В рассказе Ивана Бунина “Чистый понедельник” описывается странная история любви. Он – молодой, горячий и “неприлично красивый”. Она – закрытая книга, молчаливая и непозволительно притягательная. Они – пара, которая как будто вместе, но как будто врозь.
Влюбленные проводят время вместе, посещают рестораны и концерты, вдоволь наслаждаясь жизнью. Кажется, любовь налицо, и можно думать о светлом будущем.
Но оказывается, рассказчик совершенно не знает свою возлюбленную. Он даже не догадывается, какие чувства бушуют в ее душе.
А девушка обратила свою душу к Богу. Рассказчик с удивлением узнает, что она посещала Новодевичий монастырь и бывала на раскольничьем кладбище.
Расставание было неизбежным. Девушка покидает рассказчика и посвящает себя служению Богу.
Бунин показал, насколько странной и болезненной может быть любовь. Кажется, возлюбленная ничего не таит в своей душе. Но потом оказывается, что любви-то, может, и не было вовсе.
Любовь в “Чистом понедельнике” – это только видимость счастья, выдумка рассказчика. Он понял, что на самом деле никогда по-настоящему не знал свою возлюбленную.
Пример сочинения 1
«Чистый понедельник» входит в цикл рассказов «Темные аллеи» И. А. Бунина. В этом произведении мы знакомимся с парой возлюбленных. Свои отношения рассказчик находит весьма странными и необычными, но это не останавливает его, ведь он без памяти влюблен в свою избранницу.
Она – воплощение женственности и изящества, постоянно вводит главного героя в заблуждение. Он никак не поймет, почему его спутница пресекает все разговоры об их будущем, почему так странно реагирует на его подарки, не допускает настоящей с ним близости? Рассказчик порой сомневается в ее чувствах, но никогда – в своих. Наверное, именно поэтому они так долго вместе.
Героиня слишком набожна, хоть это и не сразу становится известно. Она часто ходит в кремлевские соборы, иногда даже на кладбища. Ее очень привлекает эта возвышенность, умиротворенность, присущая таким местам. Несмотря на то, что молодой человек находится с ней в отношениях достаточно долго, он до сих пор не может понять свою избранницу, она для него – закрытая книга. Однажды девушка говорит о том, что хочет уйти в какой-нибудь глухой монастырь, что заставляет рассказчика волноваться. Он так влюблен в нее, что в его голове проносится мысль: если подобное случится, он сам уйдет в монастырь или же кого-нибудь зарежет. Однако герой вскоре успокаивается.
В ночь на Чистый понедельник пара по-настоящему сближается. Это говорит нам о том, что героиня все же испытывает сильные чувства к своему избраннику, ведь иначе она бы не стала этого делать.
После того, как девушка уезжает в монастырь и просит не искать ее, рассказчик еще очень долго не может прийти в себя, что лишний раз убеждает нас в неподдельности его чувств.
В рассказах цикла «Темные аллеи» мы не встретим любовь, перерастающую в состояние абсолютного счастья. В этом произведении Бунин также показывает нам двух влюбленных, которым не суждено быть вместе. Чистый понедельник – день, ставший переломным в судьбе героев. Это день, когда человек должен освободиться от всего дурного, поэтому героиня решает начать новую жизнь именно с этой даты. Любовь, по мнению автора, не только счастье и наслаждение, но еще и мука, некое испытание. Этот рассказ как никакой другой передает смысл и главную идею всего цикла.
Пример сочинения 2
Бунин многогранно раскрывает тему отношений между влюбленными в собственных рассказах. В Чистом понедельнике автор описывает молодую и красивую пару. Таких людей периодически возможно увидеть, как говорится, в свете. Они привлекают взгляды, заставляют восхищаться, но не многие понимают какие на самом деле между ними отношения. Бунин раскрывает эти отношения, он как бы приподнимает завесу и там оказывается весьма удивительная структура.
С одной стороны кавалер, который оказывается довольно-таки примитивным. С другой стороны девушка, которая оказывается весьма глубокой личностью, которая скрывается за простой и привлекательной «оберткой».
Начнем по порядку, рассказ ведется от лица мужчины, который ухаживает за девушкой, полностью поглощен собственной страстью, хочет близости, но взаимность получает только частично. Он описывает характер девушки, исходя из обожания, но зачастую видит в ней странные противоречия. С одной стороны она безразлична, с другой – имеет типично московский вкус ко вкусным блюдам и развлечениям. Высказывания девушки о том чтобы уйти в монастырь или сделать нечто подобное он не воспринимает особенно всерьез. По сути, перед нами просто мужчина, который добивается девушки, он действительно ей восхищен и, возможно, его чувство глубоко, но все-таки его ум немного затуманен.
Она не так проста, как кажется. Как бы сейчас сказали, она является типичной «тусовщицей», но при этом не пренебрегает образованием и духовными ценностями. Искренне интересуется историей собственной страны, духовными темами и этот интерес не является надуманным, хотя и выглядит странным для молодой девушки. На самом деле она даже глубже любит своего избранника, он действительно является для нее «первым и последним» и такое отношение удивительно для молодой девушки, которая может легко наслаждаться всеми удовольствиями этого мира.
Бунин делает две кульминации в рассказе; сначала – полная близость между героями и то как он идет после молиться в церковь. Потом вторая кульминация, когда они встречаются в самом завершении рассказа в потемках и девушка узнает его, не видя – такова подлинная близость между героями, намного более высокая, чем физическая.
Этим самым автор подчеркивает ценность духовной связи, описывает искренность и истинность чувства между героями. Ведь если бы он просто добился своего и они бы зажили ценностями простого мещанского счастья, то такой встречи между ними никогда бы не было. Героиня выбирает духовный путь, они расстаются. Тем не менее, в действительности любовь между героями тем самым только возрастает и становится чем-то небесным.
Пример сочинения 3
Тема любви в прозе И. А. Бунина (по рассказу «Чистый понедельник»)»
Иван Алексеевич Бунин — величайший писатель рубежа XIX-XX вв. Он вступил в литературу поэтом, создал замечательные стихотворные произведения. 1895 г. …Опубликован первый рассказ «На край света». Поощряемый похвалами критиков, Бунин начинает заниматься литературным творчеством. Иван Алексеевич Бунин — лауреат самых различных премий, в том числе и лауреат Нобелевской премии по литературе 1933 г.
В 1944 г. писатель создает один из замечательнейших рассказов о любви, о самом прекрасном, значительном и высоком, что есть на Земле, — рассказ «Чистый понедельник». Об этом своем рассказе Бунин говорил так: «Благодарю Бога, что Он дал мне написать, Чистый понедельник»».
В рассказе «Чистый понедельник» особенно ярко проявились психологизм бунинской прозы и особенности «внешней изобразительности».
«Темнел московский серый зимний день, холодно зажигался газ в фонарях, тепло освещались витрины магазинов — и разгоралась вечерняя, освобождающаяся от дневных дел московская жизнь, гуще и бодрей неслись извозчичьи санки, тяжелей гремели переполненные, ныряющие трамваи, — в сумраке уже видно было, как с шипением сыпались с проводов зеленые звезды — оживленнее спешили по снежным тротуарам мутно чернеющие прохожие…» — именно такими словами автор начинает свое повествование, перенося читателя в старую Москву начала XX века. Писатель с величайшей подробностью, не упуская из вида ни малейшей детали, воспроизводит все приметы этой эпохи. И уже с первых строк рассказу придает особое звучание постоянное упоминание о деталях глубокой древности: о древних московских храмах, монастырях, иконах (храм Христа Спасителя, Иверская церковь, Марфо-Мариинская обитель, икона Богородицы Троеручницы), об именах выдающихся личностей. Но рядом с этой древностью, вечностью мы замечаем приметы более позднего быта: известные и доступные наиболее состоятельным слоям граждан рестораны «Прага», «Эрмитаж», «Метрополь», «Яр»; книги современных авторов; «Мотла» Эртеля и Чехова… Судя по тому, как разворачивается действие в рассказе, мы можем судить о том, что прошлое для героев — предельно понятно, настоящее — смутно, будущее же абсолютно неясно.
В рассказе два героя: он и она, мужчина и женщина. Мужчина, по словам писателя, здоров, богат, молод и красив почему-то южной, горячей красотой, был даже «неприлично красив». Но самое главное — герой влюблен, влюблен настолько, что готов исполнять любые прихоти героини, лишь бы не потерять ее. Но, к сожалению, он не может и не пытается понять, что творится в душе его возлюбленной: он «старался и не думать, не додумывать». Женщина же изображается таинственной, загадочной. Она загадочна, как загадочна вообще душа русской женщины с ее одухотворенностью, преданностью, самоотверженностью, самоотречением… Сам герой признается: «Она была загадочна, странна для меня». Вся ее жизнь соткана из необъяснимых противоречий, метаний. «Похоже было на то, что ей ничего не нужно: ни цветы, ни книги, ни обеды, ни театры, ни ужины за городом», — повествует рассказчик, но тут же добавляет: «Хотя все-таки цветы были у нее любимые и нелюбимые, все книги… она всегда прочитывала, шоколада съедала за день целую коробку, за обедами и ужинами ела не меньше меня…» Выезжая куда-либо, она чаще всего не знала, куда отправится потом, чем займется, словом, не знает, с кем, как и где проведет время.Писатель довольно полно повествует нам о ее происхождении, о ее нынешних занятиях. Но в описании быта героини Бунин очень часто использует неопределенные наречия (над ее диваном «зачем-то висел портрет босого Толстого»).
Все поступки женщины стихийны, иррациональны и одновременно как будто спланированы. В ночь на Чистый понедельник она отдается герою, зная, что на утро уйдет в монастырь, но окончателен ли этот уход, также неясно. На протяжении всего рассказа автор показывает, что героиня не чувствует себя комфортно нигде, она не верит в существование простого земного счастья. «Счастье наше, дружок, как вода в бредне: тянешь — надулось, а вытащишь — ничего нету», — цитирует она Платона Каратаева.
Душевные порывы героев «Чистого понедельника» зачастую не поддаются логическому объяснению. Создается впечатление будто и мужчина, и женщина не властны над собой, не способны контролировать свои чувства.
В центре повествования — события в Прощеное воскресенье и Чистый понедельник. Прощеное воскресенье — религиозный праздник, почитаемый всеми верующими людьми. Они просят друг у друга прощения и прощают близких своих. Для героини это совершенно особый день, не только день прощения, но и день прощания с мирской жизнью. Чистый понедельник — первый день поста, в который человек очищается от всякой скверны, когда веселье масленицы сменяется самосозерцанием. Этот день становится переломным в жизни героя. Пройдя через страдания, связанные с потерей любимой, герой испытывает на себе влияние окружающих сил и осознает все то, чего не замечал раньше, будучи ослепленным любовью к героине. Через два года мужчина, вспоминая события давно ушедших дней, повторит маршрут их давней совместной поездки, и ему «почему-то» очень захочется зайти в церковь Марфо-Мариинской обители. Какие неведомые силы влекут его навстречу возлюбленной? Стремится ли он к тому духовному миру, в который уходит она? Мы не знаем этого, автор не приоткрывает для нас завесу тайны. Он лишь показывает нам смирение в душе героя, их последняя встреча завершается его смиренным уходом, а не пробуждением в нем прежних страстей.
Будущее героев неясно. Помимо всего писатель нигде даже прямо не указывает, что встреченная мужчиной монахиня — его бывшая возлюбленная. Лишь одна деталь — темные глаза — напоминают облик героини. Примечательно, что героиня уходит в Марфо-Мариинскую обитель. Эта обитель — не монастырь, а церковь Покрова Богоматери на Ордынке, при которой была община светских дам, заботившихся о живших при церкви сиротах и о раненных в первую мировую войну. И это служение в храме Покрова Богоматери, может быть, является для героини «Чистого понедельника» духовным прозрением, ведь именно Непорочное Сердце Богородицы предостерегало мир от войны, смертей, крови, сиротства…
Но в описании быта героини Бунин очень часто использует неопределенные наречия (над ее диваном «зачем-то висел портрет босого Толстого»).
Все поступки женщины стихийны, иррациональны и одновременно как будто спланированы. В ночь на Чистый понедельник она отдается герою, зная, что на утро уйдет в монастырь, но окончателен ли этот уход, также неясно. На протяжении всего рассказа автор показывает, что героиня не чувствует себя комфортно нигде, она не верит в существование простого земного счастья. «Счастье наше, дружок, как вода в бредне: тянешь — надулось, а вытащишь — ничего нету», — цитирует она Платона Каратаева.
Душевные порывы героев «Чистого понедельника» зачастую не поддаются логическому объяснению. Создается впечатление будто и мужчина, и женщина не властны над собой, не способны контролировать свои чувства.
В центре повествования — события в Прощеное воскресенье и Чистый понедельник. Прощеное воскресенье — религиозный праздник, почитаемый всеми верующими людьми. Они просят друг у друга прощения и прощают близких своих. Для героини это совершенно особый день, не только день прощения, но и день прощания с мирской жизнью. Чистый понедельник — первый день поста, в который человек очищается от всякой скверны, когда веселье масленицы сменяется самосозерцанием. Этот день становится переломным в жизни героя. Пройдя через страдания, связанные с потерей любимой, герой испытывает на себе влияние окружающих сил и осознает все то, чего не замечал раньше, будучи ослепленным любовью к героине. Через два года мужчина, вспоминая события давно ушедших дней, повторит маршрут их давней совместной поездки, и ему «почему-то» очень захочется зайти в церковь Марфо-Мариинской обители. Какие неведомые силы влекут его навстречу возлюбленной? Стремится ли он к тому духовному миру, в который уходит она? Мы не знаем этого, автор не приоткрывает для нас завесу тайны. Он лишь показывает нам смирение в душе героя, их последняя встреча завершается его смиренным уходом, а не пробуждением в нем прежних страстей.
Будущее героев неясно. Помимо всего писатель нигде даже прямо не указывает, что встреченная мужчиной монахиня — его бывшая возлюбленная. Лишь одна деталь — темные глаза — напоминают облик героини. Примечательно, что героиня уходит в Марфо-Мариинскую обитель. Эта обитель — не монастырь, а церковь Покрова Богоматери на Ордынке, при которой была община светских дам, заботившихся о живших при церкви сиротах и о раненных в первую мировую войну. И это служение в храме Покрова Богоматери, может быть, является для героини «Чистого понедельника» духовным прозрением, ведь именно Непорочное Сердце Богородицы предостерегало мир от войны, смертей, крови, сиротства…
- Сочинения
- По литературе
- Бунин
- Тема любви в рассказе Чистый понедельник
Освещая тему любви в своих рассказах, Бунин И. А. раскрывает всю глубину своего таланта, умение психологически точно показать состояние души героя в самый напряженный момент жизни. Без любви нет жизни. В то же время писатель считал любовь трагедией, духовным помешательством и высшим наслаждением. Интимные подробности в произведениях писателя делают их реалистичными, притягательными и неповторимыми для читателей. Рассказ «Чистый понедельник» вошел в сборник «Темные аллеи», который был написан в эмиграции и полностью посвящен любви.
Он и Она — главные герои рассказа «Чистый понедельник». Писатель не дал им имен, посчитав это лишним. Они молодые, полные сил мужчина и женщина. Вместе проводят время. Это может быть немногословные беседы дома или чаще выезды в рестораны и театры. Их красота привлекала внимание. По темпераменту они были совершенно разными. Он — горячий, подвижный, веселый. Она — молчалива, задумчива. Как будто всматривалась в мир и все не могла найти себе места. Читала книги, ходила на курсы и в театр, но не трогало ничего ее душу. Неожиданным открытием для него стало ее посещение кладбищ, церквей и соборов, знание древней литературы. Квартира ее находилась напротив храма Спасителя. Читая наизусть отрывки из произведений, или рассказывая о посещение кладбищ, она становилась разговорчивой и одухотворенной. Как будто лампадка в глазах светилась.
Их отношения заставляют его сомневаться, а есть ли у них любовь. Это мучит его, он старается не замечать ее странности. Однажды она прямо сказала ему, что собирается уйти в монастырь. Ему хочется ясности в их отношениях, но она всегда чувствует грань дозволенного, заставляя его страдать еще больше. Его все время влечет к ней, но она не собирается за него замуж. Она готовит себя для другой жизни, здесь, с ним, она ненадолго и как будто случайно.
В «прощеное воскресенье» она простила всех и сама попросила прощенье. В чистый понедельник разрешила ему остаться на ночь и постигла земную радость женщины. На следующий день она уехала, навсегда. Она сделала свой выбор. Выбрала любовь к богу.
«Странная любовь» думал он об их отношениях. Зная, чем закончится их любовь, он не променял бы ни одной минуты с ней, на что — то другое. Любовь это стихия, она меняет человека, придает ему смысл жизни, заставляет жить воспоминаниями. Она помогает взлететь или упасть в бездну. Любовь это жизнь.
Он простил ее, но понять не смог.
Вариант 2
Бунин многогранно раскрывает тему отношений между влюбленными в собственных рассказах. В Чистом понедельнике автор описывает молодую и красивую пару. Таких людей периодически возможно увидеть, как говорится, в свете. Они привлекают взгляды, заставляют восхищаться, но не многие понимают какие на самом деле между ними отношения. Бунин раскрывает эти отношения, он как бы приподнимает завесу и там оказывается весьма удивительная структура.
С одной стороны кавалер, который оказывается довольно-таки примитивным. С другой стороны девушка, которая оказывается весьма глубокой личностью, которая скрывается за простой и привлекательной «оберткой».
Начнем по порядку, рассказ ведется от лица мужчины, который ухаживает за девушкой, полностью поглощен собственной страстью, хочет близости, но взаимность получает только частично. Он описывает характер девушки, исходя из обожания, но зачастую видит в ней странные противоречия. С одной стороны она безразлична, с другой – имеет типично московский вкус ко вкусным блюдам и развлечениям. Высказывания девушки о том чтобы уйти в монастырь или сделать нечто подобное он не воспринимает особенно всерьез. По сути, перед нами просто мужчина, который добивается девушки, он действительно ей восхищен и, возможно, его чувство глубоко, но все-таки его ум немного затуманен.
Она не так проста, как кажется. Как бы сейчас сказали, она является типичной «тусовщицей», но при этом не пренебрегает образованием и духовными ценностями. Искренне интересуется историей собственной страны, духовными темами и этот интерес не является надуманным, хотя и выглядит странным для молодой девушки. На самом деле она даже глубже любит своего избранника, он действительно является для нее «первым и последним» и такое отношение удивительно для молодой девушки, которая может легко наслаждаться всеми удовольствиями этого мира.
Бунин делает две кульминации в рассказе; сначала – полная близость между героями и то как он идет после молиться в церковь. Потом вторая кульминация, когда они встречаются в самом завершении рассказа в потемках и девушка узнает его, не видя – такова подлинная близость между героями, намного более высокая, чем физическая.
Этим самым автор подчеркивает ценность духовной связи, описывает искренность и истинность чувства между героями. Ведь если бы он просто добился своего и они бы зажили ценностями простого мещанского счастья, то такой встречи между ними никогда бы не было. Героиня выбирает духовный путь, они расстаются. Тем не менее, в действительности любовь между героями тем самым только возрастает и становится чем-то небесным.
Проблема нравственного выбора человека в рассказе И.Бунина “Чистый понедельник”
Сочинения › Бунин И.А.
Готовые Домашние Задания
Рассказ “Чистый понедельник” удивительно прекрасен и одновременно трагичен. Встреча двух людей приводит к возникновению прекрасного чувства—любви. Но ведь любовь — это не только радость, это огромное мучение, на фоне которого кажутся незаметными многие проблемы и неприятности.
В рассказе было описано, как именно встретились мужчина и женщина. Но начинается повествование с того момента, на который их отношения уже продолжались достаточно давно.
Бунин обращает внимание на мельчайшие подробности, на то, как “темнел московский серый зимний день”, или на то, куда ездили обедать влюбленные — “в “Прагу”, в “Эрмитаж”, в “Метрополь”.
Трагедия расставания предчувствуется уже в самом начале рассказа Главный герой не знает, к чему приведут их отношения.
Совет
Об этом он предпочитает просто не задумываться: “Чем это должно кончиться, я не знал и старался не думать, не додумывать: было бесполезно — так же, как и говорить с ней об этом: она раз навсегда отвела разговоры о нашем будущем”. Почему героиня отвергает разговоры о будущем?
Она не заинтересована в продолжении отношений любимым человеком? Или же она уже имеет какое-то представление относительно своего будущего? Судя по тому, как описывает Бунин главную героиню, она предстает совершенно особой женщиной, не похожей на многих вокруг. Она учится на курсах, не сознавая, впрочем, зачем ей нужна учеба. На вопрос, зачем она учится, девушка отвечала: “А зачем все делается на свете? Разве мы понимаем что-нибудь в наших поступках?”.
Девушка любит окружать себя красивыми вещами, она образованна, утонченна, умна. Но вместе с тем она кажется какой-то удивительно отстраненной от всего, что окружало ее: “Похоже было на то, что ей ничто не нужно: ни цветы, ни книги, ни обеды, ни театры, ни ужины за городом”.
При этом она умеет наслаждаться жизнью, получает удовольствие от чтения, от вкусной еды, интересных впечатлений. Казалось бы, влюбленные имеют все, что необходимо для счастья: “Мы оба были богаты, здоровы, молоды и настолько хороши собой, что в ресторанах, на концертах нас провожали взглядами”.
Сначала может показаться, что в рассказе описана настоящая любовная идиллия. Но на самом деле все было совсем иначе.
Главному герою не случайно приходит в голову мысль о странности их любви. Девушка всячески отрицает возможность брака, она объясняет, что не годится в жены. Девушка не может найти себя, она пребывает в раздумьях.
Ее привлекает роскошная, веселая жизнь. Но одновременно она противится ей, желает найти для себя что-то иное.
В душе девушки возникают противоречивые чувства, которые непонятны многим молодым людям, привыкшим к простому и беззаботному существованию.
Обратите внимание
Девушка посещает церкви, кремлевские соборы. Она тянется к религии, к святости, сама, может быть, не сознавая, отчего ее это привлекает.
Совершенно внезапно, никому ничего не объясняя, она решает покинуть не только своего возлюбленного, но и привычный образ жизни. После отъезда героиня сообщает в письме о своем намерении решиться на постриг. Она никому ничего не желает объяснять.
Расставание с любимой оказалось тяжким испытанием для главного героя. Только спустя долгое время он смог увидеть ее среди вереницы монахинь.
Рассказ назван “Чистый понедельник”, потому что именно в канун этого святого дня произошел между влюбленными первый разговор о религиозности. До этого не думал, не подозревал главный герой о другой стороне натуры девушки. Она казалась вполне довольной привычной жизнью, в которой было место театрам, ресторанам, веселью.
Отказ от светских радостей ради монашеской обители свидетельствует о глубоких внутренних терзаниях, которые происходили в душе молодой женщины. Возможно, именно этим и объясняется то равнодушие, с которым она относилась к привычной жизни. Она не могла найти себе места среди всего, что ее окружало.
И даже любовь не смогла помочь ей в обретении духовной гармонии.
Любовь в рассказе Бунина Чистый понедельник
Рассказ «Чистый понедельник», написанный Иваном Алексеевичем Буниным в 1944 году, входит в цикл «Тёмные аллеи». Этот цикл содержит в себе 38 рассказов, каждый из которых с нового ракурса раскрывает общую тему: любовь. В произведениях этого цикла ни найти одинакового сюжета, однако все они не заканчиваются счастливым браком: любовь героев обречена. Рассказ «Чистый понедельник» не является исключением из этой закономерности.
Автор не раскрывает читателю имён героев, называя их просто: Он и Она. Оба героя молоды, богаты и настолько хороши собой, что ими восхищаются окружающие. Их досуг всегда весьма насыщенный: дорогие рестораны или простые оживлённые забегаловки, театры, светские вечера. Однако отношения их неполноценны: главный герой постоянно чувствует отсутствие близости с возлюбленной. Хотя их и объединяет тёплое чувство, делающее каждую проведённую минуту вместе счастливой, характеры и интересы их сильно разнятся.
Он – лёгкий на подъём, добродушный, болтливый гуляка, в нём нет ни тени той духовной глубины и того спокойствия, которыми обладает она. Они вместе, но героиня так и остаётся загадкой для него. Её поведение ему кажется странным, а в течение отношений он открывает для себя совершенно неожиданные её увлечения: история, русские сказания и летописи, монастыри, соборы и церковные обряды. С каждым днём он любит её всё сильнее, одновременно с этим убеждаясь в том, как мало знает и понимает её.
Она, хотя и предпочитала вести себя сдержанно, явно любила этого молодого человека: принимая холодно от него конфеты и книги, они всегда были съедены и прочитаны. В вечер их последней встречи (в ночь на Чистый понедельник) она решается на близость с ним со словами: «Вот все говорил, что я мало о нем думаю <�…> Нет, я думала…» Она уехала в родной город и постриглась в монахини, это решения она вынашивала долгое время. Главный герой пытается убить своё горе в кабаках и алкоголе, боль со временем ослабевает, но не уходит.
Открытая концовка произведений лишь оставляет читателю ещё больше неразрешённых вопросов. Любовь в этом рассказе преподносится как нечто иррациональное и необъяснимое: он был слеп, не знал её, но чувства были неподдельны и искренны. Сила этого чувства, нелогичного и таинственного, способна вознести человека до небес от счастья, а затем разрушить его жизнь.
Сочинения
Бунин Иван Алексеевич — первый в России писатель, удостоенный Нобелевской премии. Это человек со сложной судьбой, у которого был талант к написанию произведений, в том числе на любовную тематику. Причем Бунина можно с уверенностью назвать писателем ошеломительного таланта, насчет всего, что касалось любви. Он умел очень тонко и точно передать чувства героев и их душевное состояние в период влюбленности. Бунину удавалось затрагивать откровенные темы, раскрывая интимные человеческие переживания, которые мы можем проследить, например, в рассказе Бунина Чистый понедельник. Давайте сделаем анализ этого произведения.
Краткий анализ рассказа
В 11 классе мы изучили произведение Бунина Чистый понедельник, написанное автором в 1944 году. Этот рассказ, как и многие другие, что были написаны в период с 1937 по 1944 годы, вошел в книгу Темные аллеи. Здесь мы также видим мотив воспоминаний, где рассказчик переносит читателя в столицу. Он красивый и молодой, повстречал такую же прекрасную героиню. Автор не дает им имена, но это не мешает нам наслаждаться историей любви, которая красиво началась и быстро завершилась.
Анализируя рассказ Бунина Чистый понедельник, хочется отметить, что при знакомстве с произведением, читатель встречает такие известные личности, как Андрей Белый, который читает лекцию, где герои и знакомятся. Здесь мы видим на очередном капустнике Станиславского и Московина. В рассказе встречается имя известного театрального деятеля Сулержицкого и другие известные люди того времени. Главный герой влюбляется в женщину, и готов ради нее на все. Она же оказалась загадкой. Ее действия были необъяснимы, поступки иррациональным и стихийны. Главная героиня рассказа сразу выделяется среди других представительниц прекрасного пола. Она учится на курсах, не понимая, зачем ей нужна эта учеба. Девушка образована, умна, но очень отстраненная. При этом она умеет жить, получая наслаждение от чтения, еды и развлечений.
Герои любят друг друга, но как отмечает рассказчик, их любовь какая-то странная. Он как бы предчувствует быстрый конец их отношений, ведь девушка не дает им развиваться. Все разговоры о свадьбе героиня прерывает и постоянно говорит, что не предназначена для роли жены. Мы видим, что ей нравится праздная жизнь, но в то же время ей хочется чего-то другого.
И вот, в чистый понедельник, решив отдаться полностью чувствам любви, герои проводят ночь вместе. Это была не только их первая ночь любви, но и последняя. После ночи молодой человек нашел записку, в которой узнает, что его возлюбленная решила уйти в монастырь.
Для него это было ужасным потрясением, он больно переживает разрыв и спивается. Под Новый год ему захотелось пройтись по тем же дорогам, по которым они бродили со своей любимой. Вот так гуляя, он подошел к монастырю. Зайдя в церковь, он случайно увидел свою даму сердца. Увидел и тут же выбежал. Это была их последняя встреча.
Тема любви в рассказе Бунина Чистый понедельник
Прочитав произведение Ивана Бунина Чистый понедельник, мы познакомились с историей загадочной любви. Это чувство было и счастьем, и мукой, и великой тайной, и неразгаданной загадкой. Рассказ познакомил нас с молодыми влюбленными, красивой парой, на которую все обращали внимание. Однако это были разные люди, с разным внутренним миром. Влюбленный герой красиво ухаживал, дарил подарки, водил по клубам и ресторанам и был настолько ослеплен любовью, что не попытался рассмотреть внутренний мир своей героини. Лишь изредка он замечал их странные отношения, даже называя странной их любовь. Между тем, он даже не пытался разобраться в проблеме. Поглощенный обожанием своей возлюбленной, он не рассмотрел сложный многогранный мир избранницы.
Девушка также любила молодого человека, но при этом ее влечет духовный мир. Она долго не могла понять, что для нее важнее, вечное или сиюминутное. Лишь после ночи любви, в чистый понедельник, девушка все для себя решила и ушла молча, не прощаясь. Позже она ответит в письме, что решила постричься в монахини.
Читая Чистый понедельник, понимаешь, что между героями есть какой-то барьер непонимания. Проблема была в том, что в их любви не было глубины. Герой, окружив вниманием возлюбленную, не познал ее внутренний мир и душевные желания. Сама же девушка сумела понять, что светская жизнь мелочна и ничтожна. Вот и предпочла она любовь к Богу, пожертвовав романтическим влечением к мужчине.
Как мы видим, и в этот раз любовь не завершается счастьем двух героев. И здесь нет ни свадьбы, ни созданной семьи. Однако, имеется любовь — таинственная, загадочная, непостижимая. И в этом очарование бунинского рассказа.
Главные герои
В рассказе Чистый понедельник только два главных героя. Они безымянные. Просто он и она.
Он — молодой, богатый дворянин, который полюбил главную героиню рассказа. Его любовь была искренней и сильной. Он был готов скрепить отношения узами брака. Вот только героиня постоянно уходила от ответа. Он боится смотреть в будущее и живет настоящим, при этом чувствуя некую отстраненность избранницы. От этой неполноты ответных чувств он страдает, но еще больше он начинает страдать, когда узнает, что девушка ушла в монахини. Он спивается и не может найти покой.
Она — богатая, красивая, любит светское общество и красивую жизнь. При этом очень странно себя ведет. Причину читатель узнает позже. Ее отрешенность была обусловлена поиском своего я. В конце концов девушка делает свой выбор, заглушив в себе земные чувства.
Смысл рассказа
Если говорить о смысле рассказа Бунина Чистый понедельник, то здесь все очень сложно. Как по мне, то смысл рассказа заключается в следующем. Автор попытался показать читателю, что в жизни важно не только чувство любви, но и состояние души. Чтобы достичь истинного счастья, приходится останавливаться перед нравственным выбором. Многие из нас делают неправильный выбор и боятся себе в этом признаться. Но другие, подобно героине рассказа, находят силы и не боятся менять свою судьбу.
«Чистый понедельник» сочинение по рассказу И. Бунина
А какую оценку поставите вы?
Популярные сочинения
- Сочинение про Благородство
Благородство – человеческое качество, которое очень ценится в обществе. Характерно далеко не для каждого. Благородство подразумевает высокий уровень таких черт характера, как честь - Чацкий и Софья — сочинение
Трагедия А.С.Грибоедова «Горе от ума» отражает совокупность двух конфликтов: социального и любовного. Любовная линия представлена образами Чацкого, Софьи и Молчалина. - Сочинение Семья Мелеховых в романе Михаила Шолохова Тихий Дон
В семье Мелеховых смешалось два вида крови: казачья и турецкая — это стало причиной того, что все члены этой семьи наделены самобытным и непокорным характером
Авторское видение проблемы
В конце повествования автор подытоживает стремления молодых сердец: он верит, что любящий человек примет выбор того, кто ему дорог. Важно понимание того, что любовь – это счастье оттого, что дорогой тебе человек нашёл свой путь, не сломал себя. При столкновении мечты и реальности порой бывает больно, но именно в этот момент рождается мудрость и самоотречение.
Материал статьи будет полезен при подготовке к сочинению “Мечта и реальность” в “Чистый понедельник” И. Бунина.
Реальность
Мечта главного героя, от лица которого ведётся повествование – проводить всё своё время рядом с возлюбленной. Он – щёголь, любитель светской жизни, театров, развлечений. Его жизнь – череда ярких событий, вечный праздник. Реальность такова, что пресытившись всем, он превратится в обывателя, так и не найдя смысла в своей жизни. Едва ли он станет примерным семьянином, этот путь однообразен и скучен. Его возлюбленная просчитала развитие событий на несколько ходов вперёд, она сделала разумный выбор – повиновалась зову сердца.
(671 слово) «Влюбиться можно в красоту, но полюбить – лишь только душу!». Так говорил английский поэт и драматург Уильям Шекспир. Любовь — вечная тема, о которой писали многие известные писатели. Каждый автор пытался по-своему описать это прекрасное и многогранное чувство. Своё видение на эту тему продемонстрировал Иван Алексеевич Бунин в цикле рассказов «Тёмные аллеи». Несмотря на то, что в сборник входит тридцать восемь рассказов, после прочтения их всех не появляется ощущения исчерпанности темы. Но самую удивительную любовь, загадочную и таинственную, Бунин изобразил в произведении «Чистый понедельник».
Рассказ повествует о двух молодых влюблённых.
Герои «богаты, здоровы, молоды и настолько хороши собой, что в ресторанах, на концертах» от них не могли отвести взгляда окружающие.
Писатель даже не назвал героев по имени, считая это совершенно не нужным. Героев писатель создал абсолютно разными по характеру и темпераменту. Он — активный, подвижный, весёлый. Она — стеснительная и молчаливая, замкнутая в себе. Героиня не могла найти себе места в мире и своё предназначение в жизни. Она ходила на курсы, в театр, читала книги, но ничего не трогало её душу. Очень удивительным для него стал тот факт, что героиня посещала кладбища, церкви и соборы, а также знала древнюю литературу. Квартира её была расположена рядом с храмом Христа Спасителя. Лишь рассказывая о посещении кладбищ, героиня становилась разговорчивой и жизнерадостной, словно лампадка в глазах светилась. Герой был настолько ослеплён своей любовью, что не замечал, какой внутренний мир героини скрывался за её красивой внешностью. Герой возит своей избраннице каждую субботу цветы, шоколад, книги. Он приглашает её в театр, в ресторан, то на какую-нибудь вечеринку. При этом герой много раз задумывался о странности их отношений.
«Странная любовь!», — замечает герой. Далее он и вовсе сомневается, а есть ли у них любовь? «Да, все-таки это не любовь, не любовь…», — думает герой.
Он страдает от этой неопределённости, и всё-таки старается не замечать её странного поведения. И вот однажды героиня прямо говорит ему, что хочет уйти в монастырь. Герой жаждет ясности в их отношениях, он хочет жениться на ней. Только она выбрала для себя совсем иной путь, где ему не найдётся места.
Когда наступило «прощеное воскресенье», героиня простила всех и сама попросила прощения. А в чистый понедельник она провела ночь со своим дорогим другом и постигла земную радость женщины. На следующий день героиня уехала, и — навсегда. Она предпочла любви к мужчине любовь к Богу. Она сделала свой выбор. Герой догадывался, чем закончится их любовь, однако он бы не променял ни минуты, проведённой с ней, на что-то другое. Но понять её ему оказалось не по силам. В его состоянии раскрывается авторская позиция, которая единой концепцией оплетает весь сборник: нет жизни без любви, однако в то же время любовь — это трагедия и душевная болезнь. Именно такой подход раскрывается в произведениях Ивана Бунина.
Иван Бунин не наделил своего героя той психологией, какая присуща героине. Он замечает, что в поведении избранницы нет никакой логики. Ежедневно посещая одни и те же заведения со своим избранником, героиня замечает вдруг, что ей хочется в Новодевичий монастырь, ведь «все кабаки да кабаки». Герой не может понять, почему у его возлюбленной возникают такие странные мысли. Это она объясняет ему тем, что он просто мало ее знает. Героиня признаётся, что, когда она не ходит с ним по ресторанам, она посещает кремлёвские соборы. Именно там она обретает чувство душевного равновесия и гармонии. Она прямо ему говорит, что не сможет стать женой, она не пригодна для этой роли. Но любовь слепа: мужчина как будто не слышал всех этих реплик и искренне удивился, когда избранница ушла в монастырь.
В произведении «Чистый понедельник», также как и в других рассказах из цикла, любовь не перерастает в состояние наземного счастья. Эта любовь не заканчивается и счастливым браком. Вступив в близкие отношения с избранником, героиня уходит от него, просит его ничего не спрашивать. Герой лишь из письма узнает, что она уходит в монастырь. Героиня довольно долго металась между мгновенным и вечным, и только в ночь на чистый понедельник сделала свой окончательный выбор.
Можно утверждать, что любовь в рассказе Ивана Алексеевича Бунина — это одновременно и счастье, и мука. Это великая тайна, загадка, разгадать которую невозможно. Знаменитое произведение Ивана Бунина «Чистый понедельник» привлекает читателя удивительным очарованием трагической любви-мечты, которая не сбылась.
Автор: Виктория Комарова
- Сочинения
- По литературе
- Бунин
- По рассказу Чистый понедельник
Сочинение по рассказу Чистый понедельник Бунина
События произведения происходят в начале двадцатого века в Москве во время страстной недели перед Пасхой и описывают взаимоотношения двух героев рассказа – мужчины и женщины, которых автор решил не называть.
Писатель пытается проанализировать и понять смысл чувства, возникающего между людьми, причину любви и ее таинство.
Повествование автор ведет не с начала рождения любви, в самый разгар вспыхнувшего чувства с целью ярче и точнее передать все переживания влюбленных.
Молодой мужчина охвачен страстной любовью к своей женщине, считая ее совершенством, идеалом красоты. Он восхищается ее прекрасной фигурой, чертами лица, но его чувство, хотя и искреннее, лишено возвышенных эмоций, он подвержен лишь плотскому влечению.
Героиня рассказа представлена писателем в виде таинственной и загадочной женщины с противоречивой и утонченной натурой. Она хорошо воспитана, образована, умна, но при этом совсем не интересуется окружающим миром, безучастна к букетам, развлечениям, чтению. Девушка находится в постоянном поиске жизненной цели и своего предназначения на земле, ее одолевают душевные метания, она прибывает в непрерывных раздумьях и мыслях.
Женщина увлечена религией, с удовольствием посещает церковные службы и неустанно восхищается христианскими заповедями.
Ночь перед чистым понедельником влюбленные проводят вместе, а на утро молодой человек обнаруживает отсутствие любимой. Девушка, не объяснив причин своего поступка, уезжает в монастырь, чтобы принять монашеский постриг.
Герой рассказа, не понимая мотивов случившегося, тяжело переживает расставание с любимой женщиной и страдает, но однажды видит ее случайно, уже монахиней, в момент посещения им святой обители.
Трагизм любовной истории молодых людей заключается в недостатке понимания между влюбленными и ошибочного мнения друг о друге. Автор раскрывает идею о том, что у каждого человека существует свой богатый внутренний мир и окружающим людям не всегда удается понять и принять его.
Душевный мир главной героини наполнен духовностью, а любовь к мужчине она воспринимает не как спасительный круг, а как возникшую сложную проблему.
Проявив сильные черты характера, девушка отказывается от охватившего ее чувства, находит за монастырскими стенами свой личный жизненный смысл – отдать всю себя служению богу и обретает покой в одиночестве.
Рассказывая о печальной судьбе героев, автор передает и свое личное отношение к происходящему, он также страдает и грустит, но делает глубокий вывод, что любовь – это не только прекрасное и чистое чувство, в ней бывают и трагические финалы, которые невозможно предугадать заранее.
2 вариант
В «Чистом понедельнике», я думаю, героиня просто была не создана для любви, семейных отношений… То есть она могла бы стать женой, но к этому душа её не лежала. Она была счастлива только в церкви. Ездила на балы, но ей хотелось только в монастырь. Интересно, что она с таким упорством пыталась себя переделать.
Оба героя были молоды и богаты. Он так её любил, ждал. Кстати, и ради него она хотела сыграть роль земной женщины. Но хорошо, что она вовремя поняла, что не может так жить. Ведь лучше она сразу ушла в религию и духовность, чем после рождения двоих детей бросила бы всё и спряталась в монастыре. Некоторые люди, как я понимаю, могут совмещать семейную жизнь и стремление к духовности, но не в этом случае. Видно было, что всё в этих отношениях она делала через силу. Наверное, и родителей не хотела расстраивать, и окружение… А если бы наоборот – ей на постриг в монастырь, а она думает о семье, мечтает об отношениях.
В рассказе говорится, что она училась на курсах, но вот посещала их редко. Герой не понимал даже, зачем она там время тратит. На его вопросы она отвечала, что люди, вообще, не знают, зачем они всё делают в этом мире. Уже по этому ответу можно понять, что её особенно не интересует в этом земном мире. Думаю, что герой мог бы понять – она не для него, не для кого. Но он так её любил, что закрывал глаза на все эти странности. И ещё он был очень энергичным, ведь она постоянно его просила помолчать, не мешать ей, например, дочитать главу. Они ведь даже познакомились на лекции Белого, где герой не мог усидеть на месте, а ещё и хохотал, а она сделала ему замечание, но в итоге рассмеялась.
Даже когда он её обнимал, она не сопротивлялась, но «всё молчала», позволяла, но сама не особенно откликалась. И другого у неё не было, хотя дома всегда было полно букетов, видимо, от поклонников.
Для меня в этом названии есть смысл того, что она начала новую жизнь – чистую с понедельника. (Есть, конечно, и религиозный смысл, но я его не знаю.) Новую жизнь – для себя, где всё ей будет откликаться. Ну, надеюсь… Хотя в момент их встречи она вполне довольна, не бросается к бывшему возлюбленному. Она попробовала земной путь, долго думала, но сделала выбор – к духовности.
Сочинение 3
Литературная работа И.А. Бунина «Чистый понедельник» является выражением эмоциональности прозы писателя. Она показывает Московский образ жизни в самом начале двадцатого века. Очень хорошо Иван Алексеевич описывает предметы той поры. Специально подчёркивает античные церкви столицы, храмы, а одновременно с этим публицистику актуальных писателей и рестораны.
В центре внимания предстают два человека: мужчина и женщина, писатель не дает им имен, поскольку они не существенны для истории. Мужчина богат, юн, симпатичной наружности. Герой действительно без ума от героини и в состоянии совершить любой поступок, чтобы они всегда были неразлучны. Вместе с тем, понять, чего хочет героиня, он даже не пытается.
Главная героиня представляется таинственной особой. Ее рассуждения, любовь и предпочтения неясны для читателей, туманны и таинственны. Появление и повседневный быт дамы показаны детально, вместе с тем, по причине недомолвок, нельзя создать полное описание. Деяния героини напоминают её саму, они также непонятны, неуправляемы и противоречивы.
Перед Чистым понедельником в ночное время девушка была с главным персонажем, а поутру бежала в церковь. Писатель во время всей истории подчёркивает то, что ей неуютно в любом месте, где бы она не находилась, какая она бедная и несчастная и не понимает радостей жизни людей.
Время, когда главная героиня оставляет мужчину, является для него одной разделительной чертой, которая отрезала все то, что было до нее на один отрезок и все то, что было после — на другой. Он ощущает неестественную энергию и может понять то, что не смог бы понять в прошлом. Спустя два года мужчина, перебирая в воспоминаниях истории, которые случались раньше, будет уехать по дороге их былого приключения, ему захочется побывать в Маро-Мариинском храме. Заключительная встреча главных персонажей становится уходом героя.
Любовные чувства, похожие на спокойный и рассудительный интеллект, показаны в литературной работе с четкостью и проницательностью. Читателю становится больно за персонажа, поскольку он соглашается с выбором своей любимой, при этом решает все ее дела. Ведь даже если бы он сражался за свои любовные чувства, все кончилось бы для него провалом. Героиня сделала свой выбор, и не по причине веры, а по причине мечты ощутить единение с первозданным миром, душевный покой. Она была не в состоянии заполучить это, находясь рядом с мужчиной, только церковь могла дать ей все то, о чем она так долго мечтала.
Также читают:
Картинка к сочинению По рассказу Чистый понедельник
Популярные сегодня темы
- Сочинение Человек и время
Время – это неотъемлемая часть нашей жизни. Можно сказать, что сама жизнь является олицетворением времени, как день начинается с восхода солнца и заканчивается его закатом
- Сочинение на тему Богатство природы
Природа — это наше богатство. Еще с раннего детства нам говорили, что природу надо беречь. Относиться к ней бережно и заботливо. Это удивительный и прекрасный мир, который окружает человека.
- План сказки Храбрый персей (рассказа)
В рассказе описана беда произошедшая в городе древней Греции. Злая колдунья Медуза Горгона напала на город и его жителей. Она ходила по городу, и каждого, кто попадался ей на пути, она превращала в камень.
- Сочинение про Труд
Часть жизни в общества направлена на выполнение трудовых операций. Труд может быть связан с решением семейных проблем: уборка в квартире, работа на даче, выполнение школьных заданий.
- Сочинение по картине Ромадина Лесное озеро описание
С первого взгляда картина кажется очень темной и серой. Но самом деле это не так, просто нужно проникнуться в каждые детали и внимательно рассмотреть ее
Тезисы
- Сложно ли жить в эпоху перемен?
- Как меняется человеческое мышление в эпоху инноваций?
- Всегда ли перемены бывают к лучшему?
- Как изменился человек благодаря техническому прогрессу?
- Как Вы понимаете слова «Не дай вам бог жить в эпоху перемен»?
- Нужны ли перемены обществу и почему?
- Что способно изменить человека?
- Выбор, который меняет человека
- Может ли человек изменить мир?
- Почему так сложно изменить себя?
- Стоит ли менять себя ради любви?
- Может ли человек изменить свою судьбу?
- Может ли человек жить без перемен?
- Как меняется человек, когда влюблен?
- Какие исторические события меняют судьбы людей?
Аргументы
М.А. Шолохов, «Тихий Дон». Сложно ли жить в эпоху перемен? Даже отдельному человеку всегда непросто приспособиться к изменениям, а целая страна и подавно переживает ряд потрясений, которые не обходятся без жертв. Это доказывает пример из романа-эпопеи «Тихий Дон». Гражданская война и смена власти губительно сказались на жизни казачества: погибли многие воины, обманом вовлеченные в братоубийственное столкновение. Например, в семье Мелеховых убили одного из сыновей, Петра. В битве между «красными» и «белыми», казаками и казаками, он погиб без всякой пользы для Родины. Его отец, потрясенный необходимостью покинуть родной дом и угнетенный болезнью, тоже скончался раньше срока. Григорий Мелехов золотые годы и душевные силы отдал войне, став врагов для каждой из сторон и не найдя правды ни в одном учении. В попытке бежать с ним погибла его возлюбленная — Аксинья. В сумятице прифронтовой жизни сгубила себя Дарья, жена Петра. Так и не дождавшись гулящего мужа, одинокая Наталья умерла от последствий аборта. И, наконец, Ильинична, убитая горем по разрушенной семье, тоже скончалась. Из всех Мелеховых в живых остались только Дуняша и сынок Григория Мелехова. Очевидно, что эпоха перемен осложняется многочисленными конфликтами интересов, поэтому для народа это очень тяжелое время, которое переживут далеко не все люди.
М.А. Булгаков, «Собачье сердце». Как меняется человеческое мышление в эпоху инноваций? Многие примеры из литературы показывают, что технические новшества делают человека более самоуверенным, умным и развитым. Так, М.А. Булгаков в повести «Собачье сердце» описал прорыв в медицине: профессору Преображенскому удалось сделать человека искусственным путем — в ходе операции по пересадке органов. Филипп Филиппович поспешил представить миру свое изобретение и получил множество оваций, наград, возможностей. Опыт с Шариковым показал всем, что теперь многие болезни можно излечить, и даже смерть можно побороть с помощью новых технологий. Если раньше, в древние времена, многие открытия вызывали агрессию и неприятие общества, то в изображённый автором период истории люди изменили свое отношение к инновациям и стали более прогрессивными. К этому их приучила эволюция науки, которая смогла принести реальную пользу всему миру, в отличие от суеверий и консерватизма. Поэтому Филипп Филиппович даже после революции остался жить в своих огромных апартаментах: новая власть ценила его вклад в медицину. Такой терпеливой и понимающей ее сделала череда открытий и инноваций, доказавшая ценность знаний, мастерства и изобретательности. В итоге люди стали мыслить более рационально, научившись уважать первооткрывателей и способствовать претворению их идей в жизнь.
М.А. Булгаков, «Белая гвардия». Всегда ли перемены бывают к лучшему? К сожалению, нет, ведь иногда даже светлые начинания на практике оборачиваются ужасными последствиями. Так, в романе «Белая гвардия» главные герои живут в городе, охваченном революционными настроениями. После смены власти в 1917 году началась Гражданская война, породившая волну насилия, жестокости и анархии. Города переходили из рук в руки, а бойцы за идеалы нередко просто грабили местных жителей и уходили. В итоге те, кто так хотел переворот при царе, кто так ненавидел тиранию монархии, пожалели о старых временах стабильности и законности. Например, инженер Лисович стал жертвой ограбления и в минуту откровенности рассказал гостю, как хотел приблизить революцию, как симпатизировал партии кадетов. Но результаты смены власти его разочаровали: ни свободы, ни демократии, ни конструктивного плана развития страны народ не получил. Зато с преступностью никто не боролся, а братоубийственная борьба за трон грабила и убивала народ. Перемены, которых все так ждали, оказались к худшему, ведь революция сыграла с людьми злую шутку, подложив новую тиранию вместо старой и гражданскую войну вместо Первой мировой.
М.А. Булгаков, «Мастер и Маргарита». Как изменился человек благодаря техническому прогрессу? Нам хочется верить, что инновации кардинально меняют цивилизацию, однако главные черты людей остаются неизменными, что бы они ни изобрели. Это подтверждает пример из романа «Мастер и Маргарита». Когда Воланд анализирует изменения, которые произошли с нами спустя целые столетия развития технологий, он замечает, что перед ним «обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их… ». В подтверждение автор описывает осаду Никанора Ивановича после смерти Берлиоза: ради его квадратных метров соседи придумывали тайные беременности, жаловались на сожительство с бандитами, обещали покончить жизнь самоубийством, унижались, злословили и лгали. Прогресс никак не затронул другие качества людей: милосердие, любовь к деньгам, легкомыслие. Из этого можно сделать вывод, что наличие инноваций и технологий сделало жизнь сложнее, потребовало повышения уровня образования и перераспределения трудовых ресурсов. Этим можно объяснить все те хитрые и не банальные уловки, к которым прибегли люди ради получения квартиры. Однако в основе своей характер представителей нашей цивилизации не изменился, даже несмотря на научные и технические открытия.
Н.А. Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо». «Не дай вам бог жить в эпоху перемен» — часто повторяют люди с опытом. Что это значит? Видимо, имеется в виду то, что любые изменения сопровождаются неминуемыми социальными катаклизмами и их последствиями. Это подтверждает пример из поэмы «Кому на Руси жить хорошо». «Порвалась цепь великая, Порвалась — раскочилася: Одним концом по барину, Другим по мужику!» — пишет автор об отмене крепостного права. Казалось бы, долгожданная реформа, освобождающая сотни тысяч людей, назрела давно и была подготовлена образованными и неглупыми чиновниками, но ее ужасные последствия никто не просчитал и не мог исправить. Крестьяне так и осталась в рабстве, потому что своей земли им никто не давал, и арендовать ее приходилось на условиях помещика. Неграмотные землепашцы нередко страдали от обмана более опытных и богатых людей. Сами же дворяне не могли себя обеспечивать, их никто к этому не приготовил, поэтому их хозяйства быстро разорялись. Бедность в масштабах целых регионов отразилась и на состоянии духовенства, купечества, мещанства. Получается, что все люди, жившие в ту эпоху перемен, пострадали от ее последствий.
М. Горький, «Детство». Нужны ли перемены обществу и почему? Изменения необходимы всегда, когда есть проблемы, которые нужно исправить. Важность перемен обусловлена тем, что без разработки новых подходов мы не сможем их решить. Это доказывает пример из повести Горького «Детство». Читатель видит шокирующие подробности из жизни рабочих семей, где постоянный бег от нищеты порождает культ материальный ценностей, лишающий человека достоинства, свободы и доброты. Однако из историй дедушки и бабушки главного героя мы узнаем, что было еще хуже. Так, изуродованную по вине барина мать Акулины выгнали со двора калекой. Женщина жила на скудной подаяние и осталась одна с ребенком на улице. Из-за этого Акулине с детства пришлось трудиться и выйти замуж в 13 лет, так как деваться было некуда. Василий тоже жил с матерью-одиночкой и работал с самых ранних лет. Его отца убили грабители, и никто не поддерживал вдову, зачерствевшую сердцем от такой несправедливости. Чтобы выжить, Василий пошел в бурлаки и не раз терпел зверские побои. А вот Алексею не пришлось так сильно страдать, хотя его тоже отдали в люди, но уже подростком. Это означает, что отмена крепостного права и другие изменения на уровне законодательства помогли исправить насущные социальные проблемы. Люди уже не должны были выкупать себя у помещиков, не страдали от их произвола и могли добиться успеха, как и Алеша Пешков, который продолжит свое становление в других частях и обязательно вырвется из бедности. Вот почему обществу так нужны перемены: они делают жизнь проще.
Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание». Что способно изменить человека? Прежде всего, люди всегда могут рассчитывать на метаморфозы любви, веры и надежды. Эти чувства меняют характеры и судьбы. Данную закономерность подтверждает Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание». Родион, угнетенный бедностью и социальной несправедливостью, находит утешение в жестокой теории о праве одних убивать других. Чтобы доказать собственную принадлежность к своеобразной элите, Раскольников убивает двух женщин. Ужасное деяние едва не свело с ума героя: его лихорадит, а укор совести сводит на нет все притязания на должность нового Наполеона. Подавленный и растерянный, Родион не может выбраться из душевной тьмы и ищет спасения у такой же «преступницы», как и он. Соня на собственном опыте демонстрирует, что человек может избавиться от порока, если искренне поверит в Бога и раскается в совершенном зле. Раскольников принимает ее совет о покаянии и признается в убийстве. Уже будучи на каторге, герой находит в себе любовь к Соне и веру в Бога. Раскаяние помогло ему обрести надежду на прощение. Все эти чувства изменили Родиона: он отказался от своей гордыни, стал добрее к людям и отрекся от своей вредоносной теории.
И.А. Бунин, «Чистый понедельник». Выбор, который меняет человека, всегда связан с его призванием. Когда мы выбираем дорогу и цель, то преображаемся безвозвратно. Это доказывает пример из рассказа «Чистый понедельник». Героиня вела светский образ жизни в большом городе и ничем не отличалась от других девушек из ее круга. У нее был кавалер, который дарил подарки и водил ее по ресторанам. Вместе они прекрасно смотрелись и образовали бы гармоничный союз. Однако таинственность и холодность избранницы не давали покоя главному герою. Он мучился от своей любви, не получая ни «да», ни «нет». Но однажды в поведении девушки он заметил интригующую перемену, и в этот вечер они, наконец, сблизились. Кавалер уже планировал брак, но героиня сделала выбор, который навсегда изменил ее жизнь — она постриглась в монахини. Оказалось, что духовное призвание было ей дороже и ближе, чем мирские чувства и наслаждения. Герой был ошеломлен ее поступком, долго не мог его простить, но выбор был сделан: девушка уже никогда не могла бы стать прежней, ведь постриг изменил ее судьбу безвозвратно.
М. Горький, «Старуха Изергиль». Может ли человек изменить мир? Да, ведь именно люди создают мир вокруг себя, и все, что мы видим, носит отпечаток человеческой воли. Например, М. Горький описал эволюцию отдельного народа в короткой легенде. Спасаясь от внешних врагов, племя ушло далеко в темный и заболоченный лес и не смогло найти дорогу к равнинам, где можно было бы основать город. Отчаяние сломило дух людей, но тут из толпы вышел Данко — смелый и благородный юноша. Он предложил возглавить поход и найти выход. Воодушевленные его уверенностью и силой, герои отправились в путь. Но освобождение не было легким, и многие возроптали на лидера. Тогда Данко вырвал пылающее сердце из груди и осветил им дорогу из леса. Люди и вправду обрели спасение, а гибели предводителя никто не заметил. Из предосторожности кто-то даже раздавил искры его сердца. И все же именно Данко удалось в одиночку изменить мир — подарить племени шанс выжить и остаться в веках.
М. Горький, «На дне». Почему так сложно изменить себя? Дело в том, что любые перемены требуют от нас волевых усилий и самоограничений. Не каждый способен взять себя в руки и идти к цели. Это подтверждает пример из пьесы «На дне». Актер, услышав рассказ Луки о больнице для бедных, решил вылечиться от алкоголизма и вернуться на сцену. Ради этого он даже бросил пить на несколько дней и уже собирался искать заветную клинику, однако Сатин разочаровал его горькой правдой: никакой больницы нет, Лука просто хотел утешить слушателя. Тогда Актер понял, что никто не излечит его, кроме него самого. Но своих сил на это у него не нашлось, поэтому он повесился. Казалось бы, человек и так смог продержаться первые дни, так почему же он сам не продолжил это избавление? Зачем ему еще чья-то помощь? Но его пример доказывает, что далеко не каждый из нас обладает волей. Актер осознал, что никогда не сможет сам себя контролировать, сам отвечать за свою судьбу. Вот почему так сложно измениться к лучшему.
И.А. Гончаров, «Обломов». Стоит ли менять себя ради любви? Свой вариант ответа изложил И.А. Гончаров в романе «Обломов». Главный герой был апатичным, инфантильным и ленивым барином, пока не встретил юную дворянку Ольгу Ильинскую. Героиня очаровала его, но ее деятельная натура требовала изменений и в самом избраннике. Ольга желала видеть рядом с собой активного и преуспевающего мужчину. В отношениях с Обломовым ее вдохновила миссия спасительницы, которая исправит заблудшую душу. Илья Ильич сделал над собой усилие и попытался приспособиться к барышне: он ходил на приемы, участвовал в общественной жизни, задумал поездку в имение, чтобы разобраться с финансами. Однако чем больше он заставлял себя меняться, тем лучше понимал, что он сам, Обломов, не является героем романа Ольги. Она полюбила не его, а того, кем он должен стать под ее началом. Тогда Илья Ильич больше не смог подстраиваться под требования Ильинской. Он остался самим собой и нашел свое счастье в союзе с другой женщиной — Агафьей Пшеницыной. Она смогла принять его таким, каким он был на самом деле. Этот пример учит нас тому, что изменения ради любви не всегда имеют смысл, потому что в них легко потерять себя. Если люди должны изображать кого-то другого ради отношений, значит, они друг друга не устраивают и вместе быть не могут.
Л.Н. Толстой, «Анна Каренина». Может ли человек изменить свою судьбу? Конечно же, да, ведь жизненный путь прокладывает наша воля, а не сила провидения. Это доказывает пример из романа «Анна Каренина». Главная героиня была родом из обедневшей дворянской семьи и могла рассчитывать лишь на удачу, ведь приданого ей никто не дал бы. Ее родственница подыскала солидного жениха — немолодого, но перспективного чиновника. Он уважал жену, но выше семьи всегда ставил работу, и молодой женщине не хватало внимания. Ну что ж, значит, всемогущая судьба распорядилась так. Анна никак не могла бы изменить свое положение, если бы не пошла против течения своей рутинной жизни. Она нашла взаимную любовь и не могла удовлетвориться тайной связью украдкой. Сила духа и смелость позволили ей совершить невозможное — покинуть нелюбимого супруга и завести новую семью. Общество осудило ее выбор, а муж не дал развода и права встречаться с сыном, поэтому Анна завершила свой путь самоубийством. Однако она все же смогла изменить свою судьбу, бросив вызов всем обстоятельствам, толкнувшим ее в объятия нелюбимого человека.
А.П. Чехов, «Ионыч». Может ли человек жить без перемен? Да, безусловно, многие из нас довольствуются рутиной и годами не видят разнообразия, однако назвать это прозябание полноценной жизнью никак нельзя. Так считал и А.П. Чехов, автор рассказа «Ионыч». Главный герой после своего переезда в уездный городок познакомился с семейством Туркиных. Эти дворяне казались ему интеллигентными, образованными и интересными собеседниками. Отец семейства часто шутил и был душой компании. Его супруга писала прозу и зачитывала гостям отрывки. Их дочь была талантливой пианисткой. На приемах было весело и оживленно, ведь хозяин дома научил слугу повторять забавные выражения, и это очень смешило публику. Дмитрий влюбился в Катерину, но был разочарован ее отказом, поэтому долгое время не посещал Туркиных. Но каково же было его удивление, когда через несколько лет он все же навестил их и увидел, что ничего не изменилось: все те же шутки, все же те же бездарные романы, все те же разговоры ни о чем. Даже Старцев изменился за эти годы, а Туркины как будто пребывали в банке с формалином: не менялись, словно были законсервированными продуктами, а не людьми. Их жизнь без развития и свежих веяний была лишь прозябанием, лишенным смысла и подлинной радости.
И.С. Тургенев, «Ася». Как меняется человек, когда влюблен? На каждого из нас любовь оказывает свое неповторимое влияние. Это показал И.С. Тургенев в повести «Ася». Героиня под влиянием любви стала смелой, открытой и сильной натурой. Она призналась в своих чувствах Н.Н., рискнув добрым именем и собрав в кулак всю волю. Ей было мучительно стыдно и неудобно раскрывать душу постороннему мужчине, осознавая, что она — плохая партия для него. Происхождение Аси действительно внушало герою сомнения и страхи. На нем любовь отразилась иначе: он стал нерешительным, слишком требовательным и самоуверенным. Ему казалось, что завтра он сможет обо всем договориться с Асей, что она его примет и, конечно, простит за минутную слабость. Но обостренная гордость оскорбленного чувства вынудила Асю уехать навсегда. Ей любовь придала решительности и горячности. А ее кавалер утонул в колебаниях и слишком поздно осознал, что не выдержал испытания любовью. Таким образом, чувства сделали одного человека сильнее, а другого — слабее, обнажив тайную сторону их характеров.
М.Ю. Лермонтов, «Мцыри». Какие исторические события меняют судьбы людей? К ним относятся войны, эпидемии, революции и другие масштабные бедствия. Например, в поэме «Мцыри» автор рассказал историю мальчика, которого война на Кавказе вырвала из отчего дома и лишила семьи. Ребенка пленил генерал. Он же и оставил его на попечении у монахов, когда Мцыри отказался принимать пищу и «гордо умирал», чтобы избежать неволи. Но в храме мальчик окреп и обрел призвание. Его должны были постричь в монахи. Однако накануне торжественной церемонии послушник сбежал и три дня провел на воле. Он так и не смог добраться до родных мест и вернуться в лоно семьи, но зато хотя бы не принял ненавистный ему постриг. Боевые действия навеки изменили судьбу героя, и он чувствовал это каждой клеточкой тела, проживая не свою жизнь. Именно поэтому он бежал, пытаясь вернуть утраченное.
Мечта и реальность (Чистый понедельник)
Рассказ И. Бунина “Чистый понедельник”, мечта и реальность в котором переплетаются неожиданным образом, настолько уникален, что читатель проникается его сюжетом с первых страниц. Роскошь, светская жизнь, богатые подарки, красивые молодые люди – в произведение подобрано всё до мелочей таким образом, чтобы оно обрело идеальную, свою особую жизнь.
Две разные мечты
Главные герои живут, купаясь в роскоши, праздно проводя свои дни в светской суете, блеске, шумихе. Эта пара радует взоры окружающих. Но мечта девушки слишком глубока и недоступна для её возлюбленного, их внутренние миры чудовищно несовместимы. Парадокс в том, что героиня любит своего избранника, но понимает, что их союз невозможен. Это не принесёт счастье ни ей, ни её любимому. Она мудра и дальновидна, несмотря на возраст.
Дорога к себе – вот выбор девушки, она нашла своё призвание в служении Богу. За внешней красотой её избранник не смог разглядеть и разгадать душу возлюбленной, её мечту. Молодой человек страстно влюблён, он замечает каждую деталь туалета, украшения, причёски своей девушки. Герой не видит самого главного: она чувствует себя счастливой, умиротворённой, когда находится вдали от шума и суеты – в церкви, в уединении.
Реальность
Мечта главного героя, от лица которого ведётся повествование – проводить всё своё время рядом с возлюбленной. Он – щёголь, любитель светской жизни, театров, развлечений. Его жизнь – череда ярких событий, вечный праздник. Реальность такова, что пресытившись всем, он превратится в обывателя, так и не найдя смысла в своей жизни. Едва ли он станет примерным семьянином, этот путь однообразен и скучен. Его возлюбленная просчитала развитие событий на несколько ходов вперёд, она сделала разумный выбор – повиновалась зову сердца.
Авторское видение проблемы
В конце повествования автор подытоживает стремления молодых сердец: он верит, что любящий человек примет выбор того, кто ему дорог. Важно понимание того, что любовь – это счастье оттого, что дорогой тебе человек нашёл свой путь, не сломал себя. При столкновении мечты и реальности порой бывает больно, но именно в этот момент рождается мудрость и самоотречение.
Материал статьи будет полезен при подготовке к сочинению “Мечта и реальность” в “Чистый понедельник” И. Бунина.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Елена Фирсова
12/12
-
Элина Тролль
9/12
-
Михаил Палагин
11/12
-
Александр Котков
12/12
-
Абдул Есть
10/12
-
Эрика Радель
12/12
-
Регина Чистова
12/12
-
Bv Gh
11/12
-
Светлана Маметекова
12/12
-
Алия Смагулова
12/12