Искусствоведческий рассказ к занятию для детей старшего дошкольного возраста

Иван Иванович Шишкин

Хвойный лес. Солнечный день 1895.

Хвойный лес. Солнечный день 1895 137х103. Иван Иванович Шишкин

         Пейзаж Ивана Ивановича Шишкина написан в 1895 году. Хранится картина в Государственном Русском музее,  городе Санкт-Петербург.

        На картине изображен  хвойный лес, солнце освещает лишь небольшую поляну, тонкими полосками ложится на упавшие деревья, старый трухлявый пенек.  А если мы вспомним название картины: «Хвойный лес. Солнечный день», мы удивимся и поймем какой густой лес на картине, как много деревьев, как близко друг к другу они растут. Неба почти не видно за кронами деревьев, но солнце — яркое, жаркое, летнее — прорывается  и если смотреть на него, можно почувствовать его свет и тепло.

    На переднем плане мы видим упавшие деревья, их стволы покрыты густым мхом, который растет в сумраке леса, там куда не достают ласковые солнечные лучи, даже в самый ясный  и долгий летний день.   Деревья преградили  лесной ручей и в низине уже собирается маленькое болотце с черной непрозрачной водой. Но посмотрите туда, где ласковое солнце освещает деревья, краски теплые, как и сам солнечный день. Хочется выйти на эту полянку из-под тяжелых еловых лап. Передний план выписан темными красками, передающими сырость и промозглость затененного леса. Взгляд скользит дальше, и притягивается лучистой , светлой поляной с прозрачным воздушным светом. Лес как бы поделен на радостную и хмурую половины. Причем в радостную часть мы попадаем, преодолев его тенистые преграды.

Хвойный лес — сосны, ели. Посмотрите, как внимателен автор к прорисовке характерных особенностей. Мы сразу видим темные поросшие мхом, стволы елей. Видим медовые сосны. Маленькие зеленые елочки прячутся  под своими вековыми сестрами.

   Лес словно живой: хмурые, печальные деревья прячутся в чаще, больные, погибшие лежат укрытые моховым одеялом, а радующиеся жизни, свету, стоят красивые и сильные в самом центре.

   Лес изображенный художником , воспевает радость жизни, славит солнце.  Ибо все, что  озаряется солнечным светом, не может быть безрадостным и унылым. Будьте светом!

ЭТАПЫ
ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ЖИВОПИСЬЮ

Первый этап

Основным
приемом ознакомления детей старшего
дошкольного возраста

с изобразительным
искусством на первом этапе является
искусствоведческий

рассказ
педагога. Выбор искусствоведческого
рассказа как приема ознакомле-

ния дошкольников
с живописью обусловлен содержанием и
построением произ-

ведения, в
котором отражены в логической взаимосвязи
его элементы.

Структура
искусствоведческого рассказа может
быть примерно такой:

сообщение
названия картины и фамилии художника;
о чем написана картина;

что самое
главное в картине (выделить композиционный
центр), как оно изо-

етали (так
идет углубление в соде б^а^Жб~ТЦвеТГТТОГГроетга!^

в произведении
и как с ним соединены детали (так идет
углубление в содер-

жание картины,
при этом устанавливается связь между
содержанием произ-

ведения и
средствами его выражения); что красивого
показал своим произведе-

нием художник;
о чем думается, что вспоминается, когда
смотришь на эту кар-

тину.
Использование такой структуры рассказа
возможно до тех пор, пока дети

не начнут
адекватно отвечать на поставленные
после рассказа вопросы по со-

держанию
картины и приобретут навык монологической
речи при ответе на

вопрос, о чем
картина.

Примерный
образец искусствоведческого рассказа
по картине Л. Л. Пластова «Сенокос».

Перед вами
картина Аркадия Александровича Пластова
«Сенокос», В ней рассказывается о том,

как с
наступлением жаркого знойного лета,
когда расцветают цветы и луг превращается
в разно-

цветный
ковер, все — от мала до велика — выходят
на покос. Здесь и пожилые люди, и мужчины,

и женщины, и
подростки. Взгляните на этих людей.
Какая сила и какой размах в их движениях!

Они стоят
плечом к плечу, так, чтобы не пропустить
рядков с некошеной травой, косят
энергично,

только звон
стоит, будто коса поет: «Дзинь, дзинь,
дзинь». Эти люди крепкие и мужественные,
они

победили в
войне, а теперь заняты мирным трудом.
На лицах людей радость, улыбка играет
на

губах. Их
радует веселое разноцветие, пышное и
яркое цветение трав. Художник яркими
красками

как бы говорит:
«Смотрите, радуйтесь прекрасному солнцу,
изумруду и аромату трав и цветов,

красивым
белоствольным березам. Люди, любите и
берегите эту красоту!»

Присмотритесь.
Вы узнаете на этом разноцветном ковре
каждый цветок: вот вежливые голу-

бые колокольчики,
они как бы кланяются нам, а вот пушистые,
изогнутые розовые «раковые

шейки», пышные
желтые купальницы, здесь же цветы со
сказочными названиями — иван-чай и

иван-да-марья.
Как живые цветы, перелетают со стебелька
на стебелек бабочки: желтая лимон-

ница,
расписанная оранжево-бело-черным узором
крапивница, а рядом с ней — рыженькая
с чер-

ными крапинками
перламутровка.

Смотришь на
картину, будто чувствуешь, как веет от
нее запахом медовых трав, теплым

свежим
ветерком, слышится голос кукушки в
дальнем лесу, стрекотание кузнечика
иод ногами

косарей.
Художник показал красоту летнего дня,
трудовой порыв и азарт людей. Красота
человече-

ского труда
и природы — все слилось воедино под
волшебными красками А. А. Пластова в
пре-

красной
картине, где много солнца, цветов, любви
к природе.

25

На занятии
искусствоведческий рассказ можно дать
после того, как дети

самостоятельно
рассмотрят произведение. Затем воспитатель
задает им ВОПРОС Ы с целью закрепления
понимания содержания картины, формирования
умения

вычленять
средства выразительности, используемые
художником, а также ак-

тивизации
творческого воображения и эмоций,
возникающих при ВОСПРИЯТИ И

изображенного
на полотне. Вопросы должны быть подробными
и конкретными.

Отвечая на
них, ребенок перечисляет детали
произведения, устанавливает

и объясняет
элементарные логические связи между
содержанием произведения

и средствами
его выразительности.

Задавать
подробные вопросы после рассказа
необходимо, так как дети еще

не имеют
навыка «чтения» картины, не умеют
самостоятельно анализиромть

произведение.
Поэтому, прежде чем спрашивать ребят,
о чем картина, надо

научить их
детально рассматривать произведение.

Помимо
формирования навыка «чтения» картины,
искусствоведческий

рассказ
помогает дифференцировать в сознании
детей такие понятия, как

«тема» (о чем
картина), «содержание» (что изображено),
«выразительные

Ч1НГД111Ш1

(КЯК
ВЫрЯЖёнб7,»~по~ни’м»ать эстетическую
ценность картины, л также

способствует
формированию образной связной речи
дошкольников.

На первом
этапе ознакомления дошкольников с
живописью на занятии

(сразу после
искусствоведческого рассказа) правомерно
предлагать конкретные

вопросы,
направленные на перечисление увиденного
в картине, на детальное

рассматривание
ее, с тем чтобы подвести ребят к пониманию
содержания про

изведения.
Например: «Что изображено на картине?
Где расположены изобра-

женные на
картине предметы, люди? Как вы думаете,
что самое главное к

картине? Как
это изобразил художник? Что в картине
самое яркое, сразу бро-

сается в
глаза? Что этим хотел сказать художник?
Какое настроение передал

художник?
Как вы догадались, что именно такое
настроение отражено? Как

»то художнику
удалось сделать? О чем вам думается или
вспоминается, когда

вы смотрите
на эту картину?»

В этих вопросах
мы пытались учитывать принцип постепенности
нарастания

сложности.
На первом этапе ознакомления дошкольников
с живописью почти

отсутствуют
вопросы, содержащие объяснение связей
между содержанием и

средствами
выразительности. Последний же вопрос
(из перечисленных выше)

направлен
на проявление детьми определенных
эмоциональных реакций, ак-

тивизацию
ассоциаций и чувств детей.

Восприятие
живописи, ее познание невозможны без
эмоций, поэтому не

следует
ограничиваться только искусствоведческим
рассказом или анализом

содержания
и выразительных средств произведения.
Картины художником

должны
вызывать у детей определенные чувства,
желание творить красоту

и добро.
Поэтому в процессе ознакомления детей
с живописью, особенно на

юрных этапах,
оправдывает себя прием, «вхождения» в
картину, воссоздания

предшествующих
и последующих содержанию картины
событий. «Перене-

:ение», или
«подставка», в процессе восприятия
искусства в эстетике рассмат-

жвяется как
средство воспитания чувств и эстетических
качеств людей. При-

<еиен’ие
приема «вхождения» в картину при
ознакомлении с живописью целе-

ообразно еще
и потому, что он тесно связан с игрой,
творческой фантазией,

определенного
рода установками на развернутое
выразительное рассказыва-

ие. Например,
при рассматривании картины «Новый район
Ленинграда»

художник Е.
А. Галунов) прием «вхождения» можно
использовать таким

В

образом:
«Ребята, вы все внимательно рассмотрели,
что изображено на карти-

не, о чем она.
А теперь давайте мысленно перенесемся
на это место (показать

на картину)
и вслушаемся в рабочий, трудовой шум на
строительной площадке.

Что вам
слышится? С чем можно сравнить шум на
этой площадке?»

Дети отвечали,
что слышат скрежет металла (поднимают
бетонные балки),

шум лебедки,
жужжание при сварке, шум моторов машин,
громкие голоса

строителей.
Этот шум сравнивают с жужжанием пчел в
улье, с работой трак-

тора или с
шумом большого завода. Такие ответы
детей создают общее эмоци-

ональное
настроение и оживление. После этого
воспитатель говорит: «А теперь

все замрите,
закройте глаза и представьте, что же
было на этом месте до при-

хода строителей.
Откройте глаза. Расскажите, что было на
этом месте, и кто

первым нарушил
покой и тишину окрестных лесов.

Так направляют
мысль ребенка на создание связного
выразительного рас-

сказа
определенной структуры. Например, как
это делает ребенок: «Мне ка-

жется, что
здесь стояли высокие сосны. Они были
дремучие, лохматые, тянулись

вверх. У одних
стволы темные, а у других светлые, как
на картине Шишкина,

-KOiafiTOj^.j^e_j^AejH._JylejKfly
ними[ гулял_ветер, сосны скрипели, как
будто

сердились.
Но вот приехал грузовик, привез людей
с пил^ми7ТГоТ^*ста»лТТТГй»лТ1Ть»
«

сосны. Все
сразу изменилось: грузовики рычали —
«р-р-р-р», пилы звенели —

«з-з-з-з».
Одну сосну отвезли для встречи Нового
года в детский сад, а из осталь-

ных построили
красивые дома, чтобы людям радостно
жилось».

В этом рассказе
ребенок не только придерживается
предложенной уста-

новки, но и
вносит элементы творчества: звукоподражание,
ссылку на прошлый

опыт
рассматривания картины И. И. Шишкина
«Корабельная роща».

Эмоциональное
отношение ребенка к картине — показатель
возникшего

интереса к
произведению. На основе эмоционального
личностного отношения

у дошкольника
начинают закладываться ценностные
ориентации, основы его

мировоззренческой
направленности. Учитывая это, педагог
имеет возможность

формировать
нравственно-эстетические представления
о добре и зле, красивом

и безобразном
в искусстве.

Дети старшего
дошкольного возраста уже могут
самостоятельно выбрать

понравившуюся
им картину, но ответить на вопрос, почему
она понравилась,

затрудняются,
так как мотивы выбора неадекватны
содержанию произведения,

оценки еще
очень лаконичны, основаны на внешних
ярких признаках картины.

«Понравилась,
потому что красивая». Или: «Понравилась,
потому что краски

яркие».

Чтобы
сформировать у детей эмоционально-личностное
отношение к карти-

не, которое
характеризовалось бы развернутостью,
эмоциональными ассоциа-

циями,
необходимо использовать приемы,
усложняющиеся по мере овладения

умением
«читать» картину, понимать ее содержание
и выразительные сред-

ства.

Одним из
таких приемов можно считать рассказ-образец
личностного от-

ношения
педагога к понравившейся картине. Как
и искусствоведческий рас-

сказ, он
используется на первом этапе ознакомления
с живописью.

Этот рассказ
имеет определенную структуру, содержание
его эмоциональ-

но окрашено,
богато интонациями. Что здесь важно
отразить? Прежде всего

сообщить,
кто написал картину и как она называется;
рассказать, о чем про-

изведение,
какими красками написано, какое в нем
передано настроение, что

особенно
понравилось, какие возникают чувства,
мысли, когда смотришь на

27

Э.ту = картину;
Это примерная структура оценочного
рассказа педагога.

.Посл е
неоднократного применения педагогом
рассказа-образца личност-

HOP Q отношения
к картине речь детей значительно
обогатилась. Вот как отвечал

на вопрос
воспитателя Алеша М.: «Мне понравилась
картина «Перед праздни-

ДОМ», (художник
А. Ю. Никич). Она рассказывает о том, как
люди готовятся

КЛрдзднику.
Уже видно, что праздник скоро будет, но
еще не наступил. Люди

невр прдарки,
на улице шары, в картине все синее, серое
—- • это вечер. Пока

ррекие в
картине нерадостное, люди задумчивые,
наверное, думают, что

Щ курить. Я
думаю, когда будет праздник, все будет
иначе — ярко будут

Гореть огни,
летать шары, все будут улыбаться. А мне
очень понравилась эта

лошадка,
которую купили мальчику. Он будет ей
очень рад».

Пусть этот
рассказ пока еще недостаточно богат
эпитетами и образными

сравнениями,
но он уже развернут, в нем чувствуются
эмоции, мысли, который

возникли у
ребенка от восприятия картины, настроение,
навеянное ее содер-

жанием, .

^процессе
приобщения детей к живописи важно
синтезировать на занятиях

решит виды
искусства, особенно на первоначальном
этапе. Умелое исполь-

ч|врй^^ыкиг*-№р1штеж

втрает
эстетические чувства ребят, повышает
их эмоциональную восприим-

чивость. , •
. •

,#-,-.Цтщ, на
первоначальном этапе ознакомления
детей с изобразительным

искусством
стоит задача создания интереса к
живописи, к картине художника,

формирования
умения внимательно ее рассматривать,
эмоционально откяикать-

efj^Hfc.-jee
содержание. Это обусловливает и
своеобразное применение таких

М«?0ДЯческих
приемов: искусствоведческий рассказ
педагога, постановку

Конкретных
и подробных вопросов, приемы «вхождения»
в картину, воссоздания

Событий,
последующих и предшествующих произведению,
а также разнообраз-

ных эмоциональных
форм подведения итогов занятий по
ознакомлению с живо-

писью.

^Рассмотрим,
как используются эти методические
приемы на одном из За-

нятий.

ч ОЗНАКОМЛЕНИЕ
С КАРТИНОЙ «СЕМЬЯ» ‘ •

v . ХУДОЖНИКА
Ю; П. КУГАЧА

Программное
содержание. Учить детей внимательно
(детально) рассматри-

вать картину
(что изображено), понимать ее основной
замысел (о чем), выде-

ЛЯТЬ основные
средства выразительности (цвет,
композицию). Развивать

1СТвТЛЧеское
видение, умение анализировать картийу.
Активизировать сло-

шрь; красный
цвет — цвет горячий, яркий, полыхающий,
мерцающий. Вос-

Дйтывать
интерес к живописи, формировать
эстетическое восприятие. Воспи-

Тывать
уважение и любовь к членам своей семьи.

^Предварительная
работа. Составление рассказов на тему
«Моя семья» из

«ГО’опыта;
чтение книг: «Ссора с бабушкой» Л.
Воронковой, «Совсем

„jmai , К.
Тангрыкулиева; игровое упражнение
«Подбери красивые слова

яовам мама,
бабушка, папа»; наблюдение в окружающем
(в природе^ при

,_СмаТривании
тканей, иллюстраций в книге) за
насыщенностью и сочетанием

всиого цвета:
яркий, приглушенный, контрастный,
насыщенный, размытый,

рцающий,
золотистый, полыхающий и т. д.

Домашнее
задание детям. Сделай что-нибудь приятное
и полезное оли;

в семье и
посмотри, как изменится их настроение.

Методические
приемы. Воспитатель просит детей
вспомнить, как назьи

близких,
родных людей, живущих вместе, и предлагает
прослушать лит

турное или
музыкальное произведение о семье.

Это создает
эмоциональный настрой для последующего
восприятии

дожественного
произведения. Воспитатель дает детям
возможность caMi

ятельно
рассмотреть картину. Затем дошкольники
слушают искусстве

ческий
рассказ.

«Перед вами
картина художника Юрия Петровича Кугача
«Семья». Она рассказыв

«том, как
в воскресный день собралась вся семья
дома. Полюбуйтесь этой дружной семье!

1

смотрите,
как художник изобразил всех членов
семьи вместе, рядом, очень близко друг
к j

на одной
линии. В этой семье живет радость,
веселье, доброта, мир, забота друг о
друге. Это

й, о движениям
рук мамы и дочки, по глазам бабушки, папы
и маленького мальчика. По

и картину
художник написал красным цветом,
полыхающим в одежде мамы, дочки и мале!

сынишки. Он
теплым светом освещает добрые, улыбающиеся
лица бабушки, папы, мамы,

чика. Яркий
цвет переходит в оранжевый на стенах
деревянного дома, в золотистый цвет на
|

.водоем
изображен!Шх..людеД,„.Ка^.у^

Красиво
выделяется фигура папы в синей рубашке
рядом с красным платьем дочки. Когда
см<г

на эту картину,
кажется, что все сейчас в ней оживет и
заговорит: девочка позовет брата i

в мяч.
Посмотрите, какой ясный, теплый летний
день за окном! Зелень так и манит погул

бабушка,
наверное, ласковым голосом пригласит
пить чай с вкусными пирожками, а кот тн>

замяукает и
потрется о ноги…

Красиво
рассказал художник об этой дружной,
любящей друг друга семье>.

Воспитатель
предлагает детям еще раз внимательно
посмотреть на

тину, а затем
проводит беседу по таким примерно
вопросам: «Что изобра:

на картине?
Как разместил художник членов семьи?
Какими изобразил ху

ник бабушку,
маму, папу, дочку, сына? Какое настроение
исходит из этой

тины? Каким
образом художнику удалось передать
такое настроение? Ч

картине самое
красивое, яркое и сразу бросается в
глаза?»

Дети по
очереди отвечают. При необходимости
воспитатель уточняет: «

но, в центре
картины мама, сын и дочка, которые
изображены ярким кра<

цветом, а
фигуры бабушки и папы приглушены синим
цветом. Они отте1

красный цвет,
уравновешивают картину. Но всмотритесь,
с какой люб

художник
изобразил маму, сына и дочь».

И снова
вопросы к детям: «О чем написал художник
картину? А ка

догадались,
что именно это художник хотел сказать?
О чем вам вспомина

когда вы
смотрите на эту картину?»

Чтобы дети
могли ответить На последний вопрос
более точно и развер

воспитатель
пользуется приемом мысленного «вхождения»
в картину:

вайте на
минутку закроем глаза и представим, что
мы приглашены в

в эту дружную
семью. Если бы вы вошли, что бы вы увидели
и усльши

: В конце
беседы педагог высказывает свое
личностное отношение к с

жанию картины:
«Дети, хочу поделиться с вами. Картина
Ю. П. Кугача «О

мне понравилась
тем, что в ней художник рассказал о том,
какой может

дружная
семья. Написал он эту картину с особой
любовью: вся картина

низана ярким
красным цветом,, который создает радостное
настроена

те вспыхивает,
то лишь мерцает, как уголек. Мне особенно
понравились

сын и дочка,
ини написаны ярко, сочно, ит этих людей
исходит люоовь друг

к другу.
Смотришь на них, радуешься, хочется
дарить людям тепло, заботу

и внимание».

Занятие
закончилось. Педагог предлагает детям
дома рассказать о заме-

чательной
картине «Семья», которую написал художник
Ю. П. Кугач.

Второй этап

Вспомним,
какие здесь решаются задачи: развивать
умение самостоятельно

анализировать
содержание картины, выделять выразительные
средства, фор-

мировать
умения «читать» картины, мотивировать
эмоционально-личностное

отношение к
произведению.

Детей обучают
умению анализировать изображенное на
полотне. На основе

анализа
формируют умение воспринимать целостный,
обобщенный образ

картины.
Научить дошкольников целостно воспринимать
картину — процесс

более сложный,
поэтому требуются иные методы и приемы
приобщения детей

к изобразительному
искусству.

_,—Как.лзменяется~методика
работы?

Прежде всего
мы исключили искусствоведческий рассказ
педагога (если,

конечно, дети
овладели навыком анализа картины).
Рассматривание картин

начинали с
постановки вопросов более обобщенного
характера (по сравнению

V первым
этапом работы). Они строятся с учетом
более высокого уровня вос-

приятия
картины детьми и их умения анализировать
произведение. Например:

«О чем картина?
Почему думаете так, расскажите. Как бы
вы назвали картину?

Почему именно
так? Сравните с авторским названием.
(Воспитатель отмечает,

кто из детей
наиболее точно дал название картине и
внимательно рассматри-

вал
произведение.) Что красивого и удивительного
передал художник в образах

людей, пейзаже,
предметах? Как он изобразил это в картине?
Какое настроение

вызывает
картина? Отчего возникает такое
настроение? Что хотел сказать

художник
своей картиной? Что он особенно выделил,
чтобы мы увидели это в

картине?»

Указанные
выше вопросы направляют внимание детей
не на перечисленные

изображения,
а на установление и объяснение связи
между содержанием

и средствами
выразительности. Они способствуют
развитию умения рассуждать,

доказывать,
анализировать, делать выводы и
умозаключения на уровне обобще-

ния.

Эти вопросы
воспитатель задает в том случае, если
дети научились вни-

мательно,
детально рассматривать картину и
приобрели умение ее анализиро-

вать.

Однако иногда
случается так, что некоторые дети без
предварительного

подробного
анализа произведения вслух или без
искусствоведческого рассказа

затрудняются
сразу ответить на вопрос, о чем картина.
В этом случае необхо-

димо
использовать прием точных установок о
выполнении ребенком мысли-

тельных
действий в определенном порядке при
ответе на вопрос: «Прежде

чем ответить
на вопрос, о чем картина, внимательно
посмотри, что на ней изобра-

жено, что
самое главное, как художник это показал,
а потом отвечай на вопрос,

о чем картина».

Применение
точных установок как приема ознакомления
детей с живописью

позволяет
научить их логично рассуждать и открывает
путь к самостоятель-

ном у Питж у
Ultsci a n a IIUV.^^.V. »

живописи, а
также гидению эстетических достоинств
произведения. Нош,

искусство
возможно лишь теми же средствами,
которыми пользовался худомм

при создании
картины. Любое произведение создается
художником на осп-

его представлений
о мире, содержащих в себе идеи, взгляды,
оценки, -устано

общества,
которые выстраиваются в картине в
логической взаимосвязи. I

этому точные
установки как прием познания произведения
облегчают дошки

нику путь
познания замысла художника.

Точность
понимания эстетического характера
изображения, идейной

правленности
произведения во многом зависит от
восприятия единства го;

жания картины
и формы его выражения. Для детей
дошкольного воярц

восприятие
содержания произведения и его выразительных
средств преде i

h

ляeт определенную
трудность. Решению этой задачи в
дошкольном воар;

способствует
использование приемов композиционных
и колористичп

вариантов.
Суть данных приемов заключается в том,
что педагог словесно

наглядно
показывает, как меняются содержание
картины, чувства, настрое

выраженные
в ней в зависимости от изменения
композиции (определен!

•— ••••
— -.поря-дка—в~соо.тношении-~элемен.тов
произдедедщаХ^шц^, кол^эг^ща_-#]_1шето|

сочетания)
в картине. Например: «Что изменилось в
картине между люд!

предметами,
изображенными художником? (При этом
педагог закрывает ч,

композиционного
построения листом бумаги, подобранным
под общий

картины и
соответствующим по форме силуэту
закрываемого изображен

О чем бы
рассказала картина, если бы художник
расположил хлебор<

во время
обеда не по кругу, а отдельными группами?
Сравните по вели1

изображение
человека на картине с силуэтным
изображением на карте

(Педагог
несколько раз накладывает на изображение
образа в картине сил

ное изображение
фигуры на карточке, увеличенное или
уменьшенное в зан

мости от
изображения на картине.) Объясните,
почему художник изобр,

образ человека
или предмета именно такой величины».
После ответов д

педагог
показывает контрастную картину художника
по динамике и нас!

нию. «О чем
бы рассказала нам картина, как бы
изменилось ее название,

бы художник
иначе написал изображенных людей,
предметы?» (Педагог i

лагает
варианты перестановки изображенного
на картине.)

Цвет в картине
с самого раннего возраста вызывает у
детей яркие

циональные
реакции. В живописи он является одним
из средств выраж

чувств,
настроения, эстетической ценности
произведения. Понимание в:м

зависимости
цвета, колористического решения и
содержания картины и

гает ребенку
осознанно воспринять произведение, что
углубляет и обоо

чувства
детей, делает их способными сопереживать
героям картины.

Чтобы цвет
в живописи стал «говорящим», а не просто
ярким раздр

телем при
восприятии картины, в работе с дошкольниками
применяется и

колористических
вариантов, суть которого состоит в
изменении колорита, к;

ны путем
словесного описания или наложения
цветной пленки на цвет худо

ка. Воспитатель
задает вопросы: «Что изменилось бы в
настроении н:«

женных людей,
в их отношениях, если бы художник написал
картину в холо

тонах, а не
в теплых? Сравните, какой цвет в картине
«звучит» более краен

красный,
выбранный художником, или, скажем, синий.
Что хотел перс

этим цветом
художник?» (Педагог закрывает пленкой
другого цвета и.и

женную
художником форму.)

,4 0

При
рассматривании натюрморта можно изменить
цветовое сочетание

предметов
путем наложения цветовых пластин
идентичной с ними формы, от-

мечая наиболее
красивое сочетание цвета и объясняя,
какие чувства возникают

от различного
сочетания красок в натюрморте.

Прием
композиционных и колористических
вариантов позволяет научить

дошкольников
понимать взаимосвязь между содержанием
и средствами вы-

разительности,
одновременно он как бы включает ребенка
в «сотворчество»

с художником.
Это активизирует эмоциональную и
интеллектуальную сферу

ребенка,
обогащает его опыт и воображение.
Мысленно изменяя цветовое

решение
картины или ее композиционное построение,
ребенок по-своему повто-

ряет путь
чувств и мыслей художника в процессе
создания произведения, при-

обретая тем
самым собственный эстетический опыт.

Процесс
познания дошкольником искусства нельзя
строить только на обу-

чении его
восприятию содержания картины или ее
выразительных средств,

умению видеть,
что изображено в произведении, понимать,
о чем картина.

Важно, чтобы
произведение искусства приобрело для
ребенка личностный

смысл, чтобы
он мог высказать свое отношение к
произведению.

пе~»оот р

формирования
личностного отношения детей к живописи.
Вместо рассказа-

образца
личностного отношения педагога к
понравившейся картине используют-

ся расчлененные
вопросы. Практика показывает, что
длительное применение

рассказа-образца
педагога по картине может привести к
пассивному воспри-

ятию
произведения. Поэтому на втором этапе
используют приемы, активи-

зирующие
мыслительную активность ребенка. Таким
приемом являются кон-

кретные
вопросы.

Чтобы научить
ребенка отвечать на вопрос обобщенного
характера, почему

понравилась
картина, необходимо сформировать умение
отвечать прежде на

более
конкретные вопросы: что понравилось в
картине, чем она понравилась?

Постановка
вопросов что? и чем?, предваряющих вопрос
почему?, обуслов-

лена
особенностями наглядно-образного
мышления и восприятия дошкольни-

ков, которые
способны вычленять отдельные образы,
детали, элементы в произ-

ведении.
Вопрос «Что понравилось в картине?»
позволяет ребенку выделить

одного героя,
а. вопрос «Почему она ему понравилась?»
нацеливает дошколь-

ника на
восприятие произведения как целостного
художественного образа.

Как только
дети научатся вычленять и объяснять
понравившийся в картине

образ предмета,
человека, можно ставить вопрос «Чем она
понравилась?» Это

позволяет
учить детей вычленять уже не единичный
образ, а действие, устанав-

ливать
элементарную связь между изображенными
предметами и явлениями.

Данный вопрос
как бы подготавливает ребенка к пониманию,
почему понра-

вилась
картина.

Однако не
следует ограничиваться только вопросами
«Что понравилось?»

и «Чем нравится
картина?», так как дети, отвечая на них,
в основном выделяют

внешние
связи, воспринимая картину на уровне
познавательной деятельности,

без проявления
эмоциональных чувств. Поэтому педагог
использует различного

рода
эмоциональные установки: «Что тебе
вспоминается, когда ты смотришь на

эту картину?
О чем думается, что представляется?»
Такие установки вызывают

у детей
определенные чувства, сопереживание,
побуждают ребенка исполь-

зовать
индивидуальный опыт при восприятии
картины. Лишь на основе по-

следовательного
применения конкретных вопросов и
эмоциональных уста-

новок можно
подвести детей к пониманию сложного
обобющающего вопроса

«Почему
понравилась картина?» Так дошкольник
учится развернуто высказы

вать
эмоционально-личностное отношение к
понравившемуся произведению

Проследим,
как реализуются методические приемы,
используемые на втором

этапе
ознакомления детей с живописью на одном
из занятий.

РАССМАТРИВАНИЕ
РЕПРОДУКЦИИ КАРТИНЫ «НА ПОЛЯХ

ЧУВАШИИ»
ХУДОЖНИКА Н. П. КАРАЧАРСКОВА

Программное
содержание. Учить детей самостоятельно
рассматривать

Методическая статья: «Искусствоведческая
беседа как средство эстетического развития
детей старшего дошкольного возраста»

Автор: Фатуллаева Вусала Джамаловна

Организация: МБДОУ «Детский сад общ. вида №81»

Населенный пункт: г. Воронеж

На протяжении веков одним из универсальных средств воспитания было и остаётся искусство, представляющее целостную картину мира в единстве мысли и чувства, в системе эмоциональных образов. В процессе исторического развития искусство выступает и как хранитель эстетического опыта человечества. Эстетическое воспитание, наряду с физическим и умственным, является фундаментом, на котором основывается формирование всесторонне — развитой личности.

Формирование у детей эстетического отношения к окружающей действительности: семье, людям, природе, материальным и духовным ценностям является одной из важных проблем педагогики.

Целый ряд проблем, связанных с эстетическим развитием дошкольников еще не нашли своего полного разрешения. К ним можно отнести, в частности, использование большего количества искусствоведческих бесед в системе эстетического развития детей старшего дошкольного возраста.

Глубокие эстетические чувства, а также способность воспринимать всё красивое в окружающей действительности и в творчестве являются важным условием духовной жизни человека.

Эстетическое воспитание затрагивает художественное творчество, эстетику быта, поведения, труда, отношений развивает человека в основном не для искусства, а для его активной эстетической жизнедеятельности. Содержание эстетического воспитания можно определить как целенаправленный, организованный и контролируемый педагогический процесс формирования в личности эстетического отношения к действительности и эстетической деятельности.

Детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется основные художественно-эстетические качества человека и сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь, а также закладываются основы всего будущего развития человечества и осуществляется развитие ребенка как личность.

Эстетическое воспитание в детском саду – это ежедневная работа во всех видах деятельности ребенка. На протяжении всего дошкольного периода происходят изменения восприятия ребенком от простого к сложному. В связи с этим художественно — эстетическое воспитание является сложным и длительным процессом: дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности, среди которых большое место занимает рисование, лепка, аппликация, конструирование.

В формировании художественно- эстетического вкуса у детей важнгую роль играет ознакомление детей с классическими произведениями детской художественной литературы, музыкальными произведениями, живописью. Все продукты художественной деятельности приобщают их к красоте и богатству художественного слова, музыки. Все это доставляет детям истинное удовольствие, легко запоминается и формирует основы художественно — эстетического вкуса, вследствие чего, мы учим их видеть и чувствовать красоту окружающего мира, беречь его.

Эстетическое ознакомление с предметами происходит через освоение формы, цвета, величины самих предметов — сенсорное развитие. Способность анализировать и схватывать форму развивается с помощью и посредством предметного моделирования, конструирования. Но никакая самая прогрессивная методика не в силах сделать человека, умеющего видеть и чувствовать прекрасное так, как душа ребенка. Л. Межеелайтис высказал свое мнение в словах: «Подлинную красоту воспринимает только чистая, прекрасная душа. Душа ребенка». Ясно что, особенно ярко и глубоко воспринимается красота в детстве и, запечатленная в чувствах и мыслях, проносится через всю жизнь человека.

В сложившейся ситуации с принятием ФГОС дошкольного образования, каждое ДОУ самостоятельно определяет направления и содержание собственной деятельности на решение этой проблемы. Для успешного освоения программ по художественно-эстетическому воспитанию необходимо грамотно организовать весь педагогический процесс. А так как работа по художественно — эстетическому воспитанию детей тесно связана со всеми сторонами педагогического процесса, то для получения ожидаемых результатов в ДОУ создана система работы в этом направлении, которая состоит из взаимосвязанных между собой следующих компонентов: развивающих, воспитательных, образовательных и практических [1].

Беседа является эффективным словесным методом обучения, при правильном сочетании с конкретными наблюдениями и деятельностью детей играет большую роль в образовательно-воспитательной работе с детьми. Содержание искусствоведческих бесед направлено на активизацию эмоциональной памяти ребенка и включает рассказы воспитателя, записи мастеров слова (с музыкальным сопровождением).

В беседах используются экранно-звуковые и печатные пособия (слайд- и видеопрограммы, фотографии, репродукции, макеты), изделия декоративно-прикладного искусства. Очень эффективны видеозаписи – появление на экране ребенка в музее среди сверстников всегда вызывает большой интерес и надолго запоминается. Беседы обязательно предусматривают «обратную связь» — диалоги взрослого с ребенком по типу «вопрос – ответ». Такие «вопросы – ответы» закрепляют эмоционально-познавательные впечатления, формируют потребность к повторным посещениям художественных музеев. По ответам и реакциям детей можно судить об эффективности занятий [2].

Основным приемом ознакомления детей старшего дошкольного возраста с изобразительным искусством на первом этапе является искусствоведческий рассказ педагога.

Выбор искусствоведческого рассказа как приема ознакомления дошкольников с живописью обусловлен содержанием и построением произведения, в котором отражены в логической взаимосвязи его элементы. Структура искусствоведческого рассказа может быть примерно такой: сообщение названия картины и фамилии художника; о чем написана картина; что самое главное в картине (выделить композиционный центр), как оно изображено (цвет, построение, расположение); что изображено вокруг главного в произведении и как с ним соединены детали (так идет углубление в содержании картины, при этом устанавливается связь между содержанием произведения и средствами его выражения); что красивого показал своим произведением художник; о чем думается, что вспоминается, когда смотришь на эту картину. Использование такой структуры рассказа возможно до тех пор, пака дети не начнут адекватно отвечать на поставленные после рассказа вопросы по содержанию картины и приобретут навык монологической речи при ответе на вопрос, о чем картина.

В содержание предварительной работы включают задания и игровые упражнения по обогащению и активизации словаря, развитию выразительности речи, формированию монологической речи, а также чтение художественных произведений, сюжет которых был бы созвучен теме картины. Читая литературное произведение, педагог интонационно выделяет те места, которые отражены художником в содержании картины. Рассматривание репродукции картин на занятии требуют от ребенка умения быстро найти нужное и точное слово, подобрать эпитеты, синонимы, образные сравнения, которые придают речи выразительность, обостряют эстетическое видение. Активизируют словарь в предварительной работе словесными играми и упражнениями, где дети оперируют терминами, необходимыми для предстоящего рассматривания картины.

Например, перед рассматриванием картины И.А. Папова «Первый снег» целесообразно прочитать стихотворение И. Сурикова «Белый снег». Или детей знакомят с картиной И.Г. Степанова «Весна среди полей», а перед этим желательно прочитать книгу И. Винокурова «Как самолет в поле работает». После чтения провести краткую беседу о том, как дети понимают, какую пользу приносит авиация труженикам села, чем облегчает их труд, какова значимость труда крестьян. В таких беседах дети упражняют в составлении «красивых» предположений: «Скажи красиво о снежинках, какие они и как падают на землю». Такие методы помогают дошкольнику легче понять содержание картины, пополнить словарь.

Рассматривание репродукции картин на занятии требуют от ребенка умения быстро найти нужное и точное слово, подобрать эпитеты, синонимы, образные сравнения, которые придают речи выразительность, обостряют эстетическое видение.

Активизируют словарь в предварительной работе словесными играми и упражнениями, где дети оперируют терминами, необходимыми для предстоящего рассматривания картины. Для подбора образных сравнений полезно упражнение «С чем это можно сравнить – лес, луг, снег?». Детям можно задать вопрос «Кто сравнит более красиво?» (Лес, как страж-великан, как веселый весенний оркестр, как причудливый ковер, из веток сплетенный. Луг, как зеленый ковер; пестрый и яркий, как радуга).

Произведение художника не только отражает предметы и явления окружающего мира, но и выражает определенное настроение. Для активизации слов, выражающих настроение в картине, используют словесные упражнения: «Узнай, о ком или о чем я рассказываю» (задумчивый, суровый, печальный, задорный, веселый, мрачный – человек; веселый, разноцветный, пестрый, душистый – луг), «Соотнеси слово и настроение картины»».

Педагог называет слово, обозначающее настроение, а дети поднимают иллюстрацию, в которой выражено данное настроение. Или перед рассматриванием картины детям предлагают игровое упражнение «Кто больше назовет слов, передающих настроение в иллюстрации». Предваряя рассматривание жанровой картины, где всегда есть образ человека, его настроение, можно предложить словесные упражнения: «Кто больше назовет слов, характеризующих настроение человека, который успешно выполнил работу?» (Гордый, довольный, радостный, счастливый, окрыленный, добрый, заботливый).

Для того чтобы дошкольники могли адекватно воспринимать состояние людей, изображенных на картине, необходимо учить их понимать язык жестов, мимики, движений. Этому способствует чтение художественной литературы, показ кукольного и теневого театров, драматизация сказок. Так, после чтения рассказа: Л.Н. Толстого «Косточка» можно предложить вопросы: «Как писатель передал состояние волнения Вани, его сильное желание съесть сливу?» (Описал, как мальчик ходил, нюхал, все делал быстро, чтобы его никто не видел.) «Как писатель передал состояние раскаяния?» (Изменился цвет лица – покраснел, побледнел, тихо сказал, заплакал, убежал.)

Для более адекватного понимания художественного образа и развития у дошкольников умение сопереживать изображенным на картине людям, определения настроения героев уместны интонационные упражнения. Суть этих упражнений в том, что они способствуют накоплению у детей опыта «чувствования», развитию умения выразить настроение словами, жестами, интонацией, обостряют чувства и эмоции детей.

Приобщая дошкольников к изобразительному искусству, необходимо учить их пользоваться специальным словарем. Это требует от воспитателя искусствоведческих занятий и умения оперировать терминами, характерными только для данного вида искусства. Перед тем как познакомить детей с произведением, воспитатель изучает его (не просто рассматривая), определяет, о чем картина, устанавливает связь между содержанием и средствами выразительности, цветом и композицией, построением и настроением произведения, решает, что в картине звучит наиболее ярко, какова роль в ней пейзажа.

После детального изучения картины воспитатель отбирает слова, необходимые для рассказывания детям о произведении, которые помогут создать в представлениях ребят наиболее яркий и зримый художественный образ, а также вычленяет слова, которые войдут в активный и пассивный словарь детей. Например: краски яркие, сочные, размытые, прозрачные; холодный, теплый тон; цветовые пятна, мазки мелкие, крупные (если дети рассматривают картины в выставочных залах); план картины, построение в круг, треугольник, по диагонали, линия, движение, ритм. Чтобы дети пользовались этими словами, нельзя ограничиваться их активизацией только на специальных занятиях по изобразительному искусству. Такую возможность надо находить и в быту, и на других занятиях (например, по развитию речи, математике и др.).

Восприятие произведений живописи требует от дошкольников умения не только пользоваться определенным изобразительным словарем (эпитетами, сравнениями), интонационно выразительно произносить фразы, но и логично, связно высказывать свои впечатления о картине.

Основным приемом в развитии монологической речи в процессе проведения предварительной работы является рассказ, используемый в различных ситуациях по-разному: как метод на фронтальных занятиях, как прием в различных формах индивидуальной и групповой работы, особенно с детьми застенчивыми, малоактивными, с низким уровнем развития речи. 8Рассказ используется и в индивидуальных задания детям.

Задание «Понаблюдай и нарисуй» формирует у дошкольника понимание взаимосвязи между такими нравственно-эстетическими категориями в искусстве, как добро и красота, подготавливает к восприятию их живописи, кроме того, ориентирует ребенка на усвоение гуманных ценностей – доброжелательности, заботы, внимания, позволяет педагогу корректировать представления детей об этих чувствах. Повседневное общение детей друг с другом и со взрослым создают условия для подготовки детей к восприятию портрета.

Беседы с детьми о настроении, чувствах родителей, отношение к ним – благоприятная возможность для воспитателей узнать семью, корректировать отношения между взрослыми и маленькими ее членами.

Каждый человек знает, что для переживания художественного произведения требуется соответствующее настроение. Поэтому во время таких бесед недопустим шум, окрики, громкие разговоры, замечания. Нельзя переживать произведение искусства среди суеты, беспорядка, в атмосфере неприязни, нервозности, грубости. Необходимо создавать принужденную атмосферу общения, вызывая активность детей примером собственного эмоционального отношения. Педагогу необходимо быть готовым к совместному с детьми творческому переживанию. Только полная заинтересованность, увлеченность этим содержанием превращают художественный вымысел в правду, и только в этом случае содержание произведений искусства раскрывается до конца, доходит до глубины сердца и остается в нем [3].

Список использованных источников:

  1. Маркевич, И.Д. Эстетическое воспитание детей средствами музыкально-ритмической деятельности [Текст]./ И.Д. Маркевич // Вестник Поморского университета. – Архангельск: АПУ, 2006. – №6. – С. 65–69.
  2. Петрова, В.И. Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду [Текст]./ В. И. Петрова, Т. Д. Стульник – Мозаика-Синтез. 2007. – 80 с.
  3. Чумичева, Р.М. Дошкольникам о живописи: Кн. Для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1992. – 17-23с., с.25

Приложения:

  1. file1.pptx.zip.. 1,6 МБ

  2. file0.docx.. 36,3 КБ

Опубликовано: 28.11.2020

«В период детства мышления
мыслительные процессы должны быть, как можно
теснее связаны с живыми, яркими, наглядными
предметами окружающего мира…
Эмоциональная насыщенность восприятия – это
духовный заряд детского творчества»

В.А.Сухомлинский.

Основные функции изобразительного
искусства

Познавательная функция искусства. При
детальном рассматривании картины, анализе
изображённого на ней детей учат устанавливать
взаимосвязи в содержании произведения: не только
отвечать, что видит ребёнок на полотне, но и уметь
объяснить. почему художник посвятил картину
данной теме, какие средства выразительности
использовал, чтобы раскрыть содержание
задуманного.Детей подводят к осознанию замысла
художника (о чём написана картина), к пониманию
связи между содержанием произведения и
выразительными средствами. На занятиях по
изобразительному искусству широко используют
средства выразительности поэтического языка:
образные сравнения, слова, обозначающие
нравственные качества людей, вводя их в активный
и пассивный словарь детей. На занятиях оперируют
изобразительными терминами, не вводя их в
активный словарь детей: динамика, колорит,
пространство, симметрия.

Воспитательная функция искусства. Искусство
способствует воспитанию различных чувств. При
ознакомлении детей с жанровой живописью у них
активизируется интерес к общественной жизни, 
видам деятельности человека, к ценностям,
художественному творчеству. У детей формируется
нравственнее сознание.

Эстетическая функция. Это учить детей
видеть красоту человеческих поступков,
взаимоотношений, сравнивать изображенное в
произведении искусства явление  с реальной
действительностью

К каким произведениям живописи дети
проявляют большой интерес и почему?

Опыт показывает: из различных жанров они отдают
предпочтение бытовому и натюрморту – они
созвучны опыту детей.
Вначале дети объясняют своё отношение к картине
лишь одним словом – нравится. Им бывает трудно
объяснить, почему понравилось то или иное
произведение. Мотивы выбора понравившейся
картины чаще отвлечены или обусловлены личным
опытом. Но в результате работы отмечаются два
вида отношений.

Первый – эмоционально-личностный, для
которого характерны личные мотивы, эмоции и
интерес (например: «Мне нравится эта картина. Она
рассказывает о строительстве красивых домов. Мне
понравилась потому, что напоминает работу моей
мамы, она строитель. Строители хорошо работают, В
этой картине все заняты, кажется, что всё
движется – люди, машины. Красиво»).

Второй – когда старшие дошкольники
проявляю эстетическое отношение к произведению
искусства, дают оценку содержания,
нравственно-эстетическое отношение
изображённых на картине людей. (например: «Мне
понравилась картина…, потому что я увидел, как
трудно пришлось сражаться нашим солдатам с
врагами. Это было нелегко. Они мужественные, Я
хочу, чтобы все дети увидели эту картину. Она
сильная»).
Опыт показывает, что старшие дошкольники
выделяют познавательную, эстетическую и
нравственную
ценность содержания картины.
Оценивая познавательную ценность произведения,
они легко понимают, о чём рассказал художник в
своей картине.
Об эстетической ценности содержания картины
ребята рассказывают с особой эмоциональной
настроенностью. Но иногда эмоциональная реакция
исходит от красивого сочетания красок
произведения.
Дети способны определить нравственную ценность
содержания картины. Но им сложно уяснить
нравственную ценность портретного жанра, чем
сюжетного произведения. Это объясняется
возрастными особенностями детей.

Методика работы по ознакомлению
дошкольников с живописью

Предварительная работа включает задания и
игровые упражнения по обогащению и активизации
словаря, развитию выразительности речи,
формированию монологической речи, чтение
художественных произведений, сюжет которых был
бы созвучен теме картины.

Читая литературное произведение, педагог
интонационно выделяет те места, которые отражены
художником в содержании картины. После чтения
проводится краткая беседа о том, как дети
понимают прочитанное.  Такие методы помогают
дошкольнику легче понять содержание картины,
пополнить словарь.

Рассматривание репродукций картин на занятии
требует от ребёнка умения быстро найти нужное и
точное слово, подобрать эпитеты, синонимы,
образные выражения. Активизируют словарь в
предварительной работе словесные игры и
упражнения.

а) для подбора образных сравнений полезны
упражнения: «С чем можно сравнить лес, луг, снег?»,
«Кто сравнит более красиво?»

б) для активизации слов, выражающих настроение
в картине, используют словесные упражнения:
«Узнай, о ком или о чём я рассказываю?», «Соотнеси
слово и настроение картины», «Кто больше назовёт
слов, передающих настроение в иллюстрации?».

в) для того чтобы дети могли адекватно
воспринимать состояние людей, изображённых на
картине, необходимо учить понимать язык жестов,
мимики, движений. Этому способствует чтение
художественной литературы, показ кукольного
театра, драматизация сказок.

г) для более адекватного понимания
художественного образа и развития у
дошкольников умения сопереживать изображённым
на картине людям, определения настроения героев
уместны интонационные упражнения; развиваются
умения выразить настроение словами, жестами,
интонацией, обостряют чувства и эмоции детей.

д) детей учат понимать язык жестов, используя
мимические упражнения: «окажи мимикой, жестами, о
чём ты задумался», «Расскажи без слов, о чём бы ты
написал картину».

е) для развития выразительности речи
проводятся упражнения, подготавливающие ребёнка
к восприятию произведения: «Скажи фразу: «Какая
красивая картина. Какой грустный пейзаж» Как бы
эту фразу произнёс добрый человек, как бы это
сделал злой и т.д.?».

ж) приобщая дошкольников к изобразительному
искусству, необходимо учить их пользоваться
специальным словарём. Это требует от воспитателя
искусствоведческих знаний и умений оперировать
терминами, характерными только для данного вида
искусства.

Перед тем как познакомить детей с
произведением, воспитатель изучает его, (не
просто осматривает), определяет, о чём картина,
устанавливает связь между содержанием и
средствами выразительности, цветом и
композицией, построением и настроением
произведения, решает, что в картине звучит
наиболее ярко. После детального изучения
отбирает слова, необходимые для рассказывания.

Восприятие произведений живописи требует от
дошкольников не только пользоваться
определённым изобразительным словарём,
интонационно произносить фразы, но и логично,
связно высказывать свои впечатления о картине.

Основным приёмом в развитии монологической
речи является рассказ, используемый в различных
ситуациях.
Одним из важных педагогических условий
подготовки детей к восприятию произведений
живописи является создание в группе спокойной,
доброжелательной, эмоционально-положительной
атмосферы.

Методы и приёмы ознакомлении при детей
с живописью

Пояснение – широко применяется при первых
беседах для уточнения представлений детей о
портрете
Сравнение – повышает мыслительную
активность детей, способствует развитию
мыслительных действий: анализ, синтез,
умозаключение.
Акцентирование деталей – усиливает
восприятие ребёнка, помогает установить
взаимосвязь между частью и целым, развивает речь.
Суть данного приёма заключена в том, что
восприятия  картины закрывается всё
изображение листом бумаги, открытыми остаются
только  необходимые для обсуждения или
рассматривания части.

Метод вызывания адекватных эмоций. Суть
его заключается в том, чтобы вызвать у детей
определённые чувства, эмоции, настроение.
Предлагается вспомнить сходную ситуацию, в каких
случаях у детей было такое же настроение.
Тактильно-чувственный метод. Данный метод
заключается в том. что в процессе восприятия
воспитатель прикасается к ребёнку руками
(поглаживает, ласкает, удерживает и т.д.). Цель
данного метода – вызвать чувства детей, пережить
адекватное состояние изображённого образа. Он
действует на эмоциональное состояние детей,
вызывает ответные реакции, особенно у
застенчивых, но при условии, если между детьми и
воспитателем есть взаимная искренность.
Метод оживления детских эмоций с помощью
литературных и песенных образов.

Приём «вхождении» в картину – детям
предлагается представить себя на месте
изображённого человека. Это учит переживать,
будит детское воображение.
Метод музыкального сопровождения – звучит
музыка, настроение которой созвучно настроению
картины, т.е. происходит воздействие
одновременно на зрительный и слуховой
анализаторы. Музыка может предварять восприятие
портрета. тогда воспитатель спрашивает,
догадались ли дети, кто изображён на портрете,
который мы посмотрим сегодня. Музыка может быт
фоном для рассказа воспитателя.
Игровые приёмы.

Этапы ознакомления дошкольников с
живописью

Первый этап – искусствоведческий
рассказ педагога

Структура искусствоведческого рассказа:

  • сообщение названия картины
  • сообщение фамилии художника
  • о чём написана картина
  • что самое главное в картине (выделить
    композиционный центр)
  • как оно изображено (цвет, построение,
    расположение)
  • что изображено вокруг главного в произведении и
    как с ним соединены детали
  • что красивого показал своим произведение
    художник
  • о чём думается, что вспоминается

Использование такой структуры рассказа
возможно до тех пор, пока дети не начнут
адекватно отвечать на поставленные после
рассказа вопросы по содержанию картины и
приобретут навык монологической речи при ответе
на вопрос, о чём картина.

Искусствоведческий рассказ можно дать после
того, как дети самостоятельно рассмотрят
произведение. Затем воспитатель задаёт им
вопросы с целью закрепления понимания
содержания картины. Вопросы должны быть
подробными и конкретными, направленные на
перечисление увиденного в картине, на детальное
рассматривание её, с учётом принципа нарастания
сложности.

Например:

– Что изображено на картине?
– Где расположены изображённые на картине
предметы, люди?
– Как вы думаете, что самое главное в картине?.
– Как это изобразил художник?
– Что в картине самое яркое?
– Что этим хотел сказать художник?
– Какое настроение передал художник?
– Как вы догадались. что именно такое настроение
отражено?
– Как это удалось сделать художнику?
– О чём думается или вспоминается, когда вы
смотрите на эту картину?

Картины художников должны вызывать у детей
определённые чувства. Поэтому необходимо
использовать приём «вхождения в картину,
воссоздание предшествующих и последующих
содержанию картины событий»

Чтобы сформировать у детей
эмоционально-личностное отношение к картине,
которое характеризовалось бы развёрнутостью.
эмоциональными ассоциациями необходимо
использовать рассказ-образец личностного
отношения педагога к картине.

Структура рассказа-образца:

  • название картины
  • кто написал
  • о чём произведение
  • какими красками написано
  • какое в нём передано настроение
  • что особенно понравилось
  • какие возникли чувства, мысли, когда смотришь на
    эту картину.

После неоднократного применения педагогом
рассказа-образца личностного отношения к
картине речь детей значительно обогатиться.

Второй этап

Задачи:

  • развивать умение самостоятельно анализировать
    содержание картины,
  • выделять выразительные средства,
  • формировать умения «читать» картины,
  • мотивировать эмоционально – личностное
    отношение к произведению

Исключается искусствоведческий рассказ
педагога. Рассматривание картин начинается с
постановки вопросов более обобщенного
характера.

Например:

  • О чём картина?
  • Почему думаете так, расскажите?
  • Как бы вы назвали картину?
  • Почему именно так?
  • Что красивого и удивительного передал художник
    в образах людей, пейзаже, предметах?
  • Как он изобразил это в картине?
  • Какое настроение вызывает картина?
  • Отчего возникает такое настроение?
  • Что хотел сказать художник своей картиной?

Данные вопросы направлены не на перечисление
изображения, а на установление и объяснение
связи между содержанием и средствами
выразительности. Они способствуют развитию
умения рассуждать, доказывать, анализировать,
делать выводы.

Иногда необходимо использовать приём
точных установок
,
который учит логично
рассуждать и открывает путь к самостоятельному
поиску ответа.

Например: «Прежде чем ответить на вопрос, о чём
картина, внимательно посмотри, что на ней
изображено, что самое главное, как художник это
показал, а потом отвечай на вопрос, о чём
картина».

Приём композиционных вариантовпедагог
словесно или наглядно показывает, как меняется
содержание картины, чувства, настроение,
выраженные в ней в зависимости от изменения
композиции в картине.

Например:

а) «Что изменилось на картине между людьми .
предметами?» (педагог закрывает часть картины
листом)

б) «О чём бы раячссказала картина, если бы
художник расположил людей не по кругу, а
отдельными группами?»

в) «Объясни, почему художник изобразил образ
человека или предмета именно такой величины?»
Чтобы цвет в живописи стал «говорящим»
применяется приём колористических вариантов
изменение колорита картины путём
словесного описания или наложения цветной
плёнки на цвет художника.

Например:
– Что изменилось бы в настроении изображённых
людей, если  бы художник написал картину в
холодных тонах?

На втором этапе вместо рассказа – образца из
личностного отношения педагога используются расчленённые
вопросы
, активизирующие мыслительную
активность ребёнка.
Длительное применение рассказа – образца может
привести к пассивному восприятию произведения

Структура постановки вопросов:

  • Что понравилось на картине?
  • Почему она понравилась?
  • Чем она понравилась?

Третий этап

Задачи:

  • Формирование  творческого восприятия
    картины.
  • Сравнение изображенного с личным опытом
  • Развитие разнообразных ассоциаций, эмоций,
    чувств

Приём сравнения вводится в
процесс восприятия живописи постепенно. Вначале
даются для сравнения две картины разных
художников, одного жанра, но с контрастным
настроением, а затем картины одного художника. но
разного колористического решения.
Репродукции картин вначале сравнивают по
контрасту – настроению, цвету, композиции,
выделяя лишь один признак.

Приём мысленного создания картины по
названию, данному художником.

В начале дети затрудняются последовательно и
развёрнуто излагать свои мысли. Поэтому на
первых порах воспитатель использует точные
установки.

– Расскажи, о чём будет картина, что в ней ты
выделишь главное?
– Что будет написано вокруг главного, какими
красками. на каком фоне?
– Что будет особенно красивым?
– Почему ты задумал в своей картине выделить
именно это как самое красивое?

Игровые элементы, стимулирующие
желание ребёнка рассказать о понравившейся
картине: «Кто расскажет лучше, интереснее?»
Необходимо обучать детей задавать вопросы, что
свидетельствует о формирующихся у них
определённой направленности взглядов, интереса
к социальной жизни людей.

Требования к отбору картин

  Практика показывает: от отбора
произведений зависит успех художественного
воспитания детей.
Отбирая произведения для рассматривания с
дошкольниками, необходимо чётко представлять, о
чём картина, какую основную мысль выразил
художник, для чего создано данное произведение,
как передал содержание.

  • актуальность выраженного в жанровой живописи
    социального явления
  • произведения, посвящённые знаменитым событием
    и сезонным изменениям в природе
  • единство в восприятии содержания (что
    изображено) и средств выразительности (как
    выражено содержание)
  • колористическое решение (цветовой контраст)
  • композиционное решение
  • концентричности (возврат к ранее воспринятым
    картинам) – позволяет постепенно углублять
    понимание дошкольниками художественных
    произведений
  • индивидуальное творческое видение реальной
    действительности в сходных темах произведений
  • эмоциональность произведения – чем
    эмоциональнее, ярче произведение, тем сильнее
    оно действует на чувства и сознание.

Программные задачи по ознакомлению 
детей с живописью

Программные задачи по ознакомлению
дошкольников с изобразительным искусством на
протяжении всего пребывания ребёнка в детском
саду можно разделить на четыре группы:

Первая группа –  содержательная,
ставящая целью обучения детей умению понимать,
что изображено на картине, о чём рассказал
художник в своём произведении, что хотел
выразить.

Вторая группа
изобразительно-выразительная
. Педагог
учит детей воспринимать и оценивать
художественные средства, используемые
живописцем (как он изобразил действующих лиц,
выразил замысел, раскрыл содержание
произведения).

Третья группа – эмоционально-личностная.
В неё входят задачи, решая которые воспитатель
формирует у детей умение давать эстетическую
оценку произведению. В этом ему могут помочь
такие вопросы: «Каково отношение самого
художника к замыслу?», «Что вам понравилось в
картине?», «Какое она вызвала настроение?».

Четвёртая группа – воспитательная.
Задача направлена на то, чтобы педагог мог
наметить, какие нравственно – эстетические
качества, познавательные интересы формировать,
какие чувства воспитывать в процессе обучения
детей восприятию искусства.

Усложнение задач ознакомления
дошкольников с изобразительным искусством.

2 младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Начинают знакомить с книжной
иллюстрацией, народной игрушкой,
наглядно-дидактической картиной. В ходе этой
работы у них воспитывают интерес к
рассматриванию ярких образов, учат видеть. что и
как изобразил художник в рисунке.

При
рассматривании педагог обращает внимание на
знакомые изображения предметов, людей, природные
явления, учит таким образом всматриваться в
картину, ощущать радость от узнавания знакомых
предметов. Детей учат замечать контрастные по
цвету образы, приучают также эмоционально
откликаться на красоту изображённых предметов и
явлений в произведениях искусства.

Учат понимать содержание произведения,
рассказывать о нём, сравнивать действия
изображённых персонажей с реальными, замечать
детали.

При этом воспитатель обращает внимание
детей и на выразительные средства,
использованные художником – цвет, форму.

Детей учат всматриваться в картину,
внимательно слушать рассказать по картине,
смотреть и видеть, соотносить изображённые
предметы с реальными, выделять главное в
содержании произведения.

Обучают детей пониманию содержательной
и выразительной стороны произведения, стараются
дифференцировать в их представлении такие
понятия, как «содержание», «выразительные
средства», учат понимать взаимосвязь между
содержанием, изобразительными и выразительными
средствами.

У детей развивают интерес,
художественный вкус, умение «читать»
произведение, способность эстетически
воспринимать действительность.

Дети могут определять личностное
избирательное отношение к произведению,
мотивировать выбор понравившейся картины,
рассказать об эмоциональных ассоциациях.

У них
формируют понятия «хороший», «красивый».

Детей побуждают к самостоятельному
рассматриванию картин, учат различать специфику
и своеобразие каждого жанра, формируют умение
воспринимать содержание картины, различные
средства выразительности, чувствовать и
понимать настроение, характер, взаимосвязь
жизненных явлений, развивают эстетические
чувства, суждения, эмоциональную отзывчивость на
художественный образ.

Варианты сочетания музыкальных и
изобразительных произведений

Вариант А

Цель: Усилить воздействие искусства
на эмоции детей.

Структура беседы:

– начальная установка педагога на
прослушивание музыкального произведения
– прослушивание музыкального произведения
– общение педагога и детей о характере
музыкального произведения
– просмотр живописного произведения
– общение педагога и детей о характере
живописного произведения
– сравнение сходства музыкального и живописного
произведения по выраженному в них    
эмоциональному настроению, характеру
художественного образа

В результате использования данного варианта
усиливаются эмоции в момент речевого общения по
поводу произведений искусства. Эффективным
считается метол вопросов: «О чём хотел нам
сказать художник (композитор) своим
произведением? Какое у него было настроение,
когда он создавал своё произведение?». Это
способствует интеллектуальному развитию,
тренировки анализаторов, эмоциональной
отзывчивости.

Вариант Б

Цель: усилить воздействие разных
видов искусств через сравнение

Структура беседы:

– прослушивание нескольких музыкальных
произведений
– обмен мнениями педагога и детей, сравнение, чем
похожи и чем отличаются по характеру музыкальные
произведения
– просмотр нескольких живописных произведений
– сравнение сходства и отличия живописных
произведений
– сравнение похожих по эмоциональному
настроению живописных и музыкальных
произведений

При использовании данного варианта проявление
эмоций разнообразнее, т.к. данный вариант
предлагает детям больше объектов для восприятия.

Метод подбора музыкальных произведений к
произведениям изобразительного искусства дёт
возможность соотнести разные виды искусства по
эмоциональной направленности. От ребёнка
требуется анализ точного соотношения
произведений из представленного набора.

Данная задача активизирует детей.

Вариант В

Цель: показать гармонию музыки и
живописи

Структура беседы:
– звучит музыкальное произведение и на его фоне
воспитатель читает искусствоведческий рассказ
– воспитатель показывает одно живописное
произведение и предлагает детям прослушать
несколько музыкальных произведений и отобрать
только одно из них, созвучное данному
живописному произведению
– звучит одно музыкальное произведение, дети
подбирают к нему из нескольких живописных
полотен одно, созвучное по настроению
В данном варианте показателен метод вызывания
ассоциативных образов. Эффективным является
сочетание, когда музыкальное произведение
выступает фоном для живописного произведения.
Общение становится интенсивнее по
эмоциональности и содержанию.

Вариант Г

Цель: включение контрастных
произведений разных видов искусства

Структура беседы:

– прослушивание контрастных по звучанию
музыкальных произведений
– обмен мнениями детей и педагога об их отличии
– просмотр контрастных по настроению, колориту,
композиции живописных произведений
– обмен мнениями детей и педагога об их отличии
– восприятие контрастных между собой
музыкального и живописного произведений
– обмен мнениями детей и педагога об их отличии
Данный вариант способствует проявлению
разнообразных эмоций .

Дидактические игры  по
ознакомлению детей дошкольного возраста с
живописью

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Искусство чтения побеждает одиночество разлуку даль и эпоху сочинение
  • Искусство требует жертв часть 3 рассказ
  • Искусство театрального художника сочинение
  • Искусство сочинения и сценической постановки танца это
  • Искусство сочинения и построения зданий и сооружений и одновременно сами здания и сооружения это

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии