История создания рассказа иуда искариот

В начале ХХ века русская литература переживала возрождение, которое принято называть Серебряным веком. Одним из самых ярких представителей данного периода является писатель Леонид Андреев. Его творчество, характерной чертой которого являлся оригинальный и неподражаемый творческий стиль, стало началом экспрессионизма в русской литературе. Перу Андреева принадлежит множество талантливых пьес, рассказов и романов, среди которых особо стоит выделить повесть «Иуда Искариот».

История создания и публикации книги

Впервые Андреев задумался над созданием произведения по библейским мотивам весной 1906 году, когда он проживал в Швейцарии. В то время он вёл интенсивную переписку со своим братом Павлом, который по просьбе Леонида Николаевича высылал ему философские и теологические труды известных немецких и французских мыслителей.

Окончательно утвердился в своём намерении Андреев в мае 1906 года, когда написал своему товарищу литератору Александру Серафимовичу о том, что у него созрел замысел создания романа, связанного с психологией предательства. Но приступить к созданию «Иуды Искариота» писатель смог лишь в самом конце этого года, когда приехал на Капри к Горькому после неожиданной смерти жены.

В своих мемуарах Максим Горький рассказывал о долгих и душевных беседах с Леонидом Николаевичем об образе Иуды. Андреев перечитал множество прозаических и поэтических произведений об этом библейском персонаже и делился своими впечатлениями о прочитанном с Горьким.

Максим Горький в дальнейшем говорил, что на создание романа особо повлияло несколько произведений:

  •  тетралогия Карла Вейзера «Иуда и Христос»;
  •  стих Александра Рославлева «Иуде»;
  •  драматическая поэма Николая Голованова «Искариот»;
  •  книга Гергора Тора «Иуда. История одного страдания».

Леонид Андреев дал Горькому прочитать первый вариант рукописи, который был создан всего за пару недель. Писатель указал Андрееву на многочисленные исторические и фактологические ошибки. Автор после этого несколько раз перечитывал Евангелие и вносил в книгу множество правок. К концу февраля 1907 года книга была закончена.

Леонид Николаевич сразу же отправил текст романа в издательство «Знание». Там согласились на публикацию произведения в одном из своих литературных альманахов. Роман довольно быстро обрёл известность и ещё при жизни автора был переведён на несколько европейских языков.

Сюжет повести «Иуда Искариот»

Рецензия на повесть «Иуда Искариот» Леонида АндрееваИуда с самого начала выделялся среди простодушных и прямолинейных учеников Иисуса своим непростым характером и даже внешностью — его лицо как будто одновременно выражало две противоположные эмоции. Никто из апостолов не мог понять, почему учитель выбрал именно этого человека и сделал его самым любимым своим учеником.

Иуда постоянно совершал всевозможные проступки, за которые его укоряли другие апостолы, но не Иисус. На все гневные вопросы он отвечал словами Христа о том, что никто не в праве судить другого человека. Петр, Фома, Иоанн и другие в итоге смирялись с его поведением, так как Иисус учил прощению.

Он часто крал и лгал. В одной деревне, когда Иисуса с апостолами хотели забросать камнями за еретическое учение, Иуда спас всех, заяви толпе, что Христос всего лишь мошенник, который хочет заработать денег и что не стоит марать о него руки. В этот раз даже Иисус разгневался на Иуду.

Учитель назначил Иуду хранителем всех денег, которые имелись у их общины. Апостол забирал часть монет себе. Это узнали другие ученики и привели его к Христу. Но Иисус опять всё ему прощает. Во время ужина Иуда очень весел — он не только остался безнаказанным за кражу, но и опять был выделен учителем среди всех учеников.

И вот однажды Иуда пришёл к еврейскому первосвященнику Анне, предлагая отдать Христа под суд. Первосвященник, хорошо знал репутацию Иуды, поэтому несколько дней подряд выгонял из дома назойливого апостола. Но Анна понимал, что среди народа назревает недовольство, к тому же он не хотел вмешательства римлян, поэтому соглашается на суд, предлагая Иуде 30 серебряных монет за его предательство.

Апостол возмущён столь низкой ценой и говорит, что хочет гораздо больше. И когда Анна заявляет, что тогда вообще ничего не даст за голову Иисуса, Иуда заявляет, что согласен, ведь другой бы предал учителя за гораздо меньшую сумму.

Иуда окружает Христа трепетной заботой, чтобы ничего не сорвало его планы, он как никогда приветлив с другими апостолами. Он делает всё, чтобы благополучно предать Иисуса суду и казни, благодаря чему его имя останется в веках рядом с именем Иисуса. И вечером происходит тот самый поцелуй, после которого Христа хватают римляне.

И теперь Иуда всё время рядом с учителем — во время суда, во время всех страданий и смерти. Иуда ожидал, что сторонники Иисуса бросятся на его защиту, но ошибся. Только он один был с Христом всё время до последнего его вздоха. И тогда он понял, какую ошибку совершил.

Иуда пришёл в синедрион и заявляет, что оклеветал Иисуса. Он говорит священникам, что предал не Христа, а именно их, так как они навлекли на себя позор казнью безгрешного человека. Он начинает проповедовать, говорить народу то, о чём трусливые апостолы даже подумать бояться. Но он не может заглушить громкими словами муки своей совести. На глазах у изумлённых апостолов он затягивает на своей шее петлю и завершает свой земной путь.

Многие фундаментальные вопросы человеческого бытия затронул в своём библейском романе «Иуда Искариот» Леонид Андреев. Его книгу, как и многие другие гениальные произведения русской классической литературы вы сможете найти на нашем бесплатном книжном ресурсе.

Л.Н. Андреев и его «Иуда Искариот»

image249

Несколько слов о Леониде Андрееве

Как-то в Российской национальной библиотеке мне случилось ознакомиться с первым номером журнала «Сатирикон», который вышел, как известно, в 1908 году. Поводом было изучение творчества Аркадия Аверченко или, что вероятнее, сбор материалов для написания романа, в котором действие одной из глав происходит в Петербурге 1908 года. На последней странице «Сатирикона» был расположен портрет-шарж Леонида Андреева. Писалось следующее:

«Радуйтесь, что вы держите в руках номер «Сатирикона». Радуйтесь, что такой человек — ваш современник… Он заглянул в однажды в Бездну, и навсегда ужас застыл в глазах его. И смеялся с тех пор он только леденящим кровь Красным смехом».

Веселый журнал иронизировал над мрачновато-пророческим образом Леонида Андреева, ссылаясь на его рассказы «Бездна» и «Красный смех». Леонид Андреев был весьма популярен в те годы: изящный стиль, экспрессивность изложения, смелость тематики привлекали к нему читающую публику.

Леонид Николаевич Андреев родился 9 августа (21 н.с.) 1871 года в городе Орле. Отец был землемером-таксатором, мать — из семьи разорившегося польского помещика. В шесть лет научился читать «и читал чрезвычайно много, все, что попадалось под руку». В 11 лет поступил в Орловскую гимназию, которую окончил в 1891 году. В мае 1897 года, окончив юридический факультет Московского университета, собирался стать присяжным поверенным, но неожиданно получил предложение от знакомого адвоката занять место судебного репортера в газете «Московский вестник». Получив признание как талантливый репортер, через два месяца он уже перешел в газету «Курьер». Так началось рождение литератора Андреева: он писал многочисленные репортажи, фельетоны, очерки.

Литературный дебют — рассказ «В холоде и золоте» (ж. «Звезда», 1892, № 16). В начале века Андреев сдружился с А.М. Горьким и вместе с ним присоединился к кружку писателей, объединившихся вокруг издательства «Знание». В 1901 году петербургское издательство «Знание», возглавляемое Горьким, публикует «Рассказы» Л. Андреева. В литературных сборниках «Знание» опубликованы также: повесть «Жизнь Василия Фивейского» (1904); рассказ «Красный смех» (1905); драмы «К звездам» (1906) и «Савва» (1906) рассказ «Иуда Искариот и другие» (1907). В «Шиповнике» (альманахе модернистской направленности): драма «Жизнь человека» (1907); рассказ «Тьма» (1907); «Рассказ о семи повешенных» (1908); памфлет «Мои записки» (1908); драма «Черные маски» (1908); пьесы «Анфиса» (1909), «Екатерина Ивановна» (1913) и «Тот, кто получает пощечины» (1916); повесть «Иго войны. Признания маленького человека о великих днях» (1916). Последнее крупное произведение Андреева, написанное под влиянием мировой войны и революции, — «Записки сатаны» (опубл. в 1921).

image251

И. Репин. Портрет Л. Андреева

Октябрьской революции Андреев не принял. Он жил в это время с семьей на даче в Финляндии и в декабре 1917 после получения Финляндией самостоятельности оказался в эмиграции. Писатель скончался 12 сентября 1919 г. в деревне Нейвола в Финляндии, в 1956 г. был перезахоронен в Ленинграде.

Более подробную биографию Леонида Андреева можно прочитать здесьилиздесь, или здесь.

   image253    image255

Л. Андреев и Л. Толстой; Л. Андреев и М. Горький

С Л.Н. Толстым и его супругой Леонид Андреев взаимопонимания не нашел.«Он пугает, а мне не страшно», — так Лев Толстой отозвался о Леониде Андрееве в разговоре с посетителем. Софья Андреевна Толстая в «Письме в редакцию» «Нового времени» обвиняла Андреева в том, что он «любит наслаждаться низостью явлений порочной человеческой жизни». И, противопоставляя произведениям Андреева произведения мужа, призывала «помочь опомниться тем несчастным, у которых они, господа Андреевы, сшибают крылья, данные всякому для высокого полета к пониманию духовного света, красоты, добра и… Бога». Были и другие критические отзывы на творчество Андреева, над его мрачностью подшучивали, как в приведенном выше микропамфлете из «Сатирикона», сам же он писал: «Кто знает меня из критиков? Кажется, никто. Любит? Тоже никто».

Интересно высказывание М. Горького, очень близко знакомого с Л. Андреевым:

«Андрееву человек представлялся духовно нищим; сплетенный из непримиримых противоречий инстинкта и интеллекта, он навсегда лишен возможности достичь какой-либо внутренней гармонии. Все дела его «суета сует», тлен и самообман. А главное, он — раб смерти и всю жизнь ходит на цепи ее».

И еще, тот же М. Горький: «Леонид Николаевич странно и мучительно резко для себя раскалывался надвое: на одной и той же неделе он мог петь миру — «Осанна!» и провозглашать ему — «Анафема!» Это не было внешним противоречием между основами характера и навыками или требованиями профессии, — нет, в обоих случаях он чувствовал одинаково искренно. И чем более громко он возглашал: «Осанна!» — тем более сильным эхом раздавалось — «Анафема»

Характеристика, которую дал М. Горький Леониду Андрееву, вполне справедлива и для главного героя рассказа «Иуда Искариот», к анализу которого мы и переходим. Сходство характеров автора и персонажа наводит на определенные выводы.

«Иуда Искариот» 

Рассказ «Иуда Искариот» был задуман в 1906 году: в марте Андреев, живший тогда в Швейцарии, просил своего брата Павла прислать ему книги Ренана и Штрауса «Жизнь Иисуса». В мае того же года он сообщал Серафимовичу: «Между прочим, я подумываю со временем — напи­сать «Записки шпиона», нечто по психологии предательства». Однако окончательное решение этот замысел получил только в декабре 1906 года на Капри, куда Андреев переехал из Германии после смерти жены. 30 января (12 февраля) 1907 года М. Горь­кий сообщил Е. Пешковой: «Леонид написал рассказ «Иуда Иска­риот и другие» — два дня мы с ним говорили по этому поводу, чуть не до сумасшествия, теперь он переписывает снова. Вещь, которая будет понята немногими и сделает сильный шум». Горький оказался прав: произведение Андреева получило много противоположных оценок. А. Луначарский назвал этот рассказ «литературным шедевром». Л. Толстой отозвался об «Иуде…» резко негативно: «Ужасно гадко, фальшь и отсутствие признака таланта. Главное зачем?» Можно по-разному относиться к рассказу Л. Андреева, но не подлежит сомнению формулировка М. Волошина, назвавшего это произведение «евангелием наизнанку».

Ознакомьтесь, пожалуйста, с текстом рассказа или прослушайте его ваудиоформате

Как ни странно, рассказ Леонида Андреева внезапно актуализировался в последние годы: обнаружено еще одно «евангелие наизнанку» — гностический апокриф «евангелие от Иуды», которое, согласно исследованиям специалистов-религиоведов не могло быть написано самим Иудой, поскольку в нем встречаютсягностические термины и идеи, которых еще не существовало в первый век от Рождества Христова. Американцы сняли красочный фильм, посвященный этому апокрифу, что поможет мне отчасти проиллюстрировать видеофрагментами рассказ Леонида Андреева. Ведь в том гностическом трактате Иуда предстает отнюдь не злодеем, а героем, выполнившим тайное повеление Христа, обеспечившим Его распятие и, соответственно, спасение человеческого рода благодаря крестной смерти Спасителя.

           Видеофрагмент 1. «National Geographic. Евангелие от Иуды».

Повесть Леонида Андреева — это тоже «евангелие от Иуды», поскольку Предатель там является главным действующим лицом и выполняет ту же функцию, что и в еретическом трактате, но при этом взаимодействие Иуды и Иисуса происходит более тонко:

Иисус не просит Иуду предать Его, но Своим поведением вынуждает его это сделать;

Иисус не сообщает Иуде о смысле своей искупительной жертвы, а потому обрекает его на муки совести, т.е., если выразиться языком спецслужб, «использует втемную» несчастного Иуду. Этим «перевертыши» Андреева не ограничиваются:

Иуда не только заслоняет собой многих героев евангельского повествования, поскольку они оказываются явно глупее и примитивнее его, но и подменяет их собой. Рассмотрим внимательнее андреевское «евангелие наизнанку».

image257

Иллюстрация А. Зыкиной.

Появление Иуды в тексте рассказа не предвещает ничего хорошего: «Иисуса Христа много раз предупреждали, что Иуда из Кариота — человек очень дурной славы и его нужно остерегаться. Одни из учеников, бывавшие в Иудее, хорошо знали его сами, другие много слыхали о нем от людей, и не было никого, кто мог бы сказать о нем доброе слово. И если порицали его добрые, говоря, что Иуда корыстолюбив, коварен, наклонен к притворству и лжи, то и дурные, которых расспрашивали об Иуде, поносили его самыми жестокими словами… И не было сомнения для некоторых из учеников, что в желании его приблизиться к Иисусу скрывалось какое-то тайное намерение, был злой и коварный расчет. Но не послушал их советов Иисус, не коснулся его слуха их пророческий голос. С тем духом светлого противоречия, который неудержимо влек его к отверженным и нелюбимым, он решительно принял Иуду и включил его в круг избранных».

Автор в начале повествования говорит нам о каком-то недосмотре Иисуса, излишней доверчивости, непредусмотрительности, за которые ему пришлось расплатиться впоследствии и о том, что ученики его были более опытными и дальновидными. Полно, да Бог ли он после этого, Которому открыто будущее?

Вариантов три:

либо он не Бог, а прекраснодушный неопытный человек;

либо Он Бог, и специально приблизил к Себе человека, который Его предаст;

либо он человек, не знающий будущего, но которому зачем-то было необходимо, чтобы его предали, а репутация у Иуды была соответствующая.

Расхождение с Евангелием очевидно: Иуда был апостолом из числа двенадцати, он так же, как и другие апостолы, проповедовал и исцелял; был казначеем у апостолов, впрочем, сребролюбивым, и апостол Иоанн напрямую называет его вором:

«Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали» (Иоанн 12, 6).

В «Толковой Библии» А.П. Лопухина поясняется, что

«Иуда не только носил пожертвованные деньги, но и уносил, т.е. тайно брал значительную часть их себе. Стоящий здесь глагол (?????????), по-русски переведенный выражением «носил», правильнее перевести «уносил». Почему Иуде был доверен Христом ящик с деньгами? Очень вероятно, что этим проявлением доверия Христос хотел подействовать на Иуду, внушить ему любовь и преданность к Себе. Но такое доверие не имело благоприятных для Иуды последствий: слишком он уже привязался к деньгам и потому злоупотребил доверием Христа».

Иуда не был лишен свободы воли в Евангелии, и Христос заранее знал о его предательстве и предупреждал о последствиях: «Впрочем Сын Человеческий идет, как написано о Нем; но горе человеку тому, чрез которого Сын Человеческий предается: лучше было бы человеку тому не родиться» (Матфей 26, 24). Сказано это было на Тайной вечери, уже после того, как Иуда побывал у первосвященника и получил тридцать сребреников за предательство. На той же Тайной вечери Христос сказал, что предатель — один из сидящих с Ним апостолов, а в Евангелии от Иоанна сказано, что Христос тайно указал ему на Иуду (Иоанн 13, 23-26).

Ранее, еще до вхождения в Иерусалим, обращаясь к апостолам, «Иисус отвечал им: не двенадцать ли вас избрал Я? но один из вас диавол. Это говорил Он об Иуде Симонове Искариоте, ибо сей хотел предать Его, будучи один из двенадцати» (Иоанн 6, 70-71). В «Толковой Библии» А.П. Лопухина дано такое толкование этих слов: «Чтобы апостолы не впали в излишнюю самонадеянность на свое положение постоянных последователей Христовых, Господь указывает на то, что и среди них есть один человек, по настроенности своей близкий к диаволу. Как диавол находится в постоянно враждебном настроении по отношению к Богу, так и Иуда ненавидит Христа, как разрушающего все его надежды на основание земного Мессианского Царства, в котором бы Иуда мог занять выдающееся место. Сей хотел предать Его. Точнее: «сей имел — шел, так сказать, к тому, чтобы предать Христа, хотя сам еще ясно не сознавал этого своего намерения»».

Далее по сюжету рассказа андреевский Иисус постоянно держит Иуду на расстоянии, заставляя его завидовать другим ученикам, которые объективно глупее Иуды, но пользуются расположением учителя, а когда Иуда готов покинуть Христа или ученики готовы изгнать его, Иисус приближает его к себе, не отпускает. Примеров можно приводить много, выделим несколько.

Сцена, когда Иуду принимают в число апостолов, выглядит так:

Иуда пришел к Иисусу и апостолам, что-то рассказывает, явно лживое. «Иоанн, не глядя на учителя, тихо спросил Петра Симонова, своего друга:

— Тебе не наскучила эта ложь? Я не могу дольше выносить ее и уйду отсюда.

Петр взглянул на Иисуса, встретил его взор и быстро встал.

— Подожди! — сказал он другу. Еще раз взглянул на Иисуса, быстро, как камень, оторванный от горы, двинулся к Иуде Искариоту и громко сказал ему с широкой и ясной приветливостью:

— Вот и ты с нами, Иуда».

Андреевский Иисус молчит. Он не останавливает явно согрешающего Иуду, напротив, принимает его таким, каков он есть, в число учеников; более того, словесно он и не призывает Иуду: Петр угадывает его желание и оформляет словом и делом. В Евангелии происходило не так: апостольству всегда предшествовало явное призвание Господом, часто — покаяние призываемого, и всегда коренное изменение жизни сразу после призвания. Так было с рыболовом Петром: «Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный… И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков» (Лука 5, 8, 10). Так было и с мытарем Матфеем: «Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним» (Матфей 9, 9).

image259

Леонардо да Винчи. Тайная Вечеря

 Но Иуда не оставляет своего образа жизни после призвания: так же лжет и кривляется, однако андреевский Иисус почему-то не высказывается против.

«Лгал Иуда постоянно, но и к этому привыкли, так как не видели за ложью дурных поступков, а разговору Иуды и его рассказам она придавала особенный интерес и делала жизнь похожею на смешную, а иногда и страшную сказку. Он охотно сознавался, что иногда лжет и сам, но уверял с клятвою, что другие лгут еще больше, и если есть в мире кто-нибудь обманутый, так это он, Иуда». Напомню, что евангельский Христос отзывался о лжи вполне определенно. Диавола Он характеризует так: «Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Иоанн 8, 44). Но Иуде андреевский Иисус почему-то разрешает лгать — за исключением того случая, когда Иуда лжет во спасение.

Чтобы уберечь учителя от разгневанной толпы, Иуда льстит ей и называет Иисуса простым обманщиком и бродягой, отвлекает внимание на себя и дает учителю уйти, спасая жизнь Иисусу, но тот гневается. В Евангелии такого не было, конечно, но Христа за проповедь, действительно, не раз хотели убить, и разрешалось это всегда благополучно исключительно благодаря самому Христу, например, увещеванием:

«Много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями?» (Иоанн 10, 32) или просто сверхъестественным уходом прочь: «Услышав это, все в синагоге исполнились яростии, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его; но Он, пройдя посреди них, удалился» (Лука 4, 28-30).

Андреевский Иисус слаб, не может своими силами справиться с толпой и вместе с тем осуждает человека, который приложил огромные усилия, чтобы спасти его от смерти; Господь же, как мы помним, «намерения приветствует», т.е. ложь во спасение не является грехом.

Точно так же андреевский Иисус отказывается помочь Петру победить Иуду в метании камней, а потом подчеркнуто не замечает, что Иуда победил Петра; и он же гневается на Иуду, доказавшего неблагодарность людей в селении, где Иисус проповедовал ранее, но почему-то позволяет Иуде воровать из денежного ящика… Он ведет себя очень противоречиво, словно закаливая Иуду для предательства; он раздувает гордыню и сребролюбие Иуды и одновременно уязвляет его самолюбие. И все это молча.

«И прежде почему-то было так, что Иуда никогда не говорил прямо с Иисусом, и тот никогда прямо не обращался к нему, но зато часто взглядывал на него ласковыми глазами, улыбался на некоторые его шутки, и если долго не видел, то спрашивал: а где же Иуда? А теперь глядел на него, точно не видя, хотя по-прежнему, — и даже упорнее, чем прежде, — искал его глазами всякий раз, как начинал говорить к ученикам или к народу, но или садился к нему спиною и через голову бросал слова свои на Иуду, или делал вид, что совсем его не замечает. И что бы он ни говорил, хотя бы сегодня одно, а завтра совсем другое, хотя бы даже то самое, что думает и Иуда, — казалось, однако, что он всегда говорит против Иуды. И для всех он был нежным и прекрасным цветком, благоухающей розою ливанскою, а для Иуды оставлял одни только острые шипы — как будто нет сердца у Иуды, как будто глаз и носа нет у него и не лучше, чем все, понимает он красоту нежных и беспорочных лепестков».

Естественно, Иуда со временем возроптал:

«Почему он не с Иудой, а с теми, кто его не любит? Иоанн принес ему ящерицу — я принес бы ему ядовитую змею. Петр бросал камни — я гору бы повернул для него! Но что такое ядовитая змея? Вот вырван у нее зуб, и ожерельем ложится она вокруг шеи. Но что такое гора, которую можно срыть руками и ногами потоптать? Я дал бы ему Иуду, смелого, прекрасного Иуду! А теперь он погибнет, и вместе с ним погибнет и Иуда». Таким образом, по Андрееву, Иуда не предал Иисуса, а отомстил ему за невнимание, за нелюбовь, за тонкое издевательство над гордым Иудой. Какое там сребролюбие!.. Это месть любящего, но обиженного и отвергнутого человека, месть из ревности. А андреевский Иисус выступает вполне сознательным провокатором.

Иуда до последнего момента готов спасти Иисуса от неминуемого: «Одною рукой предавая Иисуса, другой рукой Иуда старательно искал расстроить свои собственные планы». И даже после Тайной вечери он пытается найти возможность не предавать учителя, он напрямую обращается к Иисусу:

«— Ты знаешь, куда иду я, господи? Я иду предать тебя в руки твоих врагов.

И было долгое молчание, тишина вечера и острые, черные тени.

— Ты молчишь, господи? Ты приказываешь мне идти?

И снова молчание.

— Позволь мне остаться. Но ты не можешь? Или не смеешь? Или не хочешь?

И снова молчание, огромное, как глаза вечности.

— Но ведь ты знаешь, что я люблю тебя. Ты все знаешь. Зачем ты так смотришь на Иуду? Велика тайна твоих прекрасных глаз, но разве моя — меньше? Повели мне остаться!.. Но ты молчишь, ты все молчишь? Господи, господи, затем ли в тоске и муках искал я тебя всю мою жизнь, искал и нашел! Освободи меня. Сними тяжесть, она тяжеле гор и свинца. Разве ты не слышишь, как трещит под нею грудь Иуды из Кариота?

И последнее молчание, бездонное, как последний взгляд вечности.

— Я иду».

И кто кого предает здесь? Это «евангелие наизнанку», в котором Иисус предает Иуду, а Иуда молит Иисуса так, как Христос в настоящем Евангелии молит в Гефсиманском саду Отца Своего пронести мимо него чашу страданий. В настоящем Евангелии Христос молит Отца Своего об учениках, а андреевский Иисус обрекает ученика на предательство и страдания.

    image261    image263

Икона «Моление о чаше»                      Караваджо. Поцелуй Иуды          

Даже в гностическом «евангелии от Иуды» Иисус не настолько жесток:

          Видеофрагмент 2. «National Geographic. Евангелие от Иуды»

Вообще, Иуда у Андреева зачастую заменяет собой и учеников, и Христа, и даже Бога Отца. Рассмотрим эти случаи вкратце.

Про моление о чаше мы уже сказали: здесь Иуда заменяет собой страдающего Христа, а андреевский Иисус выступает как Саваоф в гностическом понимании, т.е. как жестокий демиург.

Ну а любящим «богом отцом» у Андреева контекстуально выступает именно Иуда: недаром он, наблюдая страдания Иисуса, повторяет: «Ах, больно, очень больно, сыночек мой, сыночек, сыночек. Больно, очень больно».

Еще одно замещение Христа Иудой: Иуда спрашивает у Петра, за кого он почитает Иисуса. «Петр испуганно и радостно прошептал: «Я думаю, что он — сын Бога живого». А в Евангелии написано так: «Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго» (Иоанн 6, 68-69). Изюминка в том, что евангельская реплика Петра адресована Христу, а не Иуде.

Явившись после смерти Иисуса к апостолам, андреевский Иуда вновь создает перевернутую ситуацию и заменяет собой воскресшего Христа. «Ученики Иисуса сидели в грустном молчании и прислушивались к тому, что делается снаружи дома. Еще была опасность, что месть врагов Иисуса не ограничится им одним, и все ждали вторжения стражи… В это мгновение, громко хлопнув дверью, вошел Иуда Искариот».

А в Евангелии описывается следующее: «В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!» (Иоанн 20, 19).

image265

Здесь тихое и радостное явление воскресшего Христа подменяется шумным явлением Иуды, обличающего Его учеников.

Обличения Иуды пронизывает такой рефрен: «Где же была ваша любовь? … Кто любит… Кто любит!.. Кто любит!» Сравним с Евангелием: «Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих. Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих. Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих» (Иоанн 21, 15-17).

Так по воскресении Своем Христос возвращал апостольское достоинство Петру, трижды от Него отрекшемуся. У Л. Андреева мы видим перевернутую ситуацию: Иуда троекратно обличает апостолов за нелюбовь ко Христу.

Та же сцена: «Иуда замолчал, подняв руку, и вдруг заметил на столе остатки трапезы. И с странным изумлением, любопытно, как будто первый раз в жизни увидел пищу, оглядел ее и медленно спросил: «Что это? Вы ели? Быть может, вы спали также?» Сравним: «Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. И, взяв, ел пред ними» (Лука 24, 41-43). Вновь Иуда с точностью до наоборот повторяет действия воскресшего Христа.

«Я иду к нему! — сказал Иуда, простирая вверх властную руку. — Кто за Искариотом к Иисусу?» Сравним: «Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер; и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали; но пойдем к нему. Тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: пойдем и мы умрем с ним» (Иоанн 11, 14-16). Мужественному высказыванию Фомы, который, как и другие апостолы, не смог подтвердить его делом в ночь, когда Иуда предал Христа в Гефсиманском саду, Л. Андреев противопоставляет такое же высказывание Иуды, и Иуда исполняет обещанное, проявляя большее мужество, чем другие апостолы.

Кстати, апостолы у Андреева показаны глупцами, трусами и лицемерами, и на их фоне Иуда смотрится более чем выгодно, он затмевает их своим острым парадоксальным умом, чуткой любовью к Иисусу. Да это и немудрено: Фома глуп и труслив, Иоанн высокомерен и лицемерен, Петр — и вовсе осел. Иуда так его характеризует:

«Разве есть кто-нибудь сильнее Петра? Когда он кричит, все ослы в Иерусалиме думают, что пришел их Мессия, и тоже поднимают крик». Андреев вполне согласен со своим любимым героем, что видно по такому отрывку: «Пропел петух, обиженно и громко, как днем, закричал где-то проснувшийся осел и неохотно, с перерывами умолк».

Мотив петушиного крика в ночи связан с отречением Петра от Христа, а ревущий осел, очевидно, соотносится с Петром, горько плачущим после отречения: «И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели петух пропоет дважды, трижды отречешься от Меня; и начал плакать» (Марк 14, 72).

image267

Иуда заменяет собой даже Марию Магдалину. По версии Андреева именно Иуда купил миро, которым Мария Магдалина помазала ноги Иисуса, тогда как в Евангелии ситуация абсолютно противоположна. Сравним: «Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира. Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?» (Иоанн 12, 3-5).

image269

Себастьян Ричи. Мария Магдалина омывает ноги Христу

И в свете сказанного выше совсем не странной выглядит выходка Иуды, который на публичный вопрос Петра и Иоанна о том, кто из них будет сидеть возле Иисуса в Царствии небесном, ответил: «Я! Я буду возле Иисуса!»

Можно, конечно, сказать и о противоречивости образа Иуды, что сказывалось и в его поведении, и в его речах, и даже в его внешности, но главная интрига рассказа не в этом, а в том, что молчаливый андреевский Иисус, не проронив ни слова, смог заставить этого умного, противоречивого и парадоксального человека стать великим Предателем.

«И все — добрые и злые — одинаково предадут проклятию позорную память его, и у всех народов, какие были, какие есть, останется он одиноким в жестокой участи своей — Иуда из Кариота, Предатель». Гностикам с их теорией «джентльменского соглашения» между Христом и Иудой такое и не снилось.

image271

В скором времени в прокат должна выйти отечественная экранизация андреевского рассказа «Иуда Искариот» — «Иуда, человек из Кариота». Интересно, какие акценты сделал его режиссер. Пока можно посмотреть только трейлер к фильму.

Видеофрагмент 3. Трейлер «Иуда, человек из Кариота»

М. Горький вспоминал такое высказывание Л. Андреева:

«Мне кто-то доказывал, что Достоевский тайно ненавидел Христа. Я тоже не люблю Христа и христианство, оптимизм — противная, насквозь фальшивая выдумка… Я думаю, что Иуда был не еврей, — грек, эллин. Он, брат, умный и дерзкий человек, Иуда… Знаешь, — если б Иуда был убежден, что в лице Христа пред ним сам Иегова,— он все-таки предал бы Его. Убить Бога, унизить Его позорной смертью, — это, брат, не пустячок!»

Думается, что это высказывание наиболее точно определяет авторскую позицию Леонида Андреева.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Анализ произведения Иуда Искариот Андреева

Сочинение Анализ произведения Иуда Искариот Андреева рассуждение

История создания. Первые мысленные наброски произведения появились в марте 1906 года. В декабре Андреев начал переносить свои мысли на бумагу. В течение двух недель повесть была готова. Произведение было отдано на проверку М. Горькому. Ответ был неутешительным. Произведение было с ошибками. Автор незамедлительно приступил к их исправлению, параллельно перечитывая евангелие. 24 февраля 1907 года были внесены заключительные коррективы. Повесть представили к изданию. Она вошла в альманах «Сборник товарищества «Знание» за 1907 год» (книга 16).

Жанр. Повесть.

Тема. В произведении главным образом речь идет о предательстве в разных сферах человеческой жизни: предательство и любовь; предательство с благими намерениями; духовные предатели; связь добра и зла.

Сюжет. Основу сюжета составляют мотивы из Евангелие, но само произведение не является каноническим евангельским текстом. В повести не только демонстрируется процесс предательства Иисуса Иудой. Этот эпизод просто находится в центре повествования. Также автор освещает явления, предшествующие и последующие после этого предательства. Большое внимание уделяется внутреннему конфликту Иуды. Он ревностно любил Иисуса, но был обижен на него. Он хотел показать, насколько порочны люди, в частности, его ученики. Ему хотелось доказать, что народ не верен Иисусу, но заставить людей еще больше ему поверить. Автор подчеркивает, что мысленно Искариот был до самой смерти верен Иисусу. Но апостолы постоянно говорили Христу о дурном характере Искариота. Иуда хотел быть похожим на Учителя, но у него не получалось.

Главные герои. Иуда Искариот – это образ двуличного человека с уродливой внешностью. Он не пользуется уважением остальных учеников Иисуса. Они считают, что он мерзкий и лживый. В процессе повествования прослеживаются то храбрые, то низкие поступки. Это алчный человек.

Иисус Христос – Сын Бога. Он ведет проповедь со своими учениками, и учит людей истине.

Ученики Христа или апостолы – это святые люди с приятной внешностью. Но писатель подчеркнул, что человеческое им не чуждо. Они громкоголосые, честные, сложные натуры, отличающиеся честолюбием. Они далеки от идеала.

Анна – первосвященник из Иерусалима. Именно к нему приходит Искариот, чтобы тот помог ему оклеветать Иисуса Христа.

Каиафа – второй первосвященник. Зять и член Синедриона.

Композиция. Произведение состоит из девяти глав. Первая описывает процесс прихода Иуды к Иисусу. С первой по четвертую главу описывается жизнь Христа и его апостолов. Пятая и шестая глава описывает подготовку Иуды к предательству. Сам момент предательства описывается в седьмой главе. Восьмая глава описывает последние мгновения земной жизни Христа. Девятая глава рассказывает об осуждении Иудой остальных апостолов Сына Бога. Он направляется к первосвященникам, утверждая, что они совершили глупость, казнив Иисуса. Повествование заканчивается самоубийством Иуды.

2 вариант

Ключевой темой произведения являются рассуждения писателя о проявлении в человеческих взаимоотношениях таких поступков, как предательство.

Сюжетная композиция рассказа основана на евангельских мотивах, в которых фигурируют Иисус Христос и один из его учеников по имени иуда, символизирующий в человеческом сознании с прародителем тяжкого греха в виде предательства.

Писатель представляет главного героя в образе порочного, глупого, неискреннего человека, худощавая внешность которого обезображена уродливыми непропорциональными чертами лица, странным и переменчивым голосом. Иуда характеризуется в рассказе в качестве непоследовательного, нецелесообразного человека, поступки которого настораживают окружающих людей, замечающих его чрезмерную доброту, преувеличительную мужественность, истеричный нрав либо долгое молчание, отдающее лживостью. Автор сравнивает героя с уродливым насекомым, проявляющим бесовские черты характера.

Описание внешности Иуды подчеркивается писателем изображением его натуры, которая противопоставляется образам иных учеников Иисуса, символичных и ассоциативных.

Однако Иисус выражает ко всем окружающим вселенскую любовь и, осознавая порочность Иуды, не отталкивает его, проявляя к нему равное с другими учениками отношение, несмотря на зависть Иуды к чистому, непорочному и безгранично доброму к людям Иисусу.

Будучи непорядочным и черствым представителем рода человеческого, Иуда по-своему благоволит перед Иисусом, после смерти которого считает свою жизнь потерянной, не имеющей смысла, обвиняя остальных учеников Христа в бездушии по отношению к божественному учителю.

Писатель представляет героя рассказа не просто в качестве алчного человека, задумавшего предательство во имя своих корыстных интересов. Иуда изображается автором в виде избранника, уготованного для жертвоприношения, которое предопределено ему изначально и избежать которого невозможно.

Раскрывая образ Иуды в произведении, писатель рассуждает о самосознании человеческой природы, замыслящей при помощи совершения преступного греха изменить мироздание и принести ради этой цели в жертву любимого человека, олицетворяя в людском начале парадоксальность проявления истинных человеческих качеств и возможность совершения страшных преступных деяний, в том числе в виде предательства.

Сочинение по рассказу Иуда Искариот

Леонид Андреев дает свое, нетрадиционное толкование «вечного» сюжета и библейских образов, пришедших со страниц Священного писания. Имя одного из апостолов Иуды стало нарицательным из-за подлого предательства. Писатель старается понять, зачем такой человек оказался среди учеников Иисуса, и выяснить мотивы Иудиных поступков.

Была ли корысть в основе его поведения? Разве нужны были Иуде тридцать сребреников, когда в его ведении была вся казна Христа и апостолов, которой он мог распоряжаться по своему усмотрению. Даже, когда он был замечен в воровстве, Иисус сказал ученикам, что Иуда может брать денег сколько, сколько нужно, ведь они общие, а значит, и его тоже.

Возможно, Иуда предал из-за зависти или ненависти? Но автор опять ставит под сомнение эти версии. Иуда молод, очень неглуп, пусть некрасив, но комплексов по поводу своего внешнего вида не испытывает, сам называет себя прекрасным. Еще он, хотя часто прикидывается больным, наделен неплохим здоровьем и в силе даже опережает других учеников, победив в состязании Петра и Иоанна. У него нет поводов для зависти, он любит Иисуса и страдает, что тот не приближает его к себе.

Интересно, что им необходимо присутствие друг друга. Иисус часто интересовался, почему нет Иуды, наблюдал за его поступками и рассуждениями. Оба практически не говорят друг с другом, но между ними постоянно ведется негласный диалог, в основе которого лежит спор о сути человека. Иуда утверждал, что люди, как животные, ведь даже его отцом мог быть любой козел или петух, ведь ему не ведомо, с кем грешила его мать. А он лучше всех остальных, потому что не лжет. А все, так называемые, добрые и нравственные люди всегда имеют какой-нибудь грех, который, как гнойный нарыв, зреет в душе, только умеют ловко это скрывать. Он очень хотел доказать Иисусу, что его усилия и жертвы напрасны. Но однажды Иуда просто окаменел по время речи учителя, заслушавшись. И когда Иисус закончил, все обратили внимание, что он смотрел на Иуду. Даже в таком сердце ему удалось посеять зерно веры в нравственную силу человека, в его духовность. Поняв это, Иуда предает учителя, пытаясь доказать свою правоту. Но, не выдержав мучений совести, кончает с собой.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ произведения Иуда Искариот Андреева

Анализ произведения Иуда Искариот Андреева

Популярные сегодня темы

  • Сочинение по картине Шишкина Среди долины ровныя

    Огромный дуб, который занимает практически четверть полотна, является главным героем картины. Огромное дерево Шишкин изображает на фоне просторной долины. Дуб под собой создал огромную тень, под которой можно укрыться человеку от любого ненастья.

  • Образ и характеристика Дины в рассказе Кавказский пленник Толстого сочинение

    Дина не является главным персонажем, одна ее роль очень важна. Ее можно назвать женским вариантом главного героя. Дину Толстой характеризует как смелую, добрую, преданную и искреннюю девочку.

  • Сочинение Мой досуг

    Моя бабушка говорит, что чем больше мы заняты, то тем меньше у нас времени на всякие глупости. Я стараюсь полностью занять каждый свой свободный миг полезными делами. Думаю, что хоть что-то с этого мне пригодится в будущем.

  • Герой нашего времени — первый русский психологический роман сочинение

    Первым романом, основополагающее место которого занимает анализ личности человека, где рассматриваются его переживания, стремления, разбираются его поступки и мотивации, был роман «Герой нашего времени».

  • Анализ рассказа Шукшина Охота жить

    В произведении «Охота жить» идет характеристика двух героев. Вообще оно состоит из нескольких небольших рассказов. Сначала речь идет об одиноком старике, который уже давно живет глубоко в лесу и чувствует при этом себя превосходно.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • История создания рассказа изумруд
  • История создания рассказа живые мощи
  • История создания рассказа железная дорога
  • История создания рассказа дубровский
  • История создания рассказа гранатовый браслет

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии