Ход урока.
I. Организационный момент, объявление темы и целей урока.
II. Актуализация знаний.
— Чем человек отличается от животных?
— Если бы Бог не дал человеку свободу, а сделал бы всех принудительно хорошими, может было бы лучше жить?
Блиц – опрос «Основы православия».
- Кто такие христиане?
- Что значит быть православным человеком?
- Что значит слово «молиться»?
- Как по-другому называют Библию?
- Почему крест, орудие пытки и свидетельство страданий Христа, стал символом любви Бога к людям?
- Какое богатство православные христиане считают истинным и вечным?
- Чем человек отличается от животных?
— Ответить на этот вопрос вам поможет рассказ К.Ушинского «Чудный домик». Послушайте и попробуйте понять, о чём в этом рассказе идет речь.
III. Открытие нового знания.
- Чтение рассказа К.Ушинского «Чудный домик».
Чудный домик.
К.Д.Ушинский
Чудный я знаю домик и с полным хозяйством. Есть в этом доме неугомонный эконом. Ни днём, ни ночью он не засыпает: всё тук да тук – и гонит проворных слуг во все уголки дома, где спрашивается пища, питьё или тепло. Есть в этом доме обширная зала, куда свободно входит чистый воздух. Есть два светлых окошечка со ставенками: ночью эти ставенки запираются, днём отпираются.
В доме живёт невидимая хозяйка. Хозяйки не видно, но она всем распоряжается. Уйдёт хозяйка из дома, и всё замолкнет: эконом перестанет стучать, а ставенки закроют свои окошечки. Но куда же уходит хозяйка? Туда, откуда пришла, — на Небо. На земле она только гостья, а домик без хозяйки рассыпается в прах.
Ответы: Домик – т _ _ о (тело) человека
Эконом – с _ _ _ _е (сердце)
Зала – л _ _ _ _ е (легкие)
Ставенки – г _ _ _ а (глаза)
Хозяйка – д _ _ а (душа) человека
— А о ком же была вся загадка? Верно, о человеке. Как вы догадались?
— О чем же мы сегодня должны будем поговорить на уроке?
— Запишите в тетрадь тему нашего урока: «Православное учение о человеке».
- Работа со статьёй в учебнике «Душа».
Учитель:
— Прочитайте статью «Душа» в учебнике. Заполните кластер.
(Работу можно выстроить в парах или группах. Обучающимся необходимо привести примеры к каждому лепестку)
Анализ кластера:
- Словосочетания: добрая душа, бессмертная душа,
- Родственные слова: духовный, одухотворенный, душевный.
- Ассоциации: душа на распашку, душа с Богом разговаривает, душа в пятки ушла, в чем душа держится.
- Слова – друзья: внутренний мир человека, разум, свобода, любовь, творчество.
- Слова – враги: бездуховность, бездушность, порок.
- Пословицы и поговорки: Семья вместе, так и душа на месте. Чужая душа – потемки. Здоровая душа в здоровом теле. Чужая душа не гумно – не заглянешь.
- Словарь: ДУША (др.-евр. ruah, греч. psyche, лат. anima) — духовная сущность человека, особое начало, противопоставленное телесному и определяющее жизнь, способности и личность человека.
— В православии размышления о человеке и размышления о Боге переплетены. Человек верит в Бога. А во что верит Сам Бог? Христиане считают, что Бог верит в человека. Бог доверяет человеку и поэтому дает ему свободу. Он вложил в человека огромные возможности для роста. Причем этот рост нельзя измерить в сантиметрах.
Жертву Христа, как и вообще все, что связано с миром религии, нельзя понять, если человек не всмотрится внутрь себя самого. Это мир его души.
Как вы думаете, что находится в вашем «мире души»?
— Выберите слова, обозначают предметы и явления, которые близки душе, на которые она откликается: еда, телевизор, тихая песня, журчанье ручья, шелест листьев, громкий хохот подростков в вагоне метро, ссора, компьютер, материнская ласка, отчий дом.
— Почему вы выбрали именно эти слова? Попробуйте объяснить.
— А есть ли у вас в семье такие сокровенные и важные для вашей души «сундучки», как и у героев статьи? Расскажите.
3) Работа над понятием «душа».
Учитель:
— У В.И.Даля в «Толковом словаре живого великорусского языка» дано такое определение слова «душа»: «Душа – душевные и духовные качества человека, совесть, внутреннее чувство и прочее».
— Задумывались ли Вы, почему один человек более стеснителен, чем другой, или же один бесстрашен, а другой труслив? Это качества характера, наверное, скажут многие. А что такое характер? Это по сути все та же душа, её проявление.
— А иногда душа болит, даже если все тело здорово. Это совесть говорит человеку: «в этом ты не прав!».
— Были ли у вас такие моменты, когда «болела душа»? Как вы поняли? Почему был такой момент?
— Объясните следующие выражения: «чистая душа», «грязная душонка», «голубиная душа», слабая душа, жить душа в душу, покривить душой, душа поёт.
Подберите к каждой из картин, представленной на уроке, подходящее к ней выражение. Поясните свой выбор.
— Расскажите о своих чувствах, внутренних ощущениях, когда вы делаете доброе дело?
— У нашего внутреннего мира или у души есть удивительное свойство: душа становится тем богаче, чем больше она отдаёт другим людям. Тот, кто сделал добро другому человеку, — и сам стал добрее и радостней. И добрее стал тот, кому он помог. И добрее стал весь мир.
Об этом и стих, написанный сто лет назад одной монахиней из Московского Новодевичьего монастыря.
(выразительное чтение стихотворения)
Круговая порука добра
Что бы в жизни ни ждало вас, дети,
В жизни много есть горя и зла,
Есть соблазна коварные сети
И раскаянья жгучего мгла.
Всё же вы не слабейте душою,
Как придёт испытаний пора –
Человечество живо одною
Круговою порукой добра!
Где бы сердце вам жить ни велело:
В шумном свете иль в сельской тиши –
Расточайте без счёта и смело
Вы сокровища вашей души!
Не ищите, не ждите возврата,
Не смущайтесь насмешкою злой.
Человечество всё же богато
Лишь порукой добра круговой!
— Как вы поняли выражение «Круговая порука добра»?
IV. Первичное закрепление.
- Выборочный пересказ текста.
Учитель:
— Расскажи, с чем автор учебника сравнивает душу.
— Подумай, что такое совесть. Найди, что об этом говорится в учебнике.
— Перечисли, какие отличия были подарены христианам Богом.
— Можно ли выразить девизом: «один за всех и все за одного» то, что названо встихотворении монахини «круговой порукой добра»?
- Ответы на вопросы и выполнение заданий из учебника.
— Есть ли в нашем мире такое, чего нельзя потрогать и увидеть?
— Как ты понимаешь выражение «внутренний мир человека»?
— Как Библия рассказывает о происхождении души?
— Как ты думаешь, какие именно мысли надо отгонять от себя подальше? Вот начинает у тебя в голове кружиться мысль: чтобы меня похвалили, я, пожалуй, наябедничаю на друга… Как ты полагаешь, будет по-честному: принять такую мысль и исполнить её или отогнать?
V. Самостоятельная работа с проверкой в классе.
Учитель:
— Выпишите 2 – 3 предложения из текста учебника, в которых говорится о человеке в православной культуре.
— Объясните, как поняли эти предложения.
VI. Обобщение изученного на уроке.
Работа с текстом К.Д.Ушинского.
— А сейчас я предлагаю вам размышлением на нашу тему великого русского писателя и педагога К.Д.Ушинского:
— Прочитайте, подумайте, сравните эти размышления с тем, что вы сами думаете о себе.
«Размышления маленького христианина о человеке»
(Текст «Размышлений» перед ребятами на столах).
«Я теперь ещё не очень велик и силён. Я вырасту и сделаюсь взрослым человеком. Потом стану стареть. Когда-то мне придётся умереть. Но душа моя не умрёт никогда, потому что Бог дал мне бессмертную душу. Тело растёт, чувствует и движется, потому что оно одареножизнью.
Я понимаю, что мне говорят и могу выражать свои мысли и желания. У меня есть ум, дар слова. Если я слушаю внимательно, то запоминаю. У меня есть способность памяти. Я представляю очень живо, какие буду иметь удовольствия, когда настанет лето. У меня естьспособность воображения.
Я люблю своих родителей и многих товарищей. Когда мне делают добро, я чувствую благодарность. Я сержусь, когда мне досаждают; смеюсь, когда мне весело; плачу, когда мне грустно. У меня есть много душевных внутренних чувств.
Когда я выполню урок, у меня на душе легко. Когда поленюсь, не послушаюсь, моя душа беспокоится и недовольна моими поступками. У меня есть совесть.
Мне иногда не хочется учиться. Но я могу себя заставить. Мне иногда не хочется делать то, что мне приказывают, но я могу принудить себя выполнить волю родителей или наставника, зная, что я должен им повиноваться, и что они желают мне добра. У меня есть воля.
Я не видел и не могу видеть Бога, потому что Он Дух. Но я верю, что Он существует, видит всё, знает всё, управляет всем, любит нас и желает нам добра. В моей душе есть вера в Бога.
Я иногда пошалю, иногда поленюсь, иногда не послушаюсь, иногда скажу глупость. Но у меня есть желание быть умным, знать много, быть послушным, правдивым, добрым. И я могу стать таким, если постараюсь. У меня есть желание и возможность сделаться умнее и добрее.
Все эти способности: дар слова, память, воображение, вера в Бога, желание и возможности сделаться лучше называются способностями душевными.
В теле человека живёт невидимая душа, без которой тело было бы мёртво: не могло бы ни чувствовать, ни двигаться, несмотря на все свои прекрасно устроенные органы. Душа человека одарена многими способностями, из которых некоторые есть и у животных. Но у животных нет дара слова, нет совести, нет свободной воли; они не могут иметь понятия о Боге, не имеют желания и возможности сделаться лучше.
Человек одарён прекрасно устроенным телом, одарён жизнью, одарён душой свободной, разумной и бессмертной, желающей добра и верящей в Творца Вселенной».
К.Д.Ушинский.
— Расскажите о ваших впечатлениях.
— Какая главная мысль этих размышлений?
— Итак, главное, что в человеке (у человека) есть душа. И душа эта обладает разными способностями.
Назовите их! — Выписываем на доске (и в тетрадь):
- Дар слова
- Память
- Воображение
- Вера в Бога
- Желание и возможность сделаться лучше
— Согласны ли вы с К.Д.Ушинским? Может быть, вы и от себя что-то добавите?
— Кто же, как считают христиане, дал человеку эти способности: дар слова, совесть, свободную волю; понятие о Боге, желание и возможность становиться лучше?
— Бог-Творец.
Можно ли предположить, что эти свойства человек разумный получил в наследство от животных, которые их не имеют?
VII. Итог.
— Какие свойства человеческой души составляют внутренний мир человека?
- Рефлекия.
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
- Домашнее задание.
— Поразмышляйте вместе с родителями, как надо заботиться о своей душе? Напишите в тетради сочинение-миниатюру «Храм моей души», сделайте иллюстрацию к сочинению.
Презентация на тему: » Чудный домик. К.Д.Ушинский Чудный я знаю домик и с полным хозяйством. Есть в этом доме неугомонный эконом. Ни днём, ни ночью он не засыпает: всё тук да.» — Транскрипт:
1
Чудный домик. К.Д.Ушинский Чудный я знаю домик и с полным хозяйством. Есть в этом доме неугомонный эконом. Ни днём, ни ночью он не засыпает: всё тук да тук – и гонит проворных слуг во все уголки дома, где спрашивается пища, питьё или тепло. Есть в этом доме обширная зала, куда свободно входит чистый воздух. Есть два светлых окошечка со ставенками: ночью эти ставенки запираются, днём отпираются. В доме живёт невидимая хозяйка. Хозяйки не видно, но она всем распоряжается. Уйдёт хозяйка из дома, и всё замолкнет: эконом перестанет стучать, а ставенки закроют свои окошечки. Но куда же уходит хозяйка? Туда, откуда пришла, — на Небо. На земле она только гостья, а домик без хозяйки рассыпается в прах.
2
Домик – т _ _ о (тело) человек Эконом – с _ _ _ _е (сердце) Зала – л _ _ _ _ е (легкие) Ставенки – г _ _ _ а (глаза) Хозяйка – д _ _ а (душа) человека
3
Человек ДушаТело Невидимая бессмертная видимое Духовный мир Часть материального мира
4
Человек обладает: Разумом Чувствами Свободой воли и выбора Несет ответственность за свои поступки
5
Обращение к юношам Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукориз- ненным, верно преподающим слово истины,…держись правды, веры, любви, мира со всеми призываю щими Господа от чистого сердца… от глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры.
6
Бог сотворил человека по образу Своему и подобию Душа человека прекрасна и бессмертна. Задача человека – заботиться о том, чтобы душа была -светлой -чистой -прекрасной Между людьми: Уважение Любовь Терпение
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Урок по ОРКСЭ 4 класс, модуль: Основы светской этики
Подготовила учитель начальных классов Перебалина Ю.А. -
2 слайд
Раздел № 3:
Этика человеческих отношений.Первая тема:
«В развитии добрых чувств – творение души»Стр. 48-51 учебника
-
3 слайд
Рассказ-загадка «Чудный домик» К.Д. Ушинский
Чудный я знаю домик и с полным хозяйством. Есть в этом доме неугомонный эконом. Ни днем, ни ночью он не засыпает: всё тук да тук — и гонит проворных слуг во все уголки дома, где спрашивается пища, питьё или тепло. Есть в этом доме и обширная зала, куда свободно входит чистый воздух. Есть два светлых окошечка со ставенками: ночью эти ставенки запираются, днем отпираются.
В доме живет невидимая хозяйка. Хозяйки не видно, но она всем распоряжается. Уйдет хозяйка из дома, и всё замолкнет: эконом перестанет стучать, а ставенки закроют свои окошечки. Но куда же уходит хозяйка? Туда, откуда пришла, — на небо. На земле она только гостья, а домик без хозяйки рассыпается в прах. -
4 слайд
О ком эта загадка?
Хозяйка д__а
Домик т__о
Эконом с____е
Зала л____е
Ставни (окошечки) г___а -
5 слайд
Ответы: Домик – т _ _ о (тело) человека, Эконом – с _ _ _ _е (сердце), Зала – л _ _ _ _ е (легкие), Ставенки – г _ _ _ а (глаза), Хозяйка – д _ _ а (душа) человека
— А о ком же была вся загадка? Верно, о человеке.
-
6 слайд
Душа – это суть человека, его внутренний мир
-
7 слайд
Действовать по велению души…
-
8 слайд
Разум заставляет нас действовать обдуманно,
а сердце, чувства сопротивляются этому…И получается, что разум с сердцем не в ладу…
Как же нам быть?
Поступать так, чтобы на душе было спокойно..
-
9 слайд
Цель урока:
Учиться анализировать собственные поступки.
Обогащать словарный запас.
Воспитывать в себе доброту и милосердие. -
-
-
-
13 слайд
Игра «Продолжи предложения»
Я плачу, когда…….
Я смеюсь, когда…..
Я радуюсь, когда…… -
14 слайд
В развитии чувств – наше творение души…
Прочитаем отрывок из рассказа
В.А. Сухомлинского
«Трудно быть человеком» -
15 слайд
Вопросы к размышлению:
Согласен ли ты, что душа наше творение?
Что зависит от чувств, а что от разума?
Что такое, по-твоему, душа?
Чем связаны понятия «душа», «дух», «духовность»? -
16 слайд
Душа человека заключается в его делах.
Г.ИбсенДля того и знания людям, чтобы душу укреплять.
Ш.Руставели -
17 слайд
Домашнее задание:
Изобрази на рисунке свою душу, расскажи, какая она.
Раскрой смысл одного из изречений мудрецов о душе. -
18 слайд
Спасибо всем за внимание!