На чтение 7 мин Просмотров 7.7к. Опубликовано 21.02.2022
«Гранатовый браслет» представляет собой известное произведение знаменитого русского писателя Александра Ивановича Куприна. Эту повесть смело можно считать классикой любовной литературы прошлого века. Она была написана в начале двадцатого столетия в лучших традициях золотого века. При этом история создания «Гранатового браслета» известна далеко не всем. Она началась в 1910 году.
История создания рассказа «Гранатовый браслет» Куприна
Знаменитая повесть о гранатовом украшении и безответной любви имеет в своей основе реальную историю. Перед началом работы над этим произведением Куприн побывал в гостях у своих друзей – четы Любимовых. Супруги показывали писателю свой семейный альбом и рассказали интересную историю.
В молодости в жену губернатора был влюблен телеграфный работник. Он писал ей трогательные письма. Девушка читала и складывала их. Некоторые послания юная леди сопровождала смешными иллюстрациями. Однажды в письме девушка нашла подарок. Это был кулон, выполненный в виде пасхального яйца. Тогда она отправила мужа и брата объясниться с отправителем подарка.
Получив отказ, несчастный влюбленный покинул город. Однако, в отличие от сюжета Куприна, юноша смог справиться с тоской и даже впоследствии женился. Таким образом трагического финала в реальности не было – это стало художественным вымыслом автора.
Описанная история легла в основу «Гранатового браслета» – повести о человеке, который испытывал безответную любовь. Письма, которые Куприн адресовал своим коллегам, свидетельствуют о том, что он начал трудиться над этим произведением в 1910 году. Вначале он планировал написать рассказ. Однако в процессе работы творческая идея автора изменилась. Он уделял много внимания деталям, потому решил использовать другую форму. В итоге текст получился достаточно большим. К тому же его содержание как нельзя лучше отвечало канонам повести.
Работа над повестью
Создание «Гранатового браслета» заняло у Куприна примерно 6 месяцев. Об этом он сообщал в письмах, которые писал Батюшкову. Сложность автора заключалась в том, что не слишком хорошо разбирался в музыке. Это занимало много времени. При этом Куприн не хотел сделать произведение скомканным в силу своего невежества. Он относился к своей работе очень ответственно.
Куприн отличался любовью к созданию сюжетов в сюжетах. «Гранатовый браслет» не стал исключением. Записка Желткова, в которой представлены качества украшения, как раз является тому подтверждением.
В своем произведении автор показывает любовь с различных точек зрения. Он рассматривает общее понятие этого чувства и безответную влюбленность Желткова. Она не имеет никакого будущего. Против этого выступают семейное положение главной героини, обстоятельства, отличия в социальном статусе. Но в этой обреченности чувствуется тонкий романтизм, который автор вкладывает в строки своей повести.
Особое внимание в повести уделяется одному и тому же музыкальному произведению – сонате Бетховена. С помощью музыки удается сообщить недосказанное. Она демонстрирует силу любви и помогает лучше понимать текст.
В 1911 году писатель закончил работать над повестью. Впервые ее опубликовали в журнале «Земля». Критики сразу же восприняли произведение Куприна тепло. Они акцентировали внимание на наличии ярких идей в произведении и разборе острых психологических ситуаций.
Сюжет повести
В день именин главная героиня произведения, Вера Николаевна Шеина, получает от своего анонимного поклонника необычный подарок – золотой браслет, украшенный крупными красными гранами. Они окружали основной кристалл – редкий зеленый гранат. Однако замужняя женщина посчитала, что не может принимать такие подарки от чужих мужчин.
Тогда брат Веры, помощник прокурора Николай Николаевич, вместе с ее мужем, князем Василием Львовичем, отправляются на поиски отправителя. Им оказался Георгий Желтков – мелкий чиновник. Много лет назад он заметил княгиню Веру на представлении в цирке и тут же влюбился в нее. Несколько раз в год по большим праздникам он посылал ей письма.
После объяснений с Шеиными Желтков покончил жизнь самоубийством. При этом княгине Вере он оставил записку, в которой просил сыграть сонату Бетховена № 2, если женщина о нем вспомнит. Вера Николаевна просит у мужа разрешения взглянуть на покойника. Она приезжает к чиновнику домой и видит его мертвым. Женщина целует его в лоб и кладет цветы.
После возвращения домой Вера просит сыграть произведение Бетховена. Это вызывает у нее слезы. После чего женщина чувствует, что Желтков ее простил. В конце повести Шеина понимает, что потеряла большую любовь, о которой можно только мечтать.
К описаниям основных событий Куприн добавил любовные истории, которые рассказывал генерал Аносов. Они помогают читателям лучше понять влияние любви на человеческую жизнь.
«Гранатовый браслет» буквально пронизан рассуждениями автора о любви. Мысли Куприна напоминают ключи к дверям, за которыми прячутся ответы о сущности нежного и в то же время беспощадного чувства. При этом автор не пытается навязать читателям свою точку зрения. Они должны сделать выводы сами.
В произведении Александра Куприна присутствует много символов. При этом ключевую роль играет гранатовый браслет. Именно он послужил названием повести. Украшение представлено в виде символа истинной любви.
Браслет включает 5 камней. Одна из притч царя Соломона говорит о том, что они означают любовь, гнев и страсть. Также большое внимание в произведении уделяется сонате Бетховена. Ее можно толковать как воплощение несчастливой, но вечной любви.
Произведение развивает идею, что настоящие чувства не могут пропасть бесследно. При этом главная мысль заключается в том, что искренняя любовь действительно существует. Ее просто нужно уметь принимать и ценить.
Прототипы героев
В письмах и мемуарах Куприна можно найти прототипы главных героев его произведения:
- Желтков – мелкий телеграфный служащий;
- Василий Шеин – член Государственного совета Любимов.
- Княгиня Вера Шеина – его жена Людмила Ивановна Любимова.
- Анна Николаевна Фриессе, которая в повести приходится Вере сестрой, – Елена Ивановна Нитте.
- Николай, который приходится Вере Шеиной братом, – чиновник Государственной канцелярии Николай Туган-Барановский.
Первая публикация
Рукопись повести Куприна впервые опубликовали в журнале «Земля». Это произошло в 1911 году. Автор посвятил ее своему близкому другу – Клестову. Именно с ним Александр Иванович постоянно общался при создании произведения.
Также в книге представлен эпиграф Бетховена. В целом, мотив этого музыкального произведения постоянно появлялся в повести – его слушала Вера Николаевна, главная героиня «Гранатового браслета». Благодаря музыкальной составляющей Куприну удалось более точно создать атмосферу несчастной любви и быта, полностью лишенного чувств.
О сонате Бетховена
Куприн достаточно часто слушал сонату Бетховена №2 в семье одесского врача Майзельса. Весной 1911 года писатель сделал на своей книге дарственную надпись. Он благодарил жену Майзельса за то, что она смогла ему растолковать шесть тактов Бетховена.
Критика произведения
В литературной среде повесть получила признание. Так, Горький весной 1911 года похвалил Куприна и его произведение «Гранатовый браслет» в письмах Малиновской. Также повесть получила хорошие оценки таких критиков, как Бартенев, Горнфельд, Львов-Рогачевский. При этом они хвалили Куприна не только в личной переписке, но и писали публикации в аналитических журналах «Жатва», «Современный мир», «Русские ведомости».
Это существенно подбодрило Куприна, который имел сомнения в успехе произведения. Дело в том, что его повесть не вписывалась в литературный поток, который существовал на тот момент. Однако в тот период создавались новые направления и жанры, потому это не было проблемой.
При этом никаких значимых наград в литературной среде Куприн за свое произведение не получил. Однако оно по сей день входит в школьную программу, оставаясь актуальным и ценным.
Заключение
«Гранатовый браслет» представляет собой очень известное произведение русской литературы, которое уже много лет не теряет своей актуальности. В нем описываются настоящие искренние чувства, исполненные трагизма. В основу произведения легла реальная история. К тому же автору удалось детально передать точные психологические характеристики героев и точно отразить общую атмосферу своего времени.
- Сочинения
- По литературе
- Куприн
- История создания повести Гранатовый браслет
Гранатовый браслет. История создания повести Куприна
На сегодня Куприна заслуженно именуют выдающимся писателем, творившим в стиле реализма. Творческая деятельность талантливого писателя протекала с конца девятнадцатого и в начале двадцатого века. Куприн известен тем что в своих произведениях наиболее часто затрагивает тему любви, любви трагичной, однако способной превзойти серость и обыденность повседневной жизни. Рассматриваемому произведению «Гранатовый браслет» свойственен лиризм. В данном рассказе он предстает необычайным, впрочем как и в иных рассказах Куприна, например:»Олеся», «Суламифь» и т.д.
Первоначально писатель Куприн хотел сделать «Гранатовый браслет» рассказом, а не повестью. Работа над повестью велась с осени 1910 года — именно в этот период писатель начинает исполнять свою задумку. Так получилось, что задуманный Куприным рассказ разросся в целую повесть. Эта повесть даровала Куприну огромный успех. Стоит отметить, что сюжет взят писателем из жизни.
Произведение «Гранатовый браслет» основывается на реальных событиях. Один телеграфный чиновник был безответно влюблен в жену российского губернатора. Как-то раз он подарил своей любви простую цепочку. Сын женщины говорил о том, что этот случай был курьёзным и анекдотичным. Но сам Куприн превращает данное событие в трагическую историю любви. Под его пером подаренная цепочка превращается в гранатовый браслет. Главной героиней рассказа была получена и другая драгоценность — серьги из жемчужин. Жемчуг с древности всегда означал духовную чистоту, а с другой стороны, он являлся символом плохого предзнаменования. Именно этим недобрым предзнаменованием и наполнен рассказ.
Из писем Куприна читатель узнаёт прототипов героев повести. Прототипом Желткова является простой чиновник Желтиков, князя Василия Шеина — член Государственного совета Любимов, княгини Веры Шеиной — его супруга Людмила, Анны Николаевны — Елена Ивановна Нитте, сестра жены. Все события в рассказе развиваются медленно. Неспешно люди готовятся именинный обед, лениво собираются гости. Тут на страницы произведения входит любовь. Она стала большим счастьем и наполняла жизнь чиновника Желткова смыслом. Тема любви придает произведению значительность. При её появлении повествование меняет свою эмоциональную окраску. В первый раз произведение Куприна вышло в свет в 1911 году. После прочтения Максим Горький очень похвалил Куприна в своих письмах. Он писал о том что «Гранатовый браслет» — это начало хорошей литературы и превосходная вещь.
Вариант 2
Александр Иванович Куприн трудился над произведением в Одессе, в 1910 году. Изначально автор задумал написать рассказ об истории, которая реально случилась в жизни его друзей. Семья Любимовых занимало высокое положение в столичном обществе. Именно члены этой аристократической семьи стали прототипами героев повествования.
История написания труда, как и события, предшествующие его созданию необычны и интересны. Трагичность любовного сюжета не оставит равнодушным ни одного читателя.
Людмиле Ивановне Любимовой на протяжении нескольких лет приходят любовные послания от тайного поклонника. Пишет письма сотрудник телеграфа Жёлтиков. Содержание писем противоречивое. Тексты то выражают нежные чувства и восхищение, то недовольство и ворчание. Разное социальное положение не оставляло шансов завязать личные отношения. Любимова и её родственники, со временем, перестают серьёзно относиться к навязчивым посланиям. Однажды, в письмо был вложен гранатовый браслет. Ближайшее окружение женщины посчитало это оскорбительным поступком.
Брат и жених Людмилы Ивановны разыскали влюбленного. Вернули телеграфисту компрометирующий презент и запретили Жёлтикову беспокоить светскую даму. Письма больше не приходили. О чиновнике больше не вспоминали. На этом реальная история заканчивается. Шло время, и у автора поменялось отношение к этой истории.
Проживая в то время в Одессе, Куприн был дружен с семьёй доктора Майзельс. В гостях у них Александр Иванович впервые услышал музыкальное произведение Людвига ван Бетховена – 2 сонату. Под впечатлением, полученным от прослушивания музыки, Куприн, в своей повести дает продолжение закончившейся в жизни истории, наполнив сюжет глубоким смыслом.
Мелкий чиновник Желтков пишет прощальное письмо своей возлюбленной Вере Николаевне Шеиной и уходит из жизни. Героиня решается увидеть своего тайного обожателя. Находит чиновника у него дома мёртвым. Княгиня выполняет последнюю просьбу несчастного влюблённого. Слушает вторую сонату Бетховена. Под звуки музыки, женщина осознает, насколько настоящими и чистыми были чувства этого бедного человека к изысканной аристократке.
Главная тема повести актуальна во все времена. Ощущение искренней влюбленности одного человека к другому, не имеет рамок и ограничений. Невозможно заставить любить или ненавидеть кого-то, это чувство всегда идет из глубин души, невзирая на несоответствие статусов, моральные оценки или общественное мнение. Главный герой ушел из жизни, остался лишь символ его истинных чувств – гранатовый браслет.
Почти через год, в 1911 году альманах «Земля» напечатает повесть. Эпиграфом стала первая нотная строка из гениального произведения великого композитора: «L. van Beethoven. Son. № 2, op. 2. Largo Appassionato».
Прототипы героев и история написания
Также читают:
Картинка к сочинению История создания повести Гранатовый браслет
Популярные сегодня темы
- Аргументы и примеры любви из литературы для сочинения
Тема любви всегда была очень важной для человека. Классики литературы рассматривали любовь как разнообразное, всеобъемлющее чувство, необходимое каждому человеку.
- Образ и характеристика Базарова в романе Отцы и дети Тургенева сочинение
Евгений Базаров, один из главных героев романа. Он разительно отличается от других персонажей в книге. В первую очередь он отличен от всех своими прогрессивными взглядами.
- Сочинение Дети зеркало своей семьи
Да, я тоже так думаю. Дети это отражение семьи, так как они искренне повторяют за взрослыми, а вот после дети (уже выросшие) могут очень отличаться от родителей. Хотя тут тоже разные мнения
- Интересные факты из жизни Шопена
Фредерик Шопен родился в 1810 году недалеко от Варшавы в семье Николя Шопена и Юстины Кжижановской. Спустя семь месяцев после его рождения , семья переселилась в Варшаву. Отец получил место преподавателя французского и немецкого языка в лицее.
- Сочинение Мир в семье
Я согласен с тем, что мир в семье – очень важен. Конечно, все семьи разные, все живут по-своему… Но мне больше нравятся спокойные семьи, где царит мир.
Содержание
- Появление замысла
- Работа над произведением
- Публикация
- Судьба повести «Гранатовый браслет»
«Гранатовый браслет» — это произведение известного русского писателя Александра Ивановича Куприна, которое считают классикой российской любовной литературы прошлого столетия. Оно появилось в начале XX века и еще имеет в себе традиции литературы золотого века. Чтобы понять всю его философскую и эмоциональную глубину, надо познакомиться с историей создания повести. А началась она ранней осенью 1910 года…
Появление замысла
Сюжет произведения закручен вокруг влюбленности простого работника телеграфа в благородную даму. К сожалению, история абсолютно реальна, и Куприн узнал о ней благодаря своим друзьям, когда работал в Одессе в 1910 году. Произошло это с семьей Любимовых. Любовь Ивановна Любимова несколько лет получала письма от господина Желтикова, который, как и его почти полный тезка, рассказывал ей о своих сложных душевных переживаниях.
Разница в социальных положениях и брак Любимовой с потомственным аристократом не давали этим отношениям никакого шанса. Как и герой произведения, он отправил женщине изысканное украшение — гранатовый браслет. Но родственники и друзья семьи вернули подарок. На этом реальная история невзаимной и несчастной любви закончилась. Однако со временем, осмыслив ее, Куприн создал довольно трогательный и проникновенный сюжет.
Сначала писатель планировал превратить историю в короткий рассказ. Но развитие сюжета, впечатления от прослушанной как-то раз Второй сонаты Людвига ван Бетховена и многие другие одесские переживания Куприна позволили увеличить объемы литературного произведения.
Работа над произведением
История создания произведения покрыта тайной. Дело в том, что писатель работал над ним относительно быстро, а продумывал долго: накладывались впечатления от разных произведений искусства, а еще внутренние переживания самого Куприна. Писатель за год до создания повести развелся со своей первой супругой и матерью дочери Лидии.
Известно наверняка лишь то, что он хотел закончить текст за краткие сроки. Литератор упоминал в личной переписке критику Клестову, что уже через несколько дней планирует сдать рукопись Блюмфельду (сотруднику «Московского книгоиздательства», который занимался публикацией его произведений ранее). Но потратил он на нее более двух месяцев, так как сюжет немного видоизменялся из-за внутренних переживаний Александра Ивановича.
К сожалению, в его личных дневниках нет размышлений о сюжете. Но биографы предполагают, что он проводил параллели со своими переживаниями. Ну а сам автор в письме от 21 ноября 1910 года к своему другу Батюшкову: «Теперь я пишу «Браслет», но плохо дается. Главная причина — мое невежество в музыке… Да и светский тон.» К счастью для будущих поколений и читателей, проблемы закончились быстро, и уже через несколько недель Куприн называл книгу «милой вещью».
Публикация
Рукопись впервые была опубликована в журнале «Земля» в 1911 году. Она была посвящена близкому другу Куприна, с которым он неоднократно общался по поводу произведения — Клестову. А еще книга сопровождалась эпиграфом Бетховена: «L. van Beethoven. Son. № 2, op. 2. Largo Appassionato». Вообще мотив этого произведения появляется в повести неоднократно (его слушает главная героиня), что окончательно создает атмосферу несчастливой любви и полностью лишенного чувств быта.
Судьба повести «Гранатовый браслет»
Повесть тепло восприняли в литературных кругах. К примеру, Горький в марте 1911 года хвалил Александра Куприна и «Гранатовый браслет» в целом в переписке с Малиновской. Также произведение хвалили критики Львов-Рогачевский и Горнфельд, Бартенев. Причем делали это они не только в личном общении с автором, но и в аналитических журналах «Русские ведомости», «Современный мир» и в альманахе «Жатва» соответственно.
Это значительно приободрило Куприна, который сомневался в успехе произведения (оно не вписывалось в существовавший на тот момент литературный поток, но, как известно, именно в годы его выхода формировались новые жанры и направления, поэтому это нельзя считать проблемой). Никаких серьезных литературных наград Александр Иванович Куприн за «Гранатовый браслет» не получил. Однако то, что оно до сих пор входит в школьную программу, доказывает его актуальность и ценность.
История создания повести «Гранатовый браслет» Куприна, прототипы героев, интересные факты
Желтков. «Гранатовый браслет». Художник В. Якубич |
В этой статье представлена история создания повести «Гранатовый браслет» Куприна: история написания произведения, прототипы героев и т.д.
Материалы этой статьи взяты из издания: «Куприн А. И. Собрание сочинений в 6 томах», том 4 (1958 г.).
История создания повести «Гранатовый браслет»
Работа над повестью
Изначально Куприн задумывал «Гранатовый браслет» как рассказ, а не повесть. Он работал над рассказом осенью 1910 г. в Одессе. В тот период, 26 сентября 1910 г., Куприн сообшал В. С. Клёстову следующее:
«…На днях я пошлю Блюму* небольшой, в лист с небольшим, рассказ под названием «Гранатовый браслет»..» (*Блюм — Блюменфельд, сотрудник «Московского книгоиздательства»)
Рассказ разрастался, работа над ним заняла около трех месяцев. 15 октября 1910 года Куприн писал Ф. Д. Батюшкову:
«…Сегодня занят тем, что полирую рассказ «Гранатовый браслет». Это — помнишь? — печальная история маленького телеграфного чиновника П. П. Желтикова, который был так безнадежно, трогательно и самоотверженно влюблен в жену Любимова (Д. Н. — теперь губернатор в Вильне). Пока только придумал эпиграф: «Van-Beethoven, op. 2, №2 Largo Apassionato». Лицо у него, застрелившегося (она ему велела даже не пробовать ее видеть) — важное, глубокое, озаренное той таинственной мудростью, которую постигают только мертвые… Но трудно… и почему-то в охотку не пишется…»
О трудностях работы над рассказом Куприн сообщал Батюшкову в ноябре 1910 года:
«…Теперь я пишу «Браслет», но плохо дается. Главная причина — мое невежество в музыке… Да и светский тон!..» (письмо Ф. Д. Батюшкову 21 ноября 1910 года)
В начале декабря рассказ еще не был закончен. 3 декабря 1910 года Куприн писал Ф. Д. Батюшкову о том, что не хотел бы «комкать «Браслет», эту «очень милую» для него вещь.
Прототипы героев
Из переписки Куприна и его мемуаров известны прототипы героев повести «Гранатовый браслет»:
- Желтков — мелкий телеграфный чиновник П. П. Желтиков
- князь Василий Шеин — член Государственного совета Д. Н. Любимов
- княгиня Вера Шеина — его жена Людмила Ивановна, урожденная Туган-Барановская
- Анна Николаевна Фриессе (сестра Веры) — Елена Ивановна Нитте, сестра Людмилы Любимовой
- Николай (брат Веры Шеиной) — чиновник Государственной канцелярии Николай Иванович Туган-Барановский
Первая публикация
Повесть «Гранатовый браслет» впервые была опубликована в альманахе «Земля» в 1911 году. Повесть была напечатана с посвящением литератору В. С. Клёстову. В эпиграфе была воспроизведена первая нотная строка из Largo Apassionato второй сонаты Бетховена (соч.2).
О сонате Бетховена
Вторую сонату Бетховена Куприн часто слушал в семье одесского врача Л. Я. Майзельса; в дарственной надписи на книге «Гранатовый браслет», сделанной весной 1911 года, Куприн благодарил его жену за то, что она «растолковала ему шесть тактов Бетховена» (Н. Л. Инсарова. А. И. Куприн. Рукопись).
Критика о повести
Прочитав рассказ, А. М. Горький с похвалой отозвался о нем в письме Е. К. Малиновской в марте 1911 года:
«…А какая превосходная вещь «Гранатовый браслет» Куприна и «Дерябин» Ценского! Чудесно! И я — рад, я — с праздником! Начинается хорошая литература!..» (из архива A. M. Горького)
Это была история создания повести «Гранатовый браслет» Куприна: история написания произведения, прототипы героев, интересные факты о повести и т.д.
Материалы статьи взяты из издания: «Куприн А. И. Собрание сочинений в 6 томах», том 4 (1958 г.).
- Сочинения
- По литературе
- Куприн
- История создания повести Гранатовый браслет
На сегодня Куприна заслуженно именуют выдающимся писателем, творившим в стиле реализма. Творческая деятельность талантливого писателя протекала с конца девятнадцатого и в начале двадцатого века. Куприн известен тем что в своих произведениях наиболее часто затрагивает тему любви, любви трагичной, однако способной превзойти серость и обыденность повседневной жизни. Рассматриваемому произведению «Гранатовый браслет» свойственен лиризм. В данном рассказе он предстает необычайным, впрочем как и в иных рассказах Куприна, например:»Олеся», «Суламифь» и т.д.
Первоначально писатель Куприн хотел сделать «Гранатовый браслет» рассказом, а не повестью. Работа над повестью велась с осени 1910 года — именно в этот период писатель начинает исполнять свою задумку. Так получилось, что задуманный Куприным рассказ разросся в целую повесть. Эта повесть даровала Куприну огромный успех. Стоит отметить, что сюжет взят писателем из жизни.
Произведение «Гранатовый браслет» основывается на реальных событиях. Один телеграфный чиновник был безответно влюблен в жену российского губернатора. Как-то раз он подарил своей любви простую цепочку. Сын женщины говорил о том, что этот случай был курьёзным и анекдотичным. Но сам Куприн превращает данное событие в трагическую историю любви. Под его пером подаренная цепочка превращается в гранатовый браслет. Главной героиней рассказа была получена и другая драгоценность — серьги из жемчужин. Жемчуг с древности всегда означал духовную чистоту, а с другой стороны, он являлся символом плохого предзнаменования. Именно этим недобрым предзнаменованием и наполнен рассказ.
Из писем Куприна читатель узнаёт прототипов героев повести. Прототипом Желткова является простой чиновник Желтиков, князя Василия Шеина — член Государственного совета Любимов, княгини Веры Шеиной — его супруга Людмила, Анны Николаевны — Елена Ивановна Нитте, сестра жены. Все события в рассказе развиваются медленно. Неспешно люди готовятся именинный обед, лениво собираются гости. Тут на страницы произведения входит любовь. Она стала большим счастьем и наполняла жизнь чиновника Желткова смыслом. Тема любви придает произведению значительность. При её появлении повествование меняет свою эмоциональную окраску. В первый раз произведение Куприна вышло в свет в 1911 году. После прочтения Максим Горький очень похвалил Куприна в своих письмах. Он писал о том что «Гранатовый браслет» — это начало хорошей литературы и превосходная вещь.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Гранатовый браслет.
Год написания – 1910
История создания – На написание произведения А. И. Куприна вдохновила история, услышанная в семье знакомых.
Тема – В повести раскрываются традиционные темы безответной любви, искреннего чувства, о котором мечтают все женщины.
Композиция – Смысловая и формальная организация повести имеет особенности. Начинается произведение эпиграфом, обращенным к «Сонате № 2» Бетховена. Этот же музыкальный шедевр выступает в качестве символа в финальной части. В канву основного сюжета автор вплел небольшие любовные новеллы, рассказанные Василием Львовичем. Повесть состоит из 13 частей.
Жанр – Повесть. Сам писатель считал свое произведение рассказом.
Направление – Реализм.
История создания
История создания повести связана с реальными событиями. А. Куприн был другом семьи губернатора Любимова. Во время просмотра семейного альбома Любимовы рассказали Александру Ивановичу интересную любовную историю. В супругу губернатора был влюблен телеграфный чиновник. Женщина собирала его письма и делала к ним зарисовки. Как-то она получила от воздыхателя подарок: цепочку с позолотой и кулон в форме пасхального яйца.
Работа над произведением началась в сентябре 1910 г., о чем свидетельствуют письма автора, адресованные коллегам по перу. Сначала Александр Иванович собирался написать рассказ. Но он насколько вдохновился художественным преображением услышанной истории, что произведение оказалось гораздо большим, чем было задумано. Создавал Куприн «Гранатовый браслет» около 3 месяцев. О продвижении работы он писал Батюшкову. В одном из писем писатель признавался, что у него возникли трудности, связанные с его «невежеством в музыке». Тем не менее, Александр Иванович очень дорожил «Гранатовым браслетом», поэтому не хотел «комкать» его.
Впервые произведение увидело мир на страницах журнала «Земля» в 1911 г. В критике произведения делались акценты на его идеи и выразительных «психологических ситуациях».
Посмотрите, что еще у нас есть:
- для самых рациональных — Краткое содержание «Гранатовый браслет»
- для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Гранатовый браслет»
- для самых компанейских — Главные герои «Гранатовый браслет»
- для самых занятых — Читательский дневник «Гранатовый браслет»
- для самых крутых — Читать «Гранатовый браслет» полностью
Отрывок, характеризующий Гранатовый браслет
В это время по дороге из города, по которой расставлены были махальные, показались два верховые. Это были адъютант и казак, ехавший сзади. Адъютант был прислан из главного штаба подтвердить полковому командиру то, что было сказано неясно во вчерашнем приказе, а именно то, что главнокомандующий желал видеть полк совершенно в том положении, в котором oн шел – в шинелях, в чехлах и без всяких приготовлений. К Кутузову накануне прибыл член гофкригсрата из Вены, с предложениями и требованиями итти как можно скорее на соединение с армией эрцгерцога Фердинанда и Мака, и Кутузов, не считая выгодным это соединение, в числе прочих доказательств в пользу своего мнения намеревался показать австрийскому генералу то печальное положение, в котором приходили войска из России. С этою целью он и хотел выехать навстречу полку, так что, чем хуже было бы положение полка, тем приятнее было бы это главнокомандующему. Хотя адъютант и не знал этих подробностей, однако он передал полковому командиру непременное требование главнокомандующего, чтобы люди были в шинелях и чехлах, и что в противном случае главнокомандующий будет недоволен. Выслушав эти слова, полковой командир опустил голову, молча вздернул плечами и сангвиническим жестом развел руки. – Наделали дела! – проговорил он. – Вот я вам говорил же, Михайло Митрич, что на походе, так в шинелях, – обратился он с упреком к батальонному командиру. – Ах, мой Бог! – прибавил он и решительно выступил вперед. – Господа ротные командиры! – крикнул он голосом, привычным к команде. – Фельдфебелей!… Скоро ли пожалуют? – обратился он к приехавшему адъютанту с выражением почтительной учтивости, видимо относившейся к лицу, про которое он говорил. – Через час, я думаю. – Успеем переодеть? – Не знаю, генерал… Полковой командир, сам подойдя к рядам, распорядился переодеванием опять в шинели. Ротные командиры разбежались по ротам, фельдфебели засуетились (шинели были не совсем исправны) и в то же мгновение заколыхались, растянулись и говором загудели прежде правильные, молчаливые четвероугольники. Со всех сторон отбегали и подбегали солдаты, подкидывали сзади плечом, через голову перетаскивали ранцы, снимали шинели и, высоко поднимая руки, натягивали их в рукава. Через полчаса всё опять пришло в прежний порядок, только четвероугольники сделались серыми из черных. Полковой командир, опять подрагивающею походкой, вышел вперед полка и издалека оглядел его. – Это что еще? Это что! – прокричал он, останавливаясь. – Командира 3 й роты!.. – Командир 3 й роты к генералу! командира к генералу, 3 й роты к командиру!… – послышались голоса по рядам, и адъютант побежал отыскивать замешкавшегося офицера. Когда звуки усердных голосов, перевирая, крича уже «генерала в 3 ю роту», дошли по назначению, требуемый офицер показался из за роты и, хотя человек уже пожилой и не имевший привычки бегать, неловко цепляясь носками, рысью направился к генералу. Лицо капитана выражало беспокойство школьника, которому велят сказать невыученный им урок. На красном (очевидно от невоздержания) носу выступали пятна, и рот не находил положения. Полковой командир с ног до головы осматривал капитана, в то время как он запыхавшись подходил, по мере приближения сдерживая шаг. – Вы скоро людей в сарафаны нарядите! Это что? – крикнул полковой командир, выдвигая нижнюю челюсть и указывая в рядах 3 й роты на солдата в шинели цвета фабричного сукна, отличавшегося от других шинелей. – Сами где находились? Ожидается главнокомандующий, а вы отходите от своего места? А?… Я вас научу, как на смотр людей в казакины одевать!… А?… Ротный командир, не спуская глаз с начальника, всё больше и больше прижимал свои два пальца к козырьку, как будто в одном этом прижимании он видел теперь свое спасенье. – Ну, что ж вы молчите? Кто у вас там в венгерца наряжен? – строго шутил полковой командир. – Ваше превосходительство… – Ну что «ваше превосходительство»? Ваше превосходительство! Ваше превосходительство! А что ваше превосходительство – никому неизвестно.
Тема
Чтобы уловить идейное звучание повести «Гранатовый браслет» анализ ее следует начинать с характеристики основной проблемы.
Мотив любви всегда был распространен в литературе. Мастера пера раскрывали разные грани этого чувства, пытаясь понять, как оно влияет на человека. В творчестве А. Куприна этот мотив занимает почетное место. Главная тема «Гранатового браслета» – безответная любовь. Проблематика произведения продиктована указанной темой.
События повести разворачиваются на даче Шеиных. Автор начинает произведение пейзажными зарисовками. Конец лета не радовал хорошей погодой, но в начале сентября природа компенсировала хмурый август солнечными деньками. Читая произведение дальше, нетрудно догадаться, что пейзажи не только помогают погрузиться в дачную атмосферу, но и символизируют перемены в жизни главной героини Веры Николаевны Шеиной: ее жизнь с мужем была серой и скучной, пока женщина не получила необычный подарок.
В начале произведения читатель наблюдает только за двумя героями – супругами Шеиными. Автор акцентирует внимание на том, что любовь между этими людьми угасла, вернее, «перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы».
Система образов дополняется в эпизоде, воспроизводящем празднование именин княгини.
Праздник запоминается рассказами князя Василия Львовича о безответной любви телеграфиста к его супруге. В этот же день Вера Николаевна получила в подарок гранатовый браслет и письмо, подписанное инициалами. Женщина рассказала о странном подарке мужу, другу отца и брату. Они решили разыскать автора письма.
Оказалось, что подарок преподнес чиновник Желтков, без памяти влюбленный в княгиню. Брат Веры Николаевны вернул мужчине браслет. После объяснений с Шеиными Желтков покончил с собой. Своей возлюбленной он оставил записку, в которой просил сыграть сонату Бетховена, если Вера вспомнит о нем. Вечером женщина выполнила просьбу умершего и наконец, почувствовала, что мужчина простил ее.
«Гранатовый браслет» наполнен размышлениями о любви, срывающимися с уст героев. Эти мысли напоминают ключи к двери, за которой спрятаны ответы о сути нежного, но порой безжалостного чувства. Тем не менее, автор не пытается навязать свою точку зрения. Выводы читатель должен сделать сам. Чтобы понять, чему учит писатель, нужно проанализировать поступки героев, их характеры и судьбы.
Произведение А. Куприна наполнено символами. Главную роль играет гранатовый браслет, отсюда и название повести. Украшение символизирует истинную любовь. В браслете пять драгоценных камней. В одной из притч царя Соломона они означали любовь, страсть и гнев. Толкование смысла названия повести будет неполным без учета символической составляющей Также особое внимание привлекает соната Бетховена, которую в данном контексте можно толковать как символ несчастливой, но вечной любви.
В произведении развивается идея о том, что настоящая любовь не исчезает из сердца бесследно. Основная мысль – искренняя любовь существует, нужно только уметь ее замечать и принимать.
Композиция
Особенности композиции произведения проявляются и на формальном, и на смысловом уровне. Вначале А. Куприн обращает читателя к сонете Бетховена посредством эпиграфа. В финале оказывается, что музыкальный шедевр играет роль символа. При помощи этого символического образа создается обрамление, усиливающее идейное звучание.
Порядок элементов сюжета не нарушен. Экспозиция – пейзажные зарисовки, знакомство с семьей Шеиных, рассказ о предстоящем празднике. Завязка – получение Верой Николаевной подарка. Развитие событий – рассказ об именинах, поиски адресанта подарка, встреча с Желтковым. Кульминация – признание Желткова, что его чувства убьет только смерть. Развязка – смерть Желткова и рассказ о том, как Вера слушает сонату.
В канву основных событий автор вплел любовные истории, которые тоже помогают читателю понять смысл любви в человеческой жизни.
Второстепенные персонажи
К ним относятся:
- Анна Николаевна Фриессе
– сестра Николая и Веры. Любит кокетничать, обожает азартные игры и приключения. Ее муж богатый человек, но не красивой внешности, к тому же глуповат. В семье двое детей. Обожает свою старшую сестру.
- Николай Николаевич Мирза-Булат-Тугановский
– брат сестер Веры и Анны. Работает заместителем прокурора. Скупой на эмоции человек, никогда не улыбается, очень строгий. Именно он находит Желткова и настаивает на прекращении контакта с Верой, что послужит причиной самоубийства Григория.
- Яков Михайлович Аносов
– близкий друг по службе отца княгини Шеиной, генерал. В русско-турецкой войне был серьезно ранен и перестал хорошо слышать. Не женат и бездетен, поэтому много времени уделяет детям друга. Очень любит оперу.