«Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования» (Достоевский)
В нашем мире всегда были благородные и отзывчивые люди, которые с радостью готовы броситься на помощь другим. При этом не редко, эти люди жертвовали собой, своими силами и временем ради других.
Великий русский писатель Федор Достоевский как-то высказал свое мнение относительно сострадания: «Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования». Автор считает, что именно сострадание определяет человечность каждого из нас.
Безусловно, Достоевский прав в своем суждении, именно поэтому я разделяю его точку зрения.
Сам же Федор Михайлович обращался к данной теме в своем небезызвестном романе «Преступление и наказание», в котором мы сталкиваемся с таким героем, как Сонечка, которая является наиболее удачным примером сострадающего человека. Стоит отметить, что практически каждый герой произведения Достоевского проходит нелегкое испытание этим чувством. Что же касается самой Сонечки, то мы видим, что ей приходится торговать своим телом ради благополучия своей семьи, так она проявляет сострадание к ним. А когда она встречает Раскольникова, то мы видим, как девушка разделяет его душевную боль, она опять же проявляет доброту к молодому человеку.
Если же мы обратимся к другому русскому писателю, а именно к Салтыкову-Щедрину, то и в его творчестве мы столкнёмся с проблемой сострадания. Так в произведении этого автора «Господа Головлевы» мы знакомимся с героиней, Ариной Петровной, которая в стремлении избавить свою душу от греха пошла на то, чтобы накормить несчастную душу.
Также в рассказе Платнова «Юшка» мы сталкиваемся с человеческим благородством и состраданием. Читатель видит в этом произведении, что главный герой не оставил после себя школу или колодезь, он помог другому человеку получить образование. Девушка, окончившая университет на деньги, которые передавал ей Юшка, приехала позднее работать в этот городок стремится каждый. Мы обязаны совершать добрые дела, чтобы не потерять себя как личность.
В заключении нужно сказать, что если человек не будет сострадать окружающим людям, то его собственная душа будет духовно беднее, он разрушит себя как личность.
«Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования» Ф. М. Достоевский
Жизнь многих людей замкнута на себе: она заключается в удовлетворении потребностей, в достижении личных целей. Но есть и те, кто задумываются о мире за пределами своей физиологии и нужды. Так у кого же из них бытие наполнено смыслом? Чью жизнь можно назвать «высочайшей формой существования»? У тех, кто думает лишь о себе, или у внимательных к ближнему людях?
Ответ на этот вопрос можно найти в творчестве Максима Горького. В рассказе «Старуха Изергиль» отважный и отзывчивый Данко спасает свой народ из лесной западни. Благодаря его усилиям зарождается новый город, а, может, и страна. Он спас десятки людей, взяв на себя командование племенем. Герой вывел его из чащи, несмотря на протест и недоверие соплеменников. Ради того чтобы достичь своей благой цели, он жертвует собой, вырывая горящее сердце. И пусть спасенные такой ценой люди не сразу поняли величину и святость его подвига, однако все они обязаны Данко своим будущем, которой непременно признает миссию. Вот образец достойно прожитой жизни, что обрела смысл в сострадании ближнему.
Обрел смысл жизни в помощи другим и главный герой произведения М. А. Шолохова «Судьба человека». Потерявший на войне всю семью, но не потерявший способность сострадать Андрей Соколов спасает осиротевшего мальчика. Даже в плену, в страшных обстоятельствах, главный герой делит свой хлеб на всех. О том, как важно в жизни видеть дальше себя, говорит даже название повести – ведь это «Судьба человека», а не «Судьба Андрея Соколова». По мнению автора, настоящая гордость принадлежности к роду человеческому заключается именно в сострадании. Тот, кто живет по его законам, может гордиться собой, ведь постигнет суть бытия. Вот и герой повести обрел свое счастье в заботе и любви о сироте.
Итак, в богатейшей русской литературе мы находим ответ — смыслом наполняется жизнь только тех людей, кто способен на сострадание. Тот, кто может порой поставить интересы других выше собственных, забыть о себе на время ради счастья и блага того, кто в этом нуждается. Хочется верить, что каждый из нас рано или поздно задумается о своей судьбе. Ответит себе на вопрос: он существует, чтобы эгоистично удовлетворять свои потребности или же посвящает себя чему-то большему?
Автор: Кристина Кольцова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Сочинение
«Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования…»
Ф.М. Достоевский.
Пьеса Горького «На дне» описывает быт и особенности поведения людей в тяжелых жизненных условиях. Все их поступки, слова и рассуждения показаны на общей картине бедности и нравственного разложения.
Рассмотрим взаимоотношения Клеща и его жены Анны.
Андрей Митрич виновен в болезненном состоянии своей жены. Я считаю, что это одно из самых ярких примеров «дна жизни». Ведь показаны отвратительные взаимоотношения между мужем и женой. Муж – эгоист, моральный урод, думающий только о своих потребностях. Жена — слабая женщина, прожившая свою недолгую жизнь с ужасным человеком, терпевшая от него побои и издевательства.
Ярко показывается пренебрежительное отношение мужа к жене. Находясь в предсмертном состоянии она не получает не только заботы, но и даже сострадания от собственного мужа. Её жизнь прошла в состоянии морального одиночества и беззащитности, так как Клещ не помогает ей в последние дни её жизни.
Несмотря на всю отвратительность их семейной жизни, Анна заботится о «муже». Квашня оставляет ей еду, а она предлагает их Клещу. Её муж соизволил подойти к умирающей, больной жене только тогда, когда он почувствовал собственную выгоду. Чувство элементарного долга в нем отсутствует.
Но здесь яркое проявление доброты с позиции Горького. Несмотря на откровенное наплевательское отношение Клеща к Анне, она отдает все то малое, что осталось у нее – еду… В свою очередь её муж подло относится к ней после такого поступка. Так поступает человек, который должен заботиться о своей жене, который зависит гот нее и во время ее последних дней. Он, здоровый и сильный, не может себя прокормить. Его кормит жена, отдавая последнюю еду, которая, может быть, придала ей немного сил.
Вот яркий пример антитезы человеческих отношений в пьесе Горького «На дне». Анна за добро, в ответ получает безразличие и хамство со стороны Клеща. Это взаимоотношения мужа и жены на «дне общества»…
Но есть и другой интересный персонаж – Актер. Этот человек – пьяница, проживший свою жизнь зря. Но он находит в себе силы, чтобы помочь больному человеку. Он помогает и поддерживает чужую женщину, хотя она и не давала ему еду. Это яркое проявление сочувствия с точки зрения Горького.
По моему мнению, такое ничтожное малое проявление заботы и сострадания заключается в том, что никогда на «дне» жизни добром на добро не отвечает. В доказательство этому утверждению служат слова Актера: «А ты бы вот наградил меня за доброту…».
К сожалению, этого так никто и не сделал… Но, по-моему мнению, доброту нужно оказывать безвозмездно. Здесь не должно быть меркантильности.
И самый интересный персонаж – это Лука. Старовер, отшельник, как ангел пришел образумить людей. Он пытался дать им веру, надежду и любовь. Не ограничиваясь словами, он поступал как человек с большой буквы. Сумел успокоить Анну перед смертью, дал ей веру о том, что «там» нет боли и страданий. «Там» только тишина и покой. Лука утешил её перед смертью…
Тон общения, тембр голоса и смысл слов Луки помогли успокоиться умирающему человеку. Успокоить страдающего, дать надежду, показать любовь – все это самые добрые поступки. В условиях жизни на «дне» такое встречается редко.
Сострадание сочинение вариант 1
Каждый человек когда-либо в своей жизни сталкивался с просьбой проявить сострадание. Возможно, это была просьба пожертвовать на операцию для тяжело больного ребенка, либо на корм для беспризорных животных в приюте, либо купить игрушку для детей из детского дома.
Получается, что сострадание – это такой двигатель в душе человека, который заставляет его откликнуться и помочь тем, кому сейчас плохо, сделать доброе дело. Это положительное человеческое чувство. Его противоположностью являются черствость и безразличие, которые порождают преступления и войны.
От рук людей, не способных проявить сострадание, умирают другие люди, дети остаются сиротами, их руками уничтожаются природные объекты, предметы искусства.Чтобы в мире было больше добра, каждый должен воспитывать в себе чувство сострадания, родители с малых лет должны дать понять своему ребенку, что если он видит чью-то боль, чьи-то слезы, нужно протянуть руку помощи, пожалеть, сказать доброе слово.
В сострадании нуждаются не только члены нашей семьи, друзья, знакомые, а также и люди, находящиеся за тысячи километров. Например, нельзя оставаться равнодушным к проблеме голодающих детей, людей, потерявших крышу над головой в результате войн или стихийных бедствий. Если оставаться холодным к чужому горю, то есть большая вероятность однажды оказаться наедине со своей собственной бедой.
Сострадать нужно не только тем, кому плохо, но и тем, кто совершил зло. Это трудно, потому, что к плохим людям мы чаще всего питаем ненависть. Но нужно понимать, что, наверняка, в жизни злодея было нечто, что подвигло его на плохой поступок. Получается, он оказался слаб и не смог воспитать себя достойным человеком, в этом и есть его беда. Самое главное, чтобы он сумел раскаяться и попросить прощения, а задача сострадающего ему в этом помочь.
Сочинение на тему: «Нужны ли в нашей жизни сочувствие и сострадание»
Яркими примерами таких произведений являются «Юшка» и «Кусака», рассказы двух разных авторов. В этих произведениях разные персонажи, разные ситуации, но есть в них одно общее: бессердечность людей, их равнодушие, показанные особенно четко.
Главный персонаж рассказа «Кусака» — одинокая собака. В ее одиночестве виноваты в первую очередь люди. Одни презрительно относились к ней, другие, наоборот, не замечали ее, а когда кто-то бил и бросал в собаку палки, старались не обращать внимания. А те «добрые» люди, приручившие эту «героиню», сделали ее объектом игры и веселья, хотя и заботились о животном. Эти люди были равнодушны к дальнейшей судьбе собаки, с осенними холодами эти «хозяева» бросили животное. Дальше судьба Кусаки становится такой же, как раньше. Люди будут поступать так же, обрекая собаку на одиночество. В ее душе поселились лишь боль и обида на людей. Потому эта дворняжка стала очень злой «кусакой». Юшка — главный персонаж рассказа Платонова., выступающий куклой для битья. Он помогал выбросить злость, а не растрачивать ее между собой. Он не отвечал на издевательства, молча сносил их. Этим герой рассказа еще больше раздражал окружающих.
Духовно Юшка был выше других. Он любит природу и людей, потому он и терпит от них жестокость. Таким он является перед читателями. Остальные персонажи, описанные в рассказе, жестокие люди, чуждые таким понятиям как доброта с милосердием, сочувствие. Исключение составляла девушка, которая выучилась, благодаря Юшке и приехала лечить того, кому она обязана была всем. Жалко, что понимание ошибок приходит к ним лишь после гибели Юшки. Погиб этот человек, впервые попытавшись защитить себя.
После его смерти оказалось, что человек этот воспитывал девочку-сироту, как свою дочку. Он сам часто не доедал, ходил в рванье, но девочка была накормлена всегда. Девочка выросла, благодаря Юшке стала врачом. Она часто бесплатно лечила сельчан. Юшка был очень добрым, но в сострадании не нуждался до последнего дня. Герой рассказа придумал себе как бы два мира. В первом он делал доброе дело, живя ради другого человека. Во втором, злом, он служил мишенью для людей, которым нужно было расслабиться и снять стресс тем, чтобы обижать других.
Сострадание и доброта просто необходимы в жизни каждого человека. Люди, лишенные способности сочувствовать, не могут быть людьми, в прямом смысле. Человек должен отвечать за прирученного, необязательно животного.
Ведь каждый человек имеет душу, рождающую такое чувство, как сострадание. Часто человек сочувствует бездомным животным. А некоторые не только сострадают, а и помогают им. Например, бездомных животных отвозят в приюты. Но не только животным требуется сострадание. Люди тоже часто нуждаются в нем, обижают других именно потому, что им самим необходимо сочувствие.
вариант 2
Все помнят старый добрый мультфильм «трое из Простоквашино, где мальчик Дядя Федор привел домой бродячего кота Матроскина. Об этом мальчике можно сказать, что он проявил сострадание к коту. Каждому, наверняка, в жизни не раз приходилось оказываться на месте этого мальчика. Возвращаешься домой в мороз, или в дождь, а на пути сидит худой дрожащий котенок. Так становится его жаль, хочется прижать к себе, обогреть, накормить.
Сострадая, ставишь себя на место того, кому плохо, прочувствуешь то же, что и он. Сострадать – значит не быть равнодушным к чужим страданиям, быть готовым откликнуться и оказать поддержку тому, кому она необходима. Сострадание — это умение понять и почувствовать чужую проблему как свою. Но для чего оно, сострадание, необходимо людям?
Во-первых, оно побуждает человека на добрые дела. Всегда хочется помочь тому, кому сочувствуешь. Это могут быть слова поддержки в трудную минуту, либо небольшое пожертвование в пользу обездоленных. Не равнодушные люди участвуют в благотворительных акциях, в волонтерских объединениях, тем самым вносят свой вклад в свершениях различных благих дел. Также можно быть сострадающим просто покормив бездомного котенка, проведя бабушку через дорогу, поднеся тяжелую сумку маме.
Во-вторых, сострадание, живущее в сердце, удерживает многих от совершения плохих поступков. Например, у проходящего мимо человека выпали деньги, а он этого не заметил. Так хочется оставить их себе, но ты представляешь, как расстроится этот рассеянный, когда обнаружит пропажу, и, будучи сострадающим, возвращаешь ему пропажу.
Сострадание — это проявление добра, и оно должно жить в каждом человеке. С малых лет нужно учиться понимать, что ты на земле не один, сегодня кому-то нужна твоя поддержка, а завтра ты попросишь о помощи. К сожалению, добру всегда противостоит зло. Не мало грубых и черствых душой людей, которые смеются над болью других, совершают преступления. Есть даже те, кто играет на чувствах сострадающих. Например, мошенники, которые собирают средства якобы на операцию для больного ребенка, а на самом деле потом покупают себе дорогие машины. Но, несмотря на это, нужно оставаться людьми, быть осторожнее и внимательнее, чтобы не оказаться обманутым таким вот мошенником, но не глушить голос милосердия внутри себя. Помогая другим, мы делаем этот мир лучше!
Вариант 3
Возможность жить жизнью, полной множества чувств и эмоций, не прибегая к низменным природным инстинктам, является главной особенностью, благодаря которой человек стоит на ступень выше неразумных животных. Многим из нас кажется, будто бы весь мир, всё, что нас окружает, блистает куда более яркими красками, когда человек способен ощущать его. Однако, чем более яркий вкус нашим радостям и счастью придают высокие чувства, тем сильнее обязывают они нас ощущать горечь и невзгоды, и даже, порою, чужую боль.
Так, каждый без исключения ребёнок однажды склонялся над выпавшим из гнезда птенцом, выставленным за дверь щенком, тянул за руку и останавливал спешащего родителя, завидев бездомного с протянутой рукой. В этом особенность и необычайная прелесть детского сознания. Именно таким примерам нас убеждают следовать взрослые, говоря, что у детей есть чему поучиться.
Ребёнка останавливает не праздное любопытство. Им движет горячее желание посочувствовать, помочь. Нередко, как известно, жалостливые картины бросают детей в слёзы, в истерику. Сердце человека способно замечать чужую боль, оно хочет помогать обездоленным, нуждающимся соседям по планете с самого рождения.
Сохраняется ли это благородное желание в течение всей жизни? Я думаю, что это зависит лишь от самого человека. Известны и почитаемы примеры множества людей, когда сами имея в кармане последний грош, они не колеблясь отдавали его, узнав, что чью-то судьбу настигло ещё большее горе, чем их собственное. Свойство сочувствовать и бескорыстно помогать ближнему – одно из прекраснейших качеств в людях, и имя ему – сострадание.
Таким образом, мы делаем вывод, что сострадание делает нас людьми. Именно оно позволяет нам жить на земле так дружно и сплочённо, как это возможно. Безусловно, это важнейшее свойство человеческой души, и те из нас, кто награждён им от рождения и сумел пронести через всю жизнь должны быть благодарны, делать это со смелостью и достоинством. Те же, в ком такое важное качество, как сострадание, не развито в достаточной степени или исчерпало себя, должны прилагать усилия, чтобы возвратить такие важные дела, как помощь, пожертвования и поддержка в свою жизнь. Помня при этом, что они – единственный возможный путь к счастью людей, живущих ныне, и поколений, которым предстоит прийти к ним на смену.
9 класс 15.3 ОГЭ
Другие сочинения: ← Культура поведения↑ 9 класс и ОГЭЧто такое совесть →
Проявление качества
Можно привести множество примеров сострадания из жизни. Есть немало личностей, которые занимаются благотворительностью. Это могут быть богачи или люди среднего достатка. Нередко бывает, что даже бедные помогают тем, кому приходится хуже, чем им.
Но не всегда обеспеченные люди отдают средства на помощь нуждающимся, сопереживая им. Если благотворительность совершается ради славы, признания и желания выглядеть лучше в глазах окружающих, тогда такой поступок нельзя назвать проявлением сострадания. Сострадательные благотворители не хвастаются своими благими делами.
Настоящее сопереживание другому исходит из глубины сердца. Оно вдохновляет личность на благородные поступки, она не просит ничего взамен.
Нередко бывает, что с воспитанием в себе сострадания люди сталкиваются с проблемами. Многим приходят мысли и аргументы, которые заставляют забыть о других и думать только о себе. Люди не понимают, зачем они должны помогать окружающим, когда у них много своих проблем. Обычно человек начинает сопереживать кому-то в том случае, если он сам когда-то оказался в сложной ситуации или пережил тот же опыт, что и личность, которая оказалась в трудном положении.
Люди редко испытывают сострадание к взрослым. Зато они часто сопереживают детям, поэтому некоторые личности помогают детским приютам.
Другой пример сострадания из жизни — помощь бездомным животным. На улицах можно встретить множество брошенных собак и кошек, но не все готовы прийти им на помощь. Только личности с развитым духовным миром способны сделать доброе дело, подарив любовь и заботу бродячему животному.
Подготовка к ОГЭ (ГИА)
Милосердие, человечность и сострадание
В современном мире, в котором даже духовные ценности приобретают всё более прагматическую окраску, о милосердии долго было не принято говорить. Об этом человечном качестве будто забыли. И лишь в последние годы вспомнили о важности участия, сочувствия и милосердия к ближнему.
Милосердие — это удивительное качество, свойственное человеку. Без него нет добра, нет заботы и тепла, нет помощи, в которой может нуждаться не только слабый или больной человек, но и каждый из нас. К милосердию и состраданию взывали многие русские писатели в своих произведениях. Например, …, в произведении которого поднимаются насущный и в наше время вопрос о необходимости милосердия и сочувствия. Однако осталось ли место на Земле милосердию, пониманию, состраданию? Нужно ли помогать другим и жалеть их? Над этими вопросами и размышляет в предложениях «…» автор.
Данная проблема существовала давно, но она остаётся актуальной и сегодня. К сожалению, мы всё чаще видим в глазах людей равнодушие и жестокость. Они проходят мимо инвалидов, не слышат просьб бабушек, им неважно всё, что их не касается. Поэтому у человека, имеющего сердце, постепенно зреет вопрос: «А остались ли милосердие и сострадание или его можно увидеть только в книгах?» Прочитав этот текст, можно с уверенностью сказать, что люди, умеющие сочувствовать и сопереживать, ещё остались. Они помнят, знают и понимают, как ужасна война, как страшно потерять своих близких, как тяжело пережить своих детей. Именно это даёт толчок для оказания помощи, для осознания того, что жалеть этого человека просто необходимо.
Авторская позиция в этом вопросе предельно ясна и проста: в мире было, есть и будет место человечности и состраданию. Писатель … считает, что нужно не только пожалеть человека, но и постараться дать ему всё, что в твоих силах, постараться разделить с ним его горе, и тогда он поймёт, что не одинок, что кому-то нужен, и ему станет намного легче перенести свои страдания и печаль. Это чувствуется в предложениях … («…»).
С мнением … невозможно не согласиться. Хочется верить, что в наше время остались и доброта, и понимание. Поэтому люди помогают беженцам, потерявшим кров, открывают приюты для бездомных животных, устраивают благотворительные акции и концерты, а почти в каждом супермаркете можно увидеть маленькую коробку с надписью: «Помогите больному ребенку». Мы всё-таки люди, и милосердие, жалость — это те качества, которые отличают нас от животных. Об этом нужно помнить всегда, отдавая частичку себя другим. Ведь это наше участие и забота возвращают им надежду и веру в будущее.
Подведя итог всему сказанному выше, хотелось бы отметить, что в жизни каждого человека бывают моменты, когда всё происходит не так, всё словно валится из рук, когда человека охватывает отчаяние и безысходность. В это время пройти мимо этого человека, не подав ему руки, просто преступление. Ведь в трудной ситуации может оказаться любой из нас, и спасение будет зависеть от того, кто не пройдёт равнодушно мимо, не отвернётся, равнодушно глядя в сторону.
1. «Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования…» (Ф. М. Достоевский) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
Любить и понимать свой народ, сострадать ему лучше всего учиться у Некрасова. Он обо всем пишет так, как будто сам все испытал: «Эту привычку к труду благородную нам бы не худо с тобой перенять! Благослови же работу народную и научись мужика уважать!» Так знать и любить свой народ мог только человек с большим сердцем, с широкой душой. «Однажды в студеную, зимнюю пору я из лесу вышел, был сильный мороз…» Эти сказочные по звучанию строки остаются в памяти с детства. В школе учителя рассказывают нам о творчестве Некрасова и читают его стихи. Мы с большим вниманием слушаем и живо представляем себе картины крестьянского быта. Мне почему-то всегда некрасовские крестьяне казались людьми богатырского сложения, в русских традиционных костюмах. С такой же яркостью я представлял и бедняков, которые все в лохмотьях, исхудалые, с мученическим выражением на лице шли за плугом. Его стихи более стихов других русских поэтов вызывают в душе читателя чувства сострадания лирическим героям. Героев Некрасова даже как-то неловко называть литературными, настолько они реалистичны. Можно чуть не плакать о бедном пахаре, которому так и не удалось собрать урожай. Можно как наяву видеть лошадку, везущую воз хвороста, а рядом шагавшего мужичка с ноготок, маленького мальчика, который не мог учиться из-за бедности и поэтому приходилось ему работать наравне со взрослыми. До сих пор жив образ тружеников, построивших железную дорогу: «Прямо дороженька: насыпи узкие, столбики, рельсы, мосты. А по бокам-то все косточки русские… сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?» Безжалостные, правдивые картины человеческого горя и страданий обездоленных людей, создаваемые поэтом, приобретают типический характер в цикле стихов «На улице». Простая будничная сценка, будничная «физиология» столицы, казалось бы случайно увиденный эпизод раскрывают социальные противоречия столицы, трагизм повседневности. Голодного бедняка, укравшего у торговца калач, ведет в участок городовой. Старуха мать в слезах провожает своего Ванюшу, которого забрали в рекруты, — все это эскизные зарисовки уличных впечатлений, но они типичны для будней города, в каждом из этих эскизов кроется жизненная драма. Судьба мужика была тяжела, но еще более тяжелой была судьба крестьянской женщины, описание которой занимает значительное место в лирике Некрасова. В стихотворении «Еду ли ночью по улице темной» поэт рисует типическую картину нужды, страданий, горя, выпавшего на долю простой русской женщины. Это рассказ о безрадостной любви бедняков, о зловещей нищете, калечащей самые светлые, чистые чувства человека. Великий русский поэт Некрасов посвятил русской женщине-крестьянке большую часть своих произведений. Он всем сердцем сочувствовал тяжелой доле крестьянок и, как мог, ярко и душевно изображал ее в своих стихах. Он пытался привлечь к проблемам женщин внимание прогрессивного российского общества. Он бросал вызов тем, кто превратил русских женщин в рабынь. Вот как Некрасов пишет о девушке в стихотворении «Тройка»: «На тебя заглядеться не диво, Полюбить тебя всякий не прочь: „Вьется алая лента игриво В волосах твоих черных, как ночь“. Поэт с грустью рассуждает о том, что взгляд ее может „разорить старика на подарки“, а „в сердце юноши кинет любовь“, но что станет с этой русской красавицей дальше в печальной России? Сердце поэта обливалось кровью, когда он видел на лицах русских крестьянок выражение тупого терпения и бессмысленного вечного испуга. Только прочитав Некрасова, можно понять, в каком бесправном положении находились крестьянки в то время в России. Не уважалось даже материнство: кормящих матерей заставляли работать в поле, а рядом на полосе кричали грудные младенцы. В полном разгаре страда деревенская. Доля ты! — русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать! В жизни женщины мало радостей, она должна работать и в поле, и дома, ей некогда думать о себе. В стихотворении „Еду ли ночью по улице темной“ Некрасов рассказывает о типичной судьбе русских женщин. По воле отца героиня стихотворения вышла замуж и теперь должна терпеть обиды и издевательства: „Муж тебе выпал не добрый на долю: С бешеным нравом, с тяжелой рукой…“ Несмотря на такие унижения, она сохранила чувство собственного достоинства и „ушла на волю“. Но свободная жизнь, омраченная смертью сына, тоже не принесла ей счастья. Еще тяжелее сложилась судьба крепостной крестьянки Груши, о чем поэт пишет в стихотворении „В дороге“. Груша воспитывалась вместе с помещичьей дочерью и получила образование, в крестьянскую девушку влюбился учитель и сватался к ней. Но по прихоти барина Груша была возвращена в село и отдана замуж за крепостного. В деревне девушка совсем зачахла. Некрасов рисует различные судьбы крестьян. Поэт утверждает, что счастье крестьян еще впереди и за него надо бороться. Русский народ должен изжить в себе покорность, веру в доброго господина. Некрасов отмечает, что среди крестьян уже есть люди, способные к сознательному протесту, и поэт верит, что „русскому народу пределы не поставлены: пред ним широкий путь“. В завершение хочу сказать, что в освобождении женщин-тружениц России важную роль сыграла поэзия Некрасова. Он способствовал развитию фольклора, который является неотъемлемой частью русской души. А ведь давно известно — как будешь петь, так и будешь жить!
Дабы не отходить от источника сей пророческой реплики, обратимся к одному из замечательных творений Ф. М. Достоевского «Идиот».
Главный герой романа – князь Лев Николаевич Мышкин – являет собой образец христианского сознания в представлении автора. Он бесконечно добрый, всепрощающий, тонко разбирается в людских душах. Однако окружающий героя мир далек от идеала. Мышкину не удается ни спасти от смерти Настасью Филипповну, ни уберечь Рогожина от совершения преступления, ни удержать Аглаю от опрометчивого шага. Однако сам Мышкин тоже не выдерживает тяжести мира и своей скрытой вины перед этими людьми. С иронией называя своего героя идиотом, в то время как задумывался роман «о положительно прекрасном человеке», автор подробно описывает социальную среду, в которую попадает персонаж. Его герои все как один – обуреваемые страстями грешники, не стоящие, по словам Аглаи, поднять платок князя Мышкина, – не будучи в силах разобраться сами в своих прегрешениях и страстях, тянутся к нему как к свету. Он чист душой. Он утешает всех, кто просто говорит ему, что хочет покаяться. Его отношение к Настасье Филипповне определяется в тот момент, когда он видит ее портрет: «Ах, кабы добра! Все было бы спасено», но, осознав, что она не добра, а наоборот, под чувством своей тяжелейшей вины сама готова глумиться над правыми и неправыми, он решает для себя, что она безумна. Она же не безумная, а скорее бесноватая, и, чтобы исцелить ее, нужен действительно Христос, а Мышкин при всей доброте и чистоте не обладает твердостью в борьбе со злом, в отречении от лукавого. Он не видит зла в мире, для него все люди добрые, все несчастные и все страдают. Достоевский считает иначе. Он помещает своего героя в мир склок, раздоров и грехов. Мышкину удается своим бескорыстием вернуть отчасти на тропу истины, пусть и на короткий срок, Ганю Иволгина, но этот поступок в целом не оправдывается.
По сути, сострадание проявляется, когда человек забывает о своих насущных, эгоистичных интересах и отдает все, что может, нуждающемуся ближнему. Если человек способен на такой поступок, значит, он уверен, что с ним ничего не случится, он не пострадает, потому что его бережет Господь, а тому, кто нуждается, действительно нужно помочь, поскольку он отворотился от Бога и не верит в его помощь. Сострадание у Достоевского неразрывно связано с верой, а что может спасти душу, если не вера. Таким образом, человек эгоистичный отступает перед человеком духовным. Страдает тело, душа же принадлежит Богу, а потому источник душевной муки писатель видит в духовной слепоте, в неспособности отыскать божественный промысел в событиях жизни. Эта неспособность идет от человеческого малодушия, отсутствия истинной веры, страха за что-то суетное, в то время когда душа мучается и страдает не находя в потемках истинного света. Сострадание, способность ощутить душой и отчасти принять на себя страдания другого человека, его душевные муки и тем самым отречься хотя бы на короткий миг от собственного эгоизма показывают силу человеческого духа, а что если не духовная организация определяет смысл человеческого существования. Так, князь Мышкин являет собой воплощенный смысл духовных исканий писателя. Другой вопрос, что окружение вычурно безобразно и любви от него хотят совсем не христианской, а это в понимании писателя тяжкий грех. Достоевский имел верные представления о духовной сути, но основной конфликт произведения – в желании быть чистым и грязи окружающей обстановки, которая в свою очередь лишает героев веры в свои силы что-то изменить. Они не могут исправить свою жизнь, но могут и в этой обстановке оставаться людьми – прощать, любить, сострадать. Именно это определяет писатель смыслом существования человеческого. Пробуждение духовной сущности является масштабным прорывом для его героев. При совершении этого пробуждения, вспоминании человека о своем предназначении, смысле своего существования происходит оправдание совершенных им доселе в помраченном сознании деяний. Он оправдывает и Раскольникова, и Рогожина. Страдание искупает вину формально, сострадание же, открытие духовной сущности возносят человека на новый виток развития. Он уже не будет прежним. Познавший сострадание отрекается от зла, его жизнь наполняется любовью, светом и благодатью. Именно этого так хочет Мышкин. Чтобы люди о совести вспомнили, о ближних помолились, врагов пожалели. И пусть у него мало что получилось, он жил не зря. Возвращенный из безумия в мир помраченных разумом, он вынужден был испить и свою чашу страдания. Видна связь страдания и безумия, ибо лишь безумный, отворотившись от Бога, начинает страдать, а пребывающий с Богом испытывает благодать и понимание божественного промысла, а не страдание. Чистое намерение князя Мышкина помочь людям заведомо оправдывает его существование, поскольку его сострадание им излечивает души и дарует силу от Бога.