История создания рассказа чехова спать хочется

Произведение Чехова «Спать хочется»

История создания

В 1888 г. Чехов писал Плещееву, что сделал небольшой перерыв в работе над «Степью», чтобы написать «плохонький рассказец» для «Петербургской газеты». За это произведение ему обещали заплатить по 12 копеек за строчку. Хотя автор часто говорил, что деньги для него менее важны, чем моральное удовлетворение, он никогда от них не отказывался. Плещеев торопил Антона Павловича, чтобы тот поскорее заканчивал «Степь», однако Чехов больше тяготел к малым формам, поэтому был рад на короткое время переключиться.

Прототип Варьки — маленький Антоша Чехов. В детстве будущий писатель работал в семейной лавке и хорошо знал, какие мучения может принести постоянный недосып. У Антоши было тяжёлое детство. По ночам он служил на клиросе, а днём помогал тирану-отцу. Семья торговала рыбой, причём в лавке всё время было холодно, стояло зловоние. О том, что идею рассказа Чехов взял из воспоминаний о своих детских годах, писал критик Измайлов.

Направление и жанр

Литературное направление этого произведения — реализм. Но многие современники писателя не были с этим согласны. Они говорили, что такого не могло произойти на самом деле. Другие приводили в качестве аргумента статью, опубликованную в одной из газет. Там рассказывалось о случае, когда наёмная нянька так измучилась, что накормила ребёнка спичками, чтобы он перестал плакать. Писатели, которые спорили между собой о том, можно ли считать сюжет реалистичным:

Писатель А. И. Эртель

  • Н. М. Ежов;
  • А. С. Лазарев-Грузинский;
  • А. И. Эртель;
  • И. И. Горбунов-Посадов.

Сюжет вполне отражает реалии, и описанные события могли произойти в мещанской семье. Однако его нельзя назвать этичным. Чехов в этом произведении предстаёт не гуманистом, каким привыкли видеть его читатели, а моралистом, каждому воздающим по заслугам. Девочка получает возможность спать, а хозяева, которые довели её почти до сумасшествия, лишаются ребёнка.

Таким образом, справедливость торжествует, хотя неизвестно, надолго ли. Вероятно, утром супруги проснутся, увидят спящую Варьку, поймут, что она натворила, и тогда нянька будет жестоко наказана, но читатели об этом уже не узнают. Чехов намеренно оставляет финал открытым, не рассказывая, что случилось потом.

Система образов

В произведении одна главная героиня и 5 второстепенных персонажей. Основное действующее лицо — девочка Варька. Ей 13 лет, она сирота и находится в услужении в семье сапожника. Девушка несчастна и измучена тяжким трудом, но самое страшное в том, что она не имеет возможности поспать. Другие образы в произведении:

Пелагея Степанова

  1. Жена сапожника. Плечистая, толстая, дородная тётка. В её характере преобладают равнодушие и безжалостность. Это типичная представительница мещанства. Женщине не приходит в голову, что нагрузка, которой подвергается Варька, непосильная для детского организма. Но героиню нельзя винить в этом: ограниченность и глупость не позволяют понять многих вещей.
  2. Пелагея Степанова. Покойная мама главной героини, несчастная женщина, измученная постоянными бедами, самая страшная из которых — смерть мужа.
  3. Ефим Степанов. Крестьянин, покойный отец Варьки. Мужчина умирает из-за того, что слишком поздно послали за доктором. У него грыжа, которую вправляют, но это уже не спасает от смерти.
  4. Доктор. Молодой человек, которого прислали господа. Повозившись с Ефимом четверть часа, он понимает, что ничего нельзя сделать. Тогда герой говорит, что больного нужно отправить в больницу.
  5. Младенец. Ребёнок, которой кричит по ночам и не даёт Варьке спать. Девочка вынуждена качать его и петь песенку, изнемогая от усталости. В конце она лишается рассудка и убивает младенца.

Ребёнок — единственный безусловно положительный персонаж в этом произведении, потому что он пострадал безвинно.

Тема и проблематика

Главная тема произведения — отсутствие детства у ребёнка. Варьке приходится переносить нагрузки, которые не под силу даже взрослому человеку. В те годы, когда жил и творил Чехов, таких детей было много. Причины, по которым крестьянские отпрыски были лишены детства:

  • бедность;
  • пьянство;
  • болезни;
  • ранняя смерть родителей.

Безразличие взрослых к детскому горю

Вторая тема — безразличие взрослых к детскому горю. Господа не понимают, что рядом с ними страдает маленький человек, они не чувствуют своей ответственности перед младшим поколением. На наплевательское отношение указывает то, что Варьку несколько раз посылают за алкоголем. Взрослые не понимают, что тем самым подают дурной пример.

Проблематика включает в себя два аспекта: эксплуатация детского труда и закономерности, формирующие человеческую судьбу. Чехов заставляет читателя задуматься о том, почему одни получают материальные блага без усилий, а другим приходится безостановочно бороться с бедами.

Эксплуатацию детского труда, существовавшую в то время, когда был написан рассказ, нельзя считать нормальным явлением. Чехов и сам перенёс в детстве не меньше трудностей, чем героиня произведения, поэтому он хочет показать, каким может стать возмездие, настигшее угнетателей.

Краткое содержание

Девочке Варе 13 лет. Стоит глубокая ночь, а маленькая нянька не спит: она качает колыбельку, в которой хнычет малыш. Девочку клонит в сон, но она из последних сил поёт песенку. Если Варька уснёт, её будут ругать. Несмотря на усилия, девочка проваливается в сон. Ей снится покойный отец, у которого была грыжа.

Доктор сказал, что больному нужно ехать в госпиталь. Грыжу вправили, однако это не помогло, и спустя некоторое время папа девочки умер. Варька плачет и идёт в лес. По дороге она падает и чувствует, как ударяется головой. Ей кажется, что удар был о дерево, а на самом деле это хозяин стукнул её по затылку: нянька спит, а малыш плачет. Скоро девочка опять засыпает, и в этот раз ей снится мать. Пока сирота спала, пришла хозяйка. Она собирается кормить младенца.

Наступает день, и Варька начинает помогать по хозяйству. Люди, у которых она работает, дают разнообразные поручения:

  • почистить обувь;
  • поставить самовар;
  • пойти в магазин;
  • зашить;
  • постирать;
  • начистить картошки.

Девочке всё время мучительно хочется лечь и поспать

Героине всё время мучительно хочется лечь и поспать. Вечером её снова посылают в магазин, на этот раз за пивом. Потом ей дают ещё одно поручение — купить водки. После этого хозяйка заставляет девочку начистить селёдки. Затем все начинают готовиться ко сну, и маленькая служанка получает последнее за этот день распоряжение — покачать ребёнка. У девочки деревенеют виски, её глаза полуоткрыты, она мечтает только об одном: чтобы можно было немного поспать. За печкой трещит сверчок, на потолке видны тени от пелёнок и панталон, а рядом виднеется зелёное пятно.

Няньке снова снится сон. Она видит людей и узнаёт их всех, но чувствует, что что-то мешает жить. Девочка хочет найти этого врага. Вдруг она понимает, что сила, мешающая жить, — плачущий ребёнок. Ей становится весело. Кажется, сверчок тоже смеётся. Варька радуется: сейчас она избавится от малыша, а потом сможет спать. Дальнейшие действия девочка совершает в полубессознательном состоянии:

Девочка засыпает на полу

  • встаёт с табурета и прохаживается по комнате;
  • смеётся, наслаждаясь мыслью о предстоящей свободе;
  • грозит зелёному пятну и подмигивает;
  • подходит к кровати и душит младенца;
  • ложится на пол;
  • смеётся, а потом засыпает.

Так трагично закончил рассказ «Спать хочется» Чехов. Краткое содержание отражает драматизм произведения лишь отчасти. Чтобы проникнуться атмосферой того времени и почувствовать безысходность, до которой довели девочку, нужно прочитать произведение полностью.

Мнения критиков

Придирчивая публика оценила произведение неоднозначно. Некоторые русские критики негативно отнеслись к чеховскому видению проблемы. Другие изначально не воспринимали писателя положительно. Жестокий сюжет вызвал в обществе много споров, причём встречались противоположные мнения.

Эксплуатация ребенка

Находились те, кто в своих сочинениях указывал на неправдоподобность событий. Зато люди, которые признавали существование эксплуатации детского труда, полагали, что нельзя упоминать об этом, а тем более описывать подобное в литературе. Они считали, что это пошлые явления, нужно делать вид, будто их не существует. Изобразив в рассказе несчастье, Чехов нарушил негласное правило.

Недовольство критиков вызвало и то, что Чехов внёс правки в первоначальный вариант произведения. Последнего абзаца сначала не было, рассказ был опубликован в журнале «Хмурые люди» без него. Из последних строк не было ясно, что сделала Варька с младенцем. Также из исходного варианта писатель убрал особо ужасающие описания девочкиных мучений.

В целом современникам казалось, что писатель поступил с героиней жестоко, спрятав от читателей часть её страданий и добавив абзац с убийством. Такие правки привели к тому, что из мученицы девочка превратилась в убийцу, а значит, перестала быть безусловной жертвой.

Отзывы читателей

Невыносимо жалко и девочку, и ребёнка, которого она задушила. Но произведение поучительное, поэтому его стоит прочитать. В нынешних реалиях, когда люди сталкиваются с невыносимыми трудностями, многие тоже выбирают путь в никуда, а ведь можно найти разумный выход.

Раньше не доводилось читать у Чехова таких рассказов. В основном у него смешные произведения, а этот рассказ довольно жуткий. Причина поступка девочки, как мне кажется, в том, что организм не выдержал напряжения. Мозг подсказал, что есть враг, от которого нужно избавиться. На самом деле Варька просто сошла с ума. Страшно представить, что ждёт её дальше.

Оксана, Североморск

Рассказ короткий, но очень страшный, как и случай, о котором в нём рассказывается. Непонятно, почему за девочку не заступился никто из взрослых, и ужасно, что жизнь ребёнка закончилась так рано. От произведения осталось очень тяжёлое впечатление.

Игорь, Воронеж

Лев Толстой после прочтения одного рассказа сказал: «Правдив до иллюзии». Речь идет о «Спать хочется» Чехова. Анализ произведения на уроке поможет шестиклассникам представить тяжёлую судьбу и внутренние переживания главной героини, вызвать сострадание и милосердие к девочке-подростку, измученной невыносимым трудом и долгой бессонницей.

Оглавление:

  • История создания, сюжет, композиция
  • Анализ рассказа на уроке
  • Отзывы читателей

Краткое содержание чехов спать хочется

История создания, сюжет, композиция

Рассказ «Спать хочется» Чехов написал в 1888 году, на время оставив работу над повестью «Степь». В письме к издателю Плещееву он сообщал, что пишет еще один русский «плохенький рассказец», на который у него всего ушло полдня.

Спать хочется чехов

Образ девочки Варьки имел тесную связь с его собственным детством. Он считал себя самым несчастным ребенком, когда по настоянию отца вынужден был большую часть времени проводить в церковном хоре или в пропахшей рыбой семейной лавке, о которых ему было страшно вспоминать.

Новое произведение, напечатанное в «Петербургских новостях», покорило его современников. Толстой ставил рассказ на первое место из всей малой прозы Чехова, а английская писательница Кэтрин Мэнсфилд под влиянием образа Варьки создала рассказ «Ребёнок, который устал». Произведение переведено на сербский, английский и французский языки.

Сюжет его прост. Тринадцатилетняя Варька живёт «в няньках» в доме жестоких хозяев. Кроме своих основных обязанностей по уходу за ребенком, девочка, как взрослая женщина, ведет домашнее хозяйство: носит воду, варит обед, моет полы, стирает белье. А если случайно гости придут, то и их надо обслужить: обувь почистить, пива из лавки принести. Казалось бы, ночью она могла отдыхать, но дитя хозяйское, как назло, не спит, и она постоянно качает его в колыбели.

Усталость и недосыпание доводят её до психического срыва. Девочка, измученная детским плачем и желанием поспать хотя бы минутку, находит решение проблемы. В полусонном состоянии она душит ребёнка и, счастливая, засыпает.

Анализ произведения чехов спать хочется

Рассказ построен на сходстве ситуаций в начале и конце произведения, деталь, которая для этого используется, — повторяемая фраза «спать хочется». Завязка событий раскрыта в воспоминаниях Варьки о том, как они с матерью идут в город искать работу. Развитие действия выражено в жизни девочки в доме сапожника. Кульминационным моментом является убийство ребёнка.

Анализ рассказа на уроке

Анализ рассказа Чехова «Спать хочется» на уроке должен преследовать главную цель — раскрыть внутренний мир героини. После проверки домашнего задания (дети заучивали высказывания Чехова) учитель читает шестиклассникам рассказ и ставит перед классом задачу — выяснить, как писателю удалось в таком маленьком произведении показать чувства и переживания Варьки. Это может быть достигнуто путем беседы. Ее примерный план:

Краткое содержание спать хочется чехов

  1. Кто является главным героем произведения?
  2. Почему Варька живет в доме сапожника?
  3. Какие слова употребляет писатель, чтобы передать все горе Варькиной жизни?

Ребята распределяются по группам, чтобы исследовать образ девочки по следующим параметрам: внешность, пейзаж, обстановка вокруг нее и речевая характеристика. После самостоятельной работы проводится обсуждение по вопросам:

  1. Что вы можете сказать о портрете Варьки? Подробно ли он описан?
  2. Нашли ли описание природы, почему их так мало? Для чего используются цвета и звуки в произведении? Что обозначают они в этом рассказе?
  3. Чем отличаются описания речи хозяйки и Варьки?
  4. Каким образом связаны название рассказа, мысли и сны девочки?

Дети отвечают, что Варька бессловесна. Читатель слышит только ее мурлыканье и несколько слов колыбельной песни, которые она напевает спящему ребенку.

Зато автор очень подробно показывает ее внутренние переживания, сны, заполненные воспоминаниями о прошлой жизни. Она видит, как мать Пелагея ищет доктора, чтобы помочь отцу, у которого вышла грыжа. Врач, утешая больного, говорит ему об операции, что его обязательно вылечат.

Краткое содержание спать хочется

На самом деле им удалось только купировать приступ, и он скончался к утру. И во всех этих картинах, как эхо, ее преследуют мысли о сне. Ей очень хочется спать. Варя не имеет здесь никаких прав. Хозяин и его жена, толстая и скандальная тетка, поступают с ней жестоко, не по закону, загружая ее непосильной работой по хозяйству, хотя нанимали только нянькой. Доведенная до отчаяния, она убивает ребенка, чтобы лечь спать. На дом дается задание — написать мини-сочинение «Имеем ли мы право осуждать Варьку?»

Отзывы читателей

Небольшой, но очень жуткий рассказ. Писатель без всяких вступлений погружает нас в горестные переживания девочки Варьки. Мы и глаз-то ее не видим, они у нее постоянно полуприкрыты от усталости. Жаль бедную девочку. Какова ее дальнейшая судьба — неизвестно, но уж точно лучше не будет.

Сошлют на каторгу — и помрет там раньше времени от безысходности и непосильного труда. И так вынуждены были жить русские дети в дореволюционной России. А сейчас разве мало таких? Сколько их в детских домах, приютах, с неизлечимыми болезнями. Об этом нельзя забывать.

Помню, когда изучала рассказ в школе, как-то не вошел он в то время в мою душу. Или читали мимоходом, наскоро, или просто малы были, о другом думали. А сейчас пришлось перечитывать произведение с дочкой, которая учится в гимназии. Господи, я заново открыла его для себя. Мы читали вслух и плакали. Прав Толстой, Чехов действительно гениален.

Так живо изобразить полудремное состояние девочки, уловить каждую деталь — так мог исключительно Чехов. Этот рассказ не только о Варьке, которая жила в XIX веке, была бесправна и бедна. Он учит и наших современников быть добрее и ответственнее к своим и чужим детям. И сейчас происходят убийства детей, и вовсе не от нервного истощения, как у несчастной Варьки. И это страшно.

Любовь Кириченко, 44 года, Москва.

До глубины души потрясла история Варьки из рассказа Чехова «Спать хочется», совсем еще девочки, но столько пережившей. В школе читала по программе, но как-то не запомнилось. Сейчас учусь на филфаке, вновь перечитываем классику — все совершенно по-другому воспринимается. Вот, к примеру, детали. Отдельные из них мы просто пропускаем при чтении, а они иногда так важны. Возьмем хотя бы описание обстановки комнаты, где находится люлька с младенцем.

Все звуки, шорохи, краски содействуют дремотному состоянию: храп хозяина за стенкой, скрип колыбели, мигание лампадки, тень от которой падает на «полуоткрытые, неподвижные глаза Варьки». Обстановка создает в ее «наполовину уснувшем мозгу туманные грезы». Чехов является мастером деталей, ведь недаром его маленькие рассказы столь объемны. Я считаю, что жизнь Варьки — напоминание всем взрослым об ответственности за детей, которых они родили.

Марина Дьячкова, 26 лет, Благовещенск.

Спать хочется
Жанр рассказ (b)
Автор Антон Павлович Чехов (b)
Язык оригинала русский (b)
Дата написания 22 — 23 января 1888 (b)
Дата первой публикации 25 января 1888
Логотип ВикитекиТекст произведения в Викитеке

«Спать хочется» — рассказ русского писателя Антона Павловича Чехова (b) . Впервые опубликован в «Петербургской газете (b) » № 24 от 25 января 1888 года (b) под подписью «А. Чехонте»; через 2 года вышел в составе сборника «Хмурые люди (b) ».

Создание

О создании рассказа известно из переписки Чехова с издателем Плещеевым (b) . Тот торопил Антона Павловича поскорее закончить «Степь (b) », однако тяготевший к малой прозе Чехов был рад переключиться на полдня ради «плохонького рассказца» (как он сам его назвал в письме от 23 января) для «Петербургской газеты», тем более что тот принёс ему «быстрые» деньги (12 копеек за строку). Для «Хмурых людей» Чехов сократил описание мучений Варьки и добавил финальную фразу[1]. Относительно идеи рассказа, критик Измайлов (b) считал, что психологию невысыпающегося ребёнка Чехов почерпнул из гимназического (b) детства и работы в семейной лавке (b) [2].

Сюжет

13-летняя Варька, потерявшая отца, нанимается служанкой в дом сапожника. Целый день она вынуждена исполнять поручения хозяев, но, несмотря на усталость, уснуть ей не удаётся, так как ей поручают убаюкивать плачущего ребёнка, который истошно кричит, не желая засыпать. От постоянного недосыпа Варька часто дремлет, сидя с ребёнком; она снова видит обстоятельства смерти своего отца. Однажды Варьке приходит простая мысль, как утихомирить мешающего ей ребёнка: она душит его «и через минуту спит уже крепко, как мёртвая…»

Реакция

Рассказ вызвал неоднозначные отзывы, критику навлекла «нереалистичность» сюжета. В переписке беллетристов Н. М. Ежова (b) и Лазарева-Грузинского (b) первый придерживался этой позиции, в то время как второй идеализировал рассказ, называя его образцом для себя. Аналогичный спор возник у Эртеля (b) с Горбуновым-Посадовым (b) , где Эртель, отстаивая правдоподобность рассказа, заявлял о существовании таких случаев и приводил в пример свежую газетную статью, где малолетняя нянька накормила ребёнка спичками (b) . Горбунов-Посадов, впрочем, пытался позже опубликовать сборник рассказов разных писателей, где собирался напечатать и «Спать хочется». Его наставник Лев Толстой (b) , высоко ценивший Чехова, среди рассказов Антона Павловича особо выделял «Спать хочется»[1].

Ремейк

Писательница Кэтрин Мэнсфилд (b) взяла из произведения Чехова идею для своего короткого рассказа «Ребёнок, который устал» (англ. (b)  The Child Who Was Tired)[3].

Примечания

  1. 1 2 Чехов А. П. Спать хочется // Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Сочинения: В 18 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1974—1982. // Т. 7. [Рассказы. Повести], 1888—1891. — М.: Наука, 1977 . — С. 7—12.
  2. Чехов. 1860—1904.: Биографический набросок [Жизнь. Личность. Творчество] / А. Измайлов. — Москва: тип. т-ва И. Д. Сытина, 1916. — 592 с.
  3. William H. New. Reading Mansfield and Metaphors of Reform (англ.). McGill-Queen’s Press  (англ.) (рус. (b) , 1999. — P. 15—17. — ISBN 978-0-7735-1791-2.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • История создания рассказа челкаш
  • История создания рассказа хамелеон чехов
  • История создания рассказа телеграмма паустовского
  • История создания рассказа судьба человека шолохов
  • История создания рассказа старуха изергиль максима горького

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии