План урока:
Краткая биография А. Погорельского
Сюжетная линия повести
Образ главного героя Алеши
Воспитательное значение повести «Черная курица, или Подземные жители»
Краткая биография А. Погорельского
История создания первой русской сказочной повести с оригинальным сюжетом «Черная курица, или Подземные жители»
Антоний Погорельский – это литературный псевдоним автора фантастической детской повести «Черная курица,или Подземные жители», который писатель взял по названию усадьбы Погорельцы Черниговской губернии, где он проживал. Настоящее имя писателя – Алексей Алексеевич Перовский. Он родился в 1787 г. в Москве. Алексей был внебрачным сыном министра народного просвещения графа Алексея Разумовского и Марии Соболевской, дочери учителя верховой езды. В этом союзе, продлившемся более 30 лет, родилось 10 детей. Граф Разумовский для своих незаконнорожденных детей добился от государя прав дворянства, фамилия им была дана по названию усадьбы Перово, где жили. Все дети получили прекрасное домашнее образование. Алексей с детства писал небольшие рассказы.
Алексей Перовский стал одним из самых образованных людей своего времени. В 1805 г. Алексей поступил в Московский университет, университетский курс освоил за два года. Еще студентом перевел на немецкий язык повесть Н. Карамзина «Бедная Лиза». Первыми публикациями его были труды по биологии. Перовский стал членом нескольких научных и литературных обществ. В 1807 г. получил звание доктора философских и словесных наук. После университета служил в одном из департаментов Сената, в 1812 г. стал секретарем министра финансов.
Службу оставил из-за начавшейся войны с Наполеоном, записался в ряды добровольцев. Принял участие почти во всех сражениях Отечественной войны 1812 г., участвовал в заграничных походах, был награжден орденами за отвагу и храбрость. После войны до 1816 г. проживал в Германии, изучал творчество немецких романтиков, познакомился с писателем Э.Т. Гофманом. После возвращения поселился в Петербурге, занимался переводами, посещал литературное общество «Арзамас», где познакомился с А. Пушкиным. В 1820 г. написал две остроумные статьи в защиту поэмы «Руслан и Людмила», высмеяв критиков, которые назвали поэму Пушкина «грубой и простонародной». В 1820-х годах написал четыре повести с фантастическими сюжетами. В 1825 г. опубликовал новеллу «Лафертовская маковница», которая была создана под влиянием новелл Гофмана и стала первым русским произведением в духе фантастического романтизма. Ее героиня, старая торговка лепешками, была всесильной колдуньей, черный кот старушки Мурр мог перевоплощаться в титулярного советника[1] Мурлыкина. В 1828 г. Погорельский выпустил целый сборник фантастических новелл. Вокруг писателя всегда царила творческая атмосфера, он дружил со многими литераторами:А.С. Пушкиным, В.А. Жуковским, К.Ф. Рылеевым, П.А. Вяземским, И.С. Тургеневым и др.
Своей семьи Алексей Перовский не создал, но был дружен со своей сестрой Анной Алексеевной Толстой, с которой воспитывал ее сына Алешу, фактически заменив ему отца.Вместе с сестрой и ее сыном много путешествовал по Европе, в Германии встречался с поэтом Иоганном Гете. Для племянника Алеши Толстого он в 1829 г. написал нравоучительную сказку «Черная курица, или Подземные жители». Одиннадцатилетний Алеша стал прототипом[2] главного героя.
Благодаря дружбе с В.А. Жуковским, который был наставником царевича, Алешу Толстого в 1829 г. представили императору и его семье. Мальчик подружился со своим ровесником Сашей Романовым, будущим императором Александром II. По выходным дням его привозили во дворец для игр с наследником престола. Перовскому не хотелось, чтобы племянник зазнался, потому в форме сказки дал множество мудрых наставлений для самовоспитания. Впоследствии мальчик стал известным поэтом, драматургом и писателем Алексеем Константиновичем Толстым. Для Александра II он остался близким другом на всю жизнь.
В конце 1820-х Перовский вернулся на государственную службу, работал в Комиссии по устройству учебных заведений, дослужился до действительного статского советника, одного из высших чинов.В 1830 г. оставил службу и поселился в малороссийском имении Погорельцы, работал над романами. Роман «Монастырка» стал первым нравоописательным романом в России. В нем подробно описаны традиции, быт, обычаи и нравы Малороссии. Последние годы из-за проблем со здоровьем писатель много времени проводил на лечении за границей, путешествовал вместе со своим племянником. В Италии познакомился с Карлом Брюлловым, который написал его портрет. 21 июля 1836 г. скончался от туберкулеза, похоронен на православном кладбище Варшавы.
А. Погорельский
Сюжетная линия повести
Фантастическое и реальное в сюжете. Основная тема сказочной повести
Со сказочной повести «Черная курица, или Подземные жители» началась литература для детей в России. Впервые главным героем в произведении стал ребенок, повествование пронизано интересом к его внутреннему миру. Сюжет повести построен на изображении двух миров, представленных глазами ребенка:реального и фантастического. Соединение вымысла с правдой создает ощущение, что эти миры взаимодействуют между собой, существуют рядом.
Реальными деталями автор создал историческую реконструкцию[3] столичной жизни конца XVIII века. Например, он подробно описал одежду Алеши, предметы интерьера пансиона[4] и учительского жилища, блюда, которыми угощали гостей у учителя, особенности сервировки и многое другое. Реалистическое отображение эпохи дано в картинах Петербурга, который уже тогда«славился в целой Европе своею красотою». Не было еще «тенистых аллей»,тротуары были выложены досками, Исаакиевский собор и его площадь были не обустроены, мост у собора «узкий и неровный», Адмиралтейство не «обсажено деревьями», Конногвардейский манеж еще без великолепного фасада. Детально описано здание пансиона на Первой линии Васильевского острова: небольшой дом с крышей из голландской черепицы, просторный двор, огражденный забором из барочных досок[5] с дырками от гвоздей. Рассказывается об условиях обучения в немецком пансионе. К воспитанникам учителя обращались на «вы», называли их «господа пансионеры». Однако применялись телесные наказания, юных «господ» розгами пороли за провинности.
Воспитанником пансиона был главный герой повести Алеша. Родители Алеши, жившие далеко, не могли себе позволить забирать сына на праздники и каникулы. Оставшись в одиночестве на зимние каникулы, так как другие ученики разъехались, Алеша от скуки читал книги про рыцарей из библиотеки учителя и предавался романтическим мечтаниям. Ему нравится бродить во дворе, смотреть через дырочки в заборе в переулок, подкармливать курочек. Особенно выделял мальчик черную хохлатую курицу. Эту курицу прислуга считала паршивой, потому что она яиц не несла. Оттого решили приготовить ее на обед к приезду директора. Но Алеша спас Чернушку от кухарки, отдав за жизнь любимицы золотую монету.
Алёша
После спасения курицы жизнь Алеши изменилась, наполнилась приключениями. За избавление от смерти Чернушка решила отплатить благодарностью и, чтобы ребенок не чувствовал своего одиночества, рассказала про подземное королевство. В сказочном мире мальчик попадает в таинственное подземелье, где он увидел рыцарей, познакомился с королем и его подданными. Король подземных жителей в награду за спасение своего главного министра подарил конопляное семечко, которое позволяло овладеть знаниями без обучения. Это давало возможность получать отличные оценки на уроках, не прилагая никаких усилий.
Эта награда стала для мальчика серьезным испытанием.Поначалу голос совести заставлял его испытывать неловкость за незаслуженные оценки, потом характер его начал портиться: он стал высокомерным, ленивым и самодовольным зазнайкой. Из отзывчивого товарища превратился в эгоистичного мальчишку, у него почти не осталось друзей. Легко полученные знания не принесли пользы: не вникая в суть узнанного, Алеша становился ленивым невеждой. К тому же, не тратя времени на подготовку уроков, Алеша от безделья проказничал, «праздность еще более портила его нрав». Учитель, желая повлиять на поведение мальчика, стал задавать ему уроков больше, чем другим. Но и это не помогло, благодаря зернышку мальчик был уверен в своих способностях.
С потерей зернышка Алеша стал совсем беспомощным, у него начались проблемы.Чернушка вернул пропажу, но попросил мальчика встать на путь исправления. Алеша быстро позабыл о своем обещании. Отвечавшего урок мальчика, якобы выучившего за утро двадцать страниц, учитель и ученики уличили во лжи. Под страхом наказания розгами он выдал тайну подземных жителей.Ночью Чернушка пришел проститься с мальчиком, рассказав, что его народ должен покинуть эти места навсегда. Алеша, осознавая ужас своего предательства, впал в горячку. После выздоровления, физического и нравственного, мальчик, хотя свой дар утратил,снова стал обязательным, трудолюбивым и прилежным ребенком. Переболев недугом высокомерия, он вернулся на прежний жизненный путь, к себе самому.
Образ главного героя Алеши
Образы Чернушки и жителей подземного королевства
Герой сказочной повести Алеша – воспитанник пансиона, ему около 10 лет. Он «умненький, миленький», неглупый ребенок.Алеша отзывчив, щедр и скромен. Он слушается взрослых, помогает им, подкармливает курочек.Ради спасения любимой курочки отдал кухарке единственное свое богатство – подаренный ему бабушкой золотой империал[6]. Он не труслив, не побоялся последовать за появившейся ночью Чернушкой в незнакомое место по тайным коридорам, чтобы спуститься под землю.
Но характер мальчика противоречивый. Он послушный, но нарушил запрет Чернушки ни к чему не прикасаться по пути в подземелье. Алеша все же потрогал лапку кота, из-за его непослушания в первую ночь попасть в подземную страну не удалось, а Чернушка чуть не пострадал.Алеша проявил легкомыслие, пожелав всегда отвечать урок, «не учившись». Он научился лукавить, получая благодаря конопляному зернышку незаслуженные похвалы, став первым учеником. В нем проявляется заносчивость и самоуверенность, он возгордился «своими» успехами. Мальчик из страха наказания за неподобающее поведение нарушил обещание Чернушке хранить тайну подземных жителей. Но в конце концов он осознал свой проступок, пожалел о собственном малодушии, захотел исправиться.
Министр Чернушка
Ключевым персонажем повести является курица, прозванная Чернушкой. Эта не совсем обычная домашняя птица, отличающаяся от других белых куриц цветом и не несущая яиц,в волшебном измерении представлена в образе почтенного министра. Он один из жителей подземного королевства, которые могут в реальном мире появляться в замаскированном виде. Само подземное королевство напоминает европейскую карликовую монархию, маленькие жители которой были ростом не более «пол-аршина[7]», одеты на испанский манер, в шляпах с перьями. Благородный Чернушка – важный вельможа этого государства. Его высоко ценил король, и за спасение министра готов выполнить любой пожелание Алеши. Король, хотя и разочарован просьбой мальчика, ее все же выполнил, с укоризной назвав Алешу «ленивцем».
Король Подземного царства
Великодушный министр испытал душевную боль, когда Алеша не сдержал своего обещания. Мальчик обрек жителей подземного королевства на изгнание, а Чернушку на ношение кандалов. Но министр все же простил мальчика, потому что помнил, что тот был доброжелательным и сострадательным ребенком. Прощаясь навсегда, мудрый Чернушка выразил надежду, что Алеша постарается измениться и станет прежним, ведь он верит в него.
Воспитательное значение повести «Черная курица, или Подземные жители»
Благодаря Антонию Погорельскому в России появились жанры фантастической повести и нравоописательного романа. Произведения Погорельского высоко ценили многие его современники, в том числе В.А. Жуковский, А.С. Пушкин. А сказочная повесть «Черная курица, или Подземные жители»вызывает интерес у взрослых и детей уже почти 200 лет.
В повести затронуты вопросы воспитания,говорится о необходимости развития ответственности, милосердия, доброты у детей.Автор на примере истории Алеши показал, что в человеческой душе противостоят друг другу добро и зло. Часто одерживает победу плохая сторона, если человеку легко достаются успех или слава. Не стоит обманывать себя иллюзиями, легкий успех часто становится причиной разрушения личности. Чтобы вырасти стоящим человеком, необходимо упорно учиться, трудиться и развиваться. Нужно строже относиться к себе,быть трудолюбивым, порядочным, честным человеком.
Словарь
Титулярный советник – по Табели о рангах чин 9 класса.
Прототип – прообраз, модель, реальная личность, послужившая для создания персонажа.
Историческая реконструкция – воспроизведение, воссоздание культурной атмосферы определенной исторической эпохи.
Пансион – учебное заведение с общежитием для учеников.
Барочные (доски) – доски, полученные после разборки непригодной для плавания барки, т.е. большого грузового судна.
Империал – золотая монета, достоинством в 10 рублей (по тем временам жалование кухарки за полгода).
Пол-аршина – старинная мера длины (35,5 см).
Антоний Погорельский и его сказка «Черная курица, или Подземные жители». Часть 1
Антоний Погорельский – замечательный русский писатель начала ХIХ века. Его знаменитое произведение «Черная курица, или Подземные жители» является одной из первых литературных сказок в русской прозе. Сам он называл её волшебной повестью. Сказка стала любимым чтением для детей и вошла в золотой фонд детской литературы. Однако, как и многие другие произведения, предназначенные для детей («Приключения Алисы» Л. Кэрролла, «Золотой ключик» А.Н.Толстого, «Синяя птица» М. Метерлинка и др.), оно мерцает многими смыслами, и за простым сюжетом с наивной моралью угадывается иное, более сложное повествование.
«Чёрную курицу» Погорельский писал в 1825-1826 годах, а опубликована она была в 1829 году и действительно стала одной из первых в русской литературе книг во многих смыслах – и одной из первых литературных сказок, и одним из первых мистико-фантастических произведений, и первым авторским произведением литературы для детей. Приемы введения фантастического, сочетание фантастического и реального в произведении, обыгрывание мотива сна, исторический принцип в основе повести – все эти находки Погорельского позже будут использованы и другими русскими писателями.
Антоний Погорельский, как известно, псевдоним писателя, настоящее имя которого – Алексей Алексеевич Перовский. Отец писателя, граф Алексей Кириллович Разумовский, был известным государственным деятелем при дворе Екатерины II, а мать – Мария Михайловна Соболевская (впоследствии по мужу – Денисьева) – простой мещанкой. Богатый вельможа, А.К.Разумовский добился дворянского звания для своих внебрачных детей и оставил им наследство.
Семья была исключительно литературной. Сам А.К.Разумовский послужил одним из прототипов старого графа Безухова в романе Л.Толстого «Война и мир». Он состоял в переписке с И.А. Поздеевым, с которого Толстой писал в своем романе образ масона Баздеева. На основании воспоминаний В.Перовского, родного брата Алексея Перовского, о его приключениях в захваченной французами Москве и встрече с генералом Даву написана часть романа Л. Толстого о похождениях Пьера в сожженной Москве. Кроме того, В.Перовский, бывший в 1833 году оренбургским военным губернатором, встречался с Пушкиным, когда тот, собирая материалы к «Истории пугачевского бунта», посетил Оренбург.
Племянник Погорельского, которого он очень любил и воспитанием которого занимался, – Алексей Константинович Толстой – стал выдающимся русским поэтом, писателем и драматургом. Три других племянника, сыновья сестры Ольги – Жемчужниковы – оставили в литературе яркий след, создав пародийный образ Козьмы Пруткова.
«Черная курица» была сочинена Перовским для его племянника Алеши Толстого, который стал своеобразным двойником дяди – носил то же самое имя и находился в том же возрасте, что и герой произведения, в котором угадываются черты самого автора. На создание сказки повлияло творчество Гофмана, произведения которого Перовский прочитал, скорее всего, в Германии, куда был переведен по службе в 1814 году. Здесь он и познакомился с первыми сборниками рассказов Э. Т. А. Гофмана «Фантазии в манере Калло» (1814), «Ночные рассказы» (1816). В сказке ощущается влияние и других немецких романтиков, в частности Тика, а также знаменитого английского писателя-сатирика Свифта.
С самых первых абзацев произведения проявляются два основных принципа творчества писателя, которые актуализируются в сказке, – сочетание фантастического с реальным и принцип историзма.
Сказочное «жил-был» в начале сказки сопровождается точным адресом и описанием Петербурга, причем автор создает два образа города – один в историческом ракурсе – это Петербург конца восемнадцатого века – и второй – современный рассказчику. Он пишет о том, как похорошел город, как изменился его облик: «В то время Петербург наш уже славился в целой Европе своею красотой, хотя и далеко еще не был таким, каков теперь. Тогда на проспектах Васильевского Острова не было веселых тенистых аллей: деревянные подмостки, часто из гнилых досок сколоченные, заступали место нынешних прекрасных тротуаров. Исаакиевский мост, узкий в то время и неровный, совсем иной представлял вид, нежели как теперь; да и самая площадь Исаакиевская вовсе не такова была <…> Петербург тогдашний не то был, что теперешний».
В этих словах чувствуется и любовь к Петербургу, и гордость за столицу, которая за сравнительно недолгий срок (всего сорок лет) преобразилась и стала одним из красивейших городов мира. Говоря о Петербурге в историческом смысле, Погорельский, кроме прошлого и настоящего (которое для читающего сказку является уже историческим прошлым) имплицитно создает и третью проекцию – города будущего (который для читающего является настоящим), продолжающую мотив совершенства и могущества Петербурга. В любви к родному городу, который одновременно является и столицей могучей империи, проявляется патриотическое чувство, которое в полной мере было присуще Погорельскому.
С началом войны 1812 года Перовский, как и многие другие молодые дворяне, охвачен общим патриотическим порывом и вступает в армию: его зачисляют в 3-й Украинский казачий полк. Отец категорически запретил Перовскому принимать участие в военных действиях, угрожая, в случае неповиновения, лишить сына материальной поддержки и имения. Перовский отвечал отцу хоть и в лучших романтических традициях того времени, но, тем не менее, очень искренне: «Можете ли Вы думать, граф, что сердце моё столь низко, чувства столь подлы, что я решусь оставить своё намерение не от опасения потерять Вашу любовь, а от боязни лишиться имения? Никогда слова сии не изгладятся из моей мысли… »
Подобное поведение и настрой чувств говорят не только о патриотизме писателя, который храбро сражался против французов и в рядах регулярной армии, и в отрядах партизан – Погорельский находился в армии вплоть до 1816 года, – но и об особенном благородстве и чистоте помыслов этого человека. Участие в исторических событиях, безусловно, дало писателю ощущение причастности к большой истории, выработало в нем философское отношение к жизни. Философские ноты звучат уже в самом начале сказки: «…настанет время, когда и наши следы сотрутся с лица земного! Все проходит, все исчезает в бренном мире нашем…».
Исторические вехи в повести обозначены несколькими периодами – времена Петра I, которого знали и с которым даже беседовали старушки голландки, конец восемнадцатого века, когда происходили описанные в сказке события; время, соответствующее моменту повествования (30-тые годы ХIХ века), и, наконец, условное будущее, когда и «наши следы сотрутся с лица земного». Подобная временная композиция помогает протянуть нити от прошлого к будущему, показать их единство и взаимосвязь, включенность каждого персонажа в исторический процесс. Кроме того, она является одним из способов введения фантастики в реальность: столетние старушки, родившиеся в конце семнадцатого века, являются частью прошлого, которое становится легендарным и в какой-то степени фантастическим – недаром именно через их комнату надо пройти, чтобы попасть в сказочный мир. Голландские старушки связаны с темой масонского посвящения: как известно, Петр I был принят в масонскую ложу во время путешествия по Голландии. Сам Погорельский тоже был масоном, вступившим в Дрездене в ложу Трех мечей. Он неоднократно делал попытки вступить в масонство и раньше, но его отец, сам видный и влиятельный масон, препятствовал этому. Как бы то ни было, но в Дрездене во время заграничного похода Погорельский осуществил свою мечту.
Масонские мотивы занимают существенное место в «Черной курице». Один из героев сказки – министр подземного королевства. Однако в дневной земной жизни он предстает почему-то в виде курочки. Правда, курочка эта не обычная: по словам кухарки, она не несет яйца и не высиживает цыплят. Почему же министр является в виде курицы, а не, скажем, в виде петуха, что было бы логичнее с точки зрения здравого смысла? А дело в том, что символика курицы закладывает нужные писателю смыслы, которые концепт петуха мог бы исказить, да и само название сказки сразу же напоминает посвященным о другой знаковой книге.
«Чёрная курочка» — гримуар, содержащий в себе сведения о создании талисманов и волшебных колец. Используя эти предметы, люди якобы могли достигнуть неслыханной силы. Но главная тайна, которую раскрывает книга, — это создание некоей «Черной курочки», также известной как «курица, несущая золотые яйца». Такая курица могла принести владельцу огромные богатства.
Символика курицы амбивалентна. С одной стороны, она олицетворяет воспроизводство, материнскую заботу, а также провидение. Она является символом родительской любви: боязливая по натуре, курица, становится героиней, защищая своё потомство – она бесстрашно нападает на каждого, кто пытается нанести вред её малышам.
В христианстве наседка с цыплятами олицетворяет Христа со своей паствой. Курица — воплощение всепрощающей любви, символ доброты и сердечности Всемогущего, изливающего эти блага даже бездуховным и безнравственным людям, не преодолевшим своих страстей: « О, Иерусалим, Иерусалим! Я хотел бы так же часто собирать твоих детей вместе, как наседка собирает своих цыплят под крыльями, Но ты не хочешь!» ( Из словаря символов)
Старательная курочка в аллегорическом изображении «семи свободных искусств» символизирует грамматику, которая связана с усидчивым и кропотливым трудом (в сказке эта символика связана с мотивом учения).
Обычная курица, считающаяся недалекой птицей, в сказках может снести золотое яйцо, которое является аллегорией связанного с высшими силами сокровища (в том числе и подземного богатства – Алеша попадает к подземным жителям). Понятие «сокровище» имеет также и переносный смысл – имеется в виду духовное богатство человека: “Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапываются и не крадут” (Матф.6:19-20)
С другой стороны, в символических словарях Черная курица – слуга дьявола или даже одно из его проявлений.
Черная курица недаром является именно Алеше. Это восприимчивый, чувствительный мальчик с тонкой и нежной душой, обладающий богатым воображением. Он остро чувствует свое одиночество, которое развивает в нем мечтательность, желание увидеть волшебный мир. Он ждет встречи с чудесным. В самых обыденных явлениях и реалиях окружающего мира он ощущает веяние таинственного: дырочки в заборе кажутся ему нарочно сделанными волшебницей, а переулок – сказочным пространством, в котором должны случаться необыкновенные происшествия. Фантазии его связаны также с любовью к чтению. Алеша читает немецкие волшебные повести и рыцарские романы. Один из основных циклов немецкого рыцарского романа – цикл о Парцифале и священном Граале. Он напрямую связан с некоторыми идеями масонов о совершенстве духа.
Погорельский показывает чувствительную душу мальчика, которая как бы вибрирует, ощущая дыхание двух миров – реального и вымышленного.
Повесть
написана в 1829г. после ухода Антония
Погорельского (Алексей Алексеевич
Перовский) в отставку. Эта повесть
посвящена племяннику А. Погорельского
Алеше (Алексей Константинович Толстой).
Погорельский тактично прививал своему
воспитаннику нравственные качества. С
этой целью он и сочинил это произведение,
главная
идея
которого заключается комплексе
нравственных качеств, без которых по
мнению автора немыслима подлинная
человеческая личность: доброта и
скромность, честность и трудолюбие,
верность слову и преданность в дружбе,
презрение к эгоизму и ложным ценностям,
ответственность человека за свои
поступки перед собой и окружающими,
умение критически смотреть на себя со
стороны и бороться со своими недостатками.
Художественное
своеобразие: в сказке много волшебства,
двоемирие – главный герой Алеша попадает
из мира реального в мир фантастический
(подземное царство) через сон, волшебные
предметы – конопляное семечко, с помощью
которого можно было выучить уроки и
знать все на отлично, ничего не делая.
Автор подробно раскрывает психологический
портрет ребенка через его поступки,
через описание взаимоотношений с
окружающими, таким образом показывая
как формируется характер и происходит
становление его как личности.
14 Билет
(Отдельно
в группе!!!)
16. Л.Н. Толстой — педагог-писатель. Учебные книги и художественные произведения для детей. Обзор произведений и их воспитательное и познавательное значение.
Лев
Николаевич Толстой
Толстой
Лев Николаевич (28 августа 1828 года, усадьба
Ясная Поляна Тульской губернии — 7 ноября
1910 года, станция Астапово (ныне станция
Лев Толстой) Рязано-Уральской ж. д.) —
граф, русский писатель. Родился в
аристократической графской семье.
Педагогическая
деятельность Л. Н. Толстого. Педагогическая
деятельность Льва Николаевича Толстого
началась с 1849 года, когда он учил грамоте
крестьянских детей Ясной Поляны. Более
активную педагогическую работу он стал
вести с 1859 года, продолжая ее с перерывами
до конца своей жизни. По возвращении с
Крымской войны он открыл в Ясной Поляне
школу и содействовал организации в
ближайших селениях еще нескольких
крестьянских школ.
В
1860 году Толстой намеревался учредить
просветительное общество. Его задача
— открытие школ для крестьян, подбор
учителей для них, составление курса
преподавание и помощь учителям в их
работе.
«Азбука»
Л. Н. Толстого и книги для чтения.В своих
дидактических высказываниях Толстой
дает много указаний, какими должны быть
книги для первоначального обучения.
Помещаемый в них материал должен быть
занимательным для детей, доступным их
пониманию; написаны книги должны быть
просто, немногословно. В книгах для
начальной школы надо давать материал
из жизни родины, легко запоминающийся
и производящий на детей сильное
впечатление.
В
соответствии со своими дидактическими
взглядами и требованиями к учебной
книге Толстой составил «Азбуку», изданную
в 1872 году. Затем она была дважды
переработана и в окончательной редакции
переиздана в 1875 году под заглавием
«Новая азбука». Им были составлены также
четыре «Русские книги для чтения». Как
«Азбука», так и книги для чтения выдержали
каждая свыше 30 изданий, разошлись в
миллионах экземпляров и были наряду с
«Родным словом» Ушинского самыми
распространенными учебными книгами в
земских начальных школах.
Характерными
чертами составленных Толстым книг для
чтения были высокая художественность,
выразительность, сжатость и простота,
полная доступность детскому пониманию,
занимательность, превосходный русский
язык. Весь материал составлен из русской
жизни, большей частью из жизни деревни.
Сведения по природоведению, географии,
истории даны в форме художественных
рассказов. Много рассказов на нравственные
темы, занимающих три-четыре строки?
Например:
«Два
брата» (сказка)
«Какая
бывает роса на траве» (описание)
«Как
ходят деревья» (рассказ)
«Три
медведя» (сказка)
С
большой любовью он относился к детям,
особенно к крестьянским. О знал о тяжкой
крестьянской доле, сочувствовал им, и
именно поэтому в своем поместье в Ясной
Поляне он открыл школу для крестьянских
детей. Он сам об этом говорил так: «Есть
и у меня поэтическое, прелестное дело,
от которого оторваться нельзя – это
школа».
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #