История появления трамвая рассказ для ребенка

Рассказ о трамвае детямПо улицам современных городов, забавно громыхая, катятся по рельсам яркие вагоны, везущие пассажиров. Этот вид городского транспорта называется трамвай. Трамвай – младший брат электропоезда, который мы привыкли называть электричкой. Но в отличие от электрички, состоящей из нескольких вагонов, у трамвая их всего один или два.

Предком трамвая была конка – городская железная дорога, на которой использовалась конная тяга для приведения вагонов в движение. Когда ученые изобрели электричество, появилась идея использовать электродвигатели вместо конной тяги. А электричество при этом передавалось прямо по стальным рельсам.

В конце девятнадцатого века в городе Берлине был запущен небольшой участок трамвайных путей, где электроэнергия подводилась по дополнительному центральному рельсу. Но такой способ электропитания трамвая был небезопасен для пешеходов, и в наше время он сохранился только в метро. А современные трамваи получают электричество через провод, подвешенный над рельсами. Штанга, по которой электричество от провода подается на двигатель трамвая, называется пантографом.

Наибольшую популярность трамвайное движение получило в первой половине двадцатого века. Но позднее, с развитием автомобильного транспорта и появлением личных автомобилей, популярность трамваев стала падать.

Однако в Советском Союзе, где личные автомобили были малодоступны для граждан, трамвай долго оставался популярным средством передвижения. И только к началу XXI века начался процесс постепенного сворачивания трамвайных сообщений в крупных российских городах.

Однако этот процесс не является повсеместным. В каких-то городах от трамвайного движения отказались полностью, где-то были отменены часть маршрутов, а в некоторых городах трамвайное движение продолжает жить и здравствовать, и там появляются новые трамвайные линии.

У трамвая в крупных городах в наше время есть сильное преимущество перед автотранспортом – экологичность. Ведь бензиновые двигатели активно выбрасывают в атмосферу вредные вещества, создавая смог и вредя здоровью жителей. А электродвигатель трамвая абсолютно безвреден для окружающих. Эту истину стали понимать в ряде стран, в которых трамвайное движение пережило эпоху возрождения.

Интересно отметить, что когда-то при оплате проезда детей оценивался не возраст ребенка, как сейчас, а его рост. Для этого на входе в трамвай устанавливались специальные планки для измерения роста. Если рост ребенка не превышал одного метра, то он получал возможность бесплатного проезда. Отсюда и пошло популярное в народе выражение «метр с кепкой».

На чтение 11 мин Просмотров 1.4к. Опубликовано 30.05.2022

Трамвай представляет собой разновидность рельсового транспорта, который предназначается для перемещения пассажиров по конкретным маршрутам. Этот старейший вид пассажирского общественного транспорта отличается интересной историей. Возникновение первого трамвая связано с конной тягой. Оно датируется первой половиной девятнадцатого столетия. Впоследствии это транспортное средство претерпело много изменений и усовершенствований.

Что означает это слово

Слово «трамвай» произошло от английских понятий «tram», что означает «вагон», и «way» – «путь». Он представляет собой наземную электрическую железную дорогу и является разновидностью уличного общественного транспорта для перемещения пассажиров по установленным маршрутам. Первый в мире трамвай появился достаточно давно.

История трамвая

Далеко не каждому человеку известно, когда конкретно появился первый трамвай. Возникновение этого транспортного средства датируется первой половиной девятнадцатого века. Однако впоследствии оно претерпело немало изменений.

Конка – эпоха до трамваев

В 1863 году появился новый вид городского транспорта. Он назывался конкой и представлял собой трамвай на конной тяге. Вначале такие устройства функционировали преимущественно в пригородах Петербурга. Там они использовались для перемещения грузов от пристаней к складам.

В 1860 году грузовая конка переместилась и в сам город. Его трасса имела протяженность 3 километра и пролегала через Васильевский остров. При этом необходимость создания пассажирских маршрутов стала предметом обсуждения в Городской Думе. Сначала перевешивало мнение противников нововведения, которые считали, что новый транспорт спровоцирует большое количество травм. Однако в 1863 году все же приняли соответствующее постановление и по Невскому проспекту запустили первые вагоны с пассажирами.

Для людей, использующих конку, были установлены особые правила. Так, заходить в вагон и выходить из него разрешалось только на остановках или во время не очень быстрого движения. Это требовалось делать с правой стороны. Подобные порядки позволяли защитить горожан от попадания под лошадь, которая двигалась навстречу.

Постепенно конка охватила и другие районы Петербурга. Протяженность первых линий составляла 8 километров. На Лиговском проспекте был создан коночный парк. На его первом этаже присутствовали мастерские, конюшни, кузница.

За первый год использования конка перевезла 1,5 миллиона человек. В следующем году это количество увеличилось уже до 2 миллионов. По мере роста популярности этого вида транспорта увеличилась и прибыль предприятия. В скором времени для наращивания провозных возможностей спроектировали вагоны со вторым этажом.

Первый трамвай

В 1875-1877 годах протяженность конки существенно увеличилась. К тому моменту уже открыли 25 маршрутов. При этом скорость движения была невысокой и составляла всего 8 километров в час. В 1880 году для увеличения этого показателя на отдельных маршрутах стали использовать двойные пути.

Несмотря на все старания властей предотвратить несчастные случаи, они все равно происходили – прежде всего, в темное время суток. К примеру, в течение 1900 года на конке травмировались 95 человек. К тому же лошади были не слишком надежными и выгодными. Они часто болели и гибли. Потому в скором времени возникла потребность в создании новых видов транспорта.

Появление первого трамвая

По сути, первый электрический трамвай изобрели независимо друг от друга трое ученых в разных странах. Ими стали американский исследователь Дафт, немец Сименс и русский ученый Пироцкий.

Еще в 1838 году были разработаны теоретические основы относительно электрического транспорта. Это сделали такие известные исследователи, как Чикалев, Лочинов, Якоби, Яблочков. В 1876 году русский ученый Пироцкий осуществлял испытания по распространению энергии через рельсы.

В 1880 году были проведены успешные исследования устройства на электротяге. Для экспериментов переоборудовали коночный вагон, а около линии разместили особый генератор. 22 августа газеты известили о важном событии – вагон по рельсам переместился с помощью электрического тока. Однако дальше эксперимента дело не продвинулось.

Фактическим изобретателем трамвая считается немецкий ученый Вернер фон Сименс. Его компания первой реализовала данное изобретение. Впервые электрическая трамвайная линия протяженностью 2,5 километра стала сообщением между Лихтерфельдом и Берлином.

Первый трамвай фото

Трамвай мог развивать скорость до 20 километров в час. При этом мощность двигателя составляла 5 киловатт, а напряжение – 180 вольт. Ток пускали через 2 рельса. Ученый не остановился на достигнутом. В том же году он открыл аналогичный путь в столице Франции.

Приход транспорта в Россию

В восьмидесятые годы девятнадцатого века в России на смену конке пришли паровики. Первый транспорт из этой категории появился в июне 1886 года. Его запустили на Большом Сампсониевском проспекте. Небольшой локомотив вез за собой коночные вагоны с пассажирами. Дело приносило прибыль. Потому в скором времени в Петербурге создали еще 3 линии паровой железной дороги.

Вначале в паровых поездах было предусмотрено 2-3 вагона. Затем их количество увеличили до 4. В летнее время на линию пускали открытые вагоны – без стен. Наличие копоти и искр вызывало у пассажиров серьезный дискомфорт. Уже в 1922 году паровики пропали с улиц города, однако в период Второй мировой войны они снова появились в Ленинграде. Такая необходимость была связана с нехваткой электроэнергии.

Первый электрический трамвай появился в Киеве. Это произошло 1 июня 1892 года. Создателем трамвайных линий стала компания Сименс.

Эволюция электротрамваев в России

После появления электрического трамвая в Киеве транспортная сеть распространилась и по другим городам. Она была открыта в Нижнем Новгороде, Екатеринославе, Витебске, Курске. В Москве электрический трамвай появился в 1899 году, а в Санкт-Петербурге – 1907 году.

До Первой мировой войны этот вид транспорта активно развивался и вытеснял из городов конку. Помимо электрических трамваев, в некоторых ситуациях использовались дизельные, бензомоторные и пневматические устройства. Трамваи применяли на междугородних и пригородных линиях. Нередко городские пути использовали и для грузоперевозок.

После паузы, которая была связана с военными действиями и политическими изменениями в европейских странах, трамвай прекратил развиваться. Однако это происходило не так стремительно. На этом этапе у транспортного средства появились мощные конкуренты – автомобили и автобусы. Машины распространялись все больше и становились доступными по цене. Автобусы становились все более быстрыми и удобными. К тому же они были более экономичными за счет применения дизельного двигателя.

Первый трамвай история

Тогда же был создан и троллейбус. По мере увеличения интенсивности уличного движения классический трамвай стал испытывать помехи от автомобильного транспорта и при этом сам по себе вызывал существенный дискомфорт.

История транспорта в США

Развитие этого вида транспорта в США связывают с именем ученого Лео Дафта. Благодаря его разработкам в 1885 году в стране появился первый электрический трамвай, причем это случилось независимо от Европы. Система получила признание в американских городах не сразу.

Исследователям пришлось совершить множество ошибок. Тем не менее, уже в 1886 году на городских улицах появилось немало трамваев. Причем использовались устройства 2 типов. Помимо транспортных средств Дафта, существовал проект Шарля Ван Депуле.

Эволюция транспорта в 20 веке

Трамвай стал очень удачной разработкой, потому он получил распространение во многих больших городах. Причем большинство из них покрывала разветвленная сеть маршрутов. Но после Второй мировой войны, завершившейся в 1945 году, в развитии трамвая наступил существенный упадок. Это явление было связано с тем, что на городские маршруты вышли троллейбусы. Они тоже работали на основе электрической тяги, но отличались экономичностью и независимостью движения.

Помимо этого, уменьшение стоимости нефти стало причиной стремительного распространения автомобильной индустрии. Как следствие, востребованность трамваев значительно уменьшилась. Их больше не совершенствовали, материалы стали изнашиваться, а сам транспорт – морально устаревать.

При этом города продолжали разрастаться. Наращивание количества автомобильного транспорта не могло справиться с пассажиропотоком. К тому же он стал источником загрязнений и дорожных заторов. Еще одной проблемой оказалось увеличение цен на нефть.

Как следствие, в восьмидесятых года интерес к трамваю снова стал увеличиваться. При этом начали открывать новые линии и создавать современные типы транспортных средств. Они отличались большей экономичностью и эргономичностью.

Новая волна распространения трамвайных путей была обусловлена повышением интереса к экологии, которое датировалось девяностыми годами. Дело в том, что это был самый чистый вид транспорта.

Когда трамваи стали популярными

Популярность трамваев возросла в восьмидесятые годы двадцатого века. К тому моменту широкое распространение автомобилей стало причиной множества проблем. Пробки, смог, отсутствие парковочных мест стали причинами пересмотра политики в сфере транспорта.

К тому же люди оценили плюсы трамвая с экологической точки зрения. Это вызвало появление потребности в техническом совершенствовании трамваев тех лет. Распространение этого вида транспорта сократило число машин в городах, уменьшило потребность в парковках и позволило расширить парки и скверы.

Первый трамвай изображение

Применение трамваев сегодня

Сегодня городские трамваи продолжают осуществлять свою основную задачу – перемещение пассажиров по заранее определенному маршруту. Также придумали много транспортных средств для экскурсий, привлечения туристов или рекламных кампаний. На улицах встречается множество двухэтажных транспортных средств и трамваев-кабриолетов. Такие конструкции даже используются как кафе и отели. Нередко трамваи применяются в технических целях. Их используют для ремонта рельсовых путей, уборки снега, перемещения грузов.

Во множестве городов стали весьма популярными скоростные трамваи. Вообще в эту категорию входят все разновидности транспорта, скорость которого составляет больше 24 километров в час. При этом в действительности скоростные трамваи перемещаются значительно быстрее. К примеру, во Франции такой транспорт, который передвигается между центральной частью города и аэропортом, развивает скорость больше 100 километров в час.

Самым старым трамваем, который функционирует по сей день, считается «Санта-Тереза». Он работает в Рио-де-Жанейро – бразильском городе. Еще в 1896 году это транспортное средство перевели с конной силы на электрическую. С того момента она стала ездить по городским улицам в неизменном виде. Сейчас транспортное средство стало использоваться для туристических поездок и экскурсий.

В Лиссабоне есть так называемый музыкальный трамвай. Во время путешествия на нем туристы могут перенестись в прошлое. Как и сотню лет назад, это транспортное средство изготовлено из фанеры. При этом в течение всей поездки местные исполнители создают живой музыкальный аккомпанемент. Если пассажиру требуется выйти, он должен дернуть за трос, который находится сверху.

Во французских Альпах находится самый высоко расположенный маршрут. Рельсы тут проложили еще в первой половине двадцатого века. В тот период дорогу использовали преимущественно в практических целях – для перемещения крестьян между деревнями. Сегодня этот маршрут стал очень популярным среди туристов. Поездка на таком трамвае дает возможность собственными глазами увидеть красоту Альп. При этом самая высокая точка пути располагается практически в 2,5 километре над уровнем моря.

За время своего существования это транспортное средство претерпело много изменений. Оно имеет весьма интересную историю. Потому было открыто много музеев этого вида транспорта. Один из них располагается в Нижнем Новгороде. Там представлено много трамваев и троллейбусов. Поскольку музей посещают семьи с детьми, все экспонаты разрешается трогать руками и детально исследовать.

Интересный музей, посвященный трамваям, есть в Амстердаме. Там находится примерно 60 вагонов, которые были привезены из многих стран Европы и относятся к различным эпохам существования этого транспортного средства. Чтобы ощутить в полной мере атмосферу этого места, нужно проехать в старинном вагоне, маршрут которого проходит мимо главных городских достопримечательностей.

При этом детям разрешается даже участвовать в управлении трамваем. Они могут звонить в колокольчик и называть остановки. Также музей дает возможность арендовать вагоны для выпускных вечеров, свадебных мероприятий и фотосессий. Это весьма популярно среди местного населения и туристов.

Первый трамвай чб фото

Интересные факты

С историей развития трамваев связано много интересных и увлекательных фактов, которые известны далеко не всем:

  1. Санкт-Петербург считается крупнейшим трамвайным городом России. Размер расположенных тут трамвайных путей составляет 220 километров. Это достижение даже включено в Книгу рекордов Гиннесса.
  2. В австралийском городе Мельбурн находится крупнейшая трамвайная сеть.
  3. Самый длинный трамвайный маршрут находится в Бельгии. Он представляет собой береговой трамвай. При этом длина ветки достигает 67 километров. По ходу движения транспортное средство делает 60 остановок.
  4. В Великобритании на острове Мэн по сей день пользуются трамваями, изготовленными в девятнадцатом веке. Протяженность ветки достигает 30 километров.
  5. Практически все трамваи, курсирующие в Гонконге, являются двухэтажными.
  6. Самый длинный трамвай в мире запустили в столице Венгрии – городе Будапеште. Его длина составляет 54 метра.
  7. До 1936 года из столицы Словакии Братиславы до австрийской столицы Вены можно было добраться на обыкновенном городском трамвае.
  8. С 1960 года во Франкфурте-на-Майне курсирует трамвай для детей.

Создание трамвая имеет достаточно интересную историю, которая началась с возникновения конки. С течением времени был запущен и электрический транспорт. За время своего существования он претерпел много изменений, но не теряет популярности и сегодня.

Составил воспитатель высшей категории

МАДОУ № 213 Советского района г. Казани Р.Т.

Тимриева Фания Габделвадутовна.

Конспект комплексного занятия по ПДД

                        познавательного цикла в старшей группе.

Тема: «История нашего  транспорта».

Программное содержание:

        Расширять знание детей о наземном транспорте.

        Познакомить с историей возникновения транспорта на примере         трамвая.

Довести до детей мысль о том, что транспорт изобретён человеком для удобства перемещения.

Закрепить названия различных видов наземного транспорта. Рассказать о назначении транспорта в жизни современного общества.

Развивать логическое мышление, творческое воображение и фантазию детей.

Воспитывать интерес к технике.

Закрепить знания детей полученные на занятии.                                

Словарь: Сани, кучер, конная тяга, телега, облучок, гужевой транспорт, карета.

Материал: Слайды с изображением различных видов наземного транспорта.

Слайды с изображением старинного вида транспорта. (сани, карета, старинные машины)

Игра «Четвёртый лишний» на слайдах.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята сегодня мы с вами отправимся на экскурсию.

В исторический музей.

Как вы думаете, что такое музей?

( ответы детей)

Воспитатель: Правильно, ребята. Это такое место, где хранятся вещи прошлых лет, которые сейчас уже не используются, или картины с изображением таких предметов. Они хранятся для того, чтобы мы знали о них, чтобы могли увидеть.

Прежде чем мы попадём в музей, давайте подумаем как нужно себя вести в музее.

Дети: нужно ходить не спеша, разговаривать тихо, чтобы не мешать другим людям, нельзя музейные вещи трогать руками, нельзя сорить.

Хорошо, ребята, всё правильно.

И так мы отправляемся в музей, а музей наш вот за этой ширмой, порог ширмы может переступить тот из вас, кто правильно назовёт слово.

Задание: Назвать слова, имеющие отношение к правилам дорожного движения.

Дети: машина, дорога, транспорт, скорая помощь, светофор и т. д.

Воспитатель: Музеи бывают разные, а в нашем музее посмотрите – картины. Картины о том, каким был транспорт раньше.

Посмотрите, ребята на первые экспонаты

( слайд, на котором изображены картины)

                                                                                        

Давным – давно люди жили маленькими селениями, они жили так близко друг от друга, что ходили везде пешком.

Шло время, человек развивался, расстояние между селениями увеличивалось, и чтобы  было легче передвигаться человеку, он стал приручать диких животных. Каких? (лошадей, ослов, верблюдов, быков).

А, чтобы перевозить грузы, человек придумал телегу. Сбил из досок деревянный ящик, приладил колёса, впряг в телегу лошадь и стал перевозить груз.

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, что было хорошего в том, что были лошади, а машин не было?

Дети: Хорошо:

1 Лошадь безопаснее машины.

2 Воздух на много чище

3 Меньше людей гибнет

4 Лошадь живая, может стать другом.

Плохо:

1 Лошадь едет медленнее машины.

2 Её нужно кормить.

3 Может заболеть и может погибнуть.

4 Нужно тёплое стойло.

5 На ней холодно ездить зимой.

Воспитатель:

Правильно, ребята и в самом деле на телеге было холодно, снег засыпал человека, дождь мочил одежду

                 

        И человек решил сделать над телегой крышу из плотной ткани или из шкур животного. Получилась хорошая повозка для перевозки груза и людей.

Но вот в гости, в театр, на бал в такой повозке не поедешь, уж очень она грубая и тяжёлая. Стал человек думать, чтобы такое изобрести лёгкое и быстрое, и придумал карету.

                                                                                

Карета была легче и изящнее телеги и повозки. Она состояла из кабины, в которой сидели пассажиры. Высокие колёса легко передвигались по улицам городов и по дорогам. В то время были фонари, для освещения ночью и место для кучера – облучок. Не смотря на то, что карета была легче телеги и повозки, лошади быстро уставали. Человеку приходилось долго ждать, пока они отдохнут. Лошадей нужно было кормить и поить в дороге. А человек всегда торопился. Так появился первый транспорт, он назывался гужевым, то есть на конной тяге. Конный транспорт долгое время оставался основным видом.

За тем появился первый в мире трамвай, но ездил он за счёт лошадей, посмотрите, ребята.

                                                        

Вот такой трамвай, ребята, когда то очень давно ходил по нашему городу, его тянули лошади, а назывался такой трамвай – конка.

«А, что если мой конь будет железным? – подумал человек». Никогда не будет уставать, не будет в дороге просить воды, пищи. И придумал такого коня  из металла, и назвал его автомобилем. Чтобы автомобиль смог двигаться, человек придумал ему стальное сердце – мотор, а чтобы его сердце работало, человек стал использовать бензин. Первые машины были  чем — то похожи на кареты, у них были мощные колёса.

                                        ( показ изображения)

В настоящее время люди придумывают новые модели автомобилей. Они уже передвигаются по дороге, тихо бесшумно. А кто ведёт машину?  (шофёр).

Он сидит в салоне автомобиля и управляет ею с помощью руля. У машины металлический корпус, стёкла.

 Предохраняют водителя от ветра и дождя. Человеку приходится перевозить много грузов. На легковой машине много груза не перевезёшь.

Тогда человек, придумал машину для перевозки грузов на большие расстояния. Как называется такая машина? (грузовая).

А сейчас ребята мы с вами поиграем в игру, отдохнём

« Узнай по звуку»

Вы услышите звуки современного транспорта, а что это за транспорт отгадайте:

1 трамвай

2 метрополитен

3 сирена скорой помощи

4  сирена пожарной машины.

5 троллейбус.

6 звук электрички.

Воспитатель: Вот наша экскурсия и закончилась.

Игра « Что лишнее»:

1 автобус, трамвай, троллейбус, КАМАЗ

2 Скорая помощь, пожарная машина, самолёт, ГАИ

3 вертолёт, корабль, самолёт, ракета.

4 Бензовоз, водовоз, пожарная машина, молоковоз.

5 Лошадь с телегой, верблюд с повозкой, ослик с тележкой, трактор с прицепом.

Воспитатель: Ребята, какие новые слова вы сегодня услышали в первый раз?

Что нового вы узнали?  А то, что вам больше всего понравилось я вас попрошу нарисовать, садитесь за столы, здесь есть всё, что вам понадобится для рисования.

                                                Составил воспитатель высшей категории

                                                МАДОУ № 213 Советского района г.                                                                                 Казани Р.Т.

                                                Тимриева Фания Габделвадутовна.

                        Обучение детей безопасной жизнедеятельности

                        в старшей группе.

                Тема: «Путешествие по сказкам»

Цель: Расширять знания детей о сказках; развивать речь, тренировать память; упражнять в составлении и чтении слов; развивать логическое мышление, воображение; воспитывать нетерпимость к порокам людей, учить извлекать из сказок поучительные моменты и делать из них выводы.

Оборудование: Игрушки (колобок, кот, рак, аист, собака, неваляшка, автомобиль, яблоко, шапка).

Карточки с моделями к сказке «Волк и семеро козлят» на каждого ребёнка, фломастеры по количеству детей.

Карточки к игре «Собери слово», буквы, письмо с загадкой, воздушные гелиевые шарики по количеству детей.

Методы и приёмы: Игровой, моделирование, решение головоломок, загадок, кроссвордов.

Ход занятия:

Воспитатель:

— Ребята, сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие. Как вы думаете, на чём можно путешествовать по:

  1. Воде…..
  2. Земле….
  3. Воздуху….?

( Ответы детей)

Воспитатель:

— Сейчас мы поиграем в игру «Доскажи словечко».

В стихах пропали слова, помогите подобрать их по смыслу.

1. Едем, едем, долго едем

Очень длинный этот путь

Скоро до Москвы доедем

Там мы сможем….

                                ( отдохнуть).

2. Чтоб жить не зная огорченья,

Чтоб бегать, прыгать и летать,

Ты должен правила движения

Всегда и всюду….

                                ( соблюдать).

3. Мчат по улицам машины,

Там хозяйничают шины,

Мы спустились в переход

Там хозяин….

                                ( пешеход).

4. Вот огромный водовоз

Воду в город он привёз

Жарким летом в свете фар

Чисто моет….

                                ( тротуар).

5. По дорожке во дворе

Мчится Коля на коне

Не на машине, не на мопеде

А на простом….

                                ( велосипеде).

Воспитатель:

— Правильно, ребята, молодцы!

Нам можно отправляться в путь.

 А на чём же мы будем путешествовать? Отгадайте!

Составить слово:

В

Д

Й

Дети должны правильно расположить буквы, чтобы получились слова.

Воспитатель:

— Молодцы, ребята, а вот и шар, на котором мы полетим. (Стоят стулья в  виде круга, над ними воздушные шарики).

Дети занимаю места на стульчиках.

Воспитатель:

— Отправляемся в полёт, закройте все глазки.

( звучит музыка).

— Ребята, мы летим в сказочную страну, где с героями сказок случились разные неприятности, мы должны им помочь. Мы летим над горами, над дремучими лесами, всё ближе сказочная страна и вот мы спускаемся на землю.

( Дети открывают глаза).

— Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!

— Кто знает, что означает эта пословица?

( Ответы детей).

Воспитатель:

— Волшебные истории учат нас, как нужно вести себя в различных ситуациях, чтобы не попасть в беду. А вот и первый герой. С которым случилась неприятность, только, что то я его не вижу, он от нас спрятался, в чём то не красном, сделанном из пластмассы; не квадратной формы, но с углами; имеет колёса, но не машина, с крышкой,  но не кастрюля.

                                ( В контейнере для игрушек)

По амбару метён,

По сусекам скребён,

Он от бабушки ушёл,

Он от дедушки ушёл,

Перед волком не дрожал,

От медведя убежал,

А лисице на зубок

Всё ж попался ….

                        ( Колобок).

Воспитатель:

— Почему случилась беда?

Дети:

— Колобок ушёл без спроса.

Воспитатель:

— Можно уходить из дома и гулять без разрешения взрослых.

( Ответы детей).

Воспитатель:

— Правильно, ребята. Мы его всё ругаем да ругаем, а мне кажется, он уже всё понял, и больше так делать не будет.

Давайте мы колобку скажем комплименты, какой он:

  1. Румяный
  2.  Красивый
  3.  Тёплый
  4. Вкусненький
  5. Весёлый
  6. Добрый
  7. Поджаристый.

Воспитатель:

— Как много слов вы, ребята придумали! Молодцы!

Следующий герой тоже из сказки, отгадайте, как сказка называется?

7 – маленьких, сереньких с                                          рожками.

1 – большой, серый,         зубастый.

Воспитатель:

В лесу тёмном на опушке

Жили дружно все в избушке

Маму дети поджидали

В домик волка не пускали

Эта сказка для ребят…..

                                ( волк и семеро козлят).

— Что случилось с героями сказки и почему?

( ответы детей)

Воспитатель обобщает: «Нельзя открывать дверь не знакомым».

Задание: Проведите карандашом, не отрывая руки от бумаги, сплошную линию так, чтобы волка отделить от козлят.

Воспитатель:

— Вот и козлят мы спасли от волка.

— Подойдите все ко мне, здесь на   коврике игрушки и письмо.

Это, ребята загадка. Послушайте, что написано в письме:

«Возьмите первый звук из каждого слова, соедините их по порядку и прочитайте имя героини из сказки».

Кот

Рак

Аист                        

Собака

Неваляшка

Автомобиль

Яблоко.

Дети:

— Красная Шапочка.

— Правильно, Красная Шапочка.

Воспитатель:                Девочка добрая в сказке жила,

                                К бабушке по лесу в гости пошла,

                                Мама красивую шапочку сшила,

                                И пирожков дать с собой не забыла.

                                Что же за девочка – лапочка

                                Зовут её….

                                                ( Красная Шапочка).

— А что с ней случилось?

                        ( ответы детей).

Воспитатель обобщает:

— Нельзя разговаривать с не знакомыми и рассказывать о своём доме, и своей семье.

— Ребята, мы знаем, что в сказках, есть отрицательные герои, назовите их.

Дети:

— Волк, лиса, баба яга, кощей, леший и т.д.

— А как же в жизни узнать плохих людей?

Не все преступники имеют страшный вид.

( Предложить детям несколько иллюстраций с изображением людей).

Кому из этих людей вы бы доверились?

( ответы детей)

Воспитатель:

— Нельзя доверять внешности человека, она может быть обманчива, нельзя вступать в разговор с не знакомыми людьми.

Сегодня, ребята мы с вами, встретившимся нам на пути героям, помогли, а теперь нам пора возвращаться домой. Давайте займём места на нашем воздушном шаре, закроем все глазки.

— Мы летим над горами, полями, глубокими морями, опускаемся на землю. Вот мы и дома.

За ваше бесстрашие, смелость  я дарю вам эти шарики.

                                                Составил воспитатель высшей категории

                                                МАДОУ «Детский сад» № 213 Советского района

                                                г.Казан Р.Т.

                                                Тимриева Фания Габделвадутовна.

                                Конспект интегрированного занятия

                                по обучению детей правилам безопасной                                                         жизнедеятельности в старшей группе.

Тема: « Путешествие по сказкам»

Программное содержание: Понимать, что именно может быть опасным в общении с другими людьми. Знать, что опасность представляют не только мужчины и люди с плохой внешностью, познакомить с типичными опасными ситуациями. Вспомнить сказки, в которых есть добрые и хитрые, коварные и злые герои.

Материал: Картинки с иллюстрациями из сказок: «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Золушка», «Аленький цветочек», костюм Буратино, слайды с вопросами и ответами. Музыка Бурениной «Танцы придворных» («Птичий двор»), Музыка Радович «Кукла».

Предварительная работа: Чтение сказок: «Аленький цветочек». «Золушка», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Просмотр мультфильмов.

Ход занятия:

Дети под музыку по 3ое заходят в группу.

Каждый здоровается и называет, как его зовут, например:

— Здравствуйте, меня зовут Катя!

— Здравствуйте, меня зовут Максим! И т. д.

Затем дети садятся на стульях полукругом. Под музыку «Буратино» в группу входит Буратино, танцует.

Буратино: — Здравствуйте, ребята, я весёлый Буратино, я убежал от папы Карло и теперь могу гулять, где хочу. Здорово, правда?

Воспитатель: Здравствуй, Буратино.

— Ребята, Буратино хорошо поступил?

( ответы детей)

Воспитатель: — Правильно, ребята, Буратино может заблудиться и не найти дорогу домой, он захочет кушать, а негде и нечего; он может заболеть и ему никто не поможет; он может попасть под машину, или его кто-нибудь украдёт и увезёт далеко-далеко. А папа Карло его ищет и очень переживает. (входит Карабас — Барабас без бороды, выглядит молодо, улыбается всем, здоровается со всеми.)

Карабас-Барабас: — Здравствуй, мальчик, ты один гуляешь?

Буратино: — Да я уже большой, могу гулять один.

Карабас-Барабас: — Пойдём со мной я тебе

шоколадку, мороженое куплю, мы с тобой на каруселях покатаемся.

Буратино: — Как здорово!

Воспитатель: — Ребята, можно верить этому человеку?

Дети: — Нет, Он злой, он будет обежать Буратино, заставлять его работать.

.

Воспитатель: — Правильно, ребята, нельзя верить внешности человека, даже если он молод, красив, хорошо одет и улыбается. Он может оказаться коварным и злым. Нельзя верить ни мужчинам, ни женщинам, пускай они хоть что обещают.

Карабас – барабас потихоньку уходит.

Воспитатель:- Вот, посмотрите, кому из этих людей вы бы доверились?

                        

( ответы детей)

Буратино – А мне вот эта тётя очень нравится, она красивая, весёлая, добрая.

Воспитатель: Нет, Буратино нельзя доверяться внешности.

Подходят к стенду с иллюстрациями из сказок.

Воспитатель: — «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».

1 «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

                  

— Вот видите, ребята, такая красивая мачеха, притворилась доброй женщиной и подарила царевне отравленное яблоко.

Нельзя было ей верить.

2 « Золушка.                                        

— Золушка всегда в лохмотьях, испачкана сажей и золой, а душа у неё добрая и в конце сказки она станет принцессой.

3 « Аленький цветочек»

                

Чудовище в этой сказке оказалось заколдованным принцем, с добрым сердцем.

Воспитатель: — Буратино! Не ходи никуда, останься с нами, мы тебя не обидим.

Потанцуй с нами.

Музыкальная пауза:

Под муз. Буренина «Танец придворных» или «Птичий двор». Мальчики исполняют танец роботов.

Когда начинает звучать муз Радович «Кукла», девочки исполняют танец кукол.

(Музыка, с разным интервалом, периодически меняется.)

Входит Карабас — Барабас:

— Ах! Ты не хочешь по- хорошему

Я тебя и так заберу (хватает за руку и тащит).

Воспитатель: — Ребята, что нужно делать Буратино, если он будет

просто упираться, люди подумают, что он капризничает и не слушается папу. 

( Ответы детей).

Воспитатель: — Не нужно стесняться. Надо громко кричать: «На помощь!», «Помогите!», «Чужой человек!», «Я вас не знаю!». Нужно привлекать на себя внимание прохожих.

Буратино: — Я понял! Помогите! Спасите! Чужой человек! Я его не знаю!

( Карабас — Барабас испугался и ушёл).

(Воспитатель приглашает Буратино и детей сесть за столы).

Игра: « Береги себя сам» ( Используется проектор и слайды)

На вопрос воспитателя нужно из трёх, предлагаемых ответов выбрать один правильный.

Вопросы:

1 Молодая девушка очень красивая представится тебе как хорошая мамина знакомая, позовёт тебя в «Магазин игрушек»,

пообещает купить и подарить игрушку. Ты:

А — с радостью соглашаешься.

Б — будешь думать, пойти или нет.

В — ни за что не пойдёшь.

2 Взрослый чужой человек пригласит в машину покататься. Ты:

А — конечно согласишься.

Б — будешь думать.

В — ни за что не сядешь.

3 Чужой человек схватит тебя за руку или поднимет на руки и потащит. Ты: А — будешь молча идти.

Б — будешь плакать.

В — будешь кричать « Помогите!», «Чужой человек!», «Я его не

не знаю!

4 Дома никого нет, постучался человек, представился папиным другом

хочет чтобы ты открыл дверь, обещает жвачку. Ты:

А — сразу откроешь дверь.

Б — не знаешь открыть или нет.

В — скажешь, чтобы пришёл по позже.

5  На улице старшие ребята предлагают тебе забраться вместе с ними

на чердак или крышу дома . Ты:

А — конечно согласишься.

Б — пойдёшь, если кто-нибудь будет держать тебя за руку.

В — ни за что не пойдёшь туда.

Буратино поощряет всех детей за их старания « Медалями»

Благодарит и уходит.

        

Трамвай представляет собой один из видов рельсового, преимущественно городского транспорта, предназначенного для перевозки пассажиров по определенным маршрутам. Это старейший вид пассажирского общественного транспорта, появившийся изначально на конной тяге в первой половине XIX столетия. Название произошло от английских слов tram и way, которые переводятся, как вагон и путь.

Когда паровозы давно уже мчались по просторам Европы и Северной Америки, жители городов все еще пользовались услугами омнибусов. Тогжа же начали появляться идеи нового вида транспорта на паровой тяге в условиях города с использованием железной дороги. Конка Балтимор стал первым американским городом, где в 1828 году появилась первая конка. Изначально рельсы для конок выступали над поверхностью на 15 сантиметров, что мешало беспрепятственному продвижению по улицам. В 1852-м году А. Луба сконструировал систему по которой рельсы «утапливались» в полотно дороги. Изобретенные им рельсы имели желоб для реборды колеса. Рельсы, изобретенные А. Луба используются и сегодня. Конно-железная дорога в Петербурге была построена в 1860 году. Руководил работами инженер Домантович. Скорость нового вида транспорта достигала 8 км в час. Заменить лошадь каким-то механизмом пытались многие изобретатели.

Практически одновременно, независимо друг от друга, трое ученых в разных уголках земли изобрели электрический трамвай. Ими были: русский ученый Пироцкий Ф.А., американский изобретатель Л. Дафт и немецкий — Сименс. Еще в 1838 г. теоретически были разработаны вопросы относительно электрического транспорта такими известными российскими учеными и изобретателями, как Д.А.Лочинов, В.Н.Чикалев, Б.С.Якоби, П.Н.Яблочков.  В 1876 г. русский ученый, изобретатель-практик Ф.А.Пироцкий проводил испытания по передаче электроэнергии по рельсам. В августе 1880 г. прошли успешные испытания устройства на электрической тяге. Для опытов был переоборудован коночный вагон, возле линии конки поместили специальный генератор. 22 августа все газеты сообщили о волнующем событии — впервые при помощи электротока был «двинут» по рельсам вагон. История трамваяК сожалению, дальше эксперимента дело не пошло. Первым фактическим изобретателем стал немец Вернер фон Сименс. Компания Сименса первой воплотила в жизнь данное изобретение. Первая электрическая трамвайная линия длиной 2,5 км соединила в 1881 г. пригород Лихтерфельд с Берлином. Трамвай был способен развивать скорость до 20 км в час, мощность двигателя равнялась 5 Квт, напряжение — 180 вольт. Ток подавался через оба рельса. Сименс не останавливается на достигнутом и в том же году открывает такую же линию во французской столице.

В Англии первый трамвай начал курсировать в 1885 году.
Электрический трамвай в США появился 10.08.1885 г., его изобретатель — Лео Дафт. Его предложение об использовании третьего рельса на линии способствовало частым коротким замыканием во время снега, дождя и прочей непогоды. Напряжение в 120 вольт было опасно не только для животных, но небезопасно и для людей. В 1886 г. вместо третьего рельса Дафт использовал двухпроводную контактную сеть. Предложенная изобретателем система стала работоспособной.

Первый электрический трамвай в Киеве

Первый электрический трамвай в Киеве

Электрический трамвай в России, как это ни удивительно, был впервые пущен не в Санкт-Петербурге, а в Киеве 1.06.1892 года. Строителем трамвайных линий была компания Сименс. Начиная с 1896 г. были пущены трамвайные линии в десяти крупных городах России, в том числе в Москве — в 1899-м. В сентябре 1907 года появилась трамвайная линия в Санкт-Петербурге. Стоит отметить, что здесь уже в 1885 г. курсировал электрический трамвай, только, по замерзшей Неве. Их прозвали «ледовые трамваи».

С середины 40-х годов 20-го столетия трамваи начали понемногу убирать с центральных улиц, что связано с широким распространением автомобилей. Вместе с автомобилем здесь появились заторы, шум и смог. В 70-х годах 20-го столетия трамваи начали возвращаться на улицы больших городов. Этому в немалой степени способствовало их техническое усовершенствование, а также ряд экологических причин.

Интересные факты.

  • Санкт-Петербург — самый крупный трамвайный город в России. Длина трамвайных путей составляет примерно 220 километров. Это достижение занесено в Книгу рекордов Гинесса.
  • В австралийском Мельбурне расположена самая крупная трамвайная сеть.
  • Единственное село, которое использует трамвай для передвижения в России и странах СНГ — Молочное, недалеко от Евпатории.
  • Длиннейший трамвайный маршрут проложен в Бельгии — береговой трамвай. Длина ветки 67 километров. Трамвай останавливается около 60-ти раз.
  • В Британии на острове Мэн до сих пор используют трамваи 19-го века. Длина ветки составляет около 30-ти километров.

Трамвай — особенная техника. Есть в них что-то сказочное и неповторимое. Хочется верить, что на этом история трамваев не закончится, а будет продолжать развиваться и совершенствоваться.

Содержание

  1. Понятия со словом «трамвай»
  2. История трамвая началась с конки
  3. 120 лет Нижегородскому трамваю — первому в России
  4. Появление электротрамваев в Российской империи
  5. Трамваи в США
  6. История трамвая 20 века
  7. Электрический трамвай
  8. Взлет трамваев
  9. Трамвай в современном мире

Понятия со словом «трамвай»

  • Трамва́й (от англ. tram — вагон, вагонетка и way — путь), — на­зем­ная электрическая же­лез­ная до­ро­га, вид уличного и частично уличного общественного транспорта для перевозки пассажиров по заданным маршрутам, используемый преимущественно в городах.Трамвай является одним из старейших видов городского пассажирского общественного транспорта, из существующих в начале XXI века…
  • Скоростно́й трамва́й — разновидность наземного либо наземно-подземного легкорельсового транспорта, регулярный скоростной внеуличный (реже частично уличный) вид городского пассажирского транспорта.
  • Трамвай на шинах (калька с фр. tramway sur pneus, tram sur pneus) — вид городского общественного транспорта, совмещающий свойства шпурбуса, троллейбуса и трамвая. В настоящее время линии трамвая на шинах открыты во Франции (Нанси, Кан, Клермон-Ферран, пригороды Парижа), в Китае (Тяньцзинь и Шанхай), Италии (Падуя, континентальная часть Венеции) и Колумбия (Медельине). Предлагалось строительство линий в итальянской Л’Акуиле, в Казахстане (Алма-Ате и Астане), России (Ярославль), США (Лас-Вегас), но…
  • Водитель трамвая или вагоновожатый — специалист, управляющий трамвайным вагоном. В целом выполняет обязанности, аналогичные машинисту локомотива. Однако, так как движение трамвая часто осуществляется по улицам среди потока автомобильного транспорта, водитель трамвая наравне с автоводителями подчиняется правилам дорожного движения. В ряде стран, включая США и Великобританию, термин вагоновожатый (англ. Motorman) распространяется и на машинистов поездов метрополитена и легкорельсового транспорта.
  • Московский трамва́й — система трамвайного движения в Москве. Торжественное открытие состоялось 25 марта (6 апреля) 1899 года. Регулярное движение трамвая от Бутырской заставы до Петровского парка открылось на следующий день 26 марта (7 апреля). Московское трамвайное хозяйство эксплуатируется организацией ГУП «Мосгортранс». На февраль 2019 года действует 46 маршрутов, которые обслуживаются пятью депо, объединёнными в единый филиал «Трамвайное управление».

История трамвая началась с конки

история трамваяФактически, история трамвая начинается все-таки чуть позже, с 1828 года, когда в американском Балтиморе впервые экипажи поставили на рельсы. Это значительно уменьшило нагрузку на лошадей, увеличило скорость передвижения и вместимость первых вагонов. Следующим шагом стало изобретение в 1852 году рельсов с желобом, которые позволяли утапливать их в полотно дороги. Таким образом, конка перестала мешать остальному движению, и ее развитие пошло вперед семимильными шагами, появившись практически во всех крупных городах развитых стран мира.

Развитие всевозможных двигателей, разумеется, не могло обойти стороной конку. Появлялись первые трамваи на паровой тяге. Паровозы трамвайного типа бодро тянули два-три коночных вагона. Они уже обходились без лошадей, но производили столько шума и копоти, что были совершенно неуместны в городах. Кроме того, трамваи были на канатной тяге (Сан-Франциско), пневматические (Париж, Берн), бензомоторные и даже дизельные. Но все они, при достоинствах в виде увеличенного количества пассажиров и независимостью от лошадей, обладали массой недостатков – от шума и пыли – до копоти и поломок.

история трамваяСвоим появлением на свет электрический трамвай обязан украинскому физику из Полтавы, Федору Пироцкому. Именно он решил по проводам подвести электричество к трамвайным рельсам. В 1880 году он продемонстрировал свое изобретение изумленной публике – самый тяжелый двухъярусный вагон конки поехал со скоростью около 20 км/час. На то время это было немыслимо – обычная скорость составляла 8 км/час. К сожалению, в Российской империи изобретателю не удалось внедрить электрический трамвай. Но его изобретением заинтересовались немцы – братья Сименс.

Уже в 1882 году по рельсам европейских городов забегал первый трамвай на электротяге

120 лет Нижегородскому трамваю — первому в России

Недавно еду по городу, и в глаза бросился огромный билборд с надписью «120 лет Нижегородскому трамваю — первому в России!».

100 лет Нижегородскому трамваю первому в РоссииСразу вспомнилось, как 20 лет назад, в 1996 году, мы всей семьей с сыном (ему тогда было 4 годика), ездили на праздник, посвященный 100-летию Нижегородского трамвая — первого в России. Придя домой, я достала наши старые видеозаписи (к счастью, у нас уже тогда была видеокамера, на которую мы фиксировали все значимые события и путешествия), и с удовольствием посмотрела и вспомнила этот праздник снова. Какие же мы были тогда молодые! И вот уже 20 лет прошло… И снова праздник! Теперь уже 120 лет первому в России Нижегородскому трамваю!

Нижегородский трамвай стал первым в России городским пассажирским трамваем с постоянным режимом работы, и пущен он был 8 мая 1896 г.

Ранее этой даты в 1895 г. в Петербурге в качестве эксперимента был пущен ледовый трамвай, но он мог работать не постоянно, а лишь сезонно.

В 1892 г. первый трамвай пошел в Киеве, но это другое государство — Украина.

В 1894 г.  — во Львове, но тогда этот город принадлежал Австрии и носил название Лемберг.

В 1895 г. — в Калининграде, но на тот момент это была Пруссия, и город назывался Кенигсберг.

Вот так и получается, что городом именно в России, где впервые появился электрический трамвай, работающий постоянно, стал Нижний Новгород.

Дело в том, что в 1896 г. Нижний Новгород удостоился чести принимать у себя XVI Всероссийскую промышленно-художественную выставку, которая проходила с 28 мая по 30 сентября. Именно к открытию этой выставки и был проложен первый трамвайный маршрут.

Первый трамвай в Нижнем Новгороде

Эта Выставка была выдающимся событием русской жизни! Она выделялась даже среди других выставок в мире, превосходя их и по площади, и по числу посетителей, и по количеству экспонатов. Так, Нижегородская выставка по занимаемой площади превосходила Всемирную выставку в Париже (1889 г.), а Московскую Всероссийскую выставку 1882 г. вообще более, чем в 3 раза! А посетило ее около миллиона человек!

XVI Всероссийская промышленно-художественная выставка в Нижнем Новгороде

Нижний Новгород тогда стал первым и единственным из нестоличных городов Российской империи, который был удостоен этой высокой чести проведения у себя Всероссийской выставки.

Почему же выбор пал именно на Нижний Новгород? Это легко объяснимо.

Во-первых, огромную роль в экономической жизни России тогда играла Нижегородская ярмарка, благодаря которой даже была поговорка: «Петербург — голова России, Москва — ее сердце, а Нижний — ее карман».

Во-вторых, у города удобное месторасположение в центре России с развитым речным (город стоит на слиянии Волги и Оки), сухопутным и железнодорожным сообщением.

А, в-третьих, местоположение города отличается живописным ландшафтом (город расположен по обе стороны рек: левобережье — низменная равнина, а правобережье — высокие крутые склоны Дятловых гор, перепад высот около 140 метров).

Как всегда, перед проведением столь значимых мероприятий, в городе разворачивается массовое строительство и благоустройство. Так произошло в 1896 г. и в Нижнем Новгороде — было проведено электрическое освещение, пущены электрический трамвай и фуникулеры (перевозили пассажиров из верхней части города в нижнюю), построены гостиницы, городской театр, здания окружного суда, биржи, под выставку была освоена огромная территория, на которой возвели 172 павильона.

Первые фуникулеры в Нижнем Новгороде

Вот таким образом, благодаря проведению в нашем городе Всероссийской выставки, Нижний Новгород и стал первым городом в России, где был пущен трамвай.

Интересно, что Нижний Новгород стал единственным в стране городом, на улицах которого сначала появился электрический трамвай,  и лишь потом конка (в 1908 году был пущен единственный городской пассажирский маршрут). Обычно все происходило наоборот.

Конка в Нижнем Новгороде

И еще один интересный факт, касающийся нашего Нижегородского трамвая. Опять мы первые! Нижний Новгород — первый город в России, где трамвай поднялся на высоту около 100 м. Произошло это в 1924 г.

А с 1933 года было открыто регулярное движение по участку горы (Похвалинский съезд), где уклон достигает 9 см на 1 м пути (90 промилле). До недавнего времени среди всех городов России для трамваев это был максимальный уклон. Сейчас более крутой уклон в 120 промилле есть лишь в городе Усть-Катав Челябинской области, но там эта линия не служит для городских пассажирских перевозок,  а используется в служебных целях.

Трамвай Похвалинский съезд

Ну и на последок еще один интересный факт.

Во времена Великой Отечественной войны между двумя железнодорожными вокзалами в нашем городе — Московским и Ромодановским — не было прямой связи, а Нижний Новгород выпускал много продукции для фронта. Требовалось как-то доставлять эти военные грузы с одного вокзала на другой, а это разные ветки железной дороги. И тогда железнодорожники приспособили для этого трамвайные пути, которые были проложены по мосту через Оку. Благо, что ширина трамвайной и железнодорожной колеи совпадали. В ночное время, соблюдая светомаскировку, по опасному участку проходила небольшая группа железнодорожных вагонов, в голове и хвосте которых были локомотивы.

Появление электротрамваев в Российской империи

В Российской же империи на помехе стали владельцы лошадей, в которых было вложено очень много денег. Ведь для обслуживания конки было выстроено множество конюшень, складов и т.д.

Но прогресс не остановить. И в 1891 году трамвай запустили в Киеве. Почему именно в Киеве? Крутые днепровские склоны не подходили для конки, поэтому лошадиное лобби не было там настолько сильным. А вот в столице Российской империи, Санкт-Петербурге, новое транспортное средство появилось лишь через 15 лет, в 1907 г. история трамвая

Трамваи в США

Развитие трамваев в США связано с ученым Лео Дафтом. Именно его изобретения привели к появлению в 1885 году в США, независимо от Европы, первого трамвая на электрической тяге. Система не сразу прижилась: ее разработка шла методом проб и ошибок, и уже в 1886 на улицах американских городов бодро бегали электротрамваи, причем сразу двух типов – помимо Дафта, свой проект развивал Шарль Ван Депуле. История трамвая: от конки и до ренессанса. Взгляд в будущее

История трамвая 20 века

Трамвай оказался настолько удачным изобретением, что очень хорошо прижился практически во всех крупных городах. При этом многие из них были буквально покрыты сетью маршрутов. Однако после Второй мировой войны в истории трамвая наступил значительный спад. Вызван он был, в первую очередь, появлением на городских маршрутах троллейбусов. Также на электрической тяге, они были более экономичны, более независимы в движении. К тому же, падение цен на нефть привело к бурному развитию автомобильного транспорта. Потерян интерес к трамваям – они больше не совершенствуются, оборудование изнашивается, транспорт устаревает.

Города продолжали расти. Увеличение числа единиц автомобильного транспорта не только не справлялось с потоком пассажиров, но и приносило с собой смог, загрязнение, заторы на дорогах. К тому же, цена на нефть снова выросла. И в 80-х годах интерес к трамваю снова возродился. Открываются новые трамвайные линии, создаются новые типы трамваев – более эргономичные и экономичные. Вторая волна возрождения трамвайных перевозок связана с повышением заботы об экологии в 90-х годах, ведь это один из самых чистых видов транспорта.

  1. Фраза «Я не такая, я жду трамвая» появилась в народе благодаря популяризации романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина»;
  2. В странах Азии распространены двухэтажные трамваи. Такие трамваи хотели ввести в эксплуатацию и в России, но они не прижились;
  3. Самая развитая трамвайная сеть находится в Австралии, Мельбурн. история трамвая

Есть ли у трамвая будущее? Безусловно. Ведь даже дизайном современных трамваев занимаются компании, разрабатывающие дизайн лучших автомобилей.

Электрический трамвай

Идеи, заложенные позже в основу создания электротранспорта, были озвучены русскими учеными еще в 40-е годы XIX века. Однако потребовалось еще полвека, чтобы эти идеи были претворены в жизнь, лишь в 1892 в Киеве был запущен первый электрический трамвай. Позднее они появились также в Нижнем Новгороде, Москве, Петербурге и других крупных городах. На несколько лет раньше появились первые электрические трамваи в Европе. Но в целом можно говорить о практически одновременной разработке и внедрении данного вида транспорта в Российской Империи и европейских странах. Данный вид трамвая отличался более высоким уровнем комфорта и значительно большей скоростью по сравнению с конкой.

Взлет трамваев

Как гласит история трамвая, новый его «взлет» относится к концу семидесятых годов. К этому времени масштабная автомобилизация привела к таким негативным последствиям, как пробки на дорогах, смог, отсутствие мест для парковки. Все эти факторы привели к необходимости пересмотра транспортной политики практически по всему миру, преимущества трамвая как экологически чистого вида транспорта вновь стали очевидны. Кроме того, техническое усовершенствование трамвайных сетей помогло уменьшить количество в городах автомобилей и автобусов, а это способствовало снижению числа парковочных мест и появлению большего количества парков и скверов.

городской трамвай

Трамвай в современном мире

В наши дни городские трамваи не только продолжают выполнять свою непосредственную функцию – перевозку пассажиров по установленному маршруту, но и могут использоваться в экскурсионных целях, для привлечения туристов или в качестве рекламы того или иного заведения. Так, по улицам курсируют двухэтажные трамваи и трамваи-кабриолеты, а в некоторых городах они выполняют также функцию кафе или гостиниц.

Есть также трамваи, используемые в технических и служебных целях: например, для работ по ремонту рельсового покрытия или уборки снега, для перевозки грузов.

В ряде городов получили широкое распространение скоростные трамваи. В целом скоростным считается любой вид этого городского транспорта, скорость которого составляет или превышает 24 км/час. На практике, конечно, скорость современных трамваев может быть в несколько раз больше. Так, во Франции скоростной трамвай, курсирующий между центром города и аэропортом, может на некоторых участках пути развивать скорость свыше 100 км. Если говорить о нашей стране, то, например, в Волгограде создана целая трамвайная система, включающая в себя 22 станции и частично проходящая под землей для обеспечения максимально возможной скорости движения.

виды трамваев

Самым старым в мире функционирующим трамваем считается «Санта-Тереза» в бразильском Рио-де-Жанейро. Еще в 1896 году он был переведен с конной тяги на электрическую, а с тех пор ездит по улицам города без каких-либо изменений или усовершенствования. Используется для развлечения туристов и проведения экскурсий по городу.

В Лиссабоне можно прокатиться на так называемом музыкальном трамвае. Путешествуя на нем, туристы как будто переносятся в прошлое. Как и сто лет назад, этот трамвай сделан из фанеры, а на протяжении всего пути местные исполнители создают живое музыкальное сопровождение. Если же пассажир хочет выйти, он должен потянуть за специальный трос, расположенный сверху.

Во французских Альпах проходит самый высокогорный в мире трамвайный маршрут. Трамвайные рельсы здесь были проложены в начале XX века, тогда эта дорога использовалась в основном в сугубо практических целях, то есть для перевозки крестьян из одной деревни в другую. В настоящее же время это очень популярный маршрут среди туристов, поскольку поездка на таком трамвае позволяет своими глазами увидеть альпийские красоты, а наивысшая точка маршрута находится на высоте почти двух с половиной километров над уровнем моря.

электрический трамвай

Как было рассмотрено выше, за годы своего существования трамвай претерпел множество изменений, один его вид сменялся другим. История трамвая необычайно интересна, поэтому как в России, так и в мире существует целый ряд музеев этого вида и электротранспорта в целом. Один из них находится в Нижнем Новгороде. Это неслучайно, ведь именно нижегородский трамвай считается первым в России. В музее представлено значительное количество трамваев и троллейбусов, и поскольку музей ориентирован на семьи с детьми, то все экспонаты здесь можно потрогать руками и очень тщательно изучить.

Еще один музей истории трамвая и троллейбуса находится в Екатеринбурге, его открытие было приурочено к 275-летию города. В нем подробно освещается история создания городского электротранспорта.

история трамвай

Что касается музеев истории трамвая за границей, интереснейшая организация, посвященная данному виду транспорта, находится в Амстердаме. В музее представлено около 60 вагонов, привезенных из нескольких европейских стран и принадлежащих различным эпохам существования этого вида транспорта. Для того чтобы полностью прочувствовать атмосферу, здесь обязательно нужно прокатиться в старинном вагоне, маршрут которого проходит мимо всех основных достопримечательностей города. При этом самым маленьким туристам также разрешается активно «помогать» движению трамвая: например, называть остановки и звонить в колокольчик. Еще одна услуга, которую предоставляет музей, — аренда исторических вагонов для свадеб, выпускных вечеров и просто фотосессий, что пользуется большой популярностью среди местных жителей и приезжих.

Источники

  • https://kartaslov.ru/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0/%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B2%D0%B0%D0%B9
  • http://7enazametku.ru/eto-interesno/pervyj-tramvaj-v-rossii
  • https://abzac.cc/istoriya-tramvaya/
  • https://FB.ru/article/380887/istoriya-tramvaya-konnyie-tramvai-pervyiy-elektricheskiy-tramvay-skorostnoy-tramvay

Как вам статья?

Кузнецова Евгения Александровна

МБДОУ № 229 г. Кемерово

Воспитатель

История возникновения транспорта

Цель: Познакомить с историей возникновения транспорта на примере трамвая.

Довести до детей мысль о том, что транспорт изобретен человеком для удобства перемещения.

Закрепить названия различных видов наземного транспорта.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята сегодня мы с вами отправимся на экскурсию. В исторический музей.

Воспитатель: Ребята, скажите, что такое музей? (ответы детей)

Воспитатель: Верно ребята. Музей – это место где хранятся вещи прошлых лет, которые сейчас не используются или картины с изображение таких предметов. Они хранятся для того, чтобы мы знали о них и могли посмотреть.

Но прежде чем попасть в музей, давайте вспомним как нужно себя вести там.

Дети: Нельзя трогать музейные вещи руками, нельзя сорить, нужно разговаривать тихо, чтобы не мешать другим людям, ходить не спеша, чтобы рассмотреть все предметы.

И так, чтобы попасть нам в музей нужно отгадать загадку:

Так похожа на жука,

Есть покатые бока,

Фары есть, и есть стартер,

А ведет ее шофер. (Машина)

Воспитатель: Вот мы с вами и в музее. Музеи бывают разные, в нашем музее картины с изображением транспорта, каким он был раньше.

Посмотрите, ребята на первые экспонаты (Слайд 1)

Давным-давно люди жили маленькими селениями, они жили так близко друг от друга, что ходили везде пешком.

Шло время, человек развивался, расстояние между селениями увеличилось, и чтобы было легче передвигаться человеку, он стал приручать животных.

Как вы думаете, каких? (лошадей, ослов, верблюдов)

Но чтобы перевозить грузы, человек придумал телегу. Сбил из досок деревянный ящик, приладил колеса, впряг в телегу лошадь и стал перевозить груз.

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, какие плюсы в том, что были лошади, а машин не было?

Дети:Плюсы:

1. Воздух был чище

2. Лошадь безопаснее машины

3. Лошадь может стать другом

Минусы:

1. На лошади холодно ездить зимой

2. Лошадь медленнее машины

3. Может устать в дороге

4. Может заболеть

5. Нужно теплое стойло

Воспитатель: Правильно, ребята и в самом деле на телеге было холодно, снег засыпал человека, дождь мочил одежду.

И человек решил сделать над телегой крышу из плотной ткани или шкур животного. Получилась хорошая повозка для перевозки людей и груза. (Слайд 2)

Но вот в театр, на бал в такой повозке не поедешь, очень уж она грубая и тяжелая. Стал человек думать, чтобы такое изобрести легкое, быстрое, красивое. И придумал карету.(Слайд 3)

Карета была легче и изящнее телеги и повозки. Она состояла из кабины, в которой сидели пассажиры. Высокие колеса легко передвигались по дорогам. Но не смотря на то, что карета была легче телеги и повозки, лошади быстро уставали. И человеку приходилось долго ждать, пока они отдохнут. Лошадей нужно было поить и кормить в дороге. Конный транспорт долгое время оставался основным видом.

Физкультминутка

На лошадке ехали, (Шагаем на месте.)
До угла доехали.
Сели на машину, (Бег на месте.)
Налили бензину.
На машине ехали,
До реки доехали. (Приседания.)
Трр! Стоп! Разворот. (Поворот кругом.)
На реке — пароход. (Хлопаем в ладоши.)
Пароходом ехали,
До горы доехали. (Шагаем на месте.)
Пароход не везет,
Надо сесть на самолет.
Самолет летит,
В нем мотор гудит: (Руки в стороны, «полетели».)
-У-у-Ф.

Затем появился первый в мире трамвай, но ездил он за счет лошадей (Слайд4)

Вот такой трамвай когда то очень давно ходил по нашему городу, его тянули лошади, а назывался такой трамвай-КОНКА.

Затем человек придумал паровую машину.

«А, что если мой конь будет железным? – подумал человек». Никогда не будет уставать, не будет в дороге просить воды и пищи. И придумал такого коня из металла, и назвал его автомобилем.

Чтобы автомобиль смог двигаться, человек придумал ему стальное сердце – мотор, а чтобы его сердце работало, человек стал использовать бензин.

Первые машины были чем, то похожи на кареты, У них были мощные колеса. (Слайд 5)

В настоящее время люди придумывают новые модели автомобилей. Они передвигаются быстро.

А кто управляет автомобилем? (Шофер)

Он сидит в салоне автомобиля и управляет им с помощью руля. У машины металлический корпус стекла, они предохраняют водителя от ветра, дождя, снега.

Человеку приходится перевозить много грузов. На легковой машине много груза не перевезешь.

Тогда человек, придумал машину для перевозки грузов на большие расстояния.

Как называется такая машина? (Грузовая)(Слайд 6)

Игра «Узнай по звуку»

По звуку определить транспорт

На этом наша экскурсия закончена.

Игра «Четвертый лишний»

Воспитатель: Ребята, расскажите, какие новые слова вы сегодня услышали в первый раз? Что нового узнали?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • История первого ополчения сочинение
  • История параграф 7 составить рассказ от имени египетского земледельца
  • История памятника храм покрова на нерли сочинение описание 8 класс
  • История павлуши из рассказа бежин луг краткое
  • История отечества как пишется

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии