«Песнь о Роланде» — образец средневекового повествования, которое называется героическим эпосом. Это произведение, посвященное историческим событиям и написанное торжественным стилем. В песне изображены великие герои средневековья: король Карл и его преданный рыцарь Роланд.
В восьмом веке нашей эры в Западной Европе происходило много войн между христианами, которые верили в одного Бога и теми, кто верил в существование множества богов — варварами.
В 778 году король Франции Карл Великий по просьбе своих испанских союзников начал войну против мусульман. Семь лет верные рыцари короля отважно сражались и разбили много вражеских крепостей, однако врагам удалось их перехитрить. Правитель варваров Марсилий обещал «много богатых даров» Карлу Великому, если французское войско отступит.
[sms]
Только легендарный рыцарь Роланд не поверил язычникам, и они задумали его убить Марсилий договаривается с отчимом Роланда графом Ганелоном И когда небольшой арьергард во главе с Роландом остался во вражеском тылу, арабы внезапно нападают. Роланд успевает протрубить в свой рог и погибает. Это трагическое событие было описано в поэтическом произведении «Песнь о Роланде» придворным поэтом Турольдом. Песня прославилась среди народа. Люди передавали и дополняли из поколения в поколение сказание о храбром рыцаре Роланде.
Карл Великий и рыцарь Роланд в произведении являются идеальными героями — защитниками народа. Торжественность героическому эпосу придавала гиперболизация — преувеличенное изображение событий и явлений. Вот как отзывается о Великом Карле граф Ганелон:
Вам каждый скажет, кто его узрел,
Что мир не видел воина смелей.
Слов в языке людском достойных нет,
Чтобы воздать ему хвалу и честь!
Ради французского короля Бог совершает чудо — останавливает во время битвы солнце. 12 пэров короля напоминают нам 12 апостолов из Библии. Преданность Великому Карлу воспринималась в те времена как преданность Христу. Рыцарь Роланд даже перед смертью помнит о своем короле:
Уста покрыты у Роланда кровью,
Висок с натуги непомерной лопнул,
Трубит он в Олифан с тоской и болью.
В образе рыцаря Роланда воплотился средневековый идеал героя-патриота своей страны.
В «Песне о Роланде» французский народ навсегда запечатлел не только память о древнем историческом событии, но и память о героических подвигах отважных и благородных людей средневековья — рыцарях. [/sms]
Пример сочинения 1
“Песня о Роланде” – великое наследие средневековой литературы
Эпоха Средневековья занимает значительный отрезок времени, от момента падения Римской империи и до начала буржуазных революций XVII века.
Отличительной чертой этого периода является вездесущие доминирование церкви. Она регулировала все социально-культурные аспекты жизни простого человека. Включая и литературу. Церковь пропагандировала так называемое клириканское чтиво, где воспевался аскетический образ жизни, мученичество.
Массово распространялись “видения” людей, которые якобы побывали за чертой жизни, и увидели фантастические картины рая или ада.
Но была и другая литература, светская. Народное творчество, полно жизни и искрометного юмора. Или героические повести о славных героях, что были эталонами в вопросах морали, их подвигах, победах и поражениях.
Самыми известными эпосами Средневековья считаются французская поэма “Песня о Роланде”, испанская “Песня о Сиде”, немецкая “Песня о Нибелунгах”.
В основе сюжета “Песни о Роланде” – реальное историческое событие – уничтожение небольшого загона французской армии в Ронсевали.
В 778 году во времена пребывания Карла Великого в Испании в Сарагосе перед его войском закрыли ворота, выслав посла с предложением мира. Ролан выступил против этого, но оказался в меньшинстве. Позже, его назначают арьергардом.
Он остается с двадцатью тысячами воинов в Ронсвели, в то время, как основные силы французской армии перешли пиренейские расщелины. И тут, подбитый предателем Генелоном, царь Марсилий нападает на загон Роланда и уничтожил его. Карл прибывает на помощь уже слишком поздно.
По своему строению, эпос составляет несколько песен, объединенных общей тематикой. Но это не преуменьшает всей красоты этого творения, этого шедевра старо-французской литературы. С его особыми ключевыми моментами, присущими исключительно средневековой эпохе: игра Графа Роланда на музыкальном инструменте, его прощание с мечом и его героическая смерть во славу победы своего короля, плачь Карла над своим убитым воином-вассалом.
Благодаря развитию средневековой литературы, заклавшей основы, мы имеем на сегодняшний день огромный выбор произведений, разных жанров и направлений.
Пример сочинения 2
Раннее Средневековье — время, когда в Европе происходили бурные и очень важные процессы, такие, как вторжение варваров, закончившиеся падением Римской империи. Варвары селились на землях бывшей империи, ассимилировались с ее населением, создавая новую общность Западной Европы. Новые западноевропейцы при этом, как правило, принимали христианство, которое к концу существования Рима стало его государственной религией.
Христианство в различных его формах вытесняло языческие верования и этот процесс после падения империи только ускорился. Это второй важнейший исторический процесс, определявший лицо раннего Средневековья в Западной Европе. Третьим существенным процессом было формирование на территории бывшей Римской империи новых государственных образований, создававшихся теми же «варварами». Племенные вожди провозглашали себя королями, герцогами, графами, постоянно воюя друг с другом и подчиняя себе более слабых соседей.
Характерной особенностью жизни в раннее Средневековье были постоянные войны, грабежи и набеги, которые существенно замедляли экономическое и культурное развитие. Главная масса населения Европы того времени — сельские жители, образ жизни которых был всецело подчинен рутине, а кругозор до крайности ограничен. Консерватизм — неотъемлемый признак этой среды. Парадокс: простой люд, прежде всего — крестьянство, презираемое и игнорируемое господствующим классом, вместе с тем, в определенном смысле, доминировало в духовной жизни раннего Средневековья. Сельская жизнь с ее неторопливой размеренностью и периодической сменой производственных сезонов, была главным регулятором социального ритма общества. Церковь не разделяла открытой враждебности к крестьянам. Ее задача состояла в том, чтобы по возможности сглаживать социальные конфликты и антагонизмы. Обращаясь к сильным мира сего, она взывала к милосердию по отношению к угнетенным и обездоленным. Необходимо отметить важную черту средневековой словесности — в обществе, подавляющая часть которого была неграмотна, письменность не служила определяющим средством человеческих коммуникаций. Средневековое общество в своей толще было обществом бесписьменным.
В период раннего Средневековья активно развивалась устная поэзия, особенно героический эпос, что было характерно, прежде всего, для Англии и стран Скандинавии. Вместе с тем, значение слова, написанного и особенно — звучащего, в средневековой культуре было чрезвычайно велико. Молитвы воспринимались функционально как заклинания, проповеди на библейские сюжеты — как руководство к обыденной жизни, магические формулы — как способ решить проблемы. Все это также формировало средневековый менталитет. В период классического, или высокого Средневековья, Западная Европа начала преодолевать затруднения и возрождаться. С X века укрупнились государственные структуры, что позволило собирать более многочисленные армии и до некоторой степени прекратить набеги и грабежи. Миссионеры понесли христианство в страны Скандинавии, Польши, Богемии, Венгрии, так что и эти государства вошли в орбиту западной культуры. Наступившая относительная стабильность обеспечила возможность быстрого подъема городов и экономики. Жизнь стала меняться к лучшему, в городах расцветала своя культура и духовная жизнь. Большую роль в этом играла та же церковь, которая тоже развивалась, совершенствовала свое учение и организацию. На базе художественных традиций Древнего Рима и прежних варварских племен возникло романское, а позже блестящее готическое искусство, причем развивалась не только архитектура и литература, но и другие виды искусства — живопись, театр, музыка, скульптура…
Именно в эту эпоху были созданы шедевры литературы, «Песнь о Роланде», «Роман о Розе». Возникает и развивается так называемая рыцарская литература. Одно из наиболее знаменитых произведений — величайший памятник французского народного героического эпоса-”Песнь о Роланде”. В XII появляются рыцарские романы. В числе наиболее популярных был стихотворный роман о британском короле Артуре.
Анализ произведения «Песнь о Роланде» Турольда.
«Песнь о Роланде» – одна из известнейших героических поэм, сохранившихся до наших дней. Предполагают, что автором произведения является Турольд – клирик, проживавший в 12 столетии.
Пример сочинения: анализ произведения
История создания
О том, как создавалась поэма, мало сведений. До наших дней сохранились не все её рукописи. Дошло 9 экземпляров. Исследователи особенно тщательно изучают Оксфордскую рукопись, потому что её называют канонической; она представляет художественную ценность.
Направление
Эпос – так можно характеризовать произведение. Написано оно на старофранцузском языке.
Жанр
Произведение, учитывая современные аспекты литературоведения, нужно назвать поэмой. Красивое стихосложение подчёркивает героику повествования, что является важным моментом в правильном восприятии произведения.
Суть
Карл смог завоевать многие города, но вот Саргоса ему не поддавалась. Мавры соглашаются стать вассалами Карла Великого, но Роланд отвергает это предложение, а его недруг принимает. Начинаются споры и баталии. Роланд защищает честь Карла.
Главные герои и характеристики
Карл Великий – завоеватель. Он смелый человек.
Роланд – граф, который очень сильно дорожит своей честью.
Гвенелон – противник Роланда, принимающий другое решение.
Проблематика
Честь и готовность за неё умереть, зависть людская – проблематика произведения.
Основная мысль
Нужно всегда следовать своим идеалам, не изменяя никогда им; только так можно получить самоуважение.
Чему учит
Нужно чётко определять те ценности, которые важны. Важно ставить идеалы, которым следует всегда верить. Нужно развиваться, беречь свою честь.
Пример сочинения
Общая характеристика средневекового готического эпоса «Песнь о Роланде»
Раннее Средневековье — время, когда в Европе происходили бурные и очень важные процессы, такие, как вторжение варваров, закончившиеся падением Римской империи. Варвары селились на землях бывшей империи, ассимилировались с ее населением, создавая новую общность Западной Европы. Новые западноевропейцы при этом, как правило, принимали христианство, которое к концу существования Рима стало его государственной религией. Христианство в различных его формах вытесняло языческие верования и этот процесс после падения империи только ускорился. Это второй важнейший исторический процесс, определявший лицо раннего Средневековья в Западной Европе.
Третьим существенным процессом было формирование на территории бывшей Римской империи новых государственных образований, создававшихся теми же «варварами». Племенные вожди провозглашали себя королями, герцогами, графами, постоянно воюя друг с другом и подчиняя себе более слабых соседей. Характерной особенностью жизни в раннее Средневековье были постоянные войны, грабежи и набеги, которые существенно замедляли экономическое и культурное развитие.
Главная масса населения Европы того времени — сельские жители, образ жизни которых был всецело подчинен рутине, а кругозор до крайности ограничен. Консерватизм — неотъемлемый признак этой среды. Парадокс: простой люд, прежде всего — крестьянство, презираемое и игнорируемое господствующим классом, вместе с тем, в определенном смысле, доминировало в духовной жизни раннего Средневековья. Сельская жизнь с ее неторопливой размеренностью и периодической сменой производственных сезонов, была главным регулятором социального ритма общества.
Церковь не разделяла открытой враждебности к крестьянам. Ее задача состояла в том, чтобы по возможности сглаживать социальные конфликты и антагонизмы. Обращаясь к сильным мира сего, она взывала к милосердию по отношению к угнетенным и обездоленным. Необходимо отметить важную черту средневековой словесности — в обществе, подавляющая часть которого была неграмотна, письменность не служила определяющим средством человеческих коммуникаций. Средневековое общество в своей толще было обществом бесписьменным. В период раннего Средневековья активно развивалась устная поэзия, особенно героический эпос, что было характерно, прежде всего, для Англии и стран Скандинавии.
Вместе с тем, значение слова, написанного и особенно — звучащего, в средневековой культуре было чрезвычайно велико. Молитвы воспринимались функционально как заклинания, проповеди на библейские сюжеты — как руководство к обыденной жизни, магические формулы — как способ решить проблемы. Все это также формировало средневековый менталитет.
В период классического, или высокого Средневековья, Западная Европа начала преодолевать затруднения и возрождаться. С X века укрупнились государственные структуры, что позволило собирать более многочисленные армии и до некоторой степени прекратить набеги и грабежи. Миссионеры понесли христианство в страны Скандинавии, Польши, Богемии, Венгрии, так что и эти государства вошли в орбиту западной культуры. Наступившая относительная стабильность обеспечила возможность быстрого подъема городов и экономики. Жизнь стала меняться к лучшему, в городах расцветала своя культура и духовная жизнь. Большую роль в этом играла та же церковь, которая тоже развивалась, совершенствовала свое учение и организацию.
На базе художественных традиций Древнего Рима и прежних варварских племен возникло романское, а позже блестящее готическое искусство, причем развивалась не только архитектура и литература, но и другие виды искусства — живопись, театр, музыка, скульптура… Именно в эту эпоху были созданы шедевры литературы, «Песнь о Роланде», «Роман о Розе».
Возникает и развивается так называемая рыцарская литература. Одно из наиболее знаменитых произведений — величайший памятник французского народного героического эпоса-”Песнь о Роланде”. В XII появляются рыцарские романы. В числе наиболее популярных был стихотворный роман о британском короле Артуре.
Консерватизм — неотъемлемый признак этой среды. Парадокс: простой люд, прежде всего — крестьянство, презираемое и игнорируемое господствующим классом, вместе с тем, в определенном смысле, доминировало в духовной жизни раннего Средневековья. Сельская жизнь с ее неторопливой размеренностью и периодической сменой производственных сезонов, была главным регулятором социального ритма общества.
Церковь не разделяла открытой враждебности к крестьянам. Ее задача состояла в том, чтобы по возможности сглаживать социальные конфликты и антагонизмы. Обращаясь к сильным мира сего, она взывала к милосердию по отношению к угнетенным и обездоленным. Необходимо отметить важную черту средневековой словесности — в обществе, подавляющая часть которого была неграмотна, письменность не служила определяющим средством человеческих коммуникаций. Средневековое общество в своей толще было обществом бесписьменным. В период раннего Средневековья активно развивалась устная поэзия, особенно героический эпос, что было характерно, прежде всего, для Англии и стран Скандинавии.
Вместе с тем, значение слова, написанного и особенно — звучащего, в средневековой культуре было чрезвычайно велико. Молитвы воспринимались функционально как заклинания, проповеди на библейские сюжеты — как руководство к обыденной жизни, магические формулы — как способ решить проблемы. Все это также формировало средневековый менталитет.
В период классического, или высокого Средневековья, Западная Европа начала преодолевать затруднения и возрождаться. С X века укрупнились государственные структуры, что позволило собирать более многочисленные армии и до некоторой степени прекратить набеги и грабежи. Миссионеры понесли христианство в страны Скандинавии, Польши, Богемии, Венгрии, так что и эти государства вошли в орбиту западной культуры. Наступившая относительная стабильность обеспечила возможность быстрого подъема городов и экономики. Жизнь стала меняться к лучшему, в городах расцветала своя культура и духовная жизнь. Большую роль в этом играла та же церковь, которая тоже развивалась, совершенствовала свое учение и организацию.
На базе художественных традиций Древнего Рима и прежних варварских племен возникло романское, а позже блестящее готическое искусство, причем развивалась не только архитектура и литература, но и другие виды искусства — живопись, театр, музыка, скульптура… Именно в эту эпоху были созданы шедевры литературы, «Песнь о Роланде», «Роман о Розе».
Возникает и развивается так называемая рыцарская литература. Одно из наиболее знаменитых произведений — величайший памятник французского народного героического эпоса-”Песнь о Роланде”. В XII появляются рыцарские романы. В числе наиболее популярных был стихотворный роман о британском короле Артуре.
Сюжет и историческая основа героического эпоса “Песнь о Роланде”
<
p>Национальный героический эпос Франции “Песнь о Роланде” был создан на основе реальных событий. Сама поэма была составлена около тысяча сотого года, а реальные исторические события развернулись еще за три века до того. Тогда отряд во главе с королем Карлом Великим был атакован на узкой горной дороге в Испании, и погибло много французов.
Среди них был вассал Карла, граф Гротланд (Роланд).
<
p>В поэме эти события были художественно и идеологически переосмыслены. Согласно историческим фактам, войско Карла Великого в Испании участвовало в междоусобных войнах мавров-мусульман, причем по приглашению одного из мавританских королей. Однако мавры-мусульмане не нападали на отряд Карла Великого.
Реальными нападающими стали баски, горный народ христианской веры, то есть, по сути, единоверцы французов.
<
p>В поэме нападающих басков заменили на мавров, или, как их называли, сарацин, чтобы как можно больше противопоставить “чужих” иноверцев, “своим” французам. Король Карл Великий показан в поэме, как большой рыцарь, который бескорыстно несет испанским городам христианство. А сражение в Ронсевальском ущелье показано с большими преувеличениями, то есть гиперболизацией по сравнению с историческими фактами.
В несколько раз преувеличены масштабы и величие сражения.
<
p>Народные певцы, создавая “Песнь о Роланде” никак не имели целью сохранять историческую достоверность событий. Однако они смогли создать идеал, который вдохновлял людей тех времен: идеал государственного единства, непоколебимых религиозных принципов, рыцарского благородства.
<
p>История также говорит о том, что басков наказать так и не удалось: они разбежались по горам. В “Песне о Роланде” этот досадный факт изменили: за гибель Роланда король и его войско обрушивают на головы нападающих заслуженную кару.
<
p>Образ Роланда – это образ идеального рыцаря, “без страха и упрека”. Сам Роланд, согласно поэме – племянник короля. Он – олицетворение воинской доблести, стойкости и мужества. Но основная его черта – это патриотизм, верность Отечеству, что в поэме понимается как безоглядная верность королю, своему сюзерену.
Он погибает в Ронсевальском ущелье, до последнего прикрывая отступление своего монарха, без сомнений жертвуя за него жизнью.
<
p>Сочетание исторической правды и поэтического вымысла в поэме “Песнь о Роланде”, идеализация героя и гиперболизация коварства врагов является традиционным фольклорным средством, присущим народному героическому эпосу.
Loading…
Сюжет и историческая основа героического эпоса “Песнь о Роланде”
«Песнь о Роланде» как исторический источник
«Песнь о
Роланде» наиболее известный эпос средневековья. В истории изучения эпоса как
исторического источника мы можем выделить несколько этапов: первый продолжался
с 50-ых годов ХIХ века до 20-30-ых годов ХХ века. Он связан со становлением
непрерывного систематического изучения эпоса как исторического источника,
появлением первых попыток опреде-ления степени историзма эпоса. Второй этап
начался с 20-30-ых годов ХХ века и продолжается до настоящего времени. Начало
его связано с деятельностью школы «Анналов», которая рассматривала эпос как
источник по изучению ментальности. Первый этап отмечен появлением, начиная с
Якоба Гримма, создавшего теорию самотворения эпоса, различных трудов. Самыми
крупными достижениями этого периода являются работы А.Н. Веселовского, введшего
в науку формирования эпоса от кантилены до цельного эпоса, и Б.Д. Грекова,
предложившего рассматривать эпос как историю, рассказанную народом. В тоже
время появляются и гиперкрити-ческие выступления А.Дж. Тойнби, считавшего всё
изображённое в эпосе вымыслом, прихотью автора. На втором этапе развивалось
направление, заложенное Л. Февром, М. Блоком, представленное работами Ж. Ле
Гоффа, Ж. Дюби, создавших образцы практического применения фольклорных
про-изведений в исторической науке.
В
отечественной исторической науке этот период отмечен острыми дискуссиями по
вопросам о соотношении эпоса, единичных исторических фактов и вековых идеалов
народа, о времени зарождения и развития эпоса с начала между Б.А. Рыбаковым и
В.Я. Проппом, затем Путиловым, С.Н. Азбелевым, А.Я. Гуревичем.
Несмотря на
расхождения в деталях можно выделить общую линию во взглядах учёных на эпос.
Хотя часть исследователей продолжает придержи-ваться мысли о нецелесообразности
изучения эпических произведений, доля их в общем числе историков неуклонно
уменьшается. Таким образом, мы видим, что историческая наука приходит к
осознанию необходимости всесто-роннего изучения возможностей эпических
произведений, учитывая особен-ности их создания, записи, существования.
В ходе этого
изучения были выделены основные особенности эпоса как исторического источника:
его синкретизм, напластования различных эпох, многослойность состава,
использование исторических событий для акцен-тации наиболее важных моментов,
отражение системы ценностей создателей.
Французский героический эпос средневековья занимает большое место в
литературе и среди национальных эпосов считается более ярким и разнообразным. И
вершиной французского героического средневекового эпоса является поэма «Песнь о
Роланде».
Существуют различные списки «Песни о Роланде»: Оксфордский вари-ант; Венецианский ассонансированный текст по
рукописи ХIV века;
Рифмо-ванные тексты, представленные двумя группами рукописей: а) из Шатору и из
Библиотеки Trinity Cjllege в Кембридже и б) из
Парижской национальной библиотеки, из Городской Лионской библиотеки и из
Библиотеки святого Марка в Венеции; Немецкая поэма «Ruolantes Liet» попа Конрада. Самым
художественно совершенным и древним считается Оксфордский список. В своей
работе мы использовали Оксфордский список в переводах Ф. Г. де Ла Барта и Ю. Корнеева.
Историческую основой поэмы «Песни о Роланде» стал. поход Карла Великого
в Испанию 778 года, в которой воспевается храбрость воинов, до конца жизни
сражавшихся за свою землю и свою веру. Карл Великий вел военные
походы, которыми была увлечена большая часть населения Фран-ции. Однако данные
события стали основой эпоса, но сложился он в последу-ющие века. Сначала были
отдельные песни в устной форме.
Как считает
М. Блок «Песнь о Роланде» написана во время становления рыцарской культуры,
крестовых походов и норманнского завоевания. Проанализировав тему рыцарской
культуры, мы понимаем, как сложна была ее структура. Рыцарство составляла
в эпоху Средневековья достаточно обширную прослойку общественного слоя, а
также занимала достаточно значимое место сословной иерархии. Рыцарство также
играет важную роль в истории человечества. Военное ремесло накладывало
отпечаток на всю жизнь рыцаря. Под влиянием рыцарской культуры,
сформировалось несколько новых направлений западноевропейской литературы, —
появляется куртуазная литература. Куртуазная культура и куртуазная
литература составляли одно целое. Рыцари знатного рода стояли во главе дружин
и армий в военных походах. Рыцари ниже по рангу служили в этих дружинах со своими отрядами,
появляясь по первому зову хозяина.
Толчком для крестовых походов
послужили притеснения христиан, поклонявшихся «Святому Гробу». Крестовое
движение было сильным и целенаправленным. Каждый участник крестового похода
имел свою цель. Наибольшую выгоду из крестовых походов имела Франция. Крестовые походы содействовали величию Франции — усилением
королевской власти, посредством которой могла явиться цивилизация.
В результате
Нормандского завоевания в Англию были перенесены классические
формы феодализма и военно-ленной системы, создано
централизованное государство с сильной королевской властью. В результате
адаптации северофранцузских государственных и социальных институтов к
англосаксонской правовой традиции сформировалась система англо-нормандской
монархии. Для вдохновения бойцов перед боем (участников битвы при Гастингсе)
была исполнена «Песнь о Роланде».
Главная идея
«Песни о Роланде» является вариацией на бесконечную тему борьбы добра со злом.
Сражающиеся стороны изображены четко и бескомпромиссно – Карл и французское
войско несут миру Божью волю и, соответственно, стоят на стороне Добра, в то
время как сарацины, ведомые Марсилием и практикующие мусульманство, воюют на
стороне Зла. Абсолютной силой в поэме является Бог, который не отнимает у людей
свободную волю, но влияет на события в целях торжества добра и справедливости,
о чем свидетельствует краткое содержание. «Песнь о Роланде» представляет собой
типичный народный эпос времен апогея влияния католической церкви. Не будучи
знакомым с традициями мусульманства и представляя непоколебимую средневековую
веру в правоту христианской церкви, автор «Песни о Роланде» изображает
мусульман трусливыми идолопоклонниками и не наделяет их ни единым достойным
качеством, что только подтверждает узкомыслие и неприемлемость
западноевропейского христианства средних веков.
Историческая основа искажается в своем поэтическом воплощении, в соответствии с потребностями своего времени – XI—XII веков.
Материальная культура, описанная в поэме
«Песнь о Роланде, соответствует материальной культуре XI—XII
веков. Именно в это время копья переходят из метательного оружия в ударное,
становясь прочнее. Появились флажки на копьях, используемые для красоты.
Поменялся способ ношения меча. Изменилась тактика боя. Вместо пехоты стала
использоваться тяжелая конница.
Для данного
этапа развития эпоса мы отмечаем большую роль родовых отношений, связывающих
человека и включающих его в систему родовых ценностей — от помощи
родственникам, до мести.
Но мы так же
прослеживаем формирование новых – социальных связей. Неуклонно возрастает
место, отводимое отношением сеньора и вассала. Эпос создает образы идеального
короля: не только смелого, храброго, а в первую очередь щедрого, мудрого,
заботящегося о своем народе, и идеального рыцаря – прежде всего глубоко
преданного королю, а затем уже отважного.
Итак, в
результате рассмотрения особенностей эпоса как исторического источника
ментальности и его возможностей на примере французской героической поэмы «Песнь
о Роланде» мы можем сказать, что эпические произведения являются ценным видом
исторических источников ментальности, раскрывающими те стороны человеческой
жизни, которые практически невозможно реконструировать по другим видам
исторических источников. К сожалению, существующие методики не дают возможности
полностью использовать все данные, заложенные в эпосе. Так что настоящие
открытия у историков, изучающих эпические произведения еще впереди.
Сочинения: Разное
Сочинение по произведению на тему: «Песнь Роланде» — Героический эпос средневековья
«Песнь о Роланде» принадлежит французскому героическому эпосу средневековья. В ее основе лежат легенды о походе Карла Великого — французского короля. Главный герой этой поэмы — Роланд. В его образе воплотились представления французского народа о рыцарстве, героизме и патриотизме.
Неустрашимый и гордый, Роланд душой и сердцем предан своему королю Карлу, ради которого храбро сражается с коварными сарацинами, завоевывает новые земли. Друзья и преданные вассалы всегда придут на выручку и поддержат смелого рыцаря:
Чудесен бой, и грозен он, и страшен.
Роланд и Оливер разят исправно,
Архиепископ им не уступает,
И с ними пэров Франции двенадцать;
Французы все сражаются в согласье.
Не уйти неверным от тяжелого франкского меча, однако и Французам немало досталось. За гибель многих соотечественников Роланд чувствует себя виноватым, однако война есть война — тут уж ничего нельзя поделать:
Бароны франкские, кончину
Пришлось из-за меня вам здесь найти.
Вас защитить, увы! я не был в силах.
Через множество испытаний прошел Роланд, многое повидал, однако смерть самых близких друзей по оружию была для него настоящим горем.
Многими достоинствами обладал мужественный рыцарь. Он, даже будучи смертельно раненным, бесконечно дорожит святыми для себя вещами — мечом Дюрендалем, подаренным самим Карлом, и рогом Олифантом:
Тебя, мой меч, мне несказанно жаль.
Умру, но не отдам тебя неверным псам!
Ты Францию, Господь, избавь от срама!
Честь и достоинство, гордость и храбрость остаются отличительными чертами Роланда даже в момент его смерти. Сожалея, что не сможет больше оказать услуг любимой Франции и своему господину — Карлу Великому, Роланд умирает, как настоящий рыцарь.
Свой меч и Олифант покрыл он телом,
Лицо не повернул к земле враждебной.
Увидит Карл, что он не оробел,
Врагов не устрашился перед смертью;
Что умер он, увенчанный победой,
Любезный граф Роланд, воитель смелый.