С творчеством замечательного детского поэта, драматурга и переводчика Самуила Яковлевича Маршака (1887–1964), наверняка, знакомы все. И хотя сегодня существует большой выбор литературы для детей, сказки Маршака вызывают у детей и их родителей восторг, как и много десятилетий назад, когда они были написаны. Перу Маршака принадлежит множество великолепных поэтических сказок, аналогов которым не было в мире на момент их создания: «Двенадцать месяцев», «Кошкин дом», «Сказка о глупом мышонке», «Теремок», «Отчего кошку назвали кошкой», «Багаж», «Где обедал воробей?», «Усатый – полосатый», «Что я видел» и многие другие.
Одна из них – «Сказка о глупом мышонке», была написана в 1923 году, но только через два года (1925г.) в московском издательстве «Радуга» вышла отдельной книжкой. У нее особая история создания.
Старший сын писателя срочно нуждался в лечении. Его родным удалось договориться о лечении шестилетнего мальчика в санатории Евпатория. Однако для поездки нужна была солидная сумма денег, которой у семьи не было. Чтобы достать денег, Маршак взялся написать детскую сказку в стихах и сделал это всего за одну ночь. Так родилась «Сказка о глупом мышонке»– увлекательная и поучительная история.
Сюжет сказки прост – жил-был маленький мышонок. Был он глупый и капризный. Поздней ночью мышка-мама в своей уютной норке изо всех сил старается угодить своему сыну мышонку – уложить непослушного ребенка спать:
«– Пела ночью мышка в норке:
– Спи, мышонок, замолчи!»
Но капризному мышонку не нравилась колыбельная:
«– Голосок твой слишком тонок.
Лучше, мама, не пищи,
Ты мне няньку поищи!»
Мышка ищет няню своему мышонку, который никак не хочет засыпать. Приглашенные животные – лошадь, свинья, курица и даже щука не могут усыпить маленького озорника. Но вот, по приглашению мышки, приходит кошка, и ее сладкое пение понравилось мышонку:
«– Голосок твой так хорош
–Очень сладко ты поешь!»
Что же будет с глупым мышонком, который очарован её голосом?
«Прибежала мышка-мать,
Поглядела на кровать,
Ищет глупого мышонка,
А мышонка не видать»
Свое произведение Маршак оставил с открытым финалом, хотя вполне логично предположить, что кошка проглотила уснувшего глупого мышонка.
Среди огромного творческого наследия Самуила Маршака «Сказка о глупом мышонке» играет довольно важную роль. Прошло 95 лет с момента написания сказки, но она не утратила свою притягательность и до сих пор любима читателями.
Сказка учит маленьких детей слушаться родителей, быть осторожными с выбором друзей и понимать, что непослушание может привести к беде. Молодых мам она предостерегает – выбору няни нужно подходить очень ответственно и не потакать капризам и прихотям своих детей.
А знаете ли вы, что у этой сказки есть продолжение, проливающего свет на судьбу непослушного зверька? Это – «Сказка об умном мышонке». Главному герою, который когда-то был глупым, капризничать уже некогда. Оказалось, что хитрая кошка не съела малыша, а забрала с собой, желая сначала поиграть с ним в кошки-мышки. Чтобы спастись, ему нужно превратиться в «умного мышонка». Удастся ли поумневшему малышу перехитрить кошку, хорька, сову и других зверей и вернуться домой? Об этом вы узнаете только когда прочтете «Сказку об умном мышонке».
Приглашаем в нашу библиотеку, где вас ждут книги для детей Самуила Яковлевича Маршака!
Анализ стихотворения «Сказка о глупом мышонке» Маршака
Самуил Яковлевич Маршак — автор известных детских книг, которые воспитали не одно поколение детей. Прекрасный слог автора звучен и разнообразен.
А. Твардовский писал о нём так: «Почти полувековая работа С.Я. Маршака в детской литературе, художественном переводе, драматургии, литературной критике и других родах и жанрах не знала резких рывков, внезапных поворотов, неожиданных открытий. Это было медленное, непрерывное — в упорном труде изо дня в день — накопление поэтических ценностей, неуклонно возраставшее с годами. Его слава художника, упроченная этой последовательностью, чужда дуновениям моды и надежно застрахована от переменчивости литературных вкусов.»
«Сказка о глупом мышонке» написана в 1923 году. История создания уникальна тем, что автор создал её за один день и спас тем самым жизнь своему сыну, который терпел недуг от нарушения работы почек. Ребёнку в срочном порядке требовалось лечение, а нужных средств семья не имела. Тогда С.Я. Маршак и создал своё «спасительное» произведение.
Произведение написано в стихотворной форме и имеет внутри себя мотив колыбельной. Эпическое содержание сказки излагается писателем с использованием легких и быстро запоминающихся рифм, хорошо воспринимающихся читателями.
Главная тема произведения — глупость. В названии автор отсылает нас к тому, что глупым героем является мышонок. Однако, после прочтения сказки мы можем уверенно заявить, что мышонок проявляет себя как капризный ребёнок, а вот его мама, как глупый персонаж, ибо она собственноручно отдаёт своего малыша в лапы коту. Хотя, несомненно, мышонок обладает детской глупостью, так как не может правильно оценить «сладкое» пение врага.
За внешней простотой сказки скрывается глубокий поучительный смысл: непослушание приводит к беде (для детей) и скоропостижные необдуманные решения могут довести ситуацию до трагического исхода. На ум сразу приходят известные пословицы: «дитятко – что тесто, что замесил, то и выросло» и «не доглядишь оком, так заплатишь боком».
Маршак оставляет произведение с открытым финалом, хотя, кажется, что он очевиден. Но вышло всё несколько иначе. Позднее автор написал своеобразное продолжение сказки и назвал его «Сказка об умном мышонке».
На сегодняшний день детская литература богата разнообразным перечнем книг. На полках книжных магазинов постоянно появляются новые авторы. Но тем не менее произведения С. Я. Маршака продолжают захватывать как детское, так и взрослое воображение, а заученные наизусть тексты переходят из уст в уста.
Сказка «Сказка о глупом мышонке»: читать текст + слушать аудио
Пела ночью мышка в норке:
— Спи, мышонок, замолчи!
Дам тебе я хлебной корки
И огарочек свечи.
Отвечает ей мышонок:
— Голосок твой слишком тонок.
Лучше, мама, не пищи,
Ты мне няньку поищи!
Побежала мышка-мать,
Стала утку в няньки звать:
— Приходи к нам, тетя утка,
Нашу детку покачать.
Стала петь мышонку утка:
— Га-га-га, усни, малютка!
После дождика в саду
Червяка тебе найду.
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
— Нет, твой голос нехорош.
Слишком громко ты поешь!
Побежала мышка-мать,
Стала жабу в няньки звать:
— Приходи к нам, тетя жаба,
Нашу детку покачать.
Стала жаба важно квакать:
— Ква-ква-ква, не надо плакать!
Спи, мышонок, до утра,
Дам тебе я комара. Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
— Нет, твой голос нехорош.
Очень скучно ты поешь!
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
— Нет, твой голос нехорош.
Очень скучно ты поешь!
Побежала мышка-мать,
Тетю лошадь в няньки звать:
— Приходи к нам, тетя лошадь,
Нашу детку покачать.
— И-го-го! — поет лошадка.-
Спи, мышонок, сладко-сладко,
Повернись на правый бок,
Дам овса тебе мешок!
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
— Нет, твой голос нехорош.
Очень страшно ты поешь!
Побежала мышка-мать,
Стала свинку в няньки звать:
— Приходи к нам, тетя свинка,
Нашу детку покачать.
Стала свинка хрипло хрюкать,
Непослушного баюкать:
— Баю-баюшки, хрю-хрю.
Успокойся, говорю.
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
— Нет, твой голос нехорош.
Очень грубо ты поешь!
Стала думать мышка-мать:
Надо курицу позвать.
— Приходи к нам, тетя клуша,
Нашу детку покачать.
Закудахтала наседка:
— Куд-куда! Не бойся, детка!
Забирайся под крыло:
Там и тихо, и тепло.
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
— Нет, твой голос не хорош.
Этак вовсе не уснешь!
Побежала мышка-мать,
Стала щуку в няньки звать:
— Приходи к нам, тетя щука,
Нашу детку покачать.
Стала петь мышонку щука —
Не услышал он ни звука:
Разевает щука рот,
А не слышно, что поет…
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
— Нет, твой голос нехорош.
Слишком тихо ты поешь!
Побежала мышка-мать,
Стала кошку в няньки звать:
— Приходи к нам, тетя кошка,
Нашу детку покачать.
Стала петь мышонку кошка:
— Мяу-мяу, спи, мой крошка!
Мяу-мяу, ляжем спать,
Мяу-мяу, на кровать.
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
— Голосок твой так хорош —
Очень сладко ты поешь!
Прибежала мышка-мать,
Поглядела на кровать,
Ищет глупого мышонка,
А мышонка не видать…
95 лет назад была написана «Сказка о глупом мышонке» Маршака
95 лет назад, в 1923 году, было написано стихотворение Самуила Маршака «Сказка о глупом мышонке».
Наверное, мало найдется людей, незнакомых с творчеством замечательного детского поэта и переводчика Самуила Яковлевича Маршака. Перу Маршака принадлежит множество великолепных поэтических детских произведений, аналогов которым не было в мире на момент их создания. Сейчас, как и много десятилетий назад, они продолжают захватывать детское воображение. Детские стихи Маршака проникнуты мягким юмором, любовью и сочувствием к своим читателям, а потому с лёгкостью завоёвывают их сердца.
До «Сказки о глупом мышонке» у автора уже был опыт написания собственных оригинальных сказок, однако у этой – особая история создания. Летом того года старший сын писателя Иммануэль был болен и срочно нуждался в санаторном лечении. Писателю и его родным удалось договориться о лечении для шестилетнего мальчика в Евпатории, однако для поездки нужна была солидная сумма денег, которой у семейства Маршака не было. Чтобы достать денег, автор взялся написать детскую сказку в стихах и сумел сделать это всего за одну ночь. Так родилась «Сказка о глупом мышонке». Маршак благодаря сказке фактически спас жизнь своему сыну, который, когда подрос, достиг значительных успехов в физике и не только.
Сюжет сказки прост – поздней ночью мышка-мама в своей уютной норке старалась уложить своего непослушного ребенка спать. Но капризному мышонку не нравилась колыбельная, и мышка-мама стала по очереди звать к нему в гости самых разных зверей, птиц и даже рыбу, чтобы они попробовали спеть ее чаду колыбельную. В конце концов измученная мать попросила спеть колыбельную кошку, но когда вернулась домой, так и не смогла найти своего ребенка.
Свое произведение Маршак оставил с открытым финалом, хотя для большинства он был очевиден, так как вполне логично предположить, что кошка проглотила уснувшего глупого мышонка. Однако через некоторое время автор написал другую сказку, пролившую свет на судьбу непослушного зверька. Это «Сказка об умном мышонке». В ней оказалось, что хитрая кошка не съела малыша, а забрала с собой, желая сначала поиграть с ним в кошки-мышки. Но непоседа оказался далеко не глупым и смог сбежать от нее и с приключениями вернуться домой.
Среди огромного творческого наследия Самуила Маршака «Сказка о глупом мышонке» играет довольно важную роль. Она не только является примером невероятной мелодичности русского языка, но и учит детей азам поведения с родителями и другими людьми. Приятно, что по прошествии многих лет с момента написания эта сказка не утратила свою притягательность и актуальность и до сих пор любима читателями.
Перейти к содержанию
«Сказка об умном мышонке» Читательский Дневник
На чтение 2 мин Обновлено 8 ноября, 2022
«Сказка об умном мышонке» читательский дневник и краткое содержание напомнит поучительную историю о том, как капризного мышонка съела кошка. Анализ поможет составить план и написать отзыв, определить какая основная мысль и жанр.
Содержание
- «Сказка об умном мышонке» анализ (читательский дневник)
- Главная мысль сказки «Сказка об умном мышонке»
- «Сказка об умном мышонке» главные герои
- «Сказка об умном мышонке» план сказки
- Чему учит «Сказка об умном мышонке»?
- Отзыв о сказке «Сказка об умном мышонке»
- Пословицы к сказке «Сказка об умном мышонке»
- «Сказка об умном мышонке» краткое содержание для читательского дневника
«Сказка об умном мышонке» анализ (читательский дневник)
Автор — Маршак С.
Жанр: сказка в стихах
Сколько страниц — 8
Год написания — 1955
Главная мысль сказки «Сказка об умном мышонке»
Благодаря сообразительности и смекалке можно найти выход из любой ситуации .
«Сказка об умном мышонке» главные герои
- Мышонок — умный и находчивый.
- Кошка, хорек, ежи, сова — животные, которые хотели поймать мышонка.
«Сказка об умном мышонке» план сказки
- Кошка и мышонок
- Жмурки
- Побег мышонка
- Встреча хорька
- Ежи
- Лягушки на опушке
- Опасная Сова
- Возвращение домой
Чему учит «Сказка об умном мышонке»?
Сказка учит слушаться взрослых и не уходить далеко от дома. Учит быть внимательным и сообразительным, осторожным и храбрым, и искать выход из любых ситуаций.
Отзыв о сказке «Сказка об умном мышонке»
Сказка про глупого мышонка забавная и поучительная. Маршак рассказал как благодаря сообразительности и хитрости мышонок смог спастись и вернуться домой.
Пословицы к сказке «Сказка об умном мышонке»
- Кошке – игрушки, а мышке – слезы.
- Храбрый побеждает, а трус погибает.
- С добрыми дружись, а дурных сторонись.
- Кошка на мышей храбра.
Композиция стихотворения: 15 катренов – 1 децима – 14 катренов — 1 секстина
«Сказка об умном мышонке» краткое содержание для читательского дневника
- Кошка поймала мышонка и решила с ним поиграть кошки-мышки, но малыш отказывался, и она заставила его играть в жмурки.
- Мышонок убежал и спрятался в норе хорька, который предложил ему играть в уголки, но мышонок сбежал и спрятался под пнем.
- Потом белка и ежи предложили ему поиграть в пятнашки и чехарду.
- Мышонок сбежал, но потом его едва не съела сова.
- Он успел спрятаться в скошенной траве и хищница не нашла его.
- Мышонок вернулся в свою норку и играл в мышки-мышки с братьями и сестрам.
Меню статьи:
- Текст стихотворения
- История создания сказки
- Что особенного в творчестве Маршака?
- Как появилась сказка про мышонка?
- Новаторства и наследования русского автора
- Тематика текста
- Сюжет произведения
- Чему учит творение русского писателя?
- Нравственные смыслы сказки
- Детали композиции сочинения Маршака
- Художественные особенности произведения
Текст стихотворения
Пела ночью мышка в норке:
— Спи, мышонок, замолчи!
Дам тебе я хлебной корки
И огарочек свечи.Отвечает ей мышонок:
— Голосок твой слишком тонок.
Лучше, мама, не пищи,
Ты мне няньку поищи!Побежала мышка-мать,
Стала утку в няньки звать:
— Приходи к нам, тетя утка,
Нашу детку покачать.Стала петь мышонку утка:
— Га-га-га, усни, малютка!
После дождика в саду
Червяка тебе найду.Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
— Нет, твой голос нехорош.
Слишком громко ты поешь!Побежала мышка-мать,
Стала жабу в няньки звать:
— Приходи к нам, тетя жаба,
Нашу детку покачать.Стала жаба важно квакать:
— Ква-ква-ква, не надо плакать!
Спи, мышонок, до утра,
Дам тебе я комара.Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
— Нет, твой голос нехорош.
Очень скучно ты поешь!Побежала мышка-мать,
Тетю лошадь в няньки звать:
— Приходи к нам, тетя лошадь,
Нашу детку покачать.— И-го-го! — поет лошадка.-
Спи, мышонок, сладко-сладко,
Повернись на правый бок,
Дам овса тебе мешок!Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
— Нет, твой голос нехорош.
Очень страшно ты поешь!Побежала мышка-мать,
Стала свинку в няньки звать:
— Приходи к нам, тетя свинка,
Нашу детку покачать.Стала свинка хрипло хрюкать,
Непослушного баюкать:
— Баю-баюшки, хрю-хрю.
Успокойся, говорю.Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
— Нет, твой голос нехорош.
Очень грубо ты поешь!Стала думать мышка-мать:
Надо курицу позвать.
— Приходи к нам, тетя клуша,
Нашу детку покачать.Закудахтала наседка:
— Куд-куда! Не бойся, детка!
Забирайся под крыло:
Там и тихо, и тепло.Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
— Нет, твой голос не хорош.
Этак вовсе не уснешь!Побежала мышка-мать,
Стала щуку в няньки звать:
— Приходи к нам, тетя щука,
Нашу детку покачать.Стала петь мышонку щука —
Не услышал он ни звука:
Разевает щука рот,
А не слышно, что поет…Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
— Нет, твой голос нехорош.
Слишком тихо ты поешь!Побежала мышка-мать,
Стала кошку в няньки звать:
— Приходи к нам, тетя кошка,
Нашу детку покачать.Стала петь мышонку кошка:
— Мяу-мяу, спи, мой крошка!
Мяу-мяу, ляжем спать,
Мяу-мяу, на кровать.Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
— Голосок твой так хорош —
Очень сладко ты поешь!Прибежала мышка-мать,
Поглядела на кровать,
Ищет глупого мышонка,
А мышонка не видать…
Имя Самуила Маршака прочно вошло в историю детской литературы. Произведения этого автора превратились в источники морали и знаний для детей со всего мира. «Сказка о глупом мышонке» – одно из самых известных творений литератора.
Читатели запоминают своеобразный слог автора, звучность и разнообразие фраз. Далее мы проанализируем историю написания сказки, художественные особенности, сюжет и композицию произведения.
История создания сказки
Что особенного в творчестве Маршака?
Самуил Яковлевич «проработал» на поприще детской литературы почти полвека. По словам коллеги писателя, литератора Александра Твардовского, Маршак проявлял исключительный талант в художественных переводах, драматургических текстах, литературно-критических эссе… Труд автора не прерывался, потому что Самуил Яковлевич отличался планомерностью в деятельности. Резкие повороты и неожиданные открытия в творчестве Маршака отсутствовали. Медленный, непрерывный, каждодневный труд принес результаты. Поэтические ценности со временем накапливались, и произведения Маршака воспитали многие поколения детей.
Как появилась сказка про мышонка?
Тот же Александр Твардовский отмечал, что Маршак трудился последовательно, не обращая внимания на моду и новые тенденции. Переменчивость вкусов в литературе не касалась произведений автора. «Сказку о глупом мышонке» писатель придумал в 1923-м году. В этот же год текст и появился на свет.
Произведение – уникальное и спасительное: в буквальном смысле слова. Сын литератора заболел: сложное заболевание почек требовало незамедлительного лечения. Однако семья в то время бедствовала. Тогда Самуил Яковлевич взялся за перо и за день написал прекрасное и доброе произведение.
Заботливый отец спас жизнь ребенку и заслужил место на литературном пьедестале.
Новаторства и наследования русского автора
Литературные критики подмечают, что сказка русского писателя основывается на древних историях. Эти истории рассказывают про сверчка и мышку, которые решили пожениться. По жанру произведения являются сказками-небылицами про животных.
В основе таких текстов – принцип комического. Сверчок и мышка не могут пожениться, кошка не может убаюкать мышку, так как это нарушило бы природное равновесие. Животные не идут против инстинктов.
В своей знаменитой сказке “Доктор Айболит” Корней Чуковский изображает Айболита – доброго доктора, который помогал людям и животным. Предлагаем читателям ознакомиться с описанием этого произведения
Отличительные черты произведений Маршака – присутствие черного юмора и элементов фарса. Мышонок (очевидно) погибает по глупой и совершенно бессмысленной причине. В аналогичной истории скорбь по умершей букашке отличается преувеличенностью, гиперболой. Этой чертой характеризуются португальские и испанские вариации сказки.
Тематика текста
В центре повествования находится тема глупости. Это отображается в названии сказки. Кто же является глупым?
Мышонок – главное действующее лицо произведения Самуила Яковлевича – проявляет как раз ум. Глупость – ключевое качество матери героя, мыши. Героиня собственными руками преподносит дитя коту. Мышонок виноват в том, что ведет себя инфантильно, капризничает, не слушается родителя.
Глупость бывает разной. Писатель демонстрирует, что детская глупость – нормальное явление. А вот глупость взрослого человека (или животного – как в данном случае) простить трудно. Такое качество приводит к плачевным последствиям. Мышонок глуп по-детски, потому что не способен увидеть лицемерие и коварство в «сладком» пении врага.
Сюжет произведения
В центре повествования находятся два главных героя: мышка-мать и мышонок. Ребенок не хочет засыпать, мышонку не нравится писк матери, которая поет колыбельную песню. Тогда мышонок просит позвать няньку. Мышка ищет няньку, чтобы та помогла уснуть капризному ребенку.
Маленький герой отметал всех нянек, приглашенных матерью: то песня громкая, то тихая, то грубая и т. д. Щука, свинка, утка не понравились мышонку. Только кошка вызвала симпатии капризного героя. Кошка красиво и приятно мурлыкала, поэтому мать доверила дитя этой няньке. Когда мышка вернулась, ребенок-мышонок исчез.
Чему учит творение русского писателя?
Сказка – полезное «пособие» для молодых, неопытных родителей. Писатель учит не потакать капризным детям, не выполнять безропотно каждую прихоть ребенка. Выбирать няню следует очень осторожно и ответственно. Ребенка нельзя доверять первому встречному человеку. Произведение учит полезным для жизни вещам и детей. Так, автор призывает маленьких читателей слушаться родителей. Непослушание часто приводит к бедам. Итак, сказка имеет двойную мораль:
- капризничать и не слушать родителей – опасное начинание для детей;
- вседозволенность, быстрые и необдуманные решения, доминирование эмоций, игнорирование здравого смысла и холодного рассудка – неправильный путь для родителей.
Нравственные смыслы сказки
Произведение русского писателя производит впечатление простого и легкого. Однако за внешней лаконичностью кроется глубина нравственного смысла. Автор старается донести юным читателям жестокую правду жизни. Дети часто не слушают родителей, и это приводит к бедам и проблемам.
Прежде всего, в таких ситуациях страдают именно дети. Автор советует принимать решения взвешенно и рационально. Скоропостижность, порыв в таких делах ведут к трагическим исходам.
Писатель обращается к фольклору, поэтому при чтении сказки вспоминаются популярные пословицы и присказки. Например, в народе часто говорят: если «не доглядел оком», то приходится «платить боком». Сегодня литература для детей отличается большим разнообразием: полки в книжных магазинах постоянно пополняются книгами новых авторов. Однако произведения Самуила Яковлевича – это нечто бессмертное, вечное для мировой литературы. Сказки русского литература пленяют воображение и детей, и взрослых.
Детали композиции сочинения Маршака
Отличительная особенность композиции сказки – открытый финал. Читатели могут догадаться, чем закончилось произведение. Однако автор не говорит об этом прямым текстом. Впрочем, конец сказки не такой очевидный, как кажется на первый взгляд. Позже писатель издаст продолжение анализируемой истории под названием «Сказка об умном мышонке». Формальная структура стихотворной сказки – 24 четверостишия.
Художественные особенности произведения
Творение Маршака отличается стихотворной формой. Внутреннее содержание произведения – это колыбельная. Мотивы колыбельной песни угадываются в каждой строке сказки. Эпический характер текста обеспечивается легкими, запоминающимися рифмами. Читатели успешно воспринимают такие рифмы. Строки стихов Самуила Яковлевича заучиваются детьми наизусть и передаются в устной форме вот уже много поколений.
Сказка Самуила Яковлевича переполнена юмором, что забавляет и смешит детей. Конец произведения – трагикомический. В анализируемой сказке писатель использовал такие средства выразительности, приемы и тропы:
- эпитеты, подчеркивающие, в частности, качества персонажей: «хлебной корки», «маленький мышонок», «глупый маленький мышонок»;
- глаголы, которые придают произведению динамики: «пела…мышка», «спи… замолчи», «не пищи», «побежала мышка», «мышонок… отвечает»;
- звуконаследование, встречающееся в детских сказках часто: «ква-ква-ква» «га-га-га», «и-го-го»;
- повторения, тоже характерные для детских произведений: «нашу детку покачать», «нет, твой голос не хорош, очень скучно ты поешь», «приходи к нам, тетя…».
Анализ поэтического произведения,
адресованного ребенку
1. Автор и название стихотворения.
С.Я. Маршак. Сказка об умном мышонке
2. Тема, основная мысль / о чем стихотворение /.
Цитаты из текста, подтверждающие выводы.
Тематика данного стихотворения – стихотворение о животных, точнее антропоморфизация животных и наблюдение за ними. В тексте представлены диалоги животных, описаны определенные черты характера, которые им присущи, а также поведение, свойственное человеку:
Унесла мышонка кошка
И поет: — Не бойся, крошка.
— Мур-мур-мур, — мурлычет кошка,
Поиграй, дружок, немножко.
А мышонок ей в ответ:
— У меня охоты нет.
— В кошки-мышки или в жмурки? и т.д.
Стихотворение о том, как научиться преодолевать трудности, которые поджидают на каждом шагу, как проявить сообразительность и смекалку в непростой ситуации.
3. Собственно детско-литературоведение:
1) Какую цель преследует автор в данном стихотворении? (рассмешить, дать погрустить (эффект катарсиса), развеселить, научить, рассказать о том, какой бывает удивительный мир или просто показать, каким красивым может быть что-нибудь?)
Какими художественными средствами и приемами автор достигает своей цели?
В данном стихотворении автор преследует цель научить ребенка справляться с трудными ситуациями. Автор достигает своей цели следующими художественными средствами:
— эпитеты:
рябая, хитрая кошка, острозубый хорек, остроглазый, перепуганный
— антропоморфизмы:
кошка поет, засмеялась кошка, мышонок говорит, сказала кошка, закричал мышонку еж и т.д.
— сравнение:
А навстречу шла ежиха
Вся в иголках, как портниха.
А глаза горят, как плошки,
Вдвое больше, чем у кошки.
— анафоры, повторы, антитезы:
Я — зверек,
И ты — зверек,
Я — мышонок,
Ты — хорек,
Ты хитер,
А я умен,
Кто умен.
А сова — все ближе, ближе,
А сова — все ниже, ниже.
Инверсии встречаются в каждой строфе, когда стоит сначала сказуемое, а потом подлежащее:
Говорит мышонок Мурке.
Засмеялась кошка Мурка.
Поиграл бы я немножко и т.д.
Эллипсис (пропуск подразумевающегося слова):
А мышонок — прямо в лес.
2) Какими художественными средствами раскрывается тема стихотворения?
а) Подобрать в тексте «ключевые» слова и образцы, раскрывающие тему, главную мысль поэта: составить «цепочки» ключевых слов.
«Не бойся, крошка — Перепуганный спросонок – В кошки-мышки наша мать не велела нам играть – бедняжка – коротконожка – у мышонка замер дух – он забился под лопух»
Данная цепочка слов характеризует мышонка, представляет его читателю. Это маленький, боязливый, слабый мышонок, который пугается каждого звука.
Далее в виде таблицы представим тематические цепочки слов и образов, которые демонстрируют читателю сложные ситуации, в которые попадал мышонок, и опишем действия, которые совершил мышонок, чтобы избежать грозящей ему опасности.
Опасная ситуация |
Как мышонок вышел из нее |
Унесла мышонка кошка. Поиграем в кошки-мышки. Я тебя, голубчик съем! |
У меня охоты нет. Ты же, кошка, хоть на час Мышкой будь на этот раз. Ну, тогда играем в жмурки. Дай, пожалуйста, чуть-чуть Мне прилечь и отдохнуть. Нашел он щель в заборе. Был мышонок – да исчез. Там, где был, меня уж нет! |
Острозубый, остроглазый Был он вором и пролазой. Поиграй в мою игру! |
Кто умен, тот вышел вон! А мышонок – прямо в лес. |
Зверек страшнее кошки. Ежиха вся в иголках, как портниха. От ежей ты не уйдешь! |
Не хочу я в чехарду, На иголки попаду. Мышонок по тропинке меж кустов Прошмыгнул – и был таков. |
Караул! Беда! К нам сюда летит сова. Глаза горят как плошки, Вдвое больше, чем у кошки. |
Пустился без оглядки, Скрылся в скошенной траве. |
б) Проанализировать художественные приёмы, которые использует автор:
— эпитеты:
рябая, хитрая кошка, острозубый хорек, остроглазый, перепуганный
— антропоморфизмы:
кошка поет, засмеялась кошка, мышонок говорит, сказала кошка, закричал мышонку еж и т.д.
— сравнение:
А навстречу шла ежиха
Вся в иголках, как портниха.
А глаза горят, как плошки,
Вдвое больше, чем у кошки.
3) Художественный образ мира создаётся следующим образом:
А) Ритм стиха, стихотворный размер:
Данное стихотворение написано 3-стопным хореем (1-3-5-7).
Б) Значимые перебои ритма несут смысловую нагрузку, помогают передать интонацию, настроение автора, создают мелодию:
Я — зверек,
И ты — зверек,
Я — мышонок,
Ты — хорек,
Ты хитер,
А я умен,
Кто умен,
Тот вышел вон.
В этом отрывке 3-стопный хорей заменяется 2-стопным.
В) Рифмы
В данном стихотворении все рифмы парные, за исключением отрывка, который представлен выше (в нем рифмы перекрестные).
Г) Анафоры
— анафоры, повторы, антитезы:
Я — зверек,
И ты — зверек,
Я — мышонок,
Ты — хорек,
Ты хитер,
А я умен,
Кто умен.
А сова — все ближе, ближе,
А сова — все ниже, ниже.
Д) Переносы.
По тропинке меж кустов
Прошмыгнул — и был таков!
Поглядел мышонок: мчится
То ли кошка, то ли птица,
Е) Звуковые повторы/связывают по смыслу слова в строке, стихи в строфе, как бы «внутренняя рифма».
На протяжении всего стихотворения практически в каждой строфе повторяется звук Ш.
Пример: Унесла мышонка кошка
И поет: — Не бойся, крошка.
Поиграем час-другой
В кошки-мышки, дорогой!
Поиграл бы я немножко, (фонетически звук Ш)
Только, пусть, я буду кошкой.
Ты же, кошка, хоть на час
Мышкой будь на этот раз!
Шел он, шел, взошел на горку
И внизу увидел норку.
То-то рада мышка-мать!
Ну мышонка обнимать!
А сестренки и братишки
С ним играют в мышки-мышки.
— Мур-мур-мур, — мурлычет кошка,
— Мяу-мяу
Ква-ква!
луп да луп – примеры звукоподражания кошке, лягушке, сове.
4) Структура стихотворения:
Композиция стихотворения, его деление на строфы.
Композицию данного стихотворения можно представить в виде схемы:
15 катренов – 1 децима – 14 катренов — 1 секстина
Децима разделяет стихотворение на две равные части. В первой части описано состояние мышонка: он боится всего, запуган, неуверен в своих поступках. В этой первой части он противостоит кошке. Детально описаны испытания зверька, которым подвергает его лиса. Он робко ей противостоит, по-прежнему чувствуя неуверенность. Так же он робок с другим испытанием в лице хорька. Кульминацией становится его дальнейшая борьба за свою жизнь. В этой самой длинной строфе в шутливой форме с помощью считалочки он показывает свое бесстрашие в противостоянии с хорьком. Он настолько осмелел, что сумел ускользнуть от этого «страшного врага», поиграв с ним в считалочку.
Последняя строфа описывает символичное возвращение мышонка домой, где ему рады все родственники. Это вполне заслуженная награда – результат преображения личности мышонка, проявления рвения к жизни, проявления смекалки и смелости.
От строфы к строфе (до децимы) растет эмоциональное напряжение, опасение за жизнь мышонка. У читателя возникает чувство жалости к маленькому беззащитному зверьку. Однако после кульминации происходит трансформация мышонка, он чувствует в себе уверенность и дает отпор хорьку и всем остальным животным.
После кульминационной строфы эмоциональное напряжение снижается, читатель рад всем действиям смелого мышонка, который сумел так преобразиться.
5) Точно ли автор использует нужную лексику?
А). Какую лексику автор может употребить?
Автор использует бытовую лексику, которая присутствует в детском словарном запасе.
Много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: дружок, мышка, зверек, ножки, шкурка, голубчик, рыльце, водица, мыльце, сестренки, братишки.
Часто упоминаются названия детских игр: жмурки, кошки-мышки, уголки, пятнашки, чехарда, мышки-мышки, а в дециме описана детская считалочка. Все это автор делает для того, чтобы быть максимально ближе и понятнее для детей. Слова, свойственные детской речи, намного ближе и яснее ребятишкам – читателям этого произведения.
6) Нарративная структура поэтического произведения для детей, или способ репрезентации событий:
В произведении речь ведется от третьего лица, а также автор говорит от лица персонажей.
4) Эмоциональный уровень восприятия адресатом произведения:
Стихотворение, конечно же, заставляет задуматься, дает импульс к фантазии и воображению детей. Читается на одном дыхании, с захватывающим и волнующим сюжетом. Дети учатся сопереживать главному герою. Выносят урок для себя – как даже в самых сложных ситуациях не сдаваться, не падать духом, любую, даже самую непростую ситуацию обратить в свою пользу. В финале произведения читающие испытывают радость за мышонка, который все преодолел.
5). Аспект оценки качества поэтического произведения для детей:
В таком стихотворении нет ничего лишнего! все подчинено художественному образу, ставшему его живым ядром. То есть совершенно невозможно ничего ни добавить, ни убавить. А образы в строчках не являются украшательными и декоративными, но обусловлены логически тому, что хотел донести автор в своем произведении.
Стихотворение не наполнено правдоучительными сентенциями, слащавостью, сентиментализмом, кокетливостью, игрушечностью, декоративностью, без ощущения живой природы.
Автор проникнулся детским мироощущением, чтоб говорить на понятном для детей языке. В такой интересной, живой форме он поучает детей, дает им пример.
6). Самое важное: психолого-педагогический компонент.
1) Модель адресата:
Стихотворение рассчитано на детей дошкольного младшего школьного возраста. Набор художественных средств соответствует психологическому, физиологическому развитию читателя. С помощью различных художественных средств, лексики, лексики автор создал понятное, интересное, близкое детям произведение. Через образы животных, которых отлично знают и представляют дети, показаны ситуации, которые ребенок может перенести в свое сознание, применить на собственном опыте. Поступая в сложных ситуациях подобно смелому и храброму мышонку, ребенок учится сам быть смелым и храбрым, не бояться сложностей и достойно выходить из неприятной ситуации.
2) Нравственная составляющая произведения, способствует ли стихотворение нравственному, духовному становлению личности ребенка?
Да, способствует. Творчество Маршака доставляет большую радость детям, потому что соединяет в себе глубокое содержание, гуманную идею и увлекательную форму.
7). Соблюдает ли автор базовые требования к детскому произведению, сформулированные К.И. Чуковским?
Автор соблюдает все требования к детскому произведению:
1. Стихи должны быть графичны, так как дети обладают образным мышлением. Нужно мыслить рисунками, так, чтобы ребёнок мог увидеть происходящее.
В произведении все события сменяются так, что можно легко представить их в виде рисунков.
2. Наибыстрейшая смена образов. Кинематографичность — образы должны сменять друг друга так же быстро, как кадры на киноленте.
Персонажи довольно динамично сменяются.
3. Словесная живопись должна быть лирична.
Вся поэзия должна быть проникнута разнообразными чувствами и настроениями: от грусти и уныния до возбуждения и радости.
Она должна быть певуча и легка, чтобы под неё можно было петь и танцевать.
Стихотворение построено так, что ребенок испытывает гамму чувств: от грусти и сочувствия до радости и гордости за главного героя.
4. Подвижность эмоции и подвижность ритма.
В зависимости от настроения, которым проникнут отрывок, должен меняться и размер: от хорея — к дактилю, от двустопных стихов к шестистопным.
Смена размера присутствует (кульминационная стопа написана 2-стопным хореем).
5. Повышенная музыкальность поэтической речи.
Стихи должны быть текучими и плавными. Не допускайте большого скопления согласных в одной строчке.
Речь музыкальна, встречаются звукоподражания животным.
6. Рифмы должны быть близко друг от друга (парные рифмы, изредка — перекрёстные). Почти во всех стихотворениях, сочинённых малыми детьми, рифмы находятся в ближайшем соседстве. Ребёнку гораздо труднее воспринимать те стихи, рифмы которых несмежны.
Рифмы парные на протяжении всего стихотворения, за исключением строфы, где есть перекрестные.
7. Рифмованные слова должны быть носителями смысла (быть логически ударными). Так как благодаря рифме эти слова привлекают к себе особенное внимание ребёнка, мы должны дать им наибольшую смысловую нагрузку.
Акцент ставится на рифмованных словах. На них лежит и смысловая нагрузка.
8. Каждая строка должна жить собственной жизнью и составлять отдельный организм.
Каждый стих должен быть законченным целым (синтаксическим и смысловым).
Категорически исключаются переносы и точки в середине строки. Встречаются только 2 переноса.
9. Не нагромождать стихов прилагательными и эпитетами, потому что маленького ребёнка по-настоящему волнует в литературе лишь действие, лишь быстрое чередование событий.
Эпитетов в стихотворении немного,
10. Речь строится на глаголах.
В основном стихотворение строится на глаголах и существительных.
11. Поэзия должна быть игровой.
Вся деятельность детей складывается в форме игры. С помощью игры они познают мир. Дети играют не только вещами, но и словами.
12. Поэзия для маленьких должна быть и поэзией для взрослых.
По мастерству, по виртуозности, по техническому совершенству стихи для детей должны стоять на той же высоте, на какой стоят стихи для взрослых. Не может быть такого положения, при котором плохие стихи оказались бы хороши для детей.