Исторический путь россии какой он сочинение аргументы

(356 слов) Каждого россиянина интересует исторический путь России, поэтому мы ищем информацию о прошлом, настоящем и будущем своей страны. Многие писатели посвящали этой теме свои книги и размышляли о том, что будет с нашим отечеством? Посмотрим, к каким выводам пришли некоторые из них.

Например, Н.В. Гоголь в поэме «Мертвые души» сравнивал Россию с птицей-тройкой. По его словам, нашей Родине уготовано великое будущее. Она несется вперед очень быстро и обходит все остальные государства. Автор обратил внимание на то, что русский народ очень талантлив и самобытен. Он своим умом доходит до изобретений и открытий. Если дать ему волю, он развернется во всю ширь русской души и покажет, на что способен. Перед ним расступятся все иноземцы, ведь мощь этого движения вселяет ужас и удаль. Гоголь не дал точного прогноза, куда движется Русь. Но он точно знал, что его страна достойна самого прекрасного далека, куда наш народ сможет дойти благодаря своему природному таланту и уму.

Об историческом пути России размышлял и А.П. Чехов в пьесе «Вишневый сад». Он изобразил прошлое, настоящее и будущее нашей Родины в образах героев. Так, дворяне олицетворяли богатое и бесшабашное «вчера» России: они привыкли тратить, а не производить и трудиться. Поэтому их эпоха подошла к логическому концу. Раневская и Гаев потеряли вишневый сад и свое положение в обществе. Но и Лопахин, нынешний владелец сада, не был идеальным воплощением новой России. У него были свои недостатки: ради прибыли он готов был раздробить и продать Отечество, уничтожить красоту, уникальности которой он оценить не мог. Он стал отражением капиталистической и буржуазной России. Но какое же будущее автор прочит нашей стране? Оно едва выражено в образах Ани и Пети — мечтателей, которые еще не сформулировали свои главные идеи и принципы. Они не испорчены алчностью Лопахина и праздностью Раневской, поэтому мечтают о новом вишневом саде, где социальная справедливость будет уживаться с гуманностью и духовностью. Видимо, Чехов видел будущее России в руках просвещенной интеллигенции.

Таким образом, исторический путь России — это тернистая тропа, где наш народ встретил множество испытаний и лишений. Но несмотря на все тяготы, он смог добиться исключительного положения на мировой арене. Сегодня мы и сами видим, что не все идеально. Но в наших руках жить по-иному и привести Россию в состояние летящей птицы-тройки.

Тезисы

  • Как правило, исторические события негативно влияют на судьбу человека, потому что резко и кардинально меняют его жизненный уклад и вынуждают его подстраиваться под обстоятельства.
  • Исторические события формируют основные правила нашей жизни и отражаются на ментальности народа.
  • Роль исторических событий в судьбе человека сложно переоценить: они делают нашу жизнь такой, какой мы привыкли ее видеть. Мы подстраиваемся под их обстоятельства и последствия.
  • Исторические события определяют путь человечества и судьбу конкретного человека. Они могут и уничтожить, и вознести его на Олимп.
  • Влияние исторических событий на судьбы людей неоспоримо, ведь именно они определяют правила игры, в которой задействованы все фигуры: что короли, что пешки.
  • История может и возвысить, и опустить человека по прихоти случайности. 
  • Каждый из нас ощущает на себе давление исторического контекста и не может выйти за его рамки. Всю нашу жизнь направляют масштабные исторические события.
  • Как волна играет раковиной, так и история играет судьбой человека, то вознося ее до небес, то разбивая о скалы.
  • Исторические события всегда отражаются на судьбе человека, ведь они не были бы «историческими», если бы не влияли на жизненный путь цивилизации. Оценку их воздействию могут дать только далекие потомки, ведь, как писал С.А. Есенин, «лицом к лицу лица не увидать».
  • Роль исторических событий в судьбе человека нельзя преуменьшать, ведь именно глобальные явления тасуют карты судьбы, выпадающие на руки людям.

Аргументы

Л.Н. Толстой, «Война и мир». Исторические события часто тасуют карты судьбы и меняют людей местами. Например, Толстой в романе-эпопее «Война и мир» описал ситуацию, когда богатейший дворянин в стране оказался в плену с простыми солдатами. Пьер Безухов, который владел обширными землями и огромными капиталами, не захотел покидать Москву, осажденную врагом. Он хотел встретить Наполеона и убить его, чтобы разом прекратить все битвы и кровопролития. Но по пути к цели Пьер решил помочь другим людям, и его задержали французы. Из-за простого наряда его приняли за обычного человека из народа и заключили в тюрьму вместе с солдатами. Там Пьер, который до этого страдал от неопределенности собственного жизненного пути и от невозможности превозмочь соблазны и пороки, познал мудрость и смирение русского люда. Он познакомился с Платоном Каратаевым — рекрутом из крестьян. Тот рассказал ему о том, как он избавил брата от рекрутского набора и пожертвовал собой, чтобы его семья не умерла от голода без кормильца. Такими сильными и духовно богатыми были многие люди «из низов» общества. Именно с них Безухов решил брать пример. И тогда все стало проще в его глазах. Он научился лучше понимать окружающих и изменил свой подход к жизни. Историческое событие заставило его пересмотреть свои ориентиры и направило его по жизненному пути, который больше соответствовал его натуре. Это влияние можно назвать положительным.

М.А. Шолохов, «Тихий Дон». Чаще всего исторические события негативно влияют на судьбы людей. Они радикально меняют условия жизни и заставляют человека подстраиваться под новые реалии, и он не успевает за изменениями. Такой пример описал М.А. Шолохов в романе-эпопее «Тихий Дон». Революция и Гражданская война разделили единый народ на несколько враждующих лагерей. Казачество стало либо белым, либо красным. И обе стороны ожесточенно истребляли друг друга, воюя ради мира и не достигая своей цели. Вражда расколола и семью Мелеховых. Пантелей и Петр поддерживали белую власть, а Григорий симпатизировал красным и даже воевал в их стане. Если бы ни война, то братья никогда не пошли бы друг против друга. Если бы ни революция и ее последствия, не было бы столько жертв и смертей. Петр Мелехов погиб в бою с красными, Пантелей Мелехов заболел тифом и не дождался своевременной помощи. Григорий Мелехов запутался во враждующих сторонах и потерял ориентиры. В финале он сдался властям, устав прятаться и скитаться. Эти люди могли бы дожить до старости и поднять детей, но исторические события затянули их в водоворот страстей и погубили.

М.А. Булгаков, «Мастер и Маргарита». Исторические события создают социо-культурный контекст, из которого состоит наша общественная жизнь. От него никуда не деться. Это доказывает пример из романа «Мастер и Маргарита». Иешуа был проповедником и путешествовал по городам со своими выступлениями. Его действия не были противозаконными и никому не мешали, но именно в Ершалаиме он был арестован и обвинен в призывах к насильственному свержению власти. Почему его слова о приоритете небесных сил над земными владыками и светлом будущем без неравенства вызвали такую странную реакцию у прокуратора? Всему виной исторические события, произошедшие в этом месте. Римская империя захватила этот город, поработила его население. Римские чиновники были там на правах захватчиков, их не любили. Город наводнили злонамеренные агитаторы, религиозные фанатики и бандиты, которые подстрекали обитателей оккупированных земель к бунту. Поэтому римские чиновники очень чутко реагировали на высказывания против кесаря. Иешуа стал жертвой исторического контекста своего времени, когда любые намеки на неправедность мирской власти были равносильны крамоле. Вот так глобальные события влияют на судьбы людей, пусть и не напрямую.

А.А. Блок, «12». Автор поэмы «12» показал, как исторические события влияют на судьбы людей из разных сословий. Революция возвеличила тех, кто раньше обитал на социальном дне и обслуживал интересы правящей элиты. А вот привилегированным слоям общества пришлось трудно, ведь материальное преуспеяние в одночасье превратилось в клеймо. «Буржуй», который раньше был хозяином положения, сравнивается с шелудивым псом, ведь оба они — изгнанники в новых реалиях. Жандарма, представителя власти, пытаются убить прямо на улице. Кто занял его место? Вернувшиеся с фронтов дезертиры, несостоявшиеся в жизни люди, которые обрели оружие и идеологию. Те, кто был наверху, оказались внизу, а те, кто терпел обиды, получил шанс отомстить и забрать свое. Революция все поставила вверх дном, и каждая судьба изменилась. И нельзя однозначно сказать, плохо или хорошо историческое событие повлияло на жизненные пути людей: каждый случай нужно рассматривать отдельно.

А.С. Пушкин, «Капитанская дочка». Исторические события вырывают людей из зоны комфорта и показывают другую сторону бытия, которую они никогда бы не увидели в спокойной обстановке. Этот процесс подробно описал автор произведения «Капитанская дочка». Главный герой попал в эпицентр крестьянского бунта и лично познакомился с его предводителем. В другие времена барин и беглый казак не могли бы занять такие роли и узнать друг друга поближе. Пугачев стал хозяином положения, с ним вынуждены были считаться даже дворяне. Поэтому Петру выпал шанс увидеть другую сторону России и народа — темную сторону, вопиющую о возмездии. Гринев взглянул и вглубь себя, когда оказался на плахе и перед выбором между честью и жизнью. Петр выбрал честь, проверил свои убеждения на прочность и убедился в правильности своей позиции, когда Пугачев признал в нем равного по силе духа и отпустил его. Гринев и сам не мог не признать исключительных достоинств этого человека и справедливости его намерений. Исторические события, которые затянули героя, отразились на его судьбе: ему не было и двадцати лет, когда он прошел полноценную школу жизни, а потому в дальнейшем ему удалось не только сберечь честь, но и многое осмыслить, понять, узнать о России и той ее стороне, которая обычно скрыта от дворян.

Н.А. Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо». Исторические события во многом определяют судьбы людей, ведь моделируют обстоятельства и условия нашей жизни. Подтверждение этому мы находим в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Отмена крепостного права отразилась на участи каждого члена общества. «Порвалась цепь великая, Порвалась — расскочилася: Одним концом по барину, Другим по мужику!» — пишет автор. Помещики вроде Оболта-Оболдуева пострадали от внезапного удара и не смогли перестроить свое хозяйство на новый лад. Их экономическая модель эффективна только при условии подневольного и бесплатного труда. Духовенство стало получать меньше податей, ведь деревни стали приходить в упадок, и больше не было расточительных господ и преуспевающих в неволе мужиков. Новые условия потребовали и от крестьян слишком многого. Они не были готовы к самостоятельности и становились жертвами мошенничества со стороны господ, которые более грамотны и влиятельны. Земельных наделов люди не получили, и зависимость от помещика все-таки осталась. Землепашцы тоже не смогли сразу наладить работу так, чтобы получить прибыль и развить хозяйство. Таким образом, даже такое позитивное историческое событие, как крестьянская реформа, негативно отразилось на судьбах людей, ведь поставило их перед необходимостью менять все, не зная ничего.

А.А. Ахматова, «Реквием». Историческое событие никогда не проходит для людей бесследно. Кого-то оно возносит, но большинство страдает от кардинальных перемен и сдвигов в системе. Это доказывает пример из поэмы Ахматовой «Реквием». Казалось бы, пролетарская революция должна была оправдать лозунг «Свобода, равенство и братство!». Но на деле революционный подъем сменился реакцией. Новая власть стремилась не дать свободу угнетенным, а отнять ее у всех, чтобы стабилизировать свое положение и заставить недовольных замолчать. Аресты и безосновательные обвинения захлестнули страну. Автор пишет о своей личной трагедии: сына Ахматовой и Гумилева репрессировали и приговорили к десяти годам тюрьмы. Лирическая героиня произведения — мать, которая не знает ничего о судьбе своего сына и никак не может ему помочь. Все, что она видит, это бесконечные очереди в застенки, где стоят сотни и тысячи женщин с такой же проблемой, с таким же отчаянием. Большинство заключенных ни в чем не виновато, но доказать это невозможно. Против репрессивной машины оружия нет. Бедная мать мечется из очереди в очередь, но добивается лишь оглашения приговора: десять лет тюрьмы без вины, суда и следствия. Вот так исторические события ломают судьбы людей и топчут даже тех, кто не имеет к ним прямого отношения.

А. Платонов, «Возвращение». Как правило, исторические события коверкают и мнут судьбы людей, ведь глобальные явления всегда не были бы таковыми, если бы не затрагивали всех и не оставались бы в памяти ударом, жертвой, подвигом. Подтверждение этому мы находим в рассказе «Возвращение». Семья Ивановых раскололась на все четыре года войны и многое пережила. Капитан Иванов рисковал собой, чтобы спасти Родину, и отвык от семейной жизни в деревне. Роднее ему стали за это время товарищи, незатейливый быт казарм, обед по расписанию. Даже с попутчицей Машей, которая тоже прошла войну, у него больше общего, чем с далекой женой и детьми. А с чем столкнулись они в годы войны? Мать работала за двоих, чтобы прокормить детей и помочь отчизне своим трудом. Старший сын стал в доме за главного, его военное положение лишило детства. Он убирался, готовил, следил за сестрой. Дети не шалили и мало играли, ведь выживание требовало много усилий. Они почти не помнили отца и уже отвыкли от него. Героям пришлось начать новую жизнь и выйти из зоны комфорта. Историческое событие негативно отразилось на их жизненном пути, ведь потребовало слишком много жертв и труда.

М.А. Шолохов, «Судьба человека». Люди часто попадают в жернова истории и не могут выбраться оттуда без потерь. Мало кого масштабные события возносят и награждают. Большинство из нас становятся жертвами кардинальных перемен. Это подтверждает пример из рассказа «Судьба человека». Война изменила все в жизни Андрея Соколова. Он пошел на фронт добровольцем, но не ожидал, что Родина призовет и его сына, что смерть призовет его жену и дочерей. Получив контузию, герой попал в плен и долгие годы не имел связи с близкими. Несколько раз он пытался бежать, несколько раз едва не погибал в застенках трудовых лагерей. Но ему все же удалось совершить подвиг и привезти важного вражеского инженера в качестве заложника. Андрея не заподозрили в предательстве и отпустили домой. Но от дома уже ничего не осталось: погибли дети и жена, сгорели родные стены. Даже сын его погиб в День Победы, когда штурмовал Берлин. Соколов остался совершенно один, хотя до войны был многодетным отцом. Война полностью изменила судьбу героя и лишила его всего, что он так любил. Этот пример учит нас тому, что многие исторические события негативно сказываются на жизненном пути человека.

М.Ю. Лермонтов, «Мцыри». Исторические события порождают резонанс такой силы, что их отголоски десятилетиями влияют на судьбы людей. Зачастую это влияние негативное, ведь человеческая память лучше всего фиксирует трагические явления. Подтверждение этому мы находим в поэме «Мцыри». Главный герой был насильно разлучен с семьей и вывезен из страны. Генерал вез его в Россию, но гордый пленник стал отказываться от еды и едва не умер от голода. Несмотря на протест, его не вернули обратно, а просто оставили в монастыре, ведь никто уже не верил, что он выживет. Но Мцыри поправился и стал исполнять роль послушника. Война вырвала его из родных просторов, лишила его семьи и определила жалкий удел. Чужие обычаи, чужая вера не трогали сердца юноши. Он мечтал о воле, чтобы вернуться туда, где он должен был быть. Мцыри объявил войну судьбе и решил ее исправить. Но его побег был обречен на неудачу: герой не знал, куда бежать, и остался на прежнем месте. Он умер от истощения сил и отчаяния, ведь война исковеркала его жизненный путь окончательно и бесповоротно. Он не мог исправить своего положения, как ни старался. Таково разрушительное влияние исторических событий на судьбы людей.

Проблемы и аргументы к сочинению на ЕГЭ по русскому на тему: История

ЕГЭ по русскому языку – серьезное испытание. Но не тесты пугают ребят, а именно сочинение, ведь его оценивают люди, которые могут по-разному взглянуть на одни и те же работы. Чтобы найти примеры из литературы, которые точно подойдут по всем критериям и мнениям, обратитесь в нашей подборке. Там  есть проблемы и аргументы об истории и ее роли в нашей жизни.

Содержание:

  • 1 Роль личности в истории
  • 2 Проблема исторической памяти
  • 3 Проблема сохранения исторического наследия
  • 4 История семьи
  • 5 Ответственность перед историей

Роль личности в истории

  • Л. Н. Толстой «Война и мир». В романе-эпопее раскрывается исторический ход Великой Отечественной Войны 1812 года. Пожалуй, это произведение считается самым масштабным писательским откликом на историческое событие, поскольку в нем отображается несколько десятилетий из жизни России. Ключевой темой произведения является роль личности в ходе истории. Можно найти образы разных императоров и полководцев и проследить, как они влияют на исход сражения. Например, основными фигурами стали Наполеон Бонапарт, Александр Первый и М. Кутузов. Толстой убежден, что настоящий герой отражает интересы народа, ведь именно народ творит историю. Поэтому Кутузов, по мнению писателя, являет собой истинный пример предводителя, за которым готова идти вся страна. Это происходит потому, что он думает не о своих личных амбициях, а о том, как объединить народную стихию в один всепобеждающий порыв.
  • А. С. Пушкин «Медный всадник». «Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно» — эти строчки посвящены Петру I. По мнению Пушкина, правитель изменил ход истории. Петр является одним из активных политических деятелей, который стремился улучшить жизнь народа, но в достижении любых своих целей он не брезговал средствами. Петр, будучи у власти, определил дальнейший курс развития России в 18 веке. Благодаря его правлению, был построен первый русский флот, способный защитить страну на море, были введены важнейшие реформы, а дворяне получили возможность учиться за рубежом. Но главное достижение императора – строительство северной столицы, которое, однако, не обошлось без жертв, которые описывает автор. Народ беспомощен перед инициативой царя. Все будет, как он решит. И в этом Пушкин видит ответ на вопрос, какова роль личности в истории. Если личность принадлежит к правящей династии, она решающая.

Проблема исторической памяти

  • Н. В. Гоголь «Тарас Бульба». Тарас считал, что сыновья, Остап и Андрий, получат полное воспитание лишь после боя. Им надо было ощутить боевую мудрость. Тогда они смогут стать достойными наследниками. Но Андрий изменил своему роду, забыл свое историческое наследие. Изменив родне, он забыл родные места. А ведь это история, его история. Испокон веков сложилось, что его гордый народ защищал себя от любых атак и был един. Эту память поколений разрушил герой, следуя зову сердца. Тарас не выдержал измены и убил сына. Трагедия была неминуемой, ведь Ивану, не помнящему родства (так наши предки прозвали людей, которые разорвали связь поколений), презирающему прошлое, нет места в будущем.
  • Д. С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном» Писатель рассуждает, что ничто в мире не проходит бесследно. Взять, к примеру, мятый бумажный листок. В следующий раз он сомнется почти также, по тем же линиям. Если человек не хочет хранить память о прошлом, то он не осознает важности каждого момента, любой жизненной истории. История – это не одни завоевания, войны, новые открытия. История – это наше наследство от сотен людей, которые жили и умирали ради того, чтобы передать нам частицу своего опыта. Мы должны ценить и уважать этот дар, иначе нам будет сложно двигаться вперед.

Проблема сохранения исторического наследия

  • В. Солоухин «Черные доски». В произведении говорится о церквях и старинных иконах, которые были уничтожены во время революции. Солоухин убежден, что такие исторические памятники достойны лучшей доли, даже если люди не верят в Бога. К данным местам надо относиться с уважением. Автор остерегает людей. Ведь от разрушения церквей недалеко и до надругательства над могилами. Разрушая исторические памятники, люди теряют человечность и свое достоинство.
  • Д. С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном». В книге есть фрагмент, где описывается разнообразие городов России, таких как Москвы, Ленинград и т.д. Каждый город подчеркивает свою индивидуальность памятниками архитектуры, живописи. Задача людей – сохранить это многообразие, историческую значимость. Благодаря этому страна воспитывает человека, в нем проявляются положительные качества, тяга к творчеству и самопознанию. Иными словами исторические памятники способны расширить кругозор и сделать человека культурным.

История семьи

  • А. С. Пушкин «Борис Годунов». В исторической драме описывается личная, родовая память поэта. В «Борисе Годунове» есть действующий герой, являющийся предком Пушкина. Память, по мнению писателя, отражает осознание народом своих культурных ценностей. Историческая память – это наше богатство, которое должно передаваться из поколения в поколение. Автор очень гордился своим славным предком, родоначальником его дворянской ветви.
  • М. А. Булгаков «Белая Гвардия». Турбины – потомки старинного дворянского рода. Они помнят свое знатное происхождение и гордятся им. Поэтому в период гражданской войны они выступили за защиту царя и старых порядков, которые гарантировали сохранение всего того, что составляло духовное наследие Руси. Революция принесла необходимые перемены, но вместе с ними она сулила разрушение важнейших социокультурных связей с прошлым. Этого дворяне не могли допустить, забыть о своем происхождении – значит отказаться от того, кем ты являешься сейчас.

Ответственность перед историей

  • Ю. Яковлева «Учитель истории». События рассказа происходят в Хорватии. Прошло десять лет после Второй мировой войны. Дети продолжают играть в партизан и учителя. Туристы заинтересовались этим. Как стало известно, во время войны учитель истории не покинул класс с учениками, которых немцы намерены были расстрелять. Преподаватель говорил, что это последний урок истории. Этот пример показывает, что люди умеют помнить подвиги, уважать героический поступок. Герой проявил не только отвагу, но и ответственность за тех, кого он воспитывал и будет воспитывать даже после смерти, ведь его поведение до сир пор учит людей быть лучше, сильнее и смелее.
  • Рэй Брэдбери «И грянет гром». В рассказе автор решил поразмышлять, что произошло бы при существовании машины времени. Главный герой Экельс решил опробовать машину времени, но ему сказали, что в прошлом ничего нельзя менять, и запрещено убивать животных. Будучи в Эпохе динозавров, он случайно раздавил бабочку, когда убегал от криков больших млекопитающих. Вернувшись, он замечает, что все непоправимо изменилось. Таким образом, мы должны быть в ответе за каждый поступок не только перед теми, кто окружает нас сейчас, но и перед будущими поколениями людей.

Автор: Вера Куруч

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Метки:

  • 11 класс
  • аргумент из литературы
  • ЕГЭ по русскому языку
  • пример из литературы
  • проблема истории
  • сочинение к ЕГЭ

Читайте также:

ПРОБЛЕМА СТОЙКОСТИ И МУЖЕСТВА РУССКОЙ АРМИИ ВО ВРЕМЯ ВОЕННЫХ ИСПЫТАНИЙ

1. В романе Л.Н. Тостого «Война и мир» Андрей Болконский убеждает своего друга Пьера Безухова в том, что битву выигрывает армия во что бы то ни стало желающая победить противника, а не имеющая лучшую диспозицию. На Бородинском поле каждый русский солдат сражался отчаянно и самоотверженно, зная, что за его спиной находится древняя столица, сердце России, Москва.

2. В повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие…» пять молодых девушек, которые выступили против немецких диверсантов, погибли, защищая родину. Рита Осянина, Женя Комелькова, Лиза Бричкина, Соня Гурвич и Галя Четвертак могли остаться в живых, но они были уверены в том, что нужно бороться до конца. Зенитчицы проявили отвагу и выдержку, показали себя истинными патриотами.

ПРОБЛЕМА НЕЖНОСТИ

1. примером жертвенной любви служит Джен Эйр, героиня одноименного романа Шарлотты Бронте. Джен с радостью стала глазами и руками самого дорогого для неё человека, когда он ослеп.

2. В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» Марья Болконская терпеливо выносит суровость отца. Она с любовью относится к старому князю, несмотря на его непростой характер. Княжна даже не задумывается над тем, что отец зачастую излишне требователен к ней. Любовь Марьи искренняя, чистая, светлая.

ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ ЧЕСТИ

1. В романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» для Петра Гринёва важнейшим жизненным принципом была честь. Даже перед угрозой смертной казни Пётр, присягнувший на верность императрице, отказался признать в Пугачёве государя. Герой понимал, что это решение могло стоить ему жизни, но чувство долга взяло верх над страхом. Алексей Швабрин, напротив, совершил предательство и потерял собственное достоинство, когда перешел в стан самозванца.

2. Проблема сохранения чести поднимается в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Два сына главного героя совершенно не похожи. Остап — честный и отважный человек. Он никогда не предавал своих товарищей и погиб, как герой. Андрий — романтическая натура. Ради любви к полячке он предаёт родину. Личные интересы у него на первом плане. Андрий умирает от рук отца, который не смог простить предательства. Таким образом, всегда нужно оставаться честным прежде всего с самим собой.

ПРОБЛЕМА ПРЕДАННОЙ ЛЮБВИ

1. В романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Пётр Гринёв и Маша Миронова любят друг друга. Пётр защищает честь возлюбленной в поединке со Швабриным, который оскорбил девушку. В свою очередь, Маша спасает Гринёва от ссылки, когда «просит милости» у императрицы. Таким образом, в основе отношений Маши и Петра лежит взаимопомощь.

2. Самоотверженная любовь — одна из тем романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Женщина способна принимать интересы и устремления возлюбленного, как свои, помогает ему во всем. Мастер пишет роман — и это становится содержанием жизни Маргариты. Она переписывает набело готовые главы, старается, чтобы мастер был спокоен и счастлив. В этом женщина видит своё предназначение.

ПРОБЛЕМА РАСКАЯНИЯ

1. В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» показан долгий путь к раскаянию Родиона Раскольникова. Уверенный в справедливости своей теории «разрешения крови по совести», главный герой презирает себя за собственную слабость и не осознаёт тяжести совершенного преступления. Однако вера в Бога и любовь к Соне Мармеладовой приводят Раскольникова к покаянию.

ПРОБЛЕМА ПОИСКА СМЫСЛА ЖИЗНИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

1. В рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» американский миллионер служил «золотому тельцу». Главный герой считал, что смысл жизни заключается в накоплении богатства. Когда Господин умер, то оказалось, что подлинное счастье прошло мимо него.

2. В романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир» Наташа Ростова видит смысл жизни в семье, любви к родным и близким. После свадьбы с Пьером Безуховым главная героиня отказывается от светской жизни, полностью посвящает себя семье. Наташа Ростова нашла своё предназначение в этом мире и стала поистине счастливой.

ПРОБЛЕМА ЛИТЕРАТУРНОЙ БЕЗГРАМОТНОСТИ И НИЗКОГО УРОВНЯ ОБРАЗОВАННОСТИ СРЕДИ МОЛОДЁЖИ

1. В «Письмах о добром и прекрасном» Д.С. Лихачёв утверждает, что книга обучает человека лучше любого произведения. Известный учёный восхищается способностью книги воспитывать личность, формировать её внутренний мир. Академик Д.С. Лихачёв приходит к выводу, что именно книги учат мыслить, делают человека интеллигентным.

2. Рэй Брэдбери в романе «451 градус по Фаренгейту» показывает, что произошло с человечеством после того, как были полностью уничтожены все книги. Может показаться, что в подобном обществе не существует социальных проблем. Разгадка кроется в том, что оно просто бездуховно, так как нет литературы, способной заставить людей анализировать, задумываться, принимать решения.

ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

1. В романе И.А. Гончарова «Обломов» Илья Ильич вырос в атмосфере постоянной опеки со стороны родителей и воспитателей. В детстве главный герой был любознательным и активным ребёнком, но чрезмерная забота привела к апатичности и безвольности Обломова во взрослой жизни.

2. В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» в семье Ростовых царит дух взаимопонимания, верности, любви. Благодаря этому Наташа, Николай и Петя стали достойными людьми, унаследовали доброту, благородство. Таким образом, условия, созданные Ростовыми, способствовали гармоничному развитию их детей.

ПРОБЛЕМА РОЛИ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА

1. В повести Б.Л. Васильева «Летят мои кони…» смоленский доктор Янсон трудится не покладая рук. Главный герой в любую погоду спешит на помощь больным. Благодаря своей отзывчивости и профессионализму, доктор Янсон сумел снискать любовь и уважение всех жителей города.

2. В повести В.Г. Короленко «Слепой музыкант» Пётру Попельскому пришлось преодолеть немало трудностей, чтобы найти своё место в жизни. Несмотря на слепоту, Петрусь стал пианистом, который своей игрой помогал людям стать чище сердцем и добрее душой.

ПРОБЛЕМА СОЛДАТСКОЙ СУДЬБЫ НА ВОЙНЕ

1. Трагически сложилась судьба главных героинь повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие…». Пять молодых зенитчиц выступили против немецких диверсантов. Силы были не равны: все девушки погибли. Рита Осянина, Женя Комелькова, Лиза Бричкина, Соня Гурвич и Галя Четвертак могли остаться в живых, но они были уверены в том, что нужно бороться до конца. Девушки стали примером стойкости и отваги.

2. В повести В.Быкова «Сотников» рассказывается о двух партизанах, которые попали в плен к немцам во время Великой Отечественной войны. Дальнейшая судьба солдат сложилась по-разному. Так Рыбак предал родину и согласился служить немцам. Сотников же отказался сдаваться и выбрал смерть.

ПРОБЛЕМА ЭГОИЗМА ВЛЮБЛЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

1. В повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» Андрий из-за любви к полячку перешёл в стан врага, предал брата, отца, родину. Юноша, не поколебавшись, решился выйти с оружием против своих вчерашних товарищей. Для Андрия личные интересы стоят на первом месте. Молодой человек погибает от рук отца, который не смог простить предательства и эгоизма младшего сына.

2. Недопустимо, когда любовь становится одержимостью, как у главного героя П.Зюскинда «Парфюмер. История одного убийцы». Жан-Батист Гренуй не способен на высокие чувства. Всё, что представляет для него интерес, это запахи, создание аромата, внушающего людям любовь. Гренуй — пример эгоиста, который для осуществления своей меты идёт на самые тяжкие преступления.

ПРОБЛЕМА ПРЕДАТЕЛЬСТВА

1. В романе В.А. Каверина «Два капитана» Ромашов неоднократно предавал людей, окружавших его. В школе Ромашка подслушивал и доносил заведующему всё, что говорили о нем. Позже Ромашов дошёл до того, что стал собирать сведения, доказывающие вину Николая Антоновича в гибели экспедиции капитана Татаринова. Все действия Ромашки низкие, разрушающие не только его жизнь но и судьбы других людей.

2. Ещё более глубокие последствия влечёт за собой поступок героя повести В.Г. Распутина «Живи и помни». Андрей Гуськов дезертирует и становится предателем. Эта непоправимая ошибка не только обрекает его на одиночество и изгнание из общества, но и является причиной самоубийства жены Настёны.

ПРОБЛЕМА ОБМАНЧИВОСТИ ВНЕШНЕГО ВИДА

1. В романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир» Элен Курагина, несмотря на свою блистательную внешность и успех в обществе, не отличается богатым внутренним миром. Её главные приоритеты в жизни — деньги и слава. Таким образом, в романе эта красавица является воплощением зла и духовного падения.

2. В романе Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» Квазимодо — горбун, преодолевший немало трудностей на протяжении жизни. Внешность главного героя совершенно неприглядна, но за ней скрывается благородная и прекрасная душа, способная искренне любить.

ПРОБЛЕМА ПРЕДАТЕЛЬСТВА НА ВОЙНЕ

1. В повести В.Г. Распутина «Живи и помни» Андрей Гуськов дезертирует и становится предателем. В начале войны главный герой честно и мужественно сражался, ходил в разведку, никогда не прятался за спинами товарищей. Однако через некоторое время Гуськов задумался, почему именно он должен воевать. В тот момент эгоизм взял верх, и Андрей совершил непоправимую ошибку, которая обрекла его на одиночество, изгнание из общества и стала причиной самоубийства жены Настёны. Муки совести терзали героя, но он уже был не в силах что-либо изменить.

2. В повести В. Быкова «Сотников» партизан Рыбак предает родину и соглашается служить «великой Германии». Его товарищ Сотников, напротив, является примером стойкости. Несмотря на нестерпимую боль, испытываемую им во время пыток, партизан отказывается говорить правду полицаям. Рыбак осознает низость своего поступка, хочет бежать, но понимает, что дороги назад нет.

ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ ЛЮБВИ К РОДИНЕ НА ТВОРЧЕСТВО

1. Ю.Я. Яковлев в рассказе «Разбуженный соловьями» пишет о трудном мальчике Селюжёнке, которого окружающие не любили. Однажды ночью главный герой услышал трель соловья. Прекрасные звуки поразили ребёнка, пробудили интерес к творчеству. Селюжёнок записался в художественную школу, и с тех пор отношение взрослых к нему изменилось. Автор убеждает читателя, что природа пробуждает в душе человека лучшие качества, помогает раскрыться творческому потенциалу.

2. Любовь к родному краю — главный мотив творчества живописца А.Г. Венецианова. Его кисти принадлежит ряд картин, посвященных жизни простых крестьян. «Жнецы», «Захарка», «Спящий пастушок» — вот мои любимые полотна художника. Быт простых людей, красота природы России побудили А.Г. Венецианова на создание картин, которые уже более двух столетий привлекают внимание зрителей своей свежестью и искренностью.

ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ ДЕТСКИХ ВОСПОМИНАНИЙ НА ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА

1. В романе И.А. Гончарова «Обломов» главный герой считает детство самой счастливой порой. Илья Ильич вырос в атмосфере постоянной опеки со стороны родителей и воспитателей. Чрезмерная забота стала причиной апатичности Обломова во взрослой жизни. Казалось, что любовь к Ольге Ильинской должна была разбудить Илью Ильича. Однако его образ жизни остался неизменным, потому что уклад родной Обломовки навсегда оставил след в судьбе главного героя. Таким образом, детские воспоминания повлияли на жизненный путь Ильи Ильича .

2. В стихотворении «Мой путь» С.А. Есенин признался, что детские годы сыграли важную роль в его творчестве. Когда-то в девять лет вдохновленный природой родного села мальчик написал своё первое произведение. Таким образом, детство предопределило жизненный путь С.А. Есенина.

ПРОБЛЕМА ВЫБОРА ЖИЗЕННОГО ПУТИ

1. Главная тема романа И.А. Гончарова «Обломов» — судьба мужчины, не сумевшего избрать верный жизненный путь. Писатель особо подчёркивает, что апатичность и неспособность к труду превратили Илью Ильича в праздного человека. Отсутствие силы воли и каких-либо интересов не позволили главному герою стать счастливым и реализовать свои возможности.

2. Из книги М. Мирского «Исцеляющий скальпелем. Академик Н.Н. Бурденко» я узнала, что выдающийся врач сначала учился в духовную семинарию, но вскоре понял, что хочет посвятить себя медицине. Поступив в университет, Н.Н. Бурденко увлёкся анатомией, что в скором времени помогло ему стать известным хирургом.
3. Д.С. Лихачёв в «Письмах о добром и прекрасном» утверждает, что «нужно прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить». Этими словами академик подчёркивает, что судьба непредсказуема, но важно оставаться великодушным, честным и небезразличным человеком.

ПРОБЛЕМА СОБАЧЬЕЙ ПРЕДАННОСТИ

1. В повести Г.Н. Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо» рассказана трагическая судьба шотландского сеттера. Пёс Бим отчаянно пытается найти своего хозяина, у которого случился сердечный приступ. На своём пути собака сталкивается с трудностями. К сожалению, хозяин находит питомца уже после того, как пса убили. Бима с уверенностью можно назвать настоящим другом, преданным хозяину до конца своих дней.

2. В романе Эрика Найта «Лесси» семье Керраклафов приходится отдать свою колли другим людям из-за финансовых трудностей. Лесси тоскует по прежним хозяевам, и это чувство лишь усиливается, когда новый владелец увозит её далеко от родного дома. Колли сбегает и преодолевает множество препятствий. Несмотря на все трудности, собака воссоединяется с прежними хозяевами.

ПРОБЛЕМА МАСТЕРСТВА В ИСКУССТВЕ

1. В повести В.Г. Короленко «Слепой музыкант» Пётру Попельскому пришлось преодолеть немало трудностей, чтобы найти своё место в жизни. Несмотря на слепоту, Петрусь стал пианистом, который своей игрой помогал людям стать чище сердцем и добрее душой.

2. В рассказе А.И. Куприна «Тапёр» мальчик Юрий Агазаров — музыкант-самоучка. Писатель подчёркивает, что юный пианист удивительно талантлив и трудолюбив. Одаренность мальчика не остаётся незамеченной. Его игра поразила знаменитого пианиста Антона Рубинштейна. Так Юрий стал известен всей России как один из талантливейших композиторов.

ПРОБЛЕМА ЗНАЧИМОСТИ ЖИЗНЕННОГО ОПЫТА ДЛЯ ПИСАТЕЛЕЙ

1. В романе Бориса Пастернака «Доктор Живаго» главный герой увлекается поэзией. Юрий Живаго — свидетель революции и гражданской войны. Эти события находят отражение в его стихотворений. Так сама жизнь вдохновляет поэта на создание прекрасных произведений.

2. Тема призвания писателя поднимается в романе Джека Лондона «Мартин Иден». Главный герой — матрос, который на протяжении многих лет занимался тяжелым физическим трудом. Мартин Иден побывал в разных странах, видел жизнь простых людей. Всё это стало главной темой его творчества. Так жизненный опыт позволил стать простому матросу известным писателем.

ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ МУЗЫКИ НА ДУШЕВНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА

1. В повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет» Вера Шеина испытывает духовное очищение под звуки сонаты Бетховена. Слушая классическую музыку, героиня успокаивается после пережитых ею испытаний. Волшебные звуки сонаты помогли Вере обрести внутреннее равновесие, найти смысл дальнейшей жизни.

2. В романе И.А. Гончарова «Обломов» Илья Ильич влюбляется в Ольгу Ильинскую, когда слушает её пение. Звуки арии «Casta Diva» пробуждают в его душе чувства, которые он никогда не испытывал. И.А. Гончаров подчёркивает, что давно Обломов не ощущал «такой бодрости, такой силы, которая, казалось, поднялась со дна души, готовая на подвиг».

ПРОБЛЕМА МАТЕРИНСКОЙ ЛЮБВИ

1. В повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» описана сцена прощания Петра Гринёва с матерью. Авдотья Васильевна была подавлена, когда узнала, что сыну нужно надолго уезжать на службу. Прощаясь с Петром, женщина не смогла сдержать слёз, потому что для неё не могло быть ничего тяжелее расставания с сыном. Любовь Авдотьи Васильевны искренняя и необъятная.

ПРОБЛЕМА ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА О ВОЙНЕ НА ЧЕЛОВЕКА

1. В повести Льва Кассиля «Великое противостояние» Сима Крупицына каждое утро слушала по радио сводки новостей с фронта. Однажды девушка услышала песню «Священная война». Сима была так взволнована словами этого гимна защиты Отечества, что решила пойти на фронт. Так произведение искусства вдохновило главную героиню на подвиг.

ПРОБЛЕМА ЛЖЕНАУКИ

1. В романе В.Д. Дудинцева «Белые одежды» профессор Рядно глубоко убежден в правоте биологического учения, одобренного партией. Ради личной выгоды академик разворачивает борьбу против учёных-генетиков. Рядно яро отстаивает лженаучные взгляды и идёт на самые бесчестные поступки, чтобы добиться славы. Фанатизм академика приводит к гибели талантливых учёных, прекращению важных исследований.

2. Г.Н. Троепольский в повести «Кандидат наук» выступает против тех, кто отстаивает ложные взгляды и идеи. Писатель убежден, что такие учёные тормозят развитие науки, а следовательно, общества в целом. В повести Г.Н. Троепольский делает акцент на необходимость борьбы с лжеучёными.

ПРОБЛЕМА ПОЗДНЕГО РАСКАЯНИЯ

1. В повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» Самсон Вырин остался один после того, как его дочь сбежала с ротмистром Минским. Старик не терял надежды найти Дуню, но все попытки оставались безуспешными. От тоски и безысходности смотритель умер. Лишь через несколько лет Дуня приехала на могилу отца. Девушка почувствовала себя виноватой в смерти смотрителя, но раскаяние пришло слишком поздно.

2. В рассказе К.Г. Паустовского «Телеграмма» Настя оставила свою мать и уехала в Петербург, чтобы построить карьеру. Катерина Петровна предчувствовала скорую смерть и не раз просила дочь навестить её. Однако Настя осталась равнодушной к судьбе матери и не успела приехать на её похороны. Девушка раскаялась лишь на могиле Катерины Петровны. Так К.Г. Паустовский утверждает, что нужно быть внимательными к своим близким.

ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ

1. В.Г. Распутин в очерке «Вечное поле» пишет о своих впечатлениях от поездки на место Куликовской битвы. Писатель отмечает, что прошло более шести сот лет и за это время многое изменилось. Однако память об этом сражении до сих пор живёт благодаря обелискам, воздвигнутым в честь предков, отстоявших Русь.

2. В повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие…» пять девушек пали, сражаясь за родину. Через много лет их боевой товарищ Федот Васков и сын Риты Осяниной Альберт вернулись на место гибели зенитчиц, чтобы установить могильную плиту и увековечить их подвиг.

ПРОБЛЕМА ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ОДАРЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

1. В повести Б.Л. Васильева «Летят мои кони…» смоленский доктор Янсон является примером бескорыстия, совмещенного с высоким профессионализмом. Талантливейший врач каждый день в любую погоду спешил на помощь больным, не требуя ничего взамен. За эти качества доктор снискал любовь и уважение всех жителей города.

2. В трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери» рассказана история жизни двух композиторов. Сальери пишет музыку, для того чтобы прославиться, а Моцарт бескорыстно служит искусству. Из-за зависти Сальери отравил гения. Несмотря на смерть Моцарта, его произведения живут и волнуют сердца людей.

ПРОБЛЕМА РАЗРУШИТЕЛЬНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ВОЙНЫ

1. В рассказе А. Солженицына «Матренин двор» изображена жизнь русской деревни после войны, которая привела не только к экономическому упадку, но и к утрате нравственности. Жители деревни потеряли часть своего хозяйства, стали чёрствыми и бессердечными. Таким образом, война приводит к непоправимым последствиям.

2. В рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» показан жизненный путь солдата Андрея Соколова. Его дом был разрушен врагом, а семья погибла во время бомбардировки. Так М.А. Шолохов подчёркивает, что война лишает людей самого ценного, что у них есть.

ПРОБЛЕМА ПРОТИВОРЕЧИВОСТИ ВНУТРЕННЕГО МИРА ЧЕЛОВЕКА

1. В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» Евгений Базаров отличается умом, трудолюбием, целеустремленностью, но в то же время студент зачастую бывает резок и груб. Базаров осуждает людей, поддающихся чувствам, но убеждается в неправильности своих взглядов, когда влюбляется в Одинцову. Так И.С. Тургенев показал, что людям свойственна противоречивость.

2. В романе И.А. Гончарова «Обломов» Илья Ильич обладает как отрицательными, так и положительными чертами характера. С одной стороны, главный герой апатичен и несамостоятелен. Обломову не интересна реальная жизнь, она вызывает у него скуку и усталость. С другой стороны, Илья Ильич отличается искренностью, душевностью, умением понять проблемы другого человека. В этом заключается неоднозначность характера Обломова.

ПРОБЛЕМА СПРАВЕДЛИВОГО ОТНОШЕНИЯ К ЛЮДЯМ

1. В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Порфирий Петрович расследует дело об убийстве старухи-процентщицы. Следователь – тонкий знаток человеческой психологии. Он понимает мотивы преступления Родиона Раскольникова и отчасти сочувствует ему. Порфирий Петрович даёт молодому человеку шанс явиться с повинной. Это впоследствии послужит смягчающим обстоятельством в деле Раскольникова.

2. А.П. Чехов в рассказе «Хамелеон» знакомит нас с историей о споре, вспыхнувшем из-за укуса собаки. Полицейский надзиратель Очумелов пытается решить, заслуживает ли она наказания. Вердикт Очумелова зависит лишь от того, принадлежит ли собака генералу или нет. Надзиратель не ищет справедливости. Его главная цель – выслужиться перед генералом.


ПРОБЛЕМА ВЗАИМОСВЯЗИ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ

1. В повести В.П. Астафьева «Царь-рыба» Игнатьич на протяжении многих лет занимался браконьерством. Однажды рыбаку на крючок попался гигантский осётр. Игнатьич понимал, что одному ему не под силу справиться с рыбой, но жадность не позволила позвать брата и механика на помощь. Вскоре за бортом оказался сам рыбак, опутанный своими сетями и крючками. Игнатьич понимал, что может погибнуть. В.П. Астафьев пишет: «Реки царь и всей природы царь — на одной ловушке». Так автор подчёркивает неразрывную связь человека и природы.

2. В повести А.И. Куприна «Олеся» главная героиня живёт в гармонии с природой. Девушка чувствует себя неотъемлемой частью окружающего мира, умеет видеть его красоту. А.И. Куприн особо подчёркивает, что любовь к природе помогала Олесе сохранить душу неиспорченной, искренней и прекрасной.

ПРОБЛЕМА РОЛИ МУЗЫКИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

1. В романе И.А. Гончарова «Обломов» музыка играет важную роль. Илья Ильич влюбляется в Ольгу Ильинскую, когда слушает её пение. Звуки арии «Casta Diva» пробуждают в его сердце чувства, которые он никогда не испытывал. И.А Гончаров особо подчёркивает, что давно Обломов не ощущал «такой бодрости, такой силы, которая, казалось, вся поднялась со дна души, готовая на подвиг». Таким образом, музыка способна пробудить в человеке искренние и сильные чувства.

2. В романе М.А. Шолохова «Тихий Дон» песни сопровождают казаков на протяжении всей жизни. Они поют в военных походах, в поле, на свадьбах. Казаки вкладывают в пение всю душу. В песнях раскрывается их удаль, любовь к Дону, степям.

ПРОБЛЕМА ВЫТЕСНЕНИЯ КНИГ ТЕЛЕВИДЕНИЕМ

1. В романе Р. Брэдбери «451о по Фаренгейту» изображено общество, которое опирается на массовую культуру. В этом мире люди, умеющие критически мыслить, оказываются вне закона, а книги, заставляющие задумываться о жизни, уничтожаются. Литературу вытеснило телевидение, которое стало главным развлечением для людей. Они бездуховны, их мысли подчинены стандартам. Р. Брэдбери убеждает читателей, что уничтожение книг неминуемо ведёт к деградации общества.

2. В книге «Письма о добром и прекрасном» Д.С Лихачев задумывается над вопросом: почему телевидение вытесняет литературу. Академик считает, что это происходит потому, что телевизор отвлекает от забот, заставляет, не торопясь, посмотреть какую-нибудь передачу. Д.С. Лихачев видит в этом угрозу для человека, потому что телевизор «диктует – как смотреть и что смотреть», делает людей безвольными. По мнению филолога, только книга способна сделать человека духовно богатым и образованным.


ПРОБЛЕМА РУССКОЙ ДЕРЕВНИ

1. В рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор» изображена жизнь русской деревни после войны. Люди не только обеднели, но и стали чёрствыми, бездуховными. Только Матрёна сохранила чувство жалости к другим и всегда приходила на помощь нуждающимся. Трагическая смерть главной героини – это начало гибели нравственных устоев русской деревни.

2. В повести В.Г. Распутина «Прощание с Матёрой» изображена судьба жителей острова, который должны затопить. Старикам тяжело прощаться с родной землёй, где они провели всю свою жизнь, где похоронены их предки. Финал повести трагичен. Вместе с деревней исчезают её обычаи и традиции, которые на протяжении столетий передавались из поколения в поколение и формировали неповторимый характер жителей Матёры.

ПРОБЛЕМА ОТНОШЕНИЯ К ПОЭТАМ И ИХ ТВОРЧЕСТВУ

1. А.С. Пушкин в стихотворении «Поэт и толпа» называет «чернью тупой» ту часть российского общества, которая не понимала цель и смысла творчества. По мнению толпы, стихотворения отвечать интересам общества. Однако А.С. Пушкин считает, что поэт перестанет быть творцом, если подчинится воле толпы. Таким образом, главной целью поэта является не всенародное признание, а стремление сделать мир прекраснее.

2. В.В. Маяковский в поэме «Во весь голос» видит предназначение поэта в служении народу. Поэзия – это идеологическое оружие, способное вдохновить людей, побудить к великим свершениям. Таким образом, В.В. Маяковский считает, что следует отказаться от личной творческой свободы ради общей великой цели.

ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ УЧИТЕЛЯ НА УЧЕНИКОВ

1. В рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского» классный руководитель Лидия Михайловна – символ человеческой отзывчивости. Учительница помогла сельскому мальчику, который учился далеко от дома и жил впроголодь. Лидии Михайловне пришлось пойти против общепринятых правил, чтобы выручить ученика. Дополнительно занимаясь с мальчиком, учительница преподала ему не только уроки французского, но и уроки доброты и сочувствия.

2. В сказке-притче Антуана де Сент_Экзюпери «Маленький принц» старый Лис стал для главного героя учителем, рассказывающим о любви, дружбе, ответственности, верности. Он открыл принцу главную тайну мироздания: «главное глазами не увидишь – зорко только сердце». Так Лис преподал мальчику важный жизненный урок.

ПРОБЛЕМА ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ-СИРОТАМ

1. В рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» Андрей Соколов потерял семью во время войны, но это не сделало главного героя бессердечным. Всю оставшуюся любовь главный герой отдал беспризорному мальчику Ванюшке, заменив ему отца. Так М.А. Шолохов убеждает читателя, что, несмотря на жизненные трудности, нужно не терять способность сочувствовать сиротам.

2. В повести Г. Белых и Л. Пантелеева «Республика ШКИД» изображена жизнь учащихся школы социально-трудового воспитания для беспризорников и малолетних преступников. Следует отметить, что не все учащиеся смогли стать порядочными людьми, но большинство сумели найти себя и пошло по правильному пути. Авторы повести утверждают, что государство должно с вниманием относиться к детям-сиротам, создавать для них специальные учреждения, чтобы искоренить преступность.

ПРОБЛЕМА РОЛИ ЖЕНЩИНЫ В ВОВ

1. В повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие…» пять молодых девушек-зенитчиц погибли, сражаясь за Родину. Главные героини не побоялись выступить против немецких диверсантов. Б.Л. Васильев мастерски изображает контраст между женственностью и жестокостью войны. Писатель убеждает читателя, что женщины наравне с мужчинами способны на боевые подвиги и героические поступки.

2. В повести В.А. Закруткина «Матерь человеческая» показана судьба женщины во время войны. Главная героиня Мария потеряла всю семью: мужа и ребёнка. Несмотря на то, что женщина осталась совсем одна, её сердце не очерствело. Мария выходила семь ленинградских сирот, заменила им мать. Повесть В.А. Закруткина стала гимном русской женщине, пережившей множество лишений и бед во время войны, но сохранившей доброту, сочувствие, желание помогать другим людям.

ПРОБЛЕМА ИЗМЕНЕНИЙ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ

1. А. Кнышев в статье «О великий и могучий новый русский язык!» с иронией пишет о любителях заимствований. По мнению А. Кнышева, речь политиков и журналистов зачастую становится нелепой, когда она перегружена иностранными словами. Телеведущий уверен, что чрезмерное использование заимствований засоряет русский язык.

2. В. Астафьев в рассказе «Людочка» связывает изменения в языке с падением уровня культуры человека. Речь Артёмки-мыло, Стрекача и их приятелей засорена уголовным жаргоном, что отражает неблагополучие общества, его деградацию.

ПРОБЛЕМА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

1. В.В. Маяковский в стихотворении «Кем быть? поднимает проблему выбора профессии. Лирический герой задумывается, как найти верный жизненный путь и род деятельности. В.В. Маяковский приходит к выводу, что все профессии хороши и одинаково нужны людям.

2. В рассказе Е. Гришковца «Дарвин» главный герой после окончания школы выбирает дело, которым хочет заниматься всю жизнь. Он осознаёт «ненужность происходящего» и отказывается учиться в институт культуры, когда смотрит спектакль, сыгранный студентами. В юноше живёт твёрдая уверенность в том, что профессия должна быть полезной, приносить удовольствие.

Пример итогового сочинения на тему: «Какие события в истории нашей страны вызывают у Вас гордость?»

История нашей страны богата историческими событиями, которые вызывают гордость и радость, что моя родина – Россия. Но победа над фашизмом – это событие, которое забыть никак нельзя. Я восхищаюсь нашим народом, который жертвуя своей жизнью освободил множество стран от нацистского захватчика и раздавил силы, ответственные за геноцид миллионов людей.

«Судьба человека» М.А. Шолохова рассказывает об одном из тысячи героев ВОВ Андрее Соколове. Он пошел на войну добровольно, хоть и не был никогда военным. Он считал своим долгом защитить Родину и обеспечить ей опору в трудную минуту. Андрею выпал тяжелый жребий — бесславный плен. Получив контузию, он оказался в заточении. В трудовом лагере его унижали и били, он жил впроголодь и страдал от неудачных попыток бежать. Но даже освобождение не принесло ему радости, так как вскоре он узнал, что его жена и дочери погибли из-за снаряда, а сын был сбит прямо в День Победы. Герой выжил, но остался абсолютно один. Любой другой человек не выдержал бы этого бремени. Но Андрей нашел новый смысл жизни в заботе о маленьком мальчике Ванюше, который был сиротой. Испытания не сломили нашего предка, а вдохновили на еще один подвиг любви и милосердия. Он достоин нашего уважение и нашей гордости.

Рассуждая о гордости за нашу великую страну, сразу вспоминаю подвиги женщин, которые рождены воспитывать детей, но им пришлось круглосуточно стоять у станков заводов и фабрик. Многие женщины ушли добровольцами на фронт. В произведении Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие» автор обратил внимание на женскую сторону войны, ведь в те суровые времена даже девушкам приходилось брать оружие и идти в атаку. В центре повествования находятся пять зенитчиц, которые едва несли вещмешки и не умели маскироваться на местности. Несмотря на несоответствие уставным требованиям, героини добровольцами шли на передовую и даже обманывали военкома, как сделала это худенькая и маленькая Галя Четвертак. Эти бойцы проявили доблесть в неравном бою, когда столкнулись с вражескими диверсантами в лесу и погибли, отрезая им путь к железной дороге. Героический подвиг исполнен драматизма, ведь каждая из этих девушек могла бы остаться дома, выжить, завести семью, но их выбор был иным и обеспечил нашему народу Великую Победу. Как этим мужеством можно не гордиться?

Таким образом, наиболее ярким историческим событием, вызывающим гордость является победа во Второй Мировой войне. Все наши предки проявили редкое мужество и сплоченность в дни суровых испытаний. Мы должны брать с них пример и следить за тем, чтобы такие ужасные события больше не омрачали нашего мирного неба.

Связанные страницы:

За всю историю человечества происходит немало исторических событий. Все они, так или иначе, оказывают влияние на судьбы людей. Безусловно, исторические события оставляют в памяти человека неизгладимый след. Кто-то теряет всё, что является дорогим, кто-то «ломается», и становится жёстче, а кто-то, не теряя своих человеческих качеств, становится морально сильнее. Для доказательства моих высказываний обратимся к художественной литературе.

Так, в произведении М.А.Шолохова «Судьба человека» автор показывает как влияет Вторая Мировая война на жизнь главного героя. В рассказе Андрей Соколов до нападения фашистских захватчиков на СССР жил счастливой жизнью. Был женат и имел троих детей. В первые же дни войны отправился на фронт. За всю историю повествования герой проходит тяжёлые испытания: попадает в плен, узнаёт, что потерял всю свою семью, кроме старшего сына Анатолия, но и тот 9 Мая погибает от пули немецкого снайпера. Не смотря на всё это, Андрей во время и после войны не «сгибается», а становится морально сильнее. После Второй Мировой герой не остается один, он находит мальчика Ваню, которого он приютит и назовёт своим сыном. Как мы видим, жизнь Соколова кардинально меняется: он теряет своих близких, обретает внутреннюю силу и находит новую семью в виде мальчика-сироты.

Ещё одним произведением, где затрагивается проблема влияния исторических событий на судьбу человека является повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Все действия, описанные в ней, происходят на фоне Пугачёвского восстания. Главный герой, Пётр Гринёв, является ещё юным, глупым и безответственным недорослем. Его отец, Андрей Петрович, решает отправить сына в армию в Оренбург, в Белогородскую крепость. Позже, когда Емельян Пугачёв захватил её, зачинщик восстания потребовал признать жителями крепости нового «государя». Когда очередь дошла до Гринёва, то юноша отказался выполнять приказание казака, он остался верен своей присяге императрице. За свою честность юноша был помилован Пугачёвым. Пётр Гринёв, когда находился на службе, стал более рассудительным и серьёзным, принял судьбоносное решение, несмотря на свой юный возраст.

Данные примеры показывают, что исторические события сильно влияют на судьбы людей. Одни могут понести за собой потери близких, собственную жизнь, могут укрепить человека внутренне или же наоборот «добить» морально.

Здравствуйте, Наталья!

Вам удалось в своем сочинении дать ответ на вопрос, заявленный в теме, подобрать аргументы из художественных произведений. Вместе с тем следует обратить внимание на композиционные недочеты, логику и речевое оформление текста.

В соответствии с критериями проверки итогового сочинения ваша работа оценивается следующим образом.

К1 (соответствие теме) + 1 балл.

К 2 (наличие литературного аргумента) + 1 балл.

Вы привели в качестве аргументов два произведения, но анализ нужен был более глубокий и убедительный, а у вас он слабый, поверхностный. Второй аргумент очень размыт. Остается неясным, как же восстание повлияло именно на судьбу героя. Рассудительность и серьезность героя свидетельствуют о его взрослении, а не о переменах в его судьбе.

Кроме того, в аргументации допускаете фактические ошибки: 1. Рассказ М. Шолохова «Судьба человека» о Великой Отечественной войне, а вы пишете о Второй мировой; 2. Белогорскую крепость называете Белогородской; 3.

Когда очередь дошла до Гринёва, то юноша отказался выполнять приказание казака, он остался верен своей присяге императрице. За свою честность юноша был помилован Пугачёвым.

Не за это Петр Гринев был помилован Пугачевым.

К3 (логика и композиция) + 0 балл

В работе присутствуют грубые нарушения тезисно-доказательной части. Логическим недочетом является отсутствие взаимосвязи между аргументами и выводом. В сочинении выявлены следующие логические ошибки:

Безусловно, исторические события оставляют в памяти человека неизгладимый след.

Эта фраза выпадает из логики рассуждения, поскольку никак не работает на тезис. Разговор идет о судьбе человека, при чем здесь  ПАМЯТЬ?

Кто-то теряет всё, что является дорогим, кто-то «ломается», и становится жёстче, а кто-то, не теряя своих человеческих качеств, становится морально сильнее.

В рядах однородных членов у вас совершенно несовместимые понятия.Как можно ЛОМАТЬСЯ и СТАНОВИТЬСЯ ЖЕСТЧЕ? А как понять фразу «не теряя человеческих качеств, становится морально сильнее»?

К 4 (речь)+ 1 балл

За всю  историю повествования герой проходит тяжёлые испытания:

Герой проходит тяжелые испытания на протяжении войны, а не за историю повествования.

Кто-то теряет всё, что является дорогим, кто-то «ломается»,  и становится жёстче, а кто-то, не теряя своих человеческих качеств, становится морально сильнее.

Слово «ломается» многозначное, разговорное, его употребление неуместно. Употребление слов иной стилевой окраски. Лучше сказать: сильнее духом.

Для доказательства моих высказываний обратимся к художественной литературе.

Звучит слишком высоко. Корректно: для доказательства сказанного…

Не смотря на всё это, Андрей во время и после войны не «сгибается«, а становится морально сильнее.

Слово разговорное.  Употребление слова  иной стилевой окраски

Как мы видим, жизнь Соколова кардинально меняется: он теряет своих близких, обретает внутреннюю силу и находит новую семью в виде мальчика-сироты.

Герой теряет своих близких, но находит в себе силы усыновить мальчика-сироту, подарить ему отцовское тепло и заботу.

Главный герой, Пётр Гринёв, является ещё юным, глупым и безответственным недорослем.

Почему еще? Лишнее слово. Следует уточнить, что таким мы видим героя в самом начале произведения.

Его отец, Андрей Петрович, решает отправить сына в армию в Оренбург, в Белогородскую крепость.

Плеоназм. Лишнее слово «его».

Одни могут понести за собой потери близких, собственную жизнь, могут укрепить человека внутренне или же наоборот «добить» морально.

Одни (кто?)  судьбы?  Судьбы не могут понести потери. Если есть одни, то где же другие? Корректно (красный цвет): «повлечь за собой». Корректно (синий цвет): «закалить моральный дух человека, сделать человека более стойким и выносливым».
Корректно (сиреневый цвет): «сломить моральный дух, обречь человека на страдания, боль и одиночество».

К5 (грамотность) + 1 балл, всего допущено ошибок: 13.

Ошибки

Орфография

Так, в произведении М.А.Шолохова «Судьба человека» автор показывает как влияет Вторая Мировая война на жизнь главного героя.

Вторая мировая война

Не смотря на всё это, Андрей во время и после войны не «сгибается», а становится морально сильнее.

Неверное написание производного предлога несмотря на .

Пунктуация

Все они, так или иначе, оказывают влияние на судьбы людей.

В данном случае выражение «так или иначе» является наречным выражением, а не вводным, т.к. можно заменить на «тем или иным способом», но нельзя заменить на «как бы то ни было», т.е. выделение запятыми не требуется.

Кто-то теряет всё, что является дорогим, кто-то «ломается», и становится жёстче, а кто-то, не теряя своих человеческих качеств, становится морально сильнее.

Запятая не нужна при однородных членах, связанных союзом и.

Так, в произведении М.А.Шолохова «Судьба человека» автор показывает ЗПТ как влияет Вторая Мировая война на жизнь главного героя.

Запятая в сложноподчиненном предложении перед придаточным.

Ещё одним произведением, где затрагивается проблема влияния исторических событий на судьбу человека ЗПТ является повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Пропущена запятая, выделяющая придаточную часть в сложноподчиненном предложении.

Когда очередь дошла до Гринёва, то юноша отказался выполнять приказание казака ДВОЕТОЧИЕ он остался верен своей присяге императрице.

  Вторая часть бессоюзного предложения указывает причину того, о чем говорится в первой части (между обеими частями можно поставить союз потому что).  

Одни могут понести за собой потери близких, собственную жизнь, могут укрепить человека внутренне или же ЗПТ наоборот ЗПТ «добить» морально.

Пропущены запятые при вводном слове.

Грамматика

После Второй Мировой герой не остается один, он находит мальчика Ваню, которого он приютит и назовёт своим сыном.

Нарушение видо-временной соотнесенности глагольных форм.

Позже, когда Емельян Пугачёв захватил её, зачинщик восстания потребовал признать жителями крепости нового «государя».

Нарушение управления.
Признать (кого?) нового государя (кому?) жителям крепости,

Когда очередь дошла до Гринёва, то юноша отказался выполнять приказание казака, он остался верен своей присяге императрице.

Лишнее указательное слово.

Одни могут понести за собой потери близких, собственную жизнь, могут укрепить человека внутренне или же наоборот «добить» морально.

Потерю (кого? чего?) собственной жизни. Нарушение управления.

Общий вывод по работе

Итак, Наталья, ваше сочинение оценивается на «зачет», однако следует тщательно поработать над глубиной анализа, убедительностью приводимых в сочинении аргументов, а также над речевым оформлением, логикой рассуждения.

Удачи!

Библиографическое описание:


Мишина, М. Р. Проблема специфичности исторического пути России / М. Р. Мишина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 53 (395). — С. 30-32. — URL: https://moluch.ru/archive/395/87388/ (дата обращения: 10.01.2023).




Целью работы выступает необходимость в рассмотрении обстоятельств, которые повлияли на ход развития истории Отечества. Россия представляет собой уникальную государственно-территориальную квинтэссенцию, чья эволюция имеет собственный и неповторимый путь. Изучение самобытности исторического процесса страны, помогает лучше понять происходящее в настоящем и предопределить будущее, а также ответить на ряд политическо-философских вопросов касательно государственности и самоопределения.



Ключевые слова:



история России, развитие истории, специфичные особенности формирования России.

Дилемма о национальном самоосознании России долгие века занимает важное место в изучении исторического формирования Отечества. Открытыми остаются и по сей день вопросы о принадлежности к Европе, противостоянии с Западным миром и перспективах взаимодействия с Востоком.

В истографической науке сложились три концепции, объясняющие нестандартные особенности развития России. Первая из них принадлежит С. М. Соловьеву и заключается в идеи об однолинейности мировой истории, согласно чему все страны и народы проходят одни и те же стадии онтогенеза. Особенности эволюции России в таком случае трактуются как, — «отсталость» или «задержка движения».

Вторая теория, Н. Я. Данилевского, рассматривает историческое развитие государств в свете многолинейности, каждая цивилизация эволюционирует по своему особенному, самобытному пути.

Примирить обе эти концепции взялся П. Н. Милюков, который в своем подходе перенесся на изучение причин, замедлявший ход исторического пути России.

Особенности исторического формирования трактуются по-разному, однако, все три концепции сходятся по мнениях о существовании некоторых факторов, обуславливающих отличие отечественной пролиферации от истории других стран, среди них: природно-климатические, геополитические, конфессиональные и социальные организации.

В. О. Ключевский в «курсе истории России» подметил, что прежде, чем начинать изучение развития той или иной страны, в первую очередь необходимо рассмотреть ее расположение, природные условия и обстановку местности.

Климат в России суровый и холодный, для хозяйств требовались огромные затраты и поэтому многие предприниматели при открытых границах старались вывезти капитал за рубеж, где издержки производства были ниже. Государство, дабы защитить экономику от разорения из-за не конкурентоспособного климата, ввело политику протекционизма и «закрытие» внутреннего рынка от мирового. Результативность этих шагов просматривается в годы правление Петра I, а также в период индустриализации.

Еще одной отличительной характеристикой российских погодно-климатических условий, служит способ ведения сельской экономики. На начальном этапе развития стран ключевым элементом благосостояния является доход от сельского хозяйства. В России же из-за стылого климата урожайность была маленькая, производство продукции обходилось в несколько раз дороже, чем в Европе. Это значительно повлияло на хозяйство, поскольку из-за захудалого прибавочного продукта, экономика создавалась не с помощью частного капитала, как в Западных странах, а благодаря государству так, как только у него были средства достаточные для производства промышленности.

Недостаток средств вел к узкому внутреннему рынку, а тот в свою очередь был равнозначен бедности населения.

Следует отметить, что в России не было вплоть до XX века частной собственности. В отличие от Европейских стран, где источником дохода выступала земля, в России же она не была капиталом. Малая плодородность земель и дороговизна ее обслуживания делала территории невыгодными для вложений. А вместо интенсивного пути развития применялся экстенсивный, иначе говоря, земли использовали до их истощения, а после перемещались на другие пашенные участки. Из-за большого количества неосвоенных земель у населения не было причин переходить к более эффективному ведению хозяйства.

Таким образом, природно-климатические условия во многом определили ряд исторических особенностей развития России, включая специфику экономики и национальный характер.

Важная черта исторического формирования России заключается в том, что она одновременно впитывает черты европейских и азиатских стран. Промежуточное положение между Европой и Азией, многовековая христианская связь с западным миром и мусульманско-языческие мировоззрения востока определили амбивалентность национального сознания русских. Открытые границы ставили под удар суверенитет России, от чего требовались огромные усилия, материальные затраты и людские ресурсы на обеспечение безопасности. С этим связано последующее усиление роли государства и армии в обществе.

Конфессиональный фактор составляет особую роль в индивидуализации исторического пути России. Крещение Руси по православным канонам хоть и усилило связь с Европой, но в то же время направило ее историческое развитие в особое русло, нередко отличавшееся от византийских парадигм: независимость от государства, разделении земного и небесного.

Православие оказало влияние на политическую норму Отечества — власть царя была спасением для народа, а самодержавность основывалась на принципах единства теократии с государственной властью.

Все вышеперечисленные репрезентативные черты, сформировали уникальную общественную организацию, которая в свою очередь обладает рядом свойств:

  1. Главной опорой для государственного аппарата служит буржуазия;
  2. Существует неразрывная связь между государством и обществом, то есть эти два процесса взаимопроникаемы;
  3. Главная цель существования государства — его защита, где все институты направлены на укрепление власти;

Россия — уникальная кладезь различных этносов, вероисповедований и культурных традиций. Государство объединило в себе начало западных и восточных ценностей. С одной стороны, это служит толчком к успеху в экономических и геополитических связях, однако вместе с этим идет неразрывная борьба цивилизаций. Европейские идеалы едва ли могут отождествляться с канонами азиатских стран, что может привести к расколу общества, похожему на события XIX века.

Несмотря на острый вопрос о путях развития России, основной причиной конфликтности на общегосударственном уровне является стремление власти к абсолютизму и вмешательству в жизнь общества. Огромная пропасть между бедными и богатыми, отсутствие сословий и свободных граждан — породили «обязанных» людей, где права и свободы каждого лишь номинально декларируются, а в реальности все внимание уделяется только обязанностям населения.

Для реализации общественных идеалов следует признать противоречия в обществе и только стратегическими шагами следовать в сторону социального прогресса.

Литература:

  1. Ключевский В. О. Курс истории России: учебное пособие. 2019. — 1197 с.
  2. Милов Л. В. Влияние природно-географического фактора на историческое развитие России: учебник по истории. 1992. — 37–41 с.
  3. Бердяев Н. А. Русская идея. 1946. — 167 с.

Основные термины (генерируются автоматически): россия, Европа, государство, западный мир, исторический путь России.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Используя рисунок 89 составьте рассказ о передвижении веществ у растений биология шестой класс
  • Используя рисунок 89 составьте рассказ о передвижении веществ у растений 6 класс письменно кратко
  • Используя рисунок 89 составьте рассказ о передвижении веществ у растений 6 класс биология кратко
  • Используя рисунок 89 составь рассказ о передвижении веществ у растений
  • Используя рисунок 1 составьте план рассказа о многообразии и особенностях внешнего строения животных

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии