Урок литературного краеведения 3класс, уч. Обломова Г.В. И.Истомин «Рассказы об Ильке»(отрывки из повести «Встань-трава»)
Цель
познакомить с творчеством Ивана Истомина.
способствовать совершенствованию навыка выразительного осознанного чтения.
воспитывать любовь к родному краю, желание познать его, уважительно относиться к обычаям и традициям, знать и уважать героев родного края.
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Проверка дом. задания.(Учитель задал на дом самостоятельно прочитать начало произведения, до слов…вот какая беда приключилась с Илькой)
-Вы прочитали самостоятельно начало повести И .Истомина «Рассказы об Ильке»
-Кто такой Илька?
-Сколько ему лет?
-Куда направился Илька с мамой?
-Что произошло с ними?
-Найдите в тексте слова, которые помогают нам понять, как трудно пришлось Ильке в пути.
-Какие писатель подобрал слова, чтобы показать всю ярость природы. -Как их надо прочитать?
-Что произошло с Илькой?
-Найдите слова, которыми автор выразил переживание родителей.
-Захотелось ли вам узнать ,какая беда приключилась с маленьким героем произведения?
3.Объяснение нового материала.(слайд 11)
Какая же беда приключилась с Илькой?
-Сначала скажите, часто ли вы слышите слово герой?
-Кто такой герой? (показ слайдов 3-10)
4.физминутка
5.Введение в тему.
Я хочу вас познакомить ещё с одним героем. Вы спросите, почему его называют героем? Думаю вы сами догадаетесь.(слайд 12)
Иван Григорьевич Истомин родился 7 февраля 1917 года в селе Мужи Шурышкарского района Ямало-Ненецкого автономного округа Тюменской области, в семье коми-рыбака.
Детство прошло в низовьях Малой Оби, где в языковой стихии сливаются северные диалекты казымских ханты, ненцев, коми, русских и манси. В трехлетнем возрасте тяжело заболел, на всю жизнь остался инвалидом, в девять лет встал на костыли. В 1934 году в Мужах окончил семилетку, переехал в г. Салехард, с отличием окончил национальное педагогическое училище в 1938 году. В стенах педучилища был одним из организаторов национального литературного кружка и рукописного журнала «Ямал тату» («Искры Ямала»).
Двенадцать лет И. Г. Истомин преподавал русский, ненецкий языки и рисование в школах Севера. В 1950 году Ямало-Ненецкий окружком КПСС перевел его в редакцию окружной газеты «Нарьяна Нгэрм» («Красный Север») заместителем редактора по дублированию газеты на ненецком языке.
Жизнь поставила Ивана Григорьевича в жесткие условия: с детства — инвалид. Но он не озлобился, нашел в себе силы жить наперекор всему.
Круг его интересов был очень широк. Он был и писателем, и художником, в музее есть его картины. А как он их рисовал! Помогал себе губами, зубами…
Писал стихи, прозу. Всегда готов был прийти на помощь начинающим молодым литераторам, таким как Леонид Лапцуй, Роман Ругин и многим, многим другим.. Последние годы жизни он провёл почти прикованным к постели, превозмогая боль, он печатал свои рассказы и стихи одним пальцем, т.к. руки были недвижимы. ЖИТЬ И ТВОРИТЬ для людей-
таким было главное желание писателя Ивана Истомина . Умер Иван Григорьевич Истомин в 1988 году, ему было 71год.
-Эта биография вам напомнила кого-то?(учащиеся приходят к выводу, что этот рассказ написал И.Г. Истомин о себе, о его жизни)
6.Словарная работа(слайд 13)
7.Работа по тексту (читает учитель).
-Можно ли сказать , что И. Г. Истомин- _Илька –герой?
-Каким было главное желание писателя? (ЖИТЬ И ТВОРИТЬ для людей)
Итог урока :
— Кто же такой герой?( Герой – выдающийся своей храбростью , доблестью, самоотверженностью человек, совершающий подвиг)
-О каком герои шла речь на уроке? (Об Ильке)
-Назовите настоящее имя героя. (Иван Григорьевич Истомин)
-Его жизнь- пример стойкости, мужества, силы воли! Такими людьми гордится Север!
Д.з. Расскажите о человеке, которым гордится Север.
Истомин Иван Григорьевич
7 февраля 1917г.-27 июля 1988г.
Иван Григорьевич Истомин родился 7 февраля 1917 года в селе Мужи Шурышкарского района Ямало-Ненецкого автономного округа Тюменской области, в семье коми-рыбака.
Детство прошло в низовьях Малой Оби, где в языковой стихии сливаются северные диалекты казымских ханты, ненцев, коми, русских и манси. В трехлетнем возрасте тяжело заболел, на всю жизнь остался инвалидом, в девять лет встал на костыли.
В 1934 году окончил Мужевскую семилетнюю школу, переехал в г. Салехард, с отличием окончил национальное педагогическое училище в 1938 году. В стенах педучилища был одним из организаторов национального литературного кружка и рукописного журнала «Ямал тату» («Искры Ямала»).
Первое стихотворение «Олень» было опубликовано в окружной газете в марте 1936 года. С тех пор стихи и рассказы, очерки и публицистические статьи систематически печатались в окружных и областных газетах.
Двенадцать лет И. Г. Истомин преподавал русский, ненецкий языки и рисование в школах Севера. В 1950 году Ямало-Ненецкий окружком КПСС перевел его в редакцию окружной газеты «Нарьяна Нгэрм» («Красный Север») заместителем редактора по дублированию газеты на ненецком языке.
В декабре 1958 года переезжает в г. Тюмень и работает заместителем главного редактора по национальным литературам в Тюменском книжном издательстве. С 1965 года — на творческой работе. Первая книга И. Истомина — сборник стихов на ненецком языке «Наш Север» — издана в 1953 году в Ленинграде. В издательствах Тюменском, Средне-Уральском, «Современник», «Советский писатель», «Художественная литература» увидели свет более 20 книг И. Истомина — повести, рассказы, стихи на ненецком и русском языках, романы «Живун», «Встань-трава».
Разнообразно творчество писателя. Повести и рассказы, стихи и пьесы, очерки и сказки публиковались на русском, ненецком языках, которыми автор владеет так же свободно, как языками коми и ханты. Истомин работает над переводами с русского на ненецкий и коми языки. Широкой популярностью пользуются многие стихи Истомина, положенные на музыку местными композиторами.
«Арест Пиеттомина».
Писатель занимается и живописью. Две его картины «Арест легендарного вождя ненецко-хантыйской бедноты Ваули Пиеттомина» и «Ленин на Ямале» выставлены в Салехардском краеведческом музее
« Ленин на Ямале».
. Педагогическая и литературная деятельность И.Истомина отмечены орденом «Знак Почета», медалью «За трудовую доблесть». Член Союза писателей СССР с 1955 года.
Имя Ивана Григорьевича Истомина — писателя, гражданина связано с тридцатыми годами, когда на Ямале зарождались письменность и национальная интеллигенция малых народностей. Он и стал первым певцом Ямальского Севера. Тема его творчества: тундра, быт обских жителей, самобытная культура малых народностей…
В 1963 в Тюменском театре с успехом шла его драма «Цветы на снегу» в переводе на русский язык. Известный русский писатель Леонид Жариков отмечал: «Истомин — поэт высокого плана, независимо от того, пишет он стихи, пьесы или прозаические произведения… Отличное знание обычаев, поверий, легенд, неповторимого песенного богатства помогло ему стать певцом народа… со своим самобытным почерком».
Спасибо за внимание!
09.03.2017
Литературная гостиная на тему: «Уникальный талант земли Северной»
учитель русского языка и литературы
В данной гостиной рассказывается о поэте Севера — Иване Григорьевиче Истомине, которому в этом году исполнилось 100 лет.Знакомство с жизнью и творчеством поэта. писателя, драматурга. Иллюстрирование его сказок.
Оценить
997
Содержимое разработки
Сценарий литературной гостиной по литературе
«Уникальный талант земли Северной»
Автор: Попова И.В. ,учитель русского языка и литературы.
Данный материал можно использовать на уроках внеклассного чтения по литературе, на уроках культуры народов Ямала и во внеклассных мероприятиях. Технология обучения: личностно-ориентированное, развивающее обучение, информационно-коммуникационное.
Формирование коммуникативной компетенции
Социализация учащихся: удовлетворение внутренней потребности личности в непрерывном духовно – нравственном совершенствовании, формирование умения воспринимать окружающий мир через поэтическое слово, воспитание чувства уважения к И.Г. Истомину и малой родине.
Цели и задачи:
познакомить с жизнью и творчеством северного писателя И. Г. Истомина
формировать интерес к литературе Ямала;
совершенствовать навыки выразительного чтения стихотворного текста;
развивать у учащихся внимательное и бережное отношение к слову, интерес к литературе хантыйского и ненецкого народа;
воспитывать любовь к родному краю.
развивать художественное творчество.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, программа-презентация, созданная в Power Point; выставка книг писателя Севера И.Г. Истомина
Данный материал можно использовать на уроках внеклассного чтения по литературе, на уроках культуры народов Ямала и во внеклассных мероприятиях
Технология обучения: личностно-ориентированное, развивающее обучение, информационно-коммуникационное.
Ход мероприятия.
Учитель. Добрый день дорогие ребята, уважаемые взрослые. Сегодня мы с вами собрались, чтобы познакомиться с жизнью и творчеством «Первого певца Ямальского Севера», «родоначальника национальной интеллигенции Ямала» – ямальским писателем, поэтом, сказителем, переводчиком Иваном Григорьевичем Истоминым, которому исполнилось бы 100 лет
1).Ведущий. Иван Григорьевич Истомин родился 7 февраля 1917 года в селе Мужи Шурышкарского района Ямало-Ненецкого автономного округа Тюменской области, в семье коми-рыбака.Детство прошло в низовьях Малой Оби. В трехлетнем возрасте тяжело заболел, на всю жизнь остался инвалидом, в девять лет встал на костыли.
Учитель.Чтец.
Ночью зимней, ночью злющей,
Когда волком воет вьюга,
Когда ветер в дом стучится.
Словно плачущий ребенок,
Днем веселым, днем весенним,
Когда солнце круг урочный
По своей тропе свершает
И зайчонком быстроногим
С тучки прыгает на тучку,
Догоняет лунный мячик,–
Я лежу в своей постели,
И лежат с постелью рядом
Костыли мои, ходули…
1).Ведущий. Строки из поэмы Лапцуя «Ири» посвящены И.Г. Истомину.
2).Ведущий. Иван Григорьевич Истомин – человек трудной и удивительной судьбы. В детстве его разбил паралич, и с тех пор он мог передвигаться только с помощью костылей, руки также плохо его слушались.. Однако благодаря силе своего духа Истомин сумел на отлично окончить школу, получить образование, стать учителем, журналистом, писателем и художником.
1).Ведущий. В 1934 году окончил Мужевскую семилетнюю школу, переехал в г. Салехард, с отличием окончил национальное педагогическое училище в 1938 году. В стенах педучилища был одним из организаторов национального литературного кружка и рукописного журнала «Ямал тату» («Искры Ямала»).
2).Ведущий.Первое стихотворение «Олень» было опубликовано в окружной газете в марте 1936 года. С тех пор стихи и рассказы, очерки и публицистические статьи систематически печатались в окружных и областных газетах.
1),Ведущий. Двенадцать лет И. Г. Истомин преподавал русский, ненецкий языки и рисование в школах Севера. В 1950 году Ямало-Ненецкий окружком КПСС перевел его в редакцию окружной газеты «Красный Север» газеты на ненецком языке.
2).Ведущий. В декабре 1958 года переезжает в г. Тюмень и работает заместителем главного редактора по национальным литературам в Тюменском книжном издательстве. С 1965 года — на творческой работе. Первая книга И. Истомина — сборник стихов на ненецком языке «Наш Север» — издана в 1953 году в Ленинграде. В издательствах Тюменском, Средне-Уральском, «Современник», «Советский писатель», «Художественная литература» увидели свет более 20 книг И. Истомина — повести, рассказы, стихи на ненецком и русском языках, романы «Живун», «Встань-трава».
1).Ведущий. Первое стихотворение «Олень» было опубликовано в окружной газете в марте 1936 года. С тех пор стихи и рассказы, очерки и публицистические статьи систематически печатались в окружных и областных газетах.
2). ВедущийРазнообразно творчество писателя. Повести и рассказы, стихи и пьесы, очерки и сказки публиковались на русском, ненецком языках, которыми автор владеет так же свободно, как языками коми и ханты. Истомин работает над переводами с русского на ненецкий и коми языки. Широкой популярностью пользуются многие стихи Истомина, положенные на музыку местными композиторами.
1).Ведущий. Писатель занимается и живописью. Две его картины «Арест легендарного вождя ненецко-хантыйской бедноты Ваули Пиеттомина» и «Ленин на Ямале» выставлены в Салехардском краеведческом музее.
2).Ведущий.Педагогическая и литературная деятельность И.Истомина отмечены орденом «Знак Почета», медалью «За трудовую доблесть». Член Союза писателей СССР с 1955 года.
1). Ведущий. Имя Ивана Григорьевича Истомина — писателя, гражданина связано с тридцатыми годами, когда на Ямале зарождались письменность и национальная интеллигенция малых народностей. Он и стал первым певцом Ямальского Севера. Тема его творчества: тундра, быт обских жителей, самобытная культура малых народностей…
2).Ведущий. В 1963 в Тюменском театре с успехом шла его драма «Цветы на снегу» в переводе на русский язык.
1).Ведущий.Умер И. Г. Истомин в г. Тюмени в 1988 году. Но его творчество живёт в наших сердцах. Слово предоставляется Чукоминой Ольге Семёновне, библиотекарю нашей школы.
2).Ведущий. В его стихах и рассказах, наполненных яркими картинами жизни тундры и ее людей, вставал лирический герой, любящий и понимающий эту землю и ее обитателей. Стихотворение «Белые ночи» читает Лонгортова Ксения.
Чтец.
Белые ночи! Летние ночи!
Солнышко спать за холмами не хочет,
Светит всю ночь, светит всю ночь.
Клюква, костянка, морошка, брусника,
Круглые сутки под небом расти вам –
Ночью и днём, ночью и днём.
Для человека белые ночи
Значит: работай, сколько захочешь,
Лишь не ленись, лишь не ленись!
Ну – ка, ребята, споёмте же громче
Песню о сказочной солнечной ночи,
Светлой, как день, светлой, как день! («Белые ночи»)
1).Ведущий. Все свои знания и творческие силы посвятил он родной земле и своему народу. Его стихи воспевают родной край, тружеников тундры, романтические чувства – всё то, что всегда будет тревожить людские души. Пасьмаров Леонид читает стихотворение «Пароход».
2)Ведущий. А вот как он пишет об уроках труда. Слушаем Сандрина Игоря.
Чтец.
1).Ведущий.. Стихотворение человека, который гордится тем, что родился на Ямале. . Слушаем Конева Егора. «На Ямале мы живём»
2).Ведущий. Иван Григорьевич Истомин любил родную природу. Стихотворение «Берёза» рассказывает Малькова Ксения.
1).Ведущий. Тему природы продолжает Шиянов Николай. Слушаем Стихотворение «Шторм»
2).Ведущий. Конечно же поэт не мог не написать стихотворение про оленёнка. «Авка».Читает Клименко Ксения.
«Я — иллюстратор». Пройдёмте в картинную галерею.
2).Ведущий. Творчество писателя и поэта Ямала основано на любви к своему краю, к самобытной культуре коренных народов Севера, богатейшем фольклоре и, конечно же, любви к родному языку.
Нашу литературную гостиную хочется закончить словами литератора Конева Фёдора
«В его произведениях есть то, что никогда не устаревает, — любовь к родной земле и живущим на ней, — Это всегда будет вызывать отклик в душе читателя. А писатель жив, пока его читают».
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/248454-literaturnaja-gostinaja-na-temu-unikalnyj-tal
«Свидетельство участника экспертной комиссии»
Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!
Цели урока:
- познакомить учащихся с бытом и культурой малых
народов Севера; - продемонстрировать особенности северной
ментальности на примере романа И. Истомина
«Живун»; - помочь отследить влияние российской
ментальности на развитие культуры народов
Крайнего Севера и северо-западной Сибири; - отметить жанровые и художественные особенности
произведения; - обнаружив проблемы и конфликты главных героев,
обозначить философскую и нравственную идею
романа.
Оборудование урока:
- текст романа «Живун» И.Истомина;
- портрет И.Истомина;
- фрагменты видеозаписи, иллюстрации или слайды,
изображающие эпоху начала 20 века; - видеозапись с демонстрацией жизни, быта и
культуры малых народов Крайнего Севера.
Методические приёмы: рассказ учителя,
аналитическое чтение, объяснение теоретических
вопросов, беседа по вопросам, использование
межпредметных связей (история).
Предварительное домашнее задание.
- Чтение романа И.Истомина «Живун».
- Подготовка сообщений группы учащихся
–исследователей об утопии как одной из
древнейших структур в мифологии, религии,
теологии, фольклоре, литературе, философии. - Индивидуальное выступление. Биографические
данные И.Истомина. - Индивидуальное выступление. Прототипы главных
героев романа.
Эпиграф урока: Человек не является ни ангелом,
ни зверем, но, к несчастью, тот, кто хочет стать
ангелом, становится зверем. Б.Паскаль.
Ход урока
- Словарная работа. Теория литературы.
Обсуждение и запись в тетрадь
литературоведческих терминов.
- Утопия – …
- Роман-утопия – …
- Ментальность – …
- Антиутопия – …
- Слово учителя об особенностях северной
ментальности, о формировании и взращивании на
территории северо-западной Сибири особого,
местного утопизма (экологического).
Две трети 20 века прошли в России под знаком
построения утопии, которая стала едва ли не
важнейшим идеологическим постулатом советской
власти. Коммунизм, всеобщее счастье, равенство,
справедливость – все эти утопические идеи вошли
в плоть и кровь нескольких поколений людей,
живших в пределах Советского Союза. Поэтому не
удивительно, что эти идеи были восприняты
молодыми культурами Севера с энтузиазмом и
продержались здесь дольше, чем где бы то ни было
на просторах Евразии.
Но не только привнесённые идеи определили
утопический характер ряда произведений
писателей из числа коренных народов Севера. На
здешней почве сформировался и усиленно
взращивался особый, местный утопизм, который
можно было бы назвать экологическим.
Особый интерес представляют произведения
писателей Севера, в которых так или иначе
трансформируются в применении к местному
материалу утопические или антиутопические
мотивы.
- Сообщение группы учащихся-исследователей.
Писатели и философы о путях развития утопии в 20
веке и о формировании в литературе и социологии
понятия антиутопии.
- Обсуждение и запись в тетрадь основных черт
утопий, которые отмечают большинство
исследователей.
Отрицательные моменты утопии.
- Застылость (или застойность), отсутствие
динамики, развития, ведь счастье уже достигнуто,
история кончена. «В утопии есть лишь туманное
прошлое и нет никакого будущего». - Абсолютное единомыслие. Какие-либо
принципиальные разногласия невозможны.
Допустимо лишь соперничество «хорошего с
лучшим». Как следствие, нет конфликтов. - Полная автаркия, т.е. изоляция совершенно
утопического общества от остального
несовершенного мира.
Положительные стороны утопии.
- Утопия даёт определённую установку на
изменение общества к лучшему. - Обладает критической функцией, отталкивается
от негативной реальности. - Предугадывает некоторые черты будущего, пусть
даже и негативные (прогностическая функция). - Выполняет конструктивную функцию (мечта, идеал
так или иначе оказывают влияние на реальный ход
развития). - Утешает и вселяет надежду на лучшее будущее
(психотерапевтическая функция).
- Пояснения учителя.
Однако все эти положения и выводы стали
общепонятными и очевидными лишь к концу 20
столетия. Необходимы были страшные катаклизмы
прошедшего века, войны, ссылки, концлагеря и
тоталитарные режимы, чтобы эти истины
мало-помалу утвердились в сознании образованной
части нашего общества.
Просмотр иллюстраций или слайдов,
изображающих эпоху 20 века.
Тем более удивительным представляется роман
И.Истомина «Живун», посвящённый той самой эпохе,
когда на российских просторах огнём и мечом
устанавливалась власть утопии.
Демонстрация репродукции портрета
И.Истомина.
Краткие биографические данные писателя
(выступления учащихся).
Ровесник революции, Иван Григорьевич Истомин
(1917— 1988) родился в небольшом селении Мужи,
неподалеку от Салехарда, в семье рыбака-коми.
Судьба его сложилась драматически: в детстве он
перенес полиомиелит и на всю жизнь остался
полупарализованным. Тем не менее ему удалось
окончить педагогическое училище в Салехарде. По
окончании; училища он работал учителем русского
и ненецкого языков в школе, занимался
журналистикой. Природа как бы компенсировала ему
его увечье, одарив его художническим талантом. И.
Истомин является автором поэтических сборников,
ему принадлежит ряд живописных полотен о Севере,
но главным его достижением является роман
«Живун», впервые опубликованный в 1970 году.
- Определение жанра произведения.
Этот роман, видимо, следует признать первым
произведением большой эпической формы,
написанным ямальцем о Ямале.
-Какие, на ваш взгляд, жанровые разновидности
объединяет в себе «Живун»? Прокомментируйте свой
ответ. (Утопия и робинзонада, элементы
автобиографического, исторического,
этнографического, социально-бытового,
психологического, авантюрного и любовного
романов).
-В романе И.Истомина поставлены кардинальные
проблемы бурного бытия начала 20 века не только
российского Севера, но и всей страны. Какие
именно? (В первую очередь, утопическая идея –
вечная народная мечта о счастливом и
справедливом устройстве общества и вера в
возможность её осуществления. Это и комплекс
проблем, связанных с российской революцией 1917
года, — революция и народ, религия и народ,
социально-имущественное расслоение и т.д. это
также круг национально-этнографических проблем
– взаимоотношения коми-зырян, русских и ханты.
Это и «вечные сюжеты» человеческих
взаимоотношений – любовь. Измена, супружество,
мужской и женский взгляд на мир…).
- Индивидуальные сообщения учащихся.
Прототипы главных героев.
-Как уже говорилось, роман «Живун» был написан
по следам реальных событий, которые произошли в
начале 20-х годов в маленьком селении «Мужи»,
стоящем на высоком берегу Оби и населённом в те
времена коми-зырянами. Под вымышленными именами
в нём фигурируют конкретные жители Мужей, в том
числе и сам И.Истомин. Прототипом главного героя
Варов-Гриша был отец писателя Григорий Федулович
Истомин, его жена Еления – мать писателя Елена, а
маленький увечный Илька – не кто иной, как
будущий писатель.
- Беседа по вопросам
- Сюжет романа И.Истомина чётко определён в
пространственном и временном отношениях.
Обозначьте эти границы. (События начинаются на
«пятом году советской власти», т.е. в 1922г., и
длятся ровно год. Действие развивается в посёлке
«Мужи» и в живописной местности на берегу Малой
Оби, где четыре семьи решили организовать
рыболовецкую парму (артель)). - Сколько сюжетных линий вы могли бы отметить в
романе? (В романе параллельно развиваются и
переплетаются две основные сюжетные линии:
история организации, жизнедеятельности и краха
пармы-утопии и любовные коллизии, связанные с
образом Куш-Юра, Гологолового, — большевика
Романа Ивановича, возглавившего
коммунистическую ячейку в Мужах.) - Композиция романа также свидетельствует о
продуманности его структуры; главы о парме
регулярно чередуются с главами, посвящёнными
событиям в Мужах. - Какое назначение имеет глава «Встань-трава», не
имеющая прямого отношения к перипетиям романа? (Глава
«Встань-трава», повествующая о детстве и тяжёлой
болезни Ильи, является своеобразным вставным
эпизодом не имеющим прямого отношения к общему
сюжету романа. Однако в идейном отношении она
очень важна и не случайно посвящена в самый центр
повествования: фигура маленького Ильки – это сам
автор в детстве, он также создатель романа. Более
того, трагедия больного ребёнка ассоциируется с
драмой творящегося молодого мира, изначально в
чём-то ущербного и требующего огромных
физических, волевых и нравственных усилий для
своего выживания. Ведь вся история революционной
и постреволюционной России 20 века постоянно
требовала от людей неимоверных усилий для
осуществления того, что в нормальных условиях
можно было бы сделать с наименьшими затратами).
- Краткий анализ 1 главы романа.
Комментированное чтение отдельных фрагментов.
- Весьма показательна 1 глава романа. В ней
завязка и ключ к пониманию всего дальнейшего
повествования. Докажите это. (И. Истомин не
скрывает того, что не так уж плохо жилось людям в
Мужах до революции: «На всех хватало рыбы в Оби,
зверя и птицы в тайге. Летом приходили пароходы,
купцы забирали рыбу, пушнину, в обмен давали
снасть, порох-дробь, ружья, соль, муку, картошку,
лук, особенно любимый женщинами, — в чай его
кладут, как ягоды. Водку – само собой. Жили. Сыты
через край не были, но и голодом не сидели. На
сторону не уходили…»). - В какой момент возникает идея ухода из родного
посёлка? (Идея об уходе появилась после
революции, когда относительно налаженный быт был
разрушен напрочь: «Припасы на исходе. Купцов
ждать не приходится, новые начальники, вроде
Куш-Юра, пускать их не стали. Обманщики, мол, людей
обирают. Так-то оно так, да кабы мир в лавке,
«Копративе» энтом, хоть бы мышь ночевала. А то
харчей нет, винки и подавно… Дети мрут, женщины
мрут, мужики мрут, словно рыба в тухлой воде…» В
этих простых, но очень точных словах рыбаков из
Мужей слышится здравый смысл, чувствуются
шолоховские интонации).
- Работа над образами главных героев.
Выступления учащихся. (Проверка домашней
подготовки).
- Беседа с классом.
-Как относятся жители Мужей к идее переезда
своих односельчан?
-Кому принадлежат наиболее здравые суждения?
-В чём суть проблем, справедливо прогнозируемых
мужиками?
-Какую точку зрения по поводу организации Пармы
имеет местный философ, сельский грамотей
Петул-Вась?
-Когда обозначились первые проблемы и конфликты?
-Как ведут себя организаторы пармы?
Не только женщины, но и мужчины в первые дни
показывают себя не лучшим образом. И. Истомин
описывает эпизод, в котором человеческая натура
проявляется весьма неприглядно. (Анализ эпизода
поедания яиц).
Дополнения учителя.
-Социальный эксперимент, описанный в романе И.
Истомина, достаточно хорошо иллюстрирует
несовпадение реальных жизненных обстоятельств,
характеров и страстей живых людей с идеальными
утопическими требованиями. Как представляется,
мудрый писатель хотел подчеркнуть глубинную
философскую и нравственную мысль, которая и до
сих пор не вполне вписалась в сознание наших
современников: у каждого человека — своя правда,
свое представление о добре и справедливости. И.
Истомин таким образом опровергает один из
основополагающих принципов утопии —тезис о
единомыслии.
Эфемерным оказывается и еще один важный
постулат утопии — о возможности выживания в
полной изоляции. Хорошие уловы рыбы требуют
сохранности, а для этого необходима соль.
Пармщики вынуждены на кабальных условиях взять
соли в долг у купца-ханты. При достаточно
иронично-критическом описании конкретного
живодера-накопителя, автор помещает в свое
повествование подлинный гимн купцу, торговле,
предпринимательству, как бы предвидя грядущие
перемены в стране (напомним, что роман писался в
60-е годы): «Купцы обратно заведутся. Как без купца?
Как тайга без зверя? Как Обь без рыбы? Как ханты
без чума? Как мужик без бабы? Нельзя без купца…».
Не выдерживает испытания практикой и тезис о
нравственном возрождении человека в
непосредственном контакте с природой и о
благодатной роли физического труда. Тяжело
работающие рыбаки отдыхали в страдную летнюю
пору только дважды — в Петров день и в Ильин день.
Не выпить в эти дни считалось грехом. И вынуждены
пармщики опять идти на поклон к хитрому
старшине-ханты, который за две бутылки спирта
забирает почти весь результат тяжелого
рыболовецкого труда. День веселья кончается
горьким похмельем. Истязает спьяну своего коня в
общем-то добродушный Гажа-Эль, уединяется в сарае
с женой мертвецки спящего Сеньки Мишка.
- Запись в тетради.
Опровержение Истоминым основополагающих
принципов утопии.
- Тезис о единомыслии.
- Постулат о возможности выживания в полной
изоляции. - Тезис о нравственном возрождении человека в
непосредственном контакте с природой и о
благодатной роли физического труда.
Замечания учителя.
-Но сам автор далёк от пессимистического
взгляда на мир и окружающую его
действительность. Наступает весна, поправляется
Сандра, подрастают дети, приходит весть о новых,
более человечных законах, принятых в Москве.
Особое место в романе И.Истомина занимает глава
«Встань-трава», в которой повествуется о
трагической судьбе сына Варов-Гриша — маленького
Ильки, разбитого полиемиелитом. Писатель
рассказывает грустную историю своего детства,
однако и она вписывается в широкий контекст
утопического сознания.
- Краткий анализ главы «Встань-трава».
- Подведение итогов урока.
-Думается что главный урок, который мы должны
извлечь из жизни и романа И.Истомина, заключается
в том, что необходимо перестать уповать на богов
и кумиров, отказаться от веры и от всех и
всяческих утопий и усилиями каждого из нас
построить добротный дом российского бытия. И
тогда сбудутся пожелания, высказанные
Е.Евтушенко в стихотворении, которое так
необычно и метко характеризует наши драмы 20 века.
На фоне просмотра видеозаписи с
демонстрацией жизни, быта и культуры малых
народов Крайнего Севера звучит стихотворение
«Карликовые берёзы» Е.Евтушенко (1966).
Мы – карликовые берёзы.
Мы крепко сидим, как занозы
У вас под ногтями, морозы.
И вечнозелёное ханство
Идёт на различные хамства,
Чтоб нас попригнуть ещё ниже…
Вам странно, каштаны в Париже?
Вам больно, надменные пальмы,
Как вроде бы низко мы пали?
Вам грустно, блюстители моды,
Какие мы все квазимоды?
В тепле вам приятна, однако,
Гражданская наша отвага,
И шлёте вы, скорбно и важно,
Поддержку моральную вашу.
Вы мыслите, наши коллеги,
Что мы не деревья – калеки,
Но зелень – пускай некрасива –
Среди мерзлоты прогрессивна.
Спасибочко. Как-нибудь сами
Мы выстоим под небесами,
Когда нас корёжит по-зверски
Без вашей моральной поддержки.
Конечно, вы нас повольнее.
Зато мы корнями сильнее.
Конечно, же мы не в Париже,
Но в тундре нас ценят повыше.
Мы – карликовые берёзы.
Мы хитро придумали позы.
Но всё это – только притворство.
Прижатость – вид непокорства.
Мы верим, сгибаясь увечно,
Что вечномерзлотность – не вечна,
Что эту паскудину стронет,
И вырвем мы право на стройность.
Но если изменится климат,
То вдруг наши корни не примут
Иных очертаний – свободных?
Ведь мы же привыкли – в уродах.
И это нас мучит и мучит,
А холод нас крючит и крючит,
Но крепко сидит, — как занозы,
Мы – карликовые берёзы!
Список используемой литературы:
- Попов Ю.И., Цымбалистенко Н.В. Литература Ямала XX
века. Сборник литературно-критических статей.
Учебное пособие для учителя старших классов. —
САЛЕХАРД, ЯНОИПКРО, 2001. - Попов Ю.И., Цымбалистенко Н.В. Пособие для
учителя литературы старших классов. – СПб,
Просвещение, 2002. - Попов Ю.И., Цымбалистенко Н.В. Слово о Ямале:
учебное пособие для старших классов. – СПб,
Просвещение, 2004. - Материалы диссертации доктора филологических
наук Цымбалистенко Н.В.
Литературно-художественное осмысление
исторических судеб коренных народов
северо-запада Сибири на материале ненецкой и
хантыйской литератур. - Цымбалистенко Н.В. Север есть Север…
Исторические судьбы коренных народов Ямала в
литературном освещении.: СПб, Просвещение,2003.
-
Скачать презентацию (2.1 Мб)
-
2 загрузки -
0.0 оценка
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
Комментарии
Добавить свой комментарий
Аннотация к презентации
Скачать презентацию (2.1 Мб). Тема: «Иван Григорьевич Истомин — 100 лет». Содержит 23 слайда. Посмотреть онлайн с анимацией. Загружена пользователем в 2021 году. Оценить. Быстрый поиск похожих материалов.
-
Формат
pptx (powerpoint)
-
Количество слайдов
23
-
Слова
-
Конспект
Отсутствует
Содержание
-
Слайд 1
Ивану Григорьевичу Истомину
100лет
-
Слайд 2
:
В ночь на 7 февраля 1917 года, в нашем родном селе Мужи, в семье потомственного рыбака родился мальчик. Родители Григорий и Елена Истомины, имя сыну дали Иван.
-
Слайд 3
Детство Ивана прошло в низовьях Малой Оби, где в языковой стихии сливаются северные диалекты ханты, ненцев, коми, русских и манси.
-
Слайд 4
Но, когда Ване исполнилось три года,
он простудился на рыбалке, после чего
сильно заболел.
Его лечили народными средствами, но болезнь так и не отступила
После болезни Ваня не мог сам ходить, передвигался только на костылях.
В девять лет он пошел в школу, которую окончил круглым отличником.
Едва научившись писать, он стал сочинять стихи. Сочинял стихи на русском, ненецком и коми языках. Он был переполнен жаждой творческой деятельности. -
Слайд 5
В семнадцать лет Ваня избрал себе профессию педагога, поступил в Салехардский национальный педагогический техникум. Вместе с другими юношами и девушками создал первый на Ямале национальный литературный кружок, выпускавший рукописный альманах «Искры Ямала». Иван очень переживал, что не может заниматься спортом, как другие, зато успевал наряду мастерами своего дела постигать секреты рисования, фотографии, шахмат. Разбитый недугом, больной, он нашел в себе силы, чтобы окончить с отличием Салехардский национальный педагогический техникум .
-
Слайд 6
Двенадцать лет И. Г. Истомин преподавал русский, ненецкий языки и рисование в школах Севера. В 1950 году его перевели в редакцию окружной газеты «Красный Север», заместителем редактора по дублированию газеты на ненецком языке.
-
Слайд 7
В декабре 1958 года он переехал в г. Тюмень и стал работать заместителем главного редактора по национальным литературам в Тюменском книжном издательстве. С 1965 года — на творческой работе. Первая книга И. Истомина — сборник стихов на ненецком языке «Наш Север» — издана в 1953 году в Ленинграде. В издательствах Тюменском, Средне-Уральском, «Современник», «Советский писатель», «Художественная литература» увидели свет более 20 книг И. Истомина — повести, рассказы, стихи на ненецком и русском языках, романы «Живун», «Встань-трава.
-
Слайд 8
-
Слайд 9
Хотелось бы сказать о прекрасной женщине, с которой судьба связала Ивана Григорьевича. Тихаяскромница, улыбчивая, добрая и все понимающая Анна Владимировна стала его женой, другом и сподвижником писателя. Родила и вырастила троих сыновей и дочь, с первого шага приняв на свои плечи все семейные заботы и тяготы.
-
Слайд 10
-
Слайд 11
Письмо от дедушки Ивана
Сказки эти, малыш, я не придумал. Я только слушал и запоминал.
А что запомнил – записал. Сочиняли сказки люди, народ ещё в те давние времена, когда и книжек не было. А может , и были книжки, да только в северные края, где живут ненцы, где пасутся олени, книжки не попадали. Но без сказок нельзя! Скучно жить без сказок. Вот и придумывали их дедушки и бабушки, отцы и матери для детей, чтобы дети знали родной край, в котором живут.Птиц, зверей и рыб – всё чем богата земля, чтобы учились быть честными и смелыми, добрыми и умными.
Когда я был таким маленьким как ты, я очень любил слушать сказки. Послушай и ты.Дедушка Иван.
-
Слайд 12
«Сова и куропатка»
-
Слайд 13
«Чёрный и белый»
-
Слайд 14
«Снегирь и мышонок»
-
Слайд 15
«Почему рыбы живут в воде»
-
Слайд 16
«Мышонок и оленёнок»
-
Слайд 17
Викторина по сказкам дедушки Ивана
-
Слайд 18
Где спрятался оленёнок от мышонка?
В шкафу;
Под кроватью;
За лежащим на земле деревом;
В соседней комнате. -
Слайд 19
Кто хотел съесть маму рыбку?
Кошка;
Ворона;
Крокодил;
Бармалей. -
Слайд 20
Что между собой делили снегирь и мышонок?
Конфету;
Игрушку;
Хлебные крошки;
апельсин. -
Слайд 21
Куда коршун звал лететь сову?
В магазин;
На юг;
На детскую площадку. -
Слайд 22
О чём рассказывается в сказке «Чёрный белый»
О шоколаде;
О медведях;
О карандашах. -
Слайд 23
Спасибо за внимание!
Посмотреть все слайды
Сообщить об ошибке
Похожие презентации
Спасибо, что оценили презентацию.
Мы будем благодарны если вы поможете сделать сайт лучше и оставите отзыв или предложение по улучшению.
Добавить отзыв о сайте