Обновлено: 09.01.2023
Искусство чтения побеждает одиночество, разлуку, даль и эпоху.
Пью кофе и читаю, точнее, пробегаюсь глазами по строчками. Смысл текста не доходит до меня, мысли были совсем о другом.
Где же он?
Мы виделись в последний раз. Говорили о новой булочной, и Он обещал, что мы сходим туда на следующей неделе.
Потом он крепко и нежно обнял меня.
Любила ли я его тогда?
Уже да.
Сколько знакомы? Слишком давно. Сколько времени уже прошло? Я потеряла счет.
Радостной концовки приходится ждать не всегда.
На следующий день, после нашей последней встречи, я получила конверт. Позвонили в дверь, когда открыла — никого не было. Он лежал на полу, рядом с порогом, а на нем стакан с кофе.
«Впрочем, не удивлена», подумала я.
О, как я ошибалась. Прочитав содержимое конверта, все во мне сокрушилось, из глаз потекли слезы. Та боль, обрушившаяся на меня тогда, ощущается до сих пор.
«Извини, я немного торопился, та булочная еще закрыта, поэтому взял из кофейни, напротив твоего дома, двойной американо, как ты любишь. Хах, милая, четко представляю, как ты читаешь это, прошу сядь.
Моя дорогая, прощай.
Молю того, кто выше нас, увидеть тебя в будущем снова.
Думай, что я в бегах, что мы еще встретимся, еще раз обнимемся и поговорим, как раньше.
Но не надейся.»
Кухня. Стакан. Алкоголь. Может покурить?
Бросил. Как давно мы виделись? Встреча с ней невозможна. Знаю, что она ждет.
Но я не могу, я эгоист.
И я понимаю, что все то — что меня сейчас окружает — конец.
Старая квартира, в которой я нахожусь, оплачена на четыре месяца вперед
и беспокоить меня еще долгое время никто не будет. Всем воспоминаниям.
Всем мыслям — конец.
Впрочем, она справится. Я видел, как ломаются самые сильные, но она — другая.
Как огромный дуб, которому не страшен самый сильный ураган и наводнение. Вот насколько она
сильна.
Я был рад знакомству с ней, был счастлив, я был рад любить ее.
Знаешь, всему приходит конец. Счастье, оно не вечно.
Сны стали реальнее, голоса в моей голове говорили то, о чем запрещено адекватному человеку думать.
После нашей последней встречи, я пошел в парк. Сел на первую попавшуюся лавку и закурил. Я думал о многом. О том, что я скрывал от нее. О том, что она понимала, что мое прошлое — это сундук, запечатанный на несколько десятков замков.
Я болен. Мои действия, мысли губят людей, окружающих меня. Я убивал, просто убивал.
Не было особого плана ухода. Все получилось само собой. Купил билет на самое ближайшее время. Написал письмо в забитой кофейне, рядом с ее домом. И сбежал.
Я боялся за нее.
Прошло достаточно много времени, а она ждет.
Скоро я исчезну навсегда и она это почувствует сразу.
Н-да.
Даже троекратное повторение имени автора не может изменить смысл содержания, вынесенный в заголовок рассказа.
С почтением пан Тадэуш
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+
цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было
комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
Обычно думают, что чтение доступно всякому грамотному. это совсем не так. Потому что настоящий читатель отдает книге все свои душевные способности.
Искусство чтения побеждает одиночество, разлуку, даль и эпоху. Читать — значит искать. Читать — значит находить.
Искусство чтения надо приобретать и вырабатывать в себе. И тогда мы поймем, что следует читать и чего читать не стоит, ибо есть чтение, углубляющее душу человека и строящее его характер, и есть чтение разлагающее и обессиливающее.
1) Основной функционально-смысловой тип речи текста – рассуждение, что помогает автору сделать мысль более ясной и четкой, а позицию — более убедительной.
2) Парцеллированная конструкция состоит из двух частей: основного высказывания и парцеллята. В данном тексте парцелляция используется дважды: парцелляты — придаточная часть причины — указывают на причину: Потому что настоящий читатель отдает книге все свои душевные способности. / Ибо каждый из нас есть то, что он читает.
3) Использование такого стилистического приёма, как синтаксический параллелизм (Читать — значит искать. Читать — значит находить.) позволяет передать авторскую оценку описываемым явлениям.
4) В тексте читатель наблюдает антитезу. В качестве антитезы противопоставлены варианты качества одного явления, в данном случае выраженном отглагольным существительным чтение (чтение, углубляющее душу человека и строящее его характер … чтение разлагающее и обессиливающее)
5) Порядок слов предложения в официально-деловом стиле отличается строгостью и консерватизмом. В простых предложениях обычным является прямой порядок слов (инверсия недопустима).
2. Самостоятельно подберите сочинительный противительный союз, которое должно стоять на месте пропуска во втором предложении текста. Запишите этот союз
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного в третьемпредложении текста. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ИСКУССТВО, – а, ср.
1. Творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. И. музыки. И. кино. Изобразительные искусства. Декоративно-прикладное и.
2. Умение, мастерство, знание дела. Владеть искусством шитья.
3. Самое дело, требующее такого умения, мастерства. Военное и.
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
чЕрпать прОживший прожОрлива сирОты тОрты
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Приятным сюрпризом для всех стал огромный торт, ИСКУСНО выполненный из белого шоколада.
Договаривающиеся стороны считают возможным и ЖЕЛАТЕЛЬНЫМ завершение переговоров.
Ведущим должен стать человек опытный, ДИПЛОМАТИЧНЫЙ.
В новом сезоне тренер ВОСПОЛНИЛ команду молодыми спортсменами.
В российском прокате с большим успехом прошла картина культового режиссёра итальянского кино, которую он назвал АВТОБИОГРАФИЧЕСКОЙ.
6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Рабочим выплачена зарплата за май месяц.
7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
устные выговора тысяча девятьсот пятьдесят пятым годом чистейший снег
1) корзина, неиссякаемый, очертить 4) выгореть, принимать, наклониться
2) реалистично, управляющий, примириться 5) блистать, росточек, скачок
1) без..дейный, супер..гра, меж…нститутский 4) меж..языковой, об..ём, под…езд
2)и..коверкать, бе..жизненный, во…кликнуть 5)пр..рекание, пр..ближённый, пр…беречь
1)неряшл..вый, больш..нство 3) миндал..вый,насла..вать 5) хитр..нький, настойч..вый
1) рокоч..щий шум, помощники держ..т 4) полощ..щая бельё, слова много знач..т
2) хохоч..щий клоун, (учителя) цен..т 5) (друзья) дел..тся (всем), корм..тся (белки)
3) каж..щийся успех, охотники ищ..т
13. Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Глупому сыну и родной отец ума (не)пришьёт.
(Не)доброе слово больней огня жжёт.
(Не)допустив меня ближе, лисица бросилась в воду.
Люди, (не)бывавшие на Камчатке, не могут представить всей красоты утра.
Мне (не)(о)ком было даже пожалеть в этот день.
14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Печорин (ПО) ВСЮДУ ищет действия и (ПО) ЭТОМУ, без раздумий вмешиваясь в жизнь других людей, разрушает их мирное существование.
Князь Василий (НА) ХОДУ сказал несколько слов доктору и (НА) ЦЫПОЧКАХ прошёл в спальню.
В начале девятнадцатого века в России было широко распространено домашнее образование, которое не давало фундаментальных знаний, но ВСЁ (ЖЕ) позволяло молодому человеку довольно хорошо выучить иностранные языки, а ТАК (ЖЕ) уверенно чувствовать себя в обществе.
(ПО) ЭТОМУ старому переходу можно ТАК(ЖЕ) быстро перейти на противоположную сторону улицы, как и по новому, только что открытому.
Мой друг ТО (ЖЕ) долго думал, ЧТО (БЫ) предпринять.
15. Укажите все цифры (-у), на месте которых(-ой) пишется НН.
Дом стоял несколько в стороне от леса; стены его тут и там были подновле(1)ы свежими лесинами, окна покраше(2)ы белилами, маленькое крылечко сбоку, изукраше(3)ое резьбой, ещё пахло смолой.
16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) То ли от радости то ли от неожиданности лицо его запылало румянцем.
2) Настоящим бедствием деревянной Москвы в средние века были пожары и поэтому наиболее верными и долговременными ориентирами в городе оставались каменные храмы.
3) По сугробу волчица взобралась на хлев и стала разгребать лапами и мордой соломенную крышу.
4) Молодые великаны-сосны устремлены в голубое небо и от этого ещё шире кажутся просторы золотой нивы.
5) Дома не сиделось и мы решили проведать наших старых знакомых.
17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Увидев пингвина(1) стоящего в стороне от стаи(2) вы тут же представите себе пожилого человека во фраке(3) погружённого в глубокое раздумье.
18. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Старик (1) я слышал много раз,
Что ты меня от смерти спас —
Зачем. Угрюм и одинок,
Грозой оторванный листок,
Я вырос в сумрачных стенах
Душой дитя, судьбой (2) монах.
Я никому не мог сказать
Конечно (3) ты хотел (4) старик (5)
Чтоб я в обители отвык
От этих сладостных имён, —
Напрасно. (М.Ю. Лермонтов)
19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Она глядела(1) как сизые кольца дыма от сигары Азазелло (2)уплывали в камин(3) и (4)как кот ловит их на конец шпаги.
20. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Альпинисты поняли (1) что (2) если вьюга не утихнет (3) то им придётся возвращаться в базовый лагерь (4) так как сильные порывы ветра мешали продвигаться по отвесной скале.
21. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Деревня была где-то за лесом. (2)Если идти в нее по большой дороге, нужно отмахать не один десяток километров; если пойти лесными тропинками, путь урежется вдвое. (3)Толстые корни обхватили извилистую тропу. (4)Лес шумит, успокаивает. (5)В стылом воздухе кружатся жухлые листья. (6)Тропинка, петляя среди деревьев, поднимается на пригорки, спускается в ложбинки, забираясь в чащобу осинника, выбегает на зарастающие ельником поляны. (7)Кажется, что она так и не выведет тебя никуда.
(8)Но вот вместе с листьями начинают кружиться снежинки. (9)Их становится больше и больше, и в снежном хороводе не видно уже ничего: ни падающих листьев, ни тропы. (По Л. Фролову)
Прочитайте текст и выполните задания 22–27 4
(1)До сих пор я не знаю: были у человеческого искусства два пути с самого начала или оно раздвоилось гораздо позже? (2)Красота окружающего мира: цветка и полёта ласточки, туманного озера и звезды, восходящего солнца и пчелиного сота, дремучего дерева и женского лица – вся красота окружающего мира постепенно аккумулировалась в душе человека, потом неизбежно началась отдача. (3)Изображение цветка или оленя появилось на рукоятке боевого топора. (4)Изображение солнца или птицы украсило берестяное ведёрко либо первобытную глиняную тарелку. (5)Ведь до сих пор народное искусство носит ярко выраженный прикладной характер. (6)Всякое украшенное изделие – это прежде всего изделие, будь то солонка, дуга, ложка, трепало, салазки, полотенце, детская колыбелька…
(7)Казалось бы, очень просто. (8)Потом уж искусство отвлеклось. (9)Рисунок на скале не имеет никакого прикладного характера. (10)Это просто радостный или горестный крик души. (11)От никчёмного рисунка на скале до картины Рембрандта, оперы Вагнера, скульптуры Родена, романа Достоевского, стихотворения Блока, пируэта Галины Улановой… (12)Но что же было вначале: потребность души поделиться своей красотой с другим человеком или потребность человека украсить свой боевой топор? (13)А если потребность души, если просто накопившееся в душе потребовало выхода и изумления, то не всё ли равно, на что ему было излиться: на полезные орудия труда или просто на подходящую для этого поверхность прибрежной гладкой скалы.
(14)В человеке, кроме потребностей есть, спать и продолжать род, жило две великие потребности. (15)Первая из них – общение с душой другого человека. (16)Она возникла оттого, вероятно, что душа – это как бы миллиарды отпечатков либо с одного и того же, либо с нескольких, не очень многих негативов.
(17)Вторая же человеческая потребность – общение с небом, то есть с беспредельностью во времени и в пространстве. (18)Ведь человек есть частица, пусть миллионная, пусть мгновенная, но всё же частица той самой беспредельности и безграничности. (19)Символ этой безграничности, конечно же, небо.
(20)…Кстати, и ступа ведь может быть произведением искусства. (21)Изящные уточки-солонки, деревянные ковши в виде лебедей. (22)Рубель, которым катали бельё, превращён в уникальное изделие. (23)Прясницы красноборские, валдайские, вологодские. (24)Цветы и солнца, птицы и листья деревьев, чаепития и масленичные катания – всё нашло себе место на этих прясницах, всё вплелось в общие узоры, в общую красоту.
(25)Ведь, казалось бы, не всё ли равно, к какой доске привязать кусок льна и сучить из него суровую нитку. (26)Но, значит, не всё равно, если вот они, сотни прясниц, и нет двух совпадающих по рисунку или резьбе.
1) Рисунок на скале имеет прикладной характер.
2) Красота окружающего мира нашла отражение в произведениях искусства.
3) В человеке с давних пор живёт потребность общения с людьми.
4) Вся красота природы нашла отражение в прясницах.
1) В предложениях 1-2 содержатся элементы описания красоты окружающего мира.
2) В предложениях 7-10 представлено рассуждение.
3) Предложение 10 поясняет, раскрывает смысл предложения 9.
4) В предложениях 17-19 представлено повествование.
5) В предложениях 25-26 представлено описание.
24. В предложениях 22-24 найдите диалектное слова, означающее то же, что и слово прялка (приспособление для ручного прядения одной нити пряжи). Запишите это слово.
25. Среди предложений 11–16 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи сочинительного противительного союза и лексического повтора. Запишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой
Сочинение в школе – это самовыражение обучающегося, правильно приправленное мыслями и высказываниями великих людей, цитатами из художественных произведений, прочитанных будущими выпускниками.
Сочинение на ЕГЭ – это сочинение по прочитанному тексту. Отрывок может быть даже взят из текста писателя, хорошо знакомого ученику.
Работая с тренировочными текстами, готовя выпускников к экзамену, я поняла, что для них предложено очень много теоретической литературы, тогда как ребята хотели бы почитать то, делать сочинение с чего.
В процессе подготовки выпускников я уделяла большое внимание написанию сочинения по прочитанному тексту, оно давало хорошее количество баллов и позволяло выразить мнение выпускника по заложенной в тесте проблеме. А это уже выражение гражданской позиции будущего члена современного взрослого общества.
В результате такой работы накопилось большое количество сочинений. Я решила рискнуть и предложить их напечатать в виде руководства к действию.
Посылаю вам образец.
В копилку учителя и ученика
Не вредные советы. Можно ли не спасовать на экзамене по русскому языку.
Попробуем доказать, что можно. Дадим несколько советов, что для этого нужно.
Объясним пошаговые действия для написания сочинения-рассуждения.
Часть первая. Теоретическая.
Вы стоите на пороге зрелости, после государственных экзаменов вас уже трудно будет назвать детьми. Теперь вы молодые люди, твёрдо знающие, кем вы будете.
Школа вас учит. Наша система образования такова, что она учит вас всему разумному, что пригодится вам в дальнейшем.
Первый шаг, доказывающий, что вы стали умнее, мудрее, опытнее – экзамены на аттестат зрелости. Не знаю как насчёт математики и других школьных предметов, а вот о сочинении поговорим.
Это не катастрофа, не дамоклов меч. Это письменное подтверждение любви к литературе и русскому языку. Если эта взаимная любовь сопровождала вас все школьные годы, тогда вы сумеете рассмотреть любые проблемы, доставшиеся вам в предназначенной теме на экзамене в выпускном классе. Это будет ваша лебединая песня, которая позволит вам либо гордиться собой, либо глухо кипеть от возмущения и недовольства.
Чтобы второго не произошло – читайте все школьные годы. Списки литературы, данные на лето вашими умными наставниками, — панацея от ваших будущих бед и триумф ваших будущих побед.
Что отмечаем. Вам не предлагают на экзамене по русскому языку незнакомых тем. Они вам встречались на уроках во время обсуждения прочитанных художественных произведений. Тех произведений, отрывки из которых вы увидите перед собой в день наступившего экзамена. Это будет встреча со знакомцем. Но теперь надо показать, что вы
про него помните, рады новой встрече с ним и теперь покажете свою зрелость, анализируя поставленную экзаменационную задачу.
Итак, чтение художественных произведений все школьные годы обязательно для успешной сдачи государственного экзамена.
Раз уж хорошо усвоено и понятно, что экзамены – это необходимость, то…
Не навязываю своё мнение, но хотя бы рекомендую следующее.
Значит, ваши мудрые мысли, посетившие вас после прочтения, сыграют вам верную службу.
Вы справились с тестовым заданием. Похвалили себя за правильные ответы. Отключились на минуту-другую от проделанной работы… и приступаете к тому, за что вас станут уважать уже эксперты, проверяющие ваше сочинение-рассуждение, а ваша школьная учительница русского языка и литературы долго будет размышлять о данном феномене, произошедшем с вами на экзамене. А ведь это только следование уже двум советам, изложенным выше.
А теперь читайте дальше.
В оптимальном банке заданий для подготовки учащихся к единому государственному экзамену последующего года С.В.Драбкиной и Д.И.Субботина предложены типичные проблемы текстов, предлагаемых для анализа в сочинении-рассуждении на едином государственном экзамене, сгруппированы в несколько блоков. В этом сборнике их 15. В других источниках их чуть больше или чуть меньше, но тематика похожа.
Вот они пусть будут под рукой и перед глазами.
1.Взаимоотношения отцов и детей. 2. Роль детства в становлении личности человека, его нравственных ориентиров. 3.Роль классической литературы в духовном развитии современного общества. 4.Сложность и противоречивость человеческих поступков. 5.Человеческое благородство. 6.Честь и человеческое достоинство. 7.Отношения человека с другими людьми. 8.Восприятие человеком окружающего мира. 9.Одиночество человека. 10.Человек и искусство. 11.Отношение человека к миру природы. 12.Бережное отношение человека к языку. 13.Человек и власть, которой он наделён. 14.Сострадание окружающим. 15.Отношение человека к войне.
Часть вторая. Практическая.
(1) Каждый писатель тревожится о том, как его будут читать. (2) Поймут ли?. (3) Увидят ли то, что он хотел доказать? (4) Почувствует ли то, что любило его сердце? (5) И кто будет его читатель? (6) От этого зависит, состоится ли у него желанная, духовная встреча с теми далёкими, но близкими, для которых он втайне писал свою книгу?
(14) Как возникло, как созрело написанное?
(33) Обычно думают, что чтение доступно всякому грамотному. (34) Но, к сожалению, это совсем не так. (35) Почему? (36) Потому, что настоящий читатель отдаёт книге своё свободное внимание, все свои душевные способности и своё умение вызывать в себе духовную установку, которая необходима для понимания книги. (37) Настоящее чтение не сводится к бегству напечатанных слов через сознание. (38) Оно требует сосредоточенного внимания и твёрдого желания верно услышать, о чём говорит голос автора. (39) Одного рассудка и пустого воображения для чтения недостаточно. (40) Нужно чувствовать сердцем и созерцать из сердца. (41) Надо пережить страсть страстным чувством.(42) В нежном лирическом стихотворении надо взять всем вздохам, вострепетать всею нежностью, взглянуть во все глуби и дали.
(43) Читатель призван верно воспроизвести в себе душевный и духовный акт писателя, зажить этим актом и доверчиво отдаться ему. (44) Только при этом условии состоится желанная встреча между обоими, и читателю откроется то важное и значительное, чем болел и над чем трудился писатель. (45) Искусство чтения побеждает одиночество, разлуку, даль и эпоху.
(46) По чтению можно узнавать и определять человека, ибо каждый из нас есть то, что он читает. (47) Каждый человек есть то, как он читает. (48) Все мы становимся незаметно тем, что вычитываем из прочтённого, как будто бы букетом собранных нами в чтении цветов.
Если после первого прочтения вы понимаете, что не усвоили содержание отрывка, надо читать ещё раз и даже ещё раз. Предполагаю, что для успешного понимания будущих повествований надо чётко помнить предложенные для экзамена блоки тем.
Вот они пусть будут под рукой и перед глазами.
1.Взаимоотношения отцов и детей. 2. Роль детства в становлении личности человека, его нравственных ориентиров. 3.Роль классической литературы в духовном развитии современного общества. 4.Сложность и противоречивость человеческих поступков. 5.Человеческое благородство. 6.Честь и человеческое достоинство. 7.Отношения человека с другими людьми. 8.Восприятие человеком окружающего мира. 9.Одиночество человека. 10.Человек и искусство. 11.Отношение человека к миру природы. 12.Бережное отношение человека к языку. 13.Человек и власть, которой он наделён. 14.Сострадание окружающим. 15.Отношение человека к войне.
Записываем в черновике, о чём этот текст. Пишем так, как осознали и поняли сейчас. Это будет тема текста. Из уроков литературы помним, что теме посвящается произведение, большее по количеству печатных знаков. Тогда, естественно, здесь сокрыта одна из проблем, которая важна для автора. Он предлагает обратиться к ней читателю (в данном случае вам) и сформулировать и свою позицию по данной проблеме. Это то, что, возможно, вам придётся решать в вот-вот наступающей взрослой почти жизни. Что говорится, ваше решение, от которого, в некоторых случаях, будет зависеть исход дела.
Ведь, правда, что в данном тексте речь идёт о чтении, об умении понимать сущность прочитанного и то, как отзовётся это в душе каждого читателя.
А вот теперь приходит время проявить собственное авторство по данной проблеме. Начинается собственное творчество. Единение с автором по данной проблеме идёт методом прямого доказательства. Как правило, мы солидарны с автором. Проблема, вынесенная им на обсуждение, животрепещущая. Она уже либо решается в обществе, либо надо думать, как её решить. Пишутся общие слова, предложенные в клише, или собственные соображения, особенно если был какой-то опыт решения подобного вопроса. Самое высоко оцениваемое на этом этапе работы – литературное подтверждение авторской и собственной мысли.
Литература-матушка, выручай. Самые значительные произведения прочитываются в пору взросления. Они лучше бывают поняты и осознаны. (Здесь не забываем совет первый: читать, читать и читать). Хотя бы серьёзно перечитайте значительные произведения одного маститого классика. Уверена, у любого человека есть любимая книга. Она способна вывести из тупиковой ситуации. Доказано на протяжении всех лет сдачи единого государственного экзамена по русскому языку – наша классическая литература – это палочка-выручалочка. Не подвела ни разу. С её помощью можно подтвердить доказательство тем всех блоков, предложенных для испытания. Делайте правильный вывод!!
Затем, подумав немного, запишем в черновик названия и авторов произведений, подходящих нам для весомого доказательства.
Что подойдёт к первой проблеме
Ко второй проблеме
К третьей проблеме
Начинаем писать сочинение-рассуждение по первой проблеме: « Будешь книги читать – будешь всё знать. Одна из неоспоримых истин, выносимых из школьной жизни. В школьные годы читать приходится много. Литературное чтение – это занятие душевное. «Жизнь, яркость, силу, смысл, дух перельёт автор в душу, если владеть искусством чтения. Эту проблему ставит автор в данном отрывке.
Автор убедителен в своей позиции, его следует поддержать. Книжный океан безграничен. Но книги, рекомендуемые прочитать в школьные годы, надо постараться прочитать. А, не успевая с этим процессом, не отказаться от него в юности.
Сочинение пишем без ошибок. Одиннадцать лет вас учили владеть родным языком правильно. Стоит доказать это.
7.Заключение. Делаем вывод из проделанной работы.
1.Автор – наш союзник в написании сочинения-рассуждения. Берём его в единомышленники.
2.Приводим в соответствие свой имеющийся багаж прочитанных художественных произведений.
3.Писать безграмотно на экзамене – стыдно.
А в мае – ЭКЗАМЕН.
Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня.
Наградой будет отличная оценка на экзамене.
Задание для учащихся.
(1)Любите ли вы литературу так, как люблю её я? (2)То есть, любите ли вы читать книги?
(3)Затратное занятие. (4)Но это как посмотреть. (5)Есть книги, не сокращающие жизнь на часы, что потрачены на их чтение, а удлиняющие её. (6)Словно побывал в местах, где никогда не был, сошёлся с людьми, с которыми никогда бы не пересёкся, они стали близкими, часто ближе друзей, реальнее друзей, откровеннее самых близких людей.
(7)Человек узнаёт из книг то, что он уже знал о себе, но не знал, что знает.
(8)Есть и другие. (9)Потраченное на них время вычеркнуто из жизни. (10)Будто просидел три часа на бесполезном собрании. (11)После таких книг становишься только глупее.
(26)Экспансия коммерческой литературы сужает круг потенциальных читателей, которых в России осталось не так уж много. (27)Казалось бы, что за беда? (28)Читают – и пусть себе. (29)Всё лучше, чем пьянствовать. (30)Но не так-то всё просто.
(37) Но неужели всё так безнадёжно? (38) Неужели читателю, любящему живую книгу, остаётся утешаться нетленной классикой? (39) К счастью, нет. (40) Поразительная
закономерность. (41)Живая книга чудом пробивается к читателю. (42)И диктат рынка ей не слишком большая помеха.
Выделите проблему (ы) прочитанного текста
Напишите сочинение-рассуждение по выбранной вами проблеме ———————————
Проблема приобщения всех к чтению.
Проблема правильного выбора книги для чтения.
Автор считает, что есть книги, удлиняющие жизнь. В книгах встречаешься с героями, которые становятся ближе родных людей.
Надо, решает автор, чтобы в юности читателю попалась книга, которая перепахала бы душу.
Автор прав. Это подтвердило моё школьное чтение. Все предметники советовали почитать книги по изучаемым темам. Их выбор становился моим выбором. Правильным выбором. Книги становились моими задушевными друзьями.
Искусство чтения побеждает одиночество, разлуку, даль и эпоху.
Пью кофе и читаю, точнее, пробегаюсь глазами по строчками. Смысл текста не доходит до меня, мысли были совсем о другом.
Где же он?
Мы виделись в последний раз. Говорили о новой булочной, и Он обещал, что мы сходим туда на следующей неделе.
Потом он крепко и нежно обнял меня.
Любила ли я его тогда?
Уже да.
Сколько знакомы? Слишком давно. Сколько времени уже прошло? Я потеряла счет.
Радостной концовки приходится ждать не всегда.
На следующий день, после нашей последней встречи, я получила конверт. Позвонили в дверь, когда открыла — никого не было. Он лежал на полу, рядом с порогом, а на нем стакан с кофе.
«Впрочем, не удивлена», подумала я.
О, как я ошибалась. Прочитав содержимое конверта, все во мне сокрушилось, из глаз потекли слезы. Та боль, обрушившаяся на меня тогда, ощущается до сих пор.
«Извини, я немного торопился, та булочная еще закрыта, поэтому взял из кофейни, напротив твоего дома, двойной американо, как ты любишь. Хах, милая, четко представляю, как ты читаешь это, прошу сядь.
Моя дорогая, прощай.
Молю того, кто выше нас, увидеть тебя в будущем снова.
Думай, что я в бегах, что мы еще встретимся, еще раз обнимемся и поговорим, как раньше.
Но не надейся.»
Кухня. Стакан. Алкоголь. Может покурить?
Бросил. Как давно мы виделись? Встреча с ней невозможна. Знаю, что она ждет.
Но я не могу, я эгоист.
И я понимаю, что все то — что меня сейчас окружает — конец.
Старая квартира, в которой я нахожусь, оплачена на четыре месяца вперед
и беспокоить меня еще долгое время никто не будет. Всем воспоминаниям.
Всем мыслям — конец.
Впрочем, она справится. Я видел, как ломаются самые сильные, но она — другая.
Как огромный дуб, которому не страшен самый сильный ураган и наводнение. Вот насколько она
сильна.
Я был рад знакомству с ней, был счастлив, я был рад любить ее.
Знаешь, всему приходит конец. Счастье, оно не вечно.
Сны стали реальнее, голоса в моей голове говорили то, о чем запрещено адекватному человеку думать.
После нашей последней встречи, я пошел в парк. Сел на первую попавшуюся лавку и закурил. Я думал о многом. О том, что я скрывал от нее. О том, что она понимала, что мое прошлое — это сундук, запечатанный на несколько десятков замков.
Я болен. Мои действия, мысли губят людей, окружающих меня. Я убивал, просто убивал.
Не было особого плана ухода. Все получилось само собой. Купил билет на самое ближайшее время. Написал письмо в забитой кофейне, рядом с ее домом. И сбежал.
Я боялся за нее.
Прошло достаточно много времени, а она ждет.
Скоро я исчезну навсегда и она это почувствует сразу.
Н-да.
Даже троекратное повторение имени автора не может изменить смысл содержания, вынесенный в заголовок рассказа.
С почтением пан Тадэуш
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+
Каждый писатель тревожится о том, как его будут читать? Поймут ли? Увидят ли то, что он хотел показать? Почувствуют ли то, что любило его сердце? И кто будет его читатель? От этого зависит так много… И прежде всего — состоится ли у него желанная, духовная встреча с теми далекими, но близкими, для которых он втайне писал свою книгу?
Каждый писатель тревожится о том, как его будут читать? Поймут ли? Увидят ли то, что он хотел показать? Почувствуют ли то, что любило его сердце? И кто будет его читатель? От этого зависит так много… И прежде всего — состоится ли у него желанная, духовная встреча с теми далекими, но близкими, для которых он втайне писал свою книгу?
Как возникло, как созрело написанное?
Потому, что настоящий читатель отдает книге свое свободное внимание, все свои душевные способности и свое умение вызывать в себе ту верную духовную установку, которая необходима для понимания этой книги. Настоящее чтение не сводится к бегству напечатанных слов через сознание; оно требует сосредоточенного внимания и твердого желания верно услышать голос автора. Одного рассудка и пустого воображения для чтения недостаточно. Надо чувствовать сердцем и созерцать из сердца. Надо пережить страсть — страстным чувством; надо переживать драму и трагедию живою волею; в нежном лирическом стихотворении надо внять всем вздохам, встрепетать своею нежностью, взглянуть во все глуби и дали, а великая идея может потребовать не более и не менее как всего человека.
Искусство чтения надо приобретать и вырабатывать в себе. Чтение должно быть углублено; оно должно стать творческим и созерцательным. И только тогда нам всем откроется его духовная ценность и его душеобразующая сила. Тогда мы поймем, что следует читать и чего читать не стоит, ибо есть чтение, углубляющее душу человека и строящее его характер, а есть чтение разлагающее и обессиливающее.
По чтению можно узнавать и определять человека. Ибо каждый из нас есть то, что он читает; и каждый человек есть то, как он читает; и все мы становимся незаметно тем, что мы вычитываем из прочтенного, — как бы букетом собранных нами в чтении цветов…
Книга, для которой я пишу это предисловие, выношена в сердце, написана от сердца и говорит о сердечном пении. Поэтому ее нельзя понять в бессердечном чтении. Но я верю, что она найдет своих читателей, которые верно поймут ее и увидят, что она написана для русских о России.
1 Гоголь Н.В. Мертвые души // Собр. соч.: В 7 т. Т. 5. — М., 1967. — С. 23.
Читайте также:
- Сочинение мой любимый художник на немецком
- Итоговое сочинение республика крым
- Татар алфавитын узгэртергэ кирэкме сочинение
- Моя домашняя жизнь сочинение
- Свобода личности в современном российском обществе сочинение
Каждый писатель тревожится о том, как его будут читать? Увидят ли то, что он хотел показать? Почувствуют ли то, что любило его сердце? И кто будет его читатель? От этого зависит так много… И прежде всего — состоится ли у него духовная встреча с теми далекими, но близкими, для которых он втайне писал свою книгу?
Дело в том, что далеко не все читающие владеют искусством чтения: глаза бегают по буквам, «из букв вечно выходит какое-нибудь слово» (Гоголь) и всякое слово что-нибудь да «значит»; слова и их значения связываются друг с другом, и читатель представляет себе что-то — «подержанное», расплывчатое, иногда непонятное, иногда приятно мимолетное, что быстро уносится в позабытое прошлое… И это называется «чтением».
Механизм без духа. Безответственная забава. «Невинное» развлечение. А на самом деле — культура верхоглядства и поток пошлости.
Такого «чтения» ни один писатель себе не желает. Таких «читателей» мы все опасаемся. Ибо настоящее чтение происходит совсем иначе и имеет совсем иной смысл…
Как возникло, как созрело написанное?
Кто-то жил, любил, страдал и наслаждался; наблюдал, думал, желал,— надеялся и отчаивался. И захотелось ему поведать нам о чем-то таком, что для всех нас важно, что нам необходимо духовно увидеть, прочувствовать, продумать и усвоить. Значит — что-то значительное о чем-то важном и драгоценном. И вот он начал отыскивать верные образы, ясно-глубокие мысли и точные слова. Это было нелегко, удавалось не всегда и не сразу. Ответственный писатель вынашивает свою книгу долго: годами, иногда — всю жизнь; не расстается с нею ни днем, ни ночью; отдает ей свои лучшие силы, свои вдохновенные часы; «болеет» ее темою и «исцеляется» писанием. Ищет сразу и правды, и красоты, и «точности» (по слову Пушкина), и верного стиля, и верного ритма, и все для того, чтобы рассказать, не искажая, видение своего сердца… И наконец произведение готово. Последний просмотр строгим, зорким глазом; последние исправления — и книга отрывается, и уходит к читателю, неизвестному, далекому, может быть — легковесно капризному, может быть — враждебно придирчивому… Уходит — без него, без автора. Он выключает себя и оставляет читателя со своею книгою «наедине».
И вот мы, читатели, беремся за эту книгу. Перед нами накопление чувств, постижений, идей, образов, волевых разрядов, указаний, призывов, доказательств, целое здание духа, которое дается нам прикровенно, как бы при помощи шифра. Оно скрыто за этими черными мертвыми крючочками, за этими общеизвестными, поблекшими словами, за этими общедоступными образами, за этими отвлеченными понятиями. Жизнь, яркость, силу, смысл, дух — должен из них добыть сам читатель. Он должен воссоздать в себе созданное автором; и если он не умеет, не хочет и не сделает этого, то за него не сделает этого никто: всуе будет его «чтение», и книга пройдет мимо него. Обычно думают, что чтение доступно всякому грамотному… Но, к сожалению, это совсем не так. Почему?
Потому, что настоящий читатель отдает книге свое свободное внимание, все свои душевные способности и свое умение вызывать в себе ту верную духовную установку, которая необходима для понимания этой книги. Настоящее чтение не сводится к бегству напечатанных слов через сознание; оно требует сосредоточенного внимания и твердого желания верно услышать голос автора. Одного рассудка и пустого воображения для чтения недостаточно. Надо чувствовать сердцем и созерцать из сердца. Надо пережить страсть — страстным чувством; надо переживать драму и трагедию живою волею; в нежном лирическом стихотворении надо внять всем вздохам, вострепетать своею нежностью, взглянуть во все глуби и дали; а великая идея может потребовать не более и не менее как всего человека.
Это означает, что читатель призван верно воспроизвести в себе душевный и духовный акт писателя, зажить этим актом и доверчиво отдаться ему. Только при этом условии состоится желанная встреча между обоими, и читателю откроется то важное и значительное, чем болел и над чем трудился писатель. Истинное чтение есть своего рода художественное ясновидение, которое призвано и способно верно и полно воспроизвести духовные видения другого человека, жить в них, наслаждаться ими и обогащаться ими. Искусство чтения побеждает одиночество, разлуку, даль и эпоху. Это есть сила духа — оживлять буквы, раскрывать перспективу образов и смысла за словами, заполнять внутренние «пространства» души, созерцать нематериальное, отождествляться с незнаемыми или даже умершими людьми и вместе с автором художественно и мыслительно постигать сущность богозданного мира.
Читать — значит искать и находить: ибо читатель как бы отыскивает скрытый писателем духовный клад, желая найти его во всей его полноте и присвоить его себе. Это есть творческий процесс, ибо воспроизводить — значит творить. Это есть борьба за духовную встречу; это есть свободное единение с тем, кто впервые приобрел и закопал искомый клад. И тому, кто никогда этого не добивался и не переживал, всегда будет казаться, что от него требуют «невозможного».
Искусство чтения надо приобретать и вырабатывать в себе. Чтение должно быть углублено; оно должно стать творческим и созерцательным. И только тогда нам всем откроется его духовная ценность и его душеобразующая сила. Тогда мы поймем, что следует читать и чего читать не стоит; ибо есть чтение, углубляющее душу человека и строящее его характер, а есть чтение разлагающее и обессиливающее.
По чтению можно узнавать и определять человека. Ибо каждый из нас есть то, что он читает; и каждый человек есть то, как он читает; и все мы становимся незаметно тем, что мы вычитываем из прочтенного, — как бы букетом собранных нами в чтении цветов…
Предисловие к книге «Поющее сердце»
Каждый писатель тревожится о том, как его будут читать? Увидят ли то, что он хотел показать? Почувствуют ли то, что любило его сердце? И кто будет его читатель? От этого зависит так много… И прежде всего — состоится ли у него духовная встреча с теми далекими, но близкими, для которых он втайне писал свою книгу?
Дело в том, что далеко не все читающие владеют искусством чтения: глаза бегают по буквам, «из букв вечно выходит какое-нибудь слово» (Гоголь) и всякое слово что-нибудь да «значит»; слова и их значения связываются друг с другом, и читатель представляет себе что-то — «подержанное», расплывчатое, иногда непонятное, иногда приятно мимолетное, что быстро уносится в позабытое прошлое… И это называется «чтением».
Механизм без духа. Безответственная забава. «Невинное» развлечение. А на самом деле — культура верхоглядства и поток пошлости.
Такого «чтения» ни один писатель себе не желает. Таких «читателей» мы все опасаемся. Ибо настоящее чтение происходит совсем иначе и имеет совсем иной смысл…
Как возникло, как созрело написанное?
Кто-то жил, любил, страдал и наслаждался; наблюдал, думал, желал,— надеялся и отчаивался. И захотелось ему поведать нам о чем-то таком, что для всех нас важно, что нам необходимо духовно увидеть, прочувствовать, продумать и усвоить. Значит — что-то значительное о чем-то важном и драгоценном. И вот он начал отыскивать верные образы, ясно-глубокие мысли и точные слова. Это было нелегко, удавалось не всегда и не сразу. Ответственный писатель вынашивает свою книгу долго: годами, иногда — всю жизнь; не расстается с нею ни днем, ни ночью; отдает ей свои лучшие силы, свои вдохновенные часы; «болеет» ее темою и «исцеляется» писанием. Ищет сразу и правды, и красоты, и «точности» (по слову Пушкина), и верного стиля, и верного ритма, и все для того, чтобы рассказать, не искажая, видение своего сердца… И наконец произведение готово. Последний просмотр строгим, зорким глазом; последние исправления — и книга отрывается, и уходит к читателю, неизвестному, далекому, может быть — легковесно капризному, может быть — враждебно придирчивому… Уходит — без него, без автора. Он выключает себя и оставляет читателя со своею книгою «наедине».
И вот мы, читатели, беремся за эту книгу. Перед нами накопление чувств, постижений, идей, образов, волевых разрядов, указаний, призывов, доказательств, целое здание духа, которое дается нам прикровенно, как бы при помощи шифра. Оно скрыто за этими черными мертвыми крючочками, за этими общеизвестными, поблекшими словами, за этими общедоступными образами, за этими отвлеченными понятиями. Жизнь, яркость, силу, смысл, дух — должен из них добыть сам читатель. Он должен воссоздать в себе созданное автором; и если он не умеет, не хочет и не сделает этого, то за него не сделает этого никто: всуе будет его «чтение», и книга пройдет мимо него. Обычно думают, что чтение доступно всякому грамотному… Но, к сожалению, это совсем не так. Почему?
Потому, что настоящий читатель отдает книге свое свободное внимание, все свои душевные способности и свое умение вызывать в себе ту верную духовную установку, которая необходима для понимания этой книги. Настоящее чтение не сводится к бегству напечатанных слов через сознание; оно требует сосредоточенного внимания и твердого желания верно услышать голос автора. Одного рассудка и пустого воображения для чтения недостаточно. Надо чувствовать сердцем и созерцать из сердца. Надо пережить страсть — страстным чувством; надо переживать драму и трагедию живою волею; в нежном лирическом стихотворении надо внять всем вздохам, вострепетать своею нежностью, взглянуть во все глуби и дали; а великая идея может потребовать не более и не менее как всего человека.
Это означает, что читатель призван верно воспроизвести в себе душевный и духовный акт писателя, зажить этим актом и доверчиво отдаться ему. Только при этом условии состоится желанная встреча между обоими, и читателю откроется то важное и значительное, чем болел и над чем трудился писатель. Истинное чтение есть своего рода художественное ясновидение, которое призвано и способно верно и полно воспроизвести духовные видения другого человека, жить в них, наслаждаться ими и обогащаться ими. Искусство чтения побеждает одиночество, разлуку, даль и эпоху. Это есть сила духа — оживлять буквы, раскрывать перспективу образов и смысла за словами, заполнять внутренние «пространства» души, созерцать нематериальное, отождествляться с незнаемыми или даже умершими людьми и вместе с автором художественно и мыслительно постигать сущность богозданного мира.
Читать — значит искать и находить: ибо читатель как бы отыскивает скрытый писателем духовный клад, желая найти его во всей его полноте и присвоить его себе. Это есть творческий процесс, ибо воспроизводить — значит творить. Это есть борьба за духовную встречу; это есть свободное единение с тем, кто впервые приобрел и закопал искомый клад. И тому, кто никогда этого не добивался и не переживал, всегда будет казаться, что от него требуют «невозможного».
Искусство чтения надо приобретать и вырабатывать в себе. Чтение должно быть углублено; оно должно стать творческим и созерцательным. И только тогда нам всем откроется его духовная ценность и его душеобразующая сила. Тогда мы поймем, что следует читать и чего читать не стоит; ибо есть чтение, углубляющее душу человека и строящее его характер, а есть чтение разлагающее и обессиливающее.
По чтению можно узнавать и определять человека. Ибо каждый из нас есть то, что он читает; и каждый человек есть то, как он читает; и все мы становимся незаметно тем, что мы вычитываем из прочтенного, — как бы букетом собранных нами в чтении цветов…
Предисловие к книге «Поющее сердце»
Опубликовано 3 года назад по предмету
Русский язык
от ira53211
Помогите! Озоглав те текст,сформулируйте проблему, состав те назывной план, и тезисный
настоящий читатель отдает книге свое свободное внимание, все свои душевные способности и свое умение вызывать в себе ту верную духовную установку, которая необходима для понимания этой книги. Настоящее чтение не сводится к бегству напечатанных слов через сознание; оно требует сосредоточенного внимания и твердого желания верно услышать голос автора. Одного рассудка и пустого воображения для чтения недостаточно. Надо чувствовать сердцем и созерцать из сердца. Надо пережить страсть — страстным чувством; надо переживать драму и трагедию живою волею; в нежном лирическом стихотворении надо внять всем вздохам, вострепетать своею нежностью, взглянуть во все глуби и дали; а великая идея может потребовать не более и не менее как всего человека.Это означает, что читатель призван верно воспроизвести в себе душевный и духовный акт писателя, зажить этим актом и доверчиво отдаться ему. Только при этом условии состоится желанная встреча между обоими, и читателю откроется то важное и значительное, чем болел и над чем трудился писатель. Истинное чтение есть своего рода художественное ясновидение, которое призвано и способно верно и полно воспроизвести духовные видения другого человека, жить в них, наслаждаться ими и обогащаться ими. Искусство чтения побеждает одиночество, разлуку, даль и эпоху. Это есть сила духа — оживлять буквы, раскрывать перспективу образов и смысла за словами, заполнять внутренние “пространства” души, созерцать нематериальное, отождествляться с незнаемыми или даже умершими людьми и вместе с автором художественно и мыслительно постигать сущность богозданного мира.Читать — значит искать и находить: ибо читатель как бы отыскивает скрытый писателем духовный клад, желая найти его во всей его полноте и присвоить его себе. Это есть творческий процесс, ибо воспроизводить — значит творить. Это есть борьба за духовную встречу; это есть свободное единение с тем, кто впервые приобрел и закопал искомый клад. И тому, кто никогда этого не добивался и не переживал, всегда будет казаться, что от него требуют “невозможного”.Искусство чтения надо приобретать и вырабатывать в себе. Чтение должно быть углублено; оно должно стать творческим и созерцательным. И только тогда нам всем откроется его духовная ценность и его душеобразующая сила. Тогда мы поймем, что следует читать и чего читать не стоит; ибо есть чтение, углубляющее душу человека и строящее его характер, а есть чтение разлагающее и обессиливающее.По чтению можно узнавать и определять человека. Ибо каждый из нас есть то, что он читает; и каждый человек есть то, как он читает; и все мы становимся незаметно тем, что мы вычитываем из прочтенного, — как бы букетом собранных нами в чтении цветов…
-
Русский язык как будто бы живой.
Ну например так)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Что ты хочешь узнать на сайте Знания ком?
- Сайт
- Главная
- Задать вопрос
- Аккаунт
- Вход
- Регистрация
Прочитайте текст и выполните задания 1-3
Обычно думают, что чтение доступно всякому грамотному. это совсем не так. Потому что настоящий читатель отдает книге все свои душевные способности. Искусство чтения побеждает одиночество, разлуку, даль и эпоху. Читать — значит искать. Читать — значит находить. Искусство чтения надо приобретать и вырабатывать в себе. И тогда мы поймем, что следует читать и чего читать не стоит, ибо есть чтение, углубляющее душу человека и строящее его характер, и есть чтение разлагающее и обессиливающее. По чтению можно узнавать и определять человека. Ибо каждый из нас есть то, что он читает. И каждый человек есть то, что он читает. (По И. Ильину)
1. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) Основной функционально-смысловой тип речи текста – рассуждение, что помогает автору сделать мысль более ясной и четкой, а позицию — более убедительной.
2) Парцеллированная конструкция состоит из двух частей: основного высказывания и парцеллята. В данном тексте парцелляция используется дважды: парцелляты — придаточная часть причины — указывают на причину: Потому что настоящий читатель отдает книге все свои душевные способности. / Ибо каждый из нас есть то, что он читает.
3) Использование такого стилистического приёма, как синтаксический параллелизм (Читать — значит искать. Читать — значит находить.) позволяет передать авторскую оценку описываемым явлениям.
4) В тексте читатель наблюдает антитезу. В качестве антитезы противопоставлены варианты качества одного явления, в данном случае выраженном отглагольным существительным чтение (чтение, углубляющее душу человека и строящее его характер … чтение разлагающее и обессиливающее)
5) Порядок слов предложения в официально-деловом стиле отличается строгостью и консерватизмом. В простых предложениях обычным является прямой порядок слов (инверсия недопустима).
2. Самостоятельно подберите сочинительный противительный союз, которое должно стоять на месте пропуска во втором предложении текста. Запишите этот союз
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного в третьем предложении текста. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ИСКУССТВО, – а, ср.
1. Творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. И. музыки. И. кино. Изобразительные искусства. Декоративно-прикладное и.
2. Умение, мастерство, знание дела. Владеть искусством шитья.
3. Самое дело, требующее такого умения, мастерства. Военное и.
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
чЕрпать прОживший прожОрлива сирОты тОрты
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Приятным сюрпризом для всех стал огромный торт, ИСКУСНО выполненный из белого шоколада.
Договаривающиеся стороны считают возможным и ЖЕЛАТЕЛЬНЫМ завершение переговоров.
Ведущим должен стать человек опытный, ДИПЛОМАТИЧНЫЙ.
В новом сезоне тренер ВОСПОЛНИЛ команду молодыми спортсменами.
В российском прокате с большим успехом прошла картина культового режиссёра итальянского кино, которую он назвал АВТОБИОГРАФИЧЕСКОЙ.
6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Запишите подобранное вами слово.
Рабочим выплачена зарплата за май месяц.
7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
устные ВЫГОВОРА ночные КРЕМЫ ЧИСТЕЙШИЙ снег талантливых ПЕСЕН КЛАДИ на парту
8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) нарушение в построении предложения с косвенной речью
Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
В) нарушение в построении предложения с однородными членами
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
1) Все, кто посетил вернисаж, были поражены картиной молодого художника.
2) В этом романе содержится критика сословных предрассудков, господствующая на родине писателя в прошлом веке.
3) Гавриил Николаевич призывает нас к тому, чтобы мы берегли лес, наслаждались и любили природу.
4) Вопреки правилам пунктуации, журналисты часто употребляют тире вместо двоеточия.
5) Никто, даже лучшие специалисты, не могли отремонтировать эту машину.
6) Осеннею свежестью, листвою и плодами благоухает сад.
7) По окончанию фильма зрители начали выходить из зала.
Сонечка возразила, что я не согласна убегать от трудностей.
9) Все посылки, отправляемые в страны Европы, проходят строгий эпидемиологический контроль.
9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
1) корзина, неиссякаемый, очертить
2) реалистично, управляющий, примириться
3) напрягаться, умиротворённый, водокачка
4) выгореть, принимать, наклониться
5) блистать, росточек, скачок
10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) без..дейный, супер..гра, меж…нститутский
2)и..коверкать, бе..жизненный, во…кликнуть
3)пр…бывать (в городе), пр..лестная, пр..образовать
4) меж..языковой, об..ём, под…езд
5)пр..рекание, пр..ближённый, пр…беречь
11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1)неряшл..вый, больш..нство
2) сводч..тый (потолок), издавн..
3) миндал..вый, насла..вать
4) распечат..вать, пародир..вать
5) хитр..нький, настойч..вый
12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) рокоч..щий шум, помощники держ..т
2) хохоч..щий клоун, (они) цен..т
3) каж..щийся успех, охотники ищ..т
4) полощ..щая бельё, слова много знач..т
5) (друзья) дел..тся (всем), корм..тся (белки)
13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Глупому сыну и родной отец ума (не)пришьёт.
(Не)доброе слово больней огня жжёт.
(Не)допустив меня ближе, лисица бросилась в воду.
Люди, (не)бывавшие на Камчатке, не могут представить всей красоты утра. Мне (не)(о)ком было даже пожалеть в этот день.
14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Печорин (ПО) ВСЮДУ ищет действия и (ПО) ЭТОМУ, без раздумий вмешиваясь в жизнь других людей, разрушает их мирное существование. Князь Василий (НА) ХОДУ сказал несколько слов доктору и (НА) ЦЫПОЧКАХ прошёл в спальню.
В начале девятнадцатого века в России было широко распространено домашнее образование, которое не давало фундаментальных знаний, но ВСЁ (ЖЕ) позволяло молодому человеку довольно хорошо выучить иностранные языки, а ТАК (ЖЕ) уверенно чувствовать себя в обществе.
(ПО) ЭТОМУ старому переходу можно ТАК(ЖЕ) быстро перейти на противоположную сторону улицы, как и по новому, только что открытому. Мой друг ТО (ЖЕ) долго думал, ЧТО (БЫ) предпринять.
15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Запишите цифры в порядке возрастания.
Деревя(1)ый стари(2)ый дом стоял несколько в стороне от леса; стены его тут и там были подновле(3)ы свежими лесинами, окна покраше(4)ы белилами, маленькое крылечко сбоку, изукраше(5)ое резьбой, ещё пахло смолой.
16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) То ли от радости то ли от неожиданности лицо его запылало румянцем.
2) Настоящим бедствием деревянной Москвы в средние века были пожары и поэтому наиболее верными и долговременными ориентирами в городе оставались каменные храмы.
3) По сугробу волчица взобралась на хлев и стала разгребать лапами и мордой соломенную крышу.
4) Молодые великаны-сосны устремлены в голубое небо и от этого ещё шире кажутся просторы золотой нивы.
5) Дома не сиделось и мы решили проведать наших старых знакомых.
17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Увидев пингвина(1) стоящего в стороне от стаи(2) вы тут же представите себе пожилого человека во фраке(3) погружённого в глубокое раздумье.
18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Старик (1) я слышал много раз,
Что ты меня от смерти спас —
Зачем?… Угрюм и одинок,
Грозой оторванный листок,
Я вырос в сумрачных стенах
Душой дитя, судьбой (2) монах.
Я никому не мог сказать
Священных слов «отец» и «мать».
Конечно (3) ты хотел (4) старик (5)
Чтоб я в обители отвык
От этих сладостных имён, —
Напрасно… (М.Ю. Лермонтов)
19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Она глядела(1) как сизые кольца дыма от сигары Азазелло (2)уплывали в камин(3) и (4)как кот ловит их на конец шпаги.
20. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Альпинисты поняли (1) что (2) если вьюга не утихнет (3) то им придётся возвращаться в базовый лагерь (4) так как сильные порывы ветра мешали продвигаться по отвесной скале.
21. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Деревня была где-то за лесом. (2)Если идти в нее по большой дороге, нужно отмахать не один десяток километров; если пойти лесными тропинками, путь урежется вдвое. (3)Толстые корни обхватили извилистую тропу. (4)Лес шумит, успокаивает. (5)В стылом воздухе кружатся жухлые листья. (6)Тропинка, петляя среди деревьев, поднимается на пригорки, спускается в ложбинки, забираясь в чащобу осинника, выбегает на зарастающие ельником поляны. (7)Кажется, что она так и не выведет тебя никуда. (8)Но вот вместе с листьями начинают кружиться снежинки. (9)Их становится больше и больше, и в снежном хороводе не видно уже ничего: ни падающих листьев, ни тропы. (По Л. Фролов)
Прочитайте текст и выполните задания 22-27.
(1)До сих пор я не знаю: были у человеческого искусства два пути с самого начала или оно раздвоилось гораздо позже? (2)Красота окружающего мира: цветка и полёта ласточки, туманного озера и звезды, восходящего солнца и пчелиного сота, дремучего дерева и женского лица – вся красота окружающего мира постепенно аккумулировалась в душе человека, потом неизбежно началась отдача. (3)Изображение цветка или оленя появилось на рукоятке боевого топора. (4)Изображение солнца или птицы украсило берестяное ведёрко либо первобытную глиняную тарелку. (5)Ведь до сих пор народное искусство носит ярко выраженный прикладной характер. (6)Всякое украшенное изделие – это прежде всего изделие, будь то солонка, дуга, ложка, трепало, салазки, полотенце, детская колыбелька…
(7)Казалось бы, очень просто. (8)Потом уж искусство отвлеклось. (9)Рисунок на скале не имеет никакого прикладного характера. (10)Это просто радостный или горестный крик души. (11)От никчёмного рисунка на скале до картины Рембрандта, оперы Вагнера, скульптуры Родена, романа Достоевского, стихотворения Блока, пируэта Галины Улановой… (12)Но что же было вначале: потребность души поделиться своей красотой с другим человеком или потребность человека украсить свой боевой топор? (13)А если потребность души, если просто накопившееся в душе потребовало выхода и изумления, то не всё ли равно, на что ему было излиться: на полезные орудия труда или просто на подходящую для этого поверхность прибрежной гладкой скалы.
(14)В человеке, кроме потребностей есть, спать и продолжать род, жило две великие потребности. (15)Первая из них – общение с душой другого человека. (16)Она возникла оттого, вероятно, что душа – это как бы миллиарды отпечатков либо с одного и того же, либо с нескольких, не очень многих негативов.
(17)Вторая же человеческая потребность – общение с небом, то есть с беспредельностью во времени и в пространстве. (18)Ведь человек есть частица, пусть миллионная, пусть мгновенная, но всё же частица той самой беспредельности и безграничности. (19)Символ этой безграничности, конечно же, небо.
(20)…Кстати, и ступа ведь может быть произведением искусства. (21)Изящные уточки -солонки, деревянные ковши в виде лебедей. (22)Рубель, которым катали бельё, превращён в уникальное изделие. (23)Прясницы красноборские, валдайские, вологодские. (24)Цветы и солнца, птицы и листья деревьев, чаепития и масленичные катания – всё нашло себе место на этих прясницах, всё вплелось в общие узоры, в общую красоту.
(25)Ведь, казалось бы, не всё ли равно, к какой доске привязать кусок льна и сучить из него суровую нитку. (26)Но, значит, не всё равно, если вот они, сотни прясниц, и нет двух совпадающих по рисунку или резьбе.
(По В.А.Солоухину*)
*Владимир Алексеевич Солоухин (1924 – 1997) – русский советский писатель, поэт, яркий представитель «деревенской прозы».
22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Рисунок на скале имеет прикладной характер.
2) Красота окружающего мира нашла отражение в произведениях искусства. 3) В человеке с давних пор живёт потребность общения с людьми.
4) Вся красота природы нашла отражение в прясницах.
5) Рисунки, изображённые на прясницах, совпадают по рисунку или резьбе, потому что мастер соблюдает традиции.
23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 1-2 содержатся элементы описания красоты окружающего мира.
2) В предложениях 7-10 представлено рассуждение.
3) Предложение 10 поясняет, раскрывает смысл предложения 9.
4) В предложениях 17-19 представлено повествование.
5) В предложениях 25-26 представлено описание.
24. В предложениях 22-24 найдите диалектное слово, означающее то же, что и слово прялка (приспособление для ручного прядения одной нити пряжи). Запишите это слово.
25. Среди предложений 11–16 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи сочинительного противительного союза и лексического повтора. Запишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).
26. Через размышления о красоте В.А.Солоухин приводит читателя к пониманию истинности, ценности искусства. С помощью тропа (А) ______ («оно раздвоилось» в предложении 1, «красота….аккумулировалась» в предложении 2, «искусство отвлеклось» в предложении 8, «потребность души» в предложении 12, «общение с небом» в предложении 17) писатель показывает путь и причины развития искусства. Используя стилистический приём (Б) ____ (предложения 3,4), автор показывает, как происходила отдача того, что аккумулировалось в душе человека. По мнению В.А.Солоухина, не только картины Рембрандта являются подлинными произведениями искусства, но и «ступа», расписанная мастером своего дела, и «рубель, которым катали бельё», «прясницы». Так, включая в своё рассуждение лексическое средство (В) ______, мастер слова переносит читателя в прошлое страны. А синтаксическое средство (Г) ______ (предложения 7, 16, 19, 20, 25, 26) позволяют ему выразить оценку степени достоверности, указать на связь мыслей, последовательность изложения.
Список терминов:
1) фразеологизм
2)архаизмы и диалектизмы
3)эпитет
4)анафора
5)вводные конструкции
6) однородные члены
7) эпифора
метафора
9)умолчание
27. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Дайте пояснение к каждому примеру — иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её. Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком
Ответы:
1 1234
2 но
3 3
4 проживший
5 пополнил
6 месяц
7 выговоры
8 87352
9 45
10 34
11 12
12 35
13 недоброе
14 повсюдупоэтому
15 125
16 1245
17 123
18 1345
19 1
20 134
21 469/или27
22 – 234
23 – 123
24 – прясница
25 – 13
26 – 8425
Ученик1
Администратор
Сообщений: 1
Баллов: 1
Регистрация: 06.03.2017
Текст
(1)Обычно думают, что чтение доступно всякому грамотному. (2)Но, к сожалению, это совсем не так. (3)Почему?
(4)Потому, что настоящий читатель отдаёт книге своё свободное внимание, все свои душевные способности и своё умение вызывать в себе ту верную духовную установку, которая необходима для понимания этой книги. (5)Настоящее чтение не сводится к бегству напечатанных слов через сознание; оно требует сосредоточенного внимания и твёрдого желания верно услышать голос автора. (6)Одного рассудка и пустого воображения для чтения недостаточно. (7)Надо чувствовать сердцем и созерцать из сердца.
(8)Истинное чтение есть своего рода художественное ясновидение, которое призвано и способно верно и полно воспроизвести духовные видения другого человека, жить в них, наслаждаться ими и обогащаться ими. (9)Искусство чтения побеждает одиночество, разлуку, даль и эпоху. (10)Это есть сила духа — оживлять буквы, раскрывать перспективу образов и смысла за словами, заполнять внутренние «пространства» души, созерцать нематериальное, отождествляться с незнаемыми или даже умершими людьми и вместе с автором художественно и мыслительно постигать сущность мира.
(11)Читать — значит искать и находить, ибо читатель как бы отыскивает скрытый писателем духовный клад, желая найти его во всей его полноте и присвоить его себе. (12)Это есть творческий процесс, ибо воспроизводить — значит творить. (13)Это есть борьба за духовную встречу; это есть свободное единение с тем, кто впервые приобрёл и закопал искомый клад. (14)И тому, кто никогда этого не добивался и не переживал, всегда будет казаться, что от него требуют «невозможного» .
(15)Искусство чтения надо приобретать и вырабатывать в себе. (16)Чтение должно быть углублено; оно должно стать творческим и созерцательным. (17)И только тогда нам всем откроется его духовная ценность и его душеобразующая сила. (18)Тогда мы поймём, что следует читать и чего читать не стоит, ибо есть чтение, углубляющее душу человека и строящее его характер, а есть чтение разлагающее и обессиливающее.
(19)По чтению можно узнавать и определять человека. (20)Ибо каждый из нас есть то, что он читает; и каждый человек есть то, как он читает; и все мы становимся незаметно тем, что мы вычитываем из прочтённого, — как бы букетом собранных нами в чтении цветов.
Сочинение
Что такое настоящее чтение? Именно эту проблему поднимает автор текста И. Ильин.
Автор рассуждает об истинном чтении, суть которого состоит не просто в беглом просмотре страниц книги, а в более серьезном отношении-оно требует сосредоточеного внимания, терпеливости и, самое главное, желания услышать голос автора.
Автор считает, что вместе с литературой, читатель постигает сущность мира, созерцает нематериальное, заполняет внутреннее «пространство» души.
Позиция автора такова: при чтении необходимо вникать в смысл текста, только таким образом читателю откроется его духовная ценность.
Я полностью согласна с мнением автора. Я часто встречаю таких школьников, которые читают «для галочки», для получения оценки, а не для того, чтобы обогатить себя духовно. Для меня же идеал-это медленное чтение с периодическими остановками для осмысления прочитанного.
В произведении «Преступление и наказание» главный герой Родион Раскольников совершил преступление. Его мучила совесть. Изменит свое психологическое состояние, духовно очистить себя ему помогла богобоязненная Сонечка Мармеладова, которая прочитала Родиону Евангелие. Раскольникову глава из библии о воскрешении Лазаря оставляет глубокий след в душе. Он понимает, что ему следует покаяться о содеянном.
В статье Ю. Бондарева «Редкий дар» писатель рассуждает о том, как с детства сказки и стихи Корнея Ивановича Чуковского закладывают в читателях великие качества человечности: благородство, любовь к жизни, ненависть ко злу, трусости, жесткости.
Таким образом, настоящее чтение — это искать и находить скрытый писателем духовный клад, это искусство, которое автор текста И. Ильин советует в себе развивать, ведь литература дает нам колоссальный опыт жизни, делает человека мудрым, развивает в нем чувство красоты, учит пониманию жизни, расширяет его кругозор, служит проводником в другие эпохи и к другим народам.