Не пропустите увлекательную Олимпиаду Учи.ру по литературе для учеников 1–9 классов, которая проходит с 12 октября по 2 ноября 2021 года. Увлекательное онлайн-состязание проверяет знания по русской литературе и фольклору, начитанность, эрудированность и понимание литературных жанров. Олимпиада проходит при поддержке национального проекта «Культура» и знакомит учеников и их родителей с возможностями Национальной электронной библиотеки.
Содержание
- Ответы на Олимпиаду Учи.ру по литературе 1, 2, 3 и 4 класс
- Сказки
- Книжные памятники
- Краткое содержание
- Средства выразительности
- Жанры
- Писатели спрятались
- Тайный автор
- Исторические книги
- Рифмы
- Сказочная вечеринка
Ответы на Олимпиаду Учи.ру по литературе 1, 2, 3 и 4 класс
Чтобы участвовать, нужно зарегистрироваться на Учи.ру или получить логин и пароль от учителя. Если они у вас уже есть, просто войдите на платформу На решение заданий дается час Количество набранных баллов будет известно сразу после завершения олимпиады. Соревнование популяризирует русский язык и литературу среди школьников. Игровые задания поддерживают интерес к предмету и помогают лучше усваивать информацию.
В зависимости от результатов ученики могут получить сертификат, грамоту или диплом, учителя — благодарственные письма.
И не думайте даже о списывании ответов, ведь: «Олимпиада создана для школьников, и мы ждем, что ученики будут решать задачи самостоятельно. Алгоритмы помогают нам определить, выполнял ребенок задания сам или ему помогали взрослые.»
Сказки
Перед тобой три сказки. Реши загадку в каждой из них. Нажимай на выделенную область и дополни сюжет недостающим предметом.
1 класс
1 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Лиса и журавль». Надо поставить кувшин с длинным горлом.
2 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Гуси-лебеди». Надо поставить яблоню.
3 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Снегурочка». Надо поставить костёр.
2 класс (все сказки из 1 класса и одна дополнительная)
4 — Здесь изображён сюжет сказки В. Катаева «Цветик-семицветик». Надо поставить вязанку баранок
3 и 4 классы (сказки, которые были ранее в 1 и 2 классе В. Катаева «Цветик-семицветик» и народной сказки «Снегурочка» и добавили ещё две)
5 — Здесь изображён сюжет сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница». Надо поставить лягушку на веточке
6 — Здесь изображён сюжет стихотворения Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Надо поставить лодку с зайцами
Книжные памятники
Прочитай слова персонажей и выбери значения выделенных устаревших слов.
1 класс
1-ое слово
О горе тебе, бедный человек! …
Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами!
Как не вырвется сердце твое с корнем!
Житие Александра Невского
Ответ: Зеницы — это глаза
2-ое слово
Уста же свои открывает с мудростью, с достоинством говорит языком своим.
Повесть временных лет
Ответ: Уста — это губы, рот
3-е слово
И сказал ему один кудесник: «Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, — от него тебе и умереть!»
Повесть временных лет
Ответ: Кудесник — это шаман, колдун
2 класс (все слова из 1 класса и одно дополнительное)
4 слово
И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей…
Житие Александра Невского
Ответ: Сеча — это сражение
3 и 4 классы (все слова из 1 и 2 класса и одно дополнительное)
5 слово
И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пыхая духом ратным.
Житие Александра Невского
Ответ: Ратный — это боевой
Краткое содержание
Ребята рассказывают тебе краткие содержания стихов, рассказов и сказок. Нажимай на аватарки и определяй, где какое произведение.
1 класс
1 Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В. Ю. Драгунский
2 Сказка о том, как важно поддерживать в доме чистоту и порядок. «Федорино горе», К. И. Чуковский
3 История о настоящей доброте и отзывчивости. «Доктор Айболит», К. И. Чуковский
4 Любое дело по плечу, если взяться за него всем вместе, дружно. «Репка», русская народная сказка
2 класс
Один мальчик стал вежливее и наладил отношения с окружающими. «Волшебное слово», В.А. Осеева
История о том, как жадность может всё испортить. «Сказка о рыбаке и рыбке, А.С. Пушкин
История о трусости и храбрости, о лени и упорстве. «Две лягушки», Л. Пантелеев
Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В.Ю. Драгун
3 и 4 классы (две сказки из 2 класса «Волшебное слово», В.А. Осеева, «Сказка о рыбаке и рыбке и А.С. Пушкин и добавились три новые)
История о тяге мальчика к знаниям. «Филипок», Л.Н. Толстой
Невозможно что-то делать вместе, когда каждый делает по-своему и не слушает других. «Лебедь, рак и щука», И. А. Крылов
Рассказ о том, что нельзя брать чужое без спроса и врать. «Огурцы», H. H. Hocoв
Средства выразительности
Фразеологизм — устойчивое сочетание слов с особым значением.
Значение фразеологизма не складывается из значений составляющих его слов.
Например, «водить за нос» значит «обманывать».
Раскрась картинку. Для этого выбирай фразеологизмы в текстах.
1 и 2 классы
1 — А С. Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке» — белены объелась
Испугался старик, взмолился :
«Что ты, баба, белены объелась ?…».
Осердилася пуще старуха,
По щеке ударила мужа.
« Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою?…»
2 — Сказка «Про глупого змея и умного солдата» — спуску не дадут!
— Что, что они кричат? Никак я не разберу.
— А то и кричат, что сейчас за тебя примутся!
«Ну, — думает змей, — коли в этих местах малые ребята таковы, то взрослые и подавно спуску не дадут!»
3 — А С. Пушкин, «Сказка о царе Салтане» — Не по дням, а по часам.
Бочка по морю плывёт.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьётся в ней царица;
И растёт ребёнок там
Не по дням, а по часам.
3 и 4 классы (всё тоже, как в 1 и 2 классе и ещё один фразеологизм)
4 — М. Зощенко, «Великие путешественники» — куда Макар телят не гонял
Наконец мы задремали.
Я проснулся от того, что Лёля теребила меня за плечи.
Было раннее утро. И солнце ещё не взошло. Лёля шёпотом сказала мне:
— Минька, пока Степка спит, давай
повернём его ноги в обратную сторону.
А то он заведёт нас, куда Макар телят не гонял.
Жанры
Ода — торжественное стихотворение в честь значительного события или человека.
Былина — народная песня-сказание о героических событиях и подвигах.
К каким жанрам может относиться произведение, о котором говорит персонаж? Выбери один или несколько ответов.
1 и 2 классы
Богатырь: «Я появляюсь в произведении-сказании о моих подвигах». — Былина, Сказка
Змей Горыныч: «Я появляюсь в произведении, где есть волшебные существа». — Былина, Сказка
Свинья: «Я изображаю человека и какую-то черту его характера в нравоучительном рассказе или стихотворении». — Басня
3 и 4 классы (остались Змей Горыныч и Свинья, добавился ещё один персонаж)
Девушка: «Я появляюсь в небольшом прозаическом произведении». — Рассказ, Новелла
Писатели спрятались
Выбери среди слов фамилию писателя и название одного из его произведений. Название может состоять из двух и более слов.
Образец: Мы поехали в Пушкин. Маме и няне там нравится.
Ответ: Пушкин, Няня
1 класс
Вокруг дома была живая изгородь. на каждом герое была шляпа, А вместо носов я нарисовал точки.
Ответ: Носов «Живая шляпа»
2 класс (остался Носов и ещё одного добавили)
На старый новый год дед и внучек нашли в толстой книге бабушкину записку.
Ответ: Толстой «Старый дед и внучек»
3 и 4 классы (остался Носов, Толстой и ещё одного добавили)
Здесь небезопасно: вблизи города больше нет волков и медведей, но напротив изумрудного берега живёт злой волшебник.
Ответ: Волков «Волшебник Изумрудного города»
Тайный автор
Тебе предстоит найти Тайного автора. Читай факты о писателях и убирай одного из них на каждом шаге, чтобы в конце остался Тайный автор.
1 класс
Убери автора, который написал «Сказку о рыбаке и рыбке». — A. С. Пушкин
Убери автора, который написал книги о Незнайке. — Н. Н. Носов
Убери автора, который прославился своими баснями. — И. А. Крылов
Убери автора, на основе произведений которого были созданы мультфильмы студии Уолта Диснея. — X. К. Андерсен
Ответ: Тайный автор — это А. Л. Барто
2 класс (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который написал повесть о жизни детей во время Великой Отечественной войны. — B. А. Осеева
3 и 4 классы (всё тоже самое, как во 2 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который в основном писал детские книги о природе и животных. — В. В. Бианки
Исторические книги
Сегодня ты будешь определять, какие книги являются историческими, а какие нет. При решении задачи помни:
В исторической литературе рассказывается о знаменательных событиях прошлого с участием реально существовавших людей.
Нажимай на книги и выбирай, какие являются историческими, а какие нет.
1 класс
1 — A С. Пушкин «Руслан и Людмила» Людмилу похищает злой колдун сразу после свадьбы. Её муж Руслан отправляется на поиски. У колдуна есть шапка-невидимка.
Ответ: Нет, потому что шапки-невидимки не существует.
2 — «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Богатырь Илья Муромец отправился воевать с Соловьём-разбойником. От свиста разбойника склоняются леса, осыпаются цветы, падают замертво люди.
Ответ: Нет, потому что разбойника с такими способностями не могло существовать.
3 — B. Ян «Чингисхан» Чингисхан — полководец и основатель Монгольской империи, которая воевала с другой сильной страной.
Ответ: Да, потому что Чингисхан действительно существовал. В книге описаны исторические события.
2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одна книга)
4 — П. П. Бажов «Медной горы хозяйка» Молодой парень встретил девушку, Хозяйку Медной горы, которая умела превращаться в ящерицу. Она очень помогла парню.
Ответ: Нет, потому что человек не может превращаться в животное.
Рифмы
Выбери два слова на разных карточках так, чтобы они сложились в рифму.
1, 2, 3 и 4 классы
слон — вагон
гроза — лоза
сарафан — банан
былина — калина
монета — кассета
канал — журнал
Сказочная вечеринка
Герои играют в игру. Каждый называет произведение, в котором он появлялся. Название должно начинаться на последнюю букву предыдущего ответа. Чтобы выбрать произведение, нажми на него.
1 класс
Заяц — Листопадничек
Иван-дурак — Конёк-горбунок
Осёл — Квартет
Волк — Три поросёнка
Конь — Алёша Попович и Тугарин Змей
2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одно произведение)
Баба-Яга — Финист — ясный сокол
Недавно на сайте прошла Олимпиада по экологии 2021 год для 1-9 классов
Happy
74
Sad
31
Excited
136
Sleepy
19
Angry
40
Surprise
26
О том, как звери умеют держать слово, написано немало сказок. Одна из них — произведение, которое создал М. Е. Салтыков-Щедрин, — «Самоотверженный заяц». Анализ текста необходим школьникам младших классов и всем, кто интересуется творчеством русского писателя. Он позволит лучше понять суть истории, подготовиться к сочинению или пересказу, сделать тематические иллюстрации.
Оглавление:
- История написания произведения
- Сюжет сказки
- Тема и смысл
- Краткий разбор
История написания произведения
Талантливый сатирик, публицист и художник М. Е. Салтыков-Щедрин в своих произведениях старался привлечь внимание современников к актуальным проблемам общества. Занимая высокие посты и мечтая о процветании отечества, он презирал беззаконие, угнетение властями простого народа и рабскую покорность людей. В своих произведениях он в иносказательной форме описывал политические нравы России и социальные типы ее граждан.
Сказочный цикл, в котором писатель отразил проблемы современности, состоит из 32 произведений. Литературный труд занял 18 лет — с 1869 по 1885 гг. Сказка «Самоотверженный заяц» написана в 1883 г. одновременно с «Премудрым пескарем». В ней автор изобразил психологию простых людей, которая заключается в иллюзорных надеждах на благосклонность более сильных личностей. Это состояние было воспитано в народе веками в условиях классового гнета и возведено в ранг добродетели.
Впервые сатирическое произведение было опубликовано в 1884 г. (в журнале «Отечественные записки», № 4). Оно вошло в сборник Михаила Евграфовича «Сказки», который сопровождался авторскими пояснениями о том, что истории предназначены «для детей изрядного возраста». Рассматриваемое произведение составило трилогию с такими работами автора:
- «Бедный волк» (1883 г.). Аллегория, в которой писатель размышляет о жестокости, ее причинах, и о судьбах неугодных обществу людей.
- «Здравомысленный (школьники ошибочно называют — здравомыслящий) заяц». Анализ произведения, написанного в 1885 г. также входит в школьную программу. В нем рассказана история о том, как болтливость довела главного героя до погибели.
История о самоотверженном зайце привлекает своим названием. Объединив в одном произведении трусость и отвагу, автор иронизирует над главным персонажем.
Форма сказки помогает читателям понять смысл содержания. В произведении нет сказочного зачина. Однако присутствуют присказки («скоро сказка сказывается», «ни сказки сказать, ни пером описать»). Использование пословиц и поговорок в тексте также сближает произведение с народными сюжетами.
Сюжет сказки
Торопясь к своей невесте, заяц пробегал мимо логова волка и не остановился, когда хищник сделал ему замечание. Наоборот, стал бежать быстрее. Поймал волк его в три прыжка и повелел сидеть под кустом пять дней. Затем он обещал подумать о том, съесть косого или помиловать.
Заяц боялся ослушаться волка и наблюдал из отведенного места, как хищник с женой прогуливаются по поляне и скалятся в его сторону. Он вспоминал все лучшее, что произошло с ним в жизни, кручинился о невесте, которая ждала его в тридевятом царстве. Ради нее купил он самовар, рассчитывая вместе пить чай с сахаром.
Вспоминал он, но не смел пошевелиться — из волчьего логова за ним была постоянная слежка, горели огнем злые глаза хищников. Однажды ночью косому приснился сон, как он был чиновником особых поручений под предводительством волка. Вдруг его разбудил брат невесты, который рассказал ему, что зайчиха узнала о беде с женихом и находится при смерти от этого известия.
Посланец предложил ему бежать вместе. Однако заяц отказался, ведь он обещал волку ждать приговора. Хищники увидели, как зайцы перешептываются, и решили навести на них еще больше страху. Узнав о печальной судьбе невесты главного героя, они разрешили ему напоследок проведать суженую. В качестве аманата (доверенного лица) вместо него остался шурин.
Заяц так спешил, что на него оглядывались все звери и птицы. Встретившись с невестой и ее вдовой-матерью, он рассказал свою историю и попрощался. Дорога назад оказалась очень тяжелой. Река, разделяющая логово волка и тридевятое царство, разлилась, и заяц с трудом ее переплыл. На пути зайца кипело сражение между войсками королей Андрона и Никиты.
Еле успел герой к положенному сроку — волк уже готов был запустить когти в тельце его шурина. Мучитель сжалился и оставил зайцев ждать своего нового решения. Он пообещал, что за честность и прыть он, может быть, помилует зверушек.
Тема и смысл
При проведении анализа сказки Салтыкова-Щедрина «Самоотверженный заяц» следует учесть особенности творчества автора, который любил писать сказки на злободневную тему. В конце XIX в. многие жители России были недовольны правлением царя, угнетением со стороны правительства и чиновников.
Представители разных слоев общества по-своему реагировали на произвол властей. Большинство людей окутал слепой страх, и они ничего не смогли делать, кроме как повиноваться. Заяц в рассматриваемом произведении представляет именно этот тип граждан.
Люди бывают разными — трусливыми и смелыми, развитыми или с небольшим кругозором. Каждый из них в силах дать отпор угнетателю, но не все считают нужным это делать. В образе зайца автор высмеивает благородную интеллигенцию, которая терпит произвол властей и надеется, что честность и преданность по отношению к угнетателям будет вознаграждена.
Рассматривая образ зайца (главного персонажа), следует понять его мотивацию слушаться волка. Можно было бы попытаться сбежать, рискуя оказаться в волчьей пасти. Однако зайца в любом случае ждала бы такая судьба. Своим бездействием он только продлевал агонию и надеялся на благосклонность хищника.
Однако заяц дал слово чести (сидеть смирно) и не мог его нарушить. Он проявил лучшие качества по отношению к зверю, который отнесся к нему с жестокостью, издевался и насмехался. Главный герой невиновен, он просто оказался в неподходящем месте. Переступая через себя и сдерживая слово, он ухудшил условия жизни своей семьи. От плохой новости заболела невеста, а шурин также стал пленником зубастого хищника.
Главная мысль произведения в том, что человек рожден свободным. На эту ценность никто не имеет права посягать. Автор призывает читателей не ждать покорно своей участи, а пытаться изменить ситуацию к лучшему, бороться за свое счастье.
Главный герой сказки покорен и не считает нужным что-то менять. Страха за свою жизнь ему не хватило, чтобы попытаться бежать. Однако болезнь невесты и опасения за ее судьбу помогли ему пойти на договоренность с волком. Как бы ни было хорошо ему в тридевятом царстве с молодой женой, слово чести вынудило его вернуться.
Заяц хоть и труслив, но он не был эгоистом и не ставил свои интересы выше других. Он сдержал слово, что говорит о самоотверженности. Не бросив друга в беде, герой пожертвовал своим комфортом и интересами.
Краткий разбор
Используя приемы иронии и юмористическую форму, автор показывает, насколько важно менять самосознание, загнанное в тупик угодливостью и рабским поклонением. В стране много подобных персонажей: угнетателей-волков, зайцев. Анализ произведения кратко можно выполнить по такому плану:
- Название. «Самоотверженный заяц».
- Год написания. 1883 г.
- Жанр. Литературная сатирическая сказка.
- Композиция. Сюжетная линия раскрывает взаимоотношения хищника и жертвы.
- Идея. Аналогична той, на которой основана сказка о премудром пескаре. В образе зайца автор высмеивает часть интеллигенции, которая наивно полагает, что можно мирно договориться с представителями режима самодержавия.
- Мораль. Народные массы терпят произвол власти в надежде на снисхождение. Повиновение пересиливает инстинкт самосохранения. Салтыков-Щедрин в своем творчестве всегда подчеркивает, что носителем власти является народ. Видя забитость и невежество людских масс, писатель негодует. Однако в стране есть люди, которые могут выступить против эксплуатации. По какой-то причине они уходят от борьбы, Писатель не может смириться с их слепой верой в то, что можно договориться с угнетателями.
- Основной смысл произведения. На примере зайца автор показал, как важно быть верным данному слову, поднял проблему рабского повиновения вышестоящим.
- Чему учит. Жизнь и свобода — главные ценности. Каждому человеку следует быть верным своему слову.
- Просторечные слова и выражения. «Сердце закатится», «волк слопал», «невеста помирает».
- Обращение зайца к волку. «Ваше благородие».
- Гипербола (распространенный сказочный прием). «Ни горы, ни долы, ни леса, ни болота — все ему нипочем».
- Личное мнение. При помощи иронии и ярких образов автор призывает народ избавиться от внутренних страхов, воспитывать волевой и независимый характер.
Произведение служит напоминанием о том, что при любых обстоятельствах следует помнить о своих правах и не давать никому себя в обиду. После его разбора можно продолжить знакомство с творчеством автора, прочитать текст и выполнить анализ сказки «Здравомысленный заяц». Салтыков-Щедрин описал в ней другую, не менее поучительную историю о лисе и зайце-философе.
«Два друга»
(на коррекцию трусости, поведения).
Жил был щенок сам белый и черный бантик на шее, он был очень храбрый звали его Граф, был у него, не обычной для собаки друг, – котенок по имени Пушок, он был сереньким и пушистым и тоже отличался храбростью. Однажды летним днем развлекаясь и бегая как обычно по лужайке, за бабочками или в догонялки друг за другом не далеко от речки, они услышали сильный лай собак.
— «Что-то случилось, побежали, посмотрим вдруг нужна помощь» – сказал Граф и побежал в сторону лая.
-«Идем» — быстро ответил Пушок и побежал следом.
Побежав по берегу реки они увидели что три больших собаки, которые были на много больше чем Граф, загнали маленького котенка на высокое дерево и постоянно лаяли, котенок еле держался на веточке на самом верху и сильно мяукал боясь сорваться вниз, где протекала быстрая и шумная река. Увидев такую картину Граф, рванул к собакам, но котенок хотел его остановить, говоря, что они большие и не послушают тебя и что ничем не поможешь, если только подождать пока собаки сами уйдут. Но Граф решительно подбежал к собакам и, встав напротив них, перед высоким деревом, на его фоне он казался еще меньше чем обычно, стал громко и пискляво тявкать на собак. Собаки от удивления остановились и перестали гавкать и удивительно смотрели на щенка.
–« Что это такое маленькое, беленькое тут тявкает?» — спросил самый главный пес. Он был весь черным, большим и очень высоким для Графа. Щенок замолчал, но все еще грозно смотрел в глаза псу.
-«Зачем вы загнали котенка на дерево? Ему страшно, он боится, а если он сорвется вниз?» — попытался как можно громче прокричать щенок.
Большой пес подошел ближе к щенку дотронулся до него носом, Граф чуть вздрогнул ему становилось страшно, но ему хотелось защитить того самого маленького котенка который все еще был на самом верху, и он отошел от пса и смотрел ему в глаза не отрываясь.
« — А ты что, хочешь ему помочь? защитить? А разве ты не знаешь, кто у собак самый главный враг?» — спросил пес, обходя щенка вокруг принюхиваясь к нему.
«- Это кошки!» — громко гавкнул пес чуть ударил щенка носом.
Пушок, наблюдая за всем этим из кустов, переживал и боялся за друга. Он очень боялся псов, они были большими и очень злыми. Но когда он услышал, как громко гавкнул пес, он выбежал к ним и встал перед собаками прикрыв Графа. Сердце Пушка билось с огромной скоростью он еще никогда не был так близко к таким большим и злым собакам, но в этот момент он думал не о себе а, о друге который стоял за ним.
« -Что? Котенок заступается за щенка? никогда такого не видел», — сказал один из псов
« — Не трогайте его! Он мой друг и я не дам его в обиду!» — пропищал котенок, с грозным видом как будто совсем не боялся этих псов, но это было не так.
« — Я вижу, ты очень храбрый, не каждый кот может вот так выйти против трех больших собак и противостоять им, а тут совсем маленький котенок», – сказал главный пес.
Граф встал рядом с котенком. Два маленьких друга стояли напротив трех псов, и им уже совсем не было страшно.
« — Ну что ж, я смотрю, вы очень хорошие друзья, если стоите, друг за друга и помогаете другим» — сказал главный пес и ушел, две оставшиеся собаки последовали за ним.
« Может и правда собаки и кошки не враги, что если щенок заступается за котенка, а котенок защищает щенка» — думал пес и оборачивался на двух маленьких друзей которые помогали спускаться маленькому котенку с дерева.
А Граф и Пушок решили, что никогда не будут бояться защищать и помогать друг другу и тем, кто нуждаются в помощи.