История создания рассказа васюткино озеро

Содержание

  1. Краткое содержание
  2. Смысл названия
  3. История создания

Виктор Астафьев — очень плодовитый писатель 20 века. За годы творчества он написал столько рассказов, романов и пьес, что собрание сочинений автора имеет объем 15 томов. «Васюткино озеро» — это рассказ, написанный им в 1952 году, но опубликованный лишь спустя 4 года, в 1956 году.

Краткое содержание

Васютка — главный персонаж истории, это маленький мальчик, который отправился на летнюю охоту вместе с отцом и его бригадой охотников. Однако в этот раз, вопреки привычным ожиданиям, охота была не слишком удачной — охотники не могли добыть дичь, а потому просто сидели целыми днями в домике. Васютке было скучно проводить весь день за учебниками и готовиться к школе, он каждый день гулял по лесу за орехами. Мальчик довольно хорошо ориентировался в лесу и всегда находил дорогу домой по примечательным шишечкам на деревьях.

Но однажды Васютка загулялся и сам не заметил, как оказался в незнакомой части леса, туда он забрел, потому что увидел глухаря, впервые за долгое время. Мальчику так хотелось порадовать отца и его бригаду, что он забыл об осторожности и погнался за птицей. Пристрелить глухаря он смог, а вот вернуться после этого по привычным знакам — нет.

Пять дней Васютка блуждал по лесу, почти отчаявшись вернуться домой. За это время он наткнулся на озеро, где было много рыбы. Однако к отцу мальчик все же вернулся, он смог найти дорогу от озера к реке, где встретил знакомого отца, едущего на лодке. Дядя Коляда на лодке и вернул Васютку в лагерь охотников. По возвращению Васютка рассказал охотникам про найденное озеро, куда они вскоре и отправились. В тот сезон они переключились на рыбную ловлю, а водоем стал носить название Васюткино озеро, так как нашел его главный герой истории.

Смысл названия

Для Васютки находка озера имела несколько значений. Во-первых, благодаря тому, что он смог выйти к озеру, он не погиб от голода, а занимался на нем ловлей рыбы и дичи, чем и питался несколько дней. Во-вторых, именно по нахождению озера он понял, где примерно находится, смог выйти к Енисею, откуда его и забрал друг отца — дядя Коляда. Отец мальчика, Григорий Шадрин, очень гордился своим сыном, ведь не зря озеро впоследствии было названо его именем, но старался не показывать своего особого расположения к сыну, чтобы тот не загордился. Однако Васютка все же считал, что это путешествие стало для него настоящим жизненным уроком, а само озеро — своеобразной наградой за пережитые испытания и способность не сдаваться в тяжелой ситуации.

Таким образом, данное название было выбрано автором по причине большого символического значения озера как для главного героя, мальчика, так и для всех окружающих.

История создания

Рассказ «Васюткино озеро» — одна из первых работ Виктора Астафьева. Изначально история существовала лишь как школьное сочинение, история, основой которой стала реальная ситуация из жизни самого писателя. Но позже сюжет приобрел художественную ценность и был опубликован в литературной газете, где работал одно время Виктор Астафьев.

Задание описать летний отдых Виктор получил в школе на уроке русского языка и литературы, тогда рассказ носил название «Жив». Мальчик и сам не ожидал, что его творение будет так высоко оценено учителем, но сразу опубликовать его возможности не было. Лишь спустя годы, после участия в войне и двух ранений, после того, как писатель устроился работать на железную дорогу и принял участие в создании местной литературной газеты, Виктор Астафьев вспоминает о сюжете и переписывает его, придавая оконченность произведению.

У Астафьева рано умерла мама, а отец, решив устроить семейную жизнь, женился на другой женщине и переехал. Так будущий писатель попадает в приют, где и знакомится с учителем русского языка и литературы, столь значительно повлиявшего на становление личности мальчика. Отец автора рассказа, действительно, был охотником, а потому мальчик не понаслышке знал все то, о чем пишет в школьном сочинении. Более того, кроме детального описания тайги, Астафьев взял из жизни и сюжет рассказа. Мальчик, заблудившийся в лесу — это сам автор «Васюткиного озера».

Отразились в рассказе и образы отца, и матери, и бабушки. В произведении он создает полную счастливую семью — образ того счастья, которое не получил в реальной жизни.

Сегодня
мы…

·                  
Пройдём по основным вехам биографии Виктора Петровича Астафьева.

·                  
Выясним, что оказало влияние на его творчество.

·                  
Узнаем об истории создания рассказа «Васюткино озеро».  

Но
сначала мы присоединимся к Мише. Который что-то сегодня грустит и вздыхает.

– Что это
ты такой грустный? – спросил у него Артём.


Кажется, я не стану писателем, – печально отозвался Миша.

Ведь
часто писатели обязаны широтой своих взглядов детству и высокому происхождению.
У них есть учителя, которые знают три языка, наставники и слуги. А нянечки
рассказывают им народные сказки…

Вот
Пушкин, например. Он учился в Царскосельском лицее, который был очень
престижным заведением!

А у
Лермонтова была бабушка, которая была готова ради внука на всё – баловала его и
нанимала лучших учителей.

А Лев
Толстой… а, ну да, он просто граф.

Ну и как
тут стать нормальным писателем, а?


Вообще-то, – заметил Артём, — многие писатели как раз начинали почти с нуля.

Неужели
ты забыл историю Андрея Платонова, который испытал столько жизненных
трудностей?

Но,
пожалуй, есть и ещё более показательный пример. И это Виктор Петрович Астафьев.

За
которым в детстве закрепилась слава хулигана, дебошира и даже… бездомного!

А начался
его путь в селе Овсянка Красноярского края. Это в Сибири, где катит между
высоких берегов свои волны широкий Енисей.

Даже
сейчас это – суровые места с завораживающей дикой природой: огромные кедры,
озёра, где полно рыбы, речные пороги.

А Виктор
Петрович Астафьев родился в 1924 году
, когда природа была ещё ближе к
людям.

Его отец
был состоятельным крестьянином, и его посадили в тюрьму как кулака.

Трагедия
случилась и с матерью. Однажды она плыла на лодке через Енисей, чтобы повидать
мужа. Но упала с лодки и утонула.

Так маленький
Витя остался без родителей в возрасте семи лет.

Какое-то
время он, конечно, жил у дедушки и бабушки.

Потом из
тюрьмы вышел отец и женился опять. С мачехой Витя не поладил.

Получилось,
что он не нужен своей семье. И мальчик решился уйти из дома – сначала опять в
дом дедушки.

А потом
он и вовсе какое-то время был бездомным и жил в заброшенном доме.

В это же
время он успевал учиться в школе и как-то раз нахулиганил особенно сильно.
Из-за этого Виктор оказался в детском доме.

Один из
учителей детдома заметил в мальчике литературный талант и стал его развивать.

Виктор
написал сочинение «Жив!» – о мальчике, заблудившемся в тайге. И это сочинение
напечатали в школьной газете.

На
каникулах Витя возвращался в дом отца и старался подрабатывать. Он, например,
заготавливал дрова на пароходах и ловил на продажу рыбу.

Ему
хотелось учиться и работать по-настоящему, так что после шестнадцатилетние он
изо всех сил старается накопить денег и уехать из родных мест.

Приходилось
Вите работать и на конюшне, и возить для рабочих воду.

Наконец
его мечта исполнилась, и он поступил в училище. А после пошёл работать на
железнодорожную станцию. Здесь его судьба немного схожа с судьбой Платонова.

Но в это
время уже шла Великая Отечественная война. Конечно, фронт был далеко, и враг не
дошёл до Красноярска. Но отзвуки её доносились и до Сибири.

И после
своего совершеннолетия Виктор Астафьев ушёл на фронт добровольцем
.

Он прошёл
всю войну
, причём был простым рядовым. Ему довелось быть и шофёром, и
связистом, и поработать в артиллерийской разведке.

Скромная
выписка из личного дела рассказывает о том, как красноармеец Астафьев четыре
раза исправлял телефонную связь с передовой. Разорвалась бомба, Виктора
засыпало землёй. Но он сумел преодолеть даже это и всё равно обеспечил наши
войска связью!

Виктор
Астафьев принимал участие в крупных военных операциях. Например, под Курском он
вместе с остальными солдатами резерва должен был отвлечь на себя внимание
немецких танков и задержать их.

Задача
была выполнена. Но Астафьев с горечью вспоминал:

«…Вечером
на каком-то полустанке из нашего третьего дивизиона собралось около сотни
человек, полуобезумевших, оглохших, изорванных, обожжённых, с треснувшими
губами, со слезящимися от гари и пыли глазами. Мы обнимались, как братья,
побывавшие не в небесном, а в настоящем, земном аду, и плакали. Потом попадали
кто где и спали так, что нас не могли добудиться, чтобы покормить».

Был
Астафьев и при штурме Днепра, он это потом часто вспоминал.

Несколько
раз будущий писатель был серьёзно ранен.

А за
безупречную службу и подвиги он даже награждён Орденом Красной Звезды.

На войне
приходилось тяжело, но Астафьев признавался:

«… во
всех передрягах меня, пожалуй, вела и спасала книга. Я везде находил себе по
вкусу книги, читал в самых неподходящих, даже немыслимых ситуациях и условиях».

После
войны Виктор познакомился с военной медсестрой. Они поженились и поехали на её
родину – в город Чусовой. Помните его? Это же Урал, родина Павла Петровича
Бажова!

Но
после своих ранений Астафьев уже не мог работать по специальности
. Так что
ему приходилось браться за любые работы, иногда тяжёлые. Он успел побывать и
мойщиком туш на мясокомбинате, и слесарем на заводе, и сторожем…

А в
свободное время он записался в литературный кружок. И в первый же визит
случилась удивительная история.

Какой-то
политработник прочитал свой рассказ о войне. Его все хвалили. И тут встаёт
Астафьев и заявляет, что в этом рассказе нет ни крупицы правды, что он слишком
слащавый и сказочный!

Конечно,
все возмутились и поинтересовались: а что может предложить Астафьев?

И вот той
же ночью прямо в вахтёрной, в книге дежурств Виктор Астафьев написал свой
первый рассказ.

Рассказ
назывался «Гражданский человек», и его пропустили в печать.

А через
два года вышла и первая книга – сборник рассказов «До будущей весны».

И здесь
уже начинается путь Астафьева как писателя.

В
следующие годы будет много чего: и учёба на литературных курсах, и вступление в
Союз писателей, и творческие встречи, и признание…

Но
главное – Астафьев пишет.

Из-под
его пера вышло много правдивых произведений о войне. Война в них
выглядит не победоносной и лёгкой, и тяжёлой и жуткой по-настоящему.

Много
пишет Астафьев и о природе и деревенском быте. Он описывает сельских
жителей, рыбаков и ребятишек, которые выросли на берегах Енисея.

Виктор
Астафьев уже при жизни стал считаться классиком литературы.

Он умер в
2001 году, прожив 77 лет. И оставив нам много интересных произведений.

Одна из
особенностей этих произведений – их правдивость и автобиографичность.
Ведь многие образы писатель взял просто из своей жизни. Это и повести о
детстве, и фронтовые рассказы, и рассказы о войне.

Кстати, к
таким автобиографическим произведениям относится и рассказ, с которым нам
предстоит познакомиться – «Васюткино озеро».

Этот
рассказ был написан в 1952 году. Но на самом деле история создания рассказа
началась гораздо раньше. Помните то детское сочинение под названием «Жив!»,
которое стало началом творчества для Астафьева? Через годы он вспомнил про
это сочинение и переработал его.

Хотя нет.
История рассказа началась ещё раньше! Ведь это сам Астафьев в детстве
заблудился в тайге.

Будущий
писатель скитался по лесу несколько дней, питался ягодами и орешками. Но он не
растерялся и не упал духом и сумел выйти к людям.

В
сюжете мы сталкиваемся с точно такой же историей
: мальчик Васютка идёт в
лес за орехами, хочет подстрелить глухаря, гонится за ним и теряется в тайге.

Васютка
не просто не растерялся. Он сумел подстрелить нескольких уток. А ещё нашёл
озеро, которое выручило бригаду рыбаков в нелёгкие времена.

К слову,
по-настоящему в детстве Астафьев стрелял не очень хорошо. Да и отец его не
работал в рыболовной артели.

Мать
автора умерла рано – а вот у персонажа она жива. Зато дедушка и бабушка
присутствуют и в биографии Астафьева, и в рассказе. И их любовь к внуку
совершенно одинакова – в произведении и в реальности.

Характер
Васютки тоже очень похож на характер самого автора
. Персонаж произведения –
не по годам взрослый и умелый, он очень хозяйственный, но при этом задиристый и
по-мальчишески хвастливый. Именно таким помнит себя Астафьев. Он даже
вспоминал, что тоже курил в школе и был на уроках отчаянным бузотёром.

Правдоподобны
и переживания героя в тайге. И, конечно, описания самой тайги – бескрайнего
лесного кедрового царства. Для Астафьева эти места были родными, он их знал и
очень любил.

Получается,
что в рассказе немало черт жизни самого автора. Но всё-таки это не биография, а
именно художественный рассказ.

В нём
есть немало вымысла – авторской художественной фантазии.

Но о
рассказе мы подробнее поговорим на следующем уроке.

Что же
нам нужно запомнить сегодня?

·                  
Виктор Петрович Астафьев родился в 1924 году на берегах Енисея, в
Сибири.

·                  
Астафьев участвовал в Великой Отечественной войне, поменял много
профессий и стал писателем достаточно поздно. Он известен своими произведениями
как о войне, так и о природе.

·                  
Многие сюжеты Астафьев брал из своей жизни. Например, сюжет рассказа
«Васюткино озеро». Но всё же в рассказе есть и большая доля авторского вымысла:
это не биография, а художественное произведение.

История создания

Написано «Васюткино озеро» было в 1952 году, а опубликовано – в 1956. Но началом появления рассказа на свет стал тот год, когда пятиклассник Витя, выполняя задание учителя литературы, поведал в сочинении, посвященном ушедшему лету, о том, как потерявшись в тайге, провел наедине с природой много тревожных суток, обнаружил неизвестное старожилам озеро и, в конце концов, смог самостоятельно выбраться к реке. Яркий и правдивый пересказ переживаний мальчика привел к тому, что его работа была напечатана в школьном журнале.

Созданное по памяти детское сочинение и стало основой для писателя.

Астафьев. Краткие содержания произведений

  • Ангел хранитель
  • Бабушка с малиной
  • Белогрудка
  • Бойе
  • Васюткино озеро
  • Веселый солдат
  • Весенний остров
  • Гуси в полынье
  • Далекая и близкая сказка
  • Деревья растут для всех
  • Домский собор
  • Запах сена
  • Зачем я убил коростеля?
  • Звездопад
  • Капалуха
  • Капля
  • Конь с розовой гривой
  • Кража
  • Легенда о стеклянной кринке
  • Людочка
  • Мальчик в белой рубахе
  • Монах в новых штанах
  • Ночь темная-темная
  • Пастух и пастушка
  • Печальный детектив
  • Последний поклон
  • Прокляты и убиты
  • Стрижонок Скрип
  • Фотография, на которой меня нет
  • Хвостик
  • Царь рыба
  • Яшка лось

Описание рассказа

Простым, но образным языком рассказчик повествует о буднях рыбацкого стана в Сибири. Тринадцатилетний Васютка, сын бригадира, пытается в меру своих сил помогать взрослым, добывает для них кедровые орехи.

В один из дней, захватив ружьё и провиант, парнишка зашел подальше в лес, надеясь на богатый урожай, и заблудился. После тщетных попыток отыскать дорогу Васютка осознает, что помощи ждать неоткуда, рассчитывать надо только на себя.Ужас, паника и растерянность постепенно уступают место спокойной рассудительности. Не зря парень рос в этом суровом краю, с малолетства слыша наставления стариков о том, как вести себя в подобном случае. Применяя советы бывалых охотников и собственные навыки, мальчику удаётся не только продержаться в жестких условиях несколько дней, поборов в себе страх, но и добыть себе пропитание, обогреться, обнаружить затерянный водоем с ценной рыбой, и, вспомнив уроки географии, выйти к берегу Енисея, к людям.

Шестьдесят километров прошел школьник за пять долгих, полных неизвестности и тревоги, дней. Зная, что рыбаки давно тоскуют без улова, Васютка, прибыв домой, без промедления сообщил об увиденном озере. Указав путь бригаде заветный маршрут, подросток чувствует причастность к общему делу. Впоследствии водоём был нанесен на карту и назван именем Василия.

Главный герой

Василий Шадрин – обычный деревенский школьник, озорник и хвастунишка. Он любит приключения, считает себя вполне взрослым и самостоятельным человеком. Его характер сложился под воздействием отца, немногословных жителей таежной деревни. Обычаи и традиции сибирского края также наложили свой отпечаток. Автор не дает подробной характеристики главного героя, его личность раскрывается в процессе повествования.

Попав в безвыходное, пугающее положение, зная, чем может обернуться потеря дороги в лесу, ясно представляя последствия, Васютка проявил мужество и выдержку, практическую сметку и рассудительность, не утратив при этом чувства юмора. Не поддавшись страху, отважно преодолевая препятствия, парнишка думает не только о себе, но и об общих интересах.

Главные герои

В произведении один центральный персонаж. Но и остальные имеют значимость. Во время прочтения читатель встретится с разными героями.

  • Вася Шадрин. Именно этому мальчику посвящена история. Это обычный ребенок, который учится в сельской школе. Мальчик озорной и любопытный в меру своего 13-летнего возраста. Несмотря на небольшой возраст, герой уже закален жизнью в тайге.
  • Папа Григорий Афанасьевич. Работает бригадиром рыбоведческой бригады. Является примером для своего сына
  • Мама Анна. Заботливая и внимательная женщина, которая любит свою семью.
  • Дедушка Афанасий.
  • Дядя Коляда. Старшина рыбоведческого бота.

Все действия разворачиваются около мальчика Васютки. Произошедшая с ними история сильно сказалась на жизни мальчика.

Анализ рассказа

Во вступлении, ведущемся от третьего лица, автор говорит о новом озере и о роли Васютки в этом открытии. Глубокая любовь к родине и убежденность, что каждого из нас ждут большие и малые победы, сквозит в начальных строках.

Завязка происходит, когда, увлекшись охотой за глухарем, подросток заблудился. Кульминацией выступает момент, когда таёжники спасают отчаявшегося Васютку. Развязка рассказа – это возвращение парня к матери и начало промысла в открытом озере.

Рассказчик применяет традиционную композицию с последовательным повествованием и минимальным количеством героев. Неторопливость и подробность изложения позволяет представить себя на месте центрального персонажа, читатель сочувствует Васе, переживает за него.

Для Астафьева характерно использование сравнений. Благодаря красочным описаниям природа низовья Енисея оживает. Образности действующим лицам добавляет применение в прямой речи местного диалекта.

Преодолевать трудности, всегда искать выход из непростой ситуации, использовать все возможности – вот чему учит эта история. Огромное желание жить помогло маленькому сибиряку выбраться из тайги.

Тема: Человек и природа в рассказе В. П. Астафьева «Васюткино озеро»

  • название учреждения: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение-

средняя общеобразовательная школа села Ягодного

  • вид и название методической продукции: Лучший конспект учебного занятия
  • кому адресуется : учащиеся 5 класс
  • составитель или автор Краснопёрова М. В.
  • дата издания. 2020 год

Тема:
Человек и природа в рассказе В. П. Астафьева «Васюткино озеро»
(Урок анализа первоисточника)

Цель урока:

образовательная

— анализ рассказа В. П.Астафьева «Васюткино озеро», углубление и расширение знаний учащихся по творчеству В. П.Астафьева;

развивающая

— научиться анализировать текст, умения работать со словарной статьёй, ресурсами Интернета;

воспитательная

— формирование уважительного и бережного отношения к природе; воспитание вдумчивого читателя. Помочь учащимся задуматься, как выйти человеку из трудной ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, робостью. Вызвать глубокий эмоциональный отклик у юных читателей.

Методы (приёмы) и формы работы на уроке:

  1. Работа в группах (в сотрудничестве).
  2. Индивидуальная работа учащихся (личностно-ориентированный подход) + разноуровневые группы + каждый в группе отвечает за свою часть.
  3. Элементы исследовательской деятельности учащихся (сравнение, анализ, рефлексия, гипотеза, логика изложения материала).
  4. ИКТ (интерактивная доска; самостоятельная работа учащихся , презентации).
  5. Аналитический пересказ; пересказ, близкий к тексту.
  6. Элементы фронтальной работы.
  7. Языковой анализ текста (элементы).
  8. Чтение карты (условные обозначения; знание знаков и умение их читать).

Оборудование

, презентация к уроку.

Ход урока

I. Эмоциональный настрой

— Добрый день, ребята, уважаемые гости, рада видеть вас на уроке.

(Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года» — «Осень»)

— Ребята, нет человека, которому не был бы интересен мир живой природы. У нас вызывает восхищение танец глухаря на току, на нас нагоняет страх темный лес, зеркальное отражение глади озера завораживает, рыба, плавающая у берега, приводит в восторг. Человек и природа – вечная тема творчества, о которой говорили и будут говорить писатели и поэты. Из общения с природой вы вынесете столько света, сколько вы захотите, и столько мужества и силы, сколько вам нужно.

II. Организационный момент

— Цель нашего урока доказать:

человек и природа едины в этом мире. Доказать, что уважение и понимание природы поможет человеку найти выход из сложной ситуации.

Слово про карты. Класс разделён на 3 группы: литераторы, художники, географы. На протяжении урока каждая группа работает по картам и в конце урока проводится обобщение и защита своих работ.( Приложение №1)

III. Вопросы беседы

1)Итак, кто же главный герой рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро

2) Какое место занимал Васютка в бригаде? Какое было у него дело?

3) Васютке нравилось бродить по тайге… А что такое тайга? Давайте найдём значение слова по словарю. У каждой группы словарь.

(запишите слово тайга в словарь).

ТАЙГА
СЛОВАРЬСлайд
Скажите, а какое время года описывает автор (даже месяц указан)? ( до первого сентября оставалось 9 дней)

4) Итак, в очередной раз Васютка собирается за шишками. Прочитайте,

как об этом рассказывает В. П. Астафьев.
Стр.127
5) Как Васютка относится к взрослым, почему не стал спорить с матерью? Работа с афоризмом.

Некоторые неписаные законы твёрже писаных. Сенека
( Запись на доске)
(Он не отступает от закона,

который помогает жить человеку – слушай старшего, более опытного человека).

— Какой самый первый закон мы должны соблюдать , когда собираемся в тайгу.

Записываем в тетрадь 1 ЗАКОН.
Собираясь в лес, необходимо брать с собой спички и хлеб.

  1. День Слайд

6)Что такое затеси?

З) Зачем в таёжном лесу нужны затеси?

ЗАТЕСИ Затеси – это зарубки на деревьях, указывающие путь людям СЛОВАРЬ

1 Сообщение учащегося.

Затеси – сама по себе вещь древняя и ведомая многим – это зарубка, стёс, сделанный топором или каким-то острым предметом на дереве. Делали его первопроходцы и таёжники для того, чтобы белеющая на стволе мета была видна издалека, и ходили по тайге от меты до меты, часто здесь получалась тропа, затем и дорога, и где-то в конце её возникала заимка, затем село и город. В разных концах России меты называют по-разному: зарубы, затесины, затеси.

— И только ли таёжная дорога начинается с затесей?

Любая тропинка, любая дорога, любой, всякий путь человека по большой жизни начинается с Затесей (заруби себе на носу, завяжи узелок на память). Как вы понимаете эти синонимические фразеологизмы? В конце урока мы с вами и посмотрим, что же мы завяжем в узелок и зарубим на носу.

По затесям пойдут другие люди. Вот он, ребята, 2 ЗАКОН.
Записать закон в тетрадь.
(закон взаимопомощи: сделав затесь на дереве, один человек поможет найти дорогу другому.)

— Весело посвистывая, шёл наш Васютка по тайге, пространно рассуждая о дороге, о всяких таёжных разностях.

— Кто прервал рассуждения героя? Работа со словарём. ( Кедровка)

Как Васютка относится к этим птицам? А какую пользу приносит кедровка лесу? Слайд

(На экране появилась птица кедровка). Вот так она выглядит.

— КЕДРОВКА СЛОВАРЬ

— Васютка прицелился и щёлкнул языком, будто на спуск нажал. Почему наш путешественник не сделал настоящего выстрела?

— Как вы думаете, какой закон природы не нарушил Васютка? Запишите, пожалуйста , его в тетрадь, а в конце урока мы проверим, все ли таёжные законы вы знаете.

3 ЗАКОН

(Настоящий охотник бесполезных выстрелов не производит.)

Вдруг впереди что-то захлопало


Слайд
— Что привлекло внимание нашего собирателя шишек?

(Хлопанье крыльев глухаря)

Глухарь – красивая, умная птица

— Расскажите, чем закончилась встреча с глухарём. Какой способ знал Васютка, чтобы перехитрить птицу и выйти из схватки победителем?

— Васютка добыл дичь, или трофей, как говорят охотники. Зачитать. Стр. 130

… « Теперь всё – догоню…..

Давайте запишем это слово в словарь: ТРОФЕЙ -охотничья добыча СЛОВАРЬ

— Думая о своей удаче, Васютка, счастливый, шёл по лесу, насвистывая, пел, что на ум приходило. Вдруг спохватился… О чём спохватился Васютка? ( Где же затеси?)

— Почему мальчик попал в беду, какой закон природы нарушил?

(Идти по проложенному пути, от затесей не отступать.)

Попытаемся понять Васютку. Монолог «А я заблудился». (Текст на стр. 131

). Как бы вы повели себя в такой обстановке?
(Ничего, сейчас посоображаю и найду дорогу. Вытащив из мешка краюшку хлеба, вздохнул и с тоской подумал: «Плачет, поди, мамка?» )
— На какие черты характера Васютки обращает наше внимание автор?( ….. Вот вам и 4 закон

. Запишите его в тетрадь) Слайд

Работа по картам. Записать приметы

. (Литераторы работают на д художественными средствами языка ( Отрывок –описание тайги), художники рисуют иллюстрацию к понравившемуся сюжете, географы работают по карте.)

— Почему так настойчиво мать приказала Васютке взять с собою хлеб? Вспомните, какие обычаи, приметы, связанные с хлебом, вы знаете?

2 сообщение учащегося.

Хлеб – всему голова. Хлеб – традиционный символ народной культуры. Не только главная пища русского человека, он, хлебушко, обладает особой силой, которая приписывалась ему нашими предками.

Считалось, что, наделяя человека хлебом, Господь определяет его судьбу и долю, поэтому от характера обращения с хлебом зависели жизненные успехи и неудачи. С представлениями о связи хлеба с Богом и счастливой жизнью связаны и обычаи благословения человека в особо ответственные периоды его жизни не только иконой, но и хлебом.

— Какие меры принимал мальчик, думая, что быстро выберется из сложившейся ситуации?

— Но выхода не было!

— Какое чувство охватило Васютку?

— С каким насекомым сравнивает Виктор Петрович Астафьев нашего путешественника, чтобы передать те чувства, что испытывает он, заблудившись.

— Обратим внимание на экран. Да, действительно, попав в таёжный лес, ощущаешь себя песчинкой в огромной вселенной, мухой в паутине.

Слайд ( Ассоциации)

-Ребята , какой вы представляете себе непроходимую тайгу?

— «Будь, что будет»,- отрешённо подумал Васютка. Но какие слова деда и отца заставили припомнить всё, что знал наш герой, чтобы выжить в тайге? Слайд ( костер)

— Как Васютка готовился к ночи в таёжном лесу?

2 ДЕНЬ

— Кого Васютка просит о помощи, обращаясь со словами… (белку)

— Почему мальчик обращается со словами к этому симпатичному существу?

(Человек и природа едины. Попав в беду, он ищет защиты у природы).

Тайга…Тайга… Без конца и без края…

— Васютка отыскивает глазами жёлтую полоску лиственничка среди неподвижно зелёного моря.

— Для чего мальчик искал именно полоску лиственничка? ( Лиственник растёт по берегам рек)

Слайд (Лиственник)

— Нашёл Васютка водоём — Енисей? (Нет) А что? (Озеро.)

— Каким видится озеро автору, Слайд

— Как готовится Васютка к ночёвке у озера, о чём и о ком были его мысли? (Чтение отрывка). Стр.138

Слайд

( 3 ночь)

. Но не удалось вырваться из лап природы и пришлось вне дома провести 3-ю ночь.

— Какой была эта ночь?

— Что (очень важная деталь) освещает все ночи надежды Васютки, что он найдет дорогу домой? (Костёр)

— пофилософствуйте, почему автор символом надежды выбрал образ костра.

(Ответы учащихся)

— Но вдруг настроение Васютки меняется. Почему герой так обрадовался найденному трофею? (убитая утка – тягун – озеро проточное

— Вода проточная – один шаг к спасению; заметя бороздку, герой понял, что он на правильном пути
).
— Именно этот огонь надежды позволил Васютке найти Енисей.

— Теплоход не помог горю Васютки. Слайд

4-ю ночь пришлось провести на берегу Енисея. Она было самой трудной. Почему?

Слайд

Работа по картам.

( Записать породы рыб)

— И всё-таки удача улыбнулась Васютке, бот «Игарец» спас нашего героя, и именем Васютки назвали озеро.

— Почему приключения Васютки оказались не напрасными? Только ли потому, что он показал бригаде отца «рыбные места». А ещё почему? Слайд

(Вспомним жизненную ситуацию: 1 июля 2013 года в поселки Гарь заблудился мальчик в тайге.)

3 сообщение учащегося. История о заблудившемся мальчике.

Слайд

Находясь вдали от близких и родного дома, оставшись один на один с суровой и величавой природой, Васютка Рома борются за выживание. Китайский мыслитель Лу Синь

считал:
“Пути не открываются перед теми, кто не борется”.
Слайд

Но не только самообладание помогло Васютке и мальчику Роме. Что же еще?

(Васютку поддерживали мудрость деда, навыки, сформированные отцом, доброта матери и умение разгадывать тайны природы и знание законов тайги.)

— Ребята , а теперь давайте посмотрим, какие таёжные законы вы записали.

(Опрос по записям в таблице.)

Слайд

Если ты заблудился. ПАМЯТКА

  • Не паникуй, успокойся.
  • Прекрати бесполезное движение,
  • Осмотри место, где находишься.
  • Собери хворост, дрова для костра (на ночь).
  • Разожги костер, приготовь пищу.
  • Подготовь из веток, травы место для ночлега.
  • Спокойно ожидай спасателей, родственников.
  • Работа с таблицей. ( Географы, литераторы, художники)

— Можно ли назвать наш урок “Поединок Васютки и тайги?”

(Нет, в поединке участвуют враги, противники, в этом же рассказе они находят общий язык: Васютка смог прочитать “книгу тайги”, жил по ее законам, и она указала мальчику выход из тупика, преподала уроки мудрости и доброты.)

Природа – открытая книга
Слайд
“Природа – это книга, которую надо прочитать и правильно понять” (М.Налбандян)

Природа – мать, кормилица

Слайд

Природа, как вторая мать, помогает Васютке и выводит его из тайги, ведь она по своей сути гуманна и милостлива. Сам В.П.Астафьев говорил когда-то о природе такие слова: “ Землю свою люблю и не перестаю удивляться красоте её, неистощимому терпению и доброте…Рано потерявший мать – она утонула в Енисее весной 1932 года – я, естественно, тянулся ко второй моей и неизменной матери – земле. И жизнь предоставляла мне постоянную возможность быть на природе и с природой”

.

Он учился жить с природой в единстве, быть частью её; соблюдать и уважать её законы, потому и нашёл озеро, оставив память о себе навсегда.

Ребята , а какие легенды вы знаете о нашей местности.

4 , 5 сообщения учащихся ( Легенда о реке Яе и об образовании села Цветковка)
Слайды
— Я желаю вам, чтобы каждый из вас нашёл свой правильный путь в жизни и открыл, пусть небольшое, но своё озеро, чтобы в вашем сердце никогда не угасал костёр надежды, чтобы вы понимали, что человек и природа едины в этом мире. Только уважение и понимание природы поможет человеку найти выход из сложной ситуации.

Из общения с природой Васютка вынес столько света, сколько он захотел, и столько мужества и силы, сколько ему было нужно.
-Почему отражение в Енисее удивило Васютку?
(

Он изменился внешне, но изменения произошли и во внутреннем мире: Васютка за 5 неполных дней повзрослел, научился ценить то, что раньше считал обыденным, незначительным для себя. Васюткино озеро – отражение души подростка, чистой, глубокой, щедрой. Не мог он погибнуть в тайге: как лесное озеро питают реки и речушки, сама мать Тайга и батюшка Енисей, так и Васютку спасает опыт взрослых людей, вера, надежда, любовь — любовь к своим родителям, к природе, к великой и могучей Родине. Безусловно, в этом нас убедил рассказ.)

В начале урока мы с вами говорили о затесях и о том, что же мы «завяжем в узелок» и зарубим на носу.

( Ответы учащихся)

Работа по картам. Защита работ.(Записать какие уроки извлекли из рассказа)

Заключительное слово учителя

Зарубки на сердце

Уроки мужества, уроки доброты Ты в сердце сохранишь навеки, И озеро, как символ чистоты, Тебе откроется, пусть на изломе лета. Увидишь в струях чистого ручья Природы первозданной отраженье, И собственная грешная душа Почувствует истоки очищенья. Вольется в сердце неба синева, И звезд на небе тихое мерцание, И щебет птиц, и росная трава —

Васюткиного озера сияние!

IV. Итог урока. Домашнее задание

1.Письменно ответить на вопрос» Чему меня

научил рассказ В. П. Астафьева “Васюткино озеро”?”

2. Если с вами тоже произошёл какой-либо необычный случай, когда пришлось проявить выдержку, смелость, смекалку, напишите об этом рассказ

3. Нарисовать иллюстрацию к рассказу “Васюткино озеро” ( Слабые учащиеся)

9

Васюткино озеро

Историю о том, как в критической ситуации не растеряться, поддавшись панике, и, мобилизовав силы, сделать всё, что от тебя зависит, рассказывает в своём произведении «Васюткино озеро» В. П. Астафьев.

Содержание:

  • История создания
  • Описание рассказа
  • Главный герой
  • Анализ рассказа
  • Вывод

История создания 

Сюжет рассказа взят из детства писателя, проведшего свои ученические годы в Красноярском крае. Даже фамилия бригадира является реальной и принадлежит известной династии сибирских промысловиков.

Написано «Васюткино озеро» было в 1952 году, а опубликовано – в 1956. Но началом появления рассказа на свет стал тот год, когда пятиклассник Витя, выполняя задание учителя литературы, поведал в сочинении, посвященном ушедшему лету, о том, как потерявшись в тайге, провел наедине с природой много тревожных суток, обнаружил неизвестное старожилам озеро и, в конце концов, смог самостоятельно выбраться к реке. Яркий и правдивый пересказ переживаний мальчика привел к тому, что его работа была напечатана в школьном журнале.

Созданное по памяти детское сочинение и стало основой для писателя.

Описание рассказа

Простым, но образным языком рассказчик повествует о буднях рыбацкого стана в Сибири. Тринадцатилетний Васютка, сын бригадира, пытается в меру своих сил помогать взрослым, добывает для них кедровые орехи.

В один из дней, захватив ружьё и провиант, парнишка зашел подальше в лес, надеясь на богатый урожай, и заблудился. После тщетных попыток отыскать дорогу Васютка осознает, что помощи ждать неоткуда, рассчитывать надо только на себя.Ужас, паника и растерянность постепенно уступают место спокойной рассудительности. Не зря парень рос в этом суровом краю, с малолетства слыша наставления стариков о том, как вести себя в подобном случае. Применяя советы бывалых охотников и собственные навыки, мальчику удаётся не только продержаться в жестких условиях несколько дней, поборов в себе страх, но и добыть себе пропитание, обогреться, обнаружить затерянный водоем с ценной рыбой, и, вспомнив уроки географии, выйти к берегу Енисея, к людям.

Шестьдесят километров прошел школьник за пять долгих, полных неизвестности и тревоги, дней. Зная, что рыбаки давно тоскуют без улова, Васютка, прибыв домой, без промедления сообщил об увиденном озере. Указав путь бригаде заветный маршрут, подросток чувствует причастность к общему делу. Впоследствии водоём был нанесен на карту и назван именем Василия.

Главный герой

Василий Шадрин

Василий Шадрин – обычный деревенский школьник, озорник и хвастунишка. Он любит приключения, считает себя вполне взрослым и самостоятельным человеком. Его характер сложился под воздействием отца, немногословных жителей таежной деревни. Обычаи и традиции сибирского края также наложили свой отпечаток. Автор не дает подробной характеристики главного героя, его личность раскрывается в процессе повествования.

Попав в безвыходное, пугающее положение, зная, чем может обернуться потеря дороги в лесу, ясно представляя последствия, Васютка проявил мужество и выдержку, практическую сметку и рассудительность, не утратив при этом чувства юмора. Не поддавшись страху, отважно преодолевая препятствия, парнишка думает не только о себе, но и об общих интересах.

Анализ рассказа

Во вступлении, ведущемся от третьего лица, автор говорит о новом озере и о роли Васютки в этом открытии. Глубокая любовь к родине и убежденность, что каждого из нас ждут большие и малые победы, сквозит в начальных строках.

Завязка происходит, когда, увлекшись охотой за глухарем, подросток заблудился. Кульминацией выступает момент, когда таёжники спасают отчаявшегося Васютку. Развязка рассказа – это возвращение парня к матери и начало промысла в открытом озере.

Рассказчик применяет традиционную композицию с последовательным повествованием и минимальным количеством героев. Неторопливость и подробность изложения позволяет представить себя на месте центрального персонажа, читатель сочувствует Васе, переживает за него.

Для Астафьева характерно использование сравнений. Благодаря красочным описаниям природа низовья Енисея оживает. Образности действующим лицам добавляет применение в прямой речи местного диалекта.

Вывод

Преодолевать трудности, всегда искать выход из непростой ситуации, использовать все возможности – вот чему учит эта история. Огромное желание жить помогло маленькому сибиряку выбраться из тайги.

Астафьев «Васюткино озеро»

В. П. Астафьев – один из интереснейших представителей русской советской литературы. Его не зря называли мерилом совести и нравственности нашей современности. Человек и природа, человек и война, жизнь деревни, экология души и совести, культуры и человечности – вот круг тех вопросов, тех проблем, которые поднимались писателем в его произведениях. Всё, что им написано, отличается искренней тревогой за наш мир, за чистоту сердец и искренность помыслов, за то, чтобы люди прониклись чувством ответственности друг перед другом и собой, ощутили связь с родной землёй, отчим краем, малой родиной, почувствовали зов предков. Чтобы каждый из нас ясно понимал: здесь, в этой жизни, мы не странники-временщики, а звенья в бесконечной цепи человечества. И живём на одной планете, и дети одной матери – Природы.

История создания

Не случайно свой рассказ назвал Астафьев «Васюткино озеро». Ведь далеко не каждый герой, особенно если он маленький мальчик, удостоится столь высокой чести. А вот Васютка заслужил! Произведение носит ярко выраженный автобиографический характер. Выросло оно из небольшого школьного сочинения, в котором тогда ещё ученик Астафьев рассказал о приключении, которое с ним произошло. Ведь будучи семилетним ребёнком, он часто выходил с отцом на рыбную ловлю для артели. Да и вообще очень многое знал о тайге, о её характере, хитростях и повадках от дедушки и бабушки, отца. Потому и случай этот не забыл Астафьев. «Васюткино озеро» из ученической работы переросло в интереснейший рассказ о том, как в самых непредвиденных ситуациях следует сохранять присутствие духа.

Астафьев «Васюткино озеро» содержание

Почему мальчику удалось спастись, да ещё и удивительный уголок леса открыть? Потому что не забыл уроков, преподанных ему старшими, не впал в страх и унынье, прочитал «тайную книгу тайги». Астафьев «Васюткино озеро» с тем и написал: поведать людям о первозданной красоте родных мест, о доброте и мудрости природы, строгой справедливости её к людям.

Основная идея произведения

Вспоминая и рассматривая своё детство уже глазами взрослого, умудрённого опытом человека, писатель так хотел рассказать об озере, чтобы души читательские пришли в трепет, чтобы могли ярко и живо представить себе его и чудную поляну в лесу. Как художник точными, гениальными мазками творит картину, так и Астафьев Васюткино озеро описывает мастерски подобранными словами. Свою писательскую задачу видел он в следующем: дать понять читателям, что вокруг них «есть мир прекрасный» и сами они тоже «в этом мире есть». Ведь все мы приходим во взрослую жизнь из детства. И Виктор Петрович считает: хорошо, чтобы и в нашей судьбе были такие вот «озёра» — путеводные звёзды, помогающие нам понять себя, очиститься, осознать простые, но бесконечно важные житейские истины. В этом заключается идейный смысл рассказа.

Природа и человек в рассказе

Виктор Петрович Астафьев «Васюткино озеро»

Двух главных героев вывел в своём произведении Астафьев. «Васюткино озеро», содержание которого мы рассматриваем — это рассказ о природе. Причём природа – не фон или театральная декорация. Это особый мир, живущий по своим законам. И он проверяет истинную сущность людей, определяет, кто на что способен. Природа заставляет Васютку пройти испытания, в результате которых он закалился, стал сильнее и человечнее. Именно природа даёт возможность мальчику лучше оценить любовь и заботу матери, семьи, близких. Она пугает, запутывает, грозит, но и подсказывает, приоткрывает завесы. Главное – увидеть, подметить, понять, а для этого должны быть зоркими и чуткими не только глаза и слух, но и сердце. Так считает Виктор Петрович Астафьев.

«Васюткино озеро» — рассказ философский, современная притча, раскрывающая сложные, многогранные отношения человека и природы, а также бесконечный космос внутри нас самих. Читайте Астафьева, ведь через его произведения, как и пушкинские, «можно превосходным образом воспитать в себе человека».

Виктор Астафьев
Писатель Виктор Астафьев: Wikipedia

Автобиографический рассказ «Васюткино озеро» основан на реальных событиях, произошедших с Виктором Астафьевым в детстве. Через какие испытания пришлось пройти автору, как это повлияло на образ главного героя? Выясним содержание произведения и сделаем его краткий анализ.

Краткое содержание рассказа «Васюткино озеро»

О чем рассказ «Васюткино озеро»? Это рассказ о том, как 13-летний парнишка заблудился в тайге и пять дней скитался, пока не вышел к реке, где его подобрал катер. Выжить в сложных таежных условиях ему помогла выдержка, сила духа, самостоятельность и целеустремленность.

Экспозиция

В начале рассказа автор переносит читателя на место действия, в низовье реки Енисей, описывает живописную природу Забайкалья. Сюда прибыла бригада рыбаков во главе с Григорием Афанасьевичем Шадриным на осеннюю путину (когда рыба особенно хорошо ловится). Там, где они рыбачили до этого, улова не было. Поднялся уровень воды, похолодало, и рыба ушла на глубину. В низовье рыбаки остановились у старой избушки, которую когда-то в экспедиции построили ученые.

Завязка

Кто является главным героем произведения «Васюткино озеро»? Главный герой повести — Васютка, 13-летний сын Григория Афанасьевича Шадрина. В бригаде рыбаков он был вместе с матерью. Подросток учился ловить рыбу, помогал по хозяйству и ходил в тайгу за кедровыми орешками — любимым лакомством рыбаков.

В один из дней мальчуган собрался за орехами. Мать настояла, чтобы он взял хлеб и спички. Васютка взял ружье и отправился в лес на промысел. Когда он набрал кедровых орехов, увидел большого глухаря. Прицелился, выстрелил и ранил птицу. Слабеющий глухарь полетел вглубь леса. В погоне за раненой птицей мальчуган пожалел, что не взял с собой собаку. Но все-таки догнал! Назад должен был возвращаться по зарубкам на деревьях, но их нигде не было. Парню стало страшно: он понял, что заблудился.

Кульминация

С этой минуты для Васютки начались серьезные испытания. Чтобы найти дорогу назад, он вспоминал все, чему его учили дед и отец. Решил идти в южном направлении — туда, где больше веток на деревьях. Так планировал выйти к реке, а потом уже искать вдоль берега избушку. Несколько раз менял направление, но все было тщетно. Его охватило отчаяние.

Надвигалась ночь и холод. Он развел огонь, выпотрошил и испек глухаря. Заснул только под утро. Проснувшись, выстрелил два раза в надежде, что кто-то услышит. В ответ — тишина. Потом собрался с духом и решил идти на север. Надеялся выйти к реке, но вышел к какому-то небольшому озеру.

В озере было очень много рыбы, по глади плавали утки. Васька подстрелил двух птиц. Хлеб берег на крайний случай. Сделал вывод, что раз в озере речная рыба, значит оно проточное, поэтому можно найти выход к реке. Испортилась погода: пошел дождь и похолодало. У него осталось всего три спички.

Когда вышел к Енисею, увидел пароход. Начал кричать и махать руками. Пассажиры тоже помахали ему в ответ, и пароход поплыл дальше. Они не поняли, что ему нужна помощь.

Вид на Енисей

Вид на реку Енисей: Pixabay

Развязка

Васютка заночевал у реки, а утром услышал звук катера. Подбросил в костер дрова, кричал, выстрелил из ружья. И его заметили! В катере был его знакомый дядька Коляда, которому он рассказал о своих приключениях. Оказалось, что Васька на 60 км отошел от избы.

Его доставили к рыбакам. Пять суток скитался парень. Родные были в отчаянии. Отец его не наказывал. Дед только сказал, что надо было оставаться на месте, его бы быстро нашли. Васютка показал бригаде богатое рыбой озеро. Зимой на берегу поставили избушку и взяли там хороший улов. Рыбаки назвали озеро Васюткиным. Обозначение даже на районной карте появилось.

Анализ произведения «Васюткино озеро»

Чтобы понять символизм названия повести, важно комплексно подойти к анализу произведения. Включим в него несколько необходимых составляющих.

История создания

Людмила Самотик и Татьяна Садырина, исследователи творчества писателя, отмечают в статье ведущую литературную тенденцию 60-х годов XX века — подлинность (документальность/автобиографизм), которая характерна и для творчества Виктора Астафьева.

Что лежит в основе рассказа «Васюткино озеро»? Произведение основано на реальной истории, которая произошла в детстве с автором произведения. Это он заблудился в тайге и провел там 7 дней. Позже на уроке русской литературы дали задание написать сочинение о летнем отдыхе. Виктор в красках описал свои скитания. Уже тогда учитель заметил литературный талант мальчика. Его рассказ под названием «Жив» был напечатан в школьной газете.

По признанию самого Астафьева, взяться за перо во взрослом возрасте его заставила война. К теме, затронутой когда-то в школьном рассказе, Виктор Петрович вернулся спустя много лет. В 1952 году он написал произведение «Васюткино озеро», в котором в деталях описал свои мысли и страхи, которые пережил тогда в детстве. Опубликовали рассказ в 1956 году.

Герои рассказа

Василий Шадрин — главный герой произведения. Ему 13 лет, он сын бригадира рыбаков, озорник и хвастун, любит приключения. Образ мальчика раскрывается постепенно, в процессе развития событий. Васютка оказывается не по-детски рассудительным и самостоятельным. Оказавшись один на один с тайгой, он не поддался панике. «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит», — вспомнил он слова отца и деда. И не только слова, а и то, как выжить в тайге, как найти дорогу, определить стороны света, прокормиться. Благодаря этим знаниям, собственной настойчивости, самообладанию и мужеству он вышел к реке и спасся.

Афанасий — дед Васютки, ворчливый, но добрый человек, опытный рыбак. Переживает, что Енисей уже не так богат. Многим премудростям научил внука, что и помогло Васютке выжить. Григорий Афанасьевич Шадрин — отец Васютки, бригадир. Автор наградил его реальной фамилией сибирских промысловиков. Благодаря строгому, но толковому воспитанию Григория Афанасьевича сын вернулся из тайги.

Анна — мать Василия, очень любит сына, но, как и большинство сибиряков, старается быть с ребенком построже. Когда увидела сына, вернувшегося из тайги, у нее подкосились ноги. Сам автор Виктор Афанасьев остался без матери в 7 лет: она утонула в Енисее. До конца жизни писатель сокрушался, зачем Богу была угодна ее смерть в молодом возрасте. «Все та же тоска по ней, по уже вечной матери, все то же недоумение, заменившее острую боль», — писал он в июне 1991 года в письме к Агнессе Гремицкой.

Поэтому в рассказе отношения между матерью и сыном он рисует с любовью, но скупо, сам он таких отношений почти не знал. Но не только желание выжить, а и материнские слезы побуждали Васютку к действию. Он волновался за маму, которая плачет и ждет его.

Фото памятника Астафьеву

Памятник Виктору Астафьеву в Красноярске: Wikipedia

Тема и идея произведения

Главным мотивом творчества Астафьева Людмила Самотик называет преодоление — борьбу за жизнь в физическом и духовном смыслах. Тема рассказа «Васюткино озеро» — борьба ребенка, который заблудился в тайге и оказался один на один с суровой природой, за выживание.

Из этой темы раскрывается несколько подтем:

  • тема преемственности поколений;
  • любви и уважения к природе;
  • становления личности;
  • переоценка ценностей на фоне жизненных испытаний.

В чем идея произведения? Автор хотел выразить такие мысли:

  • Нельзя опускать руки даже в безвыходных ситуациях, нужно идти до конца, использовать все возможности, верить в собственные силы. Тогда обязательно будет победа, маленькая или большая;
  • Важно прислушиваться к старшим, понимать и ценить их опыт и мудрость;
  • Самая суровая природа лояльна к человеку, если он уважает ее законы и ценит дары.
  • В условиях тяжелых испытаний человек меняет свое отношение к жизни, переоценивает ценности и понимает, что для счастья на самом деле ему нужно немного.

Почему рассказ называется «Васюткино озеро»? В произведении Виктора Астафьева Васюткино озеро — это символ победы человека над сложными обстоятельствами, в которые он попал. Полный рыбы и дичи водоем для заплутавшего в тайге мальчика стал наградой за веру, настойчивость и непреодолимое желание жить. Благодаря озеру Василий вычислил, где находится Енисей, нашел путь к спасению и показал рыбакам богатое место.

В произведении автор на собственном примере показал читателю, что победа обязательно будет у тех, кто силен духом и не сдается. Чтобы понять всю глубину рассказа, читайте полное произведение «Васюткино озеро». Краткое содержание и анализ помогут оформить читательский дневник, написать сочинение и оценить мастерство писателя.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1875781-pocemu-rasskaz-nazyvaetsa-vasutkino-ozero-razbor-proizvedenia/

Рассказ «Васюткино озеро» принадлежит советскому писателю Виктору Петровичу Астафьеву. В произведении повествуется о мальчике Васютке. Здесь подробно описывается тайга в районе Енисея, труд рыбаков. Писатель сам родом из тех мест, поэтому знал обо всём этом с детства.

Виктор Астафьев родился в 1924 году в Енисейской губернии в селе Овсянка. У него был столетний прадед, у которого имелась мельница. Из-за этого старик и его семья были раскулачены Советской властью и сосланы в Сибирь. В дороге глава семьи скончался. Его прозорливый сын ещё до раскулачивания успел отселить Петра (отца будущего писателя), поэтому спас эту часть семьи.

Но Петр Астафьев был легкомысленным пьющим человеком. По его вине произошла авария на мельнице. А так как к этому времени ее уже отобрали, она принадлежала колхозу, то мужчина был осужден и сослан в лагерь.

Его жена и до этого была вынуждена работать за двоих, а после ареста мужа стала ещё и периодически посещать его в лагере. В одну из таких поездок женщина утонула в Енисее, так как лодка перевернулась. Так Виктор остался один, ведь братьев и сестёр у него не было, они умерли ещё в младенчестве.

Через 5 лет, отбыв наказание, в село вернулся Петр Астафьев. Вскоре он женился, но мачеха не заменила мальчику мать. У неё не сложились с ним отношения, и ребёнок был отправлен в детский интернат для сирот.

Ещё в школе он начал писать. Когда в старших классах задали сочинение, он придумал рассказ, который после войны лёг в основу произведения «Васюткино озеро». Но обо всём по порядку.

Началась война. К этому времени юноша уже вышел из интерната, окончив школу, а потом и железнодорожное училище. Он работал сцепщиком.

Как и другие труженики железной дороги, Астафьев получил бронь. Однажды к ним на станцию пригнали поезд из Ленинграда. Виктора поразило то, что он увидел — это были вагоны с телами ленинградцев, ведь почти все они умерли по дороге. Астафьев, потрясенный до глубины души, решил отправиться добровольцем на фронт.

Раньше о войне писали как о чём-то героическом и даже интересном. Попав туда, Виктор Петрович понял, что это не так. Описывая впоследствии войну, он утверждал, что это боль, страх и ужас.

Виктора отправили в запасной полк. Здесь были ужасные условия — зимой бараки не отапливались, ребят очень плохо кормили, лечения практически не было, как и военной подготовки. Поэтому многие истощенные и ещё «необстрелянные» солдаты из его полка погибли в своём первом бою.

Виктор Петрович написал роман «Прокляты и убиты» в 1993 году, в котором изложил события тех лет.

После войны Астафьев демобилизовался и уехал на Урал. Он женился на Марии Корякиной, которая также стала писательницей. В браке, продлившемся целых 55 лет, у супругов появились две дочери и сын, но одна из малышек умерла ещё в младенчестве. Супруги воспитали и двух приемных девочек. Скончался Виктор Петрович Астафьев в 2001 году. Он был похоронен на родине около деревни Овсянки.

Люди до сих пор помнит и чтит этого народного писателя. В его селе есть библиотека, названная в честь Виктора Петровича, имеется дом-музей писателя. В школьную программу входят многие произведения Астафьева, в том числе и «Васюткино озеро». Этот светлый рассказ позволяет еще больше полюбить русскую природу, учиться состраданию, находчивости.

«Васюткино озеро» — краткое содержание

Этот рассказ знакомит читателя с мальчиком Васюткой 13-ти лет. Он вместе с родителями, дедом и друзьями отца отправился на берег Енисея. Взрослые мужчины должны были здесь рыбачить, но подвела погода. Похолодало, пошли дожди, и улов стал мизерным. Отец Васютки был бригадиром и призвал всех отправиться вниз по Енисею, чтобы там ждать осенней путины.

Рыбаки погрузили свои пожитки в лодки и стали переправляться на другое место. Тут все расположились в избушке, стоявшей на берегу Енисея. Кроме Васютки детей там больше не было. Поэтому скучающий мальчик начал развлекать себя сам. Каждый день он отправлялся в ближайший лес за кедровыми шишками, затем угощал ими взрослых.

Когда вблизи избушки этих природных трофеев практически не осталось, мальчик решил освоить дальние места. Он хотел отправиться прямо так, но мать настояла, чтобы сын взял с собой хлеб и спички. Главный герой послушался родительницу, после чего отправился в путь.

Дальше сюжет рассказа переносит читателя в таежные места. Виктор Петрович описывает их со знанием дела. Набрав шишек, мальчик увидел глухаря. Прицелившись, Васютка выстрелил в птицу. Сначала раненый глухарь не сдавался и пытался улететь, но затем упал на землю. Взяв этот трофей, парень хотел отправиться домой, но понял, что заблудился.

Он стал искать зарубки на деревьях, которые помогли бы ему обнаружить нужную тропинку, но не отыскал их. Тогда главный герой рассказа «Васюткино озеро» попытался выйти к Енисею, ведь около реки должны быть люди. Но и это не удалось. Василий понял, что ему придется ночевать в тайге и поступил правильно. Сначала он разжег костер, потом отгреб тлеющие поленья, положил на горячую почву свой трофей в виде птицы, сверху прикрыл ее горящими углями. Поужинав, ребёнок убрал остатки еды, отгреб угли и лёг на тёплое место кострища, предварительно положив сюда мягкий мох.

Узнав данные подробности, читатель будет иметь представление о том, как вести себя в такой экстремальной ситуации в лесу.

На следующий день Васютке снова не удалось выйти к людям. Но он периодически стрелял уток, запекал их, поэтому у него была еда. Так ребёнок провёл несколько дней и лишь на пятый вышел к озеру. Оно было удивительное, как в сказке. В этом водоеме водилось много рыбы. Васютка правильно решил, что озеро должно быть соединено с рекой. Так он нашёл Енисей, а проплывающее судно отвезло ребенка к родителям.

Парень рассказал рыбакам про чудесное озеро, которое затем назвали его именем. Через 2 дня Василий привёл их к этому водоему. Бригада обосновалась здесь. Было решено поставить избушку и рыбачить в этом чудесном месте.

Вот такой интересный рассказ со знанием дела написал Виктор Петрович Астафьев. Конечно, многим бы хотелось отыскать это чудесное озеро, побывать там. Но писатель ещё в начале рассказа предупреждает, что его не отыскать на карте, хотя похожих в этой местности немало. И художественное слово Виктора Петровича помогает мысленно переместиться в этот чудесный природный край и побывать там, не выходя из дома.

Конечно же, это Васютка. Смелый мальчик не отчаялся, когда попал в трудную ситуацию. Он поступил очень правильно, вспомнив нравоучение родителей и рыбаков. Старшие часто рассказывают о различных случаях, о том, как нужно вести себя в экстремальной ситуации. Поэтому Вася взял с собой самое необходимое:

  • хлеб; 
  • ружье;
  • спички.

Эти предметы позволили ему не голодать, не мерзнуть. Он знал, что остатки пищи нужно на ночь подвесить на дерево, чтобы их не съели звери.

В этом рассказе отец Василия — Шадрин Григорий Афанасьевич. Этот мужчина умный, деловой, надёжный. Наверняка, создавая это сказочное произведение, Астафьев подразумевал под образом Васютки себя и хотел, чтобы у него был такой отец. Ребёнок мечтал о полноценной семье. Ведь в рассказе фигурируют еще мать и дед.

Несмотря на трудную судьбу, Виктор Петрович Астафьев смог стать уважаемым человеком, любил природу и смог создать много чудесных произведений.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • История создания рассказа бедная лиза
  • История создания рассказа ася
  • История создания рассказ танкиста
  • История создания рассказ муму
  • История создания пьесы гроза островского сочинение

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии