История создания рассказа ася

Повесть рассказывает о путешествии господина Н. по территории Европы, он заводит знакомство с Гагиным, а также с Асей, его сестрой 17 лет. Ася то флиртует, то смущается, ведет себя немного странно, они много общаются с Н. и ее братом. Через время Гагин рассказывает, что на самом деле Ася лишь сводная сестра. Она — дочь гувернантки и незаконнорожденная. Ее поведение объясняется тем, что ей стыдно, что она дворянка наполовину.

После свидания с Асей, и ее признания в чувствах, он ругает ее за спешку. В разочаровании девушка убегает, однако позже Гагин понимает, что любит Асю. Он хочет жениться, однако узнает об отъезде друзей. Даже через два десятка лет он будет помнить Асю и останется одиноким.

История создания

Все романы Тургенева дополнялись рассказами, они поясняли характеры, при этом имея небольшое пространство сюжета. Повесть «Ася» появилась после длительного кризиса, он путешествовал, но увлекательный сюжет все не попадался. Когда издатели уже пришли в отчаяние, пришло сообщение, что писатель будет присылать все, что написано. И первой стала именно данная повесть, ее хотели издать до нового года.

В более позднее время Тургенев расскажет, что захотел покататься на лодке в обычном городишке. Он проплывал мимо дома, где на первом этаже была старуха, а из верхнего этажа смотрела юная девушка. Такое рядовое событие поспособствовало вдохновению. Художник стал придумывать историю о девушке, так в суденышке и сложилась фабула для рассказа.

Этапы работы

Повесть считается совершенным творением, писатель говорит о своей работе, как о чистой, красивой истории. Он постарался создать небывалое, даже имя для героини подбиралось тщательно. Ася звучит чисто, звонко, ясно, что позволило правильно подать историю читателю.

Случайный замысел возник в 1857 году, он начал работать в Зинциге 30 июня/12 июля 1857 г. Завершение датируется 15/27 ноября в том же году. Длительность написания объясняется тем, что Тургенев болел.

30 ноября/12 декабря черновик направился с целью публикации в «Современнике». В ходе написания он многим рассказывал о том, что пишет кое-что новое. После завершения, он сообщил, что сумел стряхнуть лень, и планирует отправить повесть в Петербург. В 1858 году «Ася» впервые была опубликована в первом номере.

Публикация произведения

Тургенев очень переживал за ошибки в произведении, прося помощи и коррекции возможных ошибок. Он очень волновался о повести, хотя не был уверен в успехе, поскольку писал ее, расчувствовавшись, и «со слезами на глазах».

А. Некрасов сообщил, что от повести веет молодостью души, назвав ее золотом поэзии. Восприятие повести было разным, одни выражали свое восхищение, другие говорили о том, что Ася здесь искусственная. Они выражали сомнение в возможности такого образа, рассуждали о натянутости, критики немало спорили.

История создания

Писатель был занят написанием этого произведения несколько месяцев (с июля по ноябрь 1857 года). Писал тяжело и медленно, ведь болезнь и усталость уже давали о себе знать. Кто является прототипом Аси, точно не известно. Среди версий преобладает точка зрения о том, что автор описал свою незаконнорожденную дочь. Также в образе могла отразиться судьба его сестры по отцовской линии (ее матерью была крестьянка). Тургенев по этим примерам хорошо знал, что чувствует подросток, оказавшийся в таком положении, и отразил свои наблюдения в повести, показав весьма щекотливый социальный конфликт, виной которому был и он сам.

Произведение «Ася» было закончено в 1857 году и опубликовано в «Современнике». История повести, рассказанная самим автором, такова: однажды Тургенев в немецком городке увидел пожилую женщину, которая выглядывала из окна на первом этаже, и головку молодой девушки этажом выше. Тогда он решил вообразить, какой могла бы быть их судьба, и воплотил эти фантазии в форме книги.

История создания тургеневской повести «Ася»

замысел

Уже начиная с середины лета 1857 года, известный писатель начал работать над своей новой повестью, и работал над ней по ноябрь этого же года. Медленный темп написания нового произведения, был обусловлен болезнью автора. В «Современнике» его произведение ждали намного раньше.

Как говорил о замысле своей повести сам писатель, то он возник у него неслучайно. В одном из немецких городов он увидел обычную картину: одна пожилая женщина вдруг выглянула из окошка, расположенного на первом этаже. Тут же появилась головка юной и прекрасной девушки, но уже из окна, расположенного выше. И как утверждал автор, в тот момент он решил представить, как может складываться судьба этих женщин. Вот так и появился замысел его повести. Но все-таки прототипы героев были. Исследователи считают, что среди них была судьба и самого автора, а также в Аси они легко узнавали незаконнорожденную дочь автора.

Известно, что Полина Брюэр, незаконнорожденная дочь писателя, находилась в таком же странном положении, как и героиня. Рожденная крестьянкой, она попадает в мир дворян, который не принимает ее так же, как она не может его принять. Но есть и другие мнения: некоторые исследователи тургеневского творчества утверждали, что прототипом главной героини является Варвара Житова, сестра Тургенева, чья судьба была очень схожа с судьбой дочери писателя. Вероятнее всего, что образ Аси собирательный.

Почему повесть так называется?

Произведение получило свое название в честь главной героини, история любви которой находится в центре внимания автора. Его главным приоритетом было раскрытие идеального женского образа, получившего название «тургеневская барышня». Увидеть и оценить женщину, по мнению писателя, можно лишь через призму чувства, которое она испытывает. Только в нем таинственная и непостижимая ее природа раскрывается полностью. Поэтому его Ася переживает потрясение первой влюбленности и переживает его с достоинством, присущим взрослой и сформировавшейся даме, а не тому наивному ребенку, которым она была до встречи с Н.Н.

Это перевоплощение и показывает Тургенев. В финале книги мы прощаемся с Асей-ребенком и знакомимся с Анной Гагиной – искренней, сильной и знающей себе цену женщиной, которая не согласна на компромиссы: когда Н.Н. побоялся отдаться чувству полностью и сразу признать его, она, превозмогая боль, навсегда покинула его. Но в память о светлой поре детства, когда Анна еще была Асей, писатель называет свой труд этим уменьшительно-ласкательным именем.

Главными героями этой повести являются:

Ася (Анна) – внебрачная дочь барина и прислужницы Татьяны. После кончины родных родителей, ее воспитанием стал заниматься брат по линии отца, Гагин.

Н. Н. – герой повести и любимый Аси. Юноша, живущий в своих мечтах и чувствовавший к Асе прекрасное чувство влюбленности.

Гагин – брат героини, военнослужащий. После увольнения уезжает с Асей за рубеж.

Молодая вдова – о ней становится известно после некоторых воспоминаний Н. Н.

Фрау Луизе – пожилая вдова, которой очень приглянулась Ася.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Жанр: повесть или рассказ?

Конечно же, «Ася» — это повесть. Рассказ никогда не делится на главы, да и объем у него гораздо меньше. Отрезок из жизни героев, изображенный в книге, меньше, чем в романе, но длиннее, чем в самой малой форме прозы. Тургенев тоже придерживался такого мнения насчет жанровой природы своего творения.

Традиционно в повести больше персонажей и событий, чем в рассказе. Кроме того, предметом изображения в ней становится именно последовательность эпизодов, в которой раскрываются причинно-следственные связи, что приводят читателя к осознанию смысла финала произведения. Так происходит и в книге «Ася»: герои знакомятся, их общение приводит к взаимной заинтересованности, Н.Н. узнает о происхождении Анны, она признается ему в любви, он боится принять ее чувства всерьез, и в итоге все это приводит к разрыву. Писатель сначала интригует нас, к примеру, показывает странное поведение героини, а потом объясняет его через историю ее рождения.

О чем произведение?

Главным действующим лицом является молодой человек, от лица которого и ведется повествование. Это воспоминания уже зрелого мужчины о событиях юности. В «Асе» немолодой светский человек Н.Н. вспоминает историю, которая приключилась с ним, когда ему было лет 25. Начало его рассказа, где он знакомится с братом и сестрой Гагиными, — экспозиция повести. Место и время действия – «немецкий небольшой городок З. неподалеку от Рейна (река)». Писатель имеет в виду город Зинциг в провинции Германии. Сам Тургенев путешествовал там в 1857 году, тогда же закончил книгу. Рассказчик пишет в прошедшем времени, оговаривая, что изложенные события произошли 20 лет назад. Соответственно, они произошли в июне 1837 года (о месяце сообщает сам Н.Н. в первой главе).

То, про что Тургенев написал в «Асе», знакомо читателю еще со времен прочтения «Евгения Онегина». Ася Гагина — та же юная Татьяна, которая впервые полюбила, но не нашла взаимности. Именно поэму «Евгений Онегин» как-то читал Н.Н. для Гагиных. Только героиня в повести не похожа на Татьяну. Она очень изменчива и непостоянна: то смеется день напролет, то ходит мрачнее тучи. Причина такого расположения духа кроется в непростой истории девушки: она – незаконнорожденная сестра Гагина. В высшем свете она ощущает себя чужой, как будто бы недостойной той чести, которая ей оказана. Мысли о ее будущем положении постоянно тяготят ее, поэтому Анна имеет непростой характер. Но, в итоге, она, как и Татьяна из «Евгения Онегина», решает признаться в любви Н.Н.. Герой обещает брату девушки все объяснить ей, но вместо этого обвиняет ее в том, что она созналась брату и фактически выставила его на посмешище. Ася, услышав упрек вместо признаний, убегает. А Н.Н. понимает, как она дорога ему, и решает на следующий день просить ее руки. Но уже слишком поздно, так как на следующее утро он узнает, что Гагины уехали, оставив ему записку:

Прощайте, мы не увидимся более. Не из гордости я уезжаю — нет, мне нельзя иначе. Вчера, когда я плакала перед вами, если б вы мне сказали одно слово, одно только слово — я бы осталась. Вы его не сказали. Видно, так лучше… Прощайте навсегда!

Краткое содержание по главам

Повесть “Ася” — это воспоминания рассказчика, которому было уже 45 лет. История произошла с ним 20 лет назад. Автор дает рассказчику только инициалы — господин Н. и Н.Н. Повесть состоит из 22 глав.

Главы 1-2

Рассказчик отправляется в путешествие по Европе, останавливается в маленьком городе З. недалеко от реки Рейн. Во время прогулки по Рейну Н.Н. идет на звуки вальса, которые доносились с другого берега. Заинтересовавшись, он отправляется на тот берег, откуда слышна музыка.

Рис. 2. Господин Н. Иллюстрация к повести Ася. Художник Д. Боровский

Н.Н. узнает, что это проходит студенческая встреча. Среди толпы рассказчик знакомится с двумя русскими студентами — Асей и ее братом Гагиным. Гагин сразу понравился Н.Н., он считал его добродушным и милым. Сестра также произвела впечатление на Н.Н.

Гагины пригласили господина Н. к ним в гости на ужин. Дом Гагиных располагался в красивом и живописном месте прямо около реки Рейн. За ужином девушка немного стеснялась гостя, но потом расслабилась и начала “даже улыбаться”. Через два часа после ужина Ася уходит спать. Попрощавшись, Н.Н. уходит. Ему кажется, что он попал домой, рассказчик счастлив.

Главы 3-4

В гости к Н.Н. приходит Гагин. Гагин делится с новым другом мыслями о своей заветной мечте стать художником. Господин Н., в свою очередь, делится своей историей трагической влюбленности. Н.Н. влюблен в молодую вдову, которая не отвечает взаимностью. После разговора оба друга отправились домой к Гагиным рассматривать зарисовки молодого художника. Н.Н. не нравятся рисунки Гагина, он считает их небрежными и незаконченными, Гагин соглашается с ним. Аси дома не было, хозяйка сказала гостям, что девушка в “развалинах”.

“Развалины” — местное название высокой башни, которая находилась на самой высокой точке горы. Башня уже была полуразрушенная, но все равно привлекала к себе молодежь. В “развалинах” Ася дразнила брата и господина Н. Она карабкалась по стенам и притворялась как будто падала, такое поведение не понравилось Н.Н.

Ася насмехалась над тем, что у рассказчика есть дама сердца, герою непонятно было, то ли она издевается, то ли ее это задевает.

Рис. 3. Гагин и господин Н. Иллюстрация к повести Ася. Художник Д. Боровский

Глава 5

Утром господин Н. вновь отправляется к Гагиным. Рассказчику хотелось увидеть Асю. Войдя в дом, он восхитился этой девушкой, которая с легкостью могла “перевоплощаться” из бунтарки, которая скачет по стенам заброшенного феодального замка, в кроткую красавицу, вышивающую на пальцах. Именно за этим занятием застает герой Асю. Ася одета была в простенькое платье, сидела у окна и не отвлекалась от своей работы. Автор впервые сравнивает Асю с истинной русской девушкой.

Господин Н. любуется ею, но она кажется ему хамелеоном. Н.Н. задумывается, действительно ли Ася сестра Гагина.

Глава 6

Господин Н. 14 дней посещает новых друзей, не пропуская ни дня. Ася общается с гостем неохотно, чем вызывает еще больше любопытства со стороны Н.Н. Рассказчик узнает, что девушка владеет французским и немецким языком. Из кратких ответов мы узнаем, что большую часть жизни девушка прожила в русской деревне.

Господин Н., пришедший чуть пораньше обычного, застает брата и сестру за личным разговором. Ася признается Гагину, что она любит только его.

Гагин отшучивается, и отвечает, что верит ей. Н.Н. уже не верит в родство между Асей и Гагиным.
Рис. 4. Река Рейн. Иллюстрация к повести Ася. Художник Д. Боровский

Главы 7-8

Господин Н. мучился бессонницей и решил отправиться в горы на три дня. После возвращения он увидел записку от Гагина, где говорилось, что он огорчен, что его не позвали с собой.

На следующий день Гагин провожает Н.Н. и делится тайнами семьи Гагиных. Гагина отец отдал на обучение в Петербург, где тот закончил юнкерскую школу, а потом перевелся в гвардейский полк. Во время одного из отпусков Гагин приезжает домой, где видит десятилетнюю девочку, сироту, которую взял под опекунство отец. Гагину открывается тайна происхождения маленькой Аси — она была внебрачной дочкой отца и горничной.

Перед смертью отца сводный брат дает обещание заботиться о девочке. Выслушав рассказ, господин Н. обрадовался и почувствовал облегчение.

Главы 9-10

Н.Н. приглашает Асю на прогулку по винограднику. Во время разговора девушка спрашивает, какие черты нравятся Н.Н. Рассказчик вспоминает письмо Татьяны и говорит, что такой должна быть девушка. Впервые Ася говорит о смерти, что очень беспокоит героя.

После прогулки они отправились в дом к Гагиным потанцевать вальс. Герой все больше влюбляется в девушку, он счастлив.

Главы 11-15

Н.Н. видит, что Ася влюблена в него, но быть с ней герой не может, так как она незаконнорожденная. Господин Н. решает поговорить с девушкой, но, придя домой к Гагиным, он застает Асю в плохом самочувствии, она даже не вышла из комнаты поприветствовать гостя.

На следующий день рассказчик гулял по городу, в это время к нему подбежал маленький мальчик и передал послание от Аси с просьбой о встрече у часовни. Герой вернулся домой взволнованным, не зная, что делать. Во время этих мыслей приходит брат Аси и сообщает что его сестра влюблена в Н.Н.

Рис. 5. Иллюстрация к повести Ася. Художник Д. Боровский

Гагин спрашивает о чувствах к Асе. Н.Н. признается, что он влюблен в Асю, но жениться он на ней не может из-за неблагородного происхождения. Он упоминает и сложный характер девушки, боится с ней не справиться.

Господину Н. передают записку, в которой говорится, что вместо часовни Ася хотела встретиться с возлюбленным в доме фрау Луизы, старушки, которую часто навещает девушка.

Глава 16

Н.Н. приходит в дом фрау Луизы. Старушка провожает героя в маленькую комнатку, где напротив окна сидела запуганная Ася. Рассказчику стало жаль девочку, но он сдерживает свои чувства, говорит о невозможности их свадьбы. Герой в дополнение еще и обвиняет Асю, что та рассказала все брату и раскрыла их любовь. Ася в слезах выбежала из комнаты.

Главы 17-20

Н.Н. огорчен, что девушка так отреагировала, он чувствовал за собой вину. Герой понял, что не хочет расставаться с девушкой. Он отправляется в дом к Гагиным, девушки там нет. Н.Н и брат Аси идут на поиски девушки.

Господин Н. ищет Асю по всему городу, он воодушевлен и хочет признаться девушке в своих чувствах. Так и не найдя Асю герой возвращается домой к Гагиным, где узнает, что она нашлась и спит. Н.Н. принял окончательное решение жениться на Асе.

Рис. 6. Ася и господин Н. Иллюстрация к повести Ася. Художник К. А. Клементьева

Главные герои и их характеристика

Внимание читателя привлекают, прежде всего, основные герои произведения. Именно они воплощают авторский замысел и являются опорными образами, на которых строится повествование.

  1. Ася (Анна Гагина)— типичная «тургеневская барышня»: она диковатая, но тонко чувствующая девушка, которая способна на настоящую любовь, но не приемлет трусости и слабости характера. Так ее описал брат: «Самолюбие развилось в ней сильно, недоверчивость тоже; дурные привычки укоренялись, простота исчезла. Она хотела (она сама мне раз призналась в этом) заставить целый мир забыть ее происхождение; она и стыдилась своей матери, и стыдилась своего стыда, и гордилась ею». Выросла она на природе в поместье, обучалась в пансионе. Сначала ее воспитывала мать — горничная в доме отца. После ее смерти девочку забрал к себе барин. Потом воспитание продолжил его законный сын, брат главной героини. Анна — скромная, наивная, неплохо образованная особа. Она еще не повзрослела, поэтому дурачится и шалит, не воспринимая жизнь всерьез. Однако ее характер изменился, когда она полюбила Н.Н.: он стал непостоянен и странен, девушка была то чересчур оживленной, то грустной. Меняя образы, она неосознанно стремилась привлечь к себе внимание кавалера, однако ее намерения были абсолютно искренни. Она даже слегла в лихорадке от переполнившего сердце чувства. Из ее дальнейших действий и слов можно сделать вывод, что она – сильная и волевая женщина, способная на жертву ради чести. Ее описание изложил сам Тургенев: «Девушка, которую он назвал своей сестрой, с первого взгляда показалась мне очень миловидной. Было что-то свое, особенное, в складе ее смугловатого, круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щечками и черными, светлыми глазами. Она была грациозно сложена, но как будто не вполне еще развита». Несколько идеализированный образ Аси повторился в лицах других известных героинь писателя.
  2. Н.Н. – рассказчик, который спустя 20 лет после изложенного события берется за перо, чтобы облегчить душу. Он никак не может забыть о своей потерянной любви. Он предстает перед нами эгоистичным и праздным богатым юношей, который от нечего делать путешествует. Он одинок и боится своего одиночества, ведь, по собственному признанию, любит находиться в толпе и смотреть на людей. При этом он не хочет знакомиться с русскими, видимо, опасается нарушить свой покой. Он иронично замечает, что «почел долгом предаться на некоторое время печали и одиночеству». Это желание рисоваться даже перед собой открывает в нем слабые стороны натуры: он неискренен, фальшив, поверхностен, ищет оправдание своему безделью в вымышленных и надуманных страданиях. Нельзя не отметить его впечатлительность: думы о родине его рассердили, встреча с Анной заставила его почувствовать себя счастливым. Главный герой образован и знатен, живет «как хочется», и ему присуще непостоянство. Разбирается в искусстве, любит природу, но не может найти применения своим знаниям и чувствам. Он любит анализировать людей умом, но не чувствует их сердцем, поэтому он так долго не мог понять поведения Аси. Любовь к ней раскрыла в нем не самые лучшие качества: трусость, нерешительность, себялюбие.
  3. Гагин – старший брат Анны, который о ней заботится. Вот так о нем пишет автор: «Это была прямо русская душа, правдивая, честная, простая, но, к сожалению, немного вялая, без цепкости и внутреннего жара. Молодость не кипела в нем ключом; она светилась тихим светом. Он был очень мил и умен, но я не мог себе представить, что с ним станется, как только он возмужает». Герой очень добр и отзывчив. Почитал и уважал семью, ведь последнюю волю отца он выполнил честно, а сестру полюбил, как родную. Ему очень дорога Анна, поэтому он жертвует дружбой ради ее спокойствия и уезжает от Н.Н., увозя героиню. Он вообще охотно жертвует своими интересами ради других, ведь для того, чтобы воспитать сестру, он уходит в отставку и покидает родину. Другие действующие лица в его описании выглядят всегда положительно, всем им он находит оправдание: и скрытному отцу, и уступчивой горничной, своевольной Асе.

Второстепенные герои лишь мимоходом упоминаются рассказчиком. Это молодая вдова на водах, отвергнувшая рассказчика, отец Гагина (добрый, мягкий, но несчастный человек), его брат, который устроил племянника на службу в Петербург, мать Аси (Татьяна Васильевна – гордая и неприступная женщина), Яков (дворецкий Гагина старшего). Описание героев, данное автором, позволяет еще глубже понять повесть «Ася» и реалии эпохи, ставшие ее основой.

Ася (Тургенев И. С., 1858)

XIV

Я пришел к себе в комнату, сел и задумался. Сердце во мне сильно билось. Несколько раз перечел я записку Аси. Я посмотрел на часы: и двенадцати еще не было.

Дверь отворилась — вошел Гагин.

Лицо его было пасмурно. Он схватил меня за руку и крепко пожал ее. Он казался очень взволнованным.

— Что с вами? — спросил я. Гагин взял стул и сел против меня.

— Четвертого дня, — начал он с принужденной улыбкой и запинаясь, — я удивил вас своим рассказом; сегодня удивлю еще более. С другим я, вероятно, не решился бы… так прямо… Но вы благородный человек, вы мне друг, не так ли? Послушайте: моя сестра, Ася, в вас влюблена.

Я весь вздрогнул и приподнялся…

— Ваша сестра, говорите вы…

— Да, да, — перебил меня Гагин. — Я вам говорю, она сумасшедшая и меня с ума сведет. Но, к счастью, она не умеет лгать — и доверяет мне. Ах, что за душа у этой девочки… но она себя погубит, непременно.

— Да вы ошибаетесь, — начал я.

— Нет, не ошибаюсь. Вчера, вы знаете, она почти целый день пролежала, ничего не ела, впрочем не жаловалась… Она никогда не жалуется. Я не беспокоился, хотя к вечеру у ней сделался небольшой жар. Сегодня, в два часа ночи, меня разбудила наша хозяйка: «Ступайте, говорит, к вашей сестре: с ней что-то худо». Я побежал к Асе и нашел ее нераздетою, в лихорадке, в слезах; голова у ней горела, зубы стучали. «Что с тобой? — спросил я, — ты больна?» Она бросилась мне на шею и начала умолять меня увезти ее как можно скорее, если я хочу, чтобы она осталась в живых… Я ничего не понимаю, стараюсь ее успокоить… Рыдания ее усиливаются… и вдруг сквозь эти рыдания услышал я… Ну, словом, я услышал, что она вас любит. Уверяю вас, мы с вами, благоразумные люди, и представить себе не можем, как она глубоко чувствует и с какой невероятной силой высказываются в ней эти чувства; это находит на нее так же неожиданно и так же неотразимо, как гроза. Вы очень милый человек, — продолжал Гагин, — но почему она вас так полюбила — этого я, признаюсь, не понимаю. Она говорит, что привязалась к вам с первого взгляда. Оттого она и плакала на днях, когда уверяла меня, что, кроме меня, никого любить не хочет. Она воображает, что вы ее презираете, что вы, вероятно, знаете, кто она; она спрашивала меня, не рассказал ли я вам ее историю, — я, разумеется, сказал, что нет; но чуткость ее — просто страшна. Она желает одного: уехать, уехать тотчас. Я просидел с ней до утра; она взяла с меня слово, что нас завтра же здесь не будет, — и тогда только она заснула. Я подумал, подумал и решился — поговорить с вами. По-моему, Ася права: самое лучшее — уехать нам обоим отсюда. И я сегодня же бы увез ее, если б не пришла мне в голову мысль, которая меня остановила. Может быть… как знать? — вам сестра моя нравится? Если так, с какой стати я увезу ее? Я вот и решился, отбросив в сторону всякий стыд… Притом же я сам кое-что заметил. Я решился… узнать от вас… — Бедный Гагин смутился. — Извините меня, пожалуйста, — прибавил он, — я не привык к таким передрягам.

Я взял его за руку.

— Вы хотите знать, — произнес я твердым голосом, — нравится ли мне ваша сестра? Да, она мне нравится…

Гагин взглянул на меня.

— Но, — проговорил он запинаясь, — ведь вы не женитесь на ней?

— Как вы хотите, чтобы я отвечал на такой вопрос? Посудите сами, могу ли я теперь…

— Знаю, знаю, — перебил меня Гагин. — Я не имею никакого права требовать от вас ответа, и вопрос мой — верх неприличия… Но что прикажете делать? С огнем шутить нельзя. Вы не знаете Асю; она в состоянии занемочь, убежать, свиданье вам назначить… Другая умела бы все скрыть и выждать — но не она. С нею это в первый раз, — вот что беда! Если б вы видели, как она сегодня рыдала у ног моих, вы бы поняли мои опасения.

Я задумался. Слова Гагина «свиданье вам назначить» кольнули меня в сердце. Мне показалось постыдным не отвечать откровенностью на его честную откровенность.

— Да, — сказал я наконец, — вы правы. Час тому назад я получил от вашей сестры записку. Вот она.

Гагин взял записку, быстро пробежал ее и уронил руки на колени. Выражение изумления на его лице было очень забавно, но мне было не до смеху.

— Вы, повторяю, благородный человек, — проговорил он, — но что же теперь делать? Как? она сама хочет уехать, и пишет к вам, и упрекает себя в неосторожности… и когда это она успела написать? Чего ж она хочет от вас?

Я успокоил его, и мы принялись толковать хладнокровно по мере возможности о том, что нам следовало предпринять.

Вот на чем мы остановились, наконец: во избежание беды я должен был идти на свиданье и честно объясниться с Асей; Гагин обязался сидеть дома и не подать вида, что ему известна ее записка; а вечером мы положили сойтись опять.

— Я твердо надеюсь на вас, — сказал Гагин и стиснул мне руку, — пощадите и ее и меня. А уезжаем мы все-таки завтра, — прибавил он, вставая, — потому что ведь вы на Асе не женитесь.

— Дайте мне сроку до вечера, — возразил я.

— Пожалуй, но вы не женитесь.

Он ушел, а я бросился на диван и закрыл глаза. Голова у меня ходила кругом: слишком много впечатлений в нее нахлынуло разом. Я досадовал на откровенность Гагина, я досадовал на Асю, ее любовь меня и радовала и смущала. Я не мог понять, что заставило ее все высказать брату; неизбежность скорого, почти мгновенного решения терзала меня…

«Жениться на семнадцатилетней девочке, с ее нравом, как это можно!» — сказал я, вставая.

Тема

  1. Тема любви. Иван Сергеевич Тургенев написал множество повестей об этом. Для него чувство — это испытание души героев: «Нет, любовь есть одна из тех страстей, которая надламывает наше «я», заставляет как бы забывать о себе и своих интересах»- говорил писатель. Только настоящий человек может искренне полюбить. Однако трагедия в том, что многие люди с этим испытанием не справляются, а для любви нужны двое. Когда один не сумел полюбить по-настоящему, другой незаслуженно остается в одиночестве. Так произошло и в этой книге: Н.Н. не смог пройти испытание любовью, а вот Анна хоть и справилась с ним, все равно не стерпела обиды пренебрежения и уехала навсегда.
  2. Тема лишнего человека в повести «Ася» тоже занимает важное место. Главный герой не может найти себе места в мире. Его праздная и бесцельная жизнь за границей – тому подтверждение. Он слоняется в поисках неизвестно чего, потому что не может применить свои умения и знания в настоящем деле. Его несостоятельность проявляется и в любви, ведь он боится прямого признания девушки, боится силы ее чувства, поэтому не может вовремя осознать, как она дорога ему.
  3. Тема семьи тоже поднимается автором. Гагин воспитывал Асю, как свою сестру, хоть и понимал всю сложность ее положения. Возможно, именно это обстоятельство толкнуло его на путешествие, где девушка могла бы отвлечься и спрятаться от косых взглядов. Тургенев подчеркивает превосходство семейных ценностей над сословными предрассудками, призывая своих соотечественников больше заботиться о родственных узах, чем о чистоте крови.
  4. Тема ностальгии. Вся повесть проникнута ностальгическим настроением главного героя, который живет воспоминаниями о том времени, когда он был молод и влюблен.

Проблематика

  • Проблема нравственного выбора. Герой не знает, как правильно поступить: стоит ли брать на себя ответственность за столь юное и обиженное судьбой создание? Готов ли он распрощаться с холостой жизнью и привязать себя к одной единственной женщине? Кроме того, она уже лишила его выбора, сказав обо всем брату. Он был раздосадован, что девушка взяла всю инициативу на себя, поэтому и обвинил ее в том, что она была слишком откровенна с Гагиным. Н.Н. был сбит с толку, да еще и недостаточно опытен, чтобы разгадать тонкую натуру возлюбленной, так что неудивительно, что его выбор оказался неправильным.
  • Проблемы чувства и долга. Нередко эти начала противостоят друг другу. Ася любит Н.Н., но после его колебаний и упреков понимает, что он не уверен в своих чувствах. Долг чести повелевает ей уехать и больше не встречаться с ним, хотя сердце ее бунтует и просит дать возлюбленному еще один шанс. Однако непреклонен в вопросах чести и ее брат, поэтому Гагины покидают Н.Н.
  • Проблема внебрачных связей. Во времена Тургенева незаконнорожденные дети были почти у всех дворян, и это не считалось ненормальным. Но писатель, хоть и сам стал отцом такого ребенка, обращает внимание на то, как плохо живется детям, чье происхождение вне закона. Они страдают без вины за грехи родителей, мучаются от сплетен и не могут устроить свое будущее. Например, автор изображает учебу Аси в пансионе, где все девушки относились к ней пренебрежительно из-за ее истории.
  • Проблема переходного возраста. Асе на момент описываемых событий всего 17 лет, она еще не сформировалась как личность, поэтому ее поведение столь непредсказуемо и эксцентрично. Брату очень тяжело с ней обходиться, ведь он еще не имеет опыта на родительском поприще. Да и Н.Н. не смог понять ее противоречивую и сентиментальную натуру. В этом и кроется причина трагедии их взаимоотношений.
  • Проблема трусости. Н.Н. боится серьезных чувств, поэтому не говорит того самого заветного слова, что ждала Ася.

Краткое содержание повести Тургенева «Ася»

В начале восьмидесятых годов 19 века появилась повесть «Ася», написанная русским писателем Иваном Тургеневым. Благодаря этому автору в русском обществе стал популярным новый характер. Есть версия, что образ Аси имеет живой прототип — это незаконнорожденная сестра самого Тургенева. Повесть стала действительно уникальной для всего мира литературы.

Очень краткое содержание «Ася»

Для начала мы знакомимся с главным героем повести. Автор называет его Н. Н. Сейчас он является уже солидным мужчиной. Но автор решает рассказать историю, которая произошла с ним много лет назад.

Будучи молодым человеком, главный герой много путешествовал по разным странам. Однажды он приезжает в немецкий городок, где проводит много времени в студенческом коллективе. На одной из вечеринок он знакомится с русской семьей, которая состоит из молодого художника Гагина и его сестры Аси. Молодые люди много беседуют и понимают, что между ними много общего. Ася же стесняется нового знакомого. Несмотря на это, ее брат зовет Н. Н. к ним в гости. Там продолжаются их интереснейшие беседы, к которым позже подключается и Ася. Девушка раскрепощается, и когда герой уезжает из их дома, чувствует себя по настоящему счастливым. Такие визиты продолжались очень долго, пока герой не начал подозревать что-то неладное — ему начало казаться, что Ася вовсе не сестра Гагину. Это доказывал и случайно подслушанный разговор, в котором девушка признавалась в любви брату.

Он решил какое-то время не проводить время с семейством Гагиных, проводя все свободное время на природе. И внезапно он получил записку от Гагина. Он решил рассказать Н. Н. , кем же все таки является Ася.

Гагин все детство провел в имении с отцом, мать его давно скончалась. И вот к ним в гости пожаловал дядя. Он убедил его, что младший Гагин должен поехать с ним в Петербург, чтобы учиться. Он закончил приличное учебное заведение, стал военным. Но тоска по родному дому все же мучила его и было принято решение навестить родителя. Он обнаружил маленькую девочку рядом с ним. Отец объяснил, что пожалел сиротку и решил пригреть ее в своем доме. Только после кончины отца выяснилось, что Ася никто иная, как его дочь. Отец всерьез увлекся одной из служанок, даже собирался на ней жениться. Но вскоре женщина умерла, а девочка переехала в дом к отцу. Теперь Гагину пришлось заботиться о ней, но из-за службы ему пришлось отправить девочку в пансион. Там она провела несколько лет, а как только ей минуло 17 они с братом переехали за границу. Теперь герою стало все понятно. Он снова проводил время с этим семейством. Но девушка почему то стала грустить, а вскоре занемогла. Ей пришлось рассказать брату, что она влюблена в Н. Н. Но Гагин прекрасно понимал, что он никогда не женится на сестре. Он попросил нашего героя объясниться с ней.

И вот Н. Н. пришлось встретиться с Асей наедине. Почему-то он стал обвинять девушку, а та в слезах убежала. Герой пытался ее найти, осознал, что ее любит. Выяснилось, что она уже дома. И поэтому мужчина решил сделать ей предложение на следующий же день. Но было уже поздно — семейство уехало. Н. Н. оставили только записку, чтобы их не искали. А Ася дала понять, что любила его, но он не оправдал ее ожиданий. Герой попытался все же их догнать — все было тщетно. После этого у него никогда не было подобных чувств, о чем он до сих пор сожалеет.

Основная мысль

История главной героини – трагедия наивных первых чувств, когда юный мечтательный человек впервые сталкивается с жестокими реалиями жизни. Выводы от этого столкновения — главная мысль повести «Ася». Девушка прошла через испытание любовью, но в нем разбились многие ее иллюзии. В нерешительности Н.Н. она прочла приговор себе, который еще раньше в разговоре с другом упомянул ее брат: в таком положении она не может рассчитывать на хорошую партию. Немногие согласятся на брак с ней, какой бы она не была красивой или веселой. Она и раньше видела, что люди презирают ее за неравное им происхождение, а теперь любимый ею человек медлит и не решается связать себя словом. Анна истолковала это, как трусость, и ее мечты рассыпались в прах. Она научилась быть разборчивее в ухажерах и не доверять им своих сердечных тайн.

Любовь в данном случае открывает героине взрослый мир, буквально выдергивая ее из блаженного детства. Счастье было бы для нее не уроком, а продолжением девического сна, оно не раскрыло бы этот противоречивый характер, и портрет Аси в галерее женских типажей русской литературы сильно обеднел от счастливого финала. В трагедии же она обрела необходимый опыт и стала богаче духовно. Как видно, смысл повести Тургенева заключается еще и в том, чтобы показать, как испытание любовью отражается на людях: одни проявляют достоинство и силу духа, другие – трусость, бестактность и нерешительность.

Этот рассказ из уст зрелого мужчины настолько поучителен, что не оставляет сомнений, что герой вспоминает этот эпизод своей жизни в назидании себе и слушателю. Теперь, спустя столько лет, он понимает, что сам упустил любовь всей своей жизни, сам разрушил эти возвышенные и искренние отношения. Рассказчик призывает читателя быть внимательнее и решительнее, чем он сам, не дать своей путеводной звезде уйти. Таким образом, основная идея произведения «Ася» заключается в том, чтобы показать, как хрупко и мимолетно счастье, если его вовремя не распознать, и как беспощадна любовь, которая не дает второй попытки.

Чему учит повесть?

Тургенев, показывая праздный и пустой образ жизни своего героя, говорит о том, что беззаботность и бесцельность существования сделают человека несчастным. Н.Н. в старости горько сетует на себя в молодости, жалея об утрате Аси и самой возможности изменить свою судьбу: «Мне тогда и в голову не приходило, что человек не растение и процветать ему долго нельзя». Он с горечью осознает, что это «цветение» не дало плодов. Таким образом, мораль в повести «Ася» открывает перед нами истинный смысл бытия – нужно жить ради цели, ради близких людей, ради творчества и созидания, в чем бы оно ни выражалось, а не ради одного лишь себя. Ведь именно эгоизм и боязнь лишиться возможности «цвести» помешали Н.Н. вымолвить то самое заветное слово, которого ждала Анна.

Еще один вывод, который делает Иван Сергеевич Тургенев в «Асе», — это утверждение, что не нужно бояться своих чувств. Героиня отдалась им полностью, обожглась первой любовью, зато многое узнала о жизни и о том человеке, которому хотела ее посвятить. Теперь она уже будет более внимательна к людям, научится разбираться в них. Без этого жестокого опыта она бы не раскрылась, как личность, не поняла бы себя и своих желаний. После разрыва с Н.Н. она осознала, каким должен быть мужчина ее мечты. Так что не стоит страшиться искренних порывов души, нужно дать им волю, и будь, что будет.

I

Мне было тогда лет двадцать пять, — начал Н. Н., — дела давно минувших дней, как видите. Я только что вырвался на волю и уехал за границу, не для того, чтобы «окончить мое воспитание», как говаривалось тогда, а просто мне захотелось посмотреть на мир божий. Я был здоров, молод, весел, деньги у меня не переводились, заботы еще не успели завестись — я жил без оглядки, делал что хотел, процветал, одним словом. Мне тогда и в голову не приходило, что человек не растение и процветать ему долго нельзя. Молодость ест пряники золоченые, да и думает, что это-то и есть хлеб насущный; а придет время — и хлебца напросишься. Но толковать об этом не для чего.

Я путешествовал без всякой цели, без плана; останавливался везде, где мне нравилось, и отправлялся тотчас далее, как только чувствовал желание видеть новые лица — именно лица. Меня занимали исключительно одни люди; я ненавидел любопытные памятники, замечательные собрания, один вид лон-лакея возбуждал во мне ощущение тоски и злобы; я чуть с ума не сошел в дрезденском «Грюне Гевёлбе». Природа действовала на меня чрезвычайно, но я не любил так называемых ее красот, необыкновенных гор, утесов, водопадов; я не любил, чтобы она навязывалась мне, чтобы она мне мешала. Зато лица, живые, человеческие лица — речи людей, их движения, смех — вот без чего я обойтись не мог. В толпе мне было всегда особенно легко и отрадно; мне было весело идти, куда шли другие, кричать, когда другие кричали, и в то же время я любил смотреть, как эти другие кричат. Меня забавляло наблюдать людей… да я даже не наблюдал их — я их рассматривал с каким-то радостным и ненасытным любопытством. Но я опять сбиваюсь в сторону.

Итак, лет двадцать тому назад я проживал в немецком небольшом городке З., на левом берегу Рейна. Я искал уединения: я только что был поражен в сердце одной молодой вдовой, с которой познакомился на водах. Она была очень хороша собой и умна, кокетничала со всеми — и со мною, грешным, — сперва даже поощряла меня, а потом жестоко меня уязвила, пожертвовав мною одному краснощекому баварскому лейтенанту. Признаться сказать, рана моего сердца не очень была глубока; но я почел долгом предаться на некоторое время печали и одиночеству — чем молодость не тешится! — и поселился в З.

Городок этот мне понравился своим местоположением у подошвы двух высоких холмов, своими дряхлыми стенами и башнями, вековыми липами, крутым мостом над светлой речкой, впадавшей в Рейн, — а главное, своим хорошим вином. По его узким улицам гуляли вечером, тотчас после захождения солнца (дело было в июне), прехорошенькие белокурые немочки и, встретясь с иностранцем, произносили приятным голоском: «Guten Abend!»[1] — а некоторые из них не уходили даже и тогда, когда луна поднималась из-за острых крыш стареньких домов и мелкие каменья мостовой четко рисовались в ее неподвижных лучах. Я любил бродить тогда по городу; луна, казалось, пристально глядела на него с чистого неба; и город чувствовал этот взгляд и стоял чутко и мирно, весь облитый ее светом, этим безмятежным и в то же время тихо душу волнующим светом. Петух на высокой готической колокольне блестел бледным золотом; таким же золотом переливались струйки по черному глянцу речки; тоненькие свечки (немец бережлив!) скромно теплились в узких окнах под грифельными кровлями; виноградные лозы таинственно высовывали свои завитые усики из-за каменных оград; что-то пробегало в тени около старинного колодца на трехугольной площади, внезапно раздавался сонливый свисток ночного сторожа, добродушная собака ворчала вполголоса, а воздух так и ластился к лицу, и липы пахли так сладко, что грудь поневоле всё глубже и глубже дышала, и слово: «Гретхен» — не то восклицание, не то вопрос — так и просилось на уста.

Городок З. лежит в двух верстах от Рейна. Я часто ходил смотреть на величавую реку и, не без некоторого напряжения мечтая о коварной вдове, просиживал долгие часы на каменной скамье под одиноким огромным ясенем. Маленькая статуя мадонны с почти детским лицом и красным сердцем на груди, пронзенным мечами, печально выглядывала из его ветвей. На противоположном берегу находился городок Л., немного побольше того, в котором я поселился. Однажды вечером сидел я на своей любимой скамье и глядел то на реку, то на небо, то на виноградники. Передо мною белоголовые мальчишки карабкались по бокам лодки, вытащенной на берег и опрокинутой насмоленным брюхом кверху. Кораблики тихо бежали на слабо надувшихся парусах; зеленоватые волны скользили мимо, чуть-чуть вспухая и урча. Вдруг донеслись до меня звуки музыки; я прислушался. В городе Л. играли вальс; контрбас гудел отрывисто, скрипка неясно заливалась, флейта свистала бойко.

— Что это? — спросил я у подошедшего ко мне старика в плисовом жилете, синих чулках и башмаках с пряжками.

— Это, — отвечал он мне, предварительно передвинув мундштук своей трубки из одного угла губ в другой, — студенты приехали из Б. на коммерш.

«А посмотрю-ка я на этот коммерш, — подумал я, — кстати же я в Л. не бывал». Я отыскал перевозчика и отправился на другую сторону.

Повесть И.С. Тургенева «Ася» была написана в 1857 году. Во время ее написания Тургенев путешествовал по Европе: Зинциг, Баден-Баден, Париж, Ницца… Замысел «Аси» возник у Тургенева случайно. Н.А. Островская в своих воспоминаниях так передает рассказ Тургенева об этом: «Проездом остановился я в маленьком городке на Рейне. Вечером, от нечего делать, вздумал я поехать кататься на лодке. Вечер был прелестный. Ни об чем не думая, лежал я в лодке, дышал теплым воздухом, смотрел кругом. Проезжаем мы мимо небольшой развалины; рядом с развалиной домик в два этажа. Из окна нижнего этажа смотрит старуха, а из окна верхнего — высунулась голова хорошенькой девушки. Тут вдруг нашло на меня какое-то особенное настроение. Я стал думать и придумывать, кто эта девушка, какая она и зачем она в этом домике, какие ее отношения к старухе, — и так тут же в лодке и сложилась у меня вся  фабула рассказа».

Несмотря на случайно возникший замысел, история жизни главной героини Аси очень напоминает судьбу дочери Тургенева. Матерью девочки была белошвейка, работающая по найму в доме Тургеневых. После рождения дочери ее отправили в Москву, а девочку, названную Пелагеей, оставили в имении среди дворовых. Девочка выполняла тяжелую домашнюю работу, но иногда ее одевали в чистое и выводили к матери Тургенева, Варваре Петровне, которая улыбалась и спрашивала: «Не скажите ли вы, на кого похож этот ребенок?». Тургенев узнал о существовании дочери случайно, приехав в имение, он удочерил ее, назвал Полиной и увез во Францию, боясь, что положение «незаконнорожденной» будет тяготить ее в дальнейшем, если она останется в России.

После выхода в свет повести (1858 г), вокруг фигуры главного героя, господина Н.Н., развернулись жаркие споры, в которых принимали участие видные критики того времени: Н.Г. Чернышевский, П.В. Анненков, Д.И. Писарев.

Образ Аси стал составляющим того большого образа в творчестве Тургенева, который получил название «тургеневская девушка». Какая она, мы попытаемся узнать при анализе произведения.

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Тургенев
  4. История создания повести Ася

История создания повести Ася Тургенева

Замысел произведения возникает у писателя случайно во время его пребывания в Европе, немецком Зинциге, находясь на лечении от неврологических проявлений.

Писатель находится в состоянии нравственного и физического кризиса и в момент совершения речной прогулки неожиданно видит небольшой разрушающийся двухэтажный дом, в окнах которого на нижнем этаже виднеется силуэт старой женщины, а из окна второго этажа выглядывает личико очаровательной девушки. Писателя посещает вдохновение, он начинает размышлять о судьбах увиденных женщин, придумывая в мыслях различные сюжеты, и его охватывает желание перенести все свои задумки на бумагу, в результате чего рождается всемирно известная повесть, написанная в особенном вдохновляющем настроении.

Данная версия написания повести принадлежит непосредственно писателю, однако среди его современников бытовало мнение, что прототипом главной героини произведения, Аси, является личность, близкая к окружению автора, а именно внебрачная дочь писателя, Полина Брюэр, судьба которой схожа с жизнью ключевого героя.

Являясь ребенком, рожденной крестьянкой и имеющей отца дворянского происхождения, Полина по воле матери писателя растет в семье крепостных, откуда ее забирает отец, узнавший о ее рождении спустя лишь несколько лет. Писатель отправляет девочку во Францию, надеясь полностью изменить ее жизнь в лучшую сторону, однако понимает, что, несмотря на спокойный, уравновешенный характер, девушка лишена романтических, мечтательных начал своей души в виде нелюбви искусства как такого, музыкального, поэтического, художественного. Именно в этом состоит различие между героиней повести, наделенной писателем умением тонко чувствовать прекрасное во всех сферах жизни, способной наслаждаться окружающей природой, а также неповторимой душевной организацией, от незаконнорожденной писательской дочери.

Сам автор впоследствии признается, что повесть пишется для него с трудом, порой даже со слезами, и считает произведение неудачным, плохим. Однако после издания книги в журнале «Современник» в середине девятнадцатого века, критики дают лесные оценки писательскому творения, восторженно называя его чистым золотом поэзии.

Многие коллеги писателя по цеху, тронутые и потрясенные повестью, разворачивают жаркие дискуссии по поводу представителей либерального дворянства, характеристика которого дана в произведении, желая высказаться о причинах поведения так называемых лучших людей общества, отличающихся страхом перед принятием ответственных решений, неповоротливостью речи и постоянными сомнениями в поступках. Примером для данного обсуждения является господин Н.Н., описанный писателем в повести, безвольный, эгоистичный тургеневский персонаж, в котором выражено, по словам Чернышевского Н.Г., социальное банкротство, аналогичное типичным представителям данного общественного круга в лице Печорина, Бельтова, Агарина.

История создания повести Ася

История создания повести Ася

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Образ России в поэме Мертвые души Гоголя

    Поэма Н.В.Гоголя «Мертвые души» в первую очередь известна из-за своих сатирических персонажей, многие из которых стали характеризовать определенное поведение. Так, все прекрасно представляют

  • Двойники Раскольникова Лужин, Свидригайлов, Порфирий Петрович в романе Преступление и наказание Достоевского сочинение

    Самым выразительным двойником Родиона Раскольникова в романе, на мой взгляд, является Пётр Петрович Лужин – жених сестры главного героя, Дуни, человек, наглядно демонстрирующий, к чему именно приводит жизнь по теории Достоевского

  • Для чего нужна история? сочинение 5 класс

    История — это не просто наука и склад готовых истин. Это не только про то, кто мы, откуда, но и в общем то про, то куда. И можно конечно рассматривать историю как нечто такое уже сложившиеся раз и навсегда, что зачем-то нужно знать.

  • Влияние родителей на становление личности ребенка Итоговое сочинение

    Человек родился. Каждый человек на самом деле частичка своих родителей, ведь это они его создатели. Часто мы берём от родителей всё самое лучшее, но бывает, что и всё самое худшее тоже сидит в нас именно от родителей

  • Отзыв о поэме Василий Теркин Твардовского

    Тема Великой Отечественной войны как нельзя лучше отражена в поэме «Василий Теркин» А.Т. Твардовского. Буквально в каждой главе этого произведения отображен разный фронтовой эпизод

obraz-harakteristika-asi-povest-asja-turgeneva
Ася и господин Н.
Иллюстрация
К. А. Клементьевой

Повесть «Ася» является одним из самых известных произведений великого русского писателя XIX века Ивана Сергеевича Тургенева.

В этой статье представлена история создания повести «Ася» Тургенева, интересные факты о произведении.

Смотрите:
Все материалы по повести «Ася»
Все материалы по творчеству Тургенева

История создания повести «Ася» Тургенева, интересные факты

Судя по всему, замысел повести возник у Тургенева случайно в 1857 г. в Зинциге (или, по крайней мере, здесь приобрел реальные очертания). Подтверждением тому служит подробное описание города Зинциг, его природы и быта в повести.

Вот что сам Тургенев говорил о событиях, которые легли в основу повести:

«Вечером… вздумал я поехать кататься на лодке… Проезжаем мы мимо небольшой развалины; рядом с развалиной домик в два этажа. Из окна нижнего этажа смотрит старуха, а из окна верхнего — высунулась голова хорошенькой девушки. Тут вдруг нашло на меня какое-то особенное настроение. Я стал думать и придумывать, кто эта девушка, какая она, и зачем она в этом домике, какие ее отношения к старухе,— и так тут же, в лодке, и сложилась у меня вся фабула рассказа…» (рассказ Тургенева по воспоминаниям Н. А. Островской)

Любопытно, что сам Тургенев оставил довольно подробную хронологию работы над повестью:

«Начата в Зинциге (на берегу Рейна) 30 июня/12 июля 1857 г., в воскресенье. Кончен в Риме 15/27 ноября того же года в пятницу. (Писано с большими промежутками по милости болезни.) Отправлен в редакцию «Современника» 30 ноября/12 декабря 57.» (из черновиков Тургенева)

Таким образом, Тургенев работал над повестью летоми и осенью 1857 г.. В этот период он время от времени сообщал знакомым о своем новом произведении:

«…20-го сентября непременно буду в Петербурге и, если не ошибаюсь, привезу с собою повесть, которую я здесь начал и, бог даст, кончу.» (И. С. Тургенев — И. И. Панаеву, письмо от 4 (16) июля 1857 г.) 

«…Авось удастся поработать. Я уже кое-что начал.» (И. С. Тургенев — А. И. Герцену, письмо от 5 (17) июля 1857 г.) 

Завершив работу к середине ноября, Тургенев сообщил об этом Л. Н. Толстому и другим знакомым:

«…я стряхнул здесь (в Риме) свою лень и написал повесть, которая на днях отправляется в Петербург. Я ее прочел Боткину: он дал мне дельные советы, которыми я воспользовался.» (И. С. Тургенев — Л. Н. Толстому, письмо от 25 ноября (7 декабря) 1857 г.)

Современники Тургенева считали прототипом Аси «лицо, близкое автору». Вот что писал П. В. Анненков по этому поводу:

«Вероятнее всего предполагать, что основа «Аси» взята из биографического факта, дорогого почему-то самому автору.»

Очевидно, что версия Анненкова не совпадает с версией самого Тургенева о случайном впечатлении от «девушки в окне» (см. начало статьи). 

Как бы то ни было, Тургенев признавался, что писал повесть «чуть не со слезами», хотя и считал ее «неудачной и плохой»:

«Я знаю, Вы недовольны моей последней повестью; и не Вы одни, многие из моих хороших приятелей ее не хвалят; я убежден, что все вы правы; — а между тем я писал ее очень горячо, чуть не со слезами — стало быть, никто не может знать, что такое он делает. Если б мне сказали, что «Ася» вышла отличная вещь — я бы удивился — зная, в каком душевном расстройстве я находился, когда я писал ее — но я бы поверил; а теперь я верю и даже как будто вижу, что она неудачна и плоха.- Как ни вертись, если нет большого, здравого таланта, всякий раз выходит лотерея.» (И. С. Тургенев — Л. Н. Толстому, письмо от 27 марта/8 апреля 1858 г.)

Повесть «Ася» была впервые опубликована в журнале «Современник» в 1858 г. (№1) с подзаголовком «Рассказ Н. Н.»

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • ТУРГЕНЕВ
Иван
Сергеевич
(1818-83),
русский
писатель.

    1 слайд

    ТУРГЕНЕВ
    Иван
    Сергеевич
    (1818-83),
    русский
    писатель.

  • Повесть «Ася» (1858),
пожалуй, одно из самых
любимых произведений
Тургенева

    2 слайд

    Повесть «Ася» (1858),
    пожалуй, одно из самых
    любимых произведений
    Тургенева

  • История создания«В человеческой жизни есть мгновения перелома, мгновения, в к...

    3 слайд

    История создания
    «В человеческой жизни есть мгновения перелома, мгновения, в которых прошедшее умирает и зарождается нечто новое; горе тому, кто не умеет их чувствовать… Мне скоро 40 лет, не только первая и вторая, но и третья молодость прошла – и пора мне сделаться если не дельным человеком, то по крайней мере человеком, знающим куда он идет и чего хочет достигнуть».

  • Полина Виардо, французская певицаТургенев увидел ее впервые осенью 1843 года...

    4 слайд

    Полина Виардо, французская певица
    Тургенев увидел ее впервые осенью 1843 года на сцене оперного театра, когда великая певица приехала на гастроли в Санкт-Петербург. И до конца жизни был верен своей роковой безответной любви.

  • История создания повести «Ася»«Проезжаем мы мимо небольшой развалины; рядом с...

    5 слайд

    История создания повести «Ася»
    «Проезжаем мы мимо небольшой развалины; рядом с развалиной домик в два этажа. Из окна нижнего этажа смотрит старуха, а из окна верхнего – высунулась голова хорошенькой девушки. Тут вдруг нашло на меня какое-то особенное настроение. Я стал думать и придумывать, кто эта девушка, какая она и зачем она в этом домике, какие ее отношения к старухе, – и так тут же в лодке и сложилась у меня вся фабула рассказа».

  • Прототипы героиниТургенева Пелагея (Полина) Ивановна (в замужестве Бюэр, 1842...

    6 слайд

    Прототипы героини
    Тургенева Пелагея (Полина) Ивановна (в замужестве Бюэр, 1842-1918)

  • Прототипы сестры писателяВарвара Николаевна Богданович-Лутовинова (в замужест...

    7 слайд

    Прототипы сестры писателя
    Варвара Николаевна Богданович-Лутовинова (в замужестве Житова), сестра писателя по матери (1830-1900).

  • Воспоминания современников"…она (повесть) прелесть как хороша. От нее веет ду...

    8 слайд

    Воспоминания современников
    «…она (повесть) прелесть как хороша. От нее веет душевной молодостью, вся она – чистое золото поэзии. Без натяжки пришла эта прекрасная обстановка к поэтическому сюжету, и вышло что–то небывалое у вас по красоте и чистоте».
    Н.А. Некрасов в письме к Тургеневу в декабре 1857г.

  • Воспоминания современников"Я три дня нахожусь под сильным впечатлением от нед...

    9 слайд

    Воспоминания современников
    «Я три дня нахожусь под сильным впечатлением от недавно прочитанной «Аси»: я женщин Тургенева сравниваю с колоритом и освещением картины, которым не веришь только потому, что не видел все это в природе».
    (8 февраля 1858г. письмо А.Н. Майковой к Я.П.Полонскому).

Ася — героиня одноимённой повести И. Тургенева

Повесть «Ася» написана И. С. Тургеневым в предреформенный период истории русского государства, когда в обществе начался пересмотр патриархальных традиций и норм жизни отдельных личностей и целых сословий и возникла необходимость заново осмыслить происходящие изменения и соотнести судьбу человека с универсальными силами бытия

Действующие лица повести «Ася»

    Рассказчик, от лица которого ведется повествование — молодой богатый дворянин-бездельник, путешествующий по Европе ради удовольствия
    Гагин — бывший офицер, ушедший в отставку, богатый дворянин, так же бесцельно путешествующий
    Ася (Анна Николаевна) — его сестра
    Фрау Луизе — местная жительница, вдова (второстепенный персонаж)

Краткое содержание повести «Ася»

    Действие происходит в маленьком, провинциальном немецком городке. на берегу Рейна. Встречаются соотечественники, странствующие по Европе русские дворяне, господин Н (автор), Гагин и его семнадцатилетняя сестра Ася. Девушка влюбляется в повествователя, тот тоже чувствует к ней влечение. Сложность оказывается в том, что Ася — незаконнорожденная дочь помещика и его крестьянки. Интрига повести в разрешении вопроса, что сильнее: любовь или сословные предрассудки

Прототипы Аси

    Пелагея Тургенева (Полина Брюэр) — незаконнорожденная, единственная дочь Тургенева и трудившейся в имении его матери вольнонаёмной белошвейки Aвдотьи Ивановой, с которой у студента Тургенева в 1841 году был краткосрочный роман.
    Варвара Николаевна Житова — сводная сестра Тургенева, дочь его матери Варвары Петровны и домашнего врача в имении Тургеневых Андрея Евстафиевича Берса

Если сравнить судьбы Пелагеи Тургеневой и Варвары Житовой, то характер, наклонности, жизненные испытания Аси более похожи на долю дочери Тургенева, нежели его сестры

История создания повести «Ася»

    Идея и сюжет повести родились у Тургенева во время путешествия по Европе в 1856-1858 годах.

  • 30 июня (12 июля по н. ст.) 1857 года — начало работы над повестью в немецком городке Зинциг
  • 15 ноября (27 ноября) 1857 — окончание работы в Риме
  • 30 ноября (15 декабря) 1857 — текст повести отправлен в редакцию журнала «Современник»
  • 9 января (23 января) 1858 — цензор П. Новесильсикй одобрил публикацию рукописи
  • январь 1858 — журнал «Современник» напечатал повесть

Мнения о повести «Ася»

    «Если б мне сказали, что «Ася» вышла отличная вещь — я бы удивился — зная, в каком душевном расстройстве я находился, когда я писал ее — но я бы поверил; а теперь я верю и даже как будто вижу, что она неудачна и плоха» (письмо Тургенева Толстому из Вены 27 марта (8 апреля) 1858)
    ««Ася» Тургенева, по моему мнению, самая слабая вещь из всего, что он написал» (Толстой — Некрасову, 21 января 1858 года)
    «Повесть имеет направление чисто поэтическое, идеальное, не касающееся ни одной из так называемых черных стоpон жизни. Вот, думал я, отдохнет и освежится душа. И действительно, освежилась она этими поэтическими идеалами, пока дошел рассказ до решительной минуты. Но последние страницы рассказа непохожи на первые, и по прочтении повести остается от нее впечатление еще более безотрадное, нежели от рассказов о гадких взяточниках с их циническим грабежом….» (Чернышевский «Русский человек на rendez-vous. Размышления по прочтении повести г. Тургенева «Ася»)

Ещё статьи

  • «12 стульев»
  • «Сказки Пушкина»
  • «Даниель Дефо и Робинзон Крузо»
  • «Готический роман»

Повесть русского писателя И.С. Тургенева. «Ася» написана в 1857 году. Впервые вышла в печать в журнале «Современник» в 1858 году.

Содержание

  • 1 Популярность повести «Ася» и переводы
  • 2 Краткое содержание повести «Ася» Ивана Тургенева
  • 3 История создания повести и прототипы
  • 4 Размышления о любви
  • 5 Экранизация повести

Популярность повести «Ася» и переводы

Сам Иван Сергеевич Тургенев был недоволен своей повестью: работа над ней шла достаточно сложно, а результат он считал откровенно слабым. Однако, сразу же после выхода в свет, «Ася» обрела популярность, повесть высоко оценили ведущие российские литераторы. Более того, книгу вскоре перевели на английский, немецкий, шведский и другие европейские языки, и за рубежом она также не осталась незамеченной.

Конечно же, было выполнено и несколько переводов на французский язык, но их качеством Иван Тургенев было совершенно не удовлетворен, поэтому вскоре сам написал французский вариант повести (писатель свободно владел латинским, древнегреческим, французским, немецким и английским языками). 

Место, где происходят события повести Тургенева «Ася»

Место, где происходят события повести Тургенева «Ася»

Краткое содержание повести «Ася» Ивана Тургенева

Повествование в произведении ведется от лица анонимного рассказчика, которого автор представил нам как «господина Н.Н.». Начинается книга с того, что пожилой уже Н.Н. вспоминает свою молодость и историю, которая приключилась с ним много лет назад. Жил он тогда беспечной жизнью молодого повесы, не обремененного никакими обязанностями. Однажды, остановившись в небольшом немецком городке З. на берегу Рейна на некоторое время, мужчина случайно познакомился с молодой парой. Выяснилось, что это сводные брат и сестра. Автор представляет нам брата лишь по фамилии Гагин, имени его мы так и не узнаем на протяжении всего повествования. Сестру же зовут Анной, но брат зовет ее Асей. 

Судьба Аси была далеко незавидной. Она появилась на свет в результате внебрачной связи дворянина-отца с горничной. Воспитывалась девочка в крестьянской среде, однако, после смерти матери ее взяли в барский дом на правах дочери хозяина. Но вскоре барин тоже покинул этот бренный мир. Гагин, который с 12 лет жил и учился в Петербурге, приехав в отчий дом на похороны, узнал о существовании сводной сестры. И взял хлопоты об устройстве ее судьбы на себя. 

Кадр из фильма «Ася» 1978 год

Кадр из фильма «Ася» 1978 год

На несколько лет Гагин устроил сестричку в женский пансион, но для девушки эти годы стали настоящим испытанием. Тогда брат забрал ее домой, и вскоре они отправились в заграничное путешествие. 

Миловидность и задор молодости сочетались в Асе с внутренним напряжением, которое становилось причиной резких смен настроения и эксцентричности. Эта внутренняя тревожность проистекала из неясного социального положения девушки. Ася не понимала, как себя идентифицировать в обществе – кто она: дочь горничной или наследница барина? Из-за этого же ей казалось, что она недостойна любви благородного человека. 

Вскоре Н.Н., которому было невероятно легко и радостно в обществе брата и сестры, понял, что, кажется, влюбился в юную девушку. Ася тоже испытывает симпатию к новому знакомому. Однако Гагин, который горячо любит сестру и хочет ей счастливого будущего, вызывает Н.Н на откровенный разговор, где не столько спрашивает, сколько утверждает, что молодой человек не женится на Асе. Н.Н. в растерянности: его влечет к девушке, но к женитьбе он, действительно, не готов. Он обещает Гагину отвергнуть чувства Аси при встрече. 

Когда же влюбленные встречаются, Н.Н. не может сдержать своих чувств, и Ася оказывается в его объятиях. Тогда молодой человек начинает упрекать девушку за то, что она открылась брату, и теперь их счастье невозможно. Ася убегает. Ни Н.Н., ни Гагин не могут ее отыскать. 

Кадр из фильма «Ася» 1978 год

Кадр из фильма «Ася» 1978 год

В эту ночь главному герою совершенно не спится, и он, наконец, осознает, что по-настоящему влюблен в Асю и готов на ней жениться. Однако, когда он утром идет объяснится с братом и сестрой, то уже не застает их, а лишь находит адресованную ему записку, в которой девушка признается, что ждала от Н.Н только одного слова, но так и  не дождалась.  

Н.Н. пытается нагнать Гагина и Асю в дороге, но это ему не удается. Он страдает от мук неразделенной любви. И хотя через некоторое время мужчина утешается, но испытать подобное чувство ему больше не удается за всю жизнь. И уже в преклонном возрасте, когда предвосхищение счастья сначала сменилось на несчастье, а потом на тотальное одиночество, Н.Н. приходит к неутешительному выводу, что у счастья нет завтрашнего дня, время и любовь легко упустить и настоящее чувство не терпит малодушия. 

История создания повести и прототипы

Иван Тургенев приступил в написанию повести в июле 1857 года и планировал окончить ее до конца лета. Однако работа растянулась до октября. Такой медленный темп объяснялся неважным здоровьем писателя: он был вынужден поправлять свое неврологическое расстройство в зарубежных здравницах. 

Как признавался сам Иван Сергеевич, впервые мысль о написании повести с подобным сюжетом пришла к нему в гостиничном номере небольшого немецкого городка Зинциг. Выглянув из окна своего номера, Тургенев заметил в окне напротив голову пожилой женщины, а в окошке над ним виднелось личико миловидной молодой девушки. Эта картина пробудила в душе писателя интерес, и он стал размышлять о возможной судьбе этих дам. Позднее он так увлекся этим занятием, что решил переложить свои размышления на бумагу. 

И. С. Тургенев, 1871 г.

И. С. Тургенев, 1871 г.

В этом же немецком городке Тургенев повстречал художника А. П. Никитина и брата и сестру Сабуровых, которые могли стать прототипами главных героев. 

Также многие исследователи жизни Тургенева склоняются к мысли, что на образ Аси натолкнула писателя судьба его собственной незаконнорожденной дочери Полины. Девочка появилась на свет в результате отношений Ивана Сергеевича с прачкой в доме его матери. Он узнал о существовании девочки когда ей уже было 7 лет. Так как положение девочки в доме было очень незавидным (мать писателя ее не принимала, а вся дворня над ей потешалась, называя «барышней»), Иван Сергеевич принял решение забрать девочку с собой и поместил ее в заграничный пансион. 

Кроме того, у Ивана Сергеевича была кузина Анна или, как ее называли дома, Ася. Она была незаконнорожденной дочерью его дяди Николая Николаевича Тургенева и воспитывалась в доме матери писателя. Росла Ася вместе Варварой – незаконнорожденной дочерью матери писателя. Таким образом, Иван Тургенев не раз встречал в своей жизни судьбы таких девушек, как его литературная Ася, видел их душевные страдания вблизи, а потому мог ярко и образно передать их читателям. 

Размышления о любви

Читатель видит главную героиню особенной и необычной девушкой. Она талантливо рисует, увлекается литературой, имеет ранимую чуткую душу и обостренно воспринимает любую несправедливость. Из-за внутренних противоречий Асю постоянно тянет на сумасбродные поступки, что настораживает главного героя, но в то же время и привлекает. Он никак не может понять ни ее, ни свои чувства к этой необычной девушке.

Ася же совсем юна и не опытна, она впервые сталкивается с влюбленностью, которую неожиданно обнаруживает в своей душе. В название произведения вынесено женское имя «Ася», которое позднее позволило литературоведам выделить новый тип женской героини – «тургеневская девушка». 

Главному герою автор так и не дает имя, Н.Н. остается безымянным на протяжении всей повести. А так как Н.Н. одновременно является и центральным персонажем, и рассказчиком, то автор в повести как бы самоустраняется и снимает с себя необходимость комментировать происходящие события, поведение героев и приближая читателей к персонажам повести. 

Елена Коренева в роли Аси

Елена Коренева в роли Аси

В итоге Н.Н. оказывается перед выбором: взять на себя ответственность за возлюбленную и их дальнейшую жизнь или сделать вид, что ничего не было. Такой поворот вполне в традициях русской литературы, где герои часто проходят «испытания любовью». Н.Н. в решающий момент смалодушничал, оказался слабее, чем его же чувства и тем более чувства девушки. 

Прав ли был Н.Н., или его осторожность была правильной? Принес бы союз Н.Н. и Аси семейное счастье? На все эти вопросы автор не дает готовых ответов, предлагая читателям самим поразмышлять над этой важной темой. 

Экранизация повести

Плакат к/ф «Ася»

Плакат к/ф «Ася»

Одноименный фильм по сюжету повести И.С. Тургенева «Ася» вышел на советские экраны в 1978 году. Режиссером картины выступил Иосиф Хейфиц, главную роль исполнила Елена Коренева. 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • История создания памятника церковь покрова на нерли для сочинения
  • История создания памятника пушкину в москве и бюста поэта в париже сочинение
  • История создания оперы сказка о царе салтане римского корсакова
  • История создания обломова кратко для сочинения
  • История создания комедии недоросль сочинение

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии