Бытовые сказки
4.4
Средняя оценка: 4.4
Всего получено оценок: 247.
4.4
Средняя оценка: 4.4
Всего получено оценок: 247.
Сказка – один из жанров фольклора, который может выражаться устно или письменно. Все сказки можно разделить на три вида: сказки о животных, волшебные сказки и сказки бытовые. В данной статье речь пойдет именно о последнем виде. Так что такое бытовые сказки, и в чем заключается их особенность?
Бытовые сказки: характеристика
Бытовые сказки описывают различные ситуации из повседневной жизни, реальные события, которые могут случиться с любым человеком. В этом виде фольклора не бывает чудес или фантастических, вымышленных персонажей. Героями являются люди с разным социальным положением и разными характерами. Очень часто в таких сказках описывается быт и семейный уклад персонажей, что очень ценно. Ведь благодаря этому люди нашего поколения могут узнать о народных обычаях прошлых времен.
Бытовая сказка – это короткое сатирическое произведение, в котором положительные герои побеждают благодаря смекалке, находчивости и уму.
Писателями, которые создавали бытовые сказки в русской литературе можно считать Л. Толстова и М. Салтыкова-Щедрина
Народные бытовые сказки представляют интерес для детей в возрасте 3-7 лет. Они ассоциируют себя со сказочными героями, представляют, как бы они поступили на месте главных действующих лиц. Такие сказки могут научить детей, как действовать в той или иной ситуации, предвидеть последствия своих поступков.
Бытовые сказки можно разделить на три подгруппы:
- социально-бытовые («Болтливая старуха»);
- сатирико-бытовые («Барин и мужик»);
- волшебно-бытовые («Морозко»).
В волшебно-бытовых сказка присутствует элемент фантастики, как, например, в сказке «Морозко», однако главными в таких произведениях все равно остается человек со своим набором положительных качеств
Основная идея бытовых сказок – умение быть честным, смелым и умелым. Главными героями часто становятся бедняки и крестьяне, которые несмотря на свою тяжелую жизнь не растеряли свою добродетель и способны благодаря своей смекалке помочь себе и окружающим.
Что мы узнали?
Данная статья поможет школьникам изучить вопрос такого жанра фольклора, как народные бытовые сказки. Здесь представлена информация, чем эти сказки отличаются от других видов сказок, в чем заключается идея бытовых сказок, и на какие подгруппы они распределяются.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Мбук-Цсобгбрянска Библиотека
5/5
-
Илья Сафронов
5/5
Оценка статьи
4.4
Средняя оценка: 4.4
Всего получено оценок: 247.
А какая ваша оценка?
ДОКЛАД ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Бытовые сказки
Выполнила учитель начальных классов
Татьянина Анна Муратовна
Сказки – древнейший жанр устного народного творчества, классический образец фольклора. Они учат человека жить, вселяют в него оптимизм, утверждают веру в торжество добра и справедливости. За фантастичностью сказочной фабулы и вымысла скрываются реальные человеческие отношения. Гуманистические идеалы, жизнеутверждающий пафос придают сказкам художественную убедительность и усиливают их эмоциональное воздействие на слушателей.
Сказок написано и собрано великое множество. Но среди огромного количества сказок обязательно найдется несколько самых-самых любимых. Именно эти любимые сказки мы и проносим через всю жизнь, подсознательно стараясь в чем-то походить на героев сказки или даже мечтая попасть в такую сказку со счастливым концом. Почему мы любим сказки? На этот вопрос каждый человек отвечает по-своему. Сказки любят все: и дети, и взрослые. Да, не стоит удивляться. Взрослые тоже очень любят сказки. Наверное, даже больше, чем детишки. Взрослые так любят сказки, что и сами начинают их придумывать и рассказывать.
Издавна сказки были близки и понятны простому народу. Фантастика переплеталась в них с реальностью. Живя в нужде, люди мечтали о коврах-самолетах, о дворцах, о скатерти-самобранке. И всегда в русских сказках торжествовала справедливость, а добро побеждало зло. Не случайно А. С. Пушкин писал: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»
Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, побуждает к деятельности и даже лечит. Иначе говоря, потенциал сказки гораздо богаче ее идейно-художественной значимости. Мудрость и ценность сказки в том, что она отражает, открывает и позволяет пережить смысл важнейших общечеловеческих ценностей и жизненного смысла в целом. С точки зрения житейского смысла сказка наивна, с точки зрения жизненного смысла – глубока и неисчерпаема.
Сказка – понятие обобщающее. Наличие определенных жанровых признаков позволяет отнести то или иное устное прозаическое произведение к сказкам. Принадлежность к эпическому роду выдвигает такие ее признаки, как повествовательность и сюжетность. Сказка обязательно занимательна, необычна, с отчетливо выраженной идеей торжества добра над злом, правды над кривдой, жизни над смертью; все события в ней доведены до конца, незавершенность и незаконченность не свойственны сказочному сюжету.
Исторические корни русской сказки теряются в седой древности, каждый исторический этап жизни русского народа отражается в сказке, вносит в неё закономерные изменения. Установить точно, когда именно русская сказка определилась как жанр, когда именно начала жить как сказка, а не верование или предание,- невозможно. Первые упоминания о русской народной сказке относятся к Киевской Руси, однако истоки её теряются в незапамятных временах. Памятники древнерусской литературы сохранили достаточно упоминаний о сказочниках и сказках. Всё это даёт основание полагать, что в Древней Руси сказка уже выделилась как жанр из устной прозы, размежевалась с преданием, легендой и мифом.
Сказка — один из жанров фольклора; эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, героического или бытового характера. Сказку характеризует отсутствие претензий на историчность повествования, нескрываемая вымышленность сюжета. Сказка в разных формах и масштабах стремится к воплощению идеала человеческого существования. От других прозаических жанров сказка отличается более развитой эстетической стороной. Эстетическое начало проявляется в идеализации положительных героев, и в ярком изображении «сказочного мира», и в романтической окраске событий.
У сказок, как и у любых других произведений литературного жанра, также имеется своя классификация, причем даже не одна. Сказки могут делиться на несколько групп, во-первых, по содержанию, во-вторых, по авторству. Кроме того, существует еще и классификация сказок по национальному признаку, которая прозрачна и понятна всем. Например, «русские народные сказки», «немецкие сказки» и т.п. Сказать, какие бывают сказки по авторству, также не так сложно. Всем известно, что есть сказки народные, а есть — авторские, написанные конкретным человеком. Более сложная классификация сказок — по содержанию.
По содержанию литературоведы обычно выделяют 3 вида сказок: бытовые, волшебные, сказки о животных. Поговорим подробнее о бытовых сказках. Бытовые сказки — это сказки, в которых отражается народный быт и повседневная жизнь, реальная действительность, без всяких чудес, без всякого волшебства.
Как следует из названия, к бытовым сказкам относят такие, в которых описывается жизнь и быт того или иного народа. Однако надо отметить, что в такого рода сказках обычное описание встречается редко, а чаще всего оно дополняется различными юмористическими и сатирическими описаниями. Например, высмеиваются какие-либо качества того или иного класса общества или сословия. Среди бытовых сказок выделяют следующие виды:
- социально-бытовые («Шемякин суд», «Делёж гуся», «Болтливая старуха»);
- сатирико-бытовые («Мужик и поп», «Барин и плотник», «Барин и мужик», «Как поп работницу нанимал»);
- волшебно-бытовые (с элементами из волшебных сказок, яркие примеры тому: «Морозко», «Золушка»).
Вообще, нужно отметить, что классификация эта выведена литературоведами достаточно условно, поскольку далеко не всегда можно однозначно сказать, к какой категории принадлежит та или иная сказка. Многие можно отнести и к социально-бытовым, и к сатирико-бытовым, а, например, во всем известной сказке «Морозко» к этим двум особенностям добавляется еще и известная доля волшебства, поэтому она и бытовая, и сатирическая, и волшебная одновременно. И так обстоит дело со многими сказками.
Характерной приметой бытовых сказок становится воспроизведение в них обыденной жизни. Конфликт бытовой сказки часто состоит в том, что порядочность, честность, благородство под маской простоватости и наивности противостоит тем качествам личности, которые всегда вызывали у народа резкое неприятие (жадность, злоба, зависть). Бытовая сказка представляет собой просто кладезь знаний, ведь в первую очередь она содержит описание народного быта, откуда и пошло ее название. Поскольку эти произведения создаются для детей, то бытовые народные сказки содержат в себе много юмора и захватывающих приключений. Герой бытовой сказки — это не богатырь, а обычный человек, например, солдат, крестьянин или кузнец. Он не совершает ратных подвигов и не имеет волшебных дарований, однако преодолевает все трудности с помощью своей смекалки и ловкости. Также нередко в качестве основного мотива выступает любовная тема — венчание, свадьба или жизнь после замужества. Сказки рассказывают о превратностях семейной жизни, показывают способы разрешения конфликтных ситуаций, формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам.
Бытовые сказки рассказывались и рассказываются детям для того, чтобы указать им правильное направление в жизни, научить их делать верный выбор. Ведь что такое бытовая сказка, если не поучение и наставление будущим поколениям? Она учит нас самому доброму и хорошему, ведь добро всегда побеждает зло, люди, готовые помочь, не пропадают в беде, а наши богатыри всегда готовы защитить свою родину.
Бытовые сказки обычно несут в себе идею о том, что надо быть трудолюбивым и умелым. Таким людям удается все. А неумелых и ленивых в этих сказках обычно высмеивают, и они остаются ни с чем. Так, в бытовых сказках с негативом относятся к господам и попам. Они обычно представляются жадными и ленивыми, а эти качества всегда неприятны людям. Более того, можно говорить о том, что в бытовых сказках ярко заметно социальное неравенство героев. Причем у людей низших сословий гораздо больше благородства и доброты, чем у более богатых. Роль бытовой сказки в том, чтобы обличать ложь и показывать именно социальные трудности и проблемы, существующие в обществе.
Бытовые сказки — это сказки, в которых все действо происходят в обычных жизненных условиях и ситуациях. Как правило, в бытовых сказках показываются различные способы выхода из затруднительных и сложных жизненных моментов. Бытовые сказки носят социальный характер. В них высмеиваются глупость, жадность и иные отрицательные качества, присущие человеку.
Задача жанра: высмеять плохие черты характера человека, выразить радостное удивление умом и находчивостью.
Бытовые сказки делятся на следующие типы:
- анекдотические
- сатирические
- сказки — состязания
- сказки – насмешки
Общие особенности:
- в основе — необычайное происшествие в рамках реальных человеческих отношений (фантастика практически отсутствует);
- имеет место чудесное допущение, в основе которого, например, гипербола;
- герой настолько хитёр, что может перехитрить всех на свете и остаться безнаказанным;
- вместо волшебства используется смекалка;
- реализм условен (реальные жизненные конфликты получают необычайное сказочное разрешение);
- действующие персонажи — антагонисты;
- положительный герой — иронический удачник;
- смысловой акцент приходится на развязку;
- широкое использование диалога;
- обилие глаголов;
- герои: обычные люди (поп, солдат, мужик, баба, царь, барин).
Как правило, в бытовых сказках больше иронии и самоиронии, поскольку добро торжествует, но акцентированы случайность или единичность его победы. Бытовая сказка идеализирует активность, самостоятельность, ум, смелость человека в его жизненной борьбе. Для бытовой сказки характерны краткость изложения, разговорная лексика, диалоги. Она не стремится к утроению мотивов и вообще не имеет больших развитых сюжетов. В бытовой сказке не используются красочные эпитеты и поэтические формулы. Художественное обрамление бытовой сказки зачинами и концовками также не является обязательным, многие из них начинаются прямо с завязки и завершаются с последним штрихом самого сюжета.
Бытовые сказки во многом отражают сущность нашей повседневной жизни. Порой сюжеты и ситуации в них настолько реальны, что, читая их, невольно ощущаешь, будто мы сами проживаем их из дня в день. В бытовых сказках есть место и юмору, и колоритным персонажам, а вот магии и чудес практически не бывает. Но, несмотря на отсутствие фантастических событий и мифических персонажей, чтение бытовых сказок приносит детям массу позитивных эмоций. А еще такие сказки могут многому научить ребенка. Детское сознание, которое проходит первые этапы своего формирования именно благодаря восприятию реалистичных рассказов, намного восприимчивее взрослого. И, несмотря на то, что само понятие сказки существует уже несколько сотен лет, малыши получают свои первые знания в этой жизни, как и много веков назад, именно благодаря им. Самые распространенные русские народные бытовые сказки учат малышей правильно воспринимать жизненные ценности, а также учат верить, любить. Сказки дают понимание того, что добро всегда рядом, а чудеса могут происходить с нами каждый день и в реальном мире. Но зачастую в сюжетах бытовых сказок разных народов встречаются как добрые, так и злые персонажи. Конечно, добро всегда побеждает, несмотря на все превратности судеб героев. И такая закономерность неслучайна. Ведь именно такое восприятие развитие сказочного сюжета помогает ребенку стремиться к лучшему и совершать добрые поступки в реальной жизни. А вот жизненные испытания, которые судьба подкидывает персонажам бытовых сказок, учат малышей смирению и терпению. Но при этом очень важно, чтобы название и сюжет сказки смогли донести до сознания ребенка то, что счастливый конец обязательно наступит, стоит только чуточку постараться. Когда ситуация, в которую попадают персонажи, оказывается безнадежной, обязательно появляется ее решение. Такие чудеса дают малышу не только подсознательное ощущение защищенности, но и стимулируют его любознательность и самостоятельное развитие.
Невозможно переоценить значение бытовых сказок. Так, каждый народ не только нашей большой России, но и всего мира знает, что такое бытовая сказка, и рассказывает ее детям. Каждый народ имеет свои сказки, однако сюжет их часто повторяется. Тем не менее, благодаря им мы можем узнать больше о культуре другого народа и лучше понять его. Это очень важно в такой многонациональной стране, как Россия. Когда дети слушают сказки своего народа в раннем возрасте, они гораздо лучше воспринимают именно их, чем зарубежные произведения. Нет сомнения, что чтение русских народных сказок доставит детям и взрослым много счастливых минут. Сказки мудры и учат людей высокой нравственности незаметно, ненавязчиво. Как на крыльях, они уносят нас в воображаемый мир, заставляя дивиться богатству народной выдумки. В народном творчестве сказка — вероятно, и есть самое большое чудо. Важнейшие идеи, основная проблематика, сюжетные стержни и, главное, расстановка сил, осуществляющих добро и зло, по сути, едины в сказках разных народов. В этом смысле любая сказка не знает границ, она для всего человечества. Вера сказки в самоценность благородных человеческих качеств, бескомпромиссное предпочтение добра основаны так же и на призыве к мудрости, активности, к подлинной человечности.
Сказки расширяют кругозор, пробуждают интерес к жизни и творчеству народов, воспитывают чувство доверия ко всем обитателям нашей Земли, занятым честным трудом.
Список используемой литературы
- Веснина, Береника Сказка // Энциклопедия Кругосвет
- Капица Ф. С., Колядич Т. М. Русский детский фольклор: Учебное пособие для студентов вузов. — М.: ФЛИНТА: Наука, 2002.
- Пропп В. Я. Морфология сказки. Л.: Academia, 1928.
- Юдин Ю. И. Дурак, шут, вор и чёрт (Исторические корни бытовой сказки). — М.: Лабиринт, 2006. — 336 с. (Разыскания в области филологии, истории и традиционной культуры) ISBN 5-87604-148-3
- Интернет-ресурсы
дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот: вверх идет — сказки сказывает, вниз идет — песни поет. (Запись А. С. Пушкина).
Широко известны формулы, изображающие чудесного коня, Бабу Ягу, лежащую в избушке или летящую в ступе, многоголового Змея… Многие из них
— остатки мифов и потому значительно древнее сказки. Некоторые сказочные формулы восходят к заговорам, в них сохраняются явные признаки магической речи (вызов чудесного коня, обращение к избушке Бабы Яги, требование чегото по щучьему веленью).
Динамизм сказочного повествования сделал особенно важной стилистическую роль глаголов. Действия героев (функции), составляющие структурную основу мотивов, стилистически закрепились в виде опорных глаголов в их традиционном для того или иного мотива сочетании: прилетела — ударилась — сделалась; брызнул — срослись; ударил — вогнал, размахнулся — срубил.
Волшебная сказка активно использовала общую для многих фольклорных жанров поэтическую стилистику: сравнения, метафоры, слова с уменьшительными суффиксами; пословицы, поговорки, прибаутки; разнообразные прозвища людей и животных. Традиционные эпитеты, наряду с особо выраженными в этом жанре эпитетами золотой и серебряный., возвышенно изображали мир, поэтизировали и одухотворяли его.
В бытовых сказках выражен иной взгляд на человека и окружающий его мир. В основе их вымысла лежат не чудеса, а действительность, народный повседневный быт.
События бытовых сказок всегда разворачиваются в одном пространстве — условно реальном, но сами эти события невероятны. Например: ночью царь идет вместе в вором обкрадывать банк (СУС 951 А); поп садится на тыкву, чтобы высидеть из нее жеребенка (СУС 1319); девушка узнает в женихе разбойника и уличает его (СУС 955). Благодаря невероятности событий бытовые сказки и являются сказками, а не просто житейскими историями. Их эстетика требует необычного, неожиданного, внезапного развития действия, что должно вызвать у слушателей удивление и как следствие этого — сопереживание или смех.
В бытовых сказках иногда фигурируют и чисто фантастические персонажи, такие, как черт, Горе, Доля. Значение этих образов состоит только в том, чтобы выявить реальный жизненный конфликт, лежащий в основе
157
сказочного сюжета. Например, бедняк запирает свое Горе в сундук (сумку, бочку, горшок), потом закапывает — и богатеет. Его богатый брат на зависти выпускает Горе, но оно привязывается теперь к нему (СУС 735 А). В другой сказке черт никак не может поссорить мужа с женой — ему на помощь приходит обыкновенная баба-смутьянка (СУС 1353).
Сюжет развивается благодаря столкновению героя не с волшебными силами, а со сложными жизненными обстоятельствами. Герой выходит невредимым из самых безнадежных ситуаций, потому что ему помогает счастливое стечение событий. Но чаще он помогает себе сам — смекалкой, изворотливостью, даже плутовством. Бытовые сказки идеализируют активность, самостоятельность, ум, смелость человека в его жизненной борьбе.
Художественная изысканность повествовательной формы бытовым сказкам не свойственна: для них характерны краткость изложения, разговорная лексика, диалог. Бытовые сказки не стремятся к утроению мотивов и вообще не имеют таких развитых сюжетов, как волшебные. Сказки этого типа не знают красочных эпитетов и поэтических формул.
Из формул композиционных в них распространен простейший зачин жили-были как сигнал начала сказки. По происхождению он является архаичным (давно прошедшим) временем от глагола «жить», которое исчезло из живого языка, но «окаменело» в традиционном сказочном зачине. Некоторые сказочники завершали бытовые сказки рифмованными концовками. В этом случае концовки утрачивали ту художественность, которая была уместна для завершения сказок волшебных, однако в них сохранялась веселость. Например: Сказка не вся, а наставить нельзя, а если бы рюмочку винца — рассказала бы до конца1.
Художественное обрамление бытовых сказок зачинами и концовками не является обязательным, многие из них начинаются прямо с завязки и завершаются с последним штрихом самого сюжета. Например, А. К. Барышникова начинает сказку так: Попадья не любила попа, а любила дьякона. А вот как заканчивает: Прибежала домой телешом (т. е. раздетой)2.
Количество русских бытовых сказок очень значительно: более половины национального сказочного репертуара. Этот огромный
1 Русские народные сказки. Сказки рассказаны воронежской сказочницей А.Н. Корольковой / Сост. и отв. Ред. Э.В. Померанцева. – М., 1969. – С. 333.
2 Сказки куприянихи/ Запись сказок, статья и коммент. А.М. Новиковой и И.А. Осовецкого. – Воронеж, 1937. – С. 158, 160. (Сказка «Как попадья дьякона любила»).
158
материал образует внутри сказочного вида самостоятельный подвид, в котором выделяются два жанра: сказки анекдотические и новеллистические. По приблизительному подсчету, в русском фольклоре сюжетов анекдотических сказок — 646, новеллистических — 137. Среди многочисленных анекдотических сказок имеется много сюжетов, не известных другим народам. В них выражено то «веселое лукавство ума», которое А. С. Пушкин считал «отличительной чертой наших нравов».
3.3.1. Анекдотические сказки
Бытовые анекдотические сказки исследователи называют по-разному: «сатирические», «сатирико-комические», «бытовые», «социально-бытовые», «авантюрные». В их основе лежит универсальный смех как средство разрешения конфликта и способ уничтожения противника. Герой этого жанра — человек, униженный
всемье или в обществе: бедный крестьянин, наемный работник, вор, солдат, простодушный глупец, нелюбимый муж. Его противники — богатый мужик, поп, барин, судья, черт, «умные» старшие братья, злая жена. Народ выразил свое к ним презрение через всевозможные формы одурачивания. На одурачивании построен конфликт большинства сюжетов анекдотических сказок.
Кпримеру, муж узнает о неверности своей жены. Он прячется в дупле толстой сосны и выдает себя за св. Николая — Миколу Дуплен-ского. Мнимый святой советует своей жене: «Ты завтра… раствори гречневых блинов и как можно намажь маслянее скоромным маслом, . чтоб эти блины плавали
вмасле, и чести своего мужа, чтобы QH их ел. Когда он наестся, то он будет слеп, у него выкатится из глаз свет и попортится слух в ушах…»(СУС
1380: «Николай Дупленс-кий»)1.
В другой сказке дурак нечаянно убивает свою мать. Он сажает ее как живую в сани и выезжает на большую дорогу. Навстречу мчится барская тройка, дурак не сворачивает, его сани опрокидывают. Дурак кричит, что убили его матушку, испуганный барин дает триста рублей отступных. Затем дурак усаживает мертвую мать в поповском погребе над кринками с молоком. Попадья принимает ее за воровку, ударяет по голове палкой — тело падает. Дурак кричит: «Попадья матушку убила!» Поп заплатил дураку сто рублей и даром похоронил тело. С деньгами дурак
1 Сказки И.Ф. Ковалева / Зап. И коммент. Э.Гофман и С. Минц. – М., 1941. – С. 209.
159
приезжает домой и говорит братьям, что он продал матушку в городе на базаре. Братья поубивали своих жен и повезли продавать («Коли за старуху столько дали, за молодых вдвое дадут»). Их ссылают в Сибирь, все имущество достается дураку (СУС 1537: «Мертвое тело»).
Никто не принимает такие сюжеты за реальность, иначе бы они вызвали только чувство возмущения. Анекдотическая сказка — это веселый фарс, логика развития ее сюжета — логика смеха, которая противоположна обычной логике, эксцентрична.
Ю. И. Юдин пришел к выводу, что за всем многообразием персонажей анекдотических сказок встают два характерных типа героев. Во-первых, это глупец как активно действующее лицо: ему позволительно то, что невозможно для обычного человека. И, во-вторых, шут, хитрец, прикидывающийся простаком, «дурак навыворот», умеющий ловко оболванить своего противника. Как видим, тип героя всегда определен поэтикой смеха. Исторически плутни шута основывались на каком-то древнем знании, недоступном уму обычного человека (это мог быть языческий жрец, руководитель древних инициации). Образ дурака связан с представлением о самом посвящаемом в момент его временного ритуального «безумия»1.
, Исторический анализ позволяет объяснить и мотив проделок с мертвым телом. Как показал В. Я. Пропп, в своей древнейшей форме он восходит к обряду жертвоприношений на могилах родителей. Мифологический смысл этого сюжета, унаследованного сказкой, состоял в том, что умершая мать по отношению к сыну’выступала «загробным дарителем».
Анекдотические сказки стали оформляться в период разложения родового строя, параллельно сказкам волшебным и независимо от них. Своеобразие их историзма определяется столкновением эпохи родового единства с новым миропорядком со-словно-классового общества.
Так, например, в древности не было осуждения воровства, потому что не было частной собственности. Люди присваивали то, что им давала природа и что не принадлежало никому. И не случайно большая группа сказок о ловком воре (СУС 1525 А) у всех народов изображает его с явной симпатией: вор крадет не ради корысти — он демонстрирует свое превосходство над окружающими, а также полное пренебрежение к собственности. Смелость, ум, удачливость вора вызывают восхищение. Сказки
1 Юдин Ю.И. Русская народная бытовая сказка: Дис. На соиск. Уч. Степ. Доктора филолог. Наук. – Л., 1979.
160
о ловком воре опираются на древнее право, на родовые имущественные отношения.
Визвестном нам виде анекдотическая сказка сложилась только в средние века. Она впитала поздние сословные противоречия: между богатством и бедностью, между крестьянами, с одной стороны, и помещиками, судьями, попами —
сдругой. Тип бывалого солдата, пройдохи и плута, мог появиться не раньше самой «солдатчины», т. е. Петровского времени. Под влиянием церковных книг, особенно житийной литературы, в сказки вошел и был закреплен образ черта. Началось фольклорное переосмысление библейских сюжетов (СУС 790*: «Золотое стремечко»; СУС —800*: «Пьяница входит в рай» и др.).
Ванекдотических сказках по их содержанию выделяются следующие сюжетные группы: о ловком воре; о ловких и удачливых отгадчиках, о шутах; о глупцах; о злых женах; о хозяине и работнике; о попах; о суде и судьях.
Поэтика анекдотических сказок — это поэтика жанра, в основе которого лежит смех. Сливаясь с другими формами народной сатиры, анекдотические сказки использовали раешный стих.
Талантливый сказочник, создавая комический стиль, мог сплошь зарифмовать свою сказку. Вот как начинал повествование А. Новопольцев: Жил старичок, не велик — с кулачок, и ходил он в кабачок. Рукавички за поясом, а друге-то ищет. У этого старичка было три сынка… («Шурыпа»); Жилибыли вятчане, хлебали … со щами и вздумали церкву скласть, Богу помолиться, русскому Спасу поклониться… («Про вятчан» )1.
С этой традицией связаны специфические прозвища персонажей анекдотических сказок: Наконец — с того света выходец; Тихон — с того свету спихан; Наум — взбрело на ум; свинья пестра моей жены сестра и т. п.
В сказках используется реалистический гротеск — вымысел на основе реальности. В группе сюжетов о глупцах гротеск проявляется как особая форма «дурацкого» мышления. Глупцы действуют по внешним аналогиям: сеют соль (она напоминает зерно), строят дом без окон и потом носят в него свет в мешках, снимают с воза стол — «у него четыре ноги, сам дойдет «, надевают горшки на обгорелые пни — «ребята стоят без шапок «. От-
1 Сказки и предания самарского края. Собраны и записаны Д.Н. Садовниковым. – СПб., 1884. – С. 119; 164.
161
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Литература
5 класс
Урок № 6
Бытовые сказки
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
- особенности бытовых сказок и их отличие от волшебных;
- народные представления о добре и зле;
- мастерство сказителей.
Тезаурус
Сказка – устное повествовательное произведение волшебного, авантюрного или бытового содержания с установкой на вымысел, рассказанное в развлекательных и поучительных целях.
Фельдфебель – младший офицерский чин в царской армии.
Шинель – форменное пальто.
Перина – мягкий матрас для кровати, набитый пухом или перьями.
Ваше высокоблагородие – обращение солдат и матросов к офицерам в царской армии.
Список литературы
Обязательная литература:
1. Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Литература. 5 кл.: Учеб. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2019, стр. 307
2. Иванова Е.В., Дидактические материалы по литературе: 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 112
3. Ахмадуллина Р. Г. Литература. 5 кл. Рабочая тетрадь. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2019, стр. 80
Дополнительная литература:
1. Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. Для учителя. – М. Просвещение, 1996, cтр. 254
2. Гороховская Л.Н., Марьина О.Б. Проверочные работы по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 96
3. Гороховская Л.Н., Марьина О.Б. Контрольные работы по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 112
4. Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 5 кл. – М.: Вако, 2019, стр. 400
5. Егорова Н.В. Контрольно-измерительные материалы. Литература. 5 кл. – М.: Вако, 2019, стр. 80
6. Карасева И.В., Пташкина В.Н. Литература. 5 кл.: Поурочное планирование. – М.: Учитель, 2017 – стр. 279
7. Ляшенко Е.Л. Тесты по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр.80
8. Шапиро Н.А. Готовимся к сочинению. Тетрадь-практикум для развития письменной речи. 5 кл. – М.: Просвещение, 2019, стр. 64
Открытые электронные ресурсы:
- Словари, энциклопедии, справочники универсального содержания http://www.nlr.ru:8101/res/inv/ic/sprav.htm (16.06.2019)
- Каталог сетевых ресурсов по русской филологии и фольклору. http://feb-web.ru/feb/feb/sites.htm (16.06.2019)
- Поиск книг в электронных библиотеках Рунета http://www.eboogle.net/(16.06.2019)
- Все книги России, библиографический каталог http://www.biblus.ru/Default.aspx (16.06.2019)
- Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор», академические собрания сочинений русских писателей http://feb-web.ru/ (16.06.2019)
- Методико-литературный Интернет-сервер «Урок литературы» http://mlis.ru/ (16.06.2019)
- Словарь культуры ХХ века. Ключевые понятия и тексты. http://www.philosophy.ru/edu/ref/rudnev/ (16.06.2019)
- Раздел «Литература» на проекте «Мир энциклопедий» http://www.encyclopedia.ru/literature.html (16.06.2019)
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Бытовые сказки имеют одинаковую с волшебными сказками композицию, но качественно отличаются от них. Даже, исходя из названия «бытовые», можно сделать вывод о простоте персонажей и самой истории. В их основе лежат события повседневной жизни. Здесь нет фантастических образов. Действуют реальные герои: муж, жена, солдат, купец, барин, поп и др. Положительный герой часто беден, лишён наследства, внешне некрасив. В поведении такого героя нет ничего героического. Это самый обычный человек. Однако одновременно оказывается, что он весьма решителен, находчив, обладает сильной волей духа и волей к победе, а также – чрезвычайно предприимчив, изворотлив и хитёр.
В бытовых сказках наиболее яркий и запоминающийся — образ солдата. Он обманывает глуповатых или чрезвычайно жадных персонажей настолько виртуозно и изобретательно, что вызывает у читателя искреннюю симпатию. Солдат умеет, и рассказывать сказки, и шить, и готовить суп из топора. Кроме того, солдат разрешает споры, высмеивает суеверия, показывает людские недостатки и пороки.
Часто сюжет бытовой сказки построен на конфликте честного и немного наивного героя «из народа» и героя с ярко выраженными негативными чертами: злостью, ревностью, жадностью. Второй персонаж вызывает у читателя и слушателя однозначно резкое неприятие. Именно через отрицательного героя выражается обличительная направленность: осуждаются жадность, жестокость, глупость и завистливость.
Бытовые сказки кратки. В центре сюжета обычно один эпизод, действие развивается быстро, нет повторения эпизодов, события в них можно определить как нелепые, смешные, странные. Сказки веселы, остроумны, всё сосредоточено на действии и особенностях повествования, которые раскрывают образы героев. В. Белинский писал: «В них отражается быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия и этот лукавый русский ум, столь наклонный к иронии, столь простодушный в своём лукавстве».
Ещё одним отличием бытовой сказки является то, что победа персонажа воспринимается как единичный случай. Например, в волшебных сказках победа главного героя видится закономерной.
Сказки имеют разделение на три подгруппы: социально-бытовые («Болтливая старуха», «Шемякин суд»), сатирико-бытовые («Мужик и поп», «Барин и мужик»), волшебно-бытовые («Морозко», «Золушка»). Однако, это деление условно, ведь одно и то же произведение может содержать в себе разные элементы: и сатиру, и волшебство, и бытовые элементы.
Бытовая сказка стремится к воплощению идеала человеческого существования. Она заставляет поверить в ценность благородных человеческих качеств.
Теоретический материал для углублённого изучения
B бытoвыx cкaзкax выpaжeн инoй взгляд нa чeлoвeкa и oкpyжaющий eгo миp. B ocнoвe вымыcлa этих произведений лeжaт нe чyдeca, a дeйcтвитeльнocть, нapoдный пoвceднeвный быт.
Coбытия бытoвыx cкaзoк вceгдa paзвopaчивaютcя в oднoм пpocтpaнcтвe – ycлoвнo-peaльнoм, нo caми эти coбытия нeвepoятны. Haпpимep: нoчью цapь идёт вмecтe в вopoм oбкpaдывaть бaнк; пoп caдитcя нa тыквy, чтoбы выcидeть из нeё жepeбёнкa; дeвyшкa yзнaёт в жeниxe paзбoйникa и yличaeт eгo. Блaгoдapя нeвepoятнocти coбытий бытoвыe cкaзки и являютcя cкaзкaми, a нe пpocтo житeйcкими иcтopиями. Иx эcтeтикa тpeбyeт нeoбычнoгo, нeoжидaннoгo, внeзaпнoгo paзвития дeйcтвия, чтo дoлжнo вызвaть y cлyшaтeлeй yдивлeниe и кaк cлeдcтвиe этoгo – coпepeживaниe или cмex.
B бытoвыx cкaзкax инoгдa фигypиpyют и чиcтo фaнтacтичecкиe пepcoнaжи, тaкиe кaк чёpт, Гope, Дoля. 3нaчeниe этиx oбpaзoв cocтoит тoлькo в тoм, чтoбы выявить peaльный жизнeнный кoнфликт, лeжaщий в ocнoвe cкaзoчнoгo cюжeтa. Haпpимep, бeдняк зaпиpaeт cвoe Гope в cyндyк (cyмкy, бoчкy, гopшoк), пoтoм зaкaпывaeт – и бoгaтeeт. Eгo бoгaтый бpaт из зaвиcти выпycкaeт Гope, нo, oнo пpивязывaeтcя тeпepь к нeмy. B дpyгoй cкaзкe чёpт никaк нe мoжeт пoccopить мyжa c жeнoй – eмy нa пoмoщь пpиxoдит oбыкнoвeннaя бaбa-cмyтьянкa.
Koличecтвo pyccкиx бытoвыx cкaзoк весьма знaчитeльнo: бoлee пoлoвины нaциoнaльнoгo cкaзoчнoгo peпepтyapa.
Примеры заданий из Тренировочного модуля
Подчёркивания элементов
Задание: Подчеркните верные варианты.
Зачем барин в сказке купил шинель у солдата?
Варианты ответов:
Носить её
Порадовать жену
Спать на ней
Хотел поступить на службу в армию
Правильный ответ: Спать на ней
Задание основывается на материале, изученном на уроке. Вспоминаем диалог главных героев, где Солдат расхваливал удобство отдыха на шинели, а Барин хвалился перед женой удачной покупкой, сделанной именно для того, чтобы можно было обойтись без подушки, одеяла и перины. Таким образом, приходим к выводу, что правильный ответ – «спать на ней».
Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте
Задание: Впишите верные слова на месте пропусков в тексте.
Что же ты, брат, – говорит ____________, – обманул барина?
— Никак нет, ваше благородие, – отвечает ____________. Взял солдат ___________, расстелил, голову положил на ____________ и накрылся полою.
Предложен список существительных: командир, солдат, шинель, рука.
Задание основывается на материале, изученном на уроке и тексте сказки «Солдатская шинель». Вспомнив сюжет сказки и действующих в ней героев, приходим к выводу, что перед нами отрывок, в котором представлен диалог полкового Командира и Солдата. Предметом диалога является жалоба Барина на непригодность купленной им шинели для сна. Делаем вывод, что Солдат показал, как спать на шинели, и вводим с клавиатуры ответы, которые в результате составляют правильный вариант:
Что же ты, брат, – говорит командир, – обманул барина?
— Никак нет, ваше благородие, – отвечает солдат. Взял солдат шинель, расстелил, голову положил на рукав и накрылся полою.