К каким людям и ситуациям можно отнести содержание сказки премудрый пескарь

Предназначенная для взрослых сказка «Премудрый пескарь» при тщательном анализе демонстрирует типичные черты творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина. Писатель был мастером тонкой иронии. В рамках выбранного стиля автор рисует очень характерные образы, помогая себе использованием приемов гротеска и гиперболизируя фигуры главных героев.

Литературная критика советской школы стремилась искать в русской классике имперского периода черты классового противостояния и социальной борьбы. Та же судьба постигла и сказку о премудром пескаре – в главном герое старательно отыскивали черты презренного мелкого чиновника, дрожащего от страха, вместо того, чтобы посвятить жизнь классовой борьбе.

Однако большинство русских писателей волновали все же не столько революционные идеи, сколько нравственные проблемы общества.

Жанр и смысл названия сказки

Сказочный жанр издавна был привлекателен для беллетристов. Он интересен тем, что в рамках иносказательности можно позволить себе провести любые параллели с объективной действительностью и реальными фигурами современников, не скупясь на эпитеты, но при этом никого не раздражая.

Типичный жанр сказки подразумевает участие в сюжете животных, наделяемых умом, расторопностью, человеческой манерой общения и поведения. В данном случае произведение своей фантасмагоричностью вполне вписывается в сюжет сказки.

Начинается произведение характерно – жил-был. Но при этом оно называется сказкой для взрослых, потому что автор иносказательным языком предлагает читателю задуматься над отнюдь не детской проблемой – о том, как прожить свою жизнь, чтобы перед смертью не сожалеть о ее бессмысленности.

Название вполне соответствует жанру, в котором написано произведение. Пескарь назван не умным, не мудрым, не интеллектуальным, а именно «премудрым», в лучших традициях сказочного жанра (достаточно вспомнить хотя бы Василису Премудрую).

Но уже в самом этом названии угадывается печальная ирония автора. Оно сразу настраивает читателя на раздумья о том, справедливо ли главного героя называть премудрым.

Описание персонажей

В сказке главным героем является премудрый пескарь. Салтыков-Щедрин не только описал его уровень развития — «ума палата», но и рассказал историю становления характера. Второстепенными персонажами являются жители пруда. Кратко всех героев можно описать так:

  1. Премудрый пескарь. Это трусливая рыбка, ценившая больше всего безопасность. Целую жизнь он жил в страхе перед окружающим миром, но сам все время мечтал быть опасным хищником, чтобы терроризировать и съедать остальных обитателей водоема. В образе главного героя писатель показал представителей интеллигенции, запуганных полицейскими и обысками, потому они смирились с их жалкой судьбой и открыто не говорили правительству свое неодобрительное отношение к нему. В либеральной среде их уважали, но в действительности бунт выражался лишь в робком шепоте.
  2. Жители пруда. Как правило, они описаны щуками и раками, которых сильно боится главный герой. Невзирая на абсурдность страхов маленькой рыбки, они на самом деле очень опасны. В их образе Салтыков-Щедрин описал жандармов, государственных служащих и иных людей, которые могли угрожать инакомыслящим. Они в действительности страшны в гневе, могут ломать чужие судьбы, но проявлять страх перед ними — означает добровольно стать жалким рабом и отказаться от свободы.

Главные герои

В сказке самым ярким портретом создан образ самого премудрого пескаря. Автор не только характеризует его общий уровень развития – «ума палата» рассказывает предысторию становления особенностей его характера.

Он детально описывает мотивы поступков главного героя, его мысли, душевные метания и сомнения незадолго до смерти.

Пескарь-сын – не глупый, мыслящий, даже склонный к либеральным идеям. При этом он настолько трусливая особь, что готов вести борьбу даже со своими инстинктами, чтобы сохранить жизнь. Он согласен жить всегда голодным, не создавая своей семьи, не общаясь с сородичами, практически не видя солнечного света.

Из содержания первой части сказки видно, как зарождалась в юном пескаре идея прожить жизнь по собственному плану. Под впечатлением от рассказов отца-пескаря, в молодости едва не попавшего в уху, юный пескарь оценил перспективы своего существования. В нем он увидел только подстерегающие повсюду опасности.

Поэтому сын внял главному поучению отца и, лишившись родителей, решил предпринять все доступные меры, чтобы никогда не рисковать своей жизнью. Все, что он впоследствии делал, было направлено на реализацию задуманного.

В итоге, не сама жизнь во всей ее полноте, а именно сохранение жизни приобрело наибольшее значение, превратилось в самоцель. И ради этой идеи пескарь пожертвовал абсолютно всем, ради чего, собственно, он и появился на свет.

Пескарь-отец второй герой сказки. Он, заслуживая позитивной характеристики автора, жил обычной жизнью, имел семью и детей, рисковал в меру, но имел неосторожность на всю жизнь напугать сына рассказом о том, как он чуть в уху не попал.

Основная картина его личности формируется у читателя преимущественно благодаря рассказу об этом драматическом инциденте, излагаемому от первого лица.

Краткий анализ

Год написания — 1883 г.

История создания — Годы реакции не могли позволить открыто высказывать свои политические взгляды, и писатель завуалировал социально — политический смысл своих высказываний в форме сказок.

Тема

— Социально — политическая подоплека подразумевает политическую тему, выраженную в высмеивании русской либеральной интеллигенции.

Композиция

— Композиционное построение сказки простое: зачин сказки, описание жизни, и смерть пескаря.

Жанр

— Жанр «Премудрого пескаря» — эпическая иносказательная сказка.

Направление

— Сатира.

Краткое содержание сказки Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь»

Пескарь, сын хороших и заботливых родителей, оставшись один после их смерти, переосмыслил свою жизнь. Будущее его испугало.

Ему виделось, что он слаб и беззащитен, а водный мир вокруг него полон опасностей. Чтобы сохранить свою жизнь, пескарь стал копать себе нору, чтобы прятаться от основных угроз.

Днем он из нее не выбирался, гулял только ночью, из-за чего со временем почти ослеп. Если снаружи мерещилась опасность, то он предпочитал оставаться голодным, чтобы не рисковать. Из-за своего страха пескарь отказался от полноценной жизни, общения и продолжения рода.

Так он прожил в своей норе больше ста лет, дрожа от страха и считая себя премудрым, потому что оказался столь предусмотрительным. При этом другие обитатели водоема не разделяли его мнения о себе, считая дураком и остолопом, который живет отшельником ради сохранения своей никчемной жизни.

Иногда ему снился сон, в котором он выигрывает двести тысяч рублей, перестает дрожать и становится настолько большим и уважаемым, что сам начинает глотать щук. При этом на самом деле он не стремится стать богатым и влиятельным, это всего лишь тайные мечты, воплощенные в снах.

Однако перед смертью пескарю приходят в голову мысли о никчемно прожитой жизни. Анализируя прожитые годы, думая о том, что никого никогда не утешил, не порадовал, не обогрел, он осознает, что если бы другие пескари вели такую же бесполезную жизнь, как и он, то пескарий род быстро бы пресекся.

Умирает он так же, как жил – незаметно для других. По словам автора, он исчез, а скончался в результате естественной смерти или был съеден – никому не интересно, даже автору.

Цель:

  • Изучить самостоятельно сказку М.Е.Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь”.
  • Закрепить умения анализировать художественное произведение в единстве формы и содержания.
  • Постараться понять, в чем смысл жизни каждого живущего на Земле.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА:

  • «обыватель”:

    1. Постоянный житель какой-либо местности (устаревшее). 2. Человек, лишенный общественного кругозора, с косными, мещанскими взглядами.

ИЛЛЮСТРАЦИИ К УРОКУ:

  • Б.Ефимова, Н.Муратова, Е.Рачева.

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ К СКАЗКЕ НА КАЖДУЮ ГРУППУ

ПЛАН УРОКА.

Слово учителя. Историческая справка.

После удавшегося покушения народовольцев на царя Александра II (1 марта 1881 года) наступает пора реакций. Русский либерализм даже в самых безобидных его проявлениях открыто провозглашается «изменой” отечеству. В нравственную атмосферу жизни проникают подозрительность и трусость. Шпиономания официально именуется «строгим наблюдением друг за другом”. Доносчики нарекаются «борцами с изменой”.

Страшнее всего, считал М.Е.Салтыков-Щедрин, малодушие, овладевшее настроениями некоторой части русской интеллегенции. В эту мрачную реакционную пору писатель-сатирик и берется своей сказкой «Премудрый пескарь” напомнить современникам о человеческом достоинстве, о чести и стыде, о мудрости, истинности, мнимости.

Работа в группах.

Группы формируются с учетом уровня мотивации, способностей и литературной подготовки. Программа «А” предлагается группе учащихся наиболее продвинутых, подготовленных, а программа «С” – для менее продвинутых ребят.

Программа «А”.

Задания для группы № 1.

  • Случаен или закономерен (докажите) в замысле писателя образ мелкой рыбешки?
  • Из чего видно (назовите 2-3 детали), что пескарь действительно «интеллегентен”? Что дает это сюжету?
  • В какие моменты (найдите в тексте) и с какой целью (объясните) «рыбье” в пескаре становится «человечьим”?

Задание для группы № 2.

  • Большинство сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина (назовите, какие) появились в 80-е годы XIX века. Почему? Что сближает сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина со сказками народными и в чем их отличие?
  • Чем «премудрый” лучше «мудреного”, «мудрствующего” и т.д.?
  • Чем примечателен язык сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина? Докажите это примерами.

Задание для группы № 3.

  • Гротеск или гипербола, с вашей точки зрения, преобладает в сказке?
  • Из ста с лишним лет, прожитых пескарем, что сохранила его память? Почему?
  • Какие черты в пескаре вам наиболее неприятны?

Программа «В”.

Задание для группы № 4.

  • Расскажите историю жизни премудрого пескаря. Какую роль в его жизни сыграли поучения отца? Ваше отношение к этому. В каких классических произведениях встречались заветы отцов своим детям? Есть ли в них что-нибудь общее?
  • Какие пороки современного общества М.Е.Салтыкову-Щедрину общества обличает он в этой сказке? Какие художественные средства он использует для этой цели? Докажите это 2-3 примерами из текста.
  • Актуальна ли сказка в наше время? Покажите – в чем и почему?

Программа «С”.

Задание для группы № 5.

  • Прочитав статью Качурина М.Г. о сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь”, ответить на вопросы:
  • Расскажите о композиции сказки, что она выявляет?
  • Почему сатирик прибегают к иносказанию и рисует не человека-обывателя, а рыбу, наделенную обывательскими чертами? Только ли здесь стремление обмануть цензуру?

(Ответы есть в статье)

  • Какие философские проблемы и как решает М.Е.Салтыков-Щедрин в этой сказке?

(Ответ есть в статье)

Задание для группы № 6 (это может быть и один ученик, увлекающийся живописью).

  • Рассмотрите иллюстрации Б.Ефимова, Н.Муратова, Е.Рачева к сказке. Сравните их, определите, какие эпизоды запечатлены художниками.

Беседа по выполненным заданиям.

Начинать работу с классом лучше с программы «С”, затем программа «В” и программа «А”. Завершением будет выступление группы № 6. Можно вопрос № 3 группы № 6 оставить последним.

Заключительная часть урока — обобщение.

  • В толковом словаре русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова есть такие объяснения слова «обыватель” (см. запись на доске). Итак, первое значение слова устарело, как указывает словарь. А второе? Живет?
  • Прочитайте стихотворение А.Прокофьева «Премудрый карасик”.
  • С какой целью поэт использует щедринский образ пескаря?
  • Какой, по вашему, нравственный урок содержит сказка М.Е.Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь”?
  • К каким людям и ситуациям можно отнести содержание сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь” и стихотворение А.Прокофьева «Премудрый карасик”?

Итоги урока.

1. Учащиеся формируют выводы по уроку, отвечая на пункт 3 цели урока и записывают в тетрадях:

Итак, в сказке «Премудрый пескарь” содержится важный нравственный урок: трусость, страх, обывательское равнодушие ко всему на свете, кроме собственной персоны, рано или поздно лишает человеческую жизнь всякого смысла; житейская «премудрость” умерщвляет в людях ум, честь, совесть.

Сказка учит честности, гражданской смелости и благородству, напоминает о цене человеческой жизни, о ее смысле.

2. Выставляются оценки.

3. Благодарность учащимся.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.

Премудрый карасик

А.Прокофьев

Плывешь, премудрый мой карасик? Плыви, коль плыть тебе дано. В подготовительном ты классе Сидишь, дружок, давным-давно.

Который год? Чуть-чуть не классик, А все сидишь, как на мели. Плыви, плыви, злодей-карасик, Чуть плавниками шевели.

Опять лениво заметался, И что ты там не говори, Опять воды ты наглотался, Везде пускаешь пузыри.

Потом лежишь в унылом тлене, По-прежнему угрюм и зол, И вдруг узнал я, что от лени Ты на кроссворды перешел.

Прошу тебя, карасик милый, Ты не суди и не судачь, Опять прудок твой запрудило, А ты не плачь, А ты не плачь!

И протолкни скорей беседу, И, если хочешь, повтори – О встрече с бабкой или дедом, Чтоб веселились пескари!

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2.

«Премудрый пескарь” (1883 г.)

Одна писательница 70-х годов называла Щедрина «великим учителем в искусстве проводить положительные идеалы в отрицательной форме”. Это искусстве в полном блеске проявилось в сказке «Премудрый пескарь” С горькой насмешкой рисует сатирик образ до смерти перепуганного обывателя, «остолопа, который не ест, не пьет, никого не видит, ни с кем хлеба-соли не водит, а все только распостылую свою жизнь бережет”. В этой сказке ставятся исключительно важные — и не только для эпохи Щедрина — философские проблемы: в чем смысл жизни и назначение человека? К каким идеалам он должен стремиться, как жить?

Подчеркивая связь сказки с реальной действительностью, Щедрин и здесь соединяет элементы фольклорной речи с современными понятиями. Автор употребляет обычный зачин («Жил-был пескарь”), традиционные обороты («ни в сказке сказать, ни пером описать”, «стал жить да поживать”), народные выражения («думу думает”, «ума палата”, «откуда ни возмись”), просторечия («распостылая”, «погублять”). И на этом фоне неожиданно звучат слова: «жизнью жуировать”, «будет моцион делать”, «отрекомендуется”, «жизненный процесс завершает” и др О пескаре автор говорит как о рыбе, да вдруг и «проговорится”: «Был он пескарь просвещенный, умеренно-либеральный…” Пескарь, как и следует мелкой рыбешке, боится щуки, рака, уды, боится попасть в уху, мечтает полакомиться комаром или мухой, живет «то в иле, то под водяным лопухом, то в осоке” Рыба как рыба. И вдруг узнаем, что он «жалованья не получает и прислуги не держит, в карты не играет, вина не пьет, табаку не курит, за красными девушками не гоняется…”

Стоит задуматься над таким вопросом: почему сатирик прибегает к иносказанию и рисует не человека-обывателя, а рыбу, наделенную обывательскими чертами? Только ли здесь стремление обмануть цензуру? Вспомним сказку «Дикий помещик”: там ведь действуют люди. Дело в том, что образ мелкой, жалкой рыбешки, беспомощной и трусливой, как нельзя лучше характеризует дрожащего обывателя. К тому же есть старая поговорка: «Молчит как рыба”. Щедрин приписывает рыбе человеческие свойства и вместе с тем показывает, что человеку присущ” «рыбьи” черты.

Вся биография пескаря сводится к краткой формуле: «Жил — дрожал и умирал — дрожал”. Иная жизненная программа раскрывается в вопросах, возникающих в уме умирающего пескаря: «Какие были у него радости? кого он утешил? кому добрый совет подал? кому доброе слово сказал? кого приютил, обогрел, защитил? кто слышал о нем? кто об его существовании вспомнит”.

Созданные средствами эзопова языка щедринские образы рыб, животных, птиц стали нарицательными.

Чему учит сказка «Премудрый пескарь»

Автор иносказательным языком пытается заставить читателя переосмыслить важнейшую философскую тему – о смысле жизни.

Именно то, на что человек растратит свою жизнь, и станет в итоге основным критерием его мудрости.

С помощью гротескного образа пескаря Салтыков–Щедрин пытается донести эту мысль до читателя, предостеречь молодое поколение от неверного выбора своей стези, а более старшему предлагает задуматься о достойном финале жизненного пути.

На примере пескаря автор показывает, как малодушие и трусость могут заставить совсем неглупого, подающего надежды человека вести «растительную» жизнь, и в итоге расточить ее впустую.

История не нова. Евангельская притча о человеке, закопавшем свой талант в землю, как раз об этом. В ней дается самый первый и главный нравственный урок на эту тему. В дальнейшем в литературе неоднократно поднималась проблема маленького человека «твари дрожащей», и его места в обществе.

Но при всем этом изрядная часть поколения современников Салтыкова–Щедрина знакомая с литературным наследием предков, образованная, и в меру либеральная, не сделала нужных выводов, поэтому во множестве своем являла собой именно таких пескарей, не имеющих ни гражданской позиции, ни социальной ответственности, ни стремления к позитивному преобразованию общества, окопавшись в своем мирке и дрожа от страха перед власть имущими.

Любопытно, что само общество тоже считает подобных особей балластом не интересным, глупым и бессмысленным. О пескаре обитатели водоема высказывались крайне нелицеприятно, несмотря на то, что он жил, никому не мешая, никого не обижая и не наживая врагов.

Конец жизни главного героя очень показателен – он не умер, не был съеден. Он исчез. Автор выбрал такой финал, чтобы еще раз подчеркнуть эфемерность существования пескаря.

Основная мораль сказки в следующем: если при жизни человек не стремился делать добро и быть нужным, то и смерти его никто не заметит, потому что существование его не имело смысла.

Во всяком случае, перед смертью главный герой сожалеет именно об этом, задавая себе вопросы – кому он сделал доброе дело, кто сможет его с теплом вспомнить? И не находит утешительного ответа.

История создания

Великому русскому сатирику выпало время жить и творить в годы реакции. Власти и цензура тщательно следили за тем, что попадает в умы граждан, всячески замалчивая политические проблемы.

Суровая действительность происходящих событий должна была быть скрыта от народа. Люди, открыто высказывающие свои прогрессивные взгляды, строго наказывались. Люди, занимающиеся литературной деятельностью, всеми способами пытались донести до народа революционные идеи. Поэты и прозаики использовали различные художественные средства, чтобы рассказать всю правду о судьбе простых людей и об их угнетателях.

История создания сатирических сказок Салтыкова-Щедрина явилось прямой необходимостью против политики государства. Для высмеивания человеческих пороков, гражданской трусости и малодушия писатель использовал сатирические приемы, придавая человеческие характеристики различным зверям и животным.

Основная тематика

В литературе существует большое количество произведений, где завуалированы темы, которые запрещены правительством. Салтыков-Щедрин являлся одним из самых популярных писателей, умевшим работать с аллегорическими образами. Основные темы сказки «Премудрый пескарь» следующие:

  1. Зона комфорта. Главный герой пытался создать недоступное для остальных пространство, где он смог бы прятаться от жестокого мира. В результате его уютная нора превратилась в мрачную могилу.
  2. Неуверенность. С юных лет герою внушали его ничтожность перед внешним миром. Даже через 100 лет он не поборол эти комплексы и не начал нормально жить. Это рабский удел человека, который зависим от общественного мнения.
  3. Фольклор. В тексте произведения нередко можно встретить словесные обороты, которые свойственны народному творчеству, наподобие «жил-был», и просторечия, к примеру, «шмыгают». Это требуется, чтобы подчеркнуть типичность изображенных событий и сказочность произведения.
  4. Футлярность. Пескарь, которым движет страх, добровольно отрезал себя от внешнего мира, он лишил себя отношений с остальными рыбами, обрек на одиночество только из-за чувства ложной безопасности.

Раскрытие проблем

В контексте основной тематики сформировались и проблемы, которые поднимает автор. Салтыков-Щедрин описывает следующую проблематику:

  1. Тщетность жизни. Существование главного героя потрачено только на создание комфортного мира лишь для себя, через время это стало очевидно даже непосредственно пескарю. Но он уже неспособен поменять судьбу.
  2. Трусость. Автор порицает трусость людей перед сложностями в жизни. Но акцентирует внимание на том, что именно воспитание делает человека таким, какой он есть. Страхи навязывались главному персонажу с рождения.
  3. Заблуждения. С юных лет пескарь заблуждался, его картинку мировоззрения просто исказили. В конце своего жизненного пути он понял все ошибки и скончался, полный сожалений из-за несбывшихся желаний.
  4. Иллюзии. В течение жизни главный герой убеждал себя в опасности окружающего мира и своей беззащитности перед ним. Страхи, большинство из которых надуманы самим пескарем, вынудили его замкнуться в собственном мирке, именно тут он отдался иллюзиям о своем могуществе.

Сатира Салтыкова-Щедрина давно и прочно вошла в золотой фонд русской литературы. Он пытался описать и высмеять множество болезней общества. Его произведения позволяют нам понять, чем жила и о чём думала русская интеллигенция середины девятнадцатого века, и какие проблемы он видела перед собой. Его сказка «Премудрый пискарь» стала одним из первых произведений, деконструировавших образ маленького человека. Пожалуй, именно с этой сказки в русской литературе особое внимание стало уделяться образу мещанина, который до этого находился в тени. Многомудрый Литрекон предлагает Вам разбор этого произведения.

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 Направление и жанр
  • 3 Суть: о чём сказка?
  • 4 Главные герои и их характеристика
  • 5 Темы
  • 6 Проблемы
  • 7 Смысл
  • 8 Чему учит?
  • 9 Критика

История создания

История написания сказки «Премудрый пискарь» — это череда интересных фактов: 

  1. «Премудрый пискарь» был создан в 1882 году, когда в среде русской интеллигенции царило разочарование от провала реформ и начала эпохи реакции. Российская империя превращалась в полноценное капиталистическое государство, что постепенно превращало общество в серую безликую массу, в которой есть только конкуренция, и нет места жалости и состраданию.
  2. Создавая эту сказку, Салтыков-Щедрин попытался описать человека нового времени, но прототип пескаря неизвестен.
  3. Впервые «Премудрый пискарь» был опубликован в эмигрантской газете «Общее дело» в Женеве. Ее распространяли в подполье, в России она была вне закона. Но потом сказку приняли в журнал «Отечественные записки», и все русские читатели смогли получить к ней доступ.
  4. Отсылки на это произведение М.Е. Салтыкова-Щедрина любил делать Владимир Ленин в своих выступлениях. Он называл пескарями всех тех, кого хотел укорить в трусости.

Направление и жанр

Как ни странно, сказка «Премудрый пискарь» написана в рамках литературного направления реализма. Несмотря на то, что все события, описанные в сказке, носят фантастический характер, через них проглядывают образы реальной действительности. Используя такие слова, как «умеренно-либеральный», автор ясно даёт понять, что его сказка повествует о реальных общественных проблемах. Он не зря адресовал ее «детям изрядного возраста».

Жанр данного произведения можно определить, как сатирическая сказка. Автор использует множество фантастических допущений, повествование наполнено такими свойственными для сказки словами, как «жил-был», «помаленьку да полегоньку» и другие. В то же время это используется для того, чтобы смягчить жёсткое высмеивание общества, присутствующее в произведении. А смягчить его было необходимо, иначе книгу не напечатали бы в России.

Суть: о чём сказка?

Основные события сказки «Премудрый пискарь» повествует нам о жизни одного пескаря. В детстве отец, который сам однажды чуть не попал в уху, внушил своему сыну необходимость в осторожности, привил ему чувство недоверия и страха перед окружающим миром.

Повзрослев, пескарь в первую очередь выдолбил себе маленькую норку, из которой выходил только по ночам. Днём же пескарь отсиживался в норе и постоянно дрожал перед раками, щуками и прочими обитателями водоёма.

Таким образом, пескарь прожил до ста лет, не заведя ни семьи, ни друзей, но прослыв премудрой и почтенной рыбой. Однако перед смертью он внезапно осознал, что его образ жизни губителен и бессмыслен. Будучи не способным уже что-либо изменить, исполненный тоски и сожалений, премудрый пескарь, лежал в своей норе и ждал смерти в полном одиночестве.

Уже на пороге смерти пескарю снится сон о том, как он выиграл двести тысяч и вырос на пол аршина, превратившись в самого опасного хищника в водоёме. Во сне пескарь слегка высовывается из своей норы и исчезает без следа.

А вот и краткое содержание сказки.

Главные герои и их характеристика

Система образов в сказке «Премудрый пискарь» представлена Многомудрым Литреконом в формате таблицы:

герои сказки «премудрый пискарь» характеристика
премудрый пискарь маленькая трусливая рыбка, которая больше всего в жизни ценила свою безопасность. всю свою жизнь пескарь прожил в страхе перед окружающими, однако сам всегда мечтал стать большим и опасным хищником, чтобы терроризировать и поедать других рыб. в образе пескаря автор изобразил представителей интеллигенции, которые были запуганы жандармами и обысками, поэтому мирились со своей жалкой участью и открыто не высказывали власти свое неодобрение. в либеральных кругах их уважали, но на самом деле их протест выражался только в неуверенном шепоте.
обитатели водоёма представлены в основном раками и щуками, которых так боится пескарь. несмотря на абсурдность страхов пескаря, они представляют собой реальную опасность. в их образе автор воплотил жандармов, чиновников и других людей, от которых исходила угроза в адрес инакомыслящих. они действительно страшны к гневе и голоде, могут сломать чужую жизнь, но бояться их — это значит добровольно отказываться от свободы ради жалкого рабства.

Темы

Тематика сказки «Премудрый пискарь» продолжает ряд сквозных мотивов в творчестве Салтыкова-Щедрина:

  1. Неуверенность в себе – с самого детства пескарю внушали его ничтожность и слабость пере окружающим миром. Даже спустя сто лет, он так и не смог побороть свои комплексы и начать полноценную жизнь. Таков рабский удел людей, зависимых от чужого мнения и общественных пересудов.
  2. Зона комфорта – пескарь Салтыкова-Щедрина стремится создать вокруг себя недоступное для других пространство, в котором он мог бы спрятаться от жестокости окружающего мира. В итоге его уютная норка превращается в мрачную сырую могилу.
  3. Футлярность – премудрый пискарь, движимый страхом, добровольно отрезает себя от мира, лишает себя всяких отношений с другими пескарями. Обрекает себя на вечное одиночество ради ощущения ложной безопасности.
  4. Фольклорные мотивы – в тексте сказки часто встречаются словесные обороты, свойственные народному творчеству, вроде «жил-был» и просторечия, вроде «шмыгают» Всё это нужно для того, чтобы подчеркнуть типичность и жизненность описываемых событий, а также сказочность произведения.

Проблемы

Проблематика сказки «Премудрый пискарь» знакомит нас с проблемами, которые всегда стояли перед человечеством:

  1. Трусость – основная проблема. Салтыков-Щедрин жестоко высмеивает трусость человека перед жизненными трудностями. Но подчёркивает, что именно воспитание и общественное устройство делает людей такими, какие они есть. Страхи были навязаны герою с рождения.
  2. Тщетность жизни – тщетность жизни, потраченной исключительно на создание уютного мирка только для себя, становится очевидна даже самому премудрому пискарю. Однако он уже оказывается неспособным изменить свою судьбу.
  3. Иллюзии – на протяжении всей своей жизни пескарь убеждал себя в опасности внешнего мира и собственной слабости. Многочисленные страхи, многие из которых были выдуманы им самим, вынудили его уйти в его собственный мир, где он отдался во власть другим иллюзиям – мечтам о могуществе.
  4. Заблуждения – с самого детства пескарь жил в заблуждениях, его картина мира была искажена. В конце жизни он осознал свои ошибки и умер, полным сожалений из-за не реализованных амбиций.

Смысл

Салтыков-Щедрин изобразил в своей сказке типичного либерала-мещанина, которого не интересует ничего, кроме его собственного благополучия. Такого человека не волнует даже его собственная душа и саморазвитие, если его тело пребывает в спокойствии и комфорте. Писатель видел, что вместо того, чтобы бороться с несправедливостью мира, люди пытаются сбежать от неё, запереться в своих крохотных мирках, где нет места тревогам и переживаниям. Но главная мысль сказки «Премудрый пискарь» заключается в том, что так сделать не получится: пока мы прячемся по своим норам, ситуация не меняется, а становится только хуже.

Причину такого поведения писатель видел не только в человеческой слабости, но и в самом общественном устройстве, которое делает людей раздробленными и жестокими по отношению друг к другу. Основная идея сказки «Премудрый пискарь» — это не только высмеивание пескаря, а осуждение всего того, что привело его к пожизненному самозаключению.

Чему учит?

Эта сказка осуждает инертность и трусость. Автор высмеивает стремление человека сбежать от реальной действительности, показывая, что этот путь обесценивает человеческую жизнь и ведёт лишь к одиночеству. Вывод из сказки «Премудрый пискарь» — это необходимость признать, что вся мудрость пескаря является всего лишь трусостью.

Салтыков-Щедрин пытается донести до читателя важность саморазвития, необходимость жить полной жизнью, несмотря на все трудности и неудобства, ведь только тогда жизнь человека обретает ценность. Такова мораль произведения «Премудрый пискарь».

Критика

«Премудрый пискарь» был встречен довольно положительно. Современники правильно поняли замысел писателя.

Писатель и критик Константин Арсеньев заметил, что сказка «Премудрый пискарь» перекликается с «Вечером четвертым» из «Пошехонских рассказов», появившемся в № 10 «Отечественных записок» за 1883 г., где публицист Крамольников обличает либералов, прячущихся от суровой действительности в «норы», заявляя, что таким путём им спастись всё-таки не удастся.

На сегодняшний день эта сказка «Салтыкова-Щедрина» считается классикой русской сатиры, которая отражает направление общественной мысли последней четверти девятнадцатого века.

Автор: Михаил Щепин

Тема: “М.Е.САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН. “ПРЕМУДРЫЙ
ПЕСКАРЬ” (1883 г.)

Цель:

  • Изучить самостоятельно сказку
    М.Е.Салтыкова-Щедрина “Премудрый пескарь”.
  • Закрепить умения анализировать художественное
    произведение в единстве формы и содержания.
  • Постараться понять, в чем смысл жизни каждого живущего на
    Земле.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА:

  • “обыватель”:
  • 1. Постоянный житель какой-либо местности
    (устаревшее).
    2. Человек, лишенный общественного кругозора, с
    косными, мещанскими взглядами.

ИЛЛЮСТРАЦИИ К УРОКУ:

  • Б.Ефимова, Н.Муратова, Е.Рачева.

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ К
СКАЗКЕ НА КАЖДУЮ ГРУППУ

ПЛАН УРОКА.

Слово учителя. Историческая справка.

После удавшегося покушения народовольцев на
царя Александра II (1 марта 1881 года) наступает пора
реакций. Русский либерализм даже в самых
безобидных его проявлениях открыто
провозглашается “изменой” отечеству. В
нравственную атмосферу жизни проникают
подозрительность и трусость. Шпиономания
официально именуется “строгим наблюдением друг
за другом”. Доносчики нарекаются “борцами с
изменой”.

Страшнее всего, считал М.Е.Салтыков-Щедрин,
малодушие, овладевшее настроениями некоторой
части русской интеллегенции. В эту мрачную
реакционную пору писатель-сатирик и берется
своей сказкой “Премудрый пескарь” напомнить
современникам о человеческом достоинстве, о
чести и стыде, о мудрости, истинности, мнимости.

Работа в группах.

Группы формируются с учетом уровня мотивации,
способностей и литературной подготовки.
Программа “А” предлагается группе учащихся
наиболее продвинутых, подготовленных, а
программа “С” – для менее продвинутых ребят.

Программа “А”.

Задания для группы № 1.

  • Случаен или закономерен (докажите) в замысле
    писателя образ мелкой рыбешки?
  • Из чего видно (назовите 2-3 детали), что пескарь
    действительно “интеллегентен”? Что дает это
    сюжету?
  • В какие моменты (найдите в тексте) и с какой
    целью (объясните) “рыбье” в пескаре становится
    “человечьим”?

Задание для группы № 2.

  • Большинство сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина
    (назовите, какие) появились в 80-е годы XIX века.
    Почему? Что сближает сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина
    со сказками народными и в чем их отличие?
  • Чем “премудрый” лучше “мудреного”,
    “мудрствующего” и т.д.?
  • Чем примечателен язык сказок
    М.Е.Салтыкова-Щедрина? Докажите это примерами.

Задание для группы № 3.

  • Гротеск или гипербола, с вашей точки зрения,
    преобладает в сказке?
  • Из ста с лишним лет, прожитых пескарем, что
    сохранила его память? Почему?
  • Какие черты в пескаре вам наиболее неприятны?

Программа “В”.

Задание для группы № 4.

  • Расскажите историю жизни премудрого пескаря.
    Какую роль в его жизни сыграли поучения отца?
    Ваше отношение к этому. В каких классических
    произведениях встречались заветы отцов своим
    детям? Есть ли в них что-нибудь общее?
  • Какие пороки современного общества
    М.Е.Салтыкову-Щедрину общества обличает он в этой
    сказке? Какие художественные средства он
    использует для этой цели? Докажите это 2-3
    примерами из текста.
  • Актуальна ли сказка в наше время? Покажите – в
    чем и почему?

Программа “С”.

Задание для группы № 5.

  • Прочитав статью Качурина М.Г. о сказке
    М.Е.Салтыкова-Щедрина “Премудрый пескарь”,
    ответить на вопросы:
  • Расскажите о композиции сказки, что она
    выявляет?
  • Почему сатирик прибегают к иносказанию и рисует
    не человека-обывателя, а рыбу, наделенную
    обывательскими чертами? Только ли здесь
    стремление обмануть цензуру?

(Ответы есть в статье)

  • Какие философские проблемы и как решает
    М.Е.Салтыков-Щедрин в этой сказке?

(Ответ есть в статье)

Задание для группы № 6 (это может
быть и один ученик, увлекающийся живописью).

  • Рассмотрите иллюстрации Б.Ефимова, Н.Муратова,
    Е.Рачева к сказке. Сравните их, определите, какие
    эпизоды запечатлены художниками.

Беседа по выполненным заданиям.

Начинать работу с классом лучше с программы
“С”, затем программа “В” и программа “А”.
Завершением будет выступление группы № 6. Можно
вопрос № 3 группы № 6 оставить последним.

Заключительная часть урока — обобщение.

  • В толковом словаре русского языка под редакцией
    Д.Н. Ушакова есть такие объяснения слова
    “обыватель” (см. запись на доске). Итак, первое
    значение слова устарело, как указывает словарь. А
    второе? Живет?
  • Прочитайте стихотворение А.Прокофьева
    “Премудрый карасик”.
  • С какой целью поэт использует щедринский образ
    пескаря?
  • Какой, по вашему, нравственный урок содержит
    сказка М.Е.Салтыкова-Щедрина “Премудрый
    пескарь”?
  • К каким людям и ситуациям можно отнести
    содержание сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина
    “Премудрый пескарь” и стихотворение
    А.Прокофьева “Премудрый карасик”?

Итоги урока.

1. Учащиеся формируют выводы по уроку, отвечая
на пункт 3 цели урока и записывают в тетрадях:

Итак, в сказке “Премудрый пескарь” содержится
важный нравственный урок: трусость, страх,
обывательское равнодушие ко всему на свете,
кроме собственной персоны, рано или поздно
лишает человеческую жизнь всякого смысла;
житейская “премудрость” умерщвляет в людях ум,
честь, совесть.

Сказка учит честности, гражданской смелости и
благородству, напоминает о цене человеческой
жизни, о ее смысле.

2. Выставляются оценки.

3. Благодарность учащимся.


ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.

Премудрый карасик

А.Прокофьев

Плывешь, премудрый мой карасик?
Плыви, коль плыть тебе дано.
В подготовительном ты классе
Сидишь, дружок, давным-давно.

Который год?
Чуть-чуть не классик,
А все сидишь, как на мели.
Плыви, плыви, злодей-карасик,
Чуть плавниками шевели.

Опять лениво заметался,
И что ты там не говори,
Опять воды ты наглотался,
Везде пускаешь пузыри.

Потом лежишь в унылом тлене,
По-прежнему угрюм и зол,
И вдруг узнал я, что от лени
Ты на кроссворды перешел.

Прошу тебя, карасик милый,
Ты не суди и не судачь,
Опять прудок твой запрудило,
А ты не плачь,
А ты не плачь!

И протолкни скорей беседу,
И, если хочешь, повтори –
О встрече с бабкой или дедом,
Чтоб веселились пескари!


ПРИЛОЖЕНИЕ № 2.

“Премудрый пескарь” (1883 г.)

Одна писательница 70-х годов называла Щедрина
“великим учителем в искусстве проводить
положительные идеалы в отрицательной форме”.
Это искусстве в полном блеске проявилось в
сказке “Премудрый пескарь” С горькой насмешкой
рисует сатирик образ до смерти перепуганного
обывателя, “остолопа, который не ест, не пьет,
никого не видит, ни с кем хлеба-соли не водит, а
все только распостылую свою жизнь бережет”. В
этой сказке ставятся исключительно важные — и не
только для эпохи Щедрина — философские проблемы:
в чем смысл жизни и назначение человека? К каким
идеалам он должен стремиться, как жить?

Подчеркивая связь сказки с реальной
действительностью, Щедрин и здесь соединяет
элементы фольклорной речи с современными
понятиями. Автор употребляет обычный зачин
(“Жил-был пескарь”), традиционные обороты (“ни в
сказке сказать, ни пером описать”, “стал жить да
поживать”), народные выражения (“думу думает”,
“ума палата”, “откуда ни возмись”), просторечия
(“распостылая”, “погублять”). И на этом фоне
неожиданно звучат слова: “жизнью жуировать”,
“будет моцион делать”, “отрекомендуется”,
“жизненный процесс завершает” и др О пескаре
автор говорит как о рыбе, да вдруг и
“проговорится”: “Был он пескарь просвещенный,
умеренно-либеральный…” Пескарь, как и следует
мелкой рыбешке, боится щуки, рака, уды, боится
попасть в уху, мечтает полакомиться комаром или
мухой, живет “то в иле, то под водяным лопухом, то
в осоке” Рыба как рыба. И вдруг узнаем, что он
“жалованья не получает и прислуги не держит, в
карты не играет, вина не пьет, табаку не курит, за
красными девушками не гоняется…”

Стоит задуматься над таким вопросом: почему
сатирик прибегает к иносказанию и рисует не
человека-обывателя, а рыбу, наделенную
обывательскими чертами? Только ли здесь
стремление обмануть цензуру? Вспомним сказку
“Дикий помещик”: там ведь действуют люди. Дело в
том, что образ мелкой, жалкой рыбешки,
беспомощной и трусливой, как нельзя лучше
характеризует дрожащего обывателя. К тому же
есть старая поговорка: “Молчит как рыба”. Щедрин
приписывает рыбе человеческие свойства и вместе
с тем показывает, что человеку присущ” “рыбьи”
черты.

Вся биография пескаря сводится к краткой
формуле: “Жил — дрожал и умирал — дрожал”. Иная
жизненная программа раскрывается в вопросах,
возникающих в уме умирающего пескаря: “Какие
были у него радости? кого он утешил? кому добрый
совет подал? кому доброе слово сказал? кого
приютил, обогрел, защитил? кто слышал о нем? кто об
его существовании вспомнит”.

Созданные средствами эзопова языка щедринские
образы рыб, животных, птиц стали нарицательными.

«Премудрый пескарь». Салтыков-Щедрин. Иллюстрация
Сказка «Премудрый пескарь»: YouTube/ЛитКлуб

За что читатели так высоко ценят творчество писателя Михаила Салтыкова-Щедрина? Он обладал уникальным талантом — просто и по-детски рассуждал о сложных философских, политических, социальных проблемах. Наглядный пример — сказка «Премудрый пескарь». Кратко о сюжете произведения и его скрытом смысле расскажем далее.

«Премудрый пескарь»: краткое содержание

Общественная деятельность и политическая жизнь страны были глубоко интегрированы в судьбу писателя Салтыкова-Щедрина. Исторические события и процессы в обществе были главными мотивами его творчества. Может показаться, что в сказке «Премудрый пескарь» автор решил изменить себе и написал обычный детский рассказ.

Однако Салтыков-Щедрин мог похвастаться тонким чувством юмора и в то же время обостренным чувством справедливости. Он никогда не оставался в стороне от главных политических событий. И если копнуть глубже, становится очевидно: писатель сменил вовсе не тематику, а лишь форму повествования. Но прежде чем анализировать тайный смысл «Премудрого пескаря», предлагаем ознакомиться с кратким пересказом произведения:

Салтыков-Щедрин: «Премудрый пескарь» вкратце

Жил в реке мудрый пескарь. Его родители тоже были умны и умудрились дожить до старых лет. Перед смертью отец учил сына быть осторожным: избегать крупной рыбы и раков, а главное — людей. Старик было сам чуть не попался и не стал для них обедом. И решил мудрый пескарь: выдолбить себе крошечную нору, в которую мог бы попасть он один, и спрятаться там от всяких опасностей.

Целыми днями пескарь тихо сидел в своей норе. Выходил лишь ночью или после полудня, когда все хищники уже были сыты. Правда, и самому пескарю питаться было нечем. Но лучше уж голодная жизнь, чем смерть в сытости.

Однажды пескарю привиделся сон, будто он выиграл в лотерею. От сладких фантазий полголовы его вылезло наружу. А там то и дело подстерегала угроза — то щука, то рак. Проживая каждый новый день, пескарь премудрый радовался, что не был съеден.

Кадр из мультфильма «Премудрый пескарь»

Сказка «Премудрый пескарь»: YouTube/ЛитКлуб

Краткое содержание: премудрый пескарь и его сожаления

Живя в постоянном страхе, пескарь не завел ни семьи, ни друзей. Он вспоминал, как все было в его детстве: тогда хищники совсем мелкую рыбу не трогали, поэтому его отец еще мог позволить себе семью. А сейчас — совсем другое время.

Так пескарь прожил больше столетия:

  1. Не знал он ни любви, ни дружбы, ничего в жизни не попробовал.
  2. Перед смертью старик стал задумываться: жили бы все пескари так, как он, их род давно бы исчез.

Почувствовав себя бесполезным, старик уж было решил выйти из норы и проплыть по реке, но страх снова взял верх.

«Премудрый пескарь»: развязка истории

Рыбам, проплывающим мимо норы старика, не было до него дела. Никто не поинтересовался, как он так долго прожил, да и умным его не считали. Перед смертью пескарь снова увидел счастливый сон о лотерее. Но теперь он еще и стал больше, сам щук гоняет!

Во сне старик выпал из норы и пропал. Кто знает, что с ним произошло. Может, стал обедом для щуки. Но это вряд ли: кто захочет лакомиться стариком. Скорее всего, умер пескарь и всплыл на поверхность.

«Премудрый пескарь». Кадр из мультфильма

Сказка «Премудрый пескарь»: YouTube/Советские мультфильмы

«Премудрый пескарь»: анализ произведения

На первый взгляд, Салтыков-Щедрин создал понятную и поучительную сказку для детей. Но это не совсем так. Автор спрятал в тексте глубокий посыл для взрослых и даже намекнул на политическую ситуацию в стране.

Подтекст произведения поможет раскрыть анализ. «Премудрый пескарь» — попытка писателя высказаться на запрещенные темы. Какие именно — рассмотрим далее:

История написания

Сказка «Премудрый пескарь» была написана зимой 1882–1883 гг. Она стала реакцией автора на происходящие в то время политические события:

  • В начале 1880-х участники революционной организации «Народная воля» совершили убийство императора Александра II.
  • Усилились преследования интеллигенции, участились аресты. Вместе с тем покушение на царя не вызвало народных волнений, на которые рассчитывали члены «Народной воли».
  • Боясь за собственную безопасность и жизни, революционеры решили залечь на дно и прекратили активную деятельность.

Михаил Салтыков-Щедрин не разделял такой позиции, но и открыто осуждать «Народную волю» не мог. Свое мнение автор завуалированно высказал в новом произведении «Премудрый пескарь».

Учитывая остросоциальный сюжет сказки, ее не сразу пустили в печать:

  1. Сперва «Премудрого пескаря» опубликовали в Женеве — в газете «Общее дело», которую издавали эмигранты. Произведение поместили в раздел «Сказки для детей изрядного возраста», намекая, что именно взрослым будет интересно его прочесть.
  2. В России сказка увидела свет в 1884-м в журнале «Отечественные записки».

Салтыков-Щедрин

Портрет Салтыкова-Щедрина: Wikipedia/Н. Н. Ге

«Премудрый пескарь»: смысл

Несмотря на политический подтекст, который поймут те, кто знаком с историей России конца девятнадцатого века, сказка проста для восприятия и вполне может понравиться ребенку. Автор создал произведение таким образом, чтобы его могли по-своему интерпретировать и дети, и взрослые.

Вот какие поучительные идеи изложил писатель:

Жить — значит рисковать

В первую очередь «Премудрый пескарь» — это рассказ о жителях подводного мира. С помощью такой аллегории автор стремился донести младшему поколению мысль, что жизнь без риска и приключений скучна, и нужно смело преодолевать все препятствия, чтобы ею наслаждаться в полной мере.

Риск — форма самореализации личности

Более глубоко эта идея раскрывается в восприятии взрослого человека: отказ от полноценной жизни, своих идей и принципов из-за страха неудачи или боязни за свою безопасность может сделать человека еще более несчастным.

Вред чрезмерной родительской опеки

Помимо этого, автор раскрывает проблему отцов и детей. Небольшой эпизод, повествующий о родителях пескаря, показывает, как пагубно родительское воспитание может сказаться на будущем ребенка. Чрезмерная опека, попытки «загрузить» свой опыт в сознание нового поколения приводят не только к тому, что молодежь начинает страшиться реальной жизни, испытаний, но отказывается от полноты бытия и наслаждений.

Так, Салтыков-Щедрин коснулся философского вопроса о счастье и смысле жизни. Автор считает, что их суть не в количестве прожитых лет, а в простых человеческих вещах: дружбе, близких людях, развлечениях, любви.

Кадр из мультфильма «Премудрый пескарь»

Сказка «Премудрый пескарь»: YouTube/Советские мультфильмы

«Премудрый пескарь»: жанр и композиция

Чтобы емко выразить свои идеи, Салтыков-Щедрин выбрал для «Премудрого пескаря» необычный жанр — сатирическая сказка. На это указывают особенности произведения:

  • С одной стороны, в нем много фантастики. Автор использует аллегорические образы рыб, чтобы на их примере донести основную мысль.
  • В то же время это пародийные образы, ведь изначально созданы, чтобы высмеять реальных политических фигур.
  • Основной сатирический прием, который использует писатель, кроется в названии сказки. Салтыков-Щедрин не зря нарочито часто называет главного героя «премудрым». Этим он лишь подчеркивает его глупость и слепую самоуверенность.

Особенности композиции «Премудрого пескаря» автор подсмотрел в народных сказках. Он ведет повествование логично и последовательно:

  1. Произведение начинается с экспозиции. В ней читатель знакомится с главным героем пескарем, узнает о его родителях.
  2. Вступление плавно перетекает в завязку: отец-пескарь дает сыну наставления о том, как правильно жить.
  3. С развитием сюжета читатель узнает, как сложилась жизнь пескаря после смерти отца и матери. Постепенно герой приходит к осознанию, что жил напрасно.
  4. В развязке пескарь умирает.

Произведение заканчивается своеобразной моралью: пескарь, который более столетия вел трусливый, затворнический образ жизни, на старости лет никому не нужен, даже хищникам, которые так долго за ним охотились.

Рассказ не зря внесен в школьную программу: он поможет юным читателям задуматься о смысле жизни и выборе. Однако взрослым также удастся почерпнуть в нем мудрость. И, пожалуй, именно в этом и состоит уникальность творчества Михаила Салтыкова-Щедрина.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1885108-premudryj-peskar-kratko-soderzanie-i-analiz/

Урок 4.

Логическая схема «Сказки Салтыкова-Щедрина»

Ход урока

I. Работа с опорной схемой, отображённой на доске

Пояснения к опорной схеме.

1869, 1880–1886 гг. Первые три сказки опубликованы в 1869 году, остальные – на протяжении 1880–1886 годов. Создавались в эпоху реакции. Форма сказки избрана потому, что простому читателю этот жанр наиболее понятен и близок.

«Для детей изрядного возраста»: дети эти – взрослые, нуждающиеся в поучении. Задача: форма сказки отвечала задачам писателя. В завуалированной форме можно было обратить внимание на самые злободневные вопросы общественной жизни, стать на защиту народных интересов.

Особенности: писатель надевает маску сказителя, добродушного, бесхитростного балагура. За маской же скрывается саркастическая усмешка человека, умудрённого горьким жизненным опытом. Жанр сказки служит писателю своеобразным увеличительным стеклом, позволяющим выпукло представить читателю свои многолетние жизненные наблюдения.

Фантастика – форма, которую сатирик наполняет взятым из реальной жизни конкретным содержанием. И фантастика, и эзопова речь служат для реализации поставленной им перед собой задачи.

Сказка «Дикий помещик». Излагаются события реальной действительности, показаны традиционные отношения барина и мужиков. С одной стороны – помещик-паразит (паразитизм помещика), с другой – труженики, кормильцы страны и в то же время – мученики.

Сказка «Премудрый пескарь». Остро поставлен вопрос о смысле бытия, о назначении человека. Герой сказки «перемудрил», посвятил свою жизнь только самому себе. Нравственные и общественные идеалы, с точки зрения которых обличается пескариное прозябание, были бесконечно дороги Щедрину. Поэтому с горькой усмешкой заставляет он «мудреца» этого понять бессмысленность прожитой жизни.

Значение сказок. Сказки – итог многолетних наблюдений писателя. Чтобы по-настоящему оценить их и понять, достаточно прочитать заключение цензора Лебедева: «…то, что господин Салтыков называет сказками, вовсе не отвечает своему назначению; его сказки – та же сатира, и сатира едкая, тенденциозная, направленная против общественного и политического нашего устройства…». Сказки направлены против общественного строя, порождающего паразитизм одних, нищету, бесправие – других, лишающего человека нравственных начал.

II. Задания к сказке «Премудрый пескарь»

  1. Прочитайте стихотворение А. Прокофьева «Премудрый карасик». С какой целью поэт использует щедринский образ пескаря? Какой, по-вашему, нравственный урок содержит сказка «Премудрый пескарь»?

Плывёшь, премудрый мой карасик?

Плыви, коль плыть тебе дано.

В подготовительном ты классе

Сидишь, дружок, давным-давно.

Который год?

Чуть-чуть не классик,

А всё сидишь, как на мели.

Плыви, плыви, злодей-карасик,

Чуть плавниками шевеля!

Опять лениво заметался,

И что ты там ни говори,

Опять воды ты наглотался,

Везде пускаешь пузыри.

Потом лежишь в унылом тлене,

По-прежнему угрюм и зол,

И вдруг узнал я, что от лени,

Ты на кроссворды перешёл.

Прошу тебя, карасик милый,

Ты не суди и не судачь,

Опять прудок твой запрудило,

А ты не плачь,

А ты не плачь!

И протолкни скорей беседу,

И если хочешь повтори —

О встрече с бабкой или дедом,

Чтоб веселились пескари!

  • К каким людям и ситуациям можно отнести содержание сказки Щедрина «Премудрый пескарь» и стихотворение А. Прокофьева «Премудрый карасик»?

  1. В толковом словаре под редакцией Д.Н. Ушакова есть такие объяснения слова.

Обыватель –

  1. Постоянный житель какой-нибудь местности (устар.).

  2. Человек, лишённый общественного кругозора, с костными, мещанскими взглядами…

  • Итак, первое значение слова, как указывает словарь, устарело. А второе? Живёт? И вы можете это доказать?

  1. Общие черты сказок.

  1. В сказках ощутима связь с фольклором: сказочные зачины, фольклорные образы, пословицы, поговорки.

  2. Сказки Салтыкова-Щедрина всегда аллегоричны, построены на иносказаниях. В одних сказках действующие лица – представители животного мира, нарисованные зоологически верно, но в то же время являющиеся аллегорическими персонажами, олицетворяющие определённые классовые отношения в обществе. В других сказках героями являются люди, но и здесь сохраняется иносказание. Поэтому сказки не теряют своего аллегорического смысла.

  3. В сказках умело сочетая достоверное с фантастическим, писатель свободно переключает действие из мира животного в мир человеческих отношений; в результате звучит такая политическая острота, какой не было в народных сказках.

  4. Сказки построены на резких социальных контрастах, почти в каждой из них лицом к лицу сталкиваются представители антагонистических классов («Повести…» – генералы и мужик, в «Диком помещике» – помещик и мужики).

  5. Весь сказочный цикл пронизывает стихия смеха, в некоторых сказках комическое преобладает («Премудрый пескарь»), в других комическое переплетается с трагическим (в «Повести…» – горечь за народ, великую силу, без которого правящие классы – ничто, но народ не осознаёт своей силы, вьёт мужик верёвку себе).

  6. Язык сказок в основном народный (Щедрин в совершенстве знал русскую крестьянскую речь), с использованием публицистической лексики, канцелярского жаргона, архаизмов и иностранных слов.

  7. Сказки Салтыкова-Щедрина рисуют не просто злых и добрых людей, борьбу добра и зла, как большинство народных сказок тех лет, они раскрывают классовую борьбу в России второй половины ХIХ в.

Анализ «Премудрый пескарь» Салтыков-Щедрин

Анализ «Премудрый пескарь» Салтыков-Щедрин

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 757.

Обновлено 10 Июля, 2021

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 757.

Обновлено 10 Июля, 2021

Сказки М. Салтыкова-Щедрина адресованы в первую очередь взрослым, ведь под маской своих персонажей автор умело скрывал пороки общества. Тем не менее, произведения Михаила Евграфовича интересны и детям среднего школьного возраста. Они учат подростков анализировать свое поведение, подсказывают «правильный путь». Сказку «Премудрый пескарь» школьники изучают в 7 классе. Знакомясь с ней, нужно учитывать историко-культурный контекст ее создания. Предлагаем краткий анализ сказки, который облегчит поиски того, что скрыто между строк, а также станет помощником в подготовке к ЕГЭ.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Год написания – декабрь 1882 – январь 1883.

История создания – К созданию сказки М. Салтыкова-Щедрина подтолкнули общественно-политические события. Либерально настроенные интеллигенты пыталась «затаиться» от реакции властей, чтобы не рисковать своим положением, а может быть, и жизнью. Анализируемое произведение – критика такой позиции.

Тема – Воспринимать сказку можно как в прямом, так и в переносном смысле, поэтому в ней можно выделить несколько тем: жизнь премудрого пескаря; бездействие, вызванное боязнью опасности.

Композиция – Как смысловая, так и формальная организация сказки «Премудрый пескарь» несложная. Автор начинает ее традиционным «Жил-был», знакомит с рыбьим семейством и постепенно переходит к рассказу об основных событиях. Заканчивается произведение риторическим вопросом, который подталкивает читателя к размышлениям о сказанном.

Жанр – Сказка.

Направление – Реализм.

История создания

История создания произведения тесно связана с общественно-политической ситуацией второй половины XIX века. В 1881 г. члены организации «Народная воля» совершили покушение на Александра II. Смерть императора усилила гонения за интеллигентами. Интеллигенты-либералы решили занять пассивную позицию, чтобы не рисковать своей свободой и жизнью. Михаил Евграфович не разделял такого мнения, однако открыто критиковать либералов не мог. Так появилась сказка Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь». Года написания – декабрь 1882 – январь 1883.

Русская цензура долго не допускала сказку Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь» к печати, поэтому впервые оно было опубликовано в 1883 г. в эмигрантской газете «Общее дело» в Женеве. «Премудрого пескаря разместили в рубрике «Сказки для детей изрядного возраста», как бы намекая, что в ней раскрываются вовсе не детские мотивы. В России женевскую газету с анализируемым произведением распространяли члены «Народной воли».

В 1884 г. сказку опубликовал журнал «Отечественные записки».

Тема

Для лучшего понимания смысла сказки «Премудрый пескарь» анализ ее следует начинать с характеристики мотивов.

В литературе есть множество произведений, в которых завуалировано развиваются запрещенные властями темы. М. Салтыков-Щедрин – один из самых известных русских писателей, работавших с аллегорическими образами. Его сказку «Премудрый пескарь» можно читать как поверхностно, не задумываясь о переносном смысле, так и учитывая аллегорическое значение, поэтому в нём развиваются две основные темы: жизнь пескаря и бездействие, причина которому – страх.

В контексте указанных тем сформировалась проблематика. В произведении поднимаются такие проблемы: родительское воспитание и его влияние на судьбу детей, страх, смысл жизни, человек и общество и др.

Для создания аллегорий автор погружает читателя в подводный мир, поэтому главные герои сказки – рыбы. Тем не менее находится место и для образов людей. Начинается произведение с рассказа о семье пескарей. Глава семейства поучал детей быть предельно осторожными, так как маленьких рыб опасность подстерегает на каждом шагу. Главный герой, наслушавшись этих наставлений, решил спрятаться от мира, чтобы дожить до старости и умереть своей смертью.

Пескарь вырыл себе нору, где прятался днём. Даже поесть он выплывал ночью. Так в одиночестве и постоянном дрожании от страха он прожил более ста лет. И действительно умер своей смертью. Герой так и не понял, что суть жизни в борьбе за свое счастье, в радости, которую ощущаешь в кругу друзей и близких, в простых забавах.

Только дочитав сказку до конца, можно понять «смысл названия». Называя пескаря премудрым, Михаил Евграфович на самом деле намекает на глупость героя. Приставка пре- в этом случае является синонимом к слову «чересчур», ведь пескарь чересчур боялся за свою жизнь и поэтому чересчур много думал, как уберечь себя.

Чтобы намекнуть читателю, что и среди людей есть такие пескари, автор вводит в рассказ о рыбе человеческие реалии: «В карты не играет, вина не пьёт, табаку не курит, за красными девушками не гоняется»; «Выиграл будто бы он двести тысяч, вырос на целых пол-аршина и сам щук глотает».

Исходя из содержания, можно определить идею сказки. Автор осуждает людей, которые боятся рисковать, проживая свою жизнь бессмысленно. Основная мысль – страх может стать серьезной преградой на пути к счастью.

Композиция

Особенности композиции произведения такие же, как у фольклорных сказок. Организация его предельно проста, начинается текст традиционным вступлением. Все элементы сюжета расположены в логической последовательности.

В экспозиции читатель знакомится с главным героем сказки и его семьей, узнает о том, какие опасности подстерегают небольших рыб. После прочтения этой части складывается первое впечатление о пескаре. Завязка – рассказы и наставления пескаря-отца. Развитие событий – рассказ о жизни пескаря-сына после смерти родителей, размышления рыбы, как сложилась бы его жизнь, живи он по-другому.

Ярко выраженной кульминации в сказке нет, однако кульминационными точками можно считать эпизоды, где рак и щука подстерегают пескаря. Развязка произведения – смерть пескаря.

Примечательно, что сказка заканчивается риторическим вопросом, который подсказывает, чему учит писатель.

Жанр

Жанр «Премудрого пескаря» Салтыкова-Щедрина – сатирическая сказка. В произведении есть реальные и фантастические события, а человеческие качества и характеры автор скрывает под образами рыб. В то же время писатель использовал сатирические приемы для разоблачения либералов. Он высмеивает пескаря посредством описания его характера и поведения, художественных средств, например, постоянного повторения эпитета «премудрый».

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Михаил Антонов

    6/10

  • Наталья Степанова

    9/10

  • Давид Микулеску

    10/10

  • Алпият Магомедова

    10/10

  • Sfdsdff Sdafds

    9/10

  • Денис Аллаяров

    10/10

  • Яна Рамазанова

    10/10

  • Марина Шитова

    10/10

  • Катя Шишкина

    10/10

  • Сергей Каштырёв

    7/10

Рейтинг анализа

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 757.


А какую оценку поставите вы?

Сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь» – краткое изложение. Как правильно: пискарь или пескарь? Анализ: тема и проблематика. О чем писать в сочинении?

«Премудрый пискарь» — сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина, высмеивающая трусливых обывателей. Главный герой — пискарь, который всю жизнь только и делал, что прятался от опасностей. Пискарь считал себя очень умным, но в итоге прожил несчастливую и бесполезную жизнь в постоянном страхе.

Произведение входит в цикл «Сказки для детей изрядного возраста». Впервые опубликовано в 1883 году за границей.

Пескарь или пискарь?

Персонаж Салтыкова-Щедрина — пискарь, через букву «и». В сочинении лучше использовать именно этот авторский вариант, чтобы показать знакомство с текстом.

Название рыбы — пескарь, пишется через «е». Поэтому нередко и название щедринской сказки искажают, пишут «Премудрый пескарь». В некоторых изданиях для детей используется именно такое написание.

Полный текст и аудиокнига

Полный текст сказки «Премудрый пискарь» доступен в «Викитеке».

Аудиоверсию можно послушать на YouTube.

Краткое изложение

Отец пискаря однажды чуть не угодил в уху и завещал сыну: хочешь жить, всегда гляди в оба! Пискарь этот был «просвещенный, умеренно-либеральный». Он хорошо понимал, что кругом опасности. Жить нужно так, чтоб никто тебя не заметил, и умереть своей смертью, размышлял пискарь.

За год он выдолбил себе носом норку, куда мог поместиться только он сам. Весь день пискарь прятался в норе и дрожал от страха. За пропитанием он ненадолго выплывал лишь около полудня, когда вся рыба уже сыта, а при любой опасности пискарь прятался обратно. Лучше голодать, чем погибнуть, признавал он.

Каждый день пискарь недосыпал, недоедал и все время беспокоился, будет ли жив завтра. Иногда ему снилось, как он выигрывает в лотерею двести тысяч.

У норы пискаря поджидали то рак, то щука, но он не вылезал, дрожа от страха. Тем и спасался. И каждый раз после очередной победы восклицал: слава богу, жив!

Пискарь не женился, не завел детей. Это ведь в отцовские времена легко было прожить, «щуки были добрее», размышлял он. А сейчас-то уж не до семьи! Так и прожил пискарь сто с лишним лет: без друзей и родных, в вечном страхе.

Под конец жизни даже щуки хвалили его за упорство: если бы все так жили, кругом была бы тишь да благодать! На самом деле, щуки надеялись с помощью этой лести выманить пискаря из норки. Но он на такие хитрости не поддался.

Наконец пришла пискарю пора помирать. Радовался он, что своей смертью умирает. Но думал о щучьих словах: а если бы и правда все жили точно так же? И понял речной житель, что в этом случае никаких пискарей бы не осталось.

Думал пискарь напоследок вылезти из норы да гордо проплыть по всей реке, но снова испугался. «Жил — дрожал, и умирал — дрожал». Да и премудрым его на самом деле никто не называл. Считали пискаря остолопом, который настоящую жизнь променял на сидение в норе.

С этими грустными мыслями пискарь заснул и снова видел сон про выигрышный билет на двести тысяч. И покуда спал, рыло его из норки высунулось. А после пискарь исчез без следа. То ли щука его схватила, то ли рак — непонятно. Вероятнее всего, он умер своей смертью. Потому что кому захочется есть старого и больного пискаря, да вдобавок еще и премудрого?

Анализ: о чем писать в сочинении

Тема сказки — страх, который делает жизнь бессмысленной и бесцельной. В сочинении можно написать о том, что автор сказки критикует своих трусливых современников и в то же время поднимает вечную проблему: зачем жить, если нет ничего, ради чего человек был бы готов рискнуть собой?

Произведение Салтыкова-Щедрина принято связывать с исторической ситуацией в России 1880-х годов. После того, как революционеры-народовольцы убили царя Александра II, власть унаследовал его сын Александр III. При новом императоре революционное подполье было разгромлено, ужесточена цензура, за любые проявления инакомыслия стали сурово наказывать. В те годы многие свободолюбивые интеллигенты решили, что лучше затаиться и не рисковать своим благополучием.

Именно таких людей Салтыков-Щедрин критикует эзоповым языком, изображая в виде «премудрой» рыбки, всю жизнь дрожащей в норе. А поскольку автор пишет, что пискарь был «умеренно-либеральный», сказку рассматривают в первую очередь как критику русских либералов: на словах они поддерживают свободу, но все время боятся и ничего не делают.

Однако нельзя сказать, что щедринская сказка — исключительно злободневные размышления о трусости русской интеллигенции. Писатель и спустя 150 лет заставляет задуматься о смысле жизни. Если жизнь — это лишь бесконечные попытки избежать смерти, то зачем жить? Умирать рано или поздно все равно придется. И тогда о каждом человеке будут судить по делам:

Какие были у него радости? кого он утешил? кому добрый совет подал? кому доброе слово сказал? кого приютил, обогрел, защитил? кто слышал об нем? кто об его существовании вспомнит?

Именно об этом Салтыков-Щедрин призывает читателя помнить, чтобы не прожить жизнь премудрого пискаря.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • К и чуковский сказки для детей 1 класса
  • К и чуковский сказки 1 класс школа россии презентация
  • К заплыву готов как пишется
  • К жанру устного народного творчества не относится рассказ сказание предание историческая песня
  • К жанрам народных сказок относятся

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии