Дата: 24.10. 2022 ФИО учителя: Панкова Кристина Валериевна
Школа: СОШ №92 .
Класс: 3 «В»
Тема: А.С. Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди. Обобщающий урок.
Цели деятельности учителя:
-ознакомление с особенностями языка литературной сказки;
-формирование навыков чтения, работа над развитием выразительной речи, развитие творческих способностей, воображении, обогащение словарного запаса;
-формирование чувства гордости при чтении произведений этого поэта
Планируемые результаты:
Предметные:
— уметь определять отличительные особенности литературной сказки от народной;
-совершенствовать навыки чтения;
-осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения;
-понимать цель чтения.
Личностные:
—осознавать личностный смысл учения;
-проводить самооценку своих действий, поступков, а также других людей на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости; -устанавливать связь между социальной ролью обучающегося и мотивом учебной деятельности.
Тип урока: обобщающий урок
Оборудование: Литературное чтение: 3 класс, 1 часть, Л.Ф. Климанова. Школа России. «Просвещение» 2013;
ХОД УРОКА:
- Орг. момент
- Проверка домашнего задания. Выразительное чтение наизусть понравившегося отрывка из сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…»
3. Сообщение темы и целей урока.
— Ребята! Сегодня у нас с Вами заключительный урок по сказке Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о царе Салтане….», который я решила назвать «Прогулка по сказке»
Сегодняшний урок я решила провести в необычной форме. Это будет игра- путешествие. От вас потребуется знание сказки, внимание и желание правильно отвечать на вопросы. Внимательно слушайте задания, поднимайте руки для ответа. Итак, можно начинать. А начнем со стихотворения:
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух, там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.
Одну я помню: сказку эту
Поведаю теперь я свету…
— Вы помните, какая сказка начинается этим стихотворением? Какие сказки А.С.Пушкина ваши самые любимые?
— Я вижу, что вам знакомы многие сказки. Ну что ж, в путь по неведомым дорожкам!
Раздел 1. Название.
Давайте, восстановим полное название сказки, изучение которой мы заканчиваем.
(дети называют по цепочке одно слово названия)
(Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.)
Раздел 2. Вопрос-ответ.
- Когда царь Салтан подслушал разговор трех сестер?
« Говорит он, — будь царица
И роди богатыря
Мне к исходу сентября.» (Под Новый год)
2. Какой величины родился ребенок у царицы? ( Сына дал им Бог с аршин…)
3. О чем подумал царевич, когда они с матерью оказались на воле?
« Сын подумал: добрый ужин
Был бы нам, однако, нужен.»
4. Какими словами встречала царевна-лебедь князя Гвидона у моря?
« Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный,
Опечалился чему?»
5. В кого превращался князь Гвидон, чтобы повидать отца? ( в комара, муху, шмеля)
6. «А комар-то злится, злится –
И впился комар как раз
Тетке прямо в правый глаз…»
Какой тетке? (поварихе)
7. Какую песенку пела белочка при всем честном народе?
«Во саду ли, в огороде…»
8. Царь глядит – и узнает…
В нем взыграло ретивое!…
Что такое ретивое? ( сердце)
Раздел 3. Портреты и герои.
1) Узнать героев по портрету:
а) Месяц под косой блестит,
а во лбу звезда горит;
А сам-то величава,
Выступает, словно пава..
б) Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор…
Раздел 4. Кроссворд. |
|||||||||||||||
|
|||||||||||||||
По горизонтали
2. Имя сына царя
3. Какой зверь сидел в хрустальном доме
6. как называлось письмо, перевозимое гонцом
7. кого убил князь Гвидон спасая лебедь-птицу
11. Этим торговали корабельщики в первый раз
12. Во что превращается царевич в третий раз
13. рост новорожденного богатыря
15. Предводитель 33 богатырей
16. На каком острове поселился Гвидон
По вертикали
1. Кого просит царевич выкинуть бочку на берег
2. что принес гонец
4. Взглядом этого землеводного животного смотрят недруги царевны,когда Салтан сообщает,что хочет навестить Гвидона
5. Невеста Гвидона
7. От кого царевич защитил лебедя
8. в кого второй раз превратился князь Гвидон
9. в кого первый раз превратился князь Гвидон
10. их было 33
14. Что было внутри орешков, которые грызла белка
Раздел 5. Творческий
Ребята, предлагаю Вам составить синквейны о героях сказки.
Напомню, как они составляются.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Героев выбирают сами дети.
Синквейн
- К сказке о царе Салтане:
1. Сказка
2. Волшебная, загадочная
3. Выполнять, ехать, любить
4. Одно из лучших произведений Пушкина.
5. Вымысел - Князь Гвидон
Гвидон.
Сообразительный, смелый.
Спасает, защищает, любит.
Совершает много благородных поступков.
Храбрец.
- Царевна- лебедь
Лебедь
Грациозная, красивая
Летает, плавает, любит
Помогает Гвидону увидеть отца
Птица
6. Подведение итога урока.
Вот и подошла к концу наша прогулка. Наверное, мы не только вспомнили сказку Пушкина, но и открыли для себя что-то новое.
А закончить наш урок я хочу стихами… Алифиренко.
Люблю я Пушкина творенья,
И это вовсе не секрет.
Его поэм, стихотворений
Прекрасней не было и нет!
С мальства его читаем сказки,
В них жар души, природы краски.
Добро цветёт в них, злоба чахнет.
В них русский дух, в них Русью пахнет!
За Пушкина Руси спасибо
От имени всего народа!
Ведь мы стихи его читаем
Как он писал – без перевода.
Урок по литературному чтению в 3 классе.
Тема:
обобщение по сказке А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане»
Цель:
создать
условия для работы над авторской сказкой А.С. Пушкина, осознанного и
произвольного построения речевого высказывания, развитие умения читать
стихотворение выразительно наизусть.
Планируемые
результаты:
личностные:
- различают основные нравственно-этические понятия,
соотносят поступок с моральной нормой; оценивают свои и чужие поступки;
метапредметные:
* регулятивные: принимают и сохраняют учебную
задачу, планируют свои действия, анализируют собственную работу;
* познавательные: воспроизводят по памяти
информацию, необходимую для решения учебной задачи, владеют техникой чтения,
строят рассуждения;
* коммуникативные: воспринимают текст с учётом
поставленной учебной задачей, находят в тексте информацию, необходимую для её
решения, составляют монологические высказывания;
предметные:
- получат возможность научиться высказывать суждения о
произведении и поступках героев; - научаться воспроизводить по памяти отрывки из
произведения, выделять главную мысль произведения.
Ход урока.
1. Организационный
момент.
Мы из сказки – ты нас знаешь.
Если вспомнишь – отгадаешь!
А не вспомнишь – ну так
что ж…
Сказку заново
прочтёшь.
2. Проверка
домашнего задания.
Ответить на вопросы теста:
1.
«Я там
был; мёд, пиво пил
И усы лишь обмочил».
Это:
а) зачин;
б) концовка;
в) присказка.
2. Как звали сына царя Салтана?
3. В чём плыли по морю Гвидон с матерью?
4. С кем сражался князь Гвидон?
5. Сколько раз летал Гвидон к своему отцу?
6. В кого превратился князь Гвидон во второй раз?
а ) В комара;
б ) в шмеля;
в) в муху.
7. Сколько вышло витязей на берег?
8. Сколько чудес совершила Лебедь?
9. Почему Лебедь помогает Гвидону?
а) Из благодарности;
б) Чтобы получить похвалу;
в) по чьей-то просьбе.
10. Какова идея сказки?
а) Нельзя быть жестоким и завистливым.
б) нельзя обижать животных;
в) надо любить родную землю.
3. Работа над темой урока
– Мы с вами прочитали произведение А.С.Пушкина. К
какому жанру оно относится? ( Сказка)
– Докажите, что это сказка. ( Это следует из
названия, в этом произведении есть чудеса, волшебство, повторы, есть концовка,
животные разговаривают … )
– На основе сказок А.С. Пушкина создавали свои
произведения известные художники и композиторы.
Учитель демонстрирует иллюстрации И.Я.Билибина.
–
Прочитайте к каждой иллюстрации соответствующий отрывок.
Учитель
демонстрирует портреты И.Я.Билибина и Н.А.Римского-Корсакова.
– Иван Яковлевич Билибин – один из лучших
иллюстраторов русской сказки конца 19 – начала 20 века.
Не только художники обращали внимание на
поэзиюА.С.Пушкина, но и композиторы. Среди них и Н.А.Римский-Корсаков. Он
написал 5 опер по произведениям А.С.Пушкина. Самой известной является опера
«Сказка о царе Салтане»
Дети слушают «Полёт шмеля».
– Какое насекомое напомнила вам эта музыка?
Прочитайте, какГвидон обратился в шмеля.
– Вспомните последовательность превращений Гвидона
в насекомых. Прочитайте отрывки из сказки, в которых рассказывается об этих
превращениях.
- Физкультминутка
В
лесу цветок растёт,
Шмелей
к себе зовёт:
«Прилетайте,
шмели,
Поклонюсь
до земли.
Гуще
мёда нету,
Чем
с лесного цвета!»
Прилетала
к нам вчера
Полосатая
пчела,
(Помахать
руками.)
А
за нею шмель-шмелёк
И
весёлый мотылёк,
Два
жучка и стрекоза,
(Загнуть
пальчики на руках.)
Как
фонарики глаза.
Сделать
«очки» из пальчиков.)
Полетали,полетали,
(Помахать
руками.)
От
усталости упали.
(Опустить
руки вниз, хлопая себя по бокам.)
- Работа над темой урока.
– Кто совершал чудеса?
– Какое последнее чудо исполнила Лебедь?
– Ожидал ли князь Гвидон, что Лебедь
и есть красавица-царевна?
– Как её описывает А.С.Пушкин?
– Прочтите это описание в сказке.
– Сравните описание с изображением на картине М.А.Врубеля.
– Такой образ Царевны-Лебедь создал художник.
– Что же такое образ?
– В толковом словаре С.И.Ожегова
написано: «Образ – тип, характер героя».
– Почему не сразу Царевна-Лебедь призналась, что она и есть
прекрасная царевна?
– Прочтите по ролям разговор Гвидона и Лебеди.
– В сказке А.С.Пушкина, как и в любой
другой, есть положительные и отрицательные
герои.
– Распределите героев на две группы:
а) Положительные б) Отрицательные
Гвидон
сватья
баба Бабариха
ткачиха
Царевна-Лебедь
Салтан
царица
повариха
– А теперь дадим характеристику
некоторым героям по плану:
1. Имя героя.
2. Действия и поступки,
совершаемые героем.
3. Опишите внешность и
характер героя.
4. Отношение автора к герою.
5.Ваше отношение к герою.
6. Итог урока
– Каким событием
заканчивается сказка?
–
Какой вывод можно сделать по этому произведению? (Добро и любовь побеждают
зависть и зло.)
– Какая пословица может выразить основную мысль этой
сказки?
* Злой человек не проживёт в добре век.
* Вся семья вместе = и душа на месте.
* Нет ничего тайного, что не стало бы явным.
* На обмане счастья не построишь.
Урок окончен.
Предмет: Литературное чтение.Урок обобщение.
Класс: 3
Тема урока: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди. Обобщение.»
Цели урока: обобщить знания о «Сказке царе Салтане» и сделать необходимые выводы.
Планируемые результаты:
Предметные: осмыслить представления русского народа о семье, о роли и ответственности родителей и детей за благополучие и процветание рода; воспитывать интерес к творчеству А. С. Пушкина; выразительно читать стихотворный текст; осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения; понимать цель чтения.
Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Тип урока: урок комплексного использования знаний.
Оборудование: Литературное чтение: 3 класс, 2 часть, Л.Ф. Климанова. Перспектива. «Просвещение» 2017г.
Этап урока. Методы и приемы |
Хроно-метраж |
Содержание урока. Деятельность Учителя |
Деятельность ученика |
Планируемые результаты (УУД) |
Орг. Момент. Словесный: слово учителя; ответы на вопросы. |
1 мин. |
— Закройте глаза. Представьте, что вы смотрите на звёздное небо. Бесчисленное количество звёзд поражает нас своими сиянием. А вот и желтоглазая луна, которая манит к себе. Вдруг одна звезда упала с небосклона. Можно загадать желание. Загадайте. — Сейчас тихо как мышки сядут девочки, и ещё тише мальчики. И пусть до конца дня у вас будет хорошее настроение. Сядьте ровненько и красиво. |
Настраиваться на предстоящую работу. Садиться на места. |
Регулятивные — организовывать рабочее место. Познавательные — воспринимать речь учителя. |
Постановка учебной задачи и ее решение Практический: игра «верю — не верю» Словесный: слово учителя, ответы на вопросы. |
8 мин. |
— Ребята, с какой сказкой мы знакомились, последние несколько уроков? — Давайте проверим, как хорошо вы её знаете, и сыграем в игру «Верю — не верю». Я буду читать строчки из сказки, а вы будите говорить, правильно я прочитала или допустила ошибки. — Вы готовы? Тогда начнём. 1) «Здравствуй, красная девица,- Говорит он, — будь царица И роди богатыря Мне к исходу ноября (-) (сентября) 2) Остров, на котором жил Гвидон, назывался Боян (-) (Буян) 3) Царице и её сыну перед тем, как посадить в бочку, прочитали закон. (-) (указ) 4) Бочку с сыном и матерью принесла на берег волна. (+) 5) Гвидон превращался в муху, комара, стрекозу (-) (комар, муха, шмель) 6) Смотрит- видит дело лихо: Бьётся лебедь средь зыбей, Орёл носится над ней… (-) (коршун) 7) Ребёнок родился 71 см. (+) (аршин — старинная русская мера длины 71 см) 9) Застреленный Гвидоном коршун оказался Чародеем (+) 10) Белка песенку поёт «Во поле берёза стояла» (-) (Во саду ли в огороде) 11) Гвидон пять раз летал к Салтану. (-) (3) 12) Лебедь стала женой князя Гвидона. (+) 13) Царевна-лебедь встречала Гвидона у моря словами: « Здравствуй, принц, ты мой прекрасный! Что ты тих, как день ненастный.. (-) (князь) 14) О чудесах на острове Буяне Салтан узнал от Бабарихи (-) ( От корабельщиков) 15) Каждая из героинь — ткачиха, повариха, Бабариха осталась без одного глаза. (-) (Гвидон пожалел свою бабушку) -Сколько сказок Пушкина известно вам? (5) Назовите их. -На самом деле Пушкиным написаны 7 сказок. Вы с ними не знакомы. Одна не была закончена (Сказка о медведихе), а другая не предназначена для детского чтения (Жених). -Какой интересный факт о сказках Пушкина вы знаете? (никогда не писал сказки для детей) -Почему они вошла в круг детского чтения? (понятны и интересны детям) -С каждой из этих сказок мы с вами уже знакомились, сегодня у нас заключительный урок по «Сказке о царе Салтане о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди » — Какие цели мы перед собой поставим? |
Слушать учителя. Строить речевые высказывания. Принимать участие в игре. Отвечать на вопросы учителя. Воспринимать речь учителя. Отвечать на вопросы учителя. Называть сказки. Слушать учителя. Отвечать на вопросы учителя. Слушать учителя. Формулировать тему и цели урока. |
Регулятивные — постановка учебной задачи. Коммуникативные — четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли; слушать и слышать. Познавательные — воспринимать речь учителя; высказывать предположения; строить речевые высказывания в устной форме. |
Решение частных задач Словесный: слово учителя, ответы на вопросы. Практический: работа с учебником; аудио фрагмент. |
15 мин. |
— За несколько лет до своей трагической гибели А.С.Пушкин увлекся сказками и вызвал удивление у своих современников. Его критиковали за то, что его сказки — это дешевая подделка, подражание, это всего лишь готовая русская народная сказка, под которой Пушкин поставил свое имя. Пушкина — сказочника не приняли, называя его сказку самым слабым созданием поэта. Но, непризнанная критиками, пушкинская сказка живет до сих пор, и вы с детства знаете строки из сказок поэта. — Пушкин творчески переосмыслил приемы народной сказки. Вспомните, какими устойчивыми формулами начинаются народные сказки (в некотором царстве, за горами, за долами, жили-были…) -Где были, где жили, и что это за дол? Русская сказка ответа не дает. А Пушкин? Найдите в тексте сказки описание места, где поселился князь Гвидон с матерью. -Пушкин описывает архитектуру средневекового города, нравы и традиции русского народа. Этот город напоминает наши старинные города Владимир, Суздаль, Нижний Новгород. Как встретили Гвидона в городе? -Пушкин описывает город как богатый, изобильный: « … изоб нет, одни палаты…», все в том городе «богаты». Кто приносит городу богатство? Прочтите описание белочки. Какую песенку поет белочка? — Послушайте ее (фрагмент песни «Во саду ли в огороде») — В сказочном городе все не только богаты, в нем все счастливы. В сказке есть упоминание о двух свадьбах. Чьих? — Найдите эпизод, где описывается желание Гвидона жениться. Что отвечает ему царевна Лебедь? — Как надо понимать эти слова? (жениться, вступать в брак надо осознанно, чтобы потом не жалеть, не сделать друг друга несчастными). — О чем говорят слова царевны? (о ее мудрости). — Что отвечает князь Гвидон? Можно ли назвать намерения Гвидона серьезными? (да, он пережил в детстве потерю отца, он хочет соединить отца с матерью, восстановить семью и на радость всем построить свою). -Почему именно царевну он выбирает в жены? (она мудра, чиста, благодарна, она помогает ему преодолеть трудности и встретиться с царем-отцом). — К каким персонажам можно отнести царевну? (Положительным) |
Слушать учителя. Отвечать на вопросы учителя. Находить доказательство своим словам в книге. Слушать фрагмент песни. Воспринимать речь учителя. Участвовать в беседе. Искать ответы в учебнике. Строить речевое высказывание. Выполнять задание учителя. |
Коммуникативные — четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли; слушать и слышать. Познавательные — высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы; строить речевое высказывание в устной форме. |
Физ. Минутка Практический: выполнение двигательных упражнений. |
1 мин. |
— Ребята, наверное, вы устали. Давайте выполним физминутку. Раз, два, три, четыре, пять. Начинаем отдыхать! Спинку бодро разогнули, Руки к верху потянули! Раз и два, присесть и встать, Чтобы отдохнуть опять. |
Выполнять двигательные упражнения. |
Личностные — установка на здоровый образ жизни. |
Решение частных задач Словесный: слово учителя, ответы на вопросы. Практический: работа с учебником. |
15 мин. |
— Кому противопоставлены положительные персонажи сказки? Назовите имена. — Давайте подумаем, кем приходились повариха и ткачиха Гвидону? (тетки), а сватья баба Бабариха? (родной бабушкой). — Почему родные люди поступили с Гвидоном и его матерью так жестоко? (их съедала зависть и злость) -В жизни часто так бывает, что чужие люди становятся ближе и роднее, чем родственники. -Что приобрели завистницы, стала ли их жизнь счастливее? Что происходило с царем? (он грустил, больше не женился). — Какой вывод можно сделать в этой ситуации? (Семья — это самое дорогое, что есть у человека. Родители должны любить своих детей, защищать от бед, А дети обязаны почитать и уважать родителей, тогда род будет процветать и крепнуть) — А сейчас, первый вариант готовит пересказ эпизода с чудом про белочку, а второй вариант, готовит пересказ с чудом про тридцать три богатыря. — Давайте послушаем, что у вас получилось. (2-3 человека с каждого варианта) — Вспомните, ребята, что стало причиной несчастий молодой царевны? — Вспомните примеры из своей школьной жизни, когда это нехорошее качество стало причиной ссор. Обсудите его в парах. |
Слушать учителя. Отвечать на вопросы учителя. Доказывать свою точку зрения. Объяснять свои ответы. Слушать учителя. Делать вывод. Пересказывать отрывки сказки. Слушать учителя. Работать в парах. |
Коммуникативные — четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли; слушать и слышать. Познавательные — высказывать предположения; строить речевое высказывание в устной форме. |
Итог урока. Словесный: слово учителя; ответы на вопросы; обобщение. |
3 мин. |
— И теперь давайте подведём итоги урока и ответим на вопросы. — «Сказка о царе Салтане…» народная или авторская? Докажите. — Вспомните народный источник этой сказки. Как она пришла к Пушкину? — Что делает «Сказку о царе Салтане» волшебной? — Какие мы ставили цели урока? — Мы добились целей? |
Отвечать на вопросы учителя. Анализировать проделанную работу. Делать выводы. |
Регулятивные -выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного. |
Домашнее задание |
1 мин. |
— Запишите домашнее задание. Выбрать понравившийся эпизод из сказки и выучить наизусть. |
Записывать Д/З |
|
Рефлексия Словесный: самоанализ. |
1 мин. |
— Ребята, вы очень хорошо поработали на этом уроке. Оцените свою работу по принципу «трёх карандашей» |
Оценивать свои достижения. |
Регулятивные — анализировать проделанную работу. |
Обобщающий урок по сказке
А.С. Пушкина
«Сказка о царе Салтане, славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
Цель: учиться составлять характеристику героев по плану;
развивать речь, логическое мышление, умение находить необходимые отрывки в тексте;
развивать технику чтения;
воспитывать душевные качества, такие как умение прощать, благородство.
Оборудование: рабочие листы для учащихся, учебник литературного чтения, дополнительный материал к уроку.
Ход урока
-
Орг. момент. Мотивация учащихся к учебной деятельности.
Сегодня у нас заключительный урок по сказке Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о царе Салтане, славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
Мы проведём его в необычной форме. От вас потребуется знание сказки, внимание и память.
-
Постановка цели и задач урока.
Каковы цели художественных произведений?
Для чего они существуют в культуре человечества?
Сегодня мы попытаемся выявить замысел сказки А.С. Пушкина.
-
Работа по теме урока
А). Сравнение сказок А.С.Пушкина с волшебными народными сказками.
Какие сказки А.С. Пушкина вам известны?
Что вы заметили в названии этих произведений?
К какому типу сказок относится «Сказка о царе Салтане…» (бытовой, о животных, волшебной?) Почему?
Разберём, чем же отличается сказка А.С.Пушкина от фольклорных?
(коллективная работа в рабочих листах, заполнение таблицы)
-
Зачин — у А.С. Пушкина отсутствует
-
Троекратный повтор событий — есть, три раза проезжали мимо острова Буяна купцы, три раза летал Князь Гвидон в царство своего отца, три раза царь Салтан собирался приехать на остров Буян.
(Зачитать эти эпизоды.)
-
Волшебные события, герои, предметы — лебедь; рос не по дням, а по часам; волшебная белка; тридцать три богатыря; превращения князя Гвидона.
-
Герои четко делятся на добрых и злых – сестры царицы, коршун – злые герои, царица, князь Гвидон, царь Салтан, царевна-лебедь – добрые.
-
Сказочный язык
( Эпитет – определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобретательности. Постоянный эпитет – синее море, нелестный эпитет – Иванушка-дурачок.
Присказка – короткий рассказ, прибаутка в начале сказки.)
А.С.Пушкин использует в своей сказке фольклорные эпитеты и придумывает свои.
Фолк. — …добра коня…
…неведому зверюшку
…море синее…
… дуб зеленый…
…снурок шелковый…
… клёв кровавый…
…лебедь-белая…
…князь ты мой прекрасный…
…гости-господа…
Авт. – … для законного решенья…
… не птичьим криком стонет…
…могучий избавитель…
…к царству славного Салтана…
… и желанная страна…
-
Зло наказано — у А.С. Пушкина прощено
-
Сказочная концовка – есть, (прочитать)
Какими душевными качествами обладали главные герои сказки, что привело к такой концовке?
Читая любое произведение, мы не только знакомимся с героями, но и невольно начинаем сопереживать одним из них и испытывать антипатию к другим. Такие отношения складываются, благодаря мастерству автора в создании образов литературных героев.
Б). Составление мини-характеристик героев сказки.
Предлагаю вам составить мини-характеристики героев сказки.
(работа в парах по рабочему листу)
1.Имя персонажа
2.Какой он — 2 слова
3.Что делает?- 3 слова
4.Пословица или поговорка
Персонажи: Салтан, сестры и сватья, царевна Лебедь, князь Гвидон, царица-мать.
Подсказки:
2.Доверчивый, умная, покорная, славный, завистливая, наивный, мудрая, прекрасная, смиренная, достойный, мстительный, легковерный, благодарная, безропотная, видный, злопамятный.
3.Грустит, помогает, вредит, ждет встречи, плачет, печалится, советует, правит, переживает,
удивляется, каются, благодарит, наказывает, заботится.
4.Семьей дорожить — счастливым быть. Вся семья вместе и душа на месте. На обмане счастья на построишь. Мудрость ценнее золота. При солнышке тепло, при матери добро.
Коллективное обсуждение составленных характеристик.
— Каких героев вы отнесли в группу положительных?
(Князь Гвидон, царица, царь Салтан, царевна Лебедь.)
— Каких героев вы отнесли в группу отрицательных героев?
(Ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха, коршун)
Как бы могла закончиться сказка, будь герои сказки другими по характеру?
Физминутка.
(прядем пряжу, изображаем движение волн, натягиваем тетиву лука, поднимаемся в небо лебедушкой, подгоняем кораблик, выходим витязями из моря)
В). Разгадывание кроссворда.
Г). Восстановление последовательности событий в сказке.
Д). Выявление замысла сказки.
4. Рефлексия.
Р.S. Если на уроке остаётся время, можно использовать дополнительный материал к уроку.
Рефлексия
Чем был интересен урок, что нового открыли для себя? Что, по-вашему, не удалось?
Цель: проверить знания учащихся по
изученному произведению.
Задачи: обобщить и систематизировать знания
учащихся по прочитанному произведению,
вырабатывать навык выборочного чтения,
продолжать учить детей самостоятельно обобщать
и делать выводы по прочитанному,
совершенствовать умения работать с разными
видами плана, развивать навык выразительного
чтения, развивать и расширять словарный запас,
развивать артистические способности,
воспитывать чувство коллективизма, понимания,
уважения друг к другу, тренировать выдержку,
смекалку, воспитывать чувство уважения к матери,
отцу, семье.
Оборудование: портрет А.С. Пушкина, картинный
план, CD-диск с фильмом, CD-диск с аудио-файлом
сказки, черный ящик с предметом, плакаты с
пословицами, компьютер, проектор, колонки.
Ход урока
1. Организационный момент.
— Сегодня урок чтения мы проведем в виде
обобщающего урока. У нас будет игра «Что? Где?
Когда?»
2. Сообщение цели.
— Я посмотрю, как вы внимательно меня слушали,
читали и изучали это произведение, над которым
работали почти целую неделю на уроках чтения.
3. Вводная часть.
— Какое произведение мы изучали с вами на этой
неделе? («Сказка о царе Салтане»)
— Кто написал это произведение (А.С. Пушкин)
— На доске у нас портрет А.С. Пушкина и его сказка
«Сказка о царе Салтане»
4. Выбор капитанов-в трёх командах.
— Скажите, что мы делаем на таких уроках? (Отвечаем
на вопросы, читаем, отгадываем, что в черном
ящике, слушаем музыку и отгадываем к какому
моменту относится, обсуждаем, выбираем капитанов
— 2 балла
— С этого и начнем. Выберите капитанов. Капитаны,
поднимите руки.
— Кто будет первый начинать игру, сейчас мы с
вами узнаем. Кто быстрее и правильно ответит, тот
первый и начинает. Назовите полное название этой
сказки? («Сказка о царе Салтане, его сыне
славном и могучем богатыре князе Гвидоне
Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)
5. Игра.
1 тур
5 баллов.
Общие вопросы по этому произведению.
— Кто в раннем детстве привил А.С. Пушкину любовь
к сказкам? Какие сказки ему рассказывались? (няня
Арина Родионовна, народные сказки)
— К какому виду сказок относится это
произведение? Почему? (Литературная сказка.
Есть автор в отличие от народной)
-Чем похожа эта сказка Пушкина на народную?
Докажите (слова и выражения народные, концовка
сказки — «Я там был, мед, пиво пил — И усы лишь
обмочил»)
2 тур.
5 баллов.
А сейчас вопросы по содержанию сказки Как вы
внимательно читали и знаете все произведение.
Счет пошел, команды работают.
— Посмотрите на рисунок и подумайте, какие
строчки можно подписать под этим рисунком?(«Море
вздуется бурливо — Закипит, подымает вой,Хлынет
на берег пустой. Разольется в шумном беге, И
очутятся на бреге, В чешуе, как жар горя — Тридцать
три богатыря.Все красавцы удалые,Великаны
молодые. Все равны, как на подбор — С ними дядька
Черномор»)
— Составлен план по вашим рисункам. Правильный
ли порядок?(рисунки на стенде)
Дополнительное задание 1 балл (пока занят
отвечающий)
— Восстановите записанный план
1. Чародея погубил. | 1. Царский выбор. |
2. Град на острове стоит. | 2. Обманщица. |
3. Мать и сын на свободе. | 3. Бочка по морю плывет. |
4. Царевна — Лебедь. | 4. Мать и сын на свободе. |
5.Соединение семьи. | 5. Чародея погубил. |
6. Обманщица. | 6. Град на острове стоит. |
7. Белка — чудесница. | 7. Превращения Гвидона. |
8. Морские чудеса. | 8. Белка — чудесница. |
9. Превращения Гвидона. | 9. Морские чудеса. |
10. Бочка по морю плывет. | 10.Царевна — Лебедь. |
11. Царский выбор. | 11.Соединение семьи. |
— как наказывал князь Гвидон своих теток и
сватью бабу Бабариху после превращения?
(Когда превратился в комара — впился в правый
глаз поварихе.
Во второе превращение в муху — сел портихе на
левый глаз. И третий раз когда был шмелем — ужалил
в нос сватью бабу Бабариху.)
Черный ящик.
3 балла.
Очень интересный предмет. Посмотрим, как вы
запомнили значение слов в сносках. Сделан он из
шелка, и без него князь Гвидон не смог бы погубить
коршуна — чародея. (снурок шелковый)
Физминутка.
Сказка даст отдохнуть
А потом обратно в путь!
«Станет талия осиной,-
Говорит нам там Мальвина,
Если будем наклоняться
Вправо, влево — десять раз»
Считаю до 10.
А Дюймовочки слова:
«Чтоб спина была пряма,
Вы нагнитесь до носочка,
Словно тянетесь к цветочкам»
Раз, два, три, четыре, пять — повторите-ка опять.
Дала нам сказка отдохнуть?
А теперь обратно в путь.
3 тур.
5 баллов.
Чтение.
А сейчас нам пригодится книга. Я послушаю как вы
умеете читать.
— Найдите и прочитайте отрывок, в котором Пушкин
использует аллитерацию.
— Что такое аллитерация? (Повторение в стихах
одних и тех же звуков, похожих на изображаемые
явления «Ты волна:»)
— Чтение по ролям разговора князя Гвидона и
царевны — Лебедь о последнем диве. («Князь у
синя моря:Ведь царевна эта — я»)
— Как завистницы осуществили свой коварный
план, обманув царя и царицу? (Шлет с письмом она
гонца: :Так велел де царь — отец»)
Музыкальная пауза.
Римский-Корсаков «Полёт шмеля»
Докажите, к какому моменту сказки относится
этот музыкальный отрывок?
4 тур.
5 баллов.
А сейчас узнаем, как вы умеете инсценировать,
пересказывать, отвечать на вопросы.
— инсценировать любой момент из этой сказки.
— Каковы были утехи «Лебеди»? Перечислите по
порядку.
1. Город новый златоглавый.
2. Обращение в комара.
3. Белка песенки поет, да орешки все грызет.
4. Превращение в муху.
5. Тридцать три богатыря, с ними дядька Черномор.
6. Обращение шмеля.
7. Царевна — Лебедь.
— Озвучьте фрагмент из мультфильма «Сказка о
царе Салтане:». (можно читать) «К морю:Злого
Коршуна клюет».
Блиц-вопросы итоговые.
По одному человеку из команды.
1. У кого князь Гвидон просил разрешения княжить
в новом граде, жениться на царевне — Лебеди? (У
матери, т.к. матушка — самый главный друг,
советчик, помощник для своих детей. Раньше
почитали и уважали родителей. чего не хватает
сейчас)
2. Зачем князь Гвидон летал несколько раз в
царство славного Салтана? (Он хотел видеть отца
и ждал встречи с ним в свое городе, с царицей —
его женой)
3. Что стало причиной несчастий царицы и ее сына?
А какое другое чувство и качество помогло
соединиться семье? (Зависть — чуство досады на
успех другого. Любовь сына и доброта царевны —
Лебедь помогли соединиться семье.)
Вывод: Добро побеждает зло.
— Кто же в этой сказке добро, а кто зло?
(Царь Салтан, князь Гвидон, царевна-Лебедь,
царица — добро; Повариха, Ткачиха, сватья
Бабариха, коршун-чародей — зло)
— А теперь выберите пословицу, которая
соответствовала бы теме сказки, и другую
пословицу, которая соответствовала бы главной
мысли сказки и ее идеи.
Семья вместе — душа на месте.
Добро творить — зло победить.
Терпенье и труд — все перетрут.
6. Подведение итогов и награждение победителей.
Открытый урок «А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем
богатыре…»
Методическая разработка
Предмет: Литературное чтение
Класс: 3 класс
Тема урока: А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем
богатыре…»
Продолжительность урока – 40 минут
Учебно—методическое обеспечение:
1. В.М. Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова «Родная речь» 1—2 часть, М.,
«Просвещение» 2004г.
2. В.М. Голованова, В.Г Горецкий, Л.Ф. Климанова «Поурочные планы по учебнику »
Родная речь», 3класс, программы 1—4.,М., «Учитель—АСТ», 2003г.
Задачи урока:
1. Сравнить сказку А.С.Пушкина с русской народной сказкой «Во лбу
солнце, на затылке месяц, по бокам звезды»;
2. Проанализировать сказку А.С.Пушкина, показать детям, что
«пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной».
3. Воспитывать любовь к сказкам А.С.Пушкина, прививать интерес к
особенному слогу поэта.
Оборудование:
книга «Русские народные сказки»;
иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина;
О.А.Кипринсий Портрет А. С. Пушкина.
Тип урока: обобщающий.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Сегодня мы продолжим знакомство с уникальнейшим поэтом в мировой
литературе А.С.Пушкиным. Вам он скорее запомнился как поэт, сочинивший
замечательные сказки. Давайте вспомним и перечислим их.
На доске таблица:
1. «Сказка о рыбаке и рыбке.»
2. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях.»
3. «Сказка о царе Салтане…»
4. «Сказка о Попе и работнике его Балде.»
5. «Сказка о Золотом петушке»
Поэт очень любил, берег и ценил русские народные сказки, в которых
выражалась любовь к родной земле, к природе , народные слова и выражения
часто звучали в его сказках.
2. Работа с иллюстрациями к сказкам А.С.Пушкина (5 иллюстраций)— по
группам.
Определите, к какой сказке даны иллюстрации?
(Каждая группа определяет название сказки, вспоминают наизусть
отрывки).
Сегодня мы проведем исследование , то есть научную работу. А
любое исследование предполагает гипотизу ( предположение). За гипотизу мы
возьмем слова С.Я.Маршака. Они записаны на доске:
«Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной»
И нам необходимо будет доказать, что это так, или опровергнуть, то есть
доказать, что это высказывание не верно.
Вспомните, какую похожую русскую народную сказку мы прочитали?
(«Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звезды»)
С этого и началось наше исследование.
3. Анализ работы.
а) Мы много говорили о русских народных сказках. Вспомните, какие
характерные особенности у народных сказок?
—повторы; троекратные.
Примеры: у царя было три сына; надо выполнить три задания.
—в русских народных сказках повторяются устойчивые выражения.
Примеры: «Близко ли, далеко ли»; «Долго ли, коротко»; «Я там был, мед,
пиво пил»; «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается»;
«И стали они жить – поживать и добра наживать».
Кто объяснит, что значит «устойчивые выражения»?
(Они повторяются во многих сказках)
Оказывается, их специально повторяли в сказках, потому что эти выражения
помогали запомнить и рассказать сказку.
Помните, еще есть в сказках устойчивые эпитеты?
Примеры: «терем высокий», «сети шелковые», «земля сырая»…
Верно. Запомните, эпитеты – это образное художественное определение.
б) Какими словами начинается сказка?
«Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
Я б для батюшки – царя
Родила богатыря»
Как и в русских народных сказках три девицы, да еще говорят
одинаково:
«Кабы я была царица…»
А какие слова говорят сестрицы в русской народной сказке «Во лбу
солнце, на затылке месяц, по бокам звезды»? Давайте прочитаем.
Дети читают.
* «Если б на мне женился Иван – царевич, я б ему напряла на рубашку
такую тонкую , гладкую нить, какой во всем свете не спрядут».
* «А если б меня взял… я б выткала ему кафтан из серебра, из золота…»
* «А я ни прясть, ни ткать не умею, я бы родила ему сынов, что ни
ясных соколов: во лбу солнце, а на затылке месяц, по бокам звезды…»
А.Пушкин любил слушать сказки, он был насквозь пропитан русскими
народными сказками, которые ему нараспев рассказывала его няня Арина
Родионовна. Наверное, и эту сказку пересказала она, а поэт на ее основе
сочинил свою. То есть взял за основу сюжет этой сказки.
— Но какая сказка интереснее?
Дети. У А.Пушкина сказка интереснее. Но она очень похожа на народную. В
ней тоже есть повторы.
Приведите примеры.
4. Выборочное чтение.
Царь Гвидон три раза превращался в насекомое.
1раз (в комара) «Будь же, князь, ты комаром…
Тут он в точку уменьшился,
Комаром оборотился,
Полетел и запищал».
2раз ((в муху) «В муху князь оборотился ,
Полетел и опустился
Между моря и небес
На корабль и в щель залез»
3раз (в шмеля) «Шмелем князь оборотился,
Полетел и зажужжал:
Судно на море догнал,
Потихоньку опустился
На корму – и в щель забился».
— Что еще неоднократно повторяется?
(Царевна Лебедь выполняет по просьбе Гвидона три чуда.)
5. Чтение наизусть подготовленных отрывков, в которых описываются
чудеса.
1чудо. Появление белки. «Белка песенки поет и орешки все грызет»,
2чудо. Появление богатырей. «в чешуе, как жар горя» появляются тридцать
три
богатыря.
3чудо.Превращение Лебедя в царевну.
«Встрепенулась, отряхнулась
И царевной обернулась;
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит».
Следующее направление: сходные ситуации в народных сказках
рассказываются одними и теми же словами.
Найдите эпизоды в сказке А.Пушкина.
Дети. Всякий раз, подплывая к острову князя Гвидона повторяются
слова.
«Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах».
«Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
Князь Гвидон зовет их в гости,
Их и кормит,и поит,
И ответ держать велит».
(Рассмотреть три случая, когда подплывают корабельщики)
— Что вы можете сказать , когда корабельщики плывут к царю Салтану?
(Фразы тоже начинаются одинаково)
— Согласны ли вы с таким предположением? Какие слова повторяются?
Ветер весело шумит,
«Судно весело бежит
Мимо острова Буяна
В царство славного Салтана»
Царевич, когда хотел увидеться с отцом, говорил Лебеди:
«Грусть – тоска меня съедает,
Одолела молодца:
Видеть я б хотел отца».
И снова число три. Почему царевич Гвидон просил Лебедь исполнить все
три чуда? Так уж необходимы были они ему?
Дети. Гвидон хотел, чтобы отец приехал на его остров и узнал свою жену и
сына.
Следующее направление: устойчивые эпитеты.
Примеры. Красная девица, голубушки – сестрицы, царь—отец, князь
прекрасный, лебедь белая, царь—батюшка.
Следующее направление: Пушкин ввел в сказку народную речь.
На доске:
1. Наступает срок родин…
2. В гневе начал он чудесить…
3. Глядь – поверх текучих вод
Лебедь белая плывет…
Разъяснить данные словосочетания.
«Срок родин» — значит царица должна родить ребенка.
«Начал чудесить» — разозлился, разгневался (царица обещала родить
богатыря, а родила неизвестно кого)
«Поверх текучих вод» —так в народе говорили, когда хотели сказать : плывет
по воде
Приведите еще примеры.
«Здравствуй, крвсная девица…»
«За морем житье не худо»..
Сравнение.
В народной сказке царевна такой красоты, что …
Дети. « ни в сказке сказать, ни пером описать
А у Пушкина?
Дети. Он все описывает, у него царевна – красавица.
«Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит
А сама— то величава,
Выступает будто пава…»
Пушкинская сказка очень связана с народной
Давайте вспомним сказку «Во лбу ой, солнце, на затылке месяц, по бокам
звезды». Чем они похожи?
Сходства:
1. Там тоже были три сестры. Две из них завидовали той, которая стала
царевной.
2. Там тоже царевну посадили в бочку, которую засмолили.
В сказке русской народной:
«Нет, — сказал главный судья, — слушайте меня или нет. А моя вот речь:
выколоть ей глаза, засмолить с ребенком в бочке и пустить в море; виновата –
потонет, права – всплывет».
—И что же произошло?
«Она, горемычная, плавала по морю, по океану, с подкидышем, и рос этот
подкидышек не по дням, а по часам».
И он помог вернуть мужа и сыновей.
— Какая сказка вам больше нравится: народная или А.Пушкина?
А.С.Пушкина, она интереснее.
—Она более добрая, чем русская народная сказка. В русской народной
сказке выкололи глаза царице, это очень жестоко, хотя все хорошо закончилось.
Учитель. Конечно сказка Пушкина красивее и глубже народной сказки.
Пушкин воплотил в своих героях идеалы народа.
—Каким был князь Гвидон?
(Умным, добрым, внимательным. Он очень любил своих родителей и
хотел, чтобы они были вместе.
А еще он был находчивым. Он придумал , как сделать, чтобы отец
приехал. Он маме сделал подарок, он же не говорил про отца, что его видел и
что он скоро приедет)
— А царевна Лебедь?
(Она добрая, нежная, отзывчивая.
Она скромная, только в последний момент князь узнает о том, что Лебедь
царевна, а не птица. Она хоть и волшебница, но не гордится этим.
Царевна Лебедь и князь – главные герои, на которых стремились быть
похожими люди.
Сказка всегда чему—то учит: какими быть, как себя вести и общаться с
другими людьми.
6. Физкультминутка.
7. Отличие русских народных сказок от литературных
Конечно же сказка А.Пушкина отличается от народной не только тем , что в
них стали увлекательнее приключения героев. Они другие по форме , написаны
стихами, что редко было в народном творчестве. Эти стихи зарифмованы, , в них
строго выдержан ритм и размер. Это стихотворные волшебные поэмы. Но
бывало, что в сказках отражались и глубоко личные события и переживания
писателя. Одно из самых удивительно светлых, возвышенных женских образов
пушкинской поэзии — Царевна Лебедь. А если вспомнить, что сказка написана в
самую счастливую пору жизни поэта, в год его свадьбы с Натальей Гончаровой,
то нетрудно догадаться, кого имел в виду поэт, создавая этот пленительный
образ.
8.Итог.
Мы провели с вами большую исследовательскую работу. К какому же
выводу мы пришли?
Дети. Сказка Пушкина – прямая наследница сказки народной.
Мы согласны с высказыванием Самуила Яковлевича Маршака.
9. Домашнее задание. Продолжить исследование:
1 группа – выучить наизусть по выбору отрывок о Гвидоне
(Суметь объяснить мотивы поступка героя)
2 группа — написать, чему учит князь Гвидон и царевна Лебедь.
3группа — выписать в тетрадь повторы и эпитеты из сказки
Технологическая карта урока
Предмет: литературное чтение
Класс: 3 «Б»
УМК: «Перспектива»
Тип урока: урок закрепление изученного
Тема урока: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…. Особенности сюжета. Структура сказочного текста».
Цель урока: продолжать знакомство с произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»
Задачи:
Образовательная: совершенствовать знания о прочитанном, формировать новые знания о сказке, учить выразительно читать произведение.
Развивающая: развивать психические процессы: память, внимание, речь, развивать самостоятельность, умение выразить мысль, высказать согласие (несогласие) с чужой мыслью;
Воспитывающая: воспитание эстетического отношения к искусству слова, любви к предмету.
Оборудование: учебник, презентация, раздаточный материал.
УУД:
Личностные
-
Положительное отношение к познавательной деятельности;
-
Формирование осознанного отношения к учению;
Регулятивные
Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.
Познавательные
-
Планировать свою работу по изучению незнакомого материала;
-
Учиться выполнять поставленные действия;
-
Используют приобретенные знания;
Коммуникативные
-
Участвовать в диалоге;
-
Слушать и понимать других.
Ход
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
Этап мотивации ( самоопределения) к учебной деятельности |
Здравствуйте, ребята, подравнялись, присаживайтесь. (выразительная речь учителя) Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать, И друг другу помогать Присаживайтесь. Проверим вашу готовность к уроку, у вас на столе должен лежать учебник, рабочая тетрадь, дневник и пенал. Прежде, чем приступить к работе, давайте напомним себе, как правильно сидеть за столом. (изображение на слайде) (в течение урока, наблюдает за посадкой учеников) |
Приветствуют учителя Слушают учителя проверяют свою готовность к уроку. |
Личностные (2) |
Этап актуализации и фиксирования индивидуальных затруднений в проблемном действии |
Начнем урок с речевой разминки. Прочитайте про себя скороговорку, которая представлена на слайде: «Проворонила ворона воронят» Давайте вспомним, как мы работаем со скороговоркой? Давайте прочитаем вместе медленно. Теперь чуть быстрее, еще быстрей. (спрашиваю скороговорку по одному) В начале нашего урока вспомним жанры произведений. По описанию жанра определите его название:
Молодцы, вы правильно определили названия жанров. Теперь вспомним, что вам известно о сказках. Какие бывают виды сказок? Чем отличаются волшебные сказки от других? Кто обязательно присутствует в волшебной сказке? Кто главный герой волшебной сказки? (Активизирую всех учащихся) Молодцы, ребята. |
Слушают учителя. Первый раз читаем скороговорку медленно, потом быстрее. Это жанр – басня. Это жанр – былина. Это жанр – рассказ. Это жанр – стихотворение. Это жанр – сказка. Сказки бывают трех видов: сказки о животных, волшебные, бытовые. В волшебных сказках действие часто разворачивается в вымышленном, таинственном месте. Люди, звери, наделенные человеческими чертами характера. Добрые молодцы, царевны – волшебницы, Кощей Бессмертный, злые колдуньи, Змей – Горыныч. |
Познавательные (2,3) Коммуникативные (1,2) |
Этап выявления места и причины затруднения |
(На слайде будут представлены 2 изображения. 1 – портрет А.С. Пушкина, 2 – иллюстрация фрагмента сказки). Обратите внимание на слайд и скажите, о чем мы будем разговаривать? Правильно. |
Мы будем разговаривать о сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане». |
|
Построение проекта выхода из сложившейся ситуации |
Назовите цель урока. |
Ц: продолжать знакомство со сказкой, учится читать ее выразительно. |
|
Реализация построенного проекта |
К какому виду сказки она относится? Какие признаки волшебной сказки вы видите в «Сказка о царе Салтане..».? Назовите положительных героев сказки. Назовите отрицательных героев сказки. Можно ли «Сказку о царе Салтане» назвать народной? Значит, какая это сказка? Хорошо. Теперь немного отдохнем. Физминутка Вот большая пирамидка (потянуться вверх) И веселый мячик звонкий (прыжки на месте) Мягкий мишка косолапый (шаги на месте, на внешней стороне стопы) Все живут в большой коробке (показать большой квадрат) Но когда ложусь я спать (руки под щеку, закрыть глаза) Начинают все играть (изобразить любое движение). Присели тихо за парты. |
К виду волшебной сказки. Наличие сказочного сюжета, в сказке есть положительные и отрицательные герои. есть сказочные персонажи, обладающие сверхъестественной силой, некоторые из них могут превращаться в животных и насекомых. В сказке есть троекратное повторение: три раза князь Гвидон превращался в разных летающих насекомых и летал за море к царю Салтану. И, конечно же, добро побеждает зло. Царь Салтан, Гвидон, Царевна – Лебедь, Царица. Ткачиха, повариха, Сватья баба Бабариха. Нет. Это авторская сказка. |
|
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи |
Продолжаем читать сказку. Откройте учебник на стр. 39. Посмотрите на текст сказки, в какой форме она написана? Совершенно верно. В этом и заключается особенность Пушкинских сказок. Начинаем с под окном Гвидон сидит… (останавливаю В город он повел царя. Ничего не говоря.) (Читают по цепочке) О чем в этом отрывке говорится? Как вы понимаете слово «флот»? Обратитесь к карточке – толкователю. Флот — крупное объединение кораблей и членов их экипажа как правило под единым командованием. Что значит громогласно возгласил? Продолжаем читать дальше… (Все теперь идут в палаты – Царь слезами залился. Обнимает он царицу. ) О чем в этом отрывке говорится? Какие чудеса они встречают? Теперь подтвердите строками из сказки. Опишите внешность царевны. Найдите в сказке. Что значит выступает будто пава? Чему удивился царь? Что значит «ретивое»? Давайте обратимся к карточке – помощнику. Ретивое – взыграло, заговорило (о возникновении сильного чувства). Хорошо. Читаем дальше (И сынка и молодицу – Я там был. Мед, пиво пил) Признались ли ткачиха, повариха и баба Бабариха в своем поступке? Подтвердите строками из сказки. Что сделал с ними царь? Чем заканчивается сказка? Прочитайте. |
Сказка написана в форме стихотворения. Гвидон увидел, что к острову приплыл отец. Затем он ведет царя в город. Флот – объединение множества кораблей. Громогласно т.е. открыто, так, что всем стало известно. Читают сказку. Гвидон ведет гостей к палатам. По пути они встречают разные чудеса. Читают отрывки. 33 богатыря, белку с золотыми орехами. И стоят в глазах царя С ними дядька Черномор Там под елкою высокой Гости дале — торопливо Ходит плавно, величественно. Он удивился тому, что увидел свою жену. Сыграло чувство. Читают сказку. Да. Тут во всем они признались, Я там был; мед, пиво пил — |
|
Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону |
Сейчас мы устроим конкурс на «Лучшее чтение фрагмента», соревноваться будете с соседом по парте. Я даю вам время. Вы сначала читаете шепотом, затем поворачиваетесь к соседу и по очереди читаете друг другу, готовитесь к выразительному чтению. И обратите внимание на правильность интонаций. Кто хочет прочитать? Как вы думаете, кто из вас лучше прочитал? Кто думает, что прочитал лучше соседа? Прочитай. Оценивание прочитанного фрагмента. |
Готовятся к выразительному чтению стихотворения. Соревнуются между собой в прочтении четверостишья. |
Познавательные (2,3) Коммуникативные (1,2) Регулятивные Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку. |
Включение в систему знания и повторения |
Расскажите, пожалуйста, какое впечатление произвела на вас сказка? Какие герои вам понравились? Объясните почему. |
Учащиеся делятся впечатлениями. |
Коммуникативные (1,2) |
Рефлексия |
Теперь я вам предлагаю оценить вашу работу на уроке. Те, кто все понял и у кого не возникало трудностей на уроке. Поднимите вверх зеленый кружок. Кому было ничего не понятно, возникали постоянно трудности при выполнении заданий, поднимите вверх красный кружок. Домашнее задание …(С) Наш урок подошел к концу всем спасибо, до свидания. |
Учащиеся оценивают свою деятельность на уроке. Записывают д.з. |
Личностные (1;2) Регулятивные Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку. |
По этому
приглашению,
По нашему хотению
Доставь, волшебный экран, нас
До места назначения.
Крибле, крабле, бумс! Слайд 4
«Сказка о
попе и о работнике его Балде» Слайд 15 «Сказка о мёртвой царевне и семи
богатырях» Сл. 16
5. Физминутка
6. Работа по теме
урока.
— Перед выступлением
на радио каждый артист, прежде всего, знакомится с текстом, разбирает значение
некоторых слов, готовится к выразительному чтению.
Нашу подготовку к
записи мы также начнём по определённому плану. Слайд 17.
— В тексте сказки
много слов, которые мы сейчас не употребляем в нашей речи.
Как они называются?
(Устаревшие)
— Значения некоторых
слов нам понятны, а с другими значениями слов нам помогут разобраться словари.
Слова из первого
отрывка сказки. Молвить,
Крещёный мир, позадь забора, к исходу сентября, Красная девица
Светлица, сени (см.
словарь Ожегова) Чтение
Слова из второго
отрывка сказки. Аршин
Гонец (см. учебник) Чтение
Слова из третьего
отрывка. Сума,
бояре (см. словарь устаревших слов) Чтение
7. Физминутка.
Слова из
четвёртого отрывка сказки. Вопить
(плакать, просить) Чтение
8. Закрепление.
— Ребята, как вы
думаете, зачем художники придумывают различные иллюстрации к сказкам?
— Сейчас мы будем
отвечать на вопросы по содержанию сказки и рассматривать иллюстрации.
— О чём мечтали
девицы? Слайд 18
На этой иллюстрации
мы можем рассмотреть женский народный костюм
(русские сарафаны,
рубашки, украшенные вышивкой, кокошники).
— Кто стоял около
окошка и услышал разговор сестриц?
Здесь мы видим
богатую расшитую золотом и мехом одежду царя, над которой потрудилась не одна
мастерица.
Посмотрите, как
красиво резьбой украшена изба — это работа искусного мастера.
— Кем стали девицы,
когда попали во дворец?
— Куда вскоре после
свадьбы отправился царь Салтан? Рассмотрите военное снаряжение царя. Слайд 20
— Что защитит его во
время боя?
— Почему случилось
так, что царицу с маленьким сыном бросили в бочке в океан? — Почему так
поступили её сестрицы?
— Бояре любили
молодую царицу и маленького царевича. Почему же они всё-таки бросили их в
океан?
Посмотрев на
следующую иллюстрацию, можно представить, какие испытания преодолели царица и
её сын. Слайд 21
Всё, что мы с вами
сейчас прочитали, могло происходить в реальной жизни, но есть один эпизод,
который может встречаться только в сказке.
— Какая это сказка?
Народная или литературная? Почему?
— Элементы каких
видов сказок встречаются в прочитанных отрывках?
(Царь, царица,
ткачиха, повариха, бояре — герои бытовых сказок, младенец за сутки стал
взрослым юношей — это характерно для волшебных сказок.)
— Много замечательных
произведений создал великий русский поэт и писатель Слайд 22
А.С. Пушкин. И его
имя навечно останется в наших сердцах.
— Спасибо вам,
ребята, за работу. В школе и дома вы дочитаете сказку до конца, подготовите её
выразительное чтение, и тогда мы сможем её записать в нашей студии. До новых
встреч.
9. Итог урока.
Вам понравилось наше
путешествие?
Что нового увидели,
узнали? Что бы вам ещё хотелось узнать об А.С. Пушкине?
На следующем уроке мы
продолжим чтение сказки, Все ребята молодцы, особенно хорошо работали:
10. Домашнее
задание.
Слайд 23.
Перечитать отрывки
сказки, которые читали на уроке.
Продолжить чтение
сказки
Найти и выписать из
текста устаревшие слова, объяснить значение этих слов, используя в работе
словари.
Дата:21/11
Цель урока:
Познакомить с содержанием «Сказки о царе Салтане»; раскрыть
идейно-художественное своеобразие пушкинской сказки. Провести сопоставительный
анализ литературной сказки Пушкина с народной.
9. Задачи:
— обучающие
Познакомить с
понятием литературная сказка; сравнить сказку Пушкина и русскую народную сказку
«Царевич Нехитёр – Немудёр»; показать детям, что «пушкинская сказка – прямая
наследница сказки народной».
-развивающие
Развивать навыки
выразительного чтения (определять задачу чтения, выбирать нужный тон и темп
чтения, наблюдать за употреблением знаков препинания, указывать паузы и
выделять логические ударения)
-воспитательные
Воспитывать
непримиримое отношение к зависти, хитрости, злобе. Способствовать воспитанию
чувства любви к ближнему, незлобливости, добросердечности и умению прощать.
Тип урока
комбинированный
Формы работы учащихся
фронтальная
Необходимое
техническое оборудование ноутбук, интерактивная доска.
Структура и ход
урока
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ |
Этап |
Название (с |
Деятельность (с |
Деятельность |
Время (в |
||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
5 |
6 |
7 |
||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
Организационный |
Психологически — Слышите – звенит Добро пожаловать к -Ребята, -Из какого -Что любит |
Проверяет |
1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||
2 |
Актуализация |
ЭОР ЭОР |
А вы любите слушать Сказки мы слышим с Сегодня на уроке Эпиграфом к нашему -Как вы понимаете -Что берет |
Делится Рассматривают |
5 |
||||||||||||||||||||||||||||||
3 |
Изучение |
Учитель |
Пассивное |
23 |
|||||||||||||||||||||||||||||||
4 |
Этап |
-Можем ли мы Сопоставительный -Заполним
-Вы согласны с -Как вы думаете, -Как называется -Что же отличает Пушкин перенес в |
Принимает Принимает |
6 |
|||||||||||||||||||||||||||||||
5 |
Этап |
ЭОР ЭОР |
Мы видим, что В свою очередь на -Какие краски — Какое настроение Не только художники -Увидели |
Просмотр Прослушивание |
5 |
||||||||||||||||||||||||||||||
6 |
Информация |
-Я вижу, что сказка |
Воспринимает |
1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||
7 |
Подведение Рефлексия |
Электронный |
В сказках добро -А вы бы простили -Сохранилась ли у -Чему научила нас — Сказка учит -У меня в руках |
Определяет |
4 |
Дата:________________________
Тема: Сказка о
царе Салтане, о сыне его Гвидоне и о прекрасной царевне лебеди.
Цель: Продолжить работу над сказкой А.С.
Пушкина «Сказка о царе Салтане:», углубить знания о жизни и
творчестве поэта; совершенствовать навыки чтения, работать над развитием
выразительной речи, развивать творческие способности, воображение, обогащать
словарный запас; в оспитывать любовь к русской классической литературе.
Ход урока
1.Организационный
момент.
2. МЦЭ Повторение изученного
материала.
-Ребята, вы себе можете представить
свою жизнь без сказок?
-Вам нравится слушать и читать
сказки? Вы верите в чудеса?
Сказки мы слышим с раннего детства,
они украшают нашу жизнь и даже в зрелом возрасте люди любят читать сказки.
-Скажите, какие виды сказок вы
знаете?
-О чем
бывают сказки?
-Как видите, у сказок много дорог.
Можно пойти дорогой волшебных сказок и узнать чудо — чудное и диво — дивное. А
можно пойти дорогой бытовых сказок или сказок о животных. Но в любой сказке
заложен глубокий смысл.
(обращение
к портрету и высказыванию на доске)
А.С.Пушкин говорил: «Сказка – ложь,
да в ней намек. Добрым молодцам урок!»
-Скажите с какой сказкой А.С.Пушкина
мы познакомились на прошлом уроке? («Сказка о царе Салтане…»)
3. ОЭ
Главные герои сказки: Царь Три
девицы Гвидон Сватья баба Бабариха
Чудеса превращения: 1. Город: Стены с
частыми зубцами, И за белыми стенами блещут маковки церквей и святых
монастырей.
2. Белка : Белка песенки поет и
орешки все грызет, а орешки не простые,
Все скорлупки
золотые, ядра – чистый изумруд.
3. 33 богатыря: в чешуее, как жар
горя, тридцать три богатыря,
Все красавцы молодые, великаны удалые,
Все равны, как на подбор, с ними дядька Черномор.
4. Царевна: За морем царевна есть, что на можно глаз
отвесть:
Днем свет Божий затмевает, Ночью землю освещает, месяц под
косой блестит, а во лбу звезда горит. А сама-то величава,
Выступает, будто пава; А как речь-то
говорит, Словно реченька журчит.
Эпитеты: Красная девица Добрый конь Синее
небо Синее море
Широкое поле Добрый ужин Шнурок
шелковый Лук дубовый Лук тугой
Фразеологизмы: Растет не по дням, а по часам….Чем
заканчивается сказка? Встреча Салтана со своей семьей
Концовка: Я там был; мед-пиво пил- и усы лишь
обмочил.
4. Итог урока
В сказках добро побеждает зло.
Простил ли автор сестер в сказке?
-А вы бы простили или вам хочется
изменить конец сказки?
-Сохранилась ли у царя любовь к жене,
к сыну? Почему вы так считаете?
-Чему научила нас эта сказка?
(Сказка учит доброте, терпению,
мужеству, умению прощать и любить близких, не завидовать другим черной зависть,
а учиться радоваться за других)
Дата:
Тема: Сказкой о царе Салтане…
Цель: развивать нравственные качества (любовь к
семье, родным, близким); воcпитывать любовь к художественному слову, к
поэзии Пушкина; продолжить работу над развитием умения оценивать поступки
героев.
Ход урока:
I. Орг. момент.
II. Проверка домашнего задания
III. Работа по теме урока.
1. Аналитическая беседа.
-Пушкин использовал фольклорные сюжеты и
сказочные мотивы. Какие?
Царь подслушал разговор и женится на младшей;
завистливые сестры оговаривают младшую сестру…
-Что делает сказку волшебной?
Присутствие волшебных героев: царевна-
лебедь, тридцать три богатыря, белочка-затейница, чародей-коршун; волшебные
превращения.
Работа с текстом: зачитываем описание превращения Гвидона в муху,
комара, шмеля.
Учитель: Сказка Пушкина вдохновила Н.А. Римского-Корсакова на
создание одноименной оперы. Давайте послушаем фрагмент и постараемся угадать,
какой «волшебный» эпизод из сказки Пушкина положен на музыку композитором.
Слушание фрагмента «Полет шмеля» из оперы
Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе…».
-Царство Салтана и чудесный остров с городом, мимо которого
почему-то ездят каждый раз заморские гости-купцы,– все это расположено неведомо
где, где угодно, в выдуманном мире. Но давайте прочитаем название города, в
котором княжит Гвидон
Работа с текстом:
. Что означает остров Буян в сказке Пушкина? В
народных сказках встречается выражение «буйный лес», «буйные травы». Что
означает эпитет «буйный»?
У Пушкина остров Буян с городом богатый,
изобильный, «кругом палаты», «изоб нет», все богаты. А кто же делает
этот город богатым? ( белочка. )
Чтение описания белочки.
перенесение свойств человека на животное;
использование слов с оценочными суффиксами (песенки, орешки, скорлупки); яркая
цветовая гамма (скорлупки золотые, ядра чистый изумруд); бесхитростные рифмы (поет-грызет,
не простые- золотые.).
А кто охраняет этот чудесный остров?
-В каких фольклорных жанрах мы, читатели,
встречаемся с богатырями? (В былинах).
Проведение викторины.
1. Каких героев назвал Пушкин в заглавии сказки?
2.Как
Гвидон назван в заглавии сказки? Важно ли это для понимания его характера?
3.Каких
героев не назвал поэт в заглавии? Справедливо ли это?
4 .Кем
приходятся тридцать три богатыря царевне -лебедь? (Эти витязи морские, браться родные.)
5. Кем приводятся ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха Гвидону? (тетки, бабушка)
Работа
в малых группах.
1. Можно
ли представить картины моря? (Описание найти в тексте и сравнить)
- Найди
сравнения в описании красоты царевны; - Посмотри
еще раз текст сказки и отметь в нем слова, которые сейчас уже не
употребляются
Дом/з Выраз. чтение
сказки, нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду сказки
Тема:
Игра – прогулка по Лукоморью (Урок обобщения по сказке А.С. Пушкина «Сказка о
царе Салтане….» )
Цель:
Обобщение знаний в занимательнойформе по изученному произведению
А.С.Пушкина; проверка знания текста, оценка знаний учащихся;
Развитие поисковой познавательной деятельности, монологической речи
учащихся, выразительного чтения, театральных данных; умения сравнивать,
обобщать, анализировать.
Воспитывать навыки культуры умственного труда; формировать познавательную
потребность, хороший эстетический вкус.
^ ХОД УРОКА:
1. Орг.момент
2. Сообщение темы и целей урока.
— Ребята! Сегодня у нас с вами заключительный урок по сказке Александра
Сергеевича Пушкина «Сказка о царе Салтане….», который я решила назвать
«Прогулка по Лукоморью» Кто придумал такое слово? Что оно означает?
Сегодняшний урок я решила провести в необычной форме. Это будет игра-
путешествие. От вас потребуется знание сказки, внимание и желание правильно
отвечать на вопросы. Внимательно слушайте задания, поднимайте руки для ответа.
Итак, можно начинать. А начнем со стихотворения:
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух, там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.
Одну я помню: сказку эту
оведаю теперь я свету…
— Вы помните, какая сказка начинается этим стихотворением? Какие еще сказки
А.С.Пушкина вам известны?
— Я вижу, что вам знакомы многие сказки. Ну что ж, в путь по неведомым
дорожкам!
^ 3. Работа над темой.
Дорожка 1. Название.
Давайте, восстановим полное название сказки, изучение которой мы заканчиваем.
(дети называют по цепочке одно слово названия)
(Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне
Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.)
Дорожка 2. Вопрос-ответ.
Когда царь Салтан подслушал разговор трех сестер?
« Говорит он, — будь царица
И роди богатыря
Мне к исходу сентября.» (Под Новый год)
2. Какой величины родился ребенок у царицы? ( Сына дал им Бог с аршин…)
3. О чем подумал царевич, когда они с матерью оказались на воле?
« Сын подумал: добрый ужин
Был бы нам, однако, нужен.»
4. Какими словами встречала царевна-лебедь князя Гвидона у моря?
« Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный,
Опечалился чему?»
5. В кого превращался князь Гвидон, чтобы повидать отца? ( в комара, муху,
шмеля)
6. «А комар-то злится, злится –
И впился комар как раз
Тетке прямо в правы глаз…»
Какой тетке? (поварихе)
7. Какую песенку пела белочка при всем честном народе?
«Во саду ли, в огороде…»
8. Царь глядит – и узнает…
В нем взыграло ретивое!…
Что такое ретивое? ( сердце)
Дорожка 3. Портреты и герои.
1) Узнать героев по портрету:
а) Под месяц под косой блестит,
а во лбу звезда горит;
А сам-то величава,
Выступает, словно пава..
б) Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор…
2) Я буду называть героев, а вы будете делать один хлопок, если этот герой из
«Сказки о царе Салтане…»
— Золотой петушок, золотая рыбка, Робин Гуд, корабельщики, серый волк, лебедь
белая, дядька Черномор, Белоснежка, королевич Елисей, князь Гвидон, Белка,
старик и старуха, Ткачиха и повариха, Поп, Балда, Коршун.
Дорожка 4 . Театральная.
Дети представляют инсценировки выбранных отрывков (предварительное задание)
Дорожка 5 . Иллюстративная.
Рассмотрите иллюстрации и прочитайте (назовите) к какому фрагменту относится
иллюстрация.
Дорожка 6. Литературные знания.
Кто является положительными, а кто отрицательными героями в “Сказке о царе
Салтане…”?
— Одной из особенностей народной сказки являются троекратные повторы .
Встречаются ли такие повторы в сказке Пушкина? О чем это говорит?
— В чем главный смысл сказки? (Добро и любовь побеждают зависть и зло.)
— Какие сравнения использовал автор в сказке?
Дорожка 7. Верю- не верю.
1. . Царице и её сыну перед тем, как посадить в бочку прочитали закон. (-)
(указ)
2. Бочку с сыном и матерью принесла на берег волна. (+)
3. Над лебедью носился в море орел. (-) (коршун)
4. Застреленный Гвидоном коршун оказался Чародеем. (+)
5. Остров, на котором жил Гвидон назывался Боян. (-) (Буян)
6. Гвидон сам построил город на острове. (-) ( лебедь ему сделала подарок)
7. О чудесах на острове Буяне Салтан узнал от Бабарихи. (-) ( От корабельщиков)
8. Гвидон трижды летал к Салтану. (+)
9. Лебедь стала женой князя Гвидона. (+)
10. Каждая из 3 отрицательных героинь (ткачиха, повариха, Бабариха) осталась
без одного глаза. (-) ( Гвидон пожалел свою бабушку)
Дорожка 8. Продолжи фразу.
А)Сын на ножки поднялся,
В дно руками уперся,
Понатужился немножко:
«Как бы здесь на двор окошко
Нам проделать? – молвил он,
… (Вышиб дно и вышел вон)
Б)Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
… (На раздутых парусах)
В) Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые.
(Ядра чистый изумруд;
Слуги белку стерегут)
^ 4. Подведение итога урока.
Вот и подошла к концу наша прогулка. Наверное, мы не только вспомнили сказку
Пушкина, но и открыли для себя что-то новое.
А закончить наш урок я хочу стихами Алифиренко.
Люблю
я Пушкина творенья,
И это вовсе не секрет.
Его поэм, стихотворений
Прекрасней не было и нет!
С мальства его читаем сказки,
В них жар души, природы краски.
Добро цветёт в них, злоба чахнет.
В них русский дух, в них Русью пахнет!
За Пушкина Руси спасибо
От имени всего народа!
Ведь мы стихи его читаем
Как он писал – без перевода.
5. Д/З. Выучить отрывок наизусть