Меню статьи:
- История написания «Родинки»
- Тематика «Донских рассказов»
- Идеи произведения
- Война в творчестве Шолохова
- Образ гражданской войны
- Образы текста
- Война
- Природа
- Человеческое горе
- Животные
- Роль персонажей «Донских рассказов»
- Отношения отца и сына
- Фигура сына
- Фигура отца
- Фигура мельника
- Сюжет «Родинки»
- Композиция рассказа
- Моральная дилемма «Родинки»
Война нашла воплощение во множестве литературных произведений. Творчество Михаила Шолохова поставило эту тему в центр преобладающей части текстов. Поэтому Шолохов, «Родинка» и отображение военных событий – тема этой статьи. Критики осуждали писателя за чрезмерно кровавые картины распрей между белым и красным движениями. Стоит, однако, подчеркнуть, что Михаил Александрович не дает оценок ситуациям, которые описывает. Единственный судья представленным событиям – читатель.
История написания «Родинки»
Писатель сел за работу над этим рассказом в 1920-е годы. В результате, в 1924-м выходит «Родинка», вошедшая в «Донские рассказы». Для шолоховского творчества естественно такое деление на циклы произведений. В центре «Донских рассказов» в целом и «Родинки» в частности – война и личные отношения на фоне трагичных событий. Для начала, рассмотрим особенности самих «Донских рассказов».
Первая публикация сборника Шолохова состоялась в 1924-м году. Произведение вышло на страницах газеты «Молодой ленинец». Почему критики и литературоведы проявляют столь повышенное внимание именно к этому циклу? Дело в том, что «Донские рассказы» знаменуют старт творческой биографии русского автора. В этом же цикле читатели знакомятся с характерной «шолоховской» речью. Автор «монополизирует» тему гражданской войны, красот донской природы, трагедию жестокости и нелепости распрей.
Тематика «Донских рассказов»
Шолохов обращается к событиям гражданской войны, которая происходила на Дону. Это не первый сборник, посвященный этой теме. На этот раз писатель сосредоточил внимание на трагических взаимоотношениях между отцом и сыном. Члены одной семьи оказались на разных сторонах баррикад. Шолохов поставил цель увековечить страшные события войны в мировой литературы. Поэтому шолоховское творчество так сильно отличается от его советских коллег-писателей.
В анализируемом цикле автор обращается к ужасающим ситуациям гражданских распрей 1920-х годов. Шолохов описывает коллективизацию, раскулачивание, резню красных и белых. Позиция автора такова, что он никого не осуждает, не разделяет людей на два лагеря – хорошие и плохие. В центре повествования – общечеловеческие позиции, человеческая душа. Шолохова не волнуют политические вопросы, идеология. Автор сосредотачивается на внутреннем мире человека и отношениях людей.
Идеи произведения
Писатель не оправдывает жестокость идеями, не анализирует убеждения.
Цель Шолохова – показать жизнь во всей ее полноте. В тексте отсутствует авторская симпатия к определенной группе персонажей. Шолохов описывает каждого героя – нейтрально, максимально объективно.
От зоркого писательского глаза не скрывается ни один человек. «Донские рассказы» – яркий пример воплощения этой идеи.
Гражданская война – страшный период в российской истории. Трагедия этой войны состояла в том, что люди сражались не против иностранного врага-интервента, а против брата. Государство раскололось на три лагеря: красные, белые и жертвы, случайно оказавшиеся под обстрелом. Эти люди продолжали жить обычной жизнью, что было уже невозможно.
Война в творчестве Шолохова
Лев Николаевич Толстой оценивал все войны, с которыми сталкивалось человечество, с позиции справедливости. Писатель называл справедливыми те войны, которые приводили к освобождению народов от внешнего агрессора. Разрозненные люди порой объединяются, чтобы дать отпор врагу и защитить свою родину. В истории России таких войн было две: сражение с Наполеоном в 1812-м году и Великая Отечественная война 1941–1945-х годов.
Образ гражданской войны
Гражданские войны априори несправедливы. Такие распри – это следствие социальных потрясений, революций. Гражданская война, которая развернулась в 1918–1920-х годах, стала следствием Октябрьской революции 1917-го года. Разумеется, русская литература часто изображает события гражданской войны в героическом ключе. Но на деле это была трагедия: братоубийство, гибель родственников, разделенных по разным лагерям. Непостижимая логика превращала родных людей, которые говорили на одном и том же языке, во врагов.
Именно такой парадигмы придерживается Михаил Александрович, описывая военную бытность. События рассказа разворачиваются на Дону, на Кубани. Кроме единого места, сквозь весь текст проходит и единая идея. Автор представляет войну как кровавую полосу, пересекающую судьбы отдельных людей и целых семей. Смерти во время гражданской войны – нелепая драма.
Образы текста
Война
Прежде всего, автор останавливается на кровавых картинах расправ над бунтарями. Позиция непокорного человека, показывает писатель, – всегда невыгодна. Некоторые критики сравнивают работы Шолохова и Бабеля. Если у последнего литератора акцент делается на жестокости и зле, то у Михаила Александровича в центре стоит добро и другие вечные ценности. Именно эта особенность привлекает читательскую аудиторию к творчеству Шолохова.
В произведении русского писателя отсутствует акцент на истинности каких-либо идей – красных или белых. Это должен решить сам читатель. Автор настаивает на одном – невозможности оправдания жестокости и насилия. Для Шолохова в жизни существует одна ключевая ценность – добро. И добро нельзя игнорировать. Кто виноват в войне, жестокости, насилии, смертях? Автор дает однозначный ответ: только сам человек.
Природа
Шолохов использует уникальный прием – вставки красивейших описаний окружающей среды. Создается впечатление, что автор делает это невзначай. Природа противопоставляется суетливому обществу.
Писатель представляет сообщества людей жестокими, неспособными к мирному решению проблем. Пейзажные зарисовки выполняют эстетическую функцию. Кроме того, гармония окружающей среды демонстрирует бесполезность, абсурдность войны, запустения. Искусственные смерти никому не нужны, но люди никак не могут извлечь уроков из истории.
Человеческое горе
Маленькое художественное пространство не помешало русскому литератору отобразить образ человеческих бед – в колоссальных масштабах. Писателю понадобилось всего два героя, чтобы столкнуть интересы семей и человечества в целом. В центре повествования – нравственная проблематика. Автор задается вопросом, в чем состоит справедливость общества и строя, где родные люди убивают друг друга.
Животные
Животные в шолоховском рассказе выступают в роли не столько образов, сколько символов. Старика-атамана писатель сравнивает с волком. И наоборот – в фигуре настоящего животного – волка – читатель узнает черты, характер старого белого командира. Бессознательно волк ассоциируется с чем-то неприятным, отрицательным. Волк – это одинокое, голодное, несчастное существо.
Жизнь сделала атамана жестоким, черствым, обозленным. В то же время, герой сопоставляется с коршуном. Птица ассоциируется с такими чертами, как смелость, сила. Однако одновременно коршун – это стервятник, птица, поедающая трупы. Со стервятником отождествляется душа старого казака. Герой убивает сына, «нехотя» приводя к гибели и себя. Атаман покидает этот мир, а птица растворяется в небе. Серость неба наталкивает на мысль о разрушенном, суетном и скованном мире.
Роль персонажей «Донских рассказов»
Герои шолоховского произведения исполняют конкретную функцию – демонстрацию трагедий гражданской распри. Отдельные человеческие судьбы помогают автору раскрыть драму внутрисемейных отношений во время войны.
Отец и сын оказываются на разных сторонах «фронта». Молодежь поддерживает красных, а старое поколение – белое движение. Молодых и старых людей роднит одно – тотальная усталость от войны.
Два центральных персонажа противостоят друг другу. У каждого героя своя правда. Писатель рассказывает о судьбе Николая Кошевого и его отца – казачьего атамана. Читатели узнают детали прошлого и настоящего героев. Знакомство с каждым действующим лицом начинается бытовыми, пейзажными зарисовками.
Отношения отца и сына
В основе «Родинки» лежит простой сюжет: старый казак случайно убивает собственного сына. Возникает вопрос, почему же старик не узнал родную кровь. Автор объясняет: герои произведения занимали разные стороны в гражданской войне. Судьба разбросала родных людей по вражеским лагерям. Николай – красный командир – рос без отца. Юноша прожил тяжелую жизнь: папа пропал во время войны с немцами, мать погибла. Николка был сиротой. До пятнадцатилетнего возраста Николай перебивался случайными работами, кое-как добывал деньги на жизнь. Потом судьба свела мальчишку с красным движением. Спустя три года юноша становится эскадронным командиром.
«Тихий Дон» Михаила Шолохова ученые относят к эпохе литературного соцреализма. Произведение можно назвать одним из лучших в жанре романа-эпопеи. Предлагаем читателям ознакомиться с его кратким содержанием
С одной стороны, вина за убийство лежит на старике-атамане. Но с другой стороны, и юноша пытался убить своего белого врага. Автор делает вывод, что перекладывать грех за убийство на какого-то одного человека неправильно, несправедливо. Товарищи отзывались о Николае как о бывалом, рискованном воине, без труда уничтожающем банды и эскадроны. То есть герой не раз убивал. Но вот настал момент, когда душа Николая возжелала покоя и мира. Юноша задумал покончить с убийствами, начать нормальную жизнь, учиться, работать. Однако сил отказать красным товарищам в боевой поддержке у героя не хватило.
Далее рассмотрим каждый образ детальнее.
Фигура сына
На момент событий рассказа Николаю исполнилось восемнадцать. Юноша рано познал горе, утратив обоих родителей. На войне герой находится третий год. За это время бои надоели Николаю, юноша хочет мирной жизни. От прошлого почти ничего не осталось, кроме воспоминаний и родинки. Точно такая же родинка была у отца Николая. Этот знак символизирует связь между поколениями. Характер героя – молодой, горячий – постоянно толкает юношу на рискованные операции. Писатель сравнивает персонажа с птицей или совсем молодым животным. Кажется, что у юнца вся жизнь только впереди.
Фигура отца
Литератор описывает непростую судьбу старика-атамана. Вот уже седьмой год как герой не видит родного края и семьи. Сердце белого командира стало черствым. От внутреннего мира героя остались одни развалины. Автор передает трагичность судьбы героя с помощью ярких метафор. Горе атаман топит в бутылке. Старик редко трезвеет. В итоге, после страшной кульминации и убийства сына, атаман кончает с жизнью.
Фигура мельника
Второстепенный герой шолоховского произведения – мельник по имени Лукич. Старик – от безысходности – дает красноармейцам наводку на врагов. Сперва мельник столкнулся со старым белым атаманом. Герой угрожал крестьянину расправой, требуя провизии для солдат. Лукич не хотел расставаться с нажитым имуществом. Поэтому мельник пошел искать справедливости у красных. Сам того не зная, герой приблизил трагическую развязку рассказа.
Сюжет «Родинки»
Идея «Донских рассказов» своеобразно раскрывается в «Родинке». Критики признают этот рассказ чуть ли не самым проникновенным произведением из шолоховского цикла. Автор описывает убийство красного командира белым атаманом. Командир умирает от удара шашкой. После расправы атаман снял сапоги с мертвеца: обувь – дорогое удовольствие в то время. Внезапно враг заметил на ноге своей жертвы знак – родинку довольно крупного размера. Оказывается, что такая же родинка имеется и у атамана.
В основе произведения Михаила Шолохова «Судьба человека» – реальные события. После войны в 1946 году автор случайно познакомился с Андреем Соколовым и его сыном. Произошедшее с Соколовым во время Великой Отечественной войны стало основой сюжета рассказа. Предлагаем читателям узнать, что было дальше, ознакомившись с описанием произведения
В этот момент атаман узнает в убитом собственного сына. Старого казака охватывает неземная, невыносимая печаль: атаман убил родную душу. Белый атаман не выдерживает греха и стреляет себе в рот. Шолохов демонстрирует, что война несет только смерть: гибель настигает людей разными способами.
Композиция рассказа
Шолохов очень логично строит свое произведение. В «Родинке» насчитывается шесть частей. Начало каждого фрагмента – это описание пейзажей. С помощью такого приема, автора раскрывает для своей аудитории красоты Дона. В этом тексте, как и во многих других, писатель не оставляет без внимания фон, на котором развертывается сюжет «Родинки».
Шолохов разворачивает действия произведения в двух плоскостях:
- Внешний сюжет: в рамках этого плана писатель познакомил читателей с героями рассказа (Николаем, красноармейцами, белым движением, стариком-атаманом, мельником);
- Внутренний сюжет: автор рассуждает о нравственной проблеме описанной ситуации, переживаниях героев, неоправданных мечтах, роли судьбы в жизни людей.
Моральная дилемма «Родинки»
Мнимая простота шолоховского произведения, тем не менее, не может скрыть глубокий смысл этого рассказа. Речь автора отличается лаконизмом. В тексте наблюдается недосказанность. Писатель апеллирует к интуиции, эмпатии читателей. Главная мысль – боль и несчастья, которые приносит война. Шолохов своеобразно трактует категорический императив, о котором пишет немецкий философ Иммануил Кант.
В первый ли раз старик-атаман убивает врага? Однозначно нет. Автор ставит латентный вопрос: а задумывался ли белый солдат раньше о грехе, который берет на себя? Убийство чужого человека не вызывало в герое мысль убить и себя за это. Чужая кровь не трогает так, как родная, своя. Так, внезапно в шолоховском произведении всплывает гениальная догадка – тайна мира и спокойствия. В чем эта тайна состоит? Ответ такой: если человек будет видеть в другом человеке родную душу, то на земле настанет мир. Почему люди не относятся к чужим так, как к собственным детям, любимым, родственникам? Автор оставляет ответ на этот вопрос за читателями.
Анализ произведения ” Родинка”
Произведение «Родинка» написано в 1924 году, своеобразным языком, в котором присутствует стиль Михаила Шолохова. Главные в рассказе два главных персонажа. Каждого герой в собственной правде живет. З эту правду и сражаются друг с другом. Красный командир и казачий атаман. Почему героев ничего не связывает. Автор рассказывает о жизненных рассказах, делая акцент на главные событиях. Изначально писатель знакомит с героями через бытовые и пейзажные зарисовки. Писатель делает акцент на то, что окружает персонажей. Шолохов показывает страшный характер Гражданской войны, которая разрушает даже родственные связи, с этой целью главными героями этого рассказа сделал командира красного эскадрона молодого Николка и старого атамана принявшего сторону белых.
Старый казак убивает в бою молодого, но по родинке узнает в герое собственного сына. Происходит разрушение родственных связей. Показав такую развязку, автор стремился продемонстрировать страшный характер смуты, постигшей страну. Рассказ учит тому, что Гражданская война – это тяжёлое испытание для людей, заставляет проявлять жестокость, к которой, не склонны герои. Война забрала у них физические и моральные силы.
Цитаты из книги ” Родинка”.
…От отца Николка унаследовал любовь к лошадям, неизмеримую отвагу и родинку, такую же, как у отца, величиной с голубиное яйцо, на левой ноге, выше щиколотки.
…Плечист Николка, не по летам выглядит. Старят его глаза в морщинках лучистых п спина, по-стариковски сутулая,- мальчишка ведь, пацаненок, куга зеленая.
…Бородатые станичники на суглинке, по песчаным буграм, возле левад засевают клинышками жито.
…Казак Николкин отец, а по отцу и он – казак.
…Я-то при чем, что не успел приходскую школу окончить? Чудак он… А тут банда… Опять кровь, а я уж умерялся так жить… Опостылело все…”
Краткое содержание Шолохов Родинка
Произведение “Родинка” написано о молодом восемнадцатилетнем атамане Николае Кошевом. Николка – сирота. Николая отец пропал сражения во время германской войны, а мать умерла. Главный герой в пятнадцать лет работал по найму, где придется, но потом ушел с проходящим красноармейским полком на Врангеля. Так Николая воевал. Николаю досталось наследство от отца неукротимая смелость и родинка на ноге с размером в как голубиное яйцо. Главный герой произведения был сильно храбрым мужчиной, солдаты относились к нему уважительно потому как почти без потерь ликвидировал две банды. Николай водил полгода в атаку эскадрон, при этом не уступал в мастерстве опытным воякам. Герой стыдился собственного возраста когда заполнял анкеты,часто нервничал когда видел вопрос о возрасте, так хотел выглядеть внешне постарше и быть опытней. Парень часто стал задумываться о том, что пора бросить уже воевать и поехать учиться в город.
Такая жизнь как у него надоела парню, на смерти и кровь не было никаких сил смотреть. Но задуманное Николай не успел осуществить. Из столицы пришло письмо от председателя, в котором просит решить проблему с бандой, занявшей совхоз Грушинский.
Николай с собственным эскадроном скоропостижно отправляется в Сальский округ на поиски разбойников. Старый атаман, который глава банды в это время попадает на мельницу и встречает старика Лукича. Этот атаман суровый человек, который был в германском плену, прошел Врангель и Константинополь, так мужчина отсидел в лагере за колючей проволокой. Атаман руководит такими же бывшими военными, которые знают толк в боевых делах. Казаки много пьют, ведут себя некультурно. Главарь уговаривает сторожа присягать на верность, есть в доказательство землю, а зерно, собранное совхозом, скармливает лошадям. Лукич пробирается в хутор в то время когда банда напивается и засыпает, там и попадает к красному расположению. Там героя приводят к Кошевому, и старик говорит Николаю о том, что банда расположилась на мельнице.
Молодой атаман ведет собственный эскадрон в атаку, по дороге раздавая им приказы и объясняет плане наступления. Главарь разметил во время боя на Николая груди некий бинокль, и осознает что это не обыкновенный солдат. Старый атаман также заметил молодой возраст Николая, и мысленно жалеет юношу, что парень такой молодой, старик считает что Николай неопытный.
Выстрелом атаман сбивает лошадь, а затем, подскочив верхом, шашкой убивает и самого Николку. Затем бандит спускается, чтобы забрать у него бинокль и новые сапоги. Правый сапог снялся легко, а левый застрял и снялся вместе с чулком. Атаман заметил необыкновенную родинку выше щиколотки, точно такую же, как у него, и понял, что убил собственного сына. Старик начал о содеянном обнимает парня трясет чтобы очнулся, но Николка был уже мертв. После отец вставил себе в рот оружие маузера и выстрелил.
Этот рассказ учит читателей ценить жизнь, понимать, сколько горя может причинить война, сколько семей может пострадать, воюя по разные стороны баррикад.
Анализ рассказа «Родинка» М. Шолохова
Все материалы с раздела: Сочинения по русской литературе (каталог тем)
Анализ рассказа «Родинка» М. Шолохова.
История создания
Рассказ Михаила Шолохова «Родинка» был опубликован в 1924 году в газете «Молодой ленинец». Позднее он вошел в его сборник «Донские рассказы».
Сюжет, герои
События рассказа происходят во время Гражданской войны, на берегах любимой Шолоховым великой реки Дона,
В произведении 2 главных героя. Это молодой командир красных Николка Кошевой и пожилой казачий атаман, предводитель банды.
Николке Кошевому всего 18 лет, с 15 лет он на войне. Его отец давно пропал, а мать умерла. От отца ему досталась родинка, символ родства. Николка был молод, храбр, горяч.
Атаман – немолодой, уставший от войны человек, с ожесточившейся душой. Он и члены его банды вечно пьяные, обозленные люди.
Отряд красных сражается с бандой, и в жестоком бою встречаются отец и сын. В поединке, являющемся кульминацией рассказа, отец убивает своего единственного сына. Он узнает его по родинке на ноге. Не выдержав такого горя, атаман убивает себя.
Тематика
В рассказе поднимается писателем тема Гражданской войны, начавшейся в России в 1918 году. Шолохов показывает всю трагическую сущность, жестокость войны внутри страны, заставившей пойти отца на сына, брата на брата. Также в рассказе поднимаются темы патриотизма, семьи, нерушимости и святости семейных уз.
Основная мысль
Основная мысль рассказа заключается в понимании того, что гражданская война является трагедией для всей страны. Эту ее сторону Шолохов показывает на примере одной семьи Кошевых. Автор считает, что в мире не должно быть войн и кровопролитных противостояний.
Изобразительно-выразительные средства
В произведении Шолохов употребляет самобытную выразительную речь, украшая ее яркими фольклорными образами. Особыми средствами выразительности в рассказе являются образы животных-символов. Например, атамана автор сравнивает с волком, с коршуном, в последних строках со стервятником. Николку тоже сравнивает с птицей.
В тексте автор употребляет метафоры, сравнения, олицетворения, эпитеты.
Также Шолохов для создания эмоциональной речи использует слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами – «Сынок!.. Николушка!.. Кровинушка моя!»
Рекомендуем также ознакомиться:
- Все материалы с раздела: Сочинения по русской литературе (каталог тем)
Характеристика главных героев
Основная тема шолоховского произведения — изображение Гражданской войны на Дону. Известно, что рассказ «Родинка» был написан в 1924 году, а потом вошёл в цикл «Донские рассказы».
Школьники всегда читают «Родинка» Шолохова с удовольствием, так как сюжет позволяет лучше понять исторические события, которые происходили в стране. К главным героям рассказа можно отнести следующих персонажей:
- Кошевой;
- Атаман.
Николке Кошевому всего 18 лет, но он уже командует эскадроном. А вот атаманом банды белогвардейцев, который сражается с Красными, является отец Николки, который пропал ещё в германскую войну, и 7 лет о нём не было ничего не известно его семье.
Для лучшего понимания авторского замысла есть и другие персонажи:
- Лукич;
- взводный;
- военком;
- провожатый;
- нарочный;
- хозяйка.
Лукич помог красноармейцам, рассказав, где находится банда. С остальными героями читатель встречается лишь только в небольших эпизодах.
Краткое содержание
За столом сидит Николка Кошевой, который заполняет анкету. Ему всего лишь 18 лет, но он уже командует красным эскадроном. Николка в этой анкете указывает о себе, что не только состоит в комсомоле, но и землероб. Герой крепок и широкоплеч, и выглядит намного старше своих лет. Возраст ему прибавляют глаза, рядом с которыми уже появились морщинки.
Несмотря на столь юный возраст красного командира, он уже смог ликвидировать 2 банды, а также постоянно участвовал в сражениях и боях, в которых смог проявить себя как мужественные и храбрый воин. Удалой и отважный казак Николка Кошевой почти не помнил своего отца. Известно было лишь, что в германскую войну тот пропал, а вскоре и мать юноши умерла.
Тяжело пришлось герою, ведь остался он после смерти матери совсем один, поэтому нанимался батрачить, пока не примкнул к красному полку. Унаследовал главный герой от отца крупную родинку на левой ноге да любовь к лошадям.
Остановился основной персонаж в доме прямо возле Тихого Дона. Однажды рано утром вдруг появился взводный, который сообщил, что банда уже заняла совхоз Грушинский. Вскоре прискакал ещё и нарочный, который долго был в пути, чтобы передать Кошевому приказ, что он должен прибыть на подмогу.
Николка стал собираться и его мысли перескочили на то, что ему уже так надоело жить, ведь он хочет учиться, а пока вынужден лишь только сражаться с бандами. Но ничего изменить он не мог, поэтому должен был исполнять приказ.
Отряд Кошевого и атаман
Уже три дня банда пыталась уйти от преследования отряда, который возглавлял молодой командир Кошевой. Отряд бандитов состоял из 50 казаков, которые были недовольны властью Советов. И хотя народ в банде был бывалый, но почему-то на этот раз сильно нервничал атаман и постоянно поглядывал на дорогу.
Главарь бандитов не бывал в этих краях давно, хотя это и была его родина. Сначала он был в германском плену, потом Врангель и колючая лагерная проволока. Приходилось даже прятаться на Кубани в камышах. За время скитаний и лишений у этого атамана зачерствела душа, но как только он оказался на родине, появилась в ней какая-то непонятная боль.
Во дворе мельника неожиданно появляются двое конных, среди которых был и атаман. Он рассказал Лукичу, что они красный отряд и пытается узнать обстановку. Когда же понимает, что вокруг всё спокойно, признает, что борется против красных и требует от мельника, чтобы тот отдал его банде всё зерно, которое у него было. Но Лукичу жалко запасов, так как он собирал его по крохам. Но атаман угрожает ему расправой, и мельник подчиняется.
Встреча сына и отца
Как только начало светать, Лукич отправляется на хутор, где остановились красноармейцы. Он собирался пожаловаться на бандитов, которые забрали все его зерно. Также сообщает он Николке, что банда всё ещё находится на его мельнице, продолжая кутёж. Кошевой тут же отдаёт приказ седлать лошадей.
На мельнице завязывается перестрелка. Атаман замечает, как на него скачет юный командир, размахивая шашкой. Он прицеливается и стреляет. Когда же раненая лошадь упала, Николка схватил маузер и сразу же рванулся опять к атаману. Тот выждал, пока у молодого командира закончится вся обойма и рубит его шашкой.
Затем атаман решает снять с мёртвого комиссара хромовые сапоги да забрать бинокль. Стягивая обувь, он увидел у Николки родинку, которая была чуть выше щиколотки. Она была очень знакома атаману, ведь он убил своего единственного сына. Поняв это, он из маузера выстрелил себе в рот.
Пересказ для читательского дневника
На уроках литературы в классе можно с учениками читать рассказ Шолохов «Родинка», а затем его анализировать. В читательский дневник лучше всего записать краткий пересказ по главам. Обычно бывает несколько предложений или можно составить такой план:
- Описание жизни и внешности Николки.
- Сообщение, что нужна помощь для боя с бандой.
- Воспоминания атамана банды.
- Встреча мельника Лукича с атаманом.
- Лукич отправляется к Кошевому.
- Гибель сына и отца.
Можно в читательском дневнике описать и какой-то запомнившийся эпизод, но не более пяти-шести предложений. Также можно ещё и включить описание героев, особенно главных.
Художественные детали
В своём произведении Михаил Шолохов использует разговорную речь, которая придаёт всему рассказу особую выразительность. Чтобы усилить трагизм, автор обращается и к фольклорным образам. При описании атамана 3 раза упоминается волк, который идёт вперёд. Как известно, у народа — это жалкое и голодное животное, который одинок всегда. Это и есть старый атаман. Душа героя истерзана и устала, поэтому он так несчастлив.
Анализ рассказа
Гражданская война принесла много боли и потерь семьям, где брат мог воевать против брата, а сын против отца. Врагами становились люди, которые совсем недавно были ещё родными и вместе делили один кусок хлеба. Война, страшная и ужасающая, предстаёт и в шолоховском цикле «Донские рассказы». Все произведения объединены не только общим местом действия, но и смертью близких людей, которые стояли по разным сторонам.
При анализе произведения можно заметить, что автор не даёт никаких комментариев, а просто описывает события, позволяя своему читателю разбираться самостоятельно в том, как к этому относиться. В рассказе «Родинка» писатель параллельно показывает жизнь молодого командира Николая Кошевого, которому только 18, но он уже устал от смерти и постоянных битв, а ведь ему хочется учиться. И тут же показана судьба атамана банды, который совершенно одинок и многое пережил и устал душой. Он мечтает стать за плуг, вернуться в семью, а вместо этого ему приходится воевать.
Находясь в родных краях, он постоянно чувствует какую-то непонятную боль в душе и невозможно её ничем забить и залить. Но при этом он же, знающий какой дорогой ценой достаётся зерно, останавливаясь на ночлег у мельника, забирает у него все зерновые запасы для своих лошадей, а затем и самого Лукича заставляет есть землю, чтобы доказать, что он не помогает красным.
Но всё-таки Лукич ночью от этой банды бывших белогвардейцев сбегает. Он отправляется к Кошевому, чтобы всё ему рассказать. И лишь после этого наступает кульминация шолоховского произведения, когда Николка вместе со своим отрядом настигает банду, но получается так, что он остаётся наедине с атаманом. Эта схватка чем-то напоминает дуэль, так как главарь банды — человек опытный и понимает, как нужно действовать в таком бою.
И первая пуля атамана не убивает Николку, а лишь только ранит лошадь. И тогда опытный главарь решает поступить по-хитрому. Он ждал сначала, когда красный командир расстреляет всю обойму и сам никаких ударов не наносил. А затем неожиданно, словно коршун, налетел на восемнадцатилетнего юношу и шашкой махнул. Достаточно было одного удара, чтобы Николка умер.
Народная трагедия
Отец, не желая того, даже не ведая, убивает собственного сына. А когда он видит родимое пятно, такое же, как у него, он убивается, пытаясь вернуть его к жизни, называя ласковыми словами и целуя мёртвое тело. А когда через время он всё-таки осознаёт, что сын мёртв, он ничем не может ему помочь и он сам его убил, то поцеловав уже холодное тело Николушки, выстрелил себе в рот из маузера.
И лишь только на примере одной семьи Кошевых известный писатель Михаил Шолохов показывает, что Гражданская война стала трагедией для всего народа. Ведь невозможно найти виноватых в том, что так сложились обстоятельства, почему отец убил сына. Но задавая вопросы, кто же виноват в смерти сыновей, и какая же такая огромная сила заставляет вчерашних братьев становится врагами, автор не даёт ответов. Он просто даёт возможность читателю самому поразмышлять.
- Сочинения
- По литературе
- Шолохов
- Анализ рассказа Родинка
Анализ произведения Шолохова Родинка
В произведении, написанном в 1924 году и положившем началу циклу «Донских рассказов», автор показал свое отношение к трагическим событиям, которые пришлось пережить ему и всей стране.
Шолохов стремился показать страшный характер Гражданской войны, разрушающей даже родственные связи, с этой целью главными героями рассказа он сделал командира красного эскадрона молодого Николку и старого казачьего атамана, принявшего сторону белых.
Старый казак убивает в бою молодого, но по большой родинке узнает в нем своего сына. Показав такую развязку, писатель стремился продемонстрировать страшный характер смуты, постигшей страну.
Показательно, что и отец, узнав, что он убил своего сына, тут же кончает с собой. Автор не стремился демонизировать белых, его целью было показать психологическое состояние героев. Николка устал от войны, он хочет учиться, то есть развиваться и строить свою жизнь.
Атаман также, хотя и продолжает вести борьбу, понимая ее безнадежный характер, и огрубел душой, все же чувствует всю ненормальность положения, в котором он оказался. Он не был садистом, получившим возможность убивать, а, скорее, жертвой обстоятельств, приведший его в отряд, который теперь превратился в банду. Автор подчеркивает это самоубийством старого казака, который все же остался человеком и не смог продолжать жить после этого.
Шолохов вводит в свое произведение ностальгические воспоминания молодого красного казака о мирной жизни, показывает в них и его отца неплохим человеком. Именно он научил будущего молодого командира эскадрона Красной Армии любви к лошадям, смелости и выносливости. Это должно продемонстрировать неестественность ситуации, в которой оказались герои, показать, что виновен не старый атаман, а в гораздо большей степени, смута, охватившая страну.
Конечно, Шолохов, стоявший на стороне красных, показывает их в лучшем свете. Намеком на это служит молодость Николки, хотя автор и подчеркивает, что постоянное участие в боевых действиях сделало его человеком, уставшим от жизни. Его отец принадлежит к старому миру, который неизбежно должен уйти в небытие. Однако политические симпатии писателя не умаляют художественные достоинства произведения.
Рассказ учит тому, что Гражданская война – это страшное испытание для людей, заставляющая их проявлять жестокость, к которой они, в принципе, не склонны, она противна человеческой природе.
Вариант 2
Рассказ Шолохова «Родинка» о казачестве. О тех лихих временах, когда воевали против красных, когда земля особо не радовала урожаем. Действие происходит близ реки Дон.
Автор описывает главного героя почти как старика. Много повидал командир эскадрона Кошевой Николай. Николка широкоплечий парень, молодой, но его глаза в морщинах и спина сутулая. Командиру эскадрона всего лишь восемнадцать лет. Многие в эскадроне подсмеиваются над ним. Мол парнишка еще, молодой, зеленый. Но с Николаем все готов идти в бой, так, как только он может без потерь уничтожить две банды и водить эскадрон в битвы и сражения, как профессионал.
Кошевой Николай стыдится своего возраста. Но что поделаешь? Отец Кошевого казак. Он попал в германскую войну, да и пропал. Ни слуху, ни духу родного отца. Мама Николая умерла. Так и стал Николка не учиться, а зарабатывать себе на пропитание, на существование. Была одна особенность у Кошевого в виде родинки на левой ноге, выше щиколотки. Размером та родинка была примерно с голубиное яйцо.
Однажды на двор, где жил Николай приехал гонец и сказал, что из Сальского округа свора казаков пришла. Захватила Грушинский совхоз. Просят Николая прибыть с эскадроном на помощь против недруга. Кошевой не отказывается и берется помогать.
В произведении «Родинка» автор очень тщательно описывает атаманов и казацкую жизнь. Шолохов рассказывает о природе так, что читая его рассказ, как будто оказываешься там и чувствуешь полную свободу. По этим самым просторам и скакал атаман. Он был очень сильно пьян. С тех пор, как попал в германский плен, потом Врангель, потом в Константинополь, так и пьет по-черному. Но сердце атамана почувствовало, что на родной земле. Доскакал он вместе с остальными казаками до совхоза. Местного деда разбудил и заставил ему в верности поклясться, при этом, чтобы дед землю ел.
Тогда Лукич решил просить помощи у Николая Кошевого. Добрался до него через лес. Николка не отказал. Решил помочь простому мужику.
Как только рассвело, сразу эскадрон Николая пошел в атаку. Но казаки ловко отбивали атаки эскадрона Кошевого. Тогда лицом к лицу столкнулись в битве атаман и Николка. Обстреливались атаман и Николай. Атаману было интересно с Николкой, так как юноша был достойным противником. Но все-таки опыт и года взяли свое. Атаману удалось убить Николая.
После этого вожак решил снять сапоги с мертвого тела. Как только он поднял штанину на левой ноге вверх, то увидел родинку. И тут все стало на свои места. Атаман осознал, что убил родного сына. Обнял мужчина тело, начал трясти его. Но Николай так и не ответил отцу. Тогда атаман поцеловал руки сына и застрелился сам.
Рассказ Михаила Александровича Шолохова – это наглядный пример того, что человек не может предугадать все повороты судьбы. Произведение о том, что судьба порой бывает жестока к нам и нашим близким, а порой одаривает счастьем. Атаман не знал, что случилось с его сыном. Он пробыл в плену очень много лет, скитался по городам, участвовал в непонятных боях. Также и Николай. После того, как матери не стало, а отец исчез, учился жить и добывался себе на еду деньги любыми способами. И так случилось, что отец и сын встретились на поле боя. Причем столкнулись в схватке лицом к лицу, не зная, что пытаются убить родного человека.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ рассказа Родинка
Популярные сегодня темы
- Сочинение на тему Рыбалка
В моей жизни много любимых занятий, но больше всего мне нравится ездить на рыбалку. Как-то раз мы с папой на выходные дни отправились рыбачить. Взяв необходимое снаряжение, отправились рано утром в субботу на Каму
- Отзыв о поэме Твардовского Василий Теркин
Поэма Александра Трифоновича Твардовского «Василий Теркин» была написана в самый разгар Великой отечественной войны и пронесена как знамя победы через все лишения народа.
- План рассказа Хорошее Осеевой 2 класс
Проснувшись утром, Юра сразу посмотрел в окно. Солнце светило ярко. День начинался чудесно. Настроение было отличное. И вдруг парнишке захотелось самому сделать что-нибудь хорошее. Например
- Что значит «принести мечту в жертву» чему-либо? Итоговое сочинение
Это очень сложное решение и в основном его люди принимают под тяжестью обстоятельств и если их вынуждают другие люди. В основном человек стремиться, во что бы то ни стало исполнить свою мечту.
- Сочинение на тему Взаимоотношения людей
Коммуникации в современном обществе существуют в самых разных формах, но самая главная из них – это социальные общение. Иметь возможность обмениваться информацией, делиться опытом, давать советы или же просто
Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!
/ Сочинения / Шолохов М.А. / Разное / Анализ рассказа М. Шолохова «Родинка»
Анализ рассказа М. Шолохова «Родинка»
Рассказ М. Шолохова «Родинка» входит в цикл «Донские рассказы», впервые был опубликован в газете «Молодой ленинец» в 1924 году. С него, собственно, и начинается творческая биография Шолохова. Тема гражданской войны, актуальная в то время, в этом рассказе проливает свет на ещё одну её трагическую сторону, показывая всю жестокость и нелепость. «Родинка» написана узнаваемым, своеобразным по стилистике «шолоховским» языком.
В рассказе два главных героя, таких разных, сражающихся против друг друга, каждый за свою правду. Это красный командир Николка Кошевой и старый казачий атаман. Автор повествует читателю историю их судеб, рассказывая о прошлом и настоящем. Интересно, что знакомство начинается с бытовых, пейзажных зарисовок того, что окружает героев.
«На столе гильзы патронные, пахнущие сгоревшим порохом, баранья кость, полевая карта, сводка, уздечка наборная с душком лошадиного пота, краюха хлеба» — это хата, где квартирует Николка. Она стоит над Доном: «Из окон видно зеленое расплескавшееся Обдонье и вороненую сталь воды». Третья часть начинается с такого описания: «По кочковатому летнику, по колеям, ветрами облизанным, мышастый придорожник кучерявится, лебеда и пышатки густо и махровито лопушатся».
Через эту местность ведет атаман свою банду. Обе зарисовки далеки от эстетического идеала, помогают передать запустение, будни никому не нужной войны.
Молодому командиру всего восемнадцать лет. Его детство – детство обычного ребенка, но он рано узнал горечь утраты: пропал отец, умерла мать. Он уже три года воюет, и война успела ему надоесть. Единственное, что связывает героя с прошлым – воспоминания и такая же, как у отца, «величиной с голубиное яйцо, на левой ноге, выше щиколотки» родинка – символ родства, связи поколений. Николка молод, смел и горяч, «раскрылатившись, скачет один и шашкой помахивает». В этих строках он сравнивается с молодой птицей, в то же время, он «неук, сосунок», ( как жеребенок), вся жизнь впереди.
Другой главный персонаж — атаман. Шолохов показывает его нелегкую военную судьбу. «Семь лет не видал атаман родных куреней», его душа зачерствела. Всю трагичность этого помогает передать метафора: «следы раздвоенных бычачьих копыт возле музги», с которыми автор сравнивает внутренний мир атамана. Поэтому атаман ни дня не бывает трезвым, все кучера и пулеметчики пьяно кособочатся на рессорных тачанках.
Большое значение в рассказе имеют образы животных-символов, созданные автором. Атаман сравнивается с волком: «…ведет атаман банду…как набедившийся волк». А потом уже в образе живого волка мы видим образ атамана: «Из бурелома на бугор выскочил волк, репьями увешанный. Прислушался, угнув голову вперед…Постоял волк и не спеша, вперевалку, потянул в лог, в заросли пожелтевшей нескошеной куги…». Волк – существо неприятное, отрицательное, но, в то же время, в менталитете русского человека сложился образ одинокого, голодного и поэтому несчастного волка.
Также зол, обозлен и несчастен атаман. Другое сравнение помогает лучше понять его :«…поводья пустил и налетел коршуном». С одной стороны, коршун – смелая, сильная птица, но в последних строках рассказа Шолохов называет эту птицу стервятником. Здесь использована метафора: стервятник – это душа атамана, которая «нехотя» покидает мертвое тело. Птица тает «в сереньком, по-осеннему бесцветном небе», то есть в этом разрушенном и скучном мире.
Оба героя устали от войны. Николки мечтает пойти учиться, закаменевшая душа атамана тоскует по земле.
Старый мельник Лукич, как рука судьбы, сводит вместе два отряда. И вот в бою встречаются, полные ненавистью друг к другу, отец и сын, не зная, с кем на самом деле они сражаются. Жестокий бой – кульминация рассказа. «У опушки отчаянно застучал пулемет, а те, на шляху, быстро, как на учении, лавой рассыпалась». Самый «горячий» эпизод — бой один на один.
По биноклю, метавшемуся на груди, по бурке догадался атаман, что не простой красноармеец скачет, а командир. Николка смело нападает на атамана и падает под ударом его шашки. Драматичное противостояние красных и белых оборачивается семейной трагедией: отец убивает сына. Оказываются разрушены самые святые узы семьи. Вновь появляется символ кровных уз – родинка на теперь уже мертвой ноге Николки. Страшный крик увидевшего её атамана «Сынок!.. Николушка!.. Родной!.. Кровинушка моя…»- главные слова в рассказе. Атаман убивает себя. Самое страшное, что виновник их смерти, другая война — германская. Ведь если бы отец не ушел на фронт, может быть, и не оказались они по разные стороны, и может быть, не случилось бы этой трагедии.
Огромное горе всей страны, гражданская война, в рассказе сводится к трагедии конкретной семьи, становясь при этом более понятным и страшным.
Нет ничего более святого, чем любовь родителей и детей. Автор в рассказе не встаёт ни на сторону красных, ни на сторону белых. Он выступает за мир, лишенный бессмысленного противостояния.
0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
/ Сочинения / Шолохов М.А. / Разное / Анализ рассказа М. Шолохова «Родинка»
Слайд 1
РАССКАЗ М.А.ШОЛОХОВА «РОДИНКА».
Слайд 2
Двадцатые годы в изображении Шолохова – это время, необратимо расколовшее русский мир; это эпоха великого горя народного. Т.Р.Гавриш
Слайд 3
В рассказе » Родинка » трагедия раскрывается не в социально-классовом плане, а в общечеловеческом, она во многом случайна: отец не знает, что гонится за сыном.
Слайд 4
ЭПИЗОД ИЗ РАССКАЗА «РОДИНКА».
Слайд 5
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАССКАЗА. На столе валяются патроны, баранья кость, полевая карта, сводка, уздечка, краюха хлеба. За столом сидит Николка Кошевой, командир эскадрона, он заполняет анкету. «Шершавый лист скупо рассказывает: Кошевой Николай. Командир эскадрона. Землероб. Член РКСМ, возраст — 18 лет». По виду зелёный мальчишка, но сумел почти без урона ликвидировать две банды и полгода водил эскадрон в бои и схватки не хуже любого старого командира. Николка ненавидит свой возраст, стыдится его. Отец Николки — казак, и сам Николка тоже казак. Он вспоминает, как лет в пять-шесть сажал его отец на коня, приучал к верховой езде. В «германскую» отец сгинул. Мать умерла. От отца Николка унаследовал любовь к лошадям, неимоверную отвагу и родинку с голубиное яйцо на левой ноге выше щиколотки. В пятнадцать лет Николка ушёл с красными на Врангеля. Квартирует Николка в хате, стоящей над самым Доном. Утром он вышел во двор и лёг в росистую траву. За ним пришёл казак и доложил, что прибыл нарочный, сообщивший о новой банде из Сальского округа, уже занявшей Грушинский совхоз. Нарочный скакал сорок вёрст без отдыху, загнал насмерть лошадь. Николка прочитал приказ ехать на подмогу. Он стал собираться, думая, что не мешало бы поучиться где-нибудь, а тут банда объявилась .
Слайд 6
ТРОЕ СУТОК УХОДИТ БАНДА ОТ ПРЕСЛЕДОВАНИЯ ОТРЯДА НИКОЛКИ КОШЕВОГО. НАРОД В БАНДЕ БЫВАЛЫЙ, УХОДИТ ПО-ВОЛЧЬИ. АТАМАН ПЬЯН, ДА И ВСЕ КУЧЕРА И ПУЛЕМЁТЧИКИ ПЬЯНЫ. СЕМЬ ЛЕТ АТАМАН НЕ БЫЛ В РОДНЫХ КРАЯХ: СНАЧАЛА БЫЛ В ГЕРМАНСКОМ ПЛЕНУ, ПОТОМ У ВРАНГЕЛЯ, УШЁЛ В ТУРЕТЧИНУ, НО ЗАТЕМ ВОЗВРАТИЛСЯ С БАНДОЙ. «ВОТ ОНА, АТАМАНОВА ЖИЗНЬ, КОЛИ НАЗАД ЧЕРЕЗ ПЛЕЧО ОГЛЯНУТЬСЯ. ЗАЧЕРСТВЕЛА ДУША У НЕГО, КАК ЛЕТОМ В ЖАРЫНЬ ЧЕРСТВЕЮТ СЛЕДЫ В СТЕПИ… БОЛЬ ЧУДНАЯ И НЕПОНЯТНАЯ, ТОЧИТ ИЗНУТРИ, ТОШНОТОЙ НАЛИВАЕТ МУСКУЛЫ, И ЧУВСТВУЕТ АТАМАН: НЕ ЗАБЫТЬ ЕЁ И НЕ ЗАЛИТЬ ЛИХОМАНКУ НИКАКИМ САМОГОНОМ». ЗАРЁЮ СТУКНУЛИ ЗАМОРОЗКИ. МЕЛЬНИК ЛУКИЧ ПРИХВОРНУЛ, НА ПЧЕЛЬНИКЕ ОН ПРИЛЁГ ОТДОХНУТЬ; КОГДА ПРОСНУЛСЯ, ЕГО ОКЛИКНУЛИ ДВОЕ ВОЕННЫХ, ВЫЕХАВШИХ ИЗ ЛЕСУ. АТАМАН ПРИКИНУЛСЯ КРАСНЫМ И НАЧАЛ ВЫВЕДЫВАТЬ У МЕЛЬНИКА, НЕТ ЛИ ЧУЖИХ ПОБЛИЗОСТИ. ОН СПУСТИЛСЯ С КОНЯ И ПРИЗНАЛСЯ, ЧТО ЛИКВИДИРУЕТ КРАСНЫХ, ПОТОМ ПОТРЕБОВАЛ ЗЕРНА КОНЯМ. МЕЛЬНИКУ ЖАЛЬ ЗЕРНА, СОБИРАЕМОГО ПО КРОХАМ, НЕ ХОЧЕТСЯ ОТДАВАТЬ; АТАМАН ГРОЗИТСЯ ЕГО УБИТЬ ЗА ПОСОБНИЧЕСТВО КРАСНЫМ. СТАРИК ВАЛЯЛСЯ В НОГАХ, ПРОСИЛ ПОЩАДЫ. АТАМАН СМЕЯСЬ ПРОСТИЛ СТАРИКА. А ПОДЪЕХАВШИЕ БАНДИТЫ УЖЕ КОРМЯТ ЗЕРНОМ КОНЕЙ, ПРОСЫПАЯ ЗОЛОТЫЕ ЗЕРНА ПОД НОГИ.
Слайд 7
Сквозь туман на зорьке двинулся Лукич на хутор и попал на конного, который повёл его к командиру. Лукича ввели в хату к Николке. Мельник обрадовался, что попал к красным. Он припомнил Николке, как поил его недавно молоком, когда его отряд проезжал мимо мельницы. Мельник жалуется на бандитов, потравивших у него все зерно. Сообщает, что они до сих пор на мельнице, пьяные, спят. Николка приказывает седлать коней и напасть на банду, уже выступавшую по шляху (дороге). Атаман увидел скакавшего на него командира с шашкой, которого он определил по биноклю, висящему на груди молодого бойца. Атаман злобно прицелился и выстрелил. Лошадь под Николкой упала, а сам он, стреляя, бежал ближе к атаману. Атаман ждал, когда Николка расстреляет обойму, а потом коршуном налетел на парня. Он шашкой махнул, и обмякло тело Николки, сползло наземь. Атаман снял бинокль и хромовые сапоги с убитого. Сдёрнув с трудом сапоги вместе с носками, атаман увидел родинку. Он перевернул Николку к себе лицом и заплакал: «Сынок! Николушка! Родной! Кровинушка моя…» Атаман, поняв, что убил сына, достал револьвер и выстрелил себе в рот. А вечером, когда над перелеском замаячили конные, с лохматой головы атамана сорвался коршун-стервятник.
Слайд 8
Показывая, что охватившая Дон классовая борьба разрушает семейные устои, Шолохов изображает реальность как противоречащую норме человеческих отношений, и разрешает это противоречие между идеальным и реальным абсолютным отрицанием последнего.
Слайд 9
ОБРАЗ НИКОЛКИ КОШЕВОГО Командир эскадрона, хотя ему 18лет. Бесстрашный (так учил его отец) Плечист Николка, не по летам выглядит. Неизмеримая любовь к лошадям (от отца). Мечтает об учёбе. Родинка, такая же как у отца.
Слайд 10
ОБРАЗ АТАМАНА Семь лет не видал родных куреней. Пьёт, так как боль, чудная и непонятная, точит изнутри. Зачерствела душа. Внимательный. Сильный. Родинка величиной с голубиное яйцо, на левой ноге, выше щиколотки.
Слайд 11
ВЫВОД. Острая классовая борьба размежевала не только Дон, станицу, хутор, но и казачьи семьи. Отец и сын оказываются по разные стороны баррикады. Конфликт между красными и белыми уступает место конфликту – между нормами человеческой жизни и бесчеловечностью братоубийственной войны. Гражданская война для М.Шолохова — катастрофа, в которой рушатся человеческие связи. Здесь нет правых и виноватых, а значит, и не может быть победителей.