Работа
с текстом
Фамилия,
имя __________________________________________ 24.02.2022
1. Прочитай
очерк К. Паустовского «Сказки Пушкина»
(учебник
Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградова, М.В. Бойкина «Литературное чтение» 4 класс
часть 2 с. 73-76)
Запиши
имя и отчество и фамилию поэта, о котором говорится в очерке.
______________________________________________________________________
2. Основная
мысль очерка:
________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Найди
ответ в тексте.
Какая
единица измерения длины использовалась во времена А.С. Пушкина?
Ответ:
________________________________________________________________
4. В
каком месте жил некоторое время А.С. Пушкин?
______________________________________________________________________
5. Как
звали няню А.С. Пушкина?
_______________________________________________________________________
6. Что
такое «светёлка»?
Ответ:
________________________________________________________________
7. Дополни
предложения словами из текста.
Место
действия пушкинских сказок _______________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Причудливая
Русь ______________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
8. Откуда
повелась поэзия Руси? Ответь словами текста.
______________________________________________________________________
9. Какие
строки посвятил поэт своей няне? Запиши.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Какие
сказки А.С.Пушкина ты знаешь? Запиши не менее двух.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Напиши
фамилию художника, который иллюстрировал сказки А.С. Пушкина.
Ответ:
_________________________________________________________________
12. Записать
текст упр. 94 (рус. язык). Вставить пропущенные слова.
Любовь
А.С. Пушкина к сказке возникла в …….. детстве. Бабушка поэта Мария
Ганнибал, его дядька Никита Козлов рассказывали …. .Александру самые ……
сказки. Но по-настоящему понять всю прелесть русских …… сказок поэту
помогла его …. няня Арина Родионовна. Тёмными …. вечерами, когда за окном
выл … ветер, поэт с наслаждением слушал свою … подругу и помощницу.
Слова
для выбора: ранний, маленький, разный, народный, старый, зимний, студёный,
верный.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Урок
литературного чтения
в 4 «б» классе
Выполнила:
учитель начальных классов
Алгасанова Зарема Алиевна
МОУ «СОШ№8»
Тест
1. Как называется раздел, над которым мы продолжим сегодня работу?
А) «Мир – театр, люди – актёры…»;
Б) «Мир волшебных звуков»;
В) «Золотая колесница»
2. Слово «стих» в переводе с греческого обозначает:
А) образное определение;
Б) придание неживому качеств живого существа;
В) ряд, строку; художественную речь, разделенную на относительно короткие отрезки, которая обычно сопровождается рифмой.
- Что такое «стихотворение»?
А) Это художественное произведение, написанное стихами, обычно небольшое по объему. Стихотворение изображает обычно краткий, но напряжённый момент человеческой жизни и жизни природы, передаёт душевную настроенность.
Б) Драматическое произведение для театрального представления.
В) Древнее народное сказание о легендарных героях, богах, о явлениях природы.
- Что не соответствует действительности? Выберите высказывание, не относящееся к биографии Василия Андреевича Жуковского:
А) великий русский поэт, сказочник, переводчик;
Б) замечательный русский художник-сказочник, кисти которого принадлежат картины «Алёнушка», «Богатыри», «Иван-царевич на Сером Волке» и другие;
В) современник, друг и учитель А. С. Пушкина, первым признавший его талант.
- В стихотворении «Птичка» А. С. Пушкин пишет о светлом празднике весны. В этот весенний день, следуя старинному обычаю, люди покупали на базаре птиц и пускали на волю, даруя им свободу. Поэт тоже соблюдал этот обычай. Как называется праздник?
А) Рождество;
Б) Пасха;
В) Благовещение .
Самопроверка и самооценивание:
1. Б
2. В
3. А
4. Б
5. В
Александр Сергеевич Пушкин
Родился
6 июня 1799 года
в Москве в дворянской помещичьей семье Пушкиных родился мальчик, которому суждено было стать одним из величайших поэтов России .
Физминутка
Арина Родионовна, крепостная деда поэта, была очень любима
Марией Алексеевной за преданность и расторопность. Сначала она была
няней и кормилицей старшей сестры Ольги, а затем была приставлена
к Саше. Эта простая женщина очень привязалась к маленькому Саше,
и её любовь к нему была безгранично преданной и нежной. У неё он
искал утешения, когда его обижали, она же выгораживала его во всех
проказах.
Она так и сыпала пословицами и поговорками,
знала множество народных песен, поверий, сказок, рассказывала их
языком простым и очень образным.
Словарная работа
(поиск по словарю Ожегова).
Светлица – в старину светлая парадная комната в доме.
Ворот ы – устаревшая форма произношения.
Голубка – ласковое обращение к женщине (стр.118).
Всечасно (теснят грудь) – постоянно
.
А теперь я вам предлагаю тоже немножечко побыть в роли А.С. Пушкина, т.е. написать свое стихотворение о няне.
1 слово – заголовок. Это существительное или местоимение. (Кто? Что?)
1 строка
2 слова Это прилагательные.
(Какой? Какая? Какое? Какие?)
2 строка
3 слова Это глаголы.
(Что делает? Что делают?)
3 строка
4 слова Это фраза, в которой выражается личное мнение к предмету разговора.
4 строка
1 слово Вывод, итог.
Это существительное. (Кто? Что?)
5 строка
Синквейн
- Няня
- Добрая, преданная
- Любит, заботится, оберегает
- Она посвятила жизнь поэту
- Нянечка
Рефлексия
Р- работал с удовольствием
У- у меня многое получилось
К- кое-что казалось сложным, но я старался найти ответ
О- одноклассники доставили удовольствие своей работой
УРОК
Домашнее задание:
- Выучить наизусть стихотворение «Няне» –стр. 46-47
- Прочитать текст Константина Паустовского «Сказки Пушкина», поиск ответов на вопросы по его содержанию-стр.175-178.
Тема «Сказки А. С. Пушкина». К. Г. Паустовский «Сказки А. С. Пушкина». Дополнительное чтение Э. Г. Бабаев «Там лес и дол видений полны…»
Разработки уроков (конспекты уроков)
Линия УМК Л. А. Ефросининой. Литературное чтение (1-4) (Начальная школа XXI века)
Литературное чтение
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- Познакомить с художественно-публицистическим текстом;
учить чтению: определять задачу, выбирать нужный тон и темп чтения, наблюдать за употреблением знаков препинания, указывать паузы и выделять логическое ударение.
Виды деятельности
Работать с книгами сказок А. С. Пушкина: рассматривать книги разных лет издания
воспринимать на слух художественно-публицистический текст
анализировать, выполнять задания в тетради, заполнять схему
выражать своё отношение к сказкам А. С. Пушкина.
Ключевые понятия
- Пушкин А. С.
План урока
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Выявление читательского опыта: Выставка книг | Ребята, сегодня мы продолжаем цикл наших уроков, связанных с творчеством А. С. Пушкина. Сказки Пушкина – это бесценная жемчужина русской и мировой литературы. Каждое новое поколение детей вступает в жизнь вместе с удивительным сказочными персонажами, созданными гением великого русского поэта. Какие книги вы принесли сегодня на урок? Представьте их. Работа с выставкой книг, аннотированное представление книги: название книги; книга-произведение или книга-сборник; фамилия художника; имена героев; выражение своего отношения к героям. Рассмотрите иллюстрации. Из каких они произведений? Назовите. Прочитайте цитату К. Г. Паустовского о сказках А. С. Пушкина. |
2 | 2. Обогащение читательского опыта: работа с новым произведением | Как вы понимаете слова К. Г. Паустовского о сказках А. С. Пушкина? Объясните. Познакомимся с очерками известных писателей, в которых они делятся своим восприятием поэзии А. С. Пушкина. Первый очерк – это «Сказки Пушкина» Константина Паустовского. Прочитайте его самостоятельно. На что обратили внимание? Что запомнилось? В чём автор видит неоценимую роль А. С. Пушкина? Выполнение задания 2 в рабочей тетради. Перечитайте первый абзац. Найдите сравнение. Как вы его понимаете? Объясните. |
3 | 3. Обогащение читательского опыта: работа с текстом произведения | Как автор пишет о няне Пушкина? Прочитайте. Именно имение в селе Михайловское стало местом, где были написаны замечательные произведения. Рассказ учителя о Михайловском («Пушкинский заповедник»). Сайт: pushkin.ellink.ru |
4 | 4. Обогащение читательского опыта: работа с новым произведением | |
5 | 5. Обогащение читательского опыта: работа с текстом произведения | В чём особенности сказок Пушкина? (Сказки в стихах.) Какие сказки упоминает автор? Заполните схему «Сказки А. С. Пушкина» в рабочей тетради. |
6 | 6. Обобщение изученного | Представление мини-проектов «Сказки А. С. Пушкина». Молодцы! Ещё один замечательный писатель Павел Бажов писал: «Пушкинские сказки – это чудесный сплав, где народное творчество неотделимо от личного творчества поэта». Во всём мире признают и преклоняются перед творчеством Александра Сергеевича Пушкина. Памятники великому русскому поэту стоят по всему миру. И ещё один факт: 6 июня отмечается Пушкинский день. А во всем мире 6 июня отмечают Международный день русского языка. Этот праздник учредил департамент ООН по общественным связям. В этот день проходит множество культурных мероприятий, посвящённых творчеству А. С. Пушкина, литературе и русскому языку. |
7 | 7. Рекомендации для самостоятельной работы дома (по желанию) | А закончить наш урок мне хотелось бы словами современной поэтессы Ольги Мегель: ЧИТАЙТЕ ПУШКИНА, друзья! И думайте над каждым словом! Не прочитать его нельзя, А, прочитав, вернитесь снова! Домашнее задание: выучить наизусть 1-й абзац очерка К. Г. Паустовского «Сказки Пушкина»; творческая работа, отзыв-рассуждение: «Моя первая встреча со сказками А. С. Пушкина» или «Почему имя А. С. Пушкина не забудется?». |
Используйте презентацию
Внесите нужные вам правки: в технологическую карту урока или в презентацию, если требуется.
* О сервисе “Классная работа”
Готовые рабочие программы и материалы для проведения уроков, как универсальные, так и по конкретным УМК издательства. Представлены в виде набора презентаций к урокам. Материалы можно редактировать, добавлять свои слайды, гиперссылки, аудио- и видеообъекты.
Подготовьтесь к уроку прямо сейчас!
Хотите сохранить материал на будущее? Отправьте себе на почту
1. Выберите сказки Пушкина:
а) «Сказка о рыбаке и рыбке» и «Белоснежка и семь гномов»
б) «Снежная королева» и «Сказка о золотом петушке»
в) «Песнь о Вещем Олеге» и «У лукоморья дуб зелёный»+
2. Имя царя в сказке о золотом петушке?
а) Дадон+
б) Гвидон
в) Салтан
3. Что такое «лукоморье»?
а) Морской залив+
б) Болото
в) Гора у моря
4. В какой сказке есть фраза «Родила царица в ночь не то сына, не то дочь; Не мышонка, не лягушку. А неведому зверюшку…»?
а) Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди+
б) Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях
в) Сказка о золотом петушке
5. Как можно описать главного героя – старика в сказке о рыбаке и рыбке?
а) Беззаботный
б) Злой
в) Мягкотелый+
6. Что делает кот, когда идёт направо в сказке Пушкина «У лукоморья дуб зелёный»?
а) Над златом чахнет
б) Песнь заводит+
в) Сказку говорит
7. Какая сказка Пушкина самая грустная и печальная?
а) «Сказка о золотом петушке»
б) «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»+
в) «Сказка о рыбаке и рыбке»
8. Началом какой сказки является числительное?
а) «Песнь о Вещем Олеге»
б) «Руслан и Людмила»
в) «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»+
9. Какая сказка Пушкина самая лиричная?
а) «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
б) «Руслан и Людмила» +
в) «Песнь о Вещем Олеге»
10. Кем был укушен князь в сказке Пушкина «Песнь о Вещем Олеге»?
а) Змея+
б) Шмель
в) Кот
11. Чьи желания выполняла золотая рыбка в сказке о рыбаке и рыбке?
а) Старика
б) Старухи+
в) Внучки
12. В какой из сказок Пушкина главный герой соревнуется с чёртом?
а) Сказка о попе и о работнике его Балде +
б) Сказка о золотом петушке
в) Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях
13. Какая из сказок Пушкина похожа на сказку о Белоснежке и семи гномах?
а) Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди
б) Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях +
в) Сказка о золотом петушке
14. Где говорится о лукоморье?
а) Сказка о царе Салтане
б) Евгений Онегин
в) Руслан и Людмила+
15. Финалом какой сказки являются слова «Сказка — ложь, да в ней намек, Добрым молодцам урок!»?
а) «Сказки о золотом петушке» +
б) «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
в) «Сказка о рыбаке и рыбке»
16. Золотая рыбка – какая она?
а) Справедливой +
б) Злой
в) Мстительной
17. Какой смысл содержит «Сказка о попе и о работнике его Балде»?
а) Не стоит гоняться за дешевизной +
б) Нужно любить и почитать попов
в) Лучше не работать, а на печи лежать
18. Какая сказка Пушкина самая насмешливая?
а) «Сказка о рыбаке и рыбке»
б) «Сказка о золотом петушке»
в) «Сказка о попе и о работнике его Балде» +
19. Какую сказку Пушкин не дописал из-за того что погиб на дуэли?
а) «Сказка о Медведихе» +
б) «Сказка о Зайчихе»
в) «Сказка о Воробьином царстве»
20. Чья сказка послужила основой для сказки о рыбаке и рыбке?
а) Салтыков-Щедрин
б) М.Ю.Лермонтов
в) Братья Гримм +
21. Какая сказка Пушкина написана Болдинской осенью в 1830 году?
а) «Сказкой о попе и о работнике его Балде» +
б) «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
в) «Сказка о рыбаке и рыбке»
22. Какое желание старухи было третьим в сказке «О рыбаке и рыбке»?
а) Быть крестьянкой
б) Быть Столбовою Дворянкой +
в) Быть боярыней
23. Количество царевичей в сказке «О золотом петушке»?
а) 4
б) 2 +
в) 1
24. Где присутствует персонаж Шамаханская Царица?
а) Сказка о золотом петушке+
б) Сказка о рыбаке и рыбке
в) Сказка о спящей царевне
25. Какой титул имел Гвидон?
а) Царь
б) Князь+
в) Султан
26. В каком направлении нужно плыть с острова Буяна, чтобы попасть в царство царя Салтана?
а) Юг
б) Север
в) Восток+
27. Какой из этих сказочных героев Пушкина жил под водой?
а) Призрак Рогдая+
б) Елисей
в) Гвидон
28. С кем не конкурировал Руслан из «Руслан и Людмила»?
а) Рогдай
б) Елисей+
в) Ратмир
29. Чем заканчивается сказка о золотой рыбке?
а) Рыбка выполнила все желания, дед и бабка остались счастливы
б) Бабка осталась у разбитого корыта+
в) Дед просто отпустил рыбку
30. Какой предстает перед нами Старуха в произведении «Сказка о рыбаке и рыбке»?
а) Жестокой
б) Эгоистичной+
в) Любящей
Дата: 24.10.2017
Предмет: литературное чтение
УМК: «Начальная школа XX века»
Класс: 3 «Б»
Тема урока: «Сказки Пушкина» К. Паустовский.
Тип урока: изучение нового материала
Методы обучения: беседа, выполнение упражнений
Цель: познакомить учащихся с произведением К. Паустовского, из которого учащиеся извлекут информацию о жизни и творчестве А.С. Пушкина. Умение анализировать текст, выделяя главную мысль. Формировать ценностное отношение к великому русскому поэту
Задачи:
Обучающая (образовательная): познакомить со статьей К. Паустовского «Сказки Пушкина». Показать связь сказок Пушкина с фольклором.
Развивающая: развивать навыки анализа поэтического произведения, навыки работы с критической статьей, мыслительную деятельность учащихся
Воспитательная (воспитывающая): воспитывать любовь к поэтическому слову, произведениям АС.Пушкина
Планируемые результаты:
1. Личностные: формировать ценностное отношение к жизни и творчеству А.С. Пушкина.
2. Метапредметные (УУД):
Регулятивные – использовать речь для регуляции своего действия; умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем; умение анализировать себя и свои знания.
Познавательные – формировать умение на основе анализа делать выводы.
Коммуникативные — формировать умение формулировать последовательность своих действий, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, делать выводы перед классом; умение слушать и понимать других; умение оформлять свои мысли в устной форме.
3. Предметные умения: ориентироваться в содержании художественного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании); использовать простейшие приемы анализа текста; использование различных форм интерпретации содержания текста.
Оборудование: технологическая карта урока, презентация, учебник, тетрадь на печатной основе , карточка с понятием
Этапы урока |
Время |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
I. Орг. момент |
1` |
Добрый день, ребята! Садитесь. Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я, зовут меня Валерия Дмитриевна |
Приветствуют учителя |
Коммуникативные: слушать и понимать речь других |
II.Речевая разминка |
2` |
Прежде чем мы начнем наш урок, давайте проведем речевую разминку. Была тишина, тишина, тишина (почти без голоса, одной артикуляцией). В Голосом разговорной речи друг (шепотом) Г И вот уже дождик Тихонько – ты слышишь? З громко Наверно, сейчас барабанить он станет. Уже барабанит! Уже барабанит! (очень громко) |
Повторяют за учителем |
Регулятивные: проделывают последовательность действий Коммуникативные: умение выражать свои мысли Личностные: формирование учебной мотивации |
III. Повторение изученного |
5 |
-Домашним заданием вам было прочитать сказку «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». -Поднимите руки, кто прочитал. -Молодцы. Вам понравилась эта сказка? -Скажите, кто написал эту чудесную сказку? -Сейчас давайте вспомним основные моменты сказки, отгадав небольшой кроссворд.
Работа с презентацией. -Чему нас учит эта сказка? |
Отвечают на вопросы Изумруд Черномор Буян Волна Аршин Белка Грамота Коршун Гвидон Шмель Любовь побеждает (царевна -лебедь и Гвидон) ; |
Познавательные: ученик может структурировать найденную информацию в нужной форме; умение вести поиск и выделять необходимую информацию Коммуникативные: умение решать учебные проблемы, возникающие в ходе фронтальной работы. Коммуникативные:умение осуществлять продуктивное взаимодействие с детьми и взрослыми Познавательные: формирование умения анализировать |
IV. Первичное чтение. |
7 |
Мы с вами уже знакомы с произведениями А.С.Пушкина и его биографией. Сегодня же мы с вами узнаем еще о жизни поэта и закрепим наши знания. Ведь мы должны знать нашего великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина! — А что вы уже знаете из биографии Великого поэта? В каком городе родился? Какому роду принадлежал? Кто занимался воспитанием Пушкина? Кто учил писать Сашу по-русски? Куда отдали Пушкина учиться в 12 лет? — Многие писатели, критики писали о жизни и творчестве А.С.Пушкина. И вот такой Русский советский писатель, классик русской литературы…как Константин Паустовский не оставил без внимании творчество Пушкина. Сейчас я прочту вам произведение Константина Георгиевича «Сказки Пушкина», а вы внимательно слушайте. Чтение и слушание произведения. |
Отвечают на вопросы Москва Дворянский род Няня Арина Радионовна Бабушка Мария Алексеевна Царскосельский лицей внимательно слушают |
Личностные: развитие у ребенка рефлексии (умения оценивать) |
v. Проверка первичного восприятия. |
10 |
-Понравилось ли вам это произведение? -Что особенно понравилось? -Когда вам было смешно, а когда – грустно? -О ком говорится в данном произведении? -Что А.С. Пушкин сделал первым из русских поэтов? (Заговорил простым, народным языком). -Как К. Паустовский пишет о языке Пушкина? Найдите эти строки в тексте и зачитайте. -Кто был самым преданным и самым близким человеком великому русскому поэту? ( Няня Арина Родионовна). -Как Александр Сергеевич назвал свою няню? («Подруга дней моих суровых»). -Чему научился поэт у своей няни? (Чистому народному языку.Впервые от няни услышал чудесные русские сказки). -В какое село был сослан поэт? (В село Михайловское). -Что для себя нашел в деревне А.С. Пушкин? (Вплотную столкнулся с жизнью деревни, узнал ее, полюбил е песни, басни, сказки). Ребята, как вы думаете за что был сослан Пушкин по приказу царя? -Какие образы народной фантазии перенес в свои сказки поэт? (Показ слайдов) Что делал автор вместе с народом?(жестко высмеивал…) -Что, кроме сказок, оставил нам, читателям, великий поэт? (Стихотворения, поэмы, рассказы и повести). А сейчас поработаем в тетради на печатной основе, найдем 57 страницу, задание 2 (Проталинки) Вам нужно написать каким был язык А.С.Пушкина, вставив пропущенные слова. В этом вам поможет очерк из учебника. А сейчас переверните страницу и найдите задание № 3 . Прочитай пожалуйста задание. Все поняли задание? Вы можете использовать при ответе строки из очерка Приступаем к работе. |
Работают с учебником, отвечают на вопросы |
|
VI.Первичное чтение Анализ текста |
15 |
Ребята, а теперь мы вновь обратимся к творчеству Пушкина послушайте отрывок из его романа «Евгений Онегин», с которым вы познакомитесь в старших классах. Прежде чем начать чтение, давайте познакомимся с некоторыми словами, данными ниже и прочтем значение слов. Прочитай пожалуйста … Пока я буду читать, каждый из вас представит что-то свое, а потом поделится с нами. -Что вы представили? -О чем этот отрывок? (О зиме) -Как автор называет зиму? (Волшебницей, матушка зима). -Что говорится о зиме? Найдите эти строки в отрывке и зачитайте. -Рад ли автор появлению зимы? -Как вы это поняли? Прочитайте эти строки. -Сейчас вполголоса прочтите стихотворение. —Теперь нам кто-нибудь прочитает выразительно, красиво данное стихотворение. Ребята, мы видим здесь рублику «Обрати внимание». Давайте прочтем информацию данную в ней. Откроем тетрадь на печатной основе и найдем страницу 60 и выполним 1 задание. Ваша задача подчеркнуть в данных строках олицетворения. Далее поработаем с заданием № 3 и дадим понятие олицетворению и приведем несколько своих примеров и запишем их. |
||
VII. Обобщающая беседа . Рефлексия |
1 |
Ребята, о чем мы сегодня мы с вами говорили? Что больше всего понравилось? Оцените себя, пожалуйста. |
||
VIII.д/з |
1 |
Домашним заданием вам будет подготовить выразительное чтение произведения Сказки Пушкина , а отрывок из романа выучить выполнить в ТПО |
Дети внимательно слушают, записывают д/з в дневники. |