориться воле свекрови.
Добролюбов называет Катю «лучом света в тёмном царстве», что тоже очень символично. Во-первых, Катерина отличается от жителей города. Она, хоть и воспитывалась по старым законам, о сохранении которых часто говорит Кабаниха, имеет другое представление о жизни. Катерина добра и чиста. Она хочет помогать бедным, хочет ходить в церковь, заниматься домашними делами, растить детей. Но в такой обстановке всё это кажется невозможным из-за одного простого факта: в «тёмном царстве» в «Грозе» невозможно обрести внутреннее спокойствие. Люди постоянно ходят в страхе, пьют, лгут, изменяют друг другу, пытаясь скрыть неприглядные стороны жизни. В такой атмосфере невозможно быть честным с другими, честным перед самим собой. Во-вторых, одного луча недостаточно, чтобы осветить «царство». Свет, согласно законам физики, должен отражаться от какой-либо поверхности. Также известно, что чёрный цвет имеет способность поглощать остальные цвета. Подобные законы применимы и к ситуации с главной героиней пьесы. Катерина не видит в других того, что есть в ней. Ни жители города, ни Борис, «порядочно образованный человек», не смогли бы понять причину внутреннего конфликта Кати. Ведь даже Борис боится общественного мнения, он зависим от Дикого и возможности получения наследства. Он также связан цепью обмана и лжи, ведь Борис поддерживает идею Варвары обманывать Тихона, чтобы сохранить тайные отношения с Катериной. Применим здесь и второй закон. В «Грозе» Островского «тёмное царство» настолько всепоглощающе, что из него невозможно найти выход. Оно съедает Катерину, заставляя принять на себя один из страшных с точки зрения христианства грехов – самоубийство. «Тёмное царство» не оставляет другого выбора. Оно найдёт её где угодно, даже если бы Катерина сбежала с Борисом, даже если бы ушла от мужа. Недаром Островский переносит действие в вымышленный город. Автор хотел показать типичность ситуации: такая обстановка была характерна всем городам России. Но только России ли?
Неужели выводы так неутешительны? Власть самодуров понемногу начинает слабнуть. Это чувствует Кабаниха и Дикой. Они чувствуют, что вскоре их место займут другие люди, новые. Такие как Катерина. Честные и открытые. И, возможно, именно в них возродятся те старые обычаи, которые усердно защищала Марфа Игнатьевна. Добролюбов писал, что финал пьесы нужно рассматривать в положительном ключе. «Нам отрадно видеть избавление Катерины — хоть через смерть, коли нельзя иначе. Жить в «тёмном царстве» хуже смерти». Этому становятся подтверждением слова Тихона, который впервые открыто противостоит не только матери, но и всему порядку города. «Этим восклицанием заканчивается пьеса, и нам кажется, что ничего нельзя было придумать сильнее и правдивее такого окончания. Слова Тихона заставляют зрителя подумать уже не о любовной интриге, а обо всей этой жизни, где живые завидуют умершим».
Определение «тёмного царства» и описание образов его представителей пригодятся ученикам 10 классов при написании сочинения на тему «Темное царство в пьесе «Гроза» Островского».
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Патиша Мугутдинова
18/19
-
アーネ ツクリ
11/19
-
Елена Адышева
14/19
-
Алиса Миллионова
19/19
-
Данил Калинин
17/19
-
Sherzod Toshtemirov
15/19
-
Виталий Жищенко
12/19
-
Владислав Соин
16/19
-
Андрей Дымков
19/19
-
Михаил Семенов
13/19
Темным царством Островский представляет русское купечество, застрявшее во лжи и жадности. Действие пьесы происходит в вымышленном провинциальном городке. Это сделано для того, чтобы показать типичность происходящего для всей страны.
Молодая девушка, выросшая в хорошей, но небогатой семье, выходит замуж и попадает в семью Кабановых. Здесь всем заправляет ее свекровь – старая купчиха Кабаниха. Это грубая деспотичная женщина, привыкшая тиранить собственное семейство. Она живет по законам домостроя, заставляя соблюдать его быт и нравы всех домочадцев. Прикрываясь благопристойностью, она не прочь пропустить рюмку-другую, все время лжет, жульничает и унижает окружающих.
Под стать Кабанихе и Дикой. Это тоже яркий представитель «темного царства». Он все время пьян, презирает всех окружающих и старается их обидеть. Иногда к нему приходят с просьбами занять денег. Тогда Дикой отыгрывается по полной. Он уверен, что все вокруг должны раболепствовать перед ним и уважать только за то, что у него есть деньги.
Весь город пропитан лицемерием, жадностью и пагубными пристрастиями. В какой-то момент начинает казаться, что «темное царство» — это живое существо и его обитатели приносят ему жертвы. Катерина становится заложницей этого строя, представляя собой единственный луч света.
Драма героини состоит в том, что ее свет бесславно погибает под давлением окружающей, всепоглощающей тьмы. Постоянное давление и унижения со стороны свекрови, безразличие и инертность мужа, а также общая угнетающая атмосфера городка толкают Катерину сначала на измену, а потом на самоубийство.
Своеобразный протест Катерины все же не прошел бесследно. Ей удалось немного расшевелить это царство, расшатать его устои. Думаю, если бы таких людей, как она, было больше, самодуров удалось бы приструнить и избежать многих бед.
Заказать сочинение
Мы можем написать 100% уникальное сочинение под любые ваши требования всего за 24 часа!