Сочинение на тему: Откуда бежит Мцыри и к чему стремится?
Все материалы с раздела: Сочинения по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»
Главное действующее лицо поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри» − юноша-горец с очень необычной и непростой судьбой. В раннем детстве он был пленен. В то время, когда его везли к русскому генералу, он сильно заболел. Генерал понял, что не довезет его в таком состоянии и оставляет в ближайшем монастыре. Здесь ему оказали должный уход и воспитание. Монахи думали, что мальчик привык к своему новому существованию. Они не понимали его душевных стремлений и постоянно оберегали от житейских невзгод и тягот.
Мцыри сбегает из монастыря. Он улучил момент во время сильной грозы. Чернец, который в свое время крестил юношу, приходит к нему перед кончиной и просит, чтобы юноша покаялся. В противном случае ему не суждено попасть в рай. Но Мцыри ничего не трогает за душу.
Он относится к монахам, некогда спавшим его, недружелюбно, немного враждебно. Монастырь Мцыри воспринимал как душный и тесный плен. Он вспоминал об однообразии, сумрачных стенах, душных кельях. Монахи окружили его заботой, за что и просили согласиться с их убеждениями. Но это шло вразрез с мечтой Мцыри, которая заключалась в том, чтобы, наконец, узнать, как прекрасна земля. Его цель – понять, для чего человек приходит в этот мир – для тюрьмы или все-таки воли. Именно для этого он и совершает свой побег.
Во всем чувствуется контрастность между монашеским представлением о смысле жизни и Мцыри. Жить для него – это значит не видеть серых стен монастыря, а любоваться естественным, солнечным светом. Гораздо более приятно дышать свежестью полей и лугов, нежели ежедневно томиться в кельях. Его не пугали ни бури, ни грозы, поскольку это все было живое, настоящее, естественное.
Мцыри по-своему ощущает этот мир. Для монахов – это самоотречение, покой, отказ от мирских радостей. В этом они видят истинное счастье. Но это не для такого юноши, как Мцыри. Все эти помыслы чужды для него. Он видит смысл существования человека в битвах, опасностях, в постоянном движении. Мцыри не готов обречь себя на добровольную неволю. Лишь такая жизнь, по его мнению, достойна настоящего человека.
Поэма «Мцыри» — это своеобразный гимн стремлению к свободе. Автор через своего главного героя призывает не поддаваться порабощению, не мириться с рабскими условиями бытия. Нужно иметь активную жизненную позицию, находиться в единении с родным народом, с отеческой природой.
Если учесть, что поэма была написана в 30-е годы 19 века, то несложно предположить, что она прозвучала как вызов современности. Через Мцыри М.Ю.Лермонтов поведал миру о своих чувствах и переживаниях. Прочитав это произведение, невольно начинаешь задумываться о смысле жизни, о предназначении человека в этом мире, так часто изменяющемся. Мцыри готов постоянно действовать, он не приемлет апатию. Он был готов на ежедневные подвиги, если они способны изменить мир к лучшему.
Рекомендуем также ознакомиться:
- Все материалы с раздела: Сочинения по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»
Откуда бежит Мцыри и к чему он стремится?
- Автор: М. Ю. Лермонтов
- Произведение: Мцыри
- Это сочинение списано 28 602 раз
В центре поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» ― образ юноши‑горца, поставленного жизнью в необычные условия. Ребенком больным и измученным, он попадает в плен к русскому генералу, а затем оказывается в стенах монастыря, где о нем проявили заботу и вылечили. Монахам казалось, что к плену мальчик привык и что он «хотел во цвете лет изречь монашеский обет». Сам же Мцыри скажет потом, что он «знает одной лишь думы власть, одну, но пламенную страсть». Не понимая внутренних стремлений Мцыри, монахи оценивали свое отношение к нему как доброе, по своему жалели его и оберегали от тягот жизни, считали стены монастыря «хранителями». Перед кончиной юноши чернец обращается к нему «с увещеванием и мольбой», боясь, что тот умрет без покаяния и не попадет в рай. Почему же все это не трогает Мцыри и он так враждебен к монахам и обители? Монастырь для него ─ настоящий плен: «Я мало жил и жил в плену», это тесный, душный, однообразный мир с «сумрачными стенами» и «душными кельями». И все, что связано с монастырем, воспринимается им как враждебное живой душе. А в обмен на заботу монахи требовали отказаться от себя, от своих надежд, согласиться с их верой и убеждениями. Но у Мцыри давно жила в душе мечта, которую он определяет так:
Узнать, прекрасна ли земля,
Узнать, для воли иль тюрьмы
На этот свет родимся мы.
Это говорит о контрасте понимания смысла жизни монахами и Мцыри.
Что же значит жить для юноши? Это видеть не сумрачные стены монастыря, а прекрасный естественный свет. Это не томиться в душных кельях, а вдыхать ночную свежесть лесов. Это не склоняться ниц перед алтарем, а испытать радость встречи с бурей, грозой, препятствиями.
Не только в мыслях, но и в ощущениях, чувствах своих Мцыри враждебен, чужд монахам. Их идеал ― покой, самоотречение ради служения высшей идее, отказ от радостей земного бытия во имя вечного счастья «в святом заоблачном краю». Мцыри же всем своим существом это отрицает. Не покой, а тревоги и битвы ― вот смысл человеческого существования. Не самоотречение и добровольная неволя, а блаженство свободы ― вот что является высшим счастьем. Не райскую вечную благодать, а живую жизнь с ее напряжением, бурями и опасностями утверждает Мцыри как истинную и достойную человека. И каким смелым вызовом монашеским взглядам звучат его, казалось бы, грустные слова:
…что мне в том? ― пускай в раю,
В святом заоблачном краю
Мой дух найдет себе приют…
Увы! ― за несколько минут
Между крутых и темных скал,
Где я в ребячестве играл,
Я б рай и вечность променял.
Вся поэма представляет собой страстный призыв к борьбе за свободу, она призывает не мириться с рабскими условиями существования, отрывающими человека от природы, от родного народа, от родины и обрекающими его на пассивное отношение к жизни. В конкретных исторических условиях 1830‑х гг. такой пафос звучал как смелый вызов смирившимся современникам, так как чувства и переживания Мцыри ― это чувства и переживания самого поэта. Поэма М. Ю. Лермонтова ставила перед читателями вопросы о судьбе и правах личности, о смысле существования. Образ Мцыри заставляет современников отказаться от равнодушия и апатии, он звал увидеть и почувствовать красоту подвига, понять мысль о необходимости изменить жизнь, сделать ее такой же прекрасной, какою она открылась Мцыри, когда он вырвался из «келий душных».
- Сочинения
- По литературе
- Лермонтов
- Побег Мцыри из монастыря и его цель
Побег Мцыри из монастыря и его цель сочинение рассуждение
Поэма «Мцыри»- одно из широко известных творений великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. В этом произведении поэт описывает трагедию Мцыри, в возрасте шести лет попавшего в монастырь к монахам. Рождённый потомком свободолюбивой и гордой нации, он с молоком матери впитал в себя любовь к родине и вольной жизни.
Мцыри рос в плену мрачных монастырских стен, но с каждым годом в нём всё больше росло и укреплялось желание покинуть этот приют, и вырваться на свободу. С самого детства в нём развивается дух мятежного горца, для которого свобода превыше всего. Юноша бежал из плена, когда над монастырём гремела гроза, когда монахи в страхе перед разбушевавшейся стихией молились своим богам.
Все годы, проведённые в монастыре, пленника не покидала мечта вырваться на волю и вернуться на родину, обретя свободу. Мцыри размышляет над сущностью человека, он пытается понять, в чем его предназначение.
Через три дня после побега, монахи нашли его опять возле стен монастыря. Выросший в монастырских стенах, Мцыри не смог отыскать дорогу к дому, и снова попал туда, где прошла его жизнь.
Израненный в борьбе с барсом, юноша находится на краю гибели, и в свой предсмертный час, он исповедуется монаху, рассказывая ему о событиях трех дней, прожитых на свободе. Для Мцыри три дня, которые он прожил вольным человеком, дороже всей его жизни, проведенной в плену. Мцыри с горечью сожалеет о том, что ему не пришлось пожить, юноша ставит в укор старому монаху, что тот тоже был когда – то молодым и жил полной жизнью. Он говорит, что монаху есть что забыть, а сам Мцыри прожил только три дня, он только почувствовал вкус свободы, ощутил себя вольным человеком, но по злой воле рока, ему приходится умирать. Его не страшит сама смерть, он жалеет, что не смог найти дорогу домой. Он сравнивает себя с цветком, выросшем в темнице, и попавшем в дивный сад. Но взошло солнце, и цветок погиб. Так же и Мцыри; жизнь прошла за мрачными стенами, а когда он совершил побег, схватка с барсом и незнание мира убили его. Но зато он обрел духовные свободу, и он не сломился, не струсил, напротив, он стал сильнее морально.
Мцыри – это настоящий символ мужества и свободы.
Вариант 2
Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри» была опубликована в 1840 году. События, описываемые в романе, происходят на Кавказе. Лермонтов, бывавший в этих краях, считал эту местность особенной. Абсолютная свобода и вольность производили на свет людей, способных противостоять превосходящим их силам природы и стихии.
История мальчика, вывезенного русским генералом из горного селения, легла в основу поэмы. По дороге маленький пленник заболел. И генерал вынужден был оставить его на попечение монахам. Так Мцыри оказался в монастыре, в котором он воспитывался и рос. Жизнь вдали от родины, недостаток солнечного света были тяжелы для него. Он чувствовал себя узником, вынужденным жить в заточении.
Несмотря на тоску по родине, Мцыри начал незаметно привыкать к непривычной для себя жизни. Он выучил чужой для себя язык и, казалось бы, готов жить по традициям, навязанным ему. Его окрестили согласно православной традиции, и он должен был принять монашеское послушание. И вдруг, словно по мановению, в душе юноши начало зреть чувство протеста. Как будто в сознании его что-то поменялось и взбунтовалось против уготовленной ему судьбы.
Улучив момент, Мцыри сбежал из монашеской обители. Он не знает дороги. Его ноги ведут его туда, куда зовёт сердце. Внезапно ему вспомнилось всё, что, казалось бы, он забыл навсегда. Память возвращала его в детство. Перед глазами у него стоял родной дом в горном ауле, череда родных лиц: отца, братьев и сестёр. Он вспомнил и то, что в детстве он говорил на другом языке. Слова из родной для него речи вспоминались им.
Всего три дня юноша был вне стен монастыря, который считал своим узилищем. Но этого ничтожно малого срока хватило для того, чтобы сердце его стало биться иначе. Мцыри так и не нашёл дорогу к родному дому. Его нашли без сознания, недалеко от стен монастыря. Придя в себя, беглец понимает, что он снова в монастыре. Обессиленный и сильно истощённый, он отказывается от пищи, тем самым приближая неминуемую смерть. И только монаху, крестившему его, Мцыри открывает свою душу. Юноша понимает, что монахи спасли его, и он обязан им своей жизнью. Но монастырь никогда не заменит ему родной дом.
Не желая жить взаперти, молодой горец делает сознательный выбор между смертью и жизнью в неволе.
Сочинение на тему Побег Мцыри из монастыря
Героем поэмы является грузинский мальчик, который все детство провел в монастыре в окружении религиозных монахов.
Мцыри вырос одиноким юношей в мире молитв и постов, постоянно тоскующим по родной земле и мечтающим вернуться в семью. Перед принятием монашеского обета Мцыри решает совершить побег из ненавистного для него места.
Мысли о побеге посещали юношу с момента, когда привезли в монастырь, и она всегда думал о возможности добраться до родины и надеялся увидеть огромный мир, которого был лишен все годы детства в монастыре. В своих фантазиях Мцыри представлял кавказские горы, зеленые поля, родное село, близких людей.
Наконец, мечта юноши осуществляется, в ночную грозу он покидает стены монастыря.
Несколько дней Мцыри блуждает по лесным дебрям, страшась людей, страдая от холода и голода, не имея возможности нигде переночевать. И, несмотря на физические страдания, он ощущает в это время огромный прилив счастья, поскольку осознал воочию, что представляет собой свобода. Мцыри воодушевлен исполнившейся главной цели своей жизни – обретением свободной жизни.
Но перед юношей стоят и второстепенные цели, которые он хочет достигнуть, убежав из монастыря. Мцыри, являясь истинным романтиком, желает познать все прелести земной жизни и насладиться ими в полном объеме. Он тонко чувствует красоту природы и впечатлен внезапно охватившим его родством с земной стихией.
Независимый характер юноши всегда подсказывал ему, что жизнь в закрытом монастыре не была предначертана для него, он родился на этой земле для свободной жизни. Нахождение в монастыре ощущается им как тюремное заключение, а гордая душа рвется на волю беспрестанно.
За то время, которое молодой человек проводит вне монастыря, он обретает физические и духовные силы.
В один момент на одинокого мужчину нападает хищный барс и Мцыри, прежде слабый и робкий юноша, вступает в смертельную схватку с животным. В этой битве Мцыри одерживает победу, но хищник оставляет на теле юноши раны, несовместимые с жизнью.
Пытаясь найти дорогу из леса и преодолевая боль пот полученных ран, Мцыри снова натыкается на монастырские стены, где в бреду перед самой кончиной признается старому служителю монастыря о самых счастливых днях своей недолгой жизни.
К сожалению, юноше не удалось добраться до родной земли и увидеть близких людей, но это время, что он провел вне монастыря, он прожил независимым человеком, ощутившим в полной мере, что значит дышать вольно, легко и свободно.
Рассказав о судьбе свободолюбивого молодого человека, поэт раскрыл в произведении всегда влекущую его тему стремления к свободе, независимости, а также человеческой возможности обретения счастливой жизни. Свобода – жизненно необходимое качество живого организма и пускай она будет недолгое время присутствовать в жизни человека, на самая главная цель каждого – ощутить ее и постичь.
Также читают:
Картинка к сочинению Побег Мцыри из монастыря и его цель
Популярные сегодня темы
- Сочинение Почему Дубровский стал разбойником 6, 7 класс
Наша жизнь бывает, полна неприятностей различного рода, под воздействием которых нам необходимо совершать те или иные действия, и герой романа А. С. Пушкина отнюдь не исключение
- Образ и характеристика Гордея Торцова в пьесе Бедность не порок Островского сочинение
Гордей Торцов – один из центральных героев пьесы Александра Николаевича Островского «Бедность не порок». Он является братом Любима Торцова и имеет говорящее имя.
- Герои произведения Царь-рыба Астафьева (характеристика)
В повести Виктора Астафьева идет отображение жизни рыбаков, которых объединяет много общего. Герои живут в ладу с природой и активно пользуются ее дарами. Освещается угроза жизни главного персонажа
- План повести Алые паруса Грина
Моряк Лонгрен возращается после далёкого плавания. Его жена, чтобы найти хоть какие-то деньги просит у трактирщика Меннерса долг, закладывают свой браслет, но тот просит взамен лишь её любви
- Героическая смерть Тараса Бульбы в повести Тарас Бульба Гоголя
В произведении Тарас Бульба предстает как мужественный, храбрый мудрый воин. Тарас является главой казачьего войска. Он суровый, умный и готовый отдать свою жизнь за Родину.
В центре поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» ― образ юноши-горца, поставленного жизнью в необычные условия. Ребенком больным и измученным, он попадает в плен к русскому генералу, а затем оказывается в стенах монастыря, где о нем проявили заботу и вылечили. Монахам казалось, что к плену мальчик привык и что он «хотел во цвете лет изречь монашеский обет». Сам же Мцыри скажет потом, что он «знает одной лишь думы власть, одну, но пламенную страсть». Не понимая внутренних стремлений Мцыри, монахи оценивали свое отношение к нему как доброе, по своему жалели его и оберегали от тягот жизни, считали стены монастыря «хранителями». Перед кончиной юноши чернец обращается к нему «с увещеванием и мольбой», боясь, что тот умрет без покаяния и не попадет в рай. Почему же все это не трогает Мцыри и он так враждебен к монахам и обители? Монастырь для него ─ настоящий плен: «Я мало жил и жил в плену», это тесный, душный, однообразный мир с «сумрачными стенами» и «душными кельями». И все, что связано с монастырем, воспринимается им как враждебное живой душе. А в обмен на заботу монахи требовали отказаться от себя, от своих надежд, согласиться с их верой и убеждениями. Но у Мцыри давно жила в душе мечта, которую он определяет так:
Узнать, прекрасна ли земля,
Узнать, для воли иль тюрьмы
На этот свет родимся мы.
Это говорит о контрасте понимания смысла жизни монахами и Мцыри.
Что же значит жить для юноши? Это видеть не сумрачные стены монастыря, а прекрасный естественный свет. Это не томиться в душных кельях, а вдыхать ночную свежесть лесов. Это не склоняться ниц перед алтарем, а испытать радость встречи с бурей, грозой, препятствиями.
Не только в мыслях, но и в ощущениях, чувствах своих Мцыри враждебен, чужд монахам. Их идеал ― покой, самоотречение ради служения высшей идее, отказ от радостей земного бытия во имя вечного счастья «в святом заоблачном краю». Мцыри же всем своим существом это отрицает. Не покой, а тревоги и битвы ― вот смысл человеческого существования. Не самоотречение и добровольная неволя, а блаженство свободы ― вот что является высшим счастьем. Не райскую вечную благодать, а живую жизнь с ее напряжением, бурями и опасностями утверждает Мцыри как истинную и достойную человека. И каким смелым вызовом монашеским взглядам звучат его, казалось бы, грустные слова:
…что мне в том? ― пускай в раю,
В святом заоблачном краю
Мой дух найдет себе приют…
Увы! ― за несколько минут
Между крутых и темных скал,
Где я в ребячестве играл,
Я б рай и вечность променял.
Вся поэма представляет собой страстный призыв к борьбе за свободу, она призывает не мириться с рабскими условиями существования, отрывающими человека от природы, от родного народа, от родины и обрекающими его на пассивное отношение к жизни. В конкретных исторических условиях 1830-х гг. такой пафос звучал как смелый вызов смирившимся современникам, так как чувства и переживания Мцыри ― это чувства и переживания самого поэта. Поэма М. Ю. Лермонтова ставила перед читателями вопросы о судьбе и правах личности, о смысле существования. Образ Мцыри заставляет современников отказаться от равнодушия и апатии, он звал увидеть и почувствовать красоту подвига, понять мысль о необходимости изменить жизнь, сделать ее такой же прекрасной, какою она открылась Мцыри, когда он вырвался из «келий душных».
Почему Мцыри бежал из монастыря?
Послушники и монахи не знали мирских радостей. Живя среди них, Мцыри понял, что нужно совершить побег. Если он этого не сделает, придётся принять постриг и прожить среди религиозных людей до конца дней. Избавиться от навязанных правил, вдохнуть глоток свежего воздуха — вот какова цель побега Мцыри. Мечты мальчика занимали простые вещи, например:
- родной аул;
- духовная свобода;
- любовь к родине;
- общение с людьми на родном языке;
- природа тех мест, где он родился;
- возможность жить так, как хочется.
Стены церкви герой поэмы Лермонтова воспринимал как тюрьму, да иначе и быть не могло. Грузин, рождённый на воле, не мог смириться с духовными оковами. Цели побега Мцыри из монастыря были такими:
- избавиться от нравственных оков;
- ощутить вкус свободы;
- взглянуть на дальние края;
- «узнать, прекрасна ли земля» (цитата).
По сюжету Мцыри совершает побег во время грозы. Можно считать, что пленник достиг своей цели. За 3 дня он увидел немало, в том числе ему пришлось столкнуться с барсом. Юноша вышел победителем из жестокой схватки. Израненный когтями зверя, он вернулся к стенам монастыря. Казалось бы, побег закончился неудачей, но это не так: пленник почувствовал, как волнительна свобода, ощутил её сладость и насладился полнотой жизни.
Главная причина побега Мцыри — стремление обрести утраченную родину — не является единственной. Он хочет узнать, что такое настоящая жизнь, «прекрасна ли земля», «для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы», то есть задается философскими вопросами бытия. Кроме того, Мцыри стремится познать самого себя, ибо спокойное и безопасное течение жизни среди монастырских стен не может дать ему ответа на этот вопрос. И только дни, проведенные на воле, несмотря на подстерегающие героя опасности, дали ему полноту ощущения и понимания жизни. Ты хочешь знать, что делал я На воле? Жил — и жизнь моя Без этих трех блаженных дней Была б печальней и мрачней Бессильной старости твоей. Трехдневные скитания Мцыри уверили его в том, что мир прекрасен, что человек рожден свободным, что он «быть бы мог в краю отцов не из последних удальцов».
Он понял, что «в краю отцов» мог бы стать героем, но судьбой предназначено другое. Из того, сколько дней Мцыри отсутствовал в монастыре, следует, что ему пришлось пройти длинный путь. Юноша убедился, что всё, о чём он думал, находясь за стенами церковного здания, оказалось правдой.
Свобода именно такая, какой представлялась, и самое важное то, что главному герою всё же удалось осуществить свою мечту — вырваться из оков.
Почему Мцыри погиб?
Мцыри — это мальчик, который все время, проведенное в монастыре, желал вырваться на свободу, подышать ею всей грудью, повидаться с родными людьми и найти свой аул. Как-то судьба дала ему такой шанс: во время грозы Мцыри сбежал. Но было не все так легко, как кажется.
Почему же погиб этот мужественный герой — Мцыри? Я считаю, что Мцыри погиб из-за того, что он был не готов к той жизни, к которой он все время стремился.
Годы, проведенные в монастыре, а Мцыри жил там немало, совершенно отличаются от тех, если бы он жил на свободе. Мцыри уже не смог бы жить по-старому, в плену с монахами. Эта жизнь не для него, ведь Мцыри уже попробовал вкус свободы. У него не было сил жить по-старому, да и просто жить тоже не было сил.
Мцыри был истощен морально и душевно, и поэтому он умирал. Но судя по этому, можно сказать, что Мцыри выбрал свободу, только досталась она ему другим путем-это своей смертью. Он отказался возвращаться в монастырь и жить там до скончания своего века.
На протяжении всей поэмы Мцыри мне очень понравился, он вел себя действительно мужественно. Вспомним, к примеру, борьбу с барсом. Не каждый так сможет! Только очень жаль, что Мцыри мало пожил на своем веку, да еще и взаперти.
Почему Мцыри бежал из монастыря и почему погиб?
Побег главного героя из монастыря – сюжетообразующий момент в произведении – вместе с последующими скитаниями за пределами его стен также с полным основанием может быть назван масштабной и развёрнутой метафорой поисков свободы, предназначения и истинной цели в жизни. Если рассматривать этот эпизод с такой точки зрения, нетрудно увидеть, что не случайно именно монастырь становится местом действия в поэме. Он выбран автором не только с целью изображения физически замкнутого пространства, но также как образ закрытости социальной и духовной, что в данном случае видится более существенным. Не менее важным моментом является также то, что монастырь, в отличие от тюрьмы (которая также вполне могла бы стать местом действия в поэме о поисках свободы и с которой монастырь неоднократно сравнивается), – место, куда, как правило, отправляются по доброй воле. Есть основания предполагать, что именно момент добровольного лишения себя свободы был для автора особенно важен. Люди, отказавшиеся от воли, скрывшиеся от мира по своему желанию пытаются навязать это же самое желание главному герою, изображённому в поэме личностью сильной, смелой и изначально не приспособленной к затворническому и ограниченному существованию.
Неслучайно Мцыри бежит из монастыря в грозу – когда все прочие монахи в ужасе толпятся в молитвенном зале, перепуганные грозным и непонятным явлением. Мцыри же устремляется навстречу стихии, которая видится ему столь родной и близкой. Нетрудно увидеть сходство образа грозы как исключительного природного явления с образом романтического «исключительного героя в исключительных обстоятельствах». Это своего рода уподобление героя стихийному явлению немало говорит о характере Мцыри и позволяет автору полнее раскрыть его образ.
Главы поэмы, посвящённые странствованиям Мцыри, также наполнены метафорами, через которые описаны многочисленные и разнообразные явления «большого мира», с которым сталкивается главный герой. Одиночество, поиск родственных связей, необходимость проявлять инициативу, лишения, любовь, борьба – всё это облечено в яркие и ёмкие образы, искусно вписанные в хронологические рамки трёх дней. Три – мистическое число, часто встречающееся в литературе и фольклоре и, скорее всего, избранное автором неслучайно. За это время главный герой успевает познать свободу и столкнуться как с положительными, так и с отрицательными сторонами жизни во внешнем мире. Однако же, какие бы лишения не приходилось выносить Мцыри на свободе, у него ни разу не возникает желания вернуться обратно. Свобода показана в поэме как естественное состояние человека – в противовес закрытому монастырскому существованию, подчёркнуто неестественному.
Но в то же время постоянно обращается внимание на то, что к этому нормальному, природному состоянию Мцыри не приспособлен. Выращенный в неволе, он не находит себе места в мире свободных людей. В своём монологе главный герой постоянно подчёркивает свою отчуждённость от них: «Я был чужой / Для них навек, как зверь степной». Для него, столько лет страстно желавшего вырваться за пределы монастырских стен, жизнь на воле среди таких же, равных ему по духу людей оказывается невозможна. Введённое в текст обоснование того, почему Мцыри бежал из монастыря – желание отыскать родину и семью – можно рассматривать как метафорическое изображение поисков духовного родства. В таком ракурсе ещё выразительней выглядит финал поэмы – возвращение Мцыри после долгих изматывающих странствий к тому же самому месту, откуда он сбежал. Естественное бытие, свобода оказываются для него гибельны; то, что должно было возвратить ему жизнь, страшным и парадоксальным образом его убивает. «Цветок темничный», как называет он сам себя, Мцыри попросту не может существовать вне своего заточения.
Многолетнее затворничество и попытки переломить его свободолюбивую натуру не смогли победить его естественного стремления к жизни на воле, но в то же время отняли у него возможность такой жизни. Поэтому нетрудно понять, почему побег Мцыри завершился у стен монастыря – иного исхода быть и не могло. Это позволяет говорить о наличии в поэме не только очевидной проблемы свободы и неволи, лежащей в основе конфликта большинства романтических произведений, но также проблеме более глубокой – противоречия между необходимым и возможным. Свобода необходима Мцыри – её отсутствие медленно убивает его на протяжении многих лет монастырского заточения. В то же время она для него абсолютно невозможна. Свобода в чистом виде убивает Мцыри за три дня. В этом состоит конфликт произведения, не находящий своего разрешения.
Таким образом, смерть главного героя представляется единственно возможной развязкой поэмы – и наилучшим выходом для самого Мцыри.
Почему Мцыри погиб?
Центральным героем поэмы «Мцыри» является молодой монах, который еще в детстве был увезен из родных мест и лишен свободы. Повзрослев, он предпринял попытку покинуть монастырь, совершив побег, но пребывание на воле привело к трагической гибели Мцыри.
Если начать с биографии юного монаха, то мы узнаем, что его поместили в монастырь, насильно взяв из родительского дома, в селении горцев на Кавказе. Ребенок отказывался есть, таким образом он протестовал против пленения и разлуки с семьей. Мальчика выходили монахи, они воспитывали его и подготавливали к монашескому существованию. Но Мцыри родился на Кавказе, в семье горцев, и душой он всегда тяготел к свободе. Он не знал, откуда он родом, но понимал, что находится на чужбине. Юноша очень хотел вернуться к себе на родину, увидеть и обнять своих родителей, оказаться среди своего народа. Мцыри был не готов к жизни в монастыре и противился такой участи. Герой совершает побег, но покинув стены монастыря, он не был приспособлен к автономному существованию на природе и не сумел попасть в свой родной аул. Мцыри понял, что никогда не вернется на родину и смирился. Но осознание этого явилось причиной его гибели духовной. Юноша не хотел так жить, не зная своих корней, свой народ, родных. Вдали от Кавказа дальнейшая жизнь для него была лишена смысла. Протест против этой жизни и привел к смерти героя.
Главного персонажа поэмы автор показал как человека, обладающего несгибаемой силой духа, невероятной стойкостью и смелостью, решительного, способного стоять на своем до конца, даже если придется пожертвовать ради этого собственной жизнью. В монастыре юноша был обречен на одиночество, и Мцыри осознавал, что даже, если физически он и будет существовать, то духовно он существовать не сможет. Ему не с кем поделиться со своими переживаниями, некому излить душу. Покинув монашескую обитель, оказавшись на природе, Мцыри почувствовал себя счастливым, свободным. Хотя на свободе юноша был недолго, но он, ощутив зов предков, пытался найти своих родных, горный аул. Герой стремится навстречу мечте, как может, приближает радостный миг встречи с близкими. Его не пугают препятствия и опасности. Он видит молодую грузинку и влюбляется в девушку. Мцыри даже и не ожидал, что он в состоянии испытывать сильные и острые чувства и различные ощущения. Молодой человек вступает в схватку с барсом и побеждает хищника, хотя сам он при этом получает ранение, но он горд свой победой.
Но счастье юноши оказалось коротким и обманчивым, Он не смог добраться до родных мест и вновь оказался у монастырских стен. Умирающего героя нашли и принесли монахи. Мцыри совершенно искренне был рад, что умирает, потому что, находясь на свободе, он испытал многие радости и познал реальную жизнь. И он считал, что лучше умереть, чем прозябать заточенным в монастыре.
Лермонтов стремился подвести читателей к пониманию простой истины, что нужно жить так, как желает того душа – свободным, стремиться к осуществлению своей мечты и жизненных целей, быть патриотом своего родного края. Невзирая на то, что жизнь героя была короткой и трагической, поэта восхищает сильная и отважная любовь Мцыри к малой родине и его отчаянное стремление к свободе. Герой предпочитает смерть жалкому подобию жизни, он не видит смысла существовать, будучи навсегда оторванным от род
Юноша очень хотел вернуться к себе на родину, увидеть и обнять своих родителей, оказаться среди своего народа. Мцыри был не готов к жизни в монастыре и противился такой участи. Герой совершает побег, но покинув стены монастыря, он не был приспособлен к автономному существованию на природе и не сумел попасть в свой родной аул. Мцыри понял, что никогда не вернется на родину и смирился. Но осознание этого явилось причиной его гибели духовной. Юноша не хотел так жить, не зная своих корней, свой народ, родных. Вдали от Кавказа дальнейшая жизнь для него была лишена смысла. Протест против этой жизни и привел к смерти героя.
Главного персонажа поэмы автор показал как человека, обладающего несгибаемой силой духа, невероятной стойкостью и смелостью, решительного, способного стоять на своем до конца, даже если придется пожертвовать ради этого собственной жизнью. В монастыре юноша был обречен на одиночество, и Мцыри осознавал, что даже, если физически он и будет существовать, то духовно он существовать не сможет. Ему не с кем поделиться со своими переживаниями, некому излить душу. Покинув монашескую обитель, оказавшись на природе, Мцыри почувствовал себя счастливым, свободным. Хотя на свободе юноша был недолго, но он, ощутив зов предков, пытался найти своих родных, горный аул. Герой стремится навстречу мечте, как может, приближает радостный миг встречи с близкими. Его не пугают препятствия и опасности. Он видит молодую грузинку и влюбляется в девушку. Мцыри даже и не ожидал, что он в состоянии испытывать сильные и острые чувства и различные ощущения. Молодой человек вступает в схватку с барсом и побеждает хищника, хотя сам он при этом получает ранение, но он горд свой победой.
Но счастье юноши оказалось коротким и обманчивым, Он не смог добраться до родных мест и вновь оказался у монастырских стен. Умирающего героя нашли и принесли монахи. Мцыри совершенно искренне был рад, что умирает, потому что, находясь на свободе, он испытал многие радости и познал реальную жизнь. И он считал, что лучше умереть, чем прозябать заточенным в монастыре.
Лермонтов стремился подвести читателей к пониманию простой истины, что нужно жить так, как желает того душа – свободным, стремиться к осуществлению своей мечты и жизненных целей, быть патриотом своего родного края. Невзирая на то, что жизнь героя была короткой и трагической, поэта восхищает сильная и отважная любовь Мцыри к малой родине и его отчаянное стремление к свободе. Герой предпочитает смерть жалкому подобию жизни, он не видит смысла существовать, будучи навсегда оторванным от родины, от предков и от реальности.
- Сочинения
- По литературе
- Лермонтов
- Почему Мцыри бежал из монастыря
В своей поэме «Мцыри» Михаил Лермонтов показал свой идеал свободолюбивого человека, который жизни своей не мыслил в неволе. Все мысли, стремления и действия главного героя произведения были направлены на одно – вырваться из ненавистных ему монастырских стен и, хоть не на долго, но почувствовать себя свободным.
В произведении рассказана трагическая судьба грузинского мальчика. Когда Мцыри был еще ребенком, его против воли вырвали из родных мест — взяли в плен, и увезли далеко от дома. По дороге мальчик заболел. Поэтому его пришлось оставить в придорожном монастыре, в котором он и вынужден был проводить свои годы.
Мальчик рос странным и нелюдимым. Им всегда руководила одна мечта – о воле. Для него монастырская жизнь казалась невыносимой. Ведь он родился в свободном горном крае и видел раньше совсем другую жизнь: вольную, полную и опасностей, и возможностей – всего, о чем только мог мечтать свободолюбивый человек. Он очень тосковал по той жизни, и все годы, проведенные им в монастыре, он лелеял в душе мечту о воле.
Монастырь для Мцыри был подобен тюрьме, в которую большинство людей заключали себя добровольно, отказываясь от благ свободы. Они отказались и от полноты жизни, которую нельзя ощутить, живя в страхе и покорности.
Все это юноша ненавидел. И вот, когда представилась возможность, он бежал из монастыря. Он совершил этот поступок в надежде найти дорогу туда, где он прожил самые счастливые свои годы – к дому. Но даже поняв, что ему не добраться туда, Мцыри все равно ощущает себя на воле счастливым. Он говорит об этом старцу после того, как был найден раненым и возвращен в монастырь.
В предсмертном монологе героя звучат и горечь тоски по воле, и упреки за то, что монахи приютили его. Он бы, будь на то его воля, с радостью променял свою жизнь на ту, что осталась за монастырскими стенами. А дни, проведенные в побеге, остались для него самыми счастливыми.
В поэме представлен человек, не желающий мириться даже с вынужденными обстоятельствами. Но, поняв свое бессилие против них, он не видит смысла в дальнейшей своем существовании. Его побег из монастыря – это попытка приближения к своей мечте, свободе, за которые Мцыри готов отдать всю жизнь.
Почему убежал Мцыри?
В своей предсмертной исповеди юноша рассказывает, что томило его все эти годы, и что хотел он совершить. Жизнь в монастыре ничем не отличалась от плена. Его душа была скована, он ощущал себя рабом, неспособным на самовыражение. Он вспоминает отца, сестер.
Ему хочется вернуться домой, где он был счастлив, слиться с природой, стать опять свободным. На пути к его свободе встал барс. Мцыри не отступил, не побежал. Боролись два сильных существа, каждый жаждал свободы. Мцыри сам превратился в зверя.
Я пламенел, визжал, как он:
Как будто сам я был рожден
В семействе барсов и волков…
Беглец победил, но получил страшные раны от когтей своего соперника. Он умирает с печалью и радостью. Его мечта не осуществилась: он не вернулся в родные места, не вдохнул свободный воздух родины.
Его бунтарский дух ищет выхода даже в смерти. На смертном ложе Мцыри видит выход. Свою свободу он обретет в раю, где никто не будет над ним властен.
Мцыри был прототипом старца, которого встретил Лермонтов. Но какая разная судьба. Старец всю свою жизнь провел в неволе, был рабом и телесно и душевно. Мцыри всего три дня был свободным и умер счастливым человеком.
Поэма «Мцыри» учит быть решительными в своих поступках и никогда не отступать от намеченной цели. Лучше быть свободным всего три дня, чем рабом всю жизнь.
Находясь в ссылке на Кавказе, М.Ю. Лермонтов много путешествовал по окрестностям. Однажды проезжая мимо монастыря он встретил старца, который рассказал ему о своей горькой судьбе. Маленьким ребенком он попал в плен. Долго печалился о своей родине, но потом так и остался на чужбине, втянулся в унылую и однообразную жизнь.
Лермонтов давно вынашивал идею написания произведения с таким содержанием. Так появилась на свет поэма «Мцыри». Повествование в поэме ведется от первого лица, главного героя произведения.
Боевой генерал оставляет монахам больного измученного иноверца, лет шести. Мальчик был дикий, отказывался принимать пищу, ни с кем не разговаривал, и только «смотрел, вздыхая на восток…». Мцыри, так его назвали в монастыре, вырос, превратился в красивого статного юношу, но все также он оставался наедине с собой. В ночь, когда Мцыри нужно принять монашеский обет, он исчезает. Почему? Ведь здесь его вылечили, дали приют, определили его дальнейшую судьбу. Мцыри не было три дня. Находят его в степи, изможденного и смертельно раненого, «и близок стал его конец».
Вариант 3
Мцыри – романтический герой одной из известных одноимённых поэм Лермонтова Михаила Юрьевича. Главный герой почти всю свою жизнь прожил в монастыре, будучи оставленным там отцом из-за болезни. В конце произведения он умер, однако перед смертью успел повидать и прочувствовать очень многое. Он влюбился, сразился с барсом и просто почувствовал себя счастливым, сбежав из монастыря. Но зачем он, человек, привыкший к монастырской жизни, бежал оттуда?
Романтик по натуре, Мцыри, как и все герои этого направления, очень тянулся к свободе. Конечно, он привык к жизни в заточении, но это была внешняя привычка. В душе юноша всегда чувствовал потребность в воле, как и любой свободолюбивый человек. Романтические герои всегда были тонко чувствующими натурами, готовыми на всё ради того, чтобы вырваться из оков заточения. Он – яркая, независимая ни от чего и не от кого личность, индивидуалист, которым, как известно, очень тесно быть под чьим-то влиянием. Помимо этого, Мцыри к побегу подталкивал ещё и дух, жажда приключений. Он не только стремился на свободу, но и хотел почувствовать что-то новое, до сих пор неизведанное. В монастыре всё было чересчур скучно и обыденно, а там, далеко-далеко, раскрывался простор для тела, для души и для фантазии.
Юноша очень хотел увидеть свой дом. За годы проживания в монастыре он соскучился по кавказским горам, по любимому краю. Это чувство тоски по дому знакомо всем, кто когда-либо покидал своё уютное родное гнездо. Природа – любимая тема романтиков. Им легче жить в окружении уюта и природы. Мцыри готов был на всё, лишь бы дойти, добежать до дома. К сожалению, его мечте так и не получилось сбыться.
Мцыри был одинок, его как бы бросили в «мир» монастыря, в котором его душу, по сути, ничего не держало. Он понимал, что там, за пределами монастыря, есть и те, кто его любит, и то, что он любит – это как люди, так и природа, так и свобода.
Мцыри бежал из монастыря не необдуманно. Он понимал, что его стены давят, уничтожают в нём свободную личность, именно поэтому решил бороться с этим, как истинный романтик, свобода для которого всегда стояла на первом месте. На исповеди перед смертью юноша сказал, что лучше три дня пожить на свободе, дыша полной грудью, и умереть, чем всю жизнь томиться в комфортном монастыре. Эти слова, пожалуй, лучше всего описывают не только смысл побега Мцыри, но и жизненную позицию всех свободолюбивых людей.
Почему Мцыри бежал из монастыря
Несколько интересных сочинений
- Как мы отмечаем День Победы в нашей семье сочинение
Каждый год этот праздник происходит очень захватывающе. И для моей семьи этот день важен, так как это память о тех людях, которые сражались за нашу жизнь
- Русский характер в рассказе Судьба человека Шолохова сочинение
У людей каждого народа есть свой характер, по которому можно сразу понять, откуда человек. Настоящим русским, как известно, считается человек сильный, смелый, готовый делиться последними крохами хлеба
- Сочинение по картине (рисунок) Войско фараона в походе (описание)
Передо мной иллюстрация одного из многих исторических сюжетов – поход войска фараона.
- Что такое шедевр сочинение
Шедевр – это такое произведение искусства, которое признаётся всеми людьми как самое лучшее произведение. К подобным творениям можно отнести литературные, музыкальные произведения, изобразительное искусство, архитектурные сооружения и многое другое
- Характеристика героев повести А зори здесь тихие (Главные и второстепенные)
Федоту Евграфовичу тридцать два года. Звание военнослужащего – старшина. Верен своему Отечеству, любит свою страну всей душой. Ранее был женат. Однако, первый брак был неудачным. Жена предпочла Федоту другого мужчину