1 вариант сочинения (162 слова). По плану
План
1) История памятника.
2) Замысел художника.
3) Воплощение идеи памятника в его общем виде, деталях, окружении.
4) Впечатление от памятника.
Церковь Покрова на Нерли была построена много столетий назад, в 1165 году, и названа в честь русской святой Покровы. По легенде, место для строительства церкви выбрал сам Андрей Боголюбский. Рядом с церковью в те далекие времена находилась пристань, где причаливали корабли иностранных послов и купцов. Так что церковь была своего рода визитной карточкой Владимиро-Суздальской Руси.
Именно эту миниатюрную и изящную церковь, расположенную на берегу реки Нерль, и изобразил художник С.И. Герасимов. Композиция картины Герасимова такова, что церковь показана не сама по себе, она как бы центр маленькой Вселенной, представленной удивительным русским пейзажем. Красота окружающей природы только подчеркивает изящество и изысканность храма, который является делом рук человеческих.
Среди светло-зелёной травы ярко выделяется синяя река, которая отражает белокурые, пушисто-белоснежные облака. Они очаровывают своей формой и беспорядочностью. Пушистые и могучие деревья, которые стоят возле церкви, такие же высокие, как и она сама, и поэтому даже крест, венчающий главу купола, как бы растворяется в воздухе и тает где-то высоко в небе. Церковь стоит на берегу холма, который омывается водами реки Нерль. Этот собор отлично выделяется на картине, поскольку находится на центральном плане полотна и привлекает всё внимание на себя. Сам храм белокаменный, с изящными формами и фиолетовыми куполами, но здесь они золотые, потому что отражают яркие лучи солнца.
Как же все-таки прекрасно жить в таком замечательном месте, рядом со святым храмом. В.С. Герасимов со всем своим талантом и мастерством смог передать красоту и величие этого края.
4
(162 слова)
2 вариант сочинения (203 слова)
Церковь Покрова на Нерли построена по велению князя Андрея Боголюбского в 1165 году около села Боголюбова и является одним из памятников древнерусского зодчества. Храм посвящен памяти погибшего сына и Покрову Богородицы, которая, по старинному поверью, держит в руках покров, защитив город от врагов.
Церковь изобразил на своей картине «Храм Покрова на Нерли» Сергей Баулин. Используя сочетающуюся, спокойную палитру цветов, художник великолепно передал атмосферу сумерек. Одноглавая, трехкаскадная церковь из белого камня выглядит особенно изящно, благодаря искусству автора картины. Памятник культуры не сильно выделяется, но вызывает благоговение.
Церковь построена в три яруса. Прорисованы каждые детали, с первого взгляда можно подумать, что это фото. Перед церковью изображен берег и сама река Нерль. В ней видно даже отражение облаков. На заднем фоне видны макушки деревьев и начинающийся закат. Все представляется как тихое и спокойное место, где можно уединиться и почувствовать себя умиротворенно.
Церковь и сама картина мне очень понравились. Картина покорила меня оттенками и палитрой цветов, я даже поставила этот фрагмент себе на обои в телефоне. А церковь восхитила меня своей изящностью и темным куполом, хоть и говорят, что на картине все приукрашивают. Хотелось бы прогуляться там перед рассветом или закатом. Думаю, в это время там особенная атмосфера.
5
(203 слова)
-
-
Предмет:
Русский язык
-
Автор:
tesstran877
-
Создано:
3 года назад
Знаешь ответ? Добавь его сюда!
-
-
Русский язык2 минуты назад
Здравствуйте. помогите пожалуйста решить контрольную!!!!
-
Геометрия7 минут назад
Геометрия 8 класс 1 вопрос
-
Английский язык8 минут назад
8. Match each time expression with its definition.
a) two weeks
b) ten years
from
4) a millennium d) a thousand yearse.com
5) a decade
e) a hundred years
6) a fortnight
7) the 1800s
for ages
f) after the birth of Christ
g) a long period of time
h) before the birth of Christ
1) AD
2) BC
ole.co3) a century -
Информатика13 минут назад
можно ли играть в лигу легенд с другом который находится на другом сервере
-
Математика13 минут назад
1. Назви ті пари чисел, у яких перше число є дільни- ком другого: 1) 2 i 8; 4) 5 i 18; 2) 3 i 5; 5) 10 i 50; 3) 14 i 7; 6) 1 i 2012.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
How much to ban the user?
1 hour
1 day
Оно достигается благодаря необычной архитектуре и асимметричному фасаду, создающую ощущение лёгкости и возвышения при взгляде на величественное здание.
Местоположение и общее описание
Храм Покрова на Нерли находится на берегу одноимённой реки в полутора километрах от городка Боголюбово. Ближайший крупный населённый пункт — административный центр Владимирской области, до которого ехать около 10 км. Место, где расположена церковь, входит в состав охраняемой природной территории и считается историко-ландшафтным комплексом регионального значения. Он занесён в список всемирного наследия Юнеско вместе с другими Белокаменными памятниками Владимира и Суздаля того же класса.
Само строение представляет собой христианский храм крестово-купольного типа. Оно стало знаменитым благодаря множеству архитектурных и исторических особенностей, позволяющих по праву считать его одним из самых красивых памятников архитектуры того времени.
Глубокая связь с религией и русской историей также сделало церковь одним из мест паломничества — её ежегодно посещают более тысячи людей, желающих сблизиться с божественным и изучить культуру.
История создания
Храм был построен князем Андреем Юрьивечем Боголюбовским. Согласно летописи 1701 года, его возведение завершилось в 1165 году.
Некоторые источники утверждают, что работа над церковью была закончена всего за одного лето, другие относят начало строительства к 1158.
Архитектурный памятник был возведён в честь победы в войне против Волжской Булгарии, а также был данью погибшему от ран после возвращения с поля боя сыну князя Изяславу.
Церковь на Нерли также стала первым на Руси религиозным сооружением, посвящённым празднику Покрова Богородицы. Считается, что сам Андрей ввёл его в середине XII века, поскольку этого торжества не было в первоначальных византийских традициях. По легенде, на это его вдохновило явление Богородицы молящимся во время осады Константинополя. Город окружили саранцы. Жителям не оставалось ничего, кроме как молить о спасении. Среди них был и князь Андрей.
По его рассказу, Божья Матерь молилась о спасении вместе с остальными людьми. Затем она подошла к престолу, сняла с головы покров и простелила его над молящимися — отсюда и пошло название. Князь считал, что благодаря божественному заступничеству города устоял, потому решил посвятить ему праздник.
События перед постройкой
Перед возведением храма князь Андрей приказал построить свою главную резиденцию рядом с рекой Нерли. Это произошло в 1158 году. Согласно легенде, правитель вёз икону Божьей Матери из Киева, но в середине дороги его лошадь неожиданно остановилось.
После этого перед князем возник образ Пресвятой Богородицы и указал ему на место, где нужно будет построить город. Он был настолько поражён видением, что немедленно приказал начать работы.
Вскоре после строительства резиденции началась постройка церкви. Её расположили рядом с местом впадения реки Нерли в Клязьму. Рядом с храмом располагался монастырь, а сам он стал важной точкой для двух крупных торговых путей, проходящих по воде. Здесь корабли разворачивались, чтобы дойти до княжеского города.
По задумке, церковь должна была стать предвратным монументом резиденции, центром её ансамбля.
Строительство церкви
Постройка храма стала непростой задачей. Низина, которую князь выбрал местом для строительства, затапливалась во время полноводья, потому нужно было обезопасить архитектурный памятник от воды. Для этого мастера возвели над фундаментом четырёхметровые каменные стены, а затем засыпали их землёй, образовав искусственный холм. Затем его обложили белыми плитами, а к набережной провели лестницу. На этот искусственном возвышении церковь стояла как на пьедестале, возвышаясь над окружающим миром. Интересно, что до раскопок 1957 года возвышенности считали природными.
Согласно некоторым источникам, белый камень для строительства чудного сооружения князь привёз из завоёванного Булгарского царства. Но исторические документы и факты опровергают эту идею, оставляя её частью красивых легенд. Светлый известняк добывали где-то в окрестностях Москвы, после чего перевозили по воде и суши. Мастеров, если верить «Истории Российской» В. Татищева, князю Андрею позаимствовал его друг Фридрих I Барбаросса.
По имеющейся информации, строительство началось с создания фундаментных рвов. Их засыпали булыжниками и обломками стройматериалов, после чего заливали раствором. Затем строили стены и своды — сначала с козел, потом с подмостий и лесов. Для покрытия куполов использовали тонкие тёсанные доски (в некоторых источниках указан также свинец). Затем их заливали красной медью и покрывали позолотой.
Дальнейшая судьба
Письменных свидетельств о дальнейшей судьбе собора осталось мало. Известно, что в конце XVI века укрепления при нём входили в число патриарших домовых монастырей. Во второй половине XVII века церковь пережила короткий расцвет, но ближе к концу (в 1764 году) была упразднена. В 1877 её подвергли непрофессиональной реставрации, из-за чего бо́льшая часть элементов внутреннего убранства была утрачена.
В 1784 игумен монастыря, к которому был приставлен храм, хотел разобрать её из-за низкой прибыльности. По его словам, стройматериалы должны были пойти на строительство колокольни, но из-за недостатка средств работы никогда не были начаты. О судьбе архитектурного памятника в XVII веке практически ничего не известно.
В середине и конце XIX века он подвергался археологическим раскопкам и исследованиям.
Положение храма сейчас
В 1992 году собор был внесён в список всемирного наследия Юнеско. Он входит в состав архитектурно-ландшафтного заказника под названием «Боголюбовский луг», основанного 2 ноября 2011 года согласно указу губернатора Владимирской области.
Совладельцы храма — русское православное духовенство и Владимиро-Суздальский музей-заповедник. Он считается частью Богородице-Рождественского мужского монастыря Владимирской митрополии.
Церковь до сих пор действует. По двунадесятым праздникам, включая Рождество и Крещение, в ней проводятся службы. В остальные дни любой желающий может зайти храм, поставить свечу, произнести молитвы или просто осмотреть внутреннее убранство.
Архитектура строения
Многие историки и исследователи считают Церковь Покрова самым красивым из русских храмов. Он отличается необычайно гармоничными пропорциями, изяществом элементов и некоторой аскетичностью, не допускающей помпезных и вызывающих украшений. Эти характеристики создают иллюзию лёгкости, воздушности постройки — храм словно устремляется к небу, возвышаясь над окружающим пейзажем.
Кратко об архитектурных особенностях Храма Покрова на Нерли:
- Средняя апсида и окно на ней слегка приподняты по сравнению с боковыми. Это создаёт иллюзию возвышенности и зрительно увеличивает высоту храма.
- Фасад декорирован аркатурой, а входы представляют собой перспективные порталы-арки, украшенные резьбой. Стены также украшены пилястрами и полуколоннами, которые соответствуют внутреннему убранству по расположению. Их суммарная толщина в 1,5 раз больше стандартной стены, что делает конструктивный рисунок собора очень ярко выраженным.
- Северные и южные стены храма асимметричны, а прясла очень узки. Но благодаря строению апсид и особенностям архитектурной композиции строение выглядит гармонично и уравновешенно при взгляде с любого угла.
- Стены здания строго вертикальные и прямые, но благодаря асимметричным пропорциям они кажутся наклонёнными внутрь, что усиливает иллюзию большой высоты сооружения. Изнутри это эффект поддерживается сужением столпов в верхней части.
- Основа здания представляет собой почти квадратный четверик. Он отличается небольшими размерами — всего 10 на 10 м без учёта апсид и пространства под куполом. Маленькое пространство внутри в сочетании с другими архитектурными элементами усиливают «воздушность» строения.
- Глубина фундамента собора — 5,3 м, что практически равно его высоте. Здание стоит на искусственном холме. В древние времена при выходах реки из берегов до него приходилось добираться на лодке.
Задачей древних мастеров было создать не просто храм, а произведение искусства.
При взгляде на него у человека возникает чувство превосходства духовного над материальным, ощущение божественной силы и величия.
Такое настроение достигается за счёт чисто архитектурных решений, почти без художественных элементов. Общее впечатление о Храме Покрова на Нерли будет неполным без окружающего пейзажа, ведь план здания составлялся с тщательным учётом всех его деталей.
Несмотря на смещение русла рек, собор смотрится крайне гармонично, почти сливаясь с окружающей природой.
Декор и убранство
Среди декоративных элементов храма примечательна изысканная каменная резьба. Считается, что она повествует о библейском сюжете восхождения царя Давида-псалмопевца. Символика до конца не расшифрована. Предположительное значение элементов:
- фигура на троне символизирует самого царя Давида;
- окружающие его львы, орлы и фантастические звери — знаки власти и величия;
- строгие женские лица, окружающие композицию, символизируют Деву Марию или Софию (древний символ мудрости и самоотверженности).
Создание подобных каменных украшений — сложная и кропотливая работа. С учётом технологического прогресса того времени, на создание резьбы ушло бы 300 суток непрерывного труда от 10 человек.
Элементы оригинального внутреннего убранства церкви не сохранились: их последние остатки были уничтожены во время непрофессиональной реставрации 1877 года. Считается, что полы собора были выложены майоликовой керамикой, а стены украшены фресками и росписями с картинками из мифических сюжетов.
Картина С. В. Герасимова
Красоту Церкви Покрова на Нерли лучше всего передаёт одноимённая картина С. В. Герасимова. Автор был человеком с глубокой верой, приучался к духовности с раннего детства и умел находить прекрасное во всём. Потому именно в его творчестве лучше всего передан этот храм. В отличие от произведений других художников, Герасимов акцентирует внимание именно на белых стенах постройки, а не на окружающем пейзаже, что многое говорит о его отношении к собору. Художественные особенности его работы:
- Яркие, живые цвета. Зелёные растения, ярко-голубое с белыми облаками, золотой купол вызывают ощущение лёгкости и спокойствия.
- Церковь в центре композиции создаёт ощущение величественности. Она похожа на крепость, возвышающуюся над окружающим миром и охраняющую его покой. Это подчёркивает тему возвышения духовного над мирским.
- В картине показана чёткая граница между землёй и небом — земным и божественным. Согласно замыслу художника «Церкви покрова на Нерли», храм может связать их, служа своеобразным мостом.
- Золотой купол, ярко переливающийся на солнце, символизирует ценность собора. Он является не только важным религиозным сооружением, но единственным в своём роде важным архитектурным памятником, потому его надо беречь.
Автору настолько хорошо удалось описать храм в своей картине, что мало кто останется не проникнут его красотой и величием. Немалую роль в этом сыграл не только его талант и профессионализм, но и искренняя вера в православные ценности.
Сегодня Церковь Покрова на Нерли по праву считается одним из самых выдающихся памятников своей эпохи. В этом сыграло роль не только её значение для православной церкви, но и крайне удачные архитектурные решения, придавшие зданию неописуемую красоту.
Изображение храмов и церквей — одна из излюбленных тем русских живописцев. Художники не раз изображали архитектурные сооружения на фоне красивого пейзажа. Многих мастеров особенно привлекали небольшие древнерусские храмы, такие как Церковь Покрова на Нерли.
Содержание
- Сочинение-описание по картине «Церковь на Нерли»
- «Церковь Покрова на Нерли» на картинах С.И. Герасимова и С.А. Баулина (сочинение)
- «Храм Покрова на нерли» описание картины
- Описание картины Сергея Баулина «Храм покрова на Нерли»
- Описание картины Герасимова «Церковь Покрова на нерли»
- Храм Покрова на Нерли — величайший памятник древнерусского зодчества
- Сочинение по картине Герасимова «Церковь покрова на Нерли» — 8 класс
Сочинение-описание по картине «Церковь на Нерли»
Вариант 1
Картина «Церковь Покрова на Нерли» написана С. В. Герасимовым (1885–1964). Он в основном рисовал пейзажи, например, «После дождя». Но на картине «Церковь Покрова на Нерли» среди природы изображена церковь. Она одна из самых поэтических памятников древнерусского зодчества. А так же эта церковь изображена С. А. Баулиным «Храм Покрова на Нерли».
На картине «Церковь Покрова на Нерли» хорошо показано, как среди светло-зелёной травы ярко выделяется синяя река, которая отражает белокурые, пушисто-белоснежные облака. Они очаровывают своей формой и беспорядочностью. Пушистые и могучие деревья, которые стоят возле церкви такие же высокие, как и она, что даже у неё увенчанный крест главка растворяется в воздухе и где-то высоко тает в небе.
Церковь стоит на берегу холма, который окутывается рекой Нерль. Этот собор отлично выделяется в этой картине, поскольку церковь находится на середине картины и берёт всё внимание на себя. Храм белокаменный, с изящными формами и фиолетовыми куполами, но здесь они золотые, потому что отражают яркие лучи солнца.
Мне понравилась картина «Церковь Покрова на Нерли» тем, что здесь использовались теплые и яркие тона красок. Здесь очень точно выражена ясная погода и необыкновенная, чуткая тишина.
Вариант 2
При первой встрече с картиной В.С. Герасимова «Церковь Покрова на Нерли», она показалась мне необычайно легкой и просторной. Вглядываясь в прекрасное полотно, меня переполняют радостные, и даже торжественные чувства. Настолько эта великая работа потрясла мой внутренний мир.
В центре картины изображена церковь Покрова. Она расположена на небольшом островке, вокруг которого протекает шумная и быстрая река. Церковь исполнена в светлых красках, ведь именно белый цвет передает святость и чистоту данного сооружения. Золотые купала ярко отблескивают и переливаются при помощи множества солнечных лучей.
На своем полотне автор использует и другие приятные глазу тона. Это голубоватый оттенок прекрасного неба, по которому раскидисто плывут белоснежные облака. Гармонично с небом сливается линия горизонта, которая соединяет два мира. Земля покрыта свежей, молодой травой. Она настолько сочная и яркая, что до нас доносится ее аромат. Художник использует приятные салатные и зеленые оттенки, чтобы показать зрителю, насколько все живое радуется и веселится благодати расположенной рядом церкви.
На заднем плане картины нарисованы одинокие деревья и группка растений, которые образовали небольшую рощу. Возле храма растет большое и могучее зеленое дерево. Скорее всего, ему столько же лет, сколько и храму. Думаю, дерево было посажено именно по окончанию строительства церкви.
На переднем плане мы обращаем внимание на женщину, которая стоит на берегу реки и вглядывается вдаль. Думаю, она произносит молитву внутри своей души, глядя на храм Покрова. Она молится о своих близких, о детях. Она просит Божьей благодати для себя и своей семьи.
Как же все-таки прекрасно жить в таком замечательном месте, рядом со святым храмом. В.С. Герасимов со всем своим талантом и мастерством смог передать красоту и величие этого края.
Вариант 3
Очень живописным и святым местом, дошедшим до наших дней еще с давних времен, есть расположенная на берегу реки Нерль церковь Покрова. Она относится к величайшим местам и памяткам архитектуры России. Расположен храм на небольшом холмике. Вокруг него разлилась река и красуется природа. Именно на этом месте согласно истории князь Андрей приказал построить храм в честь гибели его сына.
Многих художников манило это место, как своей природой, так и архитектурным строением. Герасимов Сергей Васильевич не есть тому исключением. Его любовь к природе и пейзажам всегда была показана в его работах. Полотно «Храм Покрова на Нерли» передает нам в первую очередь ту красоту, которая окружает сам храм. Показана церковь с противоположного берега реки. Большие, красивые, зеленые поля покрытие нежными цветами. Разбросанные одинокие деревья и кусты. Синева тихой реки. Все это придает картине чувство чуда и веры. Автор показал насколько прекрасно само место и как оно может завораживать.
Очень тепло и красиво изображены люди. Первыми падают в глаза женщина и ребенок на берегу реки. Мама стоит и смотрит, как ее малыш собирает цветочки. Складывается впечатление, что они часто здесь гуляют. Да и как в таком месте не погулять. А на противоположной стороне изображена группа монахов. Они куда-то направляются. Хотя мы видим их издалека, но четко просматриваются их темные рясы. И самым светлым и чистым пятном на картине есть сам храм. Это большое архитектурное строение. Построен он на возвышении, да еще и своей высотой и куполом так тянется к небу, что даже, кажется, вот-вот к нему достанет.
Вся картина передает солнечный приятный день. Небольшие тучки проплывают по небу, а легонький ветер играет листьями деревьев и волнами реки. Вся эта простота и передает чувство чуда и воодушевления.
Еще одна интересная картина «Церковь Вознесения на улице Неждановой» — так называется полотно заслуженной художницы России Татьяны Григорьевны Назаренко.
«Церковь Покрова на Нерли» на картинах С.И. Герасимова и С.А. Баулина (сочинение)
Вариант 1
Церковь был построена много столетий назад, в 1165 году, и названа была в честь русской святой Покровы. По легенде, место для строительства церкви выбрал сам Андрей Боголюбский. Именно эту миниатюрную и изящную церковь, расположенную на берегу реки Нерль, и изобразили художники С.И. Герасимов и С.А. Баулин.
Церковь Покрова на Нерли представлена на картинах известных художников с разным настроением. Если Герасимов различными приемами показывает яркий красочный день, то на полотне Баулина можно увидеть хмурый и пасмурный день. Церковь Покрова представлена на этих картинах как символ добра, красоты, духовной связи человека с природой.
Герасимов изобразил храм в центре полотна. Кажется, что церковь и природа являются неким единым целым. В то же время, храм – это творение человека. Церковь расположена практически в центре композиции. Несмотря на это, нет ощущения строгой симметрии, ясности и законченности. Когда смотришь на эту картину, кажется, что можно пройтись по берегу реки, подойти к церкви и рассмотреть ее ближе.
Изображение солнечного дня только усиливает это желание. Художник показывает гармонию природы и созданной человеком церкви, яркое настроение, веру в то, что это ощущение не покинет никогда.
На картине Баулина церковь Покрова на Нерли изображена очень близко. Этот прием художник выбрал не случайно. Архитектурные детали храма прописаны с особой тщательностью, и на фоне темного хмурого неба церковь выглядит очень светлым. Особенно подчеркивается чистота и нетронутость места, где расположен храм: отражение в реке, заросший травой берег, белая береза на противоположном берегу реки. Таким образом, живописец создает особое настроение и показывает, что свет и вера смогут победить любые невзгоды и неприятности.
Церковь Покрова на Нерли представлена на картинах Герасимова и Баулина как символ добра, красоты, духовной связи человека с природой. Каждый мазок художников, выбор красок, некоторые детали говорят о том, что живописцы писали эти полотна с особым трепетом. Поэтому эти картины всегда вызывают восхищение и светлые мысли.
Вариант 2
Две картины — картина С. В. Герасимова «Церковь Покрова на Нерли» и полотно С. А. Баулина «Храм Покрова на Нерли» посвящены одной теме — изображению здания Храма на Нерли. Предмет изображения один, но видение его, безусловно, у каждого художника свое. В центре внимания С. В. Герасимова не только храм, но и окружающий его пейзаж. На переднем плане картины — зеленый луг, за ним голубеет река, за рекой — небольшой зеленый холм, на котором воздвигнут Храм.
Он стоит в окружении деревьев, его купол, освещенный весенним солнцем, отливает золотом. Мы не видим деталей самого здания Храма — он изображен издали. Художник ставил цель изобразить Храм в окружении природы, чтобы подчеркнуть его величие, величие освященного места, где было воздвигнуто здание Храма. Краски картины Герасимова яркие, сочные. Особенно удивительным кажется небо на картине — оно насыщенного голубого цвета с бегущими по нему белоснежными облаками. В центре полотна Баулина — сам Храм. Он изображает холм, на котором высится здание Храма.
Мы можем рассмотреть его в малейших подробностях — от ворот до колокольни, венчающейся куполом. Баулин изображает Храм в более темных красках, живописец писал его скорее всего в начале осени. Здание выглядит величественно, благодаря тому, что художник подчеркнул особенности его архитектуры путем игры света и цветовых оттенков. Картины двух художников отличаются не только тем, что были написаны с разных планов: один сконцентрировал свое внимание только на здании Храма, а другой — на Храме в окружении природы.
Но и тем, что каждый из живописцев писал Храм в разное время года: Герасимов весной, а Баулин ранней осенью, что обусловило выбор красок картин. Однако главным отличием, конечно, является субъективное восприятие предмета.
С другой стороны, обе картины как бы дополняют друг друга. Как зрителю мне интереснее видеть одновременно две картины, посвященные одной теме. Это дает возможность сравнить разные точки зрения на один предмет и решить для себя, чья авторская позиция мне ближе. В данном случае мне ближе картина С. А. Баулина.
Созерцание картины Герасимова «После дождя» порождает в душе каждого зрителя ощущение бодрящей новизны. Омытый дождем, окружающий мир выглядит совершенно по-новому, и этот новый взгляд на привычные вещи позволяет открыть удивительное не только в повседневной действительности, но и в собственной душе.
Вариант 3
Церковь Покрова на Нерли — удивительное здание, дошедшее до нас из глубины веков, величайший памятник мировой архитектуры. Многие художники изображали на своих полотнах этот храм. Церковь Покрова расположена на берегу реки Нерль, неподалеку от Боголюбова, в очень живописном месте. С одной стороны — величественная река, с другой — красивейшее озеро. Церковь расположена как бы на возвышении, кажется, что золотой купол устремляется в облака. Здание украшено резьбой. Храм с полным правом можно назвать жемчужиной мирового зодчества. История этой церкви очень интересна, насчитывает много веков.
Она была построена в 1165 г. в честь завершения похода Андрея Боголюбского в Болгарию, а также в память его погибшего сына, юного Изяслава. Рядом с церковью в те далекие времена находилась пристань, где причаливали корабли иностранных послов и купцов. Так что церковь была своего рода визитной карточкой Владимиро-Суздальской Руси. Приезжие в первую очередь видели удивительно красивый храм, проникались величием российского государства. Для православных людей церковь Покрова — это настоящая святыня. Можно представить, с каким настроением люди посещают этот храм. Для них это праздник, который вызывает в душе самые светлые чувства и благостное настроение.
Сергей Васильевич Герасимов (1885—-1964), талантливейший русский живописец, много внимания уделял пейзажам. Картина С. В. Герасимова «Церковь Покрова на Нерли» вызывает у зрителя положительные эмоции. В душе каждого человека есть что-то святое. А созерцание величественного храма заставляет задуматься о вечных ценностях.
Композиция картины Герасимова такова, что церковь показана не сама по себе, она как бы центр маленькой Вселенной, представленной удивительным русским пейзажем. Красота окружающей природы только подчеркивает изящество и изысканность храма, который является делом рук человеческих.
Сергей Алексеевич Баулин (1904 — 1976) известный русский художник, его по праву считают мастером архитектурного пейзажа. Живописец на своих полотнах мастерски изображал архитектурные стили различных времен. На картине «Храм Покрова на Нерли» церковь показана крупным планом.
Мы можем разглядеть мельчайшие подробности, в частности удивительно красивую резьбу, украшающую здание. Пропорции храма таковы, что он выглядит утонченным, изысканным и каким-то воздушным. Словно он не дело рук земных мастеров, а творение небес. Здание кажется живым и одухотворенным. Сама мысль о том, в какие далекие времена был создан храм, не может не восхищать наших современников.
Необыкновенный талант древнерусских мастеров, наших далеких предков, неоспорим. Мы не можем не гордиться этим. И пусть всякий раз при взгляде на Церковь Покрова на Нерли в душе просыпаются чистые, искренние, возвышенные чувства. А картины известных мастеров позволяют нам насладиться созерцанием храма, даже если воочию нам его увидеть не удается.
«Храм Покрова на нерли» описание картины
Описание картины Сергея Баулина «Храм покрова на Нерли»
Баулин был непревзойденным мастером пейзажа с элементами архитектуры. Он создает грандиозные картины, на которых великолепно изображает необычные здания разного времени. Художнику удается четко передать особенности архитектуры.
Перед нами впечатляющая работа живописца. Он изобразил знаменитую церковь Покрова. Храм это является почитаемой святыней. Церквушка невелика и достаточно скромна. Построили ее и назвали в честь Покрова. Праздник этот традиционно отмечался на Руси. Многие художники прониклись этой тихой красотой. Именно поэтому можно увидеть достаточное количество картин, на которых изображена церковь.
Баулин берет крупный план. Зритель может разглядеть церковь покрова в мельчайших подробностях. Ни одна деталь не ускользает от мастерской кисти живописца. Если присмотреться немного повнимательнее, можно даже увидеть причудливое кружево резьбы, которое стало ярким украшением этого здания.
Форма здания достаточно необычна. Это квадрат большого размера. В его центре расположен купол, который устремляется прямо в небо. Сложно поверить, что это великолепие создано в далекой древности.
Для строительства храма было выбрано живописное место. По легенде оно было указано не кем иным, как князем Боголюбским. Холм небольшого размера высится посреди Нерли. Дальше простираются бескрайние луга, которые вдали сливаются с бездонным небом. Холм этот насыпали специально. Дело в том, что весенней порой происходит сильный разлив реки.
Баулин изображает пасмурный день. Темноту эту живописец смог передать с помощью мастерского изображения неба. Цвет переходит от синего (темного) до серого. Солнце закрыто густыми тяжелыми тучами. Фон этот позволяет церкви смотреться более ярко. Кажется, что это волшебный луч солнца, который озаряет темноту. Художник демонстрирует, что храм в любую погоду всегда примет, какая бы ситуация ни была. Нужно лишь верить в собственные силы и идти по пути праведника.
Описание картины Герасимова «Церковь Покрова на нерли»
Доктор искусствоведения Сергей Васильевич Герасимов еще и известный народный художник, и живописец. Всю свою любовь к природе, а именно к пейзажам родным мест он показывал в своих картинах. «Церковь Покрова на Нерли» относится именно к таким произведениям. Построена сама церковь во времена Андрея Боголюбского. В легенде говорится, что князь очень грустил после смерти любимого сына, который погиб, сражаясь в бою, и в память о нем возвел церковь. Она построена на берегу реки Нерли и просто восхищает всех своей красотой. Не остался равнодушным к такой красоте и Сергей Герасимов.
На своем полотне «Церковь Покрова на Нерли» автор выделил церкви самое почетное место в центре полотна, среди красивой природы. Вся картина просто сияет яркостью цветов. Они все настолько насыщенные, что, кажется, бут-то всю картину обсыпали блестками. Траву автор нарисовал ярко-зеленой с переливами желтых цветов. Вода в реке синяя-синяя, просто притягивает своей чистотой.
Небо ярко-голубое и покрыто белыми пушистыми тучами. Они совершенно не омрачают яркий день, а наоборот, придают некую таинственность и загадочность. Сама церковь чистого, светлого, белого цвета, только крыша и купола отливают золотом. Еще автор изобразил молодую маму с ребенком на берегу. Девочка игралась и собирала цветы, а мама просто находилась рядом. Эта деталь наполняет всю картину добротой и теплом. Символизирует сочетание чуда и реальности в святом месте.
Покой и умиротворение исходит от полотна Сергея Герасимова про церковь Покрову на реке Нерль. Величественная церковь гордо стоит на холме и охраняет душеный покой прихожан. Чувство спокойствия и защиты ощущают все, кто смотрит на эту чудесную церковь Покровы на полотне Сергея Герасимова.
Храм Покрова на Нерли — величайший памятник древнерусского зодчества
Храм Покрова на НерлиХрам Покрова Богородицы построенный в 1165 году при впадении реки Нерль в Клязьму — одно из самых лирических творений древнерусских зодчих. По преданию, место для храма — на приречном лугу — выбрал сам Андрей Боголюбский. Изящество форм, грация силуэта, резная декорация преодолевают тяжесть камня. Рельефы — аркатурно-колончатый фриз, женские маски, сюжетные группы — складываются в целую систему, декоративную и философскую. Центральное место в ней принадлежит библейскому царю Давиду, чей образ связывается в богословии с идеей Покрова — покровительства Богоматери.
Церковь Покрова на Нерли — памятник становления и расцвета Владимирского княжества при Андрее Боголюбском. Во времена его правления приобретает известность событие из византийской истории X века: явление Богоматери во Влахернском храме Константинополя святым Андрею Юродивому и Епифанию при нападении на греков сарацин в день 1 октября — «Влахернское чудо».
Тогда же во Владимире учреждается праздник Всемилоствого Спаса и Пресвятой Богородицы (1 августа). В Византии на этот день приходилось празднование Животворящего креста. Белокаменный крест с высеченной на нем «Похвалой кресту», стоявший в XII веке на пути к церкви Покрова, хранится сейчас в Боголюбовом храме. Все эти празднования — «Влахернского чуда», Спаса и Богородицы, Животворящего креста — объединяет идея божественного покровительства, которая со временем оформилась в особый праздник Покрова Богородицы.
«Житие Андрея Боголюбского» связывает строение этой церкви с победным походом владимирских полков на Волжскую Булгарию в 1164 году. Предание рассказывает, что князь Андрей Юрьевич Боголюбский повелел заложить храм после гибели во время похода своего любимого сына Изяслава — в память о нем. По некоторым источникам, белый камень для постройки церкви доставили в качестве контрибуции сами побежденные волжские булгары. Немало секретов хранит и сама конструкция храма Его современный облик так прекрасен и совершенен, так вписывается в окружающий ландшафт, что, кажется, так и он был задуман изначально.
Однако, благодаря археологическим исследованиям, мы знаем, что во времена своей «молодости» храм выглядел иначе. А великолепный холм-пьедестал, оказывается, является делом рук человеческих. Изначально храм был обнесён открытыми галереями с перекрытиями, на которых устроены «гульбища». Высота галереи составляла 5,5 м., а в юго-западном углу аркада превращалась в толстую стену с внутренней лестницей, откуда был вход на хоры.
Раскопки у стен храма показали, что создатели этого шедевра решали очень трудную задачу: они должны были поставить храм при впадении Нерли в Клязьму как торжественный монумент, отмечавших для кораблей, шедших снизу по Клязьме, прибытие в княжескую резиденцию — соседний Боголюбовский замок. Место, назначенное князем для строительства, было низменной поймой и в половодье заливалось водой. Поэтому, заложив фундамент на плотной материковой глине, зодчие поставили на нём как бы пьедестал высотой около четырех метров из тесаного камня, точно отвечавший плану церкви.
Одновременно с кладкой подсыпали землю, создавая тем самым искусственный холм, который потом был облицован каменными плитами. На нем и высилась церковь. Казалось, что сама земля поднимает ее к небу. С трех сторон храм окружала аркада галереи, в угловой части которой устроили лестницу на хоры. От галереи сохранился только фундамент, и первоначальный облик здания в целом восстанавливается лишь предположительно. После гибели князя, во время княжеских усобиц, а затем в годы татарского разорения храм получил первые разрушения. И только во второй половине XVII века были проведены серьезные ремонтные работы. В это время здание получило четырехскатную деревянную кровлю; ветхие галереи были отломаны.
Храм иногда заполнялся во время разливов, вода подступала к самому фундаменту, льдины бились о цокольные камни. В 1784 году храм чуть было не исчез навсегда — настоятель Боголюбова монастыря просил разрешение разобрать Покровскую церковь на камень для строительства новых святых врат в своем монастыре.
К счастью разрушение храма не состоялось, причем по вполне прозаической причине — не сошлись в цене с подрядчиком. Храм пострадал и от невежества. В 1877 году монастырские власти самовольно, без ведома архитектора предприняли ремонт: без всякой нужды обвязали храм железными стяжками, сбили остатки фресок в барабане и куполе, заменили гипсовыми утраченные белокаменные рельефы…Боголюбов монастырь вместе с Покровским были закрыты в 1923 году, а еще ранее, с 1919 года древние белокаменные памятники, в том числе церковь Покрова, приняты под охрану Владимирской губернской коллегии по делам музеев.
В начале 1990‑х годов храм по настоянию Церкви был передан вновь открытому Боголюбову монастырю, а затем местному приходу Иоакима и Анны, с подчинением архиерею. В конце 1992 года широко известный памятник был внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Несмотря на все утраты, храм Покрова на Нерли сохранил главное, к чему стремились создававшие безвестные зодчие — гениально выраженную в камне идею превосходства духовного над материальным, которая является краеугольным камнем любой религии. И, вероятно, именно поэтому это выдающееся произведение русских мастеров получило всемирную известность и признание, став своеобразной «визитной карточкой» России.
Сочинение по картине Герасимова «Церковь покрова на Нерли» — 8 класс
Вариант 1
В своей картине «Церковь Покрова на Нерли» Герасимов изобразил красивую церковь, которая располагается в центре полотна. Церковь стоит на невысоком пригорке, а вокруг этой церкви течет река Нерль. По легенде, эту церковь построил князь Андрей Боголюбский в честь своего погибшего сына, который героически погиб в бою. Эта церковь охраняет покой его погибшего сына. Сама картина очень яркая. В ней только самые красивые и жизненные цвета.
Очень много зелени, ее автор изобразил ярко-зеленым цветом. Небо на картине ясное, белыми как вата тучами, которые словно вата плывут по ярко-голубому небу. Ещё на картине мы видим девушку, которая стоит на другом берегу. Она не одна, рядом с ней на зеленой траве лежит корзинка с ребенком. Похоже мама принесла своего ребенка, что бы тот увидел, насколько может быть прекрасен этот мир. Рядом с церковью стоят очень высокие деревья. Они настолько высокие, что почти выше самой церкви.
Люди в далиНедалеко от этих деревьев идут люди. Похоже они провели службу и идут домой. Многие люди приезжают в эту церковь, что бы получить душевный покой. Сама церковь стоит неподвижно, словно это не церковь, а крепость. Церковь белого цвета с один золотистым куполом, который ярко переливается на солнце. Эта церковь очень древняя и ценная для нас.
Она настоящая реликвия современной России! Такие памятники древности нужно ценить и хранить, ведь очень мало таких древних церквей осталось. Смотря на эту картину, на душе становится так легко и спокойно. Эта церковь величественно стоит на холме и охраняет покой прихожан. Автор смог передать нам необыкновенную красоту. Будто он сам там побывал и рисовал в живую.
Вариант 2
Для написания картины, на которой изображено святое место, нужно быть человеком глубокой веры и видеть прекрасное в обычных русских местах. Такой человек должен обладать великим чувством самого прекрасного. Он должен находить то, что незаметно с первого взгляда и кроется где-то в глубине. А кроме того этот человек, конечно должен иметь красиво излагать свои мысли о пейзажах на бумажном листе или на изобразительном холсте.
Безусловно, такой художник должен быть довольно опытным профессионалом в своей отрасли. Доверить изображение храма молодому живописцу можно, только если убедиться в его неподлинной профессиональности. Но настоящим мастером русской живописи и пейзажа является Сергей Васильевич Герасимов, который написал прекрасную картину «Церковь Покрова на Нерли». Сергей Герасимов – советский живописец, писавший картины родных русских полей. Родился и вырос в многодетной крестьянской семье.
История этой картины начинается ещё в далеком детстве Сергея Васильевича Герасимова. Ещё с пяти лет мать, которая была обычной крестьянкой, художника начала приучать его к прекрасному искусству живописи и изображения. Его мать была очень чистой и глубоко верующей женщиной, поэтому своего сына она всегда часто водила в церковь и гуляла с ним на территориях монастырей и храмов. По воспоминаниям Сергея Васильевича, он всегда просил маму сводить его в церковь и, конечно, взять с собой изобразительный холст. Но уже после обучения в промышленной академии он написал картину «Церковь Покрова на Нерли».
Название картины довольно популярно. Существует одноименная картина другого живописца с названием «Храм Покрова на Нерли». На этих двух картинах изображён один и тот же храм, но с абсолютно разных ракурсов. Картина «Храм Покрова на Нерли» больше изображает чистую природную красоту, а вот картина «Церковь Покрова на Нерли» обращена к самой постройке и показывает белые стены храма.
Цветная палитры картины позволяет нам глубже насладиться голубой гранью неба земли. Картина показывает грань между миром, в котором живут люди, и небом, где люди находят и приобретают себе вечный мир. А храм или же церковь являются неким проводником и связующим элементом между небом и землей.
Художник, Сергей Васильевич Герасимов написал картину «Церковь Покрова на Нерли» в самый расцвет своей творческой жизни в России. Когда Сергей Васильевич незадолго до своей смерти отправился в церковь, он написал, что «Душа русского человека, все творческие его начала начинают процветать, только тогда, когда он придёт во Храм и покается. После этого Сергей Васильевич написал ещё несколько картин, которые были обращены к теме духовной жизни, небесному просвещению человека. Две последние картины представлены в Третьяковской галерее.
Картина «Церковь Покрова на Нерли» вызывает исключительно самые светлые и добрые чувства, которые возникают у человека, глядя на данное изображение. Картина умиротворяет и делает человека спокойным, ровным и налаживают его внутреннее состояние.
Вариант 3
Чарующая церковь Покрова на Нерли
Россия богата своей историей, красотой сооружений. Очень украшают просторы нашей родины различные храмы и православные церкви. Одним из таких уникальных мест является церковь Покрова на Нерли.
Это потрясающее и удивительное место. Оно дошло до нас из глубины веков и уцелело через время. Это мировой памятник архитектуры.
Многие художники рисовали этот чудесный храм на своих бессмертных полотнах.
Сама церковь располагается около Боголюбова, на берегу реки Нерль. Природа вокруг неё очень живописна. Она находится между двумя водоёмами. С одной стороны её находится прекрасная речка. С другой чарующее озеро.
Здание церкви находится на возвышенности и с далека кажется, что её купол устремляется в небо.
Стены здания украшены резьбой. Церковь очень богата своей интересной, многовековой историей. Она была построена после похода Андрея Боголюбского в Болгарию, а также в честь его погибшего сына Изяслава в 1165 году. В те годы рядом с церквой находилась пристань. Приплывали множество торговцев и купцов. И храм Покрова служил своего рода визитной карточкой. Приезжие покидая свои корабли, первым делом видели этот храм и пропитывались русским духом и величаем.
Для православных людей церковь Покрова на Нерли самая настоящая святыня. При посещении её люди испытывают невероятный восторг и радость.
Картина, передающая чувства «Церковь Покрова на Нерли»
Великий художник Сергей Васильевич Герасимов является талантливейшим пейзажистом и русским живописцем.
Насколько сильно и ярко он своей картиной Церковь Покрова на Нерли вызывает положительные эмоции и чувства у зрителей.
У каждого в душе есть какие-то святые ценности. А глядя на церковь у всех появляется неописуемая благодать. Глядя на величественный храм невольно задумываешься о вечных ценностях. Но на картине Герасимов показал не только прелесть церкви, но и величие русской природы. Красота природы, окружающей храм словно подчёркивает его величие.
Хоть особое внимание и уделялось природе, мы можем наблюдать красоту храма. Глядя на него, мы словно переносимся в то время, когда становление христианской веры только набирало обороты.
При просмотре картины возникают светлые и искренние чувства. Она показана в светлых тонах. На небе ярко светит солнышко и в его лучах природа и храм «расцветают», озаряются и наполняются теплом.
Пример сочинения 1
Картина «Церковь Покрова на Нерли» была написана художником С. В. Герасимовым (1885-1964 п.)
Чаще всего он рисовал пейзажи, одним из которых является замечательная картина «После дождя», отражающая блеск и красоту природы, омытой летним дождём. На картине «Церковь Покрова на Нерли» вместе с природными красотами мы видим изображение церкви. Эта церковь является одним из самых поэтических памятников древнерусского зодчества. Также эту церковь изобразил С. А. Баулин, его картина носит название «Храм Покрова на Нерли».
На картине Герасимова «Церковь Покрова на Нерли» среди светло-зелёной травы ярко выделяется река синего цвета с фиолетовыми проблесками, она немного отражает пушисто-белоснежные облака За счёт облаков небо выглядит ярким и насыщенным, в нём виднеются и розовые, и синие, и голубые оттенки. Облака очаровывают своей формой и беспорядочностью. Большие, пушистые и могучие деревья создают полноту картины, украшая собой церковь. Они такие же высокие, как она. Если бы не было этих деревьев, то церковь стояла бы в полном одиночестве на берегу холма, который окутывается рекой Нерль. Собор расположился в центре картины, поэтому в первую очередь обращаешь внимание именно на него. Храм белокаменный, имеет изящные формы и фиолетовые купола, но в этой картине они показаны золотыми, потому что отражают яркие солнечные лучи.
Ещё на берегу мы видим молодую маму, гуляющую с ребёнком. Девочка играет и собирает цветы, а мама просто находится рядом. Эта деталь делает картину более доброй и тёплой.
Мне очень понравилась картина Герасимова «Церковь Покрова на Нерли», потому что она выполнена в тёплых и ярких тонах красок. Здесь очень точно показана ясная погода, спокойная обстановка и необыкновенная, чуткая тишина.
Пример сочинения 2
На картине «Церковь Покрова на Нерли» художник Герасимов изобразил белый храм в окружении природы. На переднем плане мы видим реку Нерль, она четко отражает все растущие вокруг деревья, небо и саму церковь. Видно, что на реке играют мелкие волны от слабого ветерка. Рядом с холмом раскачивается одинокая пустая лодка.
На ближайшем берегу стоит женщина с маленьким ребенком и любуются видом напротив. Малыш, видимо, срывает для мамы желтые цветочки, которые усыпали весь этот берег.
На противоположной стороне на небольшой возвышенности расположена белоснежная церковь Покрова. Это довольно высокое сооружение с высокой колокольней и синим куполом. На куполе отражаются лучи солнца и он играет самыми разными цветами. Церковь украшена высокими узкими окнами. Храм выглядит очень величественно и создается впечатление, что он парит в воздухе. Здание церкви окружено деревьями с пышными кронами и зеленой листвой. Вся трава вокруг сочного насыщенного цвета.
Сразу становится ясно, что это летнее время – июль или август. Художник не пожалел красок, чтобы передать все оттенки и цвета лета. Не трудно догадаться, что Герасимов очень любил природу и родную землю.
Деревья расположены с обеих сторон холста. Сразу за церковью виднеется домик с синей крышей. Поодаль видны фигурки прихожан, которые возвращаются из церкви.
Летнее небо дополняет эту красоту, на нем плавают огромные белые облака.
Картина «Церковь Покрова на Нерли» вызывает у меня самые светлые чувства. Я ощущаю какой-то уют и спокойствие, исходящие от этого пейзажа. Теперь мой список желаний пополнился ещё одной мечтой – увидеть своими глазами в это же летнее время «Церковь Покрова на Нерли».
Пример сочинения 3
При первой встрече с картиной В.С. Герасимова «Церковь Покрова на Нерли», она показалась мне необычайно легкой и просторной. Вглядываясь в прекрасное полотно, меня переполняют радостные, и даже торжественные чувства. Настолько эта великая работа потрясла мой внутренний мир.
В центре картины изображена церковь Покрова. Она расположена на небольшом островке, вокруг которого протекает шумная и быстрая река. Церковь исполнена в светлых красках, ведь именно белый цвет передает святость и чистоту данного сооружения. Золотые купала ярко отблескивают и переливаются при помощи множества солнечных лучей.
На своем полотне автор использует и другие приятные глазу тона. Это голубоватый оттенок прекрасного неба, по которому раскидисто плывут белоснежные облака. Гармонично с небом сливается линия горизонта, которая соединяет два мира. Земля покрыта свежей, молодой травой. Она настолько сочная и яркая, что до нас доносится ее аромат. Художник использует приятные салатные и зеленые оттенки, чтобы показать зрителю, насколько все живое радуется и веселится благодати расположенной рядом церкви.
На заднем плане картины нарисованы одинокие деревья и группка растений, которые образовали небольшую рощу. Возле храма растет большое и могучее зеленое дерево. Скорее всего, ему столько же лет, сколько и храму. Думаю, дерево было посажено именно по окончанию строительства церкви.
На переднем плане мы обращаем внимание на женщину, которая стоит на берегу реки и вглядывается вдаль. Думаю, она произносит молитву внутри своей души, глядя на храм Покрова. Она молится о своих близких, о детях. Она просит Божьей благодати для себя и своей семьи.
Как же все-таки прекрасно жить в таком замечательном месте, рядом со святым храмом. В.С. Герасимов со всем своим талантом и мастерством смог передать красоту и величие этого края.
Пример сочинения 4
Об авторе: Сергей Васильевич Герасимов (1885-1964)- советский живописец. Среди его работ множество сюжетных, исторических полотен, портретов, натюрмортов и различных иллюстраций. По картине Герасимова Церковь Покрова на Нерли можно судить и о его пейзажах. Здесь соединены нежное отношение автора к русской природе и духовная связь с божественным миром.
На картине Герасимова «Церковь Покрова на Нерли» перед нами предстает белоснежный храм в устье реки Нерль. Художник живописно и красочно изобразил сам храм, его отражение в воде и окружающую его природу. Всё это делает полотно настолько интересным и притягательным, что его хочется долго рассматривать. На своей палитре автор почти не использует мрачные и темные краски, все цвета яркие и бросающиеся в глаза.
На переднем плане живописец изобразил берег и саму реку Нерль. Сочная трава изумрудного цвета и яркое солнце рассказывают нам, что сейчас середина лета. По берегу гуляют женщина с ребенком. Малыш наклонился и что-то рассматривает под ногами.
В водах синей реки отражается голубое небо с плывущими по нему облаками. Также можно разглядеть в неспокойной воде нечёткие очертания храма. Они изображены автором в бело-розовых тонах. Немного дальше видна небольшая лодка, причалившая к берегу.
Церковь расположена на противоположном берегу реки на возвышенности. Это довольно высокое белокаменное строение с двумя порталами и узкими вытянутыми окнами. Фасад здания украшен декоративными арками. Купол храма и куполообразная крыша изображены в синих тонах. Но под солнечными лучами они переливаются розовыми, оранжевыми и красными бликами.
Рядом с храмом посажены несколько деревьев. Их зеленые кроны красиво вырисовываются на фоне бело-голубого с розоватым оттенком неба. За деревьями виден дом желтого цвета с синей крышей. Скорее всего, там живут служители церкви.
На заднем плане слева изображен ряд деревьев. Они растут на узкой полосе земли между двумя протоками реки. С правой стороны мы видим четыре темных силуэта. Наверное, это прихожане заходили в церковь, а теперь идут к себе домой. Вдали у самого горизонта виднеется полоска темного леса.
Глядя на картину, понимаешь, что художник вложил в нее всю свою душу. Он тщательно подбирает краски, изображая необыкновенно красивое небо с бледно-розовыми облаками. На его фоне белоснежный храм выглядит нарядным и величественным. Лирический пейзаж Герасимова вызывает чувства спокойствия и умиротворения. Очень хочется оказаться сейчас на берегу Нерли и увидеть эту красивую церковь.
Пример сочинения 5
Холст “Церковь Покрова на Нерли” был написан художником, который по большей части писал пейзажи. В них он выражал скромную, однако, величавую красоту своей земли. Примером этому служит холст “Церковь Покрова на Нерли”.
Глядя на нее не один человек не может остаться равнодушным.
Воздвигнут Храм был при Андрее Боголюбском. В придании сказано, что князь сильно тосковал после гибели своего сына. В воспоминание о нем он воздвиг Храм, который построен на берегу речки и очаровывает всех своим блеском.
Не был холоден к такому блеску и сам художник.
На картине в центре изображена церковь в один из солнечных дней. Ей художник отвел самое главное место в центральной части холста в объятиях шикарной природы, а вокруг простираются необъятные просторы. Сама Церковь стоит на возвышении, словно величавый белокаменный сторож, обративший свою золотую голову в голубое небо с белыми пышными облаками.
Эти облака делают картину совершенно необычной. Возникает такое чувство, что Храм возникает из земли совместно с возвышением, на котором стоит. А отблеск в воде – это его необыкновенное загадочное продолжение.
Церковь выглядит, как будто она сделана не мастерами, а создана небесами.
На холсте также видны – прекрасный зеленый луг, за которым раскинула свои воды голубая речка.
Речка Нерль тихо пустила свои воды вокруг Церкви, Лодка раскачивается на воде, несмотря на то, что увидеть это невозможно. Это является в воображении зрителя. На противолежащем от Церкви берегу прохаживается молодая женщина с ребенком.
Вдалеке видны поля и луга.
При взгляде на этот холст у зрителя возникает множество положительных чувств. А глядя на саму Церковь размышляешь про извечные ценности. На холсте видно, что Храм изображен не сам по себе, он как будто маленькая Вселенная, которую показывает художник на своем холсте.
Роскошь соседствующей природы лишь выделяет утонченность и элегантность Церкви, которую создали человеческие руки. Здание кажется выразительным и воодушевленным.
Этот холст дает возможность испытать удовольствие от рассматривания Храма, даже тогда когда собственно созерцать его не удалось.
На противолежащем от Церкви берегу прохаживается молодая женщина с ребенком.
Вдалеке видны поля и луга.
При взгляде на этот холст у зрителя возникает множество положительных чувств. А глядя на саму Церковь размышляешь про извечные ценности. На холсте видно, что Храм изображен не сам по себе, он как будто маленькая Вселенная, которую показывает художник на своем холсте.
Роскошь соседствующей природы лишь выделяет утонченность и элегантность Церкви, которую создали человеческие руки. Здание кажется выразительным и воодушевленным.
Этот холст дает возможность испытать удовольствие от рассматривания Храма, даже тогда когда собственно созерцать его не удалось.
Главная>Сочинения по картинам
«Церковь Покрова на Нерли», Герасимов
Год написания: 1953
Размер: 32 × 68 см
Местонахождение: Третьяковская галерея, Москва
Быстрый переход:
Вариант 1 — Кратко
Вариант 2 — Подробно
Вариант 1 — Кратко
8 предложений/ 91 слово
На картине Сергея Герасимова «Церковь Покрова на Нерли» мы видим прекрасный умиротворённый летний пейзаж. На переднем плане изображён зелёный берег реки, по которому гуляет мать с ребёнком, а чуть поодаль — небольшой белокаменный храм с золотым куполом.
Справа от церкви располагается несколько деревьев с густыми зелёными кронами. За ними мы можем различить силуэты четырёх прихожан. Слева на воде колышется пришвартованная к берегу лодка, на заднем плане картины желтеют поля и темнеют леса.
Над всей этой одухотворённой красотой раскинулось голубое небо. По нему медленно плывут белые облака. Настроение картины лёгкое и умиротворённое.
Вариант 2 — Подробно
14 предложений/ 199 слов
Картина «Церковь Покрова на Нерли», написанная художником Сергеем Герасимовым, — это удивительно богатое по многообразию своих красок полотно, на которой изображён не только прекрасный старинный собор, но и великолепный летний пейзаж. В результате вся природа выглядит удивительно яркой и одухотворённой.
На переднем плане мы видим зелёный берег реки Нерли, по которому неспешно прогуливается женщина с ребёнком, а уже чуть поодаль, на рукотворном холме стоит и сама церковь. Стены её построены из благородного белого камня, а крышу украшает золотой купол.
Слева от церкви на реке можно заметить пришвартованную к берегу чёрную лодку, а справа, там же на островке, разглядеть густые зелёные кроны деревьев. Контрастируя со светлым оттенком строения, они подчёркивают ослепительную белизну храма, удачно дополняя собой основную композицию.
Рядом с церковью расположено несколько низких жилых построек. Чуть поодаль мы также можем заметить силуэты четырёх прихожан. Эти люди движутся по берегу в обратном от храма направлении.
Над прекрасным пейзажем раскинулось чистое голубое небо с мирно плывущими по нему пушистыми белыми облаками, приобретающими у линии горизонта нежный розовый оттенок. Оно занимает большую часть композиции произведения.
Из-за обилия солнечного света пейзаж кажется необычайно живым. Вода в реке играет яркими бликами, трава и деревья дышат свежестью погожего летнего дня. Настроение картины радостное и умиротворённое.
см. также:
Все сочинения-описания картин
Краткая биография Сергея Герасимова
Церковь Покрова на Нерли — удивительное здание, дошедшее до нас из глубины веков, величайший памятник мировой архитектуры. Многие художники изображали на своих полотнах этот храм. Церковь Покрова расположена на берегу реки Нерль, неподалеку от Боголюбова, в очень живописном месте. С одной стороны — величественная река, с другой — красивейшее озеро. Церковь расположена как бы на возвышении, кажется, что золотой купол устремляется в облака. Здание украшено резьбой. Храм с полным правом можно назвать жемчужиной мирового зодчества. История этой церкви очень интересна, насчитывает много веков. Она была построена в 1165 г. в честь завершения похода Андрея Боголюбского в Болгарию, а также в память его погибшего сына, юного Изяслава. Рядом с церковью в те далекие времена находилась пристань, где причаливали корабли иностранных послов и купцов. Так что церковь была своего рода визитной карточкой Владимиро-Суздальской Руси. Приезжие в первую очередь видели удивительно красивый храм, проникались величием российского государства.
Для православных людей церковь Покрова — это настоящая святыня. Можно представить, с каким настроением люди посещают этот храм. Для них это праздник, который вызывает в душе самые светлые чувства и благостное настроение.
Сергей Васильевич Герасимов (1885—1964), талантливейший русский живописец, много внимания уделял пейзажам. Картина С. В. Герасимова «Церковь Покрова на Нерли» вызывает у зрителя положительные эмоции. В душе каждого человека есть что-то святое. А созерцание величественного храма заставляет задуматься о вечных ценностях. Композиция картины Герасимова такова, что церковь показана не сама по себе, она как бы центр маленькой Вселенной, представленной удивительным русским пейзажем. Красота окружающей природы только подчеркивает изящество и изысканность храма, который является делом рук человеческих.
Сергей Алексеевич Баулин (1904—1976) известный русский художник, его по праву считают мастером архитектурного пейзажа. Живописец на своих полотнах мастерски изображал архитектурные стили различных времен. На картине «Храм Покрова на Нерли» церковь показана крупным планом. Мы можем разглядеть мельчайшие подробности, в частности удивительно красивую резьбу, украшающую здание. Пропорции храма таковы, что он выглядит утонченным, изысканным и каким-то воздушным. Словно он не дело рук земных мастеров, а творение небес. Здание кажется живым и одухотворенным. Сама мысль о том, в какие далекие времена был создан храм, не может не восхищать наших современников. Необыкновенный талант древнерусских мастеров, наших далеких предков, неоспорим. Мы не можем не гордиться этим. И пусть всякий раз при взгляде на Церковь Покрова на Нерли в душе просыпаются чистые, искренние, возвышенные чувства. А картины известных мастеров позволяют нам насладиться созерцанием храма, даже если воочию нам его увидеть не удается.
Вариант 2
Две картины — картина С. В. Герасимова «Церковь Покрова на Нерли» и полотно С. А. Баулина «Храм Покрова на Нерли» посвящены одной теме — изображению здания Храма на Нерли. Предмет изображения один, но видение его, безусловно, у каждого художника свое.
В центре внимания С. В. Герасимова не только храм, но и окружающий его пейзаж. На переднем плане картины — зеленый луг, за ним голубеет река, за рекой — небольшой зеленый холм, на котором воздвигнут Храм. Он стоит в окружении деревьев, его купол, освещенный весенним солнцем, отливает золотом. Мы не видим деталей самого здания Храма — он изображен издали. Художник ставил цель изобразить Храм в окружении природы, чтобы подчеркнуть его величие, величие освященного места, где было воздвигнуто здание Храма. Краски картины Герасимова яркие, сочные. Особенно удивительным кажется небо на картине — оно насыщенного голубого цвета с бегущими по нему белоснежными облаками.
В центре полотна Баулина — сам Храм. Он изображает холм, на котором высится здание Храма. Мы можем рассмотреть его в малейших подробностях — от ворот до колокольни, венчающейся куполом. Баулин изображает Храм в более темных красках, живописец писал его скорее всего в начале осени. Здание выглядит величественно, благодаря тому, что художник подчеркнул особенности его архитектуры путем игры света и цветовых оттенков.и
Картины двух художников отличаются не только тем, что были написаны с разных планов: один сконцентрировал свое внимание только на здании Храма, а другой — на Храме в окружении природы. Но и тем, что каждый из живописцев писал Храм в разное время года: Герасимов весной, а Баулин ранней осенью, что обусловило выбор красок картин. Однако главным отличием, конечно, является субъективное восприятие предмета. С другой стороны, обе картины как бы дополняют друг друга. Как зрителю мне интереснее видеть одновременно две картины, посвященные одной теме. Это дает возможность сравнить разные точки зрения на один предмет и решить для себя, чья авторская позиция мне ближе. В данном случае мне ближе картина С. А. Баулина
Церковь Покрова на Нерли: загадки истории.
В живописном месте, где сливаются две реки Нерль и Клязьма, недалеко от села Боголюбово Владимирской области находится небольшая белокаменная церковь. Красивая и изящная она притягивает взгляд своей легкостью и чистотой. Это памятник русского зодчества, внесенный в список объектов Всемирного наследия. Церковь Покрова на Нерли.
Построенная князем Андреем Боголюбским в 1165 году, она посвящена празднику, которого на Руси ранее не знали. Князя Андрея Боголюбского называют просветителем, он отличался высокой культурой, безукоризненным вкусом и богоугодными делами. Не случайно князь получил такое имя. За годы его правления было создано около 30 храмов.
Особенно почитал князь Андрей Пресвятую Богородицу, заступницу земли русской, и все построенные храмы посвятил ей. Перед кровавыми битвами князь выносил перед войском икону Пресвятой Богородицы и Честный Крест и читал молитву. По одной из версий, во время одного из походов на волжских булгар от образов Спаса, Владимирской Богоматери и Креста стало исходить необъяснимое сияние. В связи с этим событием было начато строительство храма. По другой версии церковь была построена как дань памяти погибшему от полученных в походе ран старшему сыну князя Андрея Боголюбского – Изяславу.
Праздник Покрова Пресвятой Богородицы чтился только в предместье Константинополя в соборе Влахернского монастыря, а в последствие был утвержден князем Андреем Боголюбским без согласия Киевского митрополита и Константинопольского патриарха, что считалось неслыханной дерзостью. Андрей Боголюбский стремился объединить враждующие княжества в единое сильное государство со столицей во Владимире. Покровительницей и заступницей Руси стал образ Пресвятой Богородицы.
Место для строительства церкви было выбрано не далеко от покоев князя Андрея – Боголюбовского замка. Чтобы во время паводка церковь не затапливалась, был воздвигнут искусственный холм из булыжного камня и глины высотой более 5 метров.
Вокруг создания церкви существует много загадок и неожиданностей. Плод вдохновенного творчества, церковь Покрова на Нерли, создавалась искусными мастерами по образу и подобию храма Рождества Богородицы в Боголюбово и, возможно, составляла с ним единый ансамбль. Есть предположение, что она возводилась как оборонительное сооружение на въезде в резиденцию князя и во Владимир.
Взяв все лучшее из византийского и западного зодчества, храм приобрел изящество линий. Слегка заметный наклон стен внутрь и множество вертикальных прямых передает стремление ввысь, к богу. Удивительные скульптуры на стенах похожи на барельефы на западноевропейских храмах романского стиля. Основные декоративные элементы: Давид-псалмопевец, окруженный львами и голубями. Но строили церковь последователи Владимиро — Суздальской школы или все-таки были приглашены иностранные зодчие?
Есть сомнения в точности даты строительства. Источник, в котором указан 1165 год и печальный повод закладки храма, относится к XVIII веку. Мог ли автор безошибочно описать факты через шесть веков после событий? Как и другой летописец, относящийся к XVI веку, называющий 1158 год временем создания церкви.
Интересен и срок строительства храма. В летописях указывается, что церковь была возведена за год. Хотя известно, что на постройку храма требовалось не менее 3 сезонов.
В древности внешний облик храма выглядел несколько иначе, чем сейчас. При проведении археологических раскопок возле церкви в 1858 году было найдено множество плит и резных камней; в 1954 – 1955 годах обнаружены белые плиты, которыми было вымощено основание церкви, а также фундаменты, окружающих церковь галерей. Вероятно, что купол был шлемовидной формы.
Есть сомнения и в посвящении храма Покрову. Других церквей, построенных в честь праздника, принадлежащих тому времени, на Руси не найдено, а иконы датируются XIV – XV веками. Росписи, найденные при реставрации в храме, содержат изображения мучеников Маккавеев. Сюжет соответствует другому дню, почитаемому верующими, Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня. Подтверждает эту версию найденный не далеко от церкви большой Крест из белого камня, относящийся к XII веку, а также близость церкви к воде.
Богослужения в храме начались 1 октября 1165 года. При церкви Андреем Боголюбским был основан монастырь. За годы существования он переходил в ведение Патриарха, затем Святейшего Синода, был женским, потом мужским. За это время храм пережил ремонты, немного изменившие его облик, и по чистой случайности сохранился до наших дней.
Так, в 1784 году настоятель Боголюбского монастыря обращался к епархиальным властям с просьбой разрешить разобрать церковь на камни. Их хотели использовать для монастырских построек. Однако храм не тронули, так как настоятеля не устроила стоимость работ подрядчика. В 1877 году в результате «ремонтных» работ, проведенных властями монастыря, рабочие повредили фрески. В 1921 году монастырь закрыли, богослужения в храме прекратились и были возобновлены только в 1990 году.
Если представить, что вещи могут звучать, то церковь Покрова на Нерли – это песнопение. Грустное, но глубоко сердечное, так свойственное русской душе. Храм звучит, и Давид-псалмопевец возглавляет хор.