Всего найдено: 34
Вот «нагуглила». Чем опровергните?
Всегда было сложно объяснить россиянину, почему меня коробит от «Белоруссия», почему как-то неправильно выглядит национальность «белорус» и не мог понять почему же мне интуитивно хочется написать «беларуский», если выглядит это слово «с ошибкой».
Согласно нормам русского языка – «БЕЛАРУС»
Одновременно с провозглашением суверенитета БССР в 1991 году – следовало рассмотреть вопрос о названии страны, так как, согласно международным нормам ООН, название страны должно писаться ПО ПРАВИЛАМ ЕЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ЯЗЫКА. То есть – в нашем случае – по нормам беларуской мовы. А прежнее название «Белоруссия» — было написанием по нормам русского языка, а не беларуского. В беларуском же должно звучать «Беларусь».
Это было равно крайне важно и для укрепления международного авторитета нашей страны (к тому же – члена-соучредителя ООН) и ее статуса суверенной державы. Ранее в английском, немецком и других языках наше название звучало не как «Белоруссия», а буквально как «БЕЛАЯ РОССИЯ» — то есть, даже не так, как в русском языке. Это «колониальное название» создавало неверные представления о Беларуси как о каком-то «туземном придатке» Российской Федерации, где живут россияне, а не беларусы, и где у народа российское этническое лицо, а не уникальное беларуское.
Существенно и то, что название «Белая Россия» создавало путаницу в иностранных МИДах, особенно стран Африки, Востока и Южной Америки, на что жаловались их представители в ООН.
Верховный Совет БССР 19 сентября 1991 года принял «Закон Белорусской Советской Социалистической Республики о названии Белорусской Советской Социалистической Республики». В этом Законе еще до распада СССР наша БССР была переименована в Республику Беларусь (мой перевод на русский):
«Белорусскую Советскую Социалистическую Республику далее называть «Республика Беларусь», а в укороченных и составных названиях – «Беларусь».
И обращаю внимание на продолжение текста этого Закона:
«Установить, что эти названия транслитеруются на другие языки в соответствии с беларуским звучанием».
Транслитерация (Transliteration) — перевод одной графической системы алфавита в другую, то есть передача букв одной письменности буквами другой. Что означает, например, для русского языка, что в нем нет больше никакой «Белоруссии», а обязана быть только и именно одна «Беларусь».
Сегодня во всех официальных международных мероприятиях (саммиты СНГ, спортивные соревнования, торговые соглашения и пр.) это строго соблюдается: есть только название «Беларусь». В паспортах и прочих документах РБ на русском языке – тоже только «Беларусь», никакой «Белоруссии».
Общероссийский классификатор стран мира OK (MK (ИСО 3166) 004—97) 025-2001 (ОКСМ) (принят и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 14 декабря 2001 г. № 529-ст) тоже категоричен: он предусматривает только формы «Республика Беларусь» и «Беларусь», а какая-то фантастическая «Белоруссия» им не предусмотрена – такой страны не существует.
Главным в Законе о названии страны является пункт о ТРАНСЛИТЕРАЦИИ ее названия на другие языки мира (включая русский). Дело в том, что некоторые страны такого пункта не имеют и потому могут по-разному называться в разных языках: например, в русском нет никакой Норге, а есть Норвегия, вместо Данмарк – Дания, Суоми – Финляндия, Дойчланд – Германия, вместо Летува – Литва. Ни Финляндия, ни Германия, ни Летува не заявляли о том, что их самоназвания Суоми, Дойчланд и Летува транслитеруются на другие языки – и не просили другие страны их отныне называть именно так. А вот Беларусь именно это заявила в своем Законе. И точно так в свое время Персия попросила называть её Ираном, Цейлон – Шри-Ланкой, Берег Слоновой Кости – Кот д’ Ивуаром, Бирма – Мьянмой, Северная Родезия – Замбией, Бенгалия – Бангладеш, Верхняя Вольта – Буркина Фасо. Именно под новыми названиями эти страны известны сегодня во всем мире, в том числе в РФ.
Если бы противники термина «Беларусь» в русском языке показали нам, что Россия пренебрегает этими правилами и продолжает называть Иран Персией, а Шри-Ланку Цейлоном – то в таком случае их мнение имело бы какую-то аргументацию. А в данном случае такая избирательность непонятна: чем же мы хуже Ирана или Шри-Ланки, если в России СМИ и просто россияне не желают признавать наше новое название и упрямо именуют старым несуществующим «Белоруссия»?
Тем не менее термин «Беларусь» все-таки СТАЛ ЯЗЫКОВОЙ РЕАЛИЕЙ русского языка, так как активно используется в ООН (где один из языков – русский) и всем государственным аппаратом РФ: всеми министерствами. Не менее строго следит за использованием термина «Беларусь» телеканал СНГ «Мир» (который равно следит за использованием «Молдова» вместо «Молдавия», «Туркменистан» вместо «Туркмения» и т.п.), а также телепрограммы и печатные СМИ Союзного государства Беларуси и России.
Таким образом, слово «Беларусь» стало частью русской лексики. Причем – используется не столько в быту, сколько в официозе, а это означает тенденцию вытеснения со временем старого слова «Белоруссия» и в разговорном русском. Пишется слово именно через «а», как этого и требует наш Закон о транслитерации названия страны – нигде в официальных документах РФ не используется слово «Белорусь» — ЕГО ПРОСТО НЕ СУЩЕСТВУЕТ в русском языке.
В спорах со мной на эту тему многие российские «тугодумы» соглашались, что слово «Беларусь» стало частью русского языка из-за его использования российским официозом, но все равно упорствовали: мол, это слово «неправильное», а правильно – делать русскую соединительную «о».
Но если слово только ТРАНСЛИТИРУЕТСЯ на русский язык – то о каких же «нормах русского языка» можно говорить? Вот прямая аналогия: французское Кот д’ Ивуар. Почему же никто равно не возмущается и не говорит, что по-русски правильно писать по-старому «Берег Слоновой Кости»? Или беларуский язык – это не такой же иностранный язык, как французский? Или Беларусь – это не суверенное государство, как Кот д’ Ивуар, а часть РФ?
Коль «Беларусь» — языковая реалия русского языка, то как по правилам русского языка должно образовываться название гражданина Беларуси?
Правильно: белАрус.Здесь возражения о соединительной «о» вообще неуместны, так как изначальное слово «Беларусь» образовано не по правилам русского языка. А на этот счет в русском языке свои нормы: корнем слова является в таком случае все слово «Беларусь» (а не два тут корня).
Вместо того чтобы воспринимать слово «Беларусь» как ЗАИМСТВОВАННОЕ из другого языка, россияне по инерции его делят на два корня – что противоречит правилам русского языка о заимствованных словах.
Слово «БЕЛАРУСКИЙ»
Вначале приведу мнения беларуских специалистов в этой теме.
Адам МАЛЬДИС, доктор филологических наук, профессор, почетный председатель Международной ассоциации беларусистов:
«Если слово «Белоруссия» имеет свою традицию (например, газета «Советская Белоруссия»), это одно. Но когда речь идет о названии страны, закрепленном в Конституции и международных документах, тут однозначно — Беларусь. Заключение топонимической комиссии ООН только подтверждает это. На мой взгляд, правильным было бы писать «беларус», а не «белорус», и «беларуский» вместо «белорусский». Думаю, со временем мы к этому придем».
Александр ШАБЛОВСКИЙ, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Института языкознания им. Я. Коласа НАН Беларуси:
«Введение в русскоязычный оборот слова «Беларусь» считаю полностью правомерным и оправданным. Что касается рекомендаций Института русского языка, то у нас в Беларуси свой ориентир — Институт языкознания имени Якуба Коласа. И в этом вопросе мы все придерживаемся совершенно определенной позиции: только Беларусь! Россиянам, естественно, мы диктовать не можем.
Если говорить о производных от слова «Беларусь», то, конечно, последовательным было бы написание «беларус» и «беларуский». Но в этом вопросе мы принимаем позицию российских академиков, которые в своих оценках очень традиционны. Еще в 1933 году выдающийся русский лингвист Евгений Дмитриевич Поливанов писал: «Чем более развит язык, тем меньше он развивается». Потому не знаю, закрепится ли в будущем «беларус» и «беларуский». Ведь для того, чтобы у слова «кофе» в русском языке помимо мужского появился и средний род, потребовалось почти 100 лет! Так это всего лишь род…»
На самом деле слово «белАрус» просто производно от слова «Беларусь» в русском языке – что было показано выше. Но есть и другой аспект темы, который не стали детально раскрывать некоторые русские специалисты. А заключается он в следующем.
Наш Закон 1991 года о введении названия страны Беларусь и его транслитерации на все языки мира означал ОДНОВРЕМЕННО и ИЗМЕНЕНИЕ ВСЕХ СЛОВ В ЯЗЫКАХ МИРА, ПРОИЗВОДНЫХ ОТ НАЗВАНИЯ СТРАНЫ.
То есть, мало изменить название страны с «Белая Россия» (на английском, немецком и пр.) на «Беларусь». Надо еще, чтобы везде изменили название НАРОДА с «белых русских» на «беларусов», а его языка с «белого русского» на «беларуский язык». Это тоже крайне важно – как и само изменение названия страны. Ведь ранее на английском наш язык назывался «белорашен лэнгвич», а теперь стал называться «беларус лэнгвич». Житель БССР был «белорашен», стал «беларус». (Кстати, в Беларуси при преподавании иностранных языков по-прежнему учат советским терминам типа «белорашен», что и устарело, и ошибка, и не соответствует названию страны Беларусь.)
Как видим, СМЕНА ПОНЯТИЙ КАРДИНАЛЬНАЯ. Отныне никакой «рашен»!
С 1991 года во всем мире нас больше не называют с добавкой «рашен»: в энциклопедиях ЕС, США, Китая и прочих стран мира: страна Беларусь, от ее названия производится там название народа и его языка – с корнем «Беларус».
Следуя этому правилу, и в русском языке равно транслитерации подлежит не только слово «Беларусь», но и производные понятия народа этой страны и ее языка – как политическое значение, НЕОТДЕЛИМОЕ от названия страны. Они РАВНО ТРАНСЛИТИРУЮТСЯ в рамках транслитерации названия страны «Беларусь». Таким образом, автоматически подлежат транслитерации слова «беларус» и «беларуский язык».
Это тоже строго в рамках правил русского языка. Равно как слово «Беларусь» является заимствованным транслитерацией в русском языке и не подлежит делению на два корня – точно так заимствованное слово «беларуский» является КОРНЕМ до буквы «к» (согласно правилам русского языка, заимствованные слова являются корнями до своих окончаний).
И, как заимствованное слово русского языка, не подлежит аналогично ни делению на два корня, ни правилу русского языка по удвоению «с» между «с» в корне и суффиксом. Так как этого правила нет в исходом для транслитерации беларуском языке – а транслитерация, напомню, сохраняет нормы грамматики исходного языка СВОЕЙ СТРАНЫ. А главное: само слово «беларуский» — заимствованное, и в нем русский язык не имеет права вычленять суффиксы.
Что касается окончаний (автор статьи в журнале «Родина» утрировал: «ну нет, тогда уж «беларускава»), то вот как раз в этом вопросе, согласно нормам русского языка, должны уже соблюдаться нормы русского языка. Заимствованные в русский язык слова сохраняют свои иностранные корни, но имеют падежные формы уже по русским правилам. Так что и тут «мимо»…
По материалам Вадима Ростова
Ответ справочной службы русского языка
Так вопрос-то в чем? Что опровергать? Современное название государства в русском языке: Республика Беларусь. Однако прилагательное пишется по-прежнему: белорусский. И станция метро в Москве «Белорусская».
Добрый день, уважаемая «Грамота»!
Пожалуйста, ответьте на следующие вопросы.
1) Есть ли правило, унифицирующее написание названий древних государств, а также вариаций их названий? Ответ проиллюстрируйте на следующем примере (приведены вариации названия одного и того же государства).
а) Ф/франкская И/империя (Г/государство, Д/держава, К/королевство);
б) И/империя (Г/государство, Д/держава, К/королевство) Ф/франков;
в) К/каролингская И/империя (Г/государство, Д/держава, К/королевство);
г) И/империя (Г/государство, Д/держава, К/королевство) К/каролингов;
д) И/империя (Г/государство, Д/держава, К/королевство) Карла Великого.
2) В словаре «Строчная или прописная?» Лопатина и Чельцовой предлагается следующее написание: гитлерюгенд, ку-клукс-клан. Но разве это правильно? Ведь это оригинальные названия общественно-политических организаций, следовательно, должны писаться с заглавной буквы и в кавычках. (Особенно странным подобное написание кажется в словосочетаниях: организация гитлерюгенд /ку-клукс-клан, движение гитлерюгенд/ку-клукс-клан.)
Ответ справочной службы русского языка
1. Правила таковы. Слова королевство, республика, государство и др. пишутся с большой буквы в официальных названиях современных государств, например: Королевство Испания, Соединенное Королевство; Федеративная Республика Германия, Литовская Республика; Государство Израиль, Государство Катар. В исторических названиях государств слова королевство, республика, государство, империя, держава и др. пишутся с маленькой буквы, а с большой буквы пишутся собственные названия, например: Французское королевство, Сицилийское королевство; Новгородская республика, Венецианская республика; Восточно-Франкское государство, государство Чжоу; Российская империя, Британская империя, империя Цинь; Великоморавская держава.
Таким образом, орфографически верным будет написание Франкское государство, Франкская империя, империя франков, государство франков (оба слова со строчной, т. к. нет имени собственного), империя Каролингов, империя Карла Великого, держава Карла Великого и т. п.
2. На этот вопрос мы попросили ответить одного из авторов словаря – В. В. Лопатина. Написание со строчной таких слов, как гитлерюгенд и ку-клукс-клан (хотя это, действительно, индивидуальные названия организаций, движений), обусловлено исключительно многолетней традицией. Традицией, в формировании которой немалую роль сыграла и определенная идеологическая подоплека: гитлерюгенд – нацистская, вражеская организация, ку-клукс-клан – организация, проповедующая враждебную нам расистскую идеологию. Иными словами, сложилась традиция написания этих слов со строчной как обозначающих чуждые понятия.
К вопросу № 254030. Выражение «верховенство закона» — это попытка перевести на русский язык английское выражение rule of law, дословно «правление закона» или даже, извините за тавтологию, «правление права». Соответственно, выражение state based on the rule of law переводится как «правовое государство». Смысл верховенства закона в том, что нормы писаного права получают приоритет перед любыми другими (морально-этическими, религиозными и т.п.) нормами, равно как и перед интересами целесообразности, и обязательны к исполнению каждым в равной степени.
Заменять выражение «верховенство закона», скажем, на «главенство закона», на мой взгляд, не стоит хотя бы по той причине, что именно в таком устойчивом варианте это выражение стало маркером для различий «свой-чужой» в общественно-политической сфере, оно широко используется как в русской, так и в переводной публицистике, и т. п.
Ответ справочной службы русского языка
В этом случае следует остановиться именно на синониме «верховенство», это наиболее удачный вариант.
Здравствуйте! Как правильно говорить — на Барбадосе или в Барбадосе? Большое спасибо за Вашу работу.
Ответ справочной службы русского языка
На наш взгляд, предпочтительным следует считать вариант на Барбадосе (учитывая, что это островное государство).
С прописных или строчных букв пишется словосочетание «Древнерусское Государство«?
Ответ справочной службы русского языка
Корректно: Древнерусское государство (о Киевской Руси).
Здравствуйте!
Скажите, пожалуйста, надо ли писать в тексте поздравления в словосочетании «российское государство» каждое слово с большой буквы? Т.е. так: «450-летие присоединения к Российскому Государству». Видели такое написание, но сомневаемся.
Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: Российское государство.
Небольшой комментарий.
Скажите, уважаемые господа, у вас самих не вызывают внутреннего протеста вот такие обороты: «Однако литературная норма русского языка, согласно которой следует говорить и писать на Украине, – результат исторического развития языка на протяжении нескольких столетий. Сочетаемость предлогов в и на с определенными словами объясняется исключительно традицией. Ср.: в школе, в институте, в аптеке, в отделе, но: на заводе, на почте, на курорте, на складе и т. д. Литературная норма не может измениться в одночасье из-за каких-либо политических процессов».То есть нынче допустимое написание слова кофе в среднем роде — это нормально, и традицию можно нарушить, и вообще непонятно, по каким соображениям принято такое решение. Еще у нас 90% населения говорит, например, ложить, тоже по традиции.:)) А вот появление отдельного государства, в связи с чем и решили изменить предлог, — это не повод нарушать традицию, да?
Мне как человеку, живущему В Украине, — обидно, потому что я не НА территории живу, а В стране.Как правильно: на Украине или в Украине?
Литературная норма современного русского языка: на Украине, с Украины.
В 1993 году по требованию Правительства Украины нормативным следовало признать варианты в Украину (в Украине) и соответственно из Украины. Тем самым, по мнению украинского Правительства, разрывалась не устраивающая его этимологическая связь конструкций на Украину и на окраину. Украина с предлогом в получала, по мнению Правительства Украины, лингвистическое подтверждение своего статуса суверенного государства, поскольку названия государств оформляются в русской традиции с помощью предлогов в (во) и из.
Однако литературная норма русского языка, согласно которой следует говорить и писать на Украине, – результат исторического развития языка на протяжении нескольких столетий. Сочетаемость предлогов в и на с определенными словами объясняется исключительно традицией. Ср.: в школе, в институте, в аптеке, в отделе, но: на заводе, на почте, на курорте, на складе и т. д. Литературная норма не может измениться в одночасье из-за каких-либо политических процессов.
Ответ справочной службы русского языка
Уважаемая Юлия, Вы напрасно обижаетесь и напрасно придаете политический смысл предлогам. Употребление предлога на никоим образом не нарушает суверенитета Украины, да и не может его нарушать. Да, Украина – независимое государство, и с названием этого государства согласно литературной норме, обусловленной историческим развитием русского языка, употребляется предлог на.
А что касается слова кофе – его допустимо употреблять как существительное среднего рода только в разговорной речи. Писать мы по-прежнему должны черный кофе, так опять же требует строгая литературная норма. Возможно, что со временем варианты черное кофе и в Украине станут литературной нормой, будут зафиксированы словарями и рекомендоваться как предпочтительные. Но для этого должно пройти время. Норма, подчеркиваем, – результат исторического развития языка. Как писал выдающийся русский лингвист А. М. Пешковский, норма – это то, что было, и отчасти то, что есть, но отнюдь не то, что будет.
Пожалуйста, посмотрите знаки препинания. Вот так выглядит предложение у автора:
На наших глазах разрушились старые, изжившие себя устои и родилось новое, независимое, правовое, демократическое государство.
Меня интересует ряд: новое, независимое, правовое, демократическое государство.
Подскажите, пожалуйста, как правильно.
Ответ справочной службы русского языка
Запятые ставятся на усмотрение автора (при интонационно-логическом выделении определений).
Здравствуйте, уважаемые сотрудники портала!
Недавно в нашей редакии зашел спор: как по нормам современного русского языка правильно: «На Украине» или «в Украине»?
Главный редактор считает, что «в Украине», потому что Украина — суверенное государство.
Я считаю, что «на Украине», потому что грамматика — одно, а геополитика — другое. И если политики будут диктовать правили русского языка, то что же от нашего языка останется?
Разрешите, пожалуйста, наш спор!
Ирина
Ответ справочной службы русского языка
См. ответ № 191367 .
У(у)краинское государство — с прописной или со строчной? Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Верно написание с большой буквы.
Здравствуйте!
Меня интересует такой вопрос: почему во всем мире Китай называется China (чайна), а на русском это звучит совсем иначе, ведь названия других стран более или менее схожи по звучанию.
Заранее спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Принятое в России название _Китай_ образовано от названия _кидане_ (они же _китаи_) группы монгольских племен, покоривших в Средние века территорию северных областей современного Китая и образовавших государство Ляо (X—XI вв.). Сами китайцы свыше двух тысяч лет называют свою страну _Чжунго_ — «Срединное государство». Во многих других странах для Китая используются названия _Хина, Чина, Кина_, образованные от названия _Цинь_ — царства в Древнем Китае, которое по китайским преданиям существовало с древнейших времен до III века до н. э.
1. Корректно ли сочетание -иностранное государство— (например, в таком контексте: обмен (конверсия) наличной иностранной валюты одного иностранного государства на наличную валюту другого иностранного государства)? 2. Как вы считаете, возможно ли употребление слова «вноситель»? Контекст: Кассовый работник подписывает это объявление, квитанцию и ордер к нему, ставит печать на квитанции и выдает ее вносителю денег. Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
1. Корректно опустить слово _иностранное: одного государства на … другого государства_. 2. Считаем невозможным.
Подскажите, пожалуйста, с какой буквы, строчной или прописной, пишутся следующие словосочетания: «древнерусское государство«, «великое переселение народов», «отечественная история», «курс по о(О)течественной истории». Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Правильно с прописной: _Древнерусское государство, Великое переселение народов_. Остальное со строчной.
К вопросу 214063. Объясните, пожалуйста, на какие правила опираться — почему Росиийской государство, но польское государство (в современном контексте)? Спасибо. Не могу доказать редактору, что Российское государство всегда пишется с большой буквы.
Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
В современном значении правильно со строчной: _российское государство, польское государство_. Написание с прописной корректно в случае употребления сочетания в историческом значении.
Добрый день! Срочно! В каких случаях уместно «Российское государство» писать со строчной буквы? Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
См. ответ № 190473 .
Возник вопрос: «древнерусский», как пишется, слитно или раздельно? Проанализируем это сложное прилагательное, чтобы понять, как оно пишется.
Правильно пишется
Согласно правилам это прилагательное пишется слитно – древнерусский.
Какое правило
Прилагательное «древнерусский» образовано от сочетания «Древняя Русь». Словосочетание имеет связь согласование – разновидность подчинительной связи.
По правилу сложные прилагательные, образованные подобным образом, следует писать слитно и никак иначе. Сравните: североевропейские страны, западносибирские реки и т.п.
Примеры предложений
- В университете мы учили древнерусский язык.
- Древнерусский язык помогает объяснить многие особенности правописания в современном языке.
Неправильно пишется
Раздельное и дефисное написание считаются неправильными – древне русский, древне-русский.
( 3 оценки, среднее 3.67 из 5 )
Дефис — это не знак препинания в общепринятом смысле. Это, скорее, внутрисловный знак, показывающий степень слитности морфем. Если говорить образно, то дефис показывает, считают ли единицы, вступающие в брак, себя независимыми или все же подчиняются одна другой. Это применимо к словам «древнерусский» или «древне-русский» полностью.
Как пишется правильно: «древнерусский» или «древне-русский»?
Объясняется это общими законами написания сложных прилагательных.
Каким правилом объясняем?
Два слова, объединяясь в одно сложное, изначально обговаривают условия союза. Ну, это как брачный договор.
Одни остаются независимыми и даже приглашают союз И, для того чтобы утвердить их равноправие. Например, физико-математический факультет (физический и математический в равной степени). Для них нужен дефис.
Другие соглашаются на положение подчиненных и выбирают главного в словосочетании. Например, слово «древнерусский» произошло не из двух самостоятельных единиц, а из словосочетания «Древняя Русь». Ему дефис не нужен.
Так и объясняется написание сложных прилагательных.
Примеры предложений для тренировки
- Древнерусский язык современным русским людям непонятен.
- Древнерусский иконописец Андрей Рублев— самобытный художник, создавший образ Троицы.
Неправильное написание
Из сказанного выше ясно, что прилагательные, образованные на основе словосочетания, должны писаться слитно.
правильно
древнерусское государство
неправильно
древне-р
усское государство
Дефисное и слитное написание сложных прилагательных
Сложные прилагательные пишутся через дефис или слитно.
Дефис употребляется , если сложное прилагательное:
1) обозначает оттенки цветов;
2) образовано от сложных существительных, которые пишутся через дефис;
3) образовано путём сложения равноправных слов, между которыми можно ставить союз и.
Пример
Жёлто—синий (цвет).
Юго—восточный (юго—восток).
Горько—солёный (горький и солёный).
Слитно пишутся сложные прилагательные, которые образованы на основе словосочетания.
Пример
Правобережный (правый берег).
УМК под редакцией Т. А. Ладыженской, 6 класс.
Проверить правописание любого слова
Результаты поиска
Слово/Фраза
Правило
Дефисное и слитное написание сложных прилагательных
государство Непроверяемые безударные гласные в корне слова
Непроверяемые безударные гласные в корне слова
Записи 1-2 из 2
древнеру́сский
Источник: Орфографический
академический ресурс «Академос» Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН (словарная база
2020)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова принос (существительное):
Синонимы к слову «древнерусский»
Предложения со словом «древнерусский»
- Его фундаментальные труды по истории древнерусской литературы являются золотым фондом науки.
- Важная роль скотоводства видна из того, что в древнерусском языке слово „скот“ означало также деньги.
- По мере осознания общей полезности власти создавались условия для развития древнерусского государства.
- (все предложения)
Цитаты из русской классики со словом «древнерусский»
- «Раздвоение и целость, рассудочность и разумность будет последним выражением Западной Европы и древнерусской образованности».
- Во времена боярские, // В порядки древнерусские // Переносился дух!
- Финифть — древнерусское название эмали.] образок, повесил его на усмотренный вверху гвоздик и начал молиться, шевеля тихонько губами и восклицая по временам: «Господи помилуй, господи помилуй!».
- (все
цитаты из русской классики)
Что (кто) бывает «древнерусским»
→
древнерусское — прилагательное, именительный п., ср. p., ед. ч.
↳
древнерусское — прилагательное, винительный п., ср. p., ед. ч.
Часть речи: прилагательное
Положительная степень:
Единственное число | Множественное число | |||
---|---|---|---|---|
Мужской род | Женский род | Средний род | ||
Им. |
древнерусский |
древнерусская |
древнерусское |
древнерусские |
Рд. |
древнерусского |
древнерусской |
древнерусского |
древнерусских |
Дт. |
древнерусскому |
древнерусской |
древнерусскому |
древнерусским |
Вн. |
древнерусского древнерусский |
древнерусскую |
древнерусское |
древнерусские древнерусских |
Тв. |
древнерусским |
древнерусскою древнерусской |
древнерусским |
древнерусскими |
Пр. |
древнерусском |
древнерусской |
древнерусском |
древнерусских |
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
ГОСУДА́РСТВО, -а, ср. Политическая организация общества во главе с правительством и его органами, с помощью которой господствующий класс осуществляет свою власть, обеспечивает охрану существующего порядка и подавление классовых противников, а также страна с такой политической организацией. Социалистическое государство. Буржуазное государство.
Все значения слова «государство»
1. истор. относящийся к Древней Руси
Все значения слова «древнерусский»
-
Из племён ильменских славян, кривичей, дреговичей, радимичей, северян, полян, древлян и других восточно-славянских племён возникло единое древнерусское государство.
-
Если до конца X века феодальные отношения существовали ещё вперемежку с остатками общинно-родового строя, то уже в следующих двух столетиях они одерживают полную победу на всей территории древнерусского государства.
-
О том, где и когда возникло древнерусское государство, идут споры до сих пор.
- (все предложения)
- централизованное государство
- феодальное государство
- единое государство
- раннее государство
- древнерусская народность
- (ещё синонимы…)
- президент
- государыня
- государственность
- госзаказ
- страна
- (ещё ассоциации…)
- древнерусское государство
- древнерусская литература
- труды отдела древнерусской литературы
- памятники древнерусской литературы
- (полная таблица сочетаемости…)
- советское государство
- государства мира
- глава государства
- государство возникает
- создать государство
- (полная таблица сочетаемости…)
- Разбор по составу слова «древнерусский»
- Разбор по составу слова «государство»
- Как правильно пишется слово «древнерусский»
- Как правильно пишется слово «государство»
ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО
- ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО
- ДРЕВНЕРУССКОЕ государство — государство в Вост. Европе, возникшее в последней четв. 9 в. в результате объединения под властью князей династии Рюриковичей двух главных центров восточных славян — Новгорода и Киева, а также земель (поселения в районе Ст. Ладоги, Гнездова и др.), расположенных вдоль пути «из варяг в греки». В 882 князь Олег захватил Киев и сделал его столицей государства. В 988-89 Владимир I Святославич ввел христианство как государственную религию (см. Крещение Руси). В городах (Киев, Новгород, Ладога, Белоозеро, Ростов, Суздаль, Псков, Полоцк и др.) развивались ремесла и торговля; создавались памятники письменности и архитектуры. Устанавливались и углублялись связи с южными и западными славянами, Византией, Зап. и Сев. Европой, Кавказом, Ср. Азией. Древнерусские князья отражали набеги кочевников (печенегов, торков, половцев). Правление Ярослава Мудрого (1019-54) — период наибольшего расцвета государства. Общественные отношения регулировались Русской правдой и другими правовыми актами. Во 2-й пол. 11 в. княжеские междоусобицы и набеги половцев привели к ослаблению государства. Попытки сохранить единство Древнерусского государства были предприняты князем Владимиром II Мономахом (правил в 1113-25) и его сыном Мстиславом (правил в 1125-32). Во 2-й четв. 12 в. государство вступило в завершающую фазу распада на самостоятельные княжества, Новгородскую и Псковскую республики.
Большой Энциклопедический словарь.
2000.
Смотреть что такое «ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО» в других словарях:
-
Древнерусское государство — Киевская Русь государство 9 начала 12 вв. в Восточной Европе, возникшее в последней четверти 9 в. в результате объединения под властью князей династии Рюриковичей двух главных центров восточных славян Новгорода и Киева, а также земель (поселения… … Политология. Словарь.
-
ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО — ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО, государство в Восточной Европе; возникло в последней четверти 9 в. в результате объединения под властью князей династии Рюриковичей двух главных центров восточных славян Новгорода и Киева, а также земель, расположенных… … Русская история
-
Древнерусское государство — ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО, возникло в Восточной Европе в последнюю четверть 9 в. в результате объединения под властью князей династии Рюриковичей двух главных центров восточных славян Новгорода и Киева, а также земель, расположенных вдоль пути из … Иллюстрированный энциклопедический словарь
-
Древнерусское государство — государство в Восточной Европе, возникшее в последней четверти IX в. в результате объединения под властью князей династии Рюриковичей двух главных центров восточных славян Новгорода и Киева, а также земель, расположенных вдоль пути «из варяг в… … Энциклопедический словарь
-
Древнерусское государство — Киевская Русь 862 1240 … Википедия
-
Древнерусское государство — см. Киевская Русь … Большая советская энциклопедия
-
ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО — см. Киевская Русь … Советская историческая энциклопедия
-
Государство Рюрика — Эту страницу предлагается переименовать в Новгородская Русь. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К переименованию/15 мая 2012. Возможно, её текущее название не соответствует нормам современного русского языка и/или… … Википедия
-
государство — Древнерусское – государьство. Слово «государство» со значением «акт правления» было известно в русском языке с XV в., однако получило широкое распространение в разговорной речи только в XVII в. В письменных источниках слово государство впервые… … Этимологический словарь русского языка Семенова
-
Государство — (Country) Государство это особая организация общества, обеспечивающая единство и целостность, гарантирующая права и свободы граждан Происхождение государства, признаки государства, форма государственного правления, форма государственного… … Энциклопедия инвестора
На букву Д Со слова «древнерусское»
Фраза «древнерусское государство»
Фраза состоит из двух слов и 24 букв без пробелов.
- Синонимы к фразе
- Написание фразы наоборот
- Написание фразы в транслите
- Написание фразы шрифтом Брайля
- Передача фразы на азбуке Морзе
- Произношение фразы на дактильной азбуке
- Остальные фразы со слова «древнерусское»
- Остальные фразы из 2 слов
51:20
История Государства Российского. Все серии подряд. 1 — 40 серии. Документальный Фильм. StarMedia
05:16
ЕГЭ по Истории 2020. Древнерусское государство. Теория (часть 1)
10:39
ДРЕВНЯЯ РУСЬ ЗА 10 МИНУТ
13:57
Образование Древнерусского государства. Видеоурок по истории России 6 класс
06:47
Расцвет Древнерусского государства | Окружающий мир 3 класс #29 | Инфоурок
10:46
Древняя Русь #1 История ЕГЭ
Синонимы к фразе «древнерусское государство»
Какие близкие по смыслу слова и фразы, а также похожие выражения существуют. Как можно написать по-другому или сказать другими словами.
Фразы
- + баварский географ −
- + болгарское царство −
- + боярская республика −
- + варяжский вопрос −
- + вассальные отношения −
- + византийские источники −
- + военная демократия −
- + восстание древлян −
- + восточноевропейская равнина −
- + восточнославянские племена −
- + городская община −
- + договорная грамота −
- + древнерусская народность −
- + древнерусские земли −
- + древнерусские князья −
- + древнерусский город −
- + древнерусское государство −
- + древнерусское общество −
- + единое государство −
- + карельская культура −
- + классовое общество −
- + княжеская власть −
- + летописный рассказ −
- + междоусобная борьба −
Ваш синоним добавлен!
Написание фразы «древнерусское государство» наоборот
Как эта фраза пишется в обратной последовательности.
овтсрадусог еокссуренверд 😀
Написание фразы «древнерусское государство» в транслите
Как эта фраза пишется в транслитерации.
в армянской🇦🇲 դրևներուսսկոե գոսուդարստվո
в греческой🇬🇷 δρευναιρουσσκοαι γοσουδαρσθυο
в грузинской🇬🇪 დრევნერუსსკოე გოსუდარსთვო
в еврейской🇮🇱 דראבנארוססכוא גוסודארסטבו
в латинской🇬🇧 drevnerusskoye gosudarstvo
Как эта фраза пишется в пьюникоде — Punycode, ACE-последовательность IDN
xn--b1addba3atkmelay xn--80aebe3cdmfdkg
Как эта фраза пишется в английской Qwerty-раскладке клавиатуры.
lhtdytheccrjtujcelfhcndj
Написание фразы «древнерусское государство» шрифтом Брайля
Как эта фраза пишется рельефно-точечным тактильным шрифтом.
⠙⠗⠑⠺⠝⠑⠗⠥⠎⠎⠅⠕⠑⠀⠛⠕⠎⠥⠙⠁⠗⠎⠞⠺⠕
Передача фразы «древнерусское государство» на азбуке Морзе
Как эта фраза передаётся на морзянке.
– ⋅ ⋅ ⋅ – ⋅ ⋅ ⋅ – – – ⋅ ⋅ ⋅ – ⋅ ⋅ ⋅ – ⋅ ⋅ ⋅ ⋅ ⋅ ⋅ – ⋅ – – – – ⋅ – – ⋅ – – – ⋅ ⋅ ⋅ ⋅ ⋅ – – ⋅ ⋅ ⋅ – ⋅ – ⋅ ⋅ ⋅ ⋅ – ⋅ – – – – –
Произношение фразы «древнерусское государство» на дактильной азбуке
Как эта фраза произносится на ручной азбуке глухонемых (но не на языке жестов).
Передача фразы «древнерусское государство» семафорной азбукой
Как эта фраза передаётся флажковой сигнализацией.
Остальные фразы со слова «древнерусское»
Какие ещё фразы начинаются с этого слова.
- древнерусское законодательство
- древнерусское зодчество
- древнерусское искусство
- древнерусское летописание
- древнерусское лицевое шитьё
- древнерусское название
- древнерусское общество
- древнерусское право
- древнерусское слово
Ваша фраза добавлена!
Остальные фразы из 2 слов
Какие ещё фразы состоят из такого же количества слов.
- а вдобавок
- а вдруг
- а ведь
- а вот
- а если
- а ещё
- а именно
- а капелла
- а каторга
- а ну-ка
- а приятно
- а также
- а там
- а то
- аа говорит
- аа отвечает
- аа рассказывает
- ааронов жезл
- аароново благословение
- аароново согласие
- аб ово
- абажур лампы
- абазинская аристократия
- абазинская литература
Комментарии
@cxzw 01.01.2020
17:16
Что значит фраза «древнерусское государство»? Как это понять?..
Ответить
@imhhiu 28.08.2022
14:00
1
×
Здравствуйте!
У вас есть вопрос или вам нужна помощь?
Спасибо, ваш вопрос принят.
Ответ на него появится на сайте в ближайшее время.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Транслит Пьюникод Шрифт Брайля Азбука Морзе Дактильная азбука Семафорная азбука
Палиндромы Сантана
Народный словарь великого и могучего живого великорусского языка.
Онлайн-словарь слов и выражений русского языка. Ассоциации к словам, синонимы слов, сочетаемость фраз. Морфологический разбор: склонение существительных и прилагательных, а также спряжение глаголов. Морфемный разбор по составу словоформ.
По всем вопросам просьба обращаться в письмошную.
ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО
Образование Древнерусского государства в 9–10 вв. представляло собой сложный процесс, в котором взаимодействовали как внутренние (общественная эволюция местных, прежде всего вост.-славянских племён), так и внешние факторы (активное проникновение в Восточную Европу военно-торговых дружин варягов – выходцев из Скандинавии). Роль последних в строительстве древнерусской государственности является основой т.н. норманнской теории, согласно которой норманны (варяги) считались основателями государства в Древней Руси (формулировалась со 2-й четв. 18 в. Г.З. Байером, Г.Ф. Миллером и др.; временами приобретала политическое звучание). К норманнской проблеме тесно примыкает вопрос о происхождении названия «русь». Попытки найти скандинавские корни слова «русь» не привели к успеху. Вместе с тем достаточно многочисленные византийские, западноевропейские, арабо-персидские источники подтверждают, что в 9 – 1-й пол. 10 вв. название «русь» прилагалось именно к варягам и что русь в это время отличали от славян.
По преданию, отразившемуся в «Повести временных лет» и в предшествовавшем ей летописном своде кон. 11 в., варяжское присутствие в Восточной Европе поначалу ограничивалось взиманием дани со славянских племён словен и кривичей, а также с финских племён чуди, мери и, возможно, веси. В результате восстания эти племена избавились от даннической зависимости, но начавшиеся внутренние раздоры заставили их призвать в качестве князей варягов Рюрика и его братьев, правление которых, по всей видимости, было обусловлено договором. Часть варяжской дружины Рюрика во главе с Аскольдом и Диром ушла на юг и осела в Киеве. После смерти Рюрика его родственник князь Олег захватил Киев и объединил новгородский север и киевский юг, создав, т.о., основу Древнерусского государства. Нет оснований не доверять этому преданию, но летописная хронология событий (изгнание варягов, призвание Рюрика, вокняжение в Киеве Аскольда и Дира в 852, смерть Рюрика в 879, захват Киева Олегом в 882) явно условна. Договор Олега с Византией, заключённый осенью 911, позволяет датировать появление Олега в Киеве примерно рубежом 9–10 вв., а призвание Рюрика – последней четв. 9 в. Данные археологии дают возможность отнести появление скандинавского этнического компонента в финском и славянском окружении на севере Восточной Европы к периоду от сер. – 2-й пол. 8 в. (Ладога) до сер. – 2-й пол. 9 в. (Рюриково городище, Тимерёво, Сарское городище) и рубежа 9–10 вв. (Гнёздово). Местонахождение этих центров в целом совпадает с очерченным в летописи ареалом варяжской дани. В то же время первые определённо датированные достоверные сведения 1-й пол. – сер. 9 в. о народе «русь», норманнском по происхождению, связаны не с севером, а с югом Восточной Европы. Арабо-персидские географы (ал-Истахри, Ибн Хаукаль) прямо говорят о двух группах руси 9 в.: южной, киевской («Куйаба»), и северной, новгородско-словенской («Славийа»), каждая из которых имеет собственного правителя (упоминаемая в этих текстах третья группа, «Арсанийа», не поддаётся локализации). Т.о., независимые данные подтверждают рассказ древнерусской летописи о двух очагах варяжского присутствия в Восточной Европе в 9 в. (северном, с центром в Ладоге, а затем Новгороде, и южном, с центром в Киеве), но заставляют отнести появление варяжской руси на юге ко времени более раннему, чем призвание Рюрика. Однако археологические скандинавские древности 9 в. в Киеве не обнаружены, что позволяет предполагать быструю ассимиляцию первой волны пришлых варягов славянским населением на юге Руси.
Восточные славяне в 8–10
вв
.
Большинство письменных свидетельств о руси 9 в. относится к Южной, киевской Руси, история которой, в отличие от Северной, может быть в общих чертах обрисована. Территориально летопись связывает Южную Русь с областью племенного княжения полян. Историко-географические данные гл. обр. 12 в. позволяют с известной вероятностью считать, что, наряду с собственно полянской землёй, Южная Русь включала в себя водораздел между бассейнами Припяти и Днестра, часть днепровского Левобережья с позднейшими городами Черниговом и Переяславлем (ныне Переяслав-Хмельницкий). Точно определить её вост. границу затруднительно. Южная Русь была достаточно мощным образованием, которое, аккумулировав экономический и военный потенциал славян Среднего Поднепровья, сумело организовать морские походы на земли Византийской империи (наиболее известен поход 860 на Константинополь) и соперничало с Хазарским каганатом. Хазарский каганат – этнически неоднородное государство, включавшее в себя не только тюркские (хазары, булгары и др.), но также иранские (аланы) и др. компоненты, простиралось от Северного Прикаспия и нижней Волги до Подонья и Крыма. В 8 в. в даннической зависимости от него оказались северяне, радимичи и вятичи. О влиянии Хазарского каганата свидетельствовало, в частности, принятие правителем Южной Руси хазарского (тюркского по происхождению) верховного титула «каган» (эпизодически применялся к киевским князьям вплоть до 11 в.). Вероятно, с русско-хазарским противостоянием было связано и посольство «кагана Руси» к византийскому императору Феофилу во 2-й пол. 830-х гг. с предложением мира и дружбы, и развернувшееся в то же время с помощью Византии крепостное строительство хазар. Кроме Саркела на нижнем Дону, было построено св. 10 крепостей в верховьях р. Северский Донец и по р. Тихая Сосна (притоку Дона), что свидетельствует о притязаниях Южной Руси на часть славянской даннической сферы хазар (по крайней мере, на северян). Обширны были торговые связи Южной Руси, купцы из которой на западе достигали среднего Дуная (в районе совр. Верхней Австрии), на северо-востоке – Волжско-Камской Булгарии, на юге – византийских причерноморских рынков, откуда по Дону, а затем Волге добирались до Каспийского м. и даже до Багдада.
Ассимиляция варягов в Северной Руси шла много медленнее, чем в Южной, что объяснялось, очевидно, постоянным притоком новых скандинавских групп, гл. занятием которых, как и на юге, служила международная торговля. Упомянутые места концентрации скандинавских археологических древностей (от Ладоги до Гнёздова) носили ярко выраженный характер торгово-ремесленных поселений с этнически смешанным населением. Многочисленные и порой огромные клады арабского монетного серебра на территории Северной Руси, фиксируемые с рубежа 8–9 вв., позволяют думать, что именно стремление обеспечить себе доступ к богатым высококачественной арабской серебряной монетой рынкам Волжско-Камской Булгарии (в меньшей степени – к далёким причерноморским рынкам по волховско-днепровскому пути «из варяг в греки») влекло военно-торговые дружины варягов в Восточную Европу. О том же свидетельствует и другой яркий факт: именно арабский дирхем лёг в основу древнерусской денежно-весовой системы. Несомненно, мобильные, сплочённые и хорошо вооружённые группы варягов были наиболее деятельным элементом в организации международной торговли в Северной Руси. Призвание Рюрика повлекло за собой, вероятно, политическую консолидацию Северной Руси, что и сделало возможным её объединение под властью сев. варяжской династии Рюриковичей с более выгодно в торговом и военно-стратегическом отношениях расположенной Южной Русью.
Укрепление государства. Походы на Константинополь, организованные в 907 и 941 князьями Олегом и его преемником Игорем, равно как и заключённые в результате мирные договоры 911 и 944, обеспечившие рус. купцам исключительные торговые привилегии на константинопольском рынке, свидетельствуют о резко возросших военно-политических и экономических возможностях Древнерусского гос-ва. Слабевший Хазарский каганат лишился возможности собирать дань с северян и радимичей, не мог препятствовать набегам рус. морских дружин на богатые города Южного Прикаспия (ок. 910 при Олеге и в 940-х гг. при Игоре). Видимо, в это время Русь закрепилась в Тмутаракани и Корчеве (Керчь). Военно-политические усилия Руси были направлены также вдоль сухопутного торгового пути на средний Дунай: в данническую зависимость от Киева попали славянские племена волынян и даже лендзян (к западу от верховьев Буга). После гибели Игоря во время восстания древлян (после 945) правление оказалось в руках его вдовы – княгини Ольги, главные усилия которой, после умиротворения древлян, были направлены на внутреннюю стабилизацию Древнерусского гос-ва. Активная военная экспансия возобновилась в правление Святослава Игоревича (после 960–972): под власть Руси были приведены вятичи, в 965 разгромлен Хазарский каганат, после чего он оказался в зависимости от Хорезма, а вскоре вообще сошёл с политической арены. Два кровопролитных дунайских похода 968 и 970–71 не привели к желанной цели – закреплению Руси на нижнем Дунае. Поражение от войск византийского императора Иоанна I Цимисхия заставило Святослава летом 971 подписать мирный договор, который заметно ограничивал политическое влияние Руси в Северном Причерноморье. После гибели Святослава весной 972 Русь оказалась поделённой между тремя Святославичами: Ярополком, княжившим в Киеве (972– 978), Олегом, получившим землю древлян, и Владимиром, стол которого находился в Новгороде. Победителем из начавшейся вскоре междоусобицы вышел Владимир, в 978 захвативший Киев. Правление Владимира Святославича (978–1015) открывает эпоху подъёма Древней Руси в кон. 10 – сер. 11 вв.
Политический и экономический строй Древнерусского гос-ва в правление первых киевских князей вырисовывается лишь в общих чертах. Правящая верхушка состояла из княжеского рода (очевидно, довольно многочисленного) и существовавшей за счёт княжеских доходов дружины князя. Гос. зависимость входивших в состав Древней Руси преимущественно славянских племён выражалась в выплате регулярной (вероятно, ежегодной) дани и в обязанности участвовать в военных предприятиях киевских князей. В остальном сохранялись и племенной быт, и власть племенных князей. Летописные вост.-славянские племена 10 в. представляли собой объединения с достаточно высокой политической организацией. Остаётся неясным, были или нет частью Древнерусского гос-ва существовавшие в 970-х гг. на вост.-славянских землях политические образования под властью других (помимо Рюриковичей) варяжских династий (династии князя Рогволода в Полоцке, князя Туры в Турове) и когда они возникли. Сбор дани осуществлялся в форме полюдья – объезда даннической территории в течение осенне-зимнего сезона князем или лицом, которому князь уступал её сбор, с дружиной (в это время данники обязаны были также за свой счёт содержать их). Дань взималась как натуральными продуктами (в т. ч. товарами, предназначенными для экспорта – мехами, мёдом, воском), так и монетой, гл. обр. арабского чекана (ежегодная дань с Новгорода составляла, напр., 300 гривен, т. е. ок. 60 кг серебра). С именем княгини Ольги отразившееся в летописи предание связывает административно-данническую реформу сер. 10 в., состоявшую, как можно думать, в том, что дани, объём которых был пересмотрен, теперь свозились самими данниками в постоянные пункты (погосты), где пребывали представители княжеской администрации. Дань подлежала разделу в определённой пропорции между сборщиком дани и субъектом гос. власти, т. е. княжеским семейством: первому шла 1/3, последнему – 2/3 дани. Среди важнейших компонентов экономического механизма были снаряжение и отправка ежегодных торговых караванов с собранными в ходе полюдья товарами вниз по Днепру на международные рынки Причерноморья и др. – процедура, подробно описанная в сер. 10 в. в сочинении византийского императора Константина VII Багрянородного «Об управлении империей». В Константинополе рус. купцы пребывали по неск. месяцев в году, имели собственное подворье при монастыре Св. Маманта и получали денежное содержание из императорской казны, которая брала на себя также расходы по снаряжению обратного плавания. Внешнеторговая направленность экономики Древней Руси определила наличие особой социальной группы – занятого международной торговлей купечества, которое ещё в сер. 10 в. было, как и княжеский род, преимущественно варяжского происхождения. Судя по тому, что представители этой социальной группы участвовали в заключении договоров Руси с Византией, она имела самостоятельный голос в делах гос. управления. Данные археологии позволяют думать, что именно такое купечество составляло социальную и имущественную верхушку в древнерусских торгово-ремесленных поселениях 10 в. типа Гнёздова или Тимерёва.
«Строительство Белгорода». Миниатюраиз Радзивилловской летописи.Кон. 15 в. БиблиотекаАкадемии наук (С.-Петербург).
Расцвет государства. Первое десятилетие княжения Владимира Святославича в Киеве было временем восстановления положения Древней Руси, пошатнувшегося вследствие междоусобия Святославичей. Один за другим следовали походы к зап. и вост. пределам Руси. Ок. 980 в её состав были включены Перемышль, червенские города (стратегически важная область на левом берегу р. Буг) и Среднее Побужье, населённое балтскими племенами ятвягов. Походами на радимичей, вятичей, хазар и волжских булгар были закреплены успехи, достигнутые ранее Святославом. Как международное положение, так и задачи внутренней консолидации государства настоятельно требовали официальной христианизации. Благоприятная для Руси внешнеполитическая ситуация 2-й пол. 980-х гг., когда византийский император Василий II был вынужден просить рус. военной помощи для подавления внутреннего мятежа, побудили Владимира сделать решительный шаг по пути христианизации: в течение 987–990 последовали крещение Владимира и его окружения, брак киевского князя с сестрой Василия II царевной Анной и массовое крещение киевлян. Такое замужество багрянородной принцессы было нарушением византийских династических принципов и заставило империю предпринять самые активные меры по организации древнерусской церкви. Были учреждены Киевская митрополия и несколько епархий в крупнейших городах, которые возглавили греческие иерархи. В Киеве греческие мастера воздвигли первый на Руси каменный храм – Десятинную церковь (завершена в 996). Княжеская власть взяла на себя материальное обеспечение церкви в виде десятины, организовала строительство храмов на местах, обучение детей знати для обеспечения церкви кадрами священнослужителей и т. д.
Важнейшими направлениями политики Владимира Святославича после Крещения Руси явились оборона зап. рубежей от давления со стороны резко усилившегося Древнепольского гос-ва и отражение угрозы со стороны печенегов. На западе Руси были заложены города Берестье (ныне Брест) и Владимир (ныне Владимир-Волынский). На юге были построены крепости по берегам рек Сула, Стугна и др., прикрывавшие подступы к Киеву со стороны степи (Белгород, Переяславль и др.). Существенной приметой правления Владимира Святославича стала окончательная славянизация княжеского рода и его некогда варяжского окружения. Сам Владимир был наполовину (по матери) славянского происхождения. Продолжавшие прибывать на Русь варяги становились теперь в осн. военными наёмниками древнерусских князей.
Гробница киевского князя Ярослава Владимировича Мудрого. Киев. Софийский собор.
После смерти Владимира (1015) вспыхнула междоусобная борьба между наиболее влиятельными из его сыновей, в ходе которой погибли Борис, Глеб и Святослав. Киевский стол занял Святополк Владимирович. Княживший в Новгороде Ярослав Владимирович Мудрый в 1016 изгнал Святополка, который, однако, в 1018 вернулся в Киев с помощью своего тестя – польского князя Болеслава I Храброго. Но уже в 1019 Ярослав окончательно утвердился в столице Руси (1019–54). В 1024 свои права на участие в управлении Русью предъявил княживший в отдалённой Тмутаракани Мстислав Владимирович. Столкновение между Ярославом и Мстиславом, финальный этап междоусобия, закончилось в 1026 заключением договора, по которому первый сохранял за собой Киев, а второй получал земли днепровского левобережья с центром в Чернигове.
Важнейшим событием десятилетнего совместного правления Ярослава и Мстислава явилось их участие в союзе с германским императором Конрадом II в нач. 1030-х гг. в войне против польского короля Мéшка II, которая привела к временному распаду Древнепольского гос-ва и возвращению Руси червенских городов, отторгнутых у неё в 1018 Болеславом I Храбрым. Смерть Мстислава в 1036 сделала Ярослава Мудрого практически единодержавным правителем Руси, которая при нём достигла пика своего могущества и международного влияния. Вне его непосредственной власти осталось только Полоцкое княжество. Битва 1036 под стенами Киева положила конец печенежским набегам. Продолжая военно-политический союз с Германией, Ярослав рядом походов в Мазовию способствовал восстановлению в Польше власти князя Казимира I. В 1046 с военной помощью Ярослава на венгерский трон был возведён дружественный Руси король Эндре I. В 1043 состоялся последний морской поход руси на Константинополь, результатом которого, несмотря на неудачу, стал почётный для Киева мир 1045 и брак одного из младших сыновей Ярослава – Всеволода с родственницей византийского императора Константина IX Мономаха. Брачные связи княжеского семейства ярко свидетельствуют о политическом весе Руси. Сам Ярослав был женат на дочери шведского короля Олафа Шётконунга, его сын Изяслав – на сестре польского князя Казимира I, который, в свою очередь, взял в жёны сестру Ярослава. Дочери Ярослава были замужем за норвежским королём Харальдом III Суровым, венгерским королём Эндре I и французским королём Генрихом I. Период единодержавия Ярослава Мудрого характеризовался стремительным ростом общерусского самосознания и гос. власти. Это выразилось и в политике (поставление в 1051 митрополита Киевского Илариона без санкции Константинопольской патриархии), и в радикальном преобразовании архитектурного облика Киева (многократно выросшего по площади при Ярославе по сравнению с эпохой Владимира) по константинопольской столичной модели (были воздвигнуты парадные Золотые ворота, монументальный Софийский собор и др. каменные постройки), и в первых оригинальных произведениях древнерусской литературы (напр., похвала князю Владимиру в «Слове о законе и благодати» митрополита Илариона).
Политический строй Руси при Владимире Святославиче и Ярославе Владимировиче определялся в целом характером междукняжеских отношений. Территория страны и её ресурсы считались, как и ранее, коллективной собственностью княжеского рода, и принципы владения ими и их наследования вытекали из обычного права. Повзрослевшие сыновья князя (обычно в 13–15 лет) получали в держание те или иные области, оставаясь при этом под отцовской властью. Так, при жизни Владимира его сыновья «сидели» в Новгороде, Турове, Владимире на Волыни, Ростове, Смоленске, Полоцке; в Новгороде, Турове и на Волыни «посадил» своих старших сыновей Ярослав. Такой способ содержания княжеского семейства был одновременно и механизмом управления территориями. После смерти князя-отца страна подлежала разделу между всеми его взрослыми сыновьями. Хотя отцовский стол доставался старшему из братьев, отношения подчинения областей киевскому столу при этом исчезали и политически все братья оказывались равноправны, что влекло за собой фактическое дробление гос. власти: как Святославичи, так и Владимировичи были политически независимы друг от друга. После смерти старшего из братьев киевский стол доставался не его сыновьям, а следующему по старшинству брату, который брал на себя устройство судьбы племянников путём наделения владениями. Это вело к постоянным переделам общегосударственной территории, что являлось своеобразным способом сохранения единства государства, не исключавшим и потенциального единодержавия. Очевидные недостатки этого строя привели Ярослава Мудрого к учреждению сеньората, т. е. передаче старшему из Ярославичей некоторой совокупности наследуемых от отца политических прав и обязанностей в общегосударственном масштабе, среди них – гаранта династического порядка, охранителя интересов церкви и т. п.
Получила развитие и такая важнейшая часть гос. жизни, как судопроизводство. О существовании в Древней Руси достаточно дифференцированного обычного права («закона русского») известно уже по договорам с Византией 1-й пол. 10 в. Владимир Святославич пытался внести в местное право некоторые византийские нормы, в частности смертную казнь, но они не прижились. После принятия христианства произошло разделение суда по византийскому образцу на светский (княжеский) и церковный. Юрисдикции последнего подлежали, помимо преступлений, совершавшихся представителями духовенства и т. н. церковными людьми, дела, связанные с браком, семьёй, наследством, колдовством. Кодификация уголовного законодательства (наказание за убийство, оскорбление действием, преступления против собственности) впервые имела место при Ярославе (древнейшая часть Русской правды). В процессе суда взимался гос. налог (вира, продажа), шедший в казну князя.
Древнерусское государство в 10 – начале 12 века.
Русская правда. Синодальный список. 1282. Исторический музей (Москва).
Первый лист Остромирова Евангелия. 1056–57. Российская национальная библиотека (С.-Петербург).
Начало раздробленности Древнерусского государства и попытки её преодоления. По завещанию Ярослава Мудрого, умершего в 1054, территория Древнерусского гос-ва была поделена между пятью его сыновьями: старший, Изяслав, получил Киев и Новгород, Святослав – Чернигов (область которого включала тогда Рязань и Муром) и Тмутаракань, Всеволод – Переяславль и Ростов, младшим, Вячеславу и Игорю, достались Смоленск и Волынь. В качестве дополнительного (наряду с сеньоратом Изяслава) политического механизма, стабилизировавшего эту систему уделов, было создано специфическое соправительство в общерусских вопросах трёх старших Ярославичей, которое закреплялось разделом между ними среднеднепровского ядра Древнерусского гос-ва и получило в науке название «триумвирата». Особое положение занимал Полоцк, выделенный ещё Владимиром Святославичем своему сыну Изяславу (?–1001), чей сын Брячислав (княжил в 1001–44) и внук Всеслав (княжил в 1044–1101) унаследовали полоцкий стол. «Триумвират» приобрёл законченные черты после скорой смерти младших Ярославичей (Вячеслава – в 1057, Игоря – в 1060), так что делению на 3 части подверглась даже Киевская митрополия: в Чернигове и Переяславле были временно учреждены собственные митрополичьи кафедры. После некоторых успешных совместных действий (решительной победы над торками в 1060) соправительство Ярославичей начало испытывать трудности. Впервые дал о себе знать типичный для сеньората конфликт между дядьями и племянниками: в 1064 Ростислав, сын новгородского князя Владимира Ярославича (ум. в 1052), силой отнял у Святослава Тмутаракань, которую удерживал до своей гибели в 1067. Всеслав Брячиславич Полоцкий, разграбивший в 1066 Новгород, в следующем году был разбит и пленён общими силами Ярославичей. В 1060-х гг. на юж. границах Руси возникла новая угроза со стороны половцев, борьба с которыми стала насущной задачей более чем на полтора века. Летом 1068 войска трёх Ярославичей потерпели от половцев серьёзное поражение под Переяславлем. Нерешительность Изяслава при отражении кочевников вызвала восстание в Киеве, в ходе которого киевляне освободили Всеслава из заключения и провозгласили киевским князем, а Изяслав бежал к племяннику жены – польскому князю Болеславу II. Весной 1069 Изяслав с польской подмогой вернул себе Киев. На Руси тем временем произошло существенное перераспределение владений в ущерб Киеву (так, принадлежавший Изяславу Новгород оказался в руках Святослава), что неизбежно должно было повести к конфликту между Ярославичами. Торжественное перенесение мощей новопрославленных святых Бориса и Глеба (сыновей князя Владимира, погибших в усобице 1015) в новую каменную церковь в Вышгороде, в котором 20.5.1072 приняли участие все трое братьев, оказалось последним актом «триумвирата». В 1073 при поддержке Всеволода Святослав изгнал Изяслава из Киева, но вскоре умер (1076). На киевский стол в 1077 вернулся без особого успеха искавший поддержки в Польше, Германии и у папы Римского Григория VII Изяслав, который погиб уже в 1078 в битве с сыном Святослава Олегом и др. своим племянником – Борисом Вячеславичем. Киевским князем надолго (1078–93) стал Всеволод Ярославич, правление которого было наполнено сложным внутриполитическим маневрированием с целью удовлетворить запросы племянников (Изяславичей – Святополка и Ярополка, а также Давыда Игоревича) и подросших сыновей Ростислава Владимировича (Рюрика, Володаря и Василька). После смерти Всеволода в 1093 киевский стол занял генеалогически старший в княжеском роде Святополк Изяславич (1093–1113). Смертью Всеволода воспользовался наиболее воинственный из Святославичей – Олег (с 1083 при поддержке Византии княжил в Тмутаракани), который в 1094 с помощью половцев силой вернул себе Чернигов, вытеснив оттуда в Переяславль сына Всеволода – Владимира Мономаха.
В этой сложной ситуации в 1097 в днепровском г. Любеч собрался общерусский съезд князей, призванный усовершенствовать учреждённый Ярославом Мудрым киевский сеньорат. В дальнейшем княжеские съезды стали способом коллективного разрешения общих проблем. Постановление Любечского съезда «Каждый да держит отчину свою» означало, что владения Ярославичей по завещанию Ярослава закреплялись за их сыновьями: за Святополком Изяславичем – Киев, за Давыдом, Олегом и Ярославом Святославичами – Чернигов (Тмутаракань в 1090-е гг., видимо, перешла под власть Византии), за Владимиром Всеволодовичем – Переяславль и Ростов (помимо них в руках Мономаха оказались ещё Новгород и Смоленск), за Давыдом Игоревичем – Волынь, за счёт юж. и юго-зап. части которой (будущего Галицкого княжества) были, однако, наделены также Ростиславичи. Эффективность установленной системы была немедленно продемонстрирована в силовом урегулировании конфликта на Волыни, развязанного Давыдом Игоревичем: Святополк был вынужден отказаться от попыток захватить владения Ростиславичей, а Давыду пришлось лишиться своего стола и довольствоваться Дорогобужем. Другим положительным следствием съезда стали инициированные Владимиром Мономахом совместные действия против половцев, набеги которых резко активизировались в 1090-х гг. после смерти Всеволода. В результате побед 1103, 1107, 1111 и 1116 половцы почти на полвека заняли подчинённое место союзников тех или иных рус. князей в их междоусобной борьбе. Решения Любечского съезда не затрагивали сеньората – генеалогического старейшинства как принципа наследования киевского стола; они лишь исключили Святославичей из числа его потенциальных наследников, т. к. де-юре Киев не был для них отчиной, коль скоро киевское княжение Святослава считалось узурпацией. Это привело к фактическому соправительству на Руси Святополка и Владимира Мономаха, а после смерти первого в 1113 Киев перешёл в руки второго.
Киевское княжение Владимира Мономаха (1113–25) и его сына Мстислава (1125–32) было временем внутриполитической стабилизации Древней Руси. Владимир объединил в своих руках господство над большей её частью, за исключением Чернигова (где княжил Давыд Святославич), Полоцка (где под властью потомков Всеслава наряду с Полоцком выдвинулся новый центр – Минск), Волыни (она была уделом Ярослава Святополчича) и галицкой окраины Ростиславичей. Попытки вооружённого протеста против этого господства со стороны Глеба Всеславича Минского в 1115–19 и Ярослава Святополчича в 1117–18 окончились их гибелью, что ещё более укрепило положение Мономаха, приобретшего Волынь. Тогда же был заранее решён вопрос о киевском столонаследии: в 1117 Мономах перевёл своего старшего сына Мстислава из Новгорода в киевский пригород Белгород, а Новгород отдал старшему сыну Мстислава – Всеволоду. Цель этой меры стала ясна после того, как со смертью Владимира Мономаха в 1125 Киев был унаследован сначала Мстиславом Владимировичем, а затем, в 1132, следующим по старшинству Мономашичем – Ярополком. Решив «полоцкий вопрос» путём изгнания в 1129 практически всего потомства Всеслава в Византию, Мстислав оставил младшему брату, казалось бы, вполне устроенное наследство.
Первым политическим шагом Ярополка Владимировича в качестве киевского князя (1132–39) стал перевод Всеволода Мстиславича из Новгорода в Переяславль. Тем самым план Мономаха, скреплённый договором Мстислава и бездетного Ярополка, сводился к существенной корректировке сеньората: Киев после смерти Ярополка должен был перейти не к кому-либо из братьев последнего, а к старшему племяннику Всеволоду и в дальнейшем остаться в роду Мстиславичей – иначе уже через поколение неумеренное возрастание числа отчичей Киева неизбежно повело бы к политическому хаосу. Т. о., Владимир Мономах стремился спасти любечский принцип «отчинности» Киева путём нарушения этого принципа по отношению к своим младшим сыновьям. Однако эти планы натолкнулись на категорическое неприятие младших Мономашичей – ростовского князя Юрия Долгорукого и волынского князя Андрея. Ярополк был вынужден отступить, в результате чего разгорелся конфликт между младшими Мономашичами и их племянниками Мстиславичами (прежде всего Всеволодом и Изяславом), вылившийся в открытую войну, в которую на стороне последних вмешались черниговские князья. По выражению новгородского летописца того времени, «раздрася вся земля русская». С большим трудом Ярополку удалось умиротворить все стороны: Переяславль был отдан Андрею Владимировичу, но при этом от него отделён Курск, переданный черниговским князьям; в руках Мстиславичей оказались Новгород, куда вернулся Всеволод, Волынь, полученная Изяславом, и Смоленск Ростислава Мстиславича. Однако этот компромисс был крайне шаток, что означало кризис любечских принципов. Уже в нач. 1139 вокняжившийся в Киеве согласно сеньорату Вячеслав Владимирович был через несколько дней изгнан оттуда Всеволодом Ольговичем Черниговским.
Одна из разновидностей древнерусских денежных гривен (слитков серебра).
Экономическое и социально-политическое развитие. С нач. 11 в. происходили принципиальные изменения в экономическом укладе Древнерусского гос-ва, повлекшие за собой и социально-политические последствия. На рубеже 10– 11 вв. прекратился приток на Русь арабского монетного серебра, лишь на новгородский север в течение 11 в. продолжало поступать серебро из Западной Европы. Это означало кризис ориентированной на международные рынки древнерусской экономики. В нач. 11 в. быстро и повсеместно приходили в упадок торгово-ремесленные поселения протогородского типа, по соседству с ними вырастали новые города – центры княжеской власти (Новгород – рядом с Рюриковым городищем, Ярославль – рядом с Тимерёвом, Ростов – рядом с Сарским городищем, Смоленск – рядом с Гнёздовом и т. п.). По письменным источникам, на Руси 11 в. известно о 64 городах (25 в 10 в.). Экономической основой этих городов служило, по всей вероятности, аграрное производство окружавших их волостей, а также ориентированное преимущественно на местный рынок ремесленное производство. О высоком уровне развития товарно-денежных отношений на этих местных рынках свидетельствует широкое распространение ростовщичества. В правление Святополка Изяславича оно приобрело характер очевидного социального зла, против которого княжеская власть при Владимире Мономахе вынуждена была принимать ограничительные меры. Население крупных городов было разбито на адм. единицы – сотни, возглавлявшиеся сотскими. Высшим звеном княжеской администрации в городе был тысяцкий. В то же время город обладал известным самоуправлением в форме веча, которое при определённых условиях могло вступать в конфликт с княжеской властью. Наиболее ранним примером самостоятельных политических действий городского веча было возведение в 1068 на киевский стол Всеслава Полоцкого. В 1102 Новгород отказался принять на княжение сына киевского князя Святополка. Именно в Новгороде вечевое самоуправление приобрело наиболее законченные формы: после восстания 1136 и изгнания князя Всеволода Мстиславича (возможно, даже несколько ранее) сложилась новгородская «вольность в князьях» – право новгородцев самим приглашать к себе князя, власть которого была ограничена договором. В дальнейшем это стало юридической основой политического строя Новгорода.
Превращение аграрного производства в важнейшую составляющую хозяйственной жизни имело неизбежным следствием преобразования в области землевладения. Основную массу составляли земли сельских общин (вервей), обрабатывавшиеся свободными землепашцами-общинниками – смердами. Наряду с общинными землями появилось землевладение княжеское, боярское, церковных корпораций (епископских кафедр, монастырей), приобретённое ими в собственность путём освоения ранее неосвоенных земель, купли или дарения. Лица, обрабатывавшие такие земли, часто находились в той или иной зависимости от владельца (рядовичи, закупы, холопы). Целый ряд статей Русской правды Пространной редакции, установленных при Владимире Мономахе, регулировал статус именно этих социальных групп, тогда как в Краткой редакции, кодифицированной при Ярославичах (вероятно, в 1072), подобные нормы ещё отсутствовали. Пригородные княжеские сёла составляли основу дворцового хозяйства – не только сельского, но и ремесленного.
Появление и развитие землевладения на основе частного права внесло изменения и в характер отношений внутри правящей верхушки Древнерусского гос-ва. Если ранее княжеская дружина была в имущественном отношении неразрывно связана со своим князем, выделявшим для её содержания часть гос. дохода, то теперь состоятельные дружинники, приобретая землю, получили возможность становиться самостоятельными собственниками. Это предопределило постоянное ослабление зависимости старшей дружины (бояр) от князя, что со временем привело к столкновению их интересов, особенно в Галицкой и Владимиро-Суздальской землях во 2-й пол. 12 в. Нет достаточных данных для определённого ответа на вопрос, в какой мере в формировании экономического и социально-политического статуса боярства играли роль условные земельные пожалования со стороны князя (феоды). Это не позволяет безоговорочно характеризовать общественный строй Древнерусского гос-ва 10–12 вв. как феодальный в государственно-политическом смысле.