Исполняют композиции собственного сочинения массовая культура

Массовая культура и общество. Признаки, отличия от элитарной и народной культуры

2 года назад · 15075 просмотров

Что такое массовая культура и как она влияет на общество? Относятся ли к ней СМИ? Примеры. Что отличает произведения массовой культуры — признаки и черты. Выберите верные суждения о массовой культуре. Задания из ЕГЭ с правильными ответами.

Массовая культура и общество. Признаки, отличия от элитарной и народной культуры

Источник:

Содержание

  • культуры, ориентированная на широкого потребителя. Ее основная цель — коммерческий успех.

    Культура в одном из значений — это деятельность людей по созданию, распределению и потреблению духовных ценностей. К культуре относятся литература, искусство, архитектура, устное народное творчество, кино и т.п. Обычно выделяют три формы культуры: массовую, элитарную и народную.

    К произведениям массовой культуры относятся:

    • поп-музыка, эстрада;

    • популярное кино и сериалы, клипы и видеоролики;

    • массовая литература;

    • компьютерные игры;

    • реклама;

    • средства массовой информации;

    • спорт.

Массовая культура и общество. Признаки, отличия от элитарной и народной культуры

Концерт поп-певца Джастина Бибера. Фото: Reuters

Первыми термин «массовая культура» стали использовать в 1940-е годы Марк Хоркхаймер и Дуайт Макдональд. Синоним — поп-культура.

Развитие массовой культуры

Развитие массовой культуры связано с переходом от традиционного к индустриальному обществу. Благодаря промышленному производству появилась возможность массово тиражировать популярные произведения. Новые технологии позволили дешево издавать книги, печатать репродукции картин, записывать музыку на пластинки. Радио, кино и телевидение дали возможность быстро охватить многомиллионную аудиторию.

Так наряду с народной культурой и элитарной культурой «для богатых и образованных» появилась массовая культура — для всех, кто способен заплатить за доступ к ней небольшие деньги.

В постиндустриальном обществе автоматизация производства и развитие средств связи лишь ускорили эти процессы. Сегодня благодаря интернету и глобализации новые культурные веяния быстро достигают всех уголков Земли. Люди в разных странах смотрят одни и те же фильмы-блокбастеры, читают книги-бестселлеры, слушают одинаковые музыкальные хиты.

Признаки массовой культуры

  1. Произведения массовой культуры создаются профессионалами — так же, как и произведения элитарной. В отличие от народной культуры, авторы известны по именам, не анонимны.

  2. Массовая культура ориентируется не на узкий слой ценителей, а на максимально широкий круг потребителей. Массовая культура демократична.

  3. Масскульт отличается простотой форм и стандартизированностью, его произведения должны быть понятны человеку без специальной подготовки.

  4. Массовая культура ориентирована на коммерческую выгоду. Главный критерий ее успеха — востребованность аудиторией. Поэтому поп-культура подчиняется законам спроса и предложения.

Преимущества и недостатки массовой культуры

Уже много десятилетий в философии и социологии ведутся дискуссии о том, чего больше приносит поп-культура — пользы или вреда?

Вот что можно сказать в защиту массовой культуры:

  • Она отличается демократичностью, доступна каждому.

  • Напрямую обращается к человеку, учитывает его желания и интересы.

  • Помогает ориентироваться в современном мире, утверждая простые и понятные представления.

  • Позволяет человеку расслабиться, снять стресс.

  • Лучшие ее произведения становятся достижениями «высокой» культуры.

В то же время массовую культуру критикуют за то, что она:

  • Потакает невзыскательным вкусам, «снижает планку» вместо того, чтобы делать людей лучше.

  • Ориентирована на пассивное потребление, а не на размышление или творчество.

  • Подменяет собой реальную жизнь. Насаждает мифы.

  • Унифицирует мысли и образ жизни.

  • Создает искусственные потребности, формирует «общество потребления».

Массовая культура и общество. Признаки, отличия от элитарной и народной культуры

Девочки в Боливии фотографируются на фоне фигуры Капитана Америки из «Мстителей». Фото: Reuters

Связь массовой культуры с народной и элитарной

Нельзя сказать, что массовая, элитарная и народная культура враждебны. Наоборот, они часто питают друг друга. Вот как это происходит.

Массовая культура черпает идеи и из народной, и из элитарной

Например, популярный артист (массовая культура) может вдохновляться классической музыкой (элитарная культура). Так, рэпер Warren G в 1997 году выпустил сингл Prince Igor, где использовал фрагмент из оперы Александра Бородина «Князь Игорь» (фрагмент называется «Половецкие пляски», в нем звучат слова «улетай на крыльях ветра»).

The Rapsody feat. Warren G & Sissel — Prince Igor

А вот пример заимствования из народной культуры: группа «Иван Купала» пишет электронную музыку, в основу которой положены аутентичные народные песни, зафиксированные этнографами. Самая известная композиция группы — «Кострома», ее использовали даже на церемонии закрытия Олимпиады-2014 в Сочи.

Лучшие массовые произведения становятся частью элитарной культуры

Массовую культуру создают профессиональные режиссеры, музыканты, художники, так что ее произведения могут быть качественными по форме и достаточно глубокими по содержанию. В этом случае популярный шедевр может занять место в числе лучших произведений своей эпохи.

Так, кассовые фильмы, созданные лучшими режиссерами, сценаристами и актерами, с годами становятся классикой мирового кинематографа.

Массовая культура и общество. Признаки, отличия от элитарной и народной культуры

«Крестный отец» – пример коммерчески успешного фильма, ставшего признанной классикой. Paramount Pictures / Кинопоиск

Элитарная культура со временем может быть усвоена массами

Со временем элитарные произведения, ориентированные на узкий круг ценителей, могут стать понятнее массам. Так произошло, например, с творчеством художников-импрессионистов. Когда в 1874 году они провели первую выставку, большая часть посетителей посчитала картины некрасивыми, а художественные критики высмеяли новое направление в искусстве.

Массовая культура и общество. Признаки, отличия от элитарной и народной культуры

Клод Моне. «Впечатление. Восход солнца». 1872 год

Но уже спустя несколько десятилетий художники Клод Моне, Огюст Ренуар, Поль Сезанн и другие стали считаться живыми классиками.

Массовая культура и общество. Признаки, отличия от элитарной и народной культуры

Пьер Огюст Ренуар. «Лягушатник». 1869 год

Сегодня импрессионизм — одно из самых узнаваемых направлений в изобразительном искусстве, поэтому его активно использует массовая культура. Картины упомянутых художников знает любой школьник. Ежегодно продаются миллионы репродукций и сувениров с этими изображениями, а в смартфонах есть приложения, позволяющие превратить свое фото в стилизованную «картину в духе импрессионизма».

Суждения о массовой культуре. Задания из ЕГЭ с ответами

В ЕГЭ по обществознанию регулярно встречаются вопросы о трех формах культуры. Нужно хорошо знать признаки произведений масскульта и уметь выбрать их из списка. Разберем несколько заданий из экзаменов прошлых лет:

Найдите в приведённом списке проявления массовой культуры и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) премьера фильма ужасов
2) фестиваль рекламных роликов
3) переиздание детектива-бестселлера
4) выставка художников-авангардистов
5) областной смотр фольклорных коллективов
6) открытие международного конкурса пианистов
Правильный ответ: 123

Телеканал транслировал телесериал о буднях городской больницы. Что позволяет отнести этот сериал к произведениям массовой культуры? Запишите цифры, под которыми указаны выбранные элементы ответа.
1) СМИ представили телесериал как удачный коммерческий проект.
2) Авторы используют народную музыку и эпические сюжеты.
3) Одной из главных целей создателей телесериала было собственное самовыражение.

4) Телесериал рассчитан на усреднённый потребительский вкус.
5) Телесериал интересен кругу знатоков.
6) Понимание телесериала не требует специальной подготовки.
Правильный ответ: 146

За последние годы в крупном региональном центре сложилось несколько вокально-инструментальных молодежных групп. Какие особенности деятельности этих групп свидетельствуют об их принадлежности к массовой культуре? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) развивают традиции народного вокального творчества
2) исполняют композиции собственного сочинения
3) деятельность имеет коммерческую направленность
4) репертуар составляет несложная танцевальная музыка
5) выполняют функцию накопления культурного опыта
6) произведения адресованы наиболее эстетически развитой части публики
Правильный ответ: 3

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вариант 1

  1. Найдите понятие, ко­то­рое является обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных понятий пред­став­лен­но­го ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Героический эпос, анонимность произведений, коллективность твор­че­ско­го процесса, народная культура, фольклорный коллектив.

  1. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между со­ци­аль­ны­ми фак­та­ми и фор­ма­ми куль­ту­ры: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

СО­ЦИ­АЛЬ­НЫЕ ФАКТЫ

ФОРМЫ КУЛЬ­ТУ­РЫ

А) показ мно­го­се­рий­но­го те­ле­ви­зи­он­но­го филь­ма

Б) про­ве­де­ние фе­сти­ва­ля фольк­лор­ных кол­лек­ти­вов

В) празд­но­ва­ние мас­ле­ни­цы

Г) за­вер­ше­ние экс­пе­ди­ции по за­пи­си об­ря­до­вых песен

Д) кон­церт эст­рад­ной му­зы­ки

1) на­род­ная

2) мас­со­вая

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

A

Б

В

Г

Д

  1. Телеканал транс­ли­ро­вал телесериал о буд­нях городской больницы. Что поз­во­ля­ет отнести этот се­ри­ал к про­из­ве­де­ни­ям массовой культуры? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми указаны вы­бран­ные элементы ответа.

1) СМИ пред­ста­ви­ли телесериал как удач­ный коммерческий проект.

2) Авторы ис­поль­зу­ют народную му­зы­ку и эпи­че­ские сюжеты.

3) Одной из глав­ных целей со­зда­те­лей телесериала было соб­ствен­ное самовыражение.

4) Телесериал рас­счи­тан на усреднённый по­тре­би­тель­ский вкус.

5) Телесериал ин­те­ре­сен кругу знатоков.

6) Понимание те­ле­се­ри­а­ла не тре­бу­ет специальной подготовки.

4. Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «духовная культура»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о потребностях, которые удовлетворяет духовная культура;

− одно предложение, раскрывающее содержание духовной культуры.

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

5. Все формы и на­прав­ле­ния куль­ту­ры тесно свя­за­ны между собою. Про­дук­ты эли­тар­ной куль­ту­ры впол­не могут стать ча­стью куль­ту­ры мас­со­вой. Так же свя­за­ны между собой куль­ту­ры мас­со­вая и на­род­ная.

Про­ил­лю­стри­руй­те лю­бы­ми тремя при­ме­ра­ми вза­и­мо­связь и вза­и­мо­дей­ствие между раз­лич­ны­ми фор­ма­ми куль­ту­ры. (Сна­ча­ла за­пи­ши­те ил­лю­стри­ру­е­мую вза­и­мо­связь, затем кон­крет­ный при­мер.)

Тема: Духовная культура общества

Вариант 2

  1. Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. За­пи­ши­те это слово (сло­во­со­че­та­ние).

Ду­хов­ная куль­ту­ра, фун­да­мен­таль­ная наука, об­ра­зо­ва­ние, ли­те­ра­ту­ра, жи­во­пись.

  1. Установите соответствие между социальными фактами и формами культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ

ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ

A) премьера телесериала

Б) конкурс фольклорных коллективов

B) празднование дня Ивана Купалы

Г) скандал с участием поп-звезды

Д) переиздание детектива-бестселлера

1) массовая

2) народная

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A

Б

В

Г

Д

  1. За по­след­ние годы в круп­ном ре­ги­о­наль­ном цен­тре сло­жи­лось не­сколь­ко вокально-инструментальных мо­ло­деж­ных групп. Какие осо­бен­но­сти де­я­тель­но­сти этих групп сви­де­тель­ству­ют об их при­над­леж­но­сти к мас­со­вой культуре? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) развивают тра­ди­ции на­род­но­го во­каль­но­го творчества

2) исполняют ком­по­зи­ции соб­ствен­но­го сочинения

3) деятельность имеет ком­мер­че­скую направленность

4) репертуар со­став­ля­ет не­слож­ная тан­це­валь­ная музыка

5) выполняют функ­цию на­коп­ле­ния куль­тур­но­го опыта

6) произведения ад­ре­со­ва­ны наи­бо­лее эс­те­ти­че­ски раз­ви­той части публики

4. Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «культура»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию об основных формах (типах) культуры;

− одно предложение, раскрывающее отличительную особенность элитарной культуры.

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

5.С помощью трех примеров проиллюстрируйте взаимовлияние народной, массовой и элитарной культуры. Сначала укажите взаимосвязь (взаимовлияние) каких двух или трех форму культур Вы будете показывать, затем пример, который это иллюстрирует. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

Ответы

В -1

  1. Народная культура
  2. Ответ: 21112.
  3. Ответ: 146.

4.Правильный ответ дол­жен содержать сле­ду­ю­щие элементы:

смысл по­ня­тия

— Духовная культура — особая сфера жизни общества, которая включает совокупность сотворенного разумом и чув­ства­ми людей: идеи, мысли, веру, чувства, язык, правила.

два предложения

— духовная куль­ту­ра прежде всего удо­вле­тво­ря­ет идеальные по­треб­но­сти человека, она на­прав­ле­на на его внут­рен­нее развитие и самосовершенствование;

— содержанием духовной культуры являются му­зы­каль­ные произведения, картины, вы­зы­ва­ю­щие в че­ло­ве­ке переживания, на­во­дя­щие на размышление.

5. Приведены про­ил­лю­стри­ро­ван­ные примерами вза­и­мо­свя­зи между раз­лич­ны­ми формами культуры, допустим:

1) связи между на­род­ной и мас­со­вой культурой (например, сю­же­ты и мо­ти­вы старинных рус­ских былин стали ос­но­вой для со­зда­ния мультипликационных филь­мов о трёх богатырях; ме­ло­дии народной ир­ланд­ской музыки ис­поль­зу­ют­ся в твор­че­стве рок-группы Ю-ту; на­род­ный орнамент и эт­ни­че­ский стиль в одеж­де широко ис­поль­зу­ют­ся современными мо­де­лье­ра­ми и т. д.);

2) связи между эли­тар­ной и мас­со­вой культурой (например, ка­мер­ная классическая му­зы­ка может ис­пол­нять­ся в по­пу­ляр­ной аранжировке; опер­ные арии часто ис­пол­ня­ют­ся на кон­цер­тах поп-певцами и т. д.);

3) связи между на­род­ной и эли­тар­ной культурой (например, мно­гие стихотворения ве­ли­ких поэтов про­шло­го и со­вре­мен­но­сти содержат фольк­лор­ные мотивы (творчество А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.А. Бродского), ком­по­зи­то­ры используют фольк­лор­ные мотивы при со­зда­нии классических про­из­ве­де­ний (творчество М. Глинки)).

В-2

  1. Духовная культура
  2. Ответ: 12211.
  3. 3,4

4. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) определение понятия: культура — совокупность всех достижений материальной и духовной жизни общества;

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия)

2) одно предложение, содержащее информацию об основных формах (типах) культуры: К основным формам культуры относятся элитарная, массовая и народная;

(Может быть составлено любое другое предложение, содержащее информацию об основных формах (типах) духовной культуры.)

3) одно предложение, раскрывающее отличительную особенность элитарной культуры: Элитарная культура — это совокупность единичных творений, которые создаются известными представителями привилегированной части общества либо по её заказу профессиональными творцами.

5. Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

В ответе могут быть приведены следующие примеры:

1) Массовая и элитарная. Например, сопровождение ледового шоу «Щелкунчик» фрагментами из классических музыкальных произведений, симфоний;

2) Массовая и народная. Например, использование русских народных мотивов в творчестве популярных групп, таких как «Нейромонах Феофан»;

3) Элитарная и народная. Например, использование русских народных костюмов, мотивов песен в опере «Князь Игорь».

Задания ЕГЭ. 10-11
классы. Массовая культура.

Задание 1-4. Былины о
русских богатырях дают множество примеров верности, мужества, патриотизма. Они
изучаются в массовой школе. Какая дополнительная информация позволяет сделать
вывод о том, что былины относятся к народной, а не к массовой культуре?
Выберите верные положения.

1) Их изучали в
школе бабушки и дедушки современных учеников.

2) Они
передавались из поколения в поколение, обогащаясь новыми сюжетами.

3) Они легли в
основу художественных фильмов, получивших народное признание.

4) Они записаны на
дисках актёрами, популярными в народе.

5) Они не имеют
персонального авторства.

6) Их действующие
лица стали героями современных анекдотов.

Задание 2-4.Выберите
верные суждения о культуре и её видах и запишите цифры. 

1) Произведения
массовой культуры предъявляют высокие требования к общекультурному уровню
потребителя.

2) В развитии
культуры отмечают такие тенденции, как преемственность и новаторство.

3) К материальной
культуре относят нормы морали.

4) Народная
культура, как правило, создаётся коллективной творческой деятельностью народа,
отражает его жизнь и традиции.

5) Культура – это
все виды преобразовательной деятельности людей и её результаты.

Задание 3-4. Телеканал
транслировал телесериал о буднях городской больницы. Что позволяет отнести этот
сериал к произведениям массовой культуры? Запишите цифры, под которыми указаны.
 

1) СМИ представили
телесериал как удачный коммерческий проект.

2) Авторы
используют народную музыку и эпические сюжеты.

3) Одной из
главных целей создателей телесериала было собственное самовыражение.

4) Телесериал
рассчитан на усреднённый потребительский вкус.

5) Телесериал
интересен кругу знатоков.

6) Понимание
телесериала не требует специальной подготовки.

Задание 4-2. Ниже приведён
ряд терминов.Все, за исключением двух, представляют массовую культуру.

1) коммерческий
характер                            2) доступность                                                  3)
использование спецэффектов

4) развлекательный
характер                       5) сложность формы и содержания           6)
узкий круг потребителей

Задание 5-2. Найдите
в приведённом списке проявления массовой культуры и запишите цифры..

1) премьера фильма
ужасов                                                         2) фестиваль
рекламных роликов

3) переиздание
детектива-бестселлера                                    4) выставка художников-авангардистов

5) областной смотр
фольклорных коллективов                      6) открытие международного
конкурса пианистов

Задание 6-4. Телевизионный
канал выкупил права на показ фильма режиссера М. Какие из перечисленных фактов
также свидетельствуют о том, что фильм относится к массовой культуре?  

1) Фильм был
продан для проката в кинотеатрах многих стран мира.

2) Для понимания
концепции фильма требуется искусствоведческое образование.

3) В прокате в
кинотеатрах страны фильм имел большой коммерческий успех.

4) В основе сюжета
фильма лежит распространённый сюжетный ход.

5) Фильм
предназначен для зрителей узкой возрастной аудитории.

6) Фильм получил
приз на фестивале авторского кино.

Задание 7-4. За
последние годы в крупном региональном центре сложилось несколько
вокально-инструментальных молодежных групп. Какие особенности деятельности этих
групп свидетельствуют об их принадлежности к массовой культуре? 

1) развивают
традиции народного вокального творчества

2) исполняют
композиции собственного сочинения

3) деятельность
имеет коммерческую направленность

4) репертуар
составляет несложная танцевальная музыка

5) выполняют
функцию накопления культурного опыта

6) произведения
адресованы наиболее эстетически развитой части публики

Задание 8-3. Установите
соответствие между характерными чертами и разновидностями культуры: к каждой
позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго
столбца.

 ХАРАКТЕРНЫЕ
ЧЕРТЫ

РАЗНОВИДНОСТИ
КУЛЬТУРЫ

А)
направленность произведений преимущественно на ценителей и знатоков

Б) ориентация на
запросы широкого круга потребителей

В)
коммерциализация духовной деятельности

Г) приоритетное
развитие развлекательных жанров

Д) сложность
содержания и художественных форм

1) элитарная

2) массовая

Задание
9-2
2.
Назовите
и проиллюстрируйте примерами три признака массовой культуры. (Каждый пример
должен быть сформулирован развёрнуто).

Задание 10-24. Используя
обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по
существу тему «Культура, ее формы». План должен содержать не менее трех
пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

метки: Культура, Массовый, Исполнять, Собственный, Сочинение, Слово, Композиция, Человек

ДУХОВНАЯ СФЕРА (10 класс)

1.Установите соответствие между признаками и формами познания

ПРИЗНАКИ ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ

А) отражение мира в художественных образах 1) наука

Б) выражение и объяснение сущности явлений 2) искусство

В) направленность на удовлетворение потребности

человека в прекрасном

Г) обоснованность полученных результатов

Д) достоверность выводов

2. Запишите слово, пропущенное в таблице

ВИДЫ РЕЛИГИЙ

3. За последние годы в крупном региональном центре сложилось несколько вокально-инструментальных молодежных групп. Какие особенности деятельности этих групп свидетельствуют об их принадлежности к массовой культуре? Запишите цифры , под которыми они указаны.

1) развивают традиции народного вокального творчества

2) исполняют композиции собственного сочинения

3) деятельность имеет коммерческую направленность

4) репертуар составляет несложная танцевальная музыка

5) выполняют функцию накопления культурного опыта

6) произведения адресованы наиболее эстетически развитой части публики

4.Выберите верные суждения о духовной культуре и запишите

1) Духовная культура- одна из сфер деятельности человека в обществе

2) Духовная культура включает познавательную деятельность и ее результаты

3) Объектами духовной культуры является идеология, мораль, художественное творчество

4) Духовная культура- это окружающая человека искусственная среда

5) Духовная культура включает материальные и духовные ценности, созданные человеком

5. Установите соответствие между признаками отдельных областей культуры и отраслями культуры

ПРИЗНАКИ ОТРАСЛЬ КУЛЬТУРЫ

А) классификация явлений и типов мышления 1) образование

Б) теоретическое обоснование законов развития 2) наука

природы и общества

В) приобщение индивида к достижениям цивилизации

Г) освоение сложившейся системы знаний, норм и ценностей

Д) выработка системно организованных способов воздействия

7 стр., 3241 слов

Духовная культура и искусство как факторы самоорганизации общества

… самоорганизации, ее саморазвития [2]. Искусство, являясь достаточно самостоятельной и важной сферой культуры общества, активно взаимодействует и с другими формами духовной культуры — религией, моралью, наукой [4]. 1.2 Мораль как форма духовной культуры Мораль — особая область культуры и …

на окружающий мир

6. Ученые-медики провели ряд исследований и нашли средства борьбы с невидимыми врагами здоровья людей- различными вирусами и болезнетворными бактериями, вызывающими инфекционные заболеваниями. Эти средства вошли в практику лечения инфекционных болезней. Какие функции науки проиллюстрированы этим примером? Запишите цифры , под которыми они указаны.

1) мировоззренческая

2) социальная

3) познавательная

4) производительной силы

5) прогностическая

6) гносеологическая

7. Установите соответствие между разновидностями духовных ценностей и их конкретными

ПРОЯВЛЕНИЯ ВИДЫ ЦЕННОСТЕЙ

А) добро 1) эстетические ценности

Б) справедливость 2) этические ценности

В) гармония

Г) честь

Д) красота

8. Установите соответствие между социальными институтами науки и образования и присущими им общими и отличительными чертами.

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ИНСТИТУТЫ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

А) главным компонентом деятельности является 1) общие черты

получение знаний 2) отличительные черты

Б) имеет социально-производственную функцию

В) является частью духовной культуры обществ

Г) важной функцией выступает социализация

личности

Д) поддерживается государством

9. Елена учиться в музыкальной школе. На занятиях она с интересом знакомится с историей музыкального искусства. Какие еще существуют виды искусства? Запишите цифры , под которыми они указаны.

1) археология

2) архитектура

3) графика

4) философия

5) скульптура

6) хореография

10.Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний).

Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков . Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Массовая культура- особое явление. Ее появление вызвано такими процессами, сопровождающими зарождение индустриального общества, как _______(А), демократизация и др. К важнейшим источникам формирования массовой культуры можно отнести появление кинематографа, радио, звукозаписи и других средств________(Б).

Зрителю не требуется особое _________(В), чтобы воспринимать произведения этой культуры. Вместо с тем массовая культура вводит в действие механизмы, обеспечивающие людям психологическую__________(Г).

Эта культура отвечает___(Д) человека массы, выполняя в первую очередь компенсаторно-развлекательную функцию. В продукции массовой культуры утверждается этика личного успеха,___________(Е), веры в себя.

Список терминов:

1) индивидуализм

2) разгрузка

3) глобализация

4) образование

5) коммуникация

6) возможность

7) воспитание

8) потребность

9) урбанизация

11. Запишите слово, пропущенное в таблице

ТИПЫ КУЛЬТУРЫ И ИХ ОСОБЕННОСТИ

12. Запишите слово, пропущенное в таблице 13.Выберите верные суждения о новых тенденциях в образовании и запишите цифры , под которыми они указаны.

13 стр., 6373 слов

Культура 18 века России

… века, связанная с реформами Петра; эпоха 30-60-х годов, ознаменовавшаяся дальнейшим ростом национальной культуры, крупными достижениями в области науки, литературы, искусства и вместе с тем … правительством Екатерины II, была народной только по имени, а на деле носила сугубо классовый характер. Нельзя … Эти цифры показывают подъем грамотности в России и вместе с тем ее от­ставание по сравнению …

1) Благодаря электронной почте и видеоконференциям школы могут устанавливать и поддерживать международные связи

2) Дистанционное обучение приобретает все более широкое распространение среди обучающихся людей различных возрастов

3) Гуманизация образования предполагает усиленное внимание к личности учащегося, его интересам, запросам

4) Современное образование ориентируется на компетенции учащихся, и поэтому знания становятся ненужными

5) Раньше внимание уделялось непрерывному образованию, а в настоящее время полная средняя школа обеспечивает достаточную образовательную подготовку

14. Установите соответствие между признаками произведений культуры и формами культуры, которыми они свойственны.

ПРИЗНАКИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ

А) приспособлены к вкусам многих людей 1) народная

Б) не имеют автора, анонимны 2) массовая

В) понятны и доступны представителям разных стран и этносов 3) элитарная

Г) носят развлекательный характер

Д) рассчитаны на личностное восприятие вне зависимости

от широты аудитории

15.Ученые разгадали тайны многих болезней, установив, что инфекционные заболевания вызываются различными вирусами и болезнетворными бактериями. Это позволило разработать действенные лекарственные препараты и предотвращать массовые эпидемии многих заболеваний. Какие функции науки проиллюстрированы этим примером? Запишите цифры , под которыми они указаны .

1) мировоззренческая

2) познавательная

3) социальная

4) производственная

5) прогностическая

6) образовательная

16. Выберите верные суждения о науке как отрасли духовной жизни и запишите

1) Результаты научных исследований зависят от отношения исследователя к обществу, природе и духовной жизни в целом

2) Наука дает теоретическое обоснование законов развития природы и общества

3) Основной научной деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление систематизация

4) Наука не только описывает природные или общественные явления, но и позволяет построить причинно-следственные связи между ними

5) Научные выводы базируются на убеждение и вере

17.Былины о русских богатырях дают множество примеров верности, мужества, патриотизма. Они изучаются в массовой школе. Какая дополнительная информация позволяет сделать вывод о том, что былины относятся к народной, а не к массовой культуре? Выберите верные положения и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Их изучали в школе бабушки и дедушки современных учеников

2) Они передавались из поколения в поколение, обогащаясь новыми сюжетами

3) Они легли в основу художественных фильмов, получивших народное признание

4) Они записаны на дисках актерами, популярными в нарде

5) Они не имеют персонального авторства

6) Их действующие лица стали героями современных анекдотов

18. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний).

2 стр., 801 слов

«Слово о любви в жизни и творчестве А. И. Куприна». …

… возлюбленную. Поэтому совсем неудивительно, что любовь в творчестве Куприна стала своего рода «живоносным источником», безвозвратно меняющим … барин, всю свою жизнь проведший в городе. Встреча с Олесей – простой девушкой, живущей по законам природы и … традиционные для поэтической системы Куприна любовные образы символы (образы красных драгоценных камней), лейтмотивом проходят слова молитвы: «Я перед …

Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков . Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Ученые создали несколько классификаций религий. Самая простая из них объединяет религии в тир группы.

Примитивные родоплеменные верования. Они возникли в ________(А), но со временем не исчезли из сознания людей, а сохранились по сей день вместе с более сложными религиями. От них происходят многочисленные________(Б).

религии, которые составляют основу жизни целых народов и наций.

Мировые религии, т.е. вышедшие за национально-государственные пределы и имеющие огромное число последователей во всем мире. Мировых религий три: христианство,__________(В),_________(Г).

Все религии можно также объединить в две большие группы _______(Д), т.е. признающие существование единого Бога, и___________(Е), признающие множество богов.

Список терминов:

1) монотеизм

2) политеизм

3) древность

4) ислам

5) культ

6) буддизм

7) индуизм

8) суеверие

9) конфуцианство

Национально-государственные

19. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний).

Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков . Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Люди, которые сами не занимаются наукой, довольно часто полагают, что___________(А) всегда дают абсолютно достоверные положения. Эти люди считают, что научные работники делают свои ______(Б) на основе неоспоримых__________(В) и безупречных рассуждений и, следовательно, уверенно шагают вперед, причем исключена возможность____________(Г) или ______________(Д) назад. Однако состояние современной науки, так же как и ____________(Е) наук в прошлом, доказывает, что дело обстоит совершенно не так.

Список терминов:

1) факты

2)ошибка

3) психика

4) выводы

5) науки

6) контакты

7) возврат

8) личность

9) история

Искуство. Массовая культура.

Avatar

04.02.2022.
Тест. Обществознание, 10 класс

Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного
использования.
Администрация сайта не
проверяет возможные ошибки,
которые могут встретиться в тестах.

Тест на проверку знаний по теме «Искуство. Массовая культура».

Список вопросов теста

Вопрос 1

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к средствам массовой информации.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

Варианты ответов
  • газета;
  • телевидение;
  • радио;
  • Интернет;
  • фото;
  • журнал;
  • живопись.

Вопрос 2

Ниже приведён ряд положений. Все они, за исключением двух, представляют черты массовой культуры.

Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

Варианты ответов
  • коммерческий характер;
  • доступность;
  • развлекательный характер;
  • сложность содержания;
  • безграничное самовыражение автора;
  • использование спецэффектов.

Вопрос 3

Особым и наиболее древним видом познания является народная мудрость. Найдите в предложенном списке высказывания, в которых проявляется народная мудрость. Запишите цифры, под которыми они указаны.

Варианты ответов
  • «Цыплят по осени считают».
  • «При пересечении двух параллельных прямых секущей накрест лежащие углы равны».
  • «Чем выше температура, тем больше скорость движения молекул».
  • «Красный закат солнца – к сильному ветру».
  • «Птицы низко летают перед дождём».
  • «В скелете человека различают осевой скелет и добавочный скелет».

Вопрос 4

В этом году на эстраде появились новые музыкальные группы. По каким признакам можно сделать вывод о том, что их творчество относится к массовой культуре? Запишите цифры, под которыми они указаны.

Варианты ответов
  • развивают традиции народного вокального творчества
  • исполняют композиции собственного сочинения
  • деятельность имеет коммерческую направленность
  • репертуар составляет несложная танцевальная музыка
  • рассчитаны на широкую аудиторию
  • произведения адресованы наиболее эстетически развитой части публики

Вопрос 5

Выберите верные суждения о чертах, свойственных народной культуре, и запишите цифры, под которыми они указаны.

Варианты ответов
  • Авторство произведений народной культуры часто не определено.
  • Цель творца — заработать как можно больше при продаже своего произведения.
  • Произведения народной культуры отличаются этническим колоритом.
  • Народная культура проявилась раньше массовой и элитарной культур.

Вопрос 6

Выберите в предложенном списке положения, характерные для массовой культуры. Запишите цифры, под которыми они указаны.

Варианты ответов
  • Сформировалась одновременно с обществом массового производства и потребления.
  • Массовый зритель может не обратить на эту культуру никакого внимания.
  • Произведения этой культуры служат предметом оживлённых споров среди искусствоведов и критиков.
  • Её неотъемлемой частью является реклама.
  • Эту культуру часто называют развлекательным искусством.
  • Произведения массовой культуры характеризуются сложностью содержания, для их понимания необходимо обладать определёнными знаниями.

Вопрос 7

Популярный актёр и телеведущий на собственные средства снял чёрно-белый фильм об экономических и политических проблемах Ближнего Востока. Критики отметили высокий уровень режиссёрского мастерства и точность документалиста и отнесли фильм к произведениям элитарного искусства. Выберите в приведённом ниже списке характеристики произведения элитарной культуры и запишите цифры, под которыми они указаны.

Варианты ответов
  • сложность содержания для неподготовленного зрителя
  • коммерческий характер
  • использование оригинальных художественных приёмов, метафор, гипербол
  • привлечение знаменитых артистов
  • колоссальный успех фильма у разновозрастной зрительской аудитории
  • использование разнообразных спецэффектов

Вопрос 8

Выберите верные суждения, относящиеся к такому явлению в духовной жизни общества, как диалог культур, и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Происходит взаимообогащение социального опыта различных народов.
  2. Осуществляется обмен духовными и материальными ценностями.
  3. Усиливается изоляция и происходит консервация отдельных национальных культур.
  4. Национальные культуры не нуждаются во взаимодействии и являются самодостаточными.
  5. Происходит развитие национальных культур и усиливаются процессы национальной интеграции.
Варианты ответов
  • Происходит взаимообогащение социального опыта различных народов.
  • Осуществляется обмен духовными и материальными ценностями.
  • Усиливается изоляция и происходит консервация отдельных национальных культур.
  • Национальные культуры не нуждаются во взаимодействии и являются самодостаточными.
  • Происходит развитие национальных культур и усиливаются процессы национальной интеграции.

Вопрос 9

Найдите в приведённом списке верные суждения о новаторстве в развитии культуры и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Для развития межнационального общения филологами был разработан международный язык.
  2. Студенты посетили выставку «Золото скифов» в городском краеведческом музее.
  3. 7 января православные христиане отмечают свой главный праздник – Рождество Христово.
  4. В школьную программу по информатике включено изучение технологии создания сайтов.
  5. В честь Дня Победы было организовано грандиозное светомузыкальное лазерное шоу в 5D-формате, технология которого разработана знаменитыми шоуменами, программистами, специалистами светомузыкального оформления.
Варианты ответов
  • Для развития межнационального общения филологами был разработан международный язык.
  • Студенты посетили выставку «Золото скифов» в городском краеведческом музее.
  • 7 января православные христиане отмечают свой главный праздник – Рождество Христово.
  • В школьную программу по информатике включено изучение технологии создания сайтов.
  • В честь Дня Победы было организовано грандиозное светомузыкальное лазерное шоу в 5D-формате, технология которого разработана знаменитыми шоуменами, программистами, специалистами светомузыкального оформления.

Вопрос 10

Найдите в приведённом списке признаки, характеризующие массовую культуру. Запишите цифры, под которыми они указаны.

Варианты ответов
  • высокая содержательная сложность
  • демократизм
  • ориентация на узкий круг ценителей
  • коммерческий характер
  • содержательная простота и доступность
  • безграничное самовыражение автора

1.

В основе массовой культуры лежит идеология
коммерческого успеха: нужно делать то, что будет
лучше всего продаваться.

2.

Признаки массовой культуры
•доступность для всех людей
•интерес со стороны потребителя
•наличие целых серий, большого тиража
•пассивность восприятия
•коммерческие цели

3.

В защиту массовой культуры:
Она отличается
каждому.
демократичностью,
доступна
Напрямую обращается к человеку, учитывает его
желания и интересы.
Помогает ориентироваться в современном мире,
утверждая простые и понятные представления.
Позволяет человеку расслабиться, снять стресс.
Лучшие
ее
произведения
становятся
достижениями «высокой» культуры.

4.

Массовую культуру критикуют за то, что она:
Потакает невзыскательным вкусам, «снижает
планку» вместо того, чтобы делать людей лучше.
Ориентирована на пассивное потребление, а не
на размышление или творчество.
Подменяет собой реальную жизнь. Насаждает
мифы.
Унифицирует мысли и образ жизни.
Создает искусственные потребности, формирует
«общество потребления».

5.

Найдите в приведённом списке
проявления массовой культуры и
запишите цифры, под которыми
они указаны.
1) премьерафильма
фильма ужасов
ужасов
1) премьера
2) фестиваль рекламных роликов
2) фестиваль рекламных роликов
3) переиздание детектива-бестселлера
3) переиздание
детектива-бестселлера
4) выставка художников-авангардистов
5) областной смотр фольклорных
коллективов
6) открытие международного конкурса
пианистов

6.

Телеканал транслировал телесериал о буднях
городской больницы. Что позволяет отнести этот
сериал к произведениям массовой культуры?
1) СМИ представили телесериал как удачный
коммерческий проект.
Авторы
используют народную
музыку
эпические
1)2)СМИ
представили
телесериал
какиудачный
сюжеты.
коммерческий
проект.
3) Одной из главных целей создателей телесериала
было собственное самовыражение.
4)4)Телесериал
рассчитан
усреднённый
Телесериал рассчитан
на на
усреднённый
потребительский вкус.
потребительский
вкус.
5) Телесериал интересен кругу знатоков.
Понимание телесериала
не требует
специальной
6)6)Понимание
телесериала
не требует
подготовки.
специальной подготовки.

7.

За последние годы в крупном региональном
центре сложилось несколько вокальноинструментальных молодежных групп. Какие
особенности деятельности этих групп
свидетельствуют об их принадлежности к
массовой культуре?
1) развивают традиции народного вокального
творчества
3) деятельность имеет коммерческую
2) исполняют композиции собственного сочинения
направленность
3) деятельность имеет коммерческую направленность
4) репертуар составляет несложная танцевальная
музыка
5) выполняют функцию накопления культурного опыта
6) произведения адресованы наиболее эстетически
развитой части публики

8.

это организации (издательства, теле- и радиокомпании
и др.), основными целями деятельности которых
являются сбор, обработка и открытая публичная
передача различной информации для широких слоев
населения с помощью специальных технических
средств.
Печатные издания
Электронные СМИ
(пресса)
Газеты, журналы, -17в. Телевидение,радио,-20 в.
альманахи, бюллетени Интернет
и др.

9.

Отличительные признаки СМИ
•Сбор, обработка и предоставление информации с
помощью специальных технических средств (печатное
издание, теле- и радиопередача, страничка в Интернете и
др.).
•Работа носит периодический либо постоянный характер.
•Неограниченный
круг потребителей.
Печатные издания (пресса)
Электронные СМИ
•Движение
основного
информационного
потока
Газеты, журналы,
альманахи, Телевидение,
радио, Интернет
бюллетени и др. в одном направлении — от СМИ к
осуществляется
потребителю.
•Непостоянный состав аудитории, которая образуется от
случая к случаю из-за общего внимания, проявленного к
той или иной теле-и радиопередаче или публикации в
газете

10.

Функции СМИ
•Информационная
•Формирование общественного мнения
•Образование и социализация граждан
•Осуществление общественного контроля
действиями власти
•Выражение общественных интересов
•Объединение граждан (мобилизационная)
за

11.

«Жёлтая пресса»
— обозначение изданий
печатной прессы, распространяемых по достаточно
низкой
цене
и
специализирующихся
на слухах, сенсациях (зачастую мнимых), скандалах,
сплетнях о жизни известных людей.

12.

В РФ деятельность СМИ регулируется рядом нормативных
правовых актов, главным из которых является ФЗ «О средствах
массовой информации» (1991 г.)» который:
•устанавливает норму о свободе СМИ, под которой понимаются
отсутствие ограничений на поиск, получение, производство и
распространение массовой информации; учреждение СМИ; владение,
пользование и распоряжение ими; изготовление, приобретение,
хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования,
сырья и материалов, предназначенных для производства и
распространения продукции СМИ. Цензура в РФ запрещается;
•запрещает злоупотребление свободой СМИ, т. е. их использование в
целях: совершения уголовно наказуемых деяний; для разглашения
сведений, составляющих государственную или иную специально
охраняемую законом тайну; для осуществления экстремистской
деятельности, а также для распространения передач,
пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости;
•регулирует порядок создания СМИ: в частности, установлена
необходимость регистрации средства массовой информации в
Федеральном агентстве по печати и массовым коммуникациям. Отказ
в регистрации по мотивам нецелесообразности создания СМИ не
допускается.

13.

Написание эссе по высказыванию А. Швейцера:
«Идеал культурного человека есть не что иное,
как идеал человека, который в любых условиях
сохраняет подлинную человечность»
Структура эссе по обществознанию
•Формулировка основной идеи высказывания и раскрытие проблемы,
то есть — определение того, что своим высказыванием хотел донести
автор
•Теоретическая аргументация
•Фактическая аргументация
•Вывод — абзац об актуальности проблемы высказывания, о её
значении в современном мире; сжатый итог

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Искусно плетеные кружева как пишется
  • Искусно вышивать как пишется
  • Искусная скатерть как пишется правильно
  • Искусная резьба как пишется правильно
  • Искусная работа как пишется

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии