История создания сказки карась идеалист салтыков щедрин

Анализ «Карась-идеалист» Салтыков-Щедрин

Анализ «Карась-идеалист» Салтыков-Щедрин

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 38.

Обновлено 26 Июля, 2021

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 38.

Обновлено 26 Июля, 2021

Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина – аллегорическое отображение современного писателю общества. Михаил Евграфович разоблачал пороки актуальные и в наше время. Свидетельством этого является и сказка «Карась-идеалист». Она адресована в первую очередь взрослым, но и школьники найдут её полезной. В сказке выражен отклик автора на новые либеральные идеи. Изучают сказку в 10 классе. Предлагаем облегчить подготовку к уроку, ознакомившись с кратким анализом произведения.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Год написания – 1884.

История создания – Сказка была создана в то время, когда писатель уже более 10 лет работал над циклом подобных произведений. Толчком к написанию произведения стали наблюдения за укладом общества.

Тема – В сказке можно выделить несколько тем: жизнь в подводном царстве; позиция либералов и истинное значение либеральных взглядов.

Композиция – Как смысловая, так и формальная организация сказки «Карась-идеалист» несложная. Традиционного фольклорного начала в ней нет. Автор сразу начинает рассказ с главного – споров карася и ерша. Элементы сюжета расположены в прямой последовательности.

Жанр – Сказка.

Направление – Реализм.

История создания

Сказка была написана в период, когда писатель трудился над циклом подобных произведений. Некоторые из них уже были опубликованы. История создания произведения тесно связана с особенностями общественного уклада второй половины XIX века. Либералы продолжали отстаивать идею равноправия, справедливого распределения трудовых обязанностей. Тем не менее к интеллигентам, поддерживающим подобные взгляды, не относились серьёзно, так как они красиво говорить умели, а реализовать свои идеи не могли.

Впервые произведение увидело мир на страницах сборника «ХХV лет».

Тема

Анализ сказки «Карась-идеалист» следует начинать с характеристики мотивов.

В русской литературе ХIХ–ХХ века немало образцов аллегорических сюжетов, образов. М. Салтыков-Щедрин активно использовал такие приёмы, чтобы обойти цензуру. Если учитывать прямой и аллегорический смысл сказки «Карась-идеалист», в ней можно выделить минимум две темы: жизнь в подводном царстве; позиция либералов и истинное значение либеральных взглядов.

В контексте указанных тем сформировалась проблематика. Основные проблемы такие: диспуты, слабые и сильные мира сего, лукавство, социальное равенство, взгляды либералов и реальность и др.

Для создания аллегорий писатель перемещает нас в речное царство, поэтому главные герои сказки – рыбы. Человеческие образы играют второстепенную роль. Начинается произведение с рассказа о споре ерша и карася. Карась чист душой, верит, что прожить в этом мире можно только правдой. Он не знает о существовании щук, рассказы о том, что рыбу едят монахи, считает неправдой. Герой наивно верит в равенство. О характере карася М. Салтыков-Щедрин говорит лаконично, акцентируя внимание на его «смирном» нраве. С иронией писатель замечает: «недаром его монахи любят». Лёжа в тине, карась любит думать о современном обществе, иногда его мысли очень даже смелые.

Противник карася в спорах– ёрш. Эта рыба умеет вколоть не только плавниками, но и словами. Ёрш тоже либерал, только в отличие от карася, он умеет воспринимать реальность трезво. Он прекрасно понимает, что такие рыбы, как карась, постоянно подвержены опасности: их и щука может съесть, и человек. Это ёрш пытается доказать самому карасю, но попытки его тщётны.

О вольнодумном карасе узнаёт щука и приплывает к нему на диспут. Трижды карась вступает с ней в спор. В первый раз со встречи с хищницей он возвращается живым и невредимым, во второй – искалеченным, в третий щука его глотает. В последней сцене автор показывает, что щука никогда не станет доброй, ведь она хищник от природы. Никакие либеральные лозунги не смогут изменить её натуру. К тому же щуку боятся, поэтому она всегда считает себя хозяйкой положения. Увидев, как хищница проглотила карася, никто не посмел осудить или упрекнуть, наоборот, рыбы справились о том, вкусно ли ей было.

Исходя из содержания, можно определить идею сказки. Автор осуждает людей, которые слепо верят в свои идеи, не учитывая реального положения вещей.

Композиция

Смысловая и формальная организация сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Карась-идеалист» предельно проста. Все элементы сюжета расположены в логической последовательности. Из фольклорных сказок писатель заимствовал приём трехкратности: карась трижды приходил к хищнице на диспут.

В экспозиции читатель знакомится с главными героям сказки, узнаёт об их характерах и взглядах. Завязка – разговор о щуке, желание хищника посетить смелого, вольнодумного карася. Развитие событий – беседы карася и щуки. Ярко выраженной кульминации в сказке нет. Развязка – щука случайно заглатывает карася.

Жанр

Жанр «Карася-идеалиста»– сатирическая сказка. В произведении переплетаются реальные и фантастические события, образы сказки аллегорические. В то же время писатель использовал сатирические приёмы для разоблачения либералов, поэтому направление сказки – реализм.

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Даврон Кабулов

    10/10

  • Валентина Воронцова

    10/10

  • Егор Леванович

    10/10

Рейтинг анализа

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 38.


А какую оценку поставите вы?

Салтыков-Щедрин и его сказка «Карась-идеалист» — анализ

Содержание:

  • Произведение Салтыкова-Щедрина «Карась-идеалист»
  • История создания, особенности сюжета
  • Краткое содержание, проведение анализа

    • Общественно-политическая интерпретация
    • Оторванность идеалистов от жизни
  • В чем смысл, для кого написана сказка

Произведение Салтыкова-Щедрина «Карась-идеалист»

«Карась-идеалист» — это сатирическое произведение. Короткий рассказ, в котором на примере речных жителей показана утопичность либеральных взглядов в России второй трети XIX века. М.Е. Салтыков-Щедрин описал интеллигента-карася, реалиста-ерша и щуку, олицетворяющую власть, чтобы проиллюстрировать недостатки современной ему политической полемики.

История создания, особенности сюжета

Салтыков-Щедрин написал сказку в 1884 году. «Карася-идеалиста» впервые опубликовали в сборнике «XXV лет». Сатирик в то время работал над серией произведений, в которых использовал образы животных, чтобы избежать цензуры.

В том же году были написаны «Медведь на воеводстве», «Орел-меценат» и «Вяленая вобла».

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

У сказки простой сюжет: сначала мнениями обмениваются ерш и карась, затем, услышав об их разговорах, приплывает щука. Карась трижды вступает с ней в спор — традиционная для сказки композиция. Затем наступает драматическая развязка.

Краткое содержание, проведение анализа

Карась и ерш спорят друг с другом. Один «смирный и склонный к идеализму», а второй «тронутый скептицизмом и колючий». Персонажи не сходятся во взглядах, потому что карась считает, что жить надо только правдой, а ерш не представляет жизнь без необходимости «слукавить».

Идеалист не верит в то, что щуки могут есть других рыб не за провинность, а потому что голодны. Уху, которую варят люди, считает недоказанным вымыслом. Все споры начинает карась. У него всегда есть доводы в ответ на скептицизм ерша.

  1. История — это торжество добра и разума над злом и безумием.
  2. Тьма существует, но этим доказывает, что свет победит.
  3. Главная жизненная сила в добре.
  4. Рыбы должны объединиться и жить на благо друг друга. А питаться надо насекомыми, ракушками и прочими существами, у которых вместо души «пар».

Скептик-ерш во всем видит конфликт, вместо прогресса — деградацию. Порой не находя аргументов, переходит к оскорблениям, называя карася глупцом и фофаном. Но продолжает общение, покупаясь на наивную искренность оппонента. И даже готов прислушаться к его идеалам.

Персонажи регулярно встречаются, чтобы поспорить, пока речи о всеобщем равенстве не доходят до щуки. Хищная рыба олицетворяет в сказке власть. Она приплывает, чтобы вступить с карасем в диспут.

Идеалист уверенно отвечает на вопросы в первый день, говорит, что надо жить по справедливости и помогать друг другу. Щука советует ему проспаться и спор переносится на следующий день.

Вторую часть диспута карась продолжает речь о том, что все должны трудиться на благо общества. Не желающая работать и с кем-либо делиться щука обвиняет его в вольнодумстве. Карася берут под стражу.

На следующий день он потрепан, но готов выложить свой главный аргумент: рассказать хищнице про добродетель. Услышав «магическое слово», щука от удивления распахивает пасть и случайно глотает карася. Остальные рыбы желают ей приятного аппетита, а ерш убеждается в своей правоте.

Общественно-политическая интерпретация

Салтыков-Щедрин описывает бессмысленность морализаторских диспутов, не опирающихся на реальные действия. Он не осуждает желание добиться равенства и справедливости, но не указывает путь, как это сделать. На примере рыбного царства понятно, что «сильные мира сего» добровольно от власти не откажутся.

Щука говорит, что «люди не склонны бросать то, что им кажется вкусным».

Ерш жалеет карася и не отказывается от бесед с ним, ведь мало кто говорит правду, пусть и однобокую. Но ерш труслив, хоть и колюч, и громко поддержать собеседника не может.

Оторванность идеалистов от жизни

Карася вначале сказки автор осуждает не только за наивный идеализм, но и за бездействие — лежит себе на дне и размышляет, не опасаясь цензуры. Но в итоге главный герой даже после прямых сигналов, что его вот-вот съедят, придерживается плана раскрыть глаза щуке на смысл добродетели. И умирает он по случайности, автор не дает хищнице услышать главные аргументы диспута. Финал можно трактовать по-разному:

  • удел идеалистов — пасть жертвой столкновения с реальностью;
  • спорить с «социальным злом» бессмысленно — оно бездумно как стихия;
  • власть не готова принимать либеральные взгляды, она будет слушать, пока сыта, но все равно расправится с вольнодумцами.

В чем смысл, для кого написана сказка

Сатиру Салтыкова-Щедрина исторически толковали двумя способами. Первый, традиционный, со времен литературной критики XIX века, видел в произведениях классика только обличение пороков общества. Его литературным приемам придавалось излишнее социальное значение. Другой критический подход находил в сказках автора глубокие мировоззренческие наблюдения, которые выходили далеко за рамки сиюминутной политической ситуации.

Это не детская сказка, среди персонажей нет положительных героев. Ерш любит спорить, но все время боится, как бы чего не вышло. Карась упрямо отрицает очевидные вещи в угоду идеалам. А щука любопытна и неглупа, хотя с точки зрения своей системы ценностей никогда не будет прислушиваться к тому, кого ест.

У Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина есть сказка, отображающая нравы времени, в которое жил писатель. В ней показаны пороки общества, а главный герой — рыба. В сатирическом творении показал противостояние либералов, интеллигентов и правящей верхушки. Анализ произведения «Карась-идеалист» учащиеся выполняют в 9 классе.

Оглавление:

  • Краткий обзор
  • История создания
  • Темы и мотивы
  • Пересказ сюжета
  • Композиция и жанр

Анализ сказки карась идеалист

Краткий обзор

Салтыков-Щедрин написал сказку «Карась-идеалист» в 1841 году, за 20 лет до отмены крепостного права. В то время он уже несколько лет работал над подобными творениями, и впоследствии вышел сборник. Автор наблюдал за жизнью простых людей, анализировал мотивы их поступков и сравнивал последствия того или иного образа жизни. Так появилось произведение «Карась-идеалист». Анализ сказки Салтыкова-Щедрина о либералах позволяет выявить основные темы:

Анализ произведения карась идеалист

  • жизнь под водой;
  • политические взгляды общества;
  • значение либеральной позиции для развития.

Композиция сказки — последовательная. Повествование развивается логично, сюжет выстроен последовательно, элементы следуют один за другим. В отличие от фольклорных произведений, здесь нет традиционного начала. Однако жанр определяется именно как сказка. Литературное направление, выбранное писателем для раскрытия образов и тем, — сатира.

Салтыков-Щедрин считался признанным сатириком: его творения одних смешили, других злили, а третьих заставляли задуматься, при этом почти никто не оставался равнодушным к творчеству писателя.

История создания

В творческой биографии писателя это не первая сатирическая сказка. К тому времени, когда был написан «Карась-идеалист», Михаил Евграфович уже создал и опубликовал несколько творений, выдержанных в таком же духе. Он показывал обществу самые ужасные пороки, причём делал это в язвительной форме. Указывать на недостатки прямо было нельзя, поэтому героями произведений часто становились животные и фантастические существа.

Салтыков-щедрин

Идея сказки возникла в результате наблюдений за либерально настроенной прослойкой. Эти люди считали, что трудиться должны все, а распределение благ нужно осуществлять по справедливости. Тема нашла продолжение ещё в одном произведении, которое написал Салтыков-Щедрин, — «Либерал». Анализ сюжета показывает, что писатель был непримирим к тем, кто маскирует трусость и пассивность за громкими словами.

Прослойка общества, состоящая из образованных людей, тяготела к красивым рассуждениям, но не хотела предпринимать активных действий, чтобы что-то изменить в лучшую сторону. На самом деле интеллигенты плохо представляли себе, как обстоят дела в реальности.

Впервые сатирическая сказка была опубликована в составе сборника под названием «XXV лет».

Темы и мотивы

Главный мотив, которым руководствовался автор при создании сказки, — необходимость обойти цензуру. Ещё один заключался в том, что нужно было донести свою позицию до прогрессивно настроенного общества: либеральные взгляды — это хорошо, но без учёта реалий они ничего не стоят. В сказке 3 основных темы:

  • жизнь в подводном царстве;
  • взгляды либеральной прослойки;
  • пассивность.

Карась идеалист анализ

Автор постарался подчеркнуть, что ценность либеральных воззрений ничтожна, если человек не принимает во внимание ту обстановку, что есть. Чтобы соблюсти ограничения, налагаемые цензурой, писатель вводит в произведение жителей подводного мира. Всё действие разворачивается под водой. В сказке несколько героев:

  1. Щука. Сильная рыба, которая уверена в себе и никого не боится.
  2. Ёрш. Нервный персонаж, скептично относится к жизни, разочарован и недоволен ею.
  3. Карась. Задумчивый, тихий. Рассуждает о равенстве и справедливости, думает, как было бы хорошо, если бы общество стало мудрым и начало жить в соответствии с идеалами.

Пересказ сюжета

Произведение начинается с того, что ёрш и карась вступают в спор. Главный герой говорит, что правда помогает прожить. Он наивен и не верит, что в мире есть зло. У карася чистая душа, и он уверен, что у других тоже. Ему рассказывают, что есть монахи, которые употребляют в пищу рыбу, но герой думает, будто это неправда.

Автор недаром обращает внимание читателей на то, что таких, как карась, люди особенно любят за смирный нрав. Ведь спокойную рыбу можно ловить, и она не сопротивляется. Однако взгляды у героя довольно смелые, ведь легко рассуждать, лёжа в тине.

Карась идеалист

Ёрш — главный оппонент карася в спорах, предмет которых — равенство, справедливость и всеобщее благоденствие. Писатель ввёл в произведение этот вид рыбы, чтобы показать способность укалывать словами, как плавниками. Сходство между ершом и карасём в том, что они оба придерживаются либеральных взглядов, только ёрш смотрит на вещи здраво. Он понимает, что рыбы постоянно находятся в опасности: на них охотятся и другие жители подводного мира, и люди. Однако карась непробиваем: он не верит ершу или не хочет сознаться себе, что тот прав.

Скоро о смелом и наивном карасе узнаёт щука. Она приглашает его поучаствовать в беседе. Первый диспут заканчивается для героя благополучно, после второго он оказывается искалеченным. В третий раз щука проглатывает карася. Жители подводного царства не осуждают хищницу. Они понимают, что такова её натура. Некоторые спрашивают, понравился ли ей ужин.

Карася никто не пожалел, хотя в первое мгновение все остолбенели, а щука и сама не поняла, как так вышло, что на его проглотила. Смысл заключается в том, что рассуждать, не учитывая реального положения, не только глупо, но и опасно для жизни.

Композиция и жанр

У сказки предельно простая композиция. Элементы расположены последовательно, сюжет развивается от начала до конца. Сходство с фольклорными произведениями обусловлено тем, что животные обладают способностями, которым в реальном мире им не присущи:

  • разговаривают;
  • думают;
  • имеют чины;
  • исполняют обязанности (голавли выступают в роли стражников, а окунь допрашивает карася).

Карась идеалист кратко

Второй признак, благодаря которому произведение можно отнести к жанру сказки, — приём трёхкратности. Щука трижды ведёт диспут с карасём. Но если в фольклорных произведениях обычно бывает хороший конец, здесь, напротив, драматизм нарастает в каждой последующей беседе. Структура произведения:

  1. Экспозиция. Автор рассказывает о характерах главных героев.
  2. Завязка. Ёрш и карась ведут беседы о своих взглядах, потом речь заходит о щуке.
  3. Развитие событий. Щука знакомится с карасём и трижды приглашает его на диспуты.
  4. Развязка. Хищница проглатывает наивного главного героя, причём это происходит неожиданно для неё самой.

Ярко выраженная кульминация отсутствует. На принадлежность к сатирической сказке указывает то, что автор прибегает к сатире, чтобы ясно и просто донести до современников свою точку зрения на взгляды либералов. Конечная цель — разоблачить несостоятельность их убеждений.

На чтение 4 мин. Опубликовано 30.03.2020

Мир увидел притчу под названием «Карась-идеалист» в 1884 году. Ее автором выступил русский писатель М. Е. Салтыков-Щедрин. Все его творения отображают общество, в котором находился и жил писатель. Однако они не теряют своей актуальности и сегодня. Примером выступает притча «Карась-идеалист». Анализ сказки проводится в школе в старших классах.

Содержание

  1. История творения
  2. Тема и литературный жанр
  3. Композиция притчи

История творения

Притча была написана в то время, когда автор трудился над серией произведений сатирического направления. Многие из них так и не прочитали читатели, так как сказки не подлежали публикации. Это было время общественных перемен XIX века. Общественно-политическое движение под либералистическими лозунгами начало отстаивать свои интересы, добиваться равенства.

Но к таким идейным представителям относились с долей юмора. Те, кто пропагандировал идеи либерализма, были хорошими ораторами, но на деле период реализации озвученного так и не наступал. «Карась-идеалист» впервые появился в стихотворном собрании с названием «ХХV лет».

Салтыков-Щедрин

Тема и литературный жанр

Произведение «Карась-идеалист» литераторы называют «сатирической сказкой». В притче переплетаются выдуманные и реальные происшествия. Все образы произведения — аллегорические. Для разоблачения представителей либерализма автор пользовался различными методами обличающей иронии.

Чтобы верно определить тему произведения необходимо провести анализ сказки «Карась-идеалист», правильно определив мотивы персонажей.

М. Салтыков-Щедрин часто применял аллегорические образы и сюжеты для обхода цензуры. В русских литературных произведениях ХIХ-ХХ века есть много подобных примеров. Есть два смысла сказки. Первый «аллегорический» — это «жизнь в царстве под водой», а второй, более прямой посыл, — отстаивание либералами своих идей.

Анализ сказки карась идеалист

В двух этих темах находится проблематика. Среди проблем в сказке рассматриваются:

  • либеральные идеи и окружающая представителей этого общественно-политического движения действительность;
  • публичные споры и выступления;
  • равноправие для социальных групп;
  • высшие и низшие слои населения;
  • хитрость.

Действие сатирической повести происходит в речном царстве. Вместо людей в произведении выступают рыбы. Образы людей второстепенны. Вначале происходит спор между карасем и ершом. Первый персонаж верит в то, что только правдой можно выжить в мире. Он чист душой и не делает зла.

Он не знает, что в речном царстве существуют щуки. Он думает, что монахи не едят рыбу, считает это вымыслом, верит в равенство. Его характер Салтыков-Щедрин описывает как «смирной». Иронично автор подмечает, что «недаром его монахи любят». Рыба лежит в тине и размышляет о современном обществе. В некоторых моментах мысли его являются довольно смелыми.

Карась идеалист анализ

Ерш же является противником карася. Рыба колет и словами, и плавниками. Мудрый ерш также относит себя к либералам, но трезво воспринимает реальность. Ерш замечает, что подобных рыб, таких как карась, легко съесть как щуке, так и человеку. Это и является предметом спора. Он пытается предупредить карася, но его попытки не увенчались успехом.

Щука замечает смелую рыбу и плывет к ней на диспут. Три раза он вступает с опасной рыбой в спор. В первый раз он возвращается невредимым, во второй — уже подбитым, а в третий — не возвращается. В итоге щука его съела.

Этой сценкой автор пытался показать, что щуке не дано стать доброй. Эта рыба является хищником и никакие лозунги либералов не смогут изменить это. Щуку нужно остерегаться, она всегда считала себя главной. Все видели, как она проглотила карася, но никто не упрекнул и не осудил. Напротив, все спрашивали, вкусно ли ей.

Из этого эпизода следует выделить краткую идею. Салтыков-Щедрин осуждает тех, кто, не учитывая реальности, слеп и верит в свои идеи, несмотря на их нереалистичность.

Композиция притчи

Формальная структура и смысл произведения — просты. Все действия происходят друг за другом. Для этого автор позаимствовал у сказок фольклора прием так называемой трехкратности: карась три раза приходит на диспут к опасной рыбе.

В экспозиции читатель узнает о взглядах и характерах главных героев. Завязка в произведении — это спор о щуке, ее приход к либералу-правдорубу. Этап развития событий — это беседы щуки и вольнодумной рыбы. Кульминации сказка не имеет, а развязка — это когда щука захватывает добычу.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин работал более 10 лет над серией подобных повестей и создал сатирическую повесть «Карась-идеалист». Анализ сказки позволяет лучше ее понять. Она довольно просто воспринимается, так как все сюжетные элементы расположены в логической последовательности.

Автор статьи

Светлана Владимировна Томченко

Эксперт по предмету «Литература»

Задать вопрос автору статьи

Прежде чем приступить к анализу данной сказки, следует разобраться в истории ее создания и написания. Она была написана в период социальных и политических изменений в конце девятнадцатого века. Сказку «Карась-идеалист» можно отнести к целому ряду подобных произведений в творчестве писателя. История написания данной сказки связана также с общественно-политической жизнью России в то время, с возникновением первых народных течений и подпольных организаций. Либералы в то время отстаивали идеи равноправия, равного труда и равной способности к обучению.

Впервые опубликована данная сказка была в сборнике «XXV лет».

Основные аспекты сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Карась-идеалист»

Итак, приступим к анализу данной сказки. Основными аспектами, на которых следует акцентировать внимание, в этой сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина являются:

  1. Тема и мотивы. Основным мотивом данной сказки можно назвать аллегорический образ, аналогичный образу в сказке «Премудрый пескарь». Так, как и в этой сказке присутствует аллегория, то выделить можно не одну, а сразу несколько тем: позиция либеральных взглядов; жизнь «подводного общества».
  2. Проблемы данной сказки. Основными проблемами данной сказки можно назвать: идею социального равенства, разделение людей на «слабых» и «сильных», лицемерие, реализм и многие другие.
  3. Герои сказки «Карась-идеалист». По названию сказки читатель может предположить, что главные герои этой сказки — рыбы. Образы рыб аллегоричны и соответствуют образам людей; рыбы у Салтыкова-Щедрина носят некоторые человеческие черты характера. Главных героев трое: карась, ерш и щука. Карась чист, наивен, много размышляет о либеральном обществе, слепо верит в либерализм и равенство, забывая о действительности. Карася можно назвать идеалистом и максималистом, потому что он не принимает реальность такой, какая она есть, наивно полагая, что его взгляды что-нибудь изменят. Ерш — также либерал, однако, в отличии от карася, он трезво смотрит на вещи. Он понимает, что пустые слова ничем не помогут обществу и никого не изменят. Он пытается открыть глаза карасю на полный опасностей мир, но безуспешно. Щука — это хищник, так называемая «сильная мира сего». Она — хозяйка положения в подводном царстве, ее все боятся и уважают. Щуке наплевать на взгляды карася, ее не трогают либеральные идеи. Спор щуки и карася длился три «этапа»: в первый карася пожалели, во второй он ушел искалеченным, а в третий щука его проглотила. Так карась и поплатился за слепую веру в свои идеалы и полное отрицание действительности. Второстепенными образами в этой сказке являются человеческие образы, а также образы других рыб.
  4. Идея и смысл. Идейный замысел произведения заключается в том, что любые взгляды хороши, если они учитывают реальное положение вещей. Салтыков-Щедрин в своей сказке осуждает карася за то, что тот не видит реальности, опасности, а доверяет только придуманному.

«Анализ сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Карась-идеалист»» 👇

Композиция данной сказки проста, последовательна и логична. Элементом фольклора в ней является прием трехкратности: карась трижды приходил спорить с щукой. В завязке читатель знакомится с главными героями: карасем и ершом, а также узнает о щуке — хозяйке подводного царства.

Дальше идет развитие действия сказки — карась спорит с щукой. Кульминации, как таковой, в этой сказке нет. Развязка проста: щука проглатывает карася. Аллегорически, это может означать полную провальность либеральных взглядов без учета реальности, которая совсем не так проста. Общество (то есть остальные жители подводного царства) не хотят менять привычный уклад вещей: им не жалко карася, напротив, они интересуются у щуки, вкусно ли ей было. Это означает нежелание общества меняться, вестись лишь на одни лозунги — людям, народу нужна стабильность.

Данное произведение имеет место быть в целом ряду подобных произведений Салтыкова-Щедрина. Его жанр — это сатирическая сказка, так как произведение содержит в себе как элементы фольклора, фантазийности, так и вполне реальный, хоть и аллегорически представленный, смысл.

Замечание 1

Сказку никак нельзя назвать «детской» — в ней содержатся вовсе недетские темы и проблемы.

Функции сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Карась-идеалист»

Поучительная функция. Автор данной сказки учит читателя принимать реальность такой, какая она есть, не верить слепо в равенство и прочие громкие лозунги. Слова, если за ними нет движущей силы — пустышки, не способные ничего изменить. Именно об этом и пишет М. Е. Салтыков-Щедрин.

Философская функция. В данном сатирическом произведении автор осуждает либеральные взгляды и позицию тех людей, которые не умеют ничего, кроме как красиво говорить. Салтыкова-Щедрина это задевает, вследствие чего, он отражает осуждение либерализма аллегорически, в, казалось бы, детской сказке.

Историческая и социальная функция. Сказка заставляет читателя задуматься над происходящим, над нашей действительностью. Также она учит прежде всего думать самим, не опираться на чьи-то взгляды, даже если они и кажутся правильными. Историческая функция этого произведения заключается в том, что оно отражает взгляды, а в целом, и поведение либералов в конце девятнадцатого века. В своей сказке Салтыков-Щедрин осуждает их: потому что они неспособны ни на что, кроме красивых слов и слепой веры в придуманный мир.

Таким образом, исходя из всего вышеперечисленного, мы можем прийти к выводу о том, что сказка «Карась-идеалист» вовсе не детская, а наоборот — содержит в себе достаточно смелые «взрослые» взгляды. Салтыков-Щедрин использует прием аллегории в целом ряду подобных произведений. Это происходит оттого, что автор идет в обход цензуры: если он будет выражать свои взгляды напрямую, то его осудят. Это подтверждает сказка «Карась-идеалист», а также «Премудрый пескарь».

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Сказки известного писателя Михаила Салтыкова-Щедрина направлены на то, чтобы разоблачать человеческие пороки. Поэтому они так актуальны и в наше время. В десятом классе школьникам предлагается для изучения сказка «Карась-идеалист», краткое содержание которой позволяет понять и осмыслить основную идею сказки.

Сказка «Карась-идеалист»

История создания

Необычную сказку писатель Салтык-Щедрин написал в то время, когда он в течение десяти лет выпускал уже целый цикл сатирических произведений. К этому времени многие сказки из этого цикла уже были опубликованы, а сейчас их можно найти в сети, например на сайте Брифли.

В то время в обществе XIX века либералы старались отстоять идею равноправия, но к таким идеям ещё не относились серьёзно. Это было связано с тем, что либерально настроенная интеллигенция лишь только красиво пропагандировала, но вот действий для реализации своих лозунгов никаких не предпринимала.

Действующие лица

Автор переносит читателя в речное царство, где главными героями являются рыбы. Это помогает автору создать аллегорию. А вот человеческие образы играют в этом произведении второстепенную роль. К основным персонажам можно отнести следующих лиц:

Идеалист карась и скептик ёрш

  1. Идеалист карась.
  2. Скептик ёрш.
  3. Уверенная щука.

Начинается произведение «Карась-идеалист», читать краткое содержание которого можно и в классе на уроке, со спора ерша и карася.

План для пересказа

Необычное и сказочное литературное сочинение Салтыкова-Щедрина учит не спорить по пустякам, а тому, что всегда любое слово нужно подтверждать действиями. Чтобы проще было строить свой пересказ, ученики могут воспользоваться планом:

  1. Спор.
  2. Идея главного героя.
  3. Разговор о хищной рыбе.
  4. Карась и ракушки.
  5. Первый спор щуки и карася.
  6. Второй диспут.
  7. Третий спор и его последствия.

Краткое содержание

Как-то раз между ершом и карасём произошёл спор о том, что невозможно на белом свете лишь только одной правдой прожить. Ёрш доказывал главному герою, что без лукавства в этом мире не проживёшь. Карась был смирным и спокойным. И жили эта рыба в тихом месте, думая о том, что ей поесть. И могла она что-нибудь неожиданное совершить, например, он был такой идеалист, что мечтал даже о том, чтобы все остальные рыбы жили между собой в мире.

А ёрш был колючим скептиком, который спорил отрывисто и неспокойно. Он видел повсюду одичалость, а поэтому даже карась ему казался «блаженненьким». Но как раз с главным героем они и сошлись, и с ним ёрш мог отдохнуть душой, высказать свои мысли. Сначала они поспорили, через время ещё, а потом встречаться каждый день и спорить вошло в их привычный распорядок дня.

Ёрш был колючим скептиком

Ёрш жалел карася, который считал, что жизненная сила каждого заключается в добре. Он понимал, что этот персонаж легко может стать добычей сильных рыб. Однажды, видя, что карась ест ракушки, он спросил, зачем он это делает, ведь те тоже ни в чём не виноваты. Этот вопрос застал карася врасплох, и он даже сконфузился. Но вскоре он сообщил, что так природой устроено, и в том, что караси есть ракушки, а щуки их, никто не виноват.

Ещё одним аргументом карась привёл тот факт, что у ракушек нет души, а вместо неё у них просто пар, поэтому они ничего не понимают. При этом сам карась считал, что щука его может съесть только тогда, когда совершит какое-то преступление. Но однажды всё-таки к нему приплыла щука, с которой он также продолжал смелый спор. Видя, как внимательно его слушает хищница, основной персонаж обрадовался, что даже предложил ввести новый закон в речном царстве, о том, чтобы рыбы не питались друг другом.

Щука приплывала к карасю несколько раз, и это так ободрило идеалиста, что он даже стал мечтать о том времени, когда сильные не будут обижать тех, кто слабее, а богатые не будут притеснять тех, что беднее. Когда же щука услышала, что она должна работать наравне со всеми, даже со слабыми рыбками, она разозлилась. Карась даже думал, что она тут же его съест, но она просто уплыла.

Но эта встреча и реакция хищницы ничему не научила основного героя. Он и при следующей их встрече решил сказать о таких качествах, как добродетель. Щука, как только это услышала, тотчас же открыла рот от удивления и, сама того не желая, проглотила карася. Узнав о судьбе друга, ёрш сказал, что споры идеалиста всегда приводят к такому финалу.

Анализ сюжета

Произведение, несмотря на свой жанр, поднимает серьёзные взрослые проблемы, поэтому его и изучают в старших классах по школьной программе, чтобы ученики смогли понять взгляды автора. Сатирическая сказка известного писателя Салтыкова-Щедрина имеет несколько функций:

  • Поучительную.
  • Философскую.
  • Историческую.
  • Социальную.

Анализ сюжета сказки «Карась-идеалист»

Так, поучительная функция этого произведения заключается в том, что сюжет учит читателя принимать реальность в том виде, в котором она существует. Не стоит слепо верит в равенство, которого нет, и в те лозунги, которые действуют лишь только на словах.

Философская функция заключается в том, что в сказке автор осудил либеральные взгляды, которые лишь только умеют красиво говорить, но никаких решительных действий не предпринимают. Видно, что Михаила Евграфовича такая позиция людей задевает, поэтому своё осуждение он выражает, используя аллегорию.

Историческая и социальная функции сатирической сказки тесно между собой переплетены. Сюжет произведения заставляет читателя задуматься над действительностью, размышлять самостоятельно, не опираясь на чьи-то взгляды, даже если они могут показаться правильными.

Исторический аспект этой сказки заключается в том, что она отражает поведение и взгляды либералов XIX века, которые, по мнению писателя, неспособны что-то изменить в действительности и живут в том мире, придуманном ими самими.

Сказки Салтыкова-Щедрина отражают действительность пореформенной России. Используя эзопов язык (язык метафор и аллегорий), автор не только нашел блестящий способ обойти цензуру, но и подарил произведения интересные для детского, а больше взрослого чтения. «Карась-идеалист» яркий пример сказки для «взрослых».

История создания.

Сказка написана в 1884 году. К этому времени Салтыковым написано множество подобных произведений, которые он публикует в ОЗ (Отечественных записках). Сказка является откликом писателя на новые либеральные веяния, в том числе идеи марксистов (Марксизм – это общественное и политическое движение, выступающее за свержения капиталистического строя по средствам гражданской революции и перехода к коммунистическому обществу).

Тема.

Первая и очевидная тема сказки, которую бы отыскал ребенок, но едва ли взрослый обратил на неё внимание – жизнь в реке. Автор кратко описывает жизнь рыб, выстраивая иерархию: рачки – карась – щука. Люди участвуют в сказке пассивно: они где-то есть и ловят рыбу.

Менее очевидные, скрытые темы – это равное общество, без различий в статусе, честность, и стремление к идеализации жизни, чтобы всем было хорошо. Этими мыслями бредит карась, бесхитростная смирная рыба, которая больше  лежит в тихом иле и ест рачков, не доумевая об опасностях, а его оппонентом в спорах является ерш, рыба колючая, «тертый калач», который лучше приспособлен к жизни и не понаслышке знает о щуке и о людях, любящих вкусно поесть. Обе рыбы склонны к либеральным идеям, но карась оказывается радикальнее в суждениях, так как не знает никакой опасности и мыслит, что одними словами способен вразумить щуку и изменить несправедливый уклад жизни.

Идея.

Карась так громко кричит об идеалах равенства, что однажды щука приплывает к нему на диспут. Три раза карась ходит к ней беседовать (Салтыков таким образом стилизует троекратным повтором сказку под народную), но щука не меняется и съедает его.

Закончив так сказку, Салтыков-Щедрин критикует подобных карасю людей-идеалистов, которые, вдохновившись идеями марксистов о равенстве, спешат перекроить общество, тем самым попадая в зубы «щукам». Они не знают о существующих проблемах, мало понимают в устройстве государства, а всё туда же: социализм!

Жанр.

Так как люди занимают второй план их роли играют рыбы. Подобный приём – аллегория, характерен для сказки. Кроме этого автор пользуется приемами сатиры, чтобы изобличить карася, поэтому сказка не простая, а сатирическая.

Вариант №2

Произведение под названием «Карась-идеалист» написано русским писателем-сатириком Михаилом Евграфовичем Салтыковым-Щедриным в 1884 году. Сказка увидела свет, когда ее автор работал над серией похожего рода сказок. Многие из них уже тогда опубликовались. История появления произведения неразрывно связано с отличиями законов, принятых в обществе, в котором жил писатель в второй половине 19 века. Либералы боролись за равноправие, справедливое распределение обязанностей и труда. При этом интеллигенты не были в почете. Они умели разбрасываться красивыми словами, но на деле не могли реализоваться.

В очередной раз Салтыков-Щедрин прибег к использованию аллегории с целью обмануть цензуру. В сказке имеется две достаточно четко прослеживаемых темы: проживание в мире подводного царства, положение либералов и настоящее назначение их взглядов.

В результате этих тем сформировались проблемы текста. Ими являются сильные и слабые люди мира, диспуты, взгляды либерализма и настоящее.

Для того, чтобы создать аллегории, писатель пустил читателя в подводный мир. Главными героями произведения являются рыбешки, которые имеют в своей основе человеческие образы, которые играют не самые главные роли.

Ерш и карась спорят. Карась надеется, что прожить в этом мире правдивому человеку сложно, но возможно. Он верит в равноправие и свободу слова. Не знает, что существуют щуки и что монахи тоже питаются рыбой. Карась о нынешнем обществе и является иногда смело мыслящим.

Всецело противоположным карасю является ерш. Он четко уверен, что живется в этом мире трудно и опасно. Необходимо постоянного быть начеку, как бы тебя не съели. Он пытается доказать это карасю, но все тщетно.

Данное произведение можно с легкостью отнести к сатирической сказке.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин — настоящий мастер сатирической сказки. Этот жанр популяризировал в России именно он, хотя и не зацикливался только на нем. Его сказка под названием «Карась-идеалист» — одно из таких произведений. В нем он показал колоссальную разницу между высшим и низшим слоем населения со своими взглядами на мир, общество и его дальнейшее развитие. Однако почему-то многие не понимают того, что же хотел сказать Салтыков-Щедрин этой сказкой. Именно поэтому мы расскажем вам о ее смысле. Наверняка, вам будет очень интересно, вы же не просто так начали читать эту статью.

Краткое содержание сказки «Карась-идеалист»

Вся завязка и развязка сказки строится на взаимодействии трех персонажей: карася, щуки и ерша. Каждый из них наделен особыми чертами, характерными для представителей социального слоя, реакцию которых они и описывают.

Карась, как можно понять по названию, идеалист. Он входит в низший социальный слой. Карась считает, что все в этой жизни определяется добром и вежливым отношением к окружающим. Рыба надеется, что однажды мир станет комфортным для всех, что щука не будет есть других рыб.

Ерш — реалист, но тоже входит в низший слой. Ерш понимает, что достичь социального равенства никак не получится. Всегда будет кто-то, кто захочет тебя «съесть» (в сказке — в прямом смысле). Именно поэтому ерш может более адекватно воспринимать окружающую действительность, ведь вера во всемирное добро не создает пелену около его глаз.

Щука — высший социальный слой. В ее зубах находится власть над жизнями низшего слоя. Она в любой момент может съесть и карася, и ерша. Ее власть — абсолютна, ведь никто не сможет ей противиться. Если щука захочет, она съест любого.

Завязка сюжета начинается в споре. Карась пытается доказать, что можно построить идеальный мир для всех. Ерш же уверен, что ничего из этого не выйдет, ведь каждый имеет потребности, которые могут лишать других жителей водоема каких-то прав. Заканчивается спор на том, что карась пытается доказать возможность отказа щуки от поедания мелкой рыбы.

Так, он пытается поговорить с щукой. Та, как услышала о том, что карась хочет создать закон о запрете поедания рыбы другой рыбой, удивляется. Карась было начинает думать, что его съедят, но все обходится.

В следующий раз щука, услышав слово «добродетель» съедает карася. На этом его история подходит к концу.

Смысл сказки «Карась-идеалист»

Смысл сказки в том, все социальные слои имеют свою правду и взгляд на мир. Но, тем не менее, им приходится тесно взаимодействовать друг с другом. Карась-идеалист был максимально далек от реальной жизни и пытался построить идеальное со своей точки зрения общество.

Только ерш понимал, как устроено подводное общество, поэтому и не указывал ничего щуке. Он понимал, что хищнице нужно питаться, иначе она тоже умрет. Выходит, что на одну сторону поставлена его потенциальная жизнь, а на другую — жизнь щуки. И ключевая задача общества — сделать так, чтобы эти весы никогда не перевалились ни на одну сторону, иначе случится непоправимое.

Также Салтыков-Щедрин пытается показать, что наши представления о мире могут быть идеальны, но это не делает их реальными. Мир, порой, намного жестче, чем кажется. Поэтому нужно быть реалистом, ведь такой подход позволяет адекватно оценивать действительность.

Салтыков-Щедрин смог передать настолько глубокие идеи в достаточно необычной для философских произведений форме — сказке. Сразу видно, что «Карась-идеалист» — творение настоящего мастера. Рядовой писатель не смог бы так завуалировать настолько важную социальную тему, особенно для нашей страны. Поэтому Салтыкова-Щедрина так любят и уважают в писательской среде!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • История создания драмы гроза сочинение
  • История создания германия зимняя сказка
  • История создания алисы прототипы сказки
  • История сказок на руси
  • История русской народной сказки проект

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии