История создания сказки о потерянном времени шварца

Владимир (Вольф) Александрович Лифшиц — русский советский писатель, поэт, драматург, сатирик, сценарист.
Родился 23 октября 1913 года в Харькове. Семья часто переезжала — Ростов-на-Дону, подмосковное Петровское, Москва. В Москве в школе учился в параллельных классах и был дружен с будущим известным лётчиком Марком Галлаем. Окончив девятилетку, поступил в Ленинградский финансово-экономический институт, который окончил в 1933 году. Был рекомендован в аспирантуру, но как не имеющий стажа распределен в Иркутск, экономистом Промбанка. Но всё своё свободное время юный экономист писал стихи. Они у него очень хорошо получались. И он носил их в разные редакции газет и журналов — а вдруг понравятся и их напечатают?! Не отработав и года самовольно прервал работу и вернулся в Ленинград.
Владимир Лифшиц начал публиковать стихи в 1934-м, работал в редакциях журналов «Чиж» и «Звезда». Выступал главным образом как автор стихотворений для детей. Им написаны такие детские сборники стихов, как «Вот они какие», «Весёлый час», «В шутку и всерьёз», «Разговор», «Открытая тетрадь», «Взлётная дорожка», «Назначенный день», «Едем, плаваем, летаем», «Видел сам» и «Невероятное рядом». В1938-1939 гг. в Ленинграде при газете «Смена» возникло «Молодое объединение» поэтов. Там Владимир познакомился с Вадимом Шефнером, Анатолием Чивилихиным, Алексеем Лебедевым, Глебом Чайкиным, Михаилом Троицким и руководителем объединения — Александром Ильичем Гитовичем. А уже в 1939 году Лифшица принимают в Союз писателей СССР.
В 1941 году добровольцем, несмотря на бронь по инвалидности (у него было слабое зрение), поэт записался в народное ополчение.  Был ранен, когда выводил остатки батальона из окружения. Затем был политруком пулеметной роты в 1-й Кировской дивизии, участвовал в боях, позднее служил в армейской газете «Боевая красноармейская». В 1944 году вновь стал строевым политработником, заместителем командира стрелкового батальона, принимал участие в окончательной ликвидации блокады Ленинграда. В сентябре 1944 года его ранили в бою, позже был демобилизован в звании капитана. Награжден орденами и медалями. В блокадном Ленинграде продолжал писать стихи, опубликовав сборники: «Баллада о черством куске», «На берегах Невы» — о беспримерной стойкости ленинградцев.
После войны Владимир Лифшиц выступает не только как поэт, но и прозаик, а впоследствии — и драматург. По следам военных событий им написаны две повести — «Петроградская сторона» и «Семь дней». В книге «Была война» собраны его лучшие прозаические произведения о Великой Отечественной войне.
С конца 1940-х годов жил в Москве. Выпустил около 30 книг стихов. Автор текстов песен ко многим известным советским кинофильмам, в том числе «Девушка без адреса», «Карнавальная ночь» (Песенка о хорошем настроении, Песня о влюблённом пареньке, Пять минут, Таня-Танечка), «Сказка о потерянном времени» и другим.
Преимущественно Лифшиц писал сценарии мультфильмов. Совместно с писателем Всеволодом Вишневским написал сценарий документального фильма «Ленинград».
Ну и, конечно, Владимир Александрович писал пьесы для театра кукол: «Кот Васька и его друзья», «Пять сестёр и Ванька-встанька», «Алёнушка и солдат», «Ищи ветра в поле». Одной из лучших постановок пьес Лифшица стал спектакль Государственного академического Центрального театра кукол имени С. В. Образцова — «Таинственный гиппопотам».
В 1948 году подвергся жестокой официальной критике.
Большой популярностью пользовались его стихи «Баллада о чёрством куске», «Датская легенда» и цикл «Стихи Джемса Клиффорда», в котором под маской вымышленного английского поэта была высказана правда о войне и о жизни в тоталитарном обществе. Широко известны были его сатирические стихи, появлявшиеся в «Литературной газете» под именем «Евгений Сазонов» (коллективный псевдоним).
Умер 9 октября 1978 года. Похоронен на Переделкинском кладбище.
Прекрасный поэт Владимир Лифшиц был смелым, мужественным и благородным человеком. Жизнь его была полна испытаний, он участвовал в самой страшной из бывших на земле войн. Будучи уже совсем не молодым человеком, он внес в поэзию свой основной вклад, который жив и по сей день. Его искренние, душевные стихи трогают нас до слез, дарят тепло, вселяют надежду.

Рисунок к сказке о потерянном времени

Краткая история, посыл автора

Произведение было опубликовано в 1940 году. То время было крайне тяжёлым для страны, люди нуждались в добрых, незатейливых и понятных сказках, дарующих надежду на всё лучшее. Это яркий пример детского литературного произведения советского времени. Стоит также отметить, что изначально сказка писалась для кукольного театра.

Сказка о потерянном времени краткое содержание

Своим произведением Шварц намеревался достучаться до людей и напомнить им, что время драгоценно и его нельзя тратить попусту. Критики считают, что писатель замечательно справился со своей задачей. Сказка пришлась по душе многим людям, среди которых были не только взрослые. В конце произведения главные герои сумели осознать ценность времени, а негативные персонажи получили по заслугам.

Превращение мальчика в дедушку

Произведения Шварца обычно читаются на одном дыхании. Это и неудивительно: в них одновременно присутствует и увлекательный сюжет, и глубокий смысл. Рассматриваемая сказка учит ценить каждый миг жизни, ведь сложно вернуть потерянное время. Произведение повествует о приключениях детей, которые ничего не хотели учить и не ценили ни своё, ни чужое время.

