Итоговый урок что за прелесть эти сказки

Конспект занятия «Что за прелесть,   эти сказки!»

Задачи:

·                    Обобщить знания детей, полученные на предыдущих занятиях об А.С. Пушкине и  его сказках: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о попе и работнике его                                Балде»;

·                    Дать детям новые знания о детстве А.С.Пушкина и о няне его Арине Родионовне;

·                    Расширить кругозор детей, пополнять активный и пассивный словарь детей через чтение стихов и слушание сказок;

·                   Активизация мыслительных процессов через участие в интеллектуальных конкурсах; Формирование понятия «Викторина» 

·                    Упражнять детей в рассказывании наизусь отрывков из произведений А.С. Пушкина. Отрабатывать выразительность речи, звукопроизношение, умение выступать публично.

·                   Вызвать у детей  эмоциональный отклик на сказки А.С. Пушкина, желание читать их. Воспитывать любовь и уважение к книге.

Материал:

—   рисунки детей на тему сказок А.С.Пушкина

—   музыкальное сопровождение (аудио)

—   дидактический: дуб с листочками;

—   дети – артисты: кот Баюн;

—   медали для награждения победителей викторины

—   демонстрационный материал: белка, шмель, золотая рыбка, перо и чернильница                           

Ход занятия:

I. Вводная часть

       — Приветствие

       — О детстве А.С. Пушкина, о няне Арине Родионовне;

       — Разминка;

2. Основная часть.

2.1.  Эпизод  «КОТ БАЮН»

        — Медитативное упражнение «Путешествие в сказку;

        — Музыкальные загадки кота Баюна;

2.2.  Эпизод «ЗОЛОТАЯ РЫБКА»

         — Медитативное упражнение «Путешествие в сказку»

         — Загадки золотых рыбок

2.3.   Эпизод «В КРАЮ. ГДЕ СОЧИНЯЮТСЯ СКАЗКИ»

         — конкурс  «Восстанови стихотворение»;

         — конкурс «Из одной ли мы сказки?»

         — конкурс  « Чьи вещи?»

         — Сочиняем сказку…

3.  Заключительная часть.

          — Подводим итоги путешествия и прощаемся с гостями.        

Конспект занятия

«ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ»

Под песню «Приходите в гости к нам» в исполнении детского хора

 детей заводят, завозят на колясках, заносят на руках в класс.

 Дети рассаживаются в креслах.

Ведущая: Добрый день! Сегодня мы будем говорить о волшебных сказках замечательного русского поэта А.С.Пушкина, которые вы все хорошо знаете и любите. Любите сказки Пушкина?  ( Ответ детей) А  знаете ли вы, что  Александр Сергеевич Пушкин тоже когда-то был маленьким, и звали его тогда совсем не Александр Сергеевич, а просто Саша…

Эльмира:  Это было очень давно. В те времена  не было ещё ни телевидения, ни машин, ни поездов, ни телефонов. Зато у  маленького Саши были мама с папой,  сестра Оля, с которой он играл, и брат Лёвушка. А ещё Саша очень любил свою бабушку Марию Алексеевну.

Никита:   И была у него ещё няня. Звали её Арина Родионовна. Она ухаживала за детьми и очень сильно любила Сашу. Няня Арина Родионовна  знала множество народных сказок и прекрасно умела рассказывать их. И поэтому маленький Саша очень часто бегал к ней во флигелёк: и долгими вечерами Арина Родионовна ему рассказывала сказки.

Ведущая:   Когда Саша вырос, он пересказал некоторые нянюшкины сказки стихами. Вспомним сказки Пушкина, которые вы уже знаете?

Разминка

·         Дети играют в игру «Назови сказку!». Воспитатель бросает мячик, кто ловит его, должен назвать сказку, которую он знает. Повторяться нельзя.

·         А теперь, «Назови героя». Назовите героев известных вам пушкинских сказок.

·         Воспитатель оценивает детей, отмечает отличившихся.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Ведущая:  А сейчас я  приглашаю вас   в путешествие по сказкам     Александра Сергеевича Пушкина.

Итак… рассаживайтесь поудобнее, закройте глаза, расслабьтесь.

(звучит тихая музыка)

Представьте, что вы, словно кораблик, плывёте по морю, прямо в сказку. Представили?

Витя:                             «Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет.

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах»

 Почувствуйте дуновение ветра, дующего в паруса, лёгкий бриз. Вам уютно и спокойно. Вы путешествуете в мир сказок…

                                       У лукоморья дуб зелёный;

                                      Златая цепь на дубе том…

 Откройте глаза и угадайте, куда мы попали?

(Ответы детей)                 

Мы с вами, ребята, оказались в сказочном Лукоморье (обращает внимание на картинку, где нарисован дуб, на дубе листья и жёлуди с вопросами). А живёт в Лукоморье, у самого дуба сказочный кот.

Кот (из-за декорации): Мурр-мяу! (Появляясь.)  Здравствуйте, здравствуйте ребята!  Добро пожаловать к нам в Лукоморье! Давайте знакомиться: я – кот Баюн, и пришёл я сюда из русских народных сказок. Хожу себе кругом, налево-направо… То сказки сказываю, то  песни пою.

Кот: Мурр-мяу! Ребята, вот и сейчас не терпится мне пойти направо, только что я при этом должен делать? («Идет направо — песнь заводит».) Правильно! Давайте отгадывать музыкальные загадки. Ведь по сказкам Пушкина написаны оперы. Может, кто-то уже слушал их целиком, а кто-то знаком с ними по фрагментам с уроков музыки. Внимание! Сейчас будет звучать музыка, а вы попробуйте угадать сказку.

Звучит фрагмент из оперы  Римского-Корсакова оперы «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» «Полет шмеля«.

Дети узнают  мелодию.

Кот: Мурр-мяу! Молодцы, верно угадали. (Достает из корзины шмеля.)

Никита:                    «Тут он очень уменьшился,

Шмелем князь оборотился,

Полетел и зажужжал;

Судно на море догнал,

Потихоньку опустился

На корму — и в щель забился.»

А вот у меня есть ещё одна музыкальная загадка. Попробуете отгадать?

Звучит фрагмент из  той же оперы  — тема «Три чуда«. Дети читают во время звучания  музыкальных фрагментов  стихи «О белке», «О 33 богатырях», «О царевне лебеди»

Кот: Мурр-мяу! Молодцы, правильно угадали. Это музыка Римского-Корсакова к  «Сказке о царе Салтане, сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» Тема эта называется «Три чуда» И какие три чуда вы знаете?

(Дети называют: БЕЛКА,   33 БОГАТЫРЯ; ЦАРЕВНА ЛЕБЕДЬ)

Кот:  Молодцы, ребята… А самая любимая вами тема, это тема БЕЛКИ)))

 (Достает из приготовленной корзины игрушечную белку.)

Кот Баюн:    Я знаю, что любите очень Белочку из этой пушкинской сказки. Слышал, что и в репертуаре вашего шумового оркестра есть песенка Белочки!

(Дети играют 2 куплета песни составом шумового оркестра)

Кот Баюн:    Ну молодцы! Ой, молодцы! Порадовали, порадовали! Но мне пора в своём хозяйстве порядок наводить. Задержался я у вас!  До свидания!

Кот Баюн прощается и уходит. Дети благодарят кота, что он появился у нас.

Ведущий:    А наше путешествие по сказкам продолжается.

 В одной сказке мы побывали, а теперь снова в путь!

 (Вновь звучит тихая музыка).

Закройте глазки! Представьте, что вы снова, словно кораблик, плывёте по морю, прямо в сказку. Представили? 

Витя:                             «Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет.

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах»

 Почувствуйте дуновение ветра, дующего в паруса, лёгкий бриз. Вам уютно и спокойно. Вы путешествуете в мир сказок… Откройте глаза и попробуйте отгадать, в какую сказку мы попали сейчас? Только не торопитесь выкрикивать, а дождитесь, пока стихотворение дочитаем…

    Жил старик со своею старухой

   У самого синего моря;

   Они жили в ветхой землянке

   Ровно 30 лет и 3 года.

   Старик ловил неводом рыбу,

   Старуха пряла свою пряжу.

   Раз он в море закинул невод, —

   Пришёл невод с одною тиной.

   Он в другой раз закинул невод, —

   Пришёл невод с травою морскою.

   В третий раз он закинул невод, —

   Пришёл невод с одною рыбкой,

   С непростою рыбкой, — золотою…

Дети отгадывают: «Сказка о рыбаке и рыбке»

Дети ловят удочками магнитных рыбок, складывают их в ведёрко.

Ведущий: Смотрите, ребята, каких рыбок наловили наши рыбаки! И у каждой из этих рыбок есть к вам вопросы, разумеется по сказке А.С.Пушкина « О рыбаке и рыбке»! Попробуете отгадать?

Ведущий задаёт детям вопросы:

•          Как называется жилище старика со старухой? (землянка)

•          Сколько раз закидывал старик невод в море? (три)

•          Сколько лет рыбачил старик? (тридцать лет и три года)

•          Кто исполнял все желания старухи? (золотая рыбка)

Ведущий:  Молодцы! Порадовали рыбок! А рыки порадовались рыбка за детей, а затем хвостом махнули и  уплыли в открытое море    ( звучит тихая музыка)

 А наше путешествие продолжается. Закрываем снова  глазки! И, словно кораблик, плывём по морю, прямо в сказку.

Витя:                                  «Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет.

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах»

 Бьётся вода о борт корабля. И мы причаливаем к берегу…Открываем глаза!  О чудо! Перед нами перо, которым писал свои стихи сам А.С.Пушкин!  Это значит, что мы попали в страну сказочников.  И это значит, что мы не только будем слушать сказки, но и пробовать сочинять их.   Хотите попробовать?

(Ответ детей)

 ВОССТАНОВИ СТИХОТВОРЕНИЕ

Ведущий. А сейчас  предлагаю вам очень поэтическое задание.  В сказках случился переполох и все слова перемешались. Весь смысл потерялся и  красивые стихи превратились в бессмысленный набор слов. Ребята, поможете восстановить  стихотворный строй сказок?  Для этого нужно из оставшихся слов восстановить стихотворения целиком.  (предлагает поочередно командам задания).

1) толоконный , по базару, посмотреть

Жил-был поп, толоконный лоб,

Пошёл поп по базару посмотреть кой-какого   товару.

2) приплыла, чего, старче

                                          Приплыла к нему рыбка, спросила:

                                         Чего тебе надобно, старче?

3)  Под   окном, вечерком, пряли

                                         Три девицы под окном

                                         Пряли поздно вечерком.

4)  Гуляет, подгоняет, в волнах, парусах.

                                         Ветер по морю гуляет

                                         И кораблик подгоняет,

                                         Он бежит себе в волнах

                                         На раздутых парусах.

              КОНКУРС «ИЗ ОДНОЙ ЛИ МЫ СКАЗКИ?»

Предлагается ответить за одну минуту на шесть вопросов. Каждые десять секунд Кот называет вопрос, участники записывают ответы индивидуально на листок бумаги (да — нет).

Царевна Лебедь и Балда? (Нет) 

Князь Гвидон и Царевна Лебедь?  (Да)

Попадья и золотая рыбка? (Нет)

Поп и Балда? (Да)

Старик и белка? (Нет)

Сватья баба Бабариха и бесёнок? (нет)

Старик и золотая рыбка?(ДА)

Царь Салтан и тридцать три богатыря? (Да)  

По окончании конкурса Кот подсчитывает количество правильных ответов, разъясняет ошибки.

КОНКУРС «ЧЬИ ВЕЩИ?»

Ученый Кот поочередно задает вопросы участникам заключительного этапа викторины, на ответ дается не более пяти секунд, при неправильном ответе одного из участников право ответа на этот вопрос переходит к следующему.

Разбитое корыто? (Старуха)

Невод? (Старик)

Дубовый лук? (Князь Гвидон)

Прялка? (Старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке»,         три девицы из «Сказки о царе Салтане»)

Орешки золотые (Белка)

Кораблик, тот что по морю гуляет  (Купцам)

Бочка ( Гвидон и его мама царица)

Заяц – меньшой брат?  (Балда)

СОЧИНЯЕМ СКАЗКУ

Группа, управляемая воспитателем, сочиняет свою сказку. Зачитываем, после чего запечатываем в конверт и отправляем А.С.Пушкину

Ведущий:  Вот и сказке конец! А кто слушал, молодец! Пора возвращаться из нашего сказочного путешествия.  

Хочу отметить, что команда у нас была просто замечательная,  а особенно отличились …  Подводятся итоги викторины. Подсчёт призов. Выявление пободителей. Каждому ребёнку вручается рисунок с рамкой на темы сказок А.С.Пушкина для последующего закрепления их над кроватками детей. Под музыку «В гостях у сказки»

«Что за прелесть эти сказки!»

(урок-обобщение по теме «Русские народные сказки» в 5 классе)

Цель: обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Русские народные сказки».

Задачи:

— проверить уровень знаний учащихся по изученной теме, степень сформированности предметных умений и навыков (знание видов русских народных сказок, их жанровых и композиционных особенностей, умение определять вид сказки, находить зачин и концовку сказки, традиционные сказочные приёмы);

— развивать у учащихся коммуникативные умения, ИКТ-компетенции, творческие способности;

— воспитывать интерес к изучению произведений устного народного творчества, уважение к истории и культуре своего народа.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, электронный учебный модуль «Контрольный тест по теме «Фольклор. Своеобразие русской народной сказки» (базовое изучение):

http://fcior.edu.ru/card/28424/kontrolnyytestpotemefolklorsvoeobrazierusskoynarodnoyskazkibazovoeizuchenie.html

Для воспроизведения учебного модуля на компьютере требуется предварительно установить специальный программный продукт – ОМС-плеер: http://fcior.edu.ru/programma-prosmotra-resursov

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Работа с высказываниями известных русских писателей о сказках:

«Сказка — воплощённая в поэтической форме мечта человека о прекрасном». (К. Г. Паустовский)

«Сказка — великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа». (А. Толстой)

«Читайте простонародные сказки, чтобы видеть свойства русского языка». (А. С. Пушкин)

«Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» (А. С. Пушкин)

Обсуждение высказываний:

— Ребята! Как вы думаете, о чём мы с вами сегодня будем говорить на уроке? (О сказках. Учащиеся формулируют тему урока.)

— На какие свойства русских народных сказок обращают внимание маститые художники слова?

— Какое высказывание наиболее близко вам?

Запишите в тетради число, тему урока и понравившееся высказывание о сказках в качестве эпиграфа к уроку.

— Ребята! Мы с вами уже много на уроках литературы говорили о русских народных сказках. Сформулируйте для себя, что бы вы сегодня на уроке хотели узнать и чему научиться, продолжите высказывание:

Сегодня на уроке я хотел(а) бы …

3. Актуализация знаний.

— Сейчас давайте вспомним, что нам с вами известно о русских народных сказках.

Беседа:

— Что такое сказка? (Сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях, фантастических приключениях героев.)

— Кто является автором сказок? Почему мы их относим к жанрам фольклора? (Cказки сочинялись в глубокой древности талантливыми людьми из народа. Передавались они, как и другие произведения народного творчества, из уст в уста. Записывать сказки начали около двухсот лет тому назад.)

— Какие представления народа отразились в сказках? (В сказках выражена вера в победу добра над злом, в силу любви и дружбы, мечта о покорении природы, восхищение мастерством и трудолюбием человека.)

— Перечислите виды сказок, дайте их краткую характеристику.

В зависимости от темы сказки делятся на три вида:

— волшебные сказки,

— сказки о животных,

— бытовые сказки.

В волшебных сказках повествуется о приключениях героев, на долю которых выпадают трудные задачи: защитить родную землю от врага, достать какой-нибудь волшебный предмет, победить Кощея или Змея. У положительных героев волшебных сказок есть добрые помощники, которые помогают им подняться выше туч, попасть в подземное царство, достать мёртвую и живую воду, победить смерть. В волшебных сказках встречаются ковры-самолёты, сапоги-скороходы и другие волшебные предметы, а также говорящие растения и животные.

В сказках о животных действующими лицами являются хорошо знакомые нам звери: лиса – хитрая обманщица, волк – злой и коварный хищник, заяц – трусишка и хвастунишка, кот – лакомка и баловень. Речь в этих сказках идёт о животных, но мы догадываемся, что в них высмеиваются человеческие пороки и недостатки.

Героями бытовых сказок являются солдат, мужик, барин, царь, мудрая дева. И всегда правда оказывается на стороне простых людей. Мужем, солдат или крестьянская девушка благодаря своему уму и находчивости побеждают попа, купца, царских придворных и даже самого царя. В бытовых сказках высмеиваются богатые и знатные люди, их жадность, жестокость, глупость.

— Какие композиционные особенности сказок вы знаете?

В сказке есть зачин и концовка.

Зачин нас вводит в мир сказки: «В некотором царстве, в некотором государстве… » или «Жили–были старик со старухой…».

Завершаются сказки концовкой: «Вот вам сказка, а мне бубликов связка», «Стали жить – поживать и добра наживать». Концовка возвращает нас в реальный мир.

— Перечислите художественные приёмы сказок.

Художественные особенности:

— повторы слов, выражений и эпизодов;

— использование устойчивых выражений («Шёл он долго ли, коротко ли», «Ни в сказке сказать, ни пером описать»);

— троекратный повтор (число три очень часто встречается в сказках, в них обычно три брата, три сестры, три испытания);

— постоянные эпитеты (красная девица, добрый молодец, чистое поле).

4. Обобщение и систематизация знаний (воспроизведение знаний на новом уровне). Викторина «Русские народные сказки»:

Кто всё время лежит на печи? (Емеля)

Русская народная сказка «Сестрица … и братец Иванушка». (Алёнушка)

Прекрасная и премудрая (Василиса, Елена).

Кто из животных помог Крошечке-Хаврошечке? (Корова Бурёнушка).

Русская народная сказка «Молодильные …» (яблоки).

Имя главной героини сказки «Морозко». (Настенька)

Мужское имя, часто встречающееся в русских народных сказках. (Иван)

Транспортное средство Емели. (Печь)

Баба — … , костяная нога. (Яга)

Чья смерть спрятана на конце иглы? (Кощея Бессмертного)

Какая рыба помогла Емеле стать царём? (Щука)

Кто отправил Ивана «туда, не знаю куда, искать то, не знаю чего»? (Царь)

5. Применение знаний и умений в новой ситуации. Работа с электронным учебным модулем «Контрольный тест по теме «Фольклор. Своеобразие русской народной сказки».

Задание 1. Определите, к какому жанру относится данное фольклорное произведение.

t1596294311aa.png

Задание 2. Соотнесите фрагменты из русских народных сказок с их названиями.

t1596294311ab.png

Задание 3. В представленном отрывке из русской народной сказки «Емеля-дурак» подчеркните сказочный зачин.

t1596294311ac.png

Задание 4. Введите в поле ввода пропущенное слово (постоянный эпитет) в приведённом ниже фрагменте из русской народной сказки «О молодце-удальце, молодильных яблоках и святой воде».

t1596294311ad.png

Задание 5. Как называется средство художественной выразительности, используемое во фрагменте русской народной сказки «Царевна-лягушка» и основанное на сопоставлении одного предмета с другим?

t1596294311ae.png

6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

7. Рефлексия (подведение итогов урока).

— Ребята! В начале урока вы сформулировали для себя цель. Давайте посмотрим, что вы узнали и чему научились на уроке. Продолжите высказывание:

Сегодня на уроке я узнал(а), научился …

8. Домашнее задание: сделать иллюстрацию к понравившейся русской народной сказке (по желанию).

9. Заключительное слово учителя. Оценка работы учащихся на уроке. Чтение стихотворения С. В. Викулова «Русские сказки».

Русские сказки

О сказки! О бессмертные творенья,

Далёких предков наших сочиненья,

На полках не лежавшие вовек!

Кто вас творил?

Доподлинно известно:

Русоволосый, живший повсеместно,

С умом расхожим русский человек.

Творил стоустно, слово подбирал

Правдивое, не мудрствуя лукаво.

Он, как отец, имел на это право.

Он всё из жизни брал.

И если врал –

Не из тщеславия, жаждая успеха,

И не из лести – участи льстеца.

В сём деле он не ведал…

Врал для смеха,

Из озорства, для красного словца…

И слово — всё, чем он владел пока, —

Рождало эхо. Грохотало громом!

И поднимался во весь рост над злом он

В обличии Ивана-дурака.

Он всё умел, дурак, и всё он мог!

И неспроста, играя опояской,

Он ухмылялся в ус: мол сказка сказкой,

А дело делом… Дайте только срок!

Использованные источники:

http://fcior.edu.ru/card/28424/kontrolnyytestpotemefolklorsvoeobrazierusskoynarodnoyskazkibazovoeizuchenie.html — электронный учебный модуль «Контрольный тест по теме «Фольклор. Своеобразие русской народной сказки» (базовое изучение)

http://www.proza.ru/2012/01/16/625стихотворение С. В. Викулова «Русские сказки»

http://citater.ru/cite/9741высказывание А. Толстого о сказках

http://paustovskiy.niv.ru/paustovskiy/public/skazka-budet-zhit-vsegda.htm — К. Г. Паустовский «Сказка будет жить всегда»

https://www.livelib.ru/author/4215/quotes — цитаты А. С. Пушкина

Тип мероприятия: игра-викторина.

Цели:

  • обобщить знания учащихся о сказках;
  • корригировать речемыслительную деятельность
    учащихся;
  • воспитывать любовь к чтению.

Оборудование: чудесный мешочек
(яблоко, яйцо, мыло, мука, игла, деревянная ложка,
азбука), телеграммы, разрезные картинки,
кроссворды.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Ведущий: Добрый день, дорогие ребята!
Здравствуйте, уважаемые гости! Все вы очень
хорошо знаете сказки, среди них есть самые
любимые, которые рассказывают о добрых и злых
волшебниках, о могучих богатырях и прекрасных
царевнах. Сегодня мы с вами совершим путешествие
в сказку, проведем игру-викторину “Что за
прелесть эти сказки!”

– Сегодня у нас встречаются две команды. Они
приготовили название и приветствие друг
другу.(команды выступают)

1. Разминка

Ну, что, ребята, поиграем.
Я начну, а вы – кончайте,
Только в рифму отвечайте!

1. Перед волком он дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Всё ж попался… (колобок).

2. В реках Африки давно
Злое плавает бревно.
Кто б навстречу ни проплыл
Всех проглотит … (крокодил).

3. Враг людей и враг зверей –
Злой разбойник … (Бармалей).

4. Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
А однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Добротою знаменит,
Это доктор … (Айболит).

5. Он со всеми неизменно
Вежлив, кто б ни приходил.
Догадались, это Гена,
Это Гена … (крокодил).

6. Его хозяин – мальчик Робин,
Его приятель – Пятачок.
Он раз был облаку подобен,
Он прост, но он не дурачок.
Для него прогулка – праздник,
И на мёд особый нюх.
Это плюшевый проказник
Медвежонок … (Винни-Пух).

7. Он знаком всем малым детям,
Обожают все его.
Но таких на целом свете
Не найдёшь ни одного.
Он не лев, не слон, не птица,
Не тигрёнок, не синица,
Не котенок, не щенок,
Не волчонок, не сурок.
Он снимается в кино,
И известна всем давно
Эта милая мордашка,
А зовется … (Чебурашка).

2. Дополни имя

Загадывается каждой команде по очереди.

  • Кощей-Бессмертный
  • Василиса-Прекрасная
  • Баба-Яга
  • Змей-Горыныч
  • Сестрица-Алёнушка
  • Мальчик-с-пальчик
  • Иван-царевич
  • Братец-Иванушка
  • Крошечка-Хаврошечка
  • Курочка-Ряба
  • Конёк-Горбунок
  • Царевна-Лягушка
  • Жар-птица
  • Ковёр-самолёт
  • Гуси-Лебеди
  • Иванушка-дурачок

3. Узнай сказку по отрывку

– Ребята, неужели вы знаете все-все сказки?
Замечательно! И всё-таки я чуть-чуть сомневаюсь в
ваших знаниях. Предлагаю вам игру “ Узнай сказку
по отрывку “. Слушайте внимательно.

1. Девочка взяла самую большую ложку и похлебала
из самой большой чашки. (“Три медведя”)

2. Красна девица грустна –
Приближается весна.
Ей на солнце тяжко –
Слёзы льёт бедняжка. (“Снегурочка”)

3. А дорога – далека,
А корзина – нелегка.
Сесть бы Мише на пенёк,
Съесть бы вкусный пирожок. (“Маша и медведь”)

4. Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться.
Очень вкусная вода
В ямке из копытца. (“Сестрица Алёнушка и братец
Иванушка”)

5. Жил старик со своею старухой у самого Синего
моря. Они жили в ветхой землянке ровно тридцать
лет и три года. (“Сказка о рыбаке и рыбке”)

6. Тут в избе углы затрещали, крыша зашаталась,
стены вылетели, и печь сама пошла по улице, по
дороге прямо к царю. (“По щучьему велению”)

7. Ехали медведи на велосипеде,
А за ними кот задом наперёд. (“Тараканище”)

8. Летела стрела и попала в болото,
А в этом болоте поймал её кто-то,
Кто распростился с зелёною кожей.
Сделался мигом красивой, пригожей. (“Царевна-лягушка”)

9. У отца был мальчик странный,
Необычный, деревянный.
Он имел предлинный нос.
Что за сказка – вот вопрос? (“Золотой ключик
или приключения Буратино”)

10. Был похож на мяч немножко
И катался по дорожкам.
Укатился ото всех, кроме рыжей,
Вот так смех! (“Колобок”)

11. Охраняют град не зря
Тридцать три богатыря.
В граде том богатства есть,
Злата, серебра не счесть. (“Сказка о царе
Салтане…”)

12. Рыбка не простая, чешуёй сверкает,
Плавает, ныряет, желанья исполняет. (“Сказка о
рыбаке и рыбке”)

4. Телеграммы

– Ребята, сегодня утром нам в школу доставили
пакет. Посмотрим, кому он адресован? (На конверте
надпись: “г. Зеленогорск, школа Мастеров. Детям,
которые хорошо знают сказки.”)
– Ребята, а вы хорошо знаете сказки?
– Ну, что ж, посмотрим, что находится внутри. (Достаю
телеграммы.)

– Ребята, оказывается, эти телеграммы пришли от
персонажей сказок. Давайте отгадаем, от кого они.

  • Бабушка и дедушка, спасите! От волка убежал, но
    за мной гонится лиса! (Колобок)
  • Приходил волк и съел шестерых козлят. Спасите
    моих братьев! (Козленок)
  • Приезжайте, снесла золотое яичко! (Курочка
    Ряба)
  • Дядя Фёдор! Срочно приезжай! Кот Матроскин с
    Шариком поругались! (Почтальон Печкин)
  • Срочно приезжайте! Пора тянуть репку. (Репка)
  • Спасите! Меня дед выловил в Синем море! (Золотая
    рыбка)

5. Заморочки из мешочка

– Ребята, а вы обратили внимание, что у нас есть
чудесный мешочек. Кто знает, что в нём? А вот и
записочка рядом, что же в ней написано? (открываю
записку)
“Ребята, помогите эти вещи вернуть в
сказки. Они нам очень нужны!” Герои сказок.

Вызывается по одному ребёнку из команды по
очереди. Они достают предметы, отгадывают из
какой они сказки.

В мешочке: мыло (“Мойдодыр”), мука (“Колобок”),
яйцо (“Курочка Ряба”), азбука (“Приключения
Буратино”)
, яблоко, зеркало (“Сказка о
мёртвой царевне и семи богатырях”)
,

6. Собери мозаику

– Ребята, а сейчас я предлагаю вам следующее
задание: вам нужно составить картинку из
разрезанных кусочков бумаги и отгадать из какой
она сказки.

Дается по два конверта – дети собирают
мозаику.

1-я сказка – “Серая Шейка.”

2-я сказка – “Сказка о мёртвой царевне и семи
богатырях.”

Кроссворды

– Ну а сейчас, я думаю, вам будет предложено
самое трудное задание: вы должны разгадать
кроссворд. Итак, кто же из вас будет первый? (См.
Приложение
)

7. Весёлый наборщик

– Переставьте буквы так, чтобы получилось
название сказки.

1. Н С Р К А Я А А П К Ш О Ч А

(Красная шапочка.)

2. М О В О Ч К А Д Ю Й

(Дюймовочка.)

3. И Т Р Д Е Д М Я В Е

(Три медведя.)

– Ребята, почти все сказки начинаются и
заканчиваются очень мудрыми словами. Я вам
предлагаю из слогов собрать концовку сказки. (См.
Приложение
)

1. Стали себе жить-поживать, да добра наживать.
2. Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец!

– Вы сегодня действительно доказали, что очень
хорошо знаете сказки. Я с удовольствием каждому
из вас подарю книгу сказок.

Открытый урок внеклассного чтения

«Что за прелесть эти сказки!

ЦЕЛИ УРОКА: — развивать творческие способности детей, вовлекая в

работу над сочинением сказки;

-воспитывать желание творить и видеть результат своего творчества.

задачи: — обобщить, уточнить  и  углубить знания детей о народных и литературных сказках;

-учить детей высказывать свои мысли, грамматически правильно строить свои предложения;

-учить правильно определять вид сказки, ее тему и основную мысль;

-обогащать словарь детей;

-развивать монологическую речь, логическое и образное мышление;

-воспитывать интерес к устному народному творчеству, к литературе;

-воспитывать любовь· к родной земле, ее традициям, искусству;

-воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи,

самостоятельность;

-воспитывать желание больше читать узнавать новое и интересное.

Тип урока: коллективное проектирование творческой работы.

оборудование: книги сказок, портреты писателей, иллюстрации,

костюм сказочницы, угощение, 2 яблока, полотенце, лента, нарисованные

герои сказки (« два яблочка)», готовый текст сказки.

Ход урока.

(Звучит русская   народная мелодия и слова: « в некотором царстве, в некотором  государстве.)

Ребята! Какие произведения обычно начинаются такими словами?

Правильно, сказки.

И я не ошибусь, если скажу, что для многих из вас чтение сказок- одно из любимых занятий.

 В классе мы с вами тоже читали сказки, обсуждали их содержание.

Давали характеристику героя и их поступкам. По оформлению класса вы, конечно уже догадались, о  чем пойдет речь на сегодняшнем уроке литературы.

Мы продолжим  разговор  о сказках, вспомним какие сказки вы читали  сказочных героев   знаете и любите, правильно ли вы  определяете  виды сказок,их авторов. Я хочу,  чтобы вы научились  любить произведения  устного народного творчества  и литературы, больше  интересных сказок русских писателей,чтобы книги стали вашими  добрыми друзьями, которые научат вас любить вашу землю, свой народ, защищать их, как это делали многие литературные герои.Хочу, чтобы вы правильно понимали, чему учат нас  сказки.

Да, сказка – один  из любимейших  всеми жанров  устного народного творчества  и литературы. Любят сказки и взрослые и дети. Сказка – это всегда чудеса, необычность обстановки,обстоятельств,в которые попадают герои.

И вас тоже ждут  чудеса  и сюрпризы, ведь урок у нас  не совсе6м обычный.

 Сейчас  вы закроете глаза,   а когда услышите стук да гром, тогда и  откроете.

(Быстро  переодеваюсь, выхожу  за дверь, громко стучу, вхожу).

                   Здравствуйте, красны девицы да добры

добры  молодцы! Я бабушка Рассказушка, в гости к вам пришла сказки принесла. А тут у вас у самих  читать  не перечитать, глядеть  не переглядеть! Вижу, что любите вы  сказки, как любили  их авторы  этих книг : А. С.Пушкин, П.П.Ершов, П.П. Бажов, Г. К. Андерсен, В. Гауф. Любили сказки А. Н. Астафьев, В. И. Даль, братья Грим, которые собирали для нас  народные сказки.

Эти книги  только малая часть  всех сказочных книг, если вы их  еще не читали,обязательно прочтите!

Итак, сказки любят все, и сказок очень  много.А на какие  основные  виды  делятся  сказки? Народные и литературные. Какие сказки мы называем народными?

Ответы  детей.

А какие бывают  народные сказки?

Бытовые ,о животных, волшебные.Молодцы!  О  ком рассказывают бытовые сказки? Назовите некоторые  из них. Очень хорошо! О ком рассказывают  сказки о животных? Назовите,  какие  знаете. Замечательно! А почему  волшебные сказки  называются  волшебными? Какие вы читали?

Прекрасно! Народные сказки создал народ. А если мы знаем автора сказки?

Правильно! Это сказка уже будет литературной или авторской?

Чем похожи народные сказки на литературные?

Сюжетом. Те же герои, события. Темой о дружбе, верности. любви подвигах.

Добро всегда побеждает зло. У  вас было задание: подготовить высказывание о своей любимой

сказке и нарисовать иллюстрацию к ней.

Так,  скажите  а у кого любимая сказка народная?

у кого  литературная?

(Заслушать высказывания.)

Спасибо! А знаете ли вы, что литературные  сказки тоже делятся на свои группы:

Сказки-рассказы« Цветик — семицветик» В. Катаева

Сказки-повести «Аленький цветочек» Аксакова, «Незнайка и его друзья» Н. Носова

Сказки-поэмы« Руслан и Людмила» А. С. Пушкина

Сказки-стихотворения « Все не так» С.Я. Маршака.

А теперь давайте посмотрим несколько фрагментов различных сказок и определим, к какому виду относится сказка, назвать ее нужно, а

если есть автор, то назвать и автора.

Вы готовы? (Слушаем фрагмент, определяем вид сказки, название, автора)

Молодцы! А знаете ли вы, как рождается сказка?

Ответы детей.

А теперь давайте  посмотрим  несколько фрагментов  различных сказок  и определим , к какому виду относится сказка,назвать  ее  нужно, а если есть автор, то назвать и автора.

Вы готовы  ? ( определяем  вид сказки, название, автора.)

Молодцы! А знаете ли вы, как рождается сказка?

Ответы детей.

Давайте-ка сейчас и мы с вами попробуем сочинить сказку. Я думаю, что она у нас получится не хуже, чем у других.

Я начну, а вы  будете продолжать.

Пусть у нас будет сказка волшебная. Значит, в сказке должны быть сказочные персонажи, превращения. Как чаще всего начинаются волшебные сказки?

Ответы детей.

 Давайте придумаем название нашей сказке. И вы обязательно расскажете сказку дома своим бабушкам и дедушкам, родителям. Надо дать имена  нашим героям.

Начинаю рассказывать сказку «Два  яблочка» По ходу работы  придумываем  имена  героям.

( Марьюшка, Настенька, Василисушка, Иванушка выбирают дети),даем описание  по вопросам – подсказки продолжаем повествование,придумываем сюжет.

Музыкальное  сопровождение, «Колыбельная» «Песня  Марьюшки» сказка прилагается.

А как мы закончим свою сказку?

Ответы детей.

А вот и родилась   наша  сказка интересной  она получилось? Волшебной? А как  мы ее назовем? Давшему правильное название даю яблоко. Вам  понравилась наша сказка? Чему она  нас учит? И верны  ли слова А.С. Пушкина?

Ответы детей?

А наша сказка народная  или  литературная ? Сочиняли  все вместе. Не записывали? А если вы придете домой  да  перескажите  ее своим родным, а родные — знакомым, а те  знакомые своим  родным. Да,она станет  народная. А если  мы ее  запишем, дадим  почитать своим  мамам, папам. она  уже станет  литературной, потому  что автора мы уже  можем назвать. Это Олеся,Никита, Максим,Елисей, и другие.  Это сказка-  наше  коллективное  творчество. И дома вы продолжите  работу над ней. Давайте  издадим  ее для чтения  в нашем классе, в нашей гимназии.

Раздаю задания детям. Задания на индивидуальных  картах. Каждый  запишет  сказку  до определенного момента, кому-то  будет задание  нарисовать иллюстрацию. Потом мы  соберем сказку, оформим.

Мы  замечательно с вами  поработали, проделали большую творческую работу. Вы  все получаете  отличные оценки.

Что нового  вы узнали?

Что унесете в душе  с этого урока?

Спасибо вам за урок. Хотите, верьте хотите  нет, а я была  на этой  свадьбе. Только  я там ела, не пила, а вам гостинчик  сберегла. Раздаю конфеты.

Урок  окончен! Всего вам хорошего!

Просмотр содержимого документа

«Конспект урока по литературе на тему»Что за прелесть эти сказки»»

Населенный пункт: г. Ясный, Оренбургкая область

Технологическая карта урока литературного чтения Жаргасовой Г. К. ( УМК «Школа России», 3 класс)

Этап урока/ время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

  1. Организационный момент

Цель.

Включение детей в деятельность на

личностно-значимом

уровне.

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Все красиво, дружно встали,

Спинки выпрямили, подравнялись.

— Ребята, сегодня необычный урок. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем их – улыбнитесь, чтобы у наших гостей поднялось настроение. Спасибо.

– А теперь пожелайте улыбкой, взглядом удачи в работе друг другу и себе.

Будьте все внимательны,

Активны и старательны!

Желаю вам успехов! Присаживайтесь, пожалуйста.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Показывают своё настроение.

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

— выражать положительное отношение к процессу познания,

Коммуникативные: — формирование умения слушать и слышать.

II. Постановка темы и учебной задачи.

Цель.

Формулирование темы урока.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

Ребята, чтобы определить тему нашего урока, вы должны прочитать высказывание и сказать, какое слово пропущено?

Предлагает слова для составления высказывания.

«… ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок(Сказка).

— Кто автор этих слов?

А. С. Пушкин.

Прочитаем хором. «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!»

Вы знаете, откуда эти известные строки?

Из «Сказки о золотом петушке» А. С. Пушкина. (1834 г.)

— Кто может это доказать? Найти эту фразу в книге на нашей выставке.

— Как вы понимаете смысл этих строк великого поэта — А.С.?

— Хотя в сказках происходят выдуманные события, но они рассказывают о важном из жизни: учат нас быть добрыми, справедливыми, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов, ненавидеть злодеев, врагов. Они утверждают честность и преданность – сказки чему-то учат нас и предостерегают.

– О чём сегодня пойдет речь на уроке?

– О сказке.

— Действительно, сегодня наша тема звучит так: Обобщение по разделу «Литературные сказки». Что за прелесть эти сказки!

Ребята, мы проделали большую работу — продолжите мои мысли: в этом разделе прочитали … много сказок,

провели конкурсы … рисунков, поделок, проектов про сказки.

– Как вы думаете, какие учебные задачи поставим сегодня на уроке? Чему вы будете учиться?

(Думать, отвечать на вопросы, задавать вопросы, выразительно читать, пересказывать, находить в тексте нужные отрывки, сравнивать, делать выводы)

Действительно, вы правы, главная цель нашего урока – закрепить полученные знания, сравнить, то есть обобщить всё, что вы узнали об особенностях сказок.

Учитель:

Обратите внимание на выставку книг, которую приготовили ваши одноклассники- какие интересные книги здесь находятся, так и хочется прочитать их снова и снова.

— В нашем классе есть ученицы, которые любят с удовольствием читать самые разные книги – это наши лучшие читатели — Лиза, Юля и Альбина. Я попрошу их выйти к выставке книг.

Три девицы под окном читали поздно вечерком.

(Они подходят к выставке книг, берут книгу и говорят)

1 — Кабы я была царица, ГОВОРИТ ОДНА ДЕВИЦА:

Я на весь крещёный мир, книжкам сделала бы пир!

2 — Кабы я была царица, ГОВОРИТ ЕЁ СЕСТРИЦА,

Я бы всем своим боярам, раздавала книжки даром!

3 — Кабы я была царица, ТРЕТЬЯ МОЛВИЛА СЕСТРИЦА

Вместо комнат и палат – сотворила Книгоград! (2слайд)

Звучит музыка «В мире много сказок»

— А чтобы урок получился необычным, давайте немного пофантазируем и отправимся в страну, где живут … что? (сказки)

1 уч-ца: – Далеко-далеко за тридевятым царством, тридесятым государством, за дремучими лесами, непроходимыми болотами есть удивительная страна. Живут там в мире и согласии сказки. Я была в этой стране… но дойти до неё очень трудно. Надо быть внимательными, чудеса ждут вас на каждом шагу. Не спугните их!

2 уч-ца:

— Тише, тише, ребятишки, Чудеса не любят шума.

Сказки любят тишину. Тихо сядем на пенёк.

Не пропустят шалунишек Сказка чтоб не испугалась – В ту волшебную страну. Свои губки на замок.

3 уч-ца:

— Пройдёмся и мы, ребята, по сказочным тропинкам волшебной страны.

Сказка мудростью богата.

Скажем сказке – приходи.

Это присказка, ребята.

Сказка будет впереди!

Выключить музыку.

— Сегодня погуляем по сказочному царству-государству, зайдем в гости к сказочным героям.

На уроке мы будем работать в группах. Это ваши капитаны команд. Давайте их поприветствуем аплодисментами.

— Капитанам я вручаю конверт с заданиями. Каждой группе будут даны вопросы — вы должны посоветоваться со своей командой и найти правильный ответ. Если команда готова отвечать, то покажет это знаком (поднимает руки домиком)

Напомните правила работы в группе …

Сегодня вы сами будете оценивать работу вашей группы и одноклассников. Перед вами будут оценочные листы. Напротив каждого номера выполненного задания вы должны закрасить кружок одного из 3-х цветов: «зелёный»задание выполнили отлично — молодцы, «жёлтый»хорошо, «красный»вам надо постараться.

— Также вы будете работать индивидуально. Вспомните ПАМЯТКУ «КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТВЕТОВ»

* Внимательно слушайте ответ товарищей из класса, других групп.

* Исправьте ошибки, если вы их нашли или дополните ответы.

* Дайте обоснованную оценку (или покажите светофором).

Те ребята из вас, кто будет активно работать, в конце урока получат заслуженные награды.

Уметь формулировать тему урока.

Уметь ставить цель, задачи урока.

Регулятивные:

— постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

Познавательные:

— постановка и решение проблемы;

Личностные:

— развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные: — умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

III. Актуализация знаний

  • Повторение изученного материала, необходимого для обобщения и систематизации.

ЗАДАНИЕ №1 Мы проведём небольшое

ИССЛЕДОВАНИЕ: «ОСОБЕННОСТИ СКАЗКИ КАК ЛИТЕРАТУРНОГО ЖАНРА»Приступаем к выполнению задания №1 в группах, для этого возьмите из конверта лист _________________ цвета.

1 группа:

1 – Что такое жанр?

– Вид литературы.

2 – Скажите, на какие две группы можно разделить сказки?

– Народные сказки и литературные (авторские).

3 – А какие виды народных сказок вы знаете?

– Волшебные, бытовые, про животных.

2 группа:

1 — Какие литературные жанры вы знаете? Приведите примеры.

— Рассказ, стихотворение, басня, былины и т.д.

2 – А какие сказки передавали из уст в уста?

– Передавали издавна из уст в уста народные сказки. Сочинителей народных сказок мы не знаем.

3 – Что характерно для русских народных сказок?

– Мы знаем, что в русских народных сказках существуют троекратные повторы, например: три сына у царя, надо выполнить три желания и т. д., есть сказочные эпитеты.

3 группа:

1 Что называют сказкой? Что это за литературный жанр?

Художественное произведение, в котором есть вымысел, элементы чудесного, фантастического, волшебства. Сказка чему-то учит. С ними люди знакомятся с самого детства.

2 – Какие сказки называют литературными?

А другими словами литературная сказка называется авторской. Их написали авторы.

3 – А какие другие особенности сказок как жанра вы можете назвать?

В сказках всегда есть волшебство и волшебные предметы, приключения, конфликт, борьба добра и зла.

— Оцените ответ группы. (Дети работают с оценочными листами.)

— Теперь вопросы ко всему классу.

— Можно ли 2 вида сказок — литературную или народную — назвать «сёстрами»?

— Почему?

— Как вы думаете, какая из этих сказок появилась первой?

В отличие от своей народной «сестры», литературная сказка возникла не так давно – только в 18 веке. Первыми такими зарубежными писателями были братья Гримм, Ш. Перро, Г.Х. Андерсен.

— Авторы брали известные народные сюжеты, что-то добавляли в них, что-то убирали, вкладывали новый смысл, изменяли героев, усложняли конфликт. Так появились авторские сказки.

— Какие сказки перечисленных авторов вы знаете?

— А в России в это время появились авторские сказки Афанасьева, Жуковского, Пушкина.

— Вам известно о том, что сказка — это волшебная страна со своими определёнными правилами.

— В народной сказке можно выделить составные части. Кто выйдет к доске и правильно расставит части сказки?

ПРИСКАЗКА — ЗАЧИН — СКАЗОЧНЫЕ СОБЫТИЯ — КОНЦОВКА

А мы продолжим. Итак, начинает сказка сказываться…

— Вспомните, какими словами обычно начинаются русские сказки?

— Жили-были … старик со старухой … лиса да заяц.

— В некотором царстве, в некотором государстве …

— Негде в тридевятом царстве, тридесятом государстве…

— Как называют такое начало в сказке? (ЗАЧИН)

Что называют ЗАЧИНОМ?

Сказочный зачин — это начало сказки. Это словесная формула, с которой начинают народное повествование. Зачин вводит читателя в сказочную историю. Он может быть коротким (состоять из одного предложения), а может быть длиной в целый абзац.

Можно ли зачин назвать присказкой? (нельзя)

— А что такое ПРИСКАЗКА?

— ПРИСКАЗКА — это небольшая сказка внутри произведения, она может встречаться как вначале, так и в конце текста. Ее назначение – подготовить к слушанию сказки.

Чем обычно заканчиваются сказки? (КОНЦОВКА)

КОНЦОВКА — это логическое завершение сказки, часто содержащее в себе вывод:

По усам текло, а в рот не попало.

Живут — поживают, да добра наживают.

И стали они жить дружно, в любви и согласии.

— Таким образом, ребята, мы незаметно провели небольшое исследование — выяснили особенности сказок. И теперь вы можете назвать различия сказок.

РАЗЛИЧИЕ

Народная сказка

Литературная сказка

Автор

Нет одного автора, писалась целыми поколениями.

Конкретный человек.

Текст

Имеет несколько вариантов. Передавался в устной форме.

Неизменный текст, зафиксированный в письменной форме.

Литературное описание

Простое, с использованием общепринятых эпитетов.

Бывает сложное, детальное, неповторимое.

Части композиции сказок

Присказка, зачин, концовка.

Может не иметь традиционных элемен- тов.

Знать жанровые особенности сказок

Выполняют задание.

Регулятивные:

— выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено.

Личностные:

— выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

Коммуникативные:— формирование умения слушать и слышать, строить монологические высказывания.

IV. Контроль знаний и оценка достижений.

Цель.

Выполнение заданий обобщающего характера по пройденному материалу с использованием ИКТ

ЗАДАНИЕ №2. АНАЛИЗ СКАЗКИ А. С. ПУШКИНА «СКАЗКИ О ЦАРЕ САЛТАНЕ»

— Назовите сказки, которые написал А. С. Пушкин, с помощью слайдов.

1. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем Богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

2. « Сказка о попе и работнике его Балде»

3. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

4. «Сказка о рыбаке и рыбке»

5. «Сказка о золотом петушке»

— И вновь сказка зовёт и манит нас к себе.

Из какой сказки были взяты строки про наших девочек-сказочниц в начале урока? («Сказка о царе Салтане» А. С. Пушкина)

— Вспомним события из этой сказки. Вам — новое задание №2 для работы в группе.

КАРТОЧКИ ДЛЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ

Карточка 1

Назовите, как звали героев сказки:

Царь … Салтан

Князь … Гвидон

Дядька … Черномор

Царевна … Лебедь

Карточка 2

Восстановите стихи:

Ветер на море … (гуляет)

И кораблик … (подгоняет).

Он бежит себе … (в волнах) На раздутых … (парусах)

Карточка 3

2. Найдите «лишнюю» пару:

-Черномор и 33 богатыря

-Князь Гвидон и царевна Лебедь

-Повариха и сватья баба Бабариха

-Ткачиха и золотая рыбка

Присаживайтесь. Продолжим работу за партами. Не забывайте о том, что вам надо оценить ответы товарищей. Слушайте и работайте внимательно.

Царь Салтан, Князь Гвидон, Царевна Лебедькак можно объединить этих героев сказки? Почему?

— Это положительные, главные герои.

– Кого можно добавить к этому списку положительных героев?

– Царица, корабельщики, белка, дядька Черномор, богатыри.

Но без отрицательных героев сказка была бы неинтересна. Какие герои сказки являются отрицательными?

– Чародей, повариха, ткачиха, сватья баба Бабариха.

– Простил ли автор сестёр в сказке?

– Да, простил.

– Хороший ли конец у сказки? Почему?

– У сказки хороший конец, ведь в сказке всегда добро побеждает зло.

Давайте выясним, чему научила нас эта сказка?

– Не надо совершать злые поступки, не надо завидовать другим черной завистью, а учиться радоваться за других.

— Сказка учит доброте, терпению, мужеству, умению прощать и любить близких.

— Оцените ответ своей группы. (Дети работают с оценочными листами.)

СКАЗОЧНАЯ КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ — ВЫСТАВКА РИСУНКОВ

А сейчас обратимся к нашей выставке рисунков сказочной картинной галерее. (К ней будем обращаться в течение всего урока.)

— Какие сюжеты по сказке Пушкина вы изобразили? Расскажите или найдите в тексте тот момент, на который вы обратили своё внимание.

СКАЗОЧНЫЙ ЯЗЫК

– Ребята, вы знаете, что для сказок характерен свой особый, сказочный язык – когда используются яркие эпитеты и сравнения.

— Объясните, как вы понимаете смысл этих терминов? Что такое сравнения?

Сравнения… – это слова — по сходству предметов, признаков, действий.

Что называют эпитетами?

Эпитет – это выразительное слово, прибавляемое к названию предмета для большей изобразительности.

– Какие красивые эпитеты или сравнения из текста авторской сказки Пушкина вы можете привести в качестве примеров? (или найдите в учебнике и прочитайте.)

– Например, он называл: сине море, на добра коня, лебедь белая, князь ты мой прекрасный, гости-господа, к царству славного Салтана, царь батюшка, девица красная, сестрицы – голубушки, пир честной.

— Как вы думаете, стала ли авторская сказка Пушкина интереснее по сравнению с народной?

– У Пушкина сказки в стихах стали интересней, красивее, глубже. Автор воплотил в своих героях идеалы народа.

– Откуда Пушкин брал сюжеты для своих сказок?

– С детства самым близким, самым преданным ему человеком была простая крестьянка, его няня — Арина Родионовна. От неё он впервые услышал замечательные русские народные сказки, которые запали в душу мальчика на всю жизнь. У неё он с детства учился чистому народному языку.

«Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» — это тоже слова Александра Сергеевича Пушкина, так он писал в письме своему другу Жуковскому про сказки, которые ему рассказывала Арина Родионовна.

— Почему он так сказал?

— Продолжим наше небольшое исследование: теперь определим, какие есть черты сходства сказок.

СХОДСТВО

народная сказка и литературная сказка

Сюжет

Вымышленные события.

Часто встречающаяся тема

Противостояние добра и зла.

Литературные обороты и выражения

Троекратные повторы, эпитеты.

Герои сказки

Деление героев на положительных и отрицательных.

Второстепенные герои

Волшебные вещи и помощники.

Основа сказки

Ценности, которые присущи всем народам (добро, любовь, справедливость)

— И хоть сейчас мы живем в 21 веке, но до сих пор восхищаемся певучестью и красотой слов Пушкина, незабываемым языком поэта.

— Кто напомнит, в каком году родился А. С. Пушкин? (1799 г)

— Ребята, в этом, 2019-м году весь мир отметит важную знаменательную дату – 220 лет со дня рождения А.С. Пушкина. Каждый год (начиная с 1997 года) 6 июня в России отмечается Пушкинский день, так как в этот день родился мальчик, которому суждено было стать одним из величайших поэтов России.

Знать сказки А.С.Пушкина.

Выполняют задание.

Взаимопроверка

Регулятивные:

— предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

Познавательные:

— выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Личностные:

— выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

Коммуникативные:— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.

VI. Физминутка

Цель. Повышение умственной работоспособности и сохранения здоровья детей

— Скоро сказка сказывается – не скоро дело делается.

Далеко в сказку мы зашли, устали: объявляется перерыв!

Но перерыв будет не простой – мы проведём сказочную физминутку.

Уметь выполнять действия по инструкции.

V. Обобщение по теме.

Цель.

Обобщение пройденного материала.

Работа в парах, группа

Цель. Формировать умение анализировать и оценивать прочитанное.

ЗАДАНИЕ № 3. «НАЗОВИТЕ АВТОРОВ»

Наш путь дальше в сказку продолжается. И чем дальше — тем больше чудес.

— Сейчас вспомните авторов, произведения которых мы изучали в разделе «Литературные сказки». Я показываю портрет, а ребята из каждой группы называют фамилию автора. Остальные оценят ответ своих товарищей светофорами.

— Слово 1 команде.

— Слово 2 команде.

  • Слово 3 команде. (Д.Н.МаминСибиряк, В.М.Гаршин, В.Ф.Одоевский)
  • Молодцы! Авторов, чьи сказки мы прочитали, вы помните.

ЗАДАНИЕ № 4. «ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ ФАКТЫ ИЗ БИОГРАФИИ АВТОРОВ?»

— Послушайте отрывки из ЖИЗНИ писателей, назовите полное имя и фамилию автора.

  • Писатель сочинял и рассказывал сказки тяжелобольной дочери. Каждая его сказка – это своеобразный урок, который показывает как себя вести в этом огромном мире.

Дмитрий Наркисович Мамин — Сибиряк (1852— 1912)

Оцените ответ своих товарищей светофорами.

На уроках, когда идёт знакомство с новыми произведениями вы любите рассказывать сообщения про жизнь, биографию авторов, которых мы изучаем. Дополните мой отрывок известными вам фактами из биографии писателя.

  • Пятилетним ребенком он пережил семейную дра­му, повлиявшую на характер будущего писателя. Его произведения поражают глубиной чувств героев, яр­кими олицетворениями.

Всеволод Михайлович Гаршин (1855-1888)

Оцените ответ своих товарищей светофорами.

  • Его отец был отпрыском древнего княжеского рода, а мать — в прошлом крепостной крестьянкой. Его дом стал местом, где регулярно сходились лучшие писате­ли и ученые столицы.

(Владимир Федорович Одоевский (1803-1869)

Оцените ответ своих товарищей светофорами.

ЗАДАНИЕ № 5. «ПОМОГИТЕ АВТОРУ НАЙТИ ЕГО СКАЗКУ»

Работать будете в парах. Перед вами листочки с заданием — вам надо соединить линией фамилию автора из левого столбика с названием сказки, расположенной в правом столбике. Напоминаю, если вы закончили работу, то вы должны показать знаком.

  • – Сибиряк Д.Н. «Мороз Иванович»
  • В.М. «Сказка про храброго зайца»
  • В.Ф. «Лягушка — путешественница»

Как вы думаете, что автор хотел подчеркнуть названием своей сказки? (Работа над заглавием произведения)

ЗАДАНИЕ № 6. ИГРА «ПОРТРЕТЫ И ГЕРОИ»

Работа в группах № 3.

— В каждой сказке есть главные герои, сейчас по картинке на слайде вам надо назвать героя. Ребятам из каждой группы надо назвать из какой он сказки, автора и дать характеристику этому герою

  1. Лягушка. (В. М. Гаршин «Лягушка – путешественница»)

Изобретательная, сообразительная, смелая, хвастливая, болтливая, любопытная, решительная.

  1. Рукодельница. (В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович»)

Трудолюбивая, добрая, умная, любознательная, решительная,

  1. Заяц. (Д. Н. Мамин — Сибиряк. «Сказка про храброго зайца»)

Трусливый, Хвастливый, болтливый, смешной, глупый, бесстрашный.

Оцените ответ своей группы.

А сейчас обратимся к нашей сказочной картинной галерее.

— Какие сюжеты по сказкам вы изобразили? Расскажите или найдите в тексте тот момент.

Знать изученные произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка В.М.Гаршина, В.Ф.Одоевского.

Уметь достаточно полно и точно выражать свои мысли.

Развивать наблюдательность, уметь применять логические операции, сравнение, обобщение, воображение.

Защищают домашнее задание: творческий рисунок по теме «Моя любимая литературная сказка»

Регулятивные:

— умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

— умение контролировать процесс и результаты своей деятельности.

Познавательные:

— поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска.

Личностные:

— готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;

— оценивание усваиваемого содержания.

Коммуникативные:

— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

ЗАДАНИЕ № 7 «ОПРЕДЕЛИТЕ СКАЗКУ ПО ОПОРНЫМ СЛОВАМ»

Работа в группах № 4.

— Для того, чтобы определить содержание сказки, определите по данным словам, к каким сказкам они относятся. Запишите свой ответ.

(Работа на индивидуальных карточках)

  • Лес, пень, куст, яма, веселье

«Сказка о храбром зайце»

  • Пруд, дождь, прутик, кочка, отдых

« Лягушка-путешественница»

  • Ведёрко, колодец, пирожок, снег, работа

«Мороз Иванович»

— А теперь проверьте свою работу по слайду и оцените её.

Ещё раз обратимся к нашей выставке рисунков.

Какой момент вы изобразили?

ЗАДАНИЕ № 8. «ПОСЛОВИЦА НЕДАРОМ МОЛВИТСЯ»

— Сейчас мы поработаем в парах. Не зря народ сложил много пословиц и поговорок о сказках.

— Выберите пословицу, которая точно передаёт смысл названных сказок.

Хвастовство само себя накажет.

  • кататься, люби и саночки возить. Кто хвалится, тот с горы свалится.

Какова работа, такова и награда.

Смелость города берёт.

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.

У страха глаза велики.

— Оцените свою работу светофорами.

ЗАДАНИЕ № 9 «СОЧИНЯЕМ ВОЛШЕБНУЮ СКАЗКУ»

— В этом учебном году мы продолжали работу над созданием проектов по учебным предметам, которую выполняем с 1-го класса.

В 3 классе на похожую тему нашего урока вы делали проекты по литературному чтению «Сочиняем волшебную сказку», а также проекты по математике — «Математическая сказка». Вам надо было придумать свою сказку.

— Сегодня самые интересные сказки прозвучат в исполнении юных авторов — лучших сказочников класса.

— Остальные ученики внимательно послушают, а потом оценят, насколько хорошо и интересно рассказали авторы свои сказки.

Уметь работать в парах.

Смысловое чтение, извлечение необходимой информации.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость к прочитанному, к героям и их поступкам, прививать этические качества личности — доброту, скромность.

Регулятивные:

— предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

Познавательные:

— выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Личностные:

— выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

— знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);

Коммуникативные:

— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.

VI. Итог урока.

(2 мин)

Цель.

Подвести итоги работы на уроке

— Вот и подошел к концу наш урок.

А сейчас капитаны оценят работу своих групп на уроке по заполненному листу самооценки и скажут нам об этом.

(Работа с оценочными листами. Комментированное выставление оценок.)

— Я с вами согласна, вы уже учились объективно себя оценивать, это важное умение, которое в дальнейшем обязательно поможет быть успешными в жизни.

  • ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!» — говорил А. С. Пушкин.

– Мы покидаем волшебную страну, но не прощаемся с ней.

В чем же главный смысл любой сказки?

  • Основная функция сказок воспитательная, ведь они учат добру, бескорыстности, альтруизму. СОСТАВИМ СИНКВЕЙН

— Давайте вместе составим синквейн — особое стихотворение по теме нашего урока

Вы знаете, что синквейн состоит из 5-ти строк.

— Итак, каким должно быть 1-ое слово?

Сказка

Литературная, народная.

Удивляет, очаровывает, учит.

Что за прелесть эти сказки!

Волшебство!

— По итогам работы на уроке самым активным ученикам вручается медаль — «Лучшему знатоку литературы».

И каждому ученику – Памятку для уроков литературного чтения.

Осуществляют самоанализ учебной деятельности

Уметь рассуждать, высказывать свое мнение.

.

Регулятивные:

— умение адекватно воспринимать оценки;

Познавательные:

— построение логической цепи рассуждений;

Личностные:

— формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценки;

Коммуникативные:

— владение монологической и диалогической формами речи.

VII. Рефлексия

Цель.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов.

— Мы с вами побывали, как полагается в сказке, у нас «по усам текло, а в рот не попало», но все равно никто, наверное, не скажет, что он ушел со сказочного пира несолоно хлебавши — ведь здесь мы ещё больше подружились со сказкой!

– Что запомнили с урока? Какой вид работы на уроке вам понравился? Это мы узнаем, используя приём «Незаконченное предложение»продолжите мысль:

— Я научился …

— Было интересно …

— Больше всего мне понравилось …

— Для меня было открытием то, что …

— Могу похвалить себя за то, что …

— Могу похвалить одноклассников за то, что …

– Кому понравился урок? — похлопайте в ладоши и хором скажите:

«Что за прелесть эти сказки!»

Эмоциональная оценка урока.

Регулятивные:

— оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

— осуществлять итоговый контроль

Личностные:

— оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, причины неудач.

Коммуникативные:

— умение строить сотрудничество со сверстниками.

VIII. Домашнее задание

Цель.

  • содержания и способов выполнения задания.

Домашнее задание

Какое творческое домашнее задание вы бы хотели выполнить:

инсценировать эпизод из сказки (группой, несколько человек) или

— подготовить творческий пересказ от имени героя одной из сказок.

Регулятивные:

— выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено.

Познавательные:

— построение логической цепи рассуждений;

Коммуникативные:

— постановка вопросов;

— умение слушать

1. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. Для общеобразовательных учреждений. В 2 ч.Ч.2/ Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и др — М.: Просвещение, 2017.

2. Стефаненко Н. А. Литературное чтение. Методические рекомендации. 3 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Н. А. Стефаненко. — М.: Просвещение, 2017.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Итоговые сочинения по литературе 11 класс 22 год
  • Итоговое сочинения по русскому языку 11 класс темы
  • Итоговое сочинение яндекс дзен
  • Итоговое сочинение юшка преступление и наказание
  • Итоговое сочинение юшка доброта

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии