Как писать итоговое сочинение
Декабрьское итоговое сочинение — это экзамен, чтобы попасть на экзамены. Школьников, которые не сдадут сочинение, не допустят до ЕГЭ. Рассказываем, как подготовиться к итоговому сочинению, и даём алгоритм, чтобы написать работу на «зачёт».
3
1 263
Что такое итоговое сочинение
Итоговое сочинение — это сочинение в формате рассуждения. Школьник отражает в сочинении свою позицию по выбранной теме и доказывает эту позицию, приводя примеры из литературных произведений.
Итоговое сочинение — это экзамен и обязательное условие для допуска к ЕГЭ. Этот экзамен внепредметный, но с уклоном на литературу. Ещё за итоговое сочинение можно получить дополнительные баллы при поступлении. Для этого в вуз вместе с остальными документами нужно подать отдельное заявление. Работу перепроверит приёмная комиссия и примет решение, начислять ли дополнительные баллы.
Как и когда проходит итоговое сочинение в 11 классе
Итоговое сочинение проходит в школе в первую среду декабря. Для тех, кто не сдаст или пропустит, есть две резервные даты — в феврале и мае.
Учителя озвучивают список из шести тем, выдают бланки и черновики. Из списка нужно выбрать одну тему и написать по ней сочинение на выданном бланке. На работу школьникам дают 3 часа 55 минут.
Структура итогового сочинения
В идеальной структуре итогового сочинения должны быть определённые элементы.
Вступление — это первая часть сочинения, в которой школьник раскрывает тему и может задать проблемный вопрос.
Проблемный вопрос — это тема в формате вопроса, который поможет в написании сочинения. По сути основной текст сочинения — это ответ на проблемный вопрос. Такой вопрос помогает не уходить от темы и не нарушать композицию и логику рассуждения.
Выбранная тема может быть уже сформулирована в формате вопроса, например:
Что Вы вкладываете в понятие «счастье»?
В таком случае не нужно формулировать другой проблемный вопрос.
Тезис — личное мнение, оценка или суждение. Тезис нужно доказать аргументами.
Аргумент – простыми словами это пример из литературного произведения, который доказывает тезис.
Микровывод — небольшой вывод, который связывает тезис с темой сочинения или проблемным вопросом.
Заключение — общий вывод ко всему рассуждению по теме.
План итогового сочинения
В итоговом сочинении должны быть:
- вступление;
- основная часть;
- заключение.
Вот один из вариантов, как может выглядеть план итогового сочинения.
Больше примеров, по какому плану писать итоговое сочинение, разобрали на бесплатном вебинаре:
Итоговое сочинение 2023: забирай универсальный план сочинения на «зачёт»
Вступление
Это начало сочинения, в котором можно написать общие предложения по теме, задать проблемный вопрос, привести цитату из произведения, биографические факты или сразу высказать своё мнение по теме, то есть написать тезис.
Объём вступления — примерно 15-20% от всего сочинения.
Каким может быть вступление, на примерах разобрали на бесплатном вебинаре:
Итоговое сочинение 2023: опасные ошибки, правила и изменения
Основная часть
В основной части нужно дать развёрнутый ответ на проблемный вопрос. Для этого нужно сформулировать тезисы, подкрепить их аргументами-примерами из литературных произведений и сделать микровывод к каждому тезису.
Заключение
В заключении можно дать общий ответ на проблемный вопрос или обобщить перечисленные тезисы. Не нужно приводить новые тезисы и аргументы или повторять уже упомянутые в сочинении.
Оптимальный объём заключения — 3 — 5 предложений.
Разобрали алгоритм написания итогового сочинения на бесплатном вебинаре:
Пишем идеальное итоговое сочинение 2022-2023
.
Критерии итогового сочинения
При проверке в школе за итоговое сочинение не начисляют баллы и не ставят оценок по пятибалльной шкале. Результат работы — это «зачёт» или «незачёт».
Для того, чтобы сдать итоговое сочинение, нужно соблюсти два требования и получить «зачёт» по трём критериям. Разберём подробнее, что это значит.
Требования к итоговому сочинению
Это объём и самостоятельность.
В итоговом сочинении должно быть не менее 250 слов. Можно больше, но если слов будет меньше 250 — это сразу «незачёт».
Текст или отдельные кусочки текста не должны дублировать работы других учеников или, например, примеры из интернета. Неоригинальные фрагменты — это тоже «незачёт».
Критерии оценивания
Всего пять критериев, по которым оценивают итоговое сочинение.
При проверке сочинения по каждому критерию выставляют «зачёт» или «незачёт». Чтобы получить общий «зачёт» за сочинение нужно получить «зачёт» по трём критериям.
Важно: критерий № 1 и критерий № 2 — обязательные. Если получить «незачёт» по одному из них, работу не примут.
Другими словами, чтобы сдать итоговое сочинение, нужно получить «зачёт» за критерий № 1, критерий № 2 и ещё за один критерий из списка.
В статье подробнее рассказали о критериях оценивания итогового сочинения.
Как подготовиться к итоговому сочинению
Итоговое сочинение реально написать с первого раза, если правильно готовиться. Вот, что поможет в этом:
Разбери разделы и подразделы
Начать подготовку лучше с разбора разделов и подразделов закрытого банка тем. Закрытый банк тем — это список из тем прошлых лет, которые могут использовать для проведения итогового сочинения. Все темы разбиты по направлениям. Это и есть разделы и подразделы.
Разделы и подразделы опубликованы на сайте ФИПИ.
В списке тем на итоговом сочинении из каждого раздела будет по две темы.
Читай и анализируй
Здесь всё логично. Чем больше произведений прочитаешь и проанализируешь, тем легче приводить аргументы в итоговом сочинении. Засчитывают аргументы не только из художественной литературы, но и из других произведений: мемуары, очерки, литературная критика, научпоп, публицистика.
Составили список отечественной и мировой литературы по тематическим разделам.
Аргумент, который просто пересказывает произведение, не засчитают. В аргументе должен быть анализ. Чтобы научиться анализировать, можно, например, при чтении книг искать причины и следствия событий и поступков героев или сопоставлять факты из биографии автора с его произведением.
Тренируйся
Составь или выбери план сочинения, по которому будешь писать. Продумай шаблоны для вступления и заключения буквально по предложениям, например: в первом предложении даю определение ключевому слову, во втором — рассказываю о личном отношении к этому явлению и так далее.
После составления плана и шаблонов начинай тренироваться. Пиши сочинения, следуя заранее продуманной схеме. Это поможет автоматизировать навык и не растеряться на экзамене.
На бесплатном вебинаре рассказали о 7 шагах к идеальному итоговому сочинению.
Самостоятельно подготовиться к итоговому сочинению может быть сложно. Даже если постоянно тренироваться, без обратной связи трудно понять, соответствует ли сочинение критерием и с чем есть проблемы.
Курс по подготовке к итоговому сочинению идёт бонусом к подписке на образовательную платформу «СОТКИ».
Подробности здесь.
Первое серьезное испытание, которое предстоит ученикам в 11-м классе, – написание итогового сочинения. От него зависит, будет ли ученик допущен до сдачи ЕГЭ, поэтому вопрос подготовки к итоговому сочинению встает перед школьниками уже в 10-м классе. И хотя задача ясна, выбрать правильную траекторию подготовки не так-то просто.
Особая сложность скрывается и в том, что многие старшеклассники вполне готовы к профильным предметам, таким, как физика и химия, но вот писать сочинение придется всем, а значит, всем нужно готовиться. Наверное, скажете вы, приоритет есть у тех, кто много читает. И да, и нет: даже такие ребята должны помнить об основных стратегиях подготовки и подходах к написанию сочинения.
Каков бы ни был ваш уровень и багаж знаний, к сочинению придется подойти серьезно. И хотя впереди у выпускников много тревожных испытаний, облегчить этот период возможно. Главное – вовремя начать подготовку и изучить все нюансы итогового сочинения по русскому языку.
Что нужно знать об итоговом экзаменационном сочинении?
Итоговое сочинение является допуском к ЕГЭ, то есть от результата зависит, будете ли вы вообще сдавать Единый государственный экзамен. Как правило, итоговое сочинение пишется в первую среду декабря, для ЕГЭ 2020 – это 04.12.2019. Если в декабре ученик получил «незачет», то он имеет право на пересдачу в феврале, а если «зачет» не удалось получить со второго раза, дается третья попытка в мае.
Экзамен длится 3 часа 55 минут. Важно понимать, что по факту вам придется писать два сочинения:
- первое – декабрьское итоговое сочинение, о котором и идет речь в нашей статье;
- второе – сочинение в формате ЕГЭ, которое является заданием №27 ЕГЭ по русскому языку (о нем можно прочесть в нашей статье).
Сочинение в формате ЕГЭ и итоговое декабрьское сочинение, по сути, никак не связаны между собой. У них разные критерии оценивания и структура, и важно разграничивать эти виды письменных экзаменационных работ.
Главные критерии оценивания
Итоговое сочинение пишут абсолютно все желающие сдавать ЕГЭ. Но для кого-то оно является лишь этапом на пути к сдаче Единого государственного экзамена, а для кого-то – становится первой частью вступительных испытаний в вуз. Дело в том, что некоторые вузы добавляют к баллам ЕГЭ 10 баллов за итоговое сочинение, а некоторые не рассматривают это сочинение.
Как правило, итоговое сочинение учитывается при поступлении на творческие и гуманитарные специальности, однако каждый вуз может выдвигать свои требования к поступающим. На сайте института или университета нужно уточнить, учитывает ли он итоговое сочинение при поступлении на выбранную вами специальность. При этом стоит понимать, что вузовские критерии оценивания итогового сочинения гораздо строже школьных – вузовские эксперты проверяют сочинения независимо от школьных, и у них может быть своя шкала оценивания, которую также можно узнать в приемной комиссии или на сайте.
В нашей же статье речь пойдет о школьных критериях оценивания итогового сочинения, которые касаются абсолютно всех выпускников. Итак, есть два первых и главных требования к итоговому сочинению. Это:
1. Объем
Рекомендуется писать сочинение объемом 350 слов. Больше тоже можно, но лучше не растягивать работу, иначе могут «полететь» логика и структура сочинения. А вот меньше 250 слов написать категорически нельзя – в этом случае работа сразу получает «незачет». Эксперты тщательно подсчитывают каждое слово, поэтому лучше перестраховаться и написать рекомендуемый объем в 350 слов. Имейте в виду, что подсчет количества слов учитывает как отдельные слова инициалы, союзы и предлоги.
2. Самостоятельность написания итогового сочинения
Думаем, тут все понятно: если хотя бы маленький кусочек работы списан из какого-либо источника – к примеру, у соседа или из интернета, – то работа сразу же получает «незачет». Вы можете процитировать что-либо (например, если хотите привести в качестве аргумента чье-то стихотворение), но помните: нужно обязательно указать автора, а объем цитирования не должен превышать вашего собственного текста.
Итак, эти два требования проверяются в первую очередь. Дальше работа проверяется по пяти критериям, при этом для получения «зачета» надо пройти по первым двум критериям и по любому из трех оставшихся. То есть, например, если ваша работа проходит по критериям 1, 2 и 4 – вы получаете «зачет», если по критериям 1, 2 и 3 – вы тоже получаете «зачет». А вот если по критериям 1, 3, 4 и 5 или 2, 3 и 4 – вы получаете «незачет».
Критерии оценивания
1. «Соответствие теме»
Сочинение должно быть написано как ответ на вопрос, поставленный в теме, или как рассуждение о предложенной проблеме. То есть вы должны писать сочинение именно на сформулированную в задании тему. Многие выпускники допускают очень существенную ошибку – решают выбрать направление, например, «Отцы и дети», заучивают заранее написанный текст сочинения и на экзамене просто его воспроизводят. Но это категорически неправильно! Ведь тема направления звучит очень общо, а тема сочинения очень конкретна, например, «Нужно ли учитывать опыт старших поколений». Если же вы будете просто рассуждать на тему направления «Отцы и дети», то работа не будет соответствовать теме.
2. «Аргументация. Привлечение литературного материала»
Подтвердить свои рассуждения нужно примерами из литературы – из художественных произведений, дневников, мемуаров, публицистики. При этом можно обращаться не только к отечественной, но и к зарубежной литературе. Для получения «зачета» по этому критерию необходимо привести хотя бы один пример из литературы, но мы рекомендуем взять два примера, чтобы уложиться в требуемый объем. «Незачет» по этому критерию можно получить в том случае, если вы вообще не приведете никаких аргументов из литературы, либо если содержание литературного произведения будет искажено (не надо приводить в пример те книги, которые вы плохо знаете или с которыми знакомились только по краткому), либо если литературное произведение лишь упоминается, но не анализируется.
Далее следуют три критерия, минимум по одному из которых нужно пройти, чтобы получить «зачет».
3. «Композиция и логика рассуждения»
В сочинении должна четко прослеживаться связь между тезисом и доказательствами. Не должно быть грубых логических ошибок. Нужно выделить несколько абзацев, между которыми лексически и грамматически обозначить связь.
4. «Качество письменной речи»
В этом критерии проверяются речевые ошибки. В сочинении не должно быть однообразия грамматического строя речи. Термины должны быть употреблены уместно, а словарь должен быть разнообразен – желательно показать богатый словарный запас, но употреблять только те слова, в значении которых вы точно уверены.
5. «Грамотность»
Получить «зачет» по этому критерию можно, если на 100 слов в сочинении приходится менее 5 орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. То есть, если в сочинении 350 слов, можно сделать 15 ошибок и при этом получить «зачет».
Структура сочинения
В каждом сочинении обязательно должны быть три композиционные части.
1. Вступление
В первом абзаце можно раскрыть свое понимание предложенной темы, порассуждать и поразмышлять на данную тему. Но помните о том, что ваши размышления не должны быть «водой», мысли должны четко соответствовать теме и быть логически связаны.
2. Основная часть
Основную часть можно поделить на несколько абзацев. Если вы приводите два аргумента из литературы, то в основной части должно быть как минимум два абзаца. Начать абзац можно с фразы «На тему … размышлял Л. Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир»». Между литературными аргументами должна быть логическая связь, то есть третий абзац сочинения можно начать со слов «Также к теме … обращался Ф. М. Достоевский в романе «Преступления и наказание».
3. Вывод
В выводе важно сравнить два проанализированных литературных произведения и понять, как в них раскрыта тема вашего сочинения: по-разному или с одной стороны. Например, можно написать: «Толстой показывает, как доброта … . Достоевский также демонстрирует читателю, что именно с помощью доброты … ». Или же: «Толстой показывает, что … . Достоевский же, напротив, … ». Обязательно используйте в выводе такие фразы, как «таким образом», «хочу сделать вывод», «подводя итог», «итак» и т.п.
Темы 2020
В начале сентября на сайте ФИПИ объявляются пять тематических направлений, сформулированных на основе противопоставления. Например, в 2019 году это были темы «Отцы и дети», «Мечта и реальность», «Месть и великодушие», «Доброта и жестокость», «Искусство и ремесло». На самом экзамене в форме итогового сочинения ученикам будет на выбор предложено пять тем сочинения, по одной из каждого направления.
- «Война и мир»
- «Надежда и отчаяние»
- «Добро и зло»
- «Гордость и смирение»
- «Он и она»
Как правило, подготовка к итоговому сочинению заключается в чтении и анализе литературы, которую можно привести в качестве аргументов. Изучая русскую и зарубежную литературу, ученик накапливает богатый читательский опыт и затем может без труда вспомнить два произведения, подходящих к его теме.
Однако очень часто выпускники незаслуженно забывают о программе по литературе для 6–9-х классов, пытаясь освоить в первую очередь объемные «Войну и мир», «Тихий Дон», «Преступление и наказание», «Отцы и дети», «Обломов». Безусловно, это прекрасные и очень глубокие книги, но не каждому удастся легко и верно интерпретировать эти произведения. Важно помнить, что при анализе литературных произведений нельзя искажать авторский замысел, то есть надо обладать еще и неплохими литературоведческими знаниями.
Что же делать? Можно вспомнить не очень большие по объему произведения, которые к тому же не составит большого труда проанализировать. Перечислим некоторые из них:
- «Тарас Бульба». Н. Гоголь;
- «Уроки французского». В. Распутин;
- «Конь с розовой гривой», «Фотография, на которой меня нет». В. Астафьев;
- «Тринадцатый подвиг Геракла». Ф. Искандер;
- «Белые ночи». Ф. Достоевский;
- «Капитанская дочка». А. Пушкин.
А еще можно посмотреть видео от эксперта ЕГЭ с детальным разбором обязательных письменных работ выпускника>>
Лучшие и худшие сочинения и их подробный разбор
Ниже приведем отрывок из сочинения. Попробуйте понять, получит ли эта работа «зачет», а затем сравните свое мнение с мнением эксперта ЕГЭ.
Сочинение на «отлично» и его разбор
Тема работы: «На какие жизненные вопросы тебе может помочь ответить литература?»
В разные времена были великие писатели, создававшие свои произведения. Каждый из них старался передать собственное мнение и идею. Человек, читающий книгу, учится у героев, сопереживает им и вместе с ними отвечает на важные вопросы, решает поставленные автором проблемы. Очень важно понимать, какую именно мысль хотел до нас писатель. Ведь в противном случае его цель считается недостигнутой.
В произведении французского писателя Гастона Леру «Призрак оперы» перед нами предстают герои с совершенно различными судьбами, историями и исключительными чертами: гений Эрик, по причине уродства отвергнутый обществом, талантливая Кристина, бесконечно добрая к людям, и смелый виконт де Шаньи, преданный своей любви. Нельзя не упомянуть и перса Надир-хана, который, несмотря ни на что, верил в своего друга.
Рассмотрим подробнее данных героев. Что же хотел сказать автор, наделяя Эрика таким характером, умом и внешностью? Прежде всего, нужно упомянуть, что призрак оперы обладал исключительным интеллектом и совершенно отталкивающей внешностью – облик скелета, обтянутого кожей. Люди боялись его, судили по внешнему виду. Можно ли сказать, что общество часто отворачивается от кого-либо, просто взглянув? Да, и история отвергнутого по этой причине человека и представлена в романе. Только Кристина Даэ, девушка, пострадавшая от озлобленного гения, в итоге простила и пожалела его. Лишь в самом конце своего существования Эрик почувствовал, что в какой-то момент он действительно жил. Книга помогла мне ответить на вопрос, почему никто не может жить вне общества. Потребность в людях так же естественна, как и необходимость дышать. <…>
С моей точки зрения, Гастон Леру в своем произведении поднимает вопрос отношений между людьми: то, чего не хватает в нас, и то, чего не хватает нам. Нам не хватает доброты и любви, терпения Кристины Даэ, истинной веры в друзей Надира-хана и храбрости, преданности Рауля де Шаньи. Книга помогла мне найти ответ на вопрос, какими качествами должны обладать люди.
Итак, сочинение написано самостоятельно, в нем 278 слова – значит, первым двум требованиям работа соответствует. Выпускник рассуждает по предложенной проблеме и не отклоняется от темы на протяжении всего сочинения – это «зачет» по критерию № 1. В работе есть опора на литературный материал, причем произведения проанализировано глубоко, нет фактических ошибок и искажения авторского замысла – это «зачет» по критерию № 2.
Сочинение выстроено в соответствии с композиционными требованиями, есть вступление, основная часть и заключение, обозначена логическая связь между абзацами – это «зачет» по критерию № 3. По критериям № 4 и № 5 работа также получает «зачет», так как нет орфографических, грамматических, пунктуационных и речевых ошибок.
Неудачное сочинение и его разбор
Рассмотрим отрывок из сочинения на тему «Почему люди пишут стихи?».
Эта тема мне сразу показалась интересной, потому что я сам часто пишу стихи, поэтому не составит большого труда раскрыть главный вопрос сочинения.
Так почему же люди пишут стихи? Что бы ответить на этот вопрос, нам понадобится вспомнить выдающихся деятелей литературы и их произведения.
Я считаю, что нам нужно начать с Александра Сергеевича Пушкина и его романа «Евгений Онегин». Все мы помним, как Татьяна признается Онегину в любви, написав ему письмо в стихах:
«… Другой!.. Нет, никому на свете Не отдала бы сердца я!». Для девушки того времени, было неприемлемо признаваться в любви мужчине, но Татьяна, все же решается на это, под страхом позора. Зная по себе, я считаю, что выразить свои чувства в стихах на много проще, чем просто словами.
Обратимся к другому примеру, Михаил Васильевич Ломоносов, в своей оде выражает восхищение и восхваляет Императрицу Екатерину.
Существует еще масса примеров в литературе, но все они сходятся в одном: стихи помогают человеку выражать свои чувства, будь то страх, ненависть, любовь, восхищение, сострадание.
Стихи – это слова, а слово может ранить, слово может спасти, а правильно подобранное слово может творить чудеса. Это понимали все великие писатели.
К тому же, литература – вечна, ведь не даром говорят: «Что написано пером – не вырубишь топором.
Самая главная ошибка этого сочинения – несоответствие критерию №2. Литературные аргументы в этой работе крайне неудачны. Так, аргумент с одой Ломоносова лишь формально упомянут, но не раскрыт. В примере из «Евгения Онегина» присутствует грубая фактическая ошибка – письмо Татьяны Лариной выдается за ее стихи, а значит, ученик искажает авторский текст. Аргументация проблемы подменяется «водой» – общими словами и штампами. Кроме того, в работе присутствуют пунктуационные, орфографические и речевые ошибки.
Разбор основных ошибок и советы эксперта по написанию сочинения
Учиться на чужих ошибках – весьма полезное упражнение для тех, кто готовится к экзамену.
Речевые и стилистические ошибки
Одна из самых главных ошибок по критерию № 4 – скудный словарный запас. Так, если в работе, к примеру, ученик пишет «добрый человек» или «злой человек» вместо «великодушный, милосердный человек» или «жестокосердный, равнодушный человек», то однозначно можно говорить о бедности его словаря. Подбирайте синонимы, ищите слова, которые точно выразят вашу мысль, но при этом избегайте использовать слова, в значении которых не уверены, – например, можно допустить ошибку, спутав паронимы «благодарный» и «благодарственный».
Не стремитесь использовать «красивые», высокопарные слова. Во-первых, вы можете не знать их точного значения, во-вторых, может получиться стилистическая «разноголосица». Неудачное словоупотребление и избыточное усложнение фразы может не соответствовать стилю остальной работы.
Кроме того, избегайте в своем сочинении канцеляризмов, например, «таких как», «в связи с», «наличествовать», «изложенное», «с целью», «осуществлять», «проживать» вместо «жить» и т.д.
Также не стоит использовать литературные штампы, хоть порой и кажется, что они звучат «красиво». К штампам относятся такие фразы, как «тяготы и лишения», «тронуть до глубины души», «чистая и светлая мечта», «натруженные мозолистые руки», «скупая мужская слеза», «загадочная русская душа», «воцарилась тишина», «усталые, но довольные» и т.п.
Фактические ошибки
Этот вид ошибок включает фактические ошибки в фоновом материале. К таким ошибкам относятся ошибки в исторических датах, фактах, географических названиях, именах писателей, названиях и жанрах произведений, именах литературных героев.
Как проверить свой уровень готовности?
Экзаменационное сочинение – не рассуждение на вольную тему, здесь необходимо иметь четкое понимание структуры работы и знать критерии оценивания. Проверим, насколько вы уяснили предыдущий материал и готовы ли к написанию итогового сочинения.
Вопрос 1:
Получит ли сочинение «зачет», если в нем 295 слов?
Вопрос 2:
Получит ли сочинение «зачет», если в нем только один пример из публицистики?
Вопрос 3:
Можно ли получить «зачет» на итоговом сочинении, если в работе будет пересказан сюжет произведения, но содержание не будет проанализировано?
Вопрос 4:
Верно ли при рассуждении на тему «Когда родители могут гордиться детьми» приводить аргументы о конфликте отцов и детей?
Вопрос 5:
Оцените отрывок из сочинения по теме «Стоит ли мечтать о несбыточном». Есть ли тут ошибки по критерию №2?
Мне кажется, Гончаров в романе «Обломов» дает четкий ответ на вопрос, стоит ли мечтать о несбыточном. Ольга Ильинская витала в облаках, мечтая о браке с Обломовым – очевидно, что этот никчемный лентяй ни на что не годен. Несбыточны были и мечты самого Обломова о жизни с Ольгой, ведь еще Штольц прямо говорит и Ольге, и Обломову, что их мечты бесплотны.
Вопрос 6:
Оцените отрывок из сочинения по теме «Какое искусство называют настоящим?» по критерию №5 — можно ли получить «зачет»?
На мой взгляд настоящие искуство – это такое искусство, которое идет от глубины души художника. Настоящий тварец творит не ради денег, а ради творческой самореализации. Именно вдохновение двигает творческий процес.
Вопрос 7:
Оцените данный отрывок по критерию К4. Есть ли тут речевые ошибки?
Другой герой – Александр Григорьев. Он с самого детства испытал на себе все тяготы и лишения. Немой с детства, он рано осиротел. Однажды, по реке стали приходить письма. Погибший почтальон так и не смог их донести. Одно из них было письмо капитана Татаринова своей жене, Машеньке. Оно до глубины души тронуло Григорьева, и он решил найти пропавшую экспедицию. Эта мечта вела Александра на протяжении всего жизненного пути.
Можно ли подготовиться к написанию сочинения самостоятельно?
Пожалуй, это вполне возможно. Если вы уверены в себе – дерзайте, ваш труд будет вознагражден достойной оценкой. Однако заметим, что экзаменационное сочинение – не тот случай, где можно слепо рисковать (а риск в самостоятельной подготовке присутствует!).
Во-первых, экзамен усложняется из года в год, и созданные материалы не всегда покрывают экзаменационный объем на 100%.
Во-вторых, готовясь к нескольким экзаменам, вы можете не уследить за последними уточнениями по формату экзаменационного сочинения и не понять нюансов формулировок тематических направлений.
В-третьих (и самое главное!), сомнения могут перерасти в панику, особенно если у вас нет учителя, который сможет помочь. Ведь именно от того, насколько понятно и доступно педагог умеет подготовить ученика к экзамену, создать нужный психологический настрой и вовремя объяснить все нюансы работы, и зависит успех и спокойствие ученика на экзамене.
Как выбрать преподавателя?
Многие преподаватели имеют блестящую квалификацию и много лет готовят выпускников к финальным испытаниям. Однако важно, чтобы преподаватель и ученик подходили друг другу и на эмоциональном уровне, поскольку именно это делает занятия желанными и приносит лучший результат. В конце концов, учение – не мучение.
У нас есть свое решение, верность которого доказана эмпирически. В школе «Тетрика» первый урок с учеником проводит опытный методист, который выявляет потребности ученика и его уровень, проводит тестирование и составляет общее впечатление. Затем, учитывая все факторы, методист предлагает преподавателя, который сможет помочь ученику максимально эффективно.
Все о декабрьском сочинении
Декабрьское сочинение — это допуск ко всем экзаменам (чтобы сдать экзамен по химии, истории или информатике, например, нужно обязательно хорошо написать итоговое сочинение). За него не ставят оценки или баллы — только зачет или незачет.
Это сочинение представляет из себя рассуждение, то есть нужно поставить тезис (свою точку зрения), а также доказать его с помощью литературных аргументов.
Формат экзамена
- Обычно экзамен проходит в первую среду декабря, если экзамен не перенесется по очень важным причинам;
- На выполнение предоставляется 235 минут, а именно 3 часа 55 минут;
- Апелляцию подать невозможно;
- Если будет незачет, то существует пересдача в феврале и мае
- Во время экзамена можно пользоваться орфографическим словарем, который вам обязаны выдать в школе, где вы пишите работу. Свой словарь приносить нельзя.
Критерии оценивания
Невозможно написать работу хорошо, если не знать, как ее будут оценивать.
Условия зачета:
- В сочинении должно быть минимум 250 слов, но рекомендуется 300–400;
Зачет по критериям 1–2 и еще хотя бы один по критериям 3–5.
Критерий 1. Здесь проверяется, соответствуете ли вы выбранной теме.
Этот критерий проверяет содержание сочинения. Поставлен ли тезис (собственное мнение), есть ли логика и связь между тезисом и рассуждением. Сочинение должно быть написано на одну из предложенных тем: ответ на вопрос, размышление над предложенной проблемой, рассуждение о цитате великого человека (писателя, философа, ученого).
«Незачет» будет, если работа не соответствует теме или в ней нет своей точки зрения насчет данной проблемы, которую в дальнейшем ученик должен будет раскрыть.
Критерий 2. Здесь проверяется умение аргументировать собственное мнение.
Этот критерий проверяет умение аргументировать свое мнение с помощью литературы. Причем литературу можно использовать любую: отечественную, зарубежную, художественную, публицистическую, даже произведения устного народного творчества разрешены. На конкретное произведение нужно будет опираться в своих рассуждениях.
Чтобы получить зачет, в сочинении должно быть использовано не менее одного произведения: можно взять один эпизод, а можно несколько; можно взять эпизод и сделать акцент на элементе, а можно весь эпизод рассмотреть как одно целое.
«Незачет» будет, если: в работе нет опоры на литературный материал; в ней неправильно передано содержание произведения (например, в произведении говорится о совести, а ученик использует в аргумент к справедливости) или литературные произведения лишь упоминаются в работе (то есть произведение только называется, но при этом нет четкого пересказа-анализа эпизода), при этом не является опорой для рассуждения. Во всех остальных случаях ученик получает «зачет».
Критерий 3. Здесь проверяется композиция и логика рассуждения.
Проверяет умение логично выстраивать рассуждение. Чтобы получить зачет, нужно аргументировать свой тезис логично. Например, доказывать, что любовь играет большую роль в жизни человека, произведением о настоящей любви, а не о справедливости.
«Незачет» ученик получает, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла работы и ученик не определил тезис (свое мнение) и его доказательство. Во всех остальных случаях ученик получает «зачет».
Критерий 4. Здесь проверяется качество письменной речи.
Критерий проверяет речевое оформление текста сочинения. Чтобы получить зачет, нужно точно выражать мысли. Например, вы говорите о прекрасном чувстве, нужно уточнить, какое оно: радость, удивление, светлая грусть? Также необходимо использовать разную лексику (синонимы, антонимы, разные лексические средства выразительности) и различные грамматические конструкции (причастные, деепричастные обороты). Особенно трепетно нужно отнестись к оригинальности работы, не нужно злоупотреблять клише.
Не стоит теперь переживать и сильно заботиться о количестве оборотов, все эти условия мы выполняем обычно, не задумываясь.
«Незачет» будет, если качество речи низкое, и встречаются речевые ошибки, которые мешают пониманию смысла работы.
Критерий 5. Грамотность.
Здесь проверяется уровень знаний по орфографии, пунктуации, грамматике. Правило такое: на 100 слов можно допустить не более 5 ошибок.
«Незачет» будет, если ученик совершил более 5 ошибок на 100 слов и эти ошибки мешают пониманию смысла сочинения. Стоит учитывать, что ошибки не делятся на орфографические, пунктуационные; нет отдельных критериев оценивания для них, как в сочинении ЕГЭ по русскому языку.
Как же писать сочинение?
Более подробно рассмотрим это в отдельной статье, а сейчас кратко распишем беспроигрышную схему:
Итоговое сочинение включает в себя три части, три-четыре абзаца: вступление, основная часть (1-2 абзаца, в зависимости от количества аргументов) и заключение.
Вступление должно включать в себя размышление о теме, которая выбрала для сочинения, а также необходимо написать тезис.
Тезис – это точка зрения автора работы.
Как можно написать тезис? Я советую не усложнять себе жизнь и написать «Я считаю…» После него уже можно переходить к основной части. Ее переносим обязательно в отдельный абзац.
Основная часть – доказательство точки зрения ученика.
Перед написанием сочинения лучше заранее позаботиться о примерах из литературы, так как необходимо точно помнить автора и название произведения. Итак, уже известно, что пойдет в аргументы. Сейчас нужно ответственно выбрать эпизод, который докажет вашу позицию. Нужно произвести пересказ-анализ, то есть ввести эпизод (пересказать его) и ответить на вопросы «Почему этот эпизод доказывает мою позицию? Как он помогает раскрыть мой тезис?» (проанализировать).
Последний абзац – заключение.
Здесь нужно лишь подвести итог своему рассуждению. Существует множество универсальных фраз, которые помогут качественно написать обобщение всему сказанному.
Итак, мы рассмотрели основные важные положения об итоговом сочинении. Более подробно о его написании поговорим в другой статье.
Удачи на экзаменах!
Про итоговое сочинение сказано уже очень много: его обсуждают из года в год, формат работы и требования к ней не меняются. Так что пришло время собрать всю информацию в одном месте и повторить самые важные факты об итоговом сочинении.
Что такое итоговое сочинение?
Это сочинение-рассуждение объемом около 300-400 слов. В этом году ученикам будет предложено 6 тем на выбор — выпускник может выбрать любую тему из списка.
Тематические направления, на основании которых будут сформулированы темы сочинений:
- Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека.
- Семья, общество, Отечество в жизни человека.
- Природа и культура в жизни человека.
Подробнее почитать об этих направлениях можно в документе, опубликованном на сайте ФИПИ.
Зачем нужно итоговое сочинение?
Итоговое сочинение (ИС) — это допуск к сдаче основных экзаменов, так что эту работу необходимо написать каждому одиннадцатикласснику. Без неё у выпускников не получится сдать ЕГЭ, получить аттестат и поступить в вуз.
Как проходит итоговое сочинение?
Процедура написания сочинения-допуска очень схожа с проведением экзамена. Выпускников так же рассаживают в шахматном порядке, на расстоянии друг от друга. Не допускается использование книг, мобильных телефонов, умных часов и других подсказок.
На написание работы выделяется 3 часа 55 минут. В начале проводится инструктаж и ученикам объясняют правила проведения экзамена. Затем выпускники заполняют бланки и могут приступать к написанию самой работы.
Традиционно итоговое сочинение пишется в первую среду декабря. В этот день у одиннадцатиклассников отменяются все уроки, и после написания работы они могут смело отправляться домой.
Как оценивается итоговое сочинение?
Оценивание работы происходит в системе “зачёт”/ “не зачёт”, а для более объективного оценивания сочинения есть специальные требования и критерии:
Требования к написанию работы:
- Минимальный объём работы — 250 слов.
- Работа должна быть написана самостоятельно.
Критерии оценивания сочинения:
К1 — Соответствие сочинения теме.
К2 — Аргументация и привлечение литературного материала.
К3 — Композиция и логика рассуждения.
К4 — Качество письменной речи.
К5 — Грамотность.
Для того, чтобы получить “зачёт” и быть допущенным к сдаче экзаменов, выпускнику нужно набрать как минимум 3 балла, то есть получить “зачёт” по трём критериям — К1, К2 и ещё одному из списка. Если в работе меньше 250 слов, если сочинение не соответствует теме, аргументы не подтверждают тезис или ученик получил зачёт только по двум критериям из пяти, работа не засчитывается и выпускник отправляется на пересдачу.
Подробности о критериях оценивания также можно почитать в документе на сайте ФИПИ.
Когда можно пересдать итоговое сочинение?
Если ученик не получил “зачёт” за декабрьскую работу, у него есть ещё два шанса пересдать сочинение и получить допуск к сдаче ЕГЭ. Пересдачи проходят в дополнительный период (как правило, первая — в феврале, вторая — в мае), а точные даты повторного проведения испытания можно будет узнать в школе или в официальных источниках.
Но команда Умскул всё же надеется, что каждый из вас сможет подготовиться к итоговому сочинению и сдать эту работу на максимальные 5 баллов с первого раза!
Что ещё нужно знать об итоговом сочинении?
– За итоговое сочинение можно получить дополнительные баллы при поступлении в вуз. Некоторые вузы обращают внимание на сочинение-допуск и добавляют до 10 дополнительных баллов к вашим результатам ЕГЭ. Так что есть смысл стремиться к 5/5!
– Итоговое сочинение — это не сочинение ЕГЭ по русскому языку. Это две абсолютно разные работы, которые требуют разной подготовки. Но если вы достаточно попрактикуетесь в написании сочинения-допуска, справиться с 27 заданием на ЕГЭ по русскому вам будет сильно проще.
– Главное — чтобы сочинение соответствовало требованиям и критериям. Учитесь писать работу так, чтобы всегда набирать достаточное количество слов и полноценно раскрывать тему.
– Обращайте внимание на логичность и связность повествования. Можно привести прекрасный аргумент, и он будет даже по нужной теме — но совсем не проиллюстрирует ваш тезис! Или же можно отлично аргументировать свою позицию, но вывод написать совсем не о том.
Готовьтесь вместе с Умскул!
Пролог — курс, на котором вы с нуля можете подготовиться к итоговому сочинению на 5 из 5 за месяц.
На курсе вы получите уникальную структуру правильного сочинения, научитесь грамотно формулировать свою позицию и свободно подбирать аргументы.
Секретный Telegram-канал и скидка 10% на курс при регистрации в списке предварительной записи! Переходите по ссылке: https://vk.cc/chhIXD
ФИПИ изменил подход к формированию комплектов тем итогового сочинения. Больше не будет пяти направлений, известных заранее, а на экзамене ученику придется выбирать из шести тем. Объясняем, как изменилось итоговое сочинение 2022/23.
Чтобы быть уверенными в своем сочинении, записывайтесь на наш курс подготовки. Вы разберете структуру сочинения, научитесь выделять основную мысль текста и подбирать убедительные аргументы, ознакомитесь со списком литературы, в котором найдется аргумент для каждой темы. И главное — напишете 2 пробных сочинения, которые проверит эксперт и даст вам обратную связь. Приходите на курс по итоговому сочинению, чтобы точно получить зачет!
Каким итоговое сочинение было раньше
ФИПИ заранее публиковал направления (о направлениях 2021 читайте в нашей прошлогодней статье). На экзамене ученик получал 5 тем (по одной из каждого направления), выбирал одну из них и писал по ней сочинение. Банк аргументов отрабатывался заранее, так как направления подсказывали приблизительную тематику и можно было примерно понять, о чем придётся писать на экзамене.
Ученики повторяли произведения, готовили аргументы и шли на экзамен с готовым набором «любимых направлений», по которым уже не раз писали тренировочные сочинения.
Учителя русского языка и литературы замечали, что многие направления из года в год перекликались: можно было пользоваться уже готовыми базами аргументов, а темы были очень похожими. Например, направление «Путь» в 2015 году и направление «Человек путешествующий» в 2022, «Забвению не подлежит» в 2020 и «Война и мир» в 2019, «Добро и зло» в 2019 и «Доброта и жестокость» в 2018 и так далее.
В итоге в 2022 году было принято решение не придумывать новые направления и темы, а использовать то, что уже есть. То есть в 2022/23 учебном году на экзамене будут только те темы, которые уже использовались в прошлые годы (в закрытом банке ФИПИ их более полутора тысяч).
Планируется, что в дальнейшем закрытый банк тем итогового сочинения от ФИПИ будет ежегодно пополняться новыми темами.
Каким же будет итоговое сочинение 2022/23
Эксперты взяли огромный банк заданий, который скопился за все эти годы и разбили его на следующие разделы и подразделы:
1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества
1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом
1.3. Познание человеком самого себя
1.4. Свобода человека и ее ограничения
2. Семья, общество, Отечество в жизни человека
2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции
2.2. Человек и общество
2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека
3. Природа и культура в жизни человека
3.1. Природа и человек
3.2. Наука и человек
3.3. Искусство и человек
По факту те же самые направления, только более крупные. На экзамене в каждый комплект тем итогового сочинения будут включены по две темы из каждого раздела банка.
Вот как может выглядеть комплект тем на экзамене у ученика в декабре 2022 года:
В остальном требования, критерии оценки и правила написания итогового сочинения не поменялись.
Основные правила написания и критерии
Итоговое сочинение в 2022 году пройдёт 7 декабря. Вам предстоит за 3 часа 55 минут написать развёрнутое, структурное и аргументированное сочинение по одной из выбранных тем.
- Объём должен быть не меньше 250 слов (иначе незачёт!).
- Сочинение должно быть написано самостоятельно.
По структуре итоговое сочинение 2022 сильно отличается от сочинения ЕГЭ. Комплект из шести тем вы получите только за 15 минут до экзамена, заранее известны только разделы и подразделы.
Итоговое сочинение 2022/23: критерии
Сочинение оценивается по пяти критериям, по каждому можно получить или «зачет», или незачет. Первые два критерия самые важные: если не получить по ним «зачет», экзамен провален. Для того, чтобы получить «зачет» за сочинение в целом, нужно получить «зачет» за два первых критерия + за ещё хотя бы один из остальных.
1. Соответствие теме
Самое важное — не уходить от темы, соотнести доказательство и вывод с тезисом, не подменять понятия.
2. Привлечение литературного материала
Чтобы получить зачет, нужно привести минимум 1 литературный аргумент — из русской классики, школьной программы или мировой литературы. Можно использовать даже «Гарри Поттера» или «Голодные игры». Главное — написать развернутый аргумент, который подтвердит ваше мнение.
3. Композиция и логика рассуждения
Чтобы получить балл по этому критерию, предлагаем вам использовать классическую структуру сочинения.
5 абзацев:
- вступление (тезис)
- собственное мнение, которое будем доказывать аргументами
- аргумент 1 (доказательство и микровывод)
- аргумент 2 (доказательство или контраргумент + микровывод)
- вывод (итог рассуждений)
Если сочинение выстроено логично и в нем есть абзацное членение, то данный критерий засчитают.
4. Качество письменной речи
Если всё настолько плохо, что речевые ошибки затрудняют понимание смысла, ставят «незачёт», если мысль ясна — «зачёт».
5. Грамотность
«Незачёт» поставят, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных. Помните, что на сочинении можно пользоваться орфографическим словарём! Этот поможет вам свести орфографические ошибки к минимуму.
Аргументы для итогового сочинения 2022/23
Несмотря на то, что темы заранее не известны, мы подготовили для вас банк аргументов по подразделам, который поможет вам аргументировать свою позицию по любой теме. А в этой статье вы найдете готовые аргументы с опорой на литературный материал — пользуйтесь!
Раздел 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
Темы этого раздела будут связаны с вопросами, которые человек задаёт себе сам в ситуациях нравственного выбора: о нравственных идеалах и моральных нормах, о добре и зле, о свободе и ответственности. Данный раздел побуждает к самоанализу, осмыслению опыта других людей или литературных героев, стремящихся понять себя.
Возможные темы:
- Согласны ли вы с тем, что муки совести — самое страшное наказание?
- Почему человеку важно найти ответ на вопрос о смысле жизни?
- Можно ли оправдать плохой поступок?
- Может ли любовь спасти заблудшую душу?
Литературные аргументы:
- «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский
- «Евгений Онегин» А. С. Пушкин
- «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкин
- «Голодные игры» С. Коллинз
- «Повелитель мух» У. Голдинг
- «Старуха Изергиль» М. Горький
- «451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери
- «Евгений Онегин» А. С. Пушкин
- «Зеленая лампа» А. Грин
- «Мастер и Маргарита» М. А. Булгаков
- «Граф Монте-Кристо» А. Дюма
- «Черный человек» С. Есенин
- «Гранатовый браслет» А. И. Куприн
Раздел 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека
Темы этого раздела нацеливают на размышление о семейных и общественных ценностях, традициях и обычаях, отношениях и влиянии общества, семьи на человека.
Возможные темы:
- Почему для некоторых людей так важно общественное мнение?
- Как окружение влияет на ребёнка?
- На что готов пойти человек ради своей семьи?
- Человек должен жить для себя или на благо общества?
Литературные аргументы:
- «Война и мир» Л. Н. Толстой
- «Анна Каренина» Л. Н. Толстой
- «Над пропастью во ржи» Дж. Сэлинджер
- «Герой нашего времени» М. Лермонтов
- «Горе от ума» А. С. Грибоедов
- «Гарри Поттер» Дж. Роулинг
- «Тарас Бульба» Н. В. Гоголь
- «Капитанская дочка» А.Пушкин
Раздел 3. Природа и культура в жизни человека
Темы этого раздела нацеливают на рассуждение об искусстве и науке, о таланте, ценности творчества и научного поиска, о собственных интересах в области искусства и науки; также темы могут быть связаны с вопросами экологии и рои природы в жизни человека.
Возможные темы:
- Как произведения искусства могут повлиять на личность и воспитание?
- Почему важно сохранять историческую память и традиционные ценности?
- Согласны ли вы с мнением, что природа может существовать без человека, а человек без природы — нет?
- Как достижения науки и технологий повлияли на человека и природу?
- Можно ли пренебречь природой во имя технического прогресса?
Литературные аргументы:
- «451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери
- «О дивный новый мир» О. Хаксли
- «Отцы и дети» И. С. Тургенев
- «1984» Дж. Оруэлл
- «Мы» Е. И. Замятин
- «Голодные игры» С. Коллинз
- «Повелитель мух» У. Голдинг
- «Прощание с Матёрой», «Уроки французского» В. Г. Распутин
- «Цветы для Элджернона» Дэниел Киз
Итоговое сочинение проверяет общую эрудицию, развитие речи, глубину мысли и, конечно, грамотность. Это значит, что для хорошего результата необходимо погрузиться в систему подготовки по русскому в целом. Сделать это вы сможете на курсе подготовки к ЕГЭ по русскому языку. При его покупке вы получите курс по итоговому сочинению всего за 1 ₽. Не допускайте ошибок большинства выпускников — готовьтесь к экзаменам комплексно!
Система подготовки учащихся 11 класса к итоговому сочинению.
Ежегодно по всей стране проходят государственные экзамены, для допуска к которым необходимо написание итогового сочинения. Система оценивания итогового сочинение проста: «зачёт»/»незачёт»
Чтобы успешно написать сочинение, ученику необходимо получить «зачёт» по 3 из 5 критериев, обязательными из которых являются критерий №1 и №2.
Критерии:
№1. Соответствие теме
№2. Аргументация и привлечение литературного материала
№3. Качество речи
№4. Композиция и логика рассуждения
№5. Грамотность
Время написания экзамена — 3 часа 55 минут.
Во время проведения итогового сочинение на столе экзаменуемого должны находиться:
1. Бланки регистрации и записи
2. Гелиевая капиллярная ручка с чернилами черного цвета
3. Документ, удостоверяющий личность
4. Лекарства и питание (при необходимости)
5. Орфографический словарь, выданный членами комиссии образовательной организации
6. Специальные технические средства (для участников с ОВЗ, детей-инвалидов, инвалидов)
В начале сентября ученикам сообщаются направления сочинений, в рамках которых будут даны темы.
Повторяю, что для того, чтобы получить «зачёт» по сочинению необходимо раскрыть предложенную тему, написав не менее 250 слов, и привести хотя бы один литературный аргумент.
Алгоритм работы при написании итогового сочинения:
1) Выбор темы. К данному шагу стоит отнестись очень серьезно, так как при выборе темы нужно быть уверенным, что ваши аргументы подойдут и раскроют смысл высказывания. Поэтому тему стоит выбрать более простую и понятную для вас.
2) Выявление проблемы (предмета обсуждения, того, ради чего автор создал свой текст), содержащейся в теме.
3) Формулировка тезисов, полностью раскрывающих тему.
4) Подбор литературных произведений, с помощью которых вы будете высказывать свою позицию.
5) Написание чернового варианта работы.
6) Внесение исправлений в композицию и в речевое оформление.
7) Перенос сочинения на бланк.
Каждому экзаменуемому будут выданы черновики с печатями, которые в конце экзамена необходимо сдать. Прежде, чем Вы займетесь написанием самого сочинения, Вам необходимо набросать план на одном из черновиков. Во время выбора тема, вы можете набросать художественные произведения, которые будете использовать в качестве аргументации. После выбора темы ваша основная задача — сформулировать основной тезис (мысль, которую вы будете объяснять в своем сочинении). Необходимо проследить, чтобы на протяжении всей работы вы не отходили от своей мысли и правильно раскрыли тему, ответив на поставленные вопросы.
ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ: КАК ПИСАТЬ?
Итак, мы столкнулись с непростой задачей — написанием итогового сочинения. Сразу же возникают вопросы:
Какой должна быть структура (план) сочинения?
Из каких частей оно должно состоять?
Попытаемся ответить на них.
ПЛАН (СТРУКТУРА) ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ
Классическая структура сочинения предполагает наличие трех главных частей: вступления, основной части и заключения. Основная часть в свою очередь включает тезисы, подкрепленные аргументами. Таким образом, общий план сочинения имеет вид:
Вступление.
Основная часть.
Первый тезис+аргумент.
Второй тезис+аргумент.
Третий тезис+аргумент.
Заключение.
Примечание. По объему основная часть должна быть больше, чем вступление и заключение, вместе взятые. Тезис, подкрепленный аргументом, может быть всего один. Однако иногда бывает довольно сложно добиться необходимого объема в 350 слов только за счет одной пары «тезис+аргумент». Поэтому таких пар может быть несколько. Оптимальное количество – 2. Большее количество затрудняет восприятие логики текста.
Структура сочинения должна выглядеть следующим образом (количество тезисов и аргументов значения не имеет):
ТРЕБОВАНИЯ К ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ
1. Сочинение – это творческая работа, которая потребует от учащегося прежде всего знания художественных произведений, умения анализировать их форму и содержание, правильно излагать свои мысли в письменной форме.
2. Сочинение должно показать уровень речевой культуры учащегося, начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме.
3. Таким образом, учащемуся необходимо продемонстрировать умение логично и грамотно строить связный текст — рассуждение, обращаться к литературному материалу, анализируя художественные произведения.
4. На экзамене будут предложены пять тем сочинений. Перечень конкретных тем не объявляется заранее.
6. Сформулируйте свою точку зрения и аргументируйте свою позицию, выстраивая рассуждение в рамках заявленной темы на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы.
7. Запомните: важна глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал.
8. Продумайте композицию сочинения.
9. Обращайте внимание на речевое оформление и соблюдение норм грамотности.
10. Сочинение пишите чётко и разборчиво.
11. Запомните: при оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений.
12. Помните: это сочинение – рассуждение на основе произведения отечественной или зарубежной литературы.
13. Запомните: при оценивании сочинения учитывается его объём: рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов, то такая работа считается невыполненной и учащийся получает « не зачтено».
14. На написание работы отводится 3 часа 55 минут.
ИТАК, для получения положительной оценки необходимо правильно понять тему сочинения, подобрать нужный литературный материал для её раскрытия, логично расположить материал и грамотно написать работу.
РАБОТА НАД КОМПОЗИЦИЕЙ СОЧИНЕНИЯ.
КОМПОЗИЦИЯ – это строение сочинения, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему сочинению как единому целому.
Принято различать логическую и композиционную структуру сочинения, которые тесно связаны.
Традиционно выделяют три части сочинения:
- ВСТУПЛЕНИЕ, задача которого – ввести в тему, дать предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой;
- ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ, в которой непосредственно раскрывается тема сочинения, приводятся рассуждения, анализируется текст художественного произведения;
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ, в котором подводится итог, обобщается сказанное.
СОВЕТЫ УЧИТЕЛЯ.
При написании вступления и заключения руководствуйтесь соображениями здравого смысла и постоянно задавайте себе вопросы: «Как то, что я пишу, относится к теме? С какой целью я всё это пишу?» Делайте вступление не очень большим.
ПОМНИТЕ: подобные вопросы задаёт себе и экзаменатор, проверяющий сочинение.
ВАРИАНТЫ ВСТУПЛЕНИЯ |
|
ИСТОРИЧЕСКОЕ |
Предполагает краткую характеристику определённой эпохи, анализ социально-экономических, нравственных, политических или культурных особенностей того времени. |
АНАЛИТИЧЕСКОЕ |
Может содержать размышление над центральным понятием темы сочинения (война, совесть, милосердие и т.д.). |
БИОГРАФИЧЕСКОЕ |
Содержит факты из биографии писателя, имеющие отношение к произведению или к поднятой в нём проблеме. |
ЦИТАТНОЕ |
В своей основе содержит цитату, которая имеет прямое отношение к теме сочинения и является «точкой отсчёта» для дальнейшего развёртывания мысли. |
ЛИЧНОСТНОЕ |
Предполагает заявление своей позиции, изложение мыслей, чувств, связанных с темой сочинения. |
КАК ПИСАТЬ ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Заключение должно подводить итог всей работе, логично завершать размышления над темой сочинения. Заключение должно быть органично связано с основным текстом.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Вывод – это не простое повторение аргументов, это обязательно новая информация, имеющая обобщающий характер.
ЗАПОМНИТЕ! Общий объём вступления и заключения не должен превышать 1/4 всего сочинения. Вступительная и заключительная часть сочинения не должны быть слишком большими и могут состоять из 5 – 8 предложений. В любом случае необходимый объём каждой части сочинения должен определяться не механическим подсчётом слов и предложений, а логикой развёртывания мысли.
СОВЕТЫ УЧИТЕЛЯ.
Работая над сочинениями, постарайтесь найти для себя те варианты вступлений и заключений, которые хорошо удаются и не требуют больших затрат сил и времени.
ВИДЫ ЗАКЛЮЧЕНИЯ |
|
ОБОБЩЕНИЕ СКАЗАННОГО |
Самая типичная и логичная концовка сочинения. Чаще всего в такой концовке возвращаются к основной мысли сочинения, излагая её более широко и эмоционально. |
РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС |
Вопросительное предложение, в т.ч. риторический вопрос, в конце сочинения возвращает читателя к основной проблеме, заключённой в теме сочинения, подчёркивая её актуальность. |
ПРИЗЫВ К ЧИТАТЕЛЮ |
Призыв, обращение к читателю акцентируют внимание на главной мысли сочинения, побуждают читателя изменить своё отношение к проблеме. |
ЦИТАТА |
Следует помнить, что далеко не каждая цитата будет уместна в заключении. Это должно быть высказывание, достаточно полно выражающее мысль. |
КАК ПИСАТЬ ОСНОВНУЮ ЧАСТЬ СОЧИНЕНИЯ.
Основная часть сочинения должна быть посвящена раскрытию конкретной темы. Прежде всего необходимо обратить внимание на чёткое членение текста на абзацы. Каждый абзац – это относительно законченное целое. Абзац должен быть посвящён изложению одной идеи. Он не должен начинаться с одной идеи и заканчиваться другой. Предложения должны быть логически связаны так, чтобы каждое последующее было ответом на вопрос, возникающий у читателя после прочтения предыдущего предложения. Если читателю приходится возвращаться и перечитывать абзац два или три раза, это означает, что абзац не согласован.предложения не следуют логически друг за другом.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Поскольку это сочинение-рассуждение запомните типичную структуру абзаца текста – рассуждения:
- тезис
- развитие мысли
- иллюстративная часть (доказательства, примеры)
- микровывод
Новый абзац – это новая мысль, связанная с предыдущей, поэтому необходимо продумать грамотные логические переходы от одной мысли к другой.
«Клише к итоговому сочинению»
Примеры вступления.
1. Всем известно; что … Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, об этом говорят и неискушенные подростки и умудренные опытом люди… Наверное, эта тема интересует каждого из нас, поэтому текст … тоже посвящен …
2. Люди часто размышляют о том, что …. (
3. (Вопросы). Эти вопросы очень важны, потому что заставляют нас задуматься о сущности … . Кто-то считает, что …. Кто-то….
4. Начать с цитаты, в которой заключена главная мысль текста. (Прием «Ниточка»)
Переход к основной части.
1. В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература
2. Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема…
3. Размышляя о …, я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором…
Обращение к произведению.
1. Тема (природы и т.п.) затрагивается в романе…(автор, название).
2. Вспомним героя повести… (автор, название).
3. Обратимся к роману… (автор, название).
Выводы и заключение.
Промежуточный вывод
1. Писатель считает, что…
2. Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о….
Заключение
1. Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…
2. Обобщая сказанное, хочу сказать, что…
3. (Цитата)«…,» — писал …. В этих словах выражена мысль о ….
Разнообразие используемых автором сочинения логических связок свидетельствует о хорошем владении письменной речью.
Таким образом, построение связного текста – это кропотливая работа, требующая внимания и развитого языкового чутья.
ПРИЁМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ТЕКСТА ЛИТЕРАТУРНОГО ИСТОЧНИКА
В РАБОТЕ НАД СОЧИНЕНИЕМ.
В сочинении необходимо использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции, поэтому от учащегося потребуется знание содержания художественных произведений и умение правильно включать литературный материал в текст своего сочинения.
Рассмотрим приёмы привлечения текста в процессе работы над сочинением.
1.ССЫЛКА, УКАЗАНИЕ на произведение, определённый эпизод, высказывание автора, персонажа. Этот приём обычно используется при анализе крупных эпических произведений и позволяет в самом общем виде передать их содержание.
2.СЖАТЫЙ ПЕРЕСКАЗ сюжета, конфликта, этапов становления характера героя.
3.ЦИТИРОВАНИЕ. Цитата – это дословная выдержка из какого-либо произведения. Она должна быть абсолютно точной, включая орфографию и пунктуацию автора, без изменений и искажений.
4.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОСВЕННОЙ РЕЧИ.
Предложение с косвенной речью представляет собой СПП, в котором главная часть передаёт слова автора, а придаточная – чьё-либо высказывание. Косвенная речь передаёт чужую речь не дословно, а лишь с сохранением общего содержания, что удобно в ситуации, когда невозможно проверить точность цитаты. Однако и в этом случае недопустимо искажение общего смысла высказывания.
ПОМНИТЕ! Переводя прямую речь в косвенную, будьте внимательны, чтобы избежать грамматических ошибок.
КАК РАБОТАТЬ НАД РЕЧЕВЫМ ОФОРМЛЕНИЕМ СОЧИНЕНИЯ.
Речевое оформление сочинения учитывается в критерии №5 «Грамотность». Самые типичные ошибки, которые часто встречаются в сочинениях, можно сгруппировать следующим образом:
ТИПЫ ОШИБОК:
1.Фактическая ошибка – это искажение информации о событиях, предметах, лицах, упоминаемых в тексте сочинения.
2.Речевая ошибка – это нарушение лексических норм, т.е. норм употребления и сочетаемости слова.
3.Грамматическая ошибка – это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения. Такие ошибки связаны с нарушением какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической.
Искажения литературных текстов и фактические ошибки.
В процессе привлечения литературного материала в итоговое сочинения школьники, плохо знающие текст избранного для аргументации произведения, искажают содержание прочитанных книг, допуская следующие фактические ошибки:
1) искажение имен, фамилий, инициалов писателей;
2) искажение названия произведения;
3) искажение имен, фамилий литературных героев;
4) неточное указание дат;
5) ошибки в названии мест событий, географических названий;
6) искажение жизненной правды;
7) искажение содержания и последовательности событий в литературном произведении;
ошибки в указании литературного жанра;
9) ошибки в использовании литературоведческих терминов;
10) искажение авторской позиции;
11) неточности в цитировании, искажение знаков препинания в цитатах.
Для предупреждения фактических ошибок в подготовительный период следует научить школьников проверять всю фактическую информацию по справочникам и энциклопедиям, включая Интернет-ресурсы, а также выполнять задания на поиск, исправление и обоснование фактических ошибок в текстах для тренировочных упражнений.
7. Отсутствие смысловых связей между основными частями сочинения, особенно между вступлением и заключением.
Перед написанием заключения имеет смысл перечитать вступление, что поможет вспомнить, какие проблемы были поставлены в нем, и сделать так, чтобы заключение обязательно перекликалось со вступлением. Отсутствие логической связи между вступлением и заключением сочинения – одна из самых частотных содержательно-композиционных ошибок, а работы с соблюдением этого условия, как правило, выглядят композиционно завершенными.
Между смысловыми частями итогового сочинения должны быть логические связки, или «мостики», которые скрепляют текст сочинения, делают его обоснованным и логичным. В содержание каждого абзаца основной части следует включать тезис (мысль, требующую доказательств), аргументы (доказательства), примеры (с использованием литературного материала), необходимые промежуточные выводы. В заключении нужно дать краткий и точный ответ на вопрос темы в формате сжатого итога всего рассуждения или небольшую уместную цитату, созвучную главной мысли сочинения.
Типичной структурно-композиционной ошибкой является отсутствие аргументов и примеров к выдвинутым тезисам или их логическое несоответствие. При этом переход от одного тезиса к другому тоже требует определенных логических связок, помогающих сделать текст сочинения целостным и композиционно стройным.
Кроме того, выпускник должен следить за соразмерностью частей итогового сочинения, вступление и заключение к которому должны вместе занимать на более трети всего текста, а основная часть работы – две трети. При этом не следует делать вступление слишком расплывчатым и объемным, а заключение слишком кратким, что часто наблюдается в реальных работах выпускников.
Низкое качество речи и речевые ошибки;
В итоговом сочинении следует точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, уместно употреблять термины, избегать речевых штампов и не допускать, чтобы низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняли понимание смысла высказывания.
Наиболее распространенными речевыми ошибками итоговых сочинений являются:
1) употребление слова в несвойственном ему значении;
2) употребление иностилевых слов и выражений, речевые штампы, канцеляризмы;
3) неуместное использование эмоционально окрашенных слов и синтаксических конструкций;
4) немотивированное применение диалектных и просторечных слов и выражений;
5) смешение лексики разных исторических эпох;
6) нарушение лексической сочетаемости;
7) употребление лишнего слова (плеоназм);
речевые повторы, т. е. повторение или двойное употребление близких по смыслу слов или синонимов без оправданной необходимости (тавтология);
9) необоснованный пропуск слова;
10) порядок слов, приводящий к неоднозначному пониманию предложения.
Тренировочные упражнения к определению темы и проблемы итогового сочинения.
Упражнение 1. Прочитайте тему сочинения. Определите ключевое слово. Чему должно быть посвящено основное содержание сочинения по этой теме?
«Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть?».
Ответ: ключевое слово — «какие события».
Упражнение 2. Прочитайте тему сочинения. Найдите ключевое слово, которое определит основное содержание вашей работы.
«Какие психологические проблемы, поднятые в произведениях Валентина Распутина, нам интересны?»
Ответ: ключевое слово – психологические. Комментарий. В сочинение надо писать о проблемах дружбы, любви, долга, взаимопонимания, которые поднимает В. Распутин.
Таким образом, анализ речевых и грамматических ошибок, организация работы по их предупреждению способствует формированию умений школьников осмысленно подходить к отбору языковых средств для построения высказывания, основой которых является не только значение лексических и грамматических значений слов, его сочетательных способностей, но и учет целесообразности их употребления в определенном контексте.