Утверждены тематические направления итогового сочинения 2021/22 учебного года:
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
3. Преступление и наказание — вечная тема
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня
5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина
Комментарий к открытым тематическим направлениям итогового сочинения 2021/2022 учебный год
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.
Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.
Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.
2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.
Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.
Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.
3. Преступление и наказание — вечная тема.
Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.
Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.
Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.
В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.
Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.
5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.
Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.
Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.
При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.
28 октября 2022
В закладки
Обсудить
Жалоба
Рособрнадзор опубликовал методические рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) в 2022/23 учебном году.
→ Методические рекомендации: mr-its22-23.pdf
→ Правила заполнения бланков: pravila-blank.pdf
С 2022/23 учебного года расширяются возможности выбора темы сочинения: каждый комплект будет включать не пять, а шесть тем – по две темы из каждого раздела банка:
Темы 1, 2 «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека».
Темы 3, 4 «Семья, общество, Отечество в жизни человека».
Темы 5, 6 «Природа и культура в жизни человека».
Как и в прошлые годы, комплекты тем формируются отдельно для каждого часового пояса в режиме конфиденциальности и становятся общедоступными за 15 минут до начала итогового сочинения.
При составлении тем итогового сочинения соблюдаются определенные требования. Темы для итогового сочинения должны:
→ соответствовать разделам закрытого банка тем итогового сочинения;
→ соответствовать надпредметному характеру итогового сочинения (не нацеливать на литературоведческий анализ конкретного произведения);
→ соответствовать литературоцентричному характеру итогового сочинения (давать возможность широкого выбора литературного материала, на который участник будет опираться в своих рассуждениях);
→ нацеливать на рассуждение (наличие проблемы в формулировке);
→ соответствовать возрастным особенностям выпускников, времени, отведенному на написание сочинения (3 ч 55 мин.);
→ быть ясными, грамотными и разнообразными по формулировкам.
Темы позволяют участнику выбирать литературный материал, на который он будет опираться в своих рассуждениях.
В качестве примера ниже приведен образец комплекта тем.
→ Как, по-Вашему, связаны понятия чести и совести?
→ Что Вы вкладываете в понятие «счастье»?
→ Семейные ценности и их место в жизни человека.
→ В чём может проявляться любовь к Отечеству?
→ Способно ли, с Вашей точки зрения, явление культуры (книга, музыкальное произведение, фильм, спектакль) изменить взгляды человека на жизнь?
→ Чему человек может научиться у природы?
Темы привязаны к определенным разделам и подразделам банка, но сочинение участника может быть написано так, что по содержанию оно окажется ближе другому разделу. Участник вправе выбирать свой ракурс раскрытия темы, который может совпасть или не совпасть с комментариями к разделу, в рамках которого сформулирована тема. Например, рассуждая на тему «Как, по-Вашему, связаны понятия чести и совести?» (тема прикреплена к разделу 1) участник может выйти на проблематику раздела 2 и рассмотреть связь указанных понятий в ракурсе семейных или общественных ценностей. Рассуждая о чести и совести, участник вправе писать об ответственности человека науки, о научной совести.
Образцы бланков
Завтра дети напишут итоговое сочинение. Минпросвещения России, Рособрнадзор и Совет по вопросам проведения итогового сочинения принял решение об изменении с 2022/23 учебного года подхода к формированию комплектов его тем: они будут формироваться из закрытого банка тем итогового сочинения.
В 2022/23 учебном году комплекты тем итогового сочинения будут собираться только из тех тем, которые использовались в прошлые годы (их более полутора тысяч). В дальнейшем закрытый банк тем итогового сочинения будет ежегодно пополняться новыми темами. В эфире онлайн-программы «Образовательная среда» было рассказано об изменениях, связанных с итоговым сочинением 2022/23 учебного года.
Открытый банк текстов для итогового изложения размещен в открытом доступе на сайте ФИПИ. Это решение принято в целях в целях развития устной и письменной речи учеников и создания благоприятных условий для повышения эффективности подготовки к итоговому изложению.
В соответствии с информационным письмом Рособрнадзора от 24.10.2022 г. № 04-408 с 2022/23 учебного года итоговое изложение будет проводиться с использованием текстов из Банка изложений без изменения процедуры направления текстов для изложений в субъекты Российской Федерации.
На сайте ФИПИ размещена структура закрытого банка, с которой учащимся непременно надо познакомиться. Структура банка имеет три раздела: «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека», «Семья, общество, Отечество в жизни человека», «Природа и культура в жизни человека». Они охватывают практически все основные области жизни человека: внутренний мир, общество (социальные связи разного уровня) и внешний мир (природа, культура, наука, Вселенная), то есть все то, о чем необходимо задумываться зрелой личности и иметь собственное суждение.
Банк изложений содержит более 300 текстов, разработанных в 2014–2022 годах и распределенных по трем разделам:
Раздел 1. Нравственные ценности (включены тексты о добре, счастье, любви, правде, дружбе, милосердии, творчестве; в текстах поднимаются вопросы, связанные с духовными ценностями, нравственным выбором человека, межличностными отношениями).
Раздел 2. Мир природы (включены тексты о красоте окружающего мира, поведении животных, их дружбе с человеком; тексты побуждают задуматься об экологических проблемах, жизненных уроках, которые природа преподает человеку).
Раздел 3. События истории (включены страницы биографий выдающихся деятелей культуры, науки и техники, а также тексты, позволяющие вспомнить важные события отечественной истории мирного и военного времени, подвиги на фронте и в тылу).
Выбор темы итогового сочинения
Подробно о выборе темы написали на Меле. Выпускнику необходимо внимательно осмыслить тему сочинения и выбрать то, что ему максимально понятно и не вызывает затруднений с подбором примера (примеров) из художественных произведений.
Формулировка темы может быть в виде прямого вопроса: «Что вы вкладываете в понятие „счастье“?», «В чем может проявляться любовь к Отечеству?», «Чему человек может научиться у природы?» В вопросной формулировке выпускнику важно ответить на прямой вопрос, раскрыть поступки: в чем, например, может проявляться любовь к Отечеству? Чему человек может научиться у природы? Как можно раскрыть понятие «счастье», каковы его составляющие?
Следующий шаг – подбор литературного материала, который сможет стать доказательной базой и ярко проиллюстрировать выдвигаемый тезис. Например, в чем проявилась любовь к Отечеству у князя Святослава или Ярославны в «Слове о полку Игореве»? Какой эпизод произведения наиболее ярко выражает любовь каждого из них к Отечеству? Как проявляется любовь к Отечеству у героев романа-эпопеи «Война и мир» Толстого: Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи и Пети Ростовых?
Формулировка темы также возможна в виде дискуссионного вопроса, например: «Способно ли, с вашей точки зрения, явление культуры (книга, музыкальное произведение, фильм, спектакль) изменить взгляды человека на жизнь?» Дискуссионный вопрос предполагает выбор одного из двух мнений. Выпускнику сначала предстоит ответить на вопрос «Способно или не способно?». Очевидно, что данная формулировка предполагает, что выпускник может поделиться своим личным опытом от встречи с прекрасным.
Вместе с тем есть и художественные произведения, где писатели воплощают в своих героях катарсическое (от греч. слова «катарсис» – «очищение») переживание, вызванное книгой, музыкальным произведением, спектаклем. Например, в романе «Преступление и наказание» евангельская история о «Воскрешении Лазаря» инициирует переворот в душе Раскольникова. В рассказе «Гранатовый браслет» Куприна музыкальное произведение «L. van Beethoven. 2 Son. (ор. 2, No 2)» выбрано в качестве эпиграфа, то есть задает лейтмотив в развертывании сюжета. Именно эта музыка в финале рассказа передает эмоциональный накал чувств и переживаний главной героини Веры Николаевны Шеиной. Не менее интересно силу впечатлений от прочтения книг передает лирический сюжет в стихотворениях Цветаевой «Книги в красном переплете», Гумилева «Мои читатели», Высоцкого «Баллада о борьбе».
Тема может быть сформулирована в утвердительной форме: «Семейные ценности и их место в жизни человека». Данная формулировка уже содержит выдвигаемый тезис, задача обучающегося – раскрыть, что такое семейные ценности, и показать, какую роль они играют в жизни человека. Тема семейных взаимоотношений также является универсальной в литературе. В качестве литературного аргумента могут быть привлечены роман «Капитанская дочка» Пушкина и упомянутые выше «Война и мир», «Преступление и наказание» и др. В литературе XX века также звучит тема семьи: например, в «Белой гвардии» Булгакова с поэтизацией образа дома или в «Тихом Доне» Шолохова, где именно с разрушения семейных устоев начинается хаос и трагедия войны.
Полезное на сайте ФГБНУ «ФИПИ»:
- Структура закрытого банка тем итогового сочинения
- Комментарии к разделам закрытого банка тем итогового сочинения
- Образец комплекта тем 2022/23 учебного года
- Критерии оценивания итогового сочинения (изложения)
Подписывайтесь на наш телеграм-канал и читайте нас в соцсетях: Vk, Одноклассники, Яндекс.Дзен.
Начиная с 2022/23 учебного года меняется подход к формированию комплектов тем итогового сочинения. Такое решение было принято Минпросвещения России, Рособрнадзором и Советом по вопросам проведения итогового сочинения.
Рособрнадзор
Открытые тематические направления итогового сочинения на каждый год публиковаться больше не будут. Вместо этого формируется закрытый банк тем итогового сочинения на основе тех тем, которые использовались в прошлые годы. Перед началом учебного года публикуются названия разделов и подразделов банка тем итогового сочинения с комментариями к ним, а также образец комплекта тем итогового сочинения.
«Открытые тематические направления прошлых лет выполнили свою задачу. Они позволили разработать разнообразные темы, связанные с этическими, философскими, эстетическими проблемами. Группировка комплектов тем из разных разделов банка будет, с одной стороны, препятствовать созданию шаблонных сочинений, с другой стороны, содействовать реализации установки на самостоятельность написания сочинения, его экспромтный характер», — прокомментировал изменения председатель Совета по вопросам проведения итогового сочинения, ректор Литературного института им. А.М. Горького Алексей Варламов.
Комментарии к разделам закрытого банка тем итогового сочинения, а также образец комплекта тем итогового сочинения 2022/23 учебного года будут сегодня опубликованы на сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). Банк тем включает в себя три раздела: «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека», «Семья, общество, Отечество в жизни человека» и «Природа и культура в жизни человека». В 2022/23 учебном году комплекты тем итогового сочинения будут собираться только из тех тем, которые использовались в прошлые годы. В настоящее время банк тем итогового сочинения включает более полутора тысяч позиций, в дальнейшем он будет пополняться.
В 2022/23 учебном году расширяются возможности выбора темы сочинения: каждый комплект будет включать не пять, а шесть тем – по две темы из каждого раздела банка. Как и в прошлые годы, комплекты тем формируются отдельно для каждого часового пояса в режиме конфиденциальности и открываются за 15 минут до начала итогового сочинения.
Порядок и процедура проведения итогового сочинения в новом учебном году не меняются. Без изменений остаются и критерии его оценивания. Минпросвещения России совместно с Рособрнадзором проанализируют опыт проведения итогового сочинения в 2022/23 учебном году, чтобы, при необходимости, скорректировать порядок его проведения в будущем.
Итоговое сочинение в выпускных классах было введено с 2014/15 учебного года. Успешное написание итогового сочинения является для выпускников 11 классов допуском к государственной итоговой аттестации. Оценивается сочинение по системе «зачет»/«незачет». Рекомендуемый объем сочинения − от 350 слов, минимальный – не менее 250 слов. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вместо итогового сочинения вправе выбрать написание итогового изложения.