Школьник по имени Петя Зубов привык всё откладывать на потом. У него низкая успеваемость, однако он нисколько не переживает по этому поводу, ведь, по его мнению, можно нагнать одноклассников в будущем.

Сказка о потерянном времени читательский дневник

У мальчика плохие отметки:

  • по арифметике;
  • по русскому;
  • по письменному;
  • по пению.

Когда первая четверть подходит к концу, он надеется на вторую, однако так и не нагоняет программу. Тогда школьник успокаивает себя, что ещё будет время всё исправить.

Однажды он опаздывает в школу, вбегает в раздевалку, бросает портфель и зовёт тётю Наташу, чтобы она повесила его верхнюю одежду. Однако женщина не узнаёт мальчика по голосу, потому что он охрип. Петя и сам не понимает, что произошло. Когда она выходит из-за вешалок и видит парня, то пугается и предлагает Пете посмотреть на своё отражение. В зеркале мальчик видит не себя, а покрытого морщинами старика с усами и бородой.

Переживания Пети

Школьник шокирован увиденным, он с криком выбегает на улицу. Теперь у него единственная надежда на то, что его узнает мать. Однако когда она открывает ему дверь, то видит дедушку. Мальчик отправляется куда глаза глядят, ощущая себя несчастным. Он бредёт по дороге, думая о том, какой же он одинокий, ведь у него нет ни приятелей, ни матери, ни детей, ни внуков.

Он жалеет о том, что так и не успел чему-то научиться в жизни. Куда ему до тех стариков, которые стали докторами, академиками или хотя бы учителями! Петя размышляет о том, что ему даже пенсию не получить, ведь он «работал» лишь 3 года, да и то на двойки. Он попадает в лес. На улице уже темно, Петя устал и хочет отдохнуть. На счастье, перед глазами возникает домик. Внутри него пусто, и мальчик остаётся там на ночлег.

Происки злых волшебников

Шварц сказка о потерянном времени краткое содержание

В центре находится стол со стульями, чуть выше — керосиновая лампа, на стене — часы. Петя видит в углу комнаты сено и ложится прямо туда. Немного поплакав, мальчик засыпает крепким сном. Когда он просыпается, в доме светло, так как горит керосиновая лампа. За столом сидят четверо ребят, а перед ними лежат огромные счёты, окованные медью. Дети хмурые и что-то бормочут себе под нос. Петю удивляет то, что они:

  • обращаются друг к другу по имени отчеству;
  • вздыхают и охают, будто бы уже не молодые.

Всё это очень странно. Лампа горит тускло, поэтому они не видят Петю. Он вслушивается в их разговоры и понимает, что это злые волшебники.

Шварц сказка о потерянном времени

Как оказалось, когда человек не умеет правильно распорядиться своим временем, то начинает медленно стареть незаметно для себя самого. Волшебники узнали об этом. Они решили забрать молодость у школьников, которые теряли время понапрасну. Они поймали бедных ребят и превратили их в старцев, а сами помолодели.

Волшебники долго что-то считают на счётах, а потом прячут их, и самый главный подходит к часам. Он объясняет, что у ребят ещё есть шанс вернуть свою молодость, но для этого им необходимо завтра друг друга найти, прийти в полночь в избушку и повернуть стрелку ходиков ровно на семьдесят семь кругов обратно. Волшебники всё выслушивают, но не верят, что детям удастся всё это сделать.

В поиске школьников-стариков

Как только волшебники удаляются, Петя тут же отправляется на поиски таких же, как он. На этот раз он уже не тратит ни минуты. Подбежав к первой попавшейся бабушке, мальчик спрашивает, ни школьница ли она. Старушка вначале удивляется, а потом замахивается на Петю, в итоге он еле уносит ноги. Мальчик бродит по городу и наблюдает за прохожими, каждый из них спешит по своим делам. Школьник только сейчас понимает, почему люди переживают, когда куда-то опаздывают.

Краткое содержание сказка о потерянном времени

В полдень он видит рыдающую бабушку. Немного поплакав, она начинает выковыривать из хлеба изюм, а затем принимается читать газету. Далее старушка лихо играет в мяч, будто молодая. Мальчик подходит к ней и узнаёт, что она — одна из состарившихся детей. На поиски остальных ребят они уже отправляются вместе.

Спустя некоторое время отыскивается ещё одна девочка-бабушка. Это третьеклассница Маруся Поспелова. Когда Петя её замечает, она играет в классики. У детей уже остаётся совсем немного времени, а им надо отыскать ещё одного ребёнка, которому также не повезло.

Пока ребята ищут последнего мальчика-дедушку, солнце садится. Наконец ребята видят пожилого человека, катающегося на подножке трамвая. Это Вася Зайцев, четвёртый превращённый ребёнок. Дети торопятся в лес. Чтобы не опоздать, они садятся на трамвай. Там им уступают места другие школьники, что заставляет ребят смущаться и краснеть.

В лесу дети сбиваются с пути. На этот раз Петя осознаёт, что не всегда нужно бездумно спешить, сломя голову. Он понимает, что порой лучше немного помедлить, чтобы потом сэкономить ценное время. Ведь если бы он вчера был внимательней и не торопился, то ему бы удалось запомнить дорогу к избушке.

Сила в дружбе

Сказка о потерянном времени главная мысль

Дети-старички чувствуют себя уставшими. Внезапно на небе появляется полная луна, и вокруг становится светло. Петя вскарабкивается на берёзу и видит домик, который они так долго не могли отыскать. Так, заветная хижина найдена, она находится всего лишь в нескольких шагах от детей.

Приближается полночь. Ребята аккуратно пробираются в избушку. Волшебники уже крепко спят в стогу сена. Как только Петя касается рукой часов, они просыпаются, однако тут же застывают на месте, и уже не могут помешать мальчику. Ребята медленно начинают превращаться в тех, кем они были до колдовства.

Когда Петя трогает стрелку тридцатый раз, он перестаёт доставать до часов, так как уменьшается в росте. Тогда он просит друзей, чтобы они его подняли. На сороковом обороте волшебники превращаются в дряхлых стариков, их лица покрываются морщинами, а на висках возникает седина. Мальчик поворачивает стрелку требуемое количество раз. После этого волшебники испаряются, будто бы их вообще никогда не существовало.

Дети смотрят друг на друга и весело хохочут. К счастью, ребятам удалось вернуть себе потерянное время. Они поняли, что надо ценить каждое мгновение.

Главная мысль, читательский дневник

Время — дар, который нужно потратить с пользой. Если им не дорожить, то можно не заметить, как подкралась старость. В этом заключается главная мысль и мораль произведения. Сказка очень поучительна для людей любого возраста, она просто не может не понравиться, так как имеет увлекательный сюжет. Произведение показывает, что, если человек осознает свои ошибки, то сумеет возвратить даже утерянные годы.

Если нужно заполнить читательский дневник, «Сказку о потерянном времени» лучше читать в сокращении. Обычно требуется указать:

Сказка о потерянном времени для читательского дневника

  • автора и название произведения;
  • историю его создания;
  • литературный жанр.

Также надо написать аннотацию, отметить, сколько страниц, какая основная тема, составить план. При необходимости написать сочинение. Изучение краткого пересказа тоже позволит упростить задачу. Конечно, если есть возможность, лучше прочесть оригинальную версию «Сказки о потерянном времени». Краткое содержание всё же не позволит получить столько удовольствия от ознакомления.

При заполнении читательского дневника можно нарисовать старинные часы с кукушкой. Подобная иллюстрация окажется отличным решением. Можно дополнить рисунок, изобразив на нём четверых школьников. Во время чтения рекомендуется делать записи, чтобы отметить наиболее важные моменты.

Отзывы читателей

Книги Шварца мы знаем с самого детства, но их смысл открывается нам лишь с годами. Так случилось и со мной. Родственники подарили эту сказку дочке, и мама оказалась невольным слушателем. Это чудесное произведение с глубоким смыслом.

Чудесные сказки Шварца очень поучительны, я считаю, что такую литературу обязательно нужно давать малышам. Прочитав анализ этого произведения, я поняла, что это отличная книга для деток. Например, наши ребятишки остались в восторге. Главное — не забыть обсудить прочитанное, это тоже важно.

Эмма

Мой сынок обожает читать, особенно если в книге много красочных иллюстраций. Мы с мужем купили для него «Сказку о потерянном времени» Шварца. Многие знают этого писателя по известному детскому литературному произведению «Кот в сапогах». Наш сыночек остался доволен. Всем деткам рекомендую эту книжку.

Тамара

Сказка «Сказка о потерянном времени» Шварца была написана в 1940 году. Это поучительная история о ленивых школьниках, которые тратили свое время понапрасну, и в результате превратились в старичков. Чтобы избавиться от злых чар, им пришлось изрядно потрудиться. Литературное произведение учит детей бережно относиться ко времени, и тратить его на добрые и полезные дела.

Для лучшей подготовки к уроку литературы в 4 классе рекомендуется читать онлайн краткое содержание «Сказка о потерянном времени» по частям. Проверить полученные знания можно при помощи теста на нашем сайте.

Содержание

  • 1 Главные герои
    • 1.1 Петя Зубов
    • 1.2 Маруся Поспелова
    • 1.3 Соколова Надя
    • 1.4 Зайцев Вася
    • 1.5 Сергей Владимирович, Ольга Капитоновна, Марфа Васильевна, Пантелей Захарович
  • 2 «Сказка о потерянном времени» очень кратко
  • 3 Основные персонажи
  • 4 Бесценный дар
  • 5 Страшная тайна
  • 6 Об авторе и названии книги
  • 7 Важность и ценность времени

Главные герои

Петя Зубов

Учится в третьем классе, постоянно ничего не успевает, не ценит время, оставляет дела на “потом”. Однажды приходит в школу и оказывается, что он седой старик. Петя бросается домой, но и там его не узнают. В растерянности он блуждает, пока не забредает в какой-то дом, где засыпает на сене. Просыпается от того, что кто-то разговаривает. Узнаёт, что это злые волшебники, которые заколдовали его и ещё 3 ребят. Узнаёт, что ему необходимо найти остальных ребят и перевести стрелки волшебных часов на 77 кругов назад.

Маруся Поспелова

Петя находит эту старушку в парке, понимает что эта заколдованная девочка по тому, как она ест, читает “Пионерскую правду” и играет в мяч. Старушка оказывается третьеклассницей. Вместе с Петей они отправляются на поиски ещё двоих детей. Им важно успеть до полуночи, иначе последняя возможность будет потеряна

Соколова Надя

Играет во дворе в классики, что немного странно для пожилой бабушки. Так они находят ещё одну ученицу третьего класса, заколдованную волшебниками.

Зайцев Вася

Этого старичка компания встречает поздно вечером, он катается на трамвае и хулиганит. Дедушка оказывается учеником второго класса, который, как и все остальные не берёг время.

Сергей Владимирович, Ольга Капитоновна, Марфа Васильевна, Пантелей Захарович

Злые волшебники, которые украли у детей годы. Их разговор подслушал Петя Зубов, узнал, как вернуться назад в детство. Волшебники делили краденое время между собой и говорили об опасности того, что ребята смогут повернуть всё вспять. Но они не верят, что такие ленивые неторопливые ребята могут что-то сделать вовремя, успеть в срок. Закончив разговор, прячут волшебные часы и отправляются на работу. Когда дети пробираются в дом, где находятся заколдованные часы, волшебники спят, забыв об опасности.

«Сказка о потерянном времени» очень кратко

Е. Шварц «Сказка о потерянном времени» краткое содержание для читательского дневника:

Четверо злых волшебников решили вернуть себе молодость. Но для этого им было необходимо найти людей, бесцельно растрачивающих свое время. Удача улыбнулась им в лице четверых безалаберных школьников.

Из-за колдовства школьники постарели, а волшебники превратились в детей. Но у превращенных остался шанс — до заката солнца они должны были найти избушку волшебников и перевести стрелки волшебных часов назад.

Главная мысль: Если впустую тратить время, то можно не заметить, как прошла вся жизнь.

Чему учит: Сказка учит ценить не только свое время, но и время окружающих людей. Она учит тратить драгоценное время только на добрые, полезные дела.

Основные персонажи

Сюжет сказки построен на противопоставлении двух групп героев — простых школьников и злых волшебников. Дети учатся в третьем классе, до начала описываемых событий даже незнакомы друг с другом, но объединяет их одно. Они тратят массу времени на бесполезные дела, отстают в учебе и многого не успевают.

Жизнь преподносит им серьезный, но важный урок — ребята превращаются в стариков под действием магических чар. У них остается немного времени, чтобы найти друг друга, вернуть время и возраст. Если они в очередной раз не успеют, навсегда останутся старыми.

История создания сказочного рассказа интересна. Автор решил написать небольшую пьесу для театра кукол, чтобы наглядно показать юным зрителям ценность каждого часа.

Главные герои сказки о потерянном времени шварц

Тема оказалась настолько актуальной, что по мотивам произведения был снят художественный фильм.

Главные герои «Сказки о потерянном времени» — мальчик Петя Зубов и злой маг Сергей Владимирович.

О самом Пете известно немногое:

  • Его можно охарактеризовать как обычного советского школьника, учащегося в третьем классе.
  • Он отстает по большинству предметов из-за собственной лени и несобранности.
  • Петя безответственен, не привык ценить свое время. Он искренне не понимает, куда спешат остальные люди, ведь дела никуда не денутся, их можно завершить и позднее.
  • «Я сделаю это потом» — жизненное кредо этого юного героя. Он не может сделать все вовремя, привык откладывать на потом. Мальчик не держит свое слово, но не со злым умыслом, а лишь потому, что не привык нести ответственность.

Однако став старичком и узнав, что от его действий зависит дальнейшая судьба, Петя неожиданно раскрывает свои лучшие качества. Он становится динамичным, с задатками лидера, быстро учится принимать решения. Именно благодаря его стараниям удалось найти и собрать других детей и привести их в избушку волшебника.

Краткий рассказ сказки о потерянном времени

Вторым ключевым героем «Сказки о потерянном времени» является Сергей Владимирович, злой маг, решивший вернуть себе и своим знакомым давно ушедшую молодость. Для этого он крадет время у школьников, которые растрачивают его впустую. Особенности персонажа:

  • Лидер среди прочих магов, остальные слушаются его.
  • Отлично считает.
  • В течение длительного времени подсчитывает, сколько часов украл у школьников.

Он уверен, что ленивые и несобранные дети никогда не найдут в себе силы что-то делать вовремя, поэтому не особо волнуется за возращенную молодость.

Бесценный дар

Каждая потерянная минута – это несбывшаяся мечта, упущенные возможности. И они находятся в наших руках. Только стоит определиться – пользоваться ими или нет. Чем раньше человек осознает этот факт, тем скорее сделает правильный выбор. Еще лучше научиться этому с детства. Как донести это до ребенка? Конечно, на примере других. И в этом помогут книги, например «Сказка о потерянном времени», автор которой учит юных читателей ценить каждый час, каждую минутку и помогает им осознать важную истину: время – бесценно. Писатель Евгений Шварц вошел в историю литературы как сказочник. Свои лучшие произведения — как для детей, так и для взрослых — он написал в этом жанре.

Герой одной из его книг говорит, что в сказке уживаются чудесное и обыкновенное. Это действительно так. Оригинальным способом, переплетая сказку с былью, автор открывает юному читателю важную истину: не теряй время. Краткое содержание «Сказки о потерянном времени» поможет понять главную идею этой трогательной и необычной истории.

шварц сказка о потерянном времени

Страшная тайна

Шел Петя долго, пока не попал в лес. Нашел избушку, зашел в нее, зарылся в сено и уснул. Просыпается, а в комнате уже лампа горит, за столом сидят две девочки и два мальчика. Только странные они какие-то. Обращаются друг к другу по имени-отчеству, кряхтят да охают, как старички. И что-то на счетах высчитывают.

Затаился Петя, ни одного слова старается не упустить. И открылась ему страшная тайна. Не дети это вовсе, а злые волшебники. Ловят они детей, которые время напрасно тратят, и превращают их в стариков. А найденное время забирают себе и молодеют. Понятно стало мальчику, что попал он в большую беду. Но что же делать? Как быть?

Тут один из волшебников рассказал великий секрет: человек может спастись от любого несчастья. Даже эти школьники, которых они превратили в старичков, смогут снова стать детьми. Для этого им надо прийти в избушку ровно в двенадцать часов и повернуть стрелки на семьдесят семь оборотов назад.

На что обращает здесь внимание своих читателей Е. Шварц? «Сказка о потерянном времени» рассказывает о детях, которые ленились, не берегли время и всегда опаздывали. Автор показывает, насколько уверены волшебники, что детям не удастся снять заклятие по той простой причине, что они не успеют – «хоть на минуту, да опоздают».

сказка о потерянном времени книга

Об авторе и названии книги

Уроженец Казани, Шварц Евгений Львович (1898-1958 гг.) с детства был блестящим рассказчиком, писал стихи и прозу. В дальнейшем, будучи сотрудником детских изданий, создавал пьесы, по которым сняты фильмы и до сих пор ставятся спектакли. Он переосмысливал известные и писал собственные сказки. Наиболее благодарными были отзывы о «Сказке о потерянном времени», созданной в качестве пьесы для театра кукол в 1940-м. Читатели впервые смогли с ней познакомиться пять лет спустя, когда она была опубликована в «Мурзилке».

Написанная в форме повествования, включающего элементы рассуждения, сказка сразу же интригует своим названием. Какое время автор считает потерянным? Как можно утратить то, что не имеет вещественной формы? Эти вопросы настраивают на довольно философский лад, хотя форма изложения сюжета по-настоящему интересна и занимательна.

Важность и ценность времени

За один и тот же промежуток времени разные люди успевают сделать разное количество дел. Кто-то успевает больше, а кто-то меньше. Далеко не все люди понимают, что причины потери времени впустую кроются в них, в их поведении и поступках.

Краткий рассказ сказки о потерянном времени

Следует понимать, что каждая проведенная бесцельно минута — это одна из упущенных возможностей сделать что-то полезное. У каждого человека есть большие возможности и ресурсы, чтобы прожить насыщенную и интересную жизнь. Но беда в том, что далеко не все делают правильный выбор и используют предоставленные им возможности.

Родителям очень важно с самого детства донести до ребенка важность и ценность времени как весьма ограниченного ресурса, который только уходит и растрачивается, но не восполняется. С точки зрения особенностей восприятия мира ребенком, сделать это лучше всего с помощью сказок. Примером такого произведения является «Сказка о потерянном времени». Автор этого произведения — известный писатель Евгений Шварц — как раз хотел показать своим маленьким читателям важную истину: время бесценно и невосполнимо, поэтому его потеря попусту недопустима.

Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

Загрузка…



Русская литературная сказка изначально создавалась как произведение, выполняющее явно выраженную воспитательную функцию. Это особенно четко прослеживается на примере сказок В. Ф. Одоевского, А. Погорельского, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского и др. В XX в., несмотря на масштабность, происходивших в стране изменений, русская литературная сказка сохранила свой воспитательный смысл. Благодаря этому в настоящее время потенциал литературной сказки может быть использован для развития личностных качеств ребенка и формирования у него гуманистической системы ценностей. Потенциал литературной сказки реализуется в процессе формирования целостной личности, развитии у детей способности восприятия, интерпретации и анализа информации. Благодаря чтению сказки ребенок получает возможность переживать различные жизненные ситуации, что способствует развитию способности к моральному оцениванию собственных действий и действий окружающих. Это позволяет значительно эффективнее формировать личность ребенка, чем простые указания взрослого.

Процесс восприятия текста сказки проходит у ребенка через несколько стадий. Первая из них связана с впечатлением, которое оказывает сказка на чувства ребенка. На этой стадии осуществляется первичное эмоциональное воздействие сказки и за счет этого у ребенка возникает определенный познавательный интерес к ее прочтению. Вторая стадия восприятия связана с усилением эмоционального воздействия сказки за счет актуализации имеющегося жизненного опыта ребенка и пробуждения воспоминаний. На третьей стадии происходит уподобление себя героям произведения и восприятие сказки как реальности, в которой мог бы действовать ребенок. На четвертой стадии происходит осмысление сказки, когда ребенок отходит от ее контекста и начинает открывать индивидуальный смысл произведения. На пятой стадии ребенок сопоставляет содержание прочитанной сказки с жизнью и пробует найти общие, объединяющие их, моменты [1].

Постижение смысла сказки, перенесение ее содержания во внутренний план деятельности ребенка становится условием его воспитания и развития. Однако ребенок не всегда может открыть всю полноту смыслов, заключенных в сказке, поэтому он нуждается в подсказках взрослого. Родители или педагоги, используя свой жизненный опыт, могут указать ребенку на отдельные моменты сюжета, противоречивый смысл которых, пока еще не вполне доступен для понимания ребенка. Положительный эффект заключается в том, что сказка в этом случае никогда не примет характер морализирования, а будет воспринята детьми именно, как источник знаний. Самостоятельное открытие ребенком значений сказки будет способствовать принятию гуманистических ценностей и установок и поможет лучше ориентироваться в ситуациях нравственного выбора.

Формирование умения самостоятельно делать такой выбор, предполагает высокую активность ребенка в эмоциональном, социальном и познавательном плане. Побуждение ребенка к такой активности не исчерпывается только чтением сказки, для этого могут привлекаться и другие виды искусства — кино и мультипликация. Они могут дополнить смысл прочитанной сказки и в ряде случаев дать наглядное объяснение поступкам героев. Кроме этого возможна организация тематических игр по мотивам сказок и использование специально разработанных упражнений, связанных с сюжетом сказки.

Для примера можно рассмотреть социально-педагогический потенциал произведения Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени». Она продолжает традиции русской литературной сказки, сочетая в себе увлекательный сюжет и доступную для ребенка младшего возраста систему ценностей. «Сказка о потерянном времени» была написана Е. Л. Шварцем в 1940 г., а в 1964 г. режиссером А. Л. Птушко был снят одноименный фильм по мотивам произведения. Этот фильм интересен тем, что он дополняет содержание сказки различными деталями, способствуя пониманию ее смысла ребенком. Центральным моментом в сказке является образ времени, вокруг которого автор выстраивает основной сюжет. Для того чтобы показать значимость и ценность времени, Е. Л. Шварц использует соответствующие приемы, а именно, указывает на то, что главный герой произведения — мальчик Петя Зубов — постоянно отставал и терял свое время: «…все время отставал, и по русскому письменному, и по арифметике, и даже по пению. — Успею! — говорил он в конце первой четверти. — Во второй вас всех догоню. А приходила вторая — он надеялся на третью. Так он опаздывал да отставал, отставал да и опаздывал…» [2]. Другим приемом, позволяющим подчеркнуть ценность времени, является образ злых волшебников, в результате действий которых Петя Зубов и другие дети, терявшие время, стали стариками. Основную мысль «Сказки о потерянном времени» Е. Л. Шварц выражает следующими словами: «…человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет» [2].

«Сказка о потерянном времени» написана простым и понятным языком, который делает ее интересной для чтения детей младшего школьного и младшего подросткового возрастов. Вывод, сформулированный автором, также будет понятен ребенку, однако хочется отметить тот факт, что совместное чтение сказки вместе с родителями или ее изучение на уроках литературы в начальной школе может помочь ребенку лучше понять смысл произведения. При этом просмотр фильма, снятого по мотивам сказки, позволяет прояснить отдельные моменты, конкретизируя ее содержание простыми и понятными примерами. В этом плане ребенок узнает не только о том, что нельзя растрачивать время напрасно, но и сможет лучше понять характер взаимоотношений детей и взрослых. Согласно сюжету сказки, Петя Зубов и другие дети внезапно обнаруживают, что стали стариками, однако эти изменения являются чисто внешними, так как, в сущности, они остались детьми. Тем не менее, их новый облик дает им возможность лучше познакомиться с миром взрослых, однако это становится для детей источником отрицательных переживаний. Так, например, Петя Зубов остро осознает свою несостоятельность: «…одинокий, несчастный старик. Ни мамы, ни детей, ни внуков, ни друзей… И главное, ничему не успел научиться. Настоящие старики те или доктора, или мастера, или академики, или учителя. А кому я нужен, когда всего только ученик третьего класса?..» [2]. Переживания главного героя в полной мере раскрываются в фильме, где он, одну за другой, пробует различные профессии. С увлечением, принимаясь за различные взрослые дела, Петя Зубов очень быстро понимает, что его знаний и умений не хватает для их выполнения, а простые с виду профессии на деле оказываются очень сложными.

В связи с этим можно отметить, что образ времени в сказке оказывается достаточно противоречивым. С одной стороны, значительная часть жизни детей оказывается похищенной злыми волшебниками, которые нашли способ прибавить ее себе. С другой стороны времени у детей становится слишком много, как с точки зрения возраста, так и с точки зрения времяпрепровождения. Формально герои повести не отстают от времени, а скорее обгоняют его, как и свой возраст. Такое положение дел подчеркивается за счет использования образов злых волшебников, которые, несмотря на значительное омоложение, не утратили своего опыта. Чтение сказки должно помочь ребенку понять, что возраст человека связан не только с количеством прожитых лет, но и с определенным опытом, полученным в результате учебной и трудовой деятельности.

В фильме достаточно подробно раскрывается это отношение между возрастом и опытом. К детям, неожиданно ставшим стариками, окружающие относятся соответственно их внешности. Так как с точки зрения большинства, они достигли определенного положения в обществе, люди ожидают от них соответствующего поведения, поэтому неспособность детей вести себя соответствующим образом воспринимается негативно. Внешность детей, на основании которой окружающие судят об их положении, становится основным препятствием для обучения какому-либо делу, следовательно, дети, превращенные в стариков, оказываются отвергаемыми обществом. Этот момент может быть использован для того, чтобы показать детям, насколько важно овладение какой-либо профессией, поскольку она позволяет добиться признания окружающих в качестве личности. Это может быть также проиллюстрировано примером из фильма, где злые волшебники передают другим детям свой отрицательный опыт, обучая их различным проделкам.

Отдельное место занимает в сказке тема взаимовыручки, так как детям приходится помогать друг другу, чтобы вернуть потерянное время. Этот момент по-разному раскрывается в сказке и фильме. Согласно сказке дети, превращенные в стариков, должны собраться вместе, так как это является важным условием их обратного превращения. В фильме решение найти остальных сверстников Петя Зубов принимает самостоятельно, понимая, что он может и не делать этого. Согласно сюжету сказки, на поиски других превращенных детей у Пети Зубова уходит целый день. В итоге поиски успешно завершаются, благодаря тому, что дети занимаются несвойственной взрослым деятельностью.

В заключительных эпизодах «Сказки о потерянном времени» Е. Л. Шварц доносит до читателя мысль о том, что время необходимо тратить с пользой. Петя Зубов, который не может найти дорогу к дому злых волшебников, говорит: «Я вчера не заметил дороги обратно к домику — боялся время потерять. А теперь вижу, что иногда лучше потратить немножко времени, чтобы потом его сберечь» [2].

Анализ произведения Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени» позволяет выявить в нем значимые социально-педагогические аспекты. Безусловным достоинством «Сказки о потерянном времени» является то, что она в полной мере доступна для понимания ребенка. Роль взрослого — родителей, педагога, педагога-психолога, социального педагога — заключается в том, что способствовать углублению этого понимания, таким образом, чтобы ребенок осознал важность и значимость социального опыта, приобретаемого на протяжении всей жизни. Этому способствуют следующие обстоятельства: во-первых, согласно сюжету дети, у которых было похищено время, сразу становятся взрослыми. Однако такое превращение становится источником отрицательных переживаний, так как дети оказываются оторванными от всего, что раньше связывало их с окружающими. Отсутствие опыта жизни в обществе взрослых приводит к изоляции детей, поскольку их неправильное с точки зрения взрослых поведение приводит к резкому осуждению их поступков.

Во-вторых, в произведении достаточно явно представлено социальное измерение времени, что выражается через неспособность превращенных детей к взрослой деятельности. Это позволяет говорить о том, что возраст измеряется не только количеством прожитых лет, но и полученным социальным опытом. Отсутствие такого опыта порождает непонимание и напряженность в отношениях с окружающими людьми.

«Сказка о потерянном времени», благодаря простоте изложения и доступности для детей младшего возраста, может использоваться для организации занятий, направленных на развитие аккуратности, точности, ответственного отношения к принятым обязательствам. Развивающая работа может проводиться как на уроках, так и на внеурочных занятиях. В частности на основе «Сказки о потерянном времени» педагогом могут разрабатываться упражнения, ставящие ребенка в ситуацию, когда он должен ответственно распорядиться имеющимся временем. Помимо этого «Сказка о потерянном времени» может использоваться для развития дружеских отношений детей, формирования у них готовности к оказанию взаимопомощи и умения действовать совместно.

Литература:

  1. Царева, Р. Ш. Проблемы постижения психолого-педагогического потенциала литературы // Вестник Башкирского университета. — 2013. — Т.18, № 4. — С.1291–1295
  2. Шварц, Е. Л. Сказка о потерянном времени. — Петрозаводск: Карелия, 1975. — 14 с.

Основные термины (генерируются автоматически): потерянное время, ребенок, Сказка, время, русская литературная сказка, сюжет сказки, чтение сказки, литературная сказка, младший возраст, полная мера.

Писатель,
драматург, киносценарист Евгений
Львович Шварц родился в Казани 21
октября 1896 года в семье врача. Учился
на юридическом факультете Московского
университета (1914—1916).

С детства
Евгений Львович Шварц увлекался театром,
писал шуточные стихи. Годы Гражданской
войны провел в Ростове-на-Дону, где в
1917—1921 гг. играл на сцене Театральной
мастерской под руководством режиссера
П.К.Вейсбрема, а в 1921г. вместе с труппой
переехал в Петроград. Обладая даром
театральной импровизации и сатирической
эксцентрики, Е.Л.Шварц все же расстался
со сценой, сблизился с литературной
группой «Серапионовы братья». В
литературной среде Е.Л.Шварца знали как
блестящего выдумщика и шутника, в этом
качестве он изображен (под именем Геня
Чёрн) в романе О.Форш «Сумасшедший
корабль». В печати Е.Л.Шварц выступил в
1923 году как фельетонист и автор
стихотворных сатирических обозрений
в газете «Кочегарка» (г.Бахмут,
ныне Артемовск),
при которой он вместе с группой литераторов
организовал литературный журнал «Забой».
По возвращении в Ленинград — постоянный
сотрудник детского отдела Госиздата,
участник журнала «Еж» и «Чиж».

Первая
книга Е.Л.Шварца — «Рассказ Старой
балалайки» (1924) открывает цикл его
произведений, адресованных детям. Тонким
пониманием детской психологии, юмором,
живым ощущением поэзии детства отмечены
повести Е.Л.Шварца: «Приключения Шуры
и Маруси», «Чужая девочка» (обе — 1937);
«Первоклассница» (1949). Как детский
писатель Е.Л.Шварц испытал влияние
писателей из группы ОБЭРУИТЫ, широко
практиковавших эксцентрический вымысел,
остроумную шутку, веселую игру со
значением и звучанием слова. Эти черты
проявились и в первых пьесах Е.Л.Шварца,
поставленных Ленинградским ТЮЗом
(«Ундервуд», пост. 1929, изд. 1930; «Клад»,
пост. 1933, изд. 1934), а также в сатирической
комедии для взрослых «Приключения
Гогенштауфена» (1934). Жанр театральной
сказки, основанной на органическом
соединении реального и условно-фантастического,
обыкновенного и чудесного, злободневного
и вечного, стал определяющим в
драматургическом творчестве Е.Л.Шварца.
В пьесах для детей и взрослых он свободно
использовал известные сюжеты народных
сказок, сказок Г.-Х.Андерсена для создания
собственного, неповторимо достоверного
художественного мира и живых оригинальных
характеров: пьесы «Голый король» (1934),
«Красная шапочка» (1937), «Снежная королева»
(1938), «Тень» (1940) имеют богатую сценическую
историю. Большое значение для утверждения
Е.Л.Шварца-драматурга имело многолетнее
творческое содружество с Ленинградским
театром Комедии и его руководителем
Н.П.Акимовым. В начале Великой Отечественной
войны Е.Л.Шварц (в соавторстве с М.Зощенко)
написал гротескную антифашистскую
пьесу «Под липами Берлина» (1941, поставлена
в Ленинградском театре Комедии,
1941). 

Е.Л.Шварц пережил наиболее
тяжелые месяцы ленинградской блокады.
За годы войны он создал несколько
лирических пьес: «Одна ночь» (1942) — о
защитниках блокадного Ленинграда;
«Далекий край» (1942) — об эвакуированных
детях. Завершил начатую ранее антифашистскую
пьесу-памфлет «Дракон» (1944) — одно из
самых глубоких и самобытных произведений
советской драматической сатиры. Условная
сказочная форма пьесы обнажает истинный
механизм господства и подчинения в
условиях тоталитарной диктатуры,
осмеивает психологию раболепия и
покорности перед грубым насилием,
подавляющим достоинство человека. В
1962г. пьеса опубликована и поставлена
на сцене Ленинградского театра Комедии.

В
послевоенные годы драматургия Е.Л.Шварца
обогатилась новыми мотивами, в ней
усилились лирический элемент, внимание
к психологическим и бытовым подробностям
жизни современного человека. Эти
тенденции нашли воплощение в его
последних пьесах: «Обыкновенное чудо»
(1956) и «Повесть о молодых супругах»
(1958). Для театра кукол Е.Л.Шварц написал
пьесы «Сказка о потерянном времени»
(пост. 1940, изд. 1948), «Сказка о храбром
солдате» (пост. 1946), «Сто друзей» (1948). По
его сценариям сняты фильмы «Золушка»
(1947), «Первоклассница» (1948), «Дон-Кихот»
(1957) и др. 

Умер Е.Л.Шварц 15 января
1958г. в Ленинграде

Пьесы
и фильмы по его сценариям пользуются
неизменным успехом до сих пор. Говорят,
что лучше всего характеризуют писателя
его слова… А Шварц был и остается
Мастером слова с большой буквы:  

Человека
легче всего съесть, когда он болен или
уехал отдыхать. Ведь тогда он сам не
знает, кто его съел, и с ним можно сохранить
прекраснейшие отношения. («Тень», слова
людоеда Чезаре Борджиа)

Бороться за
свою славу — что может быть утомительнее?
(«Обыкновенное чудо»)

Молодые люди
— жестокий народ, ведь они еще ничего
не успели пережить. («Обыкновенное
чудо») 

Благоразумные люди переводят
свои капиталы за границу. Один банкир
перевел даже свои золотые зубы, и теперь
он все время ездит за границу и обратно.
На родине ему теперь нечем пережевывать
пищу. («Тень», слова министра
финансов)

Шантажиста мы разоблачили
бы, вора поймали бы, ловкача — перехитрили
бы, но… поступки простых и честных людей
иногда так загадочны! («Тень», слова
министра финансов)

Человек честным
трудом заработал много денег. И вдруг
у него появился зловещий симптом: особый
беспокойный, голодный взгляд обеспеченного
человека. Отныне он бесплоден, слеп и
жесток. («Обыкновенное чудо»)

Именно
свои влюбленным кажутся особенно чужими.
Все переменилось, а они остались такими,
как были. («Обыкновенное чудо»)

Человек,
который понапрасну теряет время, сам
не замечает, как стареет. («Сказка о
потерянном времени») 

Детей надо
баловать — тогда из них вырастают
настоящие разбойники. («Снежная
королева») 

Я не волшебник. Я только
учусь. Но ради тех, кого люблю, я способен
на любые чудеса. («Золушка») 

Человеческие
души очень живучи. Разрубишь тело пополам
— человек околеет. А душу разорвешь —
станет послушней, и только. («Дракон»)

 Вряд
ли и водка доставит человеку удовольствие,
если пить ее по предписанию врача и
покупать в аптеке по рецепту.

Я пишу
все, кроме доносов…

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

#1

сказка о потер.jpg

Ольга Кручинина

Эскизы костюмов к кинофильму «Сказка о потерянном времени»

#6

Художественный фильм «Сказка о потерянном времени» (Мосфильм, 1964) был поставлен Александром Птушко по одноименному произведению советского писателя, сценариста и драматурга Евгения Шварца — пьесе, написанной для кукольного театра в 1940 г.

Действие сказки перенесено в Москву начала 1960-х годов. 

#12

11×15_Petia-2.jpg

Мальчик Петя, опаздывающий в школу (юный актер Гриша Плоткин), и Петя — старик, обнаруживший свое волшебное превращение (актер Олег Анофриев). Кадры из художественного фильма «Сказка о потерянном времени» (Мосфильм, 1964) 

#11

По сюжету фильма третьеклассник Петя Зубов вместе с тремя своими ровесниками — мальчиком Васей и девочками Марусей и Надей — попадает в сети злых волшебников, обитающих в параллельной реальности — Волшебном лесу.

Плохо умеющие ценить время московские школьники силой магического заклинания в одночасье превращаются в стариков, а потерянное ими время переходит к четверым злым волшебникам, которые, в свою очередь, становятся детьми…

#10

нина.jpg

Сюжетная модель строится на новом для мирового зрительского кино мотиве обмена телами; на ниве семейного кино Птушко опробовал его одним из первых.

Киновед Нина Спутницкая

#8

11×15_Marusia-2.jpg

Момент превращения девочки Нади (юная актриса Лида Константинова) чарами злых волшебников в старушку (Заслуженная артистка РСФСР Рина Зеленая). Кадры из художественного фильма «Сказка о потерянном времени» (Мосфильм, 1964)

#13

Неповторимо обаятельный, чисто умытый благополучный город представлен в фильме целым рядом хорошо узнаваемых московских адресов — Комсомольский проспект, Волхонка, Садовое кольцо, Ленинский проспект, Москворецкая набережная — и прилегающих к ним уголков столицы. 

В виртуозно смонтированной панораме погони волшебников за узнавшими страшный секрет детьми тротуары центра Москвы под ногами героев плавно сменяются проспектом Нахимова, снятым в Севастополе. 

#9

11×15_volshebniki.jpg

Злые волшебники у телефонной будки рядом с универмагом «Москва» (Ленинский проспект) и у магазина «Русский лен» (2-я Фрунзенская улица). Кадры из художественного фильма «Сказка о потерянном времени» (Мосфильм, 1964)

#14

Атмосфера городской сказки задается не только натурными видами и блестящей актерской игрой, но и очень тщательно продуманным внешним обликом киноперсонажей.

Художник по костюмам Ольга Кручинина подарила режиссеру блестящие визуальные и технологические решения, позволяющие уверенно строить сюжет на соперничестве здоровых новых сил с отжившим свое архаичным прошлым 

#18

Российская государственная библиотека искусств

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • История создания сказки коняга салтыкова щедрина
  • История создания сказки конек горбунок ершова кратко
  • История создания сказки колобок
  • История создания сказки карась идеалист салтыков щедрин
  • История создания сказки золотой петушок

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии