Оно достигается благодаря необычной архитектуре и асимметричному фасаду, создающую ощущение лёгкости и возвышения при взгляде на величественное здание.
Местоположение и общее описание
Храм Покрова на Нерли находится на берегу одноимённой реки в полутора километрах от городка Боголюбово. Ближайший крупный населённый пункт — административный центр Владимирской области, до которого ехать около 10 км. Место, где расположена церковь, входит в состав охраняемой природной территории и считается историко-ландшафтным комплексом регионального значения. Он занесён в список всемирного наследия Юнеско вместе с другими Белокаменными памятниками Владимира и Суздаля того же класса.
Само строение представляет собой христианский храм крестово-купольного типа. Оно стало знаменитым благодаря множеству архитектурных и исторических особенностей, позволяющих по праву считать его одним из самых красивых памятников архитектуры того времени.
Глубокая связь с религией и русской историей также сделало церковь одним из мест паломничества — её ежегодно посещают более тысячи людей, желающих сблизиться с божественным и изучить культуру.
История создания
Храм был построен князем Андреем Юрьивечем Боголюбовским. Согласно летописи 1701 года, его возведение завершилось в 1165 году.
Некоторые источники утверждают, что работа над церковью была закончена всего за одного лето, другие относят начало строительства к 1158.
Архитектурный памятник был возведён в честь победы в войне против Волжской Булгарии, а также был данью погибшему от ран после возвращения с поля боя сыну князя Изяславу.
Церковь на Нерли также стала первым на Руси религиозным сооружением, посвящённым празднику Покрова Богородицы. Считается, что сам Андрей ввёл его в середине XII века, поскольку этого торжества не было в первоначальных византийских традициях. По легенде, на это его вдохновило явление Богородицы молящимся во время осады Константинополя. Город окружили саранцы. Жителям не оставалось ничего, кроме как молить о спасении. Среди них был и князь Андрей.
По его рассказу, Божья Матерь молилась о спасении вместе с остальными людьми. Затем она подошла к престолу, сняла с головы покров и простелила его над молящимися — отсюда и пошло название. Князь считал, что благодаря божественному заступничеству города устоял, потому решил посвятить ему праздник.
События перед постройкой
Перед возведением храма князь Андрей приказал построить свою главную резиденцию рядом с рекой Нерли. Это произошло в 1158 году. Согласно легенде, правитель вёз икону Божьей Матери из Киева, но в середине дороги его лошадь неожиданно остановилось.
После этого перед князем возник образ Пресвятой Богородицы и указал ему на место, где нужно будет построить город. Он был настолько поражён видением, что немедленно приказал начать работы.
Вскоре после строительства резиденции началась постройка церкви. Её расположили рядом с местом впадения реки Нерли в Клязьму. Рядом с храмом располагался монастырь, а сам он стал важной точкой для двух крупных торговых путей, проходящих по воде. Здесь корабли разворачивались, чтобы дойти до княжеского города.
По задумке, церковь должна была стать предвратным монументом резиденции, центром её ансамбля.
Строительство церкви
Постройка храма стала непростой задачей. Низина, которую князь выбрал местом для строительства, затапливалась во время полноводья, потому нужно было обезопасить архитектурный памятник от воды. Для этого мастера возвели над фундаментом четырёхметровые каменные стены, а затем засыпали их землёй, образовав искусственный холм. Затем его обложили белыми плитами, а к набережной провели лестницу. На этот искусственном возвышении церковь стояла как на пьедестале, возвышаясь над окружающим миром. Интересно, что до раскопок 1957 года возвышенности считали природными.
Согласно некоторым источникам, белый камень для строительства чудного сооружения князь привёз из завоёванного Булгарского царства. Но исторические документы и факты опровергают эту идею, оставляя её частью красивых легенд. Светлый известняк добывали где-то в окрестностях Москвы, после чего перевозили по воде и суши. Мастеров, если верить «Истории Российской» В. Татищева, князю Андрею позаимствовал его друг Фридрих I Барбаросса.
По имеющейся информации, строительство началось с создания фундаментных рвов. Их засыпали булыжниками и обломками стройматериалов, после чего заливали раствором. Затем строили стены и своды — сначала с козел, потом с подмостий и лесов. Для покрытия куполов использовали тонкие тёсанные доски (в некоторых источниках указан также свинец). Затем их заливали красной медью и покрывали позолотой.
Дальнейшая судьба
Письменных свидетельств о дальнейшей судьбе собора осталось мало. Известно, что в конце XVI века укрепления при нём входили в число патриарших домовых монастырей. Во второй половине XVII века церковь пережила короткий расцвет, но ближе к концу (в 1764 году) была упразднена. В 1877 её подвергли непрофессиональной реставрации, из-за чего бо́льшая часть элементов внутреннего убранства была утрачена.
В 1784 игумен монастыря, к которому был приставлен храм, хотел разобрать её из-за низкой прибыльности. По его словам, стройматериалы должны были пойти на строительство колокольни, но из-за недостатка средств работы никогда не были начаты. О судьбе архитектурного памятника в XVII веке практически ничего не известно.
В середине и конце XIX века он подвергался археологическим раскопкам и исследованиям.
Положение храма сейчас
В 1992 году собор был внесён в список всемирного наследия Юнеско. Он входит в состав архитектурно-ландшафтного заказника под названием «Боголюбовский луг», основанного 2 ноября 2011 года согласно указу губернатора Владимирской области.
Совладельцы храма — русское православное духовенство и Владимиро-Суздальский музей-заповедник. Он считается частью Богородице-Рождественского мужского монастыря Владимирской митрополии.
Церковь до сих пор действует. По двунадесятым праздникам, включая Рождество и Крещение, в ней проводятся службы. В остальные дни любой желающий может зайти храм, поставить свечу, произнести молитвы или просто осмотреть внутреннее убранство.
Архитектура строения
Многие историки и исследователи считают Церковь Покрова самым красивым из русских храмов. Он отличается необычайно гармоничными пропорциями, изяществом элементов и некоторой аскетичностью, не допускающей помпезных и вызывающих украшений. Эти характеристики создают иллюзию лёгкости, воздушности постройки — храм словно устремляется к небу, возвышаясь над окружающим пейзажем.
Кратко об архитектурных особенностях Храма Покрова на Нерли:
- Средняя апсида и окно на ней слегка приподняты по сравнению с боковыми. Это создаёт иллюзию возвышенности и зрительно увеличивает высоту храма.
- Фасад декорирован аркатурой, а входы представляют собой перспективные порталы-арки, украшенные резьбой. Стены также украшены пилястрами и полуколоннами, которые соответствуют внутреннему убранству по расположению. Их суммарная толщина в 1,5 раз больше стандартной стены, что делает конструктивный рисунок собора очень ярко выраженным.
- Северные и южные стены храма асимметричны, а прясла очень узки. Но благодаря строению апсид и особенностям архитектурной композиции строение выглядит гармонично и уравновешенно при взгляде с любого угла.
- Стены здания строго вертикальные и прямые, но благодаря асимметричным пропорциям они кажутся наклонёнными внутрь, что усиливает иллюзию большой высоты сооружения. Изнутри это эффект поддерживается сужением столпов в верхней части.
- Основа здания представляет собой почти квадратный четверик. Он отличается небольшими размерами — всего 10 на 10 м без учёта апсид и пространства под куполом. Маленькое пространство внутри в сочетании с другими архитектурными элементами усиливают «воздушность» строения.
- Глубина фундамента собора — 5,3 м, что практически равно его высоте. Здание стоит на искусственном холме. В древние времена при выходах реки из берегов до него приходилось добираться на лодке.
Задачей древних мастеров было создать не просто храм, а произведение искусства.
При взгляде на него у человека возникает чувство превосходства духовного над материальным, ощущение божественной силы и величия.
Такое настроение достигается за счёт чисто архитектурных решений, почти без художественных элементов. Общее впечатление о Храме Покрова на Нерли будет неполным без окружающего пейзажа, ведь план здания составлялся с тщательным учётом всех его деталей.
Несмотря на смещение русла рек, собор смотрится крайне гармонично, почти сливаясь с окружающей природой.
Декор и убранство
Среди декоративных элементов храма примечательна изысканная каменная резьба. Считается, что она повествует о библейском сюжете восхождения царя Давида-псалмопевца. Символика до конца не расшифрована. Предположительное значение элементов:
- фигура на троне символизирует самого царя Давида;
- окружающие его львы, орлы и фантастические звери — знаки власти и величия;
- строгие женские лица, окружающие композицию, символизируют Деву Марию или Софию (древний символ мудрости и самоотверженности).
Создание подобных каменных украшений — сложная и кропотливая работа. С учётом технологического прогресса того времени, на создание резьбы ушло бы 300 суток непрерывного труда от 10 человек.
Элементы оригинального внутреннего убранства церкви не сохранились: их последние остатки были уничтожены во время непрофессиональной реставрации 1877 года. Считается, что полы собора были выложены майоликовой керамикой, а стены украшены фресками и росписями с картинками из мифических сюжетов.
Картина С. В. Герасимова
Красоту Церкви Покрова на Нерли лучше всего передаёт одноимённая картина С. В. Герасимова. Автор был человеком с глубокой верой, приучался к духовности с раннего детства и умел находить прекрасное во всём. Потому именно в его творчестве лучше всего передан этот храм. В отличие от произведений других художников, Герасимов акцентирует внимание именно на белых стенах постройки, а не на окружающем пейзаже, что многое говорит о его отношении к собору. Художественные особенности его работы:
- Яркие, живые цвета. Зелёные растения, ярко-голубое с белыми облаками, золотой купол вызывают ощущение лёгкости и спокойствия.
- Церковь в центре композиции создаёт ощущение величественности. Она похожа на крепость, возвышающуюся над окружающим миром и охраняющую его покой. Это подчёркивает тему возвышения духовного над мирским.
- В картине показана чёткая граница между землёй и небом — земным и божественным. Согласно замыслу художника «Церкви покрова на Нерли», храм может связать их, служа своеобразным мостом.
- Золотой купол, ярко переливающийся на солнце, символизирует ценность собора. Он является не только важным религиозным сооружением, но единственным в своём роде важным архитектурным памятником, потому его надо беречь.
Автору настолько хорошо удалось описать храм в своей картине, что мало кто останется не проникнут его красотой и величием. Немалую роль в этом сыграл не только его талант и профессионализм, но и искренняя вера в православные ценности.
Сегодня Церковь Покрова на Нерли по праву считается одним из самых выдающихся памятников своей эпохи. В этом сыграло роль не только её значение для православной церкви, но и крайне удачные архитектурные решения, придавшие зданию неописуемую красоту.
1 вариант сочинения (162 слова). По плану
План
1) История памятника.
2) Замысел художника.
3) Воплощение идеи памятника в его общем виде, деталях, окружении.
4) Впечатление от памятника.
Церковь Покрова на Нерли была построена много столетий назад, в 1165 году, и названа в честь русской святой Покровы. По легенде, место для строительства церкви выбрал сам Андрей Боголюбский. Рядом с церковью в те далекие времена находилась пристань, где причаливали корабли иностранных послов и купцов. Так что церковь была своего рода визитной карточкой Владимиро-Суздальской Руси.
Именно эту миниатюрную и изящную церковь, расположенную на берегу реки Нерль, и изобразил художник С.И. Герасимов. Композиция картины Герасимова такова, что церковь показана не сама по себе, она как бы центр маленькой Вселенной, представленной удивительным русским пейзажем. Красота окружающей природы только подчеркивает изящество и изысканность храма, который является делом рук человеческих.
Среди светло-зелёной травы ярко выделяется синяя река, которая отражает белокурые, пушисто-белоснежные облака. Они очаровывают своей формой и беспорядочностью. Пушистые и могучие деревья, которые стоят возле церкви, такие же высокие, как и она сама, и поэтому даже крест, венчающий главу купола, как бы растворяется в воздухе и тает где-то высоко в небе. Церковь стоит на берегу холма, который омывается водами реки Нерль. Этот собор отлично выделяется на картине, поскольку находится на центральном плане полотна и привлекает всё внимание на себя. Сам храм белокаменный, с изящными формами и фиолетовыми куполами, но здесь они золотые, потому что отражают яркие лучи солнца.
Как же все-таки прекрасно жить в таком замечательном месте, рядом со святым храмом. В.С. Герасимов со всем своим талантом и мастерством смог передать красоту и величие этого края.
4
(162 слова)
2 вариант сочинения (203 слова)
Церковь Покрова на Нерли построена по велению князя Андрея Боголюбского в 1165 году около села Боголюбова и является одним из памятников древнерусского зодчества. Храм посвящен памяти погибшего сына и Покрову Богородицы, которая, по старинному поверью, держит в руках покров, защитив город от врагов.
Церковь изобразил на своей картине «Храм Покрова на Нерли» Сергей Баулин. Используя сочетающуюся, спокойную палитру цветов, художник великолепно передал атмосферу сумерек. Одноглавая, трехкаскадная церковь из белого камня выглядит особенно изящно, благодаря искусству автора картины. Памятник культуры не сильно выделяется, но вызывает благоговение.
Церковь построена в три яруса. Прорисованы каждые детали, с первого взгляда можно подумать, что это фото. Перед церковью изображен берег и сама река Нерль. В ней видно даже отражение облаков. На заднем фоне видны макушки деревьев и начинающийся закат. Все представляется как тихое и спокойное место, где можно уединиться и почувствовать себя умиротворенно.
Церковь и сама картина мне очень понравились. Картина покорила меня оттенками и палитрой цветов, я даже поставила этот фрагмент себе на обои в телефоне. А церковь восхитила меня своей изящностью и темным куполом, хоть и говорят, что на картине все приукрашивают. Хотелось бы прогуляться там перед рассветом или закатом. Думаю, в это время там особенная атмосфера.
5
(203 слова)
Храм Покрова на Нерли, прославивший Русь, находится во Владимирской области. Она по праву считается непревзойденным творением владимирского зодчества.
Храм (Церковь) Покрова на Нерли
«Молчаливая лебедушка» 8 столетий отражается в водной глади небольшого озера Нерли – старицы реки Клязьмы. В зимние дни Храм сливается с окрестностями, и кажется, что именно природа, а не человек, ваяла небесное сооружение. Место для постройки было выбрано не случайно.
Там, где Нерли впадала в Клязьму, завершалась водная магистраль Владимиро-Суздальской земли. Обогнув церковь, корабли поворачивали к княжеской пристани, но чувство восхищения русской землей долго не проходило. Храм был воздвигнут правителем князем Андреем в честь сына Изяслава, отдавшего жизнь в сражениях с волжским булгарами.
Князь скорбел о сыне и пожелал, чтобы церковь было видно из окон Боголюбского терема, но весь облик церкви не оплакивает потерю, а наоборот, утверждает жизнь.
Месторасположение и природа вокруг Церкви
Храм Покрова на Нерли, стоящий одиноко, находится вдали от проселочных дорог и деревень. До ближайшего Боголюбова 1,5 км, а до Владимира чуть больше 150 км, до Москвы целых 700. Адрес церкви: Владимирская обл., Суздальский район, поселок Боголюбово.
Вокруг Церкви расстилается пойменный луг реки Клязьмы, который объявлен заповедным. Гулять по лугу можно только по экологической тропе, которая служит немым путеводителем. На щитах, установленных вдоль тропинок, разъяснение: в этом месте – «суходольные гривы», чуть дальше – зоны «пойменного увлажнения», а вот – «внутренние водоемы».
Рядом со зданием — озеро, в зеркальной глади белое отражение до мельчайших деталей повторяет церковь. Весной разливается Клязьма и незаметно подходит к самым стенам, и именно в это время легкий одноглавый храм раскрывается во всей красоте.
Строительство Церкви Покрова на Нерли
Начало постройки
Строительство нового Храма было обусловлено историческими событиями – победой над неприятелем. Задуман был Храм как торжественный монумент сложной архитектуры. Свидетельском о том, что храм сооружался на Владимирской земле, является резьба по белому камню.
Именно так выполнены рельефы на стенах:
- Для барельефа Библейского Давида использованы крупные камни, с особой тщательностью выбиты самые мелкие детали, как например складки на поддире царя, лента на груди. Царь Давид, играющий на гуслях, изображен рядом с различными животными. Скульптурные группировки заметны сразу.
- 19 скульптурных рельефов женщин (считается, что первоначальное количество их было намного больше), причем волосы каждой заплетены в косы. Историки считают, что это сама Божья Матерь.
- На каждом фасаде львы с кудрявыми гривами, грифоны, которые сжимают в когтях оленей. Каждое изображение несет какой-то символ. Лев – знак Андрея Боголюбского, изображение льва украшает герб Владимира. Грифон свидетельствует о том, что рядом Христос. Голуби связывают нас со святыми духами.
Современные исследователи подсчитали, что чтобы просто выровнять каменный блок мастеру нужно ударить тысячу раз по инструменту, чтобы произвести фигурную облицовку каменной глыбы нужно 3500 дней. Русским мастерам 12 века понадобился всего один год, чтобы возвести сооружение, которое не перестает и сегодня удивлять своей соразмерностью и красотой.
Возведение. Архитектура Церкви
Строительство шло поэтапно:
- Под Церковь вырыт ленточный фундамент глубиной 1,5 м, который был заполнен каменными глыбами.
- Заложено основание Храма, высотой свыше 3 м.
- Основание с двух сторон обсыпано глиной, которая тщательно утрамбовывалась. Так образовался холм, высота которого превысила 5 метров. Чтобы отводить воду во время весеннего разлива, проложены желоба.
- Здание облицовано белыми плитами
- Венчала строение высокая башня, напоминающая шлем.
В постройке прослеживалась незримая вертикальная линия, которая уводила строение ввысь. Чтобы достичь этого эффекта неизвестный зодчий пошел наперекор всем тенденциям, которые в то время существовали в русской архитектуре.
Он:
- вытянул план здания со стороны с запада на восток;
- разделил стены пилястрами с колоннами, которые образуют вертикальные лучи, влекущие глаза ввысь; части, отличающиеся по ширине, кажутся легкими и высоким;
- барельефы также имеют вытянутые формы, на широких частях стен они длинные, на узких – короткие.
- усиливают эффект высоты узкие вытянутые окна, полукруглые вверху;
- внутри здания прясла, стоящие у алтаря, более узкие, чем в западной части – человек, заходящий в храм охватывает его весь целиком, а не отдельно каждую стену
- все внешние детали подчинены идее вертикального стремления ввысь: вертикальных деталей больше чем горизонтальных.
С 3-х сторон стены опоясывали открытые галереи — «гульбища», украшенные витым орнаментом. В юго-западной части аркаду сменяла стена, где проходила внутренняя лестница, по которой можно было выйти на хоры. Свет и тень играют на фасаде, кажется, что церковь, излучающая свет и тепло, наполнена радостной жизнеутверждающей силой.
Во время эпохи княжеских междоусобиц строение было повреждено. Восстановительные работы, проведенные не сразу, изменили внешний облик сооружения. Ремонтировать полуразрушенные галереи, как посчитали строители, не было смысла: их разрушили до основания.
Вместо шести башен на крыше была оставлена одна. Ее венчал полусвод в форме луковицы.
Внутреннее оформление
Внутреннее помещение небольшое, но чтобы придать ощущение свободы, зодчие опускают хоры, освобождая пространство вверху. Арки между столбами узкие – создается иллюзия высоты. Убранство внутри предельно просто: нет богатых росписей на стенах, нет позолоченных иконостасов, покрытых позолотой.
Когда-то купол сверкал росписью. Взирал на посетителей с высоты небес Иисус Христос. Вокруг него летали архангелы и серафимы. Верующие застывали пред фресками на стенах. Пол был украшен разноцветной плиткой. Первая непрофессиональная реставрация Храма уничтожила великие творения, в том числе и белокаменные барельефы.
Двух львов в основании арок почему-то не сбили. Одиноко стоит престол в алтаре, и теперь не важно сколько белокаменных блоков пошло на его постройку.
Наречение
Храм Покрова на Нерли, посвященный Богородице, находится в святом месте — там, где Богородица привиделась князю Андрею. Он нарек храм в ее честь и установил праздник Покровы Богоматери. Праздник, установленный князем, не был согласован с Киевским митрополитом, однако он стал быстро почитаем на Руси.
Любому русскому понятен его смысл: Божия Матерь пришла затем, чтобы оберегать русскую землю от всех напастей. В подтверждении этого на 3-х стенах был выполнен композиционный орнамент, который прославляет Богоматерь накануне праздника, устраиваемого в ее честь.
Археологические раскопки
Чтобы восстановить первоначальный вид Церкви, вокруг нее были проведены раскопки, первая которых прошла 150 лет назад.
В результате раскопок у юго-западного угла было найдено:
- Фундамент с закруглениями – очевидно, здесь была лестница, по которой можно было спуститься к реке.
- Вызвал интерес и способ создания фундамента – укладка булыжника посредине выкопанной траншеи.
- Были обнаружены церковные украшения – капители и каменные плиты с изображениями грифона и крылатых собак. Пазы по бокам плит говорят о том, что они вставлялись в парапет. Это навело ученых на мысль, что возле церкви стояло еще одно здание изящной архитектуры.
Второй период раскопок, прошедший около 50 лет назад, принес также немало интересного. До этого рубежа считалось, что Церковь стоит на природной возвышенности. Раскопки показали, что от цоколя вниз (на глубину около 4 м) идет стена из блоков, еще ниже – фундамент, основу которого составляют булыжники, положенные на известковый раствор.
Общая глубина фундамента составляет 5,5 м. Именно поэтому Церковь пережила весенние паводки 8 столетий.
Боголюбский монастырь
Решение о постройке нового монастыря принял князь Андрей. По преданиям, ему привиделась Богородица, стоявшая невдалеке от своей Церкви. Именно здесь и было начато строительство. Вокруг монастыря со временем были воздвигнуты княжеские палаты, в которых жил мирской человек – князь.
Комплекс, как и Церковь, виднеющаяся невдалеке, очень красив. Белокаменные стены выделяются среди зеленых деревьев, голубые купола уходят в небо. Архитектура собора соединяет витые византийские мотивы и русскую легкость. В XIX веке на территории по проекту архитектора Тона нашлось место и для собора.
Деньги на строительство, как и положено на Руси, собирались всем миром. Под сводами церкви хранилась икона Матери Божией, написанная кистью русского художника. В советское время обитель была закрыт, а в здании открылся музей. С конца 90-х годов функционирует женский монастырь, в котором проживает свыше 100 монахинь.
Сегодня двери Храма открыты для каждого:
- туристы могут наслаждаться тишиной внутри собора;
- можно выйти к пруду, заросшего кувшинками;
- замереть, внимая музыке колоколов: тонким звукам малых колоколов вторит бас самого большого колокола, весом 8 тонн.
Приписной храм
Храм Покрова на Нерли в Боголюбово, как и все монастыри России, был очень богатым. Находится он среди большого вотчинного земельного владения в 2 тыс. десятин пахотной земли. Ему принадлежало 700 душ, 200 крестьянских дворов. Доход храма составлял 34 тыс. рублей (данные взяты за 1890 год).
Собственностью Храма были и два дома во Владимире. В одном был приют для престарелых, в другом — часовня. Кроме своего основного назначения, монастырь выступал за развитие медицины и образования. Недалеко от монастыря в начале 20 века было построено деревянное здание на каменном фундаменте.
Здесь была открыта монастырская больница, в которой было 7 комнат:
- приемный покой;
- в двух палатах лежали больные,
- две комнаты занимали престарелые монахи;
- аптека;
- при больнице жил фельдшер.
Рядом со Свято-Боголюбской обителью было возведено еще одно каменное здание — монастырская школа, в которой обучалось около 40 детей из Боголюбова.
У обители было два приписных храма:
- В 27 верстах от Боголюбова был выстроен Николаев-Волосовский храм, который просуществовал до конца 19 века.
- Покровский храм расположен недалеко, в 1, 5 километрах. Ежегодно, 14 октября, из Боголюбской обители совершался торжественный крестный ход в Храм Покрова на Нерли, где проводились служба в честь Пресвятой Богородицы.
Закрытие обители Церковь покрова на Нерли и музеефикация
В начале XX века Боголюбовский монастырь переживал сложные времена. После революции и Гражданской войны, в связи с политикой нового государства, Покровский храм стал охраняться обществами Владимирской губернии. Постановлением губернатора в начале XX века обитель была закрыта, а храм стал относиться к ближайшему заповеднику.
В это время возрос интерес деятелей науки к этому историческому месту. На монастырской территории неоднократно проводились раскопки.
В 80-е годы XX века государство выделило средства на реставрацию:
- рабочие очистили белые стены монастыря, заделали выбоины и трещины, стены покрыли специальным составом;
- была сделана крыша из меди;
- внутреннее помещение отмыто от слоя пыли.
Впоследствии был восстановлен постамент барабана на крыше, на котором осталась одна узкая башня. Остальные полуразрушенные башни были разобрали. Купол ее напоминал луковицу, что соответствовала правилам русского зодчества, но нарушало исторический факт.
Мастера же не задумались, что разрушают непревзойденное строение, поэтому связали стены Храма железными стяжками, хотя в этом не было необходимости, сбили рельефные фигуры и заменили их гипсовыми. Богослужения под куполом церкви шли несколько раз в год, по церковным праздникам, но в любой день в храме разрешалось ставить свечку.
В начале XXI столетия года в Церкви продолжены реставрационные работы:
- проведено повторное археологическое исследование пойменного луга;
- повторно обновлены стены здания;
- была сделана пешеходная тропа.
Пойменный луг объявлен заповедным, теперь транспорт останавливался у дороги.
Удивительные и интересные факты
Храм Покрова на Нерли — уникальное творение древнерусской архитектуры, находится на пустынном месте. Именно поэтому игумен монастыря в XII веке намеревался разобрать памятник, чтобы построить новую звонницу, но рабочие потребовали за разбор здания большую сумму, а ее у настоятеля не было.
С интересными фактами о храме можно ознакомиться в этом видео:
С тех пор Храм по-прежнему продолжает волновать воображение и раскрывать свои тайны, спрятанные в веках:
- Оказывается, побежденные волжские булгары присылали камни для строительства Храма. Так пожелал князь Андрей.
- Русские воины, погибшие в борьбе за независимость русской земли, считаются великомучениками, отдавшими свои жизни за Русь. Стены нового храма были расписаны изображениями воинов, но фрески не сохранились.
- Холм для церкви насыпан руками строителей, чтобы уберечь здание от вод Клязьмы.
- Фасад древней церкви разрисован сценами из Библии – Давид-царь радуется жизни в райском саду.
- В дальние времена вид строение имело другой вид – его украшала галерея, стены были облицованы плитами, вытесанными из камня, цвет которого отливал белизной.
Наследие ЮНЕСКО
В конце 90-х годов Храм оказался у Владимирского епископства, как церковное сооружение, не имеющего своего прихода. Несколько раз Нерлинская Церковь предавалась разным приходам. Около 20 лет назад Церковь на Нерли была внесена в списки ЮНЕСКО, как уникальное сооружение российских мастеров, облик которого соответствует критериям оценки исторических мест.
- Постройка, стремящаяся ввысь, кажется легкой и прозрачной, почти воздушной. Любой человек, увидевший его, не перестает удивляться возможностям человеческого разума.
- Церковь осталась неповторимым творением, которое прославляло непобедимость русского народа.
- Здание — последняя религиозная постройка, выполненная во Владимиро-Суздальском княжестве во времена правления Андрея Боголюбского.
- Воздвигнутая 800 лет, Церковь составляет удивительную гармонию с окружающей природой — озером, лесами, зеленью луга, небом.
Сегодня Церковь Покрова вместе с пойменным лугом считается заповедным местом.
Паломничество к церкви
С 50-х годов 19 века в Церковь на Нерли началось настоящее паломничество туристов со всей России и зарубежных стран. Сегодня количество желающих побывать в Церкви Покрова на Нерли постоянно растет. Число посетителей за последний год превысило миллионную отметку.
Храмы Москвы, Ярослава и даже Нижнего Новгорода часто устраивают паломнические путешествия к святому месту. Почему в Церковь тянутся люди, несмотря на то, что по заливным лугам нужно прошагать 1,5 километра? Приоткрывается двери в храм. Вошедшие чувствует вековую прохладу. Божественная литургия подходит к концу.
До недавнего времени службы в Церкви не проводились Три года назад началось второе рождение храма. Покровский собор был передан мужскому монастырю, и в День Покрова святой Богородицы Храм был вновь освящен. Теперь по праздникам и в воскресные дни можно попасть на богослужение и пропеть величание образу Пресвятой Богородицы или сказать: «Христос Воскресе!».
Ответ отзовется многовековым эхом: «Воистину воскресе!». Проповедь батюшки оказывается созвучной мыслям. После окончания службы следует поставить свечки, подать записки и обратиться к Святой Богородице, чтобы она спасла от всех напастей и прикрыла своим Омофором.
Упоминание о Церкви в искусстве
Храм Покрова на Нерли находится на пересечении торговых путей, но почему-то древнейшие письменные источники сообщают о нем скудные сведения. В них нет даты создания Церкви, названия, имен строителей. Более подробно описана церковь в отчетах археологических экспедиций и трудах историков Н.Н. Воронина (экспедиция 1953 года), академика С.В. Закревского.
Красота храма Покрова на Нерли привлекала внимание художников разных времен:
- От полотна Сергея Герасимова «Церковь Покрова на Нерли», созданного в 1937 году, веет спокойствием и умиротворением, которое не соотносилось с тем, что проходило в те годы в России. Массовые репрессии, плачи, скорбь, разрушенные церкви, закрытые монастыри. Белостенная красавица стала символом спасения. Она накидывала свой Омофор, на тех, кто подходил к ней помолиться.
- Полотно «Храм Покрова на Нерли» московская художница Боржиевская Татьяны (род. в 1958) писала в период ранней весны. Серый однообразный пейзаж, тает снег. Весенняя распутица. К церкви не подъехать. Стоит она вдали, но так и хочется к ней подойти, потрогать ладонью ее белые стены.
- Владислав Лебедько, ценитель реалистического искусства, обратил внимание на храм ранней осенью (картина «Церковь Покрова на Нерли»). Деревья и густая трава вокруг здания еще по-прежнему пышут убранством, только в нем уже заметны желтые нотки. За церковью – зеркальный пруд, котором отражается белая красавица.
По картинам художников школьники России часто пишут сочинения.
Образ белокаменного чуда запечатлен в российском кинематографе:
- Режиссер Тарковский в фильме «Андрей Рублев» снимал сцену полета на воздушном шаре у Церкви на Нерли (1962 -1965 гг.).
- Художники и граверы стремились передать неповторимость храма. Сегодня изображения церкви на буклетах о Золотом кольце.
- Наталья Тарадинова – молодая режиссер, создавала фильм «Магдалена» (2016 г) о прошлом и настоящем России и Франции. Некоторые сцены были сняты у храма Покрова.
Церковь Покрова на Нерли в «Золотом кольце» России. Как добраться
7 старинных русских городов опоясывают Россию жемчужным ожерелье «Малого Золотого Кольца». Каждая жемчужина сверкает неповторимым блеском, потому что у каждого города своя история, свои уникальные памятники русского зодчества и достопримечательности.
Неповторимы грады великие:
- Осмотр Мурома начинается с посещения монастырей. Пройтись абсолютно по всем невозможно: их 5 и еще 10 церквей, а ведь еще нужно успеть послушать экскурсовода, который рассказывает сказания о Муроме, пройтись по Набережной, чтобы представить красоту русской реки Оки.
- В Гороховце можно часами восторгаться деревянными кружевами. Любое здание в Александрове напоминает царский дворец.
- Владимир поражает красотой Золотых ворот, водонапорной башни, двух парков — Патриаршие Сады и парк Пушкина, церкви, за стенами которой скрывались старообрядцы, памятником Андрею Рублеву, соборами (Успенский, Дмитриевский), Свято-Успенский монастырем, музеем Палаты.
- От Владимира до Суздаля около 30 км. В Суздале туристов ждет пешая экскурсия, потому что здесь 300 памятников культуры. Суздальские монастыри не похожи на Муромские. Они такие же, как и город, маленькие, ухоженные и неповторимые.
- Особым очарованием дышит Церковь на Нерли.
Из Владимира добраться к церкви Покрова можно разными видами транспорта:
- На электричке доехать до Боголюбова. Рядом со станцией туристов поджидают возницы с повозками, но при желании можно преодолеть расстояние в 1,5 км пешком.
- Автобус из Владимира до Боголюбова ходит намного чаще, чем электричка. Время в пути около 30 минут, но у Спасо-Боголюбского монастыря следует выйти, пройти до станции Боголюбово, перейти через мост и через поле направиться к белостенной красавице.
- Многие туристы нанимают такси, но машины подъезжают только к мощеной дорожке, ведущей к церкви. Дальше – пешком, к храму.
Храм Покрова на Нерли, наполненный жизнеутверждающим началом, находится недалеко от Москвы. Он получил мировое признание и стал «визитной карточкой» православной России.
Автор: Лукина Лариса Михайловна (larisagaika)
Оформление статьи: Е.Чайкина
Полезный видео-ролик о храме Покрова на Нерли
Историю Храма Покрова на Нерли, можно узнать здесь:
-
-
Предмет:
Русский язык
-
Автор:
tesstran877
-
Создано:
3 года назад
Знаешь ответ? Добавь его сюда!
-
-
Русский язык2 минуты назад
Здравствуйте. помогите пожалуйста решить контрольную!!!!
-
Геометрия7 минут назад
Геометрия 8 класс 1 вопрос
-
Английский язык8 минут назад
8. Match each time expression with its definition.
a) two weeks
b) ten years
from
4) a millennium d) a thousand yearse.com
5) a decade
e) a hundred years
6) a fortnight
7) the 1800s
for ages
f) after the birth of Christ
g) a long period of time
h) before the birth of Christ
1) AD
2) BC
ole.co3) a century -
Информатика13 минут назад
можно ли играть в лигу легенд с другом который находится на другом сервере
-
Математика13 минут назад
1. Назви ті пари чисел, у яких перше число є дільни- ком другого: 1) 2 i 8; 4) 5 i 18; 2) 3 i 5; 5) 10 i 50; 3) 14 i 7; 6) 1 i 2012.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
How much to ban the user?
1 hour
1 day
Страна : Россия
Село : Боголюбово, Суздальский район Владимирской обл.
Основатель : Андрей Боголюбский
Дата основания: XII век
Храм построен по повелению князя Андрея Боголюбского в 1165 около село Боголюбова, при впадении реки Нерли в Клязьму в честь праздника Покрова Богоматери и в память о сыне Изяславе, погибшем в бою с волжскими булгарами.
«Храм посвящается Покрову Богородицы , которая, по старинному поверью, держала в руках плат — покров , защитив город от врагов. Отмечаемый в пору, когда заканчиваются полевые работы, начинаются свадьбы, Покров был и праздником урожая ».
Из книги Е. И. Осетрова
«Живая Древняя Русь»
Храм Покрова на Нерли – четырехстолпный , трехапсидный , одноглавый , храм крестовокупольного типа, построенный из белого камня высочайшего качества.
Столп — в архитектуре массивная внутренняя опора (обычно прямоугольная), поддерживающая своды.
Апсида – полукруглый, прямоугольный или граненый выступ.
Аркатура – ряд декоративных ложных арок на фасаде здания или на стенах внутри помещений. Иногда имеет вид пояса, дополненного колонками на кронштейнах.
Крестово-купольный храм, тип христианского храма, это четыре свободно стоящие в середине здания опоры соединены арками, на которые опирается барабан, перекрытый куполом . Между опорами по осям храма крестообразно расходятся к внешним стенам сводчатые проходы , а образующиеся в результате угловые помещения также покрываются небольшими куполами или сводами.
« Любуясь Покровом на Нерли, думаешь об истории храма, о веках, что пронеслись над его стенами…»
Худ. Павел Ошеров
Худ. В.В.Шилов
Худ. Сергей Панин
Худ. Ирина Тарасова
С.В.Герасимов «Церковь Покрова на Нерли»
С.А.Баулин
«Храм Покрова на Нерли»
Как вы могли бы озаглавить текст?
- «Храм Покрова на Нерли»
- «Поэма в камне»
- «Лебедь – храм»
- «Лебедь белокаменный»
- «Чудо на Нерли»
Рабочие материалы
- белокаменная церковь;
- храм возвышается, как белоснежный лебедь;
- лебедь-храм;
- белопенный храм;
- холодные своды храма;
- резное убранство храма;
- в воде отражается храм, как сказочное видение;
- благородные пропорции белого храма
- луговое среднерусское раздолье;
- архитектура
- зодчество.
- памятник архитектуры;
План сочинения
- Дорога к храму . ( Где находится? Что его окружает? и т.д. ) 2-3 предл .
2. История храма ( Когда создан? Кем? Чему посвящен? ) 1-2 предл.
3. Архитектурные особенности церкви . 2-3 пердл.
4. Церковь Покрова на Нерли на картинах С.В. Герасимова и С.А. Баулина . ( Как автор изобразил храм? Время суток. Угол зрения. Цвета. Впечатление от картины: смог или не смог передать красоту храма? и т.д .) 6-8 предл.
5. Моё впечатление о храме (Мысли, родившиеся при его виде? Настроение и т.д.) 1-2 пердл.
Храм Покрова на Нерли находится на берегу одноимённой реки в полутора километрах от городка Боголюбово. Ближайший крупный населённый пункт — административный центр Владимирской области, до которого ехать около 10 км. Место, где расположена церковь, входит в состав охраняемой природной территории и считается историко-ландшафтным комплексом регионального значения. Он занесён в список всемирного наследия Юнеско вместе с другими Белокаменными памятниками Владимира и Суздаля того же класса.
Само строение представляет собой христианский храм крестово-купольного типа. Оно стало знаменитым благодаря множеству архитектурных и исторических особенностей, позволяющих по праву считать его одним из самых красивых памятников архитектуры того времени.
Глубокая связь с религией и русской историей также сделало церковь одним из мест паломничества — её ежегодно посещают более тысячи людей, желающих сблизиться с божественным и изучить культуру.
История создания
Храм был построен князем Андреем Юрьивечем Боголюбовским. Согласно летописи 1701 года, его возведение завершилось в 1165 году.
Некоторые источники утверждают, что работа над церковью была закончена всего за одного лето, другие относят начало строительства к 1158.
Архитектурный памятник был возведён в честь победы в войне против Волжской Булгарии, а также был данью погибшему от ран после возвращения с поля боя сыну князя Изяславу.
Церковь на Нерли также стала первым на Руси религиозным сооружением, посвящённым празднику Покрова Богородицы. Считается, что сам Андрей ввёл его в середине XII века, поскольку этого торжества не было в первоначальных византийских традициях. По легенде, на это его вдохновило явление Богородицы молящимся во время осады Константинополя. Город окружили саранцы. Жителям не оставалось ничего, кроме как молить о спасении. Среди них был и князь Андрей.
По его рассказу, Божья Матерь молилась о спасении вместе с остальными людьми. Затем она подошла к престолу, сняла с головы покров и простелила его над молящимися — отсюда и пошло название. Князь считал, что благодаря божественному заступничеству города устоял, потому решил посвятить ему праздник.
События перед постройкой
Перед возведением храма князь Андрей приказал построить свою главную резиденцию рядом с рекой Нерли. Это произошло в 1158 году. Согласно легенде, правитель вёз икону Божьей Матери из Киева, но в середине дороги его лошадь неожиданно остановилось.
После этого перед князем возник образ Пресвятой Богородицы и указал ему на место, где нужно будет построить город. Он был настолько поражён видением, что немедленно приказал начать работы.
Вскоре после строительства резиденции началась постройка церкви. Её расположили рядом с местом впадения реки Нерли в Клязьму. Рядом с храмом располагался монастырь, а сам он стал важной точкой для двух крупных торговых путей, проходящих по воде. Здесь корабли разворачивались, чтобы дойти до княжеского города.
По задумке, церковь должна была стать предвратным монументом резиденции, центром её ансамбля.
Строительство церкви
Постройка храма стала непростой задачей. Низина, которую князь выбрал местом для строительства, затапливалась во время полноводья, потому нужно было обезопасить архитектурный памятник от воды. Для этого мастера возвели над фундаментом четырёхметровые каменные стены, а затем засыпали их землёй, образовав искусственный холм. Затем его обложили белыми плитами, а к набережной провели лестницу. На этот искусственном возвышении церковь стояла как на пьедестале, возвышаясь над окружающим миром. Интересно, что до раскопок 1957 года возвышенности считали природными.
Согласно некоторым источникам, белый камень для строительства чудного сооружения князь привёз из завоёванного Булгарского царства. Но исторические документы и факты опровергают эту идею, оставляя её частью красивых легенд. Светлый известняк добывали где-то в окрестностях Москвы, после чего перевозили по воде и суши. Мастеров, если верить «Истории Российской» В. Татищева, князю Андрею позаимствовал его друг Фридрих I Барбаросса.
По имеющейся информации, строительство началось с создания фундаментных рвов. Их засыпали булыжниками и обломками стройматериалов, после чего заливали раствором. Затем строили стены и своды — сначала с козел, потом с подмостий и лесов. Для покрытия куполов использовали тонкие тёсанные доски (в некоторых источниках указан также свинец). Затем их заливали красной медью и покрывали позолотой.
Дальнейшая судьба
Письменных свидетельств о дальнейшей судьбе собора осталось мало. Известно, что в конце XVI века укрепления при нём входили в число патриарших домовых монастырей. Во второй половине XVII века церковь пережила короткий расцвет, но ближе к концу (в 1764 году) была упразднена. В 1877 её подвергли непрофессиональной реставрации, из-за чего бо?льшая часть элементов внутреннего убранства была утрачена.
В 1784 игумен монастыря, к которому был приставлен храм, хотел разобрать её из-за низкой прибыльности. По его словам, стройматериалы должны были пойти на строительство колокольни, но из-за недостатка средств работы никогда не были начаты. О судьбе архитектурного памятника в XVII веке практически ничего не известно.
В середине и конце XIX века он подвергался археологическим раскопкам и исследованиям.
Положение храма сейчас
В 1992 году собор был внесён в список всемирного наследия Юнеско. Он входит в состав архитектурно-ландшафтного заказника под названием «Боголюбовский луг», основанного 2 ноября 2011 года согласно указу губернатора Владимирской области.
Совладельцы храма — русское православное духовенство и Владимиро-Суздальский музей-заповедник. Он считается частью Богородице-Рождественского мужского монастыря Владимирской митрополии.
Полтора километра до ближайшего городка-крепости Боголюбова. Идут паломники пешком через заливные луга и по бездорожью, чтобы увидеть стены, которые помнят еще татаро-монгольское иго. По легенде, церковь Покрова Богородицы построена в честь победы князя Андрея Боголюбского над булгарами в середине ХII века. Еще житие князя сообщает, что храм этот — дань памяти об Изяславе Андреевиче, сыне великого князя. Скончался Изяслав от ран, полученных в военном походе.
Место для храма выбрал князь в заливных лугах, на перекрестке двух рек — Нерли и Клязьмы. Перед строительством пришлось насыпать холм из камней, скрепленных глиной, как защиту от весенних вод. Имена зодчих история не сохранила, но мастера были искусные: стены начали возводить на глубине пяти метров и отделали храм каменными плитами. Так что даже в самый полноводный разлив подвалы не затапливает. Это и позволило церкви простоять восемь веков.
«Идеальная согласованность общего и частного, целого и мельчайших деталей создает тонкую и просветленную гармонию, уподобляя архитектуру одухотворенной и летящей ввысь музыке или песне», — пишет один из крупнейших специалистов по древнерусской архитектуре Николай Воронин. «Образ прославленного творения владимирских мастеров столь совершенен, что никогда не возникало сомнения в том, что таким он был изначально, что таким он и был задуман его зодчими».
Храм на Нерли — первый в России освящен в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Незадолго до строительства церкви священниками и самим князем был принят этот духовный праздник в знак особой милости Пресвятой Девы к земле Владимирской. Главный храм Владимира тоже посвящен Богоматери — в отличие от Киева, Новгорода, Пскова, Полоцка и других княжеских столиц.
Фрески, украшавшие стены храма Покрова на Нерли изображали царя Давида на троне. У его ног — львы и грифоны, а вокруг парят голуби. Три женских лика на фресках, как и во всех владимирских храмах, символизируют Богородицу.
В ХVIII веке церковь едва устояла под натиском времени. Крыша почти осыпалась, купол чуть не обвалился, повреждены оказались и резные барельефы. К 1784 году храм пришел в столь плачевное состояние, что настоятель Боголюбова монастыря запросил у епархии разрешение разобрать церковь, а камень пустить на новую колокольню. Уцелело белокаменное чудо по мирским причинам: рабочие затребовали столь высокую цену, что храм решили оставить и даже отреставрировали.
В середине ХХ века вокруг церкви вели археологические раскопки. Ученые обнаружили остатки древнего фундамента. По предположениям, это часть галереи, некогда окружавшей храм с трех сторон. Уцелели и фрагменты вырезанных из белого камня фигур животных и птиц.
Церковь Покрова на Нерли — шедевр архитектуры, признанный во всем мире. С 1992 года в составе «Белокаменных памятников Владимира и Суздаля» храм вошел в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Среди восьми величественных памятников древнего зодчества владимиро-суздальской школы этот самый поэтичный. Белая церковь, окруженная зеленью лугов, устремленная строгим куполом к синему небу… Поэма, запечатленная в камне.
На чтение 9 мин Просмотров 2.3к. Опубликовано 20.11.2021
Скромный белокаменный храм, стоящий на высоком берегу Нерли, удивительным образом оказался в числе самых знаменитых объектов русского зодчества. Популярность церкви связана не только с ее красотой, примечательна история создания и наречения храма Покрова на Нерли. Каждый год в маленький поселок Боголюбово, что в Суздальском районе Владимирской области, стекаются тысячи паломников, чтобы полюбоваться церковью, красоту которой сравнивают с юной девушкой.
История церкви Покрова на Нерли
Поселок Боголюбово — некогда резиденция Андрея Боголюбского, основанная в 1158 году. Именно князь был тем, кто основал храм на Нерли. Выбор места для резиденции не случаен. Согласно легенде, князь возвращался из Киева с иконой Богородицы. Вдруг обоз остановился, лошади заупрямились. И тут перед князем возник образ Святой Девы, которая сказала, что на этом месте необходимо построить город.
Князь начал строительство города, который хотел сделать таким же значимым центром православия, каким в то время был Киев. Существуют две версии, почему Андрей Боголюбский выбрал для создания храма именно то место на Нерли, где он сейчас стоит:
- Это была «парадная» церковь, предваряющая резиденцию. Она первой «встречала» гостей, прибывающих во Владимирское княжество по воде, то есть по Клязьме и Нерли. Позже князь построил при храме монастырь, но действовать он начал лишь с 16 века. Церковь на Нерли, как все княжеские храмы того времени, имела хоры, но функция их была иной: там княжеская семья причащалась, а также сидела во время служб.
- Вторая версия возникновения — храм на Нерли был не «парадным», а монастырским. Некоторые историки полагают, что монастырь при церкви действовал с самого начала. В те годы Андрею Боголюбскому было не до «парадности»: княжеству угрожали булгары с Волги. Причем церковь стояла на границе княжества и вражеских территорий, и при нападении булгар первая подверглась бы разрушению. Из чего историки сделали вывод, что церковь и монастырь при ней были хорошо укреплены. Правда, археологических доказательств присутствия на этом месте защитных укреплений найти не удалось.
Монастырь при церкви на Нерли упоминается в письменных источниках конца 16 века как домовое патриаршее владение. Вторая половина 17 века была периодом расцвета монастыря. Постепенно монастырские доходы падали. В 1784 году игумен монастыря в Боголюбово получил разрешение разрушить церковь Покрова, чтобы использовать ее камень для строительства колокольни. Но денег было так мало, что их не хватило даже на разрушение храма.
В 1992 году храм Покрова на Нерли включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
А луг в Боголюбово, где стоит церковь, обозначен как особо охраняемая природная территория.
В 1803 году церковь Покрова обрела нынешний вид: на куполе установили железную «луковицу». Сейчас сам храм на Нерли и территория вокруг архитектурного памятника, являясь региональным историко-ландшафтным комплексом, принадлежит Русской православной церкви, входит в комплекс Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Сама церковь Покрова — архитектурная часть Богородице-Рождественского монастыря, принадлежащего Владимирской митрополии.
Строительство
Сказать точно, кем был построен храм Покрова на Нерли, невозможно. Известно лишь, что затеял строительство Андрей Боголюбский, и, скорее всего, пригласил зарубежных зодчих. Об этом можно прочитать в письмах Василия Татищева, датированных 18 веком. Историк пишет, ссылаясь на некую не сохранившуюся до нашего времени летопись, что римский император Фридрих Барбаросса отправил к Андрею Боголюбскому строителей, тех приняли сначала во Владимире, затем в Боголюбове.
Высока вероятность, что римские зодчие действительно работали во Владимирском княжестве, так как все белокаменные храмовые постройки, относящиеся к периоду до прихода монголов, выполнены в романском стиле, бывшем тогда основным в Священной Римской империи.
Точно неизвестно и то, когда был возведен храм Покрова на Нерли. В этом вопросе мнение историков делится надвое:
- Согласно мнению историка Татьяны Тимофеевой, Андрей Боголюбский возвел храм в 1158 году. Править во Владимирских землях он начал годом раньше — в 1157-ом. Согласно летописным источникам, на своих землях князь возвел две церкви: Покровскую, о которой идет речь, и Рождественскую. Вторая сейчас — архитектурная часть Боголюбского монастыря и руин княжеской резиденции, она подверглась значительной переделке в 18 веке.
- Известный археолог и церковный историк Николай Воронин имеет другое мнение: князь Андрей Боголюбский возвел храм в 1165 году в честь своего сына Изяслава и других воинов, павших в борьбе с булгарами. Свою версию историк основывает на житие князя, а также на результатах собственных археологических раскопок.
В летописях указано, что церковь Покрова на Нерли возвели всего за год. Хотя обычно в то время на строительство храмов отводилось 3–4 года. Этот факт легко объясним: храм Покрова небольшой и довольно простой в архитектурном плане, тогдашние зодчие вполне могли справиться за год.
Наречение храма
Наречение церкви в честь Покрова Богородицы — нехарактерное для того исторического периода явление. В византийской церковной культуре не было празднования Покрова, эту традицию, как принято считать, ввел князь Андрей Боголюбский. Первые письменные упоминания об этом празднике датируются 13 веком, нет ни одного источника, указывающего на отношение князя к популяризации этого библейского события. В церковных летописях домонгольского периода указано, что церковь на Нерли посвящена просто Богородице. Поэтому с высокой вероятностью наречение в честь Покрова храм получил веком позже.
Праздник Покрова — память о чуде, произошедшем в Константинополе в 10 веке. Когда город находился под осадой мусульман, его жители собрались в храме, чтобы воззвать о спасении. В храме находился юродивый, который заметил среди молящихся саму Богородицу. Она сняла с головы свой покров, накрыла прихожан. Это был символ заступничества. Город не сдался под натиском арабских кочевников.
Андрей Боголюбский с особым почтением относился к Богородице, практически все храмовые постройки периода его владычества посвящены ей. В значительной степени это было связано с произошедшим в его жизни чудесным событием. В военные походы князь непременно брал крест, иконы Богоматери и Спаса. Во время очередной битвы с булгарами эти иконы внезапно засияли, это оказалось предвестием победы княжеского войска.
Но храм на Нерли — первый в русской истории, носящий имя не самой Богородицы, а ее Покрова. Причем в течение двух столетий он оставался единственным храмовым строением, посвященным чудесному происшествию в Константинополе. Возведение Покровских церквей на Руси началось лишь в 14 веке.
Архитектура
Уникальность храма Покрова не столько в его архитектуре, сколько в месте расположения. Строение высится на пойменном лугу. Вокруг заливаемая в половодье низменность, а сам храм стоит на небольшой возвышенности, имеющей не природное, а рукотворное происхождение. Высота искусственного холма примерно 3 м, в древности на нем стояло несколько монастырских строений.
Раньше берег, где стоит церковь, был точкой слияния Нерли и Клязьмы. Сегодня реки текут по другим руслам, а возле храма осталась старица.
Строительная и стилевая основа типична для русской архитектуры того периода. Фундамент ленточный, составленный из необработанного камня разной формы, укрепленного известью. Он находится на 1,6 м под землей, а продолжают его стены 3,7 м, закрытые суглинками искусственной возвышенности. То есть общая глубина фундамента превышает 5 м. Склоны холма имели белокаменную облицовку. Такая конструкция фундамента делала храм неуязвимым для речной воды, поднимавшейся при разливах на высоту почти 5 м.
От изначальной архитектуры 12 века мало что сохранилось. Но основа осталась неизменной: небольшая 4-гранная главная часть храма в форме квадрата со стороной примерно 10 м, квадратный подкупольник со стороной 3,2 м, 3 апсида и одна главка.
Храм Покрова относится к крестово-купольным, аркатурно-колончатым. Стены направлены вертикально, но визуально кажутся чуть наклоненными к куполу, благодаря чему церковь выглядит более высокой, стремящейся ввысь. Ощущение возвышенности отмечается и в интерьере, несмотря на его компактность, это благодаря сужающимся к куполу крещатым колоннам.
Стены со стороны юга и севера разделены на сегменты неодинаково. С восточной стороны сегменты узкие. Но суммарно боковые аспиды и сегменты восточной стены по ширине почти соответствуют среднеразмерным сегментам, благодаря чему в композиционном плане церковь смотрится гармонично. Пилястры на внешних сторонах стен аналогичны лизенам, что находятся внутри. По толщине они превышают стены в 1,5 раза.
Интерьер
Как был украшен храм Покрова на Нерли изначально, узнать уже никогда не удастся. Интерьерный декор был уничтожен при обновлении церкви в 1877 году. Известно лишь, что в изначальном варианте пол покрывали плиты из майолики, а внутренние стены были декорированы росписью и фресками.
А вот фасадный декор в значительной степени сохранился со времени постройки. Его нельзя назвать роскошным, если сравнивать с белокаменными храмами последующих периодов. Но, несмотря на простоту, внешний декор церкви на Нерли весьма символичный. Основу его слагают множественные барельефы:
- сидящий на троне царь Давид с псалтырем в левой руке — центральный образ на фасадах с 3-х сторон храма, почитается в православии как мудрый и благочестивый правитель;
- львы, окружающие царя Давида, — личный символ Владимирских и Суздальских князей, в том числе Андрея Боголюбского;
- голуби с двух сторон от царя Давида — олицетворение Святого Духа;
- грифон с оленем в лапах — олицетворение Спасителя, несущего христианскую душу;
- женские маски, опоясывающие стены храма, — традиционный декор романской храмовой архитектуры, хотя в отношении церкви на Нерли могут символизировать лик Богородицы.
Археологические раскопки и находки
Благодаря раскопкам, археологам удалось выяснить многое из того, как выглядел храм Покрова изначально. Церковь была окружена галереей, склоны холма были облицованы белой плиткой, а к речному берегу можно было спуститься по лестнице, которая тоже была сделана из белого камня. Это самый вероятный из нескольких вариантов реконструкции изначального вида храма, предложенных археологами и историками.
В 19 веке археолог Николай Артлебен обнаружил на расстоянии больше 2 м от стен белокаменные остатки, из чего сделал вывод, что это постройки, которые не сохранились. Спустя век Николай Воронин подтвердил это предположение, организовав масштабные раскопки, в результате которых обнаружил фундаменты белокаменных галерей, примыкавших к церкви с юга, севера и запада.
Также при раскопках были обнаружены скульптурные львы. Где они находились изначально, сказать уже невозможно. Археологи предполагают, что львы стояли либо на причале, к которому спускалась храмовая лестница, либо непосредственно у входа в храм Покрова.