13. Народная песня и ее использование в творчестве русских композиторов
Творчество композиторов-классиков неразрывно связано с народной песней
В народных песнях отражаются история народа и его повседневная жизнь, сокровенные думы и мечты о счастье. Песня — это душа народа, правдивое зеркало его жизни и быта.
Среди русских народных песен есть трудовые и праздничные, хороводные и плясовые, свадебные и протяжные, ямщицкие и бурлацкие, солдатские, городские песни и частушки.
Композиторы-классики изучали народную песню. Они записывали и обрабатывали мелодии песен. Составляли сборники народных песен. Наиболее известны сборники Балакирева (40 русских народных песен), Римского-Корсакова (100 русских народных песен), Чайковского (50 русских народных песен), Лядова (8 русских народных песен для оркестра).
Многие народные песни нашли вторую жизнь в операх и симфониях, в произведениях для фортепиано и различных ансамблях (Вариации Глинки на русскую народную песню «Среди долины ровныя»; в финале первого фортепианного концерта Чайковского использована украинская песня-веснянка «Выйди, выйди, Иванку»).
Глинка считается первым из русских композиторов, использовавшим в своём творчестве русские темы. Чайковский сравнивает его с жёлудем, из которого выросла русская музыка.
Композиторы всегда и прежде всего обращали внимание на мелодию, как на ведущее начало в музыке. Мелодия — это музыка, главная основа всей музыки, поскольку совершенная мелодия подразумевает и вызывает к жизни своё гармоническое оформление… Мелодическая изобретательность, в высшем смысле этого слова, — главная жизненная цель композитора. Если он неспособен создавать мелодии, имеющие право на длительное существование, — то у него мало шансов на овладение композиторским мастерством.
Песня — живая, говорящая, звучащая о прошедшем летопись.
Гоголь писал «Петербургские записки» под свежим впечатлением от глинкинской оперы «Иван Сусанин».
Глинка первой оперой своей обнаружил новое понимание народной песни как массового непрерывного творчества, проявляющегося по всей стране. Он понял, что народная опера — не попурри из русских песен, а мышление звуками в присущем народу.
Новое главное качество оперной музыки Глинки, отмеченное сразу же наиболее чуткими современниками, заключалось в том, что не от количества набранных в оперу подлинных и притом старинных песен зависело преимущественное впечатление русского национального песенного характера музыки. Музыка по формам и сложению своему звучала как будто общепринято, «по-европейски».
Чем же объяснить ту постоянную глубокую тягу к песенности, которую всегда чувствует каждый русский музыкант и в чем Глинка остался пока еще примером наибольшей полноты вникания? При этом чем глубже песенные мелодии народа, тем они чище в смысле подлинности интонации, т. е. тона, в котором слышна сущность народа и, главным образом, открытость и широта высказывания чувства,— тем они сильнее привлекают к себе.
Наличие этих черт в музыке и дает ей тот призвук русского, который так удивлял иностранцев при первых знакомствах с капитальными выступлениями русских классиков за границей.
В народной песне звучит всей глубиной своей человечность, все пережитое, передуманное и испытанное русским народом. Так поет страна, для которой жизнь была всегда нелегким времяпрепровождением. В протяжной песне состав ее свидетельствует о веках упорной работы. Но главное все-таки в душевном богатстве и глубине чувства песни у народа, чьи раздумья о жизни могли вызвать напевы столь убедительной внутренней силы, столь сдержанно раскрываемой энергии.
Чтобы понять этот мир интонаций в его цельности, лучше всего внимательно вслушаться в музыку.
|
|
Многие народные мелодии, записанные и обработанные композиторами-классиками, нашли вторую жизнь в операх и симфониях, в произведениях для фортепиано и различных ансамблей.
В сочинениях русских композиторов можно найти не только примеры цитирования (то есть точного воспроизведения) народных песен, но и множество мелодий, созданных в народном складе. Песни Леля из оперы Римского-Корсакова «Снегурочка», хор поселян из оперы Бородина «Князь Игорь», многие темы в симфонических произведениях Чайковского, в операх и романсах Глинки, Мусоргского порою очень трудно бывает отличить от народных мелодий.
Одна из наиболее ярких особенностей музыки русских композиторов — распевность и широта мелодий, их выразительность, идущие от народных песен.
Глинка М.И. Вариации на русскую народную песню «Среди долины ровныя».
{mp3remote}https://www.dropbox.com/s/408eq5irlptpz0d/Glinka-Variacii-na-temu-russkuyu-narodnuyu-pesnyu-quotSredi-doliny-rovnyyaquot%28muzofon.com%29.mp3?dl=1{/mp3remote}
Эта лирическая песня была популярна у городского населения. Глинка написал на её основе произведение для фортепиано в форме вариаций.
В народном напеве композитора привлекли плавность и широта мелодии, искренняя теплота чувств. В песне выражено настроение задумчивости, печали.
В начале произведения тема звучит тихо и задушевно, затем к ней присоединяется певучий подголосок. Аккомпанемент напоминает мягкое звучание гитары.
Тема по-разному видоизменяется (варьируется) в каждой из пяти вариаций. Её развитие обогащается виртуозными приёмами фортепианной игры. Медленные и певучие вариации чередуются с быстрыми и энергичными.
Песня Марфы из оперы Мусоргского «Хованщина».
Модест Петрович Мусоргский в своих произведениях часто обращался к русским и украинским песням. Опера «Хованщина» написана на русский исторический сюжет. Среди нескольких замечательных подлинных песенных мелодий в опере звучит известная протяжная лирическая песня «Исходила младёшенька» — очень задушевная, с плавной мелодией, в которой движение по ступеням чередуется с широкими выразительными оборотами.
В опере эту песню поёт Марфа. Народная мелодия помогла композитору создать яркий и глубоко национальный образ русской женщины, способной на глубокие и сильные переживания.
Во всех шести куплетах мелодия остаётся неизменной, зато аккомпанемент различный — варьируется в зависимости от содержания каждого куплета.
Песня Садко с хором из оперы-былины Римского-Корсакова «Садко».
Опера «Садко» написана композитором на сюжет русской былины о новгородском гусляре Садко, который своими песнями покорил грозного Морского царя и принёс богатство и славу родному Новгороду.
Композитор назвал своё произведение оперой-былиной. Подобно неторопливому былинному сказу, развёртывается действие на сцене. Многие мелодии и речитативы оперы очень близки к напевам древних русских былин. Композитор использует и подлинно народные былинные напевы. Например, хор «Высота ли, высота поднебесная» написан на мелодию былины «Соловей Будимерович». Композитор сохранил здесь народные слова. Но характер мелодии былины был изменён. Вместо неторопливого рассказа-повествования речитативного склада, исполняемого одним сказителем в опере напев превратился в хоровую молодецкую песню, энергичную и раздольную.
Народные песни в произведениях П.И. Чайковского.
- Струнный квартет, II часть, песня «Сидел Ваня».
- Первый фортепианный концерт, финал, укр. нар. песня-веснянка «Выйди, выйди, Иваньку».
- Симфония № 2, финал, укр. нар. песня «Журавель».
- https://www.dropbox.com/s/cepozi0r585sf40/Simfoniya_2_do-minor_op.17._IV_-_Finale._Moderato_assai._Allegro_vivo_-_P.I.CHajkovskij_1840-1893_._%28iPlayer.fm%29.mp3?dl=0
- Симфония № 4, финал, русск. нар. песня «Во поле берёза стояла».
- https://www.dropbox.com/s/rzyy8sif4g66pk5/CHajkovskij_Petr_Ilich_-_Simfoniya_4_Or._36_fa_minor_IV_chast_Variacii_na_temu_Vo_pole_beryoza_s_%28iPlayer.fm%29.mp3?dl=0
Вопросы:
1. Каким образом русские композиторы доносили до слушателей записанные ими народные мелодии?
2. Что означает «Цитирование народных песен»?
3. Приведи примеры произведений, созданных композиторами в народном складе.
4. Что является одной из ярких особенностей музыки русских композиторов-классиков?
5. Расскажи о каждом из прослушанных произведений.
6. Мелодии каких народных песен и в каких произведениях использовал П.И. Чайковский?
Будет правильно начать со слов Д.Б. Кабалевского, который сказал, что «Народная песня, как сказочный источник живой воды, давала композиторам силу и вдохновение, учила их красоте и мастерству, учила любить жизнь и человека».
Классическая музыка тесно связана с народной. Народными напевами питалась и русская музыкальная классика. На творчество русских композиторов народные лирические песни оказали сильное влияние. Композиторы широко пользовались лирическими мелодиями бытовавших народных песен, обрабатывали их. Нередко, мелодия, рождённая фантазией композитора, напоминала народную. Русские композиторы любили лирическую песню, учились у неё, воспевали её красоту в своих шедеврах.
История русской классической музыки начинается с творчества М.И.Глинки. Глинка вошел в историю музыкальной культуры не только как великий композитор, но и основоположник национального стиля, народности в русской музыке.
Современное ему аристократическое общество с пренебрежением относилось к фольклорным песням, усматривая в них порождение грубой, неотесанной фантазии простолюдинов. Бросив вызов подобным предубеждениям, композитор проявил и творческую смелость, и подлинное новаторство. Воплотив в своих произведениях дух и интонации крестьянской песни, Глинка поднял ее на ступень высокого искусства, показал ее изумительную красоту и мощь.
К его лучшим произведениям, написанным на фольклорной основе, принадлежит симфоническая фантазия «Камаринская», в которой, по словам композитора П. И. Чайковского, «подобно тому, как весь дуб в желуде» заключена вся русская симфоническая школа. Глинке говорил, что «народ пишет музыку, а мы, композиторы, ее только аранжируем». Композитор слушал песни в исполнении крестьян, «проникался их неповторимым строем». Примеры – фрагменты оперы «Иван Сусанин» (песня Вани из III действия «Как мать убили у малого птенца…»; ария Сусанина из III действия «Ты взойдёшь, моя заря»).
М.И. Глинка. Ария Ивана Сусанина «Ты взойдешь, моя заря» из оперы «Иван Сусанин»
По «фольклорному» пути, проложенному Глинкой, устремились и другие выдающиеся русские композиторы: А. П. Бородин, М. П. Мусоргский, П. И. Чайковский. Н. А. Римский-Корсаков, С.В. Рахманинов. Некоторые из них создавали блестящие обработки народных песен, другие же — украшали фольклорными напевами свои сочинения.
А.П. Бородин. Опера «Князь Игорь». «Ты одна, голубка-Лада, Ты одна винить не станешь, Сердцем чутким всё поймёшь ты…»)
А.П. Бородин продолжает традиции М.И.Глинки. Яркий пример использования лирики в творчестве – фрагмент лирической мелодии II раздела оперы «Князь Игорь» («Ты одна, голубка-Лада, Ты одна винить не станешь, Сердцем чутким всё поймёшь ты…»). А.А.Римский – Корсаков утверждает в классической музыке народные тексты и мелодии. Нередко композитор сочиняет «в жанре народных протяжных напевов». Пример – песня Садко «Ой ты, тёмная дубравушка» из оперы «Садко». Выразительная мелодия песни содержит распевы, свойственные народным лирическим песням.
П.И. Чайковский «Анданте кантабиле» из Струнного квартета №1
В жанре народных протяжных напевов создаёт произведения и П.И.Чайковский. Когда кто-то слышит романс Чайковского, на стихи И.Сурикова «Я ли в поле да не травушка была…» впервые, он нередко принимает его за народную песню. Народная песня в произведениях П.И. Чайковского – «частая гостья».
П.И. Чайковский. Симфония №4 — финал
Так, например, в финале 1-й и 4-й симфоний Чайковского звучат русские песни «Цвели цветики» и «Во поле береза стола». Можно вспомнить его Andante cantabile из «Струнного квартета №1», где основной темой является песня «Сидел Ваня», романс «Я ли в поле да не травушка была…», украинскую песню «Выйди,
выйди, Иваньку» в финале Первого фортепианного концерта композитора.
С.В. Рахманинов. Концерт № 3 для фортепиано (исп. Ван Клиберн)
В замечательном 3-м концерте для ф-но с оркестром С.В.Рахманинова фортепиано, как солист, просто и тихо запевает свою мелодию, которую затем, как хор, подхватывает оркестр. «Я хотел, — писал Рахманинов, — спеть мелодию на фортепиано, как поют её певцы».
Можно перечислить черты русской лирической песни – широкая распевность, загадки символов, гибкость и красота музыкального языка. Те же черты — выразительность, распевность, созвучие голосов и инструментальных мелодий — присутствуют в музыке русских композиторов.
Народные мелодии, можно сказать, лежат в основе многих произведений композиторов-классиков. Поэтому можно с большой долей вероятности предположить, что люди, любящие народную музыку – любят и классическую, и наоборот. Охватить полностью тему использования русских народных песен и мелодий в творчестве композиторов-классиков невозможно, так она обширна.
Пост автора не является уроком по данной теме, но все же, для желающих закрепить материал можно обратиться по ссылке.
Д.Б. Кабалевский сказал, что «Народная песня, как сказочный источник живой воды, давала композиторам силу и вдохновение, учила их красоте и мастерству, учила любить жизнь и человека».
Русская народная песня — сокровищница песенного творчества, «образец правды и красоты», бесценное достояние русского народа, являющегося представителем России, а значит выразителем её интересов, истории и культуры. Русская народная песня — это исповедь славянского народа о России, ее великом прошлом, настоящем и будущем.
Народными напевами питалась и русская музыкальная классика. На творчество русских композиторов народные лирические песни оказали сильное влияние. Композиторы широко пользовались лирическими мелодиями бытовавших народных песен, обрабатывали их. Нередко, мелодия, рождённая фантазией композитора, напоминала народную. Русские композиторы любили лирическую песню, учились у неё, воспевали её красоту в своих шедеврах.
Простые песенные напевы в сочинениях композиторов нередко превращаются в богато украшенные оркестровые мелодии, а главные признаки русской народной песни «проникают» во всё творчество русских композиторов.
Если о какой – то песне говорят, что она стала народной – это самая высокая оценка песни или инструментальной музыки. Творчество композиторов тесно связано с народной песней , мотивом . Композиторы часто использовали в своих произведениях народные песни .
Народная песня, и шире весь музыкальный фольклор, это основа профессионального композиторского творчества.
История русской классической музыки начинается с творчества М.И.Глинки. Глинка вошел в историю музыкальной культуры не только как великий композитор, но и основоположник национального стиля, народности в русской музыке.
«Создаёт музыку народ, а мы, художники, её только аранжируем (перекладываем музыку, украшаем)», — сказал когда – то М.И. Глинка.
Во многих произведениях русских композиторов мы слышим напевы народных песен, ритмы танцев. И вся без исключения русская музыка проникнута почерпнутыми из родного фольклора интонациями, мельчайшими оборотами, которые и создают отличие одной национальной музыкальной культуры от другой.
Народная музыка, народные сказки, былины, сказания легли в основу многих произведений великих композиторов.
На уроках музыки, начиная с 1 класса учащиеся слушают русские народные песни , танцы , сами исполняют обрядовые песни , частушки.
Музыкальное наследие русского композитора П.И. Чайковского основано на русской народной песенности.
В Концерте №1 для фортепиано с оркестром П. Чайковского в главной теме звучит мелодия народной песни . Звучат духовые и струнно- смычковые , затем главную тему играет фортепиано . Для музыки Чайковского характерна напевность , которая взята из народных мелодий .
В финале 1-й и 4-й симфоний Чайковского звучат русские песни «Цвели цветики» и «Во поле береза стола».
К лучшим произведениям М.И. Глинки написанным на фольклорной основе, принадлежит симфоническая фантазия «Камаринская», в которой, по словам композитора П. И. Чайковского, «подобно тому, как весь дуб в желуде» заключена вся русская симфоническая школа. Глинке говорил, что «народ пишет музыку, а мы, композиторы, ее только аранжируем». Композитор слушал песни в исполнении крестьян, «проникался их неповторимым строем». Примеры – фрагменты оперы «Иван Сусанин» (песня Вани из III действия «Как мать убили у малого птенца…»; ария Сусанина из III действия «Ты взойдёшь, моя заря»).
Особое место занимает русская песня в творчестве русского композитора А. П. Бородина , который продолжал традиции М.И.Глинки.
Яркий пример использования лирики в творчестве – фрагмент лирической мелодии II раздела оперы -«Ты одна, голубка-Лада, Ты одна винить не станешь, Сердцем чутким всё поймёшь ты..».
Увертюра» и тема князя Игоря звучит в выдержанных тонах , мелодии спокойные и плавные , очень образно изобразил врага — войско половцев –
«Половецкие пляски» и «Марш» стали незабываемыми и яркими .
«А. П. Бородин был и лучшим симфонистом , его симфония № 2 – «Богатырская» — получила название после фестиваля , который проходил в Брюсселе . Тема — интересная и запоминающая .
Другим ярким представителем русских композиторов является
Н. А. Римский -Корсаков . В своих симфонических произведениях и операх , композитор использует мелодии разного характера : Это белочка , в опере «Сказка о царе Салтане» , используется мелодия русской народной мелодии «Во Саду ли , в огороде» .
В опере «Золотой петушок» звучит тема царя и шествие войска на войну .Композитор так же использовал русские мотивы . Опера – сказка «Снегурочка» (песни Леля, каждая как бы соткана из народных напевов. Именно эти песни и пастушьи наигрыши Леля согрели холодное сердце Снегурочки, наполнили его любовью)
Песня Садко «Ой ты, тёмная дубравушка» из оперы «Садко». Выразительная мелодия песни содержит распевы, свойственные народным лирическим песням.
В замечательном 3-м концерте для фортепиано с оркестром С.В.Рахманинова фортепиано, как солист, просто и тихо запевает свою мелодию, которую затем, как хор, подхватывает оркестр. «Я хотел, — писал Рахманинов, — спеть мелодию на фортепиано, как поют её певцы».
М. Мусоргский опера «Хованщина» — в опере звучат мелодии, очень похожие на народные, и подлинные русские народные песни.
С. С. Прокофьев: хор из кантаты- «Вставайте, люди русские…» ,в опере «Повесть о настоящем человеке» звучит русская народная песня «Зелёная рощица».
В кинофильмах и мультфильмах режиссёры используют народные мелодии, ритмы, песни, но уже трактуя их в современных ритмах .
Кф «Мы из будущего»
М/ф «Алёша Попович и Тугарин змей»
Народные мелодии лежат в основе многих произведений композиторов-классиков. Поэтому можно с большой долей вероятности предположить, что люди, любящие народную музыку – любят и классическую, и наоборот.
Источники:
1. http://nsportal.ru/ap/library/muzykalnoe-tvorchestvo
2. http://www.reffine.com/referatshow
Статья «»Народная музыка в творчестве русских композиторов» Из опыта работы учителя музыки»
Трушина Светлана Юрьевна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная казачья школа
Забайкальский край, Нерчинский район, с. Знаменка
«Народная музыка в творчестве русских композиторов»
Д.Б. Кабалевский сказал, что «Народная песня, как сказочный источник живой воды, давала композиторам силу и вдохновение, учила их красоте и мастерству, учила любить жизнь и человека».
Русская народная песня — сокровищница песенного творчества, «образец правды и красоты», бесценное достояние русского народа, являющегося представителем России, а значит выразителем её интересов, истории и культуры. Русская народная песня — это исповедь славянского народа о России, ее великом прошлом, настоящем и будущем.
Народными напевами питалась и русская музыкальная классика. На творчество русских композиторов народные лирические песни оказали сильное влияние. Композиторы широко пользовались лирическими мелодиями бытовавших народных песен, обрабатывали их. Нередко, мелодия, рождённая фантазией композитора, напоминала народную. Русские композиторы любили лирическую песню, учились у неё, воспевали её красоту в своих шедеврах.
Простые песенные напевы в сочинениях композиторов нередко превращаются в богато украшенные оркестровые мелодии, а главные признаки русской народной песни «проникают» во всё творчество русских композиторов.
Если о какой – то песне говорят, что она стала народной – это самая высокая оценка песни или инструментальной музыки. Творчество композиторов тесно связано с народной песней , мотивом . Композиторы часто использовали в своих произведениях народные песни .
Народная песня, и шире весь музыкальный фольклор, это основа профессионального композиторского творчества.
История русской классической музыки начинается с творчества М.И.Глинки. Глинка вошел в историю музыкальной культуры не только как великий композитор, но и основоположник национального стиля, народности в русской музыке.
«Создаёт музыку народ, а мы, художники, её только аранжируем (перекладываем музыку, украшаем)», — сказал когда – то М.И. Глинка.
Во многих произведениях русских композиторов мы слышим напевы народных песен, ритмы танцев. И вся без исключения русская музыка проникнута почерпнутыми из родного фольклора интонациями, мельчайшими оборотами, которые и создают отличие одной национальной музыкальной культуры от другой.
Народная музыка, народные сказки, былины, сказания легли в основу многих произведений великих композиторов.
На уроках музыки, начиная с 1 класса учащиеся слушают русские народные песни , танцы , сами исполняют обрядовые песни , частушки.
Музыкальное наследие русского композитора П.И. Чайковского основано на русской народной песенности.
В Концерте №1 для фортепиано с оркестром П. Чайковского в главной теме звучит мелодия народной песни . Звучат духовые и струнно- смычковые , затем главную тему играет фортепиано . Для музыки Чайковского характерна напевность , которая взята из народных мелодий .
В финале 1-й и 4-й симфоний Чайковского звучат русские песни «Цвели цветики» и «Во поле береза стола».
К лучшим произведениям М.И. Глинки написанным на фольклорной основе, принадлежит симфоническая фантазия «Камаринская», в которой, по словам композитора П. И. Чайковского, «подобно тому, как весь дуб в желуде» заключена вся русская симфоническая школа. Глинке говорил, что «народ пишет музыку, а мы, композиторы, ее только аранжируем». Композитор слушал песни в исполнении крестьян, «проникался их неповторимым строем». Примеры – фрагменты оперы «Иван Сусанин» (песня Вани из III действия «Как мать убили у малого птенца…»; ария Сусанина из III действия «Ты взойдёшь, моя заря»).
Особое место занимает русская песня в творчестве русского композитора А. П. Бородина , который продолжал традиции М.И.Глинки.
Яркий пример использования лирики в творчестве – фрагмент лирической мелодии II раздела оперы -«Ты одна, голубка-Лада, Ты одна винить не станешь, Сердцем чутким всё поймёшь ты..».
Увертюра» и тема князя Игоря звучит в выдержанных тонах , мелодии спокойные и плавные , очень образно изобразил врага — войско половцев – «Половецкие пляски» и «Марш» стали незабываемыми и яркими .
«А. П. Бородин был и лучшим симфонистом , его симфония № 2 – «Богатырская» — получила название после фестиваля , который проходил в Брюсселе . Тема — интересная и запоминающая .
Другим ярким представителем русских композиторов является Н. А. Римский -Корсаков . В своих симфонических произведениях и операх , композитор использует мелодии разного характера : Это белочка , в опере «Сказка о царе Салтане» , используется мелодия русской народной мелодии «Во Саду ли , в огороде» .
В опере «Золотой петушок» звучит тема царя и шествие войска на войну .Композитор так же использовал русские мотивы . Опера – сказка «Снегурочка» (песни Леля, каждая как бы соткана из народных напевов. Именно эти песни и пастушьи наигрыши Леля согрели холодное сердце Снегурочки, наполнили его любовью)
Песня Садко «Ой ты, тёмная дубравушка» из оперы «Садко». Выразительная мелодия песни содержит распевы, свойственные народным лирическим песням.
В замечательном 3-м концерте для фортепиано с оркестром С.В.Рахманинова фортепиано, как солист, просто и тихо запевает свою мелодию, которую затем, как хор, подхватывает оркестр. «Я хотел, — писал Рахманинов, — спеть мелодию на фортепиано, как поют её певцы».
М. Мусоргский опера «Хованщина» — в опере звучат мелодии, очень похожие на народные, и подлинные русские народные песни.
С. С. Прокофьев: хор из кантаты- «Вставайте, люди русские…» ,в опере «Повесть о настоящем человеке» звучит русская народная песня «Зелёная рощица».
В кинофильмах и мультфильмах режиссёры используют народные мелодии, ритмы, песни, но уже трактуя их в современных ритмах .
Кф «Мы из будущего»
М/ф «Алёша Попович и Тугарин змей»
Народные мелодии лежат в основе многих произведений композиторов-классиков. Поэтому можно с большой долей вероятности предположить, что люди, любящие народную музыку – любят и классическую, и наоборот.
Использованный источники:
1. nsportal.ru/ap/library/muzykalnoe-tvorchestvo
2. www.reffine.com/referatshow
Народная музыка в творчестве русских композиторов»
Д.Б. Кабалевский сказал, что «Народная песня, как сказочный источник живой воды, давала композиторам силу и вдохновение, учила их красоте и мастерству, учила любить жизнь и человека».
Русская народная песня — сокровищница песенного творчества, «образец правды и красоты», бесценное достояние русского народа, являющегося представителем России, а значит выразителем её интересов, истории и культуры. Русская народная песня — это исповедь славянского народа о России, ее великом прошлом, настоящем и будущем.
Народными напевами питалась и русская музыкальная классика. На творчество русских композиторов народные лирические песни оказали сильное влияние. Композиторы широко пользовались лирическими мелодиями бытовавших народных песен, обрабатывали их. Нередко, мелодия, рождённая фантазией композитора, напоминала народную. Русские композиторы любили лирическую песню, учились у неё, воспевали её красоту в своих шедеврах.
Простые песенные напевы в сочинениях композиторов нередко превращаются в богато украшенные оркестровые мелодии, а главные признаки русской народной песни «проникают» во всё творчество русских композиторов.
Если о какой – то песне говорят, что она стала народной – это самая высокая оценка песни или инструментальной музыки. Творчество композиторов тесно связано с народной песней, мотивом. Композиторы часто использовали в своих произведениях народные песни.
Народная песня, и шире весь музыкальный фольклор, это основа профессионального композиторского творчества.
История русской классической музыки начинается с творчества М.И.Глинки. Глинка вошел в историю музыкальной культуры не только как великий композитор, но и основоположник национального стиля, народности в русской музыке.
«Создаёт музыку народ, а мы, художники, её только аранжируем (перекладываем музыку, украшаем)», — сказал когда – то М.И. Глинка.
Во многих произведениях русских композиторов мы слышим напевы народных песен, ритмы танцев. И вся без исключения русская музыка проникнута почерпнутыми из родного фольклора интонациями, мельчайшими оборотами, которые и создают отличие одной национальной музыкальной культуры от другой.
Народная музыка, народные сказки, былины, сказания легли в основу многих произведений великих композиторов.
На уроках музыки, начиная с 1 класса учащиеся слушают русские народные песни, танцы, сами исполняют обрядовые песни, частушки.
Музыкальное наследие русского композитора П.И. Чайковского основано на русской народной песенности.
В Концерте №1 для фортепиано с оркестром П. Чайковского в главной теме звучит мелодия народной песни. Звучат духовые и струнно- смычковые, затем главную тему играет фортепиано. Для музыки Чайковского характерна напевность, которая взята из народных мелодий.
В финале 1-й и 4-й симфоний Чайковского звучат русские песни «Цвели цветики» и «Во поле береза стола».
К лучшим произведениям М.И. Глинки написанным на фольклорной основе, принадлежит симфоническая фантазия «Камаринская», в которой, по словам композитора П. И. Чайковского, «подобно тому, как весь дуб в желуде» заключена вся русская симфоническая школа. Глинке говорил, что «народ пишет музыку, а мы, композиторы, ее только аранжируем». Композитор слушал песни в исполнении крестьян, «проникался их неповторимым строем». Примеры – фрагменты оперы «Иван Сусанин» (песня Вани из III действия «Как мать убили у малого птенца…»; ария Сусанина из III действия «Ты взойдёшь, моя заря»).
Особое место занимает русская песня в творчестве русского композитора А. П. Бородина, который продолжал традиции М.И.Глинки.
Яркий пример использования лирики в творчестве – фрагмент лирической мелодии II раздела оперы -«Ты одна, голубка-Лада, Ты одна винить не станешь, Сердцем чутким всё поймёшь ты.».
Увертюра» и тема князя Игоря звучит в выдержанных тонах, мелодии спокойные и плавные, очень образно изобразил врага — войско половцев –
«Половецкие пляски» и «Марш» стали незабываемыми и яркими.
«А. П. Бородин был и лучшим симфонистом, его симфония № 2 – «Богатырская» — получила название после фестиваля, который проходил в Брюсселе. Тема — интересная и запоминающая.
Другим ярким представителем русских композиторов является
Н. А. Римский -Корсаков. В своих симфонических произведениях и операх, композитор использует мелодии разного характера : Это белочка, в опере «Сказка о царе Салтане», используется мелодия русской народной мелодии «Во Саду ли, в огороде».
В опере «Золотой петушок» звучит тема царя и шествие войска на войну.Композитор так же использовал русские мотивы. Опера – сказка «Снегурочка» (песни Леля, каждая как бы соткана из народных напевов. Именно эти песни и пастушьи наигрыши Леля согрели холодное сердце Снегурочки, наполнили его любовью)
Песня Садко «Ой ты, тёмная дубравушка» из оперы «Садко». Выразительная мелодия песни содержит распевы, свойственные народным лирическим песням.
В замечательном 3-м концерте для фортепиано с оркестром С.В.Рахманинова фортепиано, как солист, просто и тихо запевает свою мелодию, которую затем, как хор, подхватывает оркестр. «Я хотел, — писал Рахманинов, — спеть мелодию на фортепиано, как поют её певцы».
М. Мусоргский опера «Хованщина» — в опере звучат мелодии, очень похожие на народные, и подлинные русские народные песни.
С. С. Прокофьев: хор из кантаты- «Вставайте, люди русские…»,в опере «Повесть о настоящем человеке» звучит русская народная песня «Зелёная рощица».
В кинофильмах и мультфильмах режиссёры используют народные мелодии, ритмы, песни, но уже трактуя их в современных ритмах.
Кф «Мы из будущего»
М/ф «Алёша Попович и Тугарин змей»
Народные мелодии лежат в основе многих произведений композиторов-классиков. Поэтому можно с большой долей вероятности предположить, что люди, любящие народную музыку – любят и классическую, и наоборот.
Использованный источники:
1. http://nsportal.ru/ap/library/muzykalnoe-tvorchestvo
2. http://www.reffine.com/referatshow
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
«Народная песня, как сказочный источник живой воды, давала композиторам силу и вдохновение, учила их красоте и мастерству, учила любить жизнь и человека», — сказал Д.Б. Кабалевский.
Классики русской музыки любили народный фольклор, широко использовали его. Именно поэтому, часто, в мелодиях рожденных фантазией композитора, мы слышим отголоски народной музыки.
История русской классической музыки начинается с творчества М.И.Глинки, который вошел в историю музыкальной культуры не только как великий композитор, но и основоположник национального стиля, народности в русской музыке. По «фольклорному» пути, проложенному им, устремились и другие выдающиеся русские композиторы. Некоторые из них создавали блестящие обработки народных песен, другие же — украшали фольклорными напевами свои сочинения. Остановимся более подробно на выдающихся композиторах 20 века.
Сергея Рахманинова,бесспорно, можно считать прямым «наследником» русских композиторов XIX века, в первую очередь, Петра Чайковского. И его отношение к фольклору во многом перекликается с отношением Чайковского к самобытному творчеству народных музыкантов. Примеров обращения к конкретным фольклорным источникам в творчестве Рахманинова известно не так уж много. В основном это обработки народных мелодий.
Первое обращение Рахманинова к фольклору относится к 1891 году, когда появилась его гармонизация бурлацкой песни «Во всю-то ночку темную» для пения с фортепиано. Три года спустя композитором были созданы шесть пьес для фортепиано в четыре руки: в пьесе № 3 использована мелодия той же бурлацкой песни («Во всю-то ночку темную»), называется «Русская песня», а в пьесе № 6 «Слава» Рахманинов использовал широко известную тему подблюдной песни. Можно сказать, что этот фортепианный цикл является первым примером свободного претворения фольклорного тематизма в творчестве Рахманинова. Более чем через двадцать пять лет состоялось еще одно обращение композитора к народным мелодиям в авторском сочинении в «Трех русских песнях» для оркестра и хора, в котором он использовал следующие песни: «Через речку, речку быстру», «Ах, ты, Ванька» и «Белилицы, румяницы вы мои».
Рахманинов четко выделяет два принципа, которым он следует в тех или иных творческих обращениях к фольклору: первый принцип он называл «прямой пересадкой», а второй принцип — переосмыслением первоисточника.
Творчество Сергея Прокофьевав меньшей степени связано с народной музыкой, хотя у него тоже имеются фольклорные цитаты. Например, в финале выдающегося произведения Симфонии — концерте для виолончели с оркестром ми минор проводится мелодия украинской народной песни «Бывайте здоровы, живите богато». Известны также прокофьевские «Увертюра на еврейские темы» для кларнета, двух скрипок, альта, виолончели и фортепиано, написанная по заказу еврейских музыкантов, «Русская увертюра» для оркестра, Струнный квартет № 2 фа мажор, написанный на кабардинские темы, а в балете «Сказ о Каменном цветке» композитор использовал песни народов Урала. В качестве широко известного примера влияния фольклора на музыку Прокофьева принято называть его кантату «Александр Невский» и, в особенности, IV ее часть («Вставайте, люди русские»), средний раздел которой («На Руси родной, на Руси большой») интонационно связан с протяжными солдатскими песнями.
Дмитрий Шостакович в своем творчествеобращался как к русскому, так и к еврейскому фольклору. Русская народная песенность стала привлекать внимание композитора, в основном, в зрелый и поздний периоды творчества: Второй фортепианный концерт фа мажор, где главная тема II части, побочная партия I части интонационно весьма близки русским мелодиям. Многие его песни, безусловно, связаны с русским песенным фольклором.
Характерная особенность целого ряда произведений Шостаковича — цитирование русских революционных песен. Так, важнейшее значение имеют «революционные» цитаты в Одиннадцатой симфонии соль минор, где звучат «Варшавянка», «Вы жертвою пали». К этому же ряду произведений относятся и «Десять поэм на слова русских революционных поэтов» для смешанного хора a cappella.
Из пятнадцати симфоний Шостаковича с фольклором связаны в наибольшей степени две, относящиеся к зрелому периоду творчества: вышеупомянутая Одиннадцатая и Тринадцатая симфонии си бемоль минор. Исследователи отмечают, что в I части Тринадцатой симфонии («Бабий Яр») имеется сильно трансформированная цитата русской песни «Ах, вы сени, мои сени» — но в весьма своеобразном контексте: она трактуется здесь как тема «разгула злых сил».
Еще одна важнейшая особенность фольклорной стороны творчества Шостаковича — неоднократное его обращение к еврейскому фольклору. Интересно, что впервые цитата еврейской мелодии появилась в I части Первого фортепианного концерта: композитор проводит здесь (в качестве гротескного образа) известную одесскую песенку «Как шумно было в доме Шнеерсона». Обращается он к еврейской музыке во Втором фортепианном трио, посвященном памяти И. Соллертинского. Цитата из еврейской музыки есть и в вышеупомянутой Тринадцатой симфонии Шостаковича.
Список литературы:
-
Арановский М. Пятнадцатая симфония Д. Шостаковича и некоторые вопросы музыкальной семантики // Вопросы теории и эстетики музыки. Л.: Музыка. Лен. отд., 1977.
-
Асафьев Б. Русская музыка XIX и начала XX века. 2-е изд. -JL: Музыка, 1979.
-
Белоненко А. Образы и черты стиля современной русской музыки 60-70-х годов для хора a cappella // Вопросы теории и эстетики музыки.-Л.: Музыка. Лен. отд., 1977.
-
Белорусец И. Композиторы и фольклор // Советская музыка. 1971.
-
Боганова Т. Национально-русские традиции в музыке С.С.Прокофьева. М.: Сов. композитор, 1961.