История создания “Господина из Сан-Франциско”
В 1915 году И. Буниным был написан рассказ “Господин из Сан-Франциско”, первоначально имевший название “Смерть на Капри”. Удивительно, но произведение было написано всего за 4 дня. Какова же история создания “Господина из Сан-Франциско”?
Краткое содержание “Господина из Сан-Франциско”
Главный герой рассказа – господин без имени, на протяжении всего произведения не упоминается ни его имя, ни фамилия. Усердно работая много лет, господин накопил большое состояние и решил отправится в путешествие на корабле с женой и дочерью. Жизнь на лайнере проходит очень размеренно: отдыхающее развлекаются, любуются пейзажами, а самыми интересными событиями за день для них становятся завтрак, обед и ужин.
На корабле “Атлантида” собрались люди, чья жизнь несомненно удалась: дамы в дорогих нарядах, мужчины в элегантных фраках. Эти люди – элита, высшие слои общества. Семья господина из Сан-Франциско отправляется в Неаполь, а оттуда на Капри. В небольшом отеле их принимают радушно: им рады и хозяева и другие постояльцы. Казалось бы, ничего не может нарушить безмятежность этого места.
Но вот случается страшное: собравшись идти на обед и присев почитать газету, господин неожиданно чувствует себя плохо, а через небольшой промежуток времени умирает. Но никто искренне не сожалеет о смерти этого человека. Он скорее доставляет всем неудобства. Хозяин отеля, который совсем недавно радушно принимал эту семью, отказывается поместить тело в хорошем номере, боясь потерять поток туристов. В итоге тело мужчины кладут в крохотной каморке, а вместо гроба используют обычный деревянный ящик. И тот же самый человек, который еще пару дней назад казался хозяином положения, отправляется в обратный путь на “Атлантиде” никому ненужной обузой.
История создания
История создания “Господина из Сан-Франциско” весьма необычна. Рассказ пришел в голову Ивану Бунину, когда он прогуливаясь вдоль книжного магазина, увидел на витрине произведение Т. Манна “Смерть в Венеции”. книгу он не купил, но название писателю запомнилось. Через несколько месяцев, находясь в гостях у двоюродной сестры, он услышал историю об американце, который приехал на отдых на Капри и скоропостижно скончался. Именно в тот момент Бунину и пришла идея написать рассказ. Вдохновленный этой идеей, он принялся за работу и создал произведение за рекордные сроки – всего 4 дня. Таким образом, годом написания “Господин из Сан-Франциско” является 1915 год.
Сам Бунин говорил, что рассказ полностью выдуман. Единственное, что является правдой – это история о смерти американца. Писатель вспоминает, что волновался, пока писал произведение, а в конце даже плакал.
Отзывы критиков и главная тема рассказа
Критики и современники отнеслись к рассказу благосклонно. Многие сравнивали талант Бунина с талантом Толстого и Чехова. Главной темой литераторы считают сущность бытия, мелочность и неважность любого богатства перед лицом смерти. Автор дает понять, что жизнь дается человеку, чтобы быть счастливым, быть открытым другим людям и стараться вести себя правильно по отношению к другим людям. Главный же герой не заботился о своей душе, все, чем он занимался всю свою жизнь, – накопление богатств. И именно деньги он считал залогом счастливой жизни. Но, как оказалось, не все можно купить. На лайнере, на котором он путешествовал, все оказалось фальшивым. Фальшивые улыбки окружающих, обслуживающего персонала, которых главный герой считал не людьми, а элементом роскошной жизни, и даже страстный танец влюбленной пары, которые оказались всего лишь нанятыми актерами.
Смерть уравнивает всех. Ты можешь быть богат и обладать всеми атрибутами роскошной жизни. За твои деньги тебе будут улыбаться и обхаживать. Но как только ты умрешь и перестанешь быть источником дохода, про тебя тут же забудут.
Данная статья поможет школьникам написать сочинение на тему “История создания “Господина из Сан-Франциско”. В статье дается краткое содержание произведения, а также раскрывается главная идея рассказа.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Анастасия Златопольская
11/14
-
Александр Котков
13/14
-
Елена Дзюблюк
11/14
-
Алла Перлак
14/14
-
Наталья Мелешко
13/14
-
Женя Гаврилов
10/14
-
Надежда Умрихина
11/14
-
Катя Антонова
12/14
-
Эля Морозова
14/14
-
Арина Бондарева
14/14
В 1915 году всего за 4 дня Иван Бунин написал произведение, которое читал практически каждый. «Господин из Сан-Франциско» — совсем небольшой рассказ, который в черновиках именовался «Смертью на Капри». Но как на свет появился такой запоминающийся и глубокий рассказ?
История создания
История создания рассказа «Господин из Сан-Франциско» достаточно необычна на фоне весьма банальных историй написания. Однажды Иван Бунин отправился на простую пешую прогулку и остановился у витрины книжного магазина, чтобы присмотреть для себя нечто интересное. Тут же его взгляд упал на книгу Томаса Манна «Смерть в Венеции». Книга так и осталась лежать на полках магазина, а вот название запало писателю прямо в сердце.
В скором времени Бунин отправился в гости к сестре, где услышал интересный рассказ об американце, который уехал в отпуск и внезапно скончался на острове Капри. Тут же в голове появилось название на основе романа Манна — «Господин из Сан-Франциско». И вот, всего за четыре дня Бунин создал прекрасный рассказ, который знают и любят сегодня.
Сам писатель не раз заявлял, что история американца лишь послужила основой романа. Остальные детали и подробности — авторская выдумка. Также Бунин рассказывал, что еще на этапе создания рассказ заставил его волноваться и даже заплакать в конце.
О чем рассказ?
Бунин в рамках этого рассказа использует образ американца из услышанной им истории. Автор решает не давать своему герою имени и фамилии. Вместе с ним в отпуск отправляются его жена и дочь. Сам герой много лет работал без отдыха и копил деньги на большое путешествие. И вот они отправляются в круиз на лайнере. Во время путешествия они проводят время достаточно скучно, а главными событиями дня становятся приемы пищи. Да и все остальные пассажиры лайнера, люди с достатком, которые отдыхают точно так же. Судно останавливается на Капри, где господина с семьей радушно принимают в отеле. Казалось бы, что может омрачить такой долгожданный отдых?
Но совершенно внезапно перед обедом герой чувствует себя плохо и через несколько часов умирает. Естественно, жена и дочь узнают об этом, но относятся к событию не как к чему-то печальному, а принимают его равнодушно. Кажется, будто смерть главы семейства — всего лишь обуза. Радушный коллектив отеля во главе с его хозяином отказывается держать труп в номере, и его помещают в коморку, используя вместо гроба обычный деревянный ящик. И вот господин отправляется домой не в качестве элитного гостя корабля, а как ненужная обуза.
Читатели приняли рассказ с большой радостью, даже стали сравнивать Бунина с Чеховым и Толстым. Быстро удалось понять и скрытую суть рассказа — никакие деньги не смогут спасти от смерти. Бунин прямо говорит о том, что жизнь откладывать не стоит, а счастливым нужно будь здесь и сейчас. А герой поступил наоборот.
Отдав свою жизнь лишь зарабатыванию капитала, он не успел насладится тем счастьем, которое могли бы принести эти деньги. Богатства — не залог счастья, радость и интерес к жизни купить нельзя. С помощью этих средств герой купил билет на лайнер, где все является фальшивкой, даже улыбки, которые ему дарят только из-за наличия капитала.
А смерть всего лишь помогла открыть истинное отношение к человеку. Как только ты перестаешь быть источником дохода, ты становишься обузой не только в глазах посторонних, но и как в данном случае, для самых близких людей.
Удивительно, как из маленькой сплетни родился такой глубокий и важный рассказ. Сложно представить, каким талантом должен обладать писатель, чтобы из пары идей создать шедевр.
- Сочинения
- По литературе
- Бунин
- История создания Господина из Сан-Франциско
История создания Господина из Сан-Франциско
Произведение Бунина «Господин из Сан-Франциско» было написано в 1915 году. О своем замысле автор писал в дневнике.
Однажды летом он решил прогуляться по городу и, проходя мимо магазина, в котором продавались книги, он увидел одно произведение, которое заставило его остановиться и немного призадуматься. Этим произведением было «Смерть в Венеции», ее автором был Манн. А вот сюжет самого произведения был создан немного позже. Осенью он решил отправиться в имение, где проживает его сестра, и уже находясь там, внезапно вспомнил про одного американца. Он умер, прямо находясь в гостинице.
Почему именно это первое пришло на ум не понятно Бунину. А вот расскажет он об этом в своем произведении. Поскольку теперь у него будет очень много времени, то все это свободное время он потратит на написание произведения. Лето оказалось теплым и солнечным. Иногда он откликался для того чтобы немного поохотиться и развлечься, а потом опять садился и собирал по кусочкам свой роман.
Вот только многие исследователи утверждают, что для того чтобы создать данное произведение Бунину потребовалось намного больше времени, чем это могло бы показаться. А вот для того чтобы отвлечься он и стрелял голубей и этим приводил все свои мысли в порядок.
Некоторые его черновики остались и по ним можно понять, что Бунин старался придать своему произведению серьезность, выразительность и в сжатой форме рассказать обо всем. Конечно, здесь есть многие выражения, которые не вошли в произведение и являются назидательными и ярко выраженными. Кроме этого ему не нравилось высказываться иностранными выражениями, различными литературными штампами, а также вычурными эпитетами. Больше всего на свете ему не хотелось, чтобы его произведение относилось к назидательному характеру.
И не смотря на обстановку, которая находилась вокруг автора, но его не оставляла та самая смерть, о которой он решил написать произведение. Когда он писал свой рассказ, то порой начинал плакать и переживать за своих героев.
Сначала он думал, что изобразит в нем одну тему, а немного позже изменил свое мышление и стал писать совсем о других вещах. Кроме этого он описывал многие моменты, которые являлись выдуманными и никогда не происходили в его жизни. Также он делился не только своим мнением, но и переживаниями и своим представлением на мир с читателями и выносил на их суд многие моменты. А вот про кончину одного американца он написал всю правду, как она есть на самом деле.
2 вариант
Это произведение было написано в октябре 1915 года. Писатель так проникся своим рассказом, что решил написать предысторию о нем в своем очерке, а потом и в дневнике.
Как-то, одним из летних вечеров Иван Бунин прогуливался по Москве, рассматривая пышно убранные магазины, и размышляя о политической нестабильности в стране, случайно увидел на витрине обложку книжки повести Томаса Манна “Смерть в Венеции”. Сама книга его очень заинтересовала и отложилась в голове, так, что, приехав к сестре в Орловскую губернию, Бунин решил написать свой рассказ. Рассказ был написан всего за 4 дня.
Есть и вторая версия, написание данного рассказа. Да, Ивана Алексеевича действительно заинтересовала обложка книги “Смерть в Венеции”, но она послужила лишь толчком для написания, т.к. Бунин до приезда в Россию проживал в гостинице на острове Капри, где действительно скончался человек.
Сама повесть Томасса Манна рассказывает нам об американце, приехавшем в гостиницу “Квисиана”, и умершем во время обеда. Но, Бунин, решил для своего рассказа взять за основу только легенду о богатом господине, и об ужаснейшем происшествии на корабле, повлекшего за собой смерть главного героя. Смерть, как главное ядро рассказа, явилась причиной всеобщего спокойствия пассажиров, с которой никто не хотел смириться, хотя сталкивался с ней в жизни на каждом шагу. Самое ужасное, что никто не хочет верить в ее существование.
Но, не только тема смерти фигурирует в данном рассказе, а сами люди, обладающие материальным достатком, не имеют самого главного – духовности! Проблема в обществе – это деградация. Деньги стали превыше всего разумного. У самого главного героя жизнь бесценна и пуста, он только пользуется трудом, созданным представителями другого класса, низшего. Трагизм рассказа — эгоизм и нежелание сострадать чужому горю.
Близкие и друзья писателя отмечали, что написание самого рассказа далось ему нелегко, несмотря на то, что все условия проживания за городом, располагали к чему-нибудь поэтическому, умиротворенному. Даже наслаждение теплыми осенними деньками, и охотничьими забавами не скрасило его грусть. Писал Бунин, не спеша, плакал, волновался, на душе было уныло и неспокойно. Согласно сохранившимся черновикам, он стремился придать произведению большую выразительность, и в то же время сжатость, поэтому тщательно вычеркивал лишние предложения и слова.
Также читают:
Картинка к сочинению История создания Господина из Сан-Франциско
Популярные сегодня темы
- Сочинение Экскурсия в краеведческий музей
Каждый регион в России хранит в себе свою уникальную историю становления таким, каков он есть на данный момент. Любой район или край имеет то, чем он может гордиться. Во многих случаях это деяния предков, которые, так или иначе, повлияли на мир
- Характеристика и образ Ларры в рассказе Старуха Изергиль Горького сочинение
Ларра – персонаж одной из двух легенд, которые повествует старуха Изергиль. Его имя означает «отверженный», что соответствует его судьбе. Ларра описывается как очень красивый сильный юноша
- Характеристика Бедной Лизы с цитатами
Лиза — обычная девушка-крестьянка «… я крестьянка…». Живет с матерью которая слабеет каждым днем, горюя о смерти мужа. Девушке хоть и была всего пятнадцать, когда отец оставил их на волю судьбы
- Сочинение Смысл жизни Обломова в романе Гончарова 10 класс
Илья Ильич Обломов рос в лени и бездействии. Сам по себе, он был очень активным и интересующимся ребенком
- Роль второстепенных персонажей в пьесе Вишневый сад Чехова
«Вишеневый сад» — одно из самых лучших и известных произведений А.П. Чехова, написано в 1903г. Пьеса, благодаря своему трагикомическому сюжету, вошла в сердца читателей с легкость ю и непринужденностью;
На чтение 8 мин. Опубликовано 17.02.2020
Иван Бунин, ставший в 1933 году лауреатом Нобелевской премии по литературе, написал множество произведений, удостоившихся похвал коллег по перу. Одним из самых обсуждаемых критиками рассказов стал «Господин из Сан-Франциско», история создания которого заслуживает отдельного внимания. Путешествие главного героя через океан на огромном круизном лайнере «Атлантида» стало метафорой хрупкости человеческого существования и предостережением тем, кто ставит показную роскошь и положение в обществе выше, чем бережное отношение к миру и его чудесам.
Содержание
- История написания произведения
- Стилистика текста
- Особенности композиции
- Отзывы на произведение
- Воспоминания близких
- Реакция в Великобритании
- Отзыв Томаса Манна
- Авторские воспоминания
История написания произведения
Этот рассказ-притча был напечатан в 1915 году в сборнике «Слово» и отразил тревожный дух завершения целой эпохи. На историю его создания повлияло апокалиптическое настроение Бунина, не переставая думавшего об «Откровении Иоанна Богослова» и даже взявшего из него эпиграф «Горе тебе, Вавилон, город крепкий!». Позднее он его вычеркнул, не желая слишком очевидно показывать основную мысль.
Исследователи отмечают, что на написание рассказа Бунина подтолкнули три события:
- Перевод на русский язык работы Конрада Гюнтера «Цейлон. Введение в мир тропиков». Бунину настолько понравились лирические отступления, описания природы и воспоминания о юности Гюнтера, что он их использовал в качестве канвы для нескольких сцен описания путешествия Гюнтера на борту «Принца Людвига» и мест, где ему довелось побывать во время странствий.
- Письмо Горького Бунину, написанное в 1912 году, где писатель рассказал ему о женщине, которая большим трудом добилась преуспевающего положения в обществе, но умерла от сердечного приступа на балу. «Вот тебе и ХХ век», — мрачно написал Горький другу.
- Летом 1915 года Бунин заметил на витрине книжного магазина Готье неподалёку от Кузнецкого моста переводное издание «Смерти в Венеции» Томаса Манна. Обложка издания настолько поразила его, что будущий автор «Господина из Сан-Франциско» вспомнил о ней несколько месяцев спустя, когда гостил у кузины в селе Васильевском, Елецкого уезда, Орловской губернии.
Хотя писатель так и не купил книгу летом, позднее он рассказывал о том, что вид обложки вызвал у него ассоциации с событием, которое произошло на Капри предыдущей зимой, за год до написания новеллы в усадьбе. На острове писатель жил в гостинице «Квисиана». В один из дней он услышал о смерти одного из постояльцев, который оказался американцем, приехавшим туда отдыхать.
Случай лёг в основу рассказа, озаглавленного как «Смерть на Капри». Первоначальное название Бунин зачеркнул, как только на бумаге появилась первая строка. Так рассказ получил своё название, фраза из которого повторяется рефреном на протяжении всего произведения.
История была написана с 14 по 19 августа 1915 года. Бунин писал неторопливо, наслаждаясь спокойствием тихих осенних дней в усадьбе. Город Сан-Франциско, из которого прибыл на Капри главный герой рассказа, был выбран автором произвольно, поскольку никаких подробностей о жизни американца он не знал. Знаменитый роман «Смерть в Венеции» Бунин прочёл только в ноябре, отметив, что книга показалась ему «неприятной».
Стилистика текста
Хотя Бунин написал рассказ очень быстро и кратко, в основу сюжета легли его наблюдения, сделанные во время нескольких путешествий. Образ Атлантиды и названого её именем корабля, скитающегося над бездной, уже появлялся в стихотворении «Зов», написанном в 1911 году. При работе автор создал несколько черновых вариантов, безжалостно редактируя текст, чтобы снизить до минимума количество сравнений. В результате стиль рассказа стал предельно лаконичным, а авторская речь кажется суховатой.
Понимая, кто написал «Господина из Сан-Франциско», читатель не удивится отсутствию назидательной риторики. Автор решил отказаться от явно прописанной морали истории, предоставив читателям самим сделать выводы. Писателя настолько взволновала тема равенства людей перед лицом смерти и глубоко укоренённого социального неравенства при жизни, что он часто отвлекался от работы.
Особенности композиции
Даже не зная других работ автора, но будучи знакомым с особенностями стиля Бунина, читатель заметит необычную структуру повествования, построенную на противопоставлениях.
Автор настойчиво акцентирует внимание на дуальностях воображаемого и настоящего, опасности морской стихии и кажущейся безмятежности мира круизного корабля. Он создал и два образа острова Капри: тёмный и безрадостный, каким он кажется по прибытии главному герою, и озарённый утренним солнцем, каким его видят странники.
Рассказ принято разделять на две основные части:
- В первой читатель видит жизнь корабля, людей, города и острова глазами главного героя, лишь изредка, благодаря умелым штрихам автора, замечая очертания реального мира, которые с каждой страницей становятся всё отчётливее. Слуги, гостиничный персонал и торговцы лебезят перед богатым американцем, услужливо выполняя все его пожелания, но после внезапного приступа в читальной комнате с ним остаются только жена и дочь, которые, оправившись от шока, быстро начинают решать практичные вопросы.
- Вторая часть пути начинается со смерти героя, когда гроб с его телом, надёжно спрятанный от посторонних глаз в трюме парохода «Атлантида», отправляется в обратное плавание по Атлантике.
Главный герой привык относиться к людям с презрением. Рабочие интересуют его только как потенциальный источник прибыли, он, не скрываясь, рассматривает красавицу на корабле, не обращая внимания на смущение дочери, а после приезда в гостиницу презрительно отгораживается от других постояльцев развёрнутой газетой. Он — один из тех, кто принимает неискренность за чистую монету, не замечая, что влюблённая пара на корабле, за которой с интересом наблюдают пассажиры, была специально нанята капитаном Ллойдом и механически разыгрывает для всех спектакль.
Как и гибель мифической Атлантиды, смерть героя в небольшом городе становится неожиданностью, а его жизнь, богатство, статус, стремления мгновенно обесцениваются, словно исчезнув в морской пучине. На этом фоне более настоящими кажутся жизни простых итальянцев, которые умеют увидеть настоящую красоту мира.
Отзывы на произведение
Первые рецензии, появившиеся в периодических изданиях, позволяют взглянуть на историю создания работы под другим углом. Вскоре после публикации появилось 2 отзыва.
Через год в «Русской мысли» вышел критический отклик Абрама Дермана, который называет рассказ самым значимым событием в истории русской словесности после рассказов Чехова и посмертных публикаций произведений Льва Толстого.
В рецензии отмечается, что бальный зал на пароходе, где происходит действие первых сцен, стал воплощением греховности, наполняющей жизнь современного жителя города, а сам автор рисует образ зла, которое неизбежно получит справедливое воздаяние. По мнению Дермана, в этом кроется причина того, с какой холодностью автор относится к своему герою.
В журнале «Русское богатство», вышедшем в 1917 году, отмечалось, что рассказ очень хороший, в нём блестяще показана идея ничтожности культуры современности перед ликом смерти, но автор на этом останавливается, а противопоставлению не хватает психологической глубины.
Воспоминания близких
Жена писателя Вера Муромцева вспоминала, что во время путешествия на Капри они стали свидетелями спора между пассажирами, обсуждавшими понятие социальной справедливости. Бунин предложил им подумать, почему так странно устроена жизнь на самом корабле. На нижних палубах люди вынуждены тяжело работать, а на верхних праздно проводят время. Писатель отметил, что эта ситуация кажется ему несправедливой.
Этот разговор нашел отражение в богатой образности новеллы. Неизвестно, кто написал бы об идее социального равенства лучше Бунина, который тонко чувствовал несправедливость. Его друг Горький сделал выбор в пользу кратких описаний, отказавшись от глубокого символизма своих историй, но именно рассказы Бунина нашли широкий отклик у читателей из других стран.
Реакция в Великобритании
Перевести рассказ на английский решил известный переводчик Самуил Котелянский, который эмигрировал в Англию в 1911 году. Первая публикация была в 1922 году в журнале «The Dial», немного позже рассказ был издан в сборниках, вышедших в Великобритании и США. Вычиткой перевода занимался известный писатель Дэвид Герберт Лоуренс, чьё имя случайно забыли указать при первом издании рассказа в сборнике, выпущенном издательством Леонарда и Вирджинии Вулф.
Итальянский критик Ренато Поджоли назвал перевод «лучшей из всех англоязычных версий наиболее виртуозно написанного рассказа Бунина», а критик Эдвин Мюр заявил, что это лучший перевод с русского языка, который когда-либо выходил на английском.
Отзыв Томаса Манна
Немецкий писатель, который невольно вдохновил Бунина на написание рассказа, сравнивал повесть с трудами Льва Толстого. Позже он встретился с Буниным в Париже и отмечал, что он глубоко сочувствует автору произведения, оказавшемуся в эмиграции.
Авторские воспоминания
Создателя новеллы сложно представить за каким-то другим занятием, кроме литературы. Во время работы над текстом Бунин часто прерывался и шёл на гумно по садовым тропинкам. Там он стрелял из двустволки голубей, чтобы справиться с охватившим его волнением. Писатель отличался хорошей меткостью, поэтому неизменно возвращался с 5−6 птицами, застреленными дуплетом.
Как вспоминает Бунин в «Происхождении моих рассказов», почти все сюжетные подробности рассказа он выдумал, кроме самой смерти американца в «Квисиане». Автор отмечал, что обычно он писал в спокойном расположении духа, но на этот раз ему было сложно овладеть своими чувствами. Особенно взволновала его финальная сцена, в которой абруццкие горцы утром славят Мадонну.
«Господин из Сан-Франциско» представляет собой известный рассказ, который был написан Иваном Буниным в 1915 году. Тогда же его впервые опубликовали в сборнике «Слово». Это произведение представляет собой своего рода притчу, которая рассказывает о ничтожности богатства перед ликом смерти. Несмотря на широкую известность рассказа, история создания «Господина из Сан-Франциско» вызывает у людей много вопросов.
История создания «Господина из Сан-Франциско» Бунина
Это произведение отличается весьма необычной историей появления. Иван Бунин задумал написать рассказ во время прогулки вдоль книжного магазина. Писателю попалась на глаза книга Томаса Манна «Смерть в Венеции». Он не приобрел это издание, но запомнил его название.
Спустя несколько месяцев в гостях у кузины он услышал историю американца, который внезапно умер во время отдыха на Капри. В результате у Бунина возникла идея написания рассказа. Он тут же сел за работу. Уже через 4 дня его произведение было готово. Это произошло в 1915 году.
О чем рассказ?
Главный герой произведения – господин без имени. Он трудился много лет и заработал отличное состояние. В рассказе описывается путешествие богатого американца на корабле с женой и дочерью. Оно протекает очень размеренно. Все путешественники отдыхают и развлекаются, любуясь пейзажами. На корабле собралась элита общества того времени.
Семья господина отправляется в Неаполь, а затем и на Капри. В небольшом отеле их ждет радушный прием. Однако внезапно случается страшное событие – господин умирает. Но ни у кого его кончина не вызывает сочувствия. Скорее, это событие доставляет всем неудобства. В результате тело господина кладут в обычный деревянный ящик, и человек, который казался хозяином жизни, отправляется ненужной обузой обратно.
Жанр произведения
Рассказ относится к жанру реализма. Автор старается изобразить действительность максимально достоверно. Все герои выглядят типично. В произведении упоминаются названия реальных мест. Популярный в те времена модернизм нашел свое отражение и в произведении Бунина. Его рассказ собрал множество образов-символов, раскрывающих метафорическое значение текста.
Описание сюжета
В рассказе описывается богатый американец. Вместе с женой и дочерью он отправляется в Европу и планирует там два года отдыхать. Но на Капри этого человека настигает смерь. В тот же день жену покойного принуждают незамедлительно вывезти тело мужа из отеля. Поскольку отыскать гроб не удалось, его кладут в ящик и увозят в порт. В финале рассказа тело господина в темном корабельном трюме везут обратно в Америку.
Главные герои
К основным персонажам этого произведения относятся:
- Господин из Сан-Франциско – 58-летний богач из США. Он рассматривает путешествие как начало новой жизни, желая насладиться заработанным состоянием.
- Жена господина – вздорная и истеричная американка.
- Дочь – симпатичная, но ничем не примечательная юная леди.
- Пассажиры лайнера – элита общества США и Европы. В большинстве своем представлены пустыми, ничтожными и эгоистичными людьми.
Проблемы
В рассказе ярко описываются такие проблемы:
- Равнодушие – это главная тема, которая затрагивается в произведении Бунина. Писатель детально показал отчуждение в социуме, которое он наблюдал. Людям не хочется заботиться о проблемах окружающих или видеть настоящее горе.
- Эгоизм – каждый человек в рассказе думает лишь о себе.
- Жизнь и смерть – Бунину удалось ярко показать, что даже богатые люди после смерти превращаются просто в труп. Таким образом смерть уравнивает людей.
- Отсутствие духовности – в рассказе хорошо передана атмосфера морального упадка общества.
- Жестокость – общество лишь выглядит радушно, но на самом деле оно необыкновенно жестоко. Люди руководствуются только холодным расчетом, измеряя человека по деньгам.
- Общество – основным злом рассказа считается капиталистический социум. Бунин считал, что его законы убивают человеческую душу.
- Социальные проблемы – в своем произведении Бунин подробно описывает тему неравенства в обществе. Он считал, что капиталисты зарабатывают свои состояния кровью и потом бедных людей.
Композиция
В основе композиции произведения лежит 2 фрагмента – прибытие господина в отель и возвращение его тела обратно в США. Такая структура помогает привлечь внимание к главной идее рассказа и показывает контраст между тем, кем был человек при жизни и во что превратился после кончины.
Художественные детали
В рассказе Бунина представлено много всевозможных элементов, которые помогают сделать повествование более живым и красочным. В первой части произведения акцент делается на предметах роскоши – золотых очках, цепочках и других вещах из мира материального. Во второй половине произведения все эти детали исчезают. Остаются только телега, темнота, ящик с телом и сырой трюм.
Не меньший интерес вызывают символы, которые используются в рассказе:
- Название судна «Атлантида», на котором плывет господин с семьей, намекает на крах капитализма. Писатель осуждал концентрацию общества на деньгах.
- Ящик от содовой представляет собой яркую деталь, которая демонстрирует суть самого господина. Он представляет собой продукт своей эпохи. Недаром тело американского богача символично погребли в отходах общества потребления. По сути, главного героя выбросили, как мусор, который уже сослужил свою службу.
Критика
Хотя во времена публикации рассказа шла война, он не затерялся на ее фоне, а привлек внимание множества известных писателей и критиков. Произведение Бунина было признано успешным.
Воспоминания близких
Жена Бунина вспоминала, что во время путешествия на Капри они имели возможность наблюдать спор пассажиров, которые обсуждали социальное неравенство. Тогда писатель предложил им обратить внимание на устройство жизни на самом судне. Внизу людям приходилось тяжело работать, чтобы те, кто находится сверху, могли праздно проводить время. Бунин считал, что эта ситуация выглядит весьма несправедливо.
Реакция в Великобритании
Переводом рассказа на английский язык занялся Самуил Котелянский. Этот известный переводчик переехал в Англию еще в 1911 году. Первая публикация произведения Бунина появилась в журнале The Dial. Это произошло в 1922 году. Впоследствии рассказ попал во многие сборники США и Великобритании. Перевод вычитывал Дэвид Герберт Лоуренс.
Критик из Италии Ренато Поджоли назвал перевод одной из лучших версий самого виртуозно выполненного рассказа Бунина. При этом Эдвин Мюр отметил, что это лучший вариант перевода русскоязычных рассказов, которые когда-то выходили на английском.
Отзыв Томаса Манна
Этот немецкий писатель невольно вдохновил Ивана Алексеевича на создание рассказа. При этом он сравнивал его произведение с работами Льва Толстого. Впоследствии Манн встретился с Буниным в Париже и выразил глубокое сочувствие, что тот оказался в эмиграции.
Авторские воспоминания
Во время работы над рассказом Бунин часто делал перерывы и шел на гумно. Чтобы справиться с волнением, он стрелял по голубям. Иван Алексеевич славился удивительной меткостью. Потому все время возвращался с 5-6 птицами.
Впоследствии Бунин описывал происхождение своего рассказа. Он отмечал, что все детали выдуманы, за исключением самой смерти американского гражданина, которая произошла в «Квисиане». Автор отмечал, что все свои произведения он писал достаточно спокойно. Однако при создании «Господина из Сан-Франциско» он очень волновался. Особенно писатель переживал за финальную сцену, в которой описывается прославление Мадонны абруццкими горцами.
Выводы
«Господин из Сан-Франциско» – это знаменитое произведение Ивана Алексеевича Бунина. Несмотря на то, что автор написал этот рассказ за рекордные четыре дня, само произведение давалось ему с трудом, вызывая неведомое ранее волнение.
- Сочинения
- По литературе
- Бунин
- История создания рассказа Господин из Сан-Франциско
История создания рассказа Господин из Сан-Франциско Бунина
История написания произведения была рассказана самим автором одном из его очерков. О работе над ним упоминается также в его дневнике.
О появлении замысла написать подобную историю рассказал сам автор в одном из очерков. В 1915 году, летом, проходя мимо книжного магазина, Бунин увидел в витрине книгу Томаса Манна «Смерть в Венеции». Однако сюжет «Господина из Сан-Франциско» был придуман писателем несколько позже. Осенью, находясь в имении своей двоюродной сестры, он вспомнил внезапную смерть некого американца, постигшую того в гостинице на острове Капри, где он жил Бунин.
Бунин признавался, что не знает, что именно побудило его изложить историю об этом, но он принял решение написать «Смерть на Капри». Обладая свободным временем, писатель потратил четыре дня на создание произведения. Шли теплые ясные и спокойные осенние дни, он тратил время на несерьезные охотничьи забавы, отстреливая голубей, и написание рассказа.
Однако исследователи творчества Бунина отмечают, что работа над «Господином из Сан-Франциско» потребовала больших усилий писателя и шла очень напряженно. Вероятно, охота на голубей была способом отвлечься и привести свои мысли в порядок, так как тема рассказа очень занимала писателя.
Согласно сохранившимся черновикам, он стремился придать произведение большую выразительность и сжатость. Кроме того, писатель намеренно вычеркивал все, что могло быть воспринято плоским и назидательным. Он также избавлялся от иностранных слов, литературных штампов и придающих вычурность эпитетов. Бунин не хотел, чтобы рассказ носил назидательный характер.
Несмотря на умиротворяющую обстановку в осеннем имении, создание рассказа было также и эмоционально окрашено, Бунина взволновала история внезапной смерти, описанная им. По воспоминаниям о своей литературной деятельности, опубликованным писателям произведение создавалось в необычной для него манере. Он признавался, что плакал, заканчивая рассказ, хотя обычно он работал над создаваемыми им литературными текстами быстро и сохраняя обычное расположение духа. Об этом же говорят и дневниковые записи писателя.
В процессе создания произведения Бунин многое изменил, по сравнению со своим первоначальным замыслом. Ряд деталей, которыми наполнен рассказ, были, по его собственному признанию, писателем вымышлены. Он реальной истории о смерти в отеле «Квинсана» на Капри остался только сам факт скоропостижной кончины американца. Все остальное было создано переживаниями и представлениями самого Бунина.
Писатель хотел сказать о бренности бытия и ненадежности ценностей, которым служат люди, в частности, о богатстве. Примечательно, что первоначально рассказ вышел с эпиграфом из Библии, знаменитой фразой, предвещающей горе Вавилону (который в Священном Писании является символом материального преуспевания). Однако Бунин, вымарывавший из рукописи устоявшиеся штампы и морализаторство, видимо, посчитал это слишком явным намеком и произведение было переиздано без эпиграфа.
История создания рассказа Господин из Сан-Франциско
Несколько интересных сочинений
- Сочинение Мой верный друг собака 5 класс
Каждому человеку знакомо выражение «собака – друг человека». И, действительно, это существо – одно из самых преданных и способных на многие подвиги ради людей. Собаки относятся к домашним животным
- Сочинение Внутренний мир человека 9 класс 15.3 ОГЭ
Внутри человека целый мир! Конечно, говорят о мыслях и так далее, а не об организме, хотя он очень сложен. Человек развил свой мозг очень сильно, туда вмещается очень много всего!
- Анализ поэмы Василий Теркин Твардовского
Произведений посвященных Великой Отечественной войне 1941-1945 годов в советской литературе множество. Но из всех произведений нельзя не выделить поэму А.Т.Твардовского «Василий Теркин».
- Образ и характеристика Анны Марковны в рассказе Яма Куприна сочинение
Один из персонажей повести Александра Куприна «Яма» — хозяйка дома терпимости в Ямской слободе Анна Марковна Шайбес.
- Анализ рассказа Куприна Листригоны
Александр Иванович Куприн был писателем романтиком. Его произведения «Гранатовый браслет» и «Поединок» подтверждают это. Но его романтизм чисто русский, то есть он необычайно реалистичен и, тем не менее — это романтизм.
Творческие зимы на Капри
Впервые в Венеции и Флоренции писатель побывал в 1904 году, а через пять лет с молодой женой он посетил Рим и Неаполь. С балкона неаполитанской гостиницы «Виктория» открывалась великолепная панорама Капри. Хотя поездка на остров не планировалась, по случайному стечению обстоятельств в марте 1909 года Бунины покинули Неаполь и на пароходе направились к острову. Здесь супруги провели незабываемый месяц, наслаждаясь чудесными видами моря и прекрасной итальянской природы.
В следующий раз на Капри Бунины приехали в конце 1911 года, поселившись на верхнем этаже одного из лучших отелей «Квисисана». Субтропическая растительность, морской целебный воздух, пешие прогулки благотворно сказались на творческом настроении писателя. Первая продолжительная зимовка на Капри оказалась на редкость плодотворной. В этот период Бунин закончил повесть «Суходол», написал рассказы «Хорошая жизнь» и «Ночной разговор», которые вскоре были опубликованы в петербургских журналах.
В конце 1912 года Бунины снова приехали на Капри, поселившись всё в том же отеле «Квисисана» и заняв целых 4 комнаты. Позже в интервью для одной из газет Бунин рассказал, что тишина и покой острова, размеренная жизнь и отсутствие людей вдохновляли писателя в течение всей его второй зимы на Капри. Единственным человеком, с которым часто встречался писатель, был М. Горький. В феврале на Капри приехал Ф. И. Шаляпин и познакомил своих друзей с новой оперой Мусоргского.
Зима в конце 1913 года была третьей и последней в жизни Бунина на Капри. Писатель жил по-прежнему в полюбившемся ему уютном отеле «Квисисана» и наслаждался потрясающим видом на море и огромный ухоженный сад. Вдохновленный покоем и красотой природы, он написал новые рассказы «Братья», «Весенний вечер» и «Святые». В начале весны 1914 года Бунины покинули остров и больше сюда не возвращались.
Хотя рассказ «Господин из Сан-Франциско» был написан Буниным после отъезда из Италии, история его создания относится к творческому периоду жизни на Капри.
Именно в Неаполе, а затем на Капри разворачивается главное действие рассказа, кульминационным моментом которого стала смерть главного героя. Замысел рассказа во многом связан с реальной историей американца, приехавшего на Капри и умершего при странных обстоятельствах в том самом отеле «Квисисана», где жил и работал Бунин.
Осень в Васильевском
Однажды летом 1915 года, прогуливаясь по Кузнецкому мосту, в витрине книжного магазина, писатель увидел обложку повести немецкого писателя Томаса Манна «Смерть в Венеции». Название навеяло воспоминание о чудесно проведенном времени в Неаполе и на Капри в кругу единомышленников Горького и Шаляпина. Также писателю припомнился странный случай смерти богатого американца в отеле «Квисисана».
В конце лета 1915 года Бунин приехал к двоюродной сестре, у которой часто гостил, в село Васильевское Орловской губернии. В преддверии осенних серых дней, предаваясь ностальгическим воспоминаниям о солнечной Италии, писатель неожиданно вспомнил недавно увиденную в московской лавке книгу Т. Манна. Мысли перенеслись на Капри в отель «Квисисана», где в один из дней случилось неприятное происшествие, наделавшее много шуму.
Позже в своем очерке «Происхождение моих рассказов» Бунин отметил, что под влиянием нахлынувших мыслей он решил написать историю одного господина, дав ей первоначальное название «Смерть на Капри» по аналогии с новеллой Т. Манна. Обычно творческий процесс протекал спокойно и быстро, но не в этот раз. Временами тревога и волнение накрывали писателя, вызывая восторженные слезы. Автор стремился к предельной сжатости и силе слога, удаляя из текста ненужные эпитеты и литературные штампы.
Всего 4 дня понадобилось Ивану Алексеевичу на написание произведения. Названый сначала рассказ «Смерть на Капри» Бунин позже заменил другим названием. Как признавался автор, и Сан-Франциско, и корабль «Атлантида», и все обстоятельства жизни главного героя были вымышленными, кроме того, что какой-то американец действительно умер после обеда в «Квисисане». В том же году рассказ был опубликован в сборнике «Слово» и единодушно отмечен критикой как выдающееся произведение современной литературы.
Краткий обзор произведения
Пожилой господин, заработав приличный капитал, отправляется с женой и дочерью на огромном корабле «Атлантида» в путешествие своей мечты на целых два года.
Его путь был заранее спланирован:
- в декабре и январе — отдых в Южной Италии;
- карнавал в Ницце;
- азартные игры в Монте-Карло;
- начало марта — Флоренция;
- Страсти господни в Риме.
На обратном пути география путешествия была еще более обширной.
Иностранный господин решил развлечься, ни в чем себя не ограничивая:
- бой быков в Севилье;
- купание на Британских островах;
- посещение Палестины, Египта и Японии.
Путешествие он воспринимал как вознаграждение за свой многолетний труд, увенчавшийся финансовым успехом и репутацией делового человека.
На пароходе, больше похожем на отель, чем на корабль, царила атмосфера размеренного отдыха днем и веселого праздника вечером. Через два дня судно прибыло в Неаполь.
По прибытии в город установилась серая декабрьская погода. Пожив здесь непродолжительное время, семья из Сан-Франциско на маленьком пароходике отправилась на Капри. Хозяин отеля радушно принял новых постояльцев и заселил в лучший из номеров. В этот же вечер в отеле случилось нечто страшное: господин, решив почитать перед ужином газету, неожиданно захрипел и упал в читальне. Больше всех происшествием был огорчен хозяин отеля. Успокаивая гостей, он уверял, что все это пустяк, небольшой обморок господина.
Несмотря на уговоры дочери, полуживого старика поместили не в его номер, а в самую дальнюю сырую и холодную каморку. Господин лежал на железной кровати, освещенной единственным рожком. Вскоре он умер, и дочь попросила хозяина отеля перенести тело в прежние апартаменты, на что хозяин кратко ответил отказом и заявил, чтобы тело покойного было вывезено как можно скорее из гостиницы.
На следующее утро в простом деревянном ящике из-под содовой на одноконном извозчике тело господина было спешно доставлено до пароходика, отправлявшегося в Неаполь, а оттуда, спустя неделю унижений, помещено на дне мрачного трюма в смоляном гробу того самого роскошного корабля, на котором он отправился в Старый Свет.
Произведение Бунина пронизано символикой. Почему господин не имеет имени? Автор сознательно применил этот художественный прием, предлагая рассказ о конкретном человеке до притчи о современном обществе.
Хотя истории Сан-Франциско в рассказе нет, этот город тоже выбран не случайно, поскольку он был центром золотой лихорадки в Калифорнии. Господин без имени— это символ эпохи, собирательный образ дельца начала XX века, сколотившего свое состояние на эксплуатации дешевой рабочей силы. Всю жизнь он посвятил накоплению богатства, считая это главным смыслом и залогом счастья.
Но оказалось, что деньги — это еще не все. Пока главный герой рассказа тратил финансы, к его услугам были улыбки окружающих, вежливое отношение прислуги, уважение и почет. После его смерти отношение к нему и его близким резко изменилось, стало холодным. В реальности улыбки оказались фальшивыми, как и общество, мнением которого он дорожил. И снова писатель использует свой излюбленный прием — символ, описывая страстный танец влюбленной пары, нанятой капитаном Ллойдом, как апофеоз фальши буржуазного мира.
Название корабля, на котором путешествовал главный герой, также является символичным. Атлантида — мифический город-государство, который был поглощен морем во время сильного землетрясения.
История смерти отдельного человека становится притчей о неминуемой гибели фальшивого капиталистического общества, поклоняющегося золотому тельцу, о пустоте и никчемности жизни его типичного представителя.
В 1915 году И. Буниным был написан рассказ “Господин из Сан-Франциско”, первоначально имевший название “Смерть на Капри”. Удивительно, но произведение было написано всего за 4 дня. Какова же история создания “Господина из Сан-Франциско”?
Содержание
- Краткое содержание “Господина из Сан-Франциско”
- История создания
- Отзывы критиков и главная тема рассказа
Краткое содержание “Господина из Сан-Франциско”
Главный герой рассказа – господин без имени, на протяжении всего произведения не упоминается ни его имя, ни фамилия. Усердно работая много лет, господин накопил большое состояние и решил отправится в путешествие на корабле с женой и дочерью. Жизнь на лайнере проходит очень размеренно: отдыхающее развлекаются, любуются пейзажами, а самыми интересными событиями за день для них становятся завтрак, обед и ужин.
На корабле “Атлантида” собрались люди, чья жизнь несомненно удалась: дамы в дорогих нарядах, мужчины в элегантных фраках. Эти люди – элита, высшие слои общества. Семья господина из Сан-Франциско отправляется в Неаполь, а оттуда на Капри. В небольшом отеле их принимают радушно: им рады и хозяева и другие постояльцы. Казалось бы, ничего не может нарушить безмятежность этого места.
Но вот случается страшное: собравшись идти на обед и присев почитать газету, господин неожиданно чувствует себя плохо, а через небольшой промежуток времени умирает. Но никто искренне не сожалеет о смерти этого человека. Он скорее доставляет всем неудобства. Хозяин отеля, который совсем недавно радушно принимал эту семью, отказывается поместить тело в хорошем номере, боясь потерять поток туристов. В итоге тело мужчины кладут в крохотной каморке, а вместо гроба используют обычный деревянный ящик. И тот же самый человек, который еще пару дней назад казался хозяином положения, отправляется в обратный путь на “Атлантиде” никому ненужной обузой.
История создания
История создания “Господина из Сан-Франциско” весьма необычна. Рассказ пришел в голову Ивану Бунину, когда он прогуливаясь вдоль книжного магазина, увидел на витрине произведение Т. Манна “Смерть в Венеции”. книгу он не купил, но название писателю запомнилось. Через несколько месяцев, находясь в гостях у двоюродной сестры, он услышал историю об американце, который приехал на отдых на Капри и скоропостижно скончался. Именно в тот момент Бунину и пришла идея написать рассказ. Вдохновленный этой идеей, он принялся за работу и создал произведение за рекордные сроки – всего 4 дня. Таким образом, годом написания “Господин из Сан-Франциско” является 1915 год.
Сам Бунин говорил, что рассказ полностью выдуман. Единственное, что является правдой – это история о смерти американца. Писатель вспоминает, что волновался, пока писал произведение, а в конце даже плакал.
Отзывы критиков и главная тема рассказа
Критики и современники отнеслись к рассказу благосклонно. Многие сравнивали талант Бунина с талантом Толстого и Чехова. Главной темой литераторы считают сущность бытия, мелочность и неважность любого богатства перед лицом смерти. Автор дает понять, что жизнь дается человеку, чтобы быть счастливым, быть открытым другим людям и стараться вести себя правильно по отношению к другим людям. Главный же герой не заботился о своей душе, все, чем он занимался всю свою жизнь, – накопление богатств. И именно деньги он считал залогом счастливой жизни. Но, как оказалось, не все можно купить. На лайнере, на котором он путешествовал, все оказалось фальшивым. Фальшивые улыбки окружающих, обслуживающего персонала, которых главный герой считал не людьми, а элементом роскошной жизни, и даже страстный танец влюбленной пары, которые оказались всего лишь нанятыми актерами.
Смерть уравнивает всех. Ты можешь быть богат и обладать всеми атрибутами роскошной жизни. За твои деньги тебе будут улыбаться и обхаживать. Но как только ты умрешь и перестанешь быть источником дохода, про тебя тут же забудут.
Данная статья поможет школьникам написать сочинение на тему “История создания “Господина из Сан-Франциско”. В статье дается краткое содержание произведения, а также раскрывается главная идея рассказа.
Предыдущая
СочиненияЧимша-Гималайский Николай Иванович (Крыжовник) – характеристика персонажа произведения Чехова
Следующая
СочиненияШухов (Один день Ивана Денисовича) – образ главного героя