М.Е. Салтыков-Щедрин «Сказки для детей изрядного возраста»
История создания
- Сказочный цикл Салтыкова-Щедрина включает в себя 32 произведения.
- Этот цикл создавался писателем на протяжении 18 лет — с 1869 по 1886 г.
- В 1869 году Салтыков-Щедрин создал и опубликовал три сказки :» Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Пропала совесть», «Дикий помещик».
- В 1880 году была опубликована одна сказка «Игрушечного дела людишки».
- Остальные 28 сказок Салтыков-Щедрин создал в период с 1883 по 1886 гг.
Список сказок
1. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» 2. «Пропала совесть» 3. «Дикий помещик» 4. «Игрушечного дела людишки» 5. «Премудрый пискарь» 6. «Самоотверженный заяц» 7. «Бедный волк» 8. «Карась-идеалист»
9. «Добродетели и пороки 10. «Обманщик-газетчик и легковерный читатель» 11. «Чижиково горе» 12. «Недреманное око» 13. «Дурак» 14. «Верный Трезор» 15. «Коняга» 16. «Кисель»
Список сказок
17. «Баран-непомнящий»
18. «Здравомысленный заяц» 19. «Соседи» 20. «Либерал» 21. «Праздный разговор» 22. «Христова ночь» 23. «Путем-дорогою» 24. «Приключение с Крамольниковым» 25. «Деревенский пожар» 26. «Гиена» 27. «Рождественская сказка» 28. «Ворон-челобитчик» 29. «Медведь на воеводстве» 30. «Орел-меценат» 31. «Богатырь» 32. «Вяленая вобла»
Подзаголовок
«Сказки для детей
изрядного возраста»
«Для детей от 7 до 70»
- Дети эти – взрослые, нуждающиеся в поучении.
- Сказки Салтыков-Щедрин писал для широких читательских кругов. Он хотел издать их в виде сборников-брошюр ценой по три копейки, чтобы любой мог их купить.
- Цензура запретила это издание, но всё же сказки дошли до читателя. Сказки отличаются истинной народностью, в них писатель выступает как защитник народных интересов.
- Цель их – пробудить народ, чтобы «дети изрядного возраста» возмужали и перестали быть детьми.
Обращение к жанру сказки
Причины интереса к жанру сказки:
- условия цензуры;
- воздействие на писателя фольклорной и литературной традиции;
- появление нового читателя, представлявшего демократические слои русского общества;
- популярность сказки как излюбленного жанра пропагандистской литературы наряду с песней (вспомните агитационные песни поэтов-декабристов А. Бестужева и К. Рылеева);
- органическая близость сказки художественному методу Салтыкова-Щедрина.
Традиции и новаторство
- С народной сказкой сказку Салтыкова — Щедрина объединяют сказочный сюжет, использование наиболее традиционных сказочных приемов. Кроме того, в основе как фольклорных, так и щедринских литературных сказок лежит народное миропонимание, комплекс представлений о добре и зле, справедливости, жестокости и т.п. в их общечеловеческом смысле.
- Однако в мире героев Щедрина границы между добром и злом, истиной и ложью нередко размываются. В его сказках, в отличие от народных, герои далеко не всегда в финале бывают наказаны за свои пороки, дурные поступки. Щедринская сказка является жанром политической сатиры, обладающим рядом художественных особенностей.
Тематика
Условно все сказки можно разделить на 4 тематические группы:
I. Тема власти, ее антинародного характера, псевдопросветительской деятельности самодержавия, взаимоотношений власти и народа II. Тема народа, его трудолюбия и тяжелого положения, вечно живущего в народе стремления к правдоискательству III. Тема интеллигенции, осуждение ее стремления приспособиться к любым формам тоталитарной власти, осмеяние разных форм подчинения насилию IV. Нравственно-этические темы Эта классификация носит общий характер. Не следует забывать, что в одной сказке могут рассматриваться сразу несколько тем
Тематика
I. Тема власти:
- ее антинародного характера (“Медведь на воеводстве”),
- псевдопросветительской деятельности самодержавия (“Орел-меценат”),
- взаимоотношений власти и народа (“Богатырь”, “Дикий помещик”, “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”);
Тематика
II. Тема народа:
- его трудолюбия и тяжелого положения (“Коняга”),
- покорности (“Повесть о том, как…”, “Коняга”),
- стихийности протеста (“Медведь на воеводстве”) ,
- вечно живущего в народе стремления к правдоискательству (“Ворон-челобитчик”)
Тематика
III. Тема интеллигенции:
- осуждение ее стремления приспособиться к любым формам тоталитарной власти (“Вяленая вобла”, “Либерал”),
- осмеяние разных форм подчинения насилию (“Не могу, волк не велел” в сказке “Самоотверженный заяц”, “Премудрый пискарь”),
- критического отношения к прекраснодушным мечтателям (“Карась-идеалист”)
Тематика
III. Тема интеллигенции:
- осуждение ее стремления приспособиться к любым формам тоталитарной власти (“Вяленая вобла”, “Либерал”),
- осмеяние разных форм подчинения насилию (“Не могу, волк не велел” в сказке “Самоотверженный заяц”, “Премудрый пискарь”),
- критического отношения к прекраснодушным мечтателям (“Карась-идеалист”)
Тематика
III. Тема интеллигенции:
- осуждение ее стремления приспособиться к любым формам тоталитарной власти (“Вяленая вобла”, “Либерал”),
- осмеяние разных форм подчинения насилию (“Не могу, волк не велел” в сказке “Самоотверженный заяц”, “Премудрый пискарь”),
- критического отношения к прекраснодушным мечтателям (“Карась-идеалист”)
Тематика
IV. Нравственно-этические темы (“Пропала совесть”,
“ Добродетели и пороки”).
Значение
«Диагност наших общественных зол и недугов», —
так отзывались о Салтыкове – Щедрине современники.
В небольших по объему произведениях писатель затронул множество проблем: социальных, политических, идеологических. В длинном ряду миниатюрных сказочных картин запечатлена жизнь русского общества. Писатель не только выразил свою точку зрения, но и помог читателям осмыслить социальные и моральные основы человеческой жизни и донес до людей резкую критику существующего порядка.
Художник Н. Е. Муратов |
«Сказочный цикл» занимает особое место в творчестве великого русского писателя Салтыкова-Щедрина.
В этой статье представлена история создания сказок Салтыков-Щедрина: интересные факты, список сказок в порядке публикации.
Смотрите: Все материалы по сказкам Салтыкова-Щедрина
История создания сказок Салтыков-Щедрина
Работа над сказками
Сказочный цикл Салтыкова-Щедрина включает в себя 32 произведения. Этот цикл создавался писателем на протяжении 18 лет — с 1869 по 1886 год.
В 1869 году Салтыков-Щедрин создал и опубликовал три сказки («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Пропала совесть», «Дикий помещик»). В 1880 году была опубликована одна сказка («Игрушечного дела людишки»).
Остальные 28 сказок Салтыков-Щедрин создал в течение 4 лет — с 1883 по 1886 год.
Публикация в журналах
Свои первые сказки Салтыков-Щедрин напечатал в журнале «Отечественные записки». Однако в апреле 1884 года журнал был закрыт из-за проблем с цензурой.
Далее в 1884 году 3 сказки были опубликованы в сборнике «XXV лет» («Сборник, изданный Комитетом общества для пособия нуждающимся литераторам и ученым»). Затем с 1884 по 1886 год сказки публиковались в журнале «Русские ведомости».
Сказки, запрещенные цензурой
Сказки «Медведь на воеводстве», «Орел-меценат» и «Вяленая вобла» при жизни писателя не были опубликованы из-за жесткой цензуры. Они распространялись подпольно в России и за рубежом.
«Медведь на воеводстве» и «Орел-меценат» были опубликованы в России в 1906 году (в «Полном собрании сочинений». Сказка «Вяленая вобла» вышла в печать в «Полном собрании сочинений» 1933—1941 гг.
Сказка из архива
Сказка «Богатырь» была затеряна в архивах и также не была опубликова при жизни писателя. Впервые «Богатырь» был опубликован лишь в 1922 году в журнале «Красный архив».
Сборники сказок
Из-за цензурных гонений Салтыков-Щедрин не смог издать полное собрание своих сказок. В сентябре 1886 г. вышел в печать неполный сборник сказок писателя — «23 сказки».
В октябре 1887 года вышло второе издание этого сборника. Писатель дополнил это издание «Рождественской сказкой».
Список сказок в порядке публикации
Ниже представлен список сказок Салтыкова-Щедрина в порядке их первой легальной публикации:
1. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» — «Отечественные записки», №2, 1869 г.
2. «Пропала совесть» — «Отечественные записки», №2, 1869 г.
3. «Дикий помещик» — «Отечественные записки», №3, 1869 г.
4. «Игрушечного дела людишки» — «Отечественные записки», №1, 1880 г.
5. «Премудрый пискарь» — «Отечественные записки», №4, 1884 г.
6. «Самоотверженный заяц» — «Отечественные записки», №4, 1884 г.
7. «Бедный волк» — «Отечественные записки», №4 1884 г.
8. «Карась-идеалист» — сборник «XXV лет», 1884 г.
9. «Добродетели и пороки» — сборник «XXV лет», 1884 г.
10. «Обманщик-газетчик и легковерный читатель» — сборник «XXV лет», 1884 г.
11. «Чижиково горе» — «Русские ведомости «, 25 декабря 1884 г.
12. «Недреманное око» — «Русские ведомости «, 15 января 1885 г.
13. «Дурак» — «Русские ведомости «, 12 февраля 1885 г.
14. «Верный Трезор» — «Книжки «Недели»», февраль 1885 г.
15. «Коняга» — «Русские ведомости «, 13 марта 1885 г.
16. «Кисель» — «Русские ведомости «, 13 марта 1885 г.
17. «Баран-непомнящий» — «Русские ведомости «, 23 апреля 1885 г.
18. «Здравомысленный заяц» — «Русские ведомости «, 19 мая 1885 г.
19. «Соседи» — «Русские ведомости «, 2 июня 1885 г.
20. «Либерал» — «Русские ведомости «, 23 июня 1885 г.
21. «Праздный разговор» — «Русские ведомости «, 15 февраля 1886 г.
22. «Христова ночь» — «Русские ведомости «, 7 сентября 1886 г.
23. «Путем-дорогою» — «Русские ведомости «, 7 сентября 1886 г.
24. «Приключение с Крамольниковым» — «Русские ведомости «, 14 сентября 1886 г.
25. «Деревенский пожар» — «Русские ведомости «, 19 сентября 1886 г.
26. «Гиена» — сборник «23 сказки», 1886 г.
27. «Рождественская сказка» — «Русские ведомости «, 25 декабря 1886 г.
28. «Ворон-челобитчик» — сборник «Памяти Гаршина», 1889 г.
29. «Медведь на воеводстве» — «Полное собрание сочинений», т. IV, изд. 5, 1906 г.
30. «Орел-меценат» — «Полное собрание сочинений», т. IV, изд. 5, 1906 г.
31. «Богатырь» — «Красный архив», 1922 г.
32. «Вяленая вобла» — «Полное собрание сочинений в 20 томах», т. XVI, 1933—1941 гг.,
Такова история создания сказок Салтыков-Щедрина, интересные факты об истории написания, список сказок в порядке публикации,
- Сочинения
- По литературе
- Другие
- История создания сказок Салтыкова-Щедрина
История создания сказок Салтыкова-Щедрина
Серия сказок Салтыкова-Щедрина создавалась на протяжении 18 лет и состоит из 32 произведений. Как итог его творчества, сказки наполнены особой сатирой, противостоящей общественному злу. В них переплелись комедия и трагедия, фантастика и реальность, проявляется удивительное владение языком иносказания.
Первые сказки Салтыкова-Щедрина были опубликованы в 1869 году в журнале «Отечественные записки». Остальные печатались в промежутке с 1880 по 1886 год в различных изданиях. Некоторые сказки не были опубликованы при жизни Михаила Евграфовича из-за жесткой цензуры и распространялись нелегально как в России, так и за рубежом. Также одна из сказок, «Богатырь», была опубликована только в 1922 году, так как затерялась в архивах. Из-за цензурных притеснений Салтыков-Щедрин не смог опубликовать полный цикл сказок. Поэтому осенью 1886 года был напечатан сборник, который содержал лишь 23 сказки. Через год вышел дополненный сборник, в который писатель добавил еще одно произведение – «Рождественская сказка».
Салтыков-Щедрин обратился к сказкам по многим причинам. Непростая политическая обстановка в России не позволяла раскрыть все противоречия общества и прямо критиковать существующие порядки. Также сказочный жанр был близок для писателя-сатирика. Фантастика, сильное преувеличение, ироничность привычны для сказок и очень характерны для Салтыкова-Щедрина. Он яростно высмеивает в своих сказках рабскую психологию. Показывает такие черты русского народа, как долготерпение и наплевательство, пытается найти истоки этих бед и определить их пределы, видя именно в них главную трагедию времени.
Сатирик в своих сказках использует русский фольклор, благодаря которому диалоги героев очень красочны, и вырисовывается определенный социальный тип персонажа. Произведения Щедрина объединены не только жанром, но и общими темами, которые связывают сказки и придают всему циклу единство.
По идейному содержанию щедринские сказки можно разделить на четыре темы:
- сатира на правительство и эксплуататорские классы;
- показ поведения обывательски предрасположенной интеллигенции;
- отображение жизни простого народа в России;
- обличение морали собственников и пропаганда новых идеалов и нравственности.
Строгое разграничение тематики сказок писателя провести невозможно, да и не требуется. Одна и та же сказка может затрагивать сразу несколько тем. В большинстве сказок Михаил Евграфович затрагивает жизнь простого народа, ставя её в противовес элитным слоям общества.
Также читают:
Картинка к сочинению История создания сказок Салтыкова-Щедрина
Популярные сегодня темы
- Анализ рассказа Косцы Бунина
Рассказ «Косцы» Бунин написал в Париже. Основной темой в произведении Ивана Алексеевича является любовь к Родине, что он мастерски смог описать в этом рассказе. Для Бунина это было как никогда актуально
- Что делает человека счастливым? сочинение
Ни один человек не может спутать ощущение счастья с каким-либо другим чувством. Чтобы достичь это неповторимое состояние, ощущение гармонии себя с окружающим миром, мы стремимся к этой цели по-разному.
- Герои баллады Лесной царь Жуковского
Первым главным персонажем является отец мальчика, который всевозможными способами стараются спасти его и как можно скорее прибыть в город
- Сочинение Как общество влияет на человека? Итоговое 11 класс
С давних времен человек окружен другими людьми. Сначала ими были его соплеменники, затем родственники, друзья и коллеги. Такое взаимодействие помогает индивиду бороться с природной стихией, достигать поставленных целей
- Сочинение Кого называют «духовным отцом»? (Итоговое)
Каждый человек должен получить не только обычное образование, которое даёт нам школа или университет, но и духовное обучение. Духовное образование основывается на принципах и нравственных убеждениях, которые записаны в Библии
Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 289 человек из 60 регионов
- Сейчас обучается 34 человека из 21 региона
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
М.Е.Салтыков-Щедрин
«Сказки» -
-
3 слайд
История создания
Первые три сказки («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Пропала совесть» и «Дикий помещик») М.Е.Салтыков-Щедрин написал еще в 1869 году.
К 1886 году их число увеличилось до тридцати двух. Некоторые замыслы (не менее шести сказок) остались нереализованными. -
4 слайд
Жанровое своеобразие
В жанровом отношении сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина сходны с русской народной сказкой.
Они аллегоричны, в них действуют герои-животные, использованы традиционные сказочные приемы: зачины, пословицы и поговорки, постоянные эпитеты, троекратные повторы.
Вместе с тем Салтыков-Щедрин значительно расширяет круг сказочных персонажей, а также «индивидуализирует» их.
Кроме того, важную роль в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина играет мораль – в этом она близка к жанру басни.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» -
5 слайд
Аллегория – иносказание
Зачин – Ритмически организованная прибаутка, начинающая сказку.(«Жили – были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…»).
Пословицы и поговорки — («бабушка надвое сказала», «не давши слова – крепись, а давши – держись»).
Художественные особенности -
6 слайд
Художественные особенности
Важнейшими художественными особенностями сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина являются ирония, гипербола и гротеск.
Большую роль в сказках играет также прием антитезы и философские рассуждения (например, сказка «Медведь на воеводстве» начинается с предисловия: «Злодейства крупные и серьезные нередко именуются блестящими в качестве таковых заносятся на скрижали Истории. Злодейства же малые и шуточные именуются срамными и не только Историю в заблуждение не водят, но и от современников не получают похвалы»).
«Медведь на воеводстве» -
7 слайд
Ирония – тонкая, скрытая насмешка (например, в сказке «Премудрый пискарь»: «какая сласть щуке глотать хворого, умирающего пискаря, да к тому же еще премудрого?»)
Гипербола – преувеличение (например, в сказке «Дикий помещик»: «Думает каких он коров разведет, что ни кожи ни мяса, а все одно молоко, все молоко!»)
Гротеск — тип художественной образности,основанный на фантастике, смехе, причудливом сочетании и контрасте фантастического и реального, прекрасного и безобразного, трагического и комического, правдоподобия и карикатуры. (например, в сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»: «Мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить»)
Антитеза – противопоставление, противоположность (многие из них построены на взаимоотношениях героев-антагонистов: мужик – генерал, заяц – волк, карась – щука)
Эпитет — образное, художественное определение , например, «сердце золотое», «тело белое»). -
8 слайд
Эзопов язык — вынужденное иносказание, художественная речь, насыщенная недомолвками и ироническими насмешками.
Эзопова речь — своеобразная форма сатирической речи. Это целая система обманных сатирических приемов, призванных выразить художественно-публицистическую мысль не прямо, а иносказательно.
Эзо́п — легендарный древнегреческий поэт-баснописец. Предположительно жил около 600 г. до н.э. -
9 слайд
Основные темы
Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина объединяет не только жанр, но и общие темы.
Тема власти («Дикий помещик», «Медведь на воеводстве», «Орел-меценат» и др.)
Тема интеллигенции («Премудрый пискарь», «Самоотверженный заяц» и др.)
Тема народа-труженика («Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил», «Дурак» , «Коняга»)
Тема общечеловеческих пороков («Христова ночь»)Орел-меценат
-
10 слайд
Проблематика
Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина отражают то «особенное патологическое состояние», в котором находилось русское общество в 80-е годы XIX века.
Однако в них затрагиваются не только социальные проблемы (взаимоотношение народа и правящих кругов, феномен русского либерализма, реформа просвещения), но и общечеловеческие (добро и зло, свобода и долг, правда и ложь, трусость и героизм).
«Премудрый пискарь» -
-
12 слайд
Топтыгин I
“Всему на свете предпочитал блеск кровопролитиев…,
но… что больше старается, то у него глупее выходит” -
13 слайд
Топтыгин II
“Блестящие злодейства могут иметь последствия не менее плачевные, как и злодейства срамные” -
14 слайд
Топтыгин III
“Чтобы исстари заведённый порядок от повреждений оберегать и ограждать” -
15 слайд
Лев
Александр III
1-й советник ПобедоносцевОсёл
Топтыгин I
Топтыгин II
граф Д.А.Толстойминистр внутренних дел Игнатьев
Топтыгин III
либералы -
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
29 слайд
Заключение
К жанру литературной сказки в XIX веке обращались многие писатели: Л.Н.Толстой, В.М.Пришвин, В.Г.Короленко, Д.Н.Мамин-Сибиряк.
Главная особенность сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина заключается в том, что фольклорный жанр в них используется для создания «эзоповского» повествования о жизни русского общества в 1880-е годы.
Отсюда их основная
Тематика (власть, интеллигенция, народ)
Проблематика (взаимоотношение народа и правящих кругов, феномен русского либерализма, реформа просвещения).
Заимствуя из русских народных сказок образы (прежде всего животных) и приемы (зачины, пословицы и поговорки, постоянные эпитеты, троекратные повторы), М.Е.Салтыков-Щедрин развивает заложенное в них сатирическое содержание. При этом ирония, гипербола, гротеск, а также другие художественные приемы служат писателю для обличения не только социальных, но и общечеловеческих пороков.
Именно поэтому сказки М.Е.Салтыков-Щедрин уже много десятилетий пользуются популярностью у российского читателя.
Краткое описание документа:
Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина объединяет не только жанр, но и общие темы.
Тема власти («Дикий помещик», «Медведь на воеводстве», «Орел-меценат» и др.)
Тема интеллигенции («Премудрый пискарь», «Самоотверженный заяц» и др.)
Тема народа-труженика («Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил», «Дурак» , «Коняга»)
Тема общечеловеческих пороков («Христова ночь»)
Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина отражают то «особенное патологическое состояние», в котором находилось русское общество в 80-е годы XIX века.
Однако в них затрагиваются не только социальные проблемы (взаимоотношение народа и правящих кругов, феномен русского либерализма, реформа просвещения), но и общечеловеческие (добро и зло, свобода и долг, правда и ложь, трусость и героизм).
К жанру литературной сказки в XIX веке обращались многие писатели: Л.Н.Толстой, В.М.Пришвин, В.Г.Короленко, Д.Н.Мамин-Сибиряк.
Главная особенность сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина заключается в том, что фольклорный жанр в них используется для создания «эзоповского» повествования о жизни русского общества в 1880-е годы.
Отсюда их основная
Тематика (власть, интеллигенция, народ)
Проблематика (взаимоотношение народа и правящих кругов, феномен русского либерализма, реформа просвещения).
Заимствуя из русских народных сказок образы (прежде всего животных) и приемы (зачины, пословицы и поговорки, постоянные эпитеты, троекратные повторы), М.Е.Салтыков-Щедрин развивает заложенное в них сатирическое содержание. При этом ирония, гипербола, гротеск, а также другие художественные приемы служат писателю для обличения не только социальных, но и общечеловеческих пороков.
Именно поэтому сказки М.Е.Салтыков-Щедрин уже много десятилетий пользуются популярностью у российского читателя.
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 054 704 материала в базе
-
Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Материал подходит для УМК
Другие материалы
- 28.05.2018
- 5366
- 300
- 28.05.2018
- 5615
- 158
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация и предоставление туристских услуг»
-
Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: организация реабилитационной работы в социальной сфере»
-
Курс повышения квалификации «Управление финансами: как уйти от банкротства»
-
Курс повышения квалификации «Маркетинг в организации как средство привлечения новых клиентов»
-
Курс повышения квалификации «Финансы: управление структурой капитала»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»
-
Курс повышения квалификации «Актуальные вопросы банковской деятельности»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация системы менеджмента транспортных услуг в туризме»
Серия сказок Салтыкова-Щедрина создавалась на протяжении 18 лет и состоит из 32 произведений. Как итог его творчества, сказки наполнены особой сатирой, противостоящей общественному злу. В них переплелись комедия и трагедия, фантастика и реальность, проявляется удивительное владение языком иносказания.
Первые сказки Салтыкова-Щедрина были опубликованы в 1869 году в журнале «Отечественные записки». Остальные печатались в промежутке с 1880 по 1886 год в различных изданиях. Некоторые сказки не были опубликованы при жизни Михаила Евграфовича из-за жесткой цензуры и распространялись нелегально как в России, так и за рубежом. Также одна из сказок, «Богатырь», была опубликована только в 1922 году, так как затерялась в архивах. Из-за цензурных притеснений Салтыков-Щедрин не смог опубликовать полный цикл сказок. Поэтому осенью 1886 года был напечатан сборник, который содержал лишь 23 сказки. Через год вышел дополненный сборник, в который писатель добавил еще одно произведение – «Рождественская сказка».
Салтыков-Щедрин обратился к сказкам по многим причинам. Непростая политическая обстановка в России не позволяла раскрыть все противоречия общества и прямо критиковать существующие порядки. Также сказочный жанр был близок для писателя-сатирика. Фантастика, сильное преувеличение, ироничность привычны для сказок и очень характерны для Салтыкова-Щедрина. Он яростно высмеивает в своих сказках рабскую психологию. Показывает такие черты русского народа, как долготерпение и наплевательство, пытается найти истоки этих бед и определить их пределы, видя именно в них главную трагедию времени.
Сатирик в своих сказках использует русский фольклор, благодаря которому диалоги героев очень красочны, и вырисовывается определенный социальный тип персонажа. Произведения Щедрина объединены не только жанром, но и общими темами, которые связывают сказки и придают всему циклу единство.
По идейному содержанию щедринские сказки можно разделить на четыре темы:
- сатира на правительство и эксплуататорские классы;
- показ поведения обывательски предрасположенной интеллигенции;
- отображение жизни простого народа в России;
- обличение морали собственников и пропаганда новых идеалов и нравственности.
Строгое разграничение тематики сказок писателя провести невозможно, да и не требуется. Одна и та же сказка может затрагивать сразу несколько тем. В большинстве сказок Михаил Евграфович затрагивает жизнь простого народа, ставя её в противовес элитным слоям общества.
Дата публикации: 02 августа 2022 в 13:23
М.Е.Салтыков-Щедрин.
«Сказки для детей изрядного возраста»
Тургенев
сказал о произведениях Салтыкова-Щедрина:
«Щедрин как бы преувеличивает истину
посредством увеличительного стекла,
но никогда не искажает ее суть».
Действительно, фантастическое в сатире
Салтыкова-Щедрина в преувеличенном
виде отражает закономерности самой
реальности: аллегорические, гротесковые
образы в «Сказках», «Истории одного
города» подчеркивают парадоксальность,
алогичность происходящего, совмещение
трагического и комического, вызывая
одновременно смех и ужас.
Основа
комического в литературе – несоответствие
идеала и реальности, желаемого и
действительного;
в «Сказках для детей изрядного возраста»
Салтыков-Щедрин показывает, насколько
духовно скудной и порочной оказывается
человеческая жизнь, утратившая высшее
предназначение. Используя такие приемы
создания комического эффекта, как
аллегорию
(иносказание), гиперболу
(преувеличение) и гротеск
(сильное преувеличение, выводящее
изображаемое в сферу фантастики),
писатель поднимает не только
конкретно-исторические проблемы
последних двух десятилетий девятнадцатого
века, но и общечеловеческие, вневременные
– проблемы нравственного выбора, смысла
жизни, предназначения человека.
«Премудрый пискарь»
В сказке «Премудрый
пискарь» в аллегорических образах
пескаря и щуки отражаются трусливый,
соглашательский характер русского
либерализма конца 19 века и самодержавие,
не способное изменить свою «хищную»
природу. Скрываясь всю жизнь от щук,
пескарь, по сути, позволял им тем самым
делать всё, что они хотят. «Вот кабы все
так жили – то-то в реке тихо было!» —
хвалят пескаря щуки.
Центральной в сказке
становится проблема смысла жизни:
оправданна ли жизнь, единственная цель
которой – дума о себе? Страх, появившийся
еще до рождения пескаря, был передан
ему в рассказах отца, однако если
пескарь-отец все же «помаленьку да
полегоньку» жил, то существование
«премудрого пискаря» уже трудно назвать
жизнью – это скорее страх, растянутый
более чем на сто лет. Цель жизни пескаря
– «надо так прожить, чтоб никто не
заметил», а потому первое, что он делает,
— придумывает особую нору, «чтоб ему
забраться в нее было можно, а никому
другому – не влезть». Образ норы
становится символическим, отражая
абсолютную замкнутость, бегство от мира
и безотчетный страх перед ним.
Итог бесцветной,
бессмысленной жизни «премудрого пискаря»
— пустота и полное одиночество. Все
содержание его блёклого существования
уместилось в одни только отрицательные
частицы: «не женился, детей не имел»,
«ни друзей у него, ни родных», «не ест,
не пьет, никого не видит, ни с кем
хлеба-соли не водит». Единственный
глагол, не имеющий отрицательной частицы,
— «дрожал»: «Он жил и дрожал — только и
всего». Незадолго до смерти внезапно
пробуждается в пескаре горькое осознание
бессмысленности прожитой жизни: словно
кто-то невидимый напомнил ему о
существовании вечных ценностей, о
которых пескарь в своем дрожании забыл,
— и ему оказалось нечем оправдаться.
«Карась-идеалист»
Удивительно
современно звучит сказка «Карась-идеалист»,
в которой высмеиваются благодушные
мечты, никак не связанные с жизнью,
абсолютно далекие от реальности. Казалось
бы, всё, о чем говорит карась, — истины
вечные и прекрасные: «не верю, чтобы
борьба и свара были нормальным законом,
верю в бескровное преуспеяние, верю в
гармонию», «надобно, чтобы рыбы любили
друг друга, чтобы каждая за всех, а все
за каждую», «справедливость восторжествует:
сильные не будут теснить слабых, богатые
– бедных». Однако эти истины словно
живут отдельно от реальной жизни, которую
карась совершенно не знает: произнося
высокие слова, воодушевляясь от самого
процесса их произнесения, карась,
например, ничего не слышал о главной
рыбьей опасности – «ухе». Сам карась,
ратующий за «гармонию» и «справедливость»,
полагает тем не менее, что эти вечные
ценности не для всех, на ракушек, например,
они не распространяются, а потому их
можно поедать на том лишь основании,
что каждому свое: «ракушки – ракушки,
а караси – караси».
Попытавшись одними
лишь словами о «добродетели» изменить
хищную природу щуки, карась был ею же
незаметно съеден – причем щука и не
поняла, как это произошло. В чем смысл
этой сказки? Мир, конечно, далек от
совершенства и справедливости, однако
одними лишь прекрасными мечтами и
высокими словами о «добродетели» его
не изменить. Часто на Руси рутинной,
негромкой, но постоянной работе
противопоставляли высокие слова и
громкие подвиги, однако мечтатели либо
объявлялись сумасшедшими, либо погибали,
оставляя звонкие легенды, а жизнь все
так и оставалась необустроенной и
неуютной.
«Повесть о том, как
один мужик двух генералов прокормил
Социальные и
нравственные проблемы поднимает писатель
и в сказке «Повесть о том, как один мужик
двух генералов прокормил». События
сказки становятся своеобразной моделью
социальных отношений в России: мужик –
основа того мира, в котором живут
многочисленные генералы, полагая, что
именно они – хозяева жизни.
Комическое в этой
сказке основано на абсолютном
несоответствии того, какими видят себя
генералы и какими они в действительности
являются. Бессмысленность – знак жизни
щедринских генералов: они всю жизнь
служили в какой-то регистратуре и,
следовательно, как добавляет писатель,
«ничего не понимали». Не знали они того,
что «человеческая пища в первоначальном
виде летает, плавает и на деревьях
растет», не представляли, «где восток
и где запад». Они абсолютно не способны
осознать даже то, что с ними произошло:
беспокоятся о том, кому теперь на
необитаемом острове нужны будут их
доклады да кто за них пенсию получать
станет.
Если генералы
единственным своим долгом считают
повелевать, то «громаднейший мужичина»
— подчиняться. Для него естественно,
что «строгие генералы» полностью им
распоряжаются и разве только от сытости
вспоминают, что можно и «тунеядцу» дать
частичку наготовленной им же самим
провизии. Как само собой разумеющееся
воспринимает он и веревку, им сплетенную,
которой генералы привязывают его к
дереву, чтоб «не убёг». Все свои труды
мужичина считает святейшей обязанностью
да еще и благодарен генералам, что «они
его, тунеядца, жаловали и мужицким его
трудом не гнушалися!» Духовный сон,
непробужденность сознания высвечивает
Щедрин в своем «мужичине» — мастере на
все руки. Талантливость и многотерпеливость
русского «мужичины» вызывают у писателя
и грусть, и протест, ведь именно эта
безропотная готовность быть рабом и
поддерживает в многочисленных российских
«генералах» желание быть господином.
«Дикий помещик»
Сказка Щедрина
«Дикий помещик» показывает саму суть
взаимоотношений между двумя основными
социальными группами России 19 века –
между крестьянами и помещиками. Писатель
развенчивает уверенность высших слоев
общества в том, что именно от них зависит
движение жизни. Без мужика оказываются
невоплотимыми не только грандиозные
проекты помещика (выписать машины из
Англии, развести сады), но даже малейшие
его жизненные потребности. Без мужика
и сама жизнь «глупого помещика», и даже
его облик уродливо изменяются: сначала
помещик «тело имел мягкое, белое,
рассыпчатое», потом постепенно перестал
умываться, питался только пряниками, а
затем и вовсе одичал.
Однако, как показывает
в этой сказке Щедрин, человеческую
природу уродует не только привычка
повелевать, но и готовность покоряться.
Без мужиков замирает жизнь не только
во владениях помещика, но в городе, а
потом и в государстве: «на базаре ни
куска мяса, ни фунта хлеба купить нельзя»,
некому платить подати, беднеет казна.
Но крестьяне не в состоянии осмыслить
свою значимость. По мнению мужиков, чем
строже помещик, чем разорительнее с них
взыскивает, тем он разумнее: «Видят
мужики: хоть и глупый у них помещик, а
разум ему дан большой. Сократил он их
так, что некуда носа высунуть». Именно
эта неосознанность крестьянами своей
значимости позволила Щедрину уподобить
их рою пчёл: «В это время через губернский
город летел отроившийся рой мужиков и
осыпал всю базарную площадь».
Комическое и
трагическое в сказках Салтыкова-Щедрина
оказываются нераздельными: высмеивая
пороки российской жизни и человеческой
натуры, писатель с горечью отмечает
необустроенность и нелепость жизни, ее
несовместимость с нравственным и
социальным идеалом.
3
Соседние файлы в папке 5
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #