Использование казахских народных сказок в процессе ознакомления детей с культурой родного края

МКҚК № 7 «Қуаныш» бөбекжайы

Оразгалиева М.М.

Тема:  «Использование
казахских народных сказок в работе с детьми»

       
В устном творчестве любого народа значительное место занимает наиболее
популярный жанр – жанр сказки.

     
Сказка это художественно-литературное произведение. Она является воспитательным
средством для подрастающего поколения. Дети и сказка неразделимы, они созданы
друг для друга.И поэтому знакомство со сказками своего народа входит в курс
образования и воспитания каждого ребенка.

Таким
образом воспитывать у детей интерес к народному творчеству. Учить рассказывать
знакомые сказки, описывать впечатления, учить отгадывать загадки по сказкам,
придумывать свой конец сказки.

Формировать
художественно-речевые,испольнительские способности; учить выразительно
передавать диалоги сказочных персонажей в драматизации сказки. В процессе
обучения обогощать словарный запас детей. Формировать навыки коммуникативности.
Воспитание чувства гордости и любви к родной земле, своему народу. Знакомство
детей с бытом и жизнью, с традициями казахского народа,казахским фольклором.
Воспитание доброты,гуманности через казахские народные сказки.

     
У каждого народа свои сказки,и все они передают от поколения к поколению
основные нравственные ценности;добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.

 «Это
– первые и блестящие попытки народной педагогики, — писал К.Д. Ушинский, — и я
не  думаю,чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с
педагогическим гением народа». Не случайно К.Д.Ушинский подчеркивал, что «….
воспитание,если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным».

  
   Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют
любовь к традициям своего народа, но и способствует развитию личности в духе
патриотизма.

 
   Дошкольный  возраст – один из наиболее ответсвенных периодов в жизни каждого
человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного
умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность
человека. На современном этапе развития общества в период высоких технологии
педагоги пытаются сохранить детскую веру в добро, счастье, любовь, чудеса т.е.
в сказку. Мир ребенка такой хрупкий и ранимый, что порой взрослые своей ироней,
насмешкой, равнодушием, холодным рационализмом разрушают его. Именно поэтому,
мы пытаемся создать для детей сказку. Этому способствуют не только предметная
среда, но и участие любимых персонажей в детских праздниках.

     
Знакомство с персонажами казахских народных сказок, прежде всего, обогощает
словарный запас ребенка, знакомит с традициями и обычаями казахского народа.

     
В быту, казахского народа очень много разных примет одна из них – вера народа в
хорошее; и это еще одна национальная особенность.

По
казахским народным поверьям ласточка символизирует уют, домашний очаг, и у
казахов есть примета «если ласточка свила гнездо под крышей дома, значит в этом
доме поселилось счастье». Казахская народная сказка «Почему у ласточки хвост
раздвоенный» направлена на раскрытие  лучших духовных человеческих ценностей, 
таких как миролюбия, сопереживание, доброта,нежность,открытость,сердечность,
отзывчивость,милосердия.

Не
одно поколение людей было воспитано на казахских народных сказках.

     
Главный герой многих казахских сказок  это Алдар косе:Очень добрый и мудрый, готовый
всегда помочь ближнему. Все сказки в которых встречается  Алдар косе; «Алдар
косе и Жадный бай»,  «Алдар косе и звери», «Чудесная шуба»и т.д., высмеивают
жадность,глупость, лень, трусость сказки отличаются своей
образностью,яркостью,глубоким смыслом. Они воспитывают такие положительные
качества,как трудолюбие, доброту, милосердие,заботливость,смелость,отвагу.

    
Одной из актовных форм усвоения и ознакомления со сказкой являются
игры-драматизации.  Игра-драматизация помогает детям пережить и осмыслить
лирературное произведение, понять его образы и в дальнейшем лучше его воспроизводить.
Дидактические, сюжетные и настольные игры обучают детей думать и выражать свои
мысли и тем самым помогают правильно воспринять и воспроизвести текст.

    
Не следует требовать от детей пересказать сказку сразу после его прочтения.
Дошкольников необходимо подготовить к этому виду деятельности. Очень важно
правильно организовать сам процесс пересказа. Ребенку еще сложно самому
воспроизводить услышанное, поэтому педагог должен помочь ему сделать его рассказ
как можно более стройным, логичным и точным. Для этого следует использовать
правильные и во время поставленные вопросы. Вопрос используется и для
исправления грамматического строя речи,ошибок в изменении слов или в построении
предложении.

     
Если пересказ сказки проводился уже в средней группе, то в старшей группе во
втором полугодии дети после вторичного прочтения педагогом произведения могут правильно,
последовательно и достаточно полно воспоизвести длинную сказку без
допольнительных вопросов воспитателя.

    
Начинать обучение пересказу следует с коротких сказок. Как показывает практика,
из равноценых по сложности и динамичности произведений более короткие  дети
пересказывают последовательнее, точнее и полнее, чем длинные. Конечно же,
некоторые дети могут пересказт длинный текст  но как правило,результаты не
удовлетворяют ни ребенка, ни воспитателя.

Таким
образом к литературному тексту предьявляются следующие требования:

        
Полноценное
и доступное содержание

        
Четкая
композиция

        
Простой,
но богатый язык

        
Небольшой
размер.

Иногда
при пересказе воспитателю стоит использовать подсказки. Бывает, что ребенок
осмыслил содержание произведения,установил причинные связи событий, выявил
взаимоотношения героев, обдумал свое отношение к ним, последовательно и подробно
стал вопроизводить текст, но во время пересказа вдруг остановился и замолчал. В
таких случаях  вахжно своевременно подсказать ребенку слово, даже если он ни о
чем не спрашивает.

 После
каждого рассказа рекомендуется устраивать совместное обсуждение. Оно помогает
детям старшего дошкольного возраста глубже проникать в  содержание проиведения
и критически относиться к собственному пересказу, вызывает коллективные переживание
и способствует обьединению детей.  На занятиях по пересказу сказок дети
упражняются в умении слушать и анализировать пересказы своих  сверстников.
Благодаря систематической работе по  формированию у детей старшего дошкольного
возраста навыков хорошо воспроизводить содержание текстов сказок они начинают
глубоко  переживать проиведение, у них появляется потребность проникнуть в его
смысл, понять взаимоотношения героев, оценить их поведение, выявить причинные
связи событий. Практика  показывает, что у детей развивается пытливость,
самостоятельность мысли, умение анализировать, делать выводы.  Внимание детей
постепенно становится более сосредоточенным, устойчивым, развивается
произвольное внимание. Работа по пересказу художественных произведений
оказывает влияние и на нравственное развитие детей. Дошкольников формируется
элементы творческого воображения.

 Подводя
итог вышесказанному, можно сделать вывод что воспитывать у детей любовь к
устному народному творчеству следует с раннего возраста, т.к. в процессе
ознакомления с казахской народной сказкой  расширяются знания у детей о жизни,  и
о быте казахского народа, его обычиях, традициях. Через казахские народные
сказки происходит воспитание доброты, гуманности,формируются художественно
речевые навыки, обогощаются словарный запас. Тем самым воспитывается чувство
гордости и любви к родной земле,своему народу.

Чаще
всего мы берем казахские народные сказки, проверенные времением и предыдущими
поколениями. Сказочные представления помогают детям прикоснуться к народному
творчеству, заинтересовать и увлечь их.

Сказка
обогащают духовный мир ребенка.

   
Как и во всех сказках народов мира, в сказках казахского народа отразилась его
душа, поэтому велико их значение в воспитании дошкольников.

Дидактические  игры по использованию казахских
народных сказок в работе с детьми.

                                   
 «Прятки с книжкой»

Покажите
детям новую книжку и попросите их закрыть глаза. Спячьте книжку где-нибудь в
комнате. Дети с удовольствием отправятся на ее поиски, а когда найдут- наградой
им будет ее прочтение.

                                    «Герой к нам
приходят»

Используйте
образцы знакомых детям сказочных героев на занятиях.

К
детям в гости приходит Алдар Косе и просит назвать города Казахстана.  Или дети
выполняют аппликацию тюбетейку, для Бая которую он считал волшебной.

                                    «Угадай о чем
книга»

Дайте
детям рассмотреть иллюстрации в книге, которую они еще не знают, и предложите
угадать, о чем это произведение.

                               «Маленькие художники»

После
прочтения сказки предложите детям стать художниками и нарисовать найболее
запомнившийся и понравившийся им героев сказки.

                          «Закончи сказку –Чудесная
шуба»

Вы
рассказываете детям начало и середину знакомой им сказки, например; «Чудесная
шуба». Детям нужно самим придумать другое окончание сказки

/например,
нельзя обманывать, это не хорошо, нельзя брать чужые вещи./

                                         «Сочиняем
сказки»

Вместе
с детьми попробуйте сочинить свою сказку. Возьмите в руки любую игрушку/қуыршақ
Айсулу/, и начинайте рассказывать потом передайте игрушку ребенку, затем он
передаст следующему и т.д.

Если
сказка получилась удачная, вы можете оформить ее в самодельную книгу, запишите
текст, а дети нарисуют картинки.

                                     «Прыг и в другой
сказке»

Предложите
детям сочинить новую сказку про всем нам известного Колобка/Бауырсақ/ что еще
могло с ним случиться? Может, он чуть не утонул в реке, а лиса его спасла?

                                  «Из какой я сказки?»

Перед
детьми появляется игрушка дедушка/Перекати поле/ и спрашивает: «Ребята, я
выпала из какой-то книжки и теперь не помню, откуда я.

Из
какой я сказки?» . Дети называют сказки, в которых «играет» дедушка /Перекати
Поле/.

                                      «Настольный
театр»

Заранее
познакомьте детей с казахской народной сказкой «Кім күшті.-Кто сильнее», а в
следующий раз  выставите на столе перед детьми несколько героев, и в заключения
покажите кукольный театр. Через какое то время дети смогут и сами озвучить свои
роли.

                             «Инсценировка и
драматизация»

Заранее
напомните детям определенную сказку распределите роли с помощью незначительных
атрибутов обозначьте героев. Помогите детям артистично сыграть и выразительно
рассказать свои слова.

                               «Творческие задания на
дом»

Это
не только повод оторвать ребенка от телевизора, но и возможность помочь ему
учиться быть самостоятельным и уметь находить и принимать нужные решения. Здесь
важно и сотрудничество ребенка с родителями. Такое задание дается 1 раз в
неделю.

                              
 «Узнай сказку по предметам»

Выносит
коробку с пердетами и приглашает детей по очереди доставать и называть их.

Предметы:
/қоржын,шапан,плетка,дубинка/.

«Бей
дубинка», «Алдар Косе и хвостливый бай».

             «Узнайте сказку по отрывкам, и расскажите
ее конец»

Воспитатель
читает начало. Дети придумывают разные варианты концовки.

«Мақта
қыз бен мысық — Девочка Мақта и ее котенок»

«Что было сначала, что потом?»

Дети
делятся на три подгруппы и раскладывают сказки, называют какая сказка у них
получилась.

                          «Путешествие в сказку»

Скажите,откуда
берутся сказки?, их придумывают пишут писатели, сказочники,волшебники.

Использование казахских народных сказок в работе с
детьми разных возрастных группах.

1-ші,
2-ші сәбилер тобы үшін:

«Үш
аю»

«Қасқыр
мен жеті лақ»

«Түлкі,қоян,әтеш»

«Кім
күшті»

«Торғай
мен түлкі»

«Чудесная
шуба»

«Ақ
тышқан мен нәресте»

«Мақта
қыз бен мысық»

«Түлкі
мен ешкі»

«Қу
түлкі»

«Екі
дос»

Ортаңғы
топтар үшін:

«Шұбар
тауық»

«Алтын
құс»

«Кім
күшті»

«Сәулетті
үй»

«Алдар
Косе и звери»

«Алдар
Косе мен аңдар»

«Чудесная
шуба»

«Почему
у ласточки хвост раздвоенный»

«Мақта
қыз бен мысық»

«Қасқыр
мен жеті лақ»

«Жақсылық
пен жамандық»

«Қаңбақ
шал»

«Қарт
пен тапқыр»

«Шықбермес,Шығайбай»

Ересек,даярлық
топтар үшін:

«Үш
жігіт пен Айсулу»

«Үш
дос»

«Тапқыр
бала»

«Мыстан
кемпір және АйдаҺар»

«Қаңбақ
шал, Желаяқ, Таусоғар»

«Ер-Төстік»

«Сиқырлы
кілемше»

«Ұр,тоқпақ»

«Тазша
бала»

«Түлкі
мен Қораз»

«Қотыр
торғай»

«Алдар
Косе мен Шықбермес Шығайбай»

«Алтын
балық»

«Керқұлан
атты Кендебай»

«Күн
астындағы Күнікей қыз»

МКҚК № 7 «Қуаныш» бөбекжайы
Оразгалиева М.М.

Тема:«Использование казахских народных сказок в работе с детьми»

В устном творчестве любого народа значительное место занимает наиболее популярный жанр – жанр сказки.
Сказка это художественно-литературное произведение. Она является воспитательным средством для подрастающего поколения. Дети и сказка неразделимы, они созданы друг для друга.И поэтому знакомство со сказками своего народа входит в курс образования и воспитания каждого ребенка.
Таким образом воспитывать у детей интерес к народному творчеству. Учить рассказывать знакомые сказки, описывать впечатления, учить отгадывать загадки по сказкам, придумывать свой конец сказки.
Формировать художественно-речевые,испольнительские способности; учить выразительно передавать диалоги сказочных персонажей в драматизации сказки. В процессе обучения обогощать словарный запас детей. Формировать навыки коммуникативности. Воспитание чувства гордости и любви к родной земле, своему народу. Знакомство детей с бытом и жизнью, с традициями казахского народа,казахским фольклором. Воспитание доброты,гуманности через казахские народные сказки.
У каждого народа свои сказки,и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности;добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.
«Это – первые и блестящие попытки народной педагогики, — писал К.Д. Ушинский, — и я не думаю,чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». Не случайно К.Д.Ушинский подчеркивал, что «…. воспитание,если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным».
Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствует развитию личности в духе патриотизма.
Дошкольный возраст – один из наиболее ответсвенных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. На современном этапе развития общества в период высоких технологии педагоги пытаются сохранить детскую веру в добро, счастье, любовь, чудеса т.е. в сказку. Мир ребенка такой хрупкий и ранимый, что порой взрослые своей ироней, насмешкой, равнодушием, холодным рационализмом разрушают его. Именно поэтому, мы пытаемся создать для детей сказку. Этому способствуют не только предметная среда, но и участие любимых персонажей в детских праздниках.
Знакомство с персонажами казахских народных сказок, прежде всего, обогощает словарный запас ребенка, знакомит с традициями и обычаями казахского народа.
В быту, казахского народа очень много разных примет одна из них – вера народа в хорошее; и это еще одна национальная особенность.
По казахским народным поверьям ласточка символизирует уют, домашний очаг, и у казахов есть примета «если ласточка свила гнездо под крышей дома, значит в этом доме поселилось счастье». Казахская народная сказка «Почему у ласточки хвост раздвоенный» направлена на раскрытие лучших духовных человеческих ценностей, таких как миролюбия, сопереживание, доброта,нежность,открытость,сердечность, отзывчивость,милосердия.
Не одно поколение людей было воспитано на казахских народных сказках.
Главный герой многих казахских сказок это Алдар косе:Очень добрый и мудрый, готовый всегда помочь ближнему. Все сказки в которых встречается Алдар косе; «Алдар косе и Жадный бай», «Алдар косе и звери», «Чудесная шуба»и т.д., высмеивают жадность,глупость, лень, трусость сказки отличаются своей образностью,яркостью,глубоким смыслом. Они воспитывают такие положительные качества,как трудолюбие, доброту, милосердие,заботливость,смелость,отвагу.
Одной из актовных форм усвоения и ознакомления со сказкой являются игры-драматизации. Игра-драматизация помогает детям пережить и осмыслить лирературное произведение, понять его образы и в дальнейшем лучше его воспроизводить. Дидактические, сюжетные и настольные игры обучают детей думать и выражать свои мысли и тем самым помогают правильно воспринять и воспроизвести текст.
Не следует требовать от детей пересказать сказку сразу после его прочтения. Дошкольников необходимо подготовить к этому виду деятельности. Очень важно правильно организовать сам процесс пересказа. Ребенку еще сложно самому воспроизводить услышанное, поэтому педагог должен помочь ему сделать его рассказ как можно более стройным, логичным и точным. Для этого следует использовать правильные и во время поставленные вопросы. Вопрос используется и для исправления грамматического строя речи,ошибок в изменении слов или в построении предложении.
Если пересказ сказки проводился уже в средней группе, то в старшей группе во втором полугодии дети после вторичного прочтения педагогом произведения могут правильно, последовательно и достаточно полно воспоизвести длинную сказку без допольнительных вопросов воспитателя.
Начинать обучение пересказу следует с коротких сказок. Как показывает практика, из равноценых по сложности и динамичности произведений более короткие дети пересказывают последовательнее, точнее и полнее, чем длинные. Конечно же, некоторые дети могут пересказт длинный текст но как правило,результаты не удовлетворяют ни ребенка, ни воспитателя.
Таким образом к литературному тексту предьявляются следующие требования:

  • Полноценное и доступное содержание

  • Четкая композиция

  • Простой, но богатый язык

  • Небольшой размер.

Иногда при пересказе воспитателю стоит использовать подсказки. Бывает, что ребенок осмыслил содержание произведения,установил причинные связи событий, выявил взаимоотношения героев, обдумал свое отношение к ним, последовательно и подробно стал вопроизводить текст, но во время пересказа вдруг остановился и замолчал. В таких случаях вахжно своевременно подсказать ребенку слово, даже если он ни о чем не спрашивает.
После каждого рассказа рекомендуется устраивать совместное обсуждение. Оно помогает детям старшего дошкольного возраста глубже проникать в содержание проиведения и критически относиться к собственному пересказу, вызывает коллективные переживание и способствует обьединению детей. На занятиях по пересказу сказок дети упражняются в умении слушать и анализировать пересказы своих сверстников. Благодаря систематической работе по формированию у детей старшего дошкольного возраста навыков хорошо воспроизводить содержание текстов сказок они начинают глубоко переживать проиведение, у них появляется потребность проникнуть в его смысл, понять взаимоотношения героев, оценить их поведение, выявить причинные связи событий. Практика показывает, что у детей развивается пытливость, самостоятельность мысли, умение анализировать, делать выводы. Внимание детей постепенно становится более сосредоточенным, устойчивым, развивается произвольное внимание. Работа по пересказу художественных произведений оказывает влияние и на нравственное развитие детей. Дошкольников формируется элементы творческого воображения.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод что воспитывать у детей любовь к устному народному творчеству следует с раннего возраста, т.к. в процессе ознакомления с казахской народной сказкой расширяются знания у детей о жизни, и о быте казахского народа, его обычиях, традициях. Через казахские народные сказки происходит воспитание доброты, гуманности,формируются художественно речевые навыки, обогощаются словарный запас. Тем самым воспитывается чувство гордости и любви к родной земле,своему народу.
Чаще всего мы берем казахские народные сказки, проверенные времением и предыдущими поколениями. Сказочные представления помогают детям прикоснуться к народному творчеству, заинтересовать и увлечь их.
Сказка обогащают духовный мир ребенка.
Как и во всех сказках народов мира, в сказках казахского народа отразилась его душа, поэтому велико их значение в воспитании дошкольников.

Дидактические игры по использованию казахских народных сказок в работе с детьми.
«Прятки с книжкой»
Покажите детям новую книжку и попросите их закрыть глаза. Спячьте книжку где-нибудь в комнате. Дети с удовольствием отправятся на ее поиски, а когда найдут- наградой им будет ее прочтение.

«Герой к нам приходят»
Используйте образцы знакомых детям сказочных героев на занятиях.
К детям в гости приходит Алдар Косе и просит назвать города Казахстана. Или дети выполняют аппликацию тюбетейку, для Бая которую он считал волшебной.

«Угадай о чем книга»
Дайте детям рассмотреть иллюстрации в книге, которую они еще не знают, и предложите угадать, о чем это произведение.

«Маленькие художники»
После прочтения сказки предложите детям стать художниками и нарисовать найболее запомнившийся и понравившийся им героев сказки.

«Закончи сказку –Чудесная шуба»
Вы рассказываете детям начало и середину знакомой им сказки, например; «Чудесная шуба». Детям нужно самим придумать другое окончание сказки
/например, нельзя обманывать, это не хорошо, нельзя брать чужые вещи./

«Сочиняем сказки»
Вместе с детьми попробуйте сочинить свою сказку. Возьмите в руки любую игрушку/қуыршақ Айсулу/, и начинайте рассказывать потом передайте игрушку ребенку, затем он передаст следующему и т.д.
Если сказка получилась удачная, вы можете оформить ее в самодельную книгу, запишите текст, а дети нарисуют картинки.

«Прыг и в другой сказке»
Предложите детям сочинить новую сказку про всем нам известного Колобка/Бауырсақ/ что еще могло с ним случиться? Может, он чуть не утонул в реке, а лиса его спасла?

«Из какой я сказки?»
Перед детьми появляется игрушка дедушка/Перекати поле/ и спрашивает: «Ребята, я выпала из какой-то книжки и теперь не помню, откуда я.
Из какой я сказки?» . Дети называют сказки, в которых «играет» дедушка /Перекати Поле/.

«Настольный театр»
Заранее познакомьте детей с казахской народной сказкой «Кім күшті.-Кто сильнее», а в следующий раз выставите на столе перед детьми несколько героев, и в заключения покажите кукольный театр. Через какое то время дети смогут и сами озвучить свои роли.

«Инсценировка и драматизация»
Заранее напомните детям определенную сказку распределите роли с помощью незначительных атрибутов обозначьте героев. Помогите детям артистично сыграть и выразительно рассказать свои слова.

«Творческие задания на дом»
Это не только повод оторвать ребенка от телевизора, но и возможность помочь ему учиться быть самостоятельным и уметь находить и принимать нужные решения. Здесь важно и сотрудничество ребенка с родителями. Такое задание дается 1 раз в неделю.
«Узнай сказку по предметам»
Выносит коробку с пердетами и приглашает детей по очереди доставать и называть их.
Предметы: /қоржын,шапан,плетка,дубинка/.
«Бей дубинка», «Алдар Косе и хвостливый бай».

«Узнайте сказку по отрывкам, и расскажите ее конец»
Воспитатель читает начало. Дети придумывают разные варианты концовки.
«Мақта қыз бен мысық — Девочка Мақта и ее котенок»
«Что было сначала, что потом?»
Дети делятся на три подгруппы и раскладывают сказки, называют какая сказка у них получилась.

«Путешествие в сказку»
Скажите,откуда берутся сказки?, их придумывают пишут писатели, сказочники,волшебники.

Использование казахских народных сказок в работе с детьми разных возрастных группах.
1-ші, 2-ші сәбилер тобы үшін:
«Үш аю»
«Қасқыр мен жеті лақ»
«Түлкі,қоян,әтеш»
«Кім күшті»
«Торғай мен түлкі»
«Чудесная шуба»
«Ақ тышқан мен нәресте»
«Мақта қыз бен мысық»
«Түлкі мен ешкі»
«Қу түлкі»
«Екі дос»
Ортаңғы топтар үшін:
«Шұбар тауық»
«Алтын құс»
«Кім күшті»
«Сәулетті үй»
«Алдар Косе и звери»
«Алдар Косе мен аңдар»
«Чудесная шуба»
«Почему у ласточки хвост раздвоенный»
«Мақта қыз бен мысық»
«Қасқыр мен жеті лақ»
«Жақсылық пен жамандық»
«Қаңбақ шал»
«Қарт пен тапқыр»
«Шықбермес,Шығайбай»
Ересек,даярлық топтар үшін:
«Үш жігіт пен Айсулу»
«Үш дос»
«Тапқыр бала»
«Мыстан кемпір және АйдаҺар»
«Қаңбақ шал, Желаяқ, Таусоғар»
«Ер-Төстік»
«Сиқырлы кілемше»
«Ұр,тоқпақ»
«Тазша бала»
«Түлкі мен Қораз»
«Қотыр торғай»
«Алдар Косе мен Шықбермес Шығайбай»
«Алтын балық»
«Керқұлан атты Кендебай»
«Күн астындағы Күнікей қыз»

Қостанай ауданы әкімдігінің «Білім бөлімі» мемлекеттік мекемесінің «Балбөбек» балалар бақшасы коммуналдық мемлекеттік қазыналық кәсіпорыны

Коммунальное государственное казённое предприятие Детский сад «Балбөбек» ГУ «Отдел образования акимата Костанайского района»

Программа вариативного курса по приобщению детей

к истокам казахской народной культуры

«Туған өлкенің бұлақ бастауынан»

« У истоков родного края»

( для детей старшего дошкольного возраста)

Составители программы: Жунусова Ж.К.-руководитель д/с « Балбөбек»

Советская А.В. –методист д/с « Балбөбек»

Затобол кенті

СОДЕРЖАНИЕ

1.Пояснительная записка …………………………………………………………………… 2

2.Диагностические критерии оценки знаний по усвоению программы ………………..5

3.Тематическое планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста…….6

4.Библиографический список ………………………………………………………………..12

5. Приложение

Пояснительная записка

«Культура – это отражение нации, ее души, ума и благородства. Цивилизованный народ гордится ходом своей истории, развитием культуры, великими людьми, прославившими страну и внесшими огромный вклад в золотой фонд мировых достижений мысли, искусства. Именно посредством культуры, традиций нация становится известной».

Н. А. Назарбаев

«У истоков родного края» — это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством казахского народа, ориентированная на нравственно-патриотическое и художественно–эстетическое воспитание детей.

Программа соответствует ГОСО РК дошкольного воспитания и обучения и разработана на основе компетентностного подхода, обеспечивающего формирование ключевых компетентностей у ребенка с учетом его возрастных особенностей, потребностей, интересов. Содержание программы построено на основе гармоничного сочетания индивидуальных, подгрупповых и групповых форм организации, обеспечивающих ее инновационность и целостность.

Программа направлена на приобщение детей к культуре и истории казахского народа, развитие творческих способностей детей. Программа ценна тем, что знакомясь с декоративно- прикладным искусством, участвуя в национальных казахских праздниках, просматривая видеофильмы о истории и культуре казахского народа детям легче понять и представить как жил казахский народ.

К программе предусмотрено приложение и диск. В приложении собран материал для педагогов при подготовке к занятиям. На диске записаны презентации и видеоролики, которые можно использовать на занятиях при знакомстве дошкольников с новой темой.

Проблемы развития воспитания, несомненно, заслуживают самого пристального внимания, так как речь идет о завтрашнем дне Казахстана, ценностных ориентирах нашего общества, о национальной безопасности страны, корни которой кроются в воспитании, творческом развитии, гражданском становлении подрастающего поколения.

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Система духовно-нравственного воспитания ребенка строится на и через приобщения его к культурному наследию своего народа.

Актуальность

Актуальность приобщения детей к истокам национальной культуры можно выразить словами казахской пословицы: «Сын, помнящий семь поколений, процветает семь поколений. Сын, не помнящий одно поколение, погибает». Работа по приобщению детей к истокам национальной культуры интересна детям, родителям и педагогам.

  Данная программа составлена на основе основных направлений воспитательной деятельности «Концепции образования и воспитания в РК»: гражданско-патриотическое, правовое и поликультурное воспитание, духовно-нравственное воспитание.

Приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности. Особенно значимо это в дошкольные годы, когда у ребенка- выпускника дошкольной организации происходит развитие нравственных качеств: отзывчивости, сопереживания, уважительного отношения к своим родным и близким, чувства привязанности к своей семье; соблюдение традиций и обычаев, знание и уважение истории, быта казахского народа; расширение представления о том, что Казахстан наш общий дом, а так же уважение традиций, культуры других народов; формирование интереса к различным видам труда и творчества. Ребёнок, по мнению Д.С.Лихачёва, является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования их патриотических чувств и развития духовности. Детям надо помочь понять с самого раннего возраста, что они – часть великого казахского народа.

Цель : Развитие познавательной и социальной компетентности, воспитание патриотизма, гордости и уважения к культурным ценностям казахского народа на основе ознакомления с культурой казахского народа.

Задачи:

Обучающая: Познакомить детей с культурой казахского народа.

Развивающая: развивать интерес к истории, традициям в жизни людей; развивать поисковую деятельность, творческую активность; развивать коммуникативные навыки.

Воспитывающая: воспитывать патриотизм и уважение к культуре и истории казахского народа.

Педагогические принципы реализации программы

При реализации программы учитываются следующие принципы:

  • доступности: излагаемый материал по уровню сложности должен быть доступен пониманию ребенка;

  • наглядности: развитие у детей познавательного интереса;

  • творческого подхода: это возможность разбудить воображение ребенка и развить его творческие способности;

Реализация содержания Программы предусматривает работу по блокам: « Я и мои предки, « Культурное наследие Казахстана», « Мой Казахстан». Каждый блок содержит несколько тем, имеющие свое целевое направление.

Блок « Я и мои предки» включает задачи и содержание работы по формированию у детей представлений о жизни и быте казахского народа.

В блоке « Культурное наследие Казахстана» определено содержание работы по обогащению и углублению знаний о казахских народных традициях и обычаях, приобщение детей к национальной культуре путем разучивания стихов, песен, прослушивание произведений в исполнении казахских национальных инструментов, активное участие в спортивных состязаниях с использованием казахских национальных игр .

В блоке « Мой Казахстан» закрепляются знания о символике страны, прививается интерес к « Малой родине», путем ознакомления с достопримечательностями и культурой родного края, детей знакомят с выдающимися людьми Казахстана, с историей Казахстана.

Формы работы с детьми

  • Беседы;

  • Просмотр видеофильмов

  • Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток.

  • Экскурсия в музей

  • Выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству в детском саду.

  • Дидактические игры;

  • Экспериментирование с различными художественными материалами;

  • Развлечения, национальные праздники,

  • Заучивание пословиц, скороговорок, считалок, стихов, песен на казахском языке

  • Использование национальных подвижных игр.

Предполагаемый результат:

  • Формирование устойчивого интереса у детей появится к истории и культуре казахского народа;

  • Развитие интеллектуальных способностей дошкольников.

  • Приобретение детьми практических умений по работе с различными изобразительными материалами;

  • Развитие творческих способностей детей, и формирование уважения к историческому наследию.

Итогом детской деятельности могут служить выставки детского творчества в детском саду, участие детей в развлечениях и досугах, посвященных национальным праздникам.

Диагностические критерии оценки усвоения детьми содержания программы по приобщению к истокам казахской народной культуры «У истоков родного края»

Знает основные национальные праздники и обычаи с ними связанные.

  • Знает название и назначение предметов казахского народного быта.

  • Знает казахскую культуру: национальные игры, национальные музыкальные инструменты, национальный фольклор, изучаемые в рамках программы.

  • Умеет провести анализ изделия; выделяет характерные средства выразительности (элементы узора, колорит, сочетание цветов).

Методы диагностики:

  • наблюдения в свободной деятельности, во время проведения занятий и открытых мероприятий;

  • анализ результатов продуктивной деятельности.

Тематическое планирование по работе с детьми старшего дошкольного возраста

месяц

тема

содержание

Продуктивные виды деятельности

Билингвальный компонент

Применение ИКТ

часы

1 блок « Я и мои предки»

сентябрь

1

Юрта, юрта- дом родной

Познакомить детей с жилищем казахского народа (устройство и убранство юрты)

ди « Собери юрту»

Киіз үй, кереге, шанырақ, есік,уықтар.

Просмотр презентации

« Юрта»

1

2

«Юрта для молодых»

Познакомить детей с орнаментом, украшающим юрту(«Рог», «бараний рог», «цветок тюльпана», «крылья птицы», «ромб»

Просмотр альбома «Казахский национальный орнамент», украшение юрты (аппликация, рисование)

Қошқар мүйіз, қызғалдақ, құс қанат

1

3

Казахская домашняя утварь

Знакомство с предметами обихода(сундук,ковер,

шкаф для посуды,ларь для хранения продуктов, кровать, колыбель)

Просмотр альбома «Предметы обихода» , д/и « Что возьмем собой в юрту»

Кілем,сандық,кебеже, асадал, ағаш төсек, бесік

Просмотр презентации

« Казахская домашняя утварь»

1

4

«Ковер для бабушки»

Познакомить с элементами растительного орнамента

( листья и раскрывшийся бутон цветка)

«Украсим ковер для бабушки» ( аппликация , рисование)

Кілем, жапырақ, гүл

1

октябрь

5

«Бабушкин сундук»

Знакомить с казахскими украшениями и одеждой девушек и женщин.

Просмотр альбомов

« Казахские национальные украшения», «Казахская национальная одежда женщин»,

д/и « Чудесный сундучок»

сырға,билезік,сақина, қамзол,сәукеле,чапан,кимешек, тақия, етік.

Просмотр презентаций

« Казахские национальные украшения», «Казахская национальная женская одежда»

1

6

«Саукеле для Айгуль»

Изготовление и украшение саукеле.

Развивать познавательный интерес к национальным головным уборам.

Изготовление саукеле из картона и украшение его казахским орнаментом и бисером

сәукеле, қыз, сұлу

1

7

«Браслет для Айсулу»

Изготовление браслета. Привитие эстетического вкуса. Развитие творческого мышления и воображения.

Изготовление браслета из подручных средств: из палочек для мороженого, из бусин и ниток, ниток мулине, из бисера.

Билезік, сұлу

1

8

«Отважные батыры- воины »

Знакомить детей с батырами Казахстана и снаряжением воинов- батыров

Чтение произведений о Алпамыс-батыре, Кабанбай-батыре, Карасай батыре.

д/и « Снаряди воина»

қалқан,садақ,қылыш

Просмотр видеофильма об отважных воинах

1

ноябрь

9

«Искусство охотничьего промысла»

Познакомить с одним из ведущих направлений культуры охотничьего промысла : охота с использованием собак и ловчих птиц

п/и « Осади коня»,

« Байга» спортивные состязания среди мальчиков., изготовление луков, плетение камчи

Қамша,аңшы,құсбегі,бүркіт

Просмотр видеофильма

« Охота»

2

2 блок « Культурное наследие Казахстана»

ноябрь

10

«Казахские национальные инструменты»

Познакомить с различными видами казахских музыкальных инструментов

слушание музыки в исполнении казахских музыкальных инструментов, изготовление домбры,

д/и « Угадай, что звучит»

адырна, аса таяқ, домбыра, дауылпаз, жетіген, қобыз

Просмотр презентации «Казахские национальные инструменты»,

2

декабрь

11

«Казахский национальный фольклор»

Познакомить детей с казахскими сказками, загадками, стихами, пословицами-поговорками

Чтение казахских сказок, стихов, загадок. Театрализация сказки

« Мақта қыз бен мысық», изготовление атрибутов для театрализации сказки

Ертегілер, жұмбақтар, мақал-мәтелдер, жануарлар

аудио и видео просмотр казахских национальных сказок. Просмотр мультфильмов на казахском языке.

2

декабрь

12

«Казахские национальные игры»

Знакомство с казахскими национальными играми

Спортивные состязания с использованием казахских национальных игр

айгөлек, асық, тақия тастамақ, оқтау тартыс, түйілген орамал, қум салу

2

январь

13

«Традиции и обряды»

Познакомить с казахскими национальными традициями и обрядами

показ обрядов « Тұсау кесу», « Бесік алу»

шілдехана, бесік алу, тұсау кесу,атқа мынгызу, тілашар той.салт-дәстүрлері

Просмотр видеофильма

« Традиции и обряды казахского народа»,

2

3 блок «Мой Казахстан»

январь

14

Моя Родина- Казахстан

Закрепление знаний детей о государственных символах РК, президенте РК, о памятниках архитектуры

Слушание гимна РК.

Предметное рисование :

« Бәйтерек»

Сюжетные игры «Поездка в Астану», «Экскурсия по столице».

Астана, ел басы, Ақ Орда, бәйтерек, ескерткіштер

Просмотр презентаций

«Мой Казахстан»,

«Астана-Қазақстанның астанасы»

1

15

« Сокровища природы Казахстана»

Знакомить с животными и растениями занесенными в

«Красную книгу». Познакомить с заповедниками Казахстана.

Составить картину «На джайляу»

«Путешествие по карте Казахстана»

Табиғат, « Қызыл кітап», өсімдмктер, жануарлар

Просмотр фильма «Природа Казахстана»

1

февраль

16

« Великие люди Казахстана»

Знакомство с творчеством известных поэтов Казахстана: Абай Кунанбаев, ЫбырайАлтынсарин, Жамбыл Жабаев.

Рассказ о великих людях, чтение их произведений, экскурсия в музей им.Ы.Алтынсарина

Ұлы адамдар, жазушы, мұражай

2

17

«Великий Шелковый

путь»

Познакомить с городами Великого Шелкового пути на карте, рассказать о его преимуществах.

д/и «Путешествие по карте», изготовление подноса и блюд из соленого теста и их роспись различными казахскими узорами.

Қалалар,таулар,өзендерақ маталар, ыдыс, киім

2

март

18

Щедрый дастархан»

Продолжить знакомить с казахской национальной кухней. Познакомить с особенностями гостеприимства.

инсценировка, с/р игра

« Встречаем гостей»,

оформление альбома

« Рецепты казахских национальных блюд», изготовление бауырсаков из соленого теста.

бесбармақ,бауырсақ,

шұжық,құмыс,құрт

Просмотр презентации

« Казахские национальные блюда»

2

19

Национальный праздник

« Наурыз»

Познакомить с особенностями празднования праздника Наурыз

Оформить праздничную, поздравительную открытку

мейрам, наурыз-коже, алтыбакан

Просмотр видеофильма

« Наурыз»

2

апрель

20

«Космос, покоренный Казахстаном»

Знакомство с известными казахстанскими космонавтами:Тоқтар Аубакиров, Талгат

Мусабаев.

Сюжетная лепка «Космонавты на космодроме»

Сюжетное рисование «Отправим ракеты в космос с Байконура».

Сюжетная аппликация

« Космос».

Создание мини-музея «Космос, покоренный Казахстаном».

Ғарышкер, Байқонұр

Просмотр презентации

« Байконур»

2

21

«Мой край»

Дать понятие « Малая родина»: Костанайская область, Костанайский район

Познакомить с героями края в названиях улиц

с/р игра

«Экскурсия по городу»

Көшелер,ескерткіштер, мәдениет сарайы, спорт сарайы

Показ презентации

« Достопримечательности г.Костанай»

2

май

22

«Семь поколений»

Дать понятие «Семь поколений» в семье

Составить рассказ о своей семье, составить генеологическое дерево семьи

Отбасы,ана, әке, әже, ата,аға,қарындас,сіңлі, іңі

Показ презентации или видеофильма о своей семье

2

23

« Культура и история казахского народа»

Закрепить знания детей о жизни и культуре казахского народа

Экскурсия в краеведческий музей

Мұражай, тарих, мәдениет, өмір

1

24

«Путешествие по Казахстану»

Проверить полученные знания в течение года

Викторина для детей

Білім,саяхат, тапсырма

Презентация с заданиями « Путешествие по Казахстану»

1

Итого:

36

Библиографический список

1.ГОСО РК « Дошкольное воспитание и обучение» от 23 августа 2012 г.№ 1080

2.Программа воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) « Біз мектепке барамыз», 2013 г.

3.Концепция воспитания в системе непрерывного образования РК, Астана

4.Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам народной культуры».СПб.Детство-Пресс,1998

5.Нусупбекова М.И., Аубакирова Р.Ж., Абремская И.Б. « Изобразительное искусство и ручной труд». Алматы: издательство « Аруна» -2010

6. Ресурсы интернета.


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

На формирование менталитета человека оказывают влияние разные факторы: среда, климат, географический ландшафт, общество, религия, обычаи и традиции и конечно народные сказки. Язык, память и культура — важная трилогия народного менталитета—находят в работе важное переосмысление. Богат казахский фольклор: в нем сконцентрированы все оттенки и нюансы народной педагогики и народной психологии кочевников.

Менталитет казахского народа как основной стержень национального самосознания, подвергается изменениям, подвижен. Если раньше до революции, основными чертами его были: патронимизм, т.е. почтительное отношение к господствующим в обществе патриархальным устоям, правилам, установленными общиной, родоплеменными старейшинами, уставом «Жеті жарғы», выполнение указаний торе и ходжей, то в послереволюционный период ведущими признаками, наряду с продолжающимися господствовать в казахском обществе патронимическими принципами, являются черты советской ментальности, выразившиеся в соблюдении принципов равенства коллективизма (один за всех, все за одного). Казахский народ сохранил самобытную культуру и язык. В воспитании детей широко использовались все жанры устного народного творчества. Сказки, легенды, шежире и дастаны рассказывались, с большим мастерством, с учетом уровня развития воображения, мышления, с использованием наглядных методов в сочетании с образным, выразительным языком.

Что касается казахской ментальности, она слагается из менталитета кочевника и воина, пастуха и создателя мировых империй. В этом смысле она, благодаря консервативности патриархально-родового сознания, сродни менталитету кочевника эпохи скифов и гуннов до собственно казахского периода, начавшегося с XV в. Ибо казахи не могут быть осмыслены в отрыве от кочевой цивилизации, яркими представителями которой они являлись.

Проблема детской литературы остро стоит не только в Казахстане, но и, во всем мире. Современные дети – жертвы Интернета, телевизора и компьютерных игр порой даже не догадываются, как много нового и интересного может преподнести им книга. Детская литература, по мнению современных литературоведов и филологов, на сегодняшний день испытывает кризис. Многочисленные социологические опросы показывают, что книги занимают всё меньше места в детской жизни, хотя совершенно очевидно, что без них нет полноценного эмоционального и нравственного развития ребенка.

Сказки — замечательный образец устного поэтического творчества казахского народа, страницы его истории, отражающие быт, обычаи, нравы и традиции степного кочевника, заключающие в себе драгоценные жемчужины народной мудрости, остроумия, находчивости, душевной щедрости.

Мы узнаем из них о тяжелом и непосильном труде народа, о его вековой ненависти к своим угнетателям, о героической борьбе с чужеземными захватчиками. Во всех сказках высмеиваются тупость, алчность и беспредельная жадность баев, прославляются мудрость, героизм и простота бедняков. И всегда добро одерживает победу над злом, всегда торжествуют справедливость и правда.

Сказки — это часть многовековой культуры народа, которые учат добру, благородству, и другим качествам, в них восхваляются общечеловеческие ценности. В казахских народных сказках, с известным героем Алдар Косе, не только высмеиваются людские пороки: глупость, жадность, лень, но и учат добродетелям — любви к ближнему, щедрости, трудолюбию, вере в справедливость.

«Дети и сказка неразделимы, они
созданы друг для друга и потому знакомство со
сказками своего народа
должно обязательно входить в курс образования и
воспитания каждого ребенка».

Г.Н. Волков

В наше время возрождается интерес к
национальным культурам, к обрядам и обычаям
наших предков, к различным этапам развития
истории народов и племен. Можно увидеть, что
родители окружают детей вниманием и заботой в
соответствии со своим пониманием и
возможностями. Однако традиционным в их
действиях является лишь говорение с малышом на
родном языке, реже использование напевов,
пестушек и потешек, игр. Сказки и загадки
присутствуют в его воспитании как элемент
фольклора, обрядовая часть отсутствует вовсе,
подтексты культуры незнакомы порой даже самому
педагогу. Поэтому часто знакомство со своей
родной культурой, именно знакомство,
поверхностное внешнее.

Академик Г.Н. Волков утверждает, что «народная
сказка сопровождает человека на протяжении
всей его жизни. Это первое звено той цепи, которое
связывает человека со всеми предыдущими
поколениями, да и со всем человечеством. Сказки
искренни, в то же время мудры и поучительны.
Сказки высокопоэтичны и нравственны. А значит,
они могут помочь ребенку освоить мир
человеческих чувств, отношений, сформировать
гуманные и этические представления. Они помогают
заложить в душе ребенка «кирпичики», из которых
строятся основы восприятия мира. В глубокой
древности сказки, вероятно, выполняли все эти
функции» («Этнопедагогика». М.: Академия, 1999, с.
223).

Хорошо знакомая, неоднократно прочитанная
сказка выступает для малыша «волшебным
зеркалом», в котором отражаются удивительные
вещи.

Необходима лишь помощь сведущего человека,
чтобы знать, куда смотреть и что ты хочешь
увидеть. Сберечь доставшееся нам по наследству
поможет лишь любовь, а чтобы любить, надо прежде
всего знать, помнить и уважать.

Как отмечает А. Арушанская, опросы дошкольников
показывают, что родители все реже читают детям
книги. А патриархальная семья из трех поколений
уже практически ушла в прошлое. А с ней и способы
передачи информации, сохранения культурных
традиций. Бабушки и дедушки все реже передают
традиции семьи. Да и сами родители крайне редко
играют с детьми в игры своего детства и
рассказывают сказки. В такой ситуации детский
сад становится местом, где ребенок узнает о
культуре, традициях и обычаях своих предков,
знакомится с народным творчеством. Благодаря
использованию комплекса разнообразных методов
по ознакомлению с различными элементами
культуры чувашского народа у детей появляются не
только новые представления о социальной
действительности, но и новые эмоциональные
оценки, гуманные сопереживания, что способствует
формированию эмоционально-положительного
настроя по отношению национальной культуре.

Таким образом, актуальность выбранной темы
проекта обусловлена следующими моментами:

  • значением народных сказок в становлении
    личности ребенка-дошкольника (речевом,
    интеллектуальном, нравственном, художественном,
    творческом развитии);
  • малоразработанностью обозначенной нами темы
    проекта;
  • низким уровнем развития связной речи и задач по
    ознакомлению с художественной литературой.

Актуальность заявленной темы проекта
позволила нам обозначить проблему проекта:
какова модель ознакомления детей с культурой
родного края на основе использования чувашских
народных сказок?

Цель проекта — разработать модель
ознакомления детей с культурой родного края на
основе использования чувашских народных сказок.

Задачи проекта:

1. Проанализировать программно-методическое
обеспечение по ознакомлению детей с культурой
родного края.

2. Создать сказочно-игровое пространство
«Сказочный мир»
, включающего в себя несколько
универсальных центров в групповом помещении:
центр народной сказки, мини-библиотека,
театрально-игровой центр, этнографический
мини-музей.

3. Разработать систему работы по ознакомлению
детей с культурой родного края на основе
использования чувашских народных сказок.

Ожидаемые результаты:

  • создается сказочно-игровое пространство
    «Сказочный мир»
    , включающее в себя несколько
    универсальных центров в групповом помещении:
    центр народной сказки, мини-библиотека,
    театрально-игровой центр, этнографический
    мини-музей;
  • у детей сформируется представление о родной
    республике и родном крае, о чувашских народных
    сказках; они понимают смысл слова «народные»
    сказки, дают полный, правильный, мотивированный
    ответ.
  • ребенок проявляет устойчивый интерес к сказкам.
    Он адекватно понимает содержание сказочных
    образов, обосновывает их смысл и выражает свои
    переживания. Объясняет языковые средства
    художественной выразительности, дополняет
    произведение и его образы. Отличается высокой
    степенью активности эмоционально-эстетического
    отношения и воображения;
  • дети умеют разыгрывать небольшие сказочные
    произведения, находить интонационную канву для
    передачи речевых особенностей персонажей;
    передавать одинаковое эмоциональное состояние
    различных сказочных героев. Находить
    выразительные движения и уметь
    взаимодействовать с другими персонажами.
    Проявлять инициативу при создании декораций и
    атрибутов, находить предметы для создания
    выразительного образа и организации
    пространственной среды.

Этапы работы над проектом, его содержание и
методы

I этап. Ориентировочный

Содержание работы.

1. Анализ пространственно-предметной среды ДОУ
с учетом национальных особенностей.

2. Аналитический обзор литературы по проблемам
развития детей средствами чувашских народных
сказок.

3. Выявление понимания и оценки дошкольниками
образов народных сказок и установление уровней
сформированности восприятия и создания
сказочных образов в театрализованной и игровой
деятельности.

Отчетные материалы I этапа:

* информация об исходном состоянии ДОУ с
анализом результатов по теме проекта.

II этап. Моделирующий

Содержание работы.

1. Создание творческой группы родителей и
планирование ее работы.

2. Ознакомление с проектной идеей коллектив ДОУ.

3. Разработка концепции проекта «Бабушкины
сказки».

4. Составление педагогического проекта
«Бабушкины сказки».

5. Поиск критериев эффективности результатов
деятельности по проекту и разработка методики
мониторинга результатов.

Отчетные материалы II этапа:

* концепция формирования
эмоционально-ценностного отношения у детей
старшего дошкольного возраста к народным
сказкам в условиях поликультурной среды.

* проект «Бабушкины сказки».

* научно-методическая разработка «Методика
мониторинга эффективности выполнения проекта».

III этап. Деятельностный

Содержание работы.

1. Знакомство педагогов и родителей
воспитанников со спецификой работы по
ознакомлению дошкольников с национальной
культурой с использованием чувашских народных
сказок.

2. Обеспечение материальной части проекта
(привлечение родителей и детей к изготовлению
атрибутов, костюмов к чувашским народным
сказкам).

3. Формирование у родителей воспитанников
личностной заинтересованности в реализации
проекта.

4. Создание предметно-развивающей среды по
ознакомлению детей с чувашской национальной
культурой.

5. Внедрение проекта в педагогический процесс
ДОУ.

6. Организация работы по взаимодействию с
социальными институтами (библиотека им. Л.Касиля,
ГУК «Чувашский государственный театр кукол»,
Чувашский национальный музей).

Отчетные материалы III этапа:

* создание сказочно-игрового пространства
«Сказочный мир»
, включающего в себя несколько
универсальных центров в групповом помещении:
центр народной сказки, мини-библиотека,
театрально-игровой центр, этнографический
мини-музей.

IV этап. Оценочный

Содержание работы:

1. Проведение мониторинга результативности
работы по проекту.

2. Обработка результатов контрольного
диагностирования.

3. Научное осмысление и описание результатов
проекта.

Отчетные материалы IV этапа.

* информация о результатах работы по проекту.

Стратегия проекта «Бабушкины сказки»

1. Концептуализация проекта

Оригинальность нашего проекта
обеспечивается внедрением в практику
воспитательно-образовательной работы следующих
идей:

1. Создание сказочно-игрового пространства
(«Сказочный мир»), включающего в себя несколько
универсальных центров в групповом помещении:
центр народной сказки, мини-библиотека,
театрально-игровой центр, этнографический
мини-музей.

Весь материал, собранный в сказочно-игровом
пространстве «Сказочный мир»
, будет
использоваться в непосредственно
образовательной, совместной, в самостоятельной
деятельности детей, что позволит в течение года
организовать разные виды театрализованной
деятельности по мотивам чувашских народных
сказок (настольный театр, Би-ба-бо, драматизации,
сюжетно-ролевые игры и т.д.), также для проведения
народных праздников («Акатуй», «Ниме» и т.д.).

«Сказочный мир» является творческой
мастерской, которая побуждает детей к созданию
образов героев чувашских народных сказок и
воплощению своих идей в разных видах
деятельности (в игровой, изобразительной,
музыкальной, театрализованной, речевой).

2. В воспитательно-образовательном процессе
реализации основного педагогического условия — интегрированный
подход к развитию детей.
Интеграция в нашем
проекте предполагает взаимосвязь разных видов
деятельности: речевой, игровой, музыкальной,
театрализованной, изобразительной, которая
отражена в модели ознакомления детей с культурой
родного края на основе использования чувашских
народных сказок.

3. Осуществление единства
воспитательно-образовательного
взаимодействия
с семьями воспитанников
.

4. Взаимодействие с социальными институтами
(детская библиотека им. Л.Кассиля, Чувашский
театр кукол, Чувашский национальный музей).

5. Организация разных видов театрализованной
деятельности (пальчиковый театр, театр на
фланелеграфе, теневой театр, театр би-ба-бо,
драматизация)
.

Таким образом, вышеназванные идеи
характеризуют особенности нашего проекта.

2. Мероприятия и план действия по реализации
проекта

I блок. Работа с педагогами.

Мероприятия
1. Изучение наглядно-методической
литературы по вопросам формирования личности
ребенка средствами устного народного творчества
2. Составление перечня чувашских народных
сказок, используемых в работе с детьми по плану
проекта
3. Мастер-класс «Использование чувашских
народных сказок в процессе ознакомления детей с
культурой родного края».
4. Семинар «Сказка как источник
творчества детей»
5. Консультация
«Психолого-педагогические особенности работы
со сказкой с детьми дошкольного возраста»
6. Открытый просмотр развлечения
«Волшебная сила тухьи»
7. Открытый просмотр постановки сказки
«Пукане» на чувашском языке
8. Фотовыставка «Вот как в сказке мы
живем!»
9. Выступление на педагогическом совете с
творческим отчетом о проделанной работе с
мультимедийным сопровождением

II этап. Работа с детьми (см.
Приложение 1)

III блок. Работа с родителями.

Содержание
1. Анкетирование родителей «Приобщение
детей к истокам чувашской культуры»
2. Круглый стол «Методология
использования сказки в развитии личности
ребенка»
3. «Любимые сказки моей семьи» —
посиделки с семьями воспитанников
4. Брифинг «Читаем вместе с детьми»
5. Наглядная информация «Учите вместе с
нами»
6. Конкурс рисунков совместного
творчества детей и их родителей «Любимые
сказки»
7. «Театральная мастерская»
(изготовление атрибутов и пособий к сказкам)

IV блок. Взаимодействие с социальными
институтами.

Название социального
института
Мероприятия
1. Библиотека им. Л.Кассиля 1.Выставка книг с чувашскими народными
сказками.

2. Викторина по чувашским народным
сказкам «Лисья пляска», «Два барана»,
«Пукане», «Девушка гусыня»

2. ГУК»Чувашский государственный театр
кукол»
3.Театрализованные представления по
чувашским народным сказкам.
3. Чувашский национальный музей 4. Знакомство с выставкой «Чувашская
символика образов и орнамента»

3. Ресурсное обеспечение

В ДОУ созданы благоприятные условия для
развития детей: комната чувашского быта
«Бабушкина изба», изостудия, музыкальный зал —
они активно будут использованы для реализации
проекта.

Однако для наиболее успешного и полного его
внедрения, для организации творческой
деятельности детей будет создано сказочно-игровое
пространство «Сказочный мир»
, включающий в
себя несколько универсальных центров в
групповом помещении.

1. Центр народной сказки. Здесь будут
размещены:

— сказочные образы из чувашских народных сказок
(Богатырь «Улёп», старичок Чике, крестьянин,
царь Патша);

— герои сказок (животные в чувашских костюмах
(лиса, волк, медведь и т.д.);

— куклы в чувашских костюмах Анюк и Ванюк;

— картины, изображающие эпизоды сказок;

2. Мини-библиотека:

— книги с чувашскими народными сказками на
чувашском и русском языках;

— детские книги разных форматов (книжки-малышки,
книжки-раскладушки и т.д.);

— комплекты иллюстраций к сказкам;

— СD диски и аудио-кассеты с записями чувашских
песен и сказок.

3. Этнографический мини-музей:

— изделия (вышитые, плетенные, глиняные,
деревянные);

— предметы быта, одежда, орудия труда и т.д.

4. Театрально-игровой центр:

— костюмы героев сказок для театрализованной
деятельности;

— театр на фланелеграфе;

— пальчиковый театр;

— куклы Би-ба-бо;

— теневой театр, настольная и напольная ширмы.

4. Мониторинг проекта

Для определения состояния работы по
ознакомлению детей с культурой родного края на
основе использования чувашских народных сказок
разработана трехуровневая система оценки
проекта:

  • уровни представлений детей о культуре родного
    края и о чувашских народных сказках
    (модифицированная методика Э.К. Сусловой);
  • эмоциональное отношение детей к сказкам,
    понимание их содержания и смысла
    (модифицированная методика Т.А. Котляковой);
  • уровни развития театрально-игровых умений и
    навыков (методика Е.Л. Трусовой).

Уровни представлений детей о культуре родного
края и о чувашских народных сказках
(модифицированная методика Э.К. Сусловой).

Высокий уровень — характеризуется
правильностью и полнотой представлений о родной
республике и родном крае. У этих детей имеется
представление о чувашских народных сказках, они
понимают смысл слова «народные» сказки. Дети
этого уровня дают полный, правильный,
мотивированный ответ.

Средний уровень — характеризуется
неполными, поверхностными знаниями о родной
республике, о родном городе, об элементах
культуры своего народа. Мало знают героев
чувашских сказок. Дают полный, правильный ответ с
незначительными ошибками.

Низкий уровень — представления детей о своей
республике, о своем родном городе либо
отсутствуют, либо ошибочные. У них нет
представлений о чувашских народных сказках, не
знают ни одного героя чувашской сказки.

Уровень эмоционального отношения к сказкам,
понимание их содержания и смысла
(модифицированная методика Т.А. Котляковой)

Высокий уровень — ребенок проявляет
устойчивый интерес к сказкам. Он адекватно
понимает содержание сказочных образов,
обосновывает их смысл и выражает свои
переживания. Объясняет языковые средства
художественной выразительности, дополняет
произведение и его образы. Отличается высокой
степенью активности эмоционально-эстетического
отношения и воображения.

Достаточный уровень — ребенок выборочно
проявляет интерес, понимает смысл сказки и
средства выразительности, но не всегда может их
объяснить и дополнить, расширить образ может
только с помощью взрослого.

Средний уровень — отличается неустойчивым
интересом к сказкам. Понимает их смысл в целом,
общую характеристику образа, но пояснить
самостоятельно не может, ограничивается
описанием внешних признаков. Не может объяснить
смысла использования средств языковой
выразительности, хотя выделяет и называет
некоторые из них.

Низкий уровень — понимает общий смысл
сказок, не выделяя средств художественной
выразительности. Слушает чаще равнодушно, не
может рассказать о произведении фольклора и дать
оценку.

Уровни развития театрально-игровых умений и
навыков (методика Е.Л. Трусовой).

I уровень

Умеет разыгрывать небольшие сказочные
произведения, находить интонационную канву для
передачи речевых особенностей персонажей;
передавать одинаковое эмоциональное состояние
различных сказочных героев. Находить
выразительные движения и уметь
взаимодействовать с другими персонажами.
Проявлять инициативу при создании декораций и
атрибутов, находить предметы для создания
выразительного образа и организации
пространственной среды.

II уровень

Умеет передавать интонацией эмоциональное
состояние героя. Самостоятельно подбирать
выразительные речевые средства при
воспроизведении в конкретном отрывке сказки.
Выбирать наиболее характерные движения
персонажа, передавать присущие ему позы. Активно
участвовать в оформлении места действия,
создавать декорации и реквизиты совместно с
взрослыми. Самостоятельно располагать
декорации, с учетом условий, определенных
литературным текстам.

III уровень

Умеет произносить простые предложения и
отрывки сказочного произведения, моделируя
голосом. Передавать имитационные движения
различных животных и возрастные изменения в
движениях человека. Согласовывать свою речь и
действия с партнером по игре. По предложению
воспитателя помогать ему и старшим детям
раскрашивать и рисовать элементы декорации.
Оформлять место действия отдельными атрибутами.

IV уровень

Умеет произносить простые предложения и
отрывки сказки от лица какого-либо персонажа.
Передавать простые движения, основанные на
подражании животным, взрослому человеку, детям.
Вести диалог от лица сказочного героя.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Использование географических карт сочинение
  • Использование бактерий в жизни человека сочинение
  • Исполняющий обязанности кратко как пишется
  • Исполняют композиции собственного сочинения массовая культура
  • Искусно плетеные кружева как пишется

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии