К чему приводит стремление возвыситься над окружающими сочинение господин из сан франциско

К чему может привести стремление возвыситься над окружающими?

Тематическое направление: Я и другие

12.10.2020 09:27:58

Автор: Александра Вакулина


Наверное, каждый человек не раз в течение своей жизни задумывается над тем, к чему может привести стремление возвыситься над окружающими? Этот вопрос, на мой взгляд, люди должны задавать себе как можно чаще, чтобы предотвратить возможные неудачи и невзгоды. Если же человек всё-таки стремится возвыситься над другими людьми, окружающими его, то ему не избежать плохих последствий.
Так к чему же может привести стремление возвыситься над окружающими? Я думаю, что, безусловно, это стремление вредит самому человеку, который по определённым обстоятельствам считает себя лучше других. Ставя себя выше окружающих, человек рискует потерять не только какие-то материальные блага, нажитые им, но и самого себя. И, к сожалению, не всегда возможно возрождение человеческой души.
Многие авторы обращались к этой теме. Так, в произведении «Господин из Сан-Франциско» И.А.Бунин рассказывает о бесцельно прожитой жизни главного героя, не имеющего даже имени. Господин из Сан-Франциско, как называет его Бунин, думает, что все люди обязаны кланяться ему, а сам не обращает на это никакого внимания и считает это явление вполне естественным. В нём нет ничего духовного, и это преследуется авторской иронией. Когда же главный герой становится уже не «господином из Сан-Франциско», а просто мёртвым стариком, людям всё равно на столь неожиданное событие. Никого совершенно не интересует этот ещё недавно влиятельный человек, потому что деньги не дают ему прежней власти. Этим произведением автор доносит до нас следующую мысль: люди, стремящиеся возвыситься над окружающими, могут потерять всё, как главный герой произведения «Господин из Сан-Франциско».
Существуют и другие аргументы, подтверждающие мою точку зрения. Например, Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание» показывает путь духовных исканий Родиона Раскольникова, его взаимоотношения с окружающими и влияние, которое может оказать на человека любовь и понимание. Ослепленный идеей о «сверхчеловеке», остро чувствующий несправедливость мира, Раскольников совершает преступление, считая, что он имеет право на правосудие. Совершив убийство старухи, он не может оправдать свой поступок, и его теория о «тварях дрожащих» и «право имеющих» рушится. Только благодаря Сони и её библейским рассказам, Раскольников осознаёт свои ошибки и понимает, что он такой же, как и все. Тут и наступает его духовное возрождение, которым он обязан Соне, увидевшей в нём надежду на светлое будущее. На примере жизненного пути этого персонажа мы видим, что стремление человека возвыситься над другими ранит человеческую душу, но осознание своих ошибок способно возродить духовный мир человека.
Обобщая всё выше сказанное, хочу сказать, что стремление возвыситься над окружающими всегда ведёт как к материальным потерям, так и к духовному опустошению человека. Хочется верить, что люди будут оценивать себя по достоинству и достигать поставленные цели лишь честными и справедливыми способами.

Количество слов — 412


Здравствуйте, Александра!

К сожалению, ваше сочинение содержит довольно большой скопированный фрагмент:

Существуют и другие аргументы, подтверждающие мою точку зрения. Например, Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание» показывает путь духовных исканий Родиона Раскольникова, его взаимоотношения с окружающими и влияние, которое может оказать на человека любовь и понимание. Ослепленный идеей о «сверхчеловеке», остро чувствующий несправедливость мира, Раскольников совершает преступление, считая, что он имеет право на правосудие. Совершив убийство старухи, он не может оправдать свой поступок, и его теория о «тварях дрожащих» и «право имеющих» рушится. Только благодаря Сони и её библейским рассказам, Раскольников осознаёт свои ошибки и понимает, что он такой же, как и все. Тут и наступает его духовное возрождение, которым он обязан Соне, увидевшей в нём надежду на светлое будущее. На примере жизненного пути этого персонажа мы видим, что стремление человека возвыситься над другими ранит человеческую душу, но осознание своих ошибок способно возродить духовный мир человека.

Скопировано с сайта РУСТЬЮТОРС.РУ.

Согласно требованиям, предъявляемым к итоговому сочинению, работа, содержащая скопированные фрагменты, признается несамостоятельной:

В соответствии с требованием № 2 итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.). Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника. Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).

Таким образом, сочинение получает «незачет» и не подлежит детальной проверке.

Кроме списанного фрагмента, в сочинении много разного рода ошибок.

В нём нет ничего духовного, и это преследуется авторской иронией.

людям всё равно на столь неожиданное событие.

Обобщая всё выше сказанное, хочу сказать, что стремление возвыситься над окружающими всегда ведёт как к материальным потерям, так и к духовному опустошению человека.

вышесказанное.
О каких материальных потерях идет речь? Вывод не обоснован.

Александра, попробуйте написать сочинение самостоятельно, следите за речью и логикой. Удачи!

Баллы по критериям К1: 0; К2: 0; К3: 0; К4: 0; К5: 0;

Итоговый балл — 0 Незачёт

Содержание

  1. «Господин из сан-Франциско» сочинение
  2. Раздумье об общем пороке вещей
  3. Смысл жизни господина из Сан-Франциско
  4. Жизнь и смерть господина из Сан-Франциско (по рассказу И. А. Бунина)
  5. Ничтожество богатства и власти перед лицом смерти
  6. Состоятельна ли человеческая претензия на господство?
  7. Сочинение-рассуждение “Господин из Сан-Франциско”
  8. Сочинение – анализ рассказа И. А. Бунина “Господин из Сан-Франциско”
  9. Сочинение «Тема исчезновения и смерти в рассказе «Господин из Сан-Франциско»»

«Господин из сан-Франциско» сочинение

Раздумье об общем пороке вещей

В этом рассказе Бунин раскрывает перед нами философию своего героя, у которого даже нет имени. Он безлик. Он уверен, что деньги дают ему право на все: на любовь, на внимание, на подобострастие со стороны окружающих. Шаг за шагом описывает Бунин путешествие. Из этих наблюдений складывается картина жизни богатых властителей мира. Все к их услугам: улыбки, хрусталь на столах и даже танцующая пара, специально нанятая для создания настроения пассажиров.

Бунин — мастер символической детали. Корабль недаром назван “Атлантидой”, ведь именно на нем господин из Сан-Франциско плывет к своей смерти.

Не менее важны детали пейзажа. Бушующий океан, для которого стены корабля словно тонкая скорлупа. Он как сама жизнь. Но богатая публика старается не думать об опасности, “твердо веря во власть над ними командира”.

Однако та власть, которую дают им деньги, бессильна перед могуществом стихии. Эта власть насаждает душевную слепоту. И под подобострастными улыбками господин из Сан-Франциско не видит истинного отношения к себе. Оно проявляется тогда, когда свершается то, что неотвратимо, от чего невозможно ни убежать, ни откупиться. Ни сочувствия, ни сострадания нет на лицах людей, для которых теперь господин из Сан-Франциско — мешающий всем предмет. Нет в этом мире искренности, ведь все здесь продается и покупается. И снова невольно вспоминается нанятая влюбленная пара, которой давно надоело изображать неземную страсть. Но чего не сделаешь за деньги!

Духовный распад буржуазного общества автор символизирует еще и образом дьявола, который огромен, словно скалы Гибралтара. Страшные глаза его угрюмо наблюдают за уходящим в ночь кораблем, как бы провожая его к гибели.

Но все же в рассказе есть и светлое начало. Красота неба и гор, которая как бы сливается с образами крестьян, все же утверждает, что есть в жизни истинное, настоящее, что неподвластно денежному мешку.

Кульминацией рассказа является неожиданная смерть главного героя. В ее внезапности заложен глубочайший философский смысл. Господин из Сан-Франциско откладывает свою жизнь на потом, но никому из нас не суждено знать, сколько отведено нам времени на этой земле. Жизнь нельзя купить за деньги. Герой рассказа приносит на алтарь наживы молодость ради умозрительного счастья в будущем, но он и не замечает, как бездарно прошла его жизнь. А ведь жизнь, чувства, красота природы — вот что является, по мнению автора, главными ценностями. И горе тому, кто сделал своей целью деньги.

Смысл жизни господина из Сан-Франциско

Этот рассказ про жизненный путь человека к смерти через богатство. Автор рассказа не наградил главного героя именем. Ведь имя это что-то сугубо духовное, это оставляет отпечаток на жизни. Бунин повествует, что этот человек лишен всех добрых стремлений. Он утверждает, что даже духовного начала в нём нет.

К тому же господин из Сан-Франциско типичный богатый старик, который едет из Америки, для того, чтобы порадоваться жизнью перед ожидаемой смертью. В начале произведения читатель оказывается в путешествии на корабле под названием «Атлантида». Здесь герой наслаждается цивилизационными благами. Автор иронично рассказывает про события, которые переживает господин – приёмы пищи и переодевания для них. Кажется, что он король этой жизни, может взять от неё всё, что дается за деньги. Но нельзя купить главного – духовных ценностей.

Однако, посторонним он кажется лишь куклой на верёвочках, руководимой грамотным кукловодом. Господин уже давно стар, без лишних мыслей он пьёт вино, кушает еду, забыв о том, чему радуется простой человек. Всю жизнь он отдал на то, чтобы заработать состояние, так и не поняв, как бессмысленно прошла жизнь.

В понимании Бунина начало и конец жизненного пути – равноправны. Однако, жизнь он описывает очень чувственно, с множеством подробностей. А смерть лишь средство для перехода к чему-то новому, в другое состояние души. Остается только лишь один вопрос. Была ли у этого важного господина из Сан-Франциско та самая душа, которая должна обрести свой покой? Бунин повествует о его смерти достаточно грубо, давая понять, что он не страдал от душевных ран, ведь на это способна только личность духовная. А герой данного рассказа ей, судя по всему, не обладал. Его смерть оказалась просто гибелью тела.

Во второй части произведения рассказывается про путешествие останков господина: «Тело же мертвого старика из Сан-Франциско возвращалось домой, в могилу, на берега Нового Света». Это была всего лишь живая оболочка, наполненная деньгами и почетом, а после смерти остался лишь е. Никто не пожалел о том, что его не стало, ведь уважали его только за деньги и власть. До мертвого тела господина уже никому нет дела. Ничего не изменилось в этом мире, после того, как не стало нашего героя. Всё также плывет корабль «Атлантида», публика по-прежнему нарядна. Возможно, лишь жена и дочь переживают смерть своего кормильца, но это лишь домыслы читателя, автор нам этого не показывает.

Этот рассказ напоминает живущим, что важны не деньги и слава, а нечто большее.

Жизнь и смерть господина из Сан-Франциско (по рассказу И. А. Бунина)

Рассказ «Господин из Сан-Франциско» был написан Буниным в 1915 году, во время первой мировой войны. В этот сложный период происходило переосмысление устоявшихся ценностей, люди как бы по–новому смотрели на себя и окружающий мир, пытаясь понять причины катастрофы и найти выход из сложившейся ситуации.

«Господин из Сан-Франциско» Бунина, на мой взгляд, является одним из таких произведений. В этом рассказе писатель рассуждает о том, что же является главным в жизни, чему нужно следовать, что может дать спасение и успокоение.

По ходу действия, наблюдая за передвижениями богатого американца и его семьи, мы понимаем, что образ жизни и мысли этих людей содержит в себе какой-то изъян, что-то, что превращает их в живых мертвецов.

На первый взгляд, в жизни господина из Сан-Франциско все благополучно. Он богат и респектабелен, у него есть жена и дочь. Всю свою жизнь герой трудился, идя к намеченной цели – богатству: «…наконец, увидел, что сделано уже много, что он почти сравнялся с теми, кого некогда взял себе за образец…».

К пятидесяти восьми годам господин достиг своей цели, но чего это ему стоило? Писатель показывает, что все это время герой не жил, а существовал, лишая себя всех прелестей жизни. Теперь, уже в свои преклонные годы, он решил отдохнуть и насладиться. Но что в его представлении значит «получать удовольствие от жизни»?

Этот человек слеп, живет в окружении своих иллюзий и иллюзий того общества, в котором он вращается. Больше того, у господина нет своих мыслей, желаний, чувств – он поступает так, как велит ему его окружение. Писатель в полной мере иронизирует над этим: «Люди, к которым принадлежал он, имели обычай начинать наслаждения жизнью с поездки в Европу, в Индию, в Египет».

Герой считает себя властелином мира только потому, что он имеет много денег. Действительно, благодаря своему состоянию господин может позволить себе многодневный круиз в страны Старого Света, определенный уровень комфорта и сервиса (верхняя палуба парохода «Атлантида», хорошие номера отелей, дорогие рестораны и т.д.) Но все это «внешние» вещи, лишь атрибуты, которые не способны согреть душу человека, а тем более, сделать его счастливым.

Бунин показывает, что этот человек упустил в своей жизни самое главное – он не обрел любви, настоящей семьи, истинной опоры в жизни. Господин из Сан-Франциско не любит свою жену, а она не любит его. Дочь этого человека также несчастна в любви – уже будучи в зрелом для невесты возрасте, она не замужем, потому что руководствуется теми же принципами, что и ее отец. Писатель иронично замечает, что в этом круизе все семейство рассчитывало встретить богатого жениха для нее: «…разве не бывает в путешествиях счастливых встреч? Тут иной раз сидишь за столом или рассматриваешь фрески рядом с миллиардером».

По ходу путешествия героя писатель развенчивает его жизненные ценности и идеалы, показывает их ложность и эфемерность, оторванность от реальной жизни. Кульминацией этого процесса становится смерть господина. Именно она, самая реальная из всего, что только может быть, расставила все по своим местам, указала герою его место. Оказалось, что деньги не играют никакой роли, когда речь идет об истинных любви, уважении, признании. После смерти героя никто даже не вспомнил его имени, как, впрочем, и при его жизни.

Тело господина возвращалось домой на том же пароходе «Атлантида», только в трюме, среди ящиков и всякого хлама. Это, в конечном итоге, характеризует истинное положение героя, его реальную значимость, подводит итог жизни господина из Сан-Франциско. Итог этот плачевен.

Так что же есть истинные ценности в понимании Бунина? Мы видим, что идеалы буржуазного мира он отвергает, считая их ложными и ведущими к разрушению. Я думаю, что истинное для писателя то, что стоит над человеческими амбициями и заблуждениями. Прежде всего, это природа, вечная и неизменная, хранящая в себе законы Вселенной. Кроме того, это незыблемые человеческие ценности, которые также являются продолжением вечных мировых законов: справедливость, честность, любовь, доверие и т.д.

Человек, который нарушает все это, неизбежно идет к смерти. Как и общество, которое проповедует такие ценности. Именно поэтому эпиграфом к своему рассказу Бунин взял строки из Апокалипсиса: «Горе тебе, Вавилон, город крепкий…» Еще более авторская мысль будет понятна, если мы обратимся к продолжению этой фразы – «…ибо в один час пришел суд твой». Писатель считает, что современная ему западная цивилизация должна погибнуть, потому что в ее основе лежат ложные ценности. Человечество должно понять это и принять за основу другое, иначе наступит Апокалипсис, о котором предупреждали еще наши древние предки.

Ничтожество богатства и власти перед лицом смерти

На мой взгляд, Ивану Алексеевичу Бунину удалось мастерски в небольшом объеме показать всю никчемность богатства и власти перед лицом смерти. Да, пусть сегодня ты царь, Бог, находишься на вершине славы, тебя уважают, любят, ценят, ты ведешь роскошную жизнь, живешь ради удовольствия и развлечений, но… Но в один момент ты можешь стать настоящей обузой не просто для общества, а самое страшное — обузой для своей семьи. “Господин из Сан-Франциско” — глубокий рассказ, позволяющий осмыслить сущность человеческого бытия. Уже само название произведения говорит о многом — имени у господина нет. Его попросту “никто не запомнил”.

Направляясь в “Старый Свет” с любимой семьей, герой стремится только к развлечению. Роскошный огромный корабль со всеми удобствами, шумный грозный океан за бортом — что можно пожелать еще? И вот, он, Неаполь, а чуть позже путешествие на небольшом пароходе на остров Капри. Собираясь на званый вечер, Господин из Сан-Франциско становится волей-неволей предвестником ужасных событий, которые произойдут с ним дальше. С возгласом: “О, это ужасно!” Герой еще не знает, что его ожидает впереди. А впереди его поджидала отчаянная борьба с “чем-то” неизвестным.

К большому сожалению, смерть не вписывается каким-либо образом в рамки богатого отеля. И столь хладнокровное и безразличное отношение к умершему “Господину”, показано автором на высоком уровне. Умершее тело кладут не в гроб, а в ящик из под содовой воды. В Рождество, испытавшее многочисленные унижения тело “Господина”, отправляется домой, а жизнь пассажиров корабля в конце рассказа показывается автором беззаботной.

На мой взгляд, Иван Алексеевич с иронией дал именно такое название рассказу. Скорее всего, “Господин из Сан-Франциско”, по своей стихии не “Господин”, а “раб Божий”, которому предначертана своя судьба. Человек — часть природы. Как бы он не стремился укрыться, создать вокруг себя свой собственный мир, защитить себя, обезопасить — все это носит условный характер. Любые попытки обречены на провал. В некой степени, персонаж рассказа Бунина отдаленно мне напоминает персонажа современного писателя Сергея Минаева “Дух­less”, стремящегося оградиться от мира естественного в мире искусственном: развлечений, гламура, пафоса и роскоши.

Главный итог рассказа Бунина заключен в следующем: сегодня к тебе с почтением относятся как к богатому Господину из Сан-Франциско, а завтра, неуважительно как к умершему старику.

Состоятельна ли человеческая претензия на господство?

В своем рассказе “Господин…” И.А. Бунин критикует буржуазную действительность. Все потому, что у богатых людей нет определенной цели, к которой они стремятся, кроме как к обогащению. Роскошь – вот в чем заключается смысл их жизни. Автор не согласен с такой системой общества, когда каждого человека относят к такому слою, которому соответствует его денежный капитал. Именно от денег, а точнее от их количества, зависит, как к тебе будут относиться окружающие.

Господин из Сан-Франциско является собирательным образом всех буржуа Америки. Люди его рода занимают господствующее место в мире. Но кроме возвышения себя над другими такое положение мало чем замечательно. Ведь подобные люди лишены духовного содержания. Легко заметить, что на протяжении всего рассказа ни разу не было упомянуто имя главного героя – все его называют Господином. Но ведь это и не важно: главное, что у него было много денег…

НА протяжении рассказа несколько раз автор обращается к теме о месте человека в мире. Первый раз – на пароходе “Атлантида”. В то время, когда на палубах корабля вечером шло веселье (“…в танцевальной зале все сияло и изливало свет, тепло и радость”), на своих ответственных постах стояли дежурные (“…мерзли от стужи и шалели от непосильного напряжения внимания вахтенные на своей вышке…”) и изнурительным трудом были заняты кочегары (“…девятому кругу была подобна подводная утроба парохода, где гоготали исполинские топки, пожиравшие своими раскаленными зевами груды каменного угля, с грохотом ввергаемого в них облитыми едким, грязным потом и по пояс голыми людьми, багровыми от пламени”). Непонятное положение в обществе занимает “влюбленная пара”, нанятая играть любовь за хорошие деньги.

Следующий раз, когда автор возвращается к вышеупомянутой теме, — это пребывание семьи из Сан-Франциско на Капри. И опять главный упор все делают на наличие больших сумм денег. Уже при первой встрече с жителями острова Господин пользуется большей популярностью, нежели другие приезжие. Как пишет Бунин, ему первому оказали ряд услуг, надеясь на его щедрость: “Ему и его дамам торопливо помогли выйти, перед ним побежали вперед, указывая дорогу…” и т.д. В отеле перед приезжими заискивает метрдотель. Его цель – вытянуть побольше денег из Господина. В отеле, так же, как и на теплоходе “Атлантида”, можно проследить за положением в обществе тех или иных людей. Самую низкую ступеньку, как мне кажется, занимают портье; выше – хозяин и метрдотель, и уже выше них – проживающие. Но, как видно из текста, высшую ступеньку опять же занимает господин из Сан-Франциско: “Только что отбыла из Капри высокая особа, и гостям из Сан-Франциско отвели те самые апартаменты, что занимал он”.

Но неожиданная кончина главного героя всё координально меняет. Ситуация складывается по следующей схеме: нет человека – нет денег, нет денег – нет соответствующего уважения. Поэтому вскоре господин из Сан-Франциско занимает место, ниже которого не придумаешь. В отеле его помещают в самый плохой номер, до теплохода его довозит пьяный младший портье на извозчике, а на “Атлантиде” гроб с Господином лежит по соседству с какими-то кочегарами.

Из прочитанного мной рассказа я сделал вывод, что положение в обществе можно “купить” за деньги. Господин из Сан-Франциско – яркий тому пример.

Сочинение-рассуждение “Господин из Сан-Франциско”

Вариант 1

Во многих произведениях И. Бунин воспевает любовь. Но есть в его копилке рассказы, которые заставляют задуматься не только о взаимоотношениях двух людей, но и о месте человека на Земле. Одним из таких философских произведений является «Господин из Сан-Франциско».

Это один из моих любимых рассказов автора, в котором поднимается проблема борьбы материальных ценностей и человеческого достоинства. На мой взгляд, история безымянного господина невероятно актуальна в наше время, когда многие считают, что деньги решают все.

Рассказ показывает то, что человек – это всего лишь маленькая частичка Вселенной, а жизнь настолько коротка и быстротечна, что необходимо ценить каждый прожитый день и дорожить каждой секундой. Главным героем произведения становится господин, которому автор даже не дает имени. Это один из тысячи тех невзрачных людей, которые стремятся к материальным благам, забывая о духовных ценностях. Всю свою жизнь этот человек покорял нелегкий путь к богатству, а когда цель почти достигнута, он умирает.

Самое страшное, что его уход в мир иной никого не тревожит и не печалит. Даже самые близкие люди спокойно мирятся с такой потерей, ведь главное, что им остаются все деньги, которые господин копил всю свою жизнь. Еще вчера человек был хозяином жизни, мог позволить себе все, а сегодня смерть за одну секунду оборвала жизнь и забрала все то, к чему он шел целых пятьдесят восемь лет.

Рассказ «Господин из Сан-Франциско» еще раз доказывает всем известную истину, что за деньги не купишь семью, любовь, дружбу, здоровье и жизнь. Все самые лучшие вещи в жизни бесплатны и чтобы быть по-настоящему счастливым совершенно не обязательно быть богатым. Безусловно, деньги дарят некую свободу, позволяют чувствовать себя увереннее, но не в них заключен смысл существования.

Вариант 2

Рассказ И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» посвящен описанию жизни и смерти человека, обладающего властью и богатством, но, по воле автора, не обладающего даже именем. Ведь имя содержит некое определение духовной сущности, зародыш судьбы. Бунин отказывает своему герою в этом не только потому, что он типичен и похож на других богатых стариков, приезжающих из Америки в Европу, чтобы напоследок насладиться жизнью. Писатель подчеркивает, что существование этого человека начисто лишено духовного начала, стремления к доброму, светлому и высокому. Первая половина рассказа посвящена путешествию на корабле «Атлантида», где герой наслаждается всеми благами цивилизации. Бунин с откровенной иронией описывает его «главные» события — завтраки, обеды и многочисленные переодевания к ним. Все, что происходит вокруг, на первый взгляд не касается главного героя: рев океана, вой сирены, пылающие топки где-то внизу.

Он уверенно берет от жизни все, что только можно взять за деньги, забывая о собственном возрасте. При этом посторонним он напоминает механическую куклу на шарнирах, которая поглощает вино и яства, но уже давно не помнит о простых человеческих радостях и горестях. Герой рассказа растратил молодость и силы, наживая деньги, и не заметил, как бездарно прошла жизнь.

Он стар, но мысли о скорой кончине не посещают его. Во всяком случае Бунин описывает своего героя как человека, не верящего в предзнаменования. То, что человек из последнего его сна оказался похожим на владельца каприйской гостиницы, скорее позабавило господина из Сан-Франциско, чем показалось неким предупреждением. Призрачность богатства и могущества обнаруживается перед лицом смерти, которая наступила внезапно, не дав ему ни секунды для осознания собственного ухода.

В отличие от Л. Н. Толстого (рассказ «Смерть Ивана Ильича»), Бунина волнует не духовный, а космический смысл смерти. Философское осмысление смерти у Бунина многогранно и эмоциональный спектр широк: от ужаса до страстного желания жить. В его представлении жизнь и смерть равноправны. При этом жизнь описывается с помощью чувственных подробностей, каждая из которых полновесна и важна для постижения красоты бытия. А смерть служит переходом к иному бытию, к посмертному сиянию души. Но была ли у господина из Сан-Франциско душа? Бунин описывает его смерть и посмертные мытарства телесной оболочки подчеркнуто грубо, натуралистически, нигде не упоминая ни о каких душевных страданиях. Преодолеть смерть способна только духовная личность.

Но герой рассказа не был такой личностью, поэтому его смерть изображается только как гибель тела: «Он рванулся вперед, хотел глотнуть воздуха — и дико захрипел… голова завалилась на плечо и замоталась, грудь рубашки выпятилась коробом — и все тело, извиваясь, задирая ковер каблуками, поползло на пол, отчаянно борясь с кем-то». Признаки утраченной при жизни души появляются уже после смерти, как слабый намек: «И медленно, медленно на глазах у всех потекла бледность по лицу умершего, и черты его стали утончаться, светлеть…» Смерть стерла с лица героя прижизненную маску и на миг приоткрыла его истинный облик — тот, каким он мог бы быть, если бы прожил жизнь по-другому.

Таким образом, жизнь героя была состоянием его духовной смерти, и только физическая смерть несет в себе возможность пробуждения утраченной души. Описание умершего приобретает символический характер: «Мертвый остался в темноте, синие звезды глядели на него с неба, сверчок с грустной беззаботностью запел на стене…» Образ «огней небес» является символом души и поисков духа, утраченного при жизни господином из Сан-Франциско. Вторая часть рассказа — это путешествие тела, бренных останков героя: «Тело же мертвого старика из Сан-Франциско возвращалось домой, в могилу, на берега Нового Света. Испытав много унижений, много человеческого невнимания, с неделю пространствовав из одного портового сарая в другой, оно снова попало наконец на тот же знаменитый корабль, на котором так еще недавно, с таким почетом везли его в Старый Свет».

Получается, что героем рассказа оказывается сначала живое тело, лишенное духовной жизни, а затем просто мертвое тело. Нет тайны смерти, тайны перехода к иной форме существования. Есть только преобразование износившейся оболочки. Часть этой оболочки — деньги, сила, почет — оказалась просто фикцией, до которой живым уже не было дела. Мир без господина из Сан-Франциско не изменился: так же бушует океан, ревет сирена, танцует в салоне «Атлантиды» нарядная публика, нанятая пара изображает любовь.

Только капитан знает, что находится в тяжелом ящике на самом дне трюма, но его заботит лишь сохранность тайны. Бунин не показывает, как переживают кончину героя его жена и дочь. Но остальной мир равнодушен к этому событию: то, что ушло вместе с ним, не делало жизнь других ярче, светлее и радостнее. Поэтому у Бунина смерть героя — это предостережение всем, живущим только для собственной славы и богатства, всем, не помнящим о своей душе.

Вариант 3

В этом рассказе И.А. Бунин рассказывает нам о господине, имя которого ни кто не запомнил. Всю жизнь он горбатился и экономил на всем, что мог себе позволить. И только в очень старом возрасте, накопив большую сумму, он вместе со своей семьей отправился на очень дорогой отдых, о котором мечтал всю свою несчастную жизнь. Сперва они ехали на огромном плавучем отеле “Атлантида”. Жизнь на этом пароходе была насыщенная и прекрасная, все отдыхают, пьют чай, играют в игры, развлекаются, слушают красивые песни местных музыкантов, а вечером тут играл очень знаменитый оркестр. Каждому из гостей прилагается четырехразовое питание в день. На следующий день семья господина прибыла в Неаполь.

Здесь был очень похожий режим дня, как и на плавучем отеле, но семье пришлось уехать раньше положенного, из-за Кучи грязи на улице и постоянного проливного дождя. Далее семья решила поехать на остров Капри. Когда они приехали, их встречало множество работников местного отеля, который располагался на вершины горы, который находился на вершине этого острова. Тут им дали самый роскошный номер и принесли все для удобства. Когда пришло время ужина господин наделся быстрее всех, надевался он в самом дорогом и не жалел денег. Не став ждать свою семью он решил перед ужином почитать газету в библиотеке, около большого камина.

Начав читав газету у него перед глазами, что-то вспыхнуло и он потерял сознание. Он еле дышал его поместили в самый дешевый и маленький номер отеля, ведь никто не должен знать, что в отеле кто-то умер. Его семья попросила у отеля продать гроб, но они сказали, что у них на всем острове нет ни одного гроба, если только под заказ. Тогда семья умершего господина решила купить большой старый ящик. Погрузив туда господина, они уехали из этого острова на том же отеле, в котором недавно отдыхали. Его семья осталась без денег, и все в отеле стало мертвым, все перестали отзываться на них и обращать внимание. Вывод: Пока у господина было много денег все прыгали вокруг него и хотели помощь, но после его смерти и опустошению денег, на его семью перестали обращать внимание, до такой степени, что даже забыли, как зовут этого господина.

Сочинение – анализ рассказа И. А. Бунина “Господин из Сан-Франциско”

Мир в котором живет Господин из Сан – Франциско алчен и глуп. Даже богатый г‑н в нем не живет, а лишь существует. Даже семья не прибавляет ему счастья. В этом мире все подчинено деньгам. И когда Господин собирается в путешествие, то ему кажется, что это будет прекрасно. На гигантском корабле – отеле “Атлантида” путешествую миллионеры, их семьи. И жизнь на этом корабле течет изо дня в день размеренно и плавно. По вечерам вся “Атлантида” погружается в атмосферу “праздника”. Лишь “великое множество слуг работает в поварских,

судомойнях и винных подвалах”. Одни отдыхают, а другие люди – работают. Во всем чувствуется привкус денег. И даже влюбленная пара куплена владельцем корабля что бы веселить людей то на одном, то на другом корабле.

В рассказе очень мало имен людей. Видимо ими пренебрегли из – за обычности их владельцев. Даже имя главного героя – господина из Сан – Франциско нету. И после смерти никто не вспомнит о нем как о человеке.

Внешность у Господина ничем не примечательная. Прибыв в Неаполь Господин с пренебрежением говорит толпе “оборванцев” “Прочь, Прочь!”, хотя они ему ничего не сделали. Все люди,

более бедные, склоняются и прислуживают Господину из Сан – Франциско, но, точнее, не ему, а его деньгам и положению. Все в нем: его движения, речь говорит о его состоянии. И только в начале “путешествия в жизнь” господин из Сан – Франциско умирает в гостинице. Все планы, дальнейшую жизнь убивает сердечный приступ. И уже после смерти тело не несут в шикарные номера гостиницы, его несут в маленький, дешевый номер. И потом кладут в ящик из – под воды. Даже жена и дочь, самые близкие люди, не страдают о смерти Господина из Сан – Франциско. А где – то в трюме лежит ящик не с человеком, а с телом без имени

Сочинение «Тема исчезновения и смерти в рассказе «Господин из Сан-Франциско»»

Рассказ И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» посвящен описанию жизни и смерти человека, обладающего властью и богатством, но, по воле автора, не обладающего даже именем. Ведь имя содержит некое определение духовной сущности, зародыш судьбы. Бунин отказывает своему герою в этом не только потому, что он типичен и похож на других богатых стариков, приезжающих из Америки в Европу, чтобы напоследок насладиться жизнью. Писатель подчеркивает, что существование этого человека начисто лишено духовного начала, стремления к доброму, светлому и высокому. Первая половина рассказа посвящена путешествию на корабле «Атлантида», где герой наслаждается всеми благами цивилизации.

Бунин с откровенной иронией описывает его «главные» события — завтраки, обеды и многочисленные переодевания к ним. Все, что происходит вокруг, на первый взгляд не касается главного героя: рев океана, вой сирены, пылающие топки где-то внизу. Он уверенно берет от жизни все, что только можно взять за деньги, забывая о собственном возрасте. При этом посторонним он напоминает механическую куклу на шарнирах, которая поглощает вино и яства, но уже давно не помнит о простых человеческих радостях и горестях. Герой рассказа растратил молодость и силы, наживая деньги, и не заметил, как бездарно прошла жизнь.

Он стар, но мысли о скорой кончине не посещают его. Во всяком случае Бунин описывает своего героя как человека, не верящего в предзнаменования. То, что человек из последнего его сна оказался похожим на владельца каприйской гостиницы, скорее позабавило господина из Сан-Франциско, чем показалось неким предупреждением. Призрачность богатства и могущества обнаруживается перед лицом смерти, которая наступила внезапно, не дав ему ни секунды для осознания собственного ухода.

В отличие от Л. Н. Толстого (рассказ «Смерть Ивана Ильича»), Бунина волнует не духовный, а космический смысл смерти. Философское осмысление смерти у Бунина многогранно и эмоциональный спектр широк: от ужаса до страстного желания жить. В его представлении жизнь и смерть равноправны. При этом жизнь описывается с помощью чувственных подробностей, каждая из которых полновесна и важна для постижения красоты бытия. А смерть служит переходом к иному бытию, к посмертному сиянию души. Но была ли у господина из Сан-Франциско душа? Бунин описывает его смерть и посмертные мытарства телесной оболочки подчеркнуто грубо, натуралистически, нигде не упоминая ни о каких душевных страданиях.

Преодолеть смерть способна только духовная личность. Но герой рассказа не был такой личностью, поэтому его смерть изображается только как гибель тела: «Он рванулся вперед, хотел глотнуть воздуха — и дико захрипел… голова завалилась на плечо и замоталась, грудь рубашки выпятилась коробом — и все тело, извиваясь, задирая ковер каблуками, поползло на пол, отчаянно борясь с кем-то». Признаки утраченной при жизни души появляются уже после смерти, как слабый намек: «И медленно, медленно на глазах у всех потекла бледность по лицу умершего, и черты его стали утончаться, светлеть…» Смерть стерла с лица героя прижизненную маску и на миг приоткрыла его истинный облик — тот, каким он мог бы быть, если бы прожил жизнь по-другому. Таким образом, жизнь героя была состоянием его духовной смерти, и только физическая смерть несет в себе возможность пробуждения утраченной души.

Описание умершего приобретает символический характер: «Мертвый остался в темноте, синие звезды глядели на него с неба, сверчок с грустной беззаботностью запел на стене…» Образ «огней небес» является символом души и поисков духа, утраченного при жизни господином из Сан-Франциско. Вторая часть рассказа — это путешествие тела, бренных останков героя: «Тело же мертвого старика из Сан-Франциско возвращалось домой, в могилу, на берега Нового Света. Испытав много унижений, много человеческого невнимания, с неделю пространствовав из одного портового сарая в другой, оно снова попало наконец на тот же знаменитый корабль, на котором так еще недавно, с таким почетом везли его в Старый Свет».

Получается, что героем рассказа оказывается сначала живое тело, лишенное духовной жизни, а затем просто мертвое тело. Нет тайны смерти, тайны перехода к иной форме существования. Есть только преобразование износившейся оболочки. Часть этой оболочки — деньги, сила, почет — оказалась просто фикцией, до которой живым уже не было дела. Мир без господина из Сан-Франциско не изменился: так же бушует океан, ревет сирена, танцует в салоне «Атлантиды» нарядная публика, нанятая пара изображает любовь.

Только капитан знает, что находится в тяжелом ящике на самом дне трюма, но его заботит лишь сохранность тайны. Бунин не показывает, как переживают кончину героя его жена и дочь. Но остальной мир равнодушен к этому событию: то, что ушло вместе с ним, не делало жизнь других ярче, светлее и радостнее. Поэтому у Бунина смерть героя — это предостережение всем, живущим только для собственной славы и богатства, всем, не помнящим о своей душе.

Все люди равны. Говоря эти слова, некоторые из нас вспоминают произведение Дж. Оруэлла, в котором было указано, что «некоторые животные равнее других». Но к чему же приводит такое желание стать выше окружающих? Я полагаю, что человек, который хочет любыми путями возвыситься, в итоге становится несчастным. Если он не достигает своей цели, его жизнь становится кошмаром, вечной гонкой, а если достигает — жизнь лишается смысла. Оказывается, что счастье вовсе не в этом, а такое достижение как факт ничего не значит. Приведу несколько аргументов в защиту своей позиции.

Так, Родион Раскольников, герой произведения Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», делил людей на два типа. Первые относились к высшим и имели право лишать жизни себе подобных, вершить своеобразный суд. Вторые были «тварями дрожащими» и никаких прав не имели. Раскольников захотел испытать себя на прочность, а свою душу — на возможность принадлежности к высшим людям. Он убил старуху-процентщицу и Лизавету, которая вообще ни в чем не была виновата. Потом его жизнь превратилась в ад. Студент не знал ни минуты покоя. Да, он убил, и что из этого? Раскольников думал, что он просто принадлежит к числу дрожащих тварей и поэтому так мучается. Только потом он понял, что поступок его был бессмысленным по сути и ничего не доказывал. А высшим человеком по отношению к нему оказалась Соня Мармеладова, которая и не пыталась никому ничего доказывать. Она смиренно помогала людям делом, а не теориями, которые лишь преумножали зло и оправдывали социальное неравенство. Ее пример помог Родиону развеять иллюзии и отказаться от высокомерия, которое едва не свело его ума.

Ещё один пример, подтверждающий мою позицию, встречается в произведении А.С. Грибоедова «Горе от ума». Герою по фамилии Молчалин ещё отец завещал служить всем высшим без разбора, чтобы впоследствии тот и сам мог занять завидное положение в обществе. И сын последовал совету отца, да ещё и принялся всем рассказывать о своей жизненной позиции. Ради того чтобы возвыситься над окружением, Алексей постоянно унижался: он ухаживал за нелюбимой женщиной, хвалил высокопоставленных собачек, угождал и пресмыкался перед Фамусовым. Принесло ли это ему выгоду? Возможно, в краткосрочной перспективе, но не более. Гнусные авантюры Молчалина стали достоянием общественности в финале комедии. А вот достойные люди Молчалина не уважали. Не случайно Чацкий сказал ему: «Служить бы рад — прислуживаться тошно». Так, в попытках занять высокое место Молчалин уронил свое достоинство, ведь был лишь выскочкой без способностей и принципов.

Все это подтверждает тезис, что желание человека возвыситься над людьми влечёт за собой много проблем и ничего хорошего. Каким бы достойным вы ни были, гордыня поставит вас в не завидное положение, из которого уже не будет выхода.

Вариант 1

Тщеславием, надменностью, а также жаждой самоутверждения страдают многие люди. И не каждый из этих людей хочет думать о последствиях, к которым приводит их высокомерие. Исход неблаговидного желания возвыситься над другими раскрывается многими как писателями, так и философами. Чтобы добраться до истины, стоит иногда обращаться к их трудам.

Роман-эпопея «Война и мир» Л.Н. Толстого как нельзя лучше иллюстрирует горькую долю тех, кто захотел власти над людьми и смотрел на всех сверху вниз. Речь идет о Борисе Друбецком. Выросший в бедной семье, мужчина видел унижения матери-вдовы, вынужденной выпрашивать средства у богатых знакомых в память перед заслугами покойного супруга. Такое поведение Анны Друбецкой сформировало четкую позицию в жизни сына: любыми способами необходимо закрепиться в обществе, заняв высокое положение. Борис стал уподобляться вдове – опускаться до лицемерия и подхалимства перед богачами. Благодаря такому воспитанию герой вырос надменным, расчетливым и лишенным всяких принципов человеком, который привык обманывать, юлить и претворяться. Какие последствия ожидают его за стремление быть выше тех богачей и вельмож, перед которыми он пресмыкался долгие годы? Несчастливый брак с Жюли, когда мужчина был влюблен в Наташу, подлости и вранье ради продвижения по службе сделали из Друбецкого состоятельного человека, но очень одинокого и лишенного любви и друзей.  Так стоило ли гнаться за богатством и всеобщим признанием?

К сожалению, иногда жажда самоутверждения имеет и куда более страшные последствия. Взять, например, Родиона Раскольникова из романа Ф.М. Достоевского». Герой «Преступления и наказания» не имел денег, но был амбициозен, горделив и чрезмерно тщеславен. Вдохновившись Наполеоном, он выдвинул некую теорию, в соответствии с которой можно выделить две категории людей: «твари дрожащие» и «право имеющие». Последние могли распоряжаться серой массой как было нужно ради высокой цели, оправдывающей любые жестокие средства. Преступив к практике, Родион выбрал жертвой старуху-процентщицу. Алена Ивановна на его взгляд была недостойным жизни человеком из-за своей жадности и беспринципности. Раскольников решил, что, избавив мир от вредной старухи, он пустит ее деньги на благо и прослывет героем. Только вот после совершенного преступления Раскольникова охватили муки совести и раскаяние за содеянные грехи. Только на каторге он смог обуздать гордыню и прийти к духовному очищению. Поэтому желание «право иметь», стать выше других привело героя в тюрьму и заставило сходить с ума от груза собственных злодеяний.

Таким образом, можно с уверенностью заявить, что ничего хорошего из желания самоутверждения не выйдет. Гордыня, высокомерие и презрение к окружающим в первую очередь уничтожает самого человека, отталкивая других людей от него. А одиночество и состояние, не приносящее счастья, вряд ли являются желанной наградой.

Вариант 2
Бесспорно, чувствовать свое превосходство нравится всем.  Это может принести немало удовольствие, но к чему может прийти человек, желающий возвыситься над окружающими? Как показывает практика, зачастую последствия не так радужны, как задумывалось в начале. Множество литературных примеров доказывают это утверждение.
И вот такой пример. В Гоголевской «Шинели» показана жертва поглощающей жажды утверждения за счет более слабого.  Герой повести Николая Васильевича тихо и мирно выполнял свои обязанности в департаменте, был кротким и доброжелательным. Однако часто Акакий Акакиевич сталкивался с жестокостью и надменностью коллег. Намеренные унижения на работе становились все чаще, так как отсутствия сопротивления со стороны жертвы все больше развязывало руки насмешников. Мало того, что у Башмачкина украли самое ценное – его новую красивую шинель, так еще и начальник унизил ради одобрения со стороны присутствующих «значительных лиц». Несчастный не смог выдержать давления и постоянной несправедливости по отношению к себе – Акакий Акакиевич погибает в горячке. Его смерть остается незамеченной для черствых сотрудников, только в самом конце совесть просыпается у начальника Башмачкина, да изменить уже ничего нельзя. Травля, переросшая в доминирование, стала причиной смерти человека.

Как бы там ни было, но все же более вероятны ситуации, в которых сам виновник оказывается наказан за высокомерие и надменность. Известная каждому с детства сказка «О рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина наглядно демонстрирует плачевные последствия жажды превосходства. Когда старик поймал золотую рыбку и проявил благородство, просто так отпустив ее, старуха сильно рассердилась на мужа. Ей всегда было мало – с каждым разом желания тщеславной женщины росли и умножалась. Став столбовой дворянкой, старуха потребовала сделать ее царицей, напрочь позабыв про мужа. Но и быть царицей ей оказалось мало, теперь она пожелала владеть морем и приказывать самой рыбке. Терпеть алчную старуху волшебница больше не могла и в наказание вернула ее к разбитому корыту. Такая концовка несет в себе поучительный смысл: каждый рано или поздно получит по заслугам. Хочешь быть лучше других и получать все больше – будь готов остаться ни с чем.
Из всего вышеперечисленного следует, что желание возвышения за счет других чаще всего не приведет к желаемому результату, а наоборот, станет причиной плохих отношений с людьми и чувству одиночества. Кроме того, стать виновником трагедии из-за неосмотрительного поведения не хочется ни одному гордецу.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

метки: Непрерывно, Обилие, Потребность, Возрастать, Человек, Жизнь, Остальное, Печорин

Представленные варианты итогового сочинения «К чему приводит стремление возвыситься над окружающими» наглядно покажут, какие пути раскрытия темы можно выбрать ученикам выпускных классов. В данных работах рассуждение построено при помощи привлечения для аргументации двух произведений отечественной литературы. Таким образом, автор может показать свой уровень осмысления литературного материала.

Вариант 1

По своей природе все люди равны, но у многих появляется стремление возвыситься над окружающими. К чему же может привести подобное желание? Мне кажется, что человек, который считает себя лучше остальных в итоге остаётся несчастным. Если у него не получается достигнуть поставленной цели – жизнь превращается в вечную гонку, в которой нет времени для радости и счастья, а если цель всё же становится достигнутой – жизнь теряет смысл.

Данная проблема полностью раскрывается в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой Раскольников глубоко переживал социальную несправедливость и испытывал боль за других людей. Именно это стало причиной возникновения его теории, согласно которой все люди делились на два разряда: те, кто покорно подчинялся установленному порядку и те, кто имел право нарушать любые нормы, даже совершать преступления. Себя Раскольников относил ко второму типу, т.е. старался возвыситься над остальными людьми. Убийство старухи-процентщицы он расценивает всего лишь как проверку правильности своей теории. Главный герой просто хотел узнать, способен ли он на нарушение нравственных законов, дозволено ли ему безнаказанно забрать чужую жизнь. Он даже нашёл себе оправдание, ведь преступление совершено с благородным умыслом, оно, по его мнению, поможет сотням обездоленных.

Убийство является следствием теории Раскольникова, возникшей под влиянием жизненных обстоятельств. Судьба Сони, её семьи и позор родной сестры становятся последней каплей в бушующем море переживаний Родиона. Он не хочет верить в то, что обречён на безысходность, как и все бедные люди. По его мнению, сверхлюди, к которым он относил себя, находятся выше всех сформировавшихся устоев, для них не существует нравственных преград. Порядки созданы для представителей второго сорта, которые рождены, чтобы терпеть и подчиняться. Однако совершённое преступление не принесло удовольствия главному герою, он не учёл сопротивление человеческой натуры и душевные муки. На примере Родиона Раскольникова Ф.М. Достоевский показал, к чему приводит губительное стремление возвыситься над окружающими.

18 стр., 8615 слов

Над какими проблемами заставил задуматься нас достоевский. О …

… ему всю жизнь придётся нести этот крест. Всё возвращается к нам сторицей, причём в троекратном размере. Внимание, только СЕГОДНЯ! Сочинение » Преступление и наказание — Достоевский » О чём заставляет задуматься роман «Преступление и наказание» О …

Другим ярким примером чувством собственного превосходства над остальными людьми является Ларра из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Герой этой легенды был сыном простой женщины и орла. Он лишь внешне был похож на человека, а в остальном представлял воплощение бездуховности. Только себя он считал совершенством, поэтому не ценил жизнь других и считал, что имеет полное право отнять её по собственному желанию. В итоге себялюбие лишило Ларру человеческой судьбы, обрёкши его на вечное одиночество. Всё, что осталось от гордого сына орла – это тень и имя Отверженный. Тщеславие Ларры перешло все границы, перешло в крайнюю степень эгоизма, которая сделала его сосуществование с обществом невозможным.

Оценив два приведённых примера из художественной литературы, можно прийти к выводу, что стремление возвыситься над окружающими не делает человека счастливым. К сожалению, это осознание к людям приходит слишком поздно, когда дороги назад уже нет. Нужно помнить о том, что все люди равны и имеют одинаковые права, нельзя считать себя более достойным и позволять себе делать больно другим членам общества.

Вариант 2

Все люди равны. Не зря чувство собственного превосходства считается грехом во всех религиях. Однако не каждый помнит об этом, начинает считать себя лучше других. А в результате появляется стремление возвыситься над окружающими. К чему же это может привести? В поисках ответа на этот вопрос, хотелось бы обратиться к роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Главный герой романа считал себя лучше других, он ни во что не ставил чужую жизнь и с лёгкостью рушил судьбы. В своём дневнике он признался, что относится к радостям и страданиям других людей, как к пище, которая поддерживает его жизненные силы. Появляясь в жизни окружающих, Печорин думает только о себе. Такое чувство, что он испытывает судьбу, проверяя рамки дозволенного. Он говорил, что давно думает головой, а не сердцем. Получается, что все его ужасные поступки совершены обдуманно, умышленно. Их нельзя списать на чувственный порыв или вспышку ненависти, и это делает главного героя ещё более бездушным.

Печорин стал таким не по своей воле: его искренность и открытость были встречены враждебно, общество заставило юношу стать злым и закрытым. Но это не оправдывает его чувство собственного превосходства над остальными. Разве можно грубо вмешиваться в чужую жизнь, только потому, что считаешь себя лучше других? Разумеется, нет. Поэтому М.Ю. Лермонтов делает своего персонажа «лишним» человеком, которому нет в этом мире места. Печорин обречён на одиночество, ему не суждено познать вкус жизни. Судьба уже и так наказала его, подвергнув вечной скуке и разочарованию. В жизни главного героя не было никакого смысла, он не смог реализовать себя, потому что не соответствовал своему времени.

8 стр., 3875 слов

Какого человека можно назвать героем своего времени?

… Люди которых можно назвать герой примеры. Какого человека можно назвать героем отечества сочинение Мир без героев стал бы пресным и просуществовал бы недолго. Разве можно представить общество, в котором никто не рискует жизнью … по популярности ответ – «героем может стать каждый искренний, самоотверженный, добрый человек, который помогает другим». Журналист Роман Панцырев считает, что настоящие герои …

Другим примером человека, считающего себя лучше остальных, является главный герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Евгений Базаров – необыкновенная личность. Он человек дела, а не слова. Евгений действительно верит в свои идеалы и правоту собственных убеждений, он искренне ненавидит всех аристократов и резко негативно выступает против дворянских устоев. Его можно было бы отнести к великим борцам за благо народа, если бы не излишняя категоричности и чрезмерная увлечённость философией нигилизма.

Базаров упростил сложный духовный мир человека до физиологических процессов, он отрицал не только сословные разделения, а и чувства, искусство, веру. Главный герой признавал только то, что можно потрогать, то, что приносит реальную пользу. Всё остальное было придумано для того, чтобы запутать человека, сбить с истинного пути. По его мнению, во всём этом виновато само общество: те, кто навязывает свои мысли, и те, кто беспрекословно подчиняется мнению окружающих. Однако Базаров, мечтая стать народным героем, сам не замечает, как от него отрывается. Он считал себя лучше остальных, а свою точку зрения – единственно правильной. Желая помочь народу, он не принимает в учёт его духовность, неуважительно относится к его традициям и истории. Собираясь разрушить и освободить место для строительства новой жизни, он пытается перечеркнуть жизненный опыт всего человечества, бережно хранимый на протяжении многих веков.

Всё несовершенство теории главного героя заключалось в том, что он только себя считал достойным человеком, а остальных презирал за их несовершенство и недалёкость в суждениях. Нельзя создать светлое будущее для тех, кого не уважаешь. Базаров не мог воспитать себя самого, что уже говорить обо всём мире. Смерть стала итогом его конфликта с обществом, образовавшегося на почве непомерной гордыни. У человека без прошлого не может быть будущего, поэтому судьба главного героя романа И.С. Тургенева была предрешена с самого начала.

Таким образом, можно прийти к выводу, что человеку необходимо чувство собственного достоинства, но важно научиться отличать его от тщеславия и высокомерия. Желание возвыситься над остальными людьми не приведёт ни к чему хорошему. Подобное стремление разрушает жизнь, лишает её радости и счастья. Невозможно жить в согласии с окружающим миром, считая себя лучше других.

Дополнительные аргументы

С другими аргументами по направлению «» вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке.

На чтение 7 мин Просмотров 22.4к.
Обновлено 19 ноября, 2020

Представленные варианты итогового сочинения «К чему приводит стремление возвыситься над окружающими» наглядно покажут, какие пути раскрытия темы можно выбрать ученикам выпускных классов. В данных работах рассуждение построено при помощи привлечения для аргументации двух произведений отечественной литературы. Таким образом, автор может показать свой уровень осмысления литературного материала.

Содержание

  1. Вариант 1
  2. Вариант 2
  3. Дополнительные аргументы

Вариант 1

По своей природе все люди равны, но у многих появляется стремление возвыситься над окружающими. К чему же может привести подобное желание? Мне кажется, что человек, который считает себя лучше остальных в итоге остаётся несчастным. Если у него не получается достигнуть поставленной цели – жизнь превращается в вечную гонку, в которой нет времени для радости и счастья, а если цель всё же становится достигнутой – жизнь теряет смысл.

Данная проблема полностью раскрывается в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой Раскольников глубоко переживал социальную несправедливость и испытывал боль за других людей. Именно это стало причиной возникновения его теории, согласно которой все люди делились на два разряда: те, кто покорно подчинялся установленному порядку и те, кто имел право нарушать любые нормы, даже совершать преступления. Себя Раскольников относил ко второму типу, т.е. старался возвыситься над остальными людьми. Убийство старухи-процентщицы он расценивает всего лишь как проверку правильности своей теории. Главный герой просто хотел узнать, способен ли он на нарушение нравственных законов, дозволено ли ему безнаказанно забрать чужую жизнь. Он даже нашёл себе оправдание, ведь преступление совершено с благородным умыслом, оно, по его мнению, поможет сотням обездоленных.

Убийство является следствием теории Раскольникова, возникшей под влиянием жизненных обстоятельств. Судьба Сони, её семьи и позор родной сестры становятся последней каплей в бушующем море переживаний Родиона. Он не хочет верить в то, что обречён на безысходность, как и все бедные люди. По его мнению, сверхлюди, к которым он относил себя, находятся выше всех сформировавшихся устоев, для них не существует нравственных преград. Порядки созданы для представителей второго сорта, которые рождены, чтобы терпеть и подчиняться. Однако совершённое преступление не принесло удовольствия главному герою, он не учёл сопротивление человеческой натуры и душевные муки. На примере Родиона Раскольникова Ф.М. Достоевский показал, к чему приводит губительное стремление возвыситься над окружающими.

Другим ярким примером чувством собственного превосходства над остальными людьми является Ларра из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Герой этой легенды был сыном простой женщины и орла. Он лишь внешне был похож на человека, а в остальном представлял воплощение бездуховности. Только себя он считал совершенством, поэтому не ценил жизнь других и считал, что имеет полное право отнять её по собственному желанию. В итоге себялюбие лишило Ларру человеческой судьбы, обрёкши его на вечное одиночество. Всё, что осталось от гордого сына орла – это тень и имя Отверженный. Тщеславие Ларры перешло все границы, перешло в крайнюю степень эгоизма, которая сделала его сосуществование с обществом невозможным.

Оценив два приведённых примера из художественной литературы, можно прийти к выводу, что стремление возвыситься над окружающими не делает человека счастливым. К сожалению, это осознание к людям приходит слишком поздно, когда дороги назад уже нет. Нужно помнить о том, что все люди равны и имеют одинаковые права, нельзя считать себя более достойным и позволять себе делать больно другим членам общества.   

Вариант 2

Все люди равны. Не зря чувство собственного превосходства считается грехом во всех религиях. Однако не каждый помнит об этом, начинает считать себя лучше других. А в результате появляется стремление возвыситься над окружающими. К чему же это может привести? В поисках ответа на этот вопрос, хотелось бы обратиться к роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Главный герой романа считал себя лучше других, он ни во что не ставил чужую жизнь и с лёгкостью рушил судьбы. В своём дневнике он признался, что относится к радостям и страданиям других людей, как к пище, которая поддерживает его жизненные силы. Появляясь в жизни окружающих, Печорин думает только о себе. Такое чувство, что он испытывает судьбу, проверяя рамки дозволенного. Он говорил, что давно думает головой, а не сердцем. Получается, что все его ужасные поступки совершены обдуманно, умышленно. Их нельзя списать на чувственный порыв или вспышку ненависти, и это делает главного героя ещё более бездушным.

Печорин стал таким не по своей воле: его искренность и открытость были встречены враждебно, общество заставило юношу стать злым и закрытым. Но это не оправдывает его чувство собственного превосходства над остальными. Разве можно грубо вмешиваться в чужую жизнь, только потому, что считаешь себя лучше других? Разумеется, нет. Поэтому М.Ю. Лермонтов делает своего персонажа «лишним» человеком, которому нет в этом мире места. Печорин обречён на одиночество, ему не суждено познать вкус жизни. Судьба уже и так наказала его, подвергнув вечной скуке и разочарованию. В жизни главного героя не было никакого смысла, он не смог реализовать себя, потому что не соответствовал своему времени.

Другим примером человека, считающего себя лучше остальных, является главный герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Евгений Базаров – необыкновенная личность. Он человек дела, а не слова. Евгений действительно верит в свои идеалы и правоту собственных убеждений, он искренне ненавидит всех аристократов и резко негативно выступает против дворянских устоев. Его можно было бы отнести к великим борцам за благо народа, если бы не излишняя категоричности и чрезмерная увлечённость философией нигилизма.

Базаров упростил сложный духовный мир человека до физиологических процессов, он отрицал не только сословные разделения, а и чувства, искусство, веру. Главный герой признавал только то, что можно потрогать, то, что приносит реальную пользу. Всё остальное было придумано для того, чтобы запутать человека, сбить с истинного пути. По его мнению, во всём этом виновато само общество: те, кто навязывает свои мысли, и те, кто беспрекословно подчиняется мнению окружающих. Однако Базаров, мечтая стать народным героем, сам не замечает, как от него отрывается. Он считал себя лучше остальных, а свою точку зрения – единственно правильной. Желая помочь народу, он не принимает в учёт его духовность, неуважительно относится к его традициям и истории. Собираясь разрушить и освободить место для строительства новой жизни, он пытается перечеркнуть жизненный опыт всего человечества, бережно хранимый на протяжении многих веков.

Всё несовершенство теории главного героя заключалось в том, что он только себя считал достойным человеком, а остальных презирал за их несовершенство и недалёкость в суждениях. Нельзя создать светлое будущее для тех, кого не уважаешь. Базаров не мог воспитать себя самого, что уже говорить обо всём мире. Смерть стала итогом его конфликта с обществом, образовавшегося на почве непомерной гордыни. У человека без прошлого не может быть будущего, поэтому судьба главного героя романа И.С. Тургенева была предрешена с самого начала.

Таким образом, можно прийти к выводу, что человеку необходимо чувство собственного достоинства, но важно научиться отличать его от тщеславия и высокомерия. Желание возвыситься над остальными людьми не приведёт ни к чему хорошему. Подобное стремление разрушает жизнь, лишает её радости и счастья. Невозможно жить в согласии с окружающим миром, считая себя лучше других.

Дополнительные аргументы

С другими аргументами по направлению «Я и другие» вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке.

Многомудрый Литрекон призывает читателей адекватно оценивать свои возможности и вообще вести себя хорошо. Вдохновят Вас итоговые сочинения на тему: К чему приводит стремление возвыситься над окружающими? Аргументы он взял из книг «Преступление и наказание», «Война и мир», «Шинель», «Золотая рыбка».

Вариант 1

Высокомерие, тщеславие, жажда самоутверждения — все эти качества свойственны многим людям. Но далеко не каждый из них задумывается, к чему приводит стремление возвыситься над окружающими? О последствиях этого неблаговидного желания и его реализации много писали выдающиеся литераторы и философы. Обратимся к их произведениям, чтобы узнать правду.

О нелегком уделе тех, кто предпочитает смотреть на людей свысока и стремится к власти над ними, писал Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир». Борис Друбецкой рос в бедной семье. Его обеспечением занималась одна лишь несчастная вдова, которая вечно попрошайничала у более богатых вельмож, используя заслуги своего покойного мужа. Из-за унижений и стыда Анна вложила в голову своего сына одну лишь истину: нужно занять в обществе выгодную позицию и приобрести высокой статус любой ценой. Борис вынужден был участвовать в этих набегах на богачей, просить и лицемерить, лишь бы добиться своего. Такое воспитание сделало героя до боли самолюбивым, высокомерным и беспринципным. Борис готов был на все, лишь бы вылезти из бедности и перестать пресмыкаться. Поэтому он не стеснялся лгать, хитрить, претворяться. Но к чему его привело стремление возвыситься над былыми покровителями? Он женился не по любви на Жюли, хотя нравилась ему Наташа. На службе Борис постоянно врал, подслушивал и унижался до подлости. Все его настоящие друзья, видя такое отношение, отвернулись. В результате Друбецкой стал влиятельным человеком, но одиноким, все еще зависимым и несчастным в семейной жизни. Вот до чего его довела гонка за властью и признанием.

Иногда стремление возвыситься доводит человека и до преступления. Такой пример описал Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание». Родион Раскольников был унижен бедностью, но самолюбив и тщеславен, поэтому от жизни он хотел большего. Его кумиром был Наполеон, который смог добиться своего, не боясь идти по крови. Поэтому Родион мысленно поделил людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Лидеры могли мять и давить серую массу по своему усмотрению, если цель была благородна. Родион решил проверить теорию на практике и убил того члена общества, которого считал наиболее вредным. Алена Ивановна занималась ростовщичеством и была жестокой женщиной. Раскольников рассудил, что он выше ее по нравственным убеждениям, а значит, лучше распорядится ее деньгами. Однако расправа не принесла миру нового мецената. Родион не смог нормально жить после убийства и едва не сошел с ума от мук совести. Лишь покаяние принесло ему облегчение. Только на каторге он смерил свою гордыню, читая Библию и переживая духовный кризис. Именно стремление стать «право имеющим», возвыситься над людьми привело героя к нравственному падению и крушению всех надежд.

Таким образом, желание самоутвердиться за счет других ни к чему хорошему не приводит. Из-за высокомерия и тщеславия они теряют нравственные принципы и законы, и в итоге окружение отталкивает их. В награду им остается одиночество и сомнительные награды в виде самобичевания и неудовлетворенности жизнью.

Вариант 2

Никто не станет спорить с утверждением, что быть выше других — это приятное ощущение. Чувство собственного превосходства доставляет удовольствие, но к чему приводит стремление возвыситься над окружающими? Последствия движения к этой цели совсем не так милы и хороши, как впечатление от победы. Это утверждение доказывают многочисленные литературные примеры.

Рассмотрим один из них. В повести Н.В. Гоголя «Шинель» главный герой стал жертвой всеобщего стремления к самоутверждению за счет «мальчика для битья». Акакий Акакиевич мирно и честно трудился в своем департаменте, никому ничего плохого не делал, но сослуживцы не давали ему прохода. Они высмеивали и оскорбляли его, пользуясь тем, что Башмачкин не сопротивлялся. Насмешники хотели поставить себя выше его и намеренно унижали человека, чтобы добиться этого. Данное желание не давало покоя и грабителям, которые отняли у Акакия Акакиевича новую одежду. Они тоже использовали силу, чтобы почувствовать себя хозяевами положения. Наконец, даже «значительное лицо» накричало на Башмачкина и выгнало его вон только потому, что хотело показать свою власть тем, кто сидел с ним рядом. Всеобщая мания превосходства довела жертву обстоятельств и людей до преждевременной смерти. Акакию Акакиевичу никто не помог, потому что все были заняты гонкой за самоутверждением. В финале муки совести появились у «значительного лица», которое осознало свою вину. Но было уже слишком поздно: доминирование над Башмачкиным переросло в травлю и закончилось трагедией.

Конечно, далеко не всегда стремление человека возвыситься отражается на его окружении. Чаще он сам получает по заслугам, ведь никто не любит самовлюблённых и высокомерных людей. Последствия зацикленности личности на жажде своего превосходства были описаны А.С. Пушкиным в знаменитой сказке «О рыбаке и рыбке». Старик удил рыбу, и однажды ему попалась волшебная рыбка. За свое спасение она предложила человеку исполнение нескольких желаний. Дед отпустил ее бескорыстно, но, вернувшись домой, получил от жены упрёки. Она была очень тщеславной и высокомерной, поэтому стала просить у рыбки все больше и больше чинов, богатств и власти. Из крестьянки она превратилась в столбовую дворянку, но и этого ей было мало. Стала она царицей, а мужа своего оставила в конюшне. Затем вздумалось ей владеть морем и самой золотой рыбкой. Но на этот раз волшебница наказала жадную старуху по заслугам: осталась она у разбитого корыта. Это очень поучительный финал: когда человек одержим жаждой поклонения и доминирования, он приходит к одиночеству и краху своих амбиций, ведь никто не поддержит его в трудную минуту.

Таким образом, стремление возвыситься над окружающими приводит человека не к ожидаемому успеху, а к разрыву отношений с людьми и одиночеству. Более того, попытка самоутвердиться за чужой счет может стать причиной трагедии: «мальчик для битья» не выдержит очередного наскока, и его обидчик будет виноват в трагедии.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • К чему приводит однообразный образ жизни сочинение литература
  • К чему приводит неравенство в обществе сочинение
  • К ряду как пишется слитно или раздельно
  • К пяти часам вечера как пишется
  • К пословице ученье свет а неученье тьма придумать рассказ

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии