980-1015 гг. — период правления в Киевской Руси великого князя Владимира Святославича, известного как Владимир Святой.
Внутренняя политика Владимира была направлена на сохранение единства Руси. С этой целью Владимир предпринимал как силовые, так и реформаторские действия. Так, Владимир в 981-982 гг. совершил военный поход против вятичей, а в 984 г. — против радимичей, вновь подчинив их Киеву. Как и его отец, великий князь Святослав, Владимир направлял в важнейшие районы Руси своих сыновей в качестве наместников. Новшеством в управлении государством стало принятие Владимиром важнейших решений при согласовании с особым советом, который состоял из его военачальников, старейшин, представителей городов. Большие города при Владимире были устроены по-военному, образовывая каждый организованный полк, называвшийся тысячей. При Владимире правовой системой Руси продолжал оставаться устный Закон Русский — свод норм, основанных на естественном праве. Владимир первым из русских правителей начал чеканить собственные монеты. Кардинальные перемены произошли при Владимире в религиозной жизни страны, когда в 988 г. для сплочения общества и укрепления княжеской власти он крестился сам и начал крестить Русь. Крещение не всегда проходило мирно: на севере Руси дяде Владимира, Добрыне, пришлось силой усмирять недовольство населения крещением.
Владимир проводил активную внешнюю политику на всех направлениях. На северо-западе Владимир стремился обеспечить выход к Балтийскому морю. С этой целью он в 983 г. покорил племя ятвягов. На западе целью внешней политики было присоединение новых земель. Для этого Владимир успешно воевал с Польшей за Червенские земли в 981 и 992 гг. На востоке Владимир стремился обеспечить безопасность Руси от набегов волжских булгар и печенегов. С этой целью он в 985, 994 и 997 гг. совершал походы против Булгарии, а для обороны от печенегов тогда же по южным и юго-восточным границам тогдашней Руси были возведены ряды земляных окопов и сторожевых «застав», чтобы сдерживать нападения кочевников. На юге Владимир стремился установить выгодные отношения с Византией. С этой целью он в 987-988 гг. совершил поход в Крым и заключил династический брак с византийской принцессой Анной.
Период правления великого князя Владимира Святославича историками оценивается как успешный: было сохранено единство Киевской Руси и упорядочена система управления; к Киевской Руси были присоединены большие территории Владимиру удалось снизить опасность набегов печенегов на Русь. Принятие при Владимире Святославиче христианства в качестве государственной религии значительно повысило авторитет Руси на международной арене и способствовало развитию ее культуры. Не случайно Русская православная церковь в XIV в. причислила великого князя Владимира к лику равноапостольного, чего удостаиваются только люди, особо прославившиеся обращением народов в христианскую веру.
Князя Владимира Святославича, который вошёл в историю как Владимир Святой, а в фольклор – как Владимир Красное Солнышко, можно назвать главным героем «Повести временных лет». Это связано с главным его деянием – крещением Киевской Руси.
Принятие христианства Русью
Владимир был воспитан в христианских традициях – своей бабушкой княгиней Ольгой. Однако он не приобщился к православию. Наоборот, в первые годы своего правления (980-986) князь пытался превратить языческие верования предков в единую государственную религию. Хотел «классифицировать» пантеон и расставить древних богов «по ранжиру», организовать их единообразный культ. Не вышло.
Отказавшись в итоге от этого проекта, Владимир в 988 году окончательно решил принять в качестве государственной религии православие. Сам князь крестился в Корсуни (Херсонесе), а обряд символического крещения своего народа провёл в Киеве, в водах Днепра. Языческие идолы были уничтожены. На местах древних святилищ выстроили православные церкви. При помощи византийцев был сформирован новый класс христианского духовенства. К концу княжения Владимира церковная иерархия была уже сформирована – семь областных епархий, во главе с митрополитом в Киеве.
Военные походы Владимира
В правление Владимира Святославича был проведён ряд войн – как оборонительного, так и экспансионистского типа. В частности:
- Покорение радимичей и вятичей, с повторным включением земель данных племён в состав Киевской Руси (первым это сделал Святослав, но потом эти территории вновь откололись от Киева).
