На чтение 4 мин Просмотров 3к.
Обновлено 24 декабря, 2021
Команда Литеровед.ру подготовила вариант написания итогового сочинения на тему: «Что такое совесть?». В качестве аргументов были использованы произведения авторов: Ф.М. Достоевского, А.С. Пушкина.
Сочинение
Благодаря совести мы имеем возможность отличать добро от зла, хорошие поступки от плохих. Благодаря совести многие из нас осознают свои ошибки и становятся на путь исправления. Если бы людей не начинала бы мучить совесть, то многие преступления оставались бы безнаказанными, а так же повторялись вновь и вновь. Это грозило бы человечеству неминуемой катастрофой. Благодаря совести люди становятся на путь самосовершенствования, развиваются и идут далее уже с хорошими и добрыми намерениями.
В художественной литературе есть немало примеров, подтверждающих это.
Хорошим примером является главный герой романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Родион Раскольников совершил тяжкое преступление, но смог осознать свою ошибку благодаря собственной совести.
Познав бедность и дойдя до крайней точки, молодой человек решается на преступление и убивает старуху-процентщицу. В то же время он увлекается теорией о том, что все люди разделяются на тех, кто вершит судьбы, и обыкновенных обывателей. Первой касте дозволено даже убийство, если это принесет выгоду человечеству.
Родион в первую очередь хотел доказать самому себе, что достоин относиться к высшей касте людей. Для этого он убивает старуху-процентщицу, а вместе с ней и её сестру, которая так не вовремя вернулась. Но, после совершенного преступления, Родиона Раскольникова начинает мучить лихорадка, нервы его находятся на пределе. То состояние, в котором он оказался, буквально сводило его с ума. Молодой человек начал испытывать муки совести. Он отдалился даже от своих родных, потому что ему было стыдно посмотреть им в глаза.
Родион старается отдалиться от всего мира, потому что испытывает перед всеми невероятное чувство вины. Совесть сама наказала Родиона гораздо раньше, чем это сделал суд. Благодаря своей совести Родиону удается спасти свою душу. Благодаря своим страданиям, он прислушивается к Соне Мармеладовой, которая советует ему покаяться и отправиться в полицию.
В случае Родиона Раскольникова совесть не дала ему утонуть в пороке и помогла стать на путь исправления.
Но есть категория людей, которая всеми путями старается заглушить голос собственной совести. С такими людьми намного сложнее, потому что помочь им не представляется возможным. Их действия в конечном итоге приносят им самим горе и мучения. Ярким примером этому является произведение А.С. Пушкина «Станционный смотритель».
Здесь автор рассказывает нам о том, как дочь Самсона Вырина убегает вместе с гусаром из дома, мечтая о богатой столичной жизни. Гусар обманом добился доверия отца, после чего увез его дочь. Когда Самсон понял, что его единственная дочь пропала, то тут же отправился следом, чтобы найти её. Отцу были предложены и деньги, и обещания, что все будет прекрасно, но ничто из этого не подошло любящему Самсону.
В конечном итоге Самсону удается отыскать квартиру, где живет Дуня вместе с гусаром, но при их встрече девушка теряет сознание. Её сожитель выставляет Самсона на улицу.
Больше отец ничего не слышал о своей дочери, поэтому стал сильно пить, а вскоре и вовсе умер от тоски и одиночества.
Только когда Дуня сама стала матерью, она поняла, насколько была не права по отношению к своему отцу. Она полностью раскаялась, плакала, сидя на могиле отца, но вернуть назад ничего не могла. Из-за своего необдуманного поступка пострадал не только Самсон, но и сама Дуня. Прозрение наступило слишком поздно, когда ничего изменить уже было нельзя.
Из этого можно сделать вывод, что совесть необходима каждому человеку, потому что именно она уберегает человека от неверных шагов, а так же помогает признать свою ошибку и раскаяться.
Если у человека есть совесть, она наказывает его сильнее, чем суд. Чувство вины мучает людей, вынуждает их признаться в содеянном и раскаяться. Под влиянием этих разрушительных эмоций личность может даже возненавидеть себя и разочароваться в жизни. Известны случаи, когда преступники убивали себя из-за отчаяния и презрения к себе. Суд уж точно не способен вызвать такую реакцию. Чтобы убедиться в этом, рассмотрим литературные примеры.
Проблему совести затронул Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание». Родион не так страдал от страха наказания, как от укора совести. Он убил двух женщин и ограбил квартиру, но не смог даже распорядиться богатством старухи-процентщицы. Он слег в горячке и видел мрачные сны, где убитая смеялась над ним. Раскольников настолько возненавидел себя, что не мог общаться с семьей. Он считал себя недостойным внимания сестры и матери. Он думал, что они, узнав о его поступке, будут презирать его и винить в том, что он обманом выманил их ласку. Родион мог тысячу раз уехать из города и скрыться от правосудия, против него не было улик. Но он не сделал этого, потому что совесть не позволила. Этот пример позволяет убедиться в том, что никакой суд не может наказать человека сильнее его самого. Раскаяние убедительнее, чем приговор.
О том же говорит другой пример из литературного наследия Ф.М. Достоевского. В романе «Братья Карамазовы» под суд попадает невиновный: Дмитрий не убивал отца, но ему никто не верил. Они скандалили на весь город, и вспыльчивый Дмитрий не раз угрожал Федору при свидетелях. Однако настоящими виновниками преступления были Смердяков и Иван Карамазов. Один исполнил убийство, а другой знал об этом и ничего не сделал, чтобы помешать. Более того, Иван хотел смерти отца. И никакой суд не смог бы сильнее воздействовать на злодеев, чем укор совести. Дмитрий сидел в тюрьме, но был уверен в своей невиновности, а потому не унывал. А вот Смердяков, присвоивший деньги убитого и ответственный за насилие, не смог справиться с отчаянием и убил себя. Он наказал себя гораздо строже, чем самый суровый прокурор. Иван тоже не находил себе места. Он даже заболел от огорчения и едва не умер. Этот пример позволяет сделать вывод: совесть карает сильнее, чем закон.
Таким образом, человек всегда наказывает себя строже, чем суд. Муки совести нельзя сравнить с приговором. Они порождают ненависть к себе и отчаяние. Они очень опасны для личности, потому что сводят с ума преступника. Поэтому так важно следить за чистотой своих помыслов и правомерностью своих поступков.
Предыдущая
СочиненияСочинение: Дворянство в пьесе «Вишневый сад» (А.П. Чехов)
Следующая
СочиненияИтоговое сочинение: Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству
(391 слово) Если у человека есть совесть, она наказывает его сильнее, чем суд. Чувство вины мучает людей, вынуждает их признаться в содеянном и раскаяться. Под влиянием этих разрушительных эмоций личность может даже возненавидеть себя и разочароваться в жизни. Известны случаи, когда преступники убивали себя из-за отчаяния и презрения к себе. Суд уж точно не способен вызвать такую реакцию. Чтобы убедиться в этом, рассмотрим литературные примеры.
Проблему совести затронул Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание». Родион не так страдал от страха наказания, как от укора совести. Он убил двух женщин и ограбил квартиру, но не смог даже распорядиться богатством старухи-процентщицы. Он слег в горячке и видел мрачные сны, где убитая смеялась над ним. Раскольников настолько возненавидел себя, что не мог общаться с семьей. Он считал себя недостойным внимания сестры и матери. Он думал, что они, узнав о его поступке, будут презирать его и винить в том, что он обманом выманил их ласку. Родион мог тысячу раз уехать из города и скрыться от правосудия, против него не было улик. Но он не сделал этого, потому что совесть не позволила. Этот пример позволяет убедиться в том, что никакой суд не может наказать человека сильнее его самого. Раскаяние убедительнее, чем приговор.
О том же говорит другой пример из литературного наследия Ф.М. Достоевского. В романе «Братья Карамазовы» под суд попадает невиновный: Дмитрий не убивал отца, но ему никто не верил. Они скандалили на весь город, и вспыльчивый Дмитрий не раз угрожал Федору при свидетелях. Однако настоящими виновниками преступления были Смердяков и Иван Карамазов. Один исполнил убийство, а другой знал об этом и ничего не сделал, чтобы помешать. Более того, Иван хотел смерти отца. И никакой суд не смог бы сильнее воздействовать на злодеев, чем укор совести. Дмитрий сидел в тюрьме, но был уверен в своей невиновности, а потому не унывал. А вот Смердяков, присвоивший деньги убитого и ответственный за насилие, не смог справиться с отчаянием и убил себя. Он наказал себя гораздо строже, чем самый суровый прокурор. Иван тоже не находил себе места. Он даже заболел от огорчения и едва не умер. Этот пример позволяет сделать вывод: совесть карает сильнее, чем закон.
Таким образом, человек всегда наказывает себя строже, чем суд. Муки совести нельзя сравнить с приговором. Они порождают ненависть к себе и отчаяние. Они очень опасны для личности, потому что сводят с ума преступника. Поэтому так важно следить за чистотой своих помыслов и правомерностью своих поступков.
В рубрику “Готовясь к итоговому сочинению”
В течение жизни человек не раз встаёт перед выбором: как поступить — по закону или так, как хочется? И порой выбирает второе, совершая преступление. Это, как правило, не приносит ему счастья и благополучия. Более того, человек обрекает себя на муки совести и душевное, а иногда и физическое разрушение. Это и есть приговор. И он тяжелее того, что мог бы вынести суд. Подтверждением правоты этих слов является роман Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”.
Родион Раскольников, возомнивший себя человеком необыкновенным, имеющим право подчинять себе “тварь дрожащую”, убивает старуху-процентщицу и её сестру. Но ни богаче, ни счастливее он не становится. Напротив, заболевает, начинает избегать общения с сестрой и матерью, а в тяжких снах видит смеющуюся над ним убитую старуху. Так стоило ли идти на преступление? Достоевский на примере терзаний и раскаяния Раскольникова убедительно доказывает, что ни одно злодеяние не остаётся безнаказанным. И ни один суд не сможет покарать человека строже, чем он сам себя покарает.
Катерина Кабанова — героиня пьесы А.Островского “Гроза” — не стала дожидаться суда. Сама вынесла себе приговор. Выйдя замуж за человека, которого не любила и не любит, Катерина оказалась в атмосфере лжи, несвободы и самодурства. Единственной её радостью стало внезапно вспыхнувшее чувство к Борису. Но она, человек нравственный и религиозный, испытывает тяжкие муки совести, потому что понимает: её любовь — тяжкий грех. И она в нём признаётся, не боясь людских насмешек и осуждений. Катерина делает это потому, что понимает: дальше она не сможет лгать и притворяться. Ей легче умереть. И она добровольно уходит из жизни. Её уход доказывает истину: людская молва не менее сурова, чем суд присяжных, но самый строгий приговор выносит себе всё же сам человек.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод: совесть может наказать строже, чем суд. Душевные муки бывают настолько невыносимы, что человек в конечном счёте выбирает раскаяние или даже смерть.
Готовые сочинения ЕГЭ по тексту М.Е. Салтыкова-Щедрина из 5 варианта Цыбулько ЕГЭ 2023 русский язык 36 тренировочных вариантов, проблема текста, позиция автора, вывод.
Сочинение ЕГЭ по тексту Салтыкова-Щедрина
Что происходит с человеком, утратившим совесть? Страшно представить мир, в котором не будет существовать добродетели, а зависть и ненависть возьмут верх над людьми. В таком случае нас ждёт настоящая деградация, которая приведёт к окончательному нравственному распаду и разрушению духовных ценностей. В предложенном тексте М.Е. Салтыков-Щедрин поднимает проблему последствий утраты совести.
Автор пытается представить общество, в котором не существует никаких моральных устоев. Это значит, что человеку теперь чуждо чувство вины за свои деяния, и он больше не берёт на себя ответственность за те или иные поступки. По мнению писателя, это приводит к непоправимым последствиям. Так, «мудрые мира поняли, что они наконец-то освободились от последнего ига» и «остервенились», занявшись постоянными разбоями и грабежами. Для людей, утративших совесть, нет ничего святого, поэтому они с абсолютным равнодушием совершают самые страшные преступления.
Напротив, совестливые люди зачастую очень сильно мучаются, подвергая каждое своё действие самой беспощадной оценке: «…встрепенувшаяся совесть указывает только один выход – выход бесплодного самообвинения». М.Е. Салтыков-Щедрин приводит в пример пропойцу, над которым «хохочет и глумится» толпа. Это свидетельствует о том, что люди, способные чувствовать муки совести, подвергаются насмешкам и обречены остаться не понятыми обществом.
Приведённые аргументы противопоставлены друг другу, так как писатель хочет подчеркнуть отличия между бессовестными и совестливыми людьми. Он приходит к выводу, что жить без совести гораздо легче, однако последствия, к которым это может привести, отнюдь не утешительны.
Итогом размышлений автора становится такая позиция: утрата совести позволяет людям льстить, пресмыкаться, обманывать, не задумываясь о своих действиях.
Нельзя не согласиться с точкой зрения М.Е. Салтыкова-Щедрина. Действительно, сердца людей, которые не знают, что такое угрызения совести, ожесточаются. Они получают ничем не ограниченную свободу и пользуются её плодами. Вспомним, например, такого персонажа, как Свидригайлов. Герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» совершает как благородные, так и по-настоящему подлые поступки. Подобная противоречивость объясняется его абсолютным равнодушием и к добру, и к злу.
Таким образом, без совести человека уже ничего не сдерживает и ничто не заставляет задумываться о своих поступках. Напротив, совесть не позволяет жить легко и удобно, потому что она требует соблюдения нравственных законов.
Сочинение №2
В предложенном для анализа тексте автор ставит проблему утраты совести.
Размышляя над тем, к чему приводит потеря нравственности, писатель акцентирует внимание на том, что человек может опуститься, если забудет о честности и справедливости: он начнёт доносить, клеветать, обманывать, унижаться. Это неизбежно приведёт к деградации личности: вместо высоких принципов останутся низкие потребности, удовлетворение которых ничем не ограничено.
Следствием подобных процессов станет разрушение общественных структур. Разруха, грабежи, разорение, страдание — вот итог утраты совести конкретным человеком. Общественный порядок зиждется не только на законе, но и на нравственном чувстве, позволяющем людям мирно сосуществовать.
Второй пример является следствием первого и показывает, что утрата совести индивидом не личная, а социальная проблема, имеющая множество отрицательных последствий. Ирония в том, что потерю совести невозможно не заметить.
Позиция автора ясна: может показаться, что утрата способности отличать плохое от хорошего, малозначима, но это не так. Без совести не может быть счастья и мирного существования ни для кого.
Я согласен с автором. Только по-настоящему потеряв что-то, мы понимаем, как это было важно. Так и с совестью. Например, герой Пушкина Швабрин сначала просто попал в Белогорскую крепость после дуэли, это ещё не трагично, но впоследствии он вообще перестал руководствоваться совестью в своих поступках, поэтому преследовал Марью Миронову, перешёл на сторону Пугачёва, оклеветал Гринёва. В конце концов герой превратился в изгоя, предателя, человека, с которым никто не хотел бы иметь дело, это закономерный итог для тех, кто считает совесть досадным и неудобным чувством. На самом деле она руководит нами на жизненном пути.
Итак, утрата совести — это трагедия и человека, и общества.
Сочинение №3
Человек — существо, способное к рефлексии, то есть способное оценивать свои поступки с точки зрения добра и зла. Что помогает ему в этой нелёгкой задаче? Конечно, совесть. Так какую же роль играет совесть в нашей жизни? Именно над этим вопросом рассуждает великий русский писатель М.Е. Салтыков-Щедрин.
Автор приведённого текста с горечью и иронией повествует о том, что совесть на самом деле никому не нужна, что она лишь мешает людям в осуществлении их корыстных планов: «А бедная совесть лежала между тем на дороге, истерзанная, оплёванная, затоптанная ногами пешеходов…всякий удивлялся, каким образом в благоустроенном городе…может валяться такое вопиющее безобразие.» Тем не менее, истинное отношение писателя к совести показано в конце отрывка.
Совесть обязательно убережёт своего будущего обладателя от совершения злодеяний, наставит его на верный путь: «И будет маленькое дитя большим человеком, и будет в нём большая совесть. И исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия…» М.Е. Салтыков-Щедрин уверен, что совесть – главный нравственный ориентир человека, «лакмусовая бумажка» его мыслей, поведения, поступков. Совесть никогда не спит – она вечно бдит, чтобы охранять человека от безнравственности.
Безусловно, я разделяю точку зрения автора. Человек без совести – не человек. Совесть помогает нам подумать над своими ошибками и вовремя их исправить. Это произошло с героем повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Пётр Гринёв с самого начала вступления во взрослую, самостоятельную жизнь бездумно проигрывает у малознакомого человека большую сумму денег, сто рублей. Не слушая доводы своего слуги Савельича о том, что деньги отдавать не надо, он указывает старику, что его место – быть слугой и во всём ему, Петру, подчиняться. Спустя короткое время к Гринёву приходит осознание того, что он поступил ошибочно и обидел преданного ему человека. Пётр извиняется перед ним и обещает впредь советоваться с ним насчёт денежных вопросов, и только после этого его совесть успокаивается. Именно совесть помогла герою сохранить добрые отношения со слугой и остаться человеком в сложившейся ситуации. Над значением совести задумывались многие русские писатели. Так, Д.И. Фонвизин утверждал, что совесть всегда как друг остерегает прежде, нежели как судья наказывает. Действительно, порой совесть уберегает нас от того, чтобы быть осуждёнными знакомыми, друзьями, родными. Лучше тысячу раз подумать и взвесить с помощью совести свой поступок, чем потом горько жалеть о случившемся и слушать упрёки со всех сторон.
Таким образом, совесть – неотъемлемая часть в жизни любого нравственно и духовно здорового человека. Совесть, несмотря на то, что делает человека беспокойным, вечно размышляющим, украшает его, очищает, одаряет гуманностью.
Сочинение №4
Какое значение имеет совесть в жизни человека? Именно над этой проблемой рассуждает в тексте М. Е. Салтыков-Щедрин.
Автор повествует нам о том, что люди перестали уделять должное внимание совести. Для них важнее стало жить так, как будет им комфортнее. И людям даже не важно, что их комфорт может принести неприятности ближнему. Один из героев текста на время приобрёл совесть. Она открыла ему глаза: «Память без пощады извлекала из тьмы постыдного прошлого все подробности насилий, измен, сердечной вялости и неправд; воображение облекало эти подробности в живые формы».
Конечно, он захотел от неё избавиться, так как понимал, что долго не сможет мучить себя такими постыдными воспоминаниями. Так и плутала совесть по свету, пока не натолкнулась на маленькое дитя. В его чистом сердце нашлось ей место, так как ребёнок ещё слишком мал, чтобы совершить что-то ужасное: «Растёт маленькое дитя, а вместе с ним растёт в нём и совесть. И будет маленькое дитя большим человеком, и будет в нём большая совесть». Таким образом, можно сделать вывод, что совесть необходимо воспитывать с самого детства. Только тогда человек сможет стать достойной личностью.
Позиция автора выражена чётко: совесть имеет огромное значение в жизни человека, но, к сожалению, она есть не у каждого. И чем больше людей будут её иметь и развивать, тем меньше в мире будет ссор, плохих поступков.
Я полностью разделяю мнение М. Е. Салтыкова-Щедрина. Более того, считаю, что именно она является неким источником взаимоответственности между людьми. Моё мнение подтверждает литературное произведение Юрия Яковлева «Мальчик с коньками». Совесть не позволила пройти ребёнку мимо человека, которому так нужна помощь, хоть мальчик и торопился на каток. Главный герой не только помог мужчине добраться до дома, но и вызвал медицинскую помощь, сопровождал его до больницы и до последнего переживал за него. Таким образом, можно сказать, что совесть, если она есть, проявляется у человека по отношению ко всем людям, а не только к друзьям и родственникам.
Подводя итог, можно сделать вывод, что совесть нужна каждому. Она имеет огромное значение в жизни человека. И чем больше в мире будет совестливых людей, тем меньше катастроф и несчастий обрушится на человечество.
Проблема роли совести в жизни человека
Что такое совесть? Какую роль она играет в жизни человека? Именно эти вопросы возникают при чтении текста русского классика М. Е. Салтыкова-Щедрина.
Раскрывая проблему роли совести в жизни человека, автор обращается к жанру сказки и предлагает ситуацию, когда совесть в мире людей исчезает. Люди не замечают пропажи совести, но чувствуют себя «бодрее и свободнее». Теперь им «ловчее стало подставлять ближнему ногу, удобнее льстить, пресмыкаться, обманывать, наушничать и клеветать». Этот пример говорит о том, что отсутствие в людях «обличительницы-совести», которую окружающие воспринимали в качестве надоедливой приживалки, устраняет нравственные преграды, и люди не чувствуют терзаний, совершая безнравственные поступки. Воспользовавшись плодами свободы от угрызений совести, человек утрачивает моральные препоны, начинаются грабежи и разбои, земля разоряется.
Найдём в тексте ещё один пример, ярко иллюстрирующий значение совести в жизни общества. Когда бедная изгнанница совесть лежала на дороге, её поднял один пропойца, который позарился бы с пьяных глаз даже на негодную тряпицу, в надежде получить за неё шкалик. В этот момент его пронзает, словно электрическая струя, совесть, к нему «постепенно возвращается то горькое сознание действительности, на избавление от которого были потрачены лучшие силы его существа». Но проснувшееся сознание не приносит пьянице примирения и надежды на новую жизнь. Вместо того, чтобы наполнить своё существование благородным смыслом, пропойца освобождается от совести, подкинув её старинному знакомому Прохорычу. Из этого следует, что совесть необходима человеку для осознания своих ошибок, для нравственного преображения. Но если человек слаб душой, он не сможет действовать в соответствии с голосом совести.
Оба примера противопоставлены друг другу. В первом случае мы видим, что происходит с людьми, если они освобождаются от совести, для них не существует никаких моральных преград, и мир приходит в упадок и разрушается. Во втором случае совесть помогает пропойце осознать неправедность своего образа жизни, но у него отсутствует сила воли, чтобы изменить себя и стать лучше.
Авторская позиция заключается в следующем: совесть – это нравственный различитель добра и зла компас, который указывает нам правильное направление жизненного пути. Совесть играет важную роль в жизни общества, помогает сохранить гармоничные и справедливые отношения между людьми.
Я поддерживаю мнение автора. Действительно, если в мире не будет совести, то люди будут руководствоваться только личными интересами и желаниями, не считаясь с мнением других, мир придёт в запустение.
Приведу пример из романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой Родион Раскольников создал теорию, по которой сильные мира сего имеют право разрешить своей совести переступить через преступление. Позже, оказавшись на каторге за убийство старухи-процентщицы, герой осознаёт, что если люди будут действовать только в соответствии со своими представлениями о справедливости и не будут прислушиваться к голосу совести, то наступит Апокалипсис, конец света, так как люди будут убивать друг друга, не чувствуя нравственных преград.
В заключение хочу подчеркнуть, что если бы люди всегда поступали в соответствии с законами морали и всегда прислушивались бы к голосу совести, то мир стал бы лучше, исчезли бы войны.
Текст М. Е. Салтыкова-Щедрина и проблемы
Пропала совесть по старому толпились люди сочинение ЕГЭ по тексту
ПОДЕЛИТЬСЯ МАТЕРИАЛОМ
Чувство вины отравляет личность, заставляет постоянно думать о содеянном преступлении, вынуждает раскаяться и признаться. Без совести было бы невозможно контролировать человека. Закон не способен наказать его так, как это делает чувство вины. Под влиянием этих чувств человек может возненавидеть себя за совершенный проступок или разочароваться в жизни.
Яркий пример мук совести показал Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание». Родион Раскольников, пытаясь проверить свою теорию, убил двух женщин. Во-первых, стоит упомянуть то, что герою не хватило бы сил просто так убить человека, поэтому он стал искать повод для этого. Он решил помочь другим должникам, избавившись от старухи-процентщицы. Однако мужчина не смог даже распорядиться ее сбережениями.
После совершения преступления Раскольников заболел: у него была горячка, и снились сны о том, что убитая старуха смеется над ним. Мужчина не столько боялся наказания законом, сколько мук совести. Он возненавидел себя настолько, что даже считал себя недостойным общения со своей матерью и сестрой. Он считал, что, если расскажет семье о своем поступке, родные отрекутся от него и будут винить в том, что мужчина стал плохим человеком и постоянно лгал им. Против Родиона не было никаких улик. Ничего не мешало ему уехать из города и скрыться от преступления, однако его это совсем не заботило. Это хороший пример того, как совесть может мучить человека настолько, что он даже не подумает о законе.
Также стоит вспомнить произведение Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Эраст был умным и образованным человеком, он с самого начала понимал, что совращение девушки – это преступление. Однако это знание никак не повлияло на решение Эраста. Игнорируя закон, мужчина вступил в связь с Лизой до свадьбы. Он обещал девушке, что вскоре они счастливо заживут в браке, но не смог сдержать своего слова. Мужчина проиграл все деньги в карты и вынужден был жениться на богатой вдове. Лиза узнала о предательстве, но пережить его не смогла. Эраст потом до конца жизни винил себя в смерти возлюбленной, даже роскошь, которая его окружала, не помогала забыться. Закон в этой ситуации оказался бессилен, но чувство вины сделало свое дело.
Таким образом, совесть наказывает человека намного сильнее, чем суд. Закон не сможет регулировать правоотношения, если у людей не будет совести. Муки совести заставляют ненавидеть себя и приводят к полному отчаянью.
- Сочинения
- 11 класс ЕГЭ
- Можно ли пойти против совести
Сочинение Можно ли пойти против совести (итоговое)
Порой человек вынужден идти наперекор своей совести для достижения высоких целей. К несчастью, жизнь часто заставляет нас делать выбор, где нет правильных решений. Эта ситуация будет требовать выбора пути, не отвечающего совести, но удовлетворяющего нравственные требования. Такие примеры описаны в отечественной литературе.
Таким образом, в своем произведении «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский описал героиню, которая вынуждена была пойти наперекор совести, дабы не допустить голодовки в своей семье. Достойна ли она осуждения? Она выживала в страшной бедности, глядя на нехватку еды и одежды для сводного брата и сестры. Они были обречены, если бы Сонечка не нашла, как позаботиться об их выживании. Нужда заставила девушку торговать своим телом. Она не могла похвастаться связями или образованием, потому другая работа ей не светила. Другие члены семьи не могли взять на себя функцию обеспечения. Отец был пьяницей, а неумелая мачеха болела туберкулезом. Соне пришлось выбирать между честью и смертью, гордостью и состраданием. Она очень любила близких, поэтому пожертвовала своей нравственной чистотой. Грязное дело сначала спасло мачеху и детей, а затем помогло Родиону Раскольникову. Даже в пороке она оставалась доброй и отзывчивой. Судьба Сони Мармеладовой показала, что иногда поступки против совести вполне оправданы. Это связано с благополучием дорогих сердцу людей.
Бывают случаи, когда совесть бессильна перед натиском нравственности. Это касается ситуаций, когда Родине угрожает опасность, и человек вынужден лишать жизни себе подобных. Подобное описано в произведении С. Алексиевич «У войны не женское лицо». Свои воспоминания о Великой Отечественной войне выкладывает снайпер. Молодая девушка сразу после школы хотела поступить в институт. Но началась война, и она пожертвовала косами, облачилась в мужскую кирзовую обувь и захотела научиться убивать. После окончания снайперской школы Марии Ивановне Морозовой предстояло отбыть на фронт. Там она должна была выполнить некоторые боевые задачи, которые шли вразрез с ее нравственностью. Первая цель далась ей нелегко. Она долго не могла нажать на курок. Но первый выстрел прогремел. Ее выбор пал на долг перед Родиной. Это обстоятельство многих заставляет делать подобный выбор.
Естественно, нельзя пренебрегать голосом совести. Но иногда сердце говорит нам принять решение, не соответствующее приказу совести.
2 вариант
Совесть – это внутренний голос каждого человека, который говорит о чём-либо. Зачастую человек его слушается, ведь это «внутреннее я», и пойти против него, вроде как нелогично. Но так же часто и забывают про совесть, делая так, как советуют друзья или кто-то другой, а может и просто человек очень экстремальный. Мало кто понимает, совершая это, что без последствий в подобных ситуациях не обойтись.
Как показывает опыт, против совести пойти можно. Можно и совсем её не слушаться, и забыть про неё, но вот только просто так в покое она никого не оставляет. Совесть, на самом деле, внутренний голос. Ведь правда, кто-то будто сидит и говорит внутри нас как и что нам нужно делать. Что сказать, как поступить в той или иной ситуации, зачем совершён определённый поступок – эти и другие вопросы нам задаёт совесть. И при её непослушании она начинает помогать человеку прийти к правильному решению. Она советует ему то, что он хочет на подсознательном уровне, но этому мешают внешние факторы. Поэтому как только внешние факторы перебарывают человека, совесть берётся за свою работу более интенсивно. Личность не может спокойно жить, когда что-то изнутри говорит о том, что следует сделать. Невозможно скрыться, ведь что-то – внутренний ты. Нельзя нормально поесть или элементарно сходить в душ – везде этот голос и эти советы.
Просто так, безусловно, это оставить не получится. Поэтому совесть получает своё и человек действует как надо, но нередко совесть и после этого не уходит. Человек начинает сам себя корить за то, что он сделал сперва. Это чувство уже по истечению времени уходит, ведь основная задача внутреннего голоса выполнена.
Таким образом, против совести, разумеется, можно пойти. И многолетняя практика показывает, что это делается часто. Но ещё чаще практика показывает, как человек потом раскаивается и переживает за собственное положение. А вспомните сколько хороших произведений написано и учат детей этому. Даже те же самые произведения Ф. Достоевского «Преступление и наказание», К. Паустовского « Тёплый хлеб», В. Астафьева «Конь с розовой гривой» – эти и не только произведения прославились своей пользой в области внутренних чувств, и после их прочтения хочется задуматься. Поэтому лучше поступать по совести, чтобы потом не оказаться в неприятном положении, как герои данных произведений. Не забывайте, счастлив тот, у кого совесть спокойна.
Рассуждение
В современном мире границы такого понятия как “совесть” давно размыты. Люди поступают на своё усмотрение, рушатся нормы и стереотипы, а общество стремительно движется вперёд — так что же может значить такая тривиальная и, казалось бы, устарелая вещь для каждого из нас и для человечества в целом?
Само по себе это понятие весьма неоднозначное, и для каждого человека индивидуально может значить что-то своё. Кто-то совершит убийство и посчитает, что действовал полностью согласно своей совести; иной же будет винить себя за что-то, его контролю не поддающееся. Отсюда следует, что совесть на каждого своя, и определяют её только лишь личные границы морали человека. Вне зависимости от социального статуса и верований отдельно взятого человека, он будет иметь собственную мораль, то есть некоторые вещи, которые считает приемлемыми или неприемлемыми, привычными или табуированными, незначительными или святыми. И только моральный компас человека может остановить его от деструкции и вредительства обществу и всему его наследию в порыве эгоизма. Человек, который действует против своей морали, ощущает вину за свои деяния, и именно это ощущение мы называем совестью.
Так что же случится, если у человека отобрать совесть? Что из себя будет представлять член общества, не ощущающий её укора за любые злодеяния, не имеющий никаких внутренних ограничений, которые останавливали бы его от бесчестия, насилия? На самом деле, не имея ничего святого, никаких привязанностей, достоинства, гордости, он станет подобен агрессивному животному, для которого чужды нормальные человеческие связи, ценности и традиции. Став изгоем в обществе, он лишится всего: и не только материальной собственности, а и самого смысла жизни.
Даже те, кто живёт на задворках общества, не имеет ни гроша в кармане, ворует и обманывает, чтобы выживать, сохраняют некоторую совесть, и это помогает им оставаться людьми. Бедные, но совестные люди живут согласно своей чести, выручая других и не переходя рубежи, которые выстраивают сами для себя. Кто-то может сказать, что такая жизнь даже лучше, чем богатая, но бесчестная и распутная, ведь такое существование быстро пресыщает своей пустотой и бездушностью. Отсюда следует, что даже для немощных изгоев совесть служит тем самым маяком доброты, якорем гуманности.
Для того, кто не располагает материальными благами, мораль и совесть являются последними вещами, отделяющими его от зверя, неспособного функционировать в обществе и любить. Воистину, человек, который теряет совесть, теряет всё.
С примерами из литературы
Также читают:
Картинка к сочинению Можно ли пойти против совести
Популярные сегодня темы
- Сочинение Будущее начинается сегодня
Новый месяц, неделя, год, день, час — это все начало чего-то нового: новых возможностей, новых событий, новой жизни. Прошлое, настоящее и будущее неразрывно связаны межу собой.
- Проблема любви в пьесе Гроза Островского сочинение
В пьесе Константина Островского под названием Гроза рассмотрено большое количество проблем и конфликтов, с которыми сталкивались люди, жившие в 19 веке. Но она является актуальной и для современного общества.
- Сочинение Экология стала самым громким словом на земле
Все больше людей задумываются о проблемах сохранения и очищения окружающей среды. На состояние воздуха, воды, почвы, живых организмов негативно влияют на только выхлопы угарного газа
- Сочинение по картине Нестерова Лель. Весна 5, 8 класс
Михаил Васильевич Нестеров – талантливый советский художник, живописец. Один из участников уникального товарищества передвижных выставок, с помощью которых в то время деятели искусства знакомили простой
- Характеристика и образ Андрея Болконского в романе Война и мир Толстого сочинение
Андрей Болконский является одним из главных героев романа-эпопеи Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Личность Болконского очень сложная и интересная
- Итоговое сочинение
Материалы для сочинение на тему совести. 11 класс 303. Может ли совесть наказать сильнее, чем суд?
1) Например, в произведение Достоевского «Преступление и наказание», автор рассказывает о Раскольникове, который благодаря совести признался в своём преступление. Главный герой хотел проверить свою теорию: «тварь он дрожащая или право имеет». Для осуществления своей теории, он решается на убийство старухи-процентщицы. Раскольников считал её бесполезным человеком, и что её жизнь равна ста другим. После совершения убийства, главного героя сильно мучает совесть. Он не может ни спать, ни есть, даже хочет закончить жизнь самоубийством. Как Соня Мармеладова, так и Муки совести помогают Раскольникову признаться в преступление. Но только на каторге, когда герой несёт наказание, совесть отпускает героя.
2) Не менее яркий пример можно найти в пьесе А.Н. Островского «Гроза». Главная героиня прекрасно знала, что адюльтер в те времена был противозаконным делом. Если жена изменяла мужу, ее ожидали позор и наказание. Но Катерина очень хотела любви и понимания. Она больше не могла жить в атмосфере угнетения и тоски. Ее сердце жаждало счастья и свободы, их она нашла лишь в объятиях Бориса. Связь с ним стала ее выходом из безысходного тупика дома Кабановых, где она чувствовала лишь отчаяние и давление со стороны домочадцев. Закон в этой ситуации не остановил ее, но совесть оказалась непреодолимым барьером. Катерина раскаялась в содеянном и призналась во всем семье, заранее зная, что этот откровенность обернется унижением, бесчестьем и даже физическим насилием. Именно совесть заставила ее пожалеть о своей измене. Она же вынесла ей приговор: ее самоубийство стало не только последним аккордом бунта против нравов Калинова, но и жестом отчаяния. Героиня считала себя оскверненной и отверженной. Даже в этом примере закон оказался слабее совести.
Связанные страницы: