Обновлено: 09.01.2023
К десяти часам уже человек двадцать унесли с батареи; два орудия были разбиты, чаще и чаще на батарею попади снаряды и залетали, жужжа и свистя, дальние пули. Но люди, бывшие на батарее , как будто не замечали этого; со всех сторон слышался весёлый говор и шутки.
Пьер замечал, как после каждого попавшего ядра, после каждой потери всё более и более разгоралось общее оживление.
Как из придвигающейся грозовой тучи, чаще и чаще, светлее и светлее вспыхивали на лицах всех этих людей (как бы в отпор совершающегося) молнии скрытого, разгорающегося огня.
Пьер не смотрел вперёд на поле сражения и не интересовался знать о том , что там делалось: он весь был поглощен в созерцание этого, всё более и более разгорающегося огня, который точно так же (он чувствовал) разгорается и в его душе.
В десять часов пехотные солдаты, бывшие впереди батареи в кустах и по речке Каменке, отступили. С батареи видно было, как они пробегали назад мимо неё, неся на ружьях раненых. Какой-то генерал со свитой вошёл на курган и, поговорив с полковником, сердито посмотрев на Пьера, сошел опять вниз, приказав прикрытию пехоты, стаявшему позади батареи, лечь, чтобы менее подвергаться выстрелам. Вслед за этим в рядах пехоты, правее батареи , послышался барабан, командные крики , и с батареи видно было, как ряды пехоты двинулись вперёд.
Через несколько минут толпы раненых и носилок прошли оттуда. На батарею всё чаще стали попадать снаряды. Несколько человек лежали неубранные. Около пушек хлопотливее и оживленнее двигались солдаты. Никто уже не обращал внимание на Пьера. Раза два на него сердито крикнули за то, что он был на дороге. Старший офицер , с нахмуренным лицом , большими, быстрыми шагами переходил от одного орудия к другому. Молоденький офицерик, еще больше разрумянившись ,еще старательнее командовал солдатами. Солдаты подавали заряды, поворачивались, заряжали и делали своё дело с напряженным щегольством. Они на ходу подпрыгивали, как на пружинах.
Грозовая туча надвинулась, и ярко во всех лицах горел тот огонь, за разгоранием которого следил Пьер.
Задание к упражнению:
1) В первом абзаце найдите все глаголы — сказуемые. В какой форме они употреблены, что общего в их форме и какую это играет роль для связи между предложениями в тексте? Как называется этот способ связи?
2) Сохраняется ли этот способ связи в следующим абзаце? Подтвердите свой вывод.
3) Какие еще средства связи между предложениями и абзацами используются в этом тексте? Прочитайте внимательно текст и подумайте.
4) Проследите как в тексте подчеркивается единство темы: ход времени и нарастание события. Найдите и выпишете такие слова — связки.
5) Что в данном тексте, по-вашему, находится в центре внимания?
6) Перед взором читателя развёртывается битва ( Бородинское сражение ), мы видим, как меняется настроения солдат, как пробуждается их боевой дух. Найдите, где это показано в тексте.
Укажите в первом абзаце, что предшествует пробуждению боевого духа.
Во втором, третьем абзацах и далее признаки эти всё более усиливаются. Найдите их.
Наконец, боевой дух солдат проявляется со всей силой. Какие средства языка использует писатель, чтобы показать героизм русских солдат?
Итак, проявление боевого духа начинается с «весёлого говора и шуток», с того, что солдаты как будто не замечали опасности. Потом «разгоралось общее оживление», чаще и светлее вспыхивали на лицах «молнии скрытого огня». Наконец, огонь тот горел «ярко на всех лицах». Толстой показывает это не в одном предложении и даже не в одном абзаце, а постепенно, по мере нарастания боя. Разгоранием внутреннего огня решимости солдат, их отваги происходит у нас на глазах. И все части текста- предложения, абзацы- связаны общей темой боя и нарастания боевого духа; связаны она с помощью языковых средств: единством форм времени глаголов- сказуемых ( всюду прошедшее время ).
7) Прокомментируйте наиболее трудные орфограммы и пунктограммы.
Вспомните, что во многих текстах с параллельной связью предложений данное- первое предложение, а новое- все последующие, все они конкретизируют, развивают мысль, выраженную в первом предложении. Предложения в текстах с такой связью обычно имеют одинаковое строение, т.е. синтаксически однотипный, параллельный.
Задание:
1) В приведенном тексте, построенном по принципу параллельной связи, встречается и цепная связь (она здесь носит второстепенный характер ). Найдите примеры цепной связи.
2) Выпишете слова и перифразы ( перифраз, перифраза — замена прямого названия предмета описанием его признаков ) из всех абзацев, отделяя одно слово от другого знаком тире.
3) Определите, в каких случаях выписанные примеры являются элементами параллельной связи, в каких — элементами цепной связи.
Повторяем орфографию.
Гласные после шипящих и ц.
1. После Ж, Ч, Ш, Щ пишется И, А, У: жизнь, чаша, чудесный.
Исключения: жюри, брошюра, парашют.
2. Буква Ё пишется:
· в корне слова, если можно подобрать однокоренное слово с Ё: чёрт – черти, печёнка – печень, бечёвка – бечева. Если нет такого родственного слова, то следует писать О: мажор, крыжовник, бесшовный;
· в существительных с суффиксом – ЁР: стажёр, дирижёр, ухажёр;
· в отглагольных существительных с суффиксами – ЁВК: ночёвка (от глагола ночевать), корчёвка (от глагола корчевать);
· в суффиксах и окончаниях глаголов: бережёт, стережёт, стрижёт;
· в отглагольных прилагательных с суффиксом – ЁН: сгущённое (молоко), копчёная (колбаса) и в образованных от них существительных с суффиксом – ЁНК: сгущёнка;
· в причастиях с суффиксом – ЕНН (–ЕН в краткой форме): испечённый – испечён, отрешённый и образованных от них наречий: отрешённо.
3. Буква О пишется под ударением в суффиксах и окончаниях существительных, наречий и прилагательных, а без ударения пишется Ё: мальчонка, плащом, камышовый, горячо. Исключения: ещё.
ЗАПОМНИТЕ:
· написание существительных совершил поджог, сильный ожог и глаголов поджег дом, ожег руку;
4. После Ц пишется Ы в окончаниях или суффиксах –ЫН: сестрицын, Царицыно, скворцы. Буква И пишется в корне слова и в существительных, заканчивающихся на –ЦИЯ, в прилагательных, заканчивающихся на –ЦИОННЫЙ: цирк, панцирь, станция, лекционный. Исключения: цыган, цыпки, цыпленок, на цыпочках, цыц!
5. После Ц пишется О под ударением в суффиксе, окончании и корне: танцор, свинцом, цоколь, цокот, цокотуха. Буква Е пишется в корне, суффиксе и окончании: перелицевать, сердцем, поцелуй. Исключения: после Ц пишется О под ударением только в некоторых иноязычных словах: герцог, палаццо, интермеццо.
3. Перепишите слова, вставьте пропущенные буквы.
1) уч..ный, 2) ш…рох, 3) ч…лн, 4) ш…в, 5) ш..рстка, 6) реш…тка, 7) чеч…тка, трущ…ба, 9) ч…рточка, 10) чащ…ба, 11) печ…нка, 12) ш…пот, 13) трещ…тка, 14) ш…лк, 15) крыж…вник, 16) ш…колад, 17) пч…лы, 18) ч…лка, 19) ж…рдочка, 20) ж…луди, 21) изж…га, 22) ш…рты, 23) ш…тландка, 24) ш…ссе, 25) ш…лепол, 26) сч…т, 27) щ…тка, 28) изж…га, 29) ч…рточка, 30) ш…рстка.
Тема: Текст. Типовая принадлежность текстов.
Упражнение №1
В большие, так называемые Красные ворота N-ского мужского монастыря въехала коляска, заложенная в четвёрку сытых красивых лошадей; иеромонахи и послушники, стоявшие толпой около дворянской половины гостиного корпуса, ещё издали по кучеру и лошадям узнали в даме, которая сидела в коляске, свою хорошую знакомую, княгиню Веру Гавриловну.
Старик в ливрее прыгнул с козёл и помог княгине выйти из экипажа. Она подняла тёмную вуаль и не спеша подошла ко всем иеромонахам под благословение, потом ласково кивнула послушникам и направилась в покои.
-Что, соскучились без своей княгине?- говорила она монахам, вносившим её вещи. -Я у вас целый месяц не была. Ну, вот приехала, глядите на свою княгиню. А где отец архимандрит? Боже мой, я сгораю от нетерпения! Чудный, чудный старик! Вы должны гордиться, что у вас такой архимандрит.
Когда вошел архимандрит, княгиня восторженно вскрикнула, скрестила на груди руки и подошла к нему под благословение.
-Нет, нет! Дайте мне поцеловать! — сказала она, хватая его за руку и жадно целуя её три раза. -Как я рада, святой отец, что наконец вижу я! Вы, небось, забыли свою княгиню, а я каждую минуту мысленно жила в вашем милом монастыре. Как у вас здесь хорошо! В этой жизни для Бога, вдали от суетного мира, есть какая-то особая прелесть, святой отец, которую я чувствую всей душой, но передать на словах не могу!
Задание к упражнению:
Прочитайте отрывок из рассказа А.П. Чехова «Княгиня». Определите, текст перед вами или нет. Докажите это.
1) Определите смысловые отношения между предложениями, укажите вид связи в тексте. Выпишете лексические и грамматические средства языка, подтверждающие ваше мнение. Как в тексте подчеркивается единство темы?
2) Выпишете слова старославянского происхождения. Постарайтесь найти в толковых словарях их значение.
3) Найдите однородные и обособленные члены предложения, объясните постановку знаков препинания или их отсутствия.
2. Повторяем орфографию. Ы, И после Ц (смотри правило к домашнему заданию к уроку № 3).
1.Выполните упражнение. Перепишите, вставьте пропущенные буквы:
ц…анистый, ц…вилизация, ц…гарка, ц…када, ц…гейка, ц…корий, ц…фра, панц…рь, ц…ган, ц…пленок, ц…кнуть.
К десяти часам уже человек двадцать унесли с батареи; два орудия были разбиты, чаще и чаще на батарею попадали снаряды и залетали, жужжа и свистя, дальние пули. Но люди, бывшие на батарее, как будто не замечали этого; со всех сторон слышался весёлый говор и шутки.
Пьер замечал, как после каждого попавшего ядра, после каждой потери всё более и более разгоралось общее оживление.
Как из придвигающейся грозовой тучи, чаще и чаще, светлее и светлее вспыхивали на лицах всех этих людей (как бы в отпор совершающегося) молнии скрытого, разгорающегося огня.
Пьер не смотрел вперёд на поле сражения и не интересовался знать о том, что там делалось: он весь был поглощён в созерцание этого, всё более и более разгорающегося огня, который точно так же (он чувствовал) разгорается и в его душе.
В десять часов пехотные солдаты, бывшие впереди батареи в кустах и по речке Каменке, отступили. С батареи видно было, как они пробегали назад мимо неё, неся на ружьях раненых. Какой-то генерал со свитой вошёл на курган и, поговорив с полковником, сердито посмотрев на Пьера, сошёл опять вниз, приказав прикрытию пехоты, стоявшему позади батареи, лечь, чтобы менее подвергаться выстрелам. Вслед за этим в рядах пехоты, правее батареи, послышался барабан, командные крики, и с батареи видно было, как ряды пехоты двинулись вперёд.
Через несколько минут толпы раненых и носилок прошли оттуда. На батарею всё чаще стали попадать снаряды. Несколько человек лежали неубранные. Около пушек хлопотливее и оживлённее двигались солдаты. Никто уже не обращал внимания на Пьера. Раза два на него сердито крикнули за то, что он был на дороге. Старший офицер, с нахмуренным лицом, большими, быстрыми шагами переходил от одного орудия к другому. Молоденький офицерик, ещё больше разрумянившись, ещё старательнее командовал солдатами. Солдаты подавали заряды, поворачивались, заряжали и делали своё дело с напряжённым щегольством. Они на ходу подпрыгивали, как на пружинах.
Грозовая туча надвинулась, и ярко во всех лицах горел тот огонь, за разгоранием которого следил Пьер.
1. В 1-м абзаце найдите все глаголы-сказуемые. В какой форме они употреблены, что общего в их форме и какую это играет роль для связи между предложениями в тексте? Как называется этот способ связи?
3. Какие ещё средства связи между предложениями и абзацами используются в этом тексте? Прочитайте внимательно текст и подумайте.
4. Проследите, как в тексте подчёркивается единство темы: ход времени и нарастание события. Найдите и выпишите такие слова-связки.
Текст посвящен описанию нарастания боевого духа солдат, а также изменение отношения к бою и людям, участвующим в нем, Пьера. Если в первом абзаце атмосфера легкая и непринужденная, то в последнем боевой дух и решимость солдат сравнивается с грозовой тучей и разгоревшимся пламенем.
Слова-связки: к десяти часам, слышался веселый говор и шутки, более и более разгоралось общее оживление, из придвигающейся грозовой тучи, вспыхивали молнии, разгорающегося огня, разгорается и в его душе, в десять часов, разрумянившись, грозовая туча надвинулась, на лицах горел огонь.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
К десяти часам уже человек двадцать унесли с батареи; два орудия были разбиты, чаще и чаще на батарею попадали снаряды и залетали, жужжа и свистя, дальние пули. Но люди, бывшие на батарее, как будто не замечали этого; со всех сторон слышался веселый разговор и шутки.
Пьер замечал, как после каждого попавшего ядра, после каждой потери все более и более разгоралось общее оживление.
Как из придвигающийся грозовой тучи, чаще и чаще, светлее и светлее вспыхивали на лицах всех этих людей (как бы в отпор совершающегося) молнии скрытого, разгорающегося огня.
Пьер не смотрел вперед на поле сражения и не интересовался знать о том, что там делалось: он весь был поглощен в созерцание этого, все более и более разгорающегося огня, который точно так же (он чувствовал) разгорается и в его душе.
В десять часов пехотные солдаты, бывшие впереди батареи в кустах и по речке Каменке, отступили. С батареи видно было, как они пробегали назад мимо нее, неся на ружьях раненых. Какой-то генерал со свитой вошел на курган и, поговорив с полковником, сердито посмотрев на Пьера, сошел опять вниз приказав прикрытию пехоты, стоявшему позади батареи, лечь, чтобы менее подвергаться выстрелам. Вслед за этим в рядах пехоты, правее батареи, послышался барабан, командные крики, и с батареи видно было, как ряды пехоты двинулись вперед.
Через несколько минут толпы раненых и носилок прошли оттуда. На батарею все чащ стали попадать снаряды. Несколько человек лежали неубранные. Около пушек хлопотливее и оживленнее двигались солдаты. Никто уже не обращал внимания на Пьера. Раза два на него сердито крикнули за то, что он был на дороге. Старший офицер, с нахмуренным лицом, большими, быстрыми шагами переходил от одного орудия к другому. Молоденький офицерик, ещё больше разрумянившись еще старательнее командовал солдатами. Солдаты подавали заряды, поворачивались, заряжали и делали свое дело с напряженным щегольством. они на ходу подпрыгивали, как на пружинах.
Грозовая туча надвинулась, и ярко во всех лицах горел тот огонь, за разгоранием которого следил Пьер.
На батарее.
Основная мысль — показать, как действует война на человека, заставляя разгораться внутри, в душе огонь боевого азарта. И как этому способствуют разрывы снарядов, свист пуль, ритм боя и даже надвинувшаяся на батарею грозовая туча.
Стиль текста — художественный.
Тип — повествование.
Связь предложений — цепная, когда каждое последующее предложение вытекает из предыдущего.
Я открою тихо двери, постараюсь уйти, чтоб не услышала мать,
Я сегодня буду пьяный, буду пьяный, мне на всё,мне на всё наплевать,
В кармане диск, играет песня, ты помнишь эту песню Я для тебя сочинял,
Ты говарила, что неверишь, когда изменишь, что тебя, что тебя Я убью!
Тёмно алая кровь, по твоим губам, по твоим щекам, никому не отдам,
Блеск красивых глаз, становится бледней, её последнее слово,
Прощай Андрей,
Тёмно алая кровь, по твоим губам, по твоим щекам, никому не отдам,
Блеск красивых глаз, становится бледней, её последнее слово,
Прощай Андрей,
И вот шагаю по дороге, по той дороге где тебя каждый день Я домой провожал,
В лицо мне дует тёплый ветер, Я шаг за шагом, приближаюсь к тебе, дорогая моя,
Ты говарила, что не веришь, что на такое никогда непойду, Но вот звонок в седьмом подъезде,
Открыла двери, пред тобой Я стою, Пред тобой Я стою
Тёмно алая кровь, по твоим губам, по твоим щекам, никому не отдам,
Блеск красивых глаз, становится бледней, её последнее слово,
Прощай Андрей,
Тёмно алая кровь, по твоим губам, по твоим щекам, никому не отдам,
Блеск красивых глаз, становится бледней, её последнее слово,
Прощай Андрей
К десяти часам уже человек двадцать унесли с батареи; два орудия были разбиты, чаще и чаще на батарею попадали снаряды и залетали, жужжа и свистя, дальние пули. Но люди, бывшие на батарее, как будто не замечали этого; со всех сторон слышался весёлый говор и шутки.
Пьер замечал, как после каждого попавшего ядра, после каждой потери всё более и более разгоралось общее оживление.
Как из придвигающейся грозовой тучи, чаще и чаще, светлее и светлее вспыхивали на лицах всех этих людей (как бы в отпор совершающегося) молнии скрытого, разгорающегося огня.
Пьер не смотрел вперёд на поле сражения и не интересовался знать о том, что там делалось: он весь был поглощён в созерцание этого, всё более и более разгорающегося огня, который точно так же (он чувствовал) разгорается и в его душе.
В десять часов пехотные солдаты, бывшие впереди батареи в кустах и по речке Каменке, отступили. С батареи видно было, как они пробегали назад мимо неё, неся на ружьях раненых. Какой-то генерал со свитой вошёл на курган и, поговорив с полковником, сердито посмотрев на Пьера, сошёл опять вниз, приказав прикрытию пехоты, стоявшему позади батареи, лечь, чтобы менее подвергаться выстрелам. Вслед за этим в рядах пехоты, правее батареи, послышался барабан, командные крики, и с батареи видно было, как ряды пехоты двинулись вперёд.
Через несколько минут толпы раненых и носилок прошли оттуда. На батарею всё чаще стали попадать снаряды. Несколько человек лежали неубранные. Около пушек хлопотливее и оживлённее двигались солдаты. Никто уже не обращал внимания на Пьера. Раза два на него сердито крикнули за то, что он был на дороге. Старший офицер, с нахмуренным лицом, большими, быстрыми шагами переходил от одного орудия к другому. Молоденький офицерик, ещё больше разрумянившись 2 , ещё старательнее командовал солдатами. Солдаты подавали заряды, поворачивались, заряжали и делали своё дело с напряжённым щегольством. Они на ходу подпрыгивали, как на пружинах.
Грозовая туча надвинулась, и ярко во всех лицах горел тот огонь, за разгоранием которого следил Пьер.
1. В 1-м абзаце найдите все глаголы-сказуемые. В какой форме они употреблены, что общего в их форме и какую это играет роль для связи между предложениями в тексте? Как называется этот способ связи?
2. Сохраняется ли этот способ связи предложений в следующем абзаце? Подтвердите свой вывод.
3. Какие ещё средства связи между предложениями и абзацами используются в этом тексте? Прочитайте внимательно текст и подумайте.
4. Проследите, как в тексте подчёркивается единство темы: ход времени и нарастание события. Найдите и выпишите такие слова-связки.
бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла ба бла бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла ба бла бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла ба бла бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла ба бла бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла ба бла бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла ба бла бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла ба бла бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла ба бла бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла ба бла бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла ба бла бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла ба бла бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла ба бла бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла ба бла бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла ба бла бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла ба бла бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла ба бла бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла ба бла бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла ба бла бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла ба бла бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла ба бла бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла ба бла бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла ба бла бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла ба бла бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла ба бла бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла ба бла бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла ба бла бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла ба бла бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла ба бла бла бла ба бла бла ба бла бла ба бла бла бла
Смысловые отношения между предложениями различны:
1. Содержание одного предложения может быть противопоставлено содержа-нию другого.
2. Содержание второго предложения может раскрывать смысл первого или по-яснять один из его членов, а содержание третьего предложения раскрывает смысл второго. Любой текст представляет собой соединение предложений по определен-ным правилам.
Различают цепную и параллельную связь предложений.
При параллельной связи предложения не сцепляются одно с другим, а сопостав-ляются. Благодаря параллелизму конструкций, возможны сопоставления или проти-вопоставления. Особенности этого вида связи – одинаковый порядок слов, члены предложения выражены одинаковыми грамматическими формами, иногда повторе-нием первого слова предложений. И риторический вопрос может служить средством параллельной связи предложений. Параллельные связи очень часто используются в поэзии.
Главное в цепной связи – повтор ключевого слова, замена его синонимом, сино-нимическим оборотом, местоимением, повтор того или иного члена предложения. Связь может осуществляться путем семантических соответствий или ассоциаций. Параллельная связь может усиливаться вводными словами: во-первых, во-вторых, в-третьих. В этих же целях часто используются наречия места (справа, слева, впереди) и времени (сначала, потом). Параллельная связь между частями текста может соче-таться с элементами цепной связи, которые в таких случаях не являются основными. А при цепной связи иногда используются элементы связи параллельной, и они в этом случае тоже носят частный характер.
Кроме перечисленных, наиболее распространенных, есть и другие типы связи между частями текста.
Примеры параллельной связи между предложениями:
Это – круто налившийся свист,
Это – щелканье сдавленных льдинок,
Это – ночь, леденящая лист,
Это – двух соловьев поединок.
Это – сладкий заглохший горох,
Это – слезы вселенной в лопатках,
Это – с пультов и флейт — Фигаро
Низвергается градом на грядку.
(Б. Пастернак*)
* Лопатка – стручки гороха
Найдите в следующем стихотворении А.А. Фета параллельную и цепную связь между предложениями.
Еще весны душистой нега
К нам не успела низойти,
Еще овраги полны снега,
Еще зарей гремит телега
На замороженном пути.
Едва лишь в полдень солнце греет,
Краснеет липа в высоте,
Сквозя, березник чуть желтеет,
И соловей еще не смеет
Запеть в смородинном кусте.
Но возрожденья весть живая
Уж есть в пролетных журавлях,
И, их глазами провожая,
Стоит красавица степная
С румянцем сизым на щеках.
Параллельная связь предложений стала выразительным средством поэтиче-ской речи.
Повторение слов или словосочетаний в начале предложения называется ана-форой .
Знание синтаксических конструкций предложений, способов связи предло-жений в тексте поможет понять эстетическую функцию предложения в тексте ху-дожественного произведения, ответить на вопрос: почему автор употребляет именно такую синтаксическую конструкцию, именно так организовывает свое высказыва-ние. В своих письменных работах: докладах, рефератах, сочинениях, изложениях, дипломных работах, в устной речи нужно использовать опыт, накопленный в работе с текстами художественных произведений.
К десяти часам уже человек двадцать унесли с батареи; два орудия были раз-биты, чаще и чаще на батарею попадали снаряды и залетали, жужжа и свистя, даль-ние пули. Но люди, бывшие на батарее, как будто и не замечали этого; со всех сто-рон слышался веселый говор и шутки…
Пьер замечал, как после каждого попавшего ядра, после каждой потери все бо-лее и более разгоралось общее оживление. Как из придвигающейся грозой тучи, ча-ще и чаще, светлее и светлее вспыхивали на лицах всех этих людей (как бы в отпор совершающегося) молнии скрытого, разгорающегося огня.
Пьер не смотрел вперед на поле сражения и не интересовался знать о том, что там делалось: он был весь поглощен в созерцание этого, все более и более разго-рающегося огня, который точно так же (он чувствовал) разгорается и в его душе.
В десять часов пехотные солдаты, бывшие впереди батареи в кустах и по речке Каменке, отступили. С батареи видно было, как они пробегали назад мимо неё, неся на ружьях раненых. Какой-то генерал со свитой вошел на курган и, поговорив с пол-ковником, сердито посмотрел на Пьера, сошел опять вниз, приказав прикрытию пехо-ты, стоявшему позади батареи, лечь, чтобы менее подвергаться выстрелам. Вслед за этим в рядах пехоты, правее батареи, послышался барабан, командные крики, и с ба-тареи видно было, как ряды пехоты двинулись вперед…
Через несколько минут толпы раненых и носилок прошли оттуда. На батарею все чаще стали попадать снаряды. Несколько человек лежали неубранные. Около пу-шек хлопотливее и оживленнее двигались солдаты. Никто уже не обращал внимания на Пьера. Раза два на него сердито крикнули за то, что он был на дороге. Старший офицер, с нахмуренным лицом, большими, быстрыми шагами переходил от одного орудия к другому. Молоденький офицерик, еще больше разрумянившись, еще стара-тельнее командовал солдатами. Солдаты подавали заряды, поворачивались, заряжали и делали свое дело с напряженным щегольством. Они на ходу подпрыгивали, как на пружинах.
Грозовая туча надвинулась, и ярко во всех лицах горел тот огонь, за разгорани-ем которого следил Пьер.
Тревожное волнение, видимо, распространилось по селу. Бабы в клетчатых по-нёвах швыряли щепками в недогадливых или слишком усердных собак; хромой ста-рик с бородой, начинавшейся под самыми глазами, оторвал недопоенную лошадь от колодезя, ударил её неизвестно за что по боку, а там уже поклонился. Мальчишки в длинных рубашонках с воплем бежали в избы, ложились брюхом на высокий порог, свешивали головы, закидывали ноги кверху и таким образом весьма проворно пере-катывались за дверь, в темные сени, откуда уже не показывались. Даже курицы уст-ремились ускоренной рысью в подворотню; один бойкий петух с черной грудью, по-хожей на атласный жилет, и с красным хвостом, закрученным на самый гребень, ос-тался было на дороге и уже совсем собрался кричать, да вдруг сконфузился и тоже побежал.
Изба бурмистра стояла в стороне от других, посреди густого зеленого конопля-ника. Мы остановились перед воротами. Г-н Пеночкин встал, живописно сбросил с себя плащ и вышел из коляски, приветливо озираясь кругом. Бурмистрова жена встретила нас с поклонами и подошла к барской ручке. Аркадий Павлыч дал ей наце-ловаться вволю и взошел на крыльцо. В сенях, в темном углу, стояла старостиха и тоже поклонилась, но к руке подойти не дерзнула. В так называемой холодной избе – из сеней направо – уже возились две другие бабы; они выносили оттуда всякую дрянь, пустые жбаны, одеревенелые тулупы, масленые горшки, люльку с кучей тря-пок и пестрым ребенком, подметали банными вениками сор. Аркадий Павлыч выслал их вон и поместился на лавке под образами. Кучера начали вносить сундуки, ларцы и прочие удобства, всячески стараясь умерить стук своих тяжелых сапогов.
Как видите, цепная связь может сочетаться с элементами параллельной связи, которые в таких случаях не являются основными. Кроме распространенных цепной и параллельной, есть другие виды связей между предложениями.
Вы уже знаете, что текст характеризуется смысловой и грамматической связно-стью, цельностью и относительной законченностью. Большие тексты состоят из па-раграфов, глав, разделов. Но текстом является и небольшой отрывок из произведе-ния, если в нем есть признаки текста, о которых уже говорилось. Текст может состо-ять из нескольких предложений или нескольких абзацев, связанных между собою по смыслу и грамматически – формой глаголов, местоимениями, союзами, вводными словами, конструкциями предложений. Заключенная в тексте информация представ-ляет собой содержание, которое находит выражение в словесной форме. Содержание соотносится с темой. Тема – это то, что описывается в тексте, о чём развертывается рассуждение, ведется диалог и т. д. Все связи в тексте строятся по определенным пра-вилам. По определенным правилам строится и абзац. Слово абзац имеет два значения:
1) отступ в начале строки, красная строка;
2) часть текста между двумя такими отступами Абзац во втором значении представляет для нас главный интерес.
Наименьшая составная часть общей темы называется микротемой, а часть тек-ста, в которой раскрывается микротема, называется микротекстом. Вокруг микроте-мы группируются предложения, составляющие часть – абзац.
Абзац служит для выделения основной микротемы, для перехода одной микро-темы к другой. Предложения в абзаце тесно связаны между собой грамматически и логически. Каждый новый абзац отражает тот или иной этап в развитии действия, ту или иную характерную особенность в описании предмета, в характеристике героя, ту или иную мысль в рассуждении, доказательстве.
Бывают абзацы, состоящие из одного предложения. Первые предложения всех абзацев текста составляют наиболее важное его содержание. Эту основную часть аб-заца называют абзацным зачином. Последующие предложения – комментирующая часть: она раскрывает, разъясняет, комментирует то, что заключено в первом пред-ложении.
Итак, абзац состоит из абзацного зачина (основной фразы, являющейся обычно первым предложением) и комментирующей части (последующие предложения).
Основные фразы абзаца (абзацные зачины) текста должны быть логически одно-родными, взаимно связанными и в совокупности своей составлять единое целое. Если в зачинах такого единства нет, значит, абзацы построены неправильно или непра-вильно определены их границы.
Задания:
1. Разделите текст на абзацы. Определите микротему каждого абзаца.
2. Перепишите дома текст, графически объясняя орфограммы и условия выбора орфограмм.
3. Объясните расстановку знаков препинания.
4. Найдите выразительные средства речи и объясните их экспрессивную функ-цию.
Утро застало нас близ моря. О том, что бушевал девятибалльный шторм, напо-минали лишь плавучие водоросли, брошенные на прибрежные кристаллические ска-лы. Их так много, что кажется, как будто океан нарочно постлал здесь этот зеленый ковер. У самой земли ещё влажно мерцает мелкая холодная изморозь, но вверху небо уже кристально чистое. Вдруг брызнули первые лучи солнца, и миллионы бриллиан-тов заблистали везде: на кустах можжевельника, в зарослях камыша, произрастающе-го у ближайшей речонки, и на вспыхнувшей огнем брошенной перламутровой рако-вине. Кажется, здесь не ступала нога человека, но вот виден свежий след трёхтонки, проехавшей по песчаному берегу, да вон чей-то полуразрушенный дощаник.
Однако посмотрите, уж не след ли это медвежонка? Нам надо поторапливаться, и поэтому мы, наскоро подкрепившись свиной тушенкой и шоколадом, отправляемся в путь. Обувь наша не высохла-таки и, вопреки заверениям, очень промокает. Все сияет после недавнего ливня: и голубые цветы цикория, и какие-то кусты с красными ягодами. Мой приятель забирается за ними в самую чащобу, несмотря на то, что кус-ты колются и жалятся. Посмотрите: вот птенцы широко разевают клювы. Как низко расположены гнёзда! Здесь, наверное, их некому разорять. Так мы продвигаемся впе-ред, взимая эту неожиданную для нас дань с природы. Но так как наш арьергард слишком растягивается, начальник экспедиции даёт приказ подравняться. И мы про-должаем идти, забыв обо всех горестях и изъянах нашей экспедиции. Не нужно че-ресчур преуменьшать трудность таких походов, но я не хочу и приуменьшать то удо-вольствие, которое они доставляют. Мы идем через лес, окроплённый мириадами ка-пель, которые висят даже на безыглых ветвях старых ёлок. Как ни тяжелы наши рюк-заки, мы все впоследствии с удовольствием вспоминали наше путешествие.
Ветер как будто изменяется: то дует навстречу, то сбоку, то сзади гудит в ка-кую-нибудь скважину, закидывает воротник за голову и насмешливо треплет им по лицу.
Читайте также:
- Некоторые дети уделяют много времени занятием спорта что в этом плохого и хорошего сочинение
- Плюсы и минусы евгения базарова сочинение
- Сочинение на тему осенний лес с причастиями и причастными оборотами
- Какие примеры дружбы человека с животными вам запомнились сочинение
- Сочинение горе от ума действие 2 явление 5
Определите тему и основную мысль текста. Срочно!
К десяти часам уже человек двадцать унесли с батареи; два орудия были разбиты, чаще и чаще на батарею попадали снаряды и залетали, жужжа и свистя, дальние пули. Но люди, бывшие на батарее, как будто не замечали этого; со всех сторон слышался весёлый говор и шутки. <…>
Пьер замечал, как после каждого попавшего ядра, после каждой потери всё более и более разгоралось общее оживление.
Как из придвигающейся грозовой тучи, чаще и чаще, светлее и светлее вспыхивали на лицах всех этих людей (как бы в отпор совершающегося) молнии скрытого, разгорающегося огня.
Пьер не смотрел вперёд на поле сражения и не интересовался знать о том, что там делалось: он весь был поглощён в созерцание этого, всё более и более разгорающегося огня, который точно так же (он чувствовал) разгорается и в его душе.
В десять часов пехотные солдаты, бывшие впереди батареи в кустах и по речке Каменке, отступили. С батареи видно было, как они пробегали назад мимо неё, неся на ружьях раненых. Какой-то генерал со свитой вошёл на курган и, поговорив с полковником, сердито посмотрев на Пьера, сошёл опять вниз, приказав прикрытию пехоты, стоявшему позади батареи, лечь, чтобы менее подвергаться выстрелам. Вслед за этим в рядах пехоты, правее батареи, послышался барабан, командные крики, и с батареи видно было, как ряды пехоты двинулись вперёд. <…>
Через несколько минут толпы раненых и носилок прошли оттуда. На батарею всё чаще стали попадать снаряды. Несколько человек лежали неубранные. Около пушек хлопотливее и оживлённее двигались солдаты. Никто уже не обращал внимания на Пьера. Раза два на него сердито крикнули за то, что он был на дороге. Старший офицер, с нахмуренным лицом, большими, быстрыми шагами переходил от одного орудия к другому. Молоденький офицерик, ещё больше разрумянившись, ещё старательнее командовал солдатами. Солдаты подавали заряды, поворачивались, заряжали и делали своё дело с напряжённым щегольством. Они на ходу подпрыгивали, как на пружинах.
Грозовая туча надвинулась, и ярко во всех лицах горел тот огонь, за разгоранием которого следил Пьер.
Лев Николаевич Толстой, сам испытавший на себе тяготы войны, считал войну преступлением, «противным человеческому разуму и всей человеческой природе событием». Все его симпатии на стороне простого солдата, который выносит основную тяжесть, грязь и ужас войны. Не случайно все герои Толстого, которым он симпатизирует, лишены каких-то военных черт: выправки, громкого командного голоса, уверенности в себе, а, напротив, подчеркнуто неуклюжи и совсем не похожи на героев. Подлинный героизм, по мнению писателя, скромен и незаметен, не выпячивает себя напоказ. Именно таким изображает Толстой героев Шенграбенского сражения, одного из центральных событий войны 1805 года, сражения, исход которого был очень важен для русской армии. Отряд Багратиона должен был задержать французов, чтобы могли соединиться русские войска. Недаром Кутузов напутствует Багратиона: «Благословляю тебя на великий подвиг». Князь Андрей, будучи адъютантом Кутузова, просит отпустить его с армией Багратиона, так как он хочет принять участие в настоящем сражении. Накануне боя, когда Болконский объезжал позиции, он увидел забавную сценку: один из русских солдат, подражая французам, стал лопотать что-то непонятное, раздался «грохот такого здорового и веселого хохота, невольно через цепь сообщившегося и французам, что после этого, казалось, нужно было поскорее разрядить ружья, взорвать заряды и разойтись поскорей всем по домам». Простым солдатам нечего делить друг с другом — вот идея автора. Войны развязывают правители, чтобы удовлетворить свои амбиции, а расплачиваться приходится простым людям. Перед сражением встречает Болконский и главного героя этого эпизода — капитана Тушина, подчеркнуто неловкого, совершенно не военного вида артиллериста, с «большими, добрыми и умными глазами». Батарея капитана Тушина героически выполняла свой долг, даже и не думая об отступлении, хотя в ней было всего четыре орудия. Французы думали, что в этом месте сосредоточены главные силы русских, и ударили всей своей мощью по батарее. Во время боя капитан Тушин даже не думал об опасности, «лицо его все более и более оживлялось». Несмотря на его невоенный вид и «слабый, тоненький, нерешительный голосок», солдаты любили и уважали его, и «все, как дети в затруднительном положении, смотрели на своего командира». Тушин не задумывался о том, что его могут убить, он переживал только тогда, когда убивали и ранили его солдат. Приказ об отступлении должен был доставить на батарею адъютант Жерков, но он испугался сильного обстрела и поехал в другую сторону. Второй штаб-офицер только выкрикнул приказ об отступлении и умчался прочь, чем вызвал смех солдат. Третьим адъютантом был князь Андрей. Он увидел несколько убитых, раненую лошадь, услышал свист снарядов. Ему становится страшно, но «одна мысль о том, что он боится, снова подняла его». Он помог Тушину убрать орудия и уехал лишь тогда, когда все было сделано. Еще одним незаметным героем сражения стал капитан Тимохин. Впервые мы встречаемся с ним на смотре в Браунау, когда Кутузов узнает его, поскольку он участвовал в турецкой компании. В тот момент, когда, казалось, французы побеждают, выступила рота Тимохина: «Тимохин с таким отчаянным криком бросился на французов и с такою безумною и пьяною решительностью, с одной шпажкой, набежал на неприятеля, что французы, не успев опомниться, побросали оружие и побежали». Отряд Багратиона выполнил свою задачу благодаря таким скромным, незаметным героям, как Тушин и Тимохин. В этом эпизоде Толстой показывает нам подлинный героизм, который не выпячивает себя. Центральным эпизодом войны 1812 года, кульминацией ее, стало Бородинское сражение. Удивительно то, что, в отличие от Шенграбенского сражения, автор не называет нам имен русских солдат, которые героически сражаются и погибают на поле Бородина. Тем самым он хочет подчеркнуть ту мысль, что все русские солдаты были героями. Особенно подробно описывается Толстым батарея Раевского, где происходили очень важные события боя. Все сражение показано глазами Пьера (это один из излюбленных приемов Толстого) : «К десяти часам уже человек двадцать унесли с батареи; два орудия были разбиты, чаще и чаще на батарею попадали снаряды и залетали, жужжа и свистя, дальние пули. Но люди, бывшие на батарее, как будто не замечали этого; со всех сторон слышался веселый говор и шутки». Пьер видит, как люди один за другим погибают, исполняя свой долг: «Много было тут мертвых, незнакомых ему. Но некоторых он узнал. Молоденький офицерик сидел, все так же свернувшись, у края вала, в луже крови. Краснорожий солдат еще дергался, но его не убирали». Эта картина поражает Пьера, и он высказывает мысль, несомненно, близкую и прочувствованную автором: «Нет, теперь они оставят это, теперь они ужаснуться того, что они сделали!» Описывая сражения, Толстой постоянно проводит антитезу между Наполеоном и Кутузовым. Их обоих любят солдаты, но по-разному. Перед Наполеоном преклоняются, как перед божеством, Кутузова уважают за мудрость, опытность, внимание к простому солдату. Наполеон одержим манией величия, он ведет себя неестественно, помня, что каждый его шаг записывается для потомков. А Кутузов прост, скромен, непритязателен, поэтому он велик, так как, по мысли автора, «нет величия там, где нет простоты, добра и правды». Во время Бородинского сражения Кутузов ощущает то, что испытывает каждый солдат, и внушает уверенность в победе: «Смысл его слов сообщился повсюду, потому что то, что сказал Кутузов, вытекало не из хитрых соображений, а из чувства, которое лежало в душе главнокомандующего, так же как и в душе каждого русского человека». Военные эпизоды романа «Война и мир» раскрывают нам главные темы и идеи Толстого: неприятие войны вообще, понятие подлинного героизма и величия, мужество и патриотизм русского народа.
Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений
Сохранить сочинение:
Сочинение по вашей теме Военные эпизоды в романе Толстого «Война и мир». Поищите еще с сайта похожие.
Проанализируйте виды и средства связи между частями текста в отрывке из романа Л. Толстого «Война и мир».
К десяти часам уже человек двадцать унесли с батареи; два орудия были разбиты, чаще и чаще на батарею попадали снаряды и залетали, жужжа и свистя, дальние пули. Но люди, бывшие на батарее, как будто не замечали этого; со всех сторон слышался весёлый говор и шутки. <…>
Пьер замечал, как после каждого попавшего ядра, после каждой потери всё более и более разгоралось общее оживление.
Как из придвигающейся грозовой тучи, чаще и чаще, светлее и светлее вспыхивали на лицах всех этих людей (как бы в отпор совершающегося) молнии скрытого, разгорающегося огня.
Пьер не смотрел вперёд на поле сражения и не интересовался знать о том, что там делалось: он весь был поглощён в созерцание этого, всё более и более разгорающегося огня, который точно так же (он чувствовал) разгорается и в его душе.
В десять часов пехотные солдаты, бывшие впереди батареи в кустах и по речке Каменке, отступили. С батареи видно было, как они пробегали назад мимо неё, неся на ружьях раненых. Какой-то генерал со свитой вошёл на курган и, поговорив с полковником, сердито посмотрев на Пьера, сошёл опять вниз, приказав прикрытию пехоты, стоявшему позади батареи, лечь, чтобы менее подвергаться выстрелам. Вслед за этим в рядах пехоты, правее батареи, послышался барабан, командные крики, и с батареи видно было, как ряды пехоты двинулись вперёд. <…>
Через несколько минут толпы раненых и носилок прошли оттуда. На батарею всё чаще стали попадать снаряды. Несколько человек лежали неубранные. Около пушек хлопотливее и оживлённее двигались солдаты. Никто уже не обращал внимания на Пьера. Раза два на него сердито крикнули за то, что он был на дороге. Старший офицер, с нахмуренным лицом, большими, быстрыми шагами переходил от одного орудия к другому. Молоденький офицерик, ещё больше разрумянившись2, ещё старательнее командовал солдатами. Солдаты подавали заряды, поворачивались, заряжали и делали своё дело с напряжённым щегольством. Они на ходу подпрыгивали, как на пружинах.
Грозовая туча надвинулась, и ярко во всех лицах горел тот огонь, за разгоранием которого следил Пьер.
1. В 1-м абзаце найдите все глаголы-сказуемые. В какой форме они употреблены, что общего в их форме и какую это играет роль для связи между предложениями в тексте? Как называется этот способ связи?
2. Сохраняется ли этот способ связи предложений в следующем абзаце? Подтвердите свой вывод.
3. Какие ещё средства связи между предложениями и абзацами используются в этом тексте? Прочитайте внимательно текст и подумайте.
4. Проследите, как в тексте подчёркивается единство темы: ход времени и нарастание события. Найдите и выпишите такие слова-связки.
Лев Николаевич
Толстой
, сам испытавший на себе тяготы
войны
, считал войну преступлением, «противным человеческому разуму и всей человеческой природе событием». Все его симпатии на стороне
простого солдата
, который выносит основную тяжесть, грязь и ужас войны. Не случайно все герои Толстого, которым он симпатизирует, лишены каких-то военных черт: выправки, громкого командного голоса, уверенности в себе, а, напротив, подчеркнуто неуклюжи и совсем не похожи на героев. Подлинный героизм, по мнению писателя, скромен и незаметен, не выпячивает себя напоказ.
Именно таким изображает Толстой героев
Шенграбенского сражения
одного из центральных событий
войны 1805 года
, сражения, исход которого был очень важен для русской армии. Отряд
Багратиона
должен был задержать французов, чтобы могли соединиться русские войска. Недаром
Кутузов
напутствует Багратиона: «Благословляю тебя на великий подвиг».
Князь Андрей
, будучи адъютантом Кутузова, просит отпустить его с армией
Багратиона
, так как он хочет принять участие в настоящем сражении. Накануне боя, когда Болконский объезжал позиции, он увидел забавную сценку: один из русских солдат, подражая французам, стал лопотать что-то непонятное, раздался «грохот такого здорового и веселого хохота, невольно через цепь сообщившегося и французам, что после этого, казалось, нужно было поскорее разрядить ружья, взорвать заряды и разойтись поскорей всем по домам».
Простым солдатам нечего делить друг с другом
— вот идея автора. Войны развязывают правители, чтобы удовлетворить свои амбиции, а расплачиваться приходится простым людям.
Перед сражением встречает Болконский и главного героя этого эпизода — капитана
Тушина
, подчеркнуто неловкого, совершенно не военного вида артиллериста, с «большими, добрыми и умными глазами». Батарея капитана Тушина героически выполняла свой долг, даже и не думая об отступлении, хотя в ней было всего четыре орудия. Французы думали, что в этом месте сосредоточены главные силы русских, и ударили всей своей мощью по батарее. Во время боя капитан
Тушин
даже не думал об опасности, «лицо его все более и более оживлялось».
Несмотря на его невоенный вид и «слабый, тоненький, нерешительный голосок», солдаты любили и уважали его, и «все, как дети в затруднительном положении, смотрели на своего командира». Тушин не задумывался о том, что его могут убить, он переживал только тогда, когда убивали и ранили его солдат. Приказ об отступлении должен был доставить на батарею адъютант Жерков, но он испугался сильного обстрела и поехал в другую сторону. Второй штаб-офицер только выкрикнул приказ об отступлении и умчался прочь, чем вызвал смех солдат. Третьим адъютантом был князь Андрей. Он увидел несколько убитых, раненую лошадь, услышал свист снарядов. Ему становится страшно, но «одна мысль о том, что он боится, снова подняла его». Он помог Тушину убрать орудия и уехал лишь тогда, когда все было сделано.
Еще одним незаметным героем сражения стал капитан
Тимохин
. Впервые мы встречаемся с ним на
смотре
в
Браунау
, когда
Кутузов
узнает его, поскольку он участвовал в турецкой компании. В тот момент, когда, казалось, французы побеждают, выступила рота Тимохина: «Тимохин с таким отчаянным криком бросился на французов и с такою безумною и пьяною решительностью, с одной шпажкой, набежал на неприятеля, что французы, не успев опомниться, побросали оружие и побежали».
Отряд Багратиона выполнил свою задачу благодаря таким скромным, незаметным героям, как Тушин и Тимохин. В этом эпизоде Толстой показывает нам подлинный героизм, который не выпячивает себя.
Центральным эпизодом
войны 1812 года
, кульминацией ее, стало
Бородинское сражение
. Удивительно то, что, в отличие от Шенграбенского сражения, автор не называет нам имен русских солдат, которые героически сражаются и погибают на поле Бородина. Тем самым он хочет подчеркнуть ту мысль, что все русские солдаты были героями. Особенно подробно описывается Толстым
батарея Раевского
, где происходили очень важные события боя.
Все сражение показано глазами
Пьера
(это один из излюбленных приемов Толстого): «К десяти часам уже человек двадцать унесли с батареи; два орудия были разбиты, чаще и чаще на батарею попадали снаряды и залетали, жужжа и свистя, дальние пули. Но люди, бывшие на батарее, как будто не замечали этого; со всех сторон слышался веселый говор и шутки». Пьер видит, как люди один за другим погибают, исполняя свой долг: «Много было тут мертвых, незнакомых ему. Но некоторых он узнал. Молоденький офицерик сидел, все так же свернувшись, у края вала, в луже крови. Краснорожий солдат еще дергался, но его не убирали». Эта картина поражает Пьера, и он высказывает мысль, несомненно, близкую и прочувствованную автором: «Нет, теперь они оставят это, теперь они ужаснутся того, что они сделали!»
Описывая сражения, Толстой постоянно проводит антитезу между
Наполеоном
и Кутузовым. Их обоих любят солдаты, но по-разному. Перед
Наполеоном
преклоняются, как перед божеством,
Кутузова
уважают за мудрость, опытность, внимание к простому солдату.
Наполеон
одержим манией величия, он ведет себя неестественно, помня, что каждый его шаг записывается для потомков. А
Кутузов
прост, скромен, непритязателен, поэтому он велик, так как, по мысли автора, «нет величия там, где нет простоты, добра и правды». Во время Бородинского сражения
Кутузов
ощущает то, что испытывает каждый солдат, и внушает уверенность в победе: «Смысл его слов сообщился повсюду, потому что то, что сказал Кутузов, вытекало не из хитрых соображений, а из чувства, которое лежало в душе главнокомандующего, так же как и в душе каждого русского человека».
Военные эпизоды романа «Война и мир» раскрывают нам главные темы и идеи Толстого: неприятие войны вообще, понятие подлинного героизма и величия, мужество и патриотизм русского народа.
Русский язык, 11 класс
Готов
Вопрос от
344 дня назад
ЛИТЕРАТУРА
выполнить мини-анализ сцены Батареи Раевского (31-32гл.)
Ответ от Ирина
Пьер отправляется к кургану Раевского (батарее Раевского) – самому важному месту в Бородинском сражении: «Курган, на который вошел Пьер, был то знаменитое (потом известное у русских под именем курганной батареи, или батареи Раевского, а у французов под именем la grande redoute, la fatale redoute, la redoute du centre*) место, вокруг которого положены десятки тысяч людей и которое французы считали важнейшим пунктом позиции.» (*большой редут, роковой редут, центральный редут) «Редут этот состоял из кургана, на котором с трех сторон были выкопаны канавы. В окопанном канавами место стояли десять стрелявших пушек, высунутых в отверстие валов. В линию с курганом стояли с обеих сторон пушки, тоже беспрестанно стрелявшие. Немного позади пушек стояли пехотные войска. Входя на этот курган, Пьер никак не думал, что это окопанное небольшими канавами место, на котором стояло и стреляло несколько пушек, было самое важное место в сражении.» (том 3 часть 2 глава XXXI)
Батарея Раевского без остановки ведет стрельбу по французам. Однако к 10 часам утра французы все чаще обстреливают курган Раевского, здесь появляются раненые. Однако русские не теряют оптимизма и продолжают бить по противнику, будучи под обстрелом: «Пушки с этой батареи беспрестанно одна за другой стреляли, оглушая своими звуками и застилая всю окрестность пороховым дымом.» «К десяти часам уже человек двадцать унесли с батареи; два орудия были разбиты, чаще и чаще на батарею попадали снаряды и залетали, жужжа и свистя, дальние пули. Но люди, бывшие на батарее, как будто не замечали этого; со всех сторон слышался веселый говор и шутки.» «На батарею еще чаще стали попадать снаряды. Несколько человек лежали неубранные.» (том 3 часть 2 глава XXXI) Вскоре у батареи Раевского заканчиваются снаряды для пушек, они посылают за резервом. В это время от разрыва снаряда Пьер Безухов теряет сознание. Придя в себя, он видит, что французы уже заняли курган Раевского и берут в плен русских: «Унтер-офицер подбежал к старшему офицеру и испуганным шепотом… сказал, что зарядов больше не было.» «»Беги к резервам, приводи ящики! – крикнул он…» (офицер — солдату, (том 3 часть 2 глава XXXI) «В то время как Пьер входил в окоп, он заметил, что на батарее выстрелов не слышно было, но какие-то люди что-то делали там.» (французы уже на кургане Раевского, том 3 часть 2 глава XXXII) Однако французы недолго владеют курганом Раевского, вскоре русские мощной атакой прогоняют их отсюда: «…навстречу ему показались плотные толпы бегущих русских солдат, которые, падая, спотыкаясь и крича, весело и бурно бежали на батарею. (Это была та атака, которую себе приписывал Ермолов… Французы, занявшие батарею, побежали. Наши войска с криками «ура» так далеко за батарею прогнали французов, что трудно было остановить их.» (том 3 часть 2 глава XXXII)
ГДЗ #1
129. Проанализируйте виды и средства связи между частями текста в отрывке из романа Л. Толстого «Война и мир».
К десяти часам уже человек двадцать унесли с батареи; два орудия были разбиты, чаще и чаще на батарею попадали снаряды и залетали, жужжа и свистя, дальние пули. Но люди, бывшие на батарее, как будто не замечали этого; со всех сторон слышался весёлый говор и шутки. <…>
Пьер замечал, как после каждого попавшего ядра, после каждой потери всё более и более разгоралось общее оживление.
Как из придвигающейся грозовой тучи, чаще и чаще, светлее и светлее вспыхивали на лицах всех этих людей (как бы в отпор совершающегося) молнии скрытого, разгорающегося огня.
Пьер не смотрел вперёд на поле сражения и не интересовался знать о том, что там делалось: он весь был поглощён в созерцание этого, всё более и более разгорающегося огня, который точно так же (он чувствовал) разгорается и в его душе.
В десять часов пехотные солдаты, бывшие впереди батареи в кустах и по речке Каменке, отступили. С батареи видно было, как они пробегали назад мимо неё, неся на ружьях раненых. Какой-то генерал со свитой вошёл на курган и, поговорив с полковником, сердито посмотрев на Пьера, сошёл опять вниз, приказав прикрытию пехоты, стоявшему позади батареи, лечь, чтобы менее подвергаться выстрелам. Вслед за этим в рядах пехоты, правее батареи, послышался барабан, командные крики, и с батареи видно было, как ряды пехоты двинулись вперёд. <…>
Через несколько минут толпы раненых и носилок прошли оттуда. На батарею всё чаще стали попадать снаряды. Несколько человек лежали неубранные. Около пушек хлопотливее и оживлённее двигались солдаты. Никто уже не обращал внимания на Пьера. Раза два на него сердито крикнули за то, что он был на дороге. Старший офицер, с нахмуренным лицом, большими, быстрыми шагами переходил от одного орудия к другому. Молоденький офицерик, ещё больше разрумянившись, ещё старательнее командовал солдатами. Солдаты подавали заряды, поворачивались, заряжали и делали своё дело с напряжённым щегольством. Они на ходу подпрыгивали, как на пружинах.
Грозовая туча надвинулась, и ярко во всех лицах горел тот огонь, за разгоранием которого следил Пьер.
1. В 1-м абзаце найдите все глаголы-сказуемые. В какой форме они употреблены, что общего в их форме и какую это играет роль для связи между предложениями в тексте? Как называется этот способ связи?
2. Сохраняется ли этот способ связи предложений в следующем абзаце? Подтвердите свой вывод.
3. Какие ещё средства связи между предложениями и абзацами используются в этом тексте? Прочитайте внимательно текст и подумайте.
4. Проследите, как в тексте подчёркивается единство темы: ход времени и нарастание события. Найдите и выпишите такие слова-связки.
Текст посвящен описанию нарастания боевого духа солдат, а также изменение отношения к бою и людям, участвующим в нем, Пьера. Если в первом абзаце атмосфера легкая и непринужденная, то в последнем боевой дух и решимость солдат сравнивается с грозовой тучей и разгоревшимся пламенем.
Слова-связки: к десяти часам, слышался веселый говор и шутки, более и более разгоралось общее оживление, из придвигающейся грозовой тучи, вспыхивали молнии, разгорающегося огня, разгорается и в его душе, в десять часов, разрумянившись, грозовая туча надвинулась, на лицах горел огонь.
На этой странице вы сможете найти и списать готовое домешнее задание (ГДЗ) для школьников по предмету Русский язык, которые посещают 10-11 класс из книги или рабочей тетради под названием/издательством «Учебник», которая была написана автором/авторами: Власенков. ГДЗ представлено для списывания совершенно бесплатно и в открытом доступе.