- Присоединение к государству западной («червеной») Руси, т.е. Галиции, а также земель белых хорватов (на Днестре). Наложение дани на литовское племя ятвягов.
- Повторное (после Святослава) покорение Тмутараканского княжества, в котором Владимир посадил на княжение своего сына Мстислава.
- Крымский поход 988 года, результатом которого стал захват Корсуни (Херсонеса) и возвращение этого города Византии в обмен на сочетание князя Владимира браком с царевной Анной – сестрой императора Василия.
Оборона Руси от кочевников
Главной проблемой в годы правления князя Владимира стали вторжения хищных орд печенегов. Не считая многочисленных мелких набегов, крупные нашествия степняков случались не менее шести раз. Во время одной из этих войн (995-997 гг.) князь был разбит, был вынужден спасаться бегством, и едва уцелел, спрятавшись под мостом.
Для защиты рубежей Руси Владимир распорядился строить городки по рекам, к востоку и югу от Киева, а также систему сторожевых застав, валов с частоколами. Эти укрепления находились на расстоянии 15-20 км друг от друга. Они не могли остановить нашествие орды, но по эстафете, дымовыми сигналами, быстро предупреждали столицу о нём. Так возникли Переяславль и Белгород – крепости покрупнее, с сильными гарнизонами. Для сношений с этими опорными пунктами при Владимире впервые на Руси стали прокладывать дороги.
Расцвет строительства, начало письменности и культуры
При Владимире появились профессиональные зодчие, поскольку возводилось очень много новых церквей и домов, в том числе и первых каменных. Получила распространение славянская грамота, изобретённая за век до того Кириллом и Мефодием. Появились первые собственные книги и школы, в которых готовили будущих священнослужителей. Эти первые поколения русского духовенства, основа которых была заложена Владимиром, написали потом первые летописи.
Смерть Владимира. Нерешённый вопрос престолонаследия
Великий князь оставил многочисленное потомство, от разных жён – не менее 13-ти сыновей и 10-ти дочерей. Своим преемником он назначил любимого сына Бориса, однако старшие сыновья Святополк и Ярослав были с этим решением не согласны. Владимир собирался привести их к покорности и укрепить положение Бориса, однако не успел: разболелся и 15 июля 1015 года скоропостижно скончался. Это незаконченное дело привело к очередной кровавой междоусобице в борьбе за власть.
Историческое значение правления Владимира Святого
За 37 лет правления Владимир Святославич добился очень многого, и по праву вошёл в историю не только как Креститель, но и как великий государственный деятель. Унаследовав примитивное, плохо скреплённое государство, с первобытными верованиями, без письменной культуры, Владимир смог сделать Русь частью цивилизованного мира той эпохи. Обновлённая православная Русь прочными связями соединилась с Византией. Через несколько веков, когда казавшаяся вечной и несокрушимой Византийская империя рухнет и исчезнет навсегда, именно Русь станет оплотом всего православного мира.
Князя Владимира Святославовича Киевского, правившего в 980-1015 гг., назвали Крестителем, Святым. А в былинах и преданиях он никто иной, как Владимир Красное Солнышко.
Будучи князем Великого Новгорода с 970 г., в результате междоусобной войны с братом Ярополком он занимает киевский престол (в 979 г), и с этого времени начинается правление Владимира I Киевской Русью.
Принятие христианства Русью
Владимир был воспитан в христианских традициях – своей бабушкой княгиней Ольгой. Однако он не приобщился к православию. Наоборот, в первые годы своего правления (980-986) князь пытался превратить языческие верования предков в единую государственную религию. Хотел «классифицировать» пантеон и расставить древних богов «по ранжиру», организовать их единообразный культ. Не вышло.
Отказавшись в итоге от этого проекта, Владимир в 988 году окончательно решил принять в качестве государственной религии православие. Сам князь крестился в Корсуни (Херсонесе), а обряд символического крещения своего народа провёл в Киеве, в водах Днепра. Языческие идолы были уничтожены. На местах древних святилищ выстроили православные церкви. При помощи византийцев был сформирован новый класс христианского духовенства. К концу княжения Владимира церковная иерархия была уже сформирована – семь областных епархий, во главе с митрополитом в Киеве.
↑ Причинно-следственные связи
Деятельность Владимира Святославича была направлена на укреплении могущества Руси путём объединения её земель вокруг Киева. Отдельным вопросом становится усиление русских границ, которое осуществлялось по следующим причинам:
- Необходимость охраны границы от печенегов, совершавших набеги на Русь после разгрома Хазарского каганата отцом князя Святославом Игоревичем.
- Войны с поляками и болгарами, часть из которых тоже начал отец Владимира.
Следствием стали строительство «змиевых валов» — комплекса оборонительных сооружений и замена этнического состава армии: славяне заменили наёмников. Экономическая политика князя формировалась по этой же причине: развитие ремёсел, в первую очередь нужных военному делу, расширение торговли с другими странами для закупки оружия.
Военные походы Владимира
В правление Владимира Святославича был проведён ряд войн – как оборонительного, так и экспансионистского типа. В частности:
- Покорение радимичей и вятичей, с повторным включением земель данных племён в состав Киевской Руси (первым это сделал Святослав, но потом эти территории вновь откололись от Киева).
- Присоединение к государству западной («червеной») Руси, т.е. Галиции, а также земель белых хорватов (на Днестре). Наложение дани на литовское племя ятвягов.
- Повторное (после Святослава) покорение Тмутараканского княжества, в котором Владимир посадил на княжение своего сына Мстислава.
- Крымский поход 988 года, результатом которого стал захват Корсуни (Херсонеса) и возвращение этого города Византии в обмен на сочетание князя Владимира браком с царевной Анной – сестрой императора Василия.
2.3. Княжение Владимира Святославовича (980-1015). Принятие христианства и его последствия
После смерти Святослава между его сыновьями Ярополком, Владимиром и Олегом начинается борьба за великое княжение. Еще при жизни Святослав «посадил» старшего сына Ярополка в Киеве (после смерти Ольги в 969 г.), Олег стал княжить в древлянской земле, а Владимир — в Новгороде. В результате междоусобной борьбы Ярополк и Олег погибли. Опираясь на новгородцев и варягов, в 980 г. Владимир утвердился в Киеве. Отечественная историография рассматривает правление Владимира (980-1015) как новый этап в развитии Киевской Руси, подчеркивая в нем отличные от правления его предшественников черты. На политику Владимира оказали влияние конкретные процессы, проявившиеся к моменту его вокня- жения. С. Ф. Платонов так раскрывает их природу: «Потрясенное усобицами государство являло признаки внутреннего разложения». От Киева «отложились» некоторые племена (вятичи, радимичи). Военные неудачи Святослава в войне с Византией ослабили внешнее могущество Руси. Владимир стремился повлиять на эти процессы, направить их в выгодное для себя русло. В 981 и 982 гг. он совершил успешные походы на вятичей, а в 984 г. — на радимичей. В 981 г. отвоевал у Польши Червенские города. Для укрепления внутренних связей киевской державы Владимир применил практику замещения местных племенных князей своими ставленниками. Важнейшим мероприятием, проведенным Владимиром, явилась религиозная реформа. Образование межплеменных этнических общностей обычно сопровождалось серьезными изменениями не только в политической жизни людей, но и в жизни духовной. Значительным событием в ранней истории большинства европейских народов стало их приобщение к миру христианских ценностей, христианских воззрений на жизнь. Состоявшая из различных северогерманских (скандинавских), славянских и финских элементов, древнерусская (восточнославянская) общность в конце I тыс. н. э. стала постепенно превращаться в народность, сплоченную не только политически, но и религиозно. Медленное распространение христианства в среде варяжских и славянских дружинников началось, насколько можно судить по достаточно скудным свидетельствам, в К в. Первоначально крещение принимали немногие воины, участвовавшие в набегах на византийские владения и в торговле с христианами-греками (профессии воина и купца в то время обычно совпадали). Приняла христианство и вдова Игоря княгиня Ольга. В Х в. происходила очень медленная христианизация Руси. Христианство постепенно приобретало статус религии, терпимой в государстве, но прямо не поощряемой. Проводя религиозную реформу, князь Владимир стремился укрепить государство, сплотить разрушавшийся межплеменной союз и сохранить в нем господствующие позиции киевской знати. Он предпринял 2 попытки религиозной реформы: 1) языческая реформа 980 г., которая не решила поставленных перед ней задач. Суть ее заключалась в том, чтобы собрать всех богов, которым поклонялись различные племена, и составить в Киеве пантеон, обязательный для всего государства. 2) введение христианства (988). Историки называют различные причины обращения Владимира именно к христианству. По мнению ряда ученых, при крещении Руси Владимир руководствовался не только соображениями государственной пользы. Он обратился к христианству искренне. Возможно, в результате раскаяния в совершенных злодеяниях (убийство брата Ярополка, княжившего в Киеве, и захват киевского престола), усталости от разгульной жизни (Владимир проводил много времени в шумных попойках за пиршественным столом и в покоях своих многочисленных жен и рабынь-наложниц), ощущения духовной пустоты. Став христианином сам, Владимир начал крестить Русь. На это решение повлияло и стремление киевского князя упрочить внешнеполитическое положение Руси. В любых сношениях с христианскими государствами языческая держава неизбежно оказывалась неравноправным партнером, с чем Владимир не хотел мириться. Киевляне, среди которых было немало христиан, восприняли переход в «греческую веру» без явного сопротивления. Спокойно отнеслись к крещению жители южных и западных городов Руси, часто общавшиеся с иноверцами и жившие в многоязычной, многоплеменной среде. Гораздо большее сопротивление религиозные новшества встретили на севере и востоке. Так, новгородцы взбунтовались против присланного в город епископа Иоакима (991), высмеивавшего языческие верования. Для их покорения военная экспедиция киевлян, возглавленная Добрыней и Путятой: «Путята крестил мечом, а Добрыня огнем». Жители Мурома отказались впустить в город сына Владимира, князя Глеба, и заявили о своем желании сохранить религию предков. Сходные конфликты возникали и в других городах Новгородской и Ростовской земли. Причины сопротивления христианизации в северных городах: • там сложилась религиозная языческая организация (регулярные и устойчивые ритуалы, обособленные группы жрецов — волхвов, кудесников); • настороженное отношение новгородцев и ростовчан ко всем распоряжениям, исходившим из Киева. Однако далеко не сразу христианство утвердилось в сознании людей, особенно в деревнях. На протяжении веков сохранялось двоеверие Руси: христианская вера сочеталась с верой в прежних языческих богов. Стремясь облегчить славянам принятие христианства, церковь освятила некоторые языческие праздники. Так, языческим по происхождению является праздник масленицы. Праздник Ивана Купала, знаменовавший приход лета, слился с днем святого Иоанна Крестителя. Поклонение громовержцу Перуну сменилось почитанием Ильи Пророка, покровителем скота вместо Велеса стал святой Власий. Эти верования прочно вошли в русское христианство. Значение принятия христианства 1. Изменилось международное положение Киевской Руси, облегчились контакты с другими европейскими государствами. 2. Русская церковь стала силой, объединяющей жителей разных земель в культурную и политическую общность. 3. Миссионерская деятельность церкви на землях, населенных финноязычными и тюркоязычными племенами, смягчала процесс становления многонационального государства (государство складывалось на основе не национальной, а религиозной идеи, было государством не столько русским, сколько православным). 4. Способствовало укреплению власти князя. 5. Способствовало обогащению культуры древнерусского общества и распространению византийской живописи, архитектуры, письменности, литературы. 6. Привело к смягчению царивших на Руси нравов (запрещались человеческие жертвоприношения, ритуальные убийства жен и рабов на тризнах). 7. Способствовало совершенствованию огородничества (многодневные христианские посты способствовали распространению овощей, многие из которых стали известны на Руси благодаря византийцам). После смерти Владимира между его многочисленными потомками, княжившими в разных землях, началась жестокая междоусобная война (1015-1019). Победил в ней новгородский князь Ярослав Мудрый.
Оборона Руси от кочевников
Главной проблемой в годы правления князя Владимира стали вторжения хищных орд печенегов. Не считая многочисленных мелких набегов, крупные нашествия степняков случались не менее шести раз. Во время одной из этих войн (995-997 гг.) князь был разбит, был вынужден спасаться бегством, и едва уцелел, спрятавшись под мостом.
Для защиты рубежей Руси Владимир распорядился строить городки по рекам, к востоку и югу от Киева, а также систему сторожевых застав, валов с частоколами. Эти укрепления находились на расстоянии 15-20 км друг от друга. Они не могли остановить нашествие орды, но по эстафете, дымовыми сигналами, быстро предупреждали столицу о нём. Так возникли Переяславль и Белгород – крепости покрупнее, с сильными гарнизонами. Для сношений с этими опорными пунктами при Владимире впервые на Руси стали прокладывать дороги.
Внешняя политика
Другой проблемой, связанной с решением задачи укрепления обороноспособности и защиты от набегов, была борьба с печенегами. После ряда нападений кочевников и нескольких неудачных для русских битв на южной и юго – восточной границах Руси были возведены оборонительные укрепления, крепости, сторожевые заставы и размещены пограничные дружины, призванные сдержать набеги кочевников.
Одним из главных советников и помощников Владимира был Добрыня – дядя и воевода князя Владимира Святого. От был наместником и крестил Новгород, помогал племяннику в борьбе с братом Ярополком и участвовал в походе на Волжскую Булгарию.
Историческое значение правления Владимира Святого
За 37 лет правления Владимир Святославич добился очень многого, и по праву вошёл в историю не только как Креститель, но и как великий государственный деятель. Унаследовав примитивное, плохо скреплённое государство, с первобытными верованиями, без письменной культуры, Владимир смог сделать Русь частью цивилизованного мира той эпохи. Обновлённая православная Русь прочными связями соединилась с Византией. Через несколько веков, когда казавшаяся вечной и несокрушимой Византийская империя рухнет и исчезнет навсегда, именно Русь станет оплотом всего православного мира.
Выбери ответ
↑ Введение
978-1015 вошли в историю России как период княжения Владимира Святославича, который в народе позже будет прозван Святым.
Во время его правления Русь стала христианской страной, и благодаря этому повысился международный авторитет страны. Территория страны расширилась, на карте Руси появлялись новые города.
Культурная жизнь русских людей изменилась благодаря принятию новой веры. На фоне множества важных событий эпохи Владимира Святославича можно остановиться на двух из них.
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Материал к историческому сочинению
Князь Владимир. Крещение. Картина художника С.Ефошкина (род. в 1960)
Задание:980-1015.
Перечень событий, которые можно описать в историческом сочинении:
- Языческая религиозная реформа 980г.
- Принятие христианства в 988 г.
- Реформы Владимира Святого: судебная, административная, военная
- Дальнейшее подчинение восточнославянских племён
- Строительство городов
- Укрепление Киева, строительство в нём
- Дальнейшее развитие культуры
- Усиление международного положения Руси ( принятие христианства, династические браки, установление дипломатических отношений со странами)
Примечание
Материал по перечисленным направлениям можно найти на историческом портрете Владимира Святого на данном сайте. А также на сайте poznaemvmeste.ru
Дать общую характеристику данного исторического периода. Привести не менее двух событий (явлений, процессов).
Период 980-1015 годов в истории Руси — это время княжения сына Святослава — Владимира Святого. В это время Русь приняла христианство, установила много дипломатических отношений со странами, значительно усилила свою мощь и международное положение. Страна расширялась, строились города. А главное- начало меняться мировоззрение людей, их духовная жизнь, ведь всех объединяла единая религия- христианство. В данный период произошло много ярких, даже знаменательных событий. Остановлюсь на двух из них.
Назвать две исторические личности, деятельность которых связана с данными событиями, охарактеризовать их роль в них.
[sc:reklama2]
1.Принятие христианства в 988 г.
Многое было предпринято Владимиром для укрепления княжеской власти, усиления мощи государства. Но несомненно, что основным в его деятельности стало принятие христианства в 988 году. Именно поэтому его стали называть в народе Святым, а значительно позже( около 14 века) причислили к лику святых. то есть канонизировали.
Причинами принятия христианства — единой религии, объединяющей народ именем Бога , — стало следующее: необходимость усиления княжеской власти, чему мешало язычество; повышение международного авторитета страны, так как Русь , с её язычеством, считалась варварской страной; социальное неравенство требовало, чтобы появилась новая идеология, оправдывающая такое положение, утешающая народ.
Огромна роль в данном процессе самого князя. Конечно, у него были сторонники. Из «Повести временных лет» известно о Добрыне и Путяте, которые « огнём и мечом» крестили Русь. Но главная роль была у князя Владимира. Именно его решительность, целеустремлённость, уверенность в правоте дела привели к тому, что Русь была крещена. По легенде, долго князь выбирал религию. Но именно православие привлекло его своими обрядами, церковными службами, пышностью, богатством храмов. Кроме того, князь прекрасно понимал, что православная страна будет иначе восприниматься южным соседом — Византией, что это поможет укрепить с ней связи. Так что всё просчитал князь, прислушался к своей бабке Ольге, которая ещё в 957 году приняла христианство. Князь действовал решительно. В Киеве крещение прошло довольно мирно, а в Новгород даже послали специальный отряд для этого, возглавляемый воеводой Добрыней. Сам процесс приятия новой религии был, конечно, был сложным, ведь люди поколениями поклонялись языческим богам.
Следствием данной деятельности стало решение всех задач, которые поставил пред собой князь: укрепилась княжеская власть, которая стала восприниматься божественной, усилился международный авторитет страны, стала развиваться культура, начал формироваться новый менталитет народа.
2.Развитие культуры.
Причины дальнейшего развития культуры: необходимость отражения в культуре изменений в религии — принятия христианства; строительство культовых зданий, в которых бы осуществлялось бы богослужения, создание азбуки и распространение письменности , перевод книг с греческого языка и другие и причины. Большую роль в данном процессе сыграли просветители Кирилл и Мефодий. Именно они создали старославянскую азбуку, которая отличалась законченностью, отражала все особенности славянского языка, они многое сделали для распространения письменности. Новый алфавит назвали «кириллица». Они переводили греческие богослужебные книги на старославянский язык.24 мая — день памяти Кирилла и Мефодия, День славянской письменности и культуры. До братьев считалось, что право на существование имеют только три языка: латинский, греческий и еврейский. Благодаря просветительской деятельности Кирилла и Мефодия появилась славянская азбука. А буквы кириллицы до сих рориспользуем мы.
В период правления Владимира была построена Десятинная церковь-церковь Успения Богородицы( 989-996) получившая такое название потому, что стала собираться десятина — налог на развитие церкви. По всей Руси стали строиться церкви и храмы.
Следствием деятельности Кирилла и Мефодия стало распространение славянской азбуки на Руси, приобщение к греческой культуре. Культура при Владимире Святом получила новый толчок для развития. Последующие князья продолжат дело, начатое Крестителем.
Указать не мене двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями в рамках данного периода.
[sc:reklama2]
Вся деятельность Владимира Святого была посвящена укреплению могущества киевского князя, объединению земель вокруг Киева, развитие экономики, торговли, культуры страны, усиление военной мощи, охрана границ. Так усиление границ было необходимо по следующим причинам: угроза Руси со стороны печенегов на востоке, первые столкновения с Польшей на западе, походы на дунайскую Болгарию на юго-западе и др. Следствием стало строительство оборонительных сооружений, которые называли «Змиевы Валы», вместо наёмников в армии стали служить «мужи лучшие» из славян.
Эти же причинно-следственные связи свойственны и экономической политике князя: развитие ремёсел, особенно тех, которые были необходимы для нужд армии; закупка оружия в других странах, расширение с этой целью торговли.
Дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России, используя исторические факты и (или) мнение историков.
Оценка деятельности Владимира Святого велика. Даже если не учитывать его плодотворные преобразования во всех сферах общества, о чём было сказано выше, его правление высоко оценивается историками уже потому, что им было принято православие. Одно это поставило князя в ряд выдающихся деятелей Руси. Впоследствии религия стала сильнейшим средством укрепления государственной власти, повышения нравственности, основанной на религиозных заветах. Не случайно Владимира канонизировали, а на грандиозном памятнике М.О.Микешина в Новгороде «1000-летие Руси» ему отведено одно из самых почётных мест.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна