Бытовые сказки 2 класс школа россии

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Бытовые сказки

  • Бытовые сказки отличаются 
от волшебных.

В основе бытовых сказок лежат событ...

    2 слайд

    Бытовые сказки отличаются
    от волшебных.

    В основе бытовых сказок лежат события каждодневной жизни.

  • Здесь нет чудес и фантастических образов, действуют реальные герои: 
муж, же...

    3 слайд

    Здесь нет чудес и фантастических образов, действуют реальные герои:
    муж, жена, солдат, купец, барин, поп и др. 

  • Бытовые сказки краткие.
 В центре сюжета обычно один эпизод;
Действие развив...

    4 слайд

    Бытовые сказки краткие.
    В центре сюжета обычно один эпизод;
    Действие развивается быстро;
    Нет повторения эпизодов.

  • События в них можно определить как нелепые, смешные, странные. 
В них нет ужа...

    5 слайд

    События в них можно определить как нелепые, смешные, странные.
    В них нет ужасов, они весёлые, остроумные, всё сосредоточено на действии и особенностях повествования, которые раскрывают
    образы героев

  • Бытовые сказки такие как:«Горшочек, вари!»

    6 слайд

    Бытовые сказки такие как:
    «Горшочек, вари!»

  • «Каша из топора»

  • «Три калача и одна баранка»

    8 слайд

    «Три калача и одна баранка»

  • «Как мужик корову продавал»

    9 слайд

    «Как мужик корову продавал»

  • «Жадный богач»









и многие другие сказки!

    10 слайд

    «Жадный богач»

    и многие другие сказки!

  • Список литературы:1. http://do2.gendocs.ru/docs/index-436112.html?page=3
2. h...

    11 слайд

    Список литературы:
    1. http://do2.gendocs.ru/docs/index-436112.html?page=3
    2. http://festival.1september.ru/articles/627368/
    3. http://www.licey.net/lit/istok/usial
    4.http://yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B1%D1%8B%D1%82%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B5%20%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B8%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8&clid=1823140&lr=19

    Спасибо за внимание!

    Панфилова О.М. учитель начальных классов
    МОУ Пушновской СОШ

Технологическая карта урока литературного чтения

Тема: 

Русская народная сказка «Самое дорогое». Особенности бытовых сказок.

Планируемые достижения

Предметные:

Метапредметные:

Личностные:

Знания:

— знать отличительные признаки бытовой сказки;

Умения:

— применять знания о жанровых особенностях народной сказки;

— читать правильно осознанно, выразительно;

— размышлять о поступках героев;

— делать выводы об идее (главной мысли) произведения;

— определять жанр произведения;

— различать жанровые разновидности сказок: о животных, волшебные, бытовые;

— группировать книги на выставке в соответствии с заданным условием.

Познавательные (в т.ч. логические) УУД:

— использовать учебник и словарь в качестве источников информации,

-с помощью учителя выделять существенную информацию, фиксировать ее в таблице, анализировать, сравнивать, обобщать информацию.

Регулятивные УУД:

— принимать и сохранять учебную задачу

— определять способ решения проблемы, планировать ход деятельности,

— контролировать выполнение плана,

— оценивать результат деятельности, осуществлять рефлексию.

Коммуникативные УУД:

— отвечать на вопросы учителя,

— осуществлять диалог в паре, принимать участие в коллективном обсуждении, формулировать ответ на вопрос, учитывая мнение одноклассников;

— допускать возможность существования различных точек зрения, аргументировать свой ответ.

— становление мотивационной основы учебной деятельности;

— ориентация в нравственном содержании и смысле поступков героев сказки и оценка событий и поступков героев с точки зрения выполнения морально-нравственных норм;

— способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

— формирование интереса к чтению, читательской компетенции.

Задачи: 

Ознакомление учащихся с жанром бытовой народной сказки, формирование умений выявлять особенности жанровых разновидностей народных сказок на примере русской народной сказки «Самое дорогое».

ЭТАПЫ УРОКА

Формы и приемы организации учебной деятельности учителем

Деятельность учащихся

ПР (формируемые УУД)

Мотивационно-ориентировочный этап

Создание мотивационной основы учебной деятельности

Учебная задача. Учитель предлагает ученикам поработать с выставкой книг (навести порядок, помочь библиотекарю организовать выставку и т.п.).

На выставке представлено 8—10 книг. Это в основном знакомые детям народные сказки (о животных, волшебные), 2—3 другие книги (стихи для детей, авторская сказка, сборник малых жанров фольклора), а также бытовые сказки (в т.ч. сказка «Самое дорогое»). Детям предлагается найти книги, которые попали на выставку случайно, исключить лишние, аргументировать выбор.

Ученики принимают предложенную учителем ситуацию, анализируют представленные на выставке книги по информации с обложек: ориентируются по названиям, автору, исключают лишние, аргументируют свое решение.

Регулятивные УУД:

Принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные УУД: анализировать, сравнивать, выделять существенные признаки, исключать лишнее в соответствии с выделенными существенными признаками.

Коммуникативные УУД:

формулировать устное монологическое высказывание, отвечать на вопросы.

Когда на выставке остались только народные сказки, учитель предлагает вспомнить, какие разновидности народных сказок существуют (о животных, волшебные).

Для этого на верхнюю полку поставить только книги о животных, а на вторую – волшебные.

Группируют книги в соответствии с заданным условием, аргументируют свое решение.

Познавательные УУД: анализировать, группировать в соответствии с заданным условием.

Коммуникативные УУД:

формулировать устное монологическое высказывание, отвечать на вопросы.

Актуализация знаний.

Учитель предлагает вспомнить особенности сказок о животных. Это осуществляется в ходе проверки домашнего задания. Учитель предлагает прочитать индийскую сказку «Ссора птиц», определить, кто является героями сказки, основную мысль.

Учитель предлагает вспомнить и назвать особенности волшебных сказок, сравнить их с особенностями сказок о животных, вспомнить, какие волшебные предметы, фантастические существа в них встречаются, какие происходят чудеса.

Целесообразно основные признаки сказок о животных и волшебных сказок зафиксировать на доске:

о животных

волшебные

Герои – животные

Герои – люди

Животные ведут себя как люди, благодаря проявленным качествам характера они выходят из трудных ситуаций

С героями происходят чудеса, им помогают выйти из трудной ситуации волшебные существа или предметы

Выразительно читают сказку «Ссора птиц», отвечают на вопросы учителя, формулирую основную мысль, выделяют существенные признаки сказок о животных.

Ученики обобщают свои представления о волшебных сказках, называют их отличительные существенные признаки, в качестве аргументов приводят примеры из ранее прочитанных сказок.

Коммуникативные УУД:

формулировать ответы на вопросы, составлять устное монологическое высказывание.

Познавательные УУД: выделять общие признаки на основе сравнения.

Познавательные УУД: выдвигать предположения

Создание проблемной ситуации

На третьей полке осталась одна книга со сказками (бытовыми), которая не попала ни в первую группу, ни во вторую. Дети читают ее название, учитель предлагает сделать предположение, о чем пойдет речь в сказке, кто будут ее герои? Задает вопросы, например: «О чем бы вы рассказали в сказке с таким названием?» или «Что для вас самое дорогое?»

Фиксация затруднения:

— Можем ли мы с уверенностью сказать, на какую полку нужно поместить эту книгу? (К какому виду относится эта сказка (о животных, волшебная или к другому виду)? Почему?

Прогнозируют сюжет, героев по обложке книги.

Оценивают наличие необходимой для ответа на вопрос информации, выделяют пробелы.

Регулятивные УУД: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи

Поисковый этап

Обучение планированию деятельности 

Учитель задает ученикам вопросы: «Что поможет нам разрешить нашу проблему? Что нам нужно сделать, чтобы проверить правильность ваших предположений?».

Предлагает определить последовательность действий на уроке и записать их на доске в виде плана работы.

В результате на доске могут быть записаны следующие этапы:

1. Прочитаем сказку «Самое дорогое», определим героев, их характер, последовательность событий, основную мысль.

2. С опорой на таблицу проверим, является ли эта сказка произведением о животных или волшебной сказкой.

3. При необходимости, определим основные черты нового вида сказок, запишем их в таблицу.

Отвечают на вопросы учителя.

Предлагают варианты решения проблемы.

Планируют свою деятельность на уроке, опираясь на свой читательский опыт и учитывая особенности жанра.

Регулятивные УУД: искать способ разрешения проблемы, составлять план действий в соответствии с поставленной задачей

Коммуникативные УУД:

участвовать в коллективном обсуждении, отвечать на вопросы, слушать мнение своих одноклассников, принимать коллективное решение

Практический этап (реализация плана)

Учитель организует следующую работу:

1. Первичное чтение сказки «Самое дорогое» (учителем или детьми). При чтении сказки детьми можно использовать приемы: чтение с остановками и антиципацию (Как вы думаете, как поступят герои? Что будут просить у Лесного Деда старик со старухой? Сравнение сделанных детьми предположений и концовки сказки).

2. Работа над сюжетом и характером героев может быть организована в процессе беседы и выборочного чтения. Анализ содержания направлен на выяснение идеи произведения. Учитель учит детей формулировать главную мысль. (Благодаря какому «чуду» герои живут хорошо и счастливо? Подберите пословицу к сказке. Какова основная мысль данной сказки? В чем проявляется мудрость и характер русского народа?).

3. Работа в группах. Учитель предлагает детям обсудить и с помощью таблицы определить, можно ли отнести прочитанную сказку к сказкам о животных или к волшебным сказкам).

Проверка выполнения задания осуществляется в ходе коллективной дискуссии: заслушиваются ответы, аргументы, учащиеся делают вывод о том, что данную сказку нельзя отнести ни к первой группе, ни ко второй.

4. Выделение особенностей новой сказки и коллективное заполнение таблицы осуществляется в ходе обобщающей беседы: главные герои – люди, описывается ситуация из жизни, могут встречаться волшебные предметы и существа, но герои выходят из трудной ситуации без их помощи, а благодаря своим качествам (трудолюбию, смекалке и др.).

Учитель систематизирует и обобщает ответы детей, обращает внимание на то, что в сказке «Самое дорогое» дается описание случая из жизни людей. Предлагает подобрать синонимы слова «жизнь» (использовать при необходимости словари): повседневная жизнь, уклад, быт.

Учитель предлагает назвать новую группу сказок, опираясь на подобранные синонимы. В таблицу записывается название – бытовые.

Читают или слушают сказку, прогнозируют концовку, отвечают на вопросы.

Аргументируют ответы, осуществляют поиск ответов в тексте, выборочно читают текст с целью подтверждения своего ответа.

Формулируют с помощью учителя основную мысль сказки.

Выделяют существенные признаки прочитанной сказки, сравнивают с информацией таблицы, выявляют сходства и отличия прочитанной сказки от признаков сказок, указанных в таблице, делают выводы.

Формулируют устные высказывания, аргументируют ответы. Участвуют в коллективном обсуждении, формулируют вывод

Делают выводы, формулируют ответы на основе проведенных наблюдений, коллективно заполняют таблицу.

Подбирают синонимы, работают со словарем.

Предлагают свои варианты названия.

Регулятивные УУД: выполнять действия в соответствии с составленным планом, осуществлять самоконтроль по ходу выполнения плана.

Познавательные УУД:

Осознанно читать тексты с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, анализировать, сравнивать, выделять сходства и отличия, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и формулировать выводы.

Коммуникативные УУД:

участвовать в диалоге, слушать собеседника, соглашаются с мнением одноклассников, аргументируют ответ.

Познавательные УУД: осуществлять поиск информации в словаре.

 выдвигать предположения

Коммуникативные УУД:

допускать возможность существования разных точек зрения, строить понятные для партнера высказывания, использовать речевые средства для решения разного рода задач.

Рефлексивно-оценочный этап

Учитель организует рефлексию, например, в ходе беседы, предлагает учащимся вспомнить, какую проблему не могли решить в начале урока.

Рефлексия относительно достижения результата – разрешения проблемы:

На какую полку мы поставим последнюю книгу? (Можем оставить ее на третьей полке). Как называется третья группа сказок? Каковы ее особенности?

Рефлексия относительно способов учебной деятельности:

Все ли пункты намеченного плана мы выполнили? Смогли ли мы разрешить затруднение? Что мы делали для этого?

Рефлексия относительно мотивов деятельности:

Понравилась ли вам прочитанная на уроке сказка? Чему она нас учит?

Вы можете продолжить работу дома и выполнить одно из заданий по выбору:

— прочитать сказку выразительно по ролям, передавая характер героев;

— пересказать сказку близко к тексту для своих родителей (брата, сестры);

— найти и прочитать другую бытовую сказку, где главными героями также будут старик и старуха.

Предлагают свои варианты решения проблемы.

Принимают позицию наблюдателя, осуществляют оценку полученного результата, делают вывод о разрешении поставленной проблемы.

Сравнивают намеченный план с этапами проделанной работы, называют способы реализации поставленных задач, читательские умения, которые для этого понадобились.

Характеризуют полученные впечатления в ходе чтения, формулируют свое отношение к описываемым событиям и героям.

Планируют дальнейшую работу со сказкой исходя из личных предпочтений к различным видам творческой деятельности.

Регулятивные УУД:

оценивать правильность своих действий на уровне адекватной ретроспективной оценки, осуществлять итоговый контроль, различать способ и результат действий.

Тип урока: Праздник читательских
удовольствий (урок – обобщение).

Тема урока: Виды русских народных
сказок: волшебные, бытовые, о животных.

Цели урока:

  • Обобщить и систематизировать знания учащихся о
    русских народных сказках, особенностях их
    построения, языке, героях;
  • Создать эмоциональный настрой на изучение
    произведений устного народного творчества;
  • Продолжать формировать интерес к чтению,
    развивать воображение, наблюдательность, умение
    доказывать свою точку зрения;
  • Воспитывать уважение к истокам культуры своего
    народа, чувство ответственности, умение
    принимать решения.

Оборудование: плакаты с изображением
сказочных домиков, рисунки героев сказок,
различные сказочные предметы, портрет
сказочницы, карточки с признаками сказок
различных типов, карточки с заданиями,
проигрыватель, пластинка.

ХОД УРОКА

Организационный момент.

Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться.
Будем думать, рассуждать,
Можем мы урок начать.

Мотивация.

Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы
совершим путешествие, а куда, узнаете, разгадав
загадку:

Что наш маленький народ
В мир волшебный унесет.
Полный смеха, света, краски!
А зовется чудо – … сказка!

Учитель:

Итак, мы отправляемся в сказку. Но прежде, чем
отправиться в путь, ответьте на вопрос: “Кто по
вашему мнению есть самый важный, нужный человек
на сегодняшнем уроке?”

У меня есть один сказочный предмет: вот эта
волшебная шкатулка. Каждый из вас, заглянув в нее,
сможет увидеть самого важного и нужного человека
на нашем уроке, а, может быть, и в мире.

Но пока этот секрет раскрыться не может. Нам
решили помешать злые силы. Баба-Яга заколдовала
нашу шкатулку, откроется она только тогда, когда
вы пройдете испытания.

Но, как и в любой волшебной сказке, есть
герой-злодей, но есть и помощник. Наш помощник
прислал письмо-загадку: “Без меня сказки долго
не живут, знаю их много и делюсь ими с другими”.

Кто же это? (Cказочница.) (На доске портрет).

Она прислала нам очень важный предмет, без
которого не обходится ни один урок чтения. Это
(…книга, книга сказок). На стенде сборники
русских народных сказок. Именно книга поможет
нам преодолеть испытания. Отправляемся в путь.
Волшебный клубок будет нам показывать дорогу.
Клубок как оценка.

Испытание I

На столе заданий капитаны команд берут
конверты с заданиями.

1 группа. Прочитать загадку. Узнать о
какой сказке идет речь. Пересказать отрывок из
сказки, чтобы дети угадали название и героев

Загадка:

“Летела стрела и попала в болото,
А в том болоте поймал ее кто-то,
Кто, распростившись с зеленою кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей?”

Ученик пересказывает отрывок из сказки.

Оценивают. Понравился ли пересказ?

Вопросы:

  • Как называется сказка? (“Царевна-лягушка”)
  • Какие герои встретились?

I группа оценивает, кто быстрей и лучше
ответил на вопросы, передаёт клубок другой
группе.

II группа. Задание: прочитать по ролям
отрывок из сказки “Каша из топора”. (Оценить)

Вопросы:

  • Что за сказка?
  • Кто герои?
  • Какой характер у старухи?
  • Какой характер у солдата?

Музыкальная пауза

(Закройте глаза)

– Послушайте две мелодии и угадайте, какая
мелодия к какой сказке подходит?

  • Величальная.
  • Барыня.

1-я по настроению ближе к танцу царевны-лягушки;

2-я к сказке о топоре.

– Как догадались?

1-я – величавая, спокойная, торжественная.
(Загадочная)

2-я – веселая, задорная, под нее плясать можно.

Учитель:

Каждая сказка, как и человек, имеет свой
характер и настроение. С этим заданием вы тоже
справились.

III группа. Инсценировка отрывков из
сказок.

  • “Лиса, заяц и петух”.
  • “Лиса и волк”.

Оценить игру актеров.

Вопросы:

  • Как называется сказка?
  • Кто герои?
  • Что общего у 2-й и 1-й сказок, в чем отличие?

1-я сценка

“Лисица заяц и петух”

П. – Что ты, зайка, плачешь?

З. – Как же мне не плакать? Была у меня
избушка лубяная, а у лисы ледяная. Ее избушка
растаяла. Попросилась она ко мне погреться, да
меня и выгнала.

П. – Пойдем, я ее выгоню.

З. – Нет, не выгонишь. Собаки гнали –
не выгнали, медведь гнал – не выгнал.

П. – А я выгоню. Ку-ку-ре-ку! Несу косу
на плечи, хочу лису высечи. Ступай, лиса, вон!

Л. – Как выпрыгну, как выскочу, пойдут
клочки по закоулочкам.

П. – Ку-ка-ре-ку…

Л. – Одеваюсь…

П. – …

Л. – Шубу надеваю.

П. – …

Л. – (выскочила и убежала).

– Оцените игру актеров, артистизм, умение
показать характеры героев.

Вопросы к классу:

  • Что за сказка?
  • Какие герои по характеру?

2-я сценка

“Лиса и волк”

(Лиса сидит и ест рыбу.)

В. – Здравствуй, кумушка, хлеб да
соль…

Л. – Я ем свой, а ты подальше стой.

В. – Дай мне рыбки.

Л. – Налови сам, да ешь.

В. – Да я не умею.

Л. – Эка невидаль! Ведь я же наловила.
Ты, куманек, ступай на реку, опусти хвост в
прорубь, сиди да приговаривай:

“Ловись, рыбка, мала да велика,
Ловись, рыбка, мала да велика”.

В.(Уходит, садится у проруби, да
приговаривает.)

Оценим игру актеров. Поблагодарим.

Вопросы:

  • Как называется сказка?
  • Что общего у этой сказки с предыдущей, в чем
    отличие?

IV группа.

Получила волшебные предметы и отрывки из
сказок, в которых эти предметы встречаются.
Прочитать отрывки и узнать, из какой сказки
каждый предмет. (скатерть, полотенце, яблоня,
гребень, меч, игла, яйцо).

Сказки:

  • “Кулик” (скатерть).
  • “Баба-Яга” (полотенце, гребень).
  • “Гуси-лебеди” (яблоня).
  • “Кащей Бессмертный” (меч, игла, яйцо).

Оценить.

Испытание “Волшебные домики”

В нашем классе появились волшебные домики.

Терем

Терем

Простая изба

Простая изба

Лесная избушка

Лесная избушка

В каждом из этих домиков особые сказки и особые
герои живут.

Задание: (расселить героев) поселить
увиденные и прочитанные сказки в свой домик.

1 домик – Волшебный терем, дворец. (Оттуда
пришли сказки “Царевна-Лягушка”, “Кулик”,
“Баба-Яга”, “Кощей Бессмертный”) – это
волшебные сказки.

2 домик – Простая деревянная изба. (“Каша
из топора”, “Солдатская загадка”) – бытовые
сказки.

3 домик – Лесная избушка. (“Лиса, заяц и
петух”, “Лиса и волк” и другие сказки о
животных).

Испытание III

Каждая группа получает конверт со сказочными
героями.

Задание: Распределить героев из
сказок в свои домики. (Доказать.)

IV группа – определяет свои предметы,
объясняет почему.

Вопрос: Почему так распределили
сказки, героев, предметы?

Дети: Потому что сказки можно
разделить на 3 группы.

  • Какие сказки живут в тереме? (Волшебные)
  • В избе? (Бытовые)
  • В лесной избушке? (Сказки о животных)

(Прикрепляю таблички с названиями видов
сказок)

  • Почему сказки делятся на 3 вида?
  • Чем отличаются? (У каждого вида сказок свои
    признаки, особенности).

В группах отбирают карточки с особенностями
сказок:

1 гр. – волшебные, 2 гр. – бытовые, 3 гр. – о
животных, 4 гр. – проверяет, находит общие
признаки.

1 группа 2 группа 3 группа
Волшебство

Герои-злодеи

Герои-помощники

Необычные испытания

Таинственное настроение

Волшебные предметы

Герои – простые люди

Веселое
настроение

Смешные ситуации

Высмеиваются плохие черты характера

Восторг умом, находчивостью

Веселое настроение

Герои-животные

Волшебное условие (животные разговаривают)

Сильный защищает слабого

Учитель: У каждого вида сказок свое
назначение, свое настроение и рассказывать их
надо по-особому. На следующий урок вы подготовите
пересказ любой любимой сказки и проведем конкурс
сказителей.

Испытание IV

(Последнее – резервное Можно использовать в
виде домашнего задания. Задание на листах для
каждого ученика.)

  • Жилище Бабы-Яги? (Избушка)
  • Второе название скатерти? (Самобранка)
  • Аппарат, в котором Баба-Яга совершает свои
    полеты? (Ступа)
  • Сколько голов у Горыныча?
  • Исправьте ошибки в названиях сказок:
    – коробок,
    – кепка,
    – трешечка,
    – петушок– золотой пастушок,
    – царевна-индюшка
  • Ошибки в прозвищах героев:
    – Кощей Бесстрашный,
    – Крошечка – Горошечка,
    – Сестрица – Гуленушка,
  • Какие животные – герои сказок спрятались
    внутри слов?
  • – Василиса стрекоза икота баранка.

Итог урока

Понравился урок?

Удалось вам разобраться в тайнах сказок?

Теперь мы можем заглянуть внутрь и посмотреть,
кто же был самым важным и нужным на нашем уроке
(подхожу к каждому и в зеркале, которое лежит на
дне шкатулки каждый видит себя).

Вы удивлены?

Без каждого из вас наш сегодняшний урок не
состоялся бы!

Вы согласны с тем, что каждый из вас был важным и
нужным?

Рефлексия

Во многих сказках встречается яблоня с ее
наливными яюлочками. Вот и на нашем уроке выросла
такая яблонька. (Открываю доску).

img10.jpg (23020 bytes)

Но она какая-то грустная, нет на ней яблочек.
Давайте ее оживим.

У каждого есть 3 яблока (красное, желтое,
зеленое).

img11.jpg (14434 bytes)

– Если вы считаете, что урок прошел для вас
интересно, вы себя проявили, хорошо работали,
разбираетесь в особенностях сказки – прикрепите
красное яблоко.

– Если не все пока удалось, есть какие-то
проблемы, что-то не получается – желтое.

– Если вам было сложно разобраться, есть
трудности – зеленое, надо немного созреть.

Литературное чтение, 2 класс

Урок 8. Русские народные сказки «Каша из топора», «Гуси-лебеди»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Виды сказок.
  2. Отличия бытовой и волшебной сказки.
  3. Характеристика сказочных персонажей.
  4. Народная мудрость в сказках.

Глоссарий по теме

Сказка. Сказка о животных. Сказка бытовая. Сказка волшебная.

Ключевые слова

Виды сказок: сказка о животных, сказка бытовая, сказка волшебная. Характеристика героя. Композиционные события сказки.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Литературное чтение.2 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. /( Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др.) –9-е изд. – М.: Просвещение,2018. – 225 с.:ил.

2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 2 класс. Рабочая тетрадь.2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2015.

3. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 2 кл. в 2-х частях- М : Просвещение, 2013

4. Сборники русских народных сказок.

Обозначение ожидаемых результатов.

На уроке узнаем, отличия бытовой и волшебной сказки, научимся выделять композиционные части сказки, характеризовать героев сказки.

Основное содержание урока

1. Сегодня мы продолжим говорить о русских народных сказках. Давайте посмотрим на выставку книг в нашем классе. Вспомним, какие сказки вы читали? Скажите, какие сказки вы знаете, помните? Есть ли у этих сказок автор?

Народные сказки люди рассказывали друг другу вслух, говорили «передавались из уст в уста». У народных сказок нет одного конкретного автора. Но на сборниках сказок можно увидеть такие имена как Александр Николаевич Афанасьев, Владимир Иванович Даль. Это самые известные собиратели сказок.

Сказок существует великое множество. Есть сказки разных народов с похожими сюжетами, но в каждой из них своя особенность, в которой можно увидеть обычаи, традиции, историю народа.

2. Попробуйте разделить известные вам сказки на группы. Что помогло вам это сделать?

Назовите главных героев сказки. Есть ли в сказке волшебные предметы и чудесные события? Могли бы события сказки быть реальными?

Можно назвать три группы русских народных сказок: сказки о животных, бытовые сказки, волшебные сказки. В сказках о животных главные герои — это звери, рыбы, птицы. Они разговаривают друг с другом, спорят, ссорятся, мирятся. Также к ним относятся сказки о растениях, живой и неживой природе. Волшебные сказки – сказки с чудесами и волшебством. В их основе лежит волшебный, фантастический мир со своими героями, волшебными предметами, превращениями. Часто герой получает какое-то задание и отправляется в волшебный мир приключений.

Бытовые сказки характеризуются воспроизведением реальных жизненных событий. Их герои обычные люди, которые попадают в жизненные ситуации, проявляют разные качества характера. Эти сказки часто весёлые и остроумные. Главный герой проявляет смекалку и находчивость, одерживает победу над жадностью, невежеством и глупостью.

3. У нас сегодня в гостях сказочные сундучки, в каждом прячется сказка. Откроем их: «Сказка ложь, да в ней намек — добрым молодцам урок».

Какой урок можно извлечь из этих сказок? Прочитаем их и определим, какая это сказка: сказка о животных, волшебная или бытовая.

Со сказками о животных мы уже сталкивались не раз («Колобок», «Теремок», «Зимовье зверей»), волшебные сказки вы тоже можете узнать («Лягушка-царевна», «Летучий корабль», «По-щучьему велению…»), а что же это за сказка бытовая?

Чтение русских народных сказок «Каша из топора», «Гуси-лебеди».

После почтения сказки поработаем с вопросами по содержанию, направленными на понимание её смысла, выделением композиционных частей:

Понравилась сказка? Чем понравилась?

Какие трудные непонятные слова встретились в сказке?

Словарная коробочка для сказки «Каша из топора»

Побывка – недолгое пребывание на родине.

Служивый – солдат.

Притомиться – устать.

Изба – деревянный, крестьянский дом.

Вдоволь – достаточно.

Варево – горячее жидкое кушанье, похлёбка.

Чулан – помещение в доме, служило кладовкой.

Сдобрить – прибавить к еде чего-нибудь, для вкуса.

Котел – большой металлический сосуд для варка пищи.

Коли – если бы

Этакую – такую.

Сметка – смекалка.

Словарная коробочка для сказки «Гуси-лебеди»

Кликала – громко кричала.

Причитывала – плакала, приговаривая.

Шкодить – озорничать, вредить чем-то.

Жилиная – страшная, старая, вся в жилах.

Устьице – отверстие в печке, через которое кладут в неё дрова, ставят чугун.

Кто является героем сказки?

Герои сказки «Каша из топора» солдат и старуха. Реальные люди, которых можно встретить в жизни. Так же, как и в сказке «Гуси-лебеди», сестрица Алёнушка, братец Иванушка, их родители. Но во второй сказке появляются волшебные помощники, чудесные события. Уже можно предположить, что сказка «Гуси-лебеди» обладает чертами волшебной сказки.

Какими чертами характера обладает герой? Герои в сказках разные по характеру и поведению. В сказке «Каша из топора» солдат оказался честным, смекалистым, а старуха жадной и злой. Находчивость выручила солдата и помогла проучить ленивую старуху. В сказке «Гуси-лебеди» сестрица Алёнушка не проявила должного послушания, не выполнила поручение родителей. В первой части сказки была грубой, игнорировала просьбы волшебных вещей, а добилась своего только когда проявила вежливость, уважение и скромность.

Как развивались события в сказке? На какие части можно разделить сказку?

В сказке «Каша из топора» можно выделить первую часть, в которой завязываются события, возникает главная трудность – сварить кашу, да накормить служивого, вторую — в которой солдат проявляет смекалку в приготовлении каши и третью, где наступает развязка событий. В сказке «Гуси-лебеди», ориентируясь на поведение главной героини, можно выделить две части. В первой девочка потеряла братца, не послушав доброго совета родителей, была грубой, невежливой, не откликалась на просьбу о помощи волшебных предметов, а во второй – её скромность, вежливость помогли спасти братца.

Итак, открыв волшебные сундучки, мы побывали в двух сказках. Бытовой сказке «Каша из топора» и волшебной «Гуси-лебеди».

4. Любая сказка чему-то учит читателя. Сказка «Каша из топора» — находчивости в трудных ситуациях, трудолюбию, смекалке. Сказка «Гуси-лебеди» тому, что надо быть послушным, вежливым и на добро отвечать добром.

Цель для учителя: познакомить учащихся с русской народной бытовой сказкой «У страха глаза велики».

Вспомнить с младшими школьниками о содержании изученной сказки «Мужик и медведь»;

Закрепить с обучающимися знания о видах русских народных сказок, об их отличиях и об особенностях бытовых сказок;

Учить учащихся выделять главную мысль произведения, определять черты характера героев и анализировать их поведение;

Способствовать развитию у второклассников умения выразительно и грамотно читать, выражать мнение о прочитанном и обосновывать его;

Содействовать нравственному воспитанию учащихся на основе анализа характеров героев сказки и их поведения, прививать интерес к чтению, приобщать к русскому народному творчеству.

Ресурсы: аудиозапись «Сказки гуляют по свету» в исполнении В.В. Толкуновой, мультимедийная презентация, проектор, интерактивная доска, карточки для работы в паре, тест для проверки знаний по содержанию сказки.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент

-Здравствуйте ребята!

Учитель читает строки:

Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю: каждый в классе гений.

Но без труда талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений

Мы вместе сочиним урок!

Мои соавторы и судьи,

Оценкой вас не нахожу.

За странный слог не обессудьте.

А дальше прозой я скажу…

Вы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работайте старательно,

Слушайте внимательно.

-Предлагаю начать наш урок литературного чтения с прекрасным настроением! Желаю вам успехов на уроке! (Слайд 1. Приложение 1)

Приветствуют учителя.

Личностные: формируем мотивацию к успешному обучению.

Актуализация знаний. Целеполагание

-Послушайте песню и после прослушивания ответьте на вопрос: о чем там поется? (Учитель включает аудиозапись «Сказки гуляют по свету»)

-О чем поется в данной песне?

-Правильно о сказках. (Учитель на доске записывает слово сказка)

-А какая это сказка, когда одни придумали, другой добавил, третий продолжил…? (Учитель записывает рядом со словом «сказка» слово «народная»)

-Все народы любят сочинять сказки. Не исключение и наш народ. Сегодня мы вновь познакомимся со сказкой, созданной нашим народом, а значит, это будет какая сказка? (На доске, по мере ответов детей, собирается надпись: русская народная сказка)

-Какие виды русских народных сказок вы помните?

-Какие отличительные особенности волшебных сказок вы знаете?

-Что отличает сказки о животных?

-А какие особенности бытовых сказок вы помните?

-Сегодня мы продолжим знакомство с новой бытовой сказкой. Но для начала обратите внимание на слайд. Прочитаем эти пословицы. (Слайд 3, 4. Приложения 3, 4)

-Что объединяет эти пословицы?

-Подберите к этому понятию другое близкое по значению слово.

-Если вы затрудняетесь, то прочитайте стихотворение. (Слайд 5. Приложение 5)

-Почему с совой не хочется встречаться?

-Трусость — страх. Эти слова похожи, но и отличаются. Трус – человек, легко поддающийся чувству страха.

Трусость – поведение труса, боязливость. (Слайд 6. Приложение 6)

Страх – очень сильный испуг, сильная боязнь. (Слайд 7. Приложение 7)

-Были ли у вас случаи, когда вы испытывала страх?

-Действительно, можно от страха себе навыдумывать много всего, чего нет на самом деле.

-Сегодня мы познакомимся с произведением, где герои тоже такого себе навыдумывали.

-Прочитайте тему урока. (Слайд 8. Приложение 8)

-Определите цель нашего урока, исходя из темы. (Слайд 9. Приложение 9)

-Какую сказку мы изучали на прошлом уроке?

-Нам необходимо повторить содержание сказки.

-Прочитайте первую задачу урока. (Слайд 10. Приложение 10)

-Прочитайте название сказки. (Слайд 11. Приложение 11)

-Как вы думаете, о чем там может идти речь, судя по названию?

-Хорошо. Мы можем предположить, что в сказке пойдет речь о том, что герои попали в необычную ситуацию, которая их учит чего-то не бояться. Но чтобы лучше знать, о чем там пойдет речь нам нужно познакомиться с содержание сказки. Определите вторую задачу урока.

-Познакомившись с содержание сказки нам необходимо закрепить свои знания. Поэтому, какова будет третья задача урока?

-Мы с вами определили цель и задачи урока. Я желаю вам успехов в достижении цели!

Слушают песню.

-В этой песне поется о сказках.

-Народная.

-Русская.

-Волшебные сказки, бытовые сказки и сказки о животных. (Слайд 2. Приложение 2)

-В них происходит волшебство.

-В этих сказках главные герои — животные.

-В бытовых сказках происходят обычные, обыденные действия. Главные герои чаще всего люди. Действие происходит в деревнях, в избах, в обычных домах.

1. Пуганая ворона и куста боится.

2. Не ходи в лес, коли зайца боишься.

3. Трус собственной тени боится.

4. Кто дрожит, тот и бежит.

-Эти пословицы объединяет трусость.

У совы-совищи

Круглые глазищи.

В темноте горят огнём,

Ночью видят всё, как днём!

Неохота, братцы, мне с совой встречаться!

-Не хочется встречаться с совой, потому что страшно.

Два-три учащихся отвечают на вопрос.

-Тема урока: русская народная бытовая сказка «У страха глаза велики».

-Цель урока: познакомиться с русской народной бытовой сказкой «У страха глаза велики».

-Мы изучали сказку «Мужик и медведь».

-Первая задача урока: вспомнить содержание сказки «Мужик и медведь».

-Там может идти речь о людях, которые попали в необычную ситуацию. Они что-то испугались.

-Вторая задача урока: прочитать сказку «У страха глаза велики». (Слайд 12. Приложение 12)

-Третья задача урока: закрепить знания о содержании сказки. (Слайд 13. Приложение 13)

Регулятивные: развиваем умения прогнозировать предстоящую работу, самостоятельно ставить цель, определять задачи урока.

Коммуникативные: развиваем умение слушать учителя и одноклассников.

Личностные: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Познавательные: развиваем умение строить грамотное речевое высказывание на основе опыта; повторяем ранее изученное.

Первичный синтез

Подготовку к первичному восприятию текста

Установка на целенаправленное восприятие текста

-Какую сказку мы читали на прошлом уроке?

-Кто главные герои сказки?

-На что обиделся медведь?

-А почему мужику удалось обмануть медведю?

-А что такое корешки?

-А что такое вершки?

-Дома вы записали, какими качествами обладает мужик. Давайте их назовем. Какой мужик?

-Назовите, какие качества у медведя. Какой он?

-А почему русский народ чаще всего в своих сказках выделяет медведя?

-Чему учит данная сказка?

-Мы с вами вспомнили содержание сказки «Мужик и медведь», а это значит, решили первую задачу урока.

-Вспомним, какие бытовые сказки мы уже изучили?

-Мы читали сказку «Мужик и медведь».

-Главные герои сказки — мужик и медведь.

-На то, что его обманул мужик.

-Мужику удалось обмануть медведя, потому что у медведя было мало знаний. Он перепутал корешки с вершками.

-Это корни растения, которые растут в земле. Через них растение получает необходимые элементы из почвы для роста.

-Это вкусная часть растения.

-Мужик хитрый, смелый, трудолюбивый, умный.

-Медведь глупый, сильный.

-Медведь на Руси считался священным животным, а убивать его и использовать в пищу мясо медведя нельзя. Медведь все животные в лесу уважают.

-Сказка учит сообразительности, смекалке или хитрости. Мужик не просто обманул медведя, медведь сам соглашался на такой обман, хотя и не понимал сперва в чем он состоит.

-Мы изучили сказки «Каша из топора», «Самое дорогое» и «Мужик и медведь».

Познавательные: развиваем умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов.

Коммуникативные: строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Личностные: развиваем умения выражать свое мнение.

Регулятивные: развиваем умение высказывать своё предположение на основе прочитанного текста.

Физкультминутка

-Я предлагаю вам немного отдохнуть. Я буду называть вам предметы, героев, вещи из сказок какие мы изучили. Ваша задача хлопать, если это слово из сказки, которую мы изучили, присесть, если нет.

Предметы, герои:

Топор;

Золушка;

Лесной Дед;

Солдат;

Волк;

Коза;

Крупа;

Масло;

Ивовый прут;

Прялка;

Красная шапочка.

-Молодцы! Вы активны и внимательны. Присаживайтесь.

Хлопают.

Приседают.

Хлопают.

Хлопают.

Приседают.

Приседают.

Хлопают.

Хлопают.
Хлопают.

Хлопают.

Приседают.

Коммуникативные: развиваем умение слушать учителя.

Первичное восприятие текста

Словарная работа

-Ребята, прежде чем начать читать сказку, вам я предлагаю разобраться с новыми словами, которые вам встретятся в тексте. Вам необходимо соединить слово и его значение на карточке. Выполните это задание в парах. Эти слова помогут вам лучше понять содержание сказки. (Карточка)

-А теперь проверим, правильно ли вы приняли решение. Проверьте свой ответ по эталону. Если всё верно, поставьте знак «плюс», если есть ошибки, то знак «вопрос». Поднимите руки те, кто поставил «плюс», те кто поставил «вопрос». (Слайд 14,15. Приложения 14,15)

Слова и их значения:

Колода – короткое толстое бревно, в котором делается углубление для воды.

Колодец – глубокая яма с отвесными укрепленными стенками, служащая для добывания воды из водоносных слоев земли.

Наперсток — металлический колпачок, надеваемый на палец при шитье для предохранения от укола иголкой.

Схорониться — спрятаться.

-Прочитаем эти слова ещё раз.

-Прочитайте сказку самостоятельно. Будьте внимательны, не торопитесь. После прочтения я задам вопросы.

Выполняют задание в парах.

Читают ещё раз слова.

Самостоятельно читают сказку.

Познавательные: формируем умение ориентироваться в тексте.

Коммуникативные: развиваем умение слушать учителя.

Личностные: формируем понимание о ценности работы с русскими народными сказками.

Регулятивные: развиваем умение действовать в соответствии с поставленным задачами.

Эмоционально- оценочная беседа

-Поднимите руки те, кому понравилась сказка.

-Кто главные герои сказки? Как их называли?

-О чем сказка? Почему она так называется?

-Поднимают руки.

-Бабушка — старушка, внучка — толстушка, курочка — клохтушка, мышка — норушка.

О том, что герои испугались. Действительно, у страха глаза велики: не увидев, кто очутился у них под ногами, преувеличили опасность и побежали без оглядки.

Коммуникативные: развиваем умения слушать учителя и одноклассников, строить грамотные речевые высказывания.

Вторичный синтез

Анализ текста

-Сейчас я буду спрашивать читать сказку вас по цепочке. Если кто-то читает, значит, остальные следят по тексту. Я буду задавать вопросы.

-Почему героев называли водоносами?

-Что привиделось каждому водоносу?

-Действительно ли всё было так страшно?

-Какие ведра были у героев? Зачитайте.

-Из каких мест брали воду герои? Зачитайте из текста.

-Кого испугались герои?

-А кто был на самом деле там в лесу?

-Прочитайте о действиях героев в тот момент, когда прибежали домой.

-А что сказал заяц? Зачитайте.

-Прочитайте, какая умная мысль подводит итог сказке.

-Значит, чему нас учит сказка?

-Мы прочитали сказку, проанализировали её содержание, а значит, решили вторую задачу урока.

Читают сказку.

-Они носили воду.

-Бабушке — медведь, курочке — лиса, мышке — кот, зайцу – охотники.

-Так и в жизни, бывает страшно, когда в чём — то не разобрался. Чтобы не было так страшно, надо выяснить причину страха.

-У бабушки были ведра большие, у внучки — поменьше, у курочки — с огурчик, у мышки — с наперсточек.

-Бабушка брала воду из колодца, внучка — из колоды, курочка — из лужицы, а мышка — из следа от поросячьего копытца.

-Медведя, лису, волка, кота.

-Заяц.

-Бабушка на лавку упала, внучка за бабку спряталась, курочка на печку взлетела, а мышка под печку схоронилась.

-А зайка в лес прибежал, под кустик лег и думает: «Вот страсти-то! Четыре охотника за мной гнались, и все с собаками, как только меня ноги унесли!»

-Верно говорят: «У страха глаза велики: чего нет, и то видят»

-Надо всегда постараться выяснить причину страха.

Коммуникативные: развиваем умения оформлять свои мысли в устной форме, развиваем умения слушать учителя и одноклассников, строить грамотно высказывания.

Личностные: формируем умение анализировать поведение героев, на основе анализа учим понимать, как правильно следует действовать в сложившейся ситуации.

Познавательные: развиваем умения ориентироваться в тексте.

Регулятивные: развиваем умение определять успешность понимания прочитанного.

Закрепление знаний

-Сейчас я предлагаю вам закрепить свои знания по сказке, выполнив тест. Будьте внимательны. Выполняйте самостоятельно. Выполнив самостоятельную работу, мы решим третью задачу урока.

Выполняют самостоятельную работу.

Познавательные: закрепляем полученные знания.

Рефлексия

-Какая тема урока?

-Какова цель урока?

-Поднимите руки те, кто считает, что мы достигли цели урока?

-Я предлагаю вам оценить свою деятельность на уроке с помощью светофора. Я показываю зелёный свет светофора, то поднимают руки те, кому было легко работать на уроке, кто понял и выделил для себя, чему учит сказка и много интересного унесет с собой с урока. Я показываю желтый свет светофора, и поднимают руки те, кому было интересно на уроке, но возникли некоторые трудности. Я показываю красный свет светофора, и поднимают руки те, кому было сложно на уроке работать.

-В чем возникли ваши трудности? (Учитель задает вопрос в том случае, если подняли руки на красный свет светофора)

-Тема урока: «Русская народная бытовая сказка «У страха глаза велики».

-Цель урока: познакомиться с русской народной бытовой сказкой «У страха глаза велики».

Поднимают руки.

Оценивают свою деятельность на уроке.

Регулятивные: формируем умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные: развиваем умение слушать учителя.

Домашнее задание

-Дома вам необходимо придумать самостоятельно загадку к сказке. Запишите её в тетрадь. На следующем уроке мы будем друг другу их загадывать. Я поставлю отметки.

Записывают домашнее задание.

Коммуникативные: развиваем умение слушать учителя.

Итог урока

-Ребята, вы сегодня очень хорошо потрудились на уроке, мне было приятно с вами работать. Всем спасибо! Урок окончен.

Коммуникативные: развиваем умение слушать учителя.

Бытовые сказки

Бытовые сказки — произведения, которые полезно читать детям. В них нет магии или волшебства, но такие сказки не менее интересны. Они коротки, потому что повествование ведется о каком-то одном событии, обычном и повседневном. Персонажи находят решение проблем с юмором, фантазией. Бытовые сказки заинтересуют детей своей реалистичностью, позитивным настроем. Они научат не унывать в трудностях, относиться к себе, жизненным задачам с оптимизмом и творческим подходом.

  • Каша из топора

    «Каша из топора» — народная сказка, которую хоть раз слышал каждый. В ней рассказывается о необычном рецепте блюда и смекалке русского человека. Солдат идёт домой на побывку, остановился на ночь у скупой старушки, которая…

  • Репка

    Репка — русская народная сказка, которая знакома каждому ребенку с малых лет. Записанная и опубликованная в 1863 году «Репка» А. Афанасьевым имеет цепочные действия, ясные даже малышу, поэтому можно читать сказку с раннего…

  • Солдатская шинель

    Солдатская шинель — сказка русского народа, которую полезно прочесть каждому человеку. В ней рассказано о том, как барин разговорился с обычным солдатом. Последний похвастался тем, что на его шинели удобно спать. Барину…

  • Чего на свете не бывает

    Чего на свете не бывает — сказка русского народа, которая забавляет не только юных читателей уже многие века. В ней показана беззаботная жизнь богатого барина. Он никогда не нуждается в деньгах и от скуки решает пошутить…

  • Дочь-семилетка

    Дочь-семилетка — сказка русского народа, с которой с удовольствием познакомится и ваш ребенок. В ней говорится о том, как царь при встрече с обычными людьми загадывает им загадки. Однажды государь задал три вопроса мужику…

  • Ворона и рак

    Ворона и рак — небольшое произведение Константина Ушинского, которое стоит перечитывать всей семьей. В нем говорится о том, как однажды ворона поймала рака и подняла его на дерево, чтобы там спокойно съесть свою добычу…

  • Как Иван-дурак дверь стерёг

    Как Иван-дурак дверь стерёг — русская народная сказка, которая позабавит всю семью. В ней описано то, как в крестьянской семье воспитываются три сына. Двое из них умные и отличные помощники в хозяйстве. Кем вышел третий…

  • Дурак и береза

    Сказку «Дурак и береза» сочинил простой русский народ. В сказке говорится, как у одного старика были три сына. Вот умер старик, и разделили братья наследство. Старшие братья получили всякого добра, а младшему брату, дураку…

  • Волшебный кафтан

    Волшебный кафтан — русская народная сказка, которая любима многими поколениями детей. В ней повествуется, как мужик рубит дрова в морозный день. Однако герою истории так жарко от прилагаемых им усилий, что он скинул даже…

  • Иванушка-дурачок

    Иванушка-дурачок — сказка из русского фольклора, которая знакома не одному поколению детей. В ней рассказывается о крестьянской семье, где есть три взрослых сына, последний из них — дурачок Иван. Он пытается отбиться от…

  • Барские гуси

    Барские гуси — русская народная сказка, которая придется по душе всем детям. В ней показана жизнь крестьянина с женой. Ничем бы она не отличалась от других, но только супруга у мужика была упрямой и жадной. Однажды к семейной…

  • Как поп работницу нанимал

    «Как поп работницу нанимал» — еще одна сказка, которую придумал русский народ. В сказке рассказывается, как хитрый поп нанимает себе новую работницу. Он ведет речь о том, как быстро она управится со всеми делами. При этом…

  • Мизгирь

    Мизгирь – произведение устного творчества, которое создал русский народ. В нем поведано о временах, когда появилось много кровососущих насекомых. Они стали кусать людей и скот. Как истребить надоедливых мошек, мух и комаров…

ОГБОУ «Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» Курсы ПК по теме: «Актуальные вопросы введения ФГОС начального общего образования» Зачётная работа «Конспект урока литературного чтения во 2 классе» Составил учитель начальных классов Трупп Светлана Владимировна МБОУ «Воронинская СОШ» Томского района Февраль 2012 год. Виды русских народных сказок: волшебные, бытовые, сказки о животных. УМК «Школа России»

Тип урока: Праздник читательских удовольствий (урок – обобщение).

Тема урока: Виды русских народных сказок: волшебные, бытовые, о животных.

Цели урока:

  • Обобщить и систематизировать знания учащихся о русских народных сказках, особенностях их построения, языке, героях;

  • Создать эмоциональный настрой на изучение произведений устного народного творчества;

  • Продолжать формировать интерес к чтению, развивать воображение, наблюдательность, умение доказывать свою точку зрения;

  • Воспитывать уважение к истокам культуры своего народа, чувство ответственности, умение принимать решения.

Оборудование: плакаты с изображением сказочных домиков, рисунки героев сказок, различные сказочные предметы, портрет сказочницы, карточки с признаками сказок различных типов, карточки с заданиями, проигрыватель, пластинка.

ХОД УРОКА

Организационный момент.

Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться.
Будем думать, рассуждать,
Можем мы урок начать.

Мотивация.

Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы совершим путешествие, а куда, узнаете, разгадав загадку:

Что наш маленький народ
В мир волшебный унесет.
Полный смеха, света, краски!
А зовется чудо – … сказка!

Учитель:

Итак, мы отправляемся в сказку. Но прежде, чем отправиться в путь, ответьте на вопрос: “Кто по вашему мнению есть самый важный, нужный человек на сегодняшнем уроке?”

У меня есть один сказочный предмет: вот эта волшебная шкатулка. Каждый из вас, заглянув в нее, сможет увидеть самого важного и нужного человека на нашем уроке, а, может быть, и в мире.

Но пока этот секрет раскрыться не может. Нам решили помешать злые силы. Баба-Яга заколдовала нашу шкатулку, откроется она только тогда, когда вы пройдете испытания.

Но, как и в любой волшебной сказке, есть герой-злодей, но есть и помощник. Наш помощник прислал письмо-загадку: “Без меня сказки долго не живут, знаю их много и делюсь ими с другими”.

Кто же это? (Cказочница.) (На доске портрет).

Она прислала нам очень важный предмет, без которого не обходится ни один урок чтения. Это (…книга, книга сказок). На стенде сборники русских народных сказок. Именно книга поможет нам преодолеть испытания. Отправляемся в путь. Волшебный клубок будет нам показывать дорогу. Клубок как оценка.

Испытание I

На столе заданий капитаны команд берут конверты с заданиями.

1 группа. Прочитать загадку. Узнать о какой сказке идет речь. Пересказать отрывок из сказки, чтобы дети угадали название и героев

Загадка:

“Летела стрела и попала в болото,
А в том болоте поймал ее кто-то,
Кто, распростившись с зеленою кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей?”

Ученик пересказывает отрывок из сказки.

Оценивают. Понравился ли пересказ?

Вопросы:

  • Как называется сказка? (“Царевна-лягушка”)

  • Какие герои встретились?

I группа оценивает, кто быстрей и лучше ответил на вопросы, передаёт клубок другой группе.

II группа. Задание: прочитать по ролям отрывок из сказки “Каша из топора”. (Оценить)

Вопросы:

  • Что за сказка?

  • Кто герои?

  • Какой характер у старухи?

  • Какой характер у солдата?

Музыкальная пауза

(Закройте глаза)

– Послушайте две мелодии и угадайте, какая мелодия к какой сказке подходит?

  • Величальная.

  • Барыня.

1-я по настроению ближе к танцу царевны-лягушки;

2-я к сказке о топоре.

– Как догадались?

1-я – величавая, спокойная, торжественная. (Загадочная)

2-я – веселая, задорная, под нее плясать можно.

Учитель:

Каждая сказка, как и человек, имеет свой характер и настроение. С этим заданием вы тоже справились.

III группа. Инсценировка отрывков из сказок.

  • “Лиса, заяц и петух”.

  • “Лиса и волк”.

Оценить игру актеров.

Вопросы:

  • Как называется сказка?

  • Кто герои?

  • Что общего у 2-й и 1-й сказок, в чем отличие?

1-я сценка

Лисица заяц и петух”

П. – Что ты, зайка, плачешь?

З. – Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Ее избушка растаяла. Попросилась она ко мне погреться, да меня и выгнала.

П. – Пойдем, я ее выгоню.

З. – Нет, не выгонишь. Собаки гнали – не выгнали, медведь гнал – не выгнал.

П. – А я выгоню. Ку-ку-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису высечи. Ступай, лиса, вон!

Л. – Как выпрыгну, как выскочу, пойдут клочки по закоулочкам.

П. – Ку-ка-ре-ку…

Л. – Одеваюсь…

П. – …

Л. – Шубу надеваю.

П. – …

Л. – (выскочила и убежала).

– Оцените игру актеров, артистизм, умение показать характеры героев.

Вопросы к классу:

  • Что за сказка?

  • Какие герои по характеру?

2-я сценка

Лиса и волк”

(Лиса сидит и ест рыбу.)

В. – Здравствуй, кумушка, хлеб да соль…

Л. – Я ем свой, а ты подальше стой.

В. – Дай мне рыбки.

Л. – Налови сам, да ешь.

В. – Да я не умею.

Л. – Эка невидаль! Ведь я же наловила. Ты, куманек, ступай на реку, опусти хвост в прорубь, сиди да приговаривай:

“Ловись, рыбка, мала да велика,
Ловись, рыбка, мала да велика”.

В.(Уходит, садится у проруби, да приговаривает.)

Оценим игру актеров. Поблагодарим.

Вопросы:

  • Как называется сказка?

  • Что общего у этой сказки с предыдущей, в чем отличие?

IV группа.

Получила волшебные предметы и отрывки из сказок, в которых эти предметы встречаются. Прочитать отрывки и узнать, из какой сказки каждый предмет. (скатерть, полотенце, яблоня, гребень, меч, игла, яйцо).

Сказки:

  • “Кулик” (скатерть).

  • “Баба-Яга” (полотенце, гребень).

  • “Гуси-лебеди” (яблоня).

  • “Кащей Бессмертный” (меч, игла, яйцо).

Оценить.

Испытание “Волшебные домики”

В нашем классе появились волшебные домики.

Терем

Простая изба

Лесная избушка

В каждом из этих домиков особые сказки и особые герои живут.

Задание: (расселить героев) поселить увиденные и прочитанные сказки в свой домик.

1 домик – Волшебный терем, дворец. (Оттуда пришли сказки “Царевна-Лягушка”, “Кулик”, “Баба-Яга”, “Кощей Бессмертный”) – это волшебные сказки.

2 домик – Простая деревянная изба. (“Каша из топора”, “Солдатская загадка”) – бытовые сказки.

3 домик – Лесная избушка. (“Лиса, заяц и петух”, “Лиса и волк” и другие сказки о животных).

Испытание III

Каждая группа получает конверт со сказочными героями.

Задание: Распределить героев из сказок в свои домики. (Доказать.)

IV группа – определяет свои предметы, объясняет почему.

Вопрос: Почему так распределили сказки, героев, предметы?

Дети: Потому что сказки можно разделить на 3 группы.

  • Какие сказки живут в тереме? (Волшебные)

  • В избе? (Бытовые)

  • В лесной избушке? (Сказки о животных)

(Прикрепляю таблички с названиями видов сказок)

  • Почему сказки делятся на 3 вида?

  • Чем отличаются? (У каждого вида сказок свои признаки, особенности).

В группах отбирают карточки с особенностями сказок:

1 гр. – волшебные, 2 гр. – бытовые, 3 гр. – о животных, 4 гр. – проверяет, находит общие признаки.

1 группа

2 группа

3 группа

Волшебство

Герои-злодеи

Герои-помощники

Необычные испытания

Таинственное настроение

Волшебные предметы

Герои – простые люди

Веселое настроение

Смешные ситуации

Высмеиваются плохие черты характера

Восторг умом, находчивостью

Веселое настроение

Герои-животные

Волшебное условие (животные разговаривают)

Сильный защищает слабого

Учитель: У каждого вида сказок свое назначение, свое настроение и рассказывать их надо по-особому. На следующий урок вы подготовите пересказ любой любимой сказки и проведем конкурс сказителей.

Испытание IV

(Последнее – резервное Можно использовать в виде домашнего задания. Задание на листах для каждого ученика.)

  • Жилище Бабы-Яги? (Избушка)

  • Второе название скатерти? (Самобранка)

  • Аппарат, в котором Баба-Яга совершает свои полеты? (Ступа)

  • Сколько голов у Горыныча?

  • Исправьте ошибки в названиях сказок:
    – коробок,
    – кепка,
    – трешечка,
    – петушок– золотой пастушок,
    – царевна-индюшка

  • Ошибки в прозвищах героев:
    – Кощей Бесстрашный,
    – Крошечка – Горошечка,
    – Сестрица – Гуленушка,

  • Какие животные – герои сказок спрятались внутри слов?

– Василиса стрекоза икота баранка.

Итог урока

Понравился урок?

Удалось вам разобраться в тайнах сказок?

Теперь мы можем заглянуть внутрь и посмотреть, кто же был самым важным и нужным на нашем уроке (подхожу к каждому и в зеркале, которое лежит на дне шкатулки каждый видит себя).

Вы удивлены?

Без каждого из вас наш сегодняшний урок не состоялся бы!

Вы согласны с тем, что каждый из вас был важным и нужным?

Рефлексия

Во многих сказках встречается яблоня с ее наливными яюлочками. Вот и на нашем уроке выросла такая яблонька. (Открываю доску)

Но она какая-то грустная, нет на ней яблочек. Давайте ее оживим.

У каждого есть 3 яблока (красное, желтое, зеленое).

– Если вы считаете, что урок прошел для вас интересно, вы себя проявили, хорошо работали, разбираетесь в особенностях сказки – прикрепите красное яблоко.

– Если не все пока удалось, есть какие-то проблемы, что-то не получается – желтое.

– Если вам было сложно разобраться, есть трудности – зеленое, надо немного созреть.

12

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Бытовая сказка шемякин суд
  • Бытовая сказка что это такое в литературе
  • Бытовая сказка что это значит
  • Бытовая сказка читать русская народная сказка читать
  • Бытовая сказка чего на свете не бывает

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии