К каким вечным вопросам обращается и а бунин в своих рассказах

В своих произведениях Иван Алексеевич Бунин затрагивает
такие вечные проблемы, как необратимость уходящего времени, жизнь и смерть,
любовь. Эти проблемы, действительно, вечные: человек сталкивается с ними каждый
день и будет сталкиваться всегда.

Каждое произведение Бунина по-своему уникально.

Например, рассказ «Антоновские яблоки». Он написан по
аналогии тургеневским жанром стихотворения в прозе. Рассказ очень лиричен,
несмотря на прозаическую форму. В нем Бунин восхищается природой, вспоминает о
поездках в дворянские усадьбы, где течет здоровая деревенская жизнь,
олицетворением которой являются подолгу живущие старики, крепкие дворы и избы.
В рассказе автор описывает осень (время полного созревания), говорит о свежести
осени: «Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые
аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и – запах антоновских яблок, запах меда и
осенней свежести».

Символом здоровой плодоносящей жизни у Бунина становится
аромат антоновских яблок. «Войдешь в дом и прежде услышишь запах яблок, а потом
уже другие», — пишет автор. Этим запахом пропитано все в воспоминаниях Бунина.

Многое в жизни проходит, да и жизнь проходит…
Необратимость уходящего времени показывает Бунин в рассказе «Антоновские яблоки».
Но в памяти остается нечто прекрасное: воспоминания, ассоциативно оживающие в
нашей памяти, часто связанные с ароматами.

Тема жизни и смерти раскрывается Иваном Алексеевичем в
рассказе «Господин из Сан-Франциско». Здесь внешний блеск героя противопоставлен
его внутренней блеклости, дорогая оболочка – пустому содержанию. Автор лишает
своего героя имени, так как это собирательный образ, таких людей много. У них
нет души, а есть только деньги, они заботятся лишь о собственном комфорте и
безразличны к окружающим. Однако, когда Господин из Сан-Франциско умер, те
деньги, зарабатыванию которых он посвятил лучшие годы своей жизни, стали никому
не нужны, не говоря уже о нем самом. Он возвращается домой в ящике из-под
содовой в трюме, рядом с теми людьми, коими он брезговал при жизни.

Пустой и бездуховной жизни Господина противопоставлена
жизнь лодочника Лоренцо и абруццких горцев, которые не зависят от денег, они
бедны материально, но духовно богаты. Они по-настоящему счастливы в жизни.

В рассказе много символов. Корабль назван «Атлантида»,
что сразу наталкивает на мысль об обреченности, обреченности богатых и успешных
пассажиров на фальшивую жизнь.

На корабле три этажа, которые символизируют социальную
лестницу: верхний этаж – это обитатели блестящих салонов, средний –
обслуживающий персонал, нижний – кочегары «адской топки».

Перемещение корабля и его возвращение в исходную точку с
телом героя становится символом движения человечества по замкнутому кругу.

Это лишь немногие символы, присутствующие в произведении.

По мнению Бунина, важна не смерть, а жизнь до смерти.
Жизнь нужно прожить с толком, нужно оставить след, многое понять, духовно
обогатиться. А перед лицом смерти человек жалок, и никакие средства тут не
помогут…

Тема любви затрагивается Буниным в рассказах «Солнечный
удар», «Легкое дыхание», «Темные аллеи» и «Чистый понедельник». Во всех них
любовь мимолетна и трагична.

В рассказе «Легкое дыхание» нежная, искренняя и
бескорыстная Оля Мещерская сталкивается с жестокой действительностью
окружающего мира, что приводит ее к гибели.

Герои рассказа «Темные аллеи», любившие друг друга в
молодости, но вынужденные расстаться, лишь встретившись много лет спустя
осознают, что их чувства друг к другу были лучшим, что было в их жизни.

В рассказе «Чистый понедельник» героиня посещает светские
мероприятия, но внутренне чужда этому. Она находит себя в служении Богу,
отказываясь от любви.

Во всех этих рассказах о любви Бунин показывает лишь
мгновенную вспышку, прозу жизни в них автор отвергает. Любовь в представлении
Бунина – это озарение, вспышка, молния, которая освещает жизнь человека,
возвышает его над миром суеты и повседневных забот. Любовь – это величайшая
ценность, и, чтобы не показывать прозу жизни, будничность, автор обрывает
любовь на высшей точке, на ее пике.

Таким образом, Бунин затрагивает очень важные темы в
своих произведениях, вечные темы. Они были, есть и будут актуальны во все
времена.

И. А. Бунин-один из немногих русских писателей, способных завоевать своей индивидуальностью весь мир. В своих произведениях он и психолог, умело разбирающийся в тонкостях душ людей, и художник, красочно описывающий великолепные картины природы, и реалист, ставящий перед читателями важнейшие проблемы современности.

Главной темой многих рассказов Бунина становится романтическое начало. Любовь у писателя трагедийна, она-вершина, пик жизни человека.

По замыслу автора, только полюбив, перед человеком раскрывается способность преодолеть свой эгоизм, заботясь о другом человеке. Любовь-возвышает души.

В рассказе “Солнечный удар” поручик, расставшись с прекрасной незнакомкой не может перестать думай о ней. Ужасная боль терзает его душу, от мысли, что больше никогда ее не увидит. Без незнакомки мир героя перестает существовать, он опустошен и “страшно несчастен в этом городе”.

Поручик не знает как дальше жить. Особенно ярко выражено его душевное озарение выражено в последней фразе: “Поручик сел под навесом на палубе, чувствуя себя постаревшим на десять лет”. Проблема трагичности любви также находит свое место и в рассказе И. А. Бунина “Темные аллеи”, где описывается встреча двух людей, когда-то давно любивших друг друга.

Надежда рассказывает Николаю о том, что с тех пор не вышла замуж, живя одним. Тридцать лет назад сословные предрассудки не позволили герою жениться на Надежде, как красива и идеальна для него она не была. Теперь Николай Алексеевич также осознает ошибку, однако, его мысль была лишь минутным прозрением. Уходя, он со стыдом вспоминает встречу.

Так, казалась бы, банальная история любви, у одного была лишь пошлой и обыкновенной, а у другой вечной преданностью.

Бунин также обращается к таким “вечным” вопросам, как истинное счастье и смысл жизни. Рассказ “Господин из Сан-Франциско” один из лучших рассказов, раскрывающих данные темы. В качестве главного персонажа автор выбирает “антигероя”, тем самым показывая читателю расстановку истинных приоритетов жизни.

Господин из Сан-Франциско, заработав нечестным трудом деньги на родине, едет с семьей в путешествие. Главным символом, раскрывающим проблему рассказа выступает корабль. Богачи, ссорившие деньгами, на верхних палубах судна противопоставлены рабочим с нижних палуб. Господин из Сан-Франциско живет лишь ради служения своим гедонистическим идеалам.

Но смерть настигает его внезапно. Так, Бунин повествует нам, как важно выбрать истинный путь, понять, что счастье не в деньгах и удовольствиях, а в более высоких и духовных ценностях.

Мы по праву можем считать Бунина мастером слова, умело “опоэтизировавшим” вечные темы в своих произведениях. Автор смело обращается к таким главным темам, как любовь, смысл жизни и счастье. Описание реальной жизни без прикрас, вечной любви, одухотворяет героев произведений Бунина, делая их благороднее и прекрасней.

Loading…

Пояснение.

Комментарии к сочинениям

C12.1. В чём состоит своеобразие звучания темы природы в поэтическом творчестве А. С. Пушкина?

Значение А.Пушкина в истории русской пейзажистики  — не только открытие новых тематических областей, сколько соединение ранее открытых мотивов в стройную систему национального поэтического восприятия природы.

Русский пейзаж в стихотворениях Пушкина можно разделить на осенний и зимний; зимний  — на ночной и утренний; осенний  — на романтически приподнятый и подчеркнуто стихийный, реалистический. Для анализа можно взять следующие произведения поэта: «Зимняя дорога», «Зимнее утро», «Осень», «…Вновь я посетил…», «Евгений Онегин». В русской природе, как она постигнута Пушкиным, соединяются смирение и разгул, печаль и просветленность, кротость осеннего увядания и бесовское буйство метели.

Одна из оригинальных черт пушкинских пейзажей, почти отсутствующая у предшественников,  — пасмурное небо, закрытое тучами и облаками, низко нависшее над землей. Пушкин по сравнению с Ломоносовым или Жуковским, Лермонтовым или Тютчевым, мало внимания уделяет небу и светилам, делая исключение лишь для луны, но и она у него, как правило, глядит на землю сквозь туман, расплывается мутным пятном.

Пейзаж в поэзии Пушкина менялся вместе с самим поэтом. В разные периоды своего творчества Пушкин по-разному изображал природу. На протяжении всего творческого пути усложнялась функция пейзажа в лирических произведениях поэта.

C12.2. Обломов и Захар так нужны друг другу (по роману И. А. Гончарова «Обломов»)?

Захар и Илья Ильич Обломов  — порождение «обломовщины», болезнь своего времени, где апатия и лень убивают в человеке все лучшее, что дано ему природой.

Захар предан своему барину, однако редкий день не солжет ему хоть в чем-нибудь. Слуга старого времени удерживал хозяина от расточительства, а Захар сам любит выпить с друзьями за барский счет, не прочь посплетничать, неуклюж, ленив. Лень — важное сходство его с Обломовым. Они друг друга взаимодополняют. Захар нянчил маленького Илью на руках, а тот помнит Захара «молодым, проворным, прожорливым и лукавым парнем». Они знают друг друга уже много лет. Но есть и существенное различие в их характерах. Захар может прожить без Обломова, а Обломов без Захара  — нет.

C12.3. К каким «вечным» вопросам обращается И. А. Бунин в своих рассказах?

Идеи, проблемы и самый материал действительности, послуживший основой произведений И. А. Бунина, уже принадлежат истории, но вопросы, поставленные в них, волнуют нас и по сей день.

В цикле рассказов «Темные аллеи» Бунин раскрывает перед нами самые различные моменты и оттенки в отношениях мужчины и женщины. Смерть и любовь  — почти неизменные мотивы бунинской прозы этого периода.

Любовь, причем любовь земная, телесная, человеческая  — может быть, единственное возмещение всех недостач, всей неполноты обманчивости и горечи жизни. Любовные сюжеты у Бунина чаще всего разрешаются смертью.

Бунин развивает свою философию. Так перед лицом любви и смерти все равны, на задний план отходят все преграды, разделяющие людей в жизни.

12.4. Лирические отступления в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души».

Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души» воплотила новый жанр, соединивший сатиру и лирические отступления о России. Замысел поэмы предполагал три сюжетных линии (приключения Чичикова, жизнеописание помещиков и деятельность городских чиновников), которые связаны воедино символическим образом дороги  — движения, пути, в том числе и исторического пути России. В связи с этим мысль о русском народе, его судьбе в настоящем и будущем  — основная в поэме.

Лирические отступления в поэме посвящены размышлениям автора о чело-веческой пошлости, о природе таланта писателя-сатирика, о судьбе русского народа и всей России.

Одним из самых известных и любимых является лирическое размышление о о Великой Руси  — птице-тройке  — и чудных конях, ее несущих.

Таким образом, не внешняя история  — приключения Чичикова  — составляет содержание поэмы Гоголя, а судьба всей России. Величественным образом Руси  — необгонимой тройки, несущейся в неизведанную даль,  — заканчивается поэма. В этих словах тревога, любовь и боль писателя-сатирика: «Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа…»

12.5. Как в русской литературе XIX века раскрывается тема маленького человека? (на материале 2−3 произведений).

Тема представляет собой обзор нескольких произведений русской литературы XIX века, в которых раскрывается тема маленького человека. Это могут быть такие произведения, как «Станционный смотритель» А. С. Пушкина, «Шинель» Н. В. Гоголя, «Смерть чиновника» А. П. Чехова.

В русской литературе до Чехова «маленький человек» изображался главным образом сочувственно, внимание читателя обращалось на горести и жизненную неустроенность «маленького человека» («Станционный смотритель» А. С.Пушкина, «Шинель» Н. В. Гоголя), но к середине 80-х годов XIX века в общественном сознании сформировалось новое отношение к «маленьким людям». У Чехова «маленький человек»  — чиновник становится «мелким», вынужденным прятаться, плыть по течению, повиноваться устоявшимся привычкам и законам. Русские писатели едины в изображении того, как социальное положение человека определяет собою все прочие аспекты жизни (включая семейные, товарищеские и любовные отношения), становится главной человеческой функцией, а все остальное  — производным, такой человек не видит человека в другом, а только чин, некий символ, указывающий на субординацию, и только. Человеческое общение вытесняется служебным соподчинением. Социальная функция оказывается главенствующей, поглотившей всего человека.

И. А. Бунин — прекрасный писатель начала 20-го века. Выступая в своих рассказах в первую очередь как психолог, он поднимает ряд «вечных» вопросов и пытается найти на них ответы. В чем истинное счастье человека? Над этой темой рассуждает писатель в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Безымянный герой на протяжении всей жизни занимается накопительством и, достигнув пенсионного возраста, решает в первую очередь себя, а потом уже и жену с дочерью наградить заслуженным отпуском. Планы господина были грандиозны. Переправляясь на знаменитом корабле «Атлантида» он наслаждался всеми радостями жизни. Везде его встречают как почетного гостя, в чем не последняя заслуга его широкого кармана. Но был ли счастлив главный герой? Думаю, нет. Господин убежден, что все радости жизни можно купить за деньги, но это не так. Он ходил в театры не потому, что желал насладиться искусством, а потому, что все, так называемые «сливки общества», ходят; то же самое с церковью, путешествием в целом. Его душевная пустота не позволяют ему всецело почувствовать себя счастливым. Итак, разоблачителем лжи и пороков господина стала смерть. Бунин не раз поднимал вечные любовные вопросы, например: любовь — это дар свыше или трагедия? В рассказе «Солнечный удар» писатель показывает нам любовь как чудо, стоящее над человеческой жизнью. Любовь — лучшее что может быть даровано людям.

Так, главный герой всего за одну ночь влюбляется в незнакомку и долго еще не может ее забыть. Поручик хочет отыскать ее, написать письмо, но вдруг понимает, что не знает даже ее имени. Да и как он может объявиться к ней в город, где у девушки есть муж и маленькая дочка. Поручик больше не представляет жизни без возлюбленной. Особенно ярко мы видим отчаяние героя в последней сцене, когда он сел на палубе, почувствовав, что постарел на десять лет. Проблемы жизни и смерти — вот что волнует великого русского писателя. Оля из рассказа «Легкое дыхание» естественная, раскованная юная женщина с непростой судьбой. Автор не случайно с кладбища переносит читателя в детство Оленьки, когда она ничем не отличалась от других гимназисток. С взрослением она все больше выделятся из толпы, и становится предметом для зависти. И не красота тому виной, а ее «легкое дыхание» — внутренняя свобода, желание жить и наслаждаться жизнью, раскрепощенность и бесстрашие. Но все это резко вступает в конфликт со взрослой, злой и пошлой жизнью. Девушка рано повзрослела. И «темная» сторона погубила в девушке ее ни с чем не сравнимые чистые порывы жить. В итоге, она оказывается застрелена офицером на платформе среди большой толпы народа, так и не сумев реализовать свои лучшие качества. Таким образом, Бунин, как настоящий мастер слова, не раз понимал «вечные» вопросы, которые не могут не волновать души читателей.

Мы напишем — К каким вечным вопросам обращается И. А. Бунин в своих рассказах? Аргументы ЕГЭ. Подсказки школьнику

И. А. Бунин-один из немногих русских писателей, способных завоевать своей индивидуальностью весь мир. В своих произведениях он и психолог, умело разбирающийся в тонкостях душ людей, и художник, красочно описывающий великолепные картины природы, и реалист, ставящий перед читателями важнейшие проблемы современности.

Главной темой многих рассказов Бунина становится романтическое начало. Любовь у писателя трагедийна, она-вершина, пик жизни человека.

По замыслу автора, только полюбив, перед человеком раскрывается способность преодолеть свой эгоизм, заботясь о другом человеке. Любовь-возвышает души.

В рассказе Солнечный удар поручик, расставшись с прекрасной незнакомкой не может перестать думай о ней. Ужасная боль терзает его душу, от мысли, что больше никогда ее не увидит. Без незнакомки мир героя перестает существовать, он опустошен и страшно несчастен в этом городе.

Поручик не знает как дальше жить. Особенно ярко выражено его душевное озарение выражено в последней фразе: Поручик сел под навесом на палубе, чувствуя себя постаревшим на десять лет. Проблема трагичности любви также находит свое место и в рассказе И. А. Бунина Темные аллеи, где описывается встреча двух людей, когда-то давно любивших друг друга.

Надежда рассказывает Николаю о том, что с тех пор не вышла замуж, живя одним. Тридцать лет назад сословные предрассудки не позволили герою жениться на Надежде, как красива и идеальна для него она не была. Теперь Николай Алексеевич также осознает ошибку, однако, его мысль была лишь минутным прозрением. Уходя, он со стыдом вспоминает встречу.

Так, казалась бы, банальная история любви, у одного была лишь пошлой и обыкновенной, а у другой вечной преданностью.

Бунин также обращается к таким вечным вопросам, как истинное счастье и смысл жизни. Рассказ Господин из Сан-Франциско один из лучших рассказов, раскрывающих данные темы. В качестве главного персонажа автор выбирает антигероя, тем самым показывая читателю расстановку истинных приоритетов жизни.

Господин из Сан-Франциско, заработав нечестным трудом деньги на родине, едет с семьей в путешествие. Главным символом, раскрывающим проблему рассказа выступает корабль. Богачи, ссорившие деньгами, на верхних палубах судна противопоставлены рабочим с нижних палуб. Господин из Сан-Франциско живет лишь ради служения своим гедонистическим идеалам.

Но смерть настигает его внезапно. Так, Бунин повествует нам, как важно выбрать истинный путь, понять, что счастье не в деньгах и удовольствиях, а в более высоких и духовных ценностях.

Мы по праву можем считать Бунина мастером слова, умело опоэтизировавшим вечные темы в своих произведениях. Автор смело обращается к таким главным темам, как любовь, смысл жизни и счастье. Описание реальной жизни без прикрас, вечной любви, одухотворяет героев произведений Бунина, делая их благороднее и прекрасней.

Все сочинения

Рассказ «Легкое
дыхание» посвящен вечным проблемам —
красота и смерть, любовь и разлука,
свобода и необходимость.

Основной
композиционный принцип рассказа —
контраст. С его помощью создается образ
главной героини, выражается авторская
позиция.

С самого начала
возникает двойственное ощущение:
грустное, пустынное кладбище, серый
апрельский день, голые деревья, холодный
ветер “звенит и звенит фарфоровым
венком у подножия креста”, “крепкого,
тяжелого, гладкого”, а на кресте
“фотографический портрет гимназистки
с радостными, поразительно живыми
глазами”. Смерть и жизнь, печаль и
радость и есть символ судьбы Оли
Мещерской.

Бунин создает
сложную композицию — от факта смерти к
детству героини, затем к недавнему
прошлому и его истокам.

Автор выразительно
передает странную логику поведения
Оли. Кружение по жизни: на балах, на
катке, в гимназии, стремительность
перемен, неожиданные поступки. “Она
совсем сошла с ума”, — говорят о ней; “я
совсем сошла с ума”, — говорит она.

Трагизм судьбы
девушки во многом предопределен
однообразием и бездушностью ее окружения.
Вокруг нее на редкость равнодушные
люди, цепь которых замыкается последним
звеном — “классной дамой”.

Олино внутренней
горение неподдельно и могло бы вызвать
большое чувство. Если бы не безумное
порхание по жизни, не примитивное
представление о счастье, не пошлое
окружение. Автор раскрывает не только
красоту девушки, но и ее не развившиеся
духовные возможности. Они, по мнению
писателя, не могут исчезнуть, как никогда
не исчезает тяга к прекрасному, к
счастью, к совершенству.

В финале рассказа
Оля говорит своей подруге, что прочла
в одной книге, какая красота должна
быть у женщины. Она действительно
обладала легким, естественным дыханием
— жаждой какой-то особенной, неповторимой
судьбы, достойной только избранных.

Теме любви посвящены
многие произведения И.А.Бунина и весь
цикл рассказов «Темные аллеи».
«Все рассказы этой книги только о
любви, о ее «темных» и чаще всего
очень мрачных и жестоких аллеях», —
писал Бунин в одном из писем. Сам Бунин
считал эту книгу самой совершенной по
мастерству. Бунин воспевал не
платоническую, а чувственную любовь,
окруженную романтическим ореолом.
Любви, в понимании Бунина, противопоказаны
будни, всякая длительность, пусть даже
в желанном браке, она — озарение,
«солнечный удар», нередко приводящий
к гибели. Он описывает любовь во всех
ее состояниях, где она едва брезжит и
никогда не сбудется («Старый порт»),
и где томится не узнанная («Ида»),
и где переходит в страсть («Убийца»).
Любовь захватывает все помыслы, все
духовные и физические потенции человека
— но это состояние не может длиться
долго. Чтобы любовь не выдохлась, не
исчерпала себя, необходимо расстаться
— и навсегда, Если этого не делают сами
герои, то в их жизнь вмешивается рок,
судьба: кто-то из любящих погибает.
Повесть «Митина любовь» кончается
самоубийством героя. Смерть здесь
трактуется как единственная возможность
освобождения от любви.

Рассказы цикла
“Темные аллеи” — образец удивительной
русской психологической прозы, в которой
любовь всегда были одной из тех вечных
тайн, которую стремились раскрыть
художники слова. Иван Алексеевич Бунин,
по моему мнению, был одним из тех
гениальных писателей, который ближе
всех подошел к разгадке этой тайны.

Книгу
“Темные аллеи” принято называть
“энциклопедией любви”. И. А. Бунин в
этом цикле рассказов пытался показать
отношения двоих с разных сторон, во
всем многообразии проявлений. “Темные
аллеи” — любимое детище писателя,
создававшееся много лет. Здесь воплотились
размышления автора о любви. Это была
та тема, которой Бунин отдавал все свои
творческие силы. Книга столь же
многогранна, как сама любовь. Название
“Темные аллеи” взято Буниным из
стихотворения Н. Огарёва “Обыкновенная
повесть”. Речь в нем идет о первой
любви, не завершившейся соединением
двух жизней. Образ “темных аллей”
пришел оттуда, но в книге нет рассказа
с таким названием, как можно было
ожидать. Это всего лишь некий символ,
общее настроение всех рассказов. Бунин
считал, что истинное, высокое чувство
не только никогда не имеет удачного
завершения, но обладает свойством даже
избегать брака. Писатель неоднократно
повторял это. Он также вполне серьезно
цитировал слова Байрона: “Часто бывает
легче умереть за женщину, чем жить с
ней”. Любовь — это накал чувств,
страстей. Человек же, увы, не может
постоянно находиться на взлете. Он
непременно начнет падать именно тогда,
когда достиг наивысшей точки в чем бы
то ни было. Ведь выше самой высокой
вершины не подняться! В “Темных аллеях”
мы не находим описания непреодолимого
влечения двух людей, которое закончилось
бы свадьбой и счастливой семейной
жизнью. Даже если герои решили связать
свои судьбы, в последний момент происходит
катастрофа, нечто непредвиденное, что
разрушает обе жизни. Часто такая
катастрофа — смерть. Кажется, Бунину
легче представить себе гибель героя
или героини в самом начале жизненного
пути, чем их совместное существование
в течение долгих лет. Жить до старости
и умереть в один день — для Бунина это
вовсе не идеал счастья, скорее, напротив.
Таким образом, Бунин как бы останавливает
время на высшем взлете чувств. Любовь
достигает своей кульминации, но она не
знает падения. Никогда мы не встретим
рассказа, в котором повествовалось бы
о постепенном угасании страсти. Она
обрывается в тот момент, когда обыденность
еще не успела губительным образом
повлиять на чувства. Однако подобные
роковые исходы нисколько не исключают
убедительности и правдоподобия
рассказов. Утверждали, что Бунин говорил
о случаях из собственной жизни. Но он
не соглашался с этим — ситуации полностью
вымышлены. Характеры же героинь он
нередко писал с реальных женщин. Книга
“Темные аллеи” — это целая галерея
женских портретов. Здесь встречаются
и рано повзрослевшие девочки, и уверенные
в себе молодые женщины, и почтенные
дамы, и проститутки, и натурщицы, и
крестьянки. Каждый портрет, выписанный
короткими штрихами, удивительно реален.
Остается только удивляться таланту
автора, который умел в нескольких словах
представить нам столь разных женщин.
Главное — все характеры удивительно
русские и действие практически всегда
происходит в России. Женские образы
играют в рассказах главную роль, мужские
— вспомогательны, второстепенны. Больше
уделяется внимания мужским эмоциям,
их реакции на различные ситуации, их
чувствам. Сами же герои рассказов
отступают на задний план, в туман.
Рассказы поражают также огромным
разнообразием оттенков любви:
простодушная, но нерушимая привязанность
крестьянской девушки к барину,
соблазнившему ее (“Таня”); скоротечные
дачные увлечения (“Зойка и Валерия”);
краткий однодневный роман (“Антигона”,
“Визитные карточки”); страсть, доводящая
до самоубийства (“Галя Ганская”);
простодушная исповедь малолетней
проститутки (“Мадрид”). Словом, любовь
во всевозможных проявлениях. Она
является в каком угодно облике: может
быть поэтическим, возвышенным чувством,
мигом просветления или, наоборот,
непреодолимым физическим влечением
без духовной близости. Но какой бы она
ни была, для Бунина это лишь краткий
миг, зарница в судьбе. Героиня рассказа
“Холодная осень”, потерявшая жениха,
любит его на протяжении тридцати лет
и считает, что в ее жизни только и был
тот осенний вечер, а все остальное —
“ненужный сон”. Во многих рассказах
цикла Бунин описывает женское тело.
Это для него нечто святое, воплощение
истинной Красоты. Никогда эти описания
не опускаются до грубого натурализма.
Писатель умеет найти слова, чтобы
описать интимнейшие человеческие
отношения без всякой пошлости. Без
сомнения, это дается лишь ценой великих
творческих мук, зато читается легко,
на одном дыхании. И. А. Бунин в цикле
рассказов “Темные аллеи” сумел
отобразить множество граней человеческих
отношений, создал целую плеяду женских
образов. И объединяет все это разнообразие
то чувство, которому Бунин посвятил
большую часть своего творчества —
Любовь.

18.
Изображение русской интеллигенции в
драматургии М. Горького

М.Горький задумал
написать пьесу об интеллигенции осенью
1901 г. Об этом он сообщил в письме
от 18 октября 1901 г. К.П.Пятницкому
:
«Вы знаете, я напишу цикл драм. Это факт.
Одну — быт интеллигенции. Куча людей
без идеалов и вдруг! — среди них один
— с идеалом! Злоба, треск, вой, грохот!»
(Архив А.М.Горького).

          Летом
1902 г. М.Горький усиленно работал над
пьесой. 21 июня 1902 г. он писал
К.П.Пятницкому
:
«Начал писать ещё пьесу «Дачники».
Думаю изображать современную
«буржуазно-материалистическую
интеллигенцию», — как выражается
Бердяев.

  В 1904 г.,
характеризуя свою пьесу в письме
к одному из режиссеров
,
М.Горький отмечал: «Я хотел изобразить
ту часть русской интеллигенции, которая
вышла из демократических слоёв и,
достигнув известной высоты социального
положения, потеряла связь с народом —
родным ей по крови, забыла о его интересах,
о необходимости расширить жизнь для
него….

Эта интеллигенция
стоит одиноко между народом и буржуазией
без влияния на жизнь, без сил, она
чувствует страх перед жизнью, полная
раздвоения, она хочет жить интересно,
красиво, и — спокойно, тихо, она ищет
только возможности оправдать себя за
позорное бездействие, за измену своему
родному слою — демократии.

Быстро вырождающееся
буржуазное общество бросается в мистику,
в детерминизм — всюду, где можно
спрятаться от суровой действительности,
которая говорит людям: или вы должны
перестроить жизнь, или я вас изуродую,
раздавлю.

         
И многие из интеллигенции идут за
мещанами в тёмные углы мистической или
иной философии — всё равно — куда, лишь
бы спрятаться.

         
Вот — драма. Ключом к ней является
монолог Марьи Львовны в IV акте».

Над «Дачниками»
М.Горький работал до осени 1904 г. В августе
1904 г. пьеса была завершена, и автор читал
её артистам театра К.Незлобина в Москве.

10 ноября 1904 г.
«Дачники»
впервые
были поставлены на сцене

театра В.Ф.Комиссаржевской, в Петербурге.
Во
время представления пьесы

буржуазно-монархическая часть зрителей
пыталась сорвать спектакль. Однако
демократическая часть зрителей
превратила спектакль в торжество
присутствовавшего на спектакле
М.Горького,
устроив ему восторженные овации.

          В 1905
г. пьеса ставилась в провинции. Во время
представления «Дачников» в Киеве в
театре Соловцова 5 февраля 1905 г. произошли
«беспорядки». Зрители требовали
освободить М.Горького
из Петропавловской крепости. В театре
были разбросаны прокламации с портретом
М.Горького.
В зрительном зале раздавались возгласы:
«Да здравствует свобода!», «Долой
самодержавие!» и т.п.

Драма 
«пустой души» по роману-эпопее М.
 Горького 


«Жизнь Клима Самгина».

 Образ Клима
Ивановича Самгина имеет огромное, еще
не в полной степени оцененное, национальное
и мировое значение. Это наиболее сложный,
емкий и психологически тонкий образ
во всем творчестве Горького .
В романе нет ни одной сюжетной линии,
которая не была бы непосредственно
связана с Самгиным. Какая бы ситуация
ни изображалась в романе, автора
интересует поведение Самгина в данной
ситуации, его точка зрения, его
переживания.

Клим Самгин является
представителем русской буржуазной
интеллигенции 
конца XIX — начала XX века. Все оттенки
ее психологии, все ее колебания, блуждания
и тайные вожделения запечатлены в его
образе.

    Внешность
Самгина отмечена ординарностью. “А
лицо у вас обыкновенное”, — сказала
ему Тося. Когда он родился, родители
долго думали, какое ему дать имя. Отец
назвал его Климом, говоря: “Простонародное
имя, ни к чему не обязывает…” Претензия
на героическую судьбу у нашего героя
проваливается сразу же. С детских лет
Клим решил “выдумать” себя, “иначе
никто из взрослых не будет меня замечать”.
Он также был озабочен своей оригинальностью.

    Репетитор Самгина
Томилин учил его: “Человек свободен
только тогда, когда одинок…” Самгин
считает, что в одиночестве есть что-то
героическое. Он — герой ложных претензий.
Не случайно образ Самгина окружен роем
мотивов пустоты, призрачности,
нереальности. Не случайно М. Горький
неоднократно повторяет фразу: “Да был
ли мальчик-то?”

  Самгин из
числа людей, которые “искали-искали
свободы духа и, вот, будто нашли, а
свободой-то оказалась бесцельность,
надменная пустота какая-то…”

   Трудно
назвать другое произведение, в котором
были бы даны различные образы
опустошенности, как это сделал Горький
в своем романе. И Самгин встает перед
читателем как некий символ пустоты.

    Самгин не красив и не
уродлив. В его внешности нет ничего
яркого. Мелкие, невыразительные черты
лица. Клим Самгин вечно находится на
грани между порядочностью и аморализмом.
Он всегда колеблется и никогда не может
двинуться в ту или иную сторону. Он
тяготеет к предательству, но сам себе
в этом ни за что не признается. Жизнь
Клима Ивановича Самгина раскрыта
Горьким как жизнь человека, постоянно
находящегося в процессе довольно
напряженных, мучительных исканий, но
не способного что-либо найти, до конца
самоопределиться. Над чем бы Самгин ни
думал, сознание его всегда было на
перепутье, на перекрестке людей и
течений.

    Он всегда
опасался четкой постановки вопросов,
твердых решений, стараясь “ставить
свое мнение между да и нет”. Эту
неустойчивость прививала Самгину вся
обстановка, в которой он воспитывался.

    Клим Самгин причислял
себя к “лучшим людям страны”, но всерьез
не задумывался над вопросом, какую
позицию должны занимать эти люди к
царящему мраку. Свое душевное состояние
Клим еще в юности оценил как “смуту”.
Зрелость не подарила ему тишины и
ясности. Особенно трудным оказалось
разобраться в собственной личности.
Нередко он ловил себя на том, что
“наблюдает за собой, как за человеком,
мало знакомым ему и опасным для него”.
Недовольство собой иногда превращается
в чувство вражды к себе.

   Самгин
был бессилен выбраться из жизненной
путаницы. Она росла и затягивала его.
Постоянно боясь утратить свою
индивидуальность, Клим не замечал, что
он все больше утрачивает ее. Он довольно
часто боится остаться наедине со своими
мыслями.

    Достигнув
сорока лет, он говорит: “Я еще не познал
себя”. Фраза эта вырвалась у него
“неожиданно”, а неожиданные,
непроизвольные высказывания Самгина
были самыми искренними. “В сущности,
я бездарен”, — признается Самгин
в горькую 
минуту самопознания, наедине с самим
собой.

    Самгин
бездарен в любви, в человеческих
отношениях, в жизни. У него нет ни друзей,
ни близких.

    В
противоречивой двойственности — весь
Самгин. Носитель интеллекта, он тяготится
им; представитель интеллигенции ,
он отрицает ее. Этот мотив самоотрицания
в конечном счете приводит к самоуничтожению,
пустоте, варварству.

    В
конце романа Самгин находится в состоянии
полнейшей растерянности. Одинокий и
опустошенный, он ставит все тот же
роковой вопрос, который не давал ему
покоя в юности: “Что должен делать я и
что могу я сделать?”

   Подводя
итог жизни своего героя, Горький 
пишет: “Клим Иванович Самгин видел
много, много слышал и пребывал самим
собою как бы взвешенный в воздухе над
широким течением событий. Факты проходили
перед ним и сквозь него, задевали,
оскорбляли, иногда — устрашали. Но все
проходило, а он непоколебимо оставался
зрителем жизни”.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Доклад по литературе «Вечные темы в рассказах И.А.Бунина»

dokladuВ своих произведениях Иван Алексеевич Бунин затрагивает такие вечные проблемы, как необратимость уходящего времени, жизнь и смерть, любовь. Эти проблемы, действительно, вечные: человек сталкивается с ними каждый день и будет сталкиваться всегда.

Каждое произведение Бунина по-своему уникально.

Например, рассказ «Антоновские яблоки». Он написан по аналогии тургеневским жанром стихотворения в прозе. Рассказ очень лиричен, несмотря на прозаическую форму.

В нем Бунин восхищается природой, вспоминает о поездках в дворянские усадьбы, где течет здоровая деревенская жизнь, олицетворением которой являются подолгу живущие старики, крепкие дворы и избы. В рассказе автор описывает осень (время полного созревания), говорит о свежести осени: «Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и – запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести».

Символом здоровой плодоносящей жизни у Бунина становится аромат антоновских яблок. «Войдешь в дом и прежде услышишь запах яблок, а потом уже другие», — пишет автор.Этим запахом пропитано все в воспоминаниях Бунина.

Многое в жизни проходит, да и жизнь проходит… Необратимость уходящего времени показывает Бунин в рассказе «Антоновские яблоки». Но в памяти остается нечто прекрасное: воспоминания, ассоциативно оживающие в нашей памяти, часто связанные с ароматами.

Тема жизни и смерти раскрывается Иваном Алексеевичем в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Здесь внешний блеск героя противопоставлен его внутренней блеклости, дорогая оболочка – пустому содержанию. Автор лишает своего героя имени, так как это собирательный образ, таких людей много. У них нет души, а есть только деньги, они заботятся лишь о собственном комфорте и безразличны к окружающим. Однако, когда Господин из Сан-Франциско умер, те деньги, зарабатыванию которых он посвятил лучшие годы своей жизни, стали никому не нужны, не говоря уже о нем самом. Он возвращается домой в ящике из-под содовой в трюме, рядом с теми людьми, коими он брезговал при жизни.

Пустой и бездуховной жизни Господина противопоставлена жизнь лодочника Лоренцо и абруццких горцев, которые не зависят от денег, они бедны материально, но духовно богаты. Они по-настоящему счастливы в жизни.

В рассказе много символов. Корабль назван «Атлантида», что сразу наталкивает на мысль об обреченности, обреченности богатых и успешных пассажиров на фальшивую жизнь.

На корабле три этажа, которые символизируют социальную лестницу: верхний этаж – это обитатели блестящих салонов, средний – обслуживающий персонал, нижний – кочегары «адской топки».

Перемещение корабля и его возвращение в исходную точку с телом героя становится символом движения человечества по замкнутому кругу.

Это лишь немногие символы, присутствующие в произведении.

По мнению Бунина, важна не смерть, а жизнь до смерти. Жизнь нужно прожить с толком, нужно оставить след, многое понять, духовно обогатиться. А перед лицом смерти человек жалок, и никакие средства тут не помогут…

Тема любви затрагивается Буниным в рассказах «Солнечный удар», «Легкое дыхание», «Темные аллеи» и «Чистый понедельник». Во всех них любовь мимолетна и трагична.

В рассказе «Легкое дыхание» нежная, искренняя и бескорыстная Оля Мещерская сталкивается с жестокой действительностью окружающего мира, что приводит ее к гибели.

Герои рассказа «Темные аллеи», любившие друг друга в молодости, но вынужденные расстаться, лишь встретившись много лет спустя осознают, что их чувства друг к другу были лучшим, что было в их жизни.

В рассказе «Чистый понедельник» героиня посещает светские мероприятия, но внутренне чужда этому. Она находит себя в служении Богу, отказываясь от любви.

Во всех этих рассказах о любви Бунин показывает лишь мгновенную вспышку, прозу жизни в них автор отвергает. Любовь в представлении Бунина – это озарение, вспышка, молния, которая освещает жизнь человека, возвышает его над миром суеты и повседневных забот. Любовь – это величайшая ценность, и, чтобы не показывать прозу жизни, будничность, автор обрывает любовь на высшей точке, на ее пике.

Таким образом, Бунин затрагивает очень важные темы в своих произведениях, вечные темы. Они были, есть и будут актуальны во все времена.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • К и чуковский сказки для детей 1 класса
  • К и чуковский сказки 1 класс школа россии презентация
  • К заплыву готов как пишется
  • К жанру устного народного творчества не относится рассказ сказание предание историческая песня
  • К жанрам народных сказок относятся

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии