Муниципальное казенное общеобразовательное
учреждение
«Лозовская средняя общеобразовательная школа
Верхнемамонского муниципального района Воронежской области»
Исследовательский проект на тему:
«Сказка
— ложь, да
в ней намек…»
Выполнила: ученица 5 класса
Дроненко Ирина
Руководитель:
Пахомова
В.В., учитель литературы
2017 год.
Содержание
Введение ………………………………………………………………………. |
3 |
Основная часть…………………………………………………………………. |
4 |
1. |
4 |
2. |
5-7 |
3. |
8 |
Заключение…………………………………………………………………….. |
9 |
Список |
10 |
Приложение |
Введение
С самого раннего детства мы знакомимся со сказками с помощью
родителей, бабушек, дедушек и других. И любую начатую сказку нам хочется
дослушать до конца, чтобы узнать, чем всё закончится. Мы ещё не знаем таких
терминов как преступление и наказание, не всегда правильно понимаем, где зло, а
где добро. Но подсознательно хотим, чтобы плохие герои были наказаны, а
положительные герои торжествовали.
Когда мы ходим в детский сад, то чаще всего ещё не
осознаём, что мы делаем «плохо» или «хорошо», а делаем так потому, что нам так
хочется. Но, когда мы уже ходим в школу, то учимся отличать зло от добра. И
решать такую проблему нам помогают книги. Читая сказки, сравнивая их, мы можем
понять, о чём «намекают» сказки и какова главная мысль сказок.
Цель исследования – выяснить, всегда ли добро побеждает зло на примере
народных сказок.
Задачи исследования:
1.
Узнать, что такое сказка.
2.
Исследовать сказки разных
видов и сравнить их.
3.
Выявить основные мысли
сказок.
Можно предположить, что общей основной мыслью сказок
является победа добра над злом.
Методы исследования:
· чтение сказок,
· изучение литературы по теме,
· сравнительный анализ сказок.
Основная часть
1.
Понятие сказки
Сказка – один из основных видов народного устного
повествования с фантастическим вымыслом.
Сказка появилась много веков назад, когда люди ещё не умели
читать и писать. Она живёт в устном исполнении и в книге, её любят дети и
взрослые, в городе и в деревне. Когда мы произносим слово «сказка»,
«сказочный», перед нашим мысленным взором возникает особый, красивый и
таинственный мир, живущий согласно своим необычным сказочным законам, мир, где
действуют необыкновенные фантастические герои, где свет, добро, правда
побеждают тьму, зло и ложь. Сказку слушают, рассказывают и читают во всех
уголках земного шара. Сказка помогает взрослеть, становиться мудрым и находить
ответы на вопросы, волнующие живущего на земле человека: что такое счастье, как
пережить беду и горе, откуда брать силы, чтобы преодолеть невзгоды, можно ли
прожить кривдою на свете, сильнее ли она правды, откуда берутся злые силы и как
с ними бороться.
Виды сказок
Известный собиратель и исследователь В.Я. Пропп разделил сказки
по сюжету на сказки о животных, волшебные, бытовые, кумулятивные, докучные.
Также сказки можно разделить на народные и литературные. Народные сказки в свою
очередь делятся на русские народные и сказки народов мира, а литературные (или
авторские) делятся на сказки русских писателей и зарубежных писателей.
2.
Анализ исследуемых
сказок
Каждый народ создал много замечательных и интересных сказок. Для
исследования мы взяли три русские народные сказки и три сказки других народов.
Прочитав сказки, можно выделить положительные и отрицательные черты характера
главных персонажей каждой сказки и её основные мысли.
Кот и Петух (русская народная сказка) |
||
|
Главные персонажи: кот, петух, лиса. Положительные черты: смелость, мудрость, готовность прийти на помощь другу. Отрицательные черты: глупость, хитрость, коварство Основные мысли сказки: не будь глупцом – не попадайся на «удочку» лисы; выручай друга из |
|
Марья и ведьмы (русская народная сказка) |
||
|
Главные персонажи: Марья, ведьма Чуровница, девушки. Положительные черты: доброта, умение лечить людей, храбрость. Отрицательные черты: злость, коварство. Основные мысли сказки: Не злись на других, не обижай никого, друзья помогут злу |
|
Пётр и Петруша (русская народная сказка) |
||
|
Главные персонажи: солдат, царь, разбойники. Положительные черты: смелость, храбрость, щедрость, находчивость, ум. Отрицательные черты: жадность, коварство, злодейство. Основные мысли сказки: умей разбираться в людях; не унижай ближнего; сам погибай, а товарища |
|
Три поросёнка (английская народная сказка) |
||
|
Главные персонажи: три поросёнка, волк. Положительные черты: находчивость, смелость. Отрицательные черты: хитрость, коварство. Основные мысли сказки: Разум силу победит; не делай никому зла, найдётся и на тебя управа. |
|
Ведьма Барабаха (белорусская народная сказка) |
||
|
Главные персонажи: Алёнка, ведьма Барабаха, три брата Алёнки. Положительные черты: смелость, терпеливость, храбрость, упорство в достижении цели; умение Отрицательные черты: хитрость, коварство, злодейство. Основные мысли сказки: добивайся своей цели; не делай никому зла, найдётся и на тебя управа. |
|
Златовласка (чешская народная сказка) |
|
|
Главные персонажи: Иржик, король, Златовласка. Положительные черты: доброта, готовность прийти на помощь тому, кто слабее, честность. Отрицательные черты: злодейство, коварство. Основные мысли сказки: всегда помогай другим; на добро и зло отвечай добром; поплатишься за |
3.
Сравнение
исследуемых сказок
У большинства народностей есть множество сказок, схожих по
тематике, сюжету, образам. Все сказки наполнены многочисленными деталями быта
того народа, той земли, где живёт сказка.
Прочитав выбранные сказки, мы сравнили их основные мысли и
черты характеров героев. Мы думаем, что не обязательно быть самым сильным,
самым умным. Надо быть смелым, трудолюбивым, рассудительным, добрым, находчивым
и, главное, не оставлять в беде товарищей, помогать тем, кто слабее тебя, уметь
постоять за себя. И практически через все сказки проводится идея торжества правды
и справедливости. Зачастую положительные герои становятся победителями в
борьбе, а отрицательные герои наказываются.
Заключение
Результаты нашего исследования доказывают, что наряду с
другими основной мыслью любой сказки является борьба добра со злом. Все любят
читать сказки. В них всё хорошо кончается и становится радостно на душе. А ещё
любая сказка учит жить. А.С. Пушкин писал: «Сказка – ложь, да в ней намёк…»
Этот «намёк» – есть правда сказки и правда мыслей и чувств человека. Сказка не
даёт прямых наставлений, но в её содержании всегда заложен какой-то урок. Порою
этот «намёк» не сразу осознаётся, но постепенно всё становится ясным. Особенно
поучительна в сказках мудрость народная: «Не рой другому яму, сам в нее
попадешь», «Делай другим добро – будешь сам без беды», «За добро добром и
платят», «Делая зло, на добро не надейся», «Жизнь дана на добрые дела».
Не нужно отчаиваться в трудном положении, ведь мир не без
добрых людей и обязательно кто-нибудь поможет. На любую силу найдётся ещё
большая сила. Любого хитреца можно перехитрить. И если ты добрый, терпеливый,
смелый, храбрый, щедрый, находчивый, то в конце концов будешь оценён по
заслугам своим.
Мы думаем, что по сказкам можно проводить много разных
исследований. Хотелось бы продолжить работу в этом направлении. Например, можно
изучить:
·
сюжеты волшебных сказок,
·
сюжеты бытовых сказок,
·
характеры и жизнь героев,
которые встречаются во многих сказках и т.д.
Список литературы
1.
Английские народные сказки
/ отв. за выпуск Т.Е. Сергеева. – М.: «Молодая гвардия», 1992.
2.
Биографический
энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2000.
3.
Кубасова О.В. Литературное
чтение: любимые страницы: учебник для 4 кл. общеобразоват. учреждений. В 4 ч.
Ч. 1 / О.В. Кубасова. – 7-е изд., испр. – Смоленск: Ассоциация XXI век,
2008.
4.
Русские народные сказки /
под ред. О.Ф. Трифоновой. – М.: АСТ-АСТРЕЛЬ, 2002.
5.
Русское народное
творчество / под ред. Н.А. Захарова. – М.: «Высшая школа», 1966.
6.
Сказки на ночь / под ред.
С. Рублёва. – Ростов н/Д: Издательский дом «Владис», 2007.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Усть – Абаканская СОШ»
Муниципальный этап Всероссийского конкурса исследовательских работ и творческих проектов младших школьников «Я – исследователь»
Исследовательская работа
«Сказка ложь, да в ней намёк…»
(сравнительный анализ сказок о жадности разных народов)
Автор: Сподина Таисия,
ученица 2 А класса
МБОУ «Усть – Абакаснкая СОШ»
Руководитель:
Почекуева Г.М.,
учитель начальных классов
2022 г
Содержание
- Введение (цель, задачи, методы)……………………………….1
- Основная часть…………………………………………………1-5
2.1. Теоретическая часть
2.1.1. Три вида народных сказок……………………………….1-2
2.1.2. Сходство сказок разных народов…………………………2
2.1.3.. Жадность и корысть как один из пороков человеческой натуры……………………………………………………………2-3
2.1.4. Сравнение русских сказок со сказками других народов о жадности и корысти………………………………………………3
2.1.5. Русские пословицы и поговорки к сказкам………………4
2.1.6. «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина и русская народная сказка «Золотая рыбка»………………………………..5
2.2. Практическая часть
2.2.1.Моё творчество: сказка «Синяя ёлка»…………………….5
2.2.2.Сказки, сочинённые одноклассниками……………………6
3. Заключение Выводы……………………………………………6
Список литература
Приложение : Тексты анализируемых сказок
Анкета и её результаты
Книжка-малышка (см. Презентацию. Приложение2)
- Введение
Актуальность. С раннего детства я очень любила сказки. Помню, когда я была совсем маленькой, часто просила маму почитать мне сказку перед сном. Теперь, когда я учусь в школе, я знаю, что сказка – это жанр в фольклоре и литературе народов мира. В 4-м классе я посещаю факультатив «Путешествие в мир сказки». Здесь я ещё больше узнала о сказках и полюбила их. Мне захотелось сравнить сказки русского народа со сказками других народов. Найти в них общее, а потом самой попробовать сочинить сказку о жадности.
Гипотеза:
1) Если сказка – вымысел, мечта людей о счастливой жизни, о быстром передвижении; высмеивание человеческих недостатков, – значит, есть сказки народов мира, похожие между собой.
2) Жадность – одно из самых отрицательных человеческих качеств; есть бытовые сказки разных народов и стран, высмеивающие этот порок.
Цель: сравнить русские сказки о жадности со сказками других народов; показать, что этот порок высмеивается в сказках разных народов и стран.
Исследовательские задачи:
1) Узнать историю возникновения сказок.
2) Изучить виды народных сказок.
3) Определить сходство сказок разных народов.
4) Сравнить русские сказки со сказками других народов о жадности и корысти.
5) Подобрать русские пословицы и поговорки к сказкам.
6) Провести сравнительный анализ сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» и русской народной сказки «Золотая рыбка».
Практические задачи:
1) Провести анкетирование среди одноклассников.
2) Сочинить свою сказку, в которой высмеивается человеческий порок – жадность.
3) Создать книжку-малышку со сказками одноклассников (о жадности).
4) Сделать презентацию своей работы.
Объект исследования: сказки народов мира о жадности.
Методы исследования: 1) Изучение литературы по данному вопросу; 2) анкетирование; 3) эксперимент: изготовление книжки-малышки со сказками одноклассников и презентации работы (в условиях класса).
2. Основная часть
(2.1. Теоретическая часть)
2.1. 1. Три вида народных сказок
Сказки бывают трёх видов: волшебные, сказки о животных и бытовые.
В волшебных сказках происходят самые необыкновенные истории. Герои попадают в подземные и подводные царства, перед ними раздвигаются горы и непроходимые леса, за одну ночь на пустырях вырастают хрустальные дворцы и прекрасные замки. На помощь героям сказок приходят ковры-самолёты и сапоги-скороходы, шапки-невидимки и скатерти-самобранки.
Есть сказки о животных, в которых звери и птицы живут как люди. Строят жилища, ходят в гости друг к другу. У каждого народа свои любимцы среди зверей. У индусов – добрый, могучий и мудрый слон, у эскимосов и других северных народов – помощник рыбака и охотника собака, а у славянских народов действуют лиса, медведь, волк, кот, коза – то есть те звери, которые живут в наших лесах, и домашние животные.
А есть сказки, которые похожи на обыкновенные истории. Они происходят с людьми ежедневно. Эти сказки называются бытовые. Оказывается, что бытовые сказки – самая большая группа произведений устного народного творчества.
2.1.2. Сходство сказок разных народов
Сказки всегда прославляют ум, смелость, трудолюбие, доброту, смеются над жадностью и хвастовством, леностью и корыстью. А тот, кто не помнит добра, кто на добро отвечает злом, всегда будет наказан.
Я узнала, что сказки бывают народные (это жанр устного народного творчества) и литературные, или авторские. Многие народные сказки обработали писатели и поэты, литераторы. Так, для немецкой народной сказки много сделали братья Якоб и Вильгельм Гримм, для русской народной сказки – русский литературный исследователь А.М. Афанасьев, а белорусские народные сказки обработал Алесь Якимович.
Читая сказки народов мира, я заметила, что многие сказки похожи между собой. В них действуют одинаковые или схожие герои, в этих сказках близкие сюжеты, похожие концовки. Я задумался, почему? Но ответ простой. Ведь сказка – это вымысел; это мечта людей о счастливой жизни, о быстром передвижении; это высмеивание человеческих недостатков: глупости, жадности, лености; это воспевание любви к своему краю, к отчему дому, к своим родителям. Сказки многих народов учат быть смелыми, добрыми, не искать лёгкой удачи, не бояться любого труда – и счастье обязательно к тебе придёт. Недаром многие сказки заканчиваются свадьбой главных героев. При всей непохожести разных стран и народов есть одно общее, что их объединяет: во всём мире люди стремятся к добру и правде, а зло и ложь, в конце концов, терпят поражение.
2.1.3. Жадность и корысть как один из пороков человеческой натуры
В самом раннем детстве я больше любила слушать сказки о животных. Когда подросла, стали нравиться волшебные сказки. А сейчас меня заинтересовали бытовые сказки, в которых осуждаются и высмеиваются человеческие пороки. Я провёл анкетирование среди одноклассников (см. Приложение 2). Из всех отрицательных человеческих качеств мне больше всего не нравится жадность.
В словаре русского языка С.И. Ожегова я нашёл:
жадина (разг., презр.) – жадный человек;
жадничать (разг.) – проявлять жадность, скупиться;
жадность – 1) чрезмерное стремление удовлетворить какое-нибудь желание (Есть с жадностью.);
2) скупость, корыстолюбие;
жадный — 1) неудержимый в стремлении удовлетворить какое-нибудь желание, слишком падкий на что-нибудь (Жадность к деньгам.);
2) выражающий это стремление (Жадный взор.);
3) скупой, корыстолюбивый (Жадный человек.);
жадюга (прост., презр.) – то же, что жадина;
корыстный — 1) основанный на корысти (С корыстной целью.);
2) то же, что корыстолюбивый человек;
корыстолюбец (книжн.) – корыстолюбивый человек;
корыстолюбивый (книжн.) – стремящийся к личной выгоде, наживе, жадный;
корыстолюбие (книжн.) – стремление к личной выгоде, наживе, жадность;
корысть – выгода, материальная польза (Какая ему в этом корысть?).
2.1.4. Сравнение русских сказок со сказками других народов о жадности и корысти
Я захотел найти сказки, в которых высмеиваются жадность и корысть, и сравнить их. Я перечитал много сказок и нашёл то, что искал.
«Жадная старуха», русская народная сказка.
«Золотая рыбка», русская народная сказка.
«Жадная хозяйка», японская народная сказка.
«Бай и охотник” хакасская сказка.
(Смотри Приложение 1.)
Сказки «Жадная старуха» и «Золотая рыбка» очень похожи между собой. Я составил план этих сказок, используя слова и выражения из сказок по ходу развития сюжета.
«Жадная старуха»
1) Неожиданная находка
Дерево: «Не руби меня, мужичок. Что тебе надо, всё сделаю».
2) «Ну, сделай, чтобы я богат был».
3) «Сделай, чтобы я бурмистром был».
4) «Сделай меня барином, а старуху барыней».
5) «Сделай меня полковником, а старуху полковницей».
6) «Сделай меня генералом, а старуху генеральшею».
7) «Сделай меня царём, а старуху царицею».
Старуха: «Ступай-ка ты к дереву да проси, чтобы сделало нас богами».
9) Дерево: «Будь же ты медведем, а твоя жена медведицей».
«Золотая рыбка»
1) Нежданный улов
Рыбка: «Не бери меня, старичок! Что пожелаешь, то и сделаю».
2) «Старуха осерчала, за хлебом прислала».
3) «Старуха прислала, новое корыто просит».
4) «Построй нам новую избу; старуха ругается, не даёт мне спокою».
5) «Не даёт мне старуха спокою, совсем вздурилась: не хочет быть крестьянкою, хочет быть воеводихой».
6) «Не хочет быть воеводихой, хочет быть царицею».
7) «…уж не хочет быть царицею, хочет быть морскою владычицей, над всеми рыбами повелевать».
«Дворца как не бывало, а на его месте стоит небольшая ветхая избушка, а в избушке сидит старуха в изодранном сарафане».
В этих сказках очень похожий сюжет, схожее развитие действия, одинаковые главные герои – старик и старуха, жившие в нищете. Неожиданная находка – дерево и золотая рыбка. В обеих сказках старуха посылает старика с просьбой. Жадность и корысть старухи не имеют предела. И концовки сказок близки. Есть детская поговорка: «Много хочешь – мало получишь». Так и вышло у этих старух. Ничего они не получили. А в сказке «Жадная старуха» дерево превратило старика со старухой в медведя и медведицу. «В ту же минуту старик обратился медведем, а старуха медведицей, и побежали в лес».
Есть и некоторые отличия. Старуха из сказки «Золотая рыбка» не только жадная, но и очень злая и даже жестокая.
Много общего у японской народной сказки «Жадная хозяйка» и хакасской народной сказки «Бай и охотник».
«Жадная хозяйка»
1) Странствующий торговец.
2) Как выманить у торговца тюк?
3) Таинственная трава мёга.
4) Наказание жадной хозяйки.
«Бай и охотник»
1) Жадность бая Хара — Хана.
2) Исполнение желаний Бая.
3) Находчивая жена охотника.
4) «Наказание хана и его семьи.
В обеих сказках действуют жадные герои – хозяйка гостиницы («Жадная хозяйка») и Жадный Бай Хара — Хан с Женом («Бай и охотник»). Оба завистливые и жадные, хотят иметь больше, чем надо. А в конце приходит расплата. Жадной хозяйке торговец забыл заплатить, а завистливого и жадного Бая Хара – Хана с женой превращают в дятлов, чтобы день и ночь долбили твёрдое дерево, а жадного сына – в сороку, которая всю жизнь будет рыться в навозе.
2.1.5. Русские пословицы и поговорки к сказкам
К этим сказкам я подобрал русские пословицы и поговорки из сборников «Пословицы и поговорки русского народа. Из сборника В. И. Даля» и «Русские пословицы и поговорки» под редакцией В. П. Аникина.
К сказке «Жадная старуха»:
Как пришло, так и ушло.
Кто не богат, тот и копейке рад, а богатому и тысяч мало.
Кто много имеет, больше ещё хочет.
К сказке «Золотая рыбка»:
Как нажито, так и прожито.
Бездонной кадки водою не наполнишь.
Много желать – добра не видать.
К сказке «Жадная хозяйка»:
Краденым добром не разживёшься.
Кто другому яму роет, тот сам в неё попадёт.
На чужую кучу нечего глаза пучить.
На чужое добро и глаза разгораются.
За чужим погонишься – своё потеряешь.
К сказке «Бай и охотник»:
Жадный сам себе покою не даёт.
Корысть глаза слепит.
Кто до денег охоч, тот не спит всю ночь.
Сосед спать не даёт: хорошо живёт.
Ко всем сказкам:
Кто чужого желает, скоро своё утратит.
Чужое взять – своё потерять.
Оказывается, сравнить русские сказки со сказками других народов пробовал ещё в IXX веке русский учёный и литератор А.Н.Афанасьев. Он как раз и разделил сказки на три группы (о животных, волшебно-фантастические и бытовые). Это я узнал из книги Н.М.Ведерниковой «Русская народная сказка».
2.1.6. «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина и русская народная сказка «Золотая рыбка»
Как известно, авторская, или литературная сказка, появилась позже. А сюжеты для своих сказок многие писатели брали из народных сказок. Так «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина буквально полностью повторяет русскую народную сказку «Золотая рыбка». Сравним начало сказок: «На море на океане, на острове на Буяне стояла небольшая ветхая избушка: в той избушке жили старик да старуха. Жили они в великой бедности; старик сделал сеть и стал ходить на море да ловить рыбу: тем только и добывал себе дневное пропитание». (Русская народная сказка «Золотая рыбка»)
«Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу».
(А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)
А вот концовка:
«Ничего не сказала старику золотая рыбка, повернулась и ушла в глубину моря. Старик воротился назад, смотрит и глазам не верит: дворца как не бывало, а на его месте стоит небольшая ветхая избушка, а в избушке сидит старуха в изодранном сарафане».
(«Золотая рыбка»)
«Ничего не сказала рыбка,
Лишь хвостом по воде плеснула
И ушла в глубокое море.
Долго у моря ждал он ответа,
Не дождался, к старухе воротился –
Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А пред нею разбитое корыто».
(«Сказка о рыбаке и рыбке»)
(2.2.Практическая часть)
2.2.1. Моё творчество: сказка «Синяя ёлка».
Я сама попробовал выступить в роли писателя-сказочника и сочинить свою бытовую сказку, в которой высмеиваются жадность и корысть. Так появилась сказка «Синяя ёлка». (Приложение
2.2.2. Сказки, сочинённые одноклассниками: «Заяц и лиса», «Жадный богач», «Чик и Чирик», «Жадная мышь», «Жадность», «Жадный медведь», «Кот Василий», «Печенье», «Находчивая тарелка», «Старуха по имени Жадность», «Два брата» (Приложение )
3. Заключение. Выводы
В ходе исследования мои гипотезы подтвердились. «Если сказка – вымысел, мечта людей о счастливой жизни, о быстром передвижении; высмеивание человеческих недостатков, значит, есть сказки народов мира, похожие между собой». «Жадность – одно из самых отрицательных человеческих качеств; существуют бытовые сказки разных народов и стран, высмеивающие этот порок». Это я установила на примере сравнительного анализа сказок «Жадная старуха» (р. н. ск.), «Золотая рыбка» (р. н. ск.), «Жадная хозяйка» (яп. н .ск.), «Бай и охотник» (хак. н. ск.).
Одноклассники заинтересовались сказками народов мира. Я выступила в роли писателя-сказочницы. Сочинила свою сказку о жадности «Синяя ёлка». Ребята из класса так же приняли участие в сочинении бытовых сказок о жадности. Совместно с учителем и родителями выпустили книжку сказок, сочиненных детьми.
Литература
- Бай и охотник», хакасская сказка. Хакасские народные сказки. На русск.яз. Перервод, предисловие и примеч. Б.И.Балтера, 144 стр., ил.
- Ведерникова Н.М. «Русская народная сказка»: М., «Дет. лит», 1983
- Народные русские сказки. А.Н. Афанасьев: Мн., «Бел. энцыклапедыя» имени Петруся Бровки, 1993
- Ожегов С.И. «Словарь русского языка»: М., «Русский язык», 1984
- Пословицы русского народа. Сборник В.Даля: Москва, «Худ. лит», 1984
- Пушкин А.С. «Сказка о рыбаке и рыбке»: М., «Дет. лит», 1983
- Русские народные загадки. Пословицы. Поговорки: Москва, «Просвещение», 1990
- Сказки народов мира: Минск, «Юнацтва», 1985
- Старинные русские пословицы и поговорки: М., «Дет. лит», 1984
Тексты анализируемых сказок
Анкета и её результаты
Анкета
1. Читаешь ли ты сказки?
а) часто;
б) иногда;
в) никогда.
2. Какие сказки тебе больше нравятся?
а) о животных;
б) волшебные;
в) бытовые.
3. Как ты объяснишь слова А.С.Пушкина: «Сказка – ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок»?
На анкету ребята ответили так:
Вывод: Ребята читают сказки, но иногда. Больше нравятся сказки волшебные и о животных, реже – бытовые.
На третий вопрос ребята ответили, что
- сказки учат быть добрыми;
- в каждой сказке есть пословицы, которые учат правильно себя вести;
- в сказках есть поучительный смысл;
- хоть сказка и выдумка, но она многое рассказывает и учит, как нужно поступать в жизни;
- в каждой сказке есть свой смысл, свой урок жизни, главное надо его понять. Я согласна с одноклассниками.
Тезисы по исследовательской работе на тему «Сказка – ложь, да в ней намёк…»
(Слайд 1)1. Введение.
Издавна люди придумывали сказки: себе на забаву, младшим на поучение. Ещё А. С. Пушкин писал: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!»
Всем известно, что сказки учат быть добрым, быть верным своему слову, учат не бояться трудностей, верить в себя и своих друзей, помогать тем, кто нуждается в помощи. Учат любви к родителям. Герой, выполняющий поручение отца и матери, всегда почитаем больше своих нерадивых братьев и сестёр. И именно он получает в наследство «полцарства».
Помимо этого, сказки учат патриотизму. Главный герой всегда с готовностью выходит защищать свою родную землю от чудищ-захватчиков.
Сказки дают понять, что добро всегда возвращается к тому, кто помогает другим, и всегда побеждает зло.
А ещё я заметила, что сказки помогают представить образ будущего. Они наполнены тем светом чуда, которого нет в повседневности. Возвращая в состояние готовности к чуду, к возможности его, они ориентируют читателя как будущего созидателя, творца, мотивируют его. Поэтому можно предположить, что сказки помогают человеку претворить мечты в жизнь. «Сказка – ложь…», но именно она даёт понять, что фантазии, волшебство могут стать реальностью.
В своей работе мы попытаемся это доказать.
(Слайд 2) Гипотеза – сказки являются двигателем прогресса.
Цель исследования — выявить влияние сказки на прогресс, на развитие цивилизации – предполагает решение следующих задач: 1) прочитать, проанализировать русские народные сказки, литературные сказки;2) найти волшебные предметы, определить, прообразом каких современных предметов они являются; 3) проиллюстрировать результаты исследования.
(Слайд 3) В своей работе мы использовали различные методы исследования: чтение и изучение русских народных сказок, литературных сказок; изучение научных изобретений; сопоставление волшебных предметов и предметов современности, появившихся в нашей жизни в результате научных открытий.
(Слайд 4) 2. Итак, «Сказка – повествовательное, народно — поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил», — читаем мы в толковом словаре русского языка С. И. Ожегова и обращаем внимание слушателей на то, что речь пойдёт именно о волшебных сказках.
(Слайд 5) Обратившись к истории создания сказки, мы выяснили, что сказка – древнейший жанр устного народного творчества — никогда не создавалась специально для детей. Нельзя не сказать, что русская сказка не раз подвергалась гонениям. Церковь боролась с народными сказками. Так в 13 веке епископ Серапион Владимирский запрещал «басни баять» (понятие «сказки» появилось позже), а царь Алексей Михайлович издал в 1649году специальную грамоту с требованием положить конец «сказыванию» и «скоморошеству». И в19 веке, и в 20веке чиновники боролись с народной сказкой, ругая её за то, что она уводит детей от реальности. (Слайд 6) Однако, уже в 19 веке появились люди, которые хотели собирать устное народное. Благодаря их именам мы можем наслаждаться этими произведениями.
Мыслители прошлого считали сказку вредной, потому что она «уводит детей от реальности». Мы считаем, что способность развивать воображение – важное достоинство сказки! Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией! Мы лишились бы почти всех замечательных произведений искусства, образов, создаваемых величайшими писателями, изобретений , научных открытий!
Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает ему будущее.
Читатель сказки, рассказчик и слушатель – отнюдь не пассивные сторонние лица, а равные участники действия. Ребёнку обязательно нужно читать сказки, потому что только ребенок в его состоянии чистоты может настолько поверить в сказку, что способен претворить ее в реальность. Для детей нет невозможного, нет таблички «Закрыто». Еще Флоренский говорил о гениальности детей. Художники, писатели, изобретатели, учёные – это взрослые, которые, повзрослев, не расстались со сказкой. Вера в возможность чуда сопровождает их всю жизнь.
(Слайд 7) Проанализировав народные и литературные сказки, мы обратили внимание на то, что человек всегда стремился подняться над обыденной жизнью, мечтал преодолеть земное притяжение, ощутить настоящую свободу, чтобы почувствовать объёмность и бесконечность мира. Для этого ему не нужны были специальные, умные аппараты, герои летали с помощью самых простых вещей, которые нашлись в доме. Это метла, которой подметали пол; ступа, в которой толкли зерно для получения муки; ковёр, которым украшали жилище.
Благодаря фантазии наших далёких предков были изобретены (Слайд дирижабль, (Слайд 9) самолёт(Слайд 10). Давняя мечта человека о полёте сбылась.
(Слайд 11) Когда-то только сказочному герою, обладателю волшебных предметов: блюдца и яблока, можно было сказать:
«Катись, катись, яблочко,
По серебряному блюдечку,
Покажи ты мне на блюдечке
Города и поля,
И леса, и моря,
И гор высоту,
И небес красоту».
Сегодня с помощью компьютера или телевизора можно без труда переместить в любую точку мира, посмотреть на нашу Землю сверху, увидеть её необъятные просторы, полюбоваться красотой.
Начало было положено в 1923 году Владимиром Козьмичом Зворыкиным.
Регулярное телевещание в России началось 10 марта 1939 года.
(Слайд 12) Только в сказке, возможно, было, обратившись к волшебному зеркальцу, спросить: «Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?» и получить ответ.
Система видеосвязи может осуществляться через Интернет, через мобильную связь. Благодаря интернету можно не только разговаривать с человеком, находящимся на другом конце Земли, но и видеть его. Для этого нужно специальное устройство, которое называется web-камерой.
(Слайд 13) Кроме того, волшебные предметы помогали облегчить быт. Достаточно было сказать: «По щучьему велению, по моему хотению…», и вёдра с водой сами отправлялись домой.
А спустя столетия был изобретён водопровод. Первый водопровод был деревянным.
(Слайд 14) Горшочек, который сам варил кашу, по нашему мнению, стал прообразом скороварки и мультиварки.
(Слайд 15) А скатерть- самобранка – так называемого, шведского стола, на котором можно найти всё, что душе угодно.
(Слайд 16) Различные средства передвижения, описанные в сказках, помогали вырваться из многолетнего плена, быстро переместиться из одной части света в другую. Емеля опять-таки «По-Щучьему велению» управляет санями без лошади, отравляется во дворец к царю на печи. Не эти ли волшебные предметы подтолкнули конструкторов к удивительным открытиям? Посмотрите, какой путь проделали изобретатели от первого наземного самоходного средства до современного автомобиля (Слайд 17), (Слайд 18), (Слайд 19), (Слайд 20), (Слайд 21).
В России первые автомобили начали строить в начале 20 века.
(Слайд 22) Первый паровоз Джорджа Стефенсона появился в 1814 году.
(Слайд 23) Первый паровоз в России был построен в 1834 году на Урале замечательными русскими механиками, крепостными Черепановыми.
(Слайд 24) Сказочный герой, надевший волшебные сапоги получал способность передвигаться с большой скоростью. По некоторым данным, каждый сделанный шаг переносил владельца сапог на значительное расстояние (отсюда «семимильные», то есть каждый шаг равнялся семи милям).
Опытные образцы этой чудо-обуви были испытаны и запатентованы в 2001 году изобретателем из Уфы – Виктором Гордеевым.
(Слайд 25) В Японии изобретены «штаны-самоходы», которые избавляют человека от усталости во время прогулок, автоматически переставляя его ноги. Штаны весят 17 кг, но носить их не тяжело, так как человек не тратит сил на ходьбу.
(Слайд 26) Волшебный клубок, подаренный Ивану-царевичу старичком, помог найти и спасти царевну-лягушку. Сегодня этот волшебный предмет называется навигатор (Слайд 27).
(Слайд 28) Чувствуя свою беспомощность перед силами природы, перед судьбой, желая изменить её, чтобы только спасти своих любимых, наши предки придумали живую воду, молодильные яблоки. Сегодня бороться с болезнями человечеству помогают чудодейственные лекарства.
Хочется отметить, что обычные предметы быта неслучайно наделялись необычными свойствами. С их помощью сказочные герои непременно побеждали зло.
(Слайд 29) Продемонстрировав волшебные предметы и сопоставив их с результатами изобретений, научных открытий, мы не сомневаемся в том, что фантазии наших предков направляли деятельность учёных, конструкторов, таким образом, способствуя развитию человечества. Надеемся, что и вас смогли в этом убедить. Вы спросите, в чем актуальность этой темы? Я скажу вам! Сказка помогает изменить жизнь.
(Слайд 30) И ещё одна интересная информация, которой хочется с вами поделиться.
В психологии есть такое понятие «самоисполняющиеся сказки». Это сказки, авторами и героями которых являемся мы сами. В вашей сказке может происходить всё, что вам угодно, любые чудеса и превращения. Возможно, вам захочется стать принцессой, волшебницей или кем-то ещё – пожалуйста! Не стесняйтесь, отпустите свою фантазию и позвольте себе погрузиться в сказочный мир. В сказке вы описываете ситуацию, которая требует разрешения. Разумеется, в лучших традициях сказочного жанра. И в подробностях описываете историю того, как ситуация разрешилась и как главный герой сказки доволен и счастлив. Вот сказка и готова. Как видите, ничего сложного тут нет. Главное начать, а дальше всё получится само собой. Порой мы даже не подозреваем о том, на что способна наша фантазия, а она на самом деле способна на очень многое.
Читайте и сочиняйте сказки сами.
Волшебство-не сказка, уводящая от реальности.
Это состояние окрыленной души.
Творя себя, мы творим и мир вокруг себя, наполняя пространство светом своей любви.
В волшебство не надо верить — нём надо жить!
Актуальность проблемы исследования
Темой для исследования я выбрала сказку. Я часто вспоминаю, когда каждый вечер, перед сном, мама читала мне сказки. Из всех сказок, больше всего мне нравилось слушать сказку С.Я. Маршака «Кошкин дом». Я знала весь сюжет наизусть, но всё равно просила каждый день мне её перечитывать.Известно, что каждая сказка нас учит чему-то. Только надо внимательно присмотреться и прислушаться к ней.
Объект исследования
Сказка«Кошкин дом» С.Я. Маршака
Цель исследования:
Выяснить, чему учит сказка «Кошкин дом»
Гипотеза:
Сказки — это красивые жизненные учебники
Методы исследования:
– изучение справочной литературы
– опрос среди одноклассников
Практическая значимость исследования:
Исследовать воспитательные моменты сказки
Привлечь внимание одноклассников к теме исследования.
По итогам работы сделать выводы.
Теоретическая часть
Сказка – это вымышленная история со счастливым концом. Сказка, в основном, произведение для детей. Она легкая и понятная даже самым маленьким ее слушателям. В сказке становятся ее героями не только люди, но и животные, и растения. Сказки носят поучительный характер.. У сказочных персонажей мы учимся честности, смелости, настойчивости в преодолении препятствий, верности в дружбе.
Сказка помогает взрослеть и находить ответы на вопросы, волнующие живущего на земле человека: что такое счастье, как пережить беду и горе. Сказка не даёт прямых наставлений, но в её содержании всегда заложен какой-то урок. Порою этот «намёк» не сразу осознаётся, но постепенно всё становится ясным.
Сказка заставляет размышлять, сравнивать свои поступки с поступками любимых героев.
Сказки бывают авторскими, которые сочинил определенный автор, и народными, которые переходят из поколения в поколения.
В зависимости от содержания сказки бывают:
• Волшебные. В них раскрываются лучшие человеческие качества. В таких сказках есть главный герой, его помощники и волшебные предметы. Главные герои волшебных сказок борются со злом во имя добра.
• О животных. Здесь постоянные персонажи –животные,им присущи человеческие качества: они бывают хитрыми, глупыми, жадными, мудрыми
Ценность сказок
Сказки учат детей мыслить, рассуждать. Ребёнок понимает мораль этих сказок и, попав в определённую жизненную ситуацию, может на подсознательном уровне вспомнить эти уроки. Он поймёт, что его могут обмануть, что в жизни встречаются люди злые. И он может обойти эту ситуацию, вовремя вспомнив давно знакомую историю.
Хотя текст сказки прост, но он всегда очень содержателен, что касается образов. Ребенок может развить в себе способность мечтать, а воображение становится богаче.
Таким образом, детская сказка, после прочтения самим ребенком или его родителями, оказывает благотворный психологический эффект – освобождает от негативных эмоций и различных переживаний.Каждое прочтение – это сеанс психотерапевтической помощи.Сказка может научить ребенка преодолевать трудности, побеждать врагов, не бояться опасностей и надеяться на лучшее.
Практическая часть
В моем классе я провела опрос и оказалось, что у каждого есть своя любимая сказка, которую они тоже любили слушать каждый день, помнят своих любимых героев и их подвиги. Проведу исследование на примере моей любимой сказки ивыясню, какой жизненный «урок» в ней заключен.
Для полного раскрытия данного исследования выделю главные темы:
Друзья познаются в беде.
Дружба – это, прежде всего, верность и преданность.Дружба связывает не только отдельных людей, но и целые коллективы, классы.
Верный и преданный друг всегда поддержит, какой бы ни была ситуация, в которой ты оказался.
«Ну, что поделать! В дождь и снег
Нельзя же быть без крова.
Кто сам просился на ночлег —
Скорей поймет другого.
Кто знает, как мокра вода,
Как страшен холод лютый,
Тот не оставит никогда
Прохожих без приюта!»[п.3,с.44]
Бедные племянники приютили свою тётю, попавшую в беду, а вот её благополучные приятели отказались ее принять даже на одну ночь.
Изучение правил пожарной безопасности:
• Не оставлять печь (другие источники огня) без присмотра.
Словечко за словечком —
И снова разговор,
А дома перед печкой
Огонь прожег ковер.
Еще одно мгновенье —
И легкий огонек
Сосновые поленья
Окутал, обволок.
Взобрался по обоям,
Вскарабкался на стол
И разлетелся роем
Золотокрылых пчел.[п.3, с.24]
• Соблюдать правила безопасности при использовании пиротехнических изделий
• Не играть со спичками
Пожар – одно из самых страшных и опасных явлений в нашей жизни, поэтому важно знать и соблюдать основные правила поведения при пожаре.
Изучение правил этикета.
Как же должен вести себя хозяин и какие правила он должен соблюдать, чтобы гостям в его доме было хорошо и уютно?
• Хозяин должен быть приветливым – нужно радушно встретить гостя, пригласить в комнату.
Кошка
Добро пожаловать, друзья
Я вам сердечно рада.
Мой дом для вас всегда открыт! [п.3, с.10]
• Быть внимательным – значит видеть всех и каждого в отдельности, а тем, кто стеснителен, уделить побольше внимания.
Свинья
Вот это стол —
На нем сидят!..
Коза
Вот это стул —
Его едят!..
Свинья
А посади свинью за стол —
Я ноги положу на стол!
Петух
Вот потому о вас идет
Весьма дурная слава![п.3, с.12]
• Быть предупредительным – значит заранее подумать о том, чем угостить своих друзей, чем их занять.
Кошка
Не могу же я, простите.
Угодить вам всем за раз.
Вы пляшите что хотите,
Лишь бы был весёлый пляс![п.3, с.20]
• Быть щедрым – значит не жалеть для гостей угощения, игрушек.
• Быть тактичным – значит не замечать ошибок гостя, избегать говорить шепотом, не хвастаться
Кошка
Налево — спаленка моя
С лежанкой и кроватью.
Петух
(тихо — курице)
Смотри, перина — чистый пух!
Курица
(тихо)
Она цыплят крадет, петух![п.3, с.13]
Не соблюдая правила этикета, человек показывает неуважение к окружающим и напрасно рассчитывает на их уважение к себе.
Милосердие и сострадание
Доброта – это стремление человекадать полное счастье всем людям, всему человечеству.
Милосердие – это безграничная доброта, любовь к ближним.
Сострадание – умение сопереживать. Милосердные имеют большое желание помогать людям,нуждающимся в помощи, помогают добровольно, не ожидая ничего взамен.
«Пошли вы, попрашайки!
Небось хотите соивок?
Вот я вас за загривок![п.3, с.7]
Котята были у ворот –
Поесть они просили.
Чего от нас они хотят,
Бездельники и плуты?
Для голодающих котят
Есть в городе приюты!
Нет от племянничков житья,
Топить их в речке надо!»[п.3, с.8]
Большинство животных, проживающих сейчас на улицах —это выброшенные домашние питомцы.
Основной проблемой является низкий уровень культуры человека, уровень его моральных качеств, таких как ответственность, доброта.
В нашем городе Ростове-на-Дону приютов, как мест, куда можно принести животное и о нем будут заботиться, лечить и искать новых хозяев –НЕТ! Есть только приюты, организованные обычными добрыми людьми за свои личные деньги и за счет пожертвований добровольцев.
Люди! Будьте внимательны к животным, не бросайте их.
Заключение
Сказка создавалась не только с развлекательной целью, но и с целью воспитания.
Таким образом, сказки учат нас, как вести себя правильно.
Для меня основная мысль сказки «Кошкин дом» – не отворачивайся от чужой беды, сам можешь оказаться в такой ситуации.Учит милосердию, порядочности, уважать друг друга, осуждает хвастливость.
Знать правила пожарной безопасности – жизненно необходимо для каждого из нас! Огонь беспощаден и коварен. Пожар забирает всё!
Правила поведения в гостях помогут приобрести много друзей!
Главный урок,который могу извлечь из этой сказки: «Относись к людям так, как хотел бы, чтобы относились к тебе»
- 26 января 2016
Конференция «Проектная деятельность в образовательном учреждении — 2014»
Раздел «Детский проект в образовательном учреждении»
Номинация «Детский проект в начальной школе»
С раннего детства я очень любил сказки. Помню, когда я был совсем маленьким, часто просил маму почитать мне сказку перед сном. Теперь, когда я учусь в школе, я знаю, что сказка – это жанр в фольклоре и литературе народов мира.
В 3-м классе я посещаю факультатив «Путешествие в мир сказки». Здесь я ещё больше узнал о сказках и полюбил их. Мне захотелось сравнить сказки русского народа со сказками других народов, и авторов, например, с произведением А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» (прочитать и прослушать эту сказку можно на сайте
https://frigato.ru/skazki/pushkin/2039-skazka-o-rybake-i-rybke.html).
Гипотеза:
1) Если сказка – вымысел, мечта людей о счастливой жизни, о быстром передвижении; высмеивание человеческих недостатков, – значит, есть сказки народов мира, похожие между собой.
2) Жадность – одно из самых отрицательных человеческих качеств; есть бытовые сказки разных народов и стран, высмеивающие этот порок.
Исследовательские задачи:
1) Узнать историю возникновения сказок.
2) Изучить виды народных сказок.
3) Определить сходство сказок разных народов.
4) Сравнить русские сказки со сказками других народов о жадности и корысти.
5) Подобрать русские пословицы и поговорки к сказкам.
6) Провести сравнительный анализ сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» и русской народной сказки «Золотая рыбка». Найти в них общее, а потом самому попробовать сочинить сказку о жадности.
Практические задачи:
1) Провести анкетирование среди одноклассников.
2) Сочинить свою сказку, в которой высмеивается человеческий порок – жадность.
3) Создать книжку-малышку со сказками одноклассников (о жадности).
4) Сделать презентацию своей работы.
Методы исследования: 1) Изучение литературы по данному вопросу; 2) анкетирование; 3) эксперимент: изготовление книжки-малышки со сказками одноклассников и презентации работы.
В ходе исследования мои гипотезы подтвердились. Одноклассники заинтересовались сказками народов мира. Я выступил в роли писателя-сказочника. Сочинил свою сказку о жадности «Синяя ёлка». Ребята из класса так же приняли участие в сочинении бытовых сказок о жадности. Совместно с учителем и дизайнером фотостудии «Кадр» выпустили книжку сказок, сочиненных детьми.
Приложение 1: Исследовательская работа.
Приложение 2: Презентация.
Автор: Нестерович Александр, ученик 4 «Е» класса ГУО «Средняя школа №19 г. Барановичи», г. Барановичи, Брестская область, Беларусь. Руководитель: Ревинская Ольга Николаевна, учитель начальных классов; высшая квалификационная категория, «Средняя школа №19 г. Барановичи». Пед. стаж — 31 год. Место жительства: Барановичи, Брестская область, Беларусь.
Исследовательский проект «Беларускаяя мова — нацыянальная мова беларускага нарда» в 2009 году заняла первое место в городском конкурсе исследовательских работ.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Лозовская средняя общеобразовательная школа Верхнемамонского
муниципального района Воронежской области»
Исследовательский проект на тему:
«Сказка ложь,
да в ней намек…»
Выполнила: ученица 5 класса
Дроненко Ирина
Руководитель:
Пахомова В.В., учитель литературы 2017 год.
Содержание
Введение
……………………………………………………………………….
Основная
часть………………………………………………………………….
1. Понятие сказки, виды
сказок…………………………………………
2. Анализ исследуемых
сказок…………………………………………
3. Сравнение исследуемых
сказок……………………………………..
Заключение………………………………………………………………
……..
Список
литературы…………………………………………………………….
Приложение
3
4
4
58
9
10
11
2 Введение
С самого раннего детства мы знакомимся со сказками с помощью
родителей, бабушек, дедушек и других. И любую начатую сказку нам
хочется дослушать до конца, чтобы узнать, чем всё закончится. Мы ещё не
знаем таких терминов как преступление и наказание, не всегда правильно
понимаем, где зло, а где добро. Но подсознательно хотим, чтобы плохие
герои были наказаны, а положительные герои торжествовали.
Когда мы ходим в детский сад, то чаще всего ещё не осознаём, что мы
делаем «плохо» или «хорошо», а делаем так потому, что нам так хочется.
Но, когда мы уже ходим в школу, то учимся отличать зло от добра. И
решать такую проблему нам помогают книги. Читая сказки, сравнивая их,
мы можем понять, о чём «намекают» сказки и какова главная мысль сказок.
Цель исследования – выяснить, всегда ли добро побеждает зло на
примере народных сказок.
Задачи исследования:
1. Узнать, что такое сказка.
2. Исследовать сказки разных видов и сравнить их.
3. Выявить основные мысли сказок.
Можно предположить, что общей основной мыслью сказок является
победа добра над злом.
Методы исследования:
чтение сказок,
изучение литературы по теме,
сравнительный анализ сказок.
3 Основная часть
1. Понятие сказки
Сказка – один из основных видов народного устного повествования с
фантастическим вымыслом.
Сказка появилась много веков назад, когда люди ещё не умели читать
и писать. Она живёт в устном исполнении и в книге, её любят дети и
взрослые, в городе и в деревне. Когда мы произносим слово «сказка»,
«сказочный», перед нашим мысленным взором возникает особый, красивый
и таинственный мир, живущий согласно своим необычным сказочным
законам, мир, где действуют необыкновенные фантастические герои, где
свет, добро, правда побеждают тьму, зло и ложь. Сказку слушают,
рассказывают и читают во всех уголках земного шара. Сказка помогает
взрослеть, становиться мудрым и находить ответы на вопросы, волнующие
живущего на земле человека: что такое счастье, как пережить беду и горе,
откуда брать силы, чтобы преодолеть невзгоды, можно ли прожить кривдою
на свете, сильнее ли она правды, откуда берутся злые силы и как с ними
бороться.
Виды сказок
Известный собиратель и исследователь В.Я. Пропп разделил сказки
по сюжету на сказки о животных, волшебные, бытовые, кумулятивные,
докучные. Также сказки можно разделить на народные и литературные.
Народные сказки в свою очередь делятся на русские народные и сказки
народов мира, а литературные (или авторские) делятся на сказки русских
писателей и зарубежных писателей.
4 2. Анализ исследуемых сказок
Каждый народ создал много замечательных и интересных сказок. Для
исследования мы взяли три русские народные сказки и три сказки других
народов.
можно выделить положительные и
отрицательные черты характера главных персонажей каждой сказки и её
основные мысли.
Прочитав сказки,
Кот и Петух
(русская народная сказка)
Главные персонажи:
кот, петух, лиса.
Положительные
черты:
смелость,
мудрость,
готовность прийти на
помощь другу.
Отрицательные
черты:
глупость,
коварство
Основные
сказки:
не будь глупцом – не
попадайся на «удочку»
лисы; выручай друга из
беды; не мирись со
злом,
ему
противостоять.
хитрость,
мысли
умей
5 Марья и ведьмы
(русская народная сказка)
Пётр и Петруша
(русская народная сказка)
6
ведьма
Главные персонажи:
Марья,
Чуровница, девушки.
Положительные
черты:
доброта, умение лечить
людей, храбрость.
Отрицательные
черты:
злость, коварство.
Основные
сказки:
Не злись на других, не
обижай никого, друзья
помогут
злу
противостоять.
мысли
царь,
храбрость,
Главные персонажи:
солдат,
разбойники.
Положительные
черты:
смелость,
щедрость,
находчивость, ум.
Отрицательные
черты:
жадность, коварство,
злодейство.
Основные
сказки:
умей разбираться в
не унижай
людях;
ближнего;
сам
погибай, а товарища
выручай, поплатишься
за своё коварство.
мысли Три поросёнка
(английская народная сказка)
Главные персонажи:
три поросёнка, волк.
Положительные
черты:
находчивость,
смелость.
Отрицательные
черты:
хитрость, коварство.
Основные
сказки:
Разум силу победит; не
делай никому зла,
найдётся и на тебя
управа.
мысли
Ведьма Барабаха
(белорусская народная сказка)
Главные персонажи:
Алёнка,
ведьма
Барабаха, три брата
Алёнки.
Положительные
черты:
смелость,
терпеливость,
храбрость, упорство в
достижении
цели;
умение слушать.
Отрицательные
черты:
хитрость,
злодейство.
Основные
сказки:
добивайся своей цели;
не делай никому зла,
найдётся и на тебя
управа.
коварство,
мысли
7 Златовласка
(чешская народная сказка)
король,
Главные персонажи:
Иржик,
Златовласка.
Положительные
черты:
доброта,
готовность
прийти на помощь
тому,
кто слабее,
честность.
Отрицательные
черты:
злодейство, коварство.
Основные
мысли
сказки:
всегда помогай другим;
на добро и зло отвечай
добром; поплатишься за
своё коварство.
8 3. Сравнение исследуемых сказок
У большинства народностей есть множество сказок, схожих по
тематике, сюжету, образам. Все сказки наполнены многочисленными
деталями быта того народа, той земли, где живёт сказка.
Прочитав выбранные сказки, мы сравнили их основные мысли и черты
характеров героев. Мы думаем, что не обязательно быть самым сильным,
самым умным. Надо быть смелым, трудолюбивым, рассудительным,
добрым, находчивым и, главное, не оставлять в беде товарищей, помогать
тем, кто слабее тебя, уметь постоять за себя. И практически через все
сказки проводится идея торжества правды и справедливости. Зачастую
положительные герои становятся победителями в борьбе, а отрицательные
герои наказываются.
9 Заключение
Результаты нашего исследования доказывают, что наряду с другими
основной мыслью любой сказки является борьба добра со злом. Все любят
читать сказки. В них всё хорошо кончается и становится радостно на душе.
А ещё любая сказка учит жить. А.С. Пушкин писал: «Сказка – ложь, да в
ней намёк…» Этот «намёк» – есть правда сказки и правда мыслей и чувств
человека. Сказка не даёт прямых наставлений, но в её содержании всегда
заложен какойто урок. Порою этот «намёк» не сразу осознаётся, но
постепенно всё становится ясным. Особенно поучительна в сказках
мудрость народная: «Не рой другому яму, сам в нее попадешь», «Делай
другим добро – будешь сам без беды», «За добро добром и платят», «Делая
зло, на добро не надейся», «Жизнь дана на добрые дела».
Не нужно отчаиваться в трудном положении, ведь мир не без добрых
людей и обязательно ктонибудь поможет. На любую силу найдётся ещё
большая сила. Любого хитреца можно перехитрить. И если ты добрый,
терпеливый, смелый, храбрый, щедрый, находчивый, то в конце концов
будешь оценён по заслугам своим.
Мы думаем, что по сказкам можно проводить много разных
исследований. Хотелось бы продолжить работу в этом направлении.
Например, можно изучить:
сюжеты волшебных сказок,
сюжеты бытовых сказок,
характеры и жизнь героев, которые встречаются во многих сказках и
т.д.
10 Список литературы
1. Английские народные сказки / отв. за выпуск Т.Е. Сергеева. – М.:
«Молодая гвардия», 1992.
2. Биографический энциклопедический словарь. – М.: Большая
Российская энциклопедия, 2000.
3. Кубасова О.В. Литературное чтение: любимые страницы: учебник для
4 кл. общеобразоват. учреждений. В 4 ч. Ч. 1 / О.В. Кубасова. – 7е
изд., испр. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2008.
4. Русские народные сказки / под ред. О.Ф. Трифоновой. – М.: АСТ
АСТРЕЛЬ, 2002.
5. Русское народное творчество / под ред. Н.А. Захарова. – М.: «Высшая
школа», 1966.
6. Сказки на ночь / под ред. С. Рублёва. – Ростов н/Д: Издательский дом
«Владис», 2007.
11
IV районная научно-практическая конференция
«Первые шаги в науку»,
посвященная Году культуры в Российской Федерации
« Сказка- ложь.да в ней намёк…»
Автор: Козленко Даниил Алексеевич,
ученик 2 класса,
МБОУ Возрожденская СОШ.
Руководитель: Политова Марина Валерьевна,
учитель начальных классов,
МБОУ Возрожденская СОШ.
П. Возрождение
2013г.
Аннотация
Когда мы произносим слово «сказка», перед нами возникает прекрасный сказочный мир, живущий таинственной сказочной жизнью, согласно необычным сказочным законам. Это мир «тридевятого царства, тридесятого государства», где добро побеждает зло, правда – ложь, свет – тьму.
А.С. Пушкин писал: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Каждая сказка нас учит чему-то. Только надо внимательно присмотреться и прислушаться к ней … Попробуем сделать это на примере русских народных сказок.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. |
Введение. |
||
2. |
Глава 1. Теоретическая часть. |
||
1.1. |
Что такое сказка? |
||
1.2. |
Виды русских народных сказок. |
||
1.3. |
Значимость русских народных сказок. |
||
3. |
Глава 2. Практическая часть. |
||
2.1. |
Нравственный «урок» волшебных сказок. |
||
2.2. 2.3. |
Воспитательная роль сказок о животных. Ценность социально-бытовых сказок. |
||
4. |
Заключение. |
||
5. |
Литература. |
||
6. |
Приложение №1 Приложение №2 Приложение №3 Приложение №4 Приложение №5 |
ТЕЗИСЫ
Глава 1. Теоретическая часть.
1.1.Что такое сказка?
Сказка — один из самых ярких фольклорных жанров. В. И. Даль называет ее “волшебным рассказом, небывалой и даже несбыточной повестью, сказаньем”. Сказка затейлива, причудлива, необычна. Она повествует о чудесных происшествиях, героических подвигах, верной любви. В каждой фантастической истории обязательно содержится серьезный нравственный урок, потому что сказка — это воплощение народной мудрости.
1.2.Виды русских народных сказок.
Сказок у каждого народа сотни и тысячи. Русских сказок насчитывается свыше 3000. Существует несколько основных видов сказок: это сказки о животных, социально-бытовые сказки и волшебные сказки.
1.3.Значимость русских народных сказок.
Как писал великий А.С. Пушкин, «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!..»Сказка рассказывает нам о чрезвычайно важном в жизни, она учит нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу, презирать хитрецов, ненавидеть злодеев. Сказка защищает обиженных, воплощает то, о чём мечтают люди. Сказка и прекрасное средство развлечения, и одно из самых действенных воспитательных средств. Сказка развивает ум и фантазию. Ее меткий, точный, образный язык обогащает нашу речь.
Глава 2. Практическая часть.
2.1. Нравственный «урок» волшебных сказок.
Волшебная сказка очень привлекательна своим необыкновенным миром. Этот чудесный мир, его фантастические образы и картины удивляют и поражают. Сказки учат смелости, доброте и многим другим хорошим человеческим качествам, но делают это без скучных наставлений, просто показывают, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести.
2.2.Воспитательная роль сказок о животных.
Основной любовью у самых маленьких читателей пользуются сказки о животных. Они находят в них много интересного, получают первые представления о разных животных: их внешнем виде, повадках. Здесь мы узнаём о хитрости лисы и о коварстве волка.Лиса, медведь, волк, заяц, петух действуют и разговаривают, как люди. Им присущи человеческие качества: они бывают хитрыми и глупыми, скупыми и мудрыми. Побеждает в таких сказках не сильный, а хитрый и умный.
2.3.Ценность социально-бытовых сказок.
Позднее всех появились социально- бытовые сказки. События в них, как в любых сказках вымышленные, но, в отличие от волшебной сказки, здесь всё обыкновенно, всё происходит в повседневной жизни. Здесь сильный противопоставляется слабому, бедный – богатому. Героем обычно является бедный крестьянин, работник или солдат. Он весёлый, смелый, находчивый, ловкий, всё умеет, всё знает. В этих сказках уважают хороших и умелых работников и смеются над лодырями, неумехами.
1 1.ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования:
Все ребята в нашем классе любят русские народные сказки. Недавно нам их читали родители, воспитатели в детском саду. Теперь мы научились читать сами и в полной мере можем насладиться красотой и образностью языка, необычностью сказочных сюжетов. Оказывается, русская народная сказка создавалась не только с развлекательной целью, но и с целью воспитания младшего поколения. Поскольку взрослые часто жалуются на наше не совсем
правильное поведение, стремятся воспитать в нас лучшие человеческие качества, я решил обратиться к русским народным сказкам и попытаться понять, какая народная мудрость в них заложена, какой жизненный «урок» хотели передать нам далекие предки.
Цель работы:
Выяснить, чему нас учат русские народные сказки.
Задачи исследования:
Познакомиться с понятием «сказка».
Узнать, какие виды сказок существуют.
Исследовать воспитательные возможности некоторых русских народных сказок.
Привлечь внимание одноклассников к теме исследования.
По итогам работы попытаться скорректировать собственное поведение.
Методы исследования:
— изучение справочной литературы
— анализ художественных текстов
— обобщение изученного материала.
Гипотеза:Русские народные сказки — это красивые жизненные учебники. Они самым лучшим образом учат нас, как вести себя правильно.
2
2 .ГЛАВА 1. Теоретическая часть.
1.1. Что такое сказка?
Что такое сказка? Сказка — это повествовательное произведение, преимущественно небольшое по размеру, в котором речь идет о выдуманных событиях. Сказка — богатейшее народное наследство, которое создали люди. Возникли сказки еще в первобытном обществе и на протяжении тысячелетий передавались устно от поколения к поколению. В народном творчестве русские народные сказки, вероятно, самое большое чудо. На протяжении веков русский народ создавал эти бесценные памятники искусства слова.
Если подобрать к слову «сказка» однокоренные слова, то получим ряд слов, который раскроет нам его смысл: сказка – сказывать – рассказывать. То есть сказка – это то, что рассказывается, это устный рассказ о чём-либо интересном как для исполнителя, так и для слушателей.
Русские народные сказки – мир необычайный и удивительный. Его красота волнует. Первое знакомство с ним оставляет неизгладимый след в душе на долгие годы – на всю жизнь. Как на крыльях сказки уносят нас в волшебный мир, не раз заставляют дивиться богатству народной выдумки. Понимаю слова писателя Ивана Франко, который сказал: «Тысячи вещей забудете, а тех минут, когда дорогая мама или бабушка рассказывали сказки, не забудете никогда».
3
1.2. Виды русских народных сказок.
Русские народные сказки чрезвычайно разнообразны по героям, по сюжетам, по композиции. Поэтому сказки различаются по жанрам. Выделяют сказки о животных, волшебные и социально-бытовые сказки. В сказках о животных главными персонажами, естественно, являются животные. В волшебных сказках действуют люди и фантастические существа; животные здесь, как правило, добрые помощники героя; в этих сказках речь идет о приключениях, обязательно связанных с волшебством. В социально-бытовых сказках, как и в волшебных, основные персонажи — люди, но если в волшебных сказках победа одерживается с помощью чародейства, то здесь герои становятся победителями преимущественно благодаря своему уму, смекалке,смелости, хитрости.Но мы понимаем, что нельзя провести четкую границу, отделить один вид сказок от другого. Например, популярные сказки о животных зачастую содержат волшебные элементы, и наоборот. Поэтому разделение русских народных сказок на три группы является условным.
1.3. Значимость русских народных сказок.
Яркие образы русской народной сказки глубоко волнуют наши чувства. Мы огорчаемся, когда добрые и умные персонажи попадают в беду, радуемся, когда они спасаются и побеждают, наказывают злых и жадных. Сказка заставляет нас размышлять, сравнивать свои поступки с поступками любимых героев. У сказочных персонажей мы учимся честности, смелости, настойчивости в преодолении препятствий, верности в дружбе.
Сказка помогает взрослеть, становиться мудрым и находить ответы на вопросы, волнующие живущего на земле человека: что такое счастье, как пережить беду и горе, откуда брать силы, чтобы преодолеть невзгоды, можно ли прожить кривдою на свете, сильнее ли она правды, откуда берутся злые
4
силы и как с ними бороться. А.С. Пушкин писал: «Сказка – ложь, да в ней намёк…» Этот «намёк» – есть правда сказки и правда мыслей и чувств человека. Сказка не даёт прямых наставлений, но в её содержании всегда заложен какой-то урок. Порою этот «намёк» не сразу осознаётся, но постепенно всё становится ясным. Особенно поучительна в сказках мудрость народная: «Не рой другому яму, сам в нее попадешь», «Делай другим добро – будешь сам без беды», «За добро добром и платят», «Делая зло, на добро не надейся», «Жизнь дана на добрые дела».Не нужно отчаиваться в трудном положении, ведь мир не без добрых людей и обязательно кто-нибудь поможет. На любую силу найдётся ещё большая сила. Любого хитреца можно перехитрить. И если ты добрый, терпеливый, смелый, храбрый, щедрый, находчивый, то,в конце концов, будешь оценён по заслугам.
3. ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Для полного восприятия и раскрытия смысла данного исследования я взял любимые сказки и постарался выделить в них главное: «Чему нас учит данная сказка?».
2.1. Нравственный «урок» волшебных сказок.
В основном волшебные сказки древнее других, они несут следы первичного знакомства человека с миром, окружающим его. Волшебная сказка чаще всего длиннее других видов сказок.
В волшебных сказках, как правило, герой должен пройти через ряд испытаний. Причём каждое последующее задание обязательно значительно труднее предыдущего.
5
Всем известна сказка «Морозко», в которой добрую девушку Настеньку злая мачеха отправила замерзать в зимний холодный лес. Добрый волшебник Морозко по традиции сначала испытывает девушку, а потом награждает еёбогатыми подарками. Пять раз спрашивал Морозко дедову дочку:«Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?» А девушка хоть и замерзла сильно, даже окостеневать стала, чуть языком шевелит,аотвечает вежливо и ласково:«Тепло, Морозушко, тепло, батюшка.- Ой тепло, голубчик, Морозушко!»Здесь мы видим,как ценились в русском народе кротость, добрый нрав и уважительное отношение к старшим в любой ситуации.
В русской народной сказке «Гуси-лебеди» девочка не послушала, что ей наказывалиотец с матерью, и её братец попал в беду. Но девочка не растерялась и побежала искатьбрата. По дороге она встречает яблоню, печку, речку с кисельными берегами. Когда героиня сказки обращалась к этим персонажам без уважения, и грубо оказывала им в их просьбах, никто не хотел ей помогать. А когдаона стала обращаться к ним ласково и уважительно: печка – матушка, речка –матушка, и согласилась им помочь, волшебные предметы помоглидевочке. В этой сказке девочке помогли упорство, трудолюбие ивежливое обращение. В сказке заложен замечательный смысл: нужно помогать другим, и тогда добро вернется добром.
В сказке «Морской царь и Василиса Премудрая» Иван Царевич сначала обругалстарую женщину, которая встретилась ему по пути. А потом призадумался: «За что яобругал старуху? Дай ворочу её; старые люди хитры и догадливы! Авось, что доброескажет». После этого Иван –Царевич уже обращается к старушке по — другому. И стал ворочать старушку « Воротись, бабушка, да прости моё слово глупое!Ведь я с досады вымолвил».Такое поведение помогло Царевичу в его поисках. Из этой сказки я вынес урок, что нельзя грубить пожилым людям, нельзя забывать своих любимых и родных людей.
6
В сказке «Финист –ясный сокол», когда отец спрашивает у дочерей: « Что вам дочки купить, чем порадовать?», старшие дочери отвечают: «Купи по полушалку…» А младшая дочь обращается по –другому:«Купи мне, батюшка, пёрышко…» Да и сам отец, когда разговаривает со старичком, обращается к нему с уважением. Младшая дочь была самой любимой у батюшки за свою кротость и послушныйхарактер. На примере героев этой сказки я понял,что зависть – это очень плохое чувство, что настоящая любовь всегда победит темные чары и колдовство.
Таким образом, волшебные сказки учат хорошим человеческим качествам, но делают это без скучных наставлений, просто показывают, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести.Волшебные сказки утверждают: тот выйдет победителем в борьбе с врагом, кто любит свой народ, почитает родителей, уважает старших, хранит верность любимому человеку, кто добр и справедлив, скромен и честен. Только таким героям служат волшебные помощники, только они становятся обладателями волшебных предметов.
2.2. Воспитательная роль сказок о животных.
Сказки о животных – самая древняя их разновидность. Герои сказок – волк, заяц, кот, медведь и многие другие животные Сказки о животных вяркой иносказательной форме отражают человеческий мир. Лиса, медведь, волк, заяц, петух действуют и разговаривают, как люди. Им присущи человеческие качества: они бывают хитрыми и глупыми, скупыми и мудрыми. Побеждает в таких сказках не сильный, а хитрый и умный.
7
Всем хорошо известна русская народная сказка «Колобок». Старик со старухой испекли Колобок, который ожил и убежал из дома. Вся сказка строится на повторении однородных эпизодов: Колобок встречается с разными героями, которые намереваются его съесть. Всем он поёт свою песенку, от всех ему удается убежать. От всех, кроме Лисы, как известно.Так что на любую хитрость найдется еще болееизысканная хитрость. Непослушание колобка привело к его гибели. Эта сказка учит нас слушаться родителей, не хвастаться, научиться распознавать лесть и не доверять хитрым авантюристам, а жить своим умом и сердцем.
В русской народнойсказке «Репка» говорится о том, что стоит всегда начатое дело доводить до конца. Тогда оно обязательно даст свои плоды. Это сказка о трудолюбии, но еще и о взаимовыручке и силе единства. С любой работой можно справиться сообща, причем помочь могут не только большие, но даже такие маленькие существа, как мышка.
Сказка «Кот, лиса и петух» любима нами с детства. Кот в этой сказке образец для подражания – трудолюбив, рассудителен, верный товарищ. В то же время петушок представляется непослушным, легковерным и слишком любопытным. Как только Лиса начинала петь свою песенку: «Петушок, петушок, золотой гребешок», — так петушок про всё на свете забывал и подкупался на лесть. Но у петушка тоже есть чему поучиться, помните, как громко он звал котика. Так же и детям нужно поступать – громко звать на помощь. Эта сказка о крепкой дружбе, взаимовыручке, силе и смелости.
Таким образом, в сказках о животных действительно показано то, что русский народ осуждал и прославлял в людях. Читая сказки о животных, надо задуматься над тем, с какой целью была создана каждая из них, и тогда почувствуешь, что за внешней простотой, незамысловатостью содержания скрываются глубокие, жизненно важные «уроки»,часто выражающиеся в сказке в виде правила: «как аукнется, так и откликнется».
8
2.3 Ценность социально-бытовых сказок.
Позднее всех появились бытовые сказки. События в них, как в любых сказках вымышленные, но, в отличие от волшебной сказки, здесь всё обыкновенно, всё происходит в повседневной жизни.Здесь мы находим такие мотивы и темы, как сказка о трёх братьях, в которых всегда есть противопоставление младшего старшим; это сказки о правде и кривде, о злой мачехе и умной доброй падчерице, о смышленых героях в противопоставление глупым. Чтобы получить награду, герои сказки должны приложить немало усилий и проявлять такие положительные человеческие качества как, например, доброта и храбрость. Здесь сильный противопоставляется слабому, бедный – богатому. Героем обычно является бедный крестьянин, работник или солдат. Он весёлый, смелый, находчивый, ловкий, всё умеет, всё знает. Сказка уважает хороших и умелых работников и смеётся над лентяями, неумехами.
Сказка «Каша из топора»относится к жанру социально-бытовых сказок. Главный герой сказки – солдат. Отрицательный герой – жадная женщина. В сказке высмеивается скупость и глупость хозяйки дома. Попросив ужин и получив отказ, солдат решил проучить жадную бабу. Он принимается варить кашу из топора. У хозяйки много еды, но она скупа и решила обмануть солдата. Но солдат оказывается хитрее. Здесь ярко показывается глупость хозяйки дома. Солдат хитростью вынуждает бабу принести ему и крупу, и соль, и масло. А та, и не понимает, что ее обманули. Сказка наказывает и высмеивает скупость и глупость. А солдат за смекалку награжден: и каши поел, и топор унес.
Одной из бытовых сказок является и сказка » Барин и мужик».
Ей присущи все особенности бытовой сказки. Сказка повествует об обычных событиях из жизни крестьян. Сюжет ее быстро развивается. Большое место в
9
сказке отводится диалогам (разговор старухи со стариком, старухи и барина). Герои ее – бытовые персонажи. В этой в сказке осуждаются человеческие пороки: болтливость жены старика, которая, найдя клад, всем о нем рассказала; жестокость барина, который приказал выпороть розгами женщину-крестьянку.
Сказка наказывает и порицает болтливую и упрямую старуху и с сочувствием относится к старику, прославляя находчивость, ум, смекалку.
Так, в сказке «Добрый поп»,жадный поп, чтобы не кормить работника, предлагает ему за один присест позавтракать, пообедать и поужинать. Работник, плотно закусив, отправляется спать, т.к. после ужина принято спать ложиться.«С тех пор перестал поп угощать работника за раз завтраком, обедом и ужином». В сказке торжествует справедливость: поп наказан за жадность, и это послужило ему уроком.
Социально — бытовые сказки не щадят никого — ни барина, ни попа, ни мужика, ни его жену. Они осуждают ленивых, глупых и непрактичных людей, пустых мечтателей, высмеивают упрямство, болтливость,скупость.
10
4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Я прочитал много сказок и могу сказать, что для меня сказка открыла удивительный мир волшебства, где добро побеждает зло, где каждый получает то, что заслуживает, где сбываются мечты. Это невероятная страна фантазий и чудес, которая учит человека быть добрым, отзывчивым, честным и порядочным. Сказка помогает нам поверить в себя и свои силы, помогает преодолевать трудности, воспитывать в себе силу духа и смелость. Дарит надежду, а иногда, даже помогает принять верное решение в сложной жизненной ситуации.
В результате проведенного исследования сказок я сделал важные выводы:
Сказка учит: мир делится на хороших и плохих людей, зверей и прочих существ. Но добрых всегда больше, и их любит удача. А злые плохо заканчивают свою жизнь.
Сказка формирует образ положительного героя: доброго, умного, сильного, верного своему слову.
Сказка учит не бояться трудностей. Главный герой всегда берётся за выполнение любой работы, какой бы невыполнимой она не казалась. И в том, что он побеждает, немалую роль играют вера в себя, смелость и помощь друзей.
Сказка учит: не имей сто рублей, а имей сто друзей. А самый верный способ найти друга – это не отвернуться от него в нужный момент. У сказочного героя всегда много друзей: людей, зверей, птиц, рыб. Потому что он не отказывает в помощи тем, кого встречает на своём пути, и они, в свою очередь, не бросают нашего героя в беде. Так у героя появляются бесценные волшебные помощники.
11
Сказка учит не судить о людях по внешнему виду.Иван-дурак на проверку всегда оказывается Иваном-царевичем, а Царевна-лягушка – Царевной Прекрасной. Да и страшная Баба-Яга не во всех сказках – отрицательный персонаж.
Сказка учит: хорошее дело не с первой попытки получается. Сказочному герою по три раза приходится идти на Змея Горыныча или на другое чудище,но смелость и упорство обязательно вознаграждаются победой.
Сказка учит любви к родителям. Герой, выполняющий поручение отца или матери всегда почитаем больше своих нерадивых братьев и сестёр. И именно он получает в наследство “полцарства в придачу”.
Сказка содержит скрытую, ненавязчивую мораль, нравоучение: нельзя обманывать, нельзя быть жадным, нельзя предавать друзей.
И, главное, сказка учит, что добро всегда возвращается к тому, кто помогает другим, и добро всегда побеждает зло.
Таким образом, моя гипотеза о том, что русские народные сказки — это красивые жизненные учебники,которые учат нас, как вести себя правильно, подтвердилась.
12
5.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Аникин В.П. «Русская народная сказка: пособие для учителей» Москва 1977г.
«Русские народные сказки» под редакцией Аникина В.П. Москва 1985г.
Аникин В.П. «К мудрости ступенька» Детская литература 1982г.
В.С. Бахтин «От былины до считалки» Детская литература 1982г.
«Детская литература» под редакцией Е.Е. Зубаревой Москва 1989г.
А.А. Горелов «Народные русские сказки А.Н. Афанасьева» Лениздат 1983г.
ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКИ:
Волшебная сказка как жанр. http://www.nelidovo.edu.ru/filialtgu/Babushkina/skazka/w-a.htm
История и культура. http://rusprogram.ru/
http://readr.ru/
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Мои любимые сказки.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Мы с мамой обсуждаем сказку.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3.
За приятным занятием.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
Моё выступление на классном часе.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 5
Пословицы и поговорки о сказках
Всякая прибаутка в сказке хороша.
Всякой сказке бывает конец.
Кашу кушай, а сказку слушай: умом — разумом смекай да на ус мотай.
Красна сказка складом, а песня — ладом.
Либо дело делать, либо сказки сказывать.
На сказках, что на салазках.
Не всякая водица для питья годится, не всякая сказка — людям указка.
Сказка — складка: послушать сладко.
Сказки — не салазки: не сядешь да не поедешь.
Сказку слушай, а к присказке прислушивайся.
Скоро сказка складывается, да не скоро дело делается.
Сказка не сказка, а присказка.