(На фото: Бежин луг, Чернский район. Автор: Dacha11)
Вводная часть
«Бежин луг» относится к небольшим рассказам из цикла, названного автором «Записками охотника». В нем писатель не только описал очарование и красоту окружающей природы Он с любовью нарисовал картину незамысловатой деревенской жизни, вернее крестьянских детей в ночном.
Главной темой рассказа является гармоничная связь природной среды с человеком. Здесь также подняты вопросы суеверий и рассмотрена их важная роль в жизни обычных крестьян.
Рассказ имеет достаточно сложную композиционную структуру. Здесь и портретные описания детей, и лирические описания природы, а также использованы в большом количестве речевые обороты, употребляемые в устной народной речи.
История создания
«Бежин луг» был написан Тургеневым после того, как он прожил несколько лет подряд летом и осенью в имении своей матери, ходил на охоту, знакомился с жизнью крестьян. Он в этот период не занимался писательским трудом. Но узнав, что в Петербурге журнал «Современник» выкуплен Некрасовым и его другом, он решил им помочь с материалами. И написал цикл рассказов, где использовал свои зарисовки о крестьянской жизни.
Но написано произведение позже всех рассказов сборника, и поднимает достаточно серьезную для такого рассказа тематику. Как признавался потом сам автор, «Бежин луг» был его любимым детищем из всех произведений цикла.
Этот рассказ отличался тем, что в литературе главными героями выступили обычные крестьянские дети, о которых он написал с любовью. Общение с крестьянами в имении, знакомство с их детьми помогло писателю создать самые натуральные и правдивые образы.
Этапы работы
Писать это произведение Иван Сергеевич начал осенней порой 1850 года в Германии, по окончании охотничьего сезона, а уже в конце зимы 1851 года работа была полностью завершена.
Название, по признанию автора, не несет никакого литературного и смыслового значения, что нетипично для литературных произведений того времени. Писатель просто выбрал среди местных названий одно из самых симпатичных ему.
Он кропотливо выписывал образы детей, включая самого маленького среди них, Вани, которому едва исполнилось семь лет. Дети, сидящие у костра, происходят из разных по достатку семей. Например, Федя — сын самых богатый крестьян. Он отправился в ночное не потому, что семья нуждалась. Мальчик мечтал о приключениях в ночном. Павлушины родители — самые бедные. Это видно из описания одежды мальчика. По слишком взрослому выражению лица можно судить, что ребенку приходится выполнять тяжелую работу постоянно, наравне со взрослыми.
Публикация
Первые публикации «Записок охотника» вместе с «Бежиным лугом» встречены были сдержанно. Критики во весь голос твердили, что не удовлетворены произведением. Чтобы не ошибиться в оценках, они еще раз перечитали рассказ. По мнению публицистов и читателей в рассказе идеализированы образы крестьянских детей. Да и смешение описания природы с народным бытом было непривычно для читателей. Даже самые маститые критики не оценили по достоинству рассказ, хотя сам сборник был не просто принят, а принят «на ура!».
В общем хоре негативных суждений было и положительные оценки, хотя сторонники автора все же считали, что дети изображены слишком идеально.
Но автор не стал переделывать рассказ. Он считал, что это только ухудшит его. и показать красоту природы, народа, души. Чудесная история, где переплелись частички детской души, народных легенд, суеверий и природных пейзажей. И хотя сам автор не ставил перед собой политических целей, читатели увидели в рассказе олицетворение будущего русских крестьян, поддержку сторонников отмены крепостного права.
На чтение 9 мин. Опубликовано 30.03.2020
Иван Сергеевич написал много произведений, которые показывают жизнь крестьян с необычного ракурса и заставляют задуматься об их нелёгких судьбах. Одно из самых сильных и глубоких творений — «Бежин луг». Анализ рассказа Тургенева, вошедшего в цикл «Записки охотника», поможет подготовиться к уроку литературы в 6 классе и выполнить творческое задание.
Содержание
- История создания
- Направление и жанр
- Основные события
- Характеристики героев
- Темы и проблематика
- Главная мысль
История создания
«Бежин луг» — рассказ, относящийся к периоду, когда Иван Сергеевич Тургенев познакомился с Белинским. Это произошло незадолго до начала работы над «Записками охотника». Литературный критик вдохновил Ивана Сергеевича на написание рассказа, посвящённого крестьянскому быту. Осенью 1850 года писатель приступил к работе над произведением. История получилась очень реалистичной, потому что в то время Тургенев проводил много времени вместе с ребятишками, общался со взрослыми крестьянами, ходил на охоту и постоянно делал заметки.
В течение лета Иван Сергеевич собирал материал. В первую очередь его интересовало:
- мышление крестьянских детей;
- поведение ребятишек;
- характеры и особенности личности каждого.
Сначала автор написал очерк, а затем начал вносить в него исправления. В 1851 году рассказ был готов.
Впервые читатели увидели произведение на страницах журнала «Современник». Это первый случай в русской литературе, когда главными героями стали дети простых крестьян, жителей деревни.
Направление и жанр
Жанр произведения «Бежин луг» — рассказ. На это указывают как характе́рные признаки, так и то, что произведение вошло в сборник «Записки охотника». Последний полностью состоит из рассказов, хотя некоторые истории по объёму приближены к повести. Другие произведения, вошедшие в сборник:
- «Льгов»;
- «Мой сосед Радилов»;
- «Уездный лекарь»;
- «Ермолай и мельничиха».
Это не полный список рассказов, а только самые известные из них. Все они отличаются повествовательным характером и проникнуты любовью к простым людям.
Литературное направление, к которому относится «Бежин луг», — реализм. Но многие исследователи творчества Тургенева отмечают, что в рассказе присутствуют нотки романтизма. На это указывают:
- связь пейзажных описаний с чувствами героев;
- сказочный подтекст и нагнетание тревожной атмосферы в некоторых сценах;
- поэтические описания внешности героев;
- душевность, с которой автор рассказывает о событиях.
Таким образом, поэтические черты прослеживаются во всём рассказе. Заполняя читательский дневник, об этом стоит упомянуть. Также нужно указать, кто написал «Бежин луг» и из каких частей состоит композиция произведения. Структура рассказа:
- Экспозиция. В ней автор описывает прекрасный июльский день.
- Завязка. Эта часть знакомит читателя с охотником. Здесь же рассказывается, как охотник плутал по лесу.
- Кульминация. Она начинается с того момента, когда рассказчик увидел мальчиков, сидящих у костра.
- Развязка. Момент, когда рассказчик отправляется домой.
- Эпилог. Самая короткая часть, состоящая из заключительных предложений. В эпилоге автор рассказывает о гибели Павлуши.
Автор дал произведению название, которое ничего не выражает. Этим он хотел подчеркнуть, что не даёт оценки услышанным историям. Верить им или нет, читатель должен решить сам. Вот почему рассказ о Бежином луге называется именно так.
Основные события
Автор ведёт повествование от первого лица. Он рассказывает о произошедших с ним событиях. Однажды Иван Тургенев пошёл на охоту, взяв собаку. Под вечер он заблудился и проплутал, пока не стало темно. Пытаясь отыскать выход из леса, рассказчик вышел к оврагу, за которым было ровное место. Вдалеке горели костры, а возле них копошились ребятишки. Охотник понял, что это Бежин луг — так называли поляну местные жители.
Сначала рассказчик принял человеческие фигуры за гуртовщиков. Он хотел подойти ближе, но навстречу выбежали собаки и бросились на него со злобным лаем. Ребята отогнали псов, и тогда охотник понял, что это крестьянские дети, которых отправили в ночное. Летом лошадей пасли по ночам, потому что днём их кусали оводы, и мальчишки сторожили табун. Такая обязанность была для них настоящим праздником.
Дети спросили, откуда рассказчик. Услышав ответ, помолчали. Некоторое время они держались отстранённо, затем завязалась беседа. Немного поговорив с ребятами, охотник замолчал и стал любоваться костром, а заодно и разглядывать мальчишек. Потом он улёгся недалеко от костра, а ребята принялись рассказывать друг другу зловещие истории. Почти в каждой не обошлось без нечистой силы. Персонажи, которые присутствовали в рассказах ребят:
- домовой;
- леший;
- русалка;
- умерший мальчик;
- покойный барин.
Автор молча слушал, и у него не возникало желания встревать в разговор. Из рассказа нельзя понять, было ли всё произошедшее выдумкой малограмотных людей или крестьяне на самом деле чувствовали, что рядом с ними есть что-то сверхъестественное. Для мальчиков события с участием нечистой силы были обыденными. Они росли с осознанием, что от судьбы нельзя уйти, и если не одна нечисть утащит человека, то другая закружит его по лесу и лишит рассудка.
Один из ребят пошёл за водой, а по возвращении рассказал, что его кто-то звал. Затем все легли спать. Утром охотник проснулся и увидел, что все спят, и только Павлуша, который накануне слышал голос, сидит у костра. Автор кивнул ему на прощанье и отправился домой. В конце рассказа Тургенев с сожалением пишет, что в том же году Павлуша погиб, упав с лошади. Эти деталь наводит на мысль, что зов не послышался крестьянскому ребёнку: он на самом деле предчувствовал скорую гибель.
Характеристики героев
Действующие лица в этом произведении — мальчики и рассказчик. Люди и потусторонние сущности, о которых рассказывают ребята, — третьестепенные персонажи. Главные герои и их краткие характеристики:
- Федя. На вид ему 14 лет, это самый старший из ребят. Фёдор ведёт себя уверенно, чувствуется, что он из обеспеченной семьи. Он хорошо одет, на ногах — свои, а не отцовские сапоги. Ночные посиделки для мальчугана — лишь забава, а не обязанность, как для других ребят.
- Павлуша. Мальчик с серыми глазами, широкими скулами и бледным лицом. По описанию автора, Павлуша неказист, однако рассказчик сразу проникается к нему симпатией. ребёнок смел и умён, не суеверен, отлично разбирается в сортах рыбы и звёздах. В этот вечер мальчику доверили следить за похлёбкой. В конце произведения читатели узнают о внезапной гибели Павла.
- Илья. Трусоватый парень лет 12. Когда ребята рассказали о водяном, он очень перепугался. Этот мальчик описан как типичный крестьянский ребёнок. На нём добротная одежда, он трудолюбив и опрятен, при этом верит во все приметы и деревенские легенды.
- Костя. На вид герою около 12 лет. У него веснушчатое лицо, заострённое книзу, «как у белки», и блестящие глаза. Вид у ребёнка печальный: кажется, будто он хочет что-то сказать, но не может найти слов.
- Ваня. Семилетний мальчуган, самый тихий и незаметный из всех ребят. Он лежит под рогожей, свернувшись калачиком. Понятно, что особой помощи от него нет, но это не главное. Ване всё интересно, он с любопытством рассматривает небо и восхищается природой. Об этом мальчике рассказчик пишет, что он душевный, мечтательный, чуткий и наблюдательный.
- Рассказчик. Это сам Иван Сергеевич, заядлый охотник, любитель бродить по лесам. Бо́льшую часть времени он играет роль пассивного наблюдателя, чтобы передать увиденное и услышанное максимально точно и подробно.
Всех ребят автор описывает с душевной теплотой. Из рассказа понятно, что он не насмехается над суевериями, а восхищается трудолюбием, смелостью и сообразительностью детей, которым слишком рано приходилось взрослеть.
Темы и проблематика
Тургенев посвятил рассказ взаимодействию природы и человека, благодаря которому можно достичь душевной гармонии. Эмоции героев подчёркивают яркие описания природы. Автор уделяет внимание таким деталям, которых большинство не замечает. Слова и выражения, которые он использует для описания пейзажей:
- «огнистое»;
- «румянец»;
- «пылает пожаром»;
- «густеет гроза»;
- «вихри-круговороты».
Эпитетами, метафорами и сравнениями пестрит весь рассказ. Автор не нарочно демонстрирует любовь ко всему живому: он действительно очень трепетно относится к природе, поэтому строки сами собой получаются завораживающими и проникновенными.
Ещё одна важная тема — роль примет, легенд и суеверий в жизни крестьян. Как относится Тургенев к тому, что люди верят в нечистую силу, сложно сказать. Он не высмеивает ребят, но и не даёт читателям понять, что тоже верит в леших, русалок и домовых. Ему симпатичен Павлуша, отличающийся прагматичным взглядом на судьбу. Однако в конце истории читатели узнают о кончине этого парня.
Проблематика рассказа строится на трудной жизни крестьянских детей. Все они, кроме одного, были бедно одеты. По описанию можно понять, что даже наличие собственных сапог в те годы было роскошью. Однако даже в таких трудных условиях детские души не зачерствели. Мальчики говорят не только о потусторонних вещах. Они замечают свист куликов и «божьи звёздочки», говорят о тёплых странах, где никогда не бывает зимы.
Сострадание также не чуждо этим ребятам. Они душевно рассказывают, как убивается мать, чей ребёнок утонул в реке. Другая печальная история — о девушке, которую бросил жених, а потом «испортил водяной». Обо всём этом мальчики говорят проникновенно и просто, без тени жестокости или насмешек. Так автор подчёркивает их доброту, богатый внутренний мир, умение сострадать и чувствовать чужую боль.
Главная мысль
В рассказе нет морализаторства, автор не рассуждает, как правильно жить, что такое хорошо и плохо. Он просто излагает факты, и это делает произведение пронзительным. Читатели видят крестьянских детей глазами Тургенева. Они предстают открытыми, честными, простыми и добрыми. Рассказчик принадлежит к другому сословию, но не кичится этим. Напротив, он попал в такую ситуацию, когда пришлось обращаться к детям деревенской бедноты.
Основную идею произведения можно кратко сформулировать так: душевные качества не зависят от происхождения, сословия и богатства. Неслучайно среди героев есть мальчик из богатой семьи, причём он сидит вместе с другими и не показывает превосходства, хотя и держится довольно бойко.
Автор постарался донести до читателей мысль, что простые крестьяне достойны уважения. Они заслужили его своим трудом, стойким характером и любовью к окружающему миру. Произведение «Бежин луг» учит любить природу, а также относиться к людям по-доброму.
Жизнь может быть счастливой и гармоничной, даже когда она не переполнена материальными благами. По мнению писателя, красота и счастье — в мелочах, важно лишь научиться ценить то, что есть, и отличать истинные ценности от фальшивых.
Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 289 человек из 60 регионов
- Сейчас обучается 34 человека из 21 региона
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
«Бежин луг»
Автор презентации: Печказова Светлана Петровна,
учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1»
р.п.Чамзинка Республики Мордовия
История создания
рассказа И.С.Тургенева
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 6 КЛАССЕ -
2 слайд
ознакомить с творческой историей создания
рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг»,
подготовить учащихся к пониманию
его темы, идеи, основных образов, особенностей
изобразительно-выразительных средств языка
Цель: -
3 слайд
И.С.Тургенев – охотник
Охотничьими тропами по Орловской, Тульской, Курской и Калужской губерниям пролегали дороги И.С.Тургенева. Он был страстным «ружейным охотником». Бродя с ружьём за плечами, писатель изучал сердце России – её народ. Он встречался с мужиками, бабами, крестьянскими ребятишками, и эти встречи, глубоко запавшие в его душу, искали выражения на страницах его произведений.
В 40-50е годы XIX века писатель создал несколько произведений, объединённых в один сборник «Записки охотника». Темы рассказов сборника многообразны: здесь и описание помещиков, угнетающих крепостных крестьян, и светлые образы простых мужиков, сумевших сохранить доброту и искренность в нечеловеческих условиях, и поверья, сказки русского народа, и, конечно же, прекрасные картины природы средней полосы России. -
4 слайд
«Записки охотника»
В 1852 году вышел сборник «Записки охотника», который принёс Тургеневу широкую известность.
Основная тема 20-ти рассказов, вошедших в сборник, – взаимоотношения помещиков и крестьян, поруганное человеческое достоинство русского мужика.
Во всех рассказах присутствует один и тот же герой – Пётр Петрович, дворянин из села Спасское. Он рассказывает о случаях, происходивших с ним во время охоты.
Автор наделил своего рассказчика тонкой наблюдательностью, особым чувством прекрасного, что помогает точнее и колоритнее передать читателю различные ситуации. -
5 слайд
Основная тема и идея
«Записок охотника»
изображение простого русского народа, крепостных крестьян,
оценка их высоких духовных и нравственных качеств,
показ нравственного оскудения русского дворянства
Тема:
протест против крепостного права
Идея: -
6 слайд
«Бежин луг»
В основу рассказа «Бежин луг» был положен случай, который однажды произошёл с Тургеневым.
Однажды в прекрасный июльский день, когда погода установилась надолго, Тургенев весь день провёл на охоте. Но возвращаясь домой, он заблудился.
Долго блуждал он по ночному лесу, пока не вышел на Бежин луг. Здесь, у костра, он познакомился с деревенскими мальчиками, которые вышли в ночное время пасти табун лошадей.
Лунная росистая летняя ночь, едва слышно журчит река, горит костер, чуть поодаль щиплют траву кони. Тихо, уютно. У костра несколько ребят. Они пасут коней и коротают время, рассказывая разные истории. -
7 слайд
«Бежин луг»
В 1851 года рассказ «Бежин луг» был напечатано в журнале «Современник».
Первая запись о замысле создания рассказа «Бежин луг» была сделана
в августе 1850 года: «Бежин луг. Описать, как мальчики
гоняют лошадей в пустыри на ночь».
Места, упоминаемые в рассказе, реально существуют:
Бежин луг находится в 13 км от Спасского-Лутовинова,
там же есть Парахинские кусты, деревня Варнавицы, село Шаламово и др. -
8 слайд
Герои рассказа «Бежин луг»
Ваня
Павлуша
Рассказчик
Федя
Костя
Илюша -
9 слайд
Герои рассказа «Бежин луг»
Федя – стройный мальчик лет четырнадцати, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами и постоянной полувесёлой, полурассеянной улыбкой.
Ваня мальчик лет семи смирнёхонько прикорнул под рогожей, изредка выставляя из-под неё русую кудрявую голову.
У Павлуши волосы были всклокоченные, чёрные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как гворится, с пивной котёл, тело приземистое, неуклюжее.
Илюша был горбонос, с вытянутым, подслеповаым лицом, которое выражало какую-то тупую, болезненную заботливость, сжатые губы его не шевелились, сдвинутые брови не расходились – он словно всё щурился от огня.
Костя – мальчик лет десяти, маленький, тщедушный, бедно одетый; взгляд его был задумчивым и печальным; всё лицо невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы словно хотели что-то высказать. -
10 слайд
И.З.Суриков
«В ночном»
Летний вечер. За лесами
Солнышко уж село;
На краю далёком неба
Зорька заалела;
о
Но и та потухла. Топот
В поле раздается;
То табун коней в ночное
По лугам несется.
о
Ухватя коней за гриву,
Скачут дети в поле.
То-то радость и веселье,
То-то детям воля!
0
По траве высокой кони
На просторе бродят;
Собралися дети в кучку,
Разговор заводят.
И на ум приходят детям
Бабушкины сказки:
Вот с метлой несётся ведьма
На ночные пляски;
о
Вот над лесом мчится леший
С головой косматой,
А по небу, сыпля искры,
Змей летит крылатый.
о
И какие-то все в белом
Тени в поле ходят…
Детям боязно — и дети
Огонёк разводят.
о
И трещат сухие сучья,
Разгораясь жарко,
Освещая тьму ночную
Далеко и ярко… -
11 слайд
Примерный план рассказа «Бежин луг»
I. «Прекрасный июльский день».
II. Охотник заблудился.
III. У костра в ночном.
IV. Рассказы мальчиков:
1. Рассказ Илюши о домовом.
2. Рассказ Кости о Гавриле и русалке.
3. Рассказ Илюши о псаре Ермиле.
4. Рассказ Илюши о покойниках.
5. Рассказ Илюши о Тришке-антихристе.
6. Рассказ Кости о водяном.
7. Рассказ Кости о Васе, утонувшем в реке.
V. Непонятные ночные звуки.
VI. Прощание с мальчиками.
VI.I Эпилог. Смерть Павлуши. -
12 слайд
Захотелось ли вам послушать истории, рассказанные мальчиками летней ночью?
-
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 054 704 материала в базе
- Выберите категорию:
-
Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 05.12.2017
- 1378
- 3
Рейтинг:
5 из 5
- 05.12.2017
- 6491
- 70
- 05.12.2017
- 917
- 3
- 05.12.2017
- 1230
- 1
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»
-
Курс повышения квалификации «Подростковый возраст — важнейшая фаза становления личности»
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Управление персоналом и оформление трудовых отношений»
-
Курс повышения квалификации «Применение MS Word, Excel в финансовых расчетах»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»
-
Курс повышения квалификации «Мировая экономика и международные экономические отношения»
-
Курс повышения квалификации «Актуальные вопросы банковской деятельности»
-
Курс профессиональной переподготовки «Риск-менеджмент организации: организация эффективной работы системы управления рисками»
-
Курс повышения квалификации «Международные валютно-кредитные отношения»
-
Курс профессиональной переподготовки «Осуществление и координация продаж»
Анализ «Бежин луг» Тургенев
4.1
Средняя оценка: 4.1
Всего получено оценок: 3083.
Обновлено 12 Июля, 2021
4.1
Средняя оценка: 4.1
Всего получено оценок: 3083.
Обновлено 12 Июля, 2021
В своих произведениях Иван Сергеевич Тургенев всегда с большой любовью описывал картины русской природы и крестьянского быта. Свой рассказ «Бежин луг», который входит в цикл «Записки охотника», писатель посвятил крестьянским детям, мастерски передав тонкости детской психологии. В произведении ясно проводится параллель между душевным состоянием человека и окружающей его природой. В центре рассказа – пятеро деревенских ребят, которых рассказчик повстречал у костра на Бежином лугу. Литературный анализ рассказа по плану будет полезен при подготовке к уроку литературы ученикам 6 класса.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Бежин луг.
Год написания – 1851 год.
История создания – Рассказ «Бежин луг» стал частью цикла «Записки охотника», в котором Тургенев описал непередаваемое очарование русской природы и особенности крестьянской жизни.
Тема – Гармония человека и природы – центральная тема произведения. Также автор поднимает тему веры крестьян в сверхъестественное.
Композиция – Композиция рассказа достаточно сложная, многослойная. Она включает в себя речевые и портретные характеристики мальчиков, их рассказы, обрамлённые воспоминаниями рассказчика, а также лирические пейзажные зарисовки.
Жанр – Рассказ.
Направление – Реализм.
История создания
Рассказ Тургенева «Бежин луг», написанный в 1851 году, стал частью сборника «Записки охотника». Он был примечателен тем, что впервые в русской литературе главными героями стали крестьянские дети, описанные автором с большой любовью и теплотой.
Большое влияние на Ивана Сергеевича оказал известный литературный критик В.Г. Белинский, который и вдохновил его на создание «Записок охотника». Писатель много свободного времени уделял охоте, общался с крестьянами и их детьми, благодаря чему его произведения отличались большой реалистичностью.
К работе над рассказом «Бежин луг» Тургенев приступил осенью 1850 года, уже в начале 1851 года он был опубликован в популярном журнале «Современник».
Автор не придал особого смысла названию своего произведения – он просто подыскал звучное название рассказу, фоном которому послужили прекрасные пейзажи. Более того, этого названия нет ни на одной топографической карте, и, как позже выяснили исследователи творчества Тургенева, он заменил неблагозвучное наименование реально существовавшего луга «Рудинское болото» на более поэтичное – «Бежин луг».
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тема
Будучи мастером описания красоты русской природы, Иван Сергеевич в очередной раз затронул свою любимую тему – взаимосвязи человека и природы, их гармоничного дополнения друг другом.
В своем произведении автор поднял проблему жизни простых людей. Даже дети, которым по возрасту не пристало думать о бытовых тяготах, вынуждены работать почти наравне со взрослыми.
Крестьянские мальчишки всю ночь пасут табун лошадей, следя за тем, чтобы к нему не подобрались волки. Однако неустроенность и сложность их жизни не является поводом для уныния. Напротив, каждый день для этих ребят – счастье, возможность прожить яркие и интересные моменты. Пойти в ночное для них радость, они находят способ себя развлечь, рассказывая друг другу всякие небылицы.
Таким образом, автор хотел выделить основную мысль своего произведения – необходимо ценить жизнь во всех её проявлениях, радоваться ей и быть благодарным тому, что имеешь. Счастье – чувствовать себя частью природы, ощущать на себе её милость и бесконечную щедрость. Нужно лишь прислушиваться к тому, чему учит природа, чтобы ощущать себя целостной личностью.
В рассказе Тургенев не зря поднял тему народных легенд и сказаний, которые с таким увлечением пересказывали друг другу мальчики. На их примере автор показал, насколько сильна в жизни простых, необразованных людей вера в сверхъестественное. В этом, однако, кроется и своё очарование: истории, рассказанные мальчиками, основаны на народных верованиях, фольклоре и интересе к непостижимому.
Разыгравшееся воображение плотника Гаврилы, «увидевшего» русалку, становится причиной его затянувшегося мрачного настроения и бесконечных тревожных дум о будущем. Баба Ульяна, случайно заметившая своего «двойника», не сомневается в своей скорой кончине. Её непрестанные мысли о неизбежной смерти действительно становятся причиной раннего ухода из жизни. Красавица-селянка Акулина, которой почудился водяной, не выдерживает этого и сходит с ума.
С грустью и сожалением Тургенев приходит к выводу, что причиной многих зол крестьянства является невежество. «Зовущие» голоса, таинственные существа, предчувствия, бесчисленное количество примет – всё это грузом лежит на необразованном человеке, делая его рабом собственных страхов. Ребята с детских лет воспринимают веру в судьбу, они не смеются над героями своих “страшилок”, а сочувствуют им.
Композиция
Анализируя рассказ «Бежин луг», следует отметить, что для него характерна сложная, многослойная композиция.
- Экспозиция – описание дневного пейзажа.
- Завязка – появление в рассказе образа охотника, его скитания в лесу, зловещие изменения природы.
- Кульминация – встреча с крестьянскими детьми, сидящими у костра, и проникновение в их мир, полный суеверий.
- Эпилог – рассказ о судьбе одного из мальчиков – Павлуши.
Повествование о мальчиках начинается с их развернутых портретов, которое уступает место монологу каждого. Их яркие и самобытные характеры накладывают отпечаток и на манеру повествования. В результате все истории приобретают уникальную интонацию, свойственную только мальчику-рассказчику.
Между монологами мальчиков охотник вставляет собственные суждения, оценки, наблюдения.
К особенностям композиции следует отнести пейзажные зарисовки, которым автор уделил особое внимание. Всё происходящее в рассказе неразрывно связано с окружающей природой, с её изменениями в течение суток.
Таким образом, пейзаж, портрет, авторские замечания и монологи являются теми художественными средствами, которые были мастерски использованы автором и включены в строй произведения.
Главные герои
О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Бежина луга».
Жанр
«Бежин луг» – рассказ, поскольку обладает всеми характерными для этого жанра чертами: небольшим объёмом, малым количеством героев, одной сюжетной линией, повествовательным содержанием.
Произведение принадлежит литературному направлению реализм, однако в нём явственно проступают и черты романтизма: поэтические описания природы, всевозможные поверья и легенды, тесно переплетающиеся с реальной жизнью героев.
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Лиза Гречникова
12/12
-
Виктория Зеленская
8/12
-
Милана Ничикова
10/12
-
Максим Демин
12/12
-
Мадина Мусаева
12/12
-
Михаил Евсеев
12/12
-
Galina Ambrtsumian
12/12
-
Сева Бобров
11/12
-
Дарья Хвалей
10/12
-
Лидия Голикова
12/12
Рейтинг анализа
4.1
Средняя оценка: 4.1
Всего получено оценок: 3083.
А какую оценку поставите вы?
«Бежин луг» — один немногих рассказов из хрестоматийного тургеневского цикла «Записки охотника», который действительно нравится школьникам, вынужденным читать «Записки охотника» при прохождении школьного курса литературы. Его герои — не взрослые мужчины и женщины, которые зовутся помещиками, егерями, урядниками, крепостными и другими непонятными именами, а такие же ребята от семи до тринадцати лет, пусть они и жили более ста пятидесяти лет назад. Обычные мальчишки из семей самого разного достатка, которые собираются в ночном у костра и рассказывают другу пугающие истории, не слишком отличающиеся от лагерных страшилок и других современных произведений детского фольклора. Вот только действие этих рассказов происходит не в далеких странах и не в сказочном тридевятом царстве, а по соседству,с хорошо знакомыми юным рассказчикам людьми, что еще сильнее увеличивает привлекательность захватывающих историй с участием леших, водяных, русалок, оборотней и других колоритных представителей нечистой силы.
Материал для «Бежина луга», как и для других рассказов из «Записок охотника», был собран Тургеневым в конце 1840-х годов, когда он жил в имении своей матери, частенько ходил на охоту, гостил у знакомых помещиков, с любопытством общался с крестьянами и подмечал характерные черты русских людей, которые остаются неизменными и при крепостном праве, и после его отмены, и при Советской власти, и в наши дни. Это добродушие, незлопамятность, которая сочетается с чувством собственного достоинства, сметливость, природные таланты, которые развиваются в самых неблагоприятных условиях как у взрослых людей, так и у ребят.
Все эти качества проявляются у героев «Бежина луга», который был написан и опубликован в 1851 году — ровно за десять лет до отмены крепостного права. При этом ни в повадках, ни в рассказах ребят нет ни следа робости или приниженности, хотя они ясно видят, что беседуют не с равным себе. а с незнакомым «барином», который блуждал с собакой по окрестностям и подсел к их костерку, чтобы согреться и переждать летнюю ночь. Наблюдательному рассказчику интересны не только рассказы мальчишек, ясно показывающие роль веры в сверхъестественное в жизни крестьян, но и характеры ребят. Особенно привлек его внимание тринадцатилетний Павлуша, на выразительном некрасивом лице которого ясно видны энергия, сильный характер и незаурядный ум. Через год рассказчик узнает о гибели Павла, который упал с лошади, и пожалеет об едва знакомом ему «славном парне».
Этот рассказ, как и «Записки охотника» в целом, сделался настоящим открытием для тогдашней читающей публики — как для стопроцентно городских жителей, наблюдавших сельскую жизнь только из окна кареты, так и для многих помещиков, смотревших на крестьян свысока и видевших в них более примитивных существ, чем «господа». Когда-то Карамзин показал в «Бедной Лизе», что и крестьянки умеют любить. Тургенев же показал, что крестьяне не менее изобретательны, талантливы и наблюдательны, чем дворяне, более того, что нередко «мужик» вправе смотреть сверху вниз на недалекого «барина». В «Записках охотника» немало таких примеров, при этом крестьяне достаточно умны, чтобы не показывать своим господам, что обводят их вокруг пальца!
Многие читатели Тургенева путешествовали по Орловской губернии, а в наши дни — по Орловской области, пытаясь найти ставший легендарным Бежин луг. И были разочарованы, узнав, что такого луга не существовало во времена Тургенева. В реальности эта местность называлась Рудинским болотом, а чуткий к звучанию топонимов писатель выбрал более благозвучное и лучше запоминающееся название. Но если вы отправитесь искать Бежин луг в наши дни, местные жители охотно покажут вам и тот самый луг, который имел в виду Тургенев, и расскажут о судьбе потомков описанных Тургеневым мальчишек, многие из которых живут в тех же краях, что и 170 лет назад и уважают классика, прославившего их родные места на всю Россию, да что там — на весь мир, читающий «Записки охотника» в оригинале или в переводах.
«Бежин луг» — анализ произведения — 1 вариант
Краткий анализ:
- Год написания – 1851 год.
- История создания – Рассказ «Бежин луг» стал частью цикла «Записки охотника», в котором Тургенев описал непередаваемое очарование русской природы и особенности крестьянской жизни.
- Тема – Гармония человека и природы – центральная тема произведения. Также автор поднимает тему веры крестьян в сверхъестественное.
- Композиция – Композиция рассказа достаточно сложная, многослойная. Она включает в себя речевые и портретные характеристики мальчиков, их рассказы, обрамлённые воспоминаниями рассказчика, а также лирические пейзажные зарисовки.
- Жанр – Рассказ.
- Направление – Реализм.
История создания
Рассказ Тургенева «Бежин луг», написанный в 1851 году, стал частью сборника «Записки охотника». Он был примечателен тем, что впервые в русской литературе главными героями стали крестьянские дети, описанные автором с большой любовью и теплотой.
Большое влияние на Ивана Сергеевича оказал известный литературный критик В.Г. Белинский, который и вдохновил его на создание «Записок охотника». Писатель много свободного времени уделял охоте, общался с крестьянами и их детьми, благодаря чему его произведения отличались большой реалистичностью.
К работе над рассказом «Бежин луг» Тургенев приступил осенью 1850 года, уже в начале 1851 года он был опубликован в популярном журнале «Современник».
Автор не придал особого смысла названию своего произведения – он просто подыскал звучное название рассказу, фоном которому послужили прекрасные пейзажи. Более того, этого названия нет ни на одной топографической карте, и, как позже выяснили исследователи творчества Тургенева, он заменил неблагозвучное наименование реально существовавшего луга «Рудинское болото» на более поэтичное – «Бежин луг».
Тема
Будучи мастером описания красоты русской природы, Иван Сергеевич в очередной раз затронул свою любимую тему – взаимосвязи человека и природы, их гармоничного дополнения друг другом.
В своем произведении автор поднял проблему жизни простых людей. Даже дети, которым по возрасту не пристало думать о бытовых тяготах, вынуждены работать почти наравне со взрослыми.
Крестьянские мальчишки всю ночь пасут табун лошадей, следя за тем, чтобы к нему не подобрались волки. Однако неустроенность и сложность их жизни не является поводом для уныния. Напротив, каждый день для этих ребят – счастье, возможность прожить яркие и интересные моменты.
Пойти в ночное для них радость, они находят способ себя развлечь, рассказывая друг другу всякие небылицы.
Таким образом, автор хотел выделить основную мысль своего произведения – необходимо ценить жизнь во всех её проявлениях, радоваться ей и быть благодарным тому, что имеешь. Счастье – чувствовать себя частью природы, ощущать на себе её милость и бесконечную щедрость. Нужно лишь прислушиваться к тому, чему учит природа, чтобы ощущать себя целостной личностью.
В рассказе Тургенев не зря поднял тему народных легенд и сказаний, которые с таким увлечением пересказывали друг другу мальчики. На их примере автор показал, насколько сильна в жизни простых, необразованных людей вера в сверхъестественное. В этом, однако, кроется и своё очарование: истории, рассказанные мальчиками, основаны на народных верованиях, фольклоре и интересе к непостижимому.
Разыгравшееся воображение плотника Гаврилы, «увидевшего» русалку, становится причиной его затянувшегося мрачного настроения и бесконечных тревожных дум о будущем. Баба Ульяна, случайно заметившая своего «двойника», не сомневается в своей скорой кончине. Её непрестанные мысли о неизбежной смерти действительно становятся причиной раннего ухода из жизни. Красавица-селянка Акулина, которой почудился водяной, не выдерживает этого и сходит с ума.
С грустью и сожалением Тургенев приходит к выводу, что причиной многих зол крестьянства является невежество. «Зовущие» голоса, таинственные существа, предчувствия, бесчисленное количество примет – всё это грузом лежит на необразованном человеке, делая его рабом собственных страхов. Ребята с детских лет воспринимают веру в судьбу, они не смеются над героями своих “страшилок”, а сочувствуют им.
Композиция
Анализируя рассказ «Бежин луг», следует отметить, что для него характерна сложная, многослойная композиция.
- Экспозиция – описание дневного пейзажа.
- Завязка – появление в рассказе образа охотника, его скитания в лесу, зловещие изменения природы.
- Кульминация – встреча с крестьянскими детьми, сидящими у костра, и проникновение в их мир, полный суеверий.
- Эпилог – рассказ о судьбе одного из мальчиков – Павлуши.
Повествование о мальчиках начинается с их развернутых портретов, которое уступает место монологу каждого. Их яркие и самобытные характеры накладывают отпечаток и на манеру повествования. В результате все истории приобретают уникальную интонацию, свойственную только мальчику-рассказчику.
Между монологами мальчиков охотник вставляет собственные суждения, оценки, наблюдения
.
К особенностям композиции следует отнести пейзажные зарисовки, которым автор уделил особое внимание. Всё происходящее в рассказе неразрывно связано с окружающей природой, с её изменениями в течение суток.
Таким образом, пейзаж, портрет, авторские замечания и монологи являются теми художественными средствами, которые были мастерски использованы автором и включены в строй произведения.
Жанр
«Бежин луг» – рассказ, поскольку обладает всеми характерными для этого жанра чертами: небольшим объёмом, малым количеством героев, одной сюжетной линией, повествовательным содержанием.
Произведение принадлежит литературному направлению реализм, однако в нём явственно проступают и черты романтизма: поэтические описания природы, всевозможные поверья и легенды, тесно переплетающиеся с реальной жизнью героев.
«Бежин луг» — анализ произведения — 2 вариант
Жанром является рассказ. Направление рассказа – реализм с элементами романтизма. Эмоции главных героев автор выражает в описании природных явлений. Кроме того, в рассказах мальчиков можно заметить нотки сказочности, на основе народных мифов.
Композиция рассказа классическая, но многослойная по структуре. Она включает в себя описание природы, окружающей охотника, подробные портреты мальчиков и их рассказы.
Герои рассказа – деревенские мальчишки. У каждого из детей свой характер и свои особенности. Павлушу Тургенев описывает как не очень красивого, с неправильными чертами лица, бедно одетого мальчика.
Однако заметен его сильный характер, который сквозит во взгляде и голосе. Характер Павлуши раскрывается в эпизоде, где он немедля бежит за собаками, не боясь волка. Он не верит в суеверия даже после голоса водяного, но верит в судьбу, от которой не уйти. К концу рассказа автор сообщает о смерти мальчика.
Самый старший паренек – Федя, судя по всему из богатой семьи. Он хорошо одет, красив и ведет себя важно, как будто осознавая превосходство над другими. Скорее всего, он пошел охранять скот ради забавы. Федина речь отрывистая, потому, что он опасается сказать лишнее, недостойное по статусу.
Илюша, несмотря на юный возраст, уже работает на бумажной фабрике и знает много поверий. У него вытянутое лицо, нос с горбинкой, сжатые губы и сведенные брови. Илюша опрятно одетый, трудолюбивый паренек.
Маленького Костю автор сравнивает с белкой – у него заостренные черты лица и большие черные глаза. Он тоже одет в бедную одежду, худощав, а лицо его украшают веснушки. Костя кажется печальным и задумчивым, автор рисует его как боязливого паренька.
Самый маленький и тихий Ваня все время лежит под рогожей и любуется звездами на ночном небе. Ему не больше семи лет и у него кудрявые волосы. Присутствие Вани почти незаметно в рассказе.
Тема рассказа – это гармония человека и природы. Не случайно автор включает в рассказ детей, если взаимодействие с природой — это основа жизни, то дети – это будущее.
Проблематика рассказа поднимает вопросы жизни простых людей и отношения человека к природе. Тургенев подчеркивает, насколько важно научить детей бережно относиться к природе, любить труд и быть в ладу с окружающими.
Главная мысль рассказа призывает ценить жизнь во всех проявлениях и быть благодарным за все, что имеешь, ощущать себя частью природы.
«Бежин луг» — анализ произведения — 3 вариант
Тематика и проблематика
1. Тема: Единство человека и природы.
Проблема: Единство человека и природы нарушать не стоит. Современному человеку, живущему в городах, не хватает контакта с природой и с людьми.
Читая рассказ о самом обыкновенном разговоре мальчишек, чувствуешь то естественное и настоящее, к чему стремится человек. Наша современная жизнь состоит из общения по телефону и сидения за компьютером. Конечно, хорошо, что есть компьютер с его огромными возможностями, и мобильный телефон, но здесь важна мера. Нельзя из жизни вычеркивать ту основу, без которой она теряет смысл – живое общение людей и контакт с природой.
Общение деревенских детей, их мистические страшные истории во многом связаны с силами природы – это, например, лешие и русалки. Представляешь темную ночь, деревья, тени, вой волков и понимаешь мальчиков, которые с таким интересом слушают эти страшные истории.
2. Тема: Ранняя трудовая жизнь деревенских детей той давней эпохи.
Проблема: Мальчишкам приходится работать в таком юном возрасте, и они уже самостоятельные. Сидеть ночью на поляне – это не так уж легко. Например, одному из мальчиков чудится голос утопленника, дети могут встретить реальную опасность, например, волков.
3. Тема: Крепостные дети предоставлены сами себе, в их жизни много страхов.
Проблема: Родителям некогда заниматься воспитанием детей. Они не имеют возможности дать ребенку образование, даже одеть его. Родителям некогда общаться с ними, читать им сказки, поэтому они рассказывают сказки друг другу, тренируют свое воображение, наполняют свою жизнь интересом. У крепостных крестьян бед немало, и много страхов, суеверий, примет, что чувствуется в историях детей.
Идея (идейно-эмоциональная оценка)
Тургенев описывает крестьянских мальчиков с большой теплотой. Он подчеркивает, что они добры, смелы, отзывчивы и уже умеют хорошо работать, зарабатывать деньги. В этом отношении автора проявлены большой интерес и сочувствие — сентиментальный пафос произведения.
С одной стороны истории мальчиков – это предрассудки и суеверия, но с другой стороны – это сказания, народные легенды, поэтому их интересно читать. У меня, при чтении этих историй, идут эмоции, захватывает дух. В этих суевериях, глупых и даже смешных, есть какая-то таинственность и глубина.
Основные герои
Образы автора рассказа, и мальчиков, мирно разговаривающих у костра, и природы – все это ощущается в единстве. Мистическая летняя ночь с ее тенями и ночными звуками, побуждает детей пересказывать истории, услышанные от взрослых. В этом рассказе сильно ощущается единство образов всех присутствующих с образом природы. И охотник, заблудившийся в лесу, и мальчики как будто переплетены с ней.
Конфликт образов я вижу между мальчиками и самой деревенской жизнью. Дети еще малы, но им приходится работать, сидеть ночью на лугу, выпасать лошадей. Им не хватает родительского внимания и детских сказок, которые они и рассказывают друг другу. Деревенская жизнь наполнена мистическими рассказами, которые дети слышат от взрослых. И жизнь детей с ранних лет наполнена страхами, су
Конечно, хорошо, что есть компьютер с его огромными возможностями, и мобильный телефон, но здесь важна мера. Нельзя из жизни вычеркивать ту основу, без которой она теряет смысл – живое общение людей и контакт с природой.
Общение деревенских детей, их мистические страшные истории во многом связаны с силами природы – это, например, лешие и русалки. Представляешь темную ночь, деревья, тени, вой волков и понимаешь мальчиков, которые с таким интересом слушают эти страшные истории.
2. Тема: Ранняя трудовая жизнь деревенских детей той давней эпохи.
Проблема: Мальчишкам приходится работать в таком юном возрасте, и они уже самостоятельные. Сидеть ночью на поляне – это не так уж легко. Например, одному из мальчиков чудится голос утопленника, дети могут встретить реальную опасность, например, волков.
3. Тема: Крепостные дети предоставлены сами себе, в их жизни много страхов.
Проблема: Родителям некогда заниматься воспитанием детей. Они не имеют возможности дать ребенку образование, даже одеть его. Родителям некогда общаться с ними, читать им сказки, поэтому они рассказывают сказки друг другу, тренируют свое воображение, наполняют свою жизнь интересом. У крепостных крестьян бед немало, и много страхов, суеверий, примет, что чувствуется в историях детей.
Идея (идейно-эмоциональная оценка)
Тургенев описывает крестьянских мальчиков с большой теплотой. Он подчеркивает, что они добры, смелы, отзывчивы и уже умеют хорошо работать, зарабатывать деньги. В этом отношении автора проявлены большой интерес и сочувствие — сентиментальный пафос произведения.
С одной стороны истории мальчиков – это предрассудки и суеверия, но с другой стороны – это сказания, народные легенды, поэтому их интересно читать. У меня, при чтении этих историй, идут эмоции, захватывает дух. В этих суевериях, глупых и даже смешных, есть какая-то таинственность и глубина.
Основные герои
Образы автора рассказа, и мальчиков, мирно разговаривающих у костра, и природы – все это ощущается в единстве. Мистическая летняя ночь с ее тенями и ночными звуками, побуждает детей пересказывать истории, услышанные от взрослых. В этом рассказе сильно ощущается единство образов всех присутствующих с образом природы. И охотник, заблудившийся в лесу, и мальчики как будто переплетены с ней.
Конфликт образов я вижу между мальчиками и самой деревенской жизнью. Дети еще малы, но им приходится работать, сидеть ночью на лугу, выпасать лошадей. Им не хватает родительского внимания и детских сказок, которые они и рассказывают друг другу. Деревенская жизнь наполнена мистическими рассказами, которые дети слышат от взрослых. И жизнь детей с ранних лет наполнена страхами, суевериями, приметами.
Литературные приёмы
В произведении описан великолепный июльский день, где писатель использует множество эпитетов. Бледно-лиловый цвет небосклона, солнце «не огнистое», которое «мирно всплывает». Вечерняя звезда на небе напоминает свечку, которую несут очень бережно. Охотник поймал много дичи, у него прекрасное настроение, что отражает собой природа, в которой «краски все смягчены». Тургенев передает состояние тишины, безмятежности, покоя, разлитого в наступлении чудесного июльского вечера. Он так описывает природу, что, как будто ощущаешь это состояние, запахи, звуки. Когда читаешь рассказ дальше, представляешь детей у костра, то состояние умиротворения и покоя только усиливается. Даже страшные истории ребят не меняют его.
Конфликт произведения
Все разговоры деревенских мальчишек крутятся вокруг мистических историй. Видно, что дети либо не обучались в школе, либо обучались, но очень мало, поскольку тем других нет. В самих историях мы видим людей с тяжелыми судьбами. Плотник Гаврила находится в мрачном настроении долгие годы, красивая Акулина сходит с ума, баба Ульяна ждет смерти, потому что увидела своего «двойника». И дети, и взрослые живут в невежестве и страхе, где процветают суеверие и приметы. Мальчики сидят у костра и радуются, но у них нелегкая жизнь, полная невежества и предрассудков.