-
Сжать текст. Сказки… как прекрасен и увлекателен ваш мир. Мир, в котором всегда торжествует добро, где умный всегдапобеждает глупого, хороший — плохого, и в финале, как правило, все счастливы. Нет, конечно, и среди вас есть такие, после которых становится грустно и хочется плакать. Но это святая грусть и святые слёзы. Они очищают.
Бывают, правда, и злые сказки, в которых все наоборот. Но ведь и люди тоже бывают злые. А между прочим, даже среди вас, людей, злых значительно меньше, чем добрых, а уж про сказки-то и говорить не приходится. Да и злой-то сказка становится от того, что кто-то обидел её, сломал, согнул грубыми руками. Ведь сказки не могут быть злымиот природы, такими их делаете вы, люди.
Вы, люди, специально, а чаще случайно, забыв о той поре, когда вы ещё верили сказкам, причиняете друг другу боль. Вы, люди, забываете о всё исцеляющей доброте сказок и мечетесь в жизненном тупике, ища выхода и не видя его. А ведь он поразительно прост. Надо верить в чудеса. Верить и жить. Жить так, чтобы жизнь превращалась только в добрые и весёлые сказки.-
Предмет:
Русский язык
-
Автор:
quinnmiles987
-
Создано:
2 года назад
Знаешь ответ? Добавь его сюда!
-
Уже при первом чтении изложения нужно постараться записать текст на черновике. Безусловно, важно владеть скорописью. Если что-то не запомнилось, лучше оставлять пустые места, чтобы восполнить пропуски позже. Во время десятиминутной паузы между прослушиванием аудиозаписи можно расшифровать сокращённые слова, попытаться определить микротемы.
Часто ученики ошибочно выделяют абзацы, деформируют смысл текста, вставляя то, чего не было в исходном тексте, или упускают важное и сохраняют ненужные детали.
Когда текст полностью записан, можно приступать к его сжатию. Работу нужно организовать поэтапно — с каждым абзацем отдельно. Лучше всего начать с поиска повторяющихся слов. Их мы заключаем в овалы или подчёркиваем. Потом находим однородные члены и заменяем их обобщённым понятием. Из простых предложений выстраиваем сложные, а сложные превращаем в простые, прямую речь меняем на косвенную. Исключаем причастные и деепричастные обороты, вводные слова, цитаты.
Не забываем вести счёт словам, даже таким маленьким, как союзы А, И, предлоги О, В. Подсчитываем количество слов как в каждом абзаце, так и во всём тексте целиком.
Предлагаем вашему вниманию материалы из опыта работы по сокращению текстов изложения в формате ОГЭ-2017.
В исходных текстах уже подчёркнуто то, что подлежит сокращению. Всего слов в предложенных для сжатия текстах может быть от 150 до 175, нужно сократить предложенный текст в два раза, чтобы получилось не менее 70 слов. Хорошо, если сумеем уложиться до 80 слов.
Работа с текстом о маме
Слово «мама» — особое слово. Оно рождается вместе с нами, сопровождает нас в годы взросления и зрелости. Его лепечет дитя в колыбели. С любовью произносит юноша и глубокий старец. В языке любого народа есть это слово. И на всех языках оно звучит нежно и ласково. 44 слова
Место матери в нашей жизни особое, исключительное. Мы всегда несём ей свою радость и боль и находим понимание. Материнская любовь окрыляет, придаёт силы, вдохновляет на подвиг. В сложных жизненных обстоятельствах мы всегда вспоминаем маму. И нужна нам в этот миг только она. Человек зовёт мать и верит, что она, где бы не была, слышит его, сострадает и спешит на помощь. Слово «мама» становится равнозначным слову «жизнь». 66 слов
Сколько художников, композиторов, поэтов создали замечательные произведения о маме! «Берегите матерей!» — провозгласил в своей поэме известный поэт Расул Гамзатов. К сожалению, мы слишком поздно понимаем, что забыли сказать много хороших и добрых слов своей маме. Чтобы этого не произошло, нужно дарить им радость каждый день и час. Ведь благодарные дети — лучший подарок для них. 55 слов
Всего 165 слов
Вариант 1 сжатия текста о маме
Слово «мама» особенное. Оно сопровождает нас в годы взросления и зрелости, а в языке любого народа звучит нежно и ласково. 20 слов
Место матери в нашей жизни исключительное. Мы разделяем с ней радость и горе. Материнская любовь вдохновляет нас на подвиг. Человек верит, что мама всегда придёт на помощь. 27 слов
Художники, композиторы и поэты создали замечательные произведения о маме. Мы поздно понимаем, что не сказали вовремя добрые слова маме. Нужно всегда дарить ей радость, ведь благодарные дети — лучший подарок. 29 слов
Всего 76 слов
Вариант 2 сжатия текста о маме
Слово «мама» особое. Оно сопровождает нас всю жизнь: от колыбели до старости. Это слово есть в любом языке мира, и звучит оно ласково. 23 слова
Место матери исключительное. Мы делимся с мамой своей радостью и болью, в сложных обстоятельствах зовём на помощь. Слово «мама» равнозначно слову «жизнь». 22 слова
Многие талантливые люди создали замечательные произведения о маме. Нужно беречь матерей, говорить им хорошие и добрые слова, дарить радость каждый день и час. Ведь благодарные дети — лучший подарок для них. 30 слов
Всего 75 слов
Работа с текстом о шуме в природе
Этот текст достаточно сложен. В нём много рядов однородных членов, есть обобщающие слова, обособленные члены предложения и повторы. Части его не совсем равноценны, поэтому ученики неправильно выделяют абзацы.
Кто из людей не испытывал наслаждения, внимая вздохам летнего дождика, шуршанию осенней листвы, волнам, плещущимся вдоль берегов озера, журчащей воде, голубям, воркующим туманным утром? Что может сравниться с пением птиц, особенно таких выдающихся музыкантов, как соловьи? Пение людей может надоедать, пение птиц — никогда. Птицы создают звуковую окраску ландшафта. Дикая природа обладает не только зрительной, но и звуковой красотой. Различные виды насекомых, зверей, птиц дополняют друг друга в суточных и сезонных ритмах звучания, исполненных подлинной красоты. 76 слов
Самая богатая музыка — музыка природы. Один канадский композитор ввёл специальное понятие — «звуковой ландшафт«. По его мнению, для жителей лесов каждый вид дерева имеет свой голос. Когда ветерок пролетает в ёлках — они всхлипывают и стонут, ясень шипит, берёзы шелестят, сосны гудят. Даже злаки имеют свои «голоса», разные днём и ночью. 52 слова
Природа не производит шум. Рёв бури, шелестящий лист, скороговорка дождя — во всём этом есть изначальная и неизведанная гармония. Пение птиц, кваканье лягушек, шелест трав, шум прибоя, рёв водопада — вся эта симфония звуков дикой природы есть огромная и недосягаемая идеальная ценность. 42 слова
(По В. Борейко)
Всего 164 слова
Пример сжатия текста
Многие люди испытывают наслаждение, обращая внимание на дождь, листву, волны, туманное утро. И пение птиц никогда не надоедает. Дикая природа обладает зрительной и звуковой красотой. Различные виды живого мира дополняют друг друга. 31 слово
Музыка природы самая богатая. Канадский композитор считает, что для жителей лесов каждое дерево имеет свой голос: от ветра ёлки стонут, ясень шипит, берёзы шелестят, сосны гудят, и злаки имеют свои «голоса. 31 слово
В природе есть какая-то неизведанная гармония. Симфония звуков окружающего мира имеет недосягаемую ценность. 13 слов
Всего 75 слов
Работа с текстом о культуре
Слово «культура» многогранно. Что же в первую очередь несёт в себе истинная культура? Она несёт в себе понятие духовности, свет, знание и истинную красоту. И если люди поймут это, то наша страна станет процветающей. И потому было бы очень хорошо, если бы в каждом городе и посёлке был свой центр культуры, центр творчества не только для детей, но и для людей всех возрастов. 63 слова
Истинная культура всегда направлена на воспитание и на образование. И во главе таких центров должны стоять люди, хорошо понимающие, что такое настоящая культура, из чего она складывается, каково её значение. Ключевой нотой культуры могут стать такие понятия, как мир, истина, красота. Было бы хорошо, если бы культурой занимались люди честные и бескорыстные, беззаветно преданные своему делу, уважающие друг друга. 59 слов
Культура — огромный океан творчества, места хватит всем, для каждого найдётся дело. И если мы все вместе станем участвовать в её создании и укреплении, то вся планета наша станет прекраснее. 30 слов
(По С. Цветовой)
Всего 150 слов
Пример сжатия текста
Слово «культура» многогранно. Истинная культура несёт в себе понятие духовности, знание и красоту. Когда люди поймут это, наша страна станет процветающей. Нужно иметь центры творчества для детей и взрослых. 29 слов
Подлинная культура направлена на воспитание и образование. Поэтому руководить такими центрами должны честные и преданные делу люди, хорошо понимающие значение настоящей культуры. 22 слова
Культура — океан творчества, в котором каждому найдётся дело по душе. Всем нужно участвовать в её укреплении, и тогда наша планета станет прекраснее. 23 слова
Всего 74 слова
Работа с текстом о сказках
Сказки… как прекрасен и увлекателен ваш мир. Мир, в котором всегда торжествует добро, где умный всегда побеждает глупого, хороший — плохого, и в финале, как правило, все счастливы. Нет, конечно, и среди вас есть такие, после которых становится грустно и хочется плакать. Но это святая грусть и святые слёзы. Они очищают. 50 слов
Бывают, правда, и злые сказки, в которых все наоборот. Но ведь и люди тоже бывают злые. А между прочим, даже среди вас, людей, злых значительно меньше, чем добрых, а уж про сказки-то и говорить не приходится. Да и злой-то сказка становится от того, что кто-то обидел её, сломал, согнул грубыми руками. Ведь сказки не могут быть злыми от природы, такими их делаете вы, люди. 64 слова
Вы, люди, специально, а чаще случайно, забыв о той поре, когда вы ещё верили сказкам, причиняете друг другу боль. Вы, люди, забываете о всё исцеляющей доброте сказок и мечетесь в жизненном тупике, ища выхода и не видя его. А ведь он поразительно прост. Надо верить в чудеса. Верить и жить. Жить так, чтобы жизнь превращалась только в добрые и весёлые сказки. 61 слово
Всего 175 слов
Пример сжатия текста
Мир сказок прекрасен и увлекателен. В нём всегда торжествует добро, а в финале все счастливы. Но есть сказки, которые вызывают грусть и святые слёзы. 24 слова
Как и люди, есть злые сказки, но их меньше, чем добрых. Сказки не могут быть злыми от природы. 18 слов
Человек специально или случайно причиняет другому боль, забывает об исцеляющей доброте сказок и не находит выхода из жизненного тупика. Надо верить в чудеса и жить, превращая жизнь в добрые сказки. 30 слов
Всего 72 слова
Работа с текстом о детских игрушках
У каждого из нас когда-то были любимые игрушки. Пожалуй, у каждого человека есть связанное с ними светлое и нежное воспоминание, которое он бережно хранит в своем сердце. Любимая игрушка — это самое яркое воспоминание из детства каждого человека. 37 слов
В век компьютерных технологий реальные игрушки уже не привлекают к себе такого внимания, как виртуальные. Но несмотря на все появляющиеся новинки, такие как телефоны и компьютерная техника, игрушка всё-таки остается неповторимой и незаменимой в своем роде, ведь ничто так не учит и не развивает ребенка, как игрушка, с которой он может общаться, играть и даже приобретать жизненный опыт. 58 слов
Игрушка — это ключ к сознанию маленького человека. Чтобы развить и укрепить в нем положительные качества, сделать его психически здоровым, привить любовь к окружающим, сформировать правильное понимание добра и зла, необходимо тщательно выбирать игрушку, помня, что она принесёт в его мир не только свой образ, но и поведение, атрибуты, а также систему ценностей и мировоззрение. Невозможно воспитать полноценного человека с помощью игрушек негативной направленности. 63 слова
Всего 158 слов
Пример сжатия текста
У каждого из нас были любимые игрушки. С ними связаны самые яркие воспоминания из детства, которые бережно хранятся в сердце. 20 слов
В век компьютерных технологий реальные игрушки не привлекают к себе внимания, но остаются незаменимыми в обучении и развитии ребёнка. Они помогают ему общаться, играть и приобретать жизненный опыт. 28 слов
Игрушка — это ключ к сознанию. Чтобы сформировать правильное понимание добра и зла, необходимо тщательно выбирать игрушку. Она принесёт в мир ребёнка систему ценностей и воспитает полноценного человека. 27 слов
Всего 75 слов
ПЕРВИЧНОЕ ЧТЕНИЕ ТЕКСТА |
ВАРИАНТ СЖАТОГО ТЕКСТА |
Сказка живет везде, во всем: в деревьях, листьях, в самом ветре, в земле, в кресле, в доме, в марте, в тебе самом. (22 слова) |
|
Сказки научат быть добрыми, ты увидишь, что они смогут выручить из любой беды, в которую ты можешь угодить. Сказки покажут, как веселый, но слабый может победить сильного, но хмурого. (30 слов) |
|
Сказки любят взрослые и дети, сильные и слабые, добрые и не очень. (12 слов) |
|
Сказки… как прекрасен и увлекателен ваш мир. Мир, в котором всегда торжествует добро, где умный всегда побеждает глупого, хороший – плохого, и в финале, как правильно, все счастливы. Нет, конечно, и среди вас есть такие, после которых становится грустно и хочется плакать. Но это святая грусть и святые слезы. Они отчищают. (50 слов) |
|
Бывают, правда, и злые сказки, в которых все наоборот. Но ведь и люди тоже бывают злые. А между прочим, даже среди вас, людей, злых значительно меньше, чем добрых, а уж про сказки-то говорить не приходится. Да и злой-то сказка становится от того, что кто-то обидел ее, сломал, согнул грубыми руками. Ведь сказки не могут быть злыми от природы, такими их делаете вы, люди. (64 слова) |
|
Вы, люди, специально, а чаще случайно, забыв о той поре, когда вы еще верили сказкам, причиняете друг другу боль. Вы, люди, забываете о все исцеляющей доброте сказок и мечетесь в жизненном тупике, ища выхода и не видя его. А ведь он поразительно прост. Надо верить в чудеса. Верить и жить. Жить так, чтобы жизнь превращалась только в добрые и веселые сказки. (61 слово) |
ПЕРВИЧНОЕ ЧТЕНИЕ ТЕКСТА |
ВАРИАНТ СЖАТОГО ТЕКСТА |
Сказка живет везде, во всем: в деревьях, листьях, в самом ветре, в земле, в кресле, в доме, в марте, в тебе самом. (22 слова) |
Сказка живет везде, во всем. (5 слов) |
Сказки научат быть добрыми, ты увидишь, что они смогут выручить из любой беды, в которую ты можешь угодить. Сказки покажут, как веселый, но слабый может победить сильного, но хмурого. (30 слов) |
— Cказки научат доброте, оптимизму, выручат из беды (7 слов). |
Сказки любят взрослые и дети, сильные и слабые, добрые и не очень. (12 слов) |
— Сказки любят все (3 слова). |
Сказки… как прекрасен и увлекателен ваш мир. Мир, в котором всегда торжествует добро, где умный всегда побеждает глупого, хороший – плохого, и в финале, как правильно, все счастливы. Нет, конечно, и среди вас есть такие, после которых становится грустно и хочется плакать. Но это святая грусть и святые слезы. Они отчищают. (50 слов) |
Мир сказок, где торжествует добро, прекрасен и увлекателен. Они вызывают святые слезы и грусть, помогают нам стать лучше.(18 слов) |
Бывают, правда, и злые сказки, в которых все наоборот. Но ведь и люди тоже бывают злые. А между прочим, даже среди вас, людей, злых значительно меньше, чем добрых, а уж про сказки-то говорить не приходится. Да и злой-то сказка становится от того, что кто-то обидел ее, сломал, согнул грубыми руками. Ведь сказки не могут быть злыми от природы, такими их делаете вы, люди. (64 слова) |
— Бывают и злые сказки, как и люди, которые их сделали. Но хороших людей, как и сказок, значительно больше.(18 слов) |
Вы, люди, специально, а чаще случайно, забыв о той поре, когда вы еще верили сказкам, причиняете друг другу боль. Вы, люди, забываете о все исцеляющей доброте сказок и мечетесь в жизненном тупике, ища выхода и не видя его. А ведь он поразительно прост. Надо верить в чудеса. Верить и жить. Жить так, чтобы жизнь превращалась только в добрые и веселые сказки. (61 слово) |
— Люди, забывая о великой силе сказок, обижают друг друга не находят выхода из жизненных ситуаций. А выход прост: надо верить в чудеса и жить, превращая жизнь в добрые сказки.(29 слов) |
Сжатое изложение
(приёмы компрессии текста)
Тип урока: комбинированный
— повторение,
— обучение,
— словарная работа,
— творческая работа.
Цели урока: — Ознакомить учащихся с различными приемами сжатия текста.
— Отрабатывать навыки написания сжатого изложения.
— Содействовать развитию мышления, внимания, памяти устной
и письменной речи учащихся.
— Воспитывать интерес к предмету, к слову посредством работы
с текстами.
— Умение точно определять круг предметов и явлений
действительности, отражаемой в тексте.
— Умение вычленять главное в информации текста,
владеть приемами сжатия текста.
Задачи урока: — Умение сокращать текст разными способами; правильно,
точно и лаконично излагать содержание текста.
— Находить и уместно использовать языковые средства.
— Употреблять синтаксические и грамматические конструкции,
владеть связностью речи и логикой изложения.
— Научить воспринимать текст.
— Научить определять общую тему, проблему, идею, авторскую
позицию.- Тренироваться в определении микротем.
Оборудование: — компьютер,
— мультимедийный проектор,
— экран,
— разработанная презентация.
— словари: толковые, синонимов, антонимов, словообразований.
раздаточный материал:
— исходный текст изложения (для каждого ученика),
— памятки « Как писать сжатое изложение»,
— таблицы,
Ход урока.
- Организационный момент.
2. Целеполагание:
Сегодня мы с вами будем работать с текстом , проанализируем его и научимся
отрабатывать приёмы сжатия (компрессии) текста.
На доске слово «компрессия» — лексическое значение по словарю.
3. Лингвистическая разминка:
— Вспомним, что такое текст?
(Текст — речевая единица, состоящая из предложений, связанных по
смыслу и грамматически)
—Что такое изложение?
( Передача в письменной или устной форме содержания прочитанного или
прослушанного текста)
-Какие типы изложений бывают?
подробное сжатое
содержание передаётся содержание передаётся
полностью, подробна сжато, кратко, обобщенно
4. Первичное чтение текста.
Сказка живет везде, во всем: в деревьях, листьях, в самом ветре, в земле, в кресле, в доме, в марте, в тебе самом. (22 слова)
Сказки научат быть добрыми, ты увидишь, что они смогут выручить из любой беды, в которую ты можешь угодить. Сказки покажут, как веселый, но слабый может победить сильного, но хмурого. (30 слов)
Сказки любят взрослые и дети, сильные и слабые, добрые и не очень. (12 слов)
Сказки… как прекрасен и увлекателен ваш мир. Мир, в котором всегда торжествует добро, где умный всегда побеждает глупого, хороший – плохого, и в финале, как правильно, все счастливы. Нет, конечно, и среди вас есть такие, после которых становится грустно и хочется плакать. Но это святая грусть и святые слезы. Они отчищают. (50 слов)
Бывают, правда, и злые сказки, в которых все наоборот. Но ведь и люди тоже бывают злые. А между прочим, даже среди вас, людей, злых значительно меньше, чем добрых, а уж про сказки-то говорить не приходится. Да и злой-то сказка становится от того, что кто-то обидел ее, сломал, согнул грубыми руками. Ведь сказки не могут быть злыми от природы, такими их делаете вы, люди. (64 слова)
Вы, люди, специально, а чаще случайно, забыв о той поре, когда вы еще верили сказкам, причиняете друг другу боль. Вы, люди, забываете о все исцеляющей доброте сказок и мечетесь в жизненном тупике, ища выхода и не видя его. А ведь он поразительно прост. Надо верить в чудеса. Верить и жить. Жить так, чтобы жизнь превращалась только в добрые и веселые сказки. (61 слово)
5. Беседа по вопросам текста:
— Какова тема текста? ( -о сказке)
— Какова основная мысль текста?( надо верить в чудеса, превращая жизнь в сказку)
— Озаглавьте текст (варианты учащихся: Сказка, Сказка в жизни человека, Жизнь –
сказка)
— Определите количество микротем, озаглавьте.
— Выделите в каждой микротеме опорные слова.
— Определите стиль текста (художественный)
— Определите тип речи (повествование – рассуждение)
6. Работа с текстом.
Раздаточный материал каждому ученику в таблице
7. Объяснение нового материала.
Сжатие – это преобразование, при котором текст заменяется более кратким по объему изложением. При этом не допускаются смысловые искажения и утрата значимых положений . При сжатии текста необходимо передать главное в каждом абзаце и во всем
Тексте в целом, используя авторские ключевые «опорные» слова и словосочетания.
К приемам сжатия «компрессии) текста относятся три способа:
1. исключение
2. обобщение или объединение
3. замена, слияние исключения и обобщения.
I. При исключении необходимо:
а) выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать
ненужные подробности и детали.
б) объединить полученное, не используя основные средства связи между
предложениями
Нельзя удалять из текста:
— основные детали, помогающие понять авторскую идею;
— аргументы автора, не пользуемые им для доказательства основной
мысли.
Чаще всего исключению подвергаются :
— однородные члены предложения;
— повторение;
— однотипные примеры;
— риторические вопросы и восклицания;
— цитаты;
— детали, которые не влияют на ход авторской мысли;
— пояснения;
— рассуждения;
— описания;
— слова, предложения, которые могут быть удалены без ущерба для
содержания.
Наблюдение: постараемся приемом исключения сократить
предложения в тексте Е. Кривченко (189 слов)
поэтапно.
Задача: сжать, сократить текст так, чтобы не исказить его,
передать главное, используя авторские слова и
словосочетания
Сказка живет везде, во всем: в деревьях, листьях, в самом ветре, в земле,
в кресле, в доме, в марте, в тебе самом. (22 слова)
(Избыточными являются однородные обстоятельства ,
конкретизирующие, обобщающие слова везде, во всем. Уберем эти
однородные обстоятельства. Смысл предложения не изменится.):
Сказка живет везде, во всем. (5 слов)
Варианты учащихся …
II. При обобщении или объединении необходимо:
— найти в тексте мелкие, единичные факты;
— найти в них общее;
— объединить эти факты на основе общего;
— сформулировать получившееся предложение
Наблюдение: —
Задача: постараемся приемом обобщения ( объединения) сократить
предложения.
— Cказки научат быть добрыми, ты увидишь, что они смогут выручить
из любой беды, в которую ты можешь угодить. Сказки покажут, как
весёлый, но слабый может победить сильного, но хмурого (30 слов).
( Оба предложения с однородными сказуемыми связаны одной мыслю: научат,
смогут выручить, покажут, настроят на оптимизм, слабый победит сильного,
веселый – хмурого; обобщаем понятия, исключая однородные определения и
объединяя однородные сказуемые)
— Cказки научат доброте, оптимизму, выручат из беды (7 слов).
III. При замене необходимо:
— найти слова, смысловые части или предложения, которые можно
сократить с помощью замены обобщающим словом, простым
предложением;
— сформулировать получившееся предложение;
Замена может быть:
— однородных членов обобщающим словом;
— сложного предложения – простым;
— части предложения , или ряда предложений общим понятием или
выражением;
— прямой речи – косвенной;
— части текста одним предложением;
— части предложения местоимением;
Наблюдение
— Сказки любят взрослые и дети, сильные и слабые, добрые и не
очень.(12слов)
( Замена однородных членов обобщающим словом все)
— Сказки любят все (3 слова).
IV. А теперь, попробуем сочетать приемы исключения, обобщения
(объединения).
Наблюдение
— Сказки…как прекрасен и увлекателен ваш мир. Мир, в котором всегда
торжествует добро, где умный всегда побеждает глупого, хороший –
плохого, и в финале, как правило, все счастливы. Нет, конечно, и среди
вас есть такие, после которых становится грустно и хочется плакать. Но
это святая грусть и святые слезы. Они отчищают.(50 слов)
( Выделим главное с точки зрения основной мысли текста: мир сказок добрый,
прекрасный, увлекательный; исключим детали, которые не влияют на ход
авторской мысли; объединим тир предложения, факты на основе общего; даже
когда они грустные, помогают нам стать лучше).
Мир сказок, где торжествует добро, прекрасен и увлекателен. Они
вызывают святые слезы и грусть, помогают нам стать лучше.(18 слов)
V. Сочетание исключения и замены
— Бывают, правда, и злые сказки, в которых все наоборот. Но ведь и
люди тоже бывают злые. А между прочим, даже среди вас, людей, злых
значительно меньше, чем добрых, а уж про сказки-то говорить не
приходится. Да и злой-то сказка становится от того, что кто-то обидел
ее, сломал, согнул грубыми руками. Ведь сказки не могут быть злыми от
природы, такими их делаете вы, люди.(64 слова)
(Исключаем вводное слово, однородные члены предложения, заменяем
части предложения общим понятием, части текста одним предложением.
— Бывают и злые сказки, как и люди, которые их сделали. Но хороших
людей, как и сказок, значительно больше.(18 слов)
VI. Сочетание замены, исключения и объединения.
Наблюдение
— Вы, люди, специально, а чаще случайно, забыв о той поре, когда вы
еще верили сказкам, причиняете друг другу боль. Вы, люди, забываете о
все исцеляющей доброте сказок и мечетесь в жизненно тупике, ища
выхода и не видя его. А ведь он поразительно прост. Надо верить в
чудеса. Верить и жить. Жить так чтобы жизнь превращалась только в
добрые и веселые сказки. (61 слово)
(Исключаем вводное слово, обращения, однородные члены предложения,
заменяем части предложения общим понятием, части текста одним
предложением)
— Люди, забывая о великой силе сказок, обижают друг друга не находят
выхода из жизненных ситуаций. А выход прост: надо верить в чудеса и
жить, превращая жизнь в добрые сказки.(29 слов)
V11.Заключительный этап сжатия.
Сказка живет везде, во всем. (5 слов)
Мир сказок, где торжествует добро, прекрасен и увлекателен. Они
вызывают святые слезы и грусть, помогают нам стать лучше.(18 слов)
Бывают и злые сказки, как и люди, которые их сделали. Но хороших
людей, как и сказок, значительно больше.(18 слов)
Люди, забывая о великой силе сказок, обижают друг друга не находят
выхода из жизненных ситуаций. А выход прост: надо верить в чудеса и
жить, превращая жизнь в добрые сказки.(29 слов)
8. Закрепление темы урока.
Вопросы по закреплению:
— Как вы понимаете выражение сжатие (компрессия) текста?
(-преобразование, более сжатое, краткое изложение текста)
— Какие приёмы компрессии текста вы узнали и запомнили?
(-три способа: исключение, обобщение (объединение), замена)
—Что должны учитывать при написания сжатого изложения?
(- а) смысловые связи между эпизодами; б)- передача содержания каждой микротемы
и всего текста в целом; в) -текст должен быть законченным и цельным произведением)
9. Раздача ученикам памятки « Как работать над сжатым
изложением при первом чтении и после второго чтения».
Сказки… как прекрасен и увлекателен ваш мир. Мир, в котором всегда
торжествует добро, где умный всегда побеждает глупого, хороший — плохого, и
в финале, как правило, все счастливы. Нет, конечно, и среди вас есть такие,
после которых становится грустно и хочется плакать. Но это святая грусть и
святые слезы. Они очищают. Такие сказки ближе к жизни, даже если они
рассказывают о самых невероятных вещах на свете. И, наверное, поэтому мы их
также любим как и веселые. Сказки окружают нас повсюду, и было бы смешно и
наивно полагать, что они живут только в детстве, когда мы сами еще такие же
маленькие как и они. Нет, сказки живет везде, во всем, что вокруг нас — в
деревьях, осыпавших на уже начавшую замерзать землю свои, бывшие когда-то
зелеными, листья. В самих листьях, которые ветер гоняет по всему двору, в
самом ветре, в земле, в кресле, в доме, в марте, в тебе самом. Во всем.
Нужно только верить в это и ты увидишь их бесконечную вереницу. Сказки
научат тебя быть добрым, ты увидишь, что они смогут выручить из любой беды,
в которую ты можешь угодить. Сказки покажут как веселый, но слабый может
победить сильного, но хмурого. Бывают, правда, и злые сказки, в которых все
наоборот. Но ведь и люди тоже бывают злые. А между прочим, даже среди вас,
людей, злых значительно меньше чем добрых, а уж про сказки-то и говорить не
приходиться. Да и злой-то сказка становится от того, что кто-то обидел ее,
сломал, согнул грубыми руками. Ведь сказки не могут быть злыми от природы,
такими их делаете вы, люди. Когда специально, а чаще случайно, забыв о той
поре, когда вы еще верили им, причиняете друг другу боль. Вы забываете об их
все исцеляющей доброте и мечетесь в своем тесном мирке ища выхода и не видя
его. А ведь он поразительно прост. Надо верить в них. Верить и жить, жить
так, чтобы на нашей с вами земле рождались только добрые и веселые сказки.
Сжатое изложение (приёмы компрессии текста)
Сжатие текста — это преобразование, при котором текст заменяется более кратким по объему изложением. При этом не допускаются смысловые искажения и утрата значимых положений.
К приемам компрессии (сжатия) текста относятся:
1. Исключение
- — вводных слов;
- — однородных членов предложения;
- — повторов;
- — однотипных примеров;
- — риторических вопросов и восклицаний;
- — цитат;
- — деталей, которые не влияют на ход авторской мысли;
- — пояснений;
- — рассуждений;
- — описаний;
- — слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.
При исключении необходимо:
— Выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать ненужные подробности и детали.
— Объединить полученное, используя основные средства связи между предложениями.
Возможность сокращения текста чаще всего основана на явлении избыточности речи.
Было: Сказка живет везде, во всем: в деревьях, листьях, в самом ветре, в земле, в кресле, в доме, в марте, в тебе самом. (Е.Кривченко) (22 слова)
Избыточными являются однородные обстоятельства, конкретизирующие обобщающие слова везде, во всем. Уберем эти однородные обстоятельства. Смысл предложения не изменится:
Стало: Сказка живет везде, во во всем. (5 слов)
2. Обобщение или объединение
— парцеллированных предложений;
— ряда предложений, связанных одной мыслью;
— частей предложений;
— конкретных, единичных фактов, событий, явлений.
При объединении необходимо
— Найти в тексте мелкие, единичные факты.
— Найти в них общее.
— Объединить эти факты на основе общего.
— Сформулировать получившееся предложение.
Было: Сказки научат тебя быть добрым, ты увидишь, что они смогут выручить из любой беды, в которую ты можешь угодить. Сказки покажут как веселый, но слабый может победить сильного, но хмурого. (30 слов)
Находим единичные факты, находим в них общее и объединяем.
Стало: Сказки научат доброте, оптимизму, выручат из беды. (7 слов)
3. Упрощение
- однородных членов обобщающим словом;
- сложного предложения – простым;
- части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением;
- прямой речи – косвенной;
- части текста одним предложением;
- части предложения местоимением и т.д.
- разбивка сложного предложения на сокращенные простые;
- замена сложноподчинённого предложения простым.
- перевод диалога или прямой речи в косвенную;
- замена фрагмента текста синонимичным выражением.
- формулирование мысли своими словами.
При упрощении необходимо
— Найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д.
-Сформулировать получившееся предложение.
Было: Сказки любят взрослые и дети, сильные и слабые, добрые и не очень. (12 слов)
Стало: Сказки любят все. (3 слова )
Сочетание нескольких приёмов сжатия текста
- Сочетание исключения и обобщения (объединения)
Было: Сказки… Как прекрасен и увлекателен ваш мир. Мир, в котором всегда торжествует добро, где умный всегда побеждает глупого, хороший — плохого, и в финале, как правило, все счастливы. Нет, конечно, и среди вас есть такие, после которых становится грустно и хочется плакать. Но это святая грусть и святые слезы. Они очищают. (50 слов)
Стало: Мир сказок, где торжествует добро, прекрасен и увлекателен, даже если они вызывают святые грусть и слёзы, помогающие нам стать лучше.(20 слов)
- Сочетание исключения и упрощения
Было: Бывают, правда, и злые сказки, в которых все наоборот. Но ведь и люди тоже бывают злые. А между прочим, даже среди вас, людей, злых значительно меньше, чем добрых, а уж про сказки-то и говорить не приходится. Да и злой-то сказка становится от того, что кто-то обидел ее, сломал, согнул грубыми руками. Ведь сказки не могут быть злыми от природы, такими их делаете вы, люди.(64слова)
Стало: Бывают и злые сказки, как и люди, которые их сделали. Но хороших людей, как и сказок, значительно больше. (18 слов)
- Сочетание упрощения, исключения и объединения
Было: Вы, люди, специально, а чаще случайно, забыв о той поре, когда вы еще верили сказкам, причиняете друг другу боль. Вы, люди, забываете о всё исцеляющей доброте сказок и мечетесь в жизненном тупике, ища выхода и не видя его. А ведь он поразительно прост. Надо верить в чудеса. Верить и жить. Жить так, чтобы жизнь превращалась только в добрые и веселые сказки.(61 слово)
Стало: Люди, забывая о великой силе сказок, обижают друг друга, не находят выхода из жизненных ситуаций. А выход прост: надо верить в чудеса и жить, превращая жизнь в добрые сказки.(29 слов)
Что нельзя удалять из текста?
— основные детали, помогающие понять авторскую идею;
— аргументы автора, используемые им для доказательства основной мысли.
Памятка «Как работать над сжатым изложением»
При первом чтении:
— Внимательно прослушайте текст, чтобы понять его содержание.
— Определите тему текста (о чем текст?), идею (чему учит текст?).
— Определите стиль текста, тип речи (описание, рассуждение, повествование), а затем сохраняйте
особенности этого типа речи при написании изложения.
— Запомните последовательность событий, рассуждений.
— Определите количество абзацев, ключевые слова.
— Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.
— Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.
Как составить план.
1. Выделив в абзацах опорные слова и словосочетания, получите назывной план.
2. Поставив вопрос к каждому абзацу, получите вопросный план.
3. Ответив на вопрос кратко, получите тезисный план.
После второго чтения:
— Разделите текст на смысловые части.
— Начинайте работу по компрессии текста. Помните: сжимая текст, необходимо передать главное в каждом абзаце и во всем тексте в целом, а для этого исключите второстепенную информацию, обобщите единичные факты, замените конкретное обобщающим. Сохраняйте особенности языка данного текста в изложении, используйте авторские ключевые слова и словосочетания.
— Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст.
— Следите, чтобы содержание исходного текста было передано без искажений.
— Напишите черновик изложения, внимательно проверьте его.
обратимся к рассмотрению способов сжатия текста.
Основных способов сжатия текста три:
1. Исключение.
2. Обобщение.
3. Замена.
Также в качестве приемов сжатия могут быть использованы сочетания вышеназванных способов: исключение+обобщение, исключение+замена, исключение+обобщение+замена.1. Исключение.
При исключении необходимо сначала выделить главные, важные с точки зрения основной мысли текста детали, затем исключить несущественные детали и объединить полученное в новый текст.
Исключить можно:
— вводные слова,
— однородные члены предложения,
— повторы,
— риторические вопросы и восклицания,
— однотипные примеры,
— цитаты,
— рассуждения,
— описания,
— детали, не влияющие на ход авторской мысли,
— другие слова, словосочетания, предложения, которые могут быть исключены без ущерба для основной повествовательной линии текста.
!!! Еще раз повторю: исключать эти элементы можно лишь в том случае, если они не несут на себе смысловой нагрузки, необходимой для понимания основной мысли текста.2. Обобщение.
При обобщении необходимо выделить единичные (отдельные) факты, затем объединить, обобщить их, используя подходящие речевые средства.
Обобщению подлежат:
— ряды предложений, связанных одной мыслью;
— части сложного предложения;
— парцелляции (намеренно расчлененные (и разделенные знаком препинания) на несколько самостоятельных отрезков части предложения или целые предложения);
!!! *Пример парцелляции:
Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.
Бессмысленный и тусклый свет.
(А. Блок)
— другие единичные факты, которые можно объединить, обозначив какой-либо обобщающей лексемой (словом, словосочетанием).
Пример обобщения.
До: С правдой-то ходить — не так просто. Кто пробовал, тот знает. Большая она, Правда, тяжелая. Поехать за ней — не поедешь, а на себе нести — далеко ли унесешь?
После обобщения: Ходить с Правдой не так просто: большая она и тяжелая, далеко не унесешь.3. Замена.
Заменить можно:
— однородные члены обобщающим словом,
— сложное предложение простым,
— несколько предложений или частей предложения общим понятием или словосочетанием,
— прямую речь косвенной,
— часть предложения местоимением и т.д.
Часто в текстах встречаются сложные предложения с придаточными определительными и обстоятельственными. Такие придаточные можно заменить соответственно определением и деепричастным оборотом.
Пример:
До: Никогда нельзя забывать тех подвигов, которые совершили наши деды, отцы во имя будущего.
После: Никогда нельзя забывать подвигов наших предков.
До: Когда сомневаешься в выборе, обратись к совести, самому верному советчику.
После: Сомневаясь в выборе, обратись к совести, верному советчику.Как было сказано выше, сократить исходный текст можно, используя сочетание данных способов. Рассмотрим пример, где показано обобщение и исключение.
До: У природы как целого, как единого творца есть свои любимцы, в которые она при строительстве вкладывается с особенным тщанием и наделяет особенной властью. Таков, вне всякого сомнения, Байкал. Не зря его называют жемчужиной Сибири.
Не будем сейчас говорить о его богатствах, это отдельный разговор. Байкал славен и свят другим — своей чудесной животворной силой, духом не былого, не прошедшего, как многие ныне, а настоящего, не подвластного времени и преобразованиям, исконного величия и заповедного могущества, духом самородной воли и притягательных испытаний.
После: У природы как единого творца есть любимцы, наделяемые особой властью. Таков Байкал — жемчужина Сибири. Он славен и велик не только природными богатствами, но и чудесной животворящей силой, духом настоящего.
(*Применены исключение лишних деталей (однородных членов, предложений с рассуждениями и описаниями), обобщение нескольких предложений в одно)
Итак, еще раз напомню, что трансформации не подлежат элементы, существенные для понимания основной мысли текста или для развития повествовательной линии.
Сжатие текста — это преобразование, при котором текст заменяется более кратким по объему изложением. При этом не допускаются смысловые искажения и утрата значимых положений.
К приемам компрессии (сжатия) текста относятся:
Исключение
- — вводных слов;
- — однородных членов предложения;
- — повторов;
- — однотипных примеров;
- — риторических вопросов и восклицаний;
- — цитат;
- — деталей, которые не влияют на ход авторской мысли;
- — пояснений;
- — рассуждений;
- — описаний;
- — слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.
- При исключении необходимо:
— Выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать ненужные подробности и детали.
— Объединить полученное, используя основные средства связи между предложениями.
Возможность сокращения текста чаще всего основана на явлении избыточности речи.
Сказка живет везде, во всем: в деревьях, листьях, в самом ветре, в земле, в кресле, в доме, в марте, в тебе самом. (Е.Кривченко) (22 слова)
избыточными являются однородные обстоятельства, конкретизирующие обобщающие слова везде, во всем. Уберем эти однородные обстоятельства. Смысл предложения не изменится:
Сказка живет везде, во во всем (5 слов)
Обобщение или объединение
— парцеллированных предложений;
— ряда предложений, связанных одной мыслью;
— частей предложений;
— конкретных, единичных фактов, событий, явлений
При объединении необходимо
— Найти в тексте мелкие, единичные факты.
— Найти в них общее.
— Объединить эти факты на основе общего.
— Сформулировать получившееся предложение.
Сказки научат тебя быть добрым, ты увидишь, что они смогут выручить из любой беды, в которую ты можешь угодить. Сказки покажут как веселый, но слабый может победить сильного, но хмурого.(30 слов
Сказки научат доброте, оптимизму, выручат из беды. (7 слов)
Замена
— однородных членов обобщающим словом;
— сложного предложения – простым;
— части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением;
— прямой речи – косвенной;
— части текста одним предложением;
— части предложения местоимением и т.д.
При замене необходимо
— Найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д.
— Сформулировать получившееся предложение.
Сказки любят взрослые и дети, сильные и слабые, добрые и не очень.(12 слов)
Сказки любят все. (3 слова )
Сочетание исключения и обобщения (объединения)
Сказки… как прекрасен и увлекателен ваш мир. Мир, в котором всегда торжествует добро, где умный всегда побеждает глупого, хороший — плохого, и в финале, как правило, все счастливы. Нет, конечно, и среди вас есть такие, после которых становится грустно и хочется плакать. Но это святая грусть и святые слезы. Они очищают. (50 слов)
Мир сказок, где торжествует добро, прекрасен и увлекателен, даже если они вызывают святые грусть и слёзы, помогающие нам стать лучше.(20 слов)
Сочетание исключения и замены
Бывают, правда, и злые сказки, в которых все наоборот. Но ведь и люди тоже бывают злые. А между прочим, даже среди вас, людей, злых значительно меньше, чем добрых, а уж про сказки-то и говорить не приходится. Да и злой-то сказка становится от того, что кто-то обидел ее, сломал, согнул грубыми руками. Ведь сказки не могут быть злыми от природы, такими их делаете вы, люди.(64 слова)
Бывают и злые сказки, как и люди, которые их сделали. Но хороших людей, как и сказок, значительно больше.
(18 слов)
Сочетание замены, исключения и объединения
Вы, люди, специально, а чаще случайно, забыв о той поре, когда вы еще верили сказкам, причиняете друг другу боль. Вы, люди, забываете о всё исцеляющей доброте сказок и мечетесь в жизненном тупике, ища выхода и не видя его. А ведь он поразительно прост. Надо верить в чудеса. Верить и жить. Жить так, чтобы жизнь превращалась только в добрые и веселые сказки.(61 слово)
Люди, забывая о великой силе сказок, обижают друг друга, не находят выхода из жизненных ситуаций. А выход прост: надо верить в чудеса и жить, превращая жизнь в добрые сказки.(29 слов)
Что нельзя удалять из текста?
— основные детали, помогающие понять авторскую идею;
— аргументы автора, используемые им для доказательства основной мысли.
Памятка «Как работать над сжатым изложением»
При первом чтении:
— Внимательно прослушайте текст, чтобы понять его содержание.
— Определите тему текста (о чем текст?), идею (чему учит текст?).
— Определите стиль текста, тип речи (описание, рассуждение, повествование), а затем сохраняйте особенности этого типа речи при написании изложения.
— Запомните последовательность событий, рассуждений.
— Определите количество абзацев, ключевые слова.
— Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.
— Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.
Как составить план.
1. Выделив в абзацах опорные слова и словосочетания, получите назывной план.
2. Поставив ворос к каждому абзацу, получите вопросный план.
3. Ответив на вопрос кратко, получите тезисный план.
После второго чтения
— Разделите текст на смысловые части.
Начинайте работу по компрессии текста. Помните: сжимая текст, необходимо передать главное в каждом абзаце и во всем тексте в целом, а для этого исключите второстепенную информацию, обобщите единичные факты, замените конкретное обобщающим. Сохраняйте особенности языка данного текста в изложении, используйте авторские ключевые слова и словосочетания.
— Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст.
— Следите, чтобы содержание исходного текста было передано без искажений.
— Напишите черновик изложения, внимательно проверьте его.
-
- 0
-
Сжать текст. Сказки… как прекрасен и увлекателен ваш мир. Мир, в котором всегда торжествует добро, где умный всегдапобеждает глупого, хороший — плохого, и в финале, как правило, все счастливы. Нет, конечно, и среди вас есть такие, после которых становится грустно и хочется плакать. Но это святая грусть и святые слёзы. Они очищают.
Бывают, правда, и злые сказки, в которых все наоборот. Но ведь и люди тоже бывают злые. А между прочим, даже среди вас, людей, злых значительно меньше, чем добрых, а уж про сказки-то и говорить не приходится. Да и злой-то сказка становится от того, что кто-то обидел её, сломал, согнул грубыми руками. Ведь сказки не могут быть злымиот природы, такими их делаете вы, люди.
Вы, люди, специально, а чаще случайно, забыв о той поре, когда вы ещё верили сказкам, причиняете друг другу боль. Вы, люди, забываете о всё исцеляющей доброте сказок и мечетесь в жизненном тупике, ища выхода и не видя его. А ведь он поразительно прост. Надо верить в чудеса. Верить и жить. Жить так, чтобы жизнь превращалась только в добрые и весёлые сказки.
-
Комментариев (0)
-
- 0
-
Прекрасен и увлекателен мир сказок, в котором торжествует добро, умный побеждает глупого, хороший — плохого, и в финале все счастливы. Есть такие сказки, после которых становится грустно и хочется плакать. Но эта грусть и слёзы очищают.
Сказки, как и люди, бывают злые. Но добрых больше, чем злых.
Злой сказка становится от того, что кто-то обидел её, сломал, грубо согнул. Сказки не могут быть злыми от природы, такими их делают люди.
Люди причиняют друг другу боль, забывают о доброте сказок, часто ищут выхода и не видят его. А выход прост. Надо жить и верить в чудеса. Жить так, чтобы жизнь превращалась только в добрые и весёлые сказки.
-
Комментариев (0)
Грызя гранит науки неустанно,
Давая пищу здравую уму,
Опять очередное испытанье
Нам выдержать бы вопреки всему !
ГИА-2016
Как написать
сжатое изложение
Подробное изложение
Краткое изложение
Максимально полно воспроизвести содержание исходного текста с сохранением особенностей авторского стиля
Кратко изложить содержание исходного текста, не допуская искажения фактов и используя ключевые авторские слова
Сжатое изложение должно быть коротким
по форме, но не бедным по содержанию.
Объем сжатого изложения – не менее 70сл.
ЦЕЛЬ СЖАТОГО ИЗЛОЖЕНИЯ
— Воспроизвести основное содержание текста , сохраняя композицию, логическую, последовательность,
стиль и тип исходного текста..
-Кратко изложить содержание исходного текста, не
допуская искажения фактов и используя ключевые
авторские слова .
ЧТО СОХРАНИТЬ ПРИ СЖАТИИ ТЕКСТА?
- связность текста, содержание текста, тему, идею;
- последовательность изложения;
- микротемы;
- ключевые авторские слова и обороты речи;
- наиболее характерные изобразительно-выразительные средства, при помощи которых передается колорит текста
- основные детали, помогающие понять авторскую идею
- аргументы автора, используемые им для доказательства основной мысли
ЧТО МОЖНО ИСКЛЮЧИТЬ ПРИ СЖАТИИ ТЕКСТА?
- описание природы, чувств, настроений;
- примеры, доказательства, попутные сведения, детали, подробности, лирические отступления;
- повторы;
- обобщающие слова и предложения;
- однородные члены;
- диалог;
- обязательна замена прямой речи косвенной
- Ключевая информация текста- это то содержание, без которого был бы не ясен или искажён авторский замысел.
ЭТАПЫ УЧЕБНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Этап определения темы текста.
Тема — то, о чём говорится в тексте. О чём текст?
2. Вопросы к тексту.
— Что хотел сказать автор?.
— Какую основную проблему ставит автор ?
— Чему он хочет нас научить?
3. Этап определения структуры текста.
Композиция-построение текста.
Разбейте текст на части. (в ГИА 2016 г.-3 части)
4. Найдите ключевые слова, передающие главную информацию .
Определите микротему каждого абзаца
Микротема — содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной
мыслью — абзацем.
Без основных предложений микротемы невозможно раскрыть тему и идею текста, т.е. сохранить его цельность и связность.
5. Подумайте,что можно исключить,от каких подробностей отказаться,что обобщить.
Как определить микротему?
! Выделяем главную мысль в абзаце.
! По ключевым словам и
ключевым предложениям.
Как писать сжатое изложение
- Выделить самые существенные мысли
- Разбить текст на части – абзацы, сгруппировав вокруг существенных мыслей
- Составьте план
- В каждой части (абзаце) сожмите текст с помощью указанных приемов, оставив самое важное
- Запишите сжатый текст на черновике
ИЗВЕСТНЫ ТРИ СПОСОБА СЖАТИЯ ТЕКСТА
1.
исключение
2.
обобщение
3.
Упрощение (замена)
Навыки сжатия текста (случайное , хаотичное удаление из исходного текста тех или иных элементов – это не сжатие !)
Надо создать новый текст, лаконичный и целостный.
ИСКЛЮЧЕНИЕ
Исключение
- вводных слов; однородных членов предложения; повторов; риторических вопросов и восклицаний; цитат; деталей, которые не влияют на ход авторской мысли; пояснений; предложений с описаниями, рассуждениями; слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания. одного или нескольких синонимов предложений, содержащих числовые данные, примеры, отступления. Подробностей Исключение фрагмента предложения
- вводных слов;
- однородных членов предложения;
- повторов;
- риторических вопросов и восклицаний;
- цитат;
- деталей, которые не влияют на ход авторской мысли;
- пояснений;
- предложений с описаниями, рассуждениями;
- слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.
- одного или нескольких синонимов
- предложений, содержащих числовые данные, примеры, отступления.
- Подробностей
- Исключение фрагмента предложения
- .
- .
Что можно исключить из предложения без ущерба для его содержания?
Попечителем одной из школ под Серпуховым был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с открытыми, простодушными, ясными лицами. (19 слов)
Попечителем одной из школ под Серпуховым был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с ясными лицами. (17 слов)
11
Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях ?
Что заставляло его сутками, до ломоты в руках, разгружать баржи с арбузами кирпичом, цементом?
(35 слов)
Почему так часто менял он свои профессии? ( 7 слов)
Удаление поясняющих конструкций:
однородных членов, частей сложного предложения
Воспитание имеет много аспектов: тренер воспитывает тело – мускулы, силу, энергию, физическую волю, математик воспитывает ум, способности абстрактного мышления. Но есть ещё одна важная сфера воспитания – воспитание души. (27 слов)
Прочитайте, найдите в тексте поясняющие конструкции
Воспитание имеет много аспектов. Но есть одна важная сфера воспитания – воспитание души.(12 слов)
11
Исключение слов, словосочетаний, фрагментов предложений и целых предложений
Прочитайте текст. Выделите второстепенную информацию.
Есть люди, которым всё всегда ясно. Это они, по их же собственному мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании – короче говоря , в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются, а потому и не способны совершить открытие, даже самое маленькое . Вообще , люди, которым всё ясно, — безнадежные люди.
Есть люди, которым всё всегда ясно. Они, по их мнению, лучше всех разбираются в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются и не способны совершить открытие. Люди, которым всё ясно, — безнадёжные люди.
- Возможность сокращения текста чаще всего основана на явлении избыточности речи.
- Возможность сокращения текста чаще всего основана на явлении избыточности речи.
- Сказка живет везде, во всем: в деревьях, листьях, в самом ветре, в земле, в кресле, в доме, в марте, в тебе самом. (22 слова)
- Сказка живет везде, во всем: в деревьях, листьях, в самом ветре, в земле, в кресле, в доме, в марте, в тебе самом. (22 слова)
избыточными являются однородные обстоятельства, конкретизирующие обобщающие слова везде, во всем.
Уберем эти однородные обстоятельства.
Смысл предложения не изменится:
- Сказка живет везде, во всем ( 5 слов)
- Сказка живет везде, во всем ( 5 слов)
2 СПОСОБ — ОБОБЩЕНИЕ Обобщение или объединение
- — замена простых предложений сложным
Найти в тексте мелкие, единичные факты
Найти в них общее.
Объединить эти факты на основе общего.
Сформулировать получившееся предложение.
Например:
До сжатия:
В коробке лежали синие, красные, зеленые и жёлтые шары. (9 слов)
После сжатия :
В коробке лежали разноцветные шары.(5 слов)
Образование сложного предложения путем
слияния двух смежных предложений,
повествующих об одном и том же предмете речи.
- до сжатия : Жители посёлка проводят свой досуг по-разному . Кто-то перечитывает любимые с детства жюль-верновские романы; кто-то проводит много времени на реке или в лесу. Основное занятие подростков — спортивные игры и соревнования. Самым запоминающимся событием был прошлогодний велокросс. после сжатия : Жители посёлка проводят свой досуг по-разному, в зависимости от вкусов и привычек.
- до сжатия : Сказки научат тебя быть добрым, ты увидишь, что они смогут выручить из любой беды, в которую ты можешь угодить. Сказки покажут как веселый, но слабый может победить сильного, но хмурого. (30 слов)
- до сжатия :
- Сказки научат тебя быть добрым, ты увидишь, что они смогут выручить из любой беды, в которую ты можешь угодить. Сказки покажут как веселый, но слабый может победить сильного, но хмурого. (30 слов)
После сжатия :
- Сказки научат доброте, оптимизму, выручат из беды. (7 слов)
- Сказки научат доброте, оптимизму, выручат из беды. (7 слов)
Жизнь семьи Серовых была наполнена художественной работой отца, обсуждением выставок, разговорами на темы искусства. У Серовых часто собирались не только живописцы, но и музыканты, скульпторы, артисты, поэты. Среди них актёры Москвин, Комиссаров, Добронравов, художники Ефимов, Кончаловский, Яковлев, Крымов, музыканты Нейгауз, Рихтер, поэт Пастернак.
Жизнь семьи Серовых протекала в творческой атмосфере.
11
- однородных членов обобщающим словом; образование сложного предложения из слияния простых слияния двух простых, повествующих об одном и том же предмете речи; — разбивка сложного предложения на простые; -замена сложноподчинённого предложения простым; части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением; перевод диалога или прямой речи в косвенную; части текста одним предложением; части предложения местоимением; Замена имени и отчества инициалами, местоимением и т.д.
- однородных членов обобщающим словом;
- образование сложного предложения из слияния простых
- слияния двух простых, повествующих об одном и том же предмете речи;
- — разбивка сложного предложения на простые;
- -замена сложноподчинённого предложения простым;
- части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением;
- перевод диалога или прямой речи в косвенную;
- части текста одним предложением;
- части предложения местоимением;
- Замена имени и отчества инициалами, местоимением и т.д.
замена фрагмента текста синонимичным
выражением;
• переформулирование мысли своими словами.
При замене необходимо
Найти слова, смысловые части или предложения, которые
можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д.
Сформулировать получившееся предложение.
замена придаточного определительного предложения синонимичным определением .
до сжатия: Небольшое помещение на втором этаже занимает фирма, которая предлагает своим клиентам туры по всем континентам и странам. (17 слов)
после сжатия: Небольшое помещение на втором этаже занимает туристическая фирма.(8 слов)
- Сказки любят взрослые и дети, сильные и слабые, добрые и не очень. (12 слов)
- Сказки любят взрослые и дети, сильные и слабые,
- добрые и не очень. (12 слов)
Сказки любят все. (3 слова )
при компрессии часто совмещают разные способы сжатия
— обобщение и исключение;
— Обобщение и замена;
ОБОБЩЕНИЕ: ЗАМЕНА ОБОБЩАЮЩИМ СЛОВОМ ИСКЛЮЧЕНИЕ: ИСКЛЮЧЕНИЕ ВТОРОСТЕПЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ
В России испокон веков были такие люди, которые куда-то шли. У них не было ничего , но они всегда были чем-то озабочены. Вели они цыганский образ жизни: ходили по просторной русской земле с места на место, отдыхали и спали где попало. Этих людей называли странниками.
Сочетание исключения и замены
- Бывают, правда, и злые сказки, в которых все наоборот. Но ведь и люди тоже бывают злые. А между прочим, даже среди вас, людей, злых значительно меньше, чем добрых, а уж про сказки-то и говорить не приходится. Да и злой-то сказка становится от того, что кто-то обидел ее, сломал, согнул грубыми руками. Ведь сказки не могут быть злыми от природы, такими их делаете вы, люди. (64 слова)
- Бывают, правда, и злые сказки, в которых все наоборот. Но ведь и люди тоже бывают злые. А между прочим, даже среди вас, людей, злых значительно меньше, чем добрых, а уж про сказки-то и говорить не приходится. Да и злой-то сказка становится от того, что кто-то обидел ее, сломал, согнул грубыми руками. Ведь сказки не могут быть злыми от природы, такими их делаете вы, люди. (64 слова)
- Бывают и злые сказки, как и люди, которые их сделали. Но хороших людей, как и сказок, значительно больше. (18 слов)
- Бывают и злые сказки, как и люди, которые их сделали. Но хороших людей, как и сказок, значительно больше.
- (18 слов)
СОЧЕТАНИЕ ОБОБЩЕНИЯ И ИСКЛЮЧЕНИЯ
Год проходит за годом. Писатель всё дальше и дальше уходит от нас в историю, не стареют лишь его книги. (19 слов)
Эти предложения можно преобразовать путём слияния простых предложений сложное, одновременно исключая при этом повторы.
Годы проходят, но не стареют книги писателя.( 7 слов)
Сочетание исключения и обобщения (объединения)
- Сказки… как прекрасен и увлекателен ваш мир. Мир, в котором всегда торжествует добро, где умный всегда побеждает глупого, хороший — плохого, и в финале, как правило, все счастливы. Нет, конечно, и среди вас есть такие, после которых становится грустно и хочется плакать. Но это святая грусть и святые слезы. Они очищают. (50 слов)
- Сказки… как прекрасен и увлекателен ваш мир. Мир, в котором всегда торжествует добро, где умный всегда побеждает глупого, хороший — плохого, и в финале, как правило, все счастливы. Нет, конечно, и среди вас есть такие, после которых становится грустно и хочется плакать. Но это святая грусть и святые слезы. Они очищают. (50 слов)
- Мир сказок, где торжествует добро, прекрасен и увлекателен, даже если они вызывают святые грусть и слёзы, помогающие нам стать лучше.
- Мир сказок, где торжествует добро, прекрасен и увлекателен, даже если они вызывают святые грусть и слёзы, помогающие нам стать лучше.
- (20 слов)
- (20 слов)
Сочетание замены, исключения и объединения
- Вы, люди, специально, а чаще случайно, забыв о той поре, когда вы еще верили сказкам, причиняете друг другу боль. Вы, люди, забываете о всё исцеляющей доброте сказок и мечетесь в жизненном тупике, ища выхода и не видя его. А ведь он поразительно прост. Надо верить в чудеса. Верить и жить. Жить так, чтобы жизнь превращалась только в добрые и веселые сказки . (61 слово)
- Вы, люди, специально, а чаще случайно, забыв о той поре, когда вы еще верили сказкам, причиняете друг другу боль. Вы, люди, забываете о всё исцеляющей доброте сказок и мечетесь в жизненном тупике, ища выхода и не видя его. А ведь он поразительно прост. Надо верить в чудеса. Верить и жить. Жить так, чтобы жизнь превращалась только в добрые и веселые сказки . (61 слово)
- Люди, забывая о великой силе сказок, обижают друг друга, не находят выхода из жизненных ситуаций. А выход прост: надо верить в чудеса и жить, превращая жизнь в добрые сказки.(29 слов)
- Люди, забывая о великой силе сказок, обижают друг друга, не находят выхода из жизненных ситуаций. А выход прост: надо верить в чудеса и жить, превращая жизнь в добрые сказки.(29 слов)
Что нельзя удалять из текста?
- Основные детали, помогающие понять авторскую идею;
- Основные детали,
- помогающие понять авторскую идею;
- аргументы автора, используемые им для доказательства основной мысли.
- аргументы автора, используемые им для доказательства основной мысли.
Памятка «Как работать над сжатым изложением»
- При первом чтении : Внимательно прослушайте текст, чтобы понять его содержание. Определите тему текста (о чем текст?), идею (чему учит текст?). Определите стиль текста, тип речи (описание, рассуждение, повествование), а затем сохраняйте особенности этого типа речи при написании изложения.
- При первом чтении :
- Внимательно прослушайте текст, чтобы понять его содержание.
- Определите тему текста (о чем текст?), идею (чему учит текст?).
- Определите стиль текста, тип речи (описание, рассуждение, повествование), а затем сохраняйте особенности этого типа речи при написании изложения.
- Запомните последовательность событий, рассуждений. Определите количество абзацев, ключевые слова.
- Запомните последовательность событий, рассуждений.
- Определите количество абзацев, ключевые слова.
- Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их. Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.
- Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.
- Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.
Памятка «Как работать над сжатым изложением» (продолжение)
После второго чтения
- Разделите текст на смысловые части.
- Разделите текст на смысловые части.
- Начинайте работу по компрессии текста. Помните: сжимая текст, необходимо передать главное в каждом абзаце и во всем тексте в целом , а для этого исключите второстепенную информацию, обобщите единичные факты, замените конкретное обобщающим. Сохраняйте особенности языка данного текста в изложении, используйте авторские ключевые слова и словосочетания .
- Начинайте работу по компрессии текста. Помните: сжимая текст, необходимо передать главное в каждом абзаце и во всем тексте в целом , а для этого исключите второстепенную информацию, обобщите единичные факты, замените конкретное обобщающим. Сохраняйте особенности языка данного текста в изложении, используйте авторские ключевые слова и словосочетания .
- Напишите сжатое изложение каждой части , свяжите их между собой, чтобы получился текст.
- Напишите сжатое изложение каждой части , свяжите их между собой, чтобы получился текст.
- Следите, чтобы содержание исходного текста было передано без искажений.
- Следите, чтобы содержание исходного текста было передано без искажений.
- Напишите черновик изложения, внимательно проверьте его.
- Напишите черновик изложения, внимательно проверьте его.
Обязательные условия:
- Не объединять микротемы в один абзац;
2. Каждый абзац с красной строки!
3. Объём изложения – 90-100 слов;
4. Аккуратный, разборчивый почерк;
5. Необходимо передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом
УДАЧИ
НА ЭКЗАМЕНЕ!