ГБОУ ЛНР
«БЕЛОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ «КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ»
ИМЕНИ НИКОЛАЯ РУДЕНКО ЛУТУГИНСКОГО РАЙОНА»
Исследовательская
работа на тему:
Что сближает сказку А.С.Пушкина «О царе Салтане» с народной
волшебной сказкой.
Подготовил
ученик 3 – Б класса
Саевич Максим
Руководитель
Ярута Галина Владимировна
2017
Содержание
І. Введение
ІІ. Основная
часть
1.
Какие
бывают сказки?
2.
Кто мог
сочинить волшебные сказки ?
3.
Чем
отличается фантастическая сказка от других сказок?
4.
Сравнение
сказки А.С.Пушкина и русских народных сказок.
5.
Путешествие
в бочке.
6.
Пословицы
к тексту.
ІІІ. Заключение
ІV.Литература
Введение
Мне нравится сказка
А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане, о
сыне его славном и могучем богатыре
князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной
Царевне Лебеди». Поэтому я решил больше узнать о ней. Меня
заинтересовало, насколько она похожа на русские народные сказки и может ли
существовать такой остров и где он находится.
Актуальность работы:
проводить параллель между сказками Пушкина и
русскими народными сказками, поиск доказательств народности сказок А.С.Пушкина
Цель работы : узнать, что сближает сказку Пушкина с народной
сказкой.
Задачи исследования:
1.
Изучить
биографию А.С.Пушкина.
2.
Собрать
информацию о фантастических сказках.
3.
Сопоставить
народные сказки и сказку Пушкина.
4.
Проследить
предполагаемый маршрут бочки.
5.
Подобрать
пословицы к сказке.
Методы работы:
Ещё
раз, более внимательно перечитать художественное произведение;
Найти
информацию в библиотеке и в Интернете.
Практическая
значимость
Собранный материал
может быть использован на уроках литературного чтения.
Основная
часть
1. Какие бывают сказки?
Сначала
мы с мамой изучили биографию А.С.Пушкина. Александр Сергеевич Пушкин родился 6
июня 1799 года в Москве в семье отставного военного. Он рос упрямым,
неповоротливым и не похожим на других ребёнком. В семье воспитанием мальчика
занимались две женщины: его бабушка — Мария Александровна Ганнибал и няня —
отпущенная на волю крестьянка Арина Радионовна. Они рассказывали ему сказки,
познакомили с Кащеем и добрыми волшебниками и злыми колдунами. Пушкин любил
слушать песенки, стишки русского народа, истории о своих предках. Обучением
мальчика занимались французские гувернанты. они обучали танцам, французскому,
арифметике, истории и другим наукам. Ещё на уроках литературного чтения я
узнал, что сказки бывают народные и авторские.
Сказка о царе Салтане авторская и конечно волшебная,
фантастическая.
2. Кто же мог сочинить волшебную сказку?
В далеком прошлом это были те люди, которые
много путешествовали, а потому немало повидали и услышали. Они сказывали о том,
что нового узнали. Затем эти рассказы постепенно видоизменялись, привносился
дух фантастичности. Со временем их повествования становились сказками для
детей. То, что прадеды считали былью, превращалось в легенду.
3.
Чем отличается
фантастическая сказка от других сказок ?
В фантастической
сказке действуют необыкновенные фантастические герои, добро и правда побеждают
тьму, зло и ложь. Герой волшебной сказки – мужественный, бесстрашный. Он преодолевает все препятствия на своем
пути, одерживает победу.
Положительному герою
всегда помогают другие сказочные персонажи. ды, завоевывает свое счастье.
Рядом с основными
героями в волшебной сказке всегда чудесные помощники: Серый
волк, Сивка-Бурка, Объедало, Опивало, Дубыня и Усыня и др.
Противники
положительных героев – темные силы, страшные чудовища.
Они жестоки, коварны
и алчны. Кащей Бессмертный, Баба Яга, Лихо одноглазое, Змей
Горыныч.
В волшебных сказках
троекратно повторяются эпизоды. (Загадывают три загадки, задают три задания)
Обязательным элементом народной сказки является
необычная концовка. Шуточная или
ироническая она подчеркивает условность
рассказываемого и возвращает слушателя в
реальность: «Я там был, мед-пиво пил,
по усам текло, да в рот не
попадало», «Сказка вся, больше врать
нельзя» и т.п.
4.
Похожи
ли народные сказки и сказки Пушкина.
В сказке А.С.Пушкина
тоже есть положительные персонажи.
Это: князь
Гвидон. царица, Царевна Лебедь.
Чудесные помощники:
тридцать три богатыря, белка с изумрудными орешками.
Противники
положительных героев: ткачиха, повариха, сватья баба
Бабариха, коршун.
Волшебство тоже
происходит. Князь Гвидон разговаривает с волной и она его слушается, Лебедь
превращает князя в комара, муху, шмеля, подводой живут тридцать три богатыря.
Троекратно
повторяются эпизоды.
Три раза купцы
проезжали мимо острова Буяна, трижды князь Гвидон превращался в насекомое.
А вот концовка сказки отличается от народной. Царь Салтан
помиловал повариху, ткачиху и сватью бабу
Бабариху.
Он не стал
их наказывать.
(Царь для радости
такой
Отпустил всех трех домой.)
5.
Предполагаемый
маршрут бочки.
Изучив в интернете
немало статей я решил, если А.С.Пушкин русский поэт, то и описывает события
происходившие в России. Так как царица с ребёнком в бочке не замёрзла, я
исключил северные моря. Я предполагаю, что бочку с царицей и ребёнком
выбросили в Азовское мое. Она проплыла через Керчь и попала в Чёрное море.
Проплыла через Феодосию и её выбросило в Судаке. Вывод: остров Буян находится
где-то в Чёрном море.
6.
Какие
пословицы подходят к сказке?
Где счастье
плодится, там и зависть родится.
Завистливый своих двух глаз не пожалеет.
Сколько верёвочке не виться, всё равно конец будет.
Заключение
Изучив сказку
А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане, о
сыне его славном и могучем богатыре
князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной
Царевне Лебеди» я пришёл к выводу, что она очень похожа по
строению на русскую народную сказку. Я думаю что похожие сказки рассказывала
Пушкину его няня. А то что в своей сказке Пушкин решил никого не наказывать
это желание автора. Я думаю что главный
смысл «Сказки о царе Салтане» состоит в том, что правда всегда открывается,
рано или поздно. А добро торжествует над злом и черной завистью. Сказка учит
быть находчивым, целеустремленным и, вместе с тем, добрым и отзывчивым.
Литература
Интернет источники
1. https://deti-online.com/skazki/skazki-pushkina/skazka-o-care-saltane/
2.
https://sibac.info/shcoolconf/science/xix/43072
3.
https://znanija.com › 1 — 4 классы ›
Литература
4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Сказка_о_царе_Салтане
5.
https://www.proza.ru/2013/06/16/1417
Западное управление министерства образования и науки Самарской области
Окружной конкурс проектов младших школьников «Гулливер»
СЕКЦИЯ
Литература
НАЗВАНИЕ РАБОТЫ
«Роль бочки в сказке А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…»
Выполнила:
Кулагина Эвелина,
учащаяся__3_ класса
ГБОУ СОШ с.Старая Рачейка, м.р. Сызранский
Руководитель работы:
Кулагина Наталья Александровна,
учитель начальных классов
г. Сызрань, 2012 г.
Содержание
Стр.
1.Введение 3
2.Образ бочки в литературных источниках:
- определение слова «бочка» в словарях; 4
- бочка в различных литературных источниках; 4
- анкетирование учащихся 5
3.Заключение 6
4.Список литературы 7
Приложение 1 «Анкета для учащихся» 8
Приложение 2 «Образ бочки в различных источниках» 9
Введение
На уроках литературного чтения мы познакомились со «Сказкой о царе Салтане…» А.С.Пушкина. Меня поразило наказание, выбранное для несчастной царицы, незаслуженно оклеветанной завистливыми сестрами:
«И царицу в тот же час
В бочку с сыном посадили,
Засмолили, покатили
И пустили в Окиян –
Так велел-де царь Салтан»
Мне стало интересно, бочка для наказания – это случайный образ или где-то такой же образ бочки — наказания уже использовался.
Цель исследования – выявить, какой это образ: случайный или традиционный, какие истоки имеет (реальные или волшебные).
Задачи:
- работа с определением понятия «бочка» в разных словарях;
- нахождение образа бочки в литературных источниках;
- анкетирование учащихся;
- выводы по теме.
Объект исследования – бочка в мифах, народных сказках, пушкинской «Сказке о царе Салтане…».
Методы исследования: внимательное чтение, сопоставление источников, анкетирование.
Предмет исследования – бочка и ее назначение.
Перспектива: в дальнейшем данный материал можно использовать на уроках литературного чтения и во внеклассной работе по предмету.
Образ бочки в литературных источниках
Определение слова «бочка» в словарях
Я решила посмотреть значение слова «бочка» в различных словарях.
- В словаре Н.М. Шанского , Т.А. Бобровой «бочка» — общеславянское, уменьшительно-ласкательное, округлый сосуд с изогнутыми сторонами;
- В словаре В.И. Даля «бочка» — вязаная, обручная деревянная посудина ….;
- В словаре С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой «бочка» – деревянное, обтянутое обручами, или металлическое цилиндрическое вместилище с двумя днищами и с несколько выгнутыми боками; старая русская мера жидкостей, равная сорока ведрам (около 490 литров).
Бочка в различных литературных источниках /Приложение 2/
Первое упоминание о прообразе бочки я нашла в Библии, когда мать, спасая младенца Моисея, помещает его в корзину и опускает корзину в реку.
Еще одно из упоминаний бочки я нашла в описании жизни царя Саргона. Его бедная мать, тайно родила, посадила в ящичек из тростника, закрыла дверцы земляной смолой и передала реке.
В мифах древних славян прообразом бочки является «избушка на курьих ножках», где проводились священные обряды. Избушка на курьих ножках стояла на границе мира живых и мира мертвых. Под видом избушки на курьих ножках в славянский фольклор вошёл и языческий ритуал захоронения. А сказочные герои постоянно приходят к избушке на курьих ножках – чтобы попасть в иное измерение времени и встретиться с волшебниками, чародеями, духами. Другого пути туда нет.
Суд водой в древности считался наиболее «мягким» способом казни. Невинный спасется, преступник – погибнет. Такой суд не давал шансов на спасение. Если умели плавать и выходили на берег – считали, что помог дьявол. Колдуна, ведьму тут же топили. Если тонули сами – их оправдывали.
Образ бочки я встретила в болгарской сказке «Притча про бочку». Здесь бочка – прообраз семьи: «Придётся мне растолковать вам, о чём говорится в этой притче. Лес, в котором растут большие деревья, — это наша родная страна. Деревья в этом лесу всё выше и выше подымаются. Бочка — семья, доски — это мы, обручи — согласие, а вино — радость и хорошая жизнь. Пока в семье есть согласие, и жизнь хороша. Дому, в котором нет согласия, лучше сгореть. Берегите же обручи, дети мои!»
Образ бочки я встретила в русских народных сказках в обработке А.Н. Афанасьева «По колена в серебре, по грудь в золоте», «Чудесные сыновья».
В данных сказках бочка – спасательница несправедливо обиженных.
«Судят-рядят, придумывают-пригадывают, и придумали: царевне отрубить голову. «Нет, — сказал главный судья, — слушайте меня или нет, а моя вот речь: выколоть ей глаза, засмолить с ребенком в бочке и пустить на море; виновата — потонет, права — выплывет». Речь полюбилась; выкололи царевне глаза, засмолили вместе с ребенком в бочку и бросили в море».
Образ бочки не упускает и А.С. Пушкин в своей «Сказке о царе Салтане…» В сказке бочку используют для наказания ни в чем не повинной молодой царицы:
И царицу в тот же час
В бочку с сыном посадили,
Засмолили, покатили
И пустили в Окиян –
Так велел-де царь Салтан.
…В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны хлещут,
Туча по небу идёт,
Бочка по морю плывёт.
…Словно горькая вдовица,
Плачет, бьётся в ней царица,
И растёт ребёнок там
Не по дням, а по часам.
…Ты волна, моя волна!
Ты гульлива и вольна,
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли-
Не губи ты нашу душу,
Выплесни ты нас на сушу»
Волна послушалась и спасла сына с царицей. Герои преодолевают все невзгоды и заслуживают счастливой жизни.
Анкетирование учащихся
Я решила провести анкетирование одноклассников. Знают ли они, что таит в себе образ бочки в литературе? /Приложение 1/
Вопросы анкеты
1.Читал ли ты сказку А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»?
2. Как наказали молодую царицу?
3. Где ты еще в литературе встречал подобное наказание?
4. В каких еще произведениях встречается образ бочки и что он обозначает?
Заключение
Работая над данным вопросом, я пришла к выводу, что понятие «бочка» можно найти в различных источниках (Библия, мифы, сказки народные и авторские).
Бочка как литературный образ появилась не сразу. Вначале это ящик из тростника; в мифах – «избушка на курьих ножках», закрытое помещение использовалось как обряд; в сказках – семья, награда за труды; использовалась в испытании водой.
В «Сказке о царе Салтане…» бочка – наказание. Царице и ее сыну давалась возможность испытать судьбу: невинный спасется, преступник – погибнет.
Образ бочки, традиционный как в народной, так и в литературной сказке.
А.С. Пушкин ничего не выдумал, а переложил на стихи сказку, услышанную
от няни.
Во время работы я пользовалась словарями, училась анализировать тексты, углубила свои знания.
Анкетирование показало, что читая «Сказку о царе Салтане…», мало кто обратил внимание на образ бочки. Затруднение вызвали и вопросы, где нужно было вспомнить, где еще встречался образ бочки.
Сегодня мир компьютеров отвлекает нас от литературы, и замечательный образ в сказке, которую знают и любят с раннего детства, порой не замечает большинство читателей.
Ребята! Найдите время, заново прочитайте и осмыслите роль такого незначительного образа, как бочка, и перед вами откроется огромный мир русской старины.
Список литературы
1.Афанасьев А.Н. Волшебное кольцо. Народные русские сказки. – М.: «ОАО Радуга», 1999
2.Библия для детей. Протоиерей Соколов А. М.: «Артос-медиа», 2006г.
4.Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. – М.: «ЭКСМО-ПРЕСС», 2000
5.Зуева Т.В. Сказки А.С. Пушкина.- М.: «Просвещение», 1989
6.Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.– М.: «Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова», 1999
7.Пушкин А.С. Сказки. – Я там был, мед, пиво пил… – М.: РИО «Самовар», 1990
8.Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. – М.: ООО « Дрофа», 1997
9.www.wikipedia.org.ru
Приложение 1
Анкета для учащихся
1.Читал ли ты сказку А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»?
Читал -15ч.
2. Как наказали молодую царицу?
Посадили в бочку -8ч., не помню -7ч.
3. Где ты еще в литературе встречал подобное наказание?
Не встречал – 13ч., в сказках -2ч.
4. В каких еще произведениях встречается образ бочки и что он обозначает?
Никто не ответил на этот вопрос.
Приложение 2
Образ бочки в различных источниках
Библия (Моисей) – (корзина) царь Саргон (ящичек из тростника)
мифы древних славян болгарская сказка
«избушка на курьих ножках»
(священные обряды) «Притча про бочку» (бочка – семья)
сказки А.Афанасьева«По колена в серебре, А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»
по грудь в золоте»,
«Чудесные сыновья»
бочка – спасательница бочка-наказание
несправедливо обиженных невиновных
Исследовательская работа на тему: Что сближает сказку А.С.Пушкина «О царе Салтане» с народной волшебной сказкой.
ГБОУ ЛНР
«БЕЛОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ «КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ»
ИМЕНИ НИКОЛАЯ РУДЕНКО ЛУТУГИНСКОГО РАЙОНА»
Исследовательская работа на тему:
Что сближает сказку А.С.Пушкина «О царе Салтане» с народной волшебной сказкой.
Подготовил
ученик 3 – Б класса
Саевич Максим
Руководитель
Ярута Галина Владимировна
2017
Содержание
І. Введение
ІІ. Основная часть
-
Какие бывают сказки?
-
Кто мог сочинить волшебные сказки ?
-
Чем отличается фантастическая сказка от других сказок?
-
Сравнение сказки А.С.Пушкина и русских народных сказок.
-
Путешествие в бочке.
ІІІ. Заключение
ІV.Литература
Введение
Мне нравится сказка А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди». Поэтому я решил больше узнать о ней. Меня заинтересовало, насколько она похожа на русские народные сказки и может ли существовать такой остров и где он находится.
Актуальность работы:
проводить параллель между сказками Пушкина и русскими народными сказками, поиск доказательств народности сказок А.С.Пушкина
Цель работы : узнать, что сближает сказку Пушкина с народной сказкой.
Задачи исследования:
-
Изучить биографию А.С.Пушкина.
-
Собрать информацию о фантастических сказках.
-
Сопоставить народные сказки и сказку Пушкина.
-
Проследить предполагаемый маршрут бочки.
-
Подобрать пословицы к сказке.
Методы работы:
Ещё раз, более внимательно перечитать художественное произведение;
Найти информацию в библиотеке и в Интернете.
Практическая значимость
Собранный материал может быть использован на уроках литературного чтения.
Основная часть
-
Какие бывают сказки?
Сначала мы с мамой изучили биографию А.С.Пушкина. Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве в семье отставного военного. Он рос упрямым, неповоротливым и не похожим на других ребёнком. В семье воспитанием мальчика занимались две женщины: его бабушка — Мария Александровна Ганнибал и няня — отпущенная на волю крестьянка Арина Радионовна. Они рассказывали ему сказки, познакомили с Кащеем и добрыми волшебниками и злыми колдунами. Пушкин любил слушать песенки, стишки русского народа, истории о своих предках. Обучением мальчика занимались французские гувернанты. они обучали танцам, французскому, арифметике, истории и другим наукам. Ещё на уроках литературного чтения я узнал, что сказки бывают народные и авторские. Сказка о царе Салтане авторская и конечно волшебная, фантастическая.
-
Кто же мог сочинить волшебную сказку?
В далеком прошлом это были те люди, которые много путешествовали, а потому немало повидали и услышали. Они сказывали о том, что нового узнали. Затем эти рассказы постепенно видоизменялись, привносился дух фантастичности. Со временем их повествования становились сказками для детей. То, что прадеды считали былью, превращалось в легенду.
-
Чем отличается фантастическая сказка от других сказок ?
В фантастической сказке действуют необыкновенные фантастические герои, добро и правда побеждают тьму, зло и ложь. Герой волшебной сказки – мужественный, бесстрашный. Он преодолевает все препятствия на своем пути, одерживает победу.
Положительному герою всегда помогают другие сказочные персонажи. ды, завоевывает свое счастье.
Рядом с основными героями в волшебной сказке всегда чудесные помощники: Серый волк, Сивка-Бурка, Объедало, Опивало, Дубыня и Усыня и др.
Противники положительных героев – темные силы, страшные чудовища.
Они жестоки, коварны и алчны. Кащей Бессмертный, Баба Яга, Лихо одноглазое, Змей Горыныч.
В волшебных сказках троекратно повторяются эпизоды. (Загадывают три загадки, задают три задания)
Обязательным элементом народной сказки является необычная концовка. Шуточная или ироническая она подчеркивает условность рассказываемого и возвращает слушателя в реальность: «Я там был, мед-пиво пил, по усам текло, да в рот не попадало», «Сказка вся, больше врать нельзя» и т.п.
-
Похожи ли народные сказки и сказки Пушкина.
В сказке А.С.Пушкина тоже есть положительные персонажи.
Это: князь Гвидон. царица, Царевна Лебедь.
Чудесные помощники: тридцать три богатыря, белка с изумрудными орешками.
Противники положительных героев: ткачиха, повариха, сватья баба
Бабариха, коршун.
Волшебство тоже происходит. Князь Гвидон разговаривает с волной и она его слушается, Лебедь превращает князя в комара, муху, шмеля, подводой живут тридцать три богатыря.
Троекратно повторяются эпизоды.
Три раза купцы проезжали мимо острова Буяна, трижды князь Гвидон превращался в насекомое.
А вот концовка сказки отличается от народной. Царь Салтан помиловал повариху, ткачиху и сватью бабу Бабариху.
Он не стал их наказывать.
(Царь для радости такой
Отпустил всех трех домой.)
-
Предполагаемый маршрут бочки.
Изучив в интернете немало статей я решил, если А.С.Пушкин русский поэт, то и описывает события происходившие в России. Так как царица с ребёнком в бочке не замёрзла, я исключил северные моря. Я предполагаю, что бочку с царицей и ребёнком выбросили в Азовское мое. Она проплыла через Керчь и попала в Чёрное море. Проплыла через Феодосию и её выбросило в Судаке. Вывод: остров Буян находится где-то в Чёрном море.
-
Какие пословицы подходят к сказке?
Где счастье плодится, там и зависть родится.
Завистливый своих двух глаз не пожалеет.
Сколько верёвочке не виться, всё равно конец будет.
Заключение
Изучив сказку А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди» я пришёл к выводу, что она очень похожа по строению на русскую народную сказку. Я думаю что похожие сказки рассказывала Пушкину его няня. А то что в своей сказке Пушкин решил никого не наказывать это желание автора. Я думаю что главный смысл «Сказки о царе Салтане» состоит в том, что правда всегда открывается, рано или поздно. А добро торжествует над злом и черной завистью. Сказка учит быть находчивым, целеустремленным и, вместе с тем, добрым и отзывчивым.
Литература
Интернет источники
-
https://deti-online.com/skazki/skazki-pushkina/skazka-o-care-saltane/
-
https://sibac.info/shcoolconf/science/xix/43072
-
https://znanija.com › 1 — 4 классы › Литература
-
https://ru.wikipedia.org/wiki/Сказка_о_царе_Салтане
-
https://www.proza.ru/2013/06/16/1417
Содержание
І. Введение
Актуальность исследования………………………………………………2 стр.
ІІ. Основная часть
-
Образ царицы — матери в «Сказке о царе Салтане…»……………3 стр.
-
Роль женщины — матери в обществе……………………………8 стр.
ІІІ. Заключение…………………………………………………………10 стр.
Список литературы…………………………………………………11 стр.
Приложение
I. Введение
Актуальность исследования
Сказки А.С. Пушкина — это те произведения , с которых начинается большая любовь к классической русской поэзии. Написанные в народном духе и стихотворной форме, они всегда вызывают восхищение. Это целый сказочный мир, без знакомства с которым невозможно представить свою жизнь, свое духовное развитие. Со стихотворениями великого поэта мы знакомимся в начальной школе, начиная с первого класса, как только начинаем самостоятельно читать. Эти произведения заучиваются наизусть на уроках в школе. Глубокое знание и понимание произведений А.С. Пушкина может обеспечить фундаментальную основу формирования грамотного, чуткого читателя.
Сказки Пушкина — это одно из ярких проявлений таланта поэта.
Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский пишет: «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество — верная дорога к сердцу ребёнка. Сказка, фантазия — это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами…» [52, с.29]. Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит. Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирование личности.
Исследуемая тема актуальна еще и потому, что творчество А. С Пушкина остаётся современным, так как и в наше время людей продолжают волновать важные вопросы нравственной красоты, человеческого счастья, смысла жизни. Особое место занимает образ матери, т.к. именно она является двигателем к успеху, залогом всего положительного.
Разработанность темы исследования. Теория литературной сказки в науке разработана еще недостаточно. Несмотря на то, что существует довольно много исследований посвященных ее анализу, это исследования В.А. Бахтиной, М.Н. Липовецкого, Т.Г. Леоновой, Ю.М. Лотмана, И.П.Д.Н. Лупановой, Е.М. Медриша, Мелетинского и др., остаются аспекты, требующие осмысления, доработки.
Объект исследования — сказка А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…».
Предметом исследования является образ царицы-матери в «Сказке о царе Салтане…».
Цель исследования — изучить образ матери в сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» как символе доброты, всепрощения.
Поставленная цель определяет задачи исследования:
определить нравственность сказки;
проанализировать значение образа матери в «Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкина;
сравнить и выяснить роль женщины — матери в современном обществе
Методы исследования:
текстуальный анализ произведения;
метод систематизации и обобщения;
сравнительно-сопоставительный метод;
описательный метод.
Базу исследования составляют основополагающие справочная и энциклопедическая литература, труды ученых по литературоведению, теории литературы, культурологии, методике преподавания литературы.
Тема работы, предмет исследования определяют структуру научной работы. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Практическая значимость исследования. Написанная работа имеет большой интерес для учителей литературы и самопознания, её можно использовать во внеклассных чтениях и мероприятиях.
II. Основная часть
Образ царицы — матери в «Сказке о царе Салтане…»
Семья, семейное счастье привлекает в эти годы Пушкина и остается его идеалом до конца. В письме к жене от 8 июня 1834 года он отметил: «Зависимость жизни семейственной делает человека более нравственным». Волшебная сказка представила семью как жизненную норму личной судьбы человека, поэтому она и была так привлекательна для Пушкина. Ее герой достигает не только полной свободы, выразившейся в идеальном представлении о царствовании, но и счастливого супружества. Испытания героя всегда завершаются свадебным пиром, он становится счастливым супругом прекрасной, сказочной невесты.
Сказки Пушкина — это одно из ярких проявлений таланта поэта. В своих сказках Пушкин большое внимание уделял семейной жизни героев, создав своеобразный кодекс семейной жизни.
Особенно он отражается в «Сказке о царе Салтане», и это не удивительно, так как эта сказка была написана почти сразу же после женитьбы, как своеобразное величание невесты-красавицы, выражение переполнявших поэта чувств.
Как будто не задумываясь, женился царь Салтан на простой девушке, так как та обещала осуществить, видимо, давнишнюю его мечту о сыне-богатыре. И он не зря поверил ее словам: не обманула.
Кротость, послушание, всепрощение являются главными внутренними силами качеств персонажей. У образа царицы — матери нет имени, для нее главное — это материнство.
…А царица молодая,
Дела вдаль не отлагая,
С первой ночи понесла…
…Наступает срок родин;
Сына бог им дал в аршин,
И царица над ребенком
Как орлица над орленком;
Шлет с письмом она гонца,
Чтоб обрадовать отца…
Казалось бы, царица – наиболее успешная женщина из всех трех девиц. И замуж вышла, и ребенка Батюшке обеспечила. Однако же, мы можем наблюдать картину крайне нелицеприятную. Прежде всего, у Царицы нет личных целей, о чем она в светлице говорит со всей искренностью. Она совершенно социально не защищена: лишь только у Царя изменяется к ней отношение – и она незамедлительно в прямом и переносном смысле этого слова оказывается «за бортом», в бочке социальной изоляции, брошенная на произвол судьбы.
Царица-мать воплощает всепрощение. Несмотря на то, что ее посадили в бочку, сбросили в океан (якобы по приказу царя), несмотря на все тяготы, которые она перенесла, когда вместе с ребенком плыла по волнам океана жизни («словно горькая вдовица, плачет, бьется в ней царица:»), царица- мать простила своего мужа и не упрекнула его ни в чем. Царица-мать — это земной образ. Воплощение материнства, доброты, заботы и сочувствия к людям. Она милостива, поэтому её образ так импонирует.
Сначала рушится семья царя Салтана, но царица — мать старалась заменить сыну Гвидону отца, старалась дать сыну как можно больше материнской любви и сохранить в сыне любовь к отцу. Но даже взрослому ребёнку, уже женатому, нужна семья и любовь обоих родителей.
Разные судьбы взрослых и детей рассматриваются через призму материнской любви и заботы. И именно материнской любовью и воспитанием движется и сохраняется жизнь, именно любовь матери делает мир органичным и гармоничным.
В сказке «О царе Салтане…» показаны отношения не только между мужем и женой, но и между детьми и родителями. Дети относятся к своим родителям с большим уважением, почтением. Князь Гвидон обращается к матери со словами: «Государыня- царица». Пушкин словами царевны лебеди излагает требования к жениху, правила семейной жизни:
… Но жена не рукавица:
С белой ручки не стряхнёшь,
Да за пояс не заткнёшь…
Пораздумай ты путём,
Не раскаяться б потом…
На что князь Гвидон даёт клятву жить в совете и любви. И ведёт невесту к матери просить благословения. Ведь раньше на Руси молодые люди не могли жениться без благословления отца и матери. И князь соблюдает эти традиции. В те времена отношение к браку было серьёзнее, жить вместе супруги обещали «пока смерть не разлучит». Такое отношение к браку объяснялось духовностью, набожностью людей в старые времена, а церковь тогда запрещала разводы, поэтому прежде чем сделать такой серьёзный шаг, нужно было всё обдумать. Отношения князя Гвидона и царевны — лебеди являются примером настоящей любви, целомудрия.
Но Гвидон не может быть счастлив, если несчастна мать, которая в душе давно простила своего мужа и продолжает его любить. Сын, не открывая себя, как правитель своего государства, зовёт в гости своего батюшку – царя, вызывая любопытство к своему краю благодаря сказочным чудесам. И вот семья воссоединилась, царь увидев своих любимых жену и сына признаёт свою ошибку, просит прощения у своих родных, и всё заканчивается хорошо. Гармония во всём, что касается семьи, – вот одна из главных мыслей этой сказки. Любви и счастья достойны все – и дети, и родители.
В сказке Пушкина отражены не только отношения в браке между супругами, но отношения детей к родителям, а также отношения младших к старшим. Дети относятся к родителям с большим уважением и почтением, Например, отношение князя Гвидона к матери:
Государыня – царица!
Выбрал я жену себе
Дочь послушную тебе
Просим оба разрешенья,
Твоего благословенья.
Итак, волшебные сказки Пушкина поэтизировали тему семейного счастья, послужили предупреждением для тех, кто забывал старые традиции семейной жизни. В сказках А.С. Пушкин создал своеобразный кодекс семейной жизни, то есть на примере своих героев показал правила поведения членов семьи: супругов между собою, родителей и детей, и отношений между ними. Поэтому изучение сказок А.С. Пушкина будет способствовать формированию семейных ценностей у учащихся.
Роль женщины в современном обществе
Самый близкий человек на земле — мама. С самого рождения мы учимся от мамы близости, общению, устанавливать личные границы и дистанцию в отношениях. Мама показывает нам, как справляться с неудачными и тревогами, несбывшимися ожиданиями, утратами и горем.
То, что и как мама говорит, желает, реагирует на события, выражает эмоции, записывается в память ребенка и в дальнейшем влияет на всю его жизнь.
Только она умеет искренне любить, безответно, без претензий, без условностей, без взаимностей, просто так и только потому что она — Мама. Наверное, самая важнейшая роль женщины в современном обществе – быть матерью. Именно женщина дает жизнь человечеству, и в этом ее уникальность.
Исключительно высоко оценивает Ризаитдин Фахретдинов роль женщины и матери в обществе. «Матери выполняют самую трудную службу в народе, — написал он. В общественной жизни место матери настолько высоко, что в мыслях людей не измеряется ничем — это понимают все мыслящие люди. И если матери не смогут воспитывать своих детей надлежащим образом, то одним лишь обучением в учебных заведениях нация не сможет жить на равных с другими народами». Провозглашая почитание матери в семье и обществе самым большим долгом людей, он предлагает брать отношение к женщине — матери за мерило их оценки. «Если хотите знать, является ли кто-то толковым человеком, человеком дела, вглядитесь в его отношение к своей матери и вообще к матерям нации. Тот, кто хорошо относится к ним, поистине человечен и толковый работник»,- утверждает он.
Мою маму зовут Лилия, она работает в школе учителем информатики. При всей ее занятости она успевает все: и меня выслушать, и уроки со мной сделать, и с папой обсудить домашние дела. Мама-это человек, который определяет качество эмоциональной составляющей личности или, другими словами, той части нашей души, которая отвечает за успех в любви
и работе. Я провела наблюдение, и действительно, мои и папины успехи в учебе и в работе «зависят» от мамы. Именно она «двигает» нас к успеху.
Заключение
Сказки Пушкина раскрывали секреты семейного счастья, служили напоминанием для тех, кто забывал традиции семейной жизни. На примере своих героев Александр Сергеевич показал поведение членов семьи, будь то муж с женой, родители и дети. Сказки Александра Сергеевича Пушкина являются энциклопедией семейных отношений. Эти сказки учат нас строить семью на основе любви и взаимоуважения.
Список используемой литературы
1.Абрамюк, С.Ф. Фольклорные истоки композиции современной литературной сказки // Проблемы детской литературы / С.Ф. Абрамюк. — Петрозаводск, 1971. — 260 с.
2.Азадовский, М.К. История русской фольклористики: в 2-х томах / М.К. Азадовский. — М.: Гос. Учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР, 1958 — 1963г. Т.1, 1958. — 480 с.
3.Алексеев, М.П. Пушкин и мировая литература / [отв. ред. Г.П. Макогоненко, С.А. Фомичев]. — АН СССР. Отд-ние лит. и яз. Пушкин. комис. Л.: Наука, 1987. — 616 с.
4.Андреев, Н.П. Открывая сказки А.С. Пушкина // Новый мир / Н.П. Андреев, № 2, 2010 — 60 с.
5.Бахтина, В.А. Эстетическая функция сказочной фантастики: Наблюдения над русской народной сказкой о животных / В.А. Бахтина. — Саратов: Изд-во Саратов. ун-та, 1972. — 52 с.
6.Бойко, С.П. В волшебной пушкинской стране: Художественное исследование «Пушкин и сказка» / С.П. Бойко. — М.: Ставрополь: Илекса, Сервисшкола, 2001 — 272 с.
7.Большая универсальная энциклопедия: в 20-ти т. — М.: Астрель, 2010. — 800 с.
.Василевская, Е.А. Лексика сказок А.С. Пушкина. // Ученые записки Московского педагогического института / Е.А. Василевская. — Кафедра русского языка, вып.2, 1938. — 250 с.
13.Веселовский, А.Н. Историческая поэтика / А.Н. Веселовский. — Л., 1940. — 376 с.
14.Высочина, Е.И. Образ бережно хранимый. // Жизнь Пушкина в памяти поколений / Е.И. Высочина. — М.: Просвещение, 1989. — 239 с.
16.Гордин, А.С. Пушкинский заповедник / А.С. Гордин. — М.: Искусство. 1968. — 302 с.
18.Даль, В.И. Словарь русского языка: в 4-х т. / В.И. Даль. — М.: Русский язык, Т.4, Р — Я, 1978. — 688 с.
22.Квятковский, А.П. Сказка // Поэтический словарь / А.П. Квятковский. — М.: Советская энциклопедия, 1966. — 376 с.
23.Кунин, В.В. Жизнь Пушкина, рассказанная им самим и его современниками / В.В. Кунин. — М.: Дрофа, 2007. — 561 с.
24.Леонова, Т.Г. Русская литературная сказка и ее отношение к народной сказке / Т.Г. Леонова. — Томск, 1982. — 210 с.
25.Липовецкий, М.Н. Поэтика литературной сказки (на материале русской литературы 1920-1980 гг.) / М.Н. Липовецкий. — Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 2002. — 184 с.
27.Лупанова, И.П. Своеобразие сказок А.С. Пушкина /И.П. Лупанова. — Русская литература, 2010. — 55 с.
28.Лотман, Ю.М. Пушкин / Ю.М. Лотман [вступ. ст. Б.Ф. Егорова]. — СПб.: Искусство-СПБ, 1995. — 846 с.
29.Макогоненко, Г.П. Творчество А.С. Пушкина в 1830-е годы / Г.П. Макогоненко. — Л.: Художественная литература, 1982 — 210 с.
30.Минералова, И.Г. Детская литература / И.Г. Минералова. — М.: Гуманит. Изд. цент Владос, 2002. — 176 с.
31.Никифоров, А.И. Сказка и сказочник / А.И. Никифоров. — М.: Нация и культура. Научное наследие, 2009. — 376 с.
32.Никольский, Н.М. Язык сказок А.С. Пушкина // Уч. зап. Ульяновского пед. ин-та, Пушкинский сборник» / Н.М. Никольский. — Ульяновск, 1949. — 250 с.
33.Пелисов, Г.А. О фольклорных основах сказок А.С. Пушкина / Г.А. Пелисов. — Советская этнография, 1950. — 65 с.
34.Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова, 41089 словарных статей. — М.: Азь, 1994. — 750 с.
35.Померанцева, Э.В. Сказка // Краткая литературная энциклопедия: в 9 т. / Э.В. Померанцева, т.6. — М.: Современная энциклопедия, 1971. — 1039 с.
37.Пропп, В.Я. Сказка. Эпос. Песня. / В.Я. Пропп, [составление, научная редакция, комментарии и указатели В.Ф. Шевченко]. — М.: Лабиринт. 2001. — 368 с.
38.Пушкин, А.С. Избранные произведения / А.С. Пушкин. — М.: Эксмо, 2006. — 656 с.
39.Пушкин, А.С. Собрание сочинений в трех томах. Т.1. / А.С. Пушкин. — М.: Художественная литература, 1994. — 735 с.
43.Сказка // Словарь русского языка: в 4-х т. / РАН, институт лингвистических исследований [под. ред.А.П. Евгеньевой]. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, т.4, С — Я, 1999. — 797 с.
44.Сказка // Литературная энциклопедия терминов и понятий / [под. ред.А.Н. Николюкина]. — М.: НПК «Интелвак», 2001. — 342 с.
45.Сказка // Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия / [под ред.А.П. Горкина]. — М.: Росмэн, 2007. — 1123 с.
46.Скатов, Н.Н. Пушкин / Н.Н. Скатов. — Л.: Детская литература, 1991 — 350 с.
47.Словарь литературоведческих терминов / [под ред. С.П. Белокуровой]. — СПб.: Паритет, 2007. — 320 с.
48.Соколов, Ю Сказка // Литературная энциклопедия: словарь литературных терминов: в 2-х т. / Ю. Соколов. — М.; Л.: Л.Д. Френкель, 1925. — 550 с.
49.Стахорский, С.В. Литературная сказка. Русская литература. Популярная иллюстрированная энциклопедия / С.В. Стахорский. — М.: Дрофа — Плюс, 2007. — 608 с.
50.Сурат, И.З. Пушкин: Биография и лирика: Проблемы. Разборы.3аметки. Отклики / [рос. акад. наук. ИМЛИ им.А.М. Горького]. — М.: Наследие, 2000. — 240 с.
51.Структура волшебной сказки / Рос. гос. гуманит. ун-т. Ин-т высш. гуманит. исслед. / [отв. ред.С.Ю. Неклюдов]. — М.:РГГУ, 2001. — 232 с.
52.Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. — Киев: Рад. школа, 1985. — 557 с.
53.Тихомирова, И.И. Воспитание сказками Пушкина / И.И. Тихомирова. — Дошкольное воспитание, 2003. — 68 с.
54.Тынянов, Ю.Н. Пушкин. / [отв. ред.В.А. Каверин, А.С. Мясников]; [изд. подгот.е.А. Тоддес, А.П. Чудаков, М.О. Чудакова]. — М.: Книга, 2003. — 403 с.
55.Шаврыгин, С.М. Стихотворная литературная сказка первой трети 19 века (В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, П.П. Ершов): Учебно — методическое пособие для студентов / С.М. Шаврыгин. — Ульяновск: УГПИ им. И.Н. Ульянова, 1991 — 31 с.
56.Шнеерсон, М.А. Фольклорный стиль в сказках Пушкина // Учёные записки Ленинградского государственного университета, № 46, серия филол. наук, вып.3, 1939. — 400 с.
59.Яворский, Ю.А. К истории пушкинских сказок / Ю.А. Яворский. — Львов, 1899. — 260 с.
10
МОУ «Гимназия №21»
г.о.Электросталь, Московская область
Исследование
Черты характера князя Гвидона как секрет его
счастья (из опыта прочтения «Сказки о царе
Салтане…» А.С Пушкина)
Автор: Мерзляков Виталий, ученик 5г класса
Руководитель: учитель русского языка и литературы
Жеребцова Нина Николаевна
Черты характера князя Гвидона как секрет его счастья (из опыта
исследования «Сказки о царе Салтане…» А.С. Пушкина)
Сказки Пушкина невозможно не любить. Написанные просто и ясно, они
дарят незабываемое ощущение восторга – будто ты сам воочию видишь
героев и участвуешь в событиях.
А ещё сказки Пушкина заставляют вдруг задуматься над фактами,
которые раньше казались вполне понятны.
Нечто подобное произошло со мной на уроке литературы, когда мы
читали «Сказку о царе Салтане…». Во—первых, ее полное название звучит
как «Сказка о царе Салтане, сыне его славном и могучем князе Гвидоне
Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Во—вторых, в ней столько
чудесных событий, что просто дух захватывает. И, наконец, что меня
удивило больше всего. Как сумели выжить в засмолённой бочке сам князь
Гвидон и его мама?
Объектом моего первого исследования по литературе стала «Сказка о
царе Салтане….» А.С.Пушкина.
Предметом исследования стал характер литературного героя – князя
Гвидона.
Гипотеза: победить зло Гвидону помогает его характер.
Цель исследования: изучить изображение характера князя Гвидона
Пушкиным
Задачи исследования:
1. Узнать историю создания «Сказки о царе Салтане….»
2. Выявить жанровые особенности сказки
3. Выявить особенности изображения характера главного героя
1. История создания сказки
В 1831 году Пушкин приезжает в Царское село с множеством
конспектов сказок, записанных во время своей ссылки в Михайловском.
Интерес к русской народной сказке к тому времени у поэта был столь велик,
что он заражает им и Василия Жуковского.
Тогда же в Царском селе оба поэта вступают в некое шуточное
соревнование на тему «Пишем сказки в народном стиле». Результатом стали
две сказки Жуковского — «О Царе Берендее» (на основе конспекта
Пушкина) и «О спящей царевне» (на основе сказки братьев Гримм, которую
Жуковский ещё в 1826 г. перевёл на русский как «Царевна—шиповник»).
Пушкин ответил ему всего одной сказкой «О царе Салтане».
Свидетелем этого состязания стал ещё один будущий гений русской
литературы — Николай Гоголь.
Н. В. Гоголь, из письма к А. С. Данилевскому, 2 ноября 1831 г.: «Все лето
я прожил в Павловске и Царском Селе… Почти каждый вечер собирались
мы — Жуковский, Пушкин и я. О, если бы ты знал, сколько прелестей вышло
из—под пера сих мужей. …Жуковского узнать нельзя. Кажется, появился
новый обширный поэт, и уже чисто русский. Ничего германского и
прежнего…».
Глубочайшее уважение к своим кумирам не позволило Гоголю решить
исход поединка. Но суд вынесло время. Многие ли из вас знают упомянутые
сказки Жуковского? А вот «Царя Салтана» знает и стар и млад. Как и
знаменитый полёт Гвидона в образе шмеля — нашедший музыкальное
воплощение в опере Римского—Корсакова.
Полное название сказки — «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и
могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне
Лебеди». Замысел этой сказки вызревал у Пушкина уже давно. Уже в
1822 г. в так называемой «кишинёвской» тетради поэта мы можем увидеть
запись о бездетном царе, подслушивающем трёх сестёр. В 1824 году в
Михайловском, видимо, со слов Арины Родионовны, Пушкин конспектирует
сказки «Чудесные дети» и «По колена ноги в золоте, по локоть руки в
серебре». По сюжету она намного ближе к будущему «Царю Салтану».
Правда, здесь царевна сначала рождает 33 мальчика, а затем ещё одного —
весьма примечательного («ножки по колено серебряные, ручки по локотки
золотые, во лбу звезда, в заволоке месяц»). Роль злобной завистницы играет
мачеха царя, а не неудачливые «ткачиха с поварихой, с сватьей бабой
Бабарихой». Далее следует знакомый сюжет с подменой письма,
закупориванием в бочку (правда, здесь две бочки, одна — для первых 33
сыновей), последующим освобождением, царствованием сына на острове и
желанием отца Султана Султановича (именно так, плюс указание на то, что
он «турецкий государь») посетить остров. Кстати, именно здесь — в
описании чудес острова — появляется Лукоморье с говорящим котом.
Интересно, что 33 сына тоже попадут в сказку Пушкина, но преображёнными
в братьев Царевны—Лебеди, несущих службу в подводной дружине под
предводительством дядьки, которого поэт назвал Черномором, несмотря на
то, что уже использовал это имя для карла—колдуна в «Руслане и Людмиле».
В 1828 году Пушкин уже написал знаменитый зачин — «Три девицы под
окном Пряли поздно вечерком» — но большая часть текста оформилась уже
во время состязания с Жуковским.
Вывод: Самуил Яковлевич Маршак писал, что «пушкинская сказка –
прямая наследница сказки народной». «Сказка о царе Салтане…» имеет
фольклорную основу, а это значит, что основные мысли, идеи и приемы
изображения героев в народной сказки и сказке Пушкина могут быть очень
похожи.
2. Жанровые особенности сказки
Сказка является одним из важнейших жанров фольклора. В ней, как и в
целом во всём фольклоре, отразились жизнь народа, его мировоззрение.
Главная цель сказочника — своим рассказом увлечь, позабавить, а иногда
просто удивить и поразить слушателя. В этих целях он нередко даже вполне
реальным жизненным фактам придает совершенно невероятную,
фантастическую форму выражения.
Сочетание фантастического, вымышленного и реального делает сказку
занимательной. С первых же слов она вводит нас в свой неповторимый мир,
в котором всё удивляет: звери разговаривают, люди понимают язык
животных, герои отправляются в далекие путешествия, где их подстерегают
опаснейшие испытания — борьба с чудовищами, переходы через огненные
реки, спуск в глубокие подземелья или восхождение на высокие горы.
Фантастическое в поэтическом мире сказок уживается с реальным, и это
усиливает их занимательность. Ведь, например, лиса действительно хитрый
зверь, и в сказках весьма правдоподобно передается ее смекалка, ее внешний
вид; вполне реальна также встреча барина с мужиком: мужик рубит дрова в
мороз, и ему жарко, поэтому он снял с себя кафтан, а проезжающий мимо
барин и в тулупе мерзнет. Но что происходит в сказках? Лиса обманывает
зверей и человека, а глупый барин предлагает мужику поменять шубу на
рваный кафтан. Удивительно!
Литературная сказка имеет существенные отличия от сказки народной.
Во—первых, это уникальность содержания, которое нигде раньше не
публиковалось.
Во—вторых, это изобразительность. Автор красочно и детально
изображает место действия, переживания героев, события. Сказка у
Пушкина из народной превращается в литературно—психологическую, в
литературно—бытовую, в литературно—философскую.
В—третьих, в литературной сказке автор становится активным
действующим лицом, читателю вполне понятна его позиция по отношению
к происходящему.
Наконец, в литературной сказке автором приводится чёткая параллель
между миром реальным и вымышленным. Нередко, таким образом, автор
стремится подчеркнуть негативные стороны существующей
действительности. В романах и повестях—сказках второй половины XX века
мы можем увидеть ярко выраженный социальный или даже политический
подтекст. Вспомните сказки А.Перовского «Городок в табакерке» или «Три
толстяка» Ю. Олеши.
Вывод: реальное и фантастическое в сказке тесно переплетены. Можно
сказать, что сказочная форма позволяет выразить авторское (народное)
представление об идеальном мироустройстве, в котором Добро побеждает
Зло.
3. Особенности изображения характера князя Гвидона
Герой литературной сказки (как герой литературного произведения
вообще) может быть охарактеризован через поступки, поведение и общение,
(ибо значимо не только то, что совершает человек, но и то, как он при этом
себя ведет), черт наружности и близкого окружения (в частности —
принадлежащих герою вещей), мыслей, чувств, намерений.
Гвидон с самого своего рождения наделён необычными способностями,
которые сближают его с героем народной сказки:
и растёт он «не по дням, а по часам», и ему послушна морская стихия, и
силой он обладает не свойственной человеку – «вышиб дно и вышел вон».
Поступки юного Гвидона смелы и решительны – сначала он идёт добывать
ужин, смастерив лук, потом спасает прекрасную царевну Лебедь от чародея,
становится справедливым и заботливым правителем.
Важной характеристикой героя становится манера общения с другими. Князь
Гвидон всегда ласков и уважителен. К морской волне он обращается так:
Ты, волна моя, волна!
Ты гульлива и вольна;
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли —
Не губи ты нашу душу:
Выплесни ты нас на сушу!
Встречая заморских купцов, выслушивает их и передаёт поклон. Просьбы о
заморских чудесах он выражает скромно, негромко, словно больше любуясь
мысленно этому описанию, чем желая его заполучить.
Черты наружности князя даны Пушкиным скупо, через эпитеты царевны
Лебедь («мой могучий избавитель» и «князь ты мой прекрасный»). Мне
показалось важным, что царевна сразу называет князя «мой», мне кажется,
так можно говорить, если абсолютно доверяешь человеку.
Мысли и намерения Гвидона чисты и добры, устремлены к благополучию
своего «удела»: чудеса ему нужны для радости народа и своей, а грустит он
потому, что скучает по отцу…. Злится Гвидон только в царстве своего отца,
когда в образе комара и мухи жалит злую тётку. Но и тут он способен к
доброму чувству:
А царевич хоть и злится,
Но жалеет он очей
Старой бабушки своей:
Он над ней жужжит, кружится —
Прямо на нос к ней садится,
Нос ужалил богатырь:
Ещё одной важной характеристикой литературного героя становится
отношение к нему ближайшего окружения. Самыми близкими для Гвидона
будет его мать, народ и царевна Лебедь.
Народ встречает Гвидона с почётом, характерным для правителя:
К ним народ навстречу валит,
Хор церковный бога хвалит;
В колымагах золотых
Пышный двор встречает их;
Все их громко величают
И царевича венчают
Княжей шапкой, и главой
Возглашают над собой.
Город, в котором оказался волей судьбы Гвидон, сказочно богат и
великодушен. Только правителя в нём пока нет. Не за доброту ли и смелость
Гвидон, победивший колдуна, награждается княжей шапкой? И правит там
Гвидон справедливо — «всяк его усердно славит», как говорят купцы Салтану
об этом удивительном городе. Такая награда обычно ждет и героя народной
сказки – царство и добрая жена.
Мать Гвидона упоминается реже, а слов у неё почти и нет. С самого начала
сказки она «как орлица над орлёнком» со своим новорождённым сыном,
потом Пушкин сравнивает ее с «горькой вдовицей» в бочке. Покорная воле
родственников и бояр, она смиренно принимает злую долю. Говорит
матушка один—единственный раз, когда к ней приходит сын за
благословением на брак:
Над главою их покорной
Мать с иконой чудотворной
Слезы льет и говорит:
«Бог вас, дети, наградит»
Образ матери лаконичен, но понятно, какая она: добрая, умеющая прощать,
умеющая покориться воле Бога. У такой благочестивой матери сын
обязательно герой, потому что такие качества женского характера очень
важны для русского народа.
Вывод: характер князя Гвидона изображён в народных традициях. Князь
наделён сверхъестественной силой, направляет которую он на добрые дела
для других. Он смел, решителен, справедлив.
Заключение
Начиная читать любую сказку, ты уже заранее знаешь, что любой
напряженный сюжет закончится победой Добра над Злом. Но читать от этого
знания только интереснее, потому что ты узнаешь, каким сильным может
быть Добро.
Сила князя Гвидона в его решительности, великодушии и готовности
служить другим. Это лучшие качества человека, о которых говорит наш
народ и которые помогают герою обрести счастье. Александр Сергеевич
Пушкин продолжает эту мысль: его герой, как и герой народной сказки
(например, Иван — крестьянский сын или Емеля), обретает счастье благодаря
своему характеру. Гипотеза подтверждена.
Важно, что сказка изображает идеальные возможности человека, и ты
каждый раз убеждаешься, что смелость, решительность, великодушие и
доброта помогают преодолеет герою зло. А значит, эти качества помогут и
обычному человеку в реальной жизни стать счастливым.
Источники:
1. Пушкин А.А. Сказки. – ОЛМА—ПРЕСС, М., 2011
2. https://shkolazhizni.ru/culture/articles/59647/
3. http://www.textologia.ru/literature/russkiy-folklor/folklor-i-
dejstvitelnost/folklor-i-otnoshenie-k-deystvitelnosti-
skazka/3392/?q=471&n=3392
4. http://www.textologia.ru/literature/teoria-literatury/literaturnoe-
proizvedenie/personazh-literaturnogo-proizvedeniya/360/?q=471&n